Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации предназначены для использования при ремонтных работах по улучшению гидроизоляционных свойств одежды мостового полотна эксплуатируемых автодорожных мостов во всех климатических зонах

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1 Общие положения

2 Выбор способа улучшения гидроизоляционных свойств одежды мостового полотна

3 Применяемые материалы

4 Приготовление рабочих составов

5 Технология производства и механизация работ

6 Контроль качества работ

7 Основные положения по технике безопасности и охране труда

Приложение 1 Технико-экономические показатели различных методов улучшения гидроизоляции мостового полотна

Приложение 2 Сведения о применяемых материалах

Приложение 3 Основные характеристики кремнийорганических жидкостей

Приложение 4 Физико-механические свойства горячих битумных мастик

Приложение 5 Состав в приготовление битумной грунтовки

Приложение 6 Средства механизации, рекомендуемые к применению при производстве работ по улучшение гидроизоля­ционных свойств одежда мостового полотая.

Приложение 7 Перечень инвентаря, используемого при производ­стве работ бригадой из 3-4 рабочих

Приложение 8 Дефекты, возникающие при неправильной пропитке или настройке агрегата РД-601 (или краскораспы­лителя)

Литература

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

21.08.1986УтвержденМинавтодор РСФСР53
РазработанГипродорнии

Recommended Practice for Improving Moisture Resistance of Road Pavement Courses Used on Existing Road Bridges

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР Государственный дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт ГИПРОДОРНИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УЛУЧШЕНИЮ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ СВОЙСТВ ОДЕЖДЫ МОСТОВОГО ПОЛОТНА ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

Москва 1987

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РОЙСР

Государствевный дорожный проектво-изыскательский и научно-исследовательский институт

ПШРОДОНШ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ШЧШШИЮ ОДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ СВОЙСТВ олвды МОСТОВОГО ПОЛОТНА ЗКСПШТИРУаШХ АВГСЩОРОШЫ

мостов

Утверждены Мивавтодором POSCP Протокол 1 53 от 21.00.66

Москва 1967

битум нефтяной кровелыпй БНК (ТУ МНХП 38-101-566-75); мастика резинобитумная МБР (ГОСТ 15836-79);

разжижитель: масло индустриальное И-50А (ГОСТ 20799-75х), бензин (ГОСТ 2084-77), скипидар (ГОСТ 16943-79);

заполнитель: асбест хриэотидовый 7-го сорта (ГОСТ 12871-83). Составы битумных мастик приведены в табл. 3.2.

Составы мастик, в м.ч. Климатические зоны

строительный

I

П

В

Средняя лее холо

температура^наибо-лных суток. С

вше

от минус

ниже

минус

20 доми-

минус

20

нус 40

40

90-100

75-80

10-0

25-20

0

25-0

95-100

85-90

75-80

5-0

15-10

25-20

0

0

25-20

95

85-90

5

15-10

-

0

25-0

-

1982.

Таблица 3.2 Горячие битумные мастики35

I.

сос- Компоненты мастики тава

Бит^М/Нефтяной

Индустриальное масло И-50А

2.

Асбест хризоткловый 7-го сорта

Битум нефтяной "пластбит", для изоляции нефтегазопроводов или резинобитумная мастика НРБ

Индустриальное масло И-50А

3.

Асбест хризотиловый 7-го сорта

Бтцм нефтяной кровельный

Индустриальное масло И-50А

Асбест хризотиловый 7-го сорта

х См. ВСН 32-81 .--Минтрансстрой, М.,

3.14. Армирующие материалы битумной мастичной гидроизоляции: сетки стеклянные марок Эд-200 (ГОСТ 19907-83), CC-I, СС-5 (ТУ МХП 6-II-99-75), ЭТС-5 (ТУ МХП 6-II-232-7I), НГОС-Т-Г (ТУ МХП 6-II--381-76), ткань льно-дауто-кенафная паковочная ИМ 2 и 3 я технического назначения 9Ш I и 2. обработанные антисептиком (ГОСТ

5530-81).

3.15.    Исходные материалы для устройства защитного слоя:

портландцемент марки 400-500 (ГОСТ 10178-76), щебень гранитный фракции 5-10 мм (ГОСТ 8267-82);

песок (ГОСТ 8736-77).

3.16.    Бетон защитного слоя гидроизоляции должен отвечать требованиям п. 2.8 Инструкции по устройству гидроизоляции ВСН 32-81: мелкозернистый бетон с водоцементкьм отношением не выше 0,42; марка по прочности-не нике МЭОО; марка по морозостойкости равная Mpg200 для I и МрдЭОО для П и D климатических зон; содержать, как правило( а для1! климатической зоны обязательно^ воздухе во влекавщие газообразушщие и пластифицирующие добавки (типа СНВ, 136-41, СДБ). Введение химических добавок-ускорителей твердения, вызывавших коррозию бетона и арматуры, запрещается.

3.17.    Арматурная стальная сетка защитного слоя должна быть одинарной из проволоки диаметром 2-4 мм с размерами ячейки в свету 45-75 mi и не иметь антикоррозионной смазки.

3.18.    Битумная грунтовка бетонной поверхности защитного слоя выполняется на месте работы (прил. 5). Грунтовка состоит из битума нефтяного строительного марки БН 70/30 по ГОСТ 6617-76, разжиженного в горячем состоянии бензином автомобильнш по ГОСТ 2084--77 в соотношении I:1,5*2.

3.19.    Мелкозернистый и песчаный асфальтобетон, применяемый для устройства покрытий проезжей части мостов и путепроводов,должен отвечать требованиям ГОСТ 9128-84.

4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАБОЧИХ СОСТАВОВ

4.1.    Гидрофобмзирувщие растворы и эмульсии НОС, составы эпоксидных вяжущих и битумные мастики готовят, как правило, на месте ремонтных работ.

4.2.    Приготовление водных эмульсий жидкостей 136-41 и II9-2I5.

4.2.1.    Водную Ю-процентную эмульсию жидкости 136-41 из эмульсии Ю-Э0-О4 готовят в лопастных мешалках. На 10 л воды берут 2,5 кг эмульсии КЗ-30-04. Время перемешивания 5-7 мин.

4.2.2.    Из жидкостей 136-41 и II9-2I5 (100-процентной концентрации) водные 10-процентные эмульсии готовят следующим образом*.

^Руководство по применению химических добавок к бетону.-М.: Стройиздат. - 1975. Прил. II.

II

К отмеренному объему воды добавляют стабилизатор (см. о. 3.6) из расчета получения коллоидного раствора требуемой концентрации.

После введения желатина (или сольвара) в воду раствор подогревают до 60-70°С и эта температура поддерживается до полного растворения желатина. Затем раствор охлаждают до иошатной тежера-туры. Охлажденный водный раствор стабилизатора заливают в эмуль-сатор (высокооборотную лопастную меналиу - 8000-10000 об/мин)ила излучатель роторного типа (рис. I) и затем добавляют жидкость 136-41 (или I19-215). Соотношение жидкости 136-41 (или I19-215) к раствору стабилизатора принимается 1:9.

При использовании жидкости I19-215 для ускорения полимеризации дополнительно вводят кремнийорганическую жидкость ГКЖ-II иля ГКК-10 в количестве 3 % от жидкости I19-215. Для получения стабильной однородной эмульсия рекомендуется перемешивать не менее 5 раз. Полученную эмульсию можно хранить при температуре не выве 20° С в течение двух месяцев, а перед употреблением перемешать вручную.

4.3. Приготовление составов эпоксидных вяжущих

4.3.1.    Составы эпоксидных вяжущих готовят с учетом их нанесения с помощью специальной установки типа РД-601 (рис. 2). При атом вяжущее готовят в виде двух кожауцдов: Р I - на основе смолы и Р 2 - на основе отвердителя, разбавленных ацетоном до примерно одинаковой вязкости, равной 12-23с по вискозиметру ВЗ-4. Компаунды перемешивают вручную в каждом замесе.

Эпоксидное вяжущее образуется в результате смешения кожа-увдов в факеле при нанесении материала на бетонную поверхность установкой РД-601. Кожаунды вяжущего (клея) можно готовить заранее на производственной базе или непосредственно на месте работ.

4.4.2.    Примерные составы кожауцдов для приведенных в п.

3.12 эпоксидных вяжущих даны в табл. 4.1. Окончательно составы компаундов корректируют на месте с учетом достижения одинаковой вязкости кожауцдов и соблюдения требований к полимеризации клея.

4.4.3.    Эпоксидное вяжущее, например состава Р 4 (табл. 4.1), рекомендуется приготавливать следующим образом: компаунд Р I, состоящий из эпоксидной смолы (6,4 кг) и ацетона (2,0 кг), приготавливают в ведре и заправляют в соответствующий бачок установки РД-601, вмещающий две такие порции. Смесь перемешивают до получения однородного состава. Вязкость по вискозиметру ВЗ-4 - до 26с.

12

j ятлоютш i


Рис * I. Роторный излучатель (эмульсатор'*

Рис.2.Схема распределителя материалов РД-601

для приготовления гидрофибизирующих эмульсий

1-эмульсатор; 2-клиноременнан передача; 3-электродвигатель; 4-рама; 5-смосительная камера

5


1-рама; 2-бак; 3-манометр; 4-воздушныЙ шланг; 5-мате-риальный шланг; 6-форсун-ки


Компаунд 8 2, состоящий из отверцителя (2,32 кг), пластификатора - фурияового спирта (6,32 кг), приготавливает аналогично и заправляет в другой бачок установки, вмещающий две такие порции. Вязкость - до 12 с.

4.4.4. При подборе составов компаундов компоненты дозирует по массе, проверяет вязкость, затем по результатам контрольной дозировки фиксирует объем и при работе с одним составом осуществляет объемную дозировку.

Для домешивания компаундов бачки установки РД-601 снабжены ручными мешалками.

Таблица 4.1

Примерные составы компаундов эпоксидных вяжущих для оборудования РД-601 (при соотношении расходов компаундов 88 I и 2, рав-

КОМ- | Вяз-паун-, кость ды по

, 83-4,с

i

Компоненты

Количество материала в м.ч. для составов

I

2

3

4

i 1 2

3

4 "

ь

ь

У

№ I 1 23 1

Смола ЭД-20

100

-

-

-

i

Растворитель - ацетон

20

№ 2 { 17

Отвердитель ГОПА или ДОТА

30

!

Пластификатор - дибутилфта-

!

лат (или сламор)

50

Растворитель - ацетон

20

8 I ; 23

Смола ЭД-20

100

Растворитель - ацетон

20

8 2 j 18

Пластификатор - МГФ-9

50

1

Отвердитель - дамин

30

1

Растворитель - ацетон

40

8 1 I 23

Смола ЭД-20

100

i

Растворитель - ацетон

20

8 2 < 17

Отвердитель ГОПА или ДОТА

40

Пластификатор - фуриловый

i !

| спирт

40

1 !

I Растворитель - ацетон

60

8 I ! 15 j

Смола ЭИС-1

100

I i

! Растворитель - ацетон

30

14

Окончание табл. 4.1

I

2

3

4 5 6

7

» 2

12

Отвердитель - ДЭТА

35

Пластификатор - фуриловый

спирт

100

4.5. Приготовление битумной мастики

4.5.1.    Битумную мастику для заливки итрабы и устройства битумной мастичной гидроизоляции в зоне деформационных швов готовят в соответствии с ВСН 32-81 следующим образом.Загружают передвижной хотел битумом марки БН-70/Э0 на 3/4 его высоты; нагревают битум до 160-170° С и обезвоживают, затем в расплавленный битум заливают дозированное количество индустриального масла, перемешивая состав до получения однородного жидкого битума, загружают асбест (предварительно высушенный нагревом до 170° С) при постоянном перемешивании состава. Мастика считается готовой, если она имеет при 170° С сметанообразную консистенцию и на ее поверхности отсутствует пена. Ориентировочно на приготовление партии мастики требуется 4 ч.

4.5.2.    Приготовленную мастику перед применением испытывают на соответствие ее требованиям, приведеннш в прил. 5.

4.5.3.    К месту работ битумную мастику транспортируют в металлических бачках емкостью 25 л или в термосах, наполняемых на 3/4 их высоты. Бачки и термосы должны иметь откидные, плотно закрывающиеся кряки и две ручки.

5. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ

5.1. Общие указания

5.1.1.    Работы по ремонту гидроизоляции виюлняет специализированная бригада рабочих под руководством ИГР. При производстве работ максимально используют средства механизации, приведенные в прил. 6, а также инструменты и инвентарь (прил. 7). При работе с механизмами необходимо соблюдать требования инструкций по их эксплуатации.

5.1.2.    Принимают следующий порядок работ:

подготовительные работы (снятие асфальтобетонного покрытия;

очистка бетона защитного слоя от продуктов разрушения, пыли.гря-

15

sty; ремонт при необходимости защитного слоя с восстановлением проектного (двухпроцентного поперечного) уклона; устройство штра-бы в защитном слое и герметизация мест примыкания к тротуарам (бордюрам), элементам ограждений (стойкам и т.п.); при необходимости замена (ремонт) конструкций деформационных лвов, водоотводных трубок, ограждающих устройств и выполнение локального ремонта гидроизоляции (см. п. 2.3.3) (с восстановлением,как правило, битумной мастичной армированной изоляции в этих местах);

работы по улучшению гидроизоляционных свойств бетона-защитного слоя путем обработки рекомендуемыми составами;

восстановление асфальтобетонного покрытия.

5.1.3.    Влажность бетона защитного слоя перед его обработкой должна быть не более 8 %. Практически требуемую влажность бетон приобретает в течение двух-трех солнечных дней. Влажность бетона контролируют по изменению цвета листа бумаги, смоченного в 1-про-центном растворе фенолфталеина и приложенного на 5 мин к поверхности бетона: появление малиново-красного пятна на листе свидетельствует о том, что влажность бетонной поверхности более 8 %. Для ускорения сувки поверхность бетона можно обдувать сжатым воздухом (0,5+0,8 МПа) от компрессора либо горячим воздухом от малины C0-I07.

5.1.4.    При ремонте гидроизоляции без закрытия движения от проходящих транспортных средств на ремонтируемой части оседает много пыли. В этом случае рекомендуется каждый раз перед обработкой поверхности защитного слоя обдувать ее сжатш воздухом.

5.2. Подготовительные работы

5.2.1. Асфальтобетонное покрытие разрушают известными методами: пневматическими или электрическими молотками, асфальторазо-гревателями или дорожными фрезами (см. прил. 6). При работе отбойными молотками особое внимание надо обращать на сохранность поверхности защитного слоя.

Удаление асфальтобетона с помощью раэогревателей возможно при соблюдении следующих условий: температура нагрева должна быть не выше 200° С, а время воэдействия-не более 10 мин. При этом методе удаления покрытия рекомендуется не выжигать полностью битум, а линь размягчать асфальтобетон с последующей сдвижкой и удалением его механизированно или вручную.

Как наиболее эффективный метод для разрушения покрытия пред-

почтительнее использовать дорожные фрезы.

5.2.2.    Для погрузки асфальтобетона (продуктов разрушения) в автосамосвалы использует погрузчики на пневмоколесном ходу,а при небольших объемах работ грузят вручную.

5.2.3.    От пыли и грязи поверхность бетона защитного слоя очищают металлическими щетками (КФ1-130), а при малых объемах работ - вручную щетками и вениками. Затем поверхность бетона обдувают сжатым воздухом под давлением 0,6+0,8 МПа.

5.2.4.    При необходимости выполняют работы по выравниванию поверхности защитного слоя и устройству двухпроцентного поперечного уклона. Острые выступы срубают вручную бучардами или отбойным молотками. Слабый бетон может быть удален струей «жатого воздуха под давлением 0,6-0,8 МПа.

5.2.5.    При наличии местных неровностей и незначительных локальных разрушений бетона защитного слоя поперечный уклон обеспечивают укладкой цементо-песчаного раствора в соответствии с требованиями ВСН 32-81. Раствор готовят в мешалке на месте работ, распределяют вручную и уплотняют виброрейками.

5.2.6.    Для обеспечения герметичности в местах примыкания защитного слоя к тротуарам или бортовш камням на всю толщину защитного слоя бетона устраивают штрабу шириной 10*20 mi, которую заполняют битумюй мастикой. Нарезку штрабы можно выполнить специальны* нарезчиком и, как исключение, отбойным молотком с плоской пикой. Заливать мастику в штрабу можно вручную с использованием простых приспособлений.

5.2.7.    Для отвода фильтрационной воды из-под старой гидроизоляции в пониженных местах при необходимости просверливают в плите проезжей части отверстия fli«20*25 мм, например с помощью сверлильной пневматической тайны ИП-1023.

5.2.8.    Работы по ремонту конструкций деформационных швов, установке водоотводных трубок, ограждающих устройств и др. выполняют в соответствии с проектом, с учетом требований Рекомендаций по ремонту и содержанию деформационных швов в малых и средних мостах , Гмпродорнии, К., 1962 г. и требований BCH-32-8I.

5.2.9.    Новый (дополнительный) защитный слой укладывают на подготовленную (после удаления слабого разрушенного бетона) поверхность существующего защитного слоя в соответствии с требованиями Технических указаний ВСН 85-68 и раздела 3 настоящих "Рекомендаций". При этом гидрофобный или обычный бетон можно гото-

17

вить в бетономешалках (типа СБ-80).

5.2.10. Бетон заветного слоя укладывает при температуре окружающей среды не ниже 10° С по следующей технологии:

перед укладкой поверхность смачивает водой и в течение 30 нии выдерживает во влажном состоянии;

бетонную смесь укладывает вручную по длине пролетного строения непрерывно; при необходимости устраивают продольный рабочий нов по водорааделнтельной линии, а поперечный - в сжатой от постоянной нагрузки зоне;

для обеспечения ровной поверхности и уплотнения бетонной смеси применяет виброрейку C0-I3I или СО-132, при этом впереди рейки должен быть валик из бетонной смеси, а скорость перемещения рейки - постоянной;

разжиженный поверхностный слой раствора, образующийся при вибрировании бетонной смеси, удаляет с поверхности бетона лопатой или скребком;

тщательно уплотняет бетон в местах сопряжения защитного слоя с конструкциями тротуарных блоков, деформационных нвов и водоотводных трубок;

контролируют ровность поверхности и тоядину защитного слоя, исправляя дефекты до начала схватывания бетона.

5.2.    II. Прочность бетона защитного слоя к началу работ по обработке бетона рекомендуема» составами должна быть не менее 5,0 МПа.

5.2.12. Перед обработкой защитного слоя рекомендуем!*» составами (гидрофобияирующими жидкостями, эпоксидов» вяжущими, битумным грунтовками и т.п.) необходимо закрывать все отверстия и щели (водоотводных трубок, деформационных мвов и др.) для предотвращения попадания составов в окружающую водную среду.

5.3.    Гидрофобизация (пропитка) бетона защитного слоя

5.3.1.    Гидрофобизацив бетона защитного слоя рекомендуется производить по предварительно подготовленной поверхности в сухую безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 10° С. При сильном ветре работы по гидрофобнзашш следует прекратить. Для пропитки использует составы на основе жидкости 136-41нлиI19-215 в соответствии с разделами 3 и 4.

5.3.2.    Гидрофобизацив (пропитку) выполняют следующим образом: на подготовленную поверхность бетона наносят первый слой

гидрофобизирующего раствора с помощью краскораспылителя или другого агрегата (ориентировочный расход материала 0,2*0,3 кг/»п; после подсыхания первого слоя (черев 0,5-1 ч) наносят вто-' “    1 материала при двухслойной обра-

в период формирования гидрофобного слоя бетона обработанную поверхность защищает от попадания воды.

5.3.3.    Для нанесения рабочих составов рекомендуется использовать серийное оборудование для малярных работ, например окрасочные агрегаты типа С0-5А и др., состоящие из компрессора, красконагнетательного бачка, пистолетов-распылителей и шлангов. Возможно применение оборудования типа РД-601 для нанесения готовых растворов гидрофобизирувщих жидкостей.

5.3.4.    Нанесение готовых пропиточных составов осуществляют, соблюдая следующие условия:

нагнетательный бак заправляют эмульсией (раствором), отфильтрованной через сетку с ячейками до 0,5 мм или марлю, сложенную вчетверо, с вязкостью при 20° С 13-15 с (по вискозиметру ВЗ-4);

распылитель располагают либо на тележке или держат в руке так, чтобы головка (форсунка) находилась от обрабатываемой поверхности на расстоянии 0,3-0,4 м, а ее ось была перпендикулярна поверхности;

передвигают распылитель равномерно плавньми движениями со скоростью 0,2-0,3 м/с параллельнши полосами вдоль тротуаров;

перекрытие смежных обрабатываемых полос должно быть не менее 0,1*0,2 м;

давление воздуха в системе - 0,2*0,4 МПа;

диаметр отверстий форсунок - 1,0 ш.

5.3.5.    Гвдрофобизацию составами на основе жидкостей 136-41 и I19-215, приведенными в разделах 3 и 4, допускается как исключение, производить без предварительного приготовления эмульсий (при отсутствии зцульсатора). Для этого вручную перемешивают смесь требуемого состава и наносят ее окрасочным агрегатом С0-5А и др. В этом случае гндрофобизирукщая эмульсия образуется в факеле при ее нанесении на поверхность бетона.

5.3.6.    При нанесении на бетон защитного слоя пропиточного состава необходимо обеспечивать сплошность и равномерность распределения состава и требуемый расход материала (см. п. 5.3.2).

19

Ш 624.012.44.76

Рекомендации по улучшение гидроизоляционных свойств одежды мостового полотна эксплуатируемых автодорожных мостов/ Гинродорнии.

- М.: ДШТИ Мннавтодора РОФСР, 1987. - 47 с.

В Рекомендациях описаны способы ремонта гидроизоляции методом улучшения гидроизоляционных свойств одежды мостового полотна. а также материалы, механизмы и технологии, применяемые для устранения дефектов гидроизоляции эксплуатируемых железобетонных мостов.

Предназначены для работников дорожно-эксплуатационной службы как практическое руководство по ремонтным работам.

Составлены как временное руководство по ремонту гидроизоляции, выполняемой с использованием известных и новых средств механизации: пневматических краскораспылителей и отбойных молотков, оборудования для нанесения защитных слоев ВД-601, эмульсаторе роторного типа для приготовления гидрофобжзируюцжх составов крем-нийорганнческих жидкостей.

Рекомендации не исключает применения традиционных методов ремовта гидроизоляции, а дополняют их.

При составлении Рекомендаций учтены результаты опытных работ, выполненных Гипродорнин на мостах, расположенных на автомобильных дорогах Московской, Калининской, Новгородской и Ростовской областей, а такие опыт Союздорннн.

Замечания я предложения просим направлять по адресу:

109089, Москве, наб. Мориса Тореза, 34, Гипродорнин.

А.Я. Эрастов

Зам. директоре по научной работе кавд. техн. наук

5.3.7. После нанесения гидрофобизирующей жидкости для полимеризации (сумки) гидрофобной пленки необходимо защищать поверхность бетона от попадания воды. При температуре около 15° С на полное высыхание требуется около 48 ч. В случае выпадения осадков в этот период рекомендуется обдувать поверхность бетона сжатым воздухом для обеспечения быстрого удаления воды.

5.4. Обработка бетона защитного слоя эпоксидными вяжущими

5.4.1.    Обработку бетона защитного слоя эпоксидными вяжущими необходимо производить в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 10° С. Допускается выполнение работ при более низких температурах (до минус 1° С с введением в состав эпоксидного вяжущего ускорителя твердения (хлорное железо, солянокислый анилин).

испольэовать форсунки при вязкости до 30 с

5.4.2.    Нанесение эпоксидных составов рекомендуется производить при помощи специальной установки - распределителя материалов типа РД-601 (см. рис. 2). При подготовке распределителя к работе подбирают форсунки в зависимости от вязкости компаундов:для компаунда 12 (с отверцителем) пои вязкости 11-12» рекомендуется

Регулируют высоту подвеса форсунок над обрабатываемой поверхностью в пределах 0,3+0,4 м, а также угол наклона форсунок таким образом, чтобы пересечение факелов компаундов клея осуществлялось на расстоянии 0,05-0,15 и над поверхностью бетона.

5.4.3. Для нанесения эпоксидных вяжущих установкой типа РД--601 рекомендуется следующий порядок работы:

баки установки заправляют компаундами эпоксидного вяжущего через сито с ячейками 0,5+0,7 мм;

установку перемещают с места заправки к месту розлива; присоединяют воздушный шланг, подают воздух и регулируют давление воздуха в системах таким образом, например, для состава № 4 табл. 4.1) по п. 4.4.3, чтобы в системе компаунда Ш I )(со смолой) давление составляло 0,27 ЫПа при форсунке диаметром отверстия I мм, а в системе компаунда М 2 (с отвердителем) - 0,20 МПа при форсунке диаметром отверстия 2 мм, так как только при этих условиях достигается требуемое соотношение компаундов, равное 2:1 ;

открывают краны на материальных шлангах и распределяют вяжущее, перемещая установку со скоростью 0,3-0,4 м/с (расход мате-

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эксплуатационная надежность ж долговечность мостов ж путепроводов на автомобильных дорогах во многом зависит от состояния их гидроизоляции. Выполняемые на протяжении многих лет Гипродор-ннж и Росдороргтехстроем    обследования    эксплуатируемых    мос

тов показали, что на большинстве сооружений (свыве 70 %) имеет место фильтрация воды через плиту проезжей части, что свидетельствует о необходимости безотлагательного ремонта гидроизоляции.

Традиционные методы ремонта, связанные с заменой имеющейся гидроизоляции и требующие выполнения цикла работ по святив защитного слоя, устройству битумной мастичной армированной гидроизоляции, весьма трудоемки. Кроме того, такие методы ремонта не всегда оправданы, особенно воли защитный бетонный слой по существующей изоляции находится в удовлетворительном состоянии.

Гипродорнжи совместно с Союздорнни Мннтренсетроя СССР выполнил исследования по ремонту гидроизоляции путем придания гидроизоляционных свойств бетону защитного слоя. В результате проведенных исследований была установлена эффективность повимвия гидроизоляционных свойств бетона защитного слоя путем обработки (пропитки) его гидрофобизжрупщими ЖИДКОСТЯМИ и эпоксидными вяжущими. Совместно о V.O. Росремдормам создано специальное оборудование рЦ-601 и отработаны технологические процессы. Результаты выполненных исследований легли в основу настоящих Рекомендаций.

Рекомендации предназначены для работников дорожно-эксплуатационной службы как руководство при ремонте гидроизоляции мостов. В работе приведены требования к материалам, технология приготовления и нанесения составов, рекомендации по механизации работ, правила техники безопасности.

Рекомендации составлены внж. А.В. Вугуруслановым, кандидатами технических наук В.И. Шестериковым, М.И. Шейнцвитом, С.В. Гриневвчем (Гипродорнжи), П.П. Петровичем (Союздорнни), инженерами В.В. Хадоииным, II.А. Завьяловым (Пшродорвнн).

В работе принимали участие: инженеры Я.Ю. Зайчик, Н.К. Полетаева (Пшродорнжж).

В основу Рекомендаций положены результаты исследований составителей, а также данные Союздорнни, ЦВИИСа, Аэропроекта ИГА.

3

1. ОБЩЕ ПОЛОХШИЯ

1.1.    Рекомендации предназначены для использования ори ремонтных работах по улучмеяыю гидроизоляционных свойств одежды мостового полотна эксплуатируемых автодорохвых мостов во всех климатических зовах.

1.2.    2 зависимости от характера дефектов гидроизоляции, их распространенности, состояния бетона зенитного слоя рекомендуются следующие способы улучшения гидроизоляционных свойств одедды мостового полотна:

гддрофобизация (пропитка) поверхности бетона защитного слоя растворами кремннйорганнческих соединений (КОС);

обработка поверхности бетона защитного слоя опохондншн везущими;

комбинированная обработка бетона защитного слоя (гидрофобы-зацня с последующим нанесением эпоксидных вязущнх).

1.3.    Рекомендуемые споообн улучшения гидроизоляционных свойств одехды мостового полотна эа счет повышения водонепроницаемости защитного слоя бетона могут быть применены при условии обеспечения водоотвода» изоляции мест примыкания защитного слоя к тротуарам» водоотводным трубкам» конструкциям деформационных швов, элементам ограждений (стойкам я т.п.), а такие при соблюдения требований к бетону защитного слоя, изложенных в настоящих рекомендациях.

1.4.    Выполнение при необходимости локальных ремонтов гидроизоляции в указанных в п. 1.3 местах производится с восстановлением существующего типе гидроизоляции традиционншш методами в соответствии с ВСН 24-75 Минавтодора РСЯСР и другими нормативными документами.

1.5.    Работы по ремонту гидроизоляции производят с временным прекращением движения автотранспорта по мосту либо с ограничением движения. В последнем случае ширина полосы для движения транспортных средств должна быть не менее 3 м.

2. ВЫБОР СПОСОБА УЛУЧШЕНИЯ ЛЩШЗСЙЯЦИОВНЫХ СВОЙСТВ ОДВДЫ МОСТОВОГО ООЖПНА

2.1. Метод ремонта выбирают с учетом характера дефектов гидроизоляции, мест фильтрации воды» состояния защитного слоя, конструкции пролетного строения н влияния дефектов на долговечность сооружения. Реоенже об улучшении гидроизоляционных свойств одеж-

ды постового полотна вместо замены имеющейся гидроизоляции может быть прввато до начала ремонтных работ в удаленна асфальтобетонного покрытия. Ренеажя должны принимать специалисты, имеющие опыт ремонта н содержания мостов. При необходимости для оценки состояния защитного слоя, изоляции и бетона плиты в 3-4 местах делают вырубки.

2.2.    Конкретный способ улучшения гидроизоляционных свойств одежды мостового полотна по п. 1.3 выбирают оперативно после удаления асфальтобетонного покрытия с учетом общего состояния бетона защитного слоя: ровности его поверхности, наличия поперечных уклонов, характера продольного профиля с позиций обеспечения отвода воды.

2.3.    Рекомендуемые no n. 1.3 способы улучавши гидроизоляционных овойств одежды мостового полотна применяют в следующих случаях.

2.3.1.    Ори ремонте гидроизоляции по джине пролетного строения на части иирины ездового полотна, например в зоне примыкания к тротуарам, если нарушение изоляции имеет место только на ограниченной ширине вдоль пролетного строения и протяженность дефектных участков превывает 20 % длины пролетного строения.

2.3.2.    При ремонте гидроизоляции по всей площади ездового полотна, если участки нарушенной гидроизоляции имеются по всей ширине и их площадь превывает 20 % площади ездового полотна, а также в случае общего ремонта гидроизоляции по всей вирнне пролетного строения, когда необходимо переустройство мостового полотна, а изоляция выполнена безоклеечной (имеется выравнивающий слой из бетона).

2.3.3.    При незначительной площади нарушенной гидроизоляции (менее 20 % площади мостового полотна) производят в соответствии с ВСН 24-75 Нинавтодора НЯСР в ВСН 32-81, ВСН 65-68 Минтрансст-роя СССР локальный (у деформационных швов, водоотводных трубок, в местах примыкания изоляции к тротуарам и бордюрам, стойкам ограждения и т.п.) ремонт с восстановлением того типа изоляции, который был принят при строительстве моста.

2.3.4.    Метод улучшения гидроизоляционных свойств защитного слоя бетона можно использовать для железобетонных разрезных пролетных строений и сталежелезобетонных с железобетонной плитой, обжатой в двух направлениях. При хорошем состоянии бетона защитного слоя (без трещин, с незначительным шелушением поверхности)

5

допускается использовать технология для неразрезвых пролетных строений с напрягаемой арматурой, размещаемой в верхней зове в закрытых каналах. В атом случае устраивается комбинированная обработка. При хоронен состоянии бетона защитного слоя разрезных пролетных строений можно применить только гидрофобизацип бетона.

2.3.5. Ори разрушении защитного слоя бетона на глубину свище 10 мм допускается его восстановление бетоном с последующей комбинированной обработкой. При использовании гидрофобного бетона для ремонта защитного слоя можно ограничиться обработкой поверхности бетона эпоксидными вяжущими.

Если защитный слой имеет неровную поверхность с сеткой трещин, аелупение поверхности до 10 ыы,допускается выравнивание поверхности песчаным бетоном (раствором) с последующей комбинированной обработкой.

2.4. Технико-экономические показатели рекомендуемых способов приведены в прил. I, где за базовый вариант принят основной существующий способ ремонта гидроизоляции, предусматривающий замену битумной мастичной армированной гидроизоляции или другого типа изоляции в соответствии с ВСН 32-81 Мннтраностроя СССР "Инструкцией по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах”.

3. ПНШЕНЯВДЕ МАТЕШЙЫ

3.1. Перечень используемых материалов с указанием стандартов, заводов-изготовителей и стоимости,приведен в прел. 2, основные физико-механические свойства материалов - в приложениях 3 и 4.

Все применяемые при ремонте гидроизоляции исходные материалы должны отвечать требованиям ГОСТ или 17, иметь паспорта с указанием времени изготовления и гарантийного срока хранения. По истечении гарантийного срока хранения использование материала допускается только после проверни свойств на соответствие требованиям стандарта, как указано в пп. 6.2 и 6.3.

Перед применением проверяют следующие основные свойства материала:

гмдрофобизируищую способность и стабильность - у кремннйор-ганнческих соединений (КОС);

жизнеспособность - у апоксидных вяжущих;

температуры размягчения и хрупкое», глубину проникания нг-

6

лы - у битумных мастик.

3.2.    Гидрофобизирующвя жидкость 136-41 (бывм. ПСЕ-94) по ГОСТ 10834-76 представляет собой бесцветную или слабожелтую задкость плотностью 0,995-1,003 r/см3 при 20^С. Хорошо растворяется в ароматических и хлорированных углеводородах, керосине, бензине, хуже в ацетоне. В воде не растворяется, допускает образование эмульсии. Коррозионно не активна, вредных паров и газов не выделяет. Жидкость 136-41 применяется для гидрофобизапии бетона в виде 10-процентного раствора в органических растворителях или 10-процентной водной эмульсии.

3.3.    Диэтилгексоксксилоксавовая жидкость II9-2I5 по 17 ШШ 6-02-1-430-85 - желтоватая жидкость плотностью 0,93-0,96 г/см3. Хорошо растворяется в ароматических углеводородах, керосине, ацетоне, хуже в бензине. В воде не растворяется, допускает образование эмульсии. Коррозионно не активна, вредных паров в газов не выделяет. Жидкость II9-2I5 применяется для гцдрофобизации бетона в виде IO-процентного раствора в органических растворителях или 10-процентной водной эмульсии.

3.4.    КЭ-30-04 по 17 МШ 2-02-816-78 - однородная водная 50-процентная эмульсия белого цвета на основе кремнийерганической жидкости 136-41. С водой КЭ-30-04 хорошо смешивается, образуя змульсию лвбой пониженной концентрации жидкости 136-41. Для гид-рофобнзацин бетона применяется в виде 10-процентной водной эмульсии.

3.5.    Для приготовления водных эмульсий используют питьевую воду (ГОСТ 2874-82) или воду, удовлетворяющую требованиям ГОСТ 23732-79 (вода для приготовления бетонов и растворов).

3.6.    Для стабилизации водной эмульсии применяют следующие добавки: желатин технический по ГОСТ 4821-77 или пищевой по ГОСТ 11293-78; поливиниловый спирт (сольвар) по ГОСТ 10779-78 (95-процевтный белый или желтый порошок). Эти добавки растворяются в вода при нагревании до 60-70°С, не токсичны, их применяют в виде I-2-процентного растворе. Кроме того, для стабилизации водной эмульсии применяют следующие материалы: в виде 2-процентного раствора сульфидно-дрожжевую бражку (СДБ по ОСТ 81-79-74); супер-пластификатор С-3 (17 6-14-625-80), мыло хозяйственное 60-проце-нтное (ОСТ 18-358-80).

3.7.    Этилсиликон&т натрия в метилсилнконат натрия соответственно ГКК-10 и ГКК-11 по 17 МШ 6-02-696-76 (жидкость коричневого цвета 33-процентной концентрации вещества в водно-спиртовом

7

растворе, имеющая щелочную реакцию) применяют в качестве добавки дли ускорения полимеризации водной эмульсии жидкости II9-2I5 в количестве 3 % от жидкости (в пересчете на сухое вещество).

3.8.    В качестве органических растворителе! для КОС применяют бензин (ГОСТ 2084-77), керосин (ГОСТ 18499-73), ацетон (ГОСТ 2768-84), толуол (ГОСТ 9789-78), уайт-спирит (ГОСТ 3134-78).

3.9.    Гарантийный срок хранения материалов, установленный стандартами: для жидкостей 136-41 и II9-2I5 - 12 мес.; эмульсии КЭ-30-04 - 6 мес.; для растворителей - 6 мес. со дня их изготовления.

Растворы КОС в органических растворителях хранят не более 3-5 сут в стальных или стекляннвых хорошо закупоренных емкостях. Водные эмульсии НОС, не изресходованннне в течение 3-4 ч, перед употреблением следует повторно переметать.

3.10.    Растворители для КОС хранят в стальных или стеклянных хорошо закупоренных емкостях, в соответствии с требованиями стандартов в правилами пожарной безопасности.

Все материала КОС и растворители хранят в складском помещении при температуре не ниже 0°С и не вчш 30°С. Емкости должны быть плотно закрыты н защищены от солнечных лучей.

З.П. Компоненты эпоксидных вялущнх:

Смолы: эпоксидная диановая марки ЭД-20 (ГОСТ 10587-84) или алкилрезорцивовая ЗИС-1 (ТУ ШОП 38-1091-76) - вязкие прозрачные жидкости от светло-желтого до темно-коричневого цвета плотностью 1,166 г/см8 при 25°С, молекулярной массой 390-430. Смолы ЭД-20 н ЭИС-1 могут поставляться с пластифицирующими добавками в виде готового компаунда.

нолнзтнленполиамнн (ШЭД, ТУ ИШ 6-02-594-85) -вязкая маслянистая жидкость плотностью 1,00-1,04 г/см8 - токсичный материал, хранить следует в герметично закрытых бутылях, не допускается хранение на свету и совместно с кислотами. Вместо НЭПА можно применять другой отвердитель - диатилентрнамнн (ДЭТА, ЗУ 6-02-914-81), гексаметжяенднамин (1ОДА, ТУ 6-09-342-70), УП-0633М (ТУ 6-05-1863-78), даиин (ТУ 6-01-1124-77), отвердитель * I (ТУ 6-I0-I263-72), триэтаноламин (T3I, ТУ 1931-49), кубовый остаток 1ЩА (ТУ 6-01-92-66), отвердитель АЙ-2 (ТУ 6-05-1663-74).

Триэтаноламин вводят для получения клея с поименной жизнеспособностью. ПЗВА и ДЭТА применяют в клеях с ускорителями твердения и баз них. Отвердитель УП-0633Н применяют в клеях с тверде-

8

атем при положительное температуре. АФ-2 позволяет отверждать эпоксидные олигомеры в условиях повышенной влажности и под водой.

Ускорители твердения: хлорное железо краевое (ГОСТ 4147-7$, солянокислый анилин (ГОСТ 5822-78).

Пластификаторы: дибутилфталаг (ГОСТ 8728-77В) - бесцветная или желтоватая маслянистая жидкость; фуриловый спирт (ОСТ 59--127-73)» полиэфнракрилат ТП1-3 или МГй-9 ( ТУ 6-0Г-1231-8&), модификатор сланцевый "сламор" (ТУ 38-10931-76)» полизфиракрнлаты ПН-I н ПН-3 (ОСТ 6-05-431-78) И др.

Растворители (разжижители): ацетон технический (ГОСТ 2768--84)» толуол (ГОСТ 5789-78), растворитель Р-4 (ГОСТ 7827-55).растворитель А 646 (ГОСТ 18188-72), этилцеллозольВ (ГОСТ 8313-60) и др.

3.12. Рекомендуемые составы эпоксидных вяжущих приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Компоненты

Количество компонентов, мае, части_

для составов

I

2

3 !

1 4

Эпоксидная смола марок ЭД-20 или

100

100

100

100

Отвердителн:

ПЭПА (или ДЭТА)

15

.

дамин (ИЩА или А I)

-

15

-

-

ДЭТА

-

-

-

17-18

УП-0633И

-

-

18

-

Пластификаторы:

дибутилфталат

25

1 20

фуриловый спирт

-

-

! »

: 47-48

Полиафир ИГА-9 или ПН-I, или ПН-3

-

25

-

' -

Ацетон

30

40

; 40

| 30

Првючавие. Составы АА 2, 3 (и их применение) разработаны Союз-дорнин, АА I, 4 (и их применение) - Гипродорнии.

3.13. Компоненты битумных мастик:

Вяжущее - битум нефтяной строительный марки ЕН 70/30 (ГОСТ 6617-76); битум нефтяной "оластбит” (ТУ 1ИШ 38-101-580-75);