Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

142 страницы

Купить Рекомендации — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации устанавливают единый для всех уровней управления порядок выполнения работ по разработке и реализации целевых комплексных программ сокращения затрат ручного труда в строительстве.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Паспортизация ручного труда и аттестация рабочих мест

Общие положения

Проверка эффективности использования существующих средств механизации и анализ основных показателей по труду (I этап)

Паспортизация ручного труда (II этап)

Обобщение результатов паспортизации (III этап)

Аттестация и рационализация рабочих мест (IV этап)

3 Разработка целевых комплексных программ по сокращению затрат ручного труда

Общие положения

Состав и последовательность разработки основных документов программы

Разработка мероприятий по сокращению применения ручного труда

Составление свободного перечня мероприятий по сокращению применения ручного труда в организации (форма 2-ЦКПРТ)

Определение необходимых ресурсов для реализации мероприятий программы

Основные показатели программы

4 Экономическая эффективность мероприятий по снижению затрат ручного труда

Приложение 1 Перечень форм ЦКПРТ и формы 1-V, 2-V, 9-ЦКПРТ

Приложение 2 Основные классификации по труду. Система кодирования

Приложение 3 Рекомендации по определению тяжести ручного труда

Приложение 4 Перечень тяжелых и особо тяжелых видов строительно-монтажных работ, подлежащих первоочередной механизации

Приложение 5 Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин

Приложение 6 Основные направления технического прогресса и примерный перечень мероприятий по сокращению затрат ручного труда в строительстве

Приложение 7 Классификатор видов работ

Приложение 8 Классификатор профессий рабочих по степени механизации и тяжести труда

А Строительно-монтажные работы и подсобное производство

Б Промышленность строительных материалов и конструкций

В Автотранспортные предприятия

Г Деревообрабатывающая промышленность

Приложение 9 Таблицы для анализа эффективности использования существующих средств механизации и оборудования

Приложение 10 Инструкция по заполнению карт учета ручного труда (форма 1-V)

Примечание 11 Примеры расчетов экономической эффективности мероприятий по сокращению затрат ручного труда

Приложение 12 Коэффициенты приведения разновременных затрат по фактору времени

Приложение 13 Карта аттестации рабочих мест бригады с предложениями по их рационализации

 
Дата введения01.01.1988
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

01.01.1988УтвержденНТС НТО Стройиндустрия
РазработанЦНИИЭУС Госстроя СССР
РазработанГосстрой РСФСР
РазработанГипродорнии
ИзданПрейскурантиздат1988 г.

Recommended Practice for Development and Implementation of Comprehensive Programs for Reducing the Cost of Manual Labor in Construction

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Государственный комитет РСфСР по делам строительства Госстрой РСФСР

Рекомендации

по разработке и реализации целевых комплексных программ по сокращению затрат ручного труда в строительстве


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА-(ГОССТРОЙ РСФСР)

Рекомендации

по разработке и реализации целевых комплексных программ

по сокращению затрат ручного труда в строительстве

ПРЕЙСКУРАНТИЗДАТ Москва— 1988

учету подлежат рабочие, занятые ручным труЯМ* («Ш! ПР°* фессий по степени механизации 3, 4 и 5) и тяжелым-физическим трудом (коды профессий 1, 2, 3, 4, 5);

используется действующая в отрасли классификация труда и его тяжести (прил. 2 и 3);

для обеспечения единого методического подхода и возможности машинной обработки информации для обозначения строительномонтажных работ, профессий рабочих и мероприятий по сокращению затрат ручного труда, кроме единой терминологии,, используются их кодирование и классификация (прил. 2—8).

Особое внимание должно быть уделено присвоению кодов рабочим профессиям, которые кодируются четырехзначным числом, первая цифра которого указывает на степень механизации труда рабочих; если рабочий данной профессии выполняет работы не по одному виду работ и в рассматриваемое время переведен на другую работу временно, то учитывать его следует по тому виду работ, по которому он бывает занят наибольшее время Кроме того, отдельные профессии с одним и тем же названием могут быть обозначены двумя или тремя строками в зависимости от того, каким способом выполняется работа — с помощью механизированного инструмента или вручную. При заполнении данных но таким профессиям необходимо проверить и определить, каким преимущественно способом рабочий выполняет работу.

2.6.    Паспортизацию ручного труда и аттестацию рабочих мест проводят рабочие группы постоянно действующей комиссии по ручному труду. В состав рабочей группы (не более 5—6 человек) должны входить, специалист по механизации строительства (Инженер ОГМ или участковый механик), специалист по передовым методам труда (инженер ПТО), начальник участка (старший прораб или прораб) и работник службы ОТиЗ (нормировщик), возглавляет работу председатель, являющийся членом комиссии по^чном^тр^ду в вышестоящей организации (работник ПТО,

2.7.    Рабочая группа, проводящая учет ручного труда в организации, обеспечивается: статистической отчетностью организации по труду за базовый год; методической документацией; комплектом бланков «Карта учета ручного труда> (из расчета 2—3 бланка на одну бригаду — звено), двумя комплектами форм для проведения анализа основных показателей по труду; технологическими картами (или другими производственными нормалями) обследуемых видов строительно-монтажных работ.

Проверка эффективности использования существующих средств механизации и анализ основных показателей по труду (I этап)

2.8. На этом этапе необходимо установить сложившееся положение в организации с выполнением производственных по-к^затёлёй по Груду на основе сопоставления данных статистической и бухгалтерской отчетности, а также оперативного учета работы строительной техники

10

2.9. Анализ основных показателей по труду выполняется на основе заполненных форм (прил 9) В процессе анализа устанавливаются динамика численности рабочих по степени механизации труда (табл. 1), возрастная структура строительных машин и оборудования (табл 2), использование, продолжительность работы и производительность строительных машин (табл 3—5), изменение объемов ручных работ (табл 6), потребность в машинах, средствах малой механизации (Табл 7)

Анализируются также основные Показатели работы организации, состояние ее производственно-технической базы, выполнение организационно-технических мероприятий по повышению производительности труда, в том числе по улучшению условий труда Выявляются причины занятости ручным трудом по основным видам работ (например, отсутствие в настоящее время технических решений по их механизации, наличие устаревшего оборудования, некомплексное использование машин и механизмов, неудовлетворительное их техническое состояние, отсутствие средств малой механизации и др , причины неудовлетворительного использования техники (недостаточная численность механизаторов, отсутствие запасных частей и фронта работ, неполное использование мощностей, нарушение трудовой дисциплины и ДР )

Паспортизация ручного труда (II этап)

2.10.    Цель паспортизации состоит в получении максимума информации, отражающей состояние и масштабы ручного труда в момент проведения паспортизации, в возможности наметить пути, направления и мероприятия, по которым должна осуществляться вся работа по сокращению затрат ручного труда в конкретных производственных условиях Результаты паспортизации записываются в карте ручного труда (форма 1-У), см. прил. I.

2.11.    Паспортизация ручных работ сводится к ознакомлению непосредственно на каждом рабочем месте с характером и содержанием затрачиваемого на выполнение технологических операций труда, выявлению при этом доли ручного труда Одновременно решается вопрос р возможности механизации и облегчения ручного труда

2.12.    Паспортизация должна проводиться в следующем порядке перед началом работы коллективу трудящихся (бригаде, звену) разъясняются конечные цели паспортизации и роль ее в повышении производительности и улучшении условий труда Далее выявляются характер и содержание ручного труда непосредственно на рабочих местах, определяются мероприятия по снижению доли ручных работ и их облегчению

По решению председателя рабочей группы разработка мероприятия может быть доверена одному или нескольким ее членам,

11

а также передовым рабочим В последнем    группа

должна оказать всестороннюю инженерную    этой

рабочей инициативе

После проведения паспортизации во всех бригадам материалы должны быть обобщены и рассмотрены на пронДОЭДДОекном собрании строительной организации

2.13.    По каждой первичной производственной ячейке* (бригаде, звену или отдельно работающему) заполняется «Карта учета ручного Труда» (форма 1-V), инструкция по заполнению котофей приведена в прил 10 После проведения паспортизации по всех бригадах (звеньях) заполняется форма 2-V «Сводные даишве учета ручного труда», в которой данные паспортизации сводятся по видам строительно-монтажных работ, видам производства и по строительной организации в целом

Сводные данные паспортизации и доклад о результатах анализа представляются вышестоящей организации и сообщаются общему производственному собранию

2.14.    При проведении паспортизации используются документы о производимых ручных работах (операциях), их объемах, затратах времени на выполнение ручных работ, данные фотографии рабочего дня и хронометражных наблюдений, списки рабочих с указанием профессии

2.15.    Карты учета ручного труда заполняются на все виды работ, где применяется ручной труд (независимо от наличия на момент ее заполнения технического решения по механизации ручного труда) В случае если во время проведения паспортизации некоторые виды работ в данной организации не выполняются, необходимо в дальнейшем, по мере выполнения этих работ, провести дополнительную паспортизацию, чтобы охватить все виды основных строительно-монтажных работ с применением ручного труда

2.16.    Карты заполняются членами рабочих групп в двух экземплярах непосредственно на местах производства работ, по отдельным бригадам (звеньям) Первый экземпляр карт вместе с предложениями рабочей группы сдается комиссии организации по ручному труду, которая проверяет правильность заполнения документации, полноту учета ручного труда, эффективность намеченных предложений и при соответствии требованиям принимает ее При необходимости вся документация возвращается на доработку Второй экземпляр карт используется для текущего планирования и внедрения мероприятий по сокращению ручного труда

Учет может быть признан полным при условии, если карты учета охватывают всю численность рабочих, относимых к занятым ручным трудом, а также рабочих, выполняющих работы, официально квалифицируемые как механизируемые, но являющиеся монотонными, утомительными, протекающими в неблагоприятных условиях

12

2.17.    Карта учета ручного труда (форма 1-V) является единым документом для всех организаций Это обеспечивает индентич-ность информации для всех звеньев, исключает необходимость промежуточных обработок, сокращает затраты на отбор исходных данных для составления ЦКПРТ

Карты нумеруются соответственно числу подразделений сквозным для организации порядковым номером, который присваивается комиссией по разработке и реализации ЦКПРТ

2.18.    Карты учета ручного труда изготовляются типографским способом на плотной бумаге и состоят из пяти разделов, тематически увязанных с документами программы Данные по каждому разделу карты в дальнейшем используются для разработки программы

В разделе 1 «Перечень трудовых процессов и профессий» приводятся наименования трудовых процессов, составляющих данный вид работы, соответствующие им Профессии рабочих и их коды (прил 7 и 8) Здесь же указывается количественный состав рабочих с выделением занятых на тяжелых физических работах, в том числе женщин, в момент проведения паспортизации Данные этого раздела в дальнейшем используются для заполнения сводной формы 2-V

В разделе 2 «Мероприятия по сокращению ручного труда» построчно записываются мероприятия, направленные на механизацию, облегчение и улучшение условий ручного труда для рабочих данного вида работ (прил 6) По каждому мероприятию указывается необходимый объем его внедрения и по удельным показателям рассчитывается ожидаемое сокращение затрат ручного труда

Мероприятия должны охватывать весь комплекс трудовых процессов. Если механизация отдельных процессов нецелесообразна или невозможна из-за отсутствия технических решений, в гр 10 этрго раздела следует указать причину В конце раздела указывается помощь, необходимая в организации в изготовлении (поставке) средств механизации и проведении научно-исследовательских работ Данные этого раздела используются при составлении формы 1 -ЦКПРТ программы

Следует отметить, что разд 2, а также разд 3 и 4 карты могут и не заполняться, если рабочая группа предлагает принципиально новое мероприятие, которое может быть разработано в научно-исследовательском институте (конструкторском бюро), или не обладает достаточной компетентностью и не может привести в разд 2, 3 и 4 достоверные показатели и сведения

В этих случаях рабочая группа в разд 2 дает лишь название мероприятия и его физический смысл, указав, что рабочая группа не в состоянии разработать мероприятие и оно должно быть разработано специалистами вышестоящей организации, КБ или НИИ

13

Если рабочая группа разрабатывает полностью мероприятие и оно принимается к внедрению, то БРИЗ организации должен рассмотреть его и выплатить материальное вознаграждение как за рационализаторское предложение

В разд 3 «Материально-технические ресурсы» приводится переченв машин, оборудования, механизированного и ручного инструмента, нестандартного оборудования, оснастки, приспособлений, строительных материалов и изделий, необходимых для реализации мероприятий, указанных в разд 2 Разд 3 содержит информацию для заполнения формы 3-ЦКПРТ программы

В разд 4 «Снижение затрат ручного труда» указываются показатели снижения трудоемкости работы и количества высвобождаемых рабочих, в том числе женщин, в результате реализации планируемых мероприятий (см прил 11, 12) Разд 4 содержит информацию для заполнения форм 8-ЦКПРТ программы.

После заполнения первых четырех разделов карт рабочая группа делает Общие выводы и предложения, где указывает целесообразность и экономическую эффективность данного мероприятия

В заключительном разд 5 карты дается экспертная оценка уровня организации труда в бригаде (звене) Каждый член рабо--чей группы выставляет свою оценку уровни организации труда в бригаде (звене) в зависимости от того, насколько этот первичный коллектив использует в своей работе передовые методы труда, строительные машины, механизированный инструмент, а также количество и результативность внедренных коллективом мероприятий по сокращению затрат ручного труда, повышению эффективности строительного производства и другие мероприятия НОТ

Все разделы карты оформляются в соответствии с инструкцией по заполнению карты (прил 10)

Обобщение результатов паспортизации (III этап)

2.19. Данные паспортизации сводятся по видам строительномонтажных работ, видам производств и по строительной организации в целом в форме 2-V, которая вместе с докладом по результатам анализа представляется в вышестоящую организацию. В доклад включаются следующие разделы:

1.    Анализ основных показателей по труду (по данным статистического отчета и форм, приведенных в прил 9)

2.    Сводные данные по форме 2-V

3 Экспертные оценки уровня организации труда в бригадах (звеньях).

4. Общие выводы о проведенном обследовании ручного труда (что достигнуто, что мешало в работе), предложения по улучшению и облегчению учета уровня ручного труда и главные мероприятия, которые организация решила внедрить за счет использования своих внутренних ресурсов

14

УДК 69.003:658.531.011.52

Рекомендованы к изданию решением секции организации, экономики и механизации строительства Научно-технического совета и совета НТО «Стройиндустрия» Госстроя РСФСР.

Рекомендации по разработке и реализации целевых комплексных программ по сокращению затрат ручного труда в строительстве/Госстрой РСФСР.—М.: Прейскурантиздат, 1988. — 143 с.

Приведены основные положения по разработке и реализации целевых комплексных программ (ЦКПРТ), аттестации рабочих мест, паспортизации ручного труда в строительных организациях, определению экономического эффекта от реализации ЦКПРТ.

Для инженерно-технических работников строительно-монтажных, проектных и других организаций.

р 3204000000—407 091(02)—88

Разработаны Госстроем РСФСР (инженеры В. Ф. Годин, С. Т. Дементьев, В. М. Марков, Д. А. Цивцивадзе, Н. К- Данкова); МИУ им. С. Орджоникидзе (канд. техн. наук Э. Ф*. Ф а л и н с к и й, инж. В. Д. Ш а-рунов); ГипродорНИИ (канд. техн. наук Т. Г. Ямпольская); Госкомтруда РСФСР (инженеры Б. Н. Веретенников,|е. н Ильин ШНИИЭУС Госстроя СССР (инж. Т. В. Бурмистрова). 1—1 —     1

И нструкт.-нормат, 1 вып. — 13—88

© Прейскурантиздат, 1988

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Рекомендации устанавливают единый для всех уровней управления порядок выполнения работ по разработке и реализации целевых комплексных программ сокращения затрат ручного труда (ЦКПРТ) в строительстве.

1.2.    Целью ЦКПРТ является сокращение применения ручного труда рабочих, в первую очередь тяжелого физического труда женщин, труда во вредных условиях.

1.3.    ЦКПРТ должна представлять собой научно обоснованную, увязанную по ресурсам, исполнителям и срокам начала и завершения систему социально-экономических, научно-технических и организационно-хозяйственных заданий и мероприятий, осуществляемых строительными организациями и их объединениями при участии профсоюзных организаций под контролем советских органов.

Программно-целевой подход к разработке и внедрению мероприятий по'сбкращению применения ручного труда, положенный в основу настоящих Рекомендаций, позволяет комплексно решать Bonpqcu эффективного использования трудовых ресурсов.

1.4.    При разработке и реализации ЦКПРТ решаются следующие задачи:

выявление видов работ и технологических операций с наибольшими затратами ручного'и в первую очередь тяжелого труда, а также труда во вредных условиях и труда женщин;

определение масштабов и характера применения ручного труда по видам строительно-монтажных работ и по организации в целом;

определение путей эффективного сокращения затрат ручного труда с учетом реальных возможностей строительных организаций и их объединений;

разработка конкретных мероприятий по сокращению применения ручного труда, облегчению труда и улучшению его условий с учетом реального обеспечения соответствующими материальными и техническими ресурсами;

определение численности рабочих, высвобождаемых с ручного труда, а также дополнительной потребности в рабочих по профессиям в результате внедрения мероприятий программы;

разработка заданий по проведению научно-исследовательских, технологических, проектных и опытно-конструкторских работ, направленных на сокращение применения ручного труда;

обеспечение мероприятии необходимыми материальными и техническими ресурсами с использованием внутренних резервов; расчет ожидаемой эффективности мероприятий ЦКПРТ; реализация мероприятий ЦКПРТ;

подведение итогов, материальное и моральное стимулирование участников разработки и реализации ЦКПРТ;

определение фактической эффективности внедренных мероприятий.

3

1.5.    ЦКПРТ разрабатываются на каждую Лвтядетку и на период до 2000 г. Строительные организации (трйсЯЙ, объединения, ДСК и приравненные к ним организаций) 'разрабатывают ЦКПРТ на планируемую пятилетку с разбивкой показателей по годам, строительные министерства и ведомства — на планируемую пятилетку и на период до 2000 г.

1.6.    Сокращение применения ручного труда в строительстве осуществляется путем снижения трудоемкости строительно-монтажных работ и улучшения использования рабочей силы по следующим основным направлениям: совершенствование проектных решений, повышение уровня индустриализации строительства, механизации, комплексной механизации и автоматизации работ; совершенствование технологии работ, организации и управления строительным производством; внедрение научной организации труда и другие направления.

1.7.    Разработка и реализация ЦКПРТ может быть разбита на четыре периода: подготовительный, проведение паспортизаг ции ручного труда и аттестации рабочих мест (разд. 2), составление программы (разд. 3) и главный период — период реализации.

1.8.    Во время подготовительного периода в строительной организации коллективу разъясняются задачи составления и реализации ЦКПРТ; проводится предварительная оценка уровня ручного труда, в том числе тяжелого, а также труда женщин; определяются виды работ и процессы с наибольшими затратами ручного и тяжелого труда, подлежащие сокращению и облегчению; разрабатываются (намечаются) соответствующие организационные “мероприятия;, рассчитывается ожидаемое сокращение затрат ручного труда по видам строительно-монтажных работ и в целом по строительной организации; составляется предварительный план сокращения численности рабочих, занятых ручным трудом.

1.9.    Для проведения работы по разработке и реализации ЦКПРТ приказом по организации создается постоянно действующая комиссия, возглавляемая главным инженером организации. В состав комиссии включаются работники отделов (служб) механизации, труда и заработной платы, производственного, планового, технического, новаторы производства и представители общественных организаций.

Порядок работы комиссии и рабочих групп устанавливается приказом по организации, в котором указываются: цели и задачи разработки ЦКПРТ; составы постоянно действующих комиссий и рабочих групп; сроки проведения паспортизации ручного труда и разработки ЦКПРТ.

1.10.    Во время подготовительного периода в строительной организации разъясняются коллективу задачи составления и реализации ЦКПРТ; проводится предварительная оценка уровня ручного труда, в том числе тяжелого, а также труда женщин; определяются виды работ и процессы с наибольшими затратами ручного и тяжелого труда, подлежащие сокращению или облегчению; разрабатываются (намечаются) соответствующие организационные мероприятия; рассчитывается ожидаемое сокращение затрат ручного труда по видам строительно-монтажных работ

4

и в целом по строительной организации; составляется предварительный план сокращения численности рабочих, занятых ручным трудом.

1.11.    В период реализации программы для безусловного внедрения в строительное производство запланированных в ЦКПРТ мероприятий проводится периодический (раз. в квартал, полугодие, год) анализ результатов ее выполнения и причин невыполнения; готовятся и представляются в вышестоящие органы управления необходимые отчеты, проводятся смотры-конкурсы по передовому опыту сокращения затрат ручного труда, устанавливаются формы морального и материального стимулирования работников за выполнение намеченных мероприятий, организуется социалистическое соревнование.

Ход работы по внедрению мероприятий программы рассматривается руководством организации с заслушиванием подведомственных подразделений и ответственных исполнителей.

1.12.    В министерствах оперативный контроль и руководство реализацией ЦКПРТ поручаются контрольно-координационным советам и соответствующим управлениям и отделам, в трестах — созданным для этих целей постоянно действующим комиссиям, а в строительных управлениях (ПМК) — рабочим группам постоянно действующих комиссий по труду. На всех структурных уровнях в состав советов (комиссий, групп) входят руководители функциональных служб, несущие ответственность за реализацию мероприятий ЦКПРТ по направлениям (прил. 6): 1 — начальники технического управления (ПТО); 2 — начальники управления механизации (ОГМ); 3 — начальники производственно-распорядительного управления (отдела подготовки производства); 4 — начальники управления (отдела) труда и заработной платы. Входящие в состав трестовских комиссий руководители отделов и служб обеспечивают согласованное участие этих подразделений в проведении работ в СУ, СМУ, ПМК и тресте. Кроме того, в состав комиссий должны быть включены специалисты исследовательских подразделений, представители партийных и профсоюзных органов, активисты НТО и ВОИР, а на уровне ПМК — линейные ИТР, передовики и новаторы производства. Возглавляет совет заместитель министра (главный инженер организации).

1.13.    Контрольно-координационные советы министерства выполняют следующие функции:

общее руководство разработкой и реализацией ЦКПРТ в отрасли;

уточнение конкретных задач программы с учетом специфики отрасли;

обеспечение увязки заданий и ресурсов ЦКПРТ с другими программами и планами;

распределение работы между исполнителями (организациями) и рассмотрение результатов ее выполнения;

5

согласование работы с исполнителями других министерств и ведомств, приемка выполненных заказов;

координацию и контроль деятельности организаций, ответственных за выполнение мероприятий, входящих в ЦКПРТ отрасли;

согласование предложений по научно-исследовательским, технологическим и проектно-изыскательским работам, необходимых для сокращения ручного труда в отрасли;

установление форм морального и материального стимулирования за достижение высоких показателей при реализации ЦКПРТ.

1.14. В своей практической деятельности постоянно действующи? комиссии и их рабочие группы выполняют следующие функции;

анализ причин применения ручного труда на строительстве зданий и сооружении, организация учета И паспортизации ручного труда;

разработка плана внедрения технических, технологических, организационных и социально-экономических мероприятий по сокращению затрат ручного труда;

определение потребности в дополнительных материально-технических ресурсах для реализации мероприятий ЦКПРТ и согласование расчетов в вышестоящих отраслевых и региональных организациях при составлении перспективных и текущих планов;

планирование подведомственным организациям, участкам, бригадам заданий по сокращению ручного труда, организация учета и отчетности по внедрению запланированных в ЦКПРТ мероприятий;

контроль а оказание практической помощи подчиненным подразделениям во время выполнения мероприятий по сокращению затрат ручного труда и повышения уровня его механизации, в том числе проведение рейдов-проверок фактического состояния работы на объектах;

организация обучения рабочих и ИТР методам эффективного использования машин, механизмов, механизированного инструмента, передовым методам производства работ (совместно с учебными комбинатами, консультационными пунктами);

внесение предложений в вышестоящие организации по оказанию технической и организационной помощи строительным участкам и бригадам;

организация, экспериментального внедрения новых машин, механизмов, механизированного инструмента и внесение замечаний и предложений по их совершенствова'нню;

организация взаимодействия НТО, ВОИР, производственных и научно-исследовательских подразделений, привлечение трудовых коллективов, общественных организаций, передовиков и новаторов производства к активной работе по уменьшению затрат ручного труда в строительстве.

6

Таблица 1

Примерный перечень мероприятий, осуществляемых в подготовительный период разработки и реализации программы

Сроки выполнения на различных уровнях

Мероприятия

министерство

(главк)

трест

СУ, ПМК

Проведение обследования и пас

В сроки, устанавливаемые ми-

портизации ручного труда Учет затрат ручного труда и

нистерством

Ежеквар

Постоянно

уточнение данных паспортизации

Подготовка предварительного

За год до на

тально

проекта ЦКПРТ Составление окончательного

чала планового периода За 6 мес. до

проекта ЦКПРТ и его утверждение

Доведение заданий до подве-

начала планового периода

В 10-дневный срок

Постоянно


домственных организаций Оказание консультативно-мето- Раз в квартал дической и практической помощи

Организация обучения ИТР и    —

рабочих передовым методам производства работ Обобщение и организация внедрения передового опыта по сокращению затрат ручного труда, в том числе проведение различных общественно-массовых мероприятий

Контроль за реализацией программы

Проведение проверок выполнения планов механизации работ и сокращения ручного труда на объектах и в бригадах Учет и контроль выполнения технико-экономических показателен программы Рассмотрение отчетов руководителей строительных организаций о ходе выполнения мероприятий

Информация вышестоящих организаций о ходе выполнения мероприятий по форме 9-ЦКПРТ за полугодие и за год Внесение предложений о моральном и материальном поощрении подразделений, рабочих и инженерно-технических работников за активную работу по сокращению затрат ручного труда


Ежемесячно


Ежеквар

тально


Ежемесячно


Постоянно


Еженедельно


Постоянно


2 раза в квартал


Ежемесячно


Ежемесячно


1 раз в квартал


До 20 числа после отчетного периода

1 раз в год


До 15 числа после отчетного периода


До 10 числа после отчетного периода


Ежеквартально


7


1.15.    Для успешного выполнения поставленных- задач комиссии имеют право:

вносить предложения в вышестоящие организация я советские органы по вопросам реализации мероприятий и работ по сокращению ручного труда;

заслушивать отчеты руководителей подведомственных производственных подразделений о ходе и результатах проводимой ими работы по сокращению ручного труда;

требовать предоставления подведомственными организациями необходимой информации о сокращении ручного труда;

вносить предложения о моральном и материальном поощрении подразделений и отдельных работников за достижение высоких показателей при реализации мероприятий целевой комплексной программы.

1.16.    Комиссии по реализации ЦКПРТ несут ответственность за своевременное выполнение этапов разработки и реализация программы; порядок и сроки разработки и реализации на каждом уровне утверждаются соответствующими приказами вышестоящих организаций и должны быть увязаны с системой народнохозяйственного планирования.

1.17.    Контроль реализации ЦКПРТ осуществляется путем: проверки выполнения заданий программы на заседаниях

комиссии и производственных совещаниях;

анализа изменения затрат ручного труда от внедрения мероприятий программы;

представления в вышестоящую организацию «Отчета о выполнении плана мероприятий по сокращению ручного труда в организации» зй полугодие и год по форме 9-ЦКПРТ (прил. 1).

2. ПАСПОРТИЗАЦИЯ РУЧНОГО ТРУДА И АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

Общие положения

2.1.    Паспортизация ручного труда и аттестация рабочих мест проводятся в каждой строительной организации с целью привлечения внимания непосредственных исполнителей (рабочих) и инженерно-технических работников к рациональному использованию трудовых ресурсов, определения уровня ручного труда и разработке конкретных мероприятий по снижению этого уровня. Обследование и учет проводят первичные организации с привлечением нормативно-исследовательских станций и трестов (институтов) Оргтехстрой.

2.2.    Уровень применения ручного труда в строительстве зависит от многих факторов, например:

от эффективности использования существующих средств большой и малой механизации. Учет работы средств механизации обычно осуществляется по строительной организации в целом.

Эти. данные могут быть получены из статистической отчетности организации и. оперативного учета работы строительной техники, выполняемого службой главного механика;

от применения бригадой (звеном) оптимальной технологии и организации строительно-монтажных работ, включая использование прогрессивных форм бригадной организации труда;

от оснащения рабочих эффективным строительным инструментом, использования проектов производства работ, технологических карт, научной организации труда, современных форм инженернотехнологической комплектации объекта и др.

Эти сведения могут быть получены только непосредственно на местах производства работ.

Для этого по каждой бригаде (звену или отдельно работающему) по видам строительно-монтажных работ с помощью специальных карт (паспортов) производится учет ручного труда, называемый паспортизацией ручного труда.

Учитывая особенности строительного производства (сезонность, частые изменения структуры работ и др.), исчерпывающие данные об уровне ручного труда по всем видам стройтельно-монтажных работ, выполняемых данной организацией, могут быть получены путем проведения повторной паспортизации или расчетно-аналитическим способом.

Ддя определения уровня ручного труда и изучения основных факторов, влияющих на сокращение этого уровня, необходимо: первый этап — проанализировать по строительной организации в целом уровень использования существующей строительной техники и его влияние на основные показатели по труду; второй этап. — провести в каждой бригаде (звене) паспортизацию ручных работ непосредственно на рабочих местах; третий этап — обобщить результаты работы по первому и второму этапам и подготовить конкретные предложения и мероприятия по сокращению затрат ручного труда; четвертый этап — аттестация и рационализация рабочих мест.

2.3.    При проведении паспортизации ручного труда и аттестации рабочих мест большое внимание должно быть уделено:

выявлению тяжелого физического труда женщин;

тяжелым и особо тяжелым видам строительно-монтажных работ, подлежащих первоочередной механизации.

2.4.    Паспортизация ручного труда и аттестация рабочих мест проводятся перед составлением ЦКПРТ в сроки, определенные приказом по организации.

На втором этапе работы над ЦКПРТ данные паспортизации должны быть уточнены с учетом ожидаемого их изменения по состоянию на планируемый год. В дальнейшем данные паспортизации будут уточняться в установленном порядке.

2.5.    При паспортизации ручного труда и аттестации рабочих мест, а также в дальнейшем следует иметь в виду:

9