РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»
Принят Государственной Думой 21 июня 2016 года
Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года
Статья 1
Внести в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2003, № 14, ст. 1256; № 27, ст. 2700, 2711; 2006, № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554, 5557; № 50, ст. 6246; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 30; № 18, ст. 2141; № 29, ст. 3625; № 52, ст. 6450; 2011, № 15, ст. 2020; №27, ст. 3880; № 29, ст. 4294; № 30, ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596; №45, ст. 6333, 6335; 2012, № 18, ст.2128; №25, ст. 3268; №26, ст. 3446; №31,
2
ст. 4320; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 6, ст. 566; № 42, ст. 5615; № 45, ст. 6153; № 49, ст. 6928; 2015, № 1, ст. 55; № 29, ст. 4356, 4359; 2016, № 11, ст. 1478) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) в пункте 2:
абзац второй дополнить словом «, причалы»;
в абзаце четвертом слова «суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые» заменить словами «суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства»;
б) в пункте 3 слова «, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях» заменить словами «и военно-вспомогательные суда»;
2) в статье 3:
а) в абзаце втором слова «находящегося в ведении Российской Федерации и» исключить;
б) абзац третий изложить в следующей редакции:
«внутренние водные пути Российской Федерации (далее -внутренние водные пути) - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые 11равительством Российской Федерации;»;
в) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
11
участков внутренних водных путей габариты судовых ходов и навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, перечень судовых ходов, а также сроки работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.»;
8) в статье 8:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация
12
технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счег средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе участвовать в софинансировании расходных обязательств Российской Федерации в части содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях федерального значения, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, и осуществлять финансирование содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, определенном соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, путем предоставления субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.»;
13
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Содержание судовых ходов на подходах к портам или причалам, не являющимся портами или причалами общего пользования, и пунктам отстоя, а также проведение работ по устройству и содержанию рейдов в этих портах осуществляется за счет владельцев этих портов или причалов и пунктов отстоя.
Содержание судовых ходов в зависимости от установленной категории внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений утверждаются Правительством Российской Федерации.»;
в) в пункте 3 слова «, путевые работы (в том числе работы по устройству и содержанию рейдов), работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, работы по содержанию судоходных гидротехнических сооружений» исключить;
9) в абзаце первом пункта 1 статьи 9 второе предложение изложить в следующей редакции: «Добыча общераспространенных полезных
14
ископаемых на внутренних водных путях осуществляется по согласованию с администрациями соответствующих бассейнов внутренних водных путей.», дополнить предложением следующего содержания: «Порядок согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.»;
10) в статье 10:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. За пределами территорий поселений организации внутреннего водного транспорта по согласованию в части обеспечения безопасности судоходства с администрациями соответствующих бассейнов внутренних водных путей вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу, установленную в соответствии с водным законодательством.»;
б) в абзаце шестом пункта 2 слово «иных» исключить;
в) пункт 5 после слов «Не допускается использовать» дополнить словами «внутренние водные пути и»;
г) в пункте 10 слова «в пределах внутренних водных путей» заменить словами «, прилегающей к внутренним водным путям,»;
д) в пункте 11 слова «в пределах внутренних водных путей»
исключить;
15
11) в пункте 1 статьи 13 слова «в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов» исключить;
12) статью 14 изложить в следующей редакции:
«Статья 14. Судовые документы
1. На подлежащих государственной регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы:
1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
2) свидетельство о праве собственности на судно;
3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
4) мерительное свидетельство;
5) свидетельство о минимальном составе экипажа судна;
6) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;
7) судовая роль;
8) судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
9) разрешение на судовую радиостанцию (если наличие
16
радиостанции предусмотрено классом судна);
10) судовое санитарное свидетельство о праве плавания;
11) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. При плавании судов по морским путям в районах плавания, установленных организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса, без захода в иностранный морской порт не требуются судовые документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
3. Документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, выдаются органами, осуществляющими государственную регистрацию судов. Документы, указанные в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 настоящей статьи, выдаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса. Документы, указанные в подпунктах 9 и 10 пункта 1
3
«судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводнотехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;»;
г) в абзаце пятом слово «используемое» заменить словами «предназначенное для использования»;
д) абзац шестой признать утратившим силу;
е) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«судовождение - деятельность, связанная с управлением судном;»;
ж) абзац девятый изложить в следующей редакции:
«судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин
Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской
4
Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;»;
з) абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:
«путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные,
дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов;»;
и) абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:
«пункт отстоя - часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов;»;
к) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции: «инфраструктура внутренних водных путей - совокупность
объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей
объектов;»;
5
л) в абзаце двадцатом слова «и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений» исключить;
м) в абзаце двадцать первом слова «судоходные пути,» исключить;
н) дополнить абзацами следующего содержания:
«судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;
судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;
оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;
6
плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;
навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;
специальный персонал - лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна.»;
3) пункт 2 статьи 4 после слова «содержанием» дополнить словами «судовых ходов, инфраструктуры внутренних водных путей»;
4) в статье 41:
а) в пункте 1 слово «иных» исключить;
б) в подпункте 2 пункта 5 слова «регистрации и» исключить;
в) в подпункте 2 пункта 71 слово «иные» исключить;
5) в статье 6:
а) в пункте 1 слово «иных» исключить, дополнить словами «в
7
соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи»; б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Перевозка пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, осуществляемая по обращению любого физического или юридического лица в рамках заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд государственного контракта или муниципального контракта между перевозчиком и органом государственной власти или органом местного самоуправления по согласованному маршруту, признается перевозкой внутренним водным транспортом общего пользования. В случае, если таким контрактом предусмотрено
предоставление перевозчику субсидий в целях возмещения
недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом общего пользования, размер провозной платы определяется таким контрактом.»;
6) главу I дополнить статьей 61 следующего содержания:
«Статья 61. Перевозка специального персонала
1. К специальному персоналу относятся:
8
1) должностные лица в связи с исполнением ими служебных обязанностей в пределах своих должностных полномочий в сфере пограничного, таможенного, санитарного, портового, транспортного и иного государственного контроля или надзора;
2) лица, участвующие в работах по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, в проведении строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, в спасательной операции, мероприятиях по охране водных объектов, подъему затонувшего имущества, в расследовании транспортных происшествий, научных исследованиях, лоцманской и ледокольной проводке;
3) лица, перевозимые на другие суда в целях смены экипажей этих судов.
2. Перевозка специального персонала осуществляется в соответствии с правилами перевозки специального персонала на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.»;
7) в статье 7:
а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«Перечень внутренних водных путей включает в себя перечень внутренних водных путей федерального значения и перечень внутренних
9
водных путей регионального значения. Порядок формирования перечня внутренних водных путей, в том числе основания включения внутренних водных путей в указанный перечень, их исключения из указанного перечня и отказа во включении внутренних водных путей в указанный перечень, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;
б) дополнить пунктами 11 - I3 следующего содержания:
«I1. К внутренним водным путям федерального значения Правительством Российской Федерации могут быть отнесены пригодные для осуществления судоходства поверхностные водные объекты или их части в пределах их естественных, искусственных или условных границ:
1) которые имеют международное значение в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
2) по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств;
3) которые находятся в пределах трансграничных водных объектов;
4) которые соединяют административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации с транспортными узлами (морскими портами, речными портами, в которых осуществляются перевалка грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, обслуживание пассажиров в портах общего пользования), а также со специальными объектами, с
10
местами убежища;
5) которые соединяют районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;
6) которые обеспечивают безопасность государства;
7) которые находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
12. По решению Правительства Российской Федерации к внутренним водным путям федерального значения могут быть отнесены иные пригодные для осуществления судоходства части поверхностных водных объектов.
13. По инициативе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации к внутренним водным путям регионального значения Правительством Российской Федерации могут быть отнесены пригодные для осуществления судоходства части поверхностных водных объектов, расположенные в границах одного субъекта Российской Федерации и не отнесенные к внутренним водным путям федерального значения в соответствии с пунктами 11 и I2 настоящей статьи.»;
в) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Категории внутренних водных путей, определяющие для