25
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9 приказу Минтранса России от 11(Ьевраля2009 № 22
В Нормах безопасности НБ ЖТ ЦТ-ЦЛ-ЦВ 01-98 «Оборудование пневматическое тормозное для подвижного состава железных дорог» (далее - Нормы):
1. Главу 1 первый абзац изложить в следующей редакции:
«Настоящие Нормы безопасности распространяются на оборудование тормозное пневматическое для подвижного состава железных дорог Российской Федерации: компрессоры (компрессорные агрегаты); рукава соединительные для тормозов подвижного состава; рукава соединительные с электроконтактом для тормозов подвижного состава;
воздухораспределители автоматических тормозов пассажирского подвижного состава бесступенчатого отпуска; воздухораспределители автоматических тормозов пассажирского подвижного состава со ступенчатым отпуском; воздухораспределители автоматических тормозов грузового подвижного состава; краны машиниста тягового подвижного состава;
регуляторы автоматические режимов торможения для грузового подвижного состава (далее - авторежимы); краны концевые подвижного состава».
2. Главу 3 изложить в следующей редакции:
«3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1. Компрессорный агрегат: Комплекс, предназначенный для обеспечения потребности подвижного состава в качественном сжатом воздухе и включающий в себя: компрессор, приводной электродвигатель, системы охлаждения и подогрева, средства очистки и осушки сжатого воздуха, элементы регулирования, защиты контроля и диагностики.
3.2. Блок очистки и осушки сжатого воздуха: Автоматически регенерируемое устройство, способное отделять из сжатого воздуха загрязнения в твердом, жидком и аэрозольном состоянии, а также воду в парообразном состоянии.
25
26
3.3. Воздухораспределитель: Устройство, предназначенное для зарядки сжатым воздухом запасного резервуара из тормозной магистрали, наполнения тормозного цилиндра сжатым воздухом до давления, соответствующего величине снижения давления в тормозной магистрали, а также для полного или частичного выпуска сжатого воздуха из цилиндров при повышении давления в тормозной магистрали.
Грузовой воздухораспределитель может иметь: до трех грузовых режимов включения, отличающихся величиной максимального давления в тормозном цилиндре («порожний», «средний», «груженый»); два режима отпуска: «равнинный» (бесступенчатый), «горный» (ступенчатый).
Пассажирский воздухораспределитель может иметь до двух режимов отпуска - бесступенчатый и/или ступенчатый, а также режимы, при которых реализуется разное время наполнения сжатым воздухом тормозного цилиндра при торможении и выпуска воздуха из него при отпуске.
3.4. Тормозной цилиндр: Силовой орган тормоза, преобразующий давление сжатого воздуха в механическую энергию.
3.5. Запасный резервуар: Емкость, предназначенная для содержания запаса сжатого воздуха, необходимого для наполнения тормозного цилиндра.
3.6. Кран машиниста: Устройство, предназначенное для управления автоматическими пневматическими тормозами и размещаемое на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
Кран машиниста универсальный для тягового подвижного состава имеет следующие положения ручки:
- «Зарядка и отпуск»: повышение давления сжатого воздуха в тормозной магистрали и уравнительном резервуаре крана машиниста до величины, превышающей установленное зарядное давление.
- «Поездное»: автоматическое поддержание установленного зарядного давления в тормозной магистрали; переход с повышенного давления сжатого воздуха в тормозной магистрали на зарядное давление.
- «Перекрыта без питания»: восстановление утечек сжатого воздуха из тормозной магистрали не происходит.
- «Перекрыта с питанием»: в тормозной магистрали устанавливается давление сжатого воздуха, соответствующее давлению сжатого воздуха в уравнительном резервуаре и поддерживаемое независимо от утечек сжатого воздуха из магистрали.
«Служебное торможение»: снижение давления сжатого воздула в тормозной магистрали на величину, соответствующую величине снижения давления сжатого воздуха в уравнительном резервуаре крана машиниста.
26
35
Требования по сертификации рукавов соединительных с электроконтактом подвижного состава
_Таблица 3 |
Наименование сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное
значение
сертификационного
показателя |
Методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый
способ
подтверждения
соответствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Сопротивление изоляции разноименных проводов, МОм, не менее |
У станав ливается настоящими Нормами |
10 |
Приложение А (п.3.1) |
Испытания |
2. Герметичность соединительного
рукава |
ГОСТ 2593 |
в течение 1 мин в водяной ванне ни в одной части рукава не должны появляться пузырьки воздуха |
Приложение А (п. 3.2) |
Испытания |
3. Прочность соединения резинового рукава с нитяным усилением (типа 369) с арматурой под гидравлическим давлением |
ГОСТ 2593 |
в течение 2 мин при давлении 20+,’° кгс/см2 (2+0,1 МПа) не должно происходить срыва деталей |
Приложение А (п.3.3) |
Испытания |
4. Г ерметичность соединительного рукава при температуре окружающего воздуха минус (55±3) °С. |
ГОСТ 2593 |
За одну минуту давление не должно понижаться более чем на 0,1 кгс/см2 (0,01 МПа) |
Приложение А (п.3.4) |
Испытания |
5. Сопротивление изоляции разноименных проводов при температуре окружающего воздуха минус (55±3) °С, МОм, не менее |
У станавливается настоящими Нормами |
10 |
Приложение А (п.3.1) |
Испытания |
|
is |
36
Требования по сертификации воздухораспределителей с бесступенчатым отпуском автоматических тормозов
пассажирского подвижного состава
Таблица 4 |
Наименование сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное
значение
сертификационного
показателя |
Методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый
способ
подтверждения
соответствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Испытание воздухораспределителя при температуре плюс (20±10)°С |
|
|
|
|
1.1. Время зарядки запасного резервуара через воздухораспределитель, с |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
130-160 |
Приложение А (п. 4.1.1) |
Испытания |
1.2. Изменение установившегося давления воздухораспределителем в тормозном резервуаре в течение 60 с после ступени торможения, кгс/см2 (МПа), не более |
У станав ливается настоящими Нормами |
±0,1 (±0,01) |
Приложение А (п. 4.1.2) |
Испытания |
1.3. Время выпуска воздуха через воздухораспределитель после ступени торможения, не более, с |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
60 |
Приложение А (п. 4.1.3) |
Испытания |
1.4. Время наполнения тормозного резервуара до давления 3,5 кгс/см2 (0,35 МПа) при понижении давления в магистральном резервуаре темпом экстренного торможения, с: в режиме работы «Короткосоставный» в режиме работы «Длиппоссставкый» |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
4-7
12-16 |
Приложение А (п. 4.1.4) |
Испытания |
1.5. Время снижения давления в тормозном резервуаре до давления |
Устанавливается
настоящими |
|
Приложение А (п. 4.1.5) |
Испытания |
|
36 |
37
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0,4 кгс/см2(0,04 МПа) после экстренного торможения и повышении давления в магистральном резервуаре до зарядного давления, с:
в режиме работы «Короткосоставный» в режиме работы «Длинносоставный» |
Нормами |
8-12
18-24 |
|
|
1.6. Отсутствие срабатывания воздухораспределителя на торможение при снижении давления в магистральном резервуаре темпом мягкости |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
Отсутствие
срабатывания |
Приложение А (п. 4.1.6) |
Испытания |
1.7. Отсутствие срабатывания воздухораспределителя (ускорителя) на экстренное торможение при снижении давления сжатого воздуха в магистральном резервуаре темпом служебного торможения |
У станавливается настоящими Нормами |
Отсутствие
срабатывания
воздухораспредели
теля |
Приложение А (п. 4.1.7) |
Испытания |
1.8. Срабатывание воздухораспределителя (ускорителя) на экстренное торможение при снижении давления сжатого воздуха в магистральном резервуаре темпом экстренного торможения |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
Срабатывание
воздухораспредели
теля |
Приложение А (п. 4.1.8) |
Испытания |
1.9. Давление в тормозном резервуаре через 120 сек после экстренного торможения, кгс/см2 (МПа), не менее |
У станавливается настоящими Нормами |
3,9 (0,39) |
Приложение А (п. 4.1.9) |
Испытания |
2. Показатели работы воздухораспределителей на групповом стенде |
|
|
|
|
2.1. Пятнадцати последовательно включенных воздухораспределителей (воздухораспределитель работает в режиме работы «Короткосоставный») |
|
|
|
|
2.1.1. Давление в тормозных цилиндрах после снижения давления в тормозной |
У станавливается настоящими |
0,4(0,04) |
Приложение А (п. 4.2.1) |
Испытания |
|
37 |
38
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
магистрали на (O^*0,1) кгс/см^КО^З^’^МПа] темпом служебного торможения, * кгс/см2 (МПа), не менее |
Нормами |
|
|
|
2.1.2. Время отсутствия выпуска сжатого воздуха из тормозных цилиндров после снижения давления в тормозной магистрали на (ОД40,1) кгс/см2 [(0,0340,0 *)Mna] темпом служебного торможения, с, не менее |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
60 |
Приложение А (п. 4.2.1.1) |
Испытания |
2.1.3. Давление воздуха в тормозных цилиндрах при повышении давления в тормозной магистрали до зарядного давления после ступени торможения, кгс/см2 (МПа), не более |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
0,05 (0,005) |
Приложение А (п. 4.2.1.1) |
Испытания |
2.1.4. Отсутствие срабатывания воздухораспределителя на экстренное торможение при снижении давления сжатого воздуха в тормозной магистрали темпом служебного торможения |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
Отсутствие срабатывания воздухораспредели теля на экстренное торможение |
Приложение А (п. 4.2.1.2) |
Испытания |
2.1.5, Давление воздуха в тормозных цилиндрах при снижении давления сжатого воздуха в тормозной магистрали с зарядного давления темпом мягкости, кгс/см2 (МПа), не более |
У станав ливается настоящими Нормами |
0,05 (0,005) |
Приложение А (п. 4.2.1.3) |
Испытания |
2.2. Тридцати последовательно включенных воздухораспределителей (воздухораспределитель работает на режиме работы «Длинносоставный») |
|
|
|
|
2.2.1. Давление в тормозных цилиндрах в течении 180 с после снижения давления в тормозной магистрали на (ОД*0,1) кгс/см2 I L(0,04"°,ol)MilaJ темпом служебного торможения, | кгс/см2 (МПа), не менее |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
0,8-2,6 (0,08-0,26) |
Приложение А (п. 4.2.2.1) |
Испытания |
|
38 |
39
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.2.2 Время отсутствия выпуска сжатого воздуха из тормозных цилиндров после снижения давления в тормозной магистрали на (ОД**-1) кгс/см2[(0,04+о'о|)МПа] темпом служебного торможения, с, не менее |
У станав ливается настоящими Нормами |
600 |
Приложение Л (п. 4.2.2.2J |
Испытания |
2.2.3. Отсутствие срабатывания воздухораспределителей на экстренное торможение при полном служебном торможении |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
Отсутствие срабатывания воздухораспредели телей на экстренное торможение |
Приложение А (п. 4.2.2.3) |
Испытания |
2.2.4. Время выпуска сжатого воздуха из тормозных цилиндров после полного служебного торможения, с, не более |
У станав ливается настоящими Нормами |
70 |
Приложение А (п. 4.2.2.4) |
Испытания |
2.2.5. Давление сжатого воздуха в тормозных цилиндрах через 120 с после экстренного торможения, кгс/см2 (МПа), не менее |
У станавливается настоящими Нормами |
3,8 (0,38) |
Приложение А (п. 4.2.2.5) |
Испытания |
2.2.6. Скорость распространения тормозной волны при экстренном торможении, м/с, не менее |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
250 |
Приложение А (п. 4.2.2.6) |
Испытания |
3. Испытания воздухораспределителей на воздействие предельных значений рабочих температур |
|
|
|
|
3.1. Зарядка запасного резервуара до зарядного давления, кгс/см1 (МПа) |
У станавливается настоящими Нормами |
|
Приложение А (п. 4.3.1) |
Испытания |
3.2. Давление сжатого воздуха в тормозном резервуаре после ступени торможения, кгс/см2 (МПа), не менее |
У станавливается настоящими Нормами |
0,8 (0,08) |
Приложение А (п. 4.3.2) |
Испытания |
|
7Q |
27
- «Экстренное торможение»: прямое сообщение тормозной магистрали с атмосферой через кран машиниста со снижением давления сжатого воздуха в тормозной магистрали до нулевого значения.
Кран машиниста с автоматическими перекрышами для моторвагонного подвижного состава имеет положения ручки: поездное; служебные торможения; экстренное торможение.
3.7. Уравнительный резервуар крана машиниста: Дополнительная емкость крана машиниста.
3.8. Зарядка и отпуск тормоза: Тормозная магистраль сообщается через кран машиниста с питательной магистралью для повышения в тормозной магистрали давления до значения, превышающего установленное значение при торможении; при этом воздухораспределитель сообщает тормозной цилиндр с атмосферой и тормозную магистраль с запасным резервуаром.
3.9. Торможение: Понижение давления сжатого воздуха в тормозной магистрали ниже зарядного давления путем выпуска сжатого воздуха из нее с помощью крана машиниста или функционально заменяющего его устройства, при котором воздухораспределитель разобщает тормозной цилиндр с атмосферой и сообщает его с запасным резервуаром.
3.10. Ступенчатое торможение или отпуск: Последовательное снижение или повышение давления сжатого воздуха в тормозной магистрали ступенями с выдержкой каждой из них.
3.11. Полное служебное торможение: Снижение давления сжатого воздуха в тормозной магистрали в один прием темпом служебного торможения на величину не менее 1,5 кгс/см2 (0,15 МПа).
3.12. Время наполнения тормозного цилиндра: Время с момента начала понижения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали до создания в тормозном цилиндре давления сжатого воздуха, равного 95 % максимального значения, или до конкретно указанного значения.
3.13. Скорость распространения тормозной волны: Частное деления длины тормозной магистрали поезда на время с момента установки ручки крана машиниста в тормозное положение до появления давления в тормозном цилиндре последнего вагона.».
3.14. Авторежим: Устройство, предназначенное для автоматического регулирования давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре в зависимости от загрузки вагона.
3.15. Измерительный ход авторежима: Величина перемещения механизма перефиксации, приводящая к изменению на выходе авторежима, при подаче на вход авторежима одного и того же давления.
3. Главу 4 изложить в следующей редакции:
27
«Нормы безопасности, предъявляемые к пневматическому тормозному оборудованию для подвижного состава железных дорог, приведены в таблицах 1-10.».
28
29
Нормы безопасности компрессоров (компрессорных агрегатов) подвижного состава
Таблица 1 |
Наименование сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное
значение
сертификационного
показателя |
Методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый
способ
подтверждения
соответствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Параметры компрессора (компрессорного агрегата) при номинальном скоростном режиме в диапазоне рабочих давлений после работы в следующих перегрузочных режимах:
- повышение номинального давления на 10%
- повышение номинальной частоты вращения на 15% |
|
|
|
|
1.1.1. Температура сжатого воздуха на выходе из:
винтового компрессора (или блока осушки сжатого воздуха), °С, не более |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
не должна превышать температуру окружающей среды более, чем на 15°С при положительных температурах атмосферного воздуха |
Приложение А (п.1.1) |
Испытания |
поршневого компрессора, °С, не более |
ГОСТ 10393 |
200 |
|
|
|
пп |
30
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.1.2. Изменение производительности компрессора (компрессорного агрегата) до и после работы в перегрузочных режимах, %, не более |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
±5 |
Приложение А (п.1.2) |
|
1.2. Изменение параметров работы компрессора (компрессорного агрегата) при температурах окружающей среды плюс (65±3)°С минус (55±3) °С от параметров работы компрессора (компрессорного агрегата) при температурах окружающей среды плюс (20±10) °С: |
|
|
|
|
1.2.1. Для компрессоров (компрессорных агрегатов) с «отключаемым» приводом:
пусковой ток, %, не более кратность тока; %, не более продолжительность выхода на номинальную частоту вращения, сек., не более |
У станав ливается настоящими Нормами |
±15
±15
15 |
Приложение А (П 1.3) |
Испытания |
1.2.2. Для компрессоров (компрессорных агрегатов) с «неотключаемым» приводом: превышение максимальной температуры сжатого воздуха в нагнетательном трубопроводе при температурах окружающей среды плюс (65±3)°С, “С, не более |
У станав ливается настоящими Нормами |
50 |
Приложение А (п. 1.3) |
Испытания |
1.2.3. Для компрессоров (компрессорных агрегатов) с «неотключаемым» приводом: крутящий момент на валу в начальный момент вращения коленчатого вала при температурах окружающей среды минус (55±3)°С, кг*м, не |
У станавливается настоящими Нормами |
5 |
Приложение А (п. 1.3) |
Испытания |
|
30 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
более |
|
|
|
|
1.3 Давление срабатывания клапана |
Устанавливается |
Превышение на |
Приложение А |
Испытания |
предохранительного компрессора |
настоящими |
1,0 кгс/см2 (0,1 МПа) |
(п. 1.4) |
|
(компрессорного агрегата), кгс/см2 (МПа), не |
Нормами |
от рабочего |
|
|
более |
|
давления сжатого |
|
|
|
|
воздуха в защищаемой |
|
|
|
|
магистрали |
|
|
1.4. Вибрационные характеристики: а) Амплитуда виброускорений на лапах |
У станавливается |
|
ГОСТ 12.1.012 |
Испытания |
в диапазоне частот от 5 до 100 Гц, м/с2, не |
настоящими |
|
|
|
более: |
Нормами |
|
|
|
для поршневых компрессоров |
|
|
|
|
(компрессорных агрегатов) производительностью до 1,2 м3/мин |
|
5,0 |
|
|
для поршневых компрессоров |
|
|
|
|
(компрессорных агрегатов) производительностью свыше 1,2 м3/мин |
|
10,0 |
|
|
для винтовых компрессоров |
|
|
|
|
(компрессорных агрегатов) |
|
2,0 |
|
|
б) Средние квадратические ускорения |
У станавливается |
|
ГОСТ 12.1.012 |
Испытания |
на лапах в диапазоне частот от 5 до 100 Гц, |
настоящими |
|
|
|
м/с2, не более: |
Нормами |
|
|
|
для поршневых компрессоров |
|
|
|
|
(компрессорных агрегатов) производительностью до 1,2 м3/мин |
|
3,0 |
|
|
для поршневых компрессоров |
|
|
|
|
(компрессорных агрегатов) производительностью свыше 1,2 м3/мин |
|
5,0 |
|
|
для винтовых компрессоров |
|
|
|
|
(компрессорных агрегатов) |
|
1,5 |
|
|
|
31 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
в) максимальная амплитуда виброперемещений лап для поршневых компрессоров разработанных до 1999 года, мм, не более:
для поршневых компрессоров (компрессорных агрегатов) производительностью до 1,2 м3/мин
для поршневых компрессоров (компрессорных агрегатов) производительностью свыше 1,2 м3/мин |
ГОСТ 10393 |
0,05
0,08 |
ГОСТ 12.1.012 |
Испытания |
1.5. Корректированный уровень звуковой мощности, дБА, не более:
для поршневых компрессоров (компрессорных агрегатов) производительностью до 1,2 м3/мин
для поршневых компрессоров (компрессорных агрегатов) производительностью свыше 1,2 м3/мин
для винтовых компрессоров (компрессорных агрегатов) |
У станав ливается настоящими Нормами |
105.0
110.0 102,0 |
ГОСТ Р 51401 |
Испытания |
1.6. Гидравлическое сопротивление всех ступеней блока осушки сжатого воздуха компрессоров (компрессорных агрегатов), кгс/см2 (МПа), не более |
Устанавливается
настоящими
Нормами |
0.5 (0,05) |
Приложение Л (п. 1.5) |
Испытания |
32
33
Требования по сертификации рукавов соединительных подвижного состава _ Таблица 2 |
Наименование сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное
значение
сертификационного
показателя |
Методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый
способ
подтверждения
соответствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Г ерметичность соединительного
рукава |
ГОСТ 2593 |
Отсутствие пузырьков воздуха ни в одной части рукава в течении 1 минуты в водяной ванне |
Приложение А (п.2.1) |
Испытания |
2. Прочность соединительного рукава (в сборе) под гидравлическим давлением:
для соединительного рукава типа Р17
для остальных типов рукавов |
ГОСТ 2593 |
в течение 2 мин при давлении 20+|,° кгс/см2 (2*0,1 МПа) не должно происходить срыва деталей
в течение 2 мин при давлении 15+1,0 кгс/см2 (1,5+0J МПа) не должно происходить срыва деталей |
Приложение А (п.2.2) |
Испытания |
3. Усилие разъединения соединительных рукавов типа Р17 при отсутствии давления сжатого воздуха в них, Н (кгс), не более |
ГОСТ 2593 |
800 (80) |
Приложение А (п.2.3) |
Испытания |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Герметичность в течение 60 с при температуре окружающего воздуха минус (55±3) °С, кгс/см (МПа) не более |
ГОСТ 2593 |
0,1 (0,01) |
Приложение А (п.2.4) |
Испытания
* |
34