Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

65 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

 
Дата введения23.03.2013
Добавлен в базу05.05.2017
Актуализация01.01.2021
Опубликован"Официальный интернет-портал правовой информации" (Дата опубликования: 15.03.2013 г. Номер опубликования: 0001201303150001
Дополняет:Федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)"

Организации:

09.03.2013УтвержденПравительство Российской Федерации202
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

■V*

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2013 г. № 202

МОСКВА

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 652

Председатель Правит Российской Федер

Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 652 "Об утверждении федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 37, ст. 4209; 2010, № 1, ст. 99).

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2013 г. № 202

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 652

1. В наименовании и тексте слова "(2009 - 2015 годы)" заменить словами "(2009 - 2020 годы)".

2.    Федеральную целевую программу "Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 -2015 годы)", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 652 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2013 г. № 202)

Федеральная целевая программа

"Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)"

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)"

Наименование    -    федеральная    целевая    программа    "Модернизация

Программы    Единой    системы организации воздушного

движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)"

10

существует риск срыва сроков оснащения основными производственными фондами, используемыми для обеспечения безопасности полетов.

Таким образом, учитывая высокие риски при использовании второго варианта решения проблемы, предпочтительным является первый вариант.

II. Основные цели и задачи Программы

Аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства    России    является    важной составляющей частью

авиатранспортного процесса. Создание развитой национальной сети воздушных сообщений и обеспечение безопасного и надежного аэронавигационного обслуживания способствуют решению транспортных проблем, а также обеспечению экономически эффективной деятельности транспортного комплекса на территории Российской Федерации. Связанное с этим устойчивое развитие авиации является гарантией свободного перемещения авиапассажиров и грузов, выполнения важных авиационных работ, обеспечения целостности и национальной безопасности государства, улучшения условий и уровня жизни населения.

Целью реализации федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)" (далее - Программа) является повышение безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства в интересах обеспечения обороноспособности страны, потребностей экономики и граждан за счет модернизации Единой системы, ее объектов и взаимодействующих с ней систем путем создания и развития Аэронавигационной системы России на основе использования новых технических средств и технологий с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.

Для достижения этой цели Программой предусматривается решение следующих задач:

внедрение перспективной структуры воздушного пространства Российской Федерации, позволяющей сформировать оптимальные маршруты полетов и обеспечить гибкое их использование в интересах сокращения эксплуатационных расходов пользователей;

модернизация и техническое перевооружение инфраструктуры (объектов) аэронавигации, укрупнение центров организации воздушного движения;

11

внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем аэронавигации в соответствии с Концепцией организации воздушного движения;

внедрение перспективных систем и технологий метеорологического обеспечения аэронавигации, включая предоставление данных в реальном масштабе времени;

создание инфраструктуры единой системы поиска и спасания и современных авиационных поисково-спасательных средств.

Основными целевыми показателями, используемыми для мониторинга эффективности реализации мероприятий Программы, являются:

средняя величина налета воздушных судов в расчете на 1 инцидент, произошедший по причинам, связанным с аэронавигационным обслуживанием, с начала реализации Программы;

повышение оправдываемости прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации;

уровень охвата территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов.

Наряду с основными целевыми показателями при создании и развитии аэронавигационной системы планируется использовать дополнительные целевые показатели, основанные на количественных оценках выполнения тех или иных мероприятий Программы или входящего в ее состав проекта (проектов).

Основные и дополнительные целевые индикаторы и показатели Программы представлены в приложениях № 1 и 2 соответственно.

Программа выполняется в один этап, период реализации Программы - 2009 - 2020 годы.

Выполнение Программы может быть досрочно прекращено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если достигнуты плановые значения целевых индикаторов и показателей до конца срока ее реализации и решены поставленные задачи.

III. Перечень мероприятий Программы

Реализация мероприятий Программы осуществляется эволюционно с учетом приоритетных направлений создания и развития Аэронавигационной системы России, а также реальных источников и объемов финансирования.

12

Внедрение результатов реализации мероприятий Программы базируется на проведении необходимых научных исследований и разработок и совершенствовании технической базы Аэронавигационной системы России, в том числе наземных, бортовых и космических компонентов системы. В одних случаях основой для совершенствования Аэронавигационной системы России являются непосредственно результаты исследований и разработок, в других - внедрение уже разработанных техники и технологий. В большинстве же случаев мероприятия Программы включают в себя как работы в области исследований и разработок, так и работы, связанные с внедрением перспективных средств и систем аэронавигации, создаваемых на основе отечественного оборудования. В связи с этим в Программе для каждой позиции указываются объемы работ по указанным направлениям деятельности.

Развитие такой сложной системы, как аэронавигационная, требует больших инвестиционных затрат и в связи с этим обоснованного распределения финансовых и трудовых ресурсов между соответствующими мероприятиями, связанными с модернизацией Единой системы. Перечень инвестиционных мероприятий Программы (укрупненных инвестиционных проектов) представлен в приложении № 3. Методика детализации инвестиционных мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), реализуемых в рамках Программы, представлена в приложении № 4.

Объемы финансирования научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в рамках Программы представлены в приложении №5.

Система мероприятий Программы базируется на основных положениях Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России, одобренной Правительством Российской Федерации 4 октября 2006 г. Мероприятия Программы сгруппированы по 3 направлениям: модернизация системы организации воздушного движения; развитие метеорологического обеспечения аэронавигации; развитие единой системы поиска и спасания.

Направление "Модернизация системы организации воздушного движения"

Мероприятия в рамках направления "Модернизация системы организации воздушного движения" позволят повысить пропускную

13

способность воздушного пространства Российской Федерации, полностью удовлетворить потребности в аэронавигационном обслуживании, сократить уровень транспортных издержек для населения и экономики, повысить обороноспособность страны, сократить время пассажиров в пути, повысить транспортную и экологическую безопасность.

Выгодоприобретателями в результате реализации мероприятий по этому направлению станут транспортные авиакомпании-перевозчики (прежде всего отечественные), российские аэропорты, национальный поставщик аэронавигационных услуг - федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", а также пассажиры и владельцы грузов, пользующиеся услугами авиаперевозчиков.

Направление "Модернизация системы организации воздушного движения" включает в себя 4 укрупненных инвестиционных мероприятия и 4 укрупненных мероприятия по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В рамках мероприятия по созданию укрупненных центров Единой системы предлагается выполнить:

техническое перевооружение Ростовского укрупненного центра Единой системы;

техническое перевооружение Хабаровского укрупненного центра Единой системы;

реконструкцию и техническое перевооружение Магаданского укрупненного центра Единой системы;

реконструкцию и техническое перевооружение Калининградского центра Единой системы;

реконструкцию и техническое перевооружение Иркутского укрупненного центра Единой системы;

реконструкцию и техническое перевооружение Новосибирского укрупненного центра Единой системы;

техническое перевооружение и оснащение Красноярского укрупненного центра Единой системы;

строительство и оснащение Санкт-Петербургского укрупненного центра Единой системы;

реконструкцию и техническое перевооружение Самарского укрупненного центра Единой системы;

техническое перевооружение Якутского укрупненного центра Единой системы;

14

строительство и оснащение Тюменского укрупненного центра Единой системы;

строительство и оснащение Екатеринбургского укрупненного центра Единой системы.

Мероприятия по модернизации Московского центра автоматизированного управления воздушным движением проводятся за счет средств федерального бюджета в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2007 г. № 1130-р.

В рамках мероприятия по совершенствованию аэронавигационного обслуживания полетов в районе аэродромов и на воздушных трассах планируется выполнить реконструкцию и техническое перевооружение комплекса средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи аэропортов Полярный, Советская Гавань, Тобольск, Внуково, Ванавара, Вилюйск, Владикавказ, Геленджик, Гыда, Депутатский, Кепервеем, Красноселькуп, Мезень, Мирный, Могоча, Мома, Набережные Челны, Орск, Соболево, Соловки, Сунтар, Лешуконское, Усть-Хайрюзово, Белгород, Самара (Курумоч), Калининград (Храброво), Пенза, Южно-Сахалинск, Вологда, Николаевск-на-Амуре, Новокузнецк, Олекминск, Советский, Стрежевой, Томск, Туруханск, Чебоксары, Ростов-на-Дону, Владивосток (Кневичи), Иркутск, Краснодар (Пашковский), Сочи (Адлер), Сыктывкар, Уфа, Воронеж, Киренск, Нерюнгри, Урай, Уренгой, Ухта, Хатанга, Черский, Кольцово, Шереметьево, Красноярск, Петропавловск-Камчатский, Казань, Петрозаводск, Апатиты, Братск, Ульяновск (Баратасвка), Ноябрьск, Нижнеудинск, Новосибирск (Толмачево), Хабаровск (Новый), Сургут, Тюмень (Рощино), Чита, Якутск, Амдерма, Анапа, Архангельск (Васьково), Барнаул, Благовещенск, Бодайбо, Богучаны, Бугульма, Верхневилюйск, Волгоград, Минеральные Воды, Мыс Каменный, Подкаменная Тунгуска, Оссора, Усть-Нера, Элиста, Челябинск, Магадан, Норильск, Чокурдах, Пермь, Нарьян-Мар, Улан-Удэ, Ербогачен, Анадырь, Махачкала, Нальчик, Печора, Салехард, Тарко-Сале, Оха, Тура, Архангельск (Талаги), Белоярский, Ижевск, Магнитогорск, Усть-Камчатск, Астрахань, Кемерово, Кызыл, Курган, Надым, Марково, Усть-Большерецк, Ханты-Мансийск, Абакан, Грозный, Киров, Когалым, Мурманск, Оренбург, Усинск, Экимчан, Охотск, Саратов, Североуральск, Бухта Провидения, Игарка, Южно-Курильск, Енисейск, Воркута, Кемь и Комсомольск-на-Амуре.

При этом будут достигнуты следующие результаты:

15

установка навигационных средств ближней навигации, включая радиотехнические системы ближней навигации (работающие в диапазоне радиочастот, выделенном для развития средств воздушной навигации), на аэродромах для внедрения стандартных схем прилета и вылета на основе процедур зональной навигации;

модернизация средств автоматизации управления воздушным движением и радиотехнического обеспечения аэродромных служб;

модернизация средств автоматизации районных центров управления воздушным движением с учетом перспектив создания укрупненных центров Единой системы;

модернизация средств наблюдения за полетами воздушных судов в районе аэродромов;

создание тренажерных и учебных центров для непрерывного поддержания профессиональных навыков персонала Единой системы.

Наряду с реконструкцией и техническим перевооружением комплекса средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи аэропортов планируется осуществить: реконструкцию объектов Единой системы, обеспечивающих аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах (Тарки-Тау, Жигалово, Новый Васюган, Максимкин Яр и Единка);

установку навигационных средств ближней навигации, включая радиотехнические системы ближней навигации (работающие в диапазоне радиочастот, выделенном для развития средств воздушной навигации), на воздушных трассах для внедрения процедур зональной навигации и требуемых навигационных характеристик;

модернизацию средств наблюдения за полетами воздушных судов.

В рамках мероприятия по модернизации сети авиационной электросвязи и передачи данных, созданию инфраструктуры перспективной цифровой сети авиационной электросвязи предполагается осуществить:

модернизацию и техническое перевооружение опорных подсетей укрупненных центров цифровой сети интегрированной авиационной фиксированной связи, включая средства спутниковой связи, в целях обеспечения функционирования создаваемых укрупненных центров Единой системы (Хабаровского укрупненного центра, Калининградского центра, Иркутского укрупненного центра, Магаданского укрупненного центра, Самарского укрупненного центра, Екатеринбургского укрупненного центра, Санкт-Петербургского укрупненного центра,

2

Дата принятия решения о разработке Программы

Г осударственные заказчики

распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1974-р

Г осударственный заказчик -координатор Программы

Основные

разработчики

Программы

-    Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

-    Министерство транспорта Российской Федерации

Цель и задачи Программы

-    федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации", автономная некоммерческая организация "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометеобеспечению", федеральное бюджетное учреждение "Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасания"

-    целью реализации Программы является повышение безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства за счет модернизации Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, ее объектов и взаимодействующих с ней систем путем создания и развития Аэронавигационной системы России на основе использования новых технических средств и технологий в соответствии со стандартами

и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

внедрение перспективной структуры воздушного пространства Российской Федерации, совершенствование методов планирования его использования в интересах всех пользователей;

модернизация и техническое перевооружение инфраструктуры (объектов) аэронавигации, укрупнение центров организации воздушного движения;

внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем аэронавигации в соответствии с Концепцией связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации (далее - Концепция организации воздушного движения);

внедрение перспективных систем и технологий метеорологического обеспечения аэронавигации, включая предоставление данных в реальном времени;

создание инфраструктуры единой системы авиационно-космического поиска и спасания и современного авиационного поисковоспасательного комплекса

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- важнейшими целевыми индикаторами реализации Программы являются:

средняя величина налета воздушных судов в расчете на 1 инцидент, произошедший по причинам, связанным с аэронавигационным обслуживанием, с начала реализации Программы; повышение оправдываемости прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации; уровень охвата территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов

Срок реализации Программы

- 2009 - 2020 годы

Основные

мероприятия

Программы

- основными мероприятиями Программы являются: создание укрупненных районов организации воздушного движения; совершенствование аэронавигационного обслуживания полетов в районе аэродромов и на воздушных трассах;

модернизация сети авиационной электросвязи и передачи данных;

4

Объемы и источники финансирования

оснащение радиолокационных позиций средствами вторичной радиолокации; внедрение единой системы планирования использования воздушного пространства; переход к современным технологиям организации воздушного движения, основанным на внедрении средств и систем в соответствии с Концепцией организации воздушного движения; внедрение интегрированных военно-гражданских автоматизированных систем управления воздушным движением; проведение технической модернизации и автоматизации системы метеорологического обеспечения аэронавигации; развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания

реализация мероприятий Программы предусматривает финансирование в объеме

90889.1    млн. рублей

(в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств внебюджетных источников -31764,9 млн. рублей; за счет средств федерального бюджета -

Ожидаемые конечные

результаты

реализации

Программы и

показатели

социально-

экономической

эффективности

59124.2    млн. рублей

повышение уровня безопасности воздушного движения к 2020 году в 1,5 раза; повышение пропускной способности воздушного пространства в 1,8 раза; снижение эксплуатационных расходов пользователей воздушного пространства на 80 млрд, рублей за период реализации Программы; повышение оправдываемости авиационных прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации до 91 процента; повышение прикрытия территории страны авиационными поисково-спасательными силами и средствами до 100 процентов; интеграция Аэронавигационной системы России с единой региональной европейской аэронавигационной системой на базе перехода

5

к перспективным системам, предусмотренным Концепцией организации воздушного движения, технологиям, правилам и процедурам Международной организации гражданской авиации;

обеспечение возможности перевода Аэронавигационной системы России на работу в условиях военного времени без перестройки структуры, перерывов в функционировании и изменения порядка взаимодействия с другими системами.

Общественная эффективность Программы в виде суммарного чистого дисконтированного дохода составит 56,7 млрд, рублей, коммерческая -19,9 млрд, рублей, бюджетная - 8,6 млрд, рублей

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Современное состояние Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации

Единая система организации воздушного движения Российской Федерации (далее - Единая система) является важнейшим компонентом сохранения национальной безопасности государства, обеспечения безопасности воздушного движения и экономической эффективности полетов.

Территория и воздушное пространство, обслуживаемое Единой системой, превышают 25 млн. кв. километров, протяженность воздушных трасс    составляет    532 тыс. километров,    из которых    более

150 тыс. километров являются международными. Организация использования воздушного пространства и обслуживание воздушного движения в Российской Федерации осуществляется 99 центрами Единой системы федерального, регионального и местного уровней.

В настоящее время всеми пользователями воздушного пространства Российской Федерации выполняется более 1 млн. полетов ежегодно, из них    российскими    авиакомпаниями -    59 процентов    полетов,

авиакомпаниями других государств - около 33 процентов.

6

Воздушными судами государственной и экспериментальной авиации выполняется 8 процентов общего количества полетов. Одновременно под управлением находятся более 800 воздушных судов.

Единую систему обслуживают свыше 30 тыс. специалистов.

Основу технического обеспечения Единой системы составляют традиционные радиотехнические системы, ограниченные по дальности действия, точности и функциональным возможностям. Их использование малоэффективно на низких высотах полета, в условиях обеспечения воздушного движения над большими водными пространствами, малонаселенной и труднодоступной местностью.

Системы связи, навигации и наблюдения центров Единой системы, выработавшие свой технический ресурс и требующие замены, составляют по различным типам от 56 до 85 процентов. Кроме того, 70 процентов эксплуатируемого самолетного парка, подлежащего в ближайшее время списанию, имеет на борту аэронавигационные системы и навигационные комплексы, не удовлетворяющие современным требованиям. Большая часть этих систем нуждается в замене.

В силу ограничения функциональных возможностей существующая Единая система не способна в полной мере реализовать внедрение перспективных технологий.

В настоящее время расходы на обеспечение функционирования Единой системы составляют около 20 млрд, рублей в год, в то время как США тратят на поддержание и развитие отрасли около 9 млрд, долларов США в год, а небольшая по территории Япония - около 1,6 млрд, долларов США в год. В государствах - членах Европейского союза на внедрение только технологии автоматического зависимого наблюдения выделено в 2003 - 2006 годах около 25 млрд. евро.

Технологическая и техническая обеспеченность авиационных метеорологических органов не соответствует в полной мере необходимому уровню автоматизации, предъявляемому к аэродромному оборудованию и средствам сопряжения с системами управления воздушным движением, что в значительной степени влияет на качество метеорологического обеспечения полетов, и эта ситуация с каждым годом усугубляется.

Существующая система обеспечения пользователей воздушного пространства аэронавигационной информацией не оснащена современными автоматизированными средствами. Вследствие недостаточного уровня автоматизации не созданы многоуровневая служба аэронавигационной информации и государственный банк аэронавигационных данных Российской Федерации.

7

В настоящее время единая система авиационно-космического поиска и спасания (далее - единая система поиска и спасания) не в полной мере удовлетворяет требованиям, предъявляемым к аналогичным системам в развитых странах.

Не осуществляется на должном уровне автоматизированное взаимодействие всех систем, участвующих в аэронавигационном обслуживании полетов, что препятствует их развитию. Одной из основных причин сложившейся ситуации является значительный износ технической базы Единой системы и ее ограниченные функциональные возможности.

Недостаточное финансирование и связанные с этим длительные сроки создания и внедрения новой техники приводят к увеличению сроков переходного периода, когда должны одновременно эксплуатироваться традиционные и перспективные средства и системы, что связано с дополнительными экономическими потерями.

В ближайшее время ситуация может еще больше осложниться по следующим причинам:

высокая скорость нарастания интенсивности полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (более чем в 2 раза) требует соответствующего технического обеспечения;

отставание Российской Федерации по темпам ввода новых технических средств и технологий, предусмотренных Концепцией организации воздушного движения, приводит к дисгармонии с мировой аэронавигационной инфраструктурой, возникают серьезные проблемы с обеспечением аэронавигационного обслуживания международных полетов, интеграцией российской системы с европейской и мировой системами;

процесс перехода к перспективным системам, предусмотренным Концепцией организации воздушного движения, требует повышения объема и уровня исследований, которые в настоящее время существенно отстают от уровня передовых стран.

Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

В соответствии с Концепцией создания и развития Аэронавигационной системы России и планом мероприятий по ее реализации, одобренными Правительством Российской Федерации

8

4 октября 2006 г., на основе Единой системы и взаимодействующей с ней единой системы поиска и спасания, а также системы метеорологического обеспечения аэронавигации завершается создание организационнофункциональной и технической структуры Аэронавигационной системы России с едиными гражданско-военными органами, обеспечивающей реализацию потенциальных возможностей существующих технических средств и технологий в целях повышения безопасности и экономической эффективности использования воздушного пространства.

Достижение высоких темпов экономического роста в сфере организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей возможно при следующих условиях:

обеспечение реализации транзитного потенциала Российской Федерации;

удовлетворение спроса государственных и коммерческих пользователей на авиаперевозки и авиационные работы в воздушном пространстве Российской Федерации и зонах ее международной ответственности;

повышение качества жизни населения путем предоставления безопасного, регулярного и экономичного обслуживания воздушного движения.

Важным ресурсом, обеспечивающим достижение поставленной цели, являются государственные инвестиции, направленные на совершенствование и развитие организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей. В связи с этим особую важность приобретает задача модернизации Единой системы путем создания и развития Аэронавигационной системы России.

Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Аэронавигационная система России должна представлять собой систему организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей во всем воздушном пространстве Российской Федерации и зонах ее международной ответственности в интересах обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития экономики государства. Основой указанной системы является интегрированное взаимодействие человека, технологий, средств и

9

служб при поддержке перспективных бортовых, наземных и космических средств и систем аэронавигации.

В состав Аэронавигационной системы России включаются:

наземные, бортовые и космические средства, системы связи, навигации, посадки, наблюдения, авиационно-космического поиска и спасания, аэронавигационной информации и метеорологического обеспечения;

служба технического обслуживания;

подготовленный персонал, осуществляющий в соответствии с установленными правилами и процедурами организацию использования воздушного пространства и аэронавигационное обслуживание его пользователей.

При существующих тенденциях развития ситуации необходимо, чтобы действующие в настоящее время Единая система, единая система поиска и спасания и система метеорологического обеспечения аэронавигации, составляющие основу Аэронавигационной системы России, были способны наращивать свои возможности в соответствии с требованиями российских и иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации. Для этого необходимо сократить сроки внедрения новых средств и систем, а также снизить капиталоемкость работ по модернизации и развитию этих систем.

Указанные факторы предопределяют необходимость применения на федеральном уровне программно-целевого метода решения рассматриваемой проблемы в интересах обеспечения экономического роста, социальной стабильности и обороноспособности государства.

Предлагается 2 варианта решения проблемы.

Первый вариант решения проблемы предусматривает финансирование в размере 90889,1 млн. рублей и позволит достичь все поставленные цели.

Второй вариант решения проблемы предусматривает использование нспрограммного метода с единственным источником финансирования в виде сборов за аэронавигационное обслуживание. При этом необходимо осуществить повышение ставок сборов за аэронавигационное обслуживание, в связи с чем существует риск снижения интенсивности воздушного движения в Российской Федерации из-за экономической непривлекательности использования воздушного пространства Российской Федерации иностранными авиакомпаниями. При неповышении ставок