Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

56 страниц

389.00 ₽

Купить ВСН 27-93 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция регламентирует основные требования к планированию, организации и проведению работ по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования и является обязательной для дорожно-эксплуатационных организаций Миндорстроя Республики Беларусь.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Основные виды и характеристика зимней скользкости на дорогах Беларуси

3 Характеристика способов борьбы с зимней скользкостью и противогололедных материалов

4 Технология работ при борьбе с зимней скользкостью

5 Организация движения при гололедице

6 Организация работ по борьбе с зимней скользкостью

7 Требования техники безопасности и охраны труда

8 Охрана окружающей среды при борьбе с зимней скользкостью

Приложения

 
Дата введения01.03.1993
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

25.11.1992ПринятГлавный Государственный санитарный врач Республики Беларусь317
04.12.1992ПринятГосударственный комитет Республики Беларусь по экологии05-9/2528
11.01.1993ПринятГосударственный комитет по архитектуре и строительству Республики Беларусь16-6/18
11.02.1993УтвержденМиндорстрой Республики Беларусь9
РазработанБелорусский государственный дорожный НИиПТИ Дорстройтехника
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ

ПО БОРЬБЕ С ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ БЕЛАРУСИ

ВСН 27-93__

Миндорстрой Республики Беларусь

Издание официальное

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МИНСК 1893

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ ПО БОРЫЕ С ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ БЕЛАРУСИ

ВСН 27-93

ШИДОРСТРОЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИЗДАНИЕ ОШДШЪНОЕ

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВ ТОМ ОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ШНСК IS93

температуре ниже минус 15 °С или для смешивания с галитовдаи отходам.

3.13.    При отсутствии хлористого кальция и ХКФ для борьбы с гололедицей при температуре ниже минус 15 °С следует применять фрикционные материалы с минимальным (3-5$) содержанием галитовых отходов - так называемую пескосоляную с'лзсь.

3.14.    Фрикционные материалы, применяемые для приготовления пескосоляной смеси, не должны содержать частиц крупнее

5 ш# так как крупные частицы могут травмировать людей, повредить автомобили и распределительную технику. При наличии частиц крупнее 5 ш фракционные материалы необходимо прогрохотать. Содержание глинистых частиц в песке не должно превышать 3$.

3.15.    Приготовление концентрированных растворов на основе галитовых отходов возможно в стационарных емкостях или непосредственно в рабочих цистернах поливомоечных машин ГШ-130, гудронаторов, битумовозов при условии обязательной промывки водой после завершения работ, топливозаправщиков, отработавших свой ресурс, а также других металлических цистернах, монтируемых в кузовах или на прицелах п оборудованных специальным распределителем (приложение I). Дня этого в емкости загружают га-

литовые отходы в количестве, необходимом для получения раствора требуемой концентрации с таким расчетом, чтобы температура его замерзания была на 8-10 °С ниже температуры воздуха в момент производства работ (приложения» 2). Затем в рабочую цистерну заливают воду до полного объема и перемешивают. Приготавливать растворы на основе галитовш: отходов можно в рассолохра-пилшцах (приложение 3) или бетонных резервуарах, расположенных вдоль трассы дороги.

3.16.    При температуре воздуха до минус 10 °С молено применять концентрированные раствори на основе галитовых отходов, а в районе г.Речвды пластовые воды нефтяных месторождений (в радиусе до 100 км). Применение жидких противогололедных реагентов позволит расширить парк машин для борьбы с гололедицей, белее экономно расходовать хлориды и уменьшить их отрицательное воздействие на окружающую среду.

3.17.    Пластовые воды являются многокомпонентными растворами хлористо-натриевого состава. Концентрация хлоридов в пластовых водах, как правило, находится в пределах 2GQ-220 г/л, что соответствует плотности 1,15-1,17 (приложение 2).

3.18* Для исключения попадания нефтепродуктов в рабочие цистерны хранение пластовых вод необходимо осуществлять в стационарных емкостях-отстойниках, а забор пластовых вод в рабочие цистерны производить из нижней части отстойшпка. Заполнение рабочих цистерн следует производить из расчета разбавления пластовой воды до требуемой концентрации согласно требованиям п.3.15.

3.19.    Пластовые воды я концентрированные раствори, плотность которых меньше 1,09, использовать для борьбы с зимней скользкостью не рекомендуется. Для повышения их плотности (концентрации) необходимо добавлять твердые хлориды или концентрированные растворы.

Плотность растворов хлоридов и пластовых вод проверяют с помощью денсиметров и исходя из плотности определяют концентрацию (приложение 2).

3.20.    Концентрированные растворы на основе галитовых отходов и пластовые воды хлористо-натриевого состава при температуре ниже минус 21 °С замерзают. Поэтому до наступления низких отрицательных температур жидкие хлориды из стационарных емкостей должны быть израсходованы, в противном случае емкости необходимо утеплять.

3.21.    Для уменьшения коррозия металла автомобилей в твердые и гшдкие хлорида добавляют ингибиторы по нормам, приведенным в табл-2.

3.22.    Вязкость рассолов возрастает с увеличением концентрации растворенных в них солей. Но гораздо большее влияние оказывает температура, с повышением которой вязкость снижается. Высококонцентрированные рассолы хлорчего-гальциевого состава обладают более высокой вязкостью, чем хлористо-натриевые.

3.23.    Па автомобильных дорогах с гладкой поверхностью покрытия при борьбе со стекловидным льдом, образующемся в виде сплошной тонкой корки льда, запрещается применение хлористого магния. Использование этих солей приводит к образованию на дороге раствора, который снижает коэффициент сцепления до недопустимого предела и вследствие медленного иросыхания по сравнению с хлористым натрием увеличивает продолжительность периода повышенной скользкости дороги.

II

3.24.    При отсутствии в достаточном количестве кристаллических хлоридов для борьбы с зимней скользкостью г/очно применять песок, пропитанный пластовой водой.

Таблица 2


\Количество *, ингибитора, \% от массы {твердых i хлоридов


Наименование ингибитора, добавляемого в хлорид


Название

хлорида


Формула


/VaHgPO^-SiHgO

2-3

//а2НР04-12Н20

5-7

CaULjPC^),-,

5-7

Са(Н2ГО4)2+Р205

3

Са(Н2Р04)2

5-7

A/aHgPO^ -2Н20

2-3

Са(Н2Р04)2

5-7

у\/а112Р04-2Н20

0,5-1

Л^а2НР04-1Ш20

2-3

Ca(H2F04)2+P205

2-3


Однозамещеинып фосфат натрия*

Двухзамещенный иосфаг натрия

Простой суперфосфат Двойной суперфосфат

Простой суперфосфат

Однозамещенный фосфат натрия

Простой суперфосфат

Однозамещенный фосфат натрия

Двухзамещенный фосфат натрия

Двойной суперфосфат


Хлористый натрий в виде галитовых отходов или поваренной соли


Хлористый кальций чешуированный


Смесь хлористого натрия и хлористого кальция


Кониентрирован-ные растворы и пластовые воды хлористо-натриевого состава

То же хлористо-

кальциевого

состава


й Фосфаты натрия вводят в твердом виде, простой и двойной суперфосфат предварительно необходимо растворить в небольшом объеме воды.

Пропитку песка производят на водонепроницаемой площадке (асфальтобетонное покрытие) в летний период при температуре воздуха выше 15 °С.

3.25. Песок разравнивают бульдозером или другими механизмами слоем толщиной 15 см (для крупнозернистого песка) или 25 см (для среднезернистого и мелкозернистого песка). После его просушивания в течение суток производят розлив пластовок воды из расчета 220-250 л на I м3 песка. В пластовую воду следует вводить ингибиторы согласно п.3.21 *

12

3.26.    При пропитке песка необходимо равномерно распределять пластовую воду по его поверхности. После высушивания песка пропитку повторяют до тех пор, пока содержание соли в песке составит не менее 3%, Как правило, для этого требуется произвести двух-трехкратную пропитку.

3.27.    После сушки пропитанный песок сдвигают в штабель и укрывают полиэтиленовой пленкой, толем или другими влагонепроницаемыми материалами. При их отсутствии по поверхности пропитанного песка производят россыпь гэлитовых отходов из расчета 1,5-2 кг отходов на I м2 поверхности штабеля.

3.28.    Применение песка, пропитанного пластовой водой, относится к фрикционному способу борьбы с зимней скользкостью при норме распределения 150-400 г/м2, который незначительно повышает коэффициент сцепления, но практически не ликвидирует снежно-ледяные отложения. Поэтому применение этого способа производят в тех случаях, когда по ряду объективных причин невозможно реализовать химический иди химико-фрикционный способы борьбы с зимней скользкостью.

4. ЧШШОШ РАБОТ ЮТ БОРЬБЕ С ЗИШЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ

4.1.    Технология работ при борьбе с зимней скользкостью предусматривает проведение следующих операций:

профилактическая обработка покрытий до начала снегопада или образования гололеда;

распределение противогололедных материалов во время снегопада или после образования гололеда и снежно-ледяного наката;

очистка покрытий от снега и снелшо-лсдяных отло Кении.

4.2.    Основными требованиями при проведении работ по предупреждению и ликвидации зимней скользкости является своевременное и качественное распределение противогололедных материалов с соблюдением норм и сроков очистки.

4.3.    К профилактической обработке покрытий следует приступать в первую очередь на особо аварш'шых участках сразу же после получения сообщения от метеорологической службы о возможности образования гололеда, выпадения снега или начала мотелей. Сообщения метеослужбы должны записываться в специальный журнал (приложение 4).

13

При профилактической обработке покрытий может быть полностью исключено образование зимней скользкости,

4.4.    Нормы распределения чистых галитовых отходов или их смеси с хлористым кальцием при профилактической обработке и борьбе с зимней скользкостью рассчитывают по формуле;

Н = 8 .    (I)

где /V - нормы расхода чистых галитовых отходов или хлористого кальция, г/м2;

Т - отрицательная температура воздуха, °С. Минимальное значение Т равно 5 °С;

!ь - толщина льда, мм, снега и снежного наката, см;

(j, - плотность льда или снежно-ледяных отложений, г/см3.

При расчете по формуле (I) плотность рыхлого снега принимают равной 0,2 г/см3, снежно-ледяного наката - 0,6 г/см3 и гололеда (стекловидного льда) - 0,8 г/см3.

4.5.    Для предупреждения образования гололеда профилактическую обработку сухих покрытий при температуре воздуха до минус

Кго - Кп К1 - к*р ’

Ю °С производят путем розлива концентрированных растворов на основе галитовых отходов или пластовых вод требуемой концентрации (и.3.15 и приложение 2), которую рассчитывают по формуле;

(2)

где Ут - количество частей раствора I;

Kj - концентрация (плотность) раствора I, %;

- количество частей раствора П;

Кц - концентрация (плотность) раствора ЕЕ, %;

Кур— требуемая концентрация (плотность) раствора, %.

формуле

Для воды концентрация равна О а плотность - I (Kq=I),

4.6. Норму распределения жидких хлоридов рассчитывают по

(3)

юо-У

к*р ’

где У - норма распределения жидких хлоридов, мл/м^;

У - норма расхода чистых хлоридов рассчитывается по формуле (I), г/м2;

КТр - требуемая концентрация раствора, %.

14

4.7. Усредненные нормы распределения хлоридов приведены в табл.З.


Таблица 3


Гололед


Химические

вещества


. --------г

{Сне:шо-ледяной j | наказ?    j


Рыхлый снег


Нормы распределения» г/м2, при отрицательной температуре воздуха» °С


о-s ;б- Ти-Т1б-Ь^Тб- ТпЛге-То^бТб- Тп-Тга*

{10 |l5 |20 j jlO }I5 (20 j lio jI5 j20


Соль сильвинито-вых отвалов (га-литовые отходы)» техническая по-

варенная соль

30

50

75

- 25

35

60

- 15

25

35 -

Чешуированный хлористый кальций

30

60

80

100 25

40

65

80 20

30

40 50

Смесь галитовых отходов с хлористым кальцием 88:12

25

50

75

- 20

40

65

- 15

25

40 -

Природные рассолы пластовые воды, концентрированные

170 240

- 140 170

- 100 120

растворы хлористонатриевого состава


То же хзористо- 140 180 220 260 100 130 160 200 80 100 130 160 кальциевого состава


Примечания: I. Нормы рассчитаны при толЬшпе слоя льда I мм, сне.кно-ледяного наката I см, рыхлого снега 2 см.

2.    Знак означает, что при такой температуре воздуха применять данное химическое вещество нельзя.

3.    Чешуированный хлористый кальций целесообразно пшменять при температуре воздуха от минус 15 до минус 35 ОС.


15


4,8. Профилактическая обработка покрытий может производиться путем распределения сыпучих противогололедных материалов в* валик рядом с полосами наката со смещением к оси покрытия на 0,5 м. Для этого у выходного отверстия песко-солераспределите-


лей устанавливают специальный лоток, исключающий попадание материала на разбрасывающий диск.

Для лучшего сохранения валиков на сухом покрытии противогололедные материалы необходимо увлажнять в момент распределения. Для этого на песко-солераспределителях устанавливают специальную емкость с концентрированным раствором хлоридов. Увлажненные противогололедные материалы при отсутствии осадков сохраняются в валиках до 8-12 часов даже при интенсивном движении.

При мокром покрытии дополнительного увлажнения материалов не требуется.

4.9.    Распределение сыпучих противогололедных материалов на основе галитовых отходов в профилактических целях производится при температуре воздуха до шщус 15 °С. При более низкой температуре следует применять хлористый кальций или Ш&, а при их отсутствии - фрикционные материалы с минимальным (3-5%) содержанием галитовых отходов.

4.10.    При образовании гололеда (стекловидного льда) борьбу с ним необходимо вести путем -россыпи смеси галитовых отходов с фрикционными материалами, содержание которых должно быть не менее 30% по массе. Нормы расхода смеси рассчитывают по формуле

100'А/


где


//Zfit

А/


А/ -


(4)


требуемая норма расхода смеси галитовых отходов с фрикционными материалами, т/ь?;

г/м*\ Рассчитывается


норма расхода чистых хлоридов по формуле (I);

содержание галитовых отходов в ЮОг приготовленлой смеси, %.

Примеры расчета норм распределения приведены в приложении 5. 4.II. Борьбу с рыхлым снегом при температуре до минус 10 °С ведут путем розлива концентрированных растворов и пластовых вод или распределением твердых химических реагентов в чистом виде или в смеси с фрикционными материалами.


К


16


При этом необходимо соблюдать расчетные нормы и обеспечивать равномерное распределение реагентов по поверхности заснеженного покрытия.

4.12. При применении чистыхгалиговых отходов (хлоридов) их необходимо перед распределением увлажнять раствором хлористого кальция или хлористого натрия до температуры минус 10 °С* Расход раствора должен составлять 10-30# от массы чистых хлоридов. Для этого распределительные машины необходимо оборудовать дополнительной емкостью и системой подачи раствора непосредстг венно на диск разбрасывателя.

4ЛЗ. Сяежно-ледяной накат, образовавшийся в результате несвоевременной и некачественной уборки снега с покрытий и обочин и имеющий толщину до I см, удаляют путем распределения по его поверхности при температуре воздуха до минус 10 °С жидких и твердых материалов на основе хлористого натрия, а при более низкой температуре - жидких и твердых материалов на основе хлористого кальция согласно п.3.8 и табл.З

4.14.    При толщине снежно-ледяного наката более 2 см работы необходимо производить по способу, изложенному в а.с.993347.

По этому способу можно осуществлять удаление снежно-ледяного наката с обочин, остановочных площадок и полос уширения.

Для скалывания наката можно использовать прицепные или навесныз катки "кусторезы".

4.15.    Процесс снегоочистки и ликвидации снежно-ледяного наката с применением химических веществ предусматривает следующие этапы: распределение противогололедных материалов, интервал, сгребание снега я сяежно-ледяшх обложений и их удаление роторными снегоочистителями.

4.16.    К распределению противогололедных материалов необходимо приступать сразу же после начала снегопада или метели. Причем, во время метели противогололедные материалы ^определяют только на участках со снежными отложениями.

4.17.    При слабом снегопаде и метели (С,5-1 мм/ч) нормы распределения химических веществ должны обеспечивать полное расплавление рыхлого снега. Для чистых хлоридов (галиговнх отходов) они должны находиться в пределах 10-20 г/м2.

4.18.    При сильном снегопаде и метели (1-3 мм/ч) нормы распределения химических веществ должны обеспечивать подпер-

17

жание снега в рыхлом (сыпучем) состоянии и не образовывать растворов на проезжей части и обочинах. Для чистых хлоридов они должны находиться в пределах 25-40 г/м2.

4.19.    К патрульной снегоочистке необходимо приступать при высоте снежных отложений на покрытии 3-5 см. После завершения работ по снегоочистке необходимо производить повторное распределение противогололедных материалов согласно п.4.17.

4.20.    При продолжительных снегопадах работы по распределению противогололедных материалов и патрульной снегоочистке не прекращают до полной ликвидации зимней скользкости.

4.21.    Для предотвращения образования снежно-ледяного наката при последующем резком понижений температура-воздуха после распределения химических веществ снегоочистку необходимо начинать сразу же после получения сообщения о возможном понижения температуры воздуха,

4, 22, При распределении химических веществ по снежно-ледяному накату интервал должен составлять 2-3 часа, пока снежно-ледяной накат Не размягчится под действием химических реагентов и колес автотранспорта. Если такое не наблюдается, то производят повторное распределение противогололедных материалов.

4.23, Нельзя проводить работы но борьбе со скользкостью при температуре воздуха ниже значения температуры замерзания применяемого химического вещества. Это правило имеет особое' значение да жидких хлоридов, характеризующихся разнообразием по количеству растворенных в них солей. Предельные температуры, до которых допустимо применение жидких хлоридов, должны устанавливаться для каждой партии согласно приложению 2„ и п.3,15.

5. ОРГАШЗАЩШ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ГОЛОЛЕДИЦЕ

5.1. Зимняя скользкость на покрытиях дорог образуется сравнительно быстро и на значительном протяжении, что не всегда позволяет ликвидировать ее в кратчайшие сроки. Поэтому до ликвидации зимней скользкости необходимо своевременно принимать меры по организации движения и информировать водителей о гололедице на дорогах.

5.2.    Мероприятия по организации движения при гололедице заключаются в установке знаков "Скользкая дорога" и "Ограничение скорости движения"» а также светового и мигающего табло "Осторожно! Гололед!". Рекомендуется при этом указывать безопасную скорость движения.

5.3.    Знак "Скользкая дорога" устанавливают за 150-3)0 м перед обледенелым участком на загородных дорогах и за 50-100 м в городах и других населенных пунктах. Если вследствие снажно-ледяных отложзний образовалась келейность и неровности» то дополнительно устанавливают знак "Неровности проезжей части",,

5.4.    Знак "Ограничение скорости" с указанием ее величины устанавливают на расстоянии, указанном в п.5.3. Значение рекомендуемых скоростей движения цри гололедице определяют по данным измерения коэффициента сцепления портативным устройством, разработанным институтом "Дорстройтехника" (приложение 6)0

5.5.    Коэффициент сцепления может быть измерен с помощью динамометрического прицепа или определен по длине тормозного цути (приложение 7). В случае отсутствия приборов и динамометрических прицепов коэффициент сцепления и рекомендуемую скорость движения принимают ориентировочно в зависимости от вида зимней скользкости согласно табл.4.

Таблица 4

Вид зимней скользкости

{ Значение коэффициента i сцепления

{Рекомендуемые скорости j движения, км/ч

Вода

0,40-0,50

80

Рыхлый снег

0,20-0,30

60

Снежный накат

0,15-0,30

40

Гололед

0,08-0,15

30

Примечание. Значения коэффициента сцепления приведены для участков дорог, не имеющих шероховатых слоев износа.

5.6. Знак "Ограничение скорости" устанавливают в первую очередь на участках дорог, где возможно внезапное торможение автомобилей (населенные пункты, зоны пересечении и автобусных остановок, кривые малых радиусов и т.д.).

В конце обледенелого участка дороги устанавливают знак окончания зоны его действия.

19

Разработаны

Отделом ремонта я содержаний автомобильных дорсг Белорусского государственного дорожного научно-исследовательского и проектно-технологического института "Дорстройтехника*

В .А Ластернацкий, кандидат технических наук (руководитель);

В .И .Антонович» А.С.Василевская,

Ж.А.Журавлева - инженеры;

А .0 .Мицкевич - лаборант.

Внесены

Управлешем развития автомобильных дорог Миндорстроя Республики Беларусь Начальник управления А.И .Карлович

Согласованы

Государственным комитетом по архитектуре и строительству Республики Беларусь II.01,93 г. № 16-6Д8.

Государетвбншм комитетом Республики Беларусь по экологии 04.12.92г. » 05-9/2528.

Главным Государственным санитарным врачом Республики Беларусь 25.11.92 г. # 317

5.7. Световое и< мигающее табло "Осторожно! Гололед!" устанавливают, как правило, у постов ГАЙ, зданий дорожной службы, автотранспортных организаций, на выездах из городов и населенных пунктов.

6. ОРГАНЙЗАЦШ РАБОТ ПО БОРЬБЕ G ЗШКЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ

6.1.    До начала подготовительных работ по борьбе с зимней скользкостью необходимо проанализировать работу службы содержания дорог в прошедшую зиму в частя:

а)    продолжительности наличия зимней скользкости на обслуживаемых участках дорог;

б)    применения химического и хишко-фрикционного способов профилактической обработки и ликвидации зимней скользкости;

в)    количества дорожно-транспортных происшествий;

г)    расхода противогололедных материалов* своевременности и качества работ по ликвидации зимней скользкости и затрат на их реализацию;

д)    правильности использования машин и механизмов и др. факторов.

На оснований этого анализа следует наметить комплекс мероприятий, направленных на повышение качества, снижение материало-энерго- и трудозатрат в будущем зимнем сезоне.

6.2.    В подготовительный период необходимо выполнить следующие работы:

а)    выполнить расчет потребности в галитовых отходах, концентрированных: растворах и фрикционных материалах с учетом перехода на более совершенные технологии (приложение 8);

б)    выполнить расчет директивного времени ш обработку обслуживаемых участков дорог противогололедными материалами и ликвидацию зимней скользкости с учетом технической оснащенности, планируемых к применению противогололедных материалов с учетом требований, изложенных в п.1,7 {приложение ь);

в)    отремонтировать и принять в эксшгуатащю базы и склады (технологические площадки) противогололедных материалов (приложение 9);

г)    заготовить в необходимых объемах противогололедные материалы и проверить их качество в части содержания хлоридов в приготовленных смесях (приложение 10);

20

Ведомственные строительные;ВСН 27-93 нормы    \ Миндорс    Тр1


i Миндорс трой {Республики _Белзрус ь


Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автшобильиьх дорогах Беларуси


! Взамен !ВСН 27-79


(Миидорстрой БССР


I. ошт положения


1.1.    Инструкция регламентирует основные требования к планированию, организации и проведению работ по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования и является обязательной для дорожно-оксплуатационных организаций Мт~ дорстроя Республики Беларусь.

1.2.    Под зимней скользкостью Или гололедицей принято понимать все вида снежных, ледяных и снежно-ледяных образован^ на проезжей части дорог и обочинах, снижающих коэффициент сцепления автомобилей с покрытием, в результате чего ухудшаются условия безопасности движения, возрастает количество дорожно-транспортных происшествий и уменьшается скорость движения автомобилей. Поэтому основной Задачей службы эксплуатации дорог в зимний период является предогврапБНие образования или ликвидация зимней скользкости в возможно кратчайшие сроки при рациональном использования технических, трудовых л материальных ресурсов.

1.3.    При каждом случае прогнозирования или появления зимней скользкости борьбу о ней производят:

профилактической (привеятивной) обработкой покрытий химическими противогололедными материалами до образования гололеда или выпадения снега;

Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог Республики Беларусь (Миндорстрой Республики Беларусь)


Внесены управлением i Утверждены приказом    j    Срок

развития автомобиль- f Министерства строительства | введения в них полог Шнлолсттюя? и эксплуатации автомобильных? ттойпфтша л

3


удалениемснежных и ледяных образований с покрытий дорог и обочин или обработки снежно-ледяного наката фрикционными материалами для повышения коэффициента сцепления.

1.4.    Наиболее эффективным и экономичным способом профилактической обработки покрытий к борьбы со снежными и снежно-ледяными образованиями на дорогах является химический, основанный на применения чистых хлоридов в твердом виде или в виде концентрированных растворов. При борьбе с гололедом (стекловидным льдом) следует применять химико-фрикционный способ с содержанием фрикционных материалов в смеси в пределах 30-50$ по массе.

1.5.    Б первую очередь борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить на участках с необеспеченной видимостью, крутыми уклонами и кривыми малого радиуса, на пересечениях в одном уровне, на искусственных сооружениях и на подходах к ним, остановочных площадках и во всех других местах, где особенно часто требуется экстренное торможение. Работы не следует прекращать до тех пор, пока снежно-ледяные образования не удалены с проезжей части полностью*

1.6.    На дорогах с переходным типом покрытия допускается сохранение снежного наката толщиной не более 10 см с периодической его профилировкой, а цри наличии снежно-ледяного наката и обработкой фрикционными материалами для поддержания покрытия в проезжем состоянии.

1.7.    Для каждой дороги должны быть установлены директивные сроки обработки покрытия противогололедными материалами и очистки его от снега. Они должны определяться на основании технико-экономических расчетов с учетом значения дороги, интенсивности движения и оснащенности дорожно-эксплуатационной службы машинами и оборудованием для зимнего содержания дорог. Директивные срока долганы быть согласованы с органами местной власти и вышестоящей организацией.

1.8.    В местах с повышенной аварийностью или когда зимняя скользкость не ликвидирована в установленные директивные сроки, дорожно-эксплуатационная служба по согласованию с ГМ должна принимать меры по обеспечению безопасности движения путем установки знаков "Скользкая дорога", "Ограничение скорости движения" и других мероприятий.

1.9.    Ответственным за своевременное и качественное проведение работ по борьбе с зимней скользкостью, а также за рациональное использование машин, механизмов и противогололедных материалов является руководство Дорожно^эксплуатационной

4

организаций. Под его руководством разрабатываются технологические карты и маршруты движения распределителей противогололедных материалов и снегоочистителей, проверяется реальность их выполнения с учетом требований, изложенных в настоящей Инструкщш.

2. ОСНОВНЫЕ ВВДЫ И ХШИИПШ ЗПМПЕй СКОЯЬЭКОСШ НА ДОРОГАХ БЕЛАРУСИ

2.1.    Зимняя скользкость на дорогах бывает в виде гололеда (стекловидного льда), рыхлого снега и снежно-ледяного наката и образуется под действием осадков и знакопеременных температур.

2.2.    Гололед образуется вследствие намерзания на покрытии капель дождя, мороси и тумана. Обледенение покрытий происходит, как правило, при температуре воздуха от плюс 3 до минус 5 °С и относительной влажности воздуха более 70$. Толщина ледяной корки обычно не превышает 2 мм при плотности льда С,7-0,9 г/см3.

Гололед - наиболее опасный вид зимней скользкости. Он образуется быстро и на значительном протяжении дорог. Коэффициент сцепления шн с обледенелой поверхность® составляет 0,08-0,15.

2.3.    Рыхлый снег на дороге появляется во время снегопадов

и метелей. Это наиболее распространенный вид зимней скользкости. В зависимости от содержания влаги выпадающий на дорогу снег может быть сухим, влажным и мокрым. С увеличением влажности и повышением температура воздуха плотность рыхлого снега возрастает от 0,07 до 0,2 г/см3. Наиболее интенсивно снег уплотняется при температуре воздуха близкой к О °С.

Коэффициент сцепления при мокром и влажном снеге не превышает 0,2. При несвоевременной россыпи противогололедных материалов и уборке рыхлого снега он под действием колес автотранспорта и понижении температуры превращается в снежно-ледяной накат.

2.4.    Снежно-ледяной накат представляет собой спрессованный слой снега зачастую с прослойками льда шш обледенелые на всю толщину снежные отложения. Толщина снежного наката не одинакова и может превышать 5 см. Плотность таких отложений 0,3-0,7 г/см3.

При снежно-ледяном накате коэффициент сцепления составляет 0,15-0,25, ухудшается ровность покрытия. Снежно-ледяной накат - самый продолжительный и трудноустрашмый вид зимней скользкости.    ^

2.5. Трудоемкость работ по борьбе с гололедицей зависит от частоты, интенсивности и продолжительности снегопадов и метелей и обледенений дорог, а также температуры воздуха при таких явлениях.

Исходя из этих показателей,на территории республики выделено четыре района, различающихся условиями борьбы с зимней скользкостью. Границы этих районов показаны на рис.

Среднее число случаев образования гололедицы за зимний период в выделенных районах Республики Беларусь приведено в табл Л.

т---

i

«

! Всего


| Число случаев гололе-j дицы по причине

! снегопадов j одолела ;я метелей | гололеда


---т

Район | i

j

i


Часть территории Республики Беларусь


Таблица I

I

Юго-западная

30

15

45

а

Южная и западная

35

20

55

ш

Центральная

40

25

65

ЗУ

Восточная и северная

40

20

60

2.6.    Средняя продолжительность снегопадов в I-Ш районах составляет 6 часов, в 1У - 5 часов. В 95$ случаев максимальная продолжительность выпадения снега на всей территории республики не превышает 16 часов.

2.7.    Температура воздуха во время снегопадов, как правило, находится в пределах минус 5-6 °С, ее минимальное значение равно минус 14 °С.

2.8.    Толщина разовых снежно-ледяных отложений па покрытиях дорог в I, П, Ш и 1У районах равна соответственно 0,7; 0,9; 1,3 и 1,1 мм, а их наибольшее значение не превышает 5 ш. Высота снега в период снегопадов на покрытиях дорог в большинстве случаев не превышает 2 см.

2.9.    Исходя из числа случаев снегопадов и гололеда, их продолжительности, температуры воздуха и толщины снежно-ледяных отложений, тссчитываюг количество посыпок дорог, потребность в противогололедных материалах и распределительной технике.

6


Рис. Районирование Беларуси но условиям

борьбы с гололедицей на автомобильных дорогах

ч •

1-1У    - районы ло условиям борьбы с гололедицей

---    - границы районов;

——    - дороги общегосударственного значения.

7

3. ХАРАКТЕРИСТИКА. СПОСОБОВ БОРЬБЫ С ЗИМНЕЙ СЖОЖЙКОСТЬЮ И ПРОТИВОГОЮВДШХ ШТЕРИАЛОВ

3.1.    Борьба с зишей сколъзкостъю ведется химическим, тмико-фрикционным и фрикционным способами.

3.2.    При химическом способе применяют кристаллические или жидкие химические вещества без смешения с фрикционными материалами. Причем, нормы распределения химических веществ строго нормируются в зависимости от вида зимней скользкости, температуры воздуха и толщины (плотности) снежно-ледяных отложении.

3.3.    Химико-фракционный способ предусматривает смешение кристаллических химических веществ с фрикционными материалагли с целью обеспечения таких лее норм распределения химических веществ в как при химическом способе. При хишко-Фрйкшониом способе борьбы с зишей скользкостью одновременно повышается коэффициент сцепления шин с покрытием.

3.4.    При фрикционном способе используют инертные материалы (песок, отсевы от камнедробления, мелкий гравий и др.), повышающие коэффициент сцепления колес с покрытием, но не ликвидирующие зимнюю скользкость. Для предотвращения смерзаемости фрикционных материалов их перемешивают с 3-5$ галитовых отходов.

3.5.    Для реализации указанных способов необходимо использовать следующие кристаллические и жидкие химические вещества; га-литовые отходы Солигорских калийных комбинатов, хлористый кальции чешуировашшй и порошкообразный, хлористый кальций аосфати-роваяный (ХКЮ, смесь хлористого кальция с хлористым натрием, концентрированные растворы на основе галитовых отходов и пластовые воды Речицкого месторождения нефти.

3.6.    Основным химическим реагентом для предупреждения образования и ликшддпци зимней скользкости в условиях Беларуси являются галатозые отходы Солигорских калийных комбинатов. Галито-вне отходи содержат 91$ хлористого натрия, 4,5$ хлористого калия, 1,2$ сернокислого кальция, 0,3$ хлористого магния и 4-6$ механических примесей.

Высокое содержание хлоридов и их неограниченные запасы позволяют широко применять галитовне отходы в чистом виде и в смеси с (Трикционныш материалами, а также для приготовления концентрированных растворов.

3.7.    Галитовые отходы, поступающие в отвалы, имеют влажность 8-12$ и при положительной температуре воздуха слеживаются. При отрицательной температуре воздуха они смерзаются и превращаются в монолит. Поэтому заготавливать влажные отходы следует только при положитаяьнозй температуре воздуха.

3.8.    Предотвращение слеживания и смерзания галитовых отходов возможно путем:

высушивания их до влажности, не превышающей 3%г и хранения в складах закрытого типа, под навесом или на открытых площадках с укрытием влагонепрошщ&еглши материалами;

спешивания отходов с 7-12% хлористого кальция чешуирован-ного, который,кроме того,уменьшает агрессивное воздействие ионов хяора на окружающую среду;

смсшпванпя галптовгх отходов с &-!% хлористого кальция порошкообразного;

о-10-кратной пропитки отходов коштонтрпрованпш раствором хлористого кхаытдя с периодичней лл псрепешванпс \;

смешпзшщя галитовых отходов с песках или другими фрпкщон-ныш материалами в соотношении от 1:1 до 1:4.

3.9.    Для сушки галитовых отходов могут бить использованы сушильные агрегаты ассТольтосчеситслышх заводов, отработавших свой ресурс. Сушку отходов маню выполнить л естественных условиях в солнечную погод:/ путем 5-Ю-кратиого перемешивания отходов бульдозером или погрузчиком при температуре воздуха вше 15 С.

Б период сушки и по ее завершении галитовге отходы необходимо укрыть от атмосферных осадков влагояепроницаошщ материалами пли хранить в складах закрытого типа.

3.10.    Противогололедные материалы m основе галитовых отходов в твердом виде следует применять при температуре воздуха до минус 15 °G.

З.П. Хлористый калыщй чещуировашшн и порошкообразный поглощает влагу из воздуха. Поэтому необходимо следить, чтобы полиэтиленовые мешки с хлористым нальщем не были прорваны. При наличии порванных мешков хлористый кальций должен быть пересыпан в плотно закрывающуюся тару или израсходован на приготовление смеси с галитовши отходами согласно гх.3,8.

3.12. Учитывая дефицитность хлористого кальция и Х1*0,их следует использовать для борьбы с зимней скользкостью только при

9