Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

4 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

 
Дата введения01.07.1988
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021
ОпубликованБСТ № 9-1988 год, стр. 11 - 14
Дополняет:СНиП II-40-80

Организации:

25.03.1988УтвержденГосстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)49
РазработанЦНИИС Минтрансстроя СССР
РазработанВНИИЖТ МПС
РазработанМетрогипротранс Минтрансстроя СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4

Изменение СНиП 11-40-80 «Метрополитены»

Постановлением Госстроя СССР от 25 марта 1988 г. № 49 утверждено и с 1 июля 1988 г, введено в действие разработанное Метрогипротрансом Минтрансстроя -СССР с участием ВНИИЖТ МПС СССР и ЦНИИС Мцнтранс-строя СССР, внесенное Минтрансстроем СССР и представленное Управлением стандартизации и технических норм в строительстве Госстроя СССР изменение СНиП 11-40-80 «Метрополитены», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1980 г. № 161.

Раздел 4* Станции, вестибюли

Пункт 4.9. Первый абзац дополнить предложением: «Вестибюли, встроенные в здания иного назначения, должны быть отделены от них глухими противопожарными стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 2Т5 ч и иметь выход непосредственно наружу».

Раздел 7. Вентиляция, теплоснабжение, отопление, водоснабжение, водоотвод, канализация

Пункт 7.3. Примечание изложить в новой редакции: «Система тоннельной вентиляции в комплексе с другими инженерно-техническими мероприятиями должна обеспечивать во время пожара эффективную протл во дымную защиту путей эвакуации, указанных в пп, 12.9 и 12.10, путем подачи свежего воздуха навстречу эвакуируемым людям.

Система тоннельной вентиляции должна быть реверсивной и обеспечивать дымоудаление в течение 1 ч».

Пункт 7.15. Изложить в новой редакции*

«Воздух, подаваемый системами местной вентиляции в подземные служебные, производственные и вспомогательные помещения станции и вестибюля, следует забирать: в помещения на уровнях этажей вестибюля — с поверхности земли;

в помещения на уровне этажей станции — со станции

или из тоннеля.

Подаваемый воздух следует очищать в трудногорючих противопыльных фильтрах до концентрации в нем пыли не более 0,5 мг/м3.

Воздух, удаляемый из помещений, кроме воздуха из аккумуляторных в подстанциях, уборных, канализационных насосных установок и кладовых смазочных материалов, следует возвращать в тоннель за местом его забора по ходу движения поезда».

Пункт 7.18. В первом абзац: «40%» заменить на «70%», поз. «22—27» заменить на поо. «19—27».

В таблицу 15 внести следующие изменения: в позициях 19, 20. 21 и 24 наименования помещений отметить тремя звездочками (т**);

в позициях 4, 5, 7, 10, 28 наименования помещений отметить двумя звездочками (**);

из позиции 22 исключить слова: «аппаратные, кроссовые, релейные, радиоузлы, часовые станции»;

пояснение, обозначенное двумя звездочками, изложить в следующей редакции:

«** Допускается электроотопление со стационарно установленными приборами закрытого типа (радиаторы) с температурой на поверхности не более 95СС, с присоединением к электросети напряжением 220 В без разъема через аппараты защиты».

Ввести в таблицу 15 новую позицию.

^    нГ

«30. Помещения, аппаратные (посты электрической централизации). кроссовые, релейные, радиоузлы**» с показателями в графах «18, 28, 6, 4» соответственно.

Пункт 7.21. Второй абзац изложить в новой редакции: «Вентилятор вытяжной вентиляции следует принимать взрывозащищенного типа со взрывозащищенным электродвигателем. На всасывающем участке воздуховода при входе в камеру необходимо предусматривать герметический клапан с электроприводом, закрывающийся автоматически при возникновении пожара в кладовой. Вентилятор следует размешать в отдельном помещении».

Пункт 7.22. Изложить в новой редакции

«Помещение аккумуляторной щелочной батареи для -питания устройств АТДП на станциях должно быть оборудовано местной вытяжной системой вентиляции со взры-врзащищенным вентилятором и взрывозащишенным электродвигателем. Вентилятор следует размещать в отдельном помещении. Поступление воздуха в помещение аккумуляторной батареи и помещение вентиляционной камеры следует предусматривать через общий тамбур из коридора через клапаны избыточного давления. Удаление воздуха в

объеме 2/з из верхней и 4/з из нижней зон помещения аккумуляторной предусматривается в перегонный тоннель за станцией по ходу движения поезда.

При отключении вентилятора зарядное устройство аккумуляторов должно автоматически отключаться».

Пункт 7.23. Изложить в новой редакции.

«Помещение аккумуляторной кислотной батареи на подземной подстанции, вход в которое следует предусматривать через тамбур, должно быть оборудовано местной приточно-вытяжной системой вентиляции со взрывозащищенными вентиляторами и взрывозащищенными электродвигателями, размещаемыми совместно в отдельной вентиляционной камере, вход в которую следует предусматривать через тамбур.

Подачу воздуха в помещения аккумуляторной батареи следует предусматривать из коридора или тоннеля.

Вентиляционные агрегаты между собой должны быть электрически сблокированы. При отключении вытяжного вентилятора зарядное устройство аккумуляторов должно автоматически отключаться.

На налорно^ участке приточного воздуховода следует располагать герметический клапан взрывозащищенного исполнения с электроприводом, сблокированным электрически с вентилятором. Допускается применение автоматического обратного клапана во взрывобезопасном исполнении. Поступление воздуха через тамбур в объеме 20% расчетного количества воздуха для помещения аккумуляторной батареи и для помещения вентиляционной следует предусматривать из соседних помещений через клапаны избыточного давления.

Удаление воздуха в объеме :/з из верхней и 7з из нижней зон помещения аккумуляторной батареи в подземной подстанции необходимо предусматривать на поверхность земли по самостоятельному воздухоотводу, оборудованному герметическим клапаном с электроприводом. Исполнение клапана следует принимать в зависимости от места его расположения.

Кратность воздухообмена для помещения аккумуляторной батареи следует определять из расчета, что концентрация водорода должна быть не более 0,2% объема воздуха в помещении, а концентрация аэрозолей серной кислоты в рабочей зоне — не более величин, установленных ГОСТ 12.1.005-76, а также из расчета, что на расстоянии 1 м от воздуховыпускной решетки в атмосферном воздухе концентрация вредных веществ не превысит

в режиме дозового подзаряда аккумуляторов — максимально разовую концентрацию, установленную Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, а в режиме глубокого заряда, принятые током в соответствии с требованиями п. 8.17 настоящей г.»:.в;.' —концентрацию, установленную ГОСТ 12.1.005-76.

Резервные вентиляционные агрегаты в сисп\ местной вентиляции по пунктам 7.21, 7.22 и 7.23 настоящей главы не предусматриваются».

Пункт 7.28. Дополнить абзацем следующего содержания:

<Для систем местной вентиляции в служебных и производственных помещениях в пределах одного этажа следует применять воздуховоды, как правило, про :ышленного изготовления, обеспечивая при этом их огнестойкость в пределах не менее 0,5 ч».

Пункт 7.33. Пятый абзац исключить.

Пункт 7.48. В конце пункта вместо слов «с ручным приводом» написать «с электроприводом».

Пункт 7.49. Последнюю фразу изложить в новой редакции. «Обводную л;.нию в водомерном узле и магистраль водопровода в эскалаторное тоннеле следует предусматривать условным диаметром 100 мм».


Пункт 7.50, Второй абзац дополнить предложением следующего содержания:

«В случае недостаточного гидростатического напора на

вводе от городского водопровода необходимо предусматривать повысительную насосную установку с дву>£я насосами, из которых один является резервным, включающимся автоматически в случае остановки основного»*

Пункт 7.52. Изложить в новой редакции:

«В эскалаторном то,ннеле на станциях глубокого заложения следует укладывать сухотруб условным диаметром 80 мм. Конец сухотруба в уровне кассового зала вестибюля необходимо оборудовать одной соединительной головкой для присоединения пожарных рукавов городских передвижных насосных установок, другой конец в уровне нижнего эскалаторного зала — двумя соединительными головками. Диаметр соединительных головок следует принимать по согласованию с Управлением пожарной охраны города».

Пункт 7.60. Дополнить абзацем следующего содержания: «В водопроводной системе подземных линий метрополитенов должны предусматриваться технические мероприятия, обеспечивающие незамерзание воды в трубопроводах на участках перегонных тоннелей с отрицательными температурами воздуха».

Пункт 7.65. Второй абзац изложить в новой редакции: «В каждой основной, транзитной и местной насосной установке следует устанавливать горизонтальные насосы с емкостями залива на всасывающей линии».

Четвертый абзац изложить в новой редакции: «Производительность каждого насоса основных и транзитных водоотливных насосных установок должна быть не менее:

на линиях глубокого заложения—150 м3/ч; на линиях мелкого заложения — 50 м3/ч».

Раздел 8. Электроснабжение

Пункт 8.32. В шестой строке второго абзаца после слова «задвижек» дополнить словами «обводной линии водомерного узла»;

в четвертом абзаце исключить слова «а также задвижками по п. 7.52»;

пятый абзац дополнить словами: «задвижками, указанными в п. 7.48 и п. 12.31 настоящей главы СНиП, задвижками обводной линии водомерного узла и устройствами по-высительной насосной установки (в случае ее наличия), а также дистанционный пуск насосов повысительной установки и открытие задвижек обводной линии от кнопок у шкафов пожарных кранов».

Пункт 8.35. Изложить в новой редакции:

«В сооружениях метрополитенов следует применять кабели, не распространяющие горение по ТУ 16-705.426-86 и ТУ 16-505.840-84 во всех проектируемых сетях, расчетные данные которых соответствуют параметрам кабелей, указанных в ТУ.

В кабельных коллекторах под платформой станции, в подвале и коллекторе подстанции кабели 6—10 кВ прокладываются без установки на них соединительных муфт.

На подстанциях должны применяться сухие трансформаторы и безмасляное оборудование.

Для кабельных линий, прокладываемых по мостам и эстакадам, следует применять кабели в алюминиевой оболочке, бронированные стальными лентами или покрытые шлангом из поливинилхлорида».

Пункт 8.36. Первый абзац дополнить словами:

«а также без устройства противопожарных отсеков». Пункт 8.43, Дополнить абзацем следующего содержания: «Взаиморезервируемые кабели сетей напряжением 220 и 380 В следует прокладывать, как правило, в разных перегонных тоннелях».

Пункт 8.70. Последний абзац изложить в новой редакции: «Переключение питания каждого эскалатора в наклоне с одной питающей линии на другую — автоматическое».

Пункт 8.76. Первый абзац дополнить словом, заключенным в скобки «(эвакуационное)».

Пункт дополнить двумя новыми абзацами «Пожарные краны тупиков и тоннелей должны быть обозначены световыми указателями, присоединенными к сети аварийного освещения.

В каждом торце станции должны быть установлены 2 штепсельные розетки, присоединенные к сети аварийного освещения для подключения прожекторов мощностью 1 кВт подразделений городской пожарной охраны. Тип розеток следует принимать по согласованию с Управлением пожарной охраны города».

Пункт 8.88. Первый абзац изложить в новой редакции* «В помещениях для пассажиров на станциях и в вести: бюлях следует предусматривать электропроводку в тонкостенных металлических трубах. Трубы замоноличиваются в бетоне, штукатурке или прокладываются за водоотводящими зонтами, за подшивными потолками, за плитами облицовки конструкций. На станциях за водоотводящими зонтами из негорючих материалов допускается применять электропроводку в пластмассовых трубах из поливинилхлорида (ПВХ). В карнизах следует применять открытую электропроводку по металлическим конструкциям».

Раздел 12. Противопожарные требования

Все пункты изложить в новой редакции:

12.1.    При проектировании метрополитенов должны соблюдаться противопожарные нормы настоящей главы и других нормативных документов, распространенных в этой части на метрополитены или подобные подземные сооружения.

12.2.    Строительные конструкции подземных сооружений метрополитена должны выполняться из негорючих материалов и иметь следующие минимальные пределы огнестойкости, ч:

обделки станций, вестибюлей, тоннелей, пристанционных и притоннельных сооружений............2

пилоны и колонны станций, ограждающие стены лестничных клеток, подстанций и кладовых смазочных материалов............................2

лестничные площадки, косоуры, ступени, балки и марши лестничных клеток и открытых лестниц, внутренние конструкции (перекрытия, балки) ....    1

перегородки машинных помещений эскалаторов, кассовых залов, помещений подстанций, коридоров, подплатформенных помещений, кабельных подвалов и

коллекторов, тамбуров, мастерских, кладовых и вентиляционных камер, а также перегородки других помещений .............".    .    .    0,75

ненесущие перегородки помещений уборных, водоотливных насосных, а также следующих помещений дежурного персонала по табл. 21 настоящей главы СНиП: ДСП. пункта смены машинистов, дежурного механика службы АТДП и связи, ДС, подсчета момент, старшего кассира* кассы ручной продажи, поста милиции, медицинского пункта, приема пищи, старшего механика и механика эскалаторов . .    .    0,25

12.3.    Конструкции галерей, закрывающих наземные участки линии метрополитена, должны выполняться из негорючих материалов.

12.4.    Подземные помещения метрополитена должны иметь самозакрываклциеся противопожарные двери с пределами огнестойкости не менее, ч:

в стенах и перегородках с нормируемым пределом огнестойкости 0,75 и более — 0,6; в остальных перегородках — 0,25.

Двери во входах (выходах) в кассовые залы подземных вестибюлей из подуличных переходов, а также в павильонах над лестничными сходами, в наземных вестибюлях следует выполнять из оргстекла.

Люки в перекрытиях и платформах станций должны быть противопожарными с пределами огнестойкости 0,6 ч.

12.5.    Дверной проем в кладовую смазочных материалов должен быть зашишен противопожарной дверью с пределом огнестойкости не менее 1,2 ч. В дверном проеме должен быть порожек или пандус высотой не менее 0,15 м.


12.6.    Водоотводящие зонты в пассажирских помещениях станций глубокого заложения должны выполняться из негорючих материалов, а по согласованию с Министерством путей сообщения СССР разрешается выполнять их из трудногорючих материалов.

В технологических помещениях, при необходимости устройства водоотводящих зонтов, они должны выполняться из негорючих материалов.

Защитный короб контактного рельса следует выполнять из трудногорючих или негорючих материалов. Балюстрады п ступени эскалаторов, за исключением бегунков, — из не* горючих материалов.

12.7.    Минимальные пределы огнестойкости строительных конструкций наземных вестибюлей и зданий электродепо, а также зданий эксплуатационного персонала подразделений служб следует принимать по II степени огнестойкости

СНиП 2.0L02—85.

При проектировании указанных зданий следует руководствоваться также требованиями других нормативных документов, согласованных Госстроем СССР и утвержденных

в установленном порядке.

12.8.    Категории взрывопожарной и пожарной опасности зданий и помещений и классы взрывоопасных и пожароопасных зон подземных и наземных помещений метрополитена определяются в соответствии с технологической частью проекта или по перечню этих помещений, утвержденному Министерством путей сообщения СССР.

12.9.    Для эвакуации из подземных пассажирских помещений метрополитенов следует предусматривать следующие -пути:

а)    с платформ станций по эскалаторам или лестницам, через кассовые залы вестибюлей, подуличные переходы или коридоры — наружу;

б)    с платформы станции через пересадочный узел — на

станцию другой линии.

12.10.    Для эвакуации из подземных служебных и производственных помещений предусматриваются следующие

пути:

а)    из помещений в уровне кассового зала вестибюля — через коридор, кассовый зал, подуличный переход или коридор — наружу и на платформу;

б)    из подплатформенных помещений — через коридор с устройством в его торцах лестничных маршей и тамбуров с пределом огнестойкости ограждающих конструкций не менее 0.75 ч — в уровень платформы станции;

в)    из помещений в уровне платформы — через коридор на платформу 1 и 2 пути непосредственно или по служебным мостикам в тоннелях 1 и 2 пути (при количестве одновременно работающих не более 15 чел.), а также в тоннели I и 2 пути;

г)    из помещений в уровнях между кассовым залом вестибюля и платформой — через коридоры, лестничные клетки с подпором воздуха, подуличный переход—наружу, а также на платформу станции и в тоннели 1 и 2 пути;

д)    из помещений 2 этажа пункта технического осмотра подвижного состава в оборотном тупике — по металлической лестнице (при количестве не более 5 чел.), а из помещений 1 этажа — непосредственно в тоннель оборотного тупика и далее к выходам в перегонные тоннели 1 и 2 пути, расположенным на расстоянии не более 25 м;

е)    из пристанционных и притоннельных сооружений — в перегонный тоннель или по стволу вентиляционной шахты — наружу.

12.11.    Для эвакуации с этажа сооружения, из помещений, указанных в п. 12.10 (кроме 12.10е), должно быть не

менее* двух рассредоточенных путей.

Допускается предусматривать один эвакуационный выход (дверь) из помещения или сооружения по п. 12. Юг с площадью до 150 м2 если количество людей в нем не превышает 5 чел.

Тупиковые участки помещений и сооружений (коридоров. кабельных коллекторов, вентканалов и др.) должны

быть не более 25 м.

12.12.    Кабельные коллекторы и подвалы должны отделяться от других помещений и сооружений противопожарными перегородками и перекрытиями в соответствии с п. 12.2 настоящей главы.

Выходы из кабельного подплатформенного коллектора необходимо предусматривать в каждом торце его по лестнице через дверь или через люк на уровне платформы. Размеры двери 0,8Х1,8 Jj, люка — 0,7X0,9 м.

Выход из натяжной камеры эскалаторов следует предусматривать по металлической лестнице через люк 0,7Х0,9м в нижний эскалаторный зал.

Выходы из кабельного коллектора в эскалаторном тоннеле длиной более 25 м следует предусматривать в машинный зал и натяжную камеру, при меньшей длине — только в машинный зал.

12.13.    Проход по мостику в тоннеле из служебных помещений и тоннелей на платформу станции должен иметь сетчатое ограждение. Ширина прохода на уровне 1,5 и должна быть не менее 0,75 м.

12.14.    Ширина коридора и маршей лестничных клеток в служебных помещениях должна быть не менее 1,2 м. Ширину открытых лестниц между двумя этажами внутри подстанций следует принимать не менее 0,8 м.

На путях эвакуации высота проходов в свету должна быть не менее 2 м.

12.15.    В здании эксплуатационного персонала подразделений служб на линии метрополитена следует предусматривать для Отдела военизированной пожарной охраны этой линии не менее 5 помещений суммарной площадью

80 м2.

12.16.    Для облицовки строительных конструкций, покрытия полов и отделки потолков на станциях, кассового зала вестибюлей, коридоров между пересадочными стан-, циями, коридоров на входах (выходах) в подземные вестибюли и других помещений для пассажиров, а также на подстанциях и в служебных помещениях следует применять негорючие материалы.

12.17.    Звукопоглощающую отделку стен и потолков следует предусматривать из негорючих или трудногорючих материалов.

12.18.    Полы в служебных помещениях станций с постоянным пребыванием обслуживающего персонала следует настилать трудногорючим материалом по керамзнтобетон-ному слою, а в других помещениях — негорючим материалом.

12.19.    Конструкции скамей на платформах станций должны предусматриваться из негорючих материалов, сидения — из дерева.

12.20.    На станциях в помещениях гардеробных следует предусматривать установку индивидуальных металлических шкафов для грязной и чистой одежды персонала.

12.21.    Наземные здания метрополитенов в соответствии с требованиями настоящей главы СНиП и согласно перечню помещений, утвержденному Министерством путей сообщения СССР, а также с учетом требований главы СНиП 2.04.09—84 следует оборудовать автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации.

12.22.    Все подземные помещения и сооружения метрополитенов, за исключением перегонных тоннелей, пассажирских помещений, помещений категорий Г и Д и аккумуляторных. должны оборудоваться автоматическими системами пожарной сигнализации с выводом всех сигналов в

дсп.

12.23.    В кабельных коллекторах, подвалах, коридорах и помещениях при количестве кабелей более 12, в подбалю-страдных пространствах, машинных помещениях, натяжных камерах эскалаторов, а также в оборотных тупиках на длине участка служебных платформ следует предусматривать автоматические системы пожаротушения.

Водоотводящие системы должны обеспечивать отвод воды из этих сооружений и помещений.

12.24.    В корпусах электродепо при срабатывании пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения должно автоматически отключаться питание сети контактных шинопроводов 825 В, а в оборотных тупиках — питание контактных рельсов 825 В.

12.25.    Приемные станции установок пожарной сигнализации, которыми оборудуются помещения, следует размещать в помещении ДСП. При срабатывании автоматических


систем пожарной сигнализации и пожаротушения должны автоматически отключаться вентиляторы местных систем вентиляции, а также вентиляторы тоннельной вентиляции с последующим их включением для работы в режиме дымоудаления с учетом требований пп. 7*3 и 8*32 настоящей главы СНиП.

12.26.    Общий телесигнал о пожаре на станции, а тз^же в помещениях и сооружениях, указанных в п. 12*23, должен передаваться в диспетчерский пункт линии метрополитена через ДСП.

12.27.    Станции и оборотные тупики должны оборудоваться громкоговорящей системой оповещения эксплуатационного персонала о возникновении пожара с вещанием из ДСП. Громкоговорители системы следует устанавливать в коридорах служебных помещений *и на подстанциях, объединяя ихт как правило, в отдельную станционную группу.

12.28.    Перекрытие канала тоннельной вентиляции, сооружаемого в нижней части сечения эскалаторного тоннеля, должно быть герметичным и иметь предел огнестойкости 0,75 ч. Вывод канала на поверхность следует располагать на расстоянии, как правило, не менее 15 м от входов в вестибюль.

12.29.    Для наружного пожаротушения станции, на магистрали городского водопровода необходимо предусматривать не менее двух гидрантов, располагая их не далее 100 м от входов в вестибюль.

12.30.    В каждом торце платформ 1 и 2 пути станции следует предусматривать установку встроенного или навесного шкафа размером 1,2Х 1,2X0,3 м для размещения инвентарных огнетушителей, а также установку передвижного порошкового или другого аналогичного типа огнетушителя.

12.31.    На наземном или надземном открытом участке линии, а также закрытом галереей следует предусматривать прокладку сухотруба диаметром 80 мм, соединяемого с трубопроводами сети водопровода примыкающих подземных участков линии задвижками с электтюприводами. На сухотрубе следует размещать пожарные краны через 90 м.

12.32.    На сети городского водопровода или сети водопровода электродепо, прокладываемой по территории электродепо?* следует предусматривать установку гидрантов у здания отстойно-ремонтного корпуса и других здйннй для наружного тушения пожара в соответствии с требованием СНиП 2.04.02—84, щро площадке парковых путей на расстоянии 100 м друг от друга.

12.33.    У нижних и верхних гребенок эскалаторов станций глубокого заложения следует предусматривать разъемы разделений. Места установок и тип разъемов должны быть согласованы с Управлением пожарной охраны города.