Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

53 страницы

389.00 ₽

Купить ВСН 34/IX-60 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования документа распространяются на работы по изготовлению сборных конструкций и деталей из предварительно напряженного железобетона, применяемых при строительстве морских и речных портовых гидротехнических сооружений (причальных, оградительных, судоподъемных, берегоукрепительных и выправительных).

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие указания

2. Арматурные работы

3. Опалубочные работы

4. Формовка изделий

5. Уход за изделиями

6. Приемка и испытание готовых изделий

Приложение 1. Акт освидетельствования и приемки установленной арматуры

Приложение 2. Журнал натяжения пучковой арматуры

Приложение 3. Журнал изготовления и хранения напряженных железобетонных изделий

Приложение 4. Паспорт изделия

Приложение 5. Основные положения по строительству полигонов для изготовления сборных предварительно напряженных железобетонных конструкций

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО

ТРАНСПОРТНОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА

СССР

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР


ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Глава IX

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ИЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

BCH-34IIX-60

МИНТРАНССТРОЙ СССР

МОСКВА 1962

МИНИСТЕРСТВО

ТРАНСПОРТНОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА

СССР

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР


ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Глава IX

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ИЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

ВСН-34/9-60 Минтрансстрой СССР

Утверждены Министерством транспортного строительства СССР, Министерством морского флота СССР, Министерством речного флота РСФСР. Приказ М 204\166\Л9 от 27 июля J961 г. Согласованы с ВС ИХ

ОРГТРАНССТРОЙ М О СКВ А 1962

Местная кривизна стержней не должна превышать 6 мм на 1 пог. м.

Общая кривизна стержня не должна превышать произведения допускаемой местной кривизны на длину стержня в метрах.

20.    Правку проволоки для пучков не разрешается производить со скоростью, меньшей 0,20 м/сек. Запрещается останавливать поступательное движение проволоки до выключения станка. Проволока при сматывании с бухты должна применяться в дело без последующей правки.

Разматывание, правку, чистку и резку легкой арматуры (диаметром до 14 мм) рекомендуется производить на станках-автоматах.

В случае необходимости разметка и правка легкой арматурной стали производится при помощи самотаски с разрезкой выпрямленной арматуры на прутья нужной длины ручным или приводным прессом. Правка и резка тяжелой арматуры (диаметром свыше 14 мм) при больших объемах работ должны производиться на приводных станках.

При небольшом количестве тяжелой арматуры ее можно править вручную на верстаке, оборудованном плитой с упорами. Качество правки проверяется на выверенной плоскости, причем местные отклонения от прямой не должны превышать 5 мм.

Величина отклонения проверяется по просвету между уложенным стержнем и выверенной плоскостью. Для проверки величины просвета может применяться металлический клин с уклоном 1 :20 с нанесенными делениями. Поверхность стержней, выправленных на автоматических станках, не должна иметь поперечных царапин от правильного барабана, уменьшающих диаметр стержня более, чем на 5%.

21.    Разметка арматурных стержней мелом с помощью проверенных Палатой мер и весов стальных метров и рулеток должна вестись с точностью +2 мм. Разметка партий однотипных стержней производится по заранее изготовленным шаблонам.

22.    Гнутье арматуры рекомендуется выполнять на приводных станках. При малых объемах работ для гнутья легкой арматуры (диаметром 20-ь-25 мм) допускается использование ручных станков.

23.    Спирали для круглых свай и шпунта следует изготовлять на намоточном станке.

24.    Стыкование стержней арматуры (гладкой и периодического профиля), как правило, должно производиться контактной электросваркой методом оплавления. Стыкование с

помощью дуговой сварки ванным способом, а также внахлестку или с накладками, допускается при невозможности осуществления контактной сварки. Стыки стержней должны располагаться вразбежку.

25.    Арматура из холоднотянутой проволоки в сборных предварительно напряженных конструкциях должна быть, как правило, без стыков. При применении непрерывного армирования допускается соединение конца проволоки одной бухты с концом проволоки другой бухты путем устройства узла, с помощью соединительных плашек или с использованием прибора ЦНИИСа для обмотки.

26.    Сварка стыков стержневой арматурной стали должна производиться в соответствии с «Указаниями по технологии электросварки арматуры железобетонных конструкций» (ВСН-38-57/МСПМХП—МСЭС) при соблюдении следующей технологии стыкования:

а)    сварка должна производиться до упрочнения стали холодной обработкой;

б)    концы стержней, стыкуемых контактной сваркой методом оплавления, должны быть срезаны нормально к оси стержня и тщательно очищены на обдирочно-шлифовальном станке;

в)    сварка должна производиться со строгим соблюдением точности совпадения продольных осей стыкуемых стержней.

Для контактной стыковой сварки стержней арматуры рекомендуется применять сварочные машины с направляющими рольгангами или уголками, обеспечивающими соосное положение стержней при сварке.

Охлаждать стыки следует медленно (особенно в зимних условиях). Упрочнение сваренных арматурных стержней можно производить только после охлаждения стыков.

27.    Стыкование арматуры ванным способом необходимо осуществлять с применением специальных подкладок, охватывающих стык снизу и предварительно прихватываемых к стержням в 4 точках. При сварке стыка прихватки должны быть обязательно переварены. Размеры подкладок следует принимать в зависимости от назначения и диаметра стыкуемых стержней.

Величина зазора между торцами стержней должна быть не более диаметра стыкуемого стержня, но не менее 1,5 диаметра электрода (с покрытием).

11

28.    При производстве дуговой сварки арматурных стержней при помощи накладок или внахлестку для накладок может применяться круглая, полосовая и уголковая сталь; на-

3 з. 6351

кладки из круглой стали должны быть парными. Несущая способность накладок должна превышать несущую способность стыкуемого стержня не менее чем на 30 %. Для накладок может применяться та же сталь, что и у стыкуемых стержней. Для уголковых накладок рекомендуется применять малоуглеродистую сталь.

Сваривать стыки арматуры должен квалифицированный сварщик, имеющий удостоверение о допуске к сварке.

На каждом сварном стыке, на расстоянии 50—75 мм от места сварки, сварщик обязан поставить присвоенное ему клеймо.

29.    Марки электродов для дуговой сварки арматуры должны быть указаны в проекте. Применение для сварки рабочей арматуры электродов с меловой обмазкой запрещается.

30.    Для проверки качества стыка, получающегося при выбранном режиме контактной сварки, сварщик в начале работы с арматурой другого диаметра должен сварить из нее 2 образца и испытать их путем загиба на 90° вокруг оправки диаметром 2d для гладкой стали и 3d—для стали периодического профиля так, чтобы стык оказался в середине загиба. При появлении трещин в месте стыка необходимо переходить на другой режим сварки с обязательным повторением данном проверки.

31.    При стыковании стержней дуговой сваркой швы необходимо варить от середины стыка к концам накладок. Выполненные соединения не должны иметь подрезов, трещин и больших наплывов металла.

32.    Качество всех видов сварных стыков арматуры необходимо проверять путем испытания стыков на растяжение до разрыва.

От каждой партии однотипных стыков, имеющих одинаковые диаметр, профиль и марку стали, следует испытать 1% стыков, но не менее трех стыков.

Предел прочности каждого образца должен быть не ниже браковочного минимума предела прочности при растяжении стали данной марки (табл. 1). В противном случае контрольное испытание необходимо повторить на удвоенном количестве образцов от каждой партии и, если предел прочности при растяжении более 2 образцов окажется ниже браковочного минимума предела прочности при растяжении стали данной марки, вся партия бракуется.

33.    Упрочнение арматурной стали марок 25Г2С, 35ГС и Ст. 5 производится путем силовой калибровки (вытяжки).

Для вытяжки арматурной стали могут применяться при-

12

способления и механизмы, посредством которых прилагаются необходимые усилия с фиксацией их величин, а также образующихся удлинений стержней.

34.    Арматурные стержни после упрочнения рекомендуется выдерживать до нового загружения в течение суток.

35.    Для контроля качества упрочненной арматурной стали от каждой ее партии (не более 20 г) отбираются 3 образца, которые испытываются на растяжение в холодном состоянии на лабораторном гидравлическом прессе. При несоответствии результатов испытаний заданным пределам текучести и прочности хотя бы одного из образцов должно производиться повторное испытание удвоенного числа образцов. В случае несоответствия хотя бы одного из всех вторично отобранных образцов одному из указанных требований, вся партия бракуется и может применяться с пределом текучести или пределом прочности ниже заданного при условии пересчета потребного количества арматуры в изделии.

36.    При натяжении арматуры напряжения должны контролироваться по показаниям динамометров, манометров (при гидравлической установке) или путем непосредственного замера напряжений съемными механическими и электрическими тензометрами.

Цена деления манометра должна быть не более 5% от наибольшего натяжного усилия.

Величина контролируемого предварительного напряжения арматуры принимается по проекту. В целях компенсации потерь предварительного напряжения, возникающих ввиду релаксации напряжений стали и других факторов, допускается кратковременная перетяжка арматуры.

Допуски в величине отклонений контролируемого предварительного напряжения арматуры, по сравнению с проектными, принимаются: —5% и +10%.

37.    Категорически запрещается:

а)    стоять на раме или находиться в зоне вылета арматуры из зажимов при натяжении стержней;

б)    работать без установки торцовых щитов;

в)    производить вытяжку с поднятой предохранительной сеткой;

г)    поправлять во время вытяжки стержень и зажимы;

д)    работать без манометра и при давлении свыше установленного по паспорту натяжного домкрата;

е)    работать при неисправных приборах и коммуникациях маслоподающей системы;

13

ж)    оставлять гидродомкрат под давлением;

3*

з)    производить различные регулировочные работы при наличии давления в системе;

и)    стоять во время вытяжки арматуры в конце гидродомкрата, когда последний установлен на салазках, без крепления к раме.

Не реже 1 раза в месяц должна проводиться ревизия гибких шлангов на давление, штуцеров на плотность соединения, манометров на правильность показаний.

38.    Вязка продольной арматуры с поперечной, в случае раздельного натяжения напрягаемых стержней, производится после натяжения продольной арматуры. В этих случаях продольная арматура укладывается в форму или стенд в несвязанном виде, но с установленными на нее и равномерно распределенными по длине хомутами или спиралью. При одновременной и равномерной вытяжке всех стержней напрягаемой арматуры последнюю можно связывать с поперечной арматурой до вытяжки (до укладки в форму или на стенд). Порядок и последовательность вязки продольной арматуры с поперечной указывается в проекте изделия. Сварка по натянутой арматуре, как правило, не допускается. При необходимости сварки напряженной арматуры в проекте производства работ должны быть указаны специальные технологические мероприятия, обеспечивающие качество сварки и безопасность работы.

39.    Проектное положение закладных деталей должно достигаться применением специальных фиксаторов на верстаке-кондукторе и на формах, а также путем привязки их к арматуре каркаса.

40.    Перед укладкой арматурного каркаса в форму или на стенд производится проверка состояния и исправности всех натяжных приспособлений.

В качестве зажимов арматурных стержней могут применяться конические разрезные шайбы, укладываемые в специальную втулку с внутренней конической поверхностью, рычажные самозатягивающиеся зажимы, закладные патроны с гнездами под анкерные головки, высаживаемые или навариваемые на концах арматурных стержней и т. п.

41.    Выбор оборудования для натяжения арматуры производится в соответствии с проектом предварительно напряженных изделий и технологией их изготовления.

42.    Натяжение стержней арматуры можно осуществлять с помощью:

а) натяжных машин или гидравлических и винтовых домкратов;

14

б)    системы блоков, рычагов и подвешиваемого к ним груза;

в)    приводных гайковертов или динамометрических тариро-вочных гаечных ключей при навинчивании гаек на резьбу захватного устройства или арматуры;

г)    укорочения арматуры при остывании ее после нагрева до заданной температуры.

43.    Натяжное и захватное устройство должно:

а)    обеспечивать надежный захват арматуры, не допускающий ее проскальзывания;

б)    гарантировать натяжение арматуры до заранее заданного усилия;

в)    поддерживать это натяжение неизменным до передачи его на бетон.

Процесс захвата, натяжения и освобождения арматуры должен быть прост и непродолжителен.

Рекомендуется применять захваты, не требующие дополнительной обработки концов натягиваемой арматуры.

44.    Натяжение и отпуск арматуры должны производиться с соблюдением заданного контролируемого напряжения сто с точностью до —5% и +10%.

Натяжение производится следующими этапами:

а)    выбор слабины и монтажное натяжение всех стержней до 0,2+0,3 Сто. При этом проверяется правильность закрепления арматурных стержней в зажимах;

б)    натяжение до 1,1 Сто и выдержка при этом натяжении в течение 3—5 мин;

в)    снижение натяжения до величины ст0.

45.    Натяжение арматуры может быть как раздельным, так и групповым. При групповом натяжении арматуры должна быть обеспечена одинаковая начальная длина всех стержней, установленных в захватах, и равномерная передача усилий на них, что может быть проверено как измерением напряжений в стержнях, так и по величине провисания стержней.

При одновременном натяжении стержней лучше применять горячекатаную арматуру.

Для холодносплющенной арматуры обязательна предварительная контрольная вытяжка.

46.    Гидравлические домкраты, применяемые для натягивания стержневой арматуры, характеризуются данными, приведенными в табл. 2.

47.    Расчетное контролируемое напряжение (сто) указывается в проекте. В соответствии с Сто, длиной и площадью стержня, а также площадью поршня домкрата, рассчитыва-

15

Основные характеристики гидравлических домкратов для натяжения стержневой арматуры, выпускаемой Московским машиностроительным заводом им. М. И. Калинина

Тип домкрата

Ход

поршня,

мм

Тяговое

усилие,

т

Размеры резьбы в штоках домкратов по ОСТ

Диаметры

арматурных

стержней,

мм

Размер шестигранника анкерной гайки под ключ, мм

Общий вес, кг

Система закрепления стержней в домкрате

ДС-50/150*

150

50

ххххххххх

Сй ^ со со М К) м м

Сл Сл СЛ

12-40

69

Резьбовая; штоком вручную

ДС-25/50*

50

25

М16Х2

М20Х2.5

М22Х2.5

12-18

23,7

Д2С-30/50*

50

2X15**

М16Х1.5

М16Х2

М20Х2.5

12-16

19,2

ДС-60/315***

315

60

2МЗЗ

2М36

2М39

2М42

2М45

28-40

50

55

60

65

70

66

Продолжение табл. 2

Тип домкрата

Ход

машины,

мм

Тяговое

усилие,

т

Размеры резьбы в штоках домкратов по ОСТ

Диаметры

арматурных

стержней,

мм

Размер шестигранника анкерной гайки под ключ, мм

Общий вес, кг

Система закрепления стержней в домкрате

ДС-30/200***

200

30

2М24

20—28

36

31

Резьбовая; гай

2М27

41

кой при помощи

2М30

46

ключа с трещоткой

2МЗЗ

50

ДС-15/125****

125

15

2М18

14-20

27

2М20

30

2М22

32

2М24

36

* Опытные типы домкратов ДС-50/150, ДС-25/50 и Д2С-30/50 прекращены выпуском в 1958 г.

** Каждый из домкратов может быть использован отдельно при натяжении арматуры с усилием до 15 т. *** Опытные типы домкратов, выпущенные в 1958 г.

**** Домкрат ДС-15/125 выпускается со сменным оборудованием, позволяющим применять для захвата натягиваемой арматуры зажимы конструкции НИИ Ж Б и НИИстройнефть.

ются удлинение стержня и величина контрольного показания манометра.

Все указанные расчетные величины передаются в табличной форме ПТО строительства, производящему натяжение арматурных каркасов.

Контроль величины натяжения арматуры можно осуществлять способами, указанными в п. 36, то есть:

по полной величине удлинения арматурных стержней;

при помощи специальных тарировочных или динамометрических ключей, завинчивающих гайки натяжных устройств;

по показанию манометров при натяжении арматуры гидравлическими домкратами.

Все полученные данные об измеренных величинах напряжений и удлинений арматуры по каждому из стержней заносятся в «Журнал арматурных работ».

48.    Натяжение арматуры электронагревом состоит в создании предварительного растягивающего напряжения при охлаждении арматуры после ее нагрева путем пропуска электрического тока до температуры не свыше 250—300° и закрепления концов на упорах, расчетное расстояние между которыми больше первоначальной длины стержней.

Для создания предварительного напряжения способом электронагрева арматурные стержни, заготовленные в холодном состоянии, стыкованные с анкерами или высаженные на концах и упрочненные предварительной вытяжкой, устанавливаются на стенд или закладываются в форму. Затем стержням придается равное монтажное натяжение с помощью тариро-вочного гаечного ключа. После этого, нагревая стержни электрическим током на длине расчетного участка, окончательно устанавливаемого опытным путем (см. п. 55), их удлиняют. Благодаря этому при остывании стержней в них создается требуемое предварительное напряжение.

49.    В качестве упора для натягиваемой с помощью электронагрева арматуры могут служить как специальные формы, так и стенды, предназначенные для натяжения арматуры посредством гидродомкратов.

Подготовка стендов для натяжения арматуры способом электронагрева заключается в установке металлических втулок с изоляционными прокладками в отверстия на планшайбах. Бортоснастку шарнирно-откидного типа следует в целях облегчения условий вязки арматурного каркаса переделать на съемную.

Контроль качества формы, подготовленной к производству, заключается в проверке ее жесткости и правильности раепо-

18

ложения упоров. Размещение упоров в продольном направлении не должно отличаться от проектного их расположения более чем на +2 и —1 мм, а в поперечном—более чем на +2 мм.

50.    Наконечники для анкеров, в случае их применения, должны быть выполнены из той же стали, что и основной стержень. После обрезки анкера должны использоваться повторно путем приварки подготовленного конца стержня к следующему стержню на стыковом аппарате.

51.    Взамен наконечников с резьбой, привариваемых к концам арматурных стержней, рекомендуется применять высадку конца арматурных стержней или приварку к ним анкерных коротышей.

Обработанные концы арматурных стержней следует закреплять в инвентарных наконечниках, которые крепятся в планшайбах.

Заготовка арматурных стержней с устройством анкерных концов должна вестись в шаблонах, обеспечивающих точность выполнения заданных размеров до +2 мм для стержней длиной до 6 м и ±5 мм—для стержней большей длины.

52.    Необходимая длина заготовленных к натяжению арматурных стержней определяется по формуле:

W(l——)+«-А/у,    (1)

где'    /о—длина подготовленных к натяжению стержней, мм;

I—расчетная длина расстояния между опорными поверхностями упоров, мм; во—величина предварительного напряжения арматуры без учета потерь за счет деформации формы, кг/см2;

Еа—нормативный модуль упругости применяемой арматуры, кг/см2;

а—сумма длин анкерных концов стержня, заводимых за опорные поверхности грани упоров, и технологических зазоров и припусков, мм;

А1у—укорочение расстояния между упорами формы при натяжении арматуры, мм.

19

Если предварительное напряжение арматуры во определено с учетом потерь от деформации формы, то принимают Ыу=0. При измерении длин стержней и расстояния между упорами учитывается влияние наружной температуры. Поэтому для контроля расстояния между опорными поверхностями упоров на формах и расстояния между опорными 1

поверхностями закрепляющих устройств на стержнях необходимо иметь контрольные шаблоны, хранящиеся в построечной лаборатории или ОТК.

53.    Потери предварительного натяжения за счет упругих деформаций формы определяются общими методами строительной механики, а за счет упругой податливости опорных балок стенда—по формулам 6 и 7.

В случае, если эти величины потерь окажутся большими 5% от полной величины натяжения, производится соответственно необходимое увеличение жесткости балок или формы.

54.    Перед электронагревом стержни с приваренными анкерными наконечниками заводятся в изолированные втулки планшайб и закрепляются гайками.

В случае применения инвентарных анкерных наконечников стержни закрепляются в скобах наконечников высаженными или наваренными концами. От поддона и боковых стенок металлической формы стержни изолируются прокладками из цементных плиток, равных по толщине защитному слою бетона. Затем для выбора слабины и уравнивания напряженного состояния стержни подвергают заданному небольшому монтажному напряжению с помощью тарировочного гаечного или динамометрического ключа. Контроль за выравниванием напряжений ведется по стрелам провеса стержней. Для страховки работающих через 2 м по длине каркаса устанавливают инвентарные деревянные рамки, которые убирают со стенда по мере установки поперечной арматуры.

55.    Для электронагрева каждый стержень поочередно подключается к контактным зажимам электрической установки. Расстояние между контактами на стержне U должно быть равным 0,80-4-0,90 от полной длины стержня. Плотность тока, проходящего через стержень, не должна превышать 400-s-450 а/см2; регулируется она с помощью дросселей. Разогрев продолжается 90—120 сек, после чего ток отключается. Максимальная величина температуры стержня не должна превышать 250—300°, а для упрочненной стали—250°.

р_ О • С ■ (ta—to)

8Ь4&!


(2)


кет,


Потребную мощность трансформаторов для нагрева следует определять по следующей приближенной формуле:

где    G—вес нагреваемого участка стержня, кг;

с—коэффициент теплоемкости стали, равный 0,12; t0—температура окружающей среды при нагреве, град.; U—заданная температура нагрева, град.;

20

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава IX «Технических условий производства и приемки работ по возведению морских и речных портовых сооружений» содержит указания по изготовлению сборных предварительно напряженных железобетонных конструкций портовых сооружений.

Ведомственные производственные инструкции должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящих «Технических условий».

Глава IX «Технических условий» составлена инж. А. Г. Вол-чаниновым, канд. техн. наук К. Д. Ладыченко и канд. техн. наук И. Я. Филипповой.

Окончательная переработка всего текста выполнена редакционной комиссией, образованной из представителей Министерства Морского флота СССР, Министерства транспортного строительства СССР, Министерства Речного флота РСФСР и ВСНХ в составе: В. М. Розенберга (председатель комиссии), Л. Н. Галлера, Е. В. Зимарева, Б. П. Константинова, К. Д. Ладыченко, И. М. Медовикова, В. А. Терпугова, Е. Я. Щавелева. 2

Ведомственные строительные нормы


BCH-34/IX-60


Министерство транспортного строи гел ьства СССР, Министерство морского флота СССР, Министерство речного флота РСФСР


Технические условия производства и приемки работ по возведению морских и речных портовых сооружений Глава IX. Изготовление сборных железобетонных конструкций портовых сооружений из предварительно напряженного железобетона


Минтрансстрой

СССР


Взамен действующих нормативных документов*


§ 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

L Требования настоящей главы распространяются на работы по изготовлению сборных конструкций и деталей из предварительно напряженного железобетона, применяемых при строительстве морских и речных портовых гидротехнических сооружений (причальных, оградительных, судоподъемных, берегоукрепительных и выправительных).

2. Изготовление предварительно напряженных сборных железобетонных конструкций должно выполняться под руководством специально подготовленного технического персонала при строгом соблюдении действующих правил техники безопасности.


• «Технических условий на изготовление предварительно напряженных железобетонных свай», «Указаний по изготовлению и приемке железобетонного предварительно напряженного шпунта для морских сооружений», «Указаний по изготовлению и погружению предварительно напряженного шпунта для речных сооружений», приведенных в «Основных технических правилах и указаниях по портовому гидротехническому строительству» (Главморречстрой Минтрансстроя, 1958 г.).


Внесены Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства и Главмор-речстроем Минтрансстроя СССР


Утверждены Министерством транспортного строительства СССР, Министерством морского флота СССР, Министерством речного флота РСФСР. Приказ 204/166 119 от 27 июля 1961 г. Согласованы с ВСНХ


Введены в действие с 1 января 1962 г.


3.    Элементы конструкций должны изготовляться по рабочим чертежам в соответствии с проектом производства работ и указаниями, изложенными в «Технических условиях на производство и приемку строительных и монтажных работ» (Раздел III. Бетонные и железобетонные работы); СН-66-59; СН-67-59; «Технических условиях на изготовление и приемку сборных железобетонных и бетонных конструкций и деталей» (СН-1-57); в главе VIII настоящих «Технических условий» и в специальных указаниях настоящей главы. Внесение отдельных изменений в технологию изготовления должно быть согласовано с проектной организацией.

4.    Изготовление предварительно напряженных железобетонных конструкций может быть организовано как на заводе железобетонных изделий, так и на строительной площадке полигона.

Как правило, типовые конструкции из предварительно напряженного железобетона следует изготовлять в заводских условиях по поточно-агрегатному или стендовому способу и доставлять на строительство в виде готовых изделий.

Изготовление нестандартных или малосерийных конструкций можно вести на временных установках при заводах и на полигонах.

Основные положения по строительству полигонов для изготовления сборных предварительно напряженных железобетонных конструкций изложены в приложении 5.

5.    Наблюдения за выполнением требований, изложенных в настоящей главе в отношении качества и состава исходных материалов, условий приготовления и укладки бетона, натяжения и отпуска арматуры, а также качества готовой продукции, осуществляется техническим персоналом предприятия, лаборатории строительных материалов или ОТК.

Изготовление предварительно напряженных конструкций без лабораторного контроля не допускается.

§ 2. АРМАТУРНЫЕ РАБОТЫ

6.    Для изготовления предварительно напряженных сборных элементов должна применяться предусмотренная проектом арматурная сталь, имеющая заводской сертификат с указанием марки стали и номера ГОСТа. При отсутствии сертификата необходимо производить контрольные испытания стали.

5

Допускается также применение стали, подвергнутой упрочнению вытяжкой, при наличии согласования с проектной орга-

2*

низацией (если такая арматура не была предусмотрена проектом), а также при соблюдении указаний настоящей главы.

Могут применяться следующие виды арматурной стали:

а)    горячекатаная периодического профиля, низколегированная марок 30ХГ2С, 25Г2С и 35ГС (ГОСТ 5058-57, сортамент по ГОСТу 7314—58) и углеродистая марки Ст. 5 (ГОСТ 380—57, сортамент по ГОСТу 5781—58);

б)    горячекатаная периодического профиля, подвергнутая упрочнению вытяжкой с контролем напряжений и удлинений:

при марке 25Г2С и 35ГС—вытяжка до 5500 кг/см2, но при удлинении не более 3,5%;

при марке Ст. 5—вытяжка до 4500 кг/см2, но при удлинении не более 5,5%;

в)    горячекатаная периодического профиля, подвергнутая упрочнению вытяжкой с контролем удлинений (без контроля напряжений);

при марке 25Г2С и 35ГС—вытяжка 3,5%;

при марке Ст. 5—вытяжка 5,5%;

г)    холодносплющенная сталь периодического профиля марок Ст. 3, Ст. 5 (ГОСТ 6234-52);

д)    холоднотянутая стальная проволока, заводская проволока периодического профиля и другие виды проволок диаметром не менее 5 мм, качество которых определено специальными техническими условиями.

В качестве арматуры, не подвергаемой предварительному напряжению, может применяться сталь, отвечающая требованиям действующих норм и технических условий на проектирование и изготовление железобетонных конструкций (НиТУ 123-55). Подъемные петли, хомуты или спирали и другую косвенную арматуру изготовляют из мягкой арматурной стали согласно ГОСТу 2590—57 (сталь круглая марок Ст. 0 и Ст. 3). Применение в этих целях стали периодического профиля или упрочненной запрещается.

Примечание. Применение стали 30ХГ2С для армирования свай, шпунта и оболочек разрешается только при условии их погружения подмывом или вибропогружателями. Забивка элементов, армированных сталью 30ХГ2С, запрещается.

7.    В соответствии с «Техническими правилами по экономному расходованию металла, леса и цемента в строительстве» (ТП101-54) применение арматурной стали периодического профиля не по прямому назначению запрещается. Отбор, раз-метка и резка стержней должны производиться с соблюдением требований экономии металла.

8.    Установленную проектом сталь рабочей стержневой ар- 3

матуры разрешается заменять сталями других видов, марок и диаметров при согласовании с проектной организацией без пересчета конструкции при соблюдении следующих требований:

а) выбор вида и марки стали должен производиться в соответствии с перечнем, приведенным в табл. 1.

Таблица 1

Виды арматурной стали для предварительно напряженных сборных элементов

Наименование арматурной стали

Яну—условны е расчетные сопротивления арматуры, кг/см2

/^—нормативные сопротивления арматуры, кг1см*

1. Горячекатаная периодического профиля Сталь марки 30ХГ2С.............

5100

6000

Сталь марки 25Г2С..............

3400

4000

Сталь марки Ст,5...............

2400

2800

Стали марок 25Г2С и 35ГС, упрочненные вытяжкой до 5500 кг\см2, но при удлинении арматуры не более 3,5%............

4500

5500

Сталь марки Ст.5, упрочненная вытяжкой до 4500 мг/сл8, но при удлинении арматуры не бодее 5,5% .................

3700

4500

Сталь марок 25Г2С и 35ГС, подвергнутая вытяжке на 3,5% без контроля напряжения . . .

4000

5500

Сталь марки Ст.5, подвергнутая вытяжке до 5,5% без контроля напряжения.......

3250

4500

2. Холодносплющенная периодического профиля

Сталь марки Ст, 5...............

3150

6000

б) расчетная несущая способность арматуры должна быть не менее принятой в проекте.

Изменять количество рядов рабочей арматуры или число стержней в ряду можно по согласованию с проектной организацией только с пересчетом конструкции.

9. При отсутствии сертификата для испытания арматурной стержневой стали на строительстве от каждой партии арматуры весом до 20 т должно быть отобрано: 4

3 образца для испытания на загиб в холодном состоянии;

3 образца для испытания на растяжение до разрыва;

3 образца для технологической пробы при дуговой сварке.

10.    По каждой партии проволоки лабораторией завода-поставщика должны быть составлены путем измерения удлинения диаграммы зависимости деформации от напряжений. Диаграммы должны отличаться между собой не более чем на +5% по величине удлинения при одинаковой величине напряжения. Наличие различных диаграмм для проволок одного и того же пучка или разных пучков в одном сборном элементе не допускается.

Пр имечание. В случае отсутствия в сертификате завода-изготовителя диаграмм «напряжение—деформация» они должны быть составлены лабораторией по заданию строящей организации.

11.    Для обнаружения в стальной проволоке дефектов и трещин следует при ее разматывании с бухт осуществлять непрерывный наружный осмотр и проверку.

12.    Арматурная сталь должна храниться под навесом в штабелях на прокладках или в стеллажах рассортированной по маркам, партиям и диаметрам с сохранением заводских бирок. Прутки должны укладываться таким образом, чтобы со стороны подхода к штабелю находился торец с несмываемым заводским знаком марки стали.

13.    Арматурная проволока для предварительно напряженных конструкций должна быть защищена от ржавления упаковкой и храниться в закрытых помещениях.

14.    В целях механизации работ по установке арматуры в формы ее следует заготовлять на арматурном дворе в виде сварных сеток и плоских или пространственных каркасов ненапрягаемой арматуры и отдельных стержней напрягаемой арматуры. Такой каркас полностью собирается на арматурном верстаке-кондукторе с привязкой к нему бетонных подкладок, фиксирующих толщину защитного слоя. Марка бетона в подкладках должна соответствовать марке бетона в конструкции.

Применение прокладок из арматурного железа или отдельных щебенок запрещается. Каркас должен быть неизменяемым и достаточно жестким.

Мощности и габариты грузоподъемных и транспортных средств строительства должны соответствовать размерам и весу арматурного каркаса.

15.    Все операции по заготовке арматуры, арматурных сеток и каркасов должны быть механизированы. Разметка и сборка элементов каркасов должна вестись в специальных

8

шаблонах-кондукторах, соответствующих заданному в проекте расположению стержней.

16.    Изготовление сборных предварительно напряженных конструкций портовых сооружений допускается производить с натяжением на упоры и на бетон.

Способ натяжения арматуры в сборных конструкциях должен быть указан в проекте.

17.    Технология изготовления арматурного каркаса предварительно напряженных железобетонных сборных элементов с натяжением на упоры включает следующие основные процессы:

а)    сортировку арматурной стали на складе, отбор и подготовку ее (чистка и правка арматуры);

б)    заготовку арматуры каркаса и стержней, подлежащих натяжению, с запасом необходимых концов для закрепления в захватных устройствах (разметка, гнутье, резка, сварка);

в)    упрочнение арматуры;

г)    сбор каркаса на арматурном верстаке-кондукторе;

д)    строповку каркаса к траверсной балке и подачу его краном на натяжной стенд, установку в каркас закладных частей;

е)    закрепление захватами натягиваемых арматурных стержней;

ж)    монтажное натяжение и выбор слабины натягиваемых стержней;

з)    полное натяжение арматуры, контролируемое по величине ее вытяжки и усилию домкрата;

и)    передачу усилий предварительного напряжения арматуры со стенда на бетон после затвердения последнего до прочности, при которой разрешается распалубка;

к)    обрезку натянутой арматуры; удаление остатков стержней из захватов.

Примечание. Закладные части весом более 50 кг можно устанавливать в опалубку после установки каркаса с последующей приваркой к нему отдельных стрежней, мешающих установке закладных частей.

18.    Арматура должна иметь чистую поверхность. Масло, краска, грязь, окалина и ржавчина должны быть удалены.

Примечание. Применение кислот для очистки арматуры не допускается. Следует применять пескоструйные аппараты, круглые проволочные щетки, насаженные на ось электромотора, обычные ручные проволочные щетки а т. д.

19.    Сталь, поступающая в бухтах (кругах), и изогнутые арматурные стержни должны выправляться.

9

1

э. 6361

2

з. <051

3

4