Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

55 страниц

389.00 ₽

Купить ВСН 2-144-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В инструкции освещены специфические требования к строительству, которые связаны с особенностями применения изолированных труб. Особое внимание уделено погрузочно-разгрузочным, складским и транспортным работам, изоляции стыков, ремонту повреждений в трассовых условиях, а также укладке трубопровода.

Инструкция содержит, наряду с общими требованиями к строительству трубопроводов из изолированных труб (независимо от типа покрытия), также условия на производство работ отдельно с трубами, имеющими покрытия на основе порошковой эпоксидной краски, и с трубами, изолированными полиэтиленом.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Организация строительства

3 Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы. Складирование труб

4 Подготовительные и земляные работы

5 Сварочно-монтажные работы

6 Общие требования к изоляции сварных стыков труб

7 Технология изоляции сварных стыков полимерными липкими лентами

8 Технология изоляции сварных стыков термоусадочными муфтами, манжетами и лентами

9 Общие требования по ремонту повреждений заводских изоляционных покрытий

10 Технология ремонта повреждений полиэтиленового покрытия

11 Технология ремонта повреждений эпоксидных покрытий

12 Контроль качества изоляции сварных стыков и ремонта повреждений заводского покрытия

13 Укладочные работы

14 Строительство трубопроводов в сложных условиях

15 Строительство криволинейных участков трубопроводов

Приложения

 
Дата введения01.08.1982
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

12.05.1982УтвержденМиннефтегазстрой
РазработанВНИИСТ
ИзданВНИИСТ1982 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

инструкция

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Всесоюзный научно<исследоватепьский институт по строительству магистральных труболооводов


'ВНИИСТ*

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРУБОПРОВОДОВ ИЗ ТРУБ С ЗАВОДСКОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ

ВСН 2-144-82_


Миннефтегазстрой

МОСКВА19ва

Рис,I. Схема крепления эластичных прокладок на стреле трубоукладчика:

а - участок стрелы с прокладками; б - схема трубоукладчика с

обрезиненной стрелой

3.11.    При перевозке изолированных труб автотранспортом (трубовозами» плетевозами) следует крепить их стопорными тросами с обоих торцов во избежание продольных перемещений. Необходимо также тщательно закреплять трубы (секции) на кониках с помощью увязочных поясов, снабженных прокладочными ковриками*

3.12.    Коники трубовозов (плетевозов) по поверхности оди-раяия на них труб должны быть оборудованы резиновыми прокладками. Требования к ним аналогичны требованиям, изложенным в пп.3.5-3.7 настоящей Инструкции.

Рис.2. Поворотный ложемент приспособления ДП-31:

1-основание коника автомобиля; 2-палец; 3-эластичная прокладка; 4-опорный каток; 5-крайнее положение ложемента

ЗДЗ. Для перевозки изолированных труб диаметрами 1020-1420 мм следует применять специальное приспособление типа ДП-31 к серийным трубоплетевозам;ПВ-93( ПВ-94, ПВ-204, ДВ-301, ПТК-252, ПГ-401, которое обеспечивает шарнйрное опирание труб при перевозке.

Приспособление ПП-31 (конструкция ВНИИСТа) состоит из

поворотного (рис.2) и неповоротного ложементов, первый из них устанавливают» на плетевозе, а второй - на роспуске. Конструкция поворотного ложемента обеспечивает угол поворота в поперечной плоскости ±23°, а в продольной - ± 10°.

3.14.    Предельное число труб и секций труб, перевозимых на подвижном составе, с учетом грузоподъемности машин, массы труб и допускаемых габаритов приведено в таблЛ.

3.15.    Складирование изолированных труб должно осуществляться в соответствии с требованиями "Инструкции по технологии

и организации перевозки, погрузки, разгрузки и складирования

Т^1сН^°^35^8?ИаМе,Г^ОБ П^И ст^оительстве неФгег'аз011Р0В0Д " Миннефгегазстрой ^    ^

Таблица I

Грузо-

Марка трубоцвете-

Диаметцы тоуб. мм

подъем-

воза (тип тягача)

1020 1 1220 1420

nUvlD,1

Длина tdv6 или секций, м

12 24 1 36 1 12 1 24 36112124 36

9    ПВ-93    (УРАЛ-375)

ПВ-94 (ЗИП-131)

2

I

-

2

I

-

I

п

ПВ-204 (КрАЗ-255Б)

3

I

I

3

I

I

2

I

-

15

МАЗ-7910

3

-

3

2

-

18

ПГ-18К (Т-ЮОМ)

3

2

I

3

2

I

2

I

25

ПТК-252 (K-70I)

3

3

2

3

3

2

3

2

I

30

ПВ-301 (МАЗ-543)

ПГ-301 (Т-130 Б)

3

3

3

3

3

2

2

2

I

40

ПТ-40 (Т-130,Т-180)

3

3

3

3

3

3

2

2

I

3.16. Не допускается укладывать в один штабель трубы различных диаметров и толщин стенок, а также трубы, изолированные вместе с неизолированными.

3.17. Запрещается неорганизованное складирование изолированных труб ("костром", "ершом" и т.д.).

3.18. Перечень специального оборудования для производства погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ (ив расчета на один поток) представлен в табл.2.

3.19. Секции изолированных труб разгружают одним или двумя трубоукладчиками. При разгрузке секции одним трубоукладчиком (рис.3,а), оснащенным клещевым захватом или мягким полотенцем, подъезжают к заднему концу секции, поднимают ее, затем стрелой опускают на лежку. После этого перемещают трубоукладчик к другому концу секции, поднимают ее, затем опускают на лежку.

3.20, При разгрузке изолированных секций двумя трубоукладчиками (оснащенными мягкими полотенцами или клещевыми захватами) поднимают одновременно секцию за конца (рис.3,6) и после отъезда транспортного средства перемещают секцию и укладывают ее под острым углом к оси траншеи.

a

Рис.З. Схема разгрузки и раскладки изолированных секций:

а-трубоукладчиком; 6-двумя трубоукладчиками

Таблица 2

Наименование оборудования

Количество оборудования при пиаметре труб, мм

1020

1220

1420

I

2

3

4

Торцевой трубный захват:

3T-I22I

4

4

-

3T-I422 (3T-I42I)

т*

-

4

Траверса TPB-I82

г

2

2

Мягкие полотенца: ПМ-1223

ПИ-1425

3

3

3

Автоматический трубный захват:

3TA-I0I (5TA-I02, 3TA-3I)

2

2

2

Клещевой захват (с эластичными подкладками):

13

Окончание табл*2

КЗ-1022 (КЗ-1021)

3

-

КЗ-1221 (КЗ-1222)

3

КЗ-1422 (КЗ-1421)

-

-

Приспособление к трубовозу-плетеЕозу для перевозки изолированных труб ПП-31

6

6

Амортизирующие приспособления для стрел трубоукладчиков (конструкции ОКБ Газ-строймашина)

4

4

2    3    4

3

6

4

Примечание. В скобках показана возможная замена машин.

4. ПОДГОГОВЖВЯЬНЫЕ Л ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

4.1.    Подготовительные и земляные работы, включая инженерную подготовку полосы строительства, следует выполнять в строгом соответствие с проектом, а также с учетом требований, изложенных в следущих нормативных документах:

СНиП Ш-8-7Б "Земляные сооружения".

СН 452-73 "Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов".

"Инструктаж по рекуяьтивацш! земель при строительстве магистра ль нь? х трубопроводов" ( ЭФ* 2г59-75-)#

1Линне4тегазстрой

4.2.    Временные дороги для проезда строительных и транспортных машин следует сооружать, тщательно соблюдая требования к их качеству, что необходимо для обеспечения сохрахшости изоляционного покрытия при транспортировке изолированных труб и секций.

4.3.    Типы машин для разработки траншеи следует выбирать в зависимости от местных условий и в соответствии с проектом производства работ, пои этом предпочтение отдается роторным экскаваторам, которые не только обеспечивают высокую производительность, но и лучшее качество дна траншеи.

4.4.    На участках трассы, где траншею разрабатывали одно-

14

ковшовым экскаватором, следует разравнивать выступы на две траншеи; для этой цели могут быть использованы микробульдозеры или планировщики дна траншеи.

4.5. На дне траншеи в скальных и мерзлых грунтах необходимо устраивать подушку из мягкого грунта толщиной не менее 10 см.или применять другие меры, предусмотренные проектом,для обеспечения сохранности изоляционного покрытия.

4.6.    При засыпке трубопровода скальным грунтом, а также грунтом, содержащим мерзлые комья, щебень размером более 50 мм в поперечнике, твердые и другие включения, изоляционное покрытие следует предохранять от повреждений присыпкой мягким грунтом на толщину 20 см над верхней образующей трубы или приме -нять защитные покрытия (деревянную футеровку, камышитовые маты) .

4.7.    При засыпке скальным и мерзлым грунтом траншей необходимо также пользоваться передвижными защитными экранами (профилированными по форме трубы щитами), снижающими высоту падения грунта на трубу до 20 см.

4.8.    В зимний период строительства не следует допускать промерзания отвала грунта, что достигается разработкой тран -шей непосредственно перед укладкой трубопровода.

4.9.    Засылку траншей целесообразно выполнять роторными траншеезасыпателями TP-35I, обеспечивающими необходимое измельчение грунта.

5. СВАРОЧНО-ШНТМНЫЕ РАБОТЫ

5.1. Сварку труб с заводской изоляцией следует выдол -нять темп же методами и на тех режимах, что и обычные трубы. При этом работы должны производиться в соответствии с данной Инструкцией, а также требованиями "Инструкция по сварке магистральных трубопроводов" (. УН 2-124-80-^

Миннефгегазстрой Качество сварных соединений должно соответствовать требованиям:

ГОСТ 7512-75 "Контроль неразрушающий. Соединения свар -

ные";

ОСТ 102-51-79. "Радиографический метод".

15

5.2. При работе на трубосварочном стенде (при сварке корневого слоя шва), а также при выполнении сварочно-монтажных работ на трассе необходимо применять защитные коврики из асбестовой ткани (рис.4), которые предназначены для предохранения заводского изоляционного покрытия от попадания на него брызг расплавленного металла. Ширина каждого коврика должна быть не менее 0,6 м, а длина 1,5-2,5 м. Защитные коврики размещают по обе стороны свариваемого стыка на расстоянии IQ-12 см от него. Коврики пристегиваются и удерживаются на трубе эластичными кольцевыми хомутами или ремнями.

1500-2000

I

Рис.4. Защита изоляционного покрытия ковриком из асбестовой ткачи при выполнении сварочно-монтажных работ:

I-коврик; 2-ремни; 3-гран:тца изоляционного покрытия; 4-замок


г

5.3.    Стрелы трубоукладчиков, используемых для сварочно-монтажных работ с изолированными трубами, должны быть обрези-нены в соответствии с пп.3.5-3.7 настоящей Инструкции.

Применяемые сварпщками-ручникамл лестницы необходимо облицевать мягкими подкладками.

5.4.    При подогреве кромок перед сваркой следует приме -нять внутренние подогреватели. Использование наружных подогревателей допускается при вварке катушек и монтаже захлестав. При этом следует предусматривать меры по предохранению изоляционного покрытия от воздействия открытого огня (применение

ш

защитных асбестовых ковриков, использование горелок с направленным действием пламени и т.д.).

5.5.    Для предотвращения повреждений изоляционного покрытия при проведении работ на трубосварочных базах, состоящих из стенда CCT-I4I-I к установки ILAY-I00I-I, или на базах типа БГС-143 их накопители, покати, отсекатели, остановы, рольганги и роликовые опоры должны быть обрезияены или облицованы амортизирующими материалами ( резиной , полиуретаном).

Комплект амортизирующего оборудования должен поступать централизованно по заявкам строительно-монтажных организаций.

5.6.    Для сокращения объемов изоляционных работ на трассе и повышения темпов укладочной колонны необходимо изоляцию стыков трехтрубных секций выполнять в стационарных условиях на специальном стенде, расположенном в непосредственной близости от сварочной базы или конструктивно совмещенным с оборудованием базы.

5.7.    Готовые трубные секции на сварочной базе укладывают на деревянные прокладки в один ряд. Во избежание раскатывания каждую секцию крепят клиньями (рис.5).

5.8.    Наращивать трубопровод в плеть следует с использованием клещевых захватов КЗ-1022 (КЗ-1021), КЗ-1223 (КЗ-1222) и КЗ-1422 (КЗ-1421) соответственно для труб диаметром 1020,

1220 и 1420 да или самозазшмшми полотенцами типа ПСЕ-121, ПСЕ-142 (ПСЕ-141).

Для предохранения изоляционного покрытия следует опорные поверхности захватов оборудовать эластичными прокладками.

5.9.    Сварку трубопровода в ялеть следует выполнять с использованием инвентарных монтажных опор. Конструкция таких опор должна обеспечивать устойчивое положение монтируемого трубопровода л отвечать требованиям правил техники безопасности.

В частности, в практике нашли широкое применение сборно-разборные опоры из деревянных брусьев.

5.10.    Через каждые 200-300 м, а также на поворотах трассы после сварки трубопровода в плеть его следует временно крепить на строительной полосе с помощью якорных устройств (во избежание самопроизвольного бокового смещения). Способ крепления определяется в зависимости от местных условий и возможностей строительных организаций. Одним из вариантов яв-Ляется применение анкерных (страховочных) опор.

17

Рис.5. Опора (лежка) для трубных секций:

а-размещение секции на опоре; С = 250-300 мм; б-фиксиру наций

клин

5.11.    Перечень специального оборудования и приспособлений для производства сварочно-монтажных работ (из расчета на один поток) приведен в табл.З.

5.12.    При производстве работ и на время перерывов запрещается размещение на трубе различных инструментов и оборудования, если это не предусмотрено технологией.

Таблица 3

Оборудование

Количество единиц оборудования при диаметре труб, мм

1020 1 1220 1 1420

Комплект амортизирующего оборудования для стенда CCT-I4I-I и установки ПАУ-1001-I (конструкции Киевского филиала СКВ Газстроймашина)

I

I

I

Клещевой захват (с эластичными прокладками) КЗ-1022 (КЗ-1021)

4

КЗ-1221 (КЗ-1222)

4

4

КЗ-1422 (КЗ-1421) Самозажимное полотенце:

4

ПС1-121Х

-

2

ПСЖ-142Х (ПСЖ-141)

-

-

2

Внутренние подогреватели стыков

3

3

3

Примечания: I. в скобках показана возможная замена.

2. Знаком х обозначен серийный выпуск этих полотенец.

5.13. Не допускается стоять на изолированных трубах и ходить по ним.

6. ОБиДОЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗОЛЯЦИИ СВАРНЫХ СТЫКОВ ТРУБ

6.1. Сварные стыки труб с заводскими полимерными покрытиями при подземной прокладке трубопроводов, а также на подводных переходах независимо от диаметра следует изолировать термоусадочными мужами (манжетами) или полимерными лентами.

6.2.    По противокоррозионной эффективности покрытие сварного стыка должно быть не ниже основного покрытия трубы.

6.3.    Материалы, применяемые для изоляции стыков, должны соответствовать проекту, требованиям настоящей Инструкции.Эти материалы должны выдерживать заданные механические нагрузки, которым подвергается наружное покрытие в условиях нормально-

19

"Инструкция по технологии и организации строительства трубопроводов из труб с заводской изоляцией" разработана на основе научных исследований в области применения труб диаметром 1020-1420 мм с заводской изоляцией для строительства магистральных газонефтепрово -дов. Основные положения Инструкции изложены с учетом объективной оценки анализа и обобщения как отечественного, так и зарубежного опыта строительства трубодро -водов с заводскими антикоррозионными покрытиями.

В Инструкции освещены специфические требования к строительству, которые связаны с особенностями применения изолированных труб. Особое внимание уделено погрузочно-разгрузочным, складским и транспортным работам, изоляции стыков, ремонту повреждений в трассовых условиях, а также укладке трубопровода.

Технология ремонта повреждений изоляции на заво-де-изготовителе труб регламентирована технологическим процессом нанесения покрытий и в настоящей Инструкции не рассматривается.

Инструкция содержит, наряду с общими требованиями к строительству трубопроводов из изолированных труб (независимо от типа покрытия), также условия на производство работ отдельно с трубами, имеющими покрытия на основе порошковой здоксидной краски, и с трубами, изолированными полиэтиленом.

Инструкция разработана QT0C ВНИИСТа и предназ -начена для строительных организаций Миянефгегазстроя, занятых сооружением линейной части магистральных трубопроводов из изолированных труб, и организаций Мин -Газпрома и Миннефгепрома, осуществляющих контроль за их строительством.

Инструкция согласована с Мингазпромом и Миннефтедро-мом и составлена кандидатами техн.наук: А.М.Зиневичем, В.П. Ментюковыы, Е.А.Аникиным, Н.Б. маховиковым, А.Д. Белоголовским, С.к.Носковым, Б.Ф.Николенко; инженерами: Б.И.Булаевым, в.П.Глазуновым, 3,С.Першиной, Б.А.Фоминой.

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ), 1982

го производства строительно-монтажных работ при температуре окружающей среды от -40 до +50°С.

6.4.    Работы по изоляции стыков следует производить как в стационарных условиях (на трубосварочных базах после сварки труб в секции), так и на трассе - после сварки секций или отдельных труб в плеть.

6.5.    Для обеспечения механизированного выполнения работ по очистке и изоляции стыков необходимо, чтобы зазор между трубопроводом и поверхностью строительной полосы составлял 0,7 м. Это достигается за счет устройства под трубопроводом временных опор соответствующей высоты.

При ручном способе очистки и изоляции стыков зазор между трубопроводом и поверхностью строительной полосы должен быть не менее 0,4 м.

6.6.    Края полиэтиленовых покрытий толщиной более I мм за счет фаски с углом не более 30° не должны иметь уступов.

6.7.    Поступающие на строительство изоляционные материалы следует складировать в заводской упаковке в соответствии с требованиями действующих ТУ. Растеривать эти материалы можно только на месте производства работ.

6.8.    Хранить и перевозить изоляционные материалы следует в условиях, исключающих их порчу, увлажнение и загрязнение.

6.9.    Для изоляция стыков труб необходимо применять следующие конструкции покрытий:

ленточное (рис.6), состоящее из слоя грунтовки, двух слоев полимерной изоляционной липкой ленты и одного слоя за -щитной полимерной обертки (на подводных переходах два слоя обертки и футеровка); допускается слои полимерной обертки заменять липкой полимерной лентой (слой на слой);

муфтовое или манжетное (рис,7), состоящее из термоусадочной полиэтиленовой основы со слоем клея на внутренней стороне;

термоусадочное ленточное, состоящее из одного слоя термоусадочна ленты и последующего слоя липкой ленты, нанесенной спирально по грунтовке с полным перекрытием термоусадочной ленты.

Указанные покрытия относятся к усиленному типу изоляции.

6.10.    При выборе полимерных материалов для изоляции стыков необходимо учитывать максимальную температуру транспорти-

Миннефгге- Ведомственные строительные газстрой _нормы_

Инструкция по технологии и организации строительства трубопроводов *13 труб о заводской изоляцией


ВСН 2-144-82


МиннеФтегазстрой


Взамен ВСН 2-104-78


Миннефтегазстрой ВСН 2-65-76


Миннефтегазстрой ВСН 2-119-80 Миннефггегазстрой


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1Л. Постоянно растущие объемы трубопроводного строительства как за счет увеличения протяженности трасс, так и за счет роста диаметров труб потребовали принятия новых технических и конструктивных решений, направленных на повышение эффективности и качества сооружаемых объектов. Одним из основных направлений в решении этих актуальных задач трубопроводного транспорта является широкое внедрение труб диаметром 1020-1420 мм с заводской изоляцией.

1.2. Применение при строительстве подземных магистраль -ных трубопроводов труб с заводским антикоррозионным покрытием позволяет одновременно с существенным повышением эксплуа -танионной надежности обеспечить:

повышение уровня индустриализации строительства; создание условий для круглогодичного выполнения строи -тедьио-монтажных работ;

достижение заданных устойчивых (стабильных) темпов строительства и возможность их дальнейшего роста;

улучшение охраны и условий труда работах и культуры производства.

Эти показатели предопределяют экономическую базу применения труб с заводской изоляцией и открывают перспективу для их широкого внедрения.


Внедрена

ШШСТсм

огос


Утве


рждеяа Миннейгегазстроем

12 мая 1982 г.


Срок, введения 1.ЛВЛ982 г.


я


Наиболее рациональной областью применения труб с заводской изоляцией является строительство участков трубопроводов, проходящих в сложных условиях.

1.3.    В настоящей Инструкции отражены вопросы технологии и организации строительства, принципиально отличающиеся от производства работ с применением обычных (неизолированных) труб.

1.4.    При разработке Инструкции изолированные трубы были разделены:

на трубы, имеющие покрытия на основе порошковой эпоксидной краски;

на трубы, изолированные полиэтиленом (независимо от метода его нанесения).

Если по тексту Инструкции не указывается конкретная область применения того или иного положение, то оно распространяется на трубы с тем и другим видом покрытия.

1.5.    Изоляционное заводское покрытие независимо от его вида должно обладать: диэлектрической сплошностью, высокой ударной прочностью, стабильностью адгезии при строительстве и эксплуатации, атмосферной стойкостью (в условиях хранения), стабильностью физико-механических и защитных свойств в различных условиях эксплуатации.

1.6.    Важнейшее условие эффективного использования труб с заводской изоляцией - соблюдение повышенных требований к бережному, аккуратному обращению с ними на всех стадиях транспортировки и строительства.

1.7.    В целях сохранности заводского изоляционного покрытия, особенно эпоксидного, все технологические операции с' изолированными трубами должны выполняться методами, исключающими прямой контакт (как длительный, так и кратковременный) с твердыми предметами: металлическими частями кранов, трубоукладчиков, монтажных приспособлении (троллейных подвесок, захватов, траверс), покатей, накопителей, отсекателей, вращателей л ро-ликоопор трубосварочных баз, а также коников трубовозовт-плете-возов и других машин.

Все перечисленное оборудование во избежание порчи изоляционного покрытия труб (при случайных соударениях) должно быть специальным образом подготовлено к работе эластичных (резиновых) прокладок, обшивок из мягких материалов (дерева,вой-

лока и др.), а также в виде штампованных бандажей и вкладыше* из полимеров (капролона, полиуретана), как это указано в соответствующих технологических разделах настоящей Инструкции.

Установка защитных приспособлений на машины и другое оборудование должна производиться без каких-либо нарушений в конструкции этих машин.

1.8.    Укладка труб в штабеля на прирельсовых складах и трубосварочных базах должна производиться в соответствии с требованиями "Инструкции по технологии и организации перевозки, погрузки, разгрузки и складирования труб больших диаметров при строительстве нефтегазопроводов" (БОН 2-I35-8I). Трубы, раскладываемые по трассе в целях предотвращения порчи изоля -ционного покрытия, должны укладываться на специальные мягкие подкладки (деревянные брусья, утильные автопокрышки и др*).

1.9.    Работы по сборке и сварке трубопровода в плеть должны выполняться с применением инвентарных монтажных опор. Применение вместо них земляных или снежных призм запрещается.

1.10.    Если трубы поставляются с предохранительными кольцами (обычно они выполнены из резинового жгута или пенькового каната), то снимать эти кольца без надобности не следует вплоть до сварки трубопровода в плеть.

1.11.    Подученные трубы с заволокой изоляцией должны контролироваться на сплошность покрытия в общем не менее 6% в соответствии с действующими ТУ. При обнаружении дефектов проверка сплошности покрытия производится на удвоенном количестве труб. В случае неудовлетворительных результатов при повторной проверке бра^ется вся партия. ( придЛ и 2 ).

1.12.    Выполнение положений, изложенных в настоящей Инструкции .гарантирует обеспечение высокого качества строительства и снижает до минимума возможность повреждения изоляционного покрытия.

1.13.    С выходом настоящей Инструкции отменяются следую -щие нормативные документы:

"Временная инструкция по технологии и организации строительства магистральных трубопроводов из импортных изолирован-

ных труб диаметром 1420 мм" С^е|^га1тТЙд);

"Инструкция по технологии и организации механизированного строительства магистрального газопровода диаметром 1420 мм

5

RCH 2—104*78    \

в горных условиях из труб с заводской изоляциейЧниниефтегазсгрой''

"Временная инструкция по технологии и организации строи -

тельства трубопроводов из труб с заводской изоляцией”

( ВСН 2-119-80    \

V шшнефтегазстрой '•

2. ОРГАНИЗАЦИЯ (Л'РОИГЕЛЬСТВА

2*1* При строительстве трубопроводов из труб с заводской изоляцией, кроме настоящей Инструкции, необходимо пользоваться следующими нормативными документами:

СНиП Ш-1-76 "Организация строительного производства. Правила производства и приемки работ".

СНиП Ш-42-80 "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ".

СНиП Ш-4-80 "Техника безопасности в строительстве".

"Правилами техники безопасности при строительстве магистральных трубопроводов" (М., "Недра", 1972).

Кроме того, при строительстве трубопроводов из изолированных труб следует также пользоваться действующими нормативными документами, регламентирующими требования на производство отдельных видов работ; ссылки на эти документы приведены в соответствувдих технологических разделах настоящей Инструкции.

2.2.    Строительство трубопроводов из труб с заводской изоляцией, в зависимости от способа производства сварочно-монтажных работ, может осуществляться по двум схемам:

I схема - одиночные изолированные трубы доставляют на трубосварочную базу, где их сваривают в трехтрубные или двухтрубные секции. Затем эти секции доставляют на трассу и сваривают в плеть трубопровода.

П схема - одиночные трубы доставляют непосредственно на трассу (минуя сварочную базу), где их сваривают в плеть.

2.3.    Для повышения уровня индустриализации, улучшения качества работ и увеличения темпов строительства стыки, сваренные в базовых условиях, необходимо очищать и изолировать на стационарных установках, располагаемых на трубосварочных базах.

6

2.4. Для трубопроводов из труб с заводской изоляцией в условиях средней полосы приняты следующие суточные теплы строительства: при диаметрах труб 1020, 1220 и 1420 мы - соответственно 2,5, 2,2 и 2,0 км.

Исходя из этих темпов следует производить комплектацию строительных подразделений средствами механизации и рассчитывать потребности в рабочей силе.

Для горных районов указанные темпы снижаются в 2,5-3 раза, для условий таежно-болотистой местности - в 1,7-2,I раза.

Комплектацию бригад (колонн, звеньев) для выполнения строительных технологических процессов в общем комплексе строительства трубопроводов следует производить в соответствии со "Схемами комплексной механизации работ по строительству линейной части магистральных трубопроводов" (М., ВНИИСТ, 1980).

2.5.    Организационная структура строительного потока должна представлять собой механизированный комплекс с единым административным (возмодно,только оперативным) руководством, состоящий из специализированных бригад, синхронно выполняющих отдельные технологические операции, входящие в подготовительные, земляные, сварочно-монтажные и изоляционно-укладочные работы.

Основное условие эффективного функционирования такого комплекса - максимальное использование материальных и трудовых ресурсов с целью завершения строительства трубопровода в целом или отдельных его участков в установленные сроки при надлежащем качестве производства работ.

2.6.    До начала строительства организация, осуществляющая генеральный подряд, а также субподрядные организации должны принять своевременные меры по обеспечению специальным оборудованием, включая машины и механизмы, чертежи и материалы для изготовления эластичных прокладок и монтажных опор (резины, пиломатериалов и т.д.), предназначенные для работы с изолированными трубами.

2.7.    Все рабочие до начала работ должны пройти вводный инструктаж по охране труда и на рабочем месте - по технике безопасности, в, вновь поступившие - техническую учебу

2.8.    До начала работ по строительству трубопроводов из труб с заводской изоляцией следует тщательно разработать транс-

7

портную схему» в которой необходимо до минимума сократить количество перевалочных пунктов; своевременно включить в план транспортных организаций предполагаемые объемы смешанных перевозок изолированных труб, а также согласовать графики поставки труб с учетом допустимых сроков их хранения под открытым небом (эти сроки устанавливаются техническими условиями на поставку труб).

2.9.    До полной комплектации строительной организации необходимыми проектными документами, а также средствами механизации (включая специальное оборудование для работы с изолированными трубами) приступать к строительству трубопровода запрещается.

2.10.    Работы с изолированными трубами долями производиться методами, исключающими порчу изоляционного покрытия.

2.11.    Выполнение взрывных работ на участках трассы со скальными грунтами должно осуществляться до начала вывозки труб (секций) на эти участки.

3. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ.

СКЛАДИРОВАНИЕ ТРУБ

3.1.    При производстве погрузочно-разгрузочных и транспортных работ, а также при складировании труб о заводской изоляцией следует соблюдать ряд дополнительных требований, обусловленных свойствами изоляционных покрытий и направленных на обеспечение высокого качества строительства.

Погрузку, разгрузку и складирование изолированных труб следует производить, избегая их соударения, волочения по земле, а также по нижележащим трубам.

3.2.    Погрузка и разгрузка труб, а также их складирование должны осуществляться с помощью стреловых, гусеничных кранов или трубоукладчиков, оснащенных торцевыми (3T-I22I, ЗИ-1421, 3T-I422), автоматическими (3TA-I0I, 3TA-I02, 3TA-3I) захватами.

3.3.    При работе с трубными секциями используют мягкие полотенца типа ПМ и клещевые захваты типа КЗ и ЗТА.

Поверхности захватов, контактирующие с изолированной тру-

8

бой, должны быть оборудованы вкладышами или накладками из эластичного материала (например, капрояояа).

3.4.    При выгрузке труб из вагонов и при складировании юс применяют траверсы с торцевыми захватами, позволяющие расширить диапазон использования кранов и трубоукладчиков с обычными (не удлиненными) стрелами и обеспечивающие перемещения труб в строго горизонтальной плоскости, избегая волочения концов труб по земле и ударов о соседние трубы.

3.5.    Трубоукладчики, предназначенные для работы с изолированными трубами, должны иметь стрелы, облицованные эластичными накладками. Их изготавливают из утильных ав -топокрышек, которые разрезают шлифмашинкой с корундовым диском, и крепят к стрелам с помощью съемных планок и хомутов в местах возможного контакта с трубами (от основания стрелы до ее середины). Схема облицовки стрелы показана на рис.1.

3.6.    Способ крепления эластичных прокладок не должен вносить изменения в заводски конструкцию стрелы (т.е. не допускается приварка к ней различных крепежных деталей, высверливание отверстий и т.д.), крепление должно быть прочным и надежным и в то же время позволять производить быстрый демонтаж или замену их на новые.

3.7.    Типовые конструкции накладок к стрелам трубоукладчиков, а также крепежных деталей к ним разработаны СКВ Газ строй-машина. Строительные организации должны изготавливать эти приспособления (по соответствующим чертежам) собственными силами.

3.8.    Размещение труб различного диаметра в подвижном железнодорожном составе, их крепление, а также погрузка и выгрузка должны соответствовать требованиям "Инструкции по технологии и организации перевозки, погрузки, разгрузки и складирования труб больших диаметров при строительстве нвфгегазо -

проводов" (■ —й    -).

Миннефгегазстрой

3.9.    При подаче захватов в вагон запрещается сбрасывать их на трубы.

3.10.    Выгрузку труб из вагонов целесообразно производить непосредственно на автотранспорт, минуя промежуточное складирование, а при отсутствии такой возможности - на прирельсовый склад.

9