Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

319.00 ₽

Купить ВСН 2-149-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция регламентирует технологию производства изоляционно-укладочных работ при применении для противокоррозионной защиты трубопроводов изоляционных покрытий на основе битумных мастик, полимерных липких лент и оберток, жировых смазок и лакокрасочных покрытий.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Производство изоляционных работ в трассовых условиях

3 Нанесение изоляционного покрытия из битума в базовых условиях

4 Изоляция трубопроводов полимерными липкими лентами

5 Изоляция трубопроводов лакокрасочными покрытиями и жировыми смазками

6 Технологические схемы производства изоляционно-укладочных работ (при нанесении изоляционного покрытия в трассовых условиях)

7 Изоляционно-укладочные работы в горных условиях

8 Производство изоляционно-укладочных работ в условиях болот

 
Дата введения01.06.1983
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

30.09.1982УтвержденМиннефтегазстрой
РазработанВНИИСТ
ИзданВНИИСТ1983 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов

-ВНИИСТ-

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ

ПРИ СООРУЖЕНИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ

СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ИЗОЛЯЦИОННО-УКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ

ВСН 2-149-82 Мяннефтегазстрой

москва 1983

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов

-ВНИИСТ-

89 ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ

ПРИ СООРУЖЕНИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ

СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ИЗОЛЯЦИОННОМКЛАД ОЧНЫЕ РАБОТЫ

ВСН 2-149-82 Миннефтегазстрой

москва 1983

Таблица 4

Температура битумной мастики в ванне изоляционной машины, необходимая для лолучения 6 мм изоляционного слоя в зависимости от температуры окружающего воздуха

Температура мастики в ванне изоляционной машины, °С


Температура окружащего воздуха, иС

Температура мастики в ванне изоляционной машины,


Температура

От +30 до

+10    145-155    От -5 до -15    165-175

От +10 до

-5    155-165    От -15 до -25    175-185

Ниже -25    I85-I9Q


Примечание, При нанесении покрытия толщиной 4 мм температуру мастики в ванне изоляционной машины поддерживают на 5-ID°C вше значений, указанных в таблице,


2.3.10.    Изоляционные покрытия на битумной основе наносят на очищенную сухую поверхность трубопровода сразу после отверждения грунтовки.

2.3.11.    Изоляционную мастику следует накладывать по периметру и длине трубопровода ровным слоем заданной толщины без пузырей и посторонних включений с обеспечением необходимого сцепления мастики с защищаемой поверхностью. Стеклохолст во всех случаях должен полностью погружаться в мастичный слой, так как только в этом случае достигается наиболее полное армирование покрытия.

2.3.12.    Армирование битумного покрытия стеклохолстсм и обертку защитными рулонными материалами необходимо производить спирально без гофров, морцин и складок с нахлестом края последующего витка на предыдущий не менее 3 см. Нахлест концов рулонного материала должен быть не менее 100 мм.

2.3.13.    Перед началом работы шпули изоляционной машины должны быть отрегулированы и закреплены под углом, обеспечивающим равномерное натяжение полотнища и установленный размер нахлеста витков. Заниженный угол наклона шпуль приводит к большому нахлесту, а увеличенный угол наклона между витками оберточного материала образует просветы.

2.3.14.    При нанесении на трубопровод по горячей мастике


армирующих материалов существенное влияние на качество изоляционного покрытия оказывает усилие натяжения полотнища материала? натяжение должно быть тщательно отрегулировано тормозными устройствами шпуль изоляционной машины.

При слабом натяжении оберточных материалов могут образовываться го$ры, складки и отвисания материалов. Сильное натяжение или резкое изменение усилия натяжения приводит к растягиванию материала и даже его разрывам.

2.3*15. Ширина рулонного материала для изоляции должна составлять 0,5-0,7 диаметра трубопровода, но не более 50 см.

2.4. Производство изоляшонно-укладочных работ в осенне-зимний период

2.4.1.    Очистные и изоляционно-укладочные работы в осенне-зимнее время ввиду их большой сложности следует выполнять особенно тщательно.

2.4.2.    При совмещенном способе изоляционно-укладочных работ их выполнение допускается при температуре окружающего воздуха не ниже -30°С.

2.4.3.    При раздельном способе производства изоляционноукладочных работ очистку, огрунтовку и изоляцию трубопровода разрешается производить при температуре окружающего воздуха -30°С и выше, а укладку изолированного трубопровода - не ни-же -20°С.

2.4.4.    При дожде, тумане, снеге не допускается в трассовых условиях без укрытия трубопровода и его сушки производить работы по очистке и нанесению грунтовки и изоляционных покрытий.

2.4.5.    В случае образования влаги на трубопроводе (в ;вй-де инея или росы) разрешается наносить грунтовку и изоляционные покрытия только после предварительной просушки поверхности трубопровода с помощью сушильных устройств типа СТ.

2.4.6.    Для повышения лридипаемости битумной изоляции рекомендуется в зимнее время изоляционную машину приближать к очистной, грунтовку зимой готовят только на авиабензине.

2.4.7.    Изоляционно-укладочные работы в зимний период

II

необходимо, как правило, производить совмещенным способом, не допуская больших заделов траншей перед изоляционно-укладочной колонной. Уложенный в траншею трубопровод в тот же день должен быть присыпан рыхлым грунтом.

2.4.8.    Б случае применения раздельного способа производства изоляционно-укладочных работ изолированный трубопровод необходима укладывать на деревянные лежки с мягкими прокладками на них.

2.4.9.    Перед укладкой трубопровода в траншею с лежек необходимо проверить мастику изоляционного покрытия на хрупкость при температуре окружающего воздуха во время укладки. С этой целью из кровельного железа заранее заготавливают 3 пластинки размером 10x5 см с нанесенным на них таким же изоляционным покрытием. По состоянию покрытия при изгибе пластинки под углом 45° судят о возможности укладки (сохранности изоляции) при данной температуре: покрытие на пластинках при изгибе не должно растрескиваться.

2.4.10.    Длительные перерывы (более одной смены) между операциями нанесения грунтовки и изоляционного покрытия в зимних условиях не допускаются. В противном случае грунтовочный слой необходимо возобновлять.

2.4.11.    Во время работы изоляционной машины в зимний период не рекомендуется делать частые остановки, которые могут привести к быстрому охлаждению мастики в ванне и обечайке.

2.4.12.    При температуре воздуха ниже -Ю°С неморозостойкие и гигроскопичные рулонные материалы на трассе следует хранить и транспортировать (по мере их расходования и продвижения изоляционной машины) в специальных обогревательных камерах (например, ОД-2) с температурой от +15 до +20°С или

в других тепляках.

2.5. Исправление повреждении битумное изоляции

2.0.1. изоляцию с повре. дениями или дефектами необходимо отремонтировать, ото относится к дефектам видимым ;тре^ны,отрывы, вмятины) и скрытым, обнаруженным де 'ектсскопоы чпроколы, посторонние вял .нения, пузмри).

2.5.2. Изоляцию, как правило, ремонтируют теш же материалами. Если изоляция имеет наружную обертку, то перед ремонтом ее следует удалить. Наносить изоляционное покрытие по обертке запрещается.

2.5.3.    Изоляционное покрытие в местах ремонта должно быть очищено от грязи и остатков нарушенной изоляции. Для Устранения небольших повреждений и скрытых дефектов накладывают заплаты. Дефектное место предварительно следует подогреть.

2.5.4.    Для исправления некачественной или поврежденной изоляции и устранения пропусков накладывают пояски из битумной мастики и стеклохолста, а при необходимости - защитную обертку по всей окружности трубы. Можно также эти места изолировать, как сварные стыки, полимерной липкой лентой.

2.5.5.    При укладке трубопроводов необходимо принимать все меры к сохранению изоляции (укладку производить только на эластичных полотенцах, очистить дно траншеи, отремонтировать повреждения изоляции после укладки).

3. НАНЕСЕНИЕ ИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ ИЗ БИТУМА Б БАЗОВЫХ УСЛОВИЯХ

3.1.    Изоляционные покрытия на трубы или секции труб в базовых условиях следует наносить с помощью механизированной установки, оборудованной лрисшсоблениявд для перемещения и вращения труб, очистки изолируемой поверхности и ее прайшро-вания, нанесения битумной мастики, армирующего и защитного оберточного слоев.

3.2.    В центральных и особенно в северных районах страны необходимо предусматривать отопление рабочих помещений изоляционных баз, температура в которых в зимнее время должна быть от +15 до +20°С. В зимних условиях на базах необходимо, кроме того, предусматривать сушку и подогрев труб.

3.3.    Изоляционные базы должны иметь складские помещения и площадки для раздельного складирования неизолированных и изолированных труб.

3.4.    В рабочих помещениях изоляционных баз должна быть

13

оборудована приточно-вытяжная вентиляция, а также размещено необходимое противопожарное оборудование и инвентарь. Изоляцию труб на базах следует производить в условиях, обеспечивающих полную безопасность работы; рабочие помещения должны отвечать соответствующим санитарным нормам.

3.5.    Трубы, предназначенные для изоляции в базовых условиях, предварительно очищают на всей поверхности в соответствии с требованиями п.2.1.2 настоящей Инструкции. Основным способом очистки поверхности труб в базовых условиях является механический (дробеметный, щеточный и др.).

3.6.    Изоляционную мастику в базовых условиях наносят механизированным способом по слою грунтовки на сухую и неза-лыленную поверхность. При применении стеклохолста в качестве армирующего материала последний должен быть полностью догру -жен в слой мастики.

о.7. Для предохранения изоляционного покрытия от механических повреждений трубы дополнительно необходимо обертывать прочной защитной оберткой. Стеклохолст и защитную обертку наносят с нахлестом не менее о см.

о.&. Изолированные'трубы перекладывают с поыощью механизмов и приспособлений, исключающих повреждения покрытия. Складирование, транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы с изолированными труоами производятся в соответствии с "инструкцией по технологии и организации перевозки, погрузки, разгрузки и складированию труб больших диаметров яри строите-льстве нефтегазопроводов"    •

З.С. Изоляция, нанесенная в базовых условиях, должна быть сплошной л равномерной по толщине. Обнаруженные в изоляции дефекты устраняют на месте так, чтобы качество восстановленной изоляция было не ниже основного покрытия.

3.1и, контроль качества изоляционных покрытий в базовых условиях осуществляют олерацпонно: проверяют качество материалов на соответствие ГОСТам; контролируют технологический режим нанесения (температуру битумной мастики, исправность механизмов, правильность нанесения армирующего и оберточного материалов); контролируют качество покрытия (сплошность - визу--адьно и дефектоскопами, толщину битумной изоляции - толщиномером, придипаемость - адгезиметром )•

14

4. ИЗОЛЯЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ ПОШЕРНЫМИ ЛИПКИМИ ЛЕНТАМИ

4.1.    Полимерными липкими лентами изолируют только наружную поверхность трубопроводов при их подземной прокладке, а также на подводных переходах, независимо от диаметра труб и назначения трубопроводов. Полиэтиленовые липкие ленты из светостабилизированного полиэтилена высокого давления допускается также применять для изоляции надземных участков трубопроводов.

4.2.    Температурные интервалы службы противокоррозионного покрытия из липких полимерных лент, а также температурный режим XIX нанесения должны соответствовать показателям технических условий на данный тип ленты.

4.3.    Конструкцию изоляционного покрытия из полимерных липких лент выбирают в соответствии с ГОСТ 9.015-74 и СНиП П-45-75.

4.4.    Полимерные липкие ленты следует, как правило, применять при совмещенном методе изоляционно-укладочных работ. Базовая изоляция липкими лентами допускается для труб преимущественно малых диаметров.

4.5.    Для предохранения полимерной изоляции от механических повреждений (при прокладке трубопроводов в скальных,каменистых, щебенистых, сухих комковатых грунтах, на болотах, под железными и автомобильными дорогами) в качестве защитных оберток можно использовать ленты ПДБ (ТУ 21-27-49-76), пленку ПЭКОМ (ТУ 102-284-81), ленты полимерные для защиты изоляционного покрытия (ТУ 102-123-78), оберточный материал (ТУ 102-216-79). Защитные обертки наносят сразу за лентой,т.е. той же изоляционной машиной с выносными (на 25-30 см от цевочного колеса) шпулями. На подводных переходах защитную обертку выполняют из двух слоев.

В траншею трубопровод укладывают на основание из рыхлого л мягкого грунта и таким же грунтом засыпают; кроме того, в скальных грунтах трубопровод закрывают жесткими скорлупами или футеровкой.

4.6.    При подземном пересечении трубопроводами железных или автомобильных дорог, а также на подводных переходах по

защитной обертке выполняют футеровку из деревянных реек.

%ЖВР


(D


в =1,08


В-Н


4.7. Расход импортной полимерной липкой ленты, обертки и праймера принимают в соответствии с действующими нормами расхода. Расход ленты и обертки может быть подсчитан по формуле

где В - расход полимерной лапкой ленты (оберточного материала), кг;

2) - наружный диаметр изолируемого трубопровода, м;

I - длина изолируемого трубопровода, м;

g - ширина липкой ленты (оберточного материала), м;

// - величина нахлеста витков ленты (оберточного материала) , м;

Р - масса одного м2 липкой ленты, кг (для поливинилхлоридных лент Б*0,45 кг при толщине пластиката 0,3мм; Р*0,55 кг - при голщше пластиката 0,35 мм );

1 - 3,14;

1,08 - коэффициент, учитывающий потери липкой ленты при смене рулонов, обрывах, торцовке и пр,

4.8. Перед нанесением изоляционного покрытия надо уда -лить все острые выступы, заусенцы и брызги металла, имеющиеся на трубопроводе, а затем всю поверхность тщательно очистить от ржавчины, легко отделяющейся окалины, грязи, пыли и высушить. Очистку трубопроводов следует, как правило, производить очистными машинами.

4.У. Очищенную поверхность трубопровода необходимо сразу же покрыть сплошным слоем грунтовки. Слой грунтовки должен быть ровным, без пропусков, сгустков и подтеков на всей поверхности трубы, особенно тщательно следует огрунтовать около-шовную зону прямых и спиральных швов.

4.10.    Липкие полиэтиленовые ленты, а также поливинилхлоридные морозостойкие ленты наносят на трубопроводы как при положительной, так и при отрицательной температуре в соответствии с техническими условиями на данный тип ленты.

4.11.    Рулоны липкой ленты перед применением при необходимости торцуют путем срезки на торцах всех неровностех! и

16

выступившего клея. Телескопические сдвиги сдоев устраняют перед торцовкой путем установки рулонов вертикально на ровной твердой поверхности и нажима сверху грузом.

4.12. Полимерные липкие ленты на трубопроводы наносят по грунтовке специальными изоляционными машинами. Эти ленты допускается наносить также изоляционными машинами, предназначенными для нанесения битумных покрытий. У таких машин после соответствующей регулировки используют цевочное колесо со шпулями и ходовую часть; регулировка достигается установкой дополнительных сменных звездочек на промежуточном и тормозном валах.


4.13. Для обеспечения равномерной укладки витков ленты и защитной обертки шпули должны обеспечивать торможение, создающее необходимое натяжение (порядка I кгс/см ширины полотнища).


4.14.    Ширина нахлеста витков ленты при однослойной намотке должна быть не менее 3 см. Для получения двухслойного покрытия нахлест наматываемой ленты на ранее уложенный виток делают на 50$ ширины ленты плюс 3 см.

4.15.    Изоляционную машину перед нанесением липких лент регулируют по диаметру изолируемого трубопровода, ширине рулонов и величине нахлестов. Рабочие параметры машины (угол наклона шпуль, скорость движения, число оборотов цевочного колеса) назначают по нижеприведенным формулам:


цг-


в-н


в-н


7/Я I yM = SN=imgffZ;


V


1 '


(2)
(3)

(4)


где р - угол наклона шпуль к оси трубы, °С;

Л) - яарулпшй диаметр изолируемого трубопровода, м; g - ширина ленты (принимается по фактическому замеру в пределах 0,5-0,7 диаметра трубы, но не более 50 см), м;

Н - величина нахлеста витков ленты (принимается не менее 3 см )8 и;


17


VM - скорость движения изоляционной машины по трубе,м/мин;

5    -    шаг намотки ленты, м;

А/ - число оборотов цевочного обода со шпулями, об/мин;

7Г - 3,14;

V - линейная скорость намотки ленты (принимается не более 50 м/мин), лч/мин.

4.16.    Б труднопроходимых для изоляционной колонны местах, при изоляции сварных стыков, участков со сложной конфигурацией трубопровода, при ремонтах и при небольшом объеме работ липкие ленты можно наносить вручную с выполнением работы двумя рабочими, стоящими по обе стороны трубопровода и передающими друг другу рулон ленты по мере ее намотки; величина яа-хлестов ленты принимается в соответствии с п.4.14; ширина полимерной ленты при ручном найесении должна быть не более

25 см.

4.17.    При нанесении липких лент любым способом необходимо следить за тем, чтобы строго соблюдалась ветчина нахлеста витков и на покрытии не образовывались складки, морщины и пузыри; лента должна плотно прилегать к изолируемой поверхности и иметь сплошную приклейку. В едучае обнаружения дефектов ленту надо снять с трубопровода и, устранив дефект, качественно намотать вновь; воздушные прослойки между трубой и поли -мерной лентой допускаются только в зоне сварных швов (продольных и поперечных).

4.18.    Нанесение полимерных липких лент на сварные стыки труб, изолированных битумными или другими покрытиями, выполняют в соответствии с п.5.16.

4.19.    При изоляции стыка или поврежденного участка изоляционного покрытия необходимо следить за тем, чтобы переходы от одной изоляции к другой были плавными, а нахлест полимерной липкой ленты был не менее; в витках - 3 см; на примыкающей изоляции - 10 см; при послойной намотке ленты нахлесты смежных слоев не рекомендуется располагать друг над другом.

4.20.    Последний виток ленты следует всегда наносить без натяжения. Для этого из рулона надо размотать необходимый кусок ленты и свободно наложить его на трубопровод. Края нижележащих слоев изоляции надо перекрывать вышележащими слоями на 3-5 см.

18

4.21. Систематически необходимо проверять качество применяемых материалов и готовых покрытий.

Грунтовки проверяют на отсутствие сгустков и посторонних примесей (визуально), по вязкости или плотности (вискозиметром или ареометром)# При обнаружении сгустков или механических включений грунтовку фильтруют через сетку с отверстиями в 0,1 мм; при повышенной вязкости в грунтовку добавляют растворитель. Качество грунтовочного слоя на трубопроводе проверяют внешним осмотром (пропуски, подтеки, сгустки не допускаются); толщину этого слоя (около 0,1 мм) измеряют индукционным толцданомером. Полимерные липкие ленты должны удовлетво -рять требованиям технических условий на них. Качество намотки лент в рулонах должно отвечать следующим требованиям: торцы должны быть ровными, без оплавлений и телескопических сдвигов слоев, лента - равномерно разматываться, клей может быть только на внутренней стороне и при размотке ленты не должен переходить на другую сторону.

Изоляционное покрытие на трубах проверяют непрерывно при намотке ленты цутем внешнего осмотра и проверкой числа слоев, ширины и герметичности нахяестов, сплошности покрытий.

Герметичность нахлестов определяют путем раскрытия их вручную, при этом, если слои полностью склеились, герметичность считают удовлетворительной. Сплошность покрытия проверяют визуально и дефектоскопом при напряжении на щупе не менее 5 кВ на I мм толщины, включая обертку, с соблюдением необходимых мер предосторожности.

5. ИЗОЛЯЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ ЛАКОКРАСОЧНЫМИ ПОКРЫТИЯМИ И шШЗЬШИ СМАЗКАМИ

5.1.    Для надземных трубопроводов применяют покрытия из жировой смазки (в северных районах страны) или стойкие в атмосферных условиях лакокрасочные и другие покрытия со сроком службы не менее 4 лет.

5.2.    Лакокрасочные покрытия наносят на тщательно очищенную от рл^авчины, окалины, масляных пятен и других загрязнении сухую поверхность трубопровода при температуре окружаюце-

Ь

УДК 62I.643.UU2.2

"Инструкция по производству работ при сооружении магистральных стальных трубопроводов.Изоляционно-укладочные работы" разработана на основе обобщения накопленного опыта строительства трубопроводов на трассах НиннеФтегазстроя с учетом основных положений СНиП ш-42-80 "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ", ГОСТ 9.015-74 "Единая система защиты от коррозии и старения. Подземные соорл жения. Общие технические требования" и СНиП П-45-75 "Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования".

В Инструкции освещены вопросы производства изоляционно-укладочных работ при сооружении магистральных газонефгепроводов с учетом требований поточноскоростного механизированного их строительства из труб традиционной конструкции.

Инструкция предназначена для работников, занятых на строительстве линейной части магистральных газоие*тепроводов.

В разработке Инструкции принимали участие канд. техн.наук А.М.Зиневич. В.П.Ментюков. Е.А.Аникин, С.К.Яосков, инж. В.П.Глазунов, М.Ю.жтрохин(ВШШСТ) ; С.С.Файзуллин, В.И.Рыжков (Главное техническое управление Миннефтегазстроя).

Отзывы и замечания по Инструкции направлять по адресу: 105058, Москва, Окружной проезд, 19, ВНИИСТ.

© Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВШСЖГе1Э83ВУ шгаст^альных трубопроводов

го воздуха не ниже +10°С и относительной влажности воздуха не выше 75$. Очищенную поверхность перед нанесением лакокрасочных покрытий обезжиривают авиабензином или уайтсдиритом.

Составы, содержащие растворитель, следует наносить в 4-5 слоев (в соответствии с проектом), тщательно просушивая каждый слой. К наиболее стойким в атмосферных условиях относятся грунтовки на основе фенолформальдегидных смол, эпоксидные шпаклевки, а также перхлорвияиловые и пентафталевые эмали и лаки.

Покрытия выполняют из 2-3 слоев грунтовки и 2 слоев эмали или лака, либо из 2 слоев грунта-шпаклевки с добавлением в последний (верхний) слой во всех сдучаях 10-15$ (по весу) алюминиевой пудры ПАКг-З или ПАК-4 (ГОСТ 5494-71 "Пудра алюминиевая пигментная") и нанесением первого слоя грунта по тщательно очищенной и обезжиренной поверхности трубопровода. Расход на один сдой: грунтовки - I00-I5G г/м2, эмали или ла-ка - 150-200 г/м2.

5.3.    Сушку отдельных слоев лакокрасочных покрытий следует производить в строгом соответствии с технологическими требованиями. Нанесение лакокрасочных покрытий осуществляют с помощью краскораспылителей или вручную кистями, либо валиками.

5.4.    При малых объемах работ или ремонте покрытия при -меняют краскораспылитель марки КР-Ю. Для окраски больших поверхностей, требующих значительного расхода лакокрасочного материала, применяют краскораспылители марок КР-20 и G-3IA.

5.5.    Контроль качества лакокрасочного покрытия производят визуально. При этом следует обращать внимание на то, чтобы каждый наносимый слой покрытия был сплошным и равномерным, без подтеков и пузырей.

Толщину покрытия измеряют индукционным толщиномером; прилипаемость к металлу - путем решетчатого надреза покрытия.

5.6.    Надземные участки трубопроводов в районах Крайнего Севера защищают жировыми смазками с добавкой в них 15-20$ алюминиевой пудры.

Кировые смазки (ТУ 38-101-379-78 "Смазка ВНЙИСТ-2 жировая для изоляции надземных трубопроводов") применяют при температуре эксплуатации не выше +40°С, смазки ВНШСТ-4 - не выше +60°С.

20

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР


Ведомственные строительные _нормы__

Инструкция по производству работ при сооружений магистральных стальных трубопроводов*


изоляционно-укладочные

работы


ВСН 2-149-82

Миннефтегазст рой

Взамен'Рекомендации по производству работ при сооружении магистраль -ных трубопроводов. Изоляционно-укладочные работы* ВНИИСТ, 1964



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


IоI* Настоящая Инструкция регламентирует технологию производства изоляционно-укладочных работ при применении для противокоррозионной защиты трубопроводов изоляционных покрытий на основе битумных мастик, полимерных липких лент ж оберток, жировых смазок и лакокрасочных покрытий.

1*2* Вопросы, касающиеся применения конкретных ленточных изоляционных материалов, более подробно освещены в "Инструкции по применению импортных изоляционных полимерных лент и

°б0РГОК" (т™Цшзс¥рой >• а также в заводскоы nacnopse, который прикладывается к каждой партии изоляционной ленты.

При применении на строительстве трубопроводов труб с заводским изоляционным покрытием необходимо руководствоваться "Инструкцией по технологии и организации строительства тру-бопроводов из труб с заводской изоляцией" СШййе^дтёгаз8§§ои^ •

1.3. Настоящий документ в основном отражает вопросы производства изоляционно-укладочных работ при строительстве трубопроводов из труб традиционной конструкции с монолитной стенкой.


1.4. В состав изоляционно-укладочных работ при сооружении линейной части магистральных трубопроводов входят следующие основные технологические операции:


Внесена Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопроводов


Утверждена Миннеф-

тегазстроем

30 сентября 1982 г


Срок введения в действие . I июня 1983г.


очистка наружной поверхности трубопровода или отдельных его элементов (одиночных труб,секций, сварных стыков изолированных труб и т.п.) от грязи, ржавчины, влаги;

нанесение грунтовки на очищенную поверхность трубопровода или его отдельные элементы;

нанесение изоляционного и оберточного покрытий на огрун-товашше участки трубопровода;

укладка трубопровода в проектное положение; засыпка (присыпка) уложенного трубопровода.

Кроме производства указанных основных технологических операции, в зависимости от условий строительства, применяемых изоляционных материалов и других факторов, может возникнуть необходимость в выполнении дополнительных операций:

приготовление грунтовки (при использовании в качестве грунтовки битумных материалов);

приготовление или разогрев битумно-резиновой мастики, футеровка трубопровода или отдельных трубных секций.

1.5.    Ряд основных и дополнительных операций частично или б полном объеме целесообразно выполнять в стационарных условиях (на заводах, трубозаготовительных базах и т.д.). К таким операциям в первую очередь относятся очистка и изоля -ция труб и трубных секций, а также юс футеровка (ест это предусмотрено проектом).

1.6.    Вид, тип и конструкция изоляционного покрытия, а также изоляционные материалы определяются проектом.

1.7.    для предотвращения механических повреждений изоляционного покрытия в соответствии с проектом трубопровод укладывают на мягкий грунт и таким же грунтом присыпают; изоляционные покрытия, выполняемые на основе битума, кроме того, армируют и обертывают прочными рулонными материалами. Замена оберточного материала должна быть согласована с заказчиком.

1.8.    В местах выхода магистрального трубопровода из грунта (при переходе от подземной прокладки к надземной) наносят дополнительную изоляцию из двух слоев липкой полимерной ленты на основе термостабилизированного полиэтилена; длина участка, где требуется дополнительная изоляция, составляет 12 м (т.е. по 6 м в обе стороны от места выхода трубопровода из грунта).

1.9.    Изоляционное покрыта б местах присоединения катодных, дренажных и протекторных установок, а также для узлов запорной арматуры, перемычек и других подобных мест должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к основное покры -тию трубопровода в части сплошности, термостойкости, адгезии, переходного электросопротивления.

1.10.    Перед засылкой трубопровода необходимо произвести тщательную проверку сплошности изоляционного покрытия и ремонт всех обнаруженных повреждений и дефектов.

1.11. При производстве изоляционно-укладочных    pack)т могут быть следующие перемещения трубопровода относительно продольной оси траншеи:

а)    горизонтальное, например, при совмещенном способе выполнения работ, при укладке изолированного трубопровода с бровки траншеи;

б)    продольное* например, яри сплаве, протаскивании.

1.12. Л зависимости от природно-климатических условий изоляционно-укладочные работы осуществляются либо колонной, состоящей из трубоукладчиков, оснащенных монтажными средствами, и машин для очистки поверхности трубы и нанесения изоляции, либо специальными методами.

1.13.    Технологические схемы производства изоляционно-укладочных работ должны обеспечивать строительство на подавляющем большинстве участков трасс скоростными методами для осуществления работ с заданными высокими темпами (табл.1).

Таблица I

Диаметр трубопровода, мм

Темпы производства изоляционно-укладочных работ в зависимости от диаметра трубопровода

Темп производства работ,км/день

1420    1,8

1220    2,0

1020    2,1

Менее 1020    2,5

При производстве изоляционно-укладочных работ в сложных условиях необходимый темп принимается с учетом поправочных коэффициентов замедления. Для горных условий этот коэффициент

5

равен 0,3; для пустынь и. полупустынь -    таежно-боло

тистой местности - 0,5.

1.14.    Технологические схемы производства работ по нанесению изоляций и укладке трубопровода должны обеспечить сохранность трубопровода и устойчивость трубоукладчиков.

1.15.    При производстве изоляхрюнно-укладочных работ следует применять только такие монтажные средства, которые позволяют исключить возможность поломок трубопровода и повреждения изоляционного покрытия.

1.16.    При остановке изоляционно-укладочной колонны следует предпринимать такие меры, которые исключают попадание воды в полость укладываемого участка трубопровода.

1.17.    При организации двухсменной работы по нанесению изоляции и приданию трубопроводу проектного положения, т.е. укладке, необходимо предусмотреть оборудование изоляционноукладочной колонны электроосвещением в соответствии с положениями действующих по технике безопасности нормативных документов.

I.I8. Выполнение положений настоящей Инструкции должно обеспечить необходимое качество изоляционно-укладочных работ, снизить до минимума возможность поломок трубопровода, повреждений изоляционного покрытия.

I.I9. При производстве изоляционно-укладочных работ необходимо руководствоваться СНиД 1U-4-80 "Техника безопасности в строительстве", "Правилами техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов" (М., "Недра", 1982).

2. ПРОИЗВОДСТВО ПЗОЛЯВДОНШХ РАБОТ В ТРАССОВЫХ УСЛОВШа

2.1. Очистка наружной поверхности трубопровода

2*1.1, Для очистки наружной поверхности трубопроводов под изоляционные покрытия можно применять различные способы. Наиболее распространенным способом очистки трубопроводов в трассовых условиях является механический.

о

2.1.2. Основные требования, предъявляемые к очистке наружной поверхности трубопроводов, выполняемой в трассовых условиях под изоляционные покрытия из битума, полимерных лент, яировой смазки и лакокрасочных материалов, сводятся к следующему:

а) поверхность трубопровода должна быть высушена и полностью очищена от ржавчины, пыли, земли и наледи, а в случае применения устройств для сушки и подогрева трубопровода очищают также от копоти, следов масла и топлива;

б)    на очищаемой механическим способом поверхности трубопровода допускается наличие окалины и консервациояного покрытия, если они имеют прочное сцепление с металлом;

в)    очищенная поверхность трубопровода должна быть сухой и соответствовать эталону 1У "Руководства по контролю качества очистки поверхности трубопроводов перед нанесением изо -ляционных покрытий" ( р 2-60-77 )*

2.2. Огрунтовка очищенной поверхности

2.2.1.    Очищенную поверхность трубопровода сразу же следует огрунтовать грунтовкой ГТ-752 или ГТ-754 МН. В качестве грунтовки также используют клеевые композиции или раствор нефтяного битума марки БН-1У в бензине.

Под битумные изоляционные покрытия применяют также битумную грунтовку с добавкой маслорастворимых ингибиторов.

2.2.2.    Грунтовка, наносимая на очищенную и сухую поверхность трубопровода, должна покрывать всю поверхность ровным сдоем (пропуски, подтеки, сгустки и вздутия грунтовки не допускаются) .

2.3, Применение битумных изоляционных покрытий

2.3.1.    Битумные мастики для различных условий строительства и эксплуатации трубопроводов по физико-механическим свойствам должны отвечать требованиям, указанным в табл.2.

2.3.2.    Битумные мастики изготовляют в заводских условиях или как исключение на трассе строящегося трубопровода, в би-

7

Таблица 2

Марки мастик и их физико-механические свойства

Марки

мастики

(ГОСТ

15837-79)

Физико-механические свойства мастик

Допускаемая темпера-тура. °С_

Температура размягчения по Зи1и не менее,°С

Глубина •проникновения иг-льпдри 25°С не менее 0.1 мм

Растяжимость л при 25°С не менее, см

транспортируемого по трубопроводу продукта не более

окружающего воздуха при нанесении в пределах

МБР-65

65

40

4

25

4-5-30

МБР-75

75

30

4

25

+15-15

МБР-90

90

20

3

35

+35-10

МБР-100

100

15

2

40

+40-5

тумоалавильных установках, либо в передвижных котлах с обязательным механическим перемешиванием. Примерные составы мастик приведеяы в табл.З.

Составы битумно-резиновых мастик

Таблица 3

Марка мастики

Состав, % по весу

Битумы нефтяные изоляционные

Резиновая крошка из амортизирован-яых автопокрышек

Пласти

фикатор

(зеленое

масло)

БН-И-ГУ

БН-И-У

МБР-65

88

тт

5

7

МБР-75

88

7

5

МБР-90

93

7

МБР-100

45

45

10

_

83

12

5

2.3.3.    Разогретую битумную мастику во избежание порчи нельзя выдерживать при температуре i90-2U0°C белее одного часа и при I6G-180°C - более трех часов.

2.3.4.    Доставку разогрето! битумной мастики к месту производства работ осуществляют специальными битумовозами или в передвижных котлах.

2.3.5.    Изоляционно-укладочные работы следует выполнять под руководством и наблюдением начальника изоляционно-укладочной колонны, мастера или бригадира, имеющих специальную подготовку.

2.3.6.    Перед началом изоляционных работ необходимо проверить правильность установки на изоляционной машине обечайки, отрегулировать и зафиксировать величину зазора мевду трубой и обечайкой с целью получения требуемой толщины мастичного слоя.

2.3.7.    Изоляционную мастику в ванну машины заливают после регулировки обечайки, которую сразу же прогревают, включив битумные насосы машины на 3-5 мин и следя за циркуляцией мастики. Затем, продвинув на первой скорости машину на 2-3 м по трубе, проверяют качество нанесенного покрытия. Обнаруженные недостатки в работе машины устраняют после полной ее остановки. Только убедившись в исправной работе машины и необходимом качестве нанесенного покрытия» можно переходить на нормальный режим работы. Армирующие и оберточные материалы (стеклохолст, ПДБ, бикаруд, бризол и др.) перед пуском изоляционной машины разматывают со шпуль вручную, накладывают конец ленты на мастичное покрытие и придерживают прижатием руки или приклеиванием мастикой.

2.3.8.    Важным условием, влияющим на качество изоляционного покрытия, является соблюдение температурного режима мастика при ее нанесений на трубопровод.

Толщина наносимого битумного изоляционного слоя, его сплошность и прилипаемость, степень погружения стекдохолста в мастичный слой в основном зависят от вязкости битумной мастики, которую при данном ее составе регулируют изменением температуры в ванне изоляционной машины в зависимости от температуры окружающего воздуха. Температура мастики, необ -ходимая для получения 6 мм покрытия за один проход машины, приведена в табл.4.

2.3.9.    Бязкость мастики в определенных пределах можно повысить добавлением резиновой крошки. Состав мастики в этом случае подбирают с учетом удобства нанесения ее на трубопровод слоем необходимой толщины и полного погружения в этот слой наматываемого стеклохолста.

9