Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

61 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

 
Дата введения15.05.2018
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021
Опубликован"Официальный интернет-портал правовой информации" (Дата опубликования: 07.05.2018. Номер опубликования: 0001201805070032
Дополняет:Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

Организации:

05.05.2018УтвержденПравительство Российской Федерации559
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2018 г. № 559

МОСКВА

О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

Правительство Российской Федерации постановляет:

1.    Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. №996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 36, ст. 5421).

2.    Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральному агентству научных организаций принять меры, обеспечивающие реализацию подпрограммы "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации" Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы (далее - подпрограмма).

3.    Рекомендовать:

а)    органам государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть меры по выполнению мероприятий подпрограммы;

б)    фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другим институтам развития обеспечить поддержку реализации комплексных научно-технических проектов подпрограммы.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 559

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

1.    Паспорт Программы после позиции, касающейся срока реализации Программы, дополнить позицией следующего содержания:

"Подпрограмма - подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства Программы    картофеля    в    Российской    Федерации".

2.    Дополнить подпрограммой следующего содержания:

"ПОДПРОГРАММА

"Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации" Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

ПАСПОРТ

подпрограммы "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации"

Наименование - Развитие селекции и семеноводства картофеля подпрограммы в Российской Федерации

Ответственный - Министерство сельского хозяйства исполнитель    Российской    Федерации

подпрограммы

элита) и продвижение отечественных сортов картофеля на внутренний рынок с комплексным технологическим оснащением процесса его производства.

На основе проведенного анализа, включающего определение внутренних факторов, характеризующих, с одной стороны, конкурентные преимущества и факторы конкурентного отставания подотрасли, с другой стороны, внешние благоприятные и неблагоприятные для развития подотрасли факторы, можно сделать вывод о том:

что внутренними конкурентными преимуществами подотрасли картофелеводства являются:

традиционно сохраняемый высокий спрос на картофель в Российской Федерации со стороны российских потребителей. В среднесрочной перспективе в потреблении российских домохозяйств картофель сохранит статус второго хлеба. Несмотря на происходившие в последние десятилетия сдвиги структуры потребления в пользу товаров-субститутов (в первую очередь макаронных изделий), динамика этих сдвигов до 2014 года была ограниченной, а падение реальных доходов населения в ходе экономического кризиса 2015 и 2016 годов еще более замедлило указанные сдвиги структуры потребления. В среднесрочном периоде (2020 - 2022 годы) спрос на картофель будет поддерживаться за счет повышения в потреблении картофеля доли картофеля, подвергнутого переработке (сухих картофелепродуктов, вакуумированного картофеля);

потенциал динамично развивающихся отечественных компаний в сфере производства семенного картофеля, освоивших производство семенного картофеля по всем звеньям цепочки (от тепличных миниклубней и первого полевого поколения до высококачественной рыночной продукции - суперэлита, элита, первой репродукции);

высокая дифференциация природных условий культивирования картофеля на территории Российской Федерации, предоставляющая широкий выбор районов для развития семеноводства картофелеводства в различных природно-климатических зонах (регионы Северо-Западного федерального округа, Западная Сибирь, Приморье, Северный Кавказ, Сахалин);

что внутренними факторами конкурентного отставания подотрасли картофелеводства являются:

ограниченность ресурсного и кадрового потенциала научно-исследовательских и научно-образовательных организаций, способных

служить базой научных исследований и разработки новых отечественных конкурентоспособных сортов картофеля. Одновременно с этим селекция и семеноводство картофеля в Российской Федерации практически не обеспечены современной материально-технической базой и инфраструктурой, также отмечается слабая оснащенность современными лабораторными приборами, оборудованием и химическими реактивами научных лабораторий и семеноводческих центров. По уровню финансирования, технической оснащенности и обеспеченности кадровым потенциалом российские государственные организации, занимающиеся селекцией и семеноводством картофеля, существенно уступают исследовательским структурам ведущих стран - производителей семенного картофеля, имеющих возможность опираться на финансирование и заказы крупных картофелеводческих компаний;

недостаточное применение современных методов геномной селекции и технологии геномного редактирования картофеля. Имеющиеся научные заделы необходимо использовать для преодоления критического отставания в разработке и применении современных методов селекции картофеля;

слабая связь между научной базой картофелеводства и отечественными картофелеводческими компаниями. Утрачены связи с партнерскими хозяйствами, созданными на базе опытных участков и аффилированных опытных хозяйств советского периода;

незаинтересованность современных картофелеводческих компаний в сотрудничестве с государственными научно-исследовательскими и образовательными организациями, которые не способны в настоящее время предложить пакетные конкурентоспособные технологические решения для конкретного сорта картофеля, включая поставку высококачественного семенного материала с технологией возделывания, эффективными средствами защиты растений, удобрениями, технологиями хранения урожая и сельскохозяйственной техникой. Особенно ощущается дефицит усилий в сфере разработки технологического оборудования, компьютеризированных систем управления бизнесом, в том числе маркетинговых операций. В результате сохраняются высокие риски для практического внедрения в производство созданных новых отечественных сортов картофеля;

отсутствие системных мер по продвижению на рынок новых сортов картофеля отечественной селекции. Ежегодно в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, вносятся новые

разработанные в Российской Федерации сорта картофеля, которые в подавляющем большинстве случаев остаются невостребованными со стороны отечественных картофелеводческих хозяйств;

недостаточный контроль качества семенного картофеля. Несмотря на действовавшие в данной сфере стандарты, обязательность их соблюдения и контроль выполнения необходимых при этом процедур находились на неудовлетворительном уровне. Данное обстоятельство обусловило дифференциацию качества семян картофеля, произведенного как на территории Российской Федерации, так и поступающего из-за рубежа. В настоящее время принят межгосударственный стандарт ГОСТ 33996-2016 "Картофель семенной. Технические условия и методы определения качества". Снижение качества поставляемого в Российскую Федерацию по импорту семенного картофеля и высокая зараженность импортируемых семян картофеля бактериозами всех видов приводят к появлению на территории России новых болезней картофеля;

что внешними факторами, благоприятными для развития подотрасли картофелеводства, являются:

экономическая интеграция и формирование единого сельскохозяйственного рынка в рамках Евразийского экономического союза (главный источник внешних возможностей для отечественного производства семенного картофеля до 2025 года). Основной интерес представляет рынок Республики Белоруссия, которая традиционно выступает в качестве одного из ведущих производителей товарного и семенного картофеля. Для успешного освоения рынка Евразийского экономического союза требуется выполнение комплекса условий. Необходимо в первую очередь системное повышение конкурентоспособности производства посадочного материала существующих сортов картофеля отечественной селекции и вывод на рынок Евразийского экономического союза новых сортов;

формирование единых стандартов семенного картофеля и единой системы его сертификации в Евразийском экономическом союзе, которые обеспечивают беспрепятственную дистрибуцию посадочного материала картофеля отечественной селекции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза;

что внешними факторами, неблагоприятными для развития подотрасли картофелеводства, являются:

высокая конкуренция на российском рынке со стороны производителей и дистрибьюторов семенного картофеля иностранной

селекции (главный фактор, способный воспрепятствовать повышению доли посадочного материала сортов отечественной селекции);

постоянное совершенствование сортов иностранной селекции и сопутствующих им элементов технологического пакета (в первую очередь средств защиты растений и научно-инновационной базы их разработки), агрессивная политика дистрибьюторов, в том числе снижение цен, возможность которой определяется экономией на масштабах производства за счет одновременного обслуживания емких иностранных рынков, а также высокие издержки отказа от ранее использованных технологических решений при выращивании сортов иностранной селекции в пользу сортов отечественной селекции, значительно снижающих потенциальную конкурентоспособность отечественных сортов, которые в этих условиях становятся менее привлекательными для картофелеводческих компаний;

устойчивость связей отечественных картофелеводческих компаний с поставщиками посадочного материала иностранной селекции.

Основными задачами, требующими решения в рамках подпрограммы, являются:

снижение технологических рисков, связанных с недостаточным обеспечением российского рынка семенным картофелем сортов отечественной селекции;

повышение качества семян сортов картофеля, выращиваемого на территории Российской Федерации для внутреннего потребления и поставки на внешний рынок на основе комплексного научно-технического обеспечения развития картофелеводства на долгосрочную перспективу;

создание условий для технологического обновления производства семенного картофеля на основе результатов научных исследований российских ученых;

разработка и внедрение технологий производства семенного картофеля высших категорий (оригинальных и элитных);

совершенствование нормативного регулирования и разработка системы сертификации семенной продукции картофелеводства;

обеспечение контроля качества семенного материала в картофелеводстве, сырья и продовольствия, экспертизы генетического материала на основе новейших отечественных разработок.

II. Цель подпрограммы

Подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации" (далее - подпрограмма) разработана в соответствии с направлением реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. №996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы" (далее - Программа), предусматривающим создание и внедрение отечественных конкурентоспособных технологий по направлению растениеводства.

Основной целью подпрограммы является обеспечение стабильного роста объемов производства и реализации высококачественного семенного картофеля современных конкурентоспособных отечественных сортов на основе применения новых высокотехнологичных российских разработок и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.

Конкурентоспособность сорта картофеля определяется: регистрацией нового сорта в Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, по комплексу хозяйственнополезных признаков и (или) свойств сорта (урожайность, качественные характеристики, устойчивость к болезням, сельскохозяйственным вредителям и неблагоприятным факторам окружающей среды), технологичностью при производстве, подработке и промышленной переработке;

качеством семенного материала картофеля, которое должно соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 33996-2016, "Картофель семенной. Технические условия и методы определения качества", и подтверждаться сертификатом соответствия.

Востребованность сорта картофеля оценивается по заключенным лицензионным договорам (соглашениям) об использовании этого сорта.

За период выполнения подпрограммы по направлению, касающемуся выполнения работ по селекции новых перспективных сортов с заданными хозяйственно-ценными признаками (традиционная селекция с включением методов    маркер-вспомогательной    и    геномной    селекции),

предусматривается разработка, апробация и коммерциализация следующих технологий:

маркер-вспомогательная селекция картофеля;

молекулярная паспортизация (генотипирование) сортов и форм картофеля;

клональное микроразмножение и оздоровление коммерчески ценных сортов картофеля;

высокопроизводительное фенотипирование картофеля.

В результате эколого-географических испытаний сортов и гибридов картофеля в различных природно-климатических зонах предусматривается разработка технологии отбора наиболее пластичных сортов картофеля.

В рамках разработки платформы для маркер-вспомогательной и геномной селекции картофеля используются следующие технологии:

поиск генов и (или) маркеров генов хозяйственно-ценных признаков, включая высокопроизводительное полногеномное и полноэкзомное секвенирование генома сортов и сортообразцов картофеля, отобранных по результатам испытаний, как проявляющих заданные хозяйственно-ценные признаки в потомстве;

геномное редактирование картофеля; маркер-вспомогательная селекция картофеля; высокопроизводительное генотипирование картофеля; высокопроизводительное фенотипирование картофеля.

В результате работ по семеноводству, производственным испытаниям новых перспективных сортов картофеля планируется применение технологий безвирусного семеноводства картофеля.

Предусматривается также осуществление сохранения и развития биоресурсных коллекций картофеля как основы для создания новых отечественных сортов с использованием следующих технологий:

клональное микроразмножение и оздоровление коммерчески ценных растений;

получение биологически активных соединений на основе методов культивирования (in vitro);

криоконсервация картофеля; генетический анализ;

выделение доноров и источников хозяйственно-ценных признаков сорта картофеля.

Мониторинг поражения картофеля бактериозами и вирусами, изучение болезней и вредителей картофеля, разработка технологий молекулярной и молекулярно-генетической диагностики будут дополняться использованием технологий интегрированной защиты от возбудителей заболеваний картофеля и вредителей.

В результате выполнения исследовательского блока по разработке эффективных технологий защиты картофеля планируется создание: биологических и химических средств защиты картофеля; локально-дифференцированного внесения удобрений и применения средств защиты растений.

В рамках разработки эффективных технологий возделывания, подготовки, хранения и переработки картофеля планируется разработка и использование следующих технологий:

переработка картофеля в продукты с высокой добавленной стоимостью (картофельный порошок и крахмал); производство органических удобрений;

консервация и хранение продукции картофелеводства, замедление послеуборочного дозревания и старения урожая, в том числе при помощи специальных газовых сред, специальной биоцидной и антиокислительной упаковки, полезных микроорганизмов, химических веществ, охлаждения, заморозки, низкотемпературной сушки, обезвоживания, снижения поверхностной обсемененности вредными микроорганизмами.

В ходе разработки лабораторного оборудования и сельскохозяйственной техники для селекции и семеноводства картофеля планируется использовать импортозамещающие технологии изготовления лабораторного оборудования и сельскохозяйственной техники для селекции и семеноводства.

III. Научная база и перспективные научные исследования

Достижение цели и реализация задач подпрограммы основаны на значительной научной базе, имеющейся в подотрасли картофелеводства, на основе которой:

разработаны новые эффективные молекулярно-генетические технологии поиска доноров и источников генов, определяющих хозяйственно-ценные признаки сорта картофеля;

сформированы и поддерживаются для селекции новых сортов картофеля биоресурсные коллекции картофеля (не менее 6 коллекций), содержащие тысячи образцов - источников и доноров генов, контролирующих хозяйственно-ценные признаки сорта картофеля. Российская Федерация имеет более 150 публикаций по использованию ДНК-маркеров в растениеводстве, из них в области картофелеводства -около 10 процентов (по данным иностранных баз данных и специализированных баз данных международных индексов научного

цитирования). Одним из важнейших результатов, полученных с участием российских ученых, является расшифровка генома картофеля (полученные результаты будут использованы для полногеномных исследований в целях поиска новых маркеров хозяйственно-ценных признаков картофеля). Существенным конкурентным преимуществом является достигнутый высокий уровень отечественных научных школ в области молекулярной генетики, геномики и биоинформатики, составляющих основу новейших генетических технологий селекции растений. Имеется значительный опыт в обработке результатов современных селекционно-генетических и геномных экспериментов (больших данных), разработаны первые вычислительные конвейеры для обработки омиксных данных, полученных для картофеля;

разрабатываются методы автоматического фенотип ирования растений (на картофеле уже разработаны первые протоколы автоматического фенотипирования и опубликованы результаты их использования);

разработаны современные молекулярно-генетические технологии диагностики возбудителей заболеваний и вредителей картофеля;

разработаны меристемно-тканевые и аэрогидропонные технологии масштабного тиражирования сортов и сортообразцов картофеля;

ведется разработка инновационных высокоэффективных биологических средств и методов защиты картофеля и технологий их применения.

В целях выполнения мероприятий подпрограммы сформирован комплексный план научных исследований "Развитие селекции и семеноводства картофеля" согласно приложению № 1 (далее -комплексный план научных исследований).

IV. Механизм реализации подпрограммы

Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются в рамках реализации плана системных мер государственной политики и выполнения комплексных научно-технических проектов, отражающих системный и комплексный подход к выполнению мероприятий подпрограммы.

Ответственный исполнитель подпрограммы развивает инструменты государственной политики в установленной сфере ведения в соответствии с планом системных мер государственной политики по реализации подпрограммы согласно приложению № 2 (дачее - план системных мер

государственной политики) в целях обеспечения достижения целевых индикаторов и показателей подпрограммы согласно приложению № 3.

Ответственный исполнитель подпрограммы - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:

обеспечивает реализацию плана системных мер государственной политики;

принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации подпрограммы (по согласованию с другими исполнителями мероприятий подпрограммы, если принимаемые правовые акты также регулируют вопросы, относящиеся к компетенции других исполнителей мероприятий подпрограммы);

организует отбор проектов для участия в подпрограмме; утверждает формы отчетов заказчиков комплексных научно-технических проектов о ходе выполнения указанных проектов, включающие сведения о достижении установленных показателей результативности проектов и расходовании бюджетных и внебюджетных средств, а также порядок предоставления заказчиками комплексных научно-технических проектов указанных отчетов;

готовит при необходимости внесение изменений в подпрограмму и после согласования таких изменений советом по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы (далее - совет Программы) вносит их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Исполнители мероприятий подпрограммы - Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство научных организаций:

обеспечивают условия для формирования заинтересованными хозяйствующими субъектами комплексных научно-технических проектов для участия в подпрограмме;

осуществляют реализацию плана системных мер государственной политики;

формируют при необходимости предложения по внесению изменений в подпрограмму и направляют их ответственному исполнителю подпрограммы.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, являющиеся соисполнителями мероприятий подпрограммы, обеспечивают:

определение должностных лиц, ответственных за реализацию подпрограммы в субъекте Российской Федерации;

разработку и (или) внесение изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, обеспечивающих поддержку выполнения комплексных научно-технических проектов, реализуемых в рамках подпрограммы на территории субъекта Российской Федерации;

выделение участниками комплексных научно-технических проектов в соответствии со своей компетенцией средств бюджетов субъектов Российской Федерации в установленном порядке;

создание с участием представителей заинтересованных научных и образовательных организаций - участников проектов, субъектов реального сектора экономики - заказчиков проектов, межведомственных координационных советов по выполнению комплексных научно-технических проектов, реализуемых в рамках подпрограммы на территории субъекта Российской Федерации.

V. Мероприятия подпрограммы

Подпрограмма включает в себя следующие мероприятия: создание    научных    и (или)    научно-технических    результатов    и

продукции (далее - создание знаний);

передача    научных    и (или)    научно-технических    результатов    и

продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (далее - трансфер технологий);

коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции(далее - применение знаний).

Мероприятие, касающееся создания знаний, включает в себя проведение фундаментальных, поисковых и (или) прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с комплексным планом научных исследований, направленных на решение сформулированной в подпрограмме задачи на федеральном, и (или) региональном, и (или) отраслевом уровнях.

Мероприятие, касающееся трансфера технологий, обеспечивает правовую охрану и переход результатов научных исследований и разработок в сферу практического применения, производства и маркетинга новых технологий, продуктов или услуг и может осуществляться в материальной и (или) нематериальной формах в ходе реализации

-    Министерство образования и науки Российской Федерации,

Исполнители

мероприятий

подпрограммы

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Соисполнители

мероприятий

подпрограммы

Федеральное агентство научных организаций

-    заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

Цель

подпрограммы

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, другие институты развития и организации

-    обеспечение стабильного роста объемов производства и реализации высококачественного семенного картофеля современных конкурентоспособных отечественных сортов на основе применения новых высокотехнологичных российских разработок

Задачи

подпрограммы

и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла

-    формирование современной научно-технологической базы селекции и семеноводства картофеля

за счет выполнения комплексных научных исследований фундаментального и прикладного характера, в том числе совершенствования и разработки агротехнологий, технологий классической и геномной селекции, геномного редактирования, создания новых отечественных сортов картофеля, семеноводства (оригинальных и элитных семян) и масштабирования производства новых сортов картофеля с конкурентоспособными хозяйственноценными признаками по направлениям использования товарного картофеля, включая качество для промышленной переработки, продуктивность, форму клубня, устойчивость к биотическим и абиотическим стрессам, механическим повреждениям, широкий диапазон адаптивной способности к условиям произрастания;

сохранение, изучение и пополнение биоресурсных коллекций сортов, сортообразцов и гибридов картофеля, коллекций возбудителей заболеваний

комплексных научно-технических проектов. Выполнение мероприятия, касающегося трансфера технологий, в рамках комплексного научно-технического проекта, осуществляется в следующих формах:

передача прав на результаты интеллектуальной деятельности из государственных научных и образовательных учреждений в научно-производственные партнерства, созданные в различных институциональных формах (в том числе отраслевые лаборатории, малые инновационные предприятия, федеральные государственные унитарные предприятия, селекционно-семеноводческие и селекционно-генетические центры или иные специализированные структуры, предусмотренные соглашением заказчика и участников комплексного научно-технического проекта о научно-производственном партнерстве) для доработки и доведения результатов интеллектуальной деятельности до стадии опытного производства, и на организацию опытного (опытнопромышленного) производства и оценки качества полученных результатов;

разработка образовательных программ для системы среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим тематике подпрограммы;

реализация новых образовательных решений в рамках научно-производственных партнерств и взаимодействия с образовательными организациями (совместные базовые кафедры, целевое обучение, внедрение новых или дополненных образовательных программ).

Мероприятие, касающееся применения знаний, означающее практическое использование результатов, полученных на этапе передачи научных и (или) научно-технических результатов в сферу практического применения и аграрного производства, включает в себя: проведение маркетинговых исследований; организацию промышленного производства;

апробацию и оптимизацию новых технологий, средств, методик, разработанных при выполнении комплексных научно-технических проектов;

масштабирование процессов, технологий, правовую охрану и лицензирование созданной продукции, технологии или услуги;

переработку и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

сбыт инновационной продукции.

картофеля и симбиотических микроорганизмов; разработка и применение высокоэффективных технологий семеноводства для крупномасштабного тиражирования посадочного материала современных отечественных сортов картофеля, включающих: биотехнологические методы, стандартизированные схемы последовательного технологического выращивания семян высших категорий, современных биологических средств защиты и диагностики возбудителей заболеваний и вредителей картофеля, наборы реагентов для генетической паспортизации сортообразцов картофеля и диагностики хозяйственно-ценных генов; увеличение годового объема производства и реализации семенного картофеля сортов отечественной селекции категорий оригинальный и элитный, созданных в рамках подпрограммы; реализация комплексных научно-технических проектов по созданию отечественных конкурентоспособных сортов, сортообразцов и гибридов картофеля;

Срок

реализации

подпрограммы

Объемы

финансирования

подпрограммы

создание системы контроля качества семенного картофеля на всех этапах производственного цикла, в том числе экспертизы генетического материала; совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для подотрасли картофелеводства и привлечения молодых специалистов, ориентированных на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса

- 2018 - 2025 годы

за счет средств федерального бюджета в размере 11053931,9 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 816865,5 тыс. рублей; в 2019 году - 2031795,2 тыс. рублей; в 2020 году - 2016795,2 тыс. рублей; в 2021 году - 2007695,2 тыс. рублей; в 2022 году - 1457695,2 тыс. рублей; в 2023 году - 907695,2 тыс. рублей;

в 2024 году - 907695,2 тыс. рублей; в 2025 году - 907695,2 тыс. рублей

Источники

финансирования

подпрограммы

за счет средств внебюджетных источников в размере 8010123,1 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 988054,7 тыс. рублей; в 2019 году - 1576795,2 тыс. рублей; в 2020 году - 1556797,2 тыс. рублей; в 2021 году - 1547695,2 тыс. рублей; в 2022 году - 997695,2 тыс. рублей; в 2023 году - 447695,2 тыс. рублей; в 2024 году - 447695,2 тыс. рублей; в 2025 году - 447695,2 тыс. рублей

-    Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, государственная программа Российской Федерации "Развитие образования",

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники

-    уровень инновационной активности организаций, занимающихся селекцией и семеноводством картофеля (процентов);

привлечение инвестиций в селекцию и семеноводство картофеля в рамках подпрограммы (тыс. рублей); уровень обеспеченности организаций, осуществляющих селекцию и семеноводство картофеля, объектами инновационной инфраструктуры в рамках подпрограммы (процентов); обеспечение отрасли дополнительными профессиональными программами по перспективным направлениям картофелеводства (единиц); увеличение числа публикаций в рецензируемых научных изданиях (базах данных Scopus и (или) Web of Science), подготовленных в рамках подпрограммы (единиц);

количество разработанных в рамках подпрограммы отечественных технологий для селекции

и семеноводства картофеля, защищенных российскими и (или) иностранными охранными документами (единиц);

сохранение и поддержание существующих коллекций сортов картофеля (единиц); количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении подпрограммы, на использование которых заключены лицензионные договоры, в том числе за рубежом (единиц); число организаций, создавших научные подразделения, объекты инфраструктуры и (или) организации трансфера технологий по направлениям реализации подпрограммы (единиц); количество созданных образовательными и научными организациями - участниками комплексных научно-технических проектов базовых (совместных) кафедр, лабораторий и временных творческих коллективов (единиц);

численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в организациях, выполняющих работы по селекции и семеноводству картофеля (полная занятость), в рамках подпрограммы (человек); число научно-исследовательских и образовательных организаций, участвующих в выполнении подпрограммы (единиц); количество новых отечественных конкурентоспособных сортов картофеля, созданных в рамках подпрограммы, на производство семенного материала которых заключены лицензионные договоры (единиц);

объем произведенного и реализованного в рамках подпрограммы семенного картофеля отечественной селекции категории элита (тыс. тонн); количество разработанных и зарегистрированных новых биологических средств защиты картофеля (единиц);

доля произведенного и реализованного в рамках подпрограммы семенного картофеля отечественной селекции категории элита в общем объеме внутреннего потребления семенного картофеля категории элита, произведенного и реализованного на территории Российской Федерации (процентов);

контроль качества семенного картофеля на наличие фитопатогенной инфекции и определение соответствия семенных партий нормативным допускам, удельный вес производимого высококачественного семенного материала в рамках подпрограммы (процентов)

Ожидаемые

результаты

реализации

подпрограммы

- снижение уровня импортозависимости подотрасли картофелеводства за счет:

увеличения объема производства и реализации в рамках подпрограммы семенного картофеля отечественной селекции категории элита - не менее чем на 18 тыс. тонн;

создания новых отечественных конкурентоспособных сортов картофеля, на производство семенного материала которых будут заключены лицензионные соглашения, - не менее 12 сортов; обеспечения отрасли дополнительными профессиональными программами по перспективным направлениям картофелеводства; разработки не менее 11 технологий для селекции и семеноводства картофеля;

обеспечения сохранения и поддержания не менее 7 коллекций сортов картофеля; регистрации результатов интеллектуальной деятельности, на использование которых будут заключены лицензионные договоры, в том числе за рубежом, - не менее 18 единиц; увеличения числа публикаций по селекции и семеноводству картофеля в рецензируемых научных изданиях (баз данных Scopus и (или) Web of Science) -не менее 138 единиц; создания образовательными и научными организациями - участниками комплексных научно-технических проектов не менее 12 базовых (совместных) кафедр и 24 лабораторий или временных творческих коллективов; увеличения численности персонала, занятого исследованиями и разработками в организациях, выполняющих работы по селекции и семеноводству картофеля (полная занятость), на 340 человек; обеспечения участия в выполнении подпрограммы не менее 17 научно-исследовательских и

образовательных организаций; разработки и регистрации не менее 10 новых биологических средств защиты картофеля; доведения доли произведенного и реализованного в рамках подпрограммы семенного картофеля отечественной селекции категории элита в общем объеме семенного картофеля категории элита, произведенного и реализованного на территории Российской Федерации, до 25 процентов; доведения удельного веса производимого высококачественного семенного материала картофеля в рамках подпрограммы до 100 процентов

I. Оценка состояния развития селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации

Картофель традиционно является вторым по значимости продуктом растениеводства в Российской Федерации после зерновых культур. Среднегодовой объем производства картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах оценивается в 6 - 7 млн. тонн.

Российская Федерация занимает 3 место в мире по производству картофеля. Отличительной чертой картофелеводства в Российской Федерации остается его ориентированность на внутренний рынок. Структура внутреннего рынка картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах включает в себя столовый картофель - 4 - 5 млн. тонн, семенной картофель - до 1 млн. тонн и картофель на переработку - до 1 млн. тонн.

Ежегодный объем импорта    картофеля составляет около

500 тыс. тонн (549 тыс. тонн в 2015 году, что составляет не более 8 процентов товарного картофеля, произведенного в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах), экспорт картофеля - около 200 тыс. тонн.

Несмотря на значительные объемы внутреннего производства товарного картофеля, доля семенного картофеля сортов отечественной селекции среди 10 лидирующих на российском рынке сортов в общем объеме производства картофеля не превышает 20 процентов.

Это объясняется следующими факторами:

использование нссертифицированного семенного картофеля, а также сортов картофеля, нс включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (в 2015 и 2016 годах доля такого материала в общем объеме высаженного семенного картофеля составила свыше 30 процентов);

низкая конкурентоспособность сортов картофеля отечественной селекции по сравнению с сортами картофеля иностранной селекции, на которые в 2016 году пришлось около половины посадочного материала (50,1 процента).

В структуре посевных площадей, занятых посадками картофеля, на сельскохозяйственные организации приходится около 10 процентов, крестьянские (фермерские) хозяйства - около 7 процентов площадей и хозяйства населения - более 80 процентов. Однако, по предварительным данным сельскохозяйственной переписи 2016 года, посевная площадь

картофеля в личных подсобных хозяйствах населения сократилась на 624,9 тыс. га.

Высокая доля посадочного материала иностранной селекции в общем объеме посадочного материала отражает прежде всего спрос сельскохозяйственных организаций на семенной картофель иностранной селекции.

В Российской Федерации в настоящее время действуют 17 ведущих государственных селекционных учреждений и другие организации, в том числе высшие учебные заведения, которые осуществляют научные исследования по селекции картофеля.

Семеноводством картофеля занимаются более 140 семеноводческих хозяйств.

Материально-техническая база большинства картофелеводческих селекционно-семеноводческих учреждений формировалась в 70 - 80 годах прошлого века и с тех пор обновилась незначительно. Информационные базы по селекции и семеноводству картофеля таких учреждений не соответствуют современным требованиям либо вовсе отсутствуют.

Отсутствие современной инфраструктуры и устаревшая материально-техническая база организаций, занимающихся селекцией и семеноводством картофеля, низкое качество производимого семенного картофеля сортов селекции являются главными причинами того, что большинство новых отечественных сортов картофеля остаются невостребованными на внутреннем и внешнем рынках.

Ведущими странами - поставщиками семенного картофеля в Российскую Федерацию в 2014 - 2017 годах выступали Германия, Нидерланды, Финляндия, Польша, Великобритания и Франция. В последние годы семеноводческие компании указанных стран активно реализуют проекты по локализации производства семенного картофеля на территории Российской Федерации.

Использование сортов картофеля иностранной селекции предопределило зависимость российских картофелеводческих хозяйств от импорта исходного генетического материала в форме пробирочной культуры, микроклубней и миниклубней.

Важным приоритетом обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является сокращение зависимости от сортов картофеля иностранной селекции за счет формирования отечественной стандартизированной системы выращивания семенного материала на каждом этапе воспроизводства картофеля (от лаборатории до категории