Изменение № 1 ГОСТ 31967-2012 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения
Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 106-П от 28.02.2018)
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС № 14023
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AM, BY, KG, KZ, RU, UZ [коды альфа-2 по MK (ИСО 3166) 004]
Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации1)
Раздел 1. Первый абзац после слова «поршневых» дополнить словом: «дизельных».
Раздел 2. Ссылку на ГОСТ 30574-98 и его наименование исключить; заменить ссылки: ГОСТ 12.1.003-83 на ГОСТ 12.1.003-2014;
ГОСТ 12.3.002-75 на ГОСТ 12.3.002-2014;
«ГОСТ 10448-80* Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний» на «ГОСТ 10448-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний»;
дополнить ссылками:
«ГОСТ ISO 8178-1-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 1. Измерение выбросов газов и частиц на испытательных стендах;
ГОСТ ISO 8178-4-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 4. Испытательные циклы для двигателей различного применения на установившихся режимах;
ГОСТ 33754-2016 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения»; исключить сноску — *:
«-
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53639-2009 (ИСО 3046-3:2006, ИСО 15550:2002) «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний» кроме части оборонного заказа».
Раздел 3 дополнить пунктом 3.17:
«3.17 технический паспорт выбросов двигателя: Документ, содержащий детальную опись компонентов, регулировок и рабочих параметров двигателя, существенно влияющих на выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов, а также способы их идентификации и проверки».
Раздел 4 дополнить обозначениями:
«рп — полное барометрическое давление, кПа;
Gexhw— массовый расход «влажных» отработавших газов, кг/ч;
Uj— коэффициент газового компонента, учитывающий его молекулярный вес и плотность воздуха при нормальных условиях, в относительных единицах».
Пункт 5.2.1. Таблицу 1 изложить в новой редакции:
«Таблица 1 |
Нормируемый
параметр |
Назначение
двигателя |
Нормы удельных средневзвешенных выбросов при постановке на производство |
до 2000 г. |
с 2000 г. |
с 2021 г. |
Удельный средневзвешенный выброс оксидов азота (NOx ) в приведении к N02, г/( кВт-ч) |
Тепловозный* |
18,0 |
12,0 |
7,4 |
Промышленный |
16,0 |
10,0 |
6,0 |
Судовой |
17,0 |
Приведены в таблице 2 |
|
11 Дата введения в действие на территории Российской Федерации — 2018—07—01. |
51
Окончание таблицы 1 |
Нормируемый
параметр |
Назначение
двигателя |
Нормы удельных средневзвешенных выбросов при постановке на производство |
до 2000 г. |
с 2000 г. |
с 2021 г. |
Удельный средневзвешенный выброс оксида углерода (СО), г/(кВт-ч) |
Любое |
6,0 |
3,5 |
3,5 |
Удельный средневзвешенный выброс углеводородов (СН) |
Любое |
2,4 |
1,0 |
0,4 |
|
* Для тепловозных двигателей, поставленных на производство до 2000 г., прошедших капитальный ремонт, предельно допускаемые значения удельных выбросов вредных веществ с отработавшими газами должны соответствовать ГОСТ 33754. |
Подраздел 6.1. Первый и второй абзацы изложить в новой редакции:
«Измерение выбросов вредных веществ с ОГ следует проводить при испытаниях двигателей по ГОСТ 10448.
В условиях серийного производства при наличии общих конструктивных признаков рекомендуется использовать концепции семейства и группы двигателей в соответствии с требованиями [1] и [2]». Подраздел 6.2. Первый абзац изложить в новой редакции:
«Испытательные циклы и режимы испытаний в зависимости от назначения двигателя должны соответствовать ГОСТ ISO 8178-4».
Подраздел 6.4 после формулы (3) дополнить абзацем:
«Давление сухого атмосферного воздуха ра рассчитывают по формуле
Ра = Рп - Р»-
Пункт 7.1.1. Четвертое перечисление изложить в новой редакции:
<<- ^а/гили ^exhw,y>-
Подраздел 7.3 изложить в новой редакции (кроме наименования):
«Удельный средневзвешенный выброс /-го вредного вещества рассчитывают по формуле
т
TCijVexhjWj
е,- = 0,446щ J=1 т_ , (5)
PeTPejWj
1=1
где М-л/о2 = 46 кг/кмопь; дсо = 28 кг/кмопь; дсн = 13,85 кг/кмопь, или
= и,
где uN0 = 15,87; исо = 9,66; инс = 4,79 согласно таблице 7 ГОСТ ISO 8178-1-2013».
Подраздел 8.3 дополнить подпунктом 8.3.5:
«8.3.5 При проведении испытаний, не связанных с сертификацией двигателя, допускается применять другие методы измерения концентрации вредных веществ, обеспечивающие достоверность полученных результатов и точность измерений не ниже установленных в таблице 4».
Раздел 9. Первый абзац. Заменить ссылку: ГОСТ 30574 на ГОСТ ISO 8178-4.
(Продолжение Изменения № 1 к ГОСТ 31967—2012)
Приложение В. Пункт В.1. Исключить слова: «Технический паспорт должен содержать следующие общие сведения о двигателе:»;
заменить ссылку: ГОСТ 30574 на ГОСТ ISO 8178-4;
пункт В.4. Таблица В.2. Заменить ссылку: ГОСТ 30574 на ГОСТ ISO 8178-4 (два раза); пункт В.5. Таблицу В.З дополнить примечанием:
«Примечание — При применении покупных компонентов допускается не указывать сведения о входящих в них субкомпонентах».
Библиографические данные. Заменить код: «ОКС 27.020» на «МКС 27.020».
(ИУС №5 2018 г.)
53