Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

72 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство распространяется на проектирование сборных, сборно-монолитных и монолитных тоннелей и каналов, сооруженных на территориях промышленных предприятий открытым способом. В руководстве изложены общие положения по проектированию тоннелей и каналов, унификация внутренних размеров, даны материалы по нагрузкам, методы расчета несущих конструкций, приведены решения по гидроизоляции и основные технологические требования.

 Скачать PDF

Консультация по подбору ГОСТабесплатно

Руководство разработано к разделу "Тоннели и каналы" главы СНиП II-91-77 "Сооружения промышленных предприятий. Нормы проектирования"

Оглавление

Предисловие

1 Общие положения

2 Унификация внутренних размеров

3 Конструкции тоннелей и каналов

Узлы трасс тоннелей и каналов

4 Нагрузки и основные расчетные положения

Нагрузки

Основные расчетные положения

5 Методы расчета несущих конструкций

6 Гидроизоляция и защита конструкций от коррозии

7 Основные технологические требования

Расположение коммуникаций внутри тоннелей и каналов

Вентиляция

Освещение

Водоудаление

Приложение 1 Нормативный объемный вес материалов

Приложение 2 График для определения расчетного эквивалентного вертикального давления на перекрытие тоннелей и каналов от подвижных автодорожных нагрузок

Приложение 3 Равномерно распределенные расчетные давления под колесами НК-80, Н-30 и Н-10

Приложение 4 График для определения расчетного вертикального эквивалентного давления на перекрытие тоннелей и каналов от подвижного состава железных дорог класса К-14

Приложение 5 Моменты в тоннелях с шарнирами в стенках

Приложение 6 Моменты в тоннелях с шарнирами в уровне перекрытия

Приложение 7 Моменты в тоннелях с жесткими узлами

Приложение 8 Пример расчета и армирования тоннеля

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

УтвержденЦНИИпромзданий Госстроя СССР
ИзданСтройиздат1979 г.

Guide to the Design of Utility Tunnels and Ducts

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИПромзданий Госстроя СССР

Руководство

по проектированию коммуникационных тоннелей

и каналов

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИИ ГОССТРОЯ СССР

РУКОВОДСТВО

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТОННЕЛЕЙ И КАНАЛОВ

МОСКВА СТРОИИЗДАТ 1979

нелей более 15 тс/м2, а также при высоте тоннелей более 3 м и ширине более 3,6 м допускается конструкции тоннелей предусматривать из монолитного железобетона.

Углы поворотов, ниши, камеры допускается проектировать из монолитного железобетона или кирпича не ниже марки М J00.

Для отделки пешеходных тоннелей следует принимать долговечные, экономичные, удобные в эксплуатации несгораемые материалы** допускающие легкую очистку и промывку.

Тонпель или капал

й

Рис. 3. Габаритные размеры камер

3.2.    При проектировании сборных железобетонных тоннелей и кз-налов следует применять типовые конструкции:

сборные железобетонные каналы и тоннели из лотковых элементов;

сборные железобетонные конструкции тоннелей с применением уголковых стеновых элементов и объемных элементов.

Для каждого района рекомендуется применение одного типа тоннеля или канала, который должен быть выбран по технико-экономическим соображениям.

3.3.    Конструкции тоннелей и каналов рекомендуется проектировать из бетона с прочностью на сжатие:

а)    для монолитных железобетонных и бетонных —М 150, М 200;

б)    для сборных — М 200, МЗОО, М400, в том числе для предварительно-напряженных железобетонных — М 300, М 400;

10

е«

Размер камеры,

<N

*

(О со CD

ч*

СО СО СО 04

со со со

СО СО со ^

со

СО 04 04

СО

СОСО

СО со СО СО

во СО во со

V ^

rf** тГ*

т#<* тР* Тр“

всГвсГ

04 01

<мсч

(N (N СЧ СО

tN 04 04 со СО со

гН

оГоГсч

• А •*

оГоГ

of of of of

•-Ч ^

of ofof of со СО

СО'»**

~fcfcO

'**1

СЧвО

соечоо

СО со" V ч*

cooioo4* со

СО4* чМОСОСО

00

TJ*

во

flf

сч

СО

со*

л

•а

s

*5

О

Л

Н

<N

tDNN

CNOHNCS

CO ^ ^

Tf

CO CO CO

coed <D CD со со со* CO

C4CNCN ^ ^ r*

<N M C* ^J4 rt< ^

r* <0(0

CD CO CD

CO CD CO

C4CS

<N

СЧ

CS CO CO CO CO

со со со CO

CO CO CO

CO CO CO

ч*

ч*

coco"

CD

CD

счсчсчсо CO

C4DKNC4

CO CO CO

CO cb CO

COCO

CO

со'

СЯ CO yp CD

OO-^ CD

CD

4* CD

СЧ

Tj< lO CD CD

tOCpcO

Ю CD CO

<N

r-<

СЧ

СЧ

00

T#*

<N

4***

»o*

CD

N

o>

<N

Мапо^итпыс степь/ и днище

в) для бетонных подготовок — М 50, М 100.

3.4.    Проектные марки бетона по морозостойкости железобетонных конструкций тоннелей и каналов в зависимости от режима их эксплуатации и значения расчетной зимней температуры наружного воздуха в районе строительства следует принимать по табл. 3 в соответствии с главой СНиП'по проектированию бетонных и железобетонных конструкций.

3.5.    Расстояния между температурно-усадочными швами рекомендуется определять расчетом, согласно п. 5.21 настоящего Руководства.

3.6.    Температурно-усадочные швы допускается не предусматривать:

а) в сборных и монолитных тоннелях и каналах, расположенных ниже уровня промерзания грунта (включая перекрытие), расположенных в отапливаемых зданиях, а также в случаях постоянного поддер*

12

жания внутри тоннелей положительных температур. При этом в монолитных конструкциях должны предусматриваться рабочие швы бетонирования, расстояние между которыми следует определять по расчету, согласно п. 5 21;

б) в сборных тоннелях и каналах, состоящих из блоков, не имеющих связей, способных передавать растягивающие усилия по длине

сооружения. К таким связям могут относиться стыкуемые выпуски арматуры, стальные накладки, привариваемые к закладным деталям, и перевязка железобетонных элементов между собой.

3.7.    Осадочные швы рекомендуется предусматривать в местах примыкания к фундаментам, подвалам, на границах значительного изменения временных нагрузок (например, рекомендуется отделять осадочными швами участки тоннелей или каналов, находящихся под железнодорожными путями).

3.8.    Типы конструкций тоннелей (сборные, сборно-монолитные и монолитные) рекомендуется принимать в соответствии с рис. 4.

3.9.    Конструкции тоннелей, приведенные на рис. 4, а, б, г, имеют съемные перекрытия или лотки, что позволяет производить монтаж трубопроводов и оборудования сверху при строительстве и эксплуатации.

ЗЛО. В сборных тоннелях стеновые элементы « плиты перекрытий, приведенные на рис. 4, б, а также в сборно-монолитных тоннелях плиты перекрытий (рис. 4, г) следует проектировать гладкими или ребристыми с внутренней стороны, в зависимости от размеров тоннеля и нагрузок.

3.11.    Монолитные однопролетные тоннели рекомендуется проектировать в виде замкнутого сечения (рис. 4, д).

3.12.    Двухпролетньш монолитные тоннели (рис. 4, е, ж) следует проектировать со средней продольной балкой и колоннами.

Балки перекрытия и днища, если позволяют внутренние габариты тоннеля, допускается располагать выступающими внутрь тоннеля (рис. 4, в). В случае если такое решение требует увеличения габаритов тоннеля, одна или обе балки могут приниматься выступающими наружу, как показано на рис. 4, ж, или по типу безбалочных перекрытий.

3.13.    Перекрытия монолитных тоннелей в местах проемов, включая монтажные (см. п. 1.19 настоящего Руководства), рекомендуется усиливать железобетонными балками, располагаемыми снаружи тоннеля (ряс. 5, а). При наличии гидроизоляции для удобства ее устройства вместо балок следует предусматривать сплошное утолщение перекрытия (рис. 5, б).


ж) *    *

'    duc    7


у&ТЩрIjvTSWf


V

ч.

•V


в0'3,б*щ B0’j.e*s,o

Рис. 4. Типы конструкций тоннелей

а, б, в — сборные; г — сборно-моно* литные; д, е. ж — монолитные


13

3.14. Сборные железобетонные конструкции каналов рекомендуется принимать из лотковых элементов и плит (рис. 6, а, б, б). Каналы, в которых плита располагается в уровне подошвы (рис. 6, б), следует принимать для прокладки тепловых или других сетей, имеющих изоляцию. Габаритные размеры каналов Я0 и В0 следует принимать по рис. 2.

Таблица 3

Характеристика работе

Расчетнан зимняя темпера-

Минимальная про ектиая марка

конструкций

тура наружного воздуха,

бетона по морозо

°С

стойкости


Возможное эпизодическое воздействие температуры ниже 0° С в водонасыщенном состоянии (цапример, конструкции, находящиеся ri грунте или под водой)


Ниже минус 40 Ниже минус 20 до минус 40 включительно Ниже минус 5 до минус 20 включительно Минус 5 и выше

Мрз 100

Мрз 50

Мрз 35 * Мрз 25 *

• Для тяжелого бетона марки по морозостойкости не нормируются.

3.15.    Каналы высотой 0,9 м и бблее и шириной 1,5 м и более могут проектироваться из лотковых элементов, предназначенных для тоннелей.

3.16.    Для прокладки тепловых сетей в отдельных случаях допускается применение каналов со сводчатыми сборными элементами из железобетона или других материалов (рис. 6, г), если освоено их производство.

3.17.    При небольшом объеме применения каналов и при отсутствии налаженного производства лотковых сборных железобетонных элементов допускается устройство сборно-монолитных конструкций каналов со стенами и днищем из монолитного бетона или железобетона, а также стен из бетонных блоков. На отдельных участках небольшой протяженности допускается устройство стен из кирпича марки не менее М 100.

3.18.    В узлах сопряжения сборных железобетонных элементов тоннелей и каналов рекомендуется обеспечивать фиксацию элементов при их монтаже (четверти, высотой не менее 50 мм, закладные элементы, штыри и т. д.), рис. 1.

3.16. Соединение уголковых элементов стен с днищем рекомендуется принимать по типу петлевых стыков (рис. 8, узел 6). В тоннелях, превышающих высоту 3,6 м, это соединение рекомендуется предусматривать с применением прямолинейных выпусков арматуры, которые должны соединяться внахлестку и усиливаться горизонтальной арматурой и вертикальными стяжками (рис. 8, узел 6а),

14

3.20.    В тоннелях н каналах, состоящих яз лотковых элементов, узлы сопряжения стен следует принимать в соответствии с рис. 8, узлы 5 и 5а.

шш

Т/ 21-

3.21.    Сварные узлы должны обетонироваться, заделываться цементным раствором по стальным сеткам или защищаться покрытиями в соответствии с рекомендациями разд. 6 настоящего Руководства.

о)

U

Щ

п

г-т

)

*

- 1 - -т -1

В

1

R

LM-

3.22.    Армирование тоннелей и каналов следует предусматривать унифицированными сетками шириной не более 3 м, сваренными на многоэлектродных машинах.

Рис. 5. Перекрытия МОНОЛИТНОГО тоннеля в местах проемов

а — перекрытия, усиленные балками в местах монтажного проема; б — перекрытия с утолщением

При армировании сборных железобетонных элементов шаг рабочей арматуры сеток следует принимать равным 100 и 200 мм. При армировании монолитных тоннелей и каналов шаг рабочей арматуры сеток следует принимать 200 мм.

В случае необходимости уменыпе-шения указанного расстояния могут совмещаться две сетки, что позволяет уменьшить шаг рабочей

а)

В)


«Улсл S

5 суш с в





Ряс. в. Типы сборных конструкций каналов


15


УДК 625.78.001.2

Рекомендовано к изданию решением Секции несущих конструкций НТС ЦНИИпромздан1(й Госстроя СССР.

Руководство по проектированию коммуникационных тоннелей и каналов/Центр. науч.-исслед. и проектно-эксперим. ин-т пром. здалий и сооружений. — М.: Стройиддат, V079— 70 с.

В Руководстве изложены общие положения по проектированию тоннелей и каналов, унификации внутренних размеров, даны материалы по нагрузкам, методы расчета несущих конструкций^ приведены решения по гидроизоляции и основные технологические требования.

Руководство предназначено для инженерно-технических работников проектных и научно-исследовательских институтов.

3202000000

30213—453

р 047(01)—79 **нстРУВт.-ц°рмат., 1 вып. — 69—79

g) Стройиздат, 1979

ПРЕДИСЛОВИЕ

Руководство разработано к разделу «Тонне-пи и каналы» главы СНиП Н-91-77 «Сооружения промышленных предприятий. Нормы проектирования». В скобках указаны номера пунктов, формул и таблиц, соответствующих этой главе.

Руководство распрбстраняется на проектирование сборных, сборно-монолитных и монолитных тоннелей и каналов, сооружаемых на территориях промышленных предприятий открытым способом. В Руководстве рассматриваются наиболее экономичные конструктивные решения тоннелей и каналов, учитывающие условия строительства и эксплуатации. Приводятся способы определения нагрузок на тоннели и каналы с учетом грунтовой среды. Рассмотрены вопросы расчета тоннелей и каналов на действие температуры и усадки бетона для периода строительства и эксплуатации с целью определения расстояний между температурно-усадочными швами.

Руководство разработано ЦНИИпромзданий (кандидаты техн. наук Н. А. Ушаков, М. Ю. Астряб, инженеры Г. С. Юдкина, М. М. Амочкина) при участии Харьковского Промстройнииироекта (инженеры Ю. Д. Коломийченко, А. М Монин, канд. техн. наук И. Л. Забелло), Донецкого Промстройниипрбекта (кандитаты техн. наук Г. Р. Розенвассер, И. С. Дубянский, инж. В. И. Ольмезов), Мосинжпроекта (инженеры Г. Н. Афонин, Н. К. Козеева).

В Руководстве учтены предложения ПромстроЙпроекта (Москва) и Ленинградского ПромстроЙпроекта.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящее Руководство распространяется на проектирование коммуникационных, транспортерных и пешеходных тоннелей и коммуникационных каналов, сооружаемых открытым способом на территориях промышленных предприятий.

Тоннелем называется подземное закрытое горизонтальное или наклонное протяженное сооружение, предназначенное для размещения коммуникаций и оборудования с проходом для обслуживающего персонала или для прохода людей.

Каналом называется такое же сооружение, предназначенное для прокладки коммуникаций, но без прохода по нему людей.

1.2.    При проектировании тоннелей и каналов, предназначенных для строительства в районах, подвергающихся сейсмическим воздействиям, в районах Северной строительно-климатической зоны, в районах распространения просадочных и набухающих грунтов, а также на подрабатываемых территориях, должны учитываться нормативные документы, соответствующие указанным условиям.

1.3.    Размещение тоннелей и каналов на промышленных предприятиях должно приниматься в соответствии с требованиями главы СНиП на разработку генеральных планов промышленных предприятий и главы СНиП по проектированию тепловых сетей.

1.4.    (1.6). Трассы тоннелей, каналов, коллекторов, галерей и эстакад должны иметь наименьшую протяженность и наименьшее число поворотов, а также пересечений с дорогами и другими коммуникация* ми. Повороты трасс, ответвления, а также пересечения с дорогами и другими коммуникациями надлежит, как правило, принимать под углом 90°Г По условиям генерального плана предприятия допускается в отдельных случаях уменьшать углы пересечения с железными дорогами до 60°, с автомобильными дорогами, тоннелями, каналами и коллекторами до 45°, с кабельными эстакадами и галереями до 30°.

1.5 (1.8). Размеры транспортерных и коммуникационных тоннелей, галерей и- эстакад должны приниматься в соответствии с требованиями технологии. При этом высота проходов в чистоте должна быть не менее 1,8 м, а ширина в чистоте должна приниматься не менее:

0,7 м — при размещении одного ленточного транспортера, трубопроводов или при одностороннем расположении кабелей;

1 м — при размещении нескольких ленточных транспортеров (между ними) или при двустороннем расположении кабелей.

Примечания: 1. При транспортировании негорючих материалов ширину прохода между станиной ленточного транспортера и строительными конструкциями (колонны, пилястры и т. д.), создающими местное сужение, допускается принимать не менее 0,6 м до ограждения мест сужения со стороны транспортера. В случае проектирования транспортерных галерей из сгораемых материалов сужение йроходов не допускается.

2.    При отсутствии прохода минимальное расстояние между стеной и станиной ленточного транспортера следует принимать 0,4 м.

3.    В транспортерных тоннелях и галереях элеваторов, зерноскладов и других сооружений для обработки и хранения зерновых продуктов допускается уменьшать ширину прохода между транспортерами до 0,й м.

4.    Ширину прохода между транспортерами допускается уменьшать до 0,7 м, если транспортеры закрыты по всей трассе жестким или сетчатым ограждением.

1.6    <!.?). Размеры Цешбходных тонкелей, галерей й эстакад дбЛЖ-кЫ приниматься следующими:

а)    высота тоннелей и галерей от уровня пола до низа выступающих конструкций перекрытии или покрытии — не менее 2 м (в наклонных тоннелях и галереях высота должна измеряться по нормали к полу);

б)    ширина тоннелей, галерей и эстакад — по расчету из условия пропускной способности в одном направлении 2000 чел /ч на Г м ширины, но не менее 1,5 м.

1.7    (1.9). Подвалы, тоннели, каналы и коллекторы не допускается предусматривать в зданиях и на территориях, где расположены наружные установки с производствам!^ категорий А, Б и Е, в которых применяются или образуются взрывоопасные или токсичные газы плотностью более 0,8 по отношению к воздуху, а также взрывоопасные пыли.

1.8    (1.13). В пешеходных тоннелях и галереях не допускается предусматривать прокладку трубопроводов, транспортирующих ядовитые, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, ядовитые и горючие газы, а также прокладку трубопроводов паровых тепловых сетей.

1.9    (5.4). Кабельные каналы не допускается располагать на участках, где могут быть пролиты расплавленный металл, жидкости высокой температуры или вещества, разрушающе действующие на оболочки кабелей.

1.10    (5.5). В тоннелях и каналах необходимо предусматривать продольный уклон не менее 0,002 (кроме кабельных) и поперечный уклон не менее 0,01. В тоннелях следует устраивать приямки для сбора жидкостей и отвода их в канализацию через каждые 100—150 м; в каналах приямки для сбора жидкостей должны предусматриваться в колодцах или камерах.

Примечания: 1. Продольный уклон пола пешеходных тоннелей следует принимать не более 0,04, а поперечный — не более 0,01. Допускается при соответствующем обосновании устройство пола без продольного уклона.

2. В кабельных тоннелях и каналах продольный уклон должен быть не менее 0,005.

1.11    (5.6). Тоннели, каналы и коллекторы, располагаемые вне зданий и вне дорог, должны быть, как правило, заглублены от поверхности земли до верха перекрытия не менее чем на 0,3 м.

Примечания: 1. Заглубление тоннелей и каналов, предназначенных для тепловых сетей, следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию тепловых сетей.

2. На огражденных территориях, доступных только для обслуживающего персонала, отметку верха перекрытия кабельных каналов допускается предусматривать равной планировочной отметке земли.

1.12    (5.7). Тоннели, каналы и коллекторы, располагаемые под автомобильными дорогами, должны быть заглублены от верха дброж-ного покрытия до верха перекрытий не менее 0,5 м, а при расположении под железными дорогами — не менее 1 м от низа шпал.

1.13    (5.8). При расположении тоннелей и каналов внутри цехов минимальное заглубление верха перекрытий от отметки чистого пола следует, как правило, принимать:

для тоннелей — 0,3 м;

для каналов допускается отметку верха перекрытия канала принимать равной отметке чистого пола.

1.14    (5.15). Выходы из транспортерных, коммуникационных (кро-

2—2120    б

ме кабельных) тоннелей должны предусматриваться не реже чем чё-рез 100 м, но не менее двух, кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по строительному проектированию предприятий отдельных отраслей промышленности.

Примечания. 1. Выходами из коммуникационных тоннелей могут служить люки, оборудованные легко открывающимися изнутри крышками и запорными устройствами, стационарными лестницами или скобами.

2.    Выходы из транспортерных тоннелей допускается совмещать с перегрузочными узлами.

3.    В кабельных тоннелях допускается увеличение расстояния между выходами до 120 м — при маслонаполненных кабелях и до 150 м — при других кабелях.

1.15    (5.16). Расстояние от тупикового конца тоннеля (включая кабельные) до ближайшего выхода должно назначаться не более 25 м. В тоннелях длиной 25 м и менее допускается предусматривать один выход.

1.16    (5.17). Выходы из подштабельных тоннелей, предназначенных для транспортирования негорючих материалов и руды, должны предусматриваться не реже чем через 150 м, но не менее двух, расположенных в торцах склада. Для устройства промежуточных выходов должны предусматриваться поперечные тоннели с переходами под продольными транспортерами или над ними и выходами за пределы склада.

1.17    (5.18). Выходы из транспортерных, коммуникационных и кабельных тоннелей должны предусматриваться наружу или в помещения категорий Г и Д. Двери кабельных тоннелей должны быть само-закрывающимися, о уплотнениями в притворах и иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч. Двери между отсеками должны открываться по направлению ближайшего выхода и оборудоваться устройствами, поддерживающими двери в закрытом положении.

1.18    (5.19). Люки тоннелей не должны располагаться на проездах, вплотную к зданиям, сооружениям, другим люкам и колодцам и ближе 2 м от рельса железнодорожного пути.

1.19    (5 20). На прямолинейных участках коммуникационных тоннелей, предназначенных для прокладки трубопроводов, не реже чем через 300 м следует предусматривать монтажные проемы длиной не менее 4 м и шириной не менее наибольшего диаметра прокладываемой трубы плюс 0,1 м, но не менее 0,7 м. Монтажные проемы должны перекрываться сборными железобетонными' плитами.

1.20. В каналах, проходящих под наружными или противопожарными стенами н стенами или перегородками, разделяющими смежные помещения с производствами категорий Л, Б, В и Е, следует предусматривать глухие диафрагмы из несгораемых материалов с пределом огнестойкости, соответствующим огнестойкости стен, но не менве 0,75 ч.

В каналах, предназначенных для прокладки трубопроводов е легковоспламеняющимися и горючими жидкостями или горючими газами, необходимо предусматривать под стенами, разделяющими смежные помещения, засыпку песком на длину не менее 1 м в каждую сторону от ее оси и через каждые 80 м по длине канала песчаные отсыпки (перемычки) длиной не менее 2 м.

1.21    (5.22). В тоннелях не допускается прокладка трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями или горючими газами.

1.22    (5.23). В тоннелях (кроме кабельных) допускается проклад-

кк маслопроводов (например, в прокатных цехах заводов черной металлургии) при условии разделения тоннелей на отсеки длиной не более 150 и. Перегородки между отсеками должны иметь предел огнестойкости не менее 0,75 ч, а двери в перегородках — не менее 0,6 ч.

1.23    (5.24). Кабельные тоннели и каналы должны выполняться из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 0,75 я. Кабельные тоннели должны разделяться на отсеки несгораемыми перегородками с пределом огнестойкости 0,75 ч. Длина отсека тоннеля должна быть не более 150 м, а при маслонаполнениых кабелях — не более 120 м.

1.24    (5.25). Каналы должны проектироваться со съемными несгораемыми перекрытиями (плитами, лотками и др).

1.25    (5.27). Лестничные марши пешеходных тоннелей надлежит принимать с уклоном не более 1 :2. На лестничных маршах и промежуточных площадках следует предусматривать поручни. В одном марше не следует располагать более 14 ступеней. Длину площадки между маршами следует принимать, как правило, 1,5 м. Ступени и площадки следует проектировать с уклоном 0,015.

1.26    (5.28). Проход из одного отсека кабельного тоннеля в другой при их расположении на разных уровнях должен осуществляться при помощи пандуса с углом подъема не более 15°. Устройство ступеней м^жду отсеками тоннелей не допускается.

1.27    (5.31). Внутрицеховые кабельные тоннели должны оборудоваться установками автоматического пожаротушения. В межцеховых кабельных тоннелях должна предусматриваться автоматическая но-жарная сигнализация.

1.28    (5.32). Для подачи средств пожаротушения внутрь каждого отсека межцеховых кабельных тоннелей должны предусматриваться люки через каждые 30 м по их длине. Допускается использовать для этих целей выходы из кабельных помещений и вентиляционные шахты, а также стационарно установленные в тоннелях пенные -стволы или водяные насадки с устройствами для подключения передвижной пожарной техники.

1.29. При глубине заложения конструкций тоннелей и каналов ниже подошв фундаментов рядом стоящих зданий и сооружений (рис. 1) расстояние а должно назначаться с соблюдением следующего условия:

(1)

a

где ДЯ — разность отметок заложения фундаментов; a — наименьшее расстояние по горизонтали между подошвами фундамента здания или сооружения и тоннеля или канала,

V — угол сдвига.

‘24’= tg?i + -у~ .    (2)

здесь ф|, Cj —расчетные значения соответственно угла внутреннего трения и удельного сцепления грунта, определяемые согласно требованиям п. 21<16 главы СНиП Н-91-77;*

7

г — среднее давление на грунт под подошвой вышерасположеыиего фундамента от расчетной нагрузки, принимаемой с учетом коэффициент» перегрузки, соответствующих расчету оснований по несуще# способности.

2*

Vn) Идо И. дм 8 Шашмоши


2 Рис. 1. Наименьшее расстояние межлу. подошвами фундамента здания или сооружения и тоннеля или канала

/ — фундамент здания или сооружения; 2 — тоннель или канал

Если условие по формуле не может оыть выполнено, то необходимо предусматривать специальные меры по предотвращению возможной осадки и выпирания грунта (устройство шпунта, подбетонки и т. п.).

1.30 (1.21). В проектах подвалов, тоннелей, каналов, коллекторов, подпорных стен и других подземных сооружений должны приводиться указания о необходимости засыпки грунтом*с уплотнением в соответствии с требованиями главы СНиП по производству и приемке работ земляных сооружений.

2.    УНИФИКАЦИЯ ВНУТРЕННИХ РАЗМЕРОВ

2.1.    Тоннели и каналы рекомендуется проектировать одно-, двух-и трехпролетными с соблюдением укрупненных модульных размеров 300 и 600 мм (рис. 2, табл. 1). Допускается высоту каналов принимать 0,45 м.

2.2.    Высоты, указанные на рис. 2, не распространяются на каналы, стены которых предусматривается выполнять из кирпича или местных штучных каменных материалов.

2.3.    Внутренние размеры тоннелей и каналов должны удовлетворять требованиям пп. 1.5 и 1.6 Настоящего Руководства.

2.4.    Однопролетные и многопролстные тоннели и каналы рекомендуется назначать с одинаковыми размерами поперечных сечений. В отдельных случаях по технологическим условиям допускается принимать разные, но унифицированные размеры поперечных сечений. При разных высотах средние пролеты рекомендуется назначать большей высоты для обеспечения стока воды с перекрытия.

2.5.    Внутренние размеры камер для тоннелей и каналов рекомендуется принимать модульными в соответствии с рис. 3, табл. 2.

При размерах в плане 5,4X 5,4 м и более для опирания перекрытия рекомендуется предусматривать колонны, расположение которых должно увязываться с трубопроводами и оборудованием, размещаемым в камере.

2.6.    При примыкании тоннелей и каналов к камерам рекомендуется принимать их привязку в плане по внутренним размерам, кратным 300 мм (рис. 3).

3.    КОНСТРУКЦИИ ТОННЕЛЕЙ И КАНАЛОВ

3.1 (5.3). Тоннели, каналы и коллекторы следует, как правило, проектировать сборными из унифицированных железобетонных элементов. При расчетных эквивалентных нагрузках на перекрытие тон-

Таблица 1.

Размер канала,м

Размер тоннеля, м

я.

В.

//#

В.

0,3

ООО

Ъ>£»С£

СП

1,8

1,5

1.8

2,1

2,4

3

0,6

0,45

0,9

1,2

1.5

1.5 1,8 2.1 2.4 3

3.6 4,2

0,6

0,6

0,9

1,2

1,5

1,8

2,1

2-.1

2,4

2,1

2.4

0.9

1,2

1.5

1,8

2,1

2,4

3

3

3,6

4,2

0,9

3

2,4

3

3,6

4,2

1,2

0,9

1.2

1,5

1,8

2.1

2.4

3

3,6

3,6

4,2

4,8

4,2

3,6

4,2

4,8

1,5

1,2

1,5

1,8

2.1

2,4

Q

4,8

3,6

4,2

4,8

5,4

6

О

5,4

4,8

5,4

6

6

5,4

6



у/у//у///ууу////////.


Нп


77777??/.

Вт


7777777?%


Л о проекту


7>777????. Вп


7777777?

§0


Т7ГГ7ГГГ) Ь


А


Рис. 2. Габаритные поперечные размеры тоннелей и каналов


9