Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

239 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила распространяются на все проектные, конструкторские и строительно-монтажные организации Министерства транспортного строительства, проектирующие и строящие транспортные тоннели, метрополитены и другие подземные сооружения.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Общие положения

     Предупредительный надзор

     Обязанности и ответственность руководящего инженерно-технического персонала

Глава 2. Строительная площадка

Глава 3. Сооружение метрополитенов и тоннелей закрытым способом

     Общие положения

     Сооружение тоннелей горным способом

     Проходка и крепление вертикальных стволов

     Проходка и крепление наклонных выработок

     Проходка штолен

     Проходка фурнелей и других восстающих выработок

     1. Временное крепление выработок

     2. Раскрытие тоннельного профиля способами сплошного забоя и уступным

     Возведение монолитных бетонной, железобетонной и прессованной обделок

     Сооружение тоннелей со сборной обделкой при помощи щитов

     Проходка перегонных тоннелей метрополитенов щитами с горизонтальными площадками в песках с естественной влажностью или осушенных искусственным водопонижением

     Проходка тоннелей механизированными щитами

     Уборка породы

     Монтаж сборной обделки

     Нагнетание тампонажных растворов

     Сооружение подводных тоннелей

     Камеры и тоннели большого сечения

Глава 4. Бурение шпуров и скважин в подземных выработках

Глава 5. Гидроизоляционные работы

     Оклеечная гидроизоляция

     Термопластичная гидроизоляция с механизированным нанесением горячей битумной мастики

     Гидроизоляция чугунной тюбинговой обделки

Глава 6. Содержание и ликвидация подземных выработок

Глава 7. Вентиляция подземных выработок

Глава 8. Водоотлив

Глава 9. Подземный транспорт

     Горизонтальный рельсовый транспорт

     Вертикальная транспортировка

     Транспортировка по наклонным выработкам

     Подвесные полки в стволе

     Подземная транспортировка машинами с двигателями внутреннего сгорания

Глава 10. Электротехническое устройство

     Общие положения

     Электрические сети

     Электрооборудование

     Камера для электрических установок

     Защита электрических сетей, электродвигателей и трансформаторов

     Защитное заземление

     Электросварочные работы

     Телефонная связь

     Ответственность и надзор за электротехническим хозяйством

Глава 11. Освещение

Глава 12. Монтажные и демонтажные работы

     Общие положения

     Лебедки

     Монтаж горнопроходческого оборудования

     Монтаж эскалаторов

     Монтаж сантехнических установок в тоннелях

     Транспортирование и монтаж кабелей

     Очистка и окраска труб и кабелей в тоннелях

     Монтаж понизительных подстанций, силового электрооборудования и контактной сети в тоннелях

     Техническое освидетельствование съемных грузозахватных приспособлений и тары для транспортировки грузов

Глава 13. Укладка пути и установка контактного рельса

     Укладочная база

     Погрузка, выгрузка и транспортировка материалов

     Спуск рельсов, шпал и брусьев в тоннели

     Сварка и гибка рельсов

     Укладка пути и установка контактного рельса

     Выполнение работ с применением путевого электрического инструмента

Глава 14. Сооружение метрополитенов и тоннелей открытым способом

     Подготовительные работы

     Разработка котлованов

     Временное крепление котлованов

     Самодвижущаяся крепь для проходки котлованов и траншей

     Монтаж обделок из сборного железобетона

Глава 15. Специальные способы работ

     Искусственное замораживание грунтов

     Искусственное водопонижение

Глава 16. Общие санитарные правила

Глава 17. Производство работ в эксплуатируемых тоннелях

Приложения

 
Дата введения01.07.1975
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

14.08.1973ПринятГлавный санитарный врач железнодорожного транспорта
16.08.1973ПринятГлавтоннельметрострой
21.01.1974ПринятОтдел по технике безопасности Минтрансстроя
10.06.1974УтвержденМинтрансстрой СССР
09.07.1974УтвержденЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта54
ИзданОргтрансстрой1975 г.
РазработанЦНИИС
РазработанВНИИЖГ

Safety and Industrial Sanitation Requirements for Subway and Tunnel Construction

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ПРАВИЛА

ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ

ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МЕТРОПОЛИТЕНОВ И ТОННЕЛЕЙ

^а/сиаIси&е ги_

уЛ№ TJ%^q—

\10@ U i^O^€UUiUx • j 133 t

МОСКВА 19 7 3

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ПРАВИЛА

ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ

ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МЕТРОПОЛИТЕНОВ И ТОННЕЛЕЙ

Утверждены Президиумом ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транс-порта 9 июля 1974 г. Протокол № 54, зам, министра транспортного строительства А. Я. Г арку шей 10 июня 1974 г.

Согласованы и, о. начальником отдела по технике безопасности Министерства транспортного строительства Р. Ивановым 21 января 1974 г„ главным горнотехническим инспектором Министерства транспортного строительства А. ПОлюшкиным 10 августа 1975 г,, главным инженером Главтоннельметростроя С. Власовым 16 августа 1973 г., главным санитарным врачом железнодорожного транспорта (в части ж,-д. тоннелей) Д, Силиным 14 августа 1973 г,, заведующим отделом охраны труда МГСПС Ю. Святу-хиным 14 декабря 1972 г.

ОРГТРАНССТРОЙ

Москва 1975

всем видам работ, выполняемых бригадой, и по каждой из совмещаемых профессий.

1.22.    К техническому руководству работами по строительству метрополитенов, тоннелей и других подземных сооружений допускаются лица с законченным высшим или средне-техническим образованием, имеющие право ответственного ведения горных, строительных и взрывных работ.

1.23.    Все работающие на строительстве подземных сооружений подлежат обязательному ежегодному медицинскому освидетельствованию в соответствии со списком работ и профессий (см. указание МПС и Минтрансстроя № П 16077/П-646 от 10 июня 1970 г.).

1.24.    Рабочие, а также лица технического надзора,1 занятые на сооружении тоннелей и метрополитенов, должны быть обеспечены исправной спецодеждой и спецобувью, защитными касками, а также другими средствами индивидуальной защиты, которыми они обязаны пользоваться.

Допускать к работе лиц, не имеющих исправной спецодежды, защитных касок, средств индивидуальной защиты, а также уклоняющихся от пользования ими, запрещается.

1.25.    Смена должна сдаваться и приниматься лицами технического надзора с записью в горный журнал. При этом сдающий смену обязан записать в журнал свои замечания об обнаруженных недостатках и предложения о мерах, которые необходимо применять для обеспечения безопасности работ в следующей смене.

1 26. Перед началом работ технический руководитель должен тщательно осмотреть все рабочие места и убедиться в исправности машин, механизмов и оборудования, инструмента, защитных и предохранительных средств, сигналов, осветительных и вентиляционных сетей и установок.

1.27. Ежесменно перед допуском рабочих в забой горной, выработки, разрабатываемый буро-взрывным способом, следует брать пробы воздуха и анализировать его химическими газоанализаторами.

После этого допуск людей в забой может быть разрешен, если проведенный таким способом анализ воздуха будет соответствовать действующим санитарным нормам.

В каждом глухом забое должна постоянно находиться зажженная исправная предохранительная бензиновая лампа.

1.28.    Крепление выработок должно обеспечивать безопасность работ и препятствовать развитию горного давления.

1.29.    Разрабатывать породы, крепить выработки, выполнять другие строительные и монтажные работы следует в соответствии с утвержденными проектами производства работ, технологическими картами с учетом конкретных инженерногеологических условий.

1.30.    В глухие забои и отдаленные выработки после тщательной проверки их лицом технического' надзора разрешается направлять только опытных специально проинструктированных рабочих, не менее двух человек одновременно.

Состояние горных выработок после длительного перерыва в работе может проверять представитель технического надзора лишь в присутствии второго человека.

1.31.    При работах на высоте в стволах, камерах и других сооружениях рабочие должны быть обеспечены испытанными предохранительными поясами, прикрепляемыми к надежным опорам. Места закрепления карабина предохранительного пояса должны быть заранее указаны мастером или производителем работ и ярко окрашены.

1.32.    Все работы по перекреплению горных выработок, разборке и креплению завалов разрешается выполнять только опытным рабочим под руководством представителя технического надзора.

1.33.    Руководитель производства работ обязан немедленно остановить работы, выполняемые с нарушением требований правил и норм техники безопасности и производственной санитарии, представляющие опасность для здоровья и жизни работающих.

1.34.    При перерывах в работе находиться в забое, возле работающих машин и механизмов и в других опасных местах запрещается. По указанию начальника смены или участка для этих целей должны быть отведены специально обозначенные безопасные места.

1.35.    Во всех организациях, выполняющих подземные работы, должен быть организован посменный точный учет всех лиц, опустившихся в выработки и вышедших из них на поверхность.

1.36.    Начальник участка (объекта) должен осмотреть и проверить каждое рабочее место на строительстве не реже раза в сутки, а начальник смены (мастер)—не реже двух раз в смену.

1.37.    Рабочие и инженерно-технические работники, занятые на строительстве метрополитенов, тоннелей и других под-

11

земных сооружений, должны быть обесйечены душевыми комбинатами, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с действующими нормами с учетом полного разворота работ.

1.38.    Администрацией строительства должна быть организована специальная служба вентиляции, укомплектованная квалифицированными специалистами.

1.39.    В каждой организации, строящей метрополитены, тоннели и другие подземные сооружения, должен быть оборудован кабинет охраны труда.

1.40.    Административно-технический персонал строительства в пределах своих должностных обязанностей должен обеспечить полностью безопасные и высокопроизводительные условия труда.

1.41.    В строительных и монтажных организациях должен быть организован постоянный контроль за соблюдением каждым работающим требований действующих правил по технике безопасности и производственной санитарии.

1.42.    Представители технического надзора обязаны тщательно наблюдать за крепью выработок, уделяя особое внимание пространственной устойчивости системы, отмечать в горном журнале ее деформации, немедленно принимать меры к устранению обнаруженных недостатков. При угрозе обрушения кровли выработок необходимо вывести людей в безопасное место и сообщить об этом главному инженеру строительства.

1.43.    Все случаи производственного травматизма подлежат расследованию, регистрации и учету в соответствии с требованиями действующей инструкции о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, на железнодорожном транспорте и транспортном строительстве.

Предупредительный надзор

1.44.    Руководитель организации обязан не позже чем за 15 дней письменно сообщить в соответствующие инспекции2 о сроках начала строительства, характере сооружаемого объекта и его месторасположении.

1.45.    Для каждого участка строительства, выполняющего горнопроходческие и другие работы в подземных условиях, должен быть своевременно составлен и согласован с военизи-

рованным горноспасательным отрядом (ВГСО) план ликвидации аварий, утверждаемый главным инженером строительной организации (приложение 2). При возникновении аварий администрация строительной организации обязана немедленно сообщить об этом в соответствующие органы государственного надзора (инспекции) для расследования обстоятельств и причин аварии. Изучение плана представителями технического надзора и рабочими является обязательным и должно производиться до начала работ.

1.46.    Каждый, вновь прибывший на подземные работы, должен быть ознакомлен начальником смены или участка с расположением выходов на поверхность.

1.47.    На весь период строительства метрополитенов, тоннелей и других подземных сооружений в подземных выработках в непосредственной близости от мест выполнения работ должны находиться исправные шахтные самоспасатели из расчета обеспечения ими каждого работающего.

1.48.    Места хранения самоспасателей должны быть специально оборудованы, обозначены и освещены.

За их хранение, исправность и ежемесячную проверку с участием представителя ВГСО отвечает начальник участка. Результаты проверки должны быть оформлены актом.

1.49.    Вновь смонтированные поверхностные горные комплексы, шахтные клетевые и скиповые подъемные установки, горнопроходческие комплексы, стационарные водоотливные устройства, вентиляционные установки, подвесные полки, пе-реподъемники, электровозная откатка и другие устройства подлежат испытанию в работе комиссиями в составе: главного инженера строительной организации (председатель), главного механика, главного энергетика, инженера по технике безопасности, начальника участка, механика участка. Результаты испытания оформляются актом.

1.50.    После испытания комплексов, механизмов и устройств по п. 1.49. с составлением акта они предъявляются представителю ГТИ, который с учетом акта комиссии строительной организации и результатов контрольных испытаний устройств разрешает их постоянную эксплуатацию.

1.51.    Полимерные материалы и изделия следует хранить и Применять в соответствии с действующими строительными нормами и правилами «Техника безопасности в строительстве» Госстроя СССР.

1.52.    Обучать и инструктировать по охране труда рабочих и инженерно-технический персонал на строительстве метрополитенов, тоннелей и других подземных сооружений необходи-

13

мо в соответствии с требованиями «Временных инструктивных указаний о порядке инструктажа и обучения по охране труда работников транспортного строительства». М., Оргтрансстрой, J971.

Обязанности и ответственность руководящего инженерно-технического персонала

1.53.    Общее руководство по созданию безопасных и безвредных условий труда и обеспечение соблюдения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии на строительных объектах, предприятиях, в организациях и учреждениях осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами.

Руководство охраной труда, ее обеспечение и ответственность за ее состояние в строительно-монтажных организациях и спецформированиях возлагаются на главных инженеров (заместителей начальников) и начальников этих организаций.

1.54.    Начальники и заместители управлений строительства и спецформирований обязаны:

а)    организовать планирование мероприятий по охране труда, согласованных с профсоюзными организациями, и обеспечить проведение этих мероприятий в сроки, установленные коллективными договорами и соглашениями по охране труда,

б)    своевременно обеспечить в пределах выделенных ассигнований денежными и материальными средствами мероприятия по охране труда;

в)    обеспечить строгое соблюдение законодательства об охране труда, о рабочем времени, времени отдыха, труде женщин и подростков, а также выполнение предписаний технической инспекции профсоюза, органов государственного надзора, прокуратуры и частных определений судов по устранению нарушений норм и правил охраны труда;

г)    расследовать несчастные случаи в соответствии с действующей инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, на железнодорожном транспорте и транспортном строительстве.

1.55.    На главных инженеров управлений строительства возлагаются:

а) руководство работой по технике безопасности и производственной санитарии, утверждение перспективных и годовых планов по улучшению охраны труда и санитарно-бытовому обслуживанию работающих в подведомственных строительно-монтажных управлениях и спецформированиях, а также контроль за выполнением этих планов,

б)    создание безопасных и безвредных условий труда для работающих, организация и осуществление контроля за выполнением инструкций, требований правил и норм техники безопасности и производственной санитарии, указаний и предписаний органов государственного надзора в области охраны труда;

в)    организация инструктажа и обучения рабочих, повышения квалификации инженерно-технических работников по вопросам охраны труда;

г)    своевременная организация проверки знаний рабочими и инженерно-техническим персоналом действующих правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии;

д)    обеспечение подведомственных строительных организаций правилами, плакатами, инструкциями, памятками и другими наглядными пособиями по технике безопасности и производственной санитарии, а также в необходимых случаях разработка, согласование и утверждение инструкций, применительно к местным условиям;

е)    организация систематической пропаганды безопасных и здоровых условий труда путем проведения смотров и конкурсов по технике безопасности и производственной санитарии, лекций, докладов, бесед, киносеансов, экскурсий, выпуска газет и бюллетеней, оборудования кабинетов охраны труда и уголков по технике безопасности и производственной санитарии;

ж)    регистрация несчастных случаев, связанных с производством, расследование и отчетность о пострадавших и освоение средств, ассигнованных на мероприятия по охране труда;

з)    изучение (анализ) причин возникновения несчастных случаев, разработка и проведение мероприятий для устранения причин травматизма,

и)    рассмотрение разделов по технике безопасности и производственной санитарии в проектах организации строительства и производства работ с подготовкой по ним заключений;

к)    разработка мероприятий по внедрению рационализаторских предложений и изобретений по охране труда;

л)    руководство работой по обмену опытом в области охраны труда с другими стройками и организациями, рационализаторской и изобретательской работой в этой области.

1.56. На начальников строительно-монтажных управлений или спецформирований и их заместителей возлагаются:

а) своевременное обеспечение мероприятий по охране труда денежными и материальными средствами и контроль за

15

правильным и своевременным расходованием материальных средств, отпускаемых на эти цели;

б)    обеспечение рабочих санитарно-бытовыми помещениями, спецодеждой по установленным нормам, организация ремонта и стирки спецодежды, обеспечение рабочих индивидуальными защитными приспособлениями, спецмылом и аптечками в соответствии с действующими нормами;

в)    планирование мероприятий по охране труда и согласование их с профсоюзными организациями, обеспечение проведения этих мероприятий в установленные сроки;

г)    обеспечение нормального режима работы, отдыха и санитарно-бытового обслуживания;

д)    проведение инструктажа и обучение по охране труда;

е)    подбор кадров технических руководителей, отвечающих по своей квалификации, знаниям и опыту требованиям безопасного выполнения работ.

1.57.    На главных инженеров строительно-монтажных управлений строительства или спецформирований и их заместителей возлагаются:

а)    организация обучения рабочих и повышение квалификации инженерно-технических работников в области техники безопасности, производственной санитарии и трудового законодательства;

б)    систематический контроль за соблюдением рабочими и инженерно-техническими работниками действующих правили инструкций по технике безопасности и производственной санитарии;

в)    анализ несчастных случаев, разработка и проведение мероприятий по предотвращению производственного травматизма;

г)    своевременное рассмотрение и утверждение проектов организации и производства работ, инструктивных указаний и других документов по производству строительно-монтажных работ;

д)    проверка в проектах мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии и внесение, в необходимых случаях, дополнительных решений, обеспечивающих безопасное выполнение работ;

е)    руководство работой по обмену опытом по охране труда с другими стройками и организациями, рационализаторской и изобретательской работы в этой области.

1.58.    Начальник и главный инженер обязаны:

а) выполнять возложенные на них обязанности по технике безопасности и производственной санитарии;

16

б)    не допускать нарушения своими распоряжениями и действиями существующих законов и правил, относящихся к охране труда;

в)    рационально использовать средства, отпускаемые на проведение мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии;

г)    обеспечивать выполнение предписаний органов, контролирующих состояние безопасности работ.

1.59.    На главных механиков строительно-монтажных управлений или спецформирований и их заместителей возлагаются-

а)    надзор и контроль за соблюдением мероприятий по технике безопасности, при монтаже, демонтаже, содержании и эксплуатации машин, механизмов, механизированного инструмента, оборудования энергетического хозяйства, паровых котлов, аппаратов, работающих под давлением, коммуникаций и других средств, обеспечение всех механизмов и оборудования технической документацией;

б)    своевременное испытание и ремонт машин и оборудования, подъемных канатов, цепей и других приспособлений в соответствии с действующими ГОСТ, правилами безопасности и инструкциями;

в)    организация обучения и инструктаж рабочих по безопасной эксплуатации машин, механизмов и энергетических установок, монтажу, демонтажу и содержанию их.

1.60.    Главные механики строительно-монтажных управлений и спецформирований обязаны:

а)    выполнять возложенные на них обязанности по охране труда;

б)    выполнять предписания органов, контролирующих состояние безопасности работ.

1.61.    На механика объекта (участка) и сменных механиков возлагаются:

а)    обеспечение выполнения правил безопасности при эксплуатации, монтаже, демонтаже машин, механизмов, подъемно-транспортных устройств, электрооборудования и коммуникаций;

б)    инструктаж и обучение рабочих, занятых на обслуживании машин и механизмов, по безопасным методам труда;

в)    надзор за исправностью электрических силовых и осветительных сетей и заземлений строительных машин и механизмов, механизированного инструмента и электрооборудования;

17

г)    надзор за наличием и исправным состоянием ограждений механизмов и электропусковых устройств и аппаратуры.

2    3. 3538

1.62.    Механик объекта (участка) и сменные механики обязаны:

а)    выполнять возложенные на них обязанности по охране труда;

б)    выполнять предписания органов, контролирующих состояние безопасности работ.

1.63.    На начальника объекта (участка) и производителей работ возлагаются:

а)    соблюдение правил безопасности при производстве строительно-монтажных работ на участке или объекте;

б)    систематическое наблюдение за исправным состоянием и правильной эксплуатацией лесов, настилов, подмостей, креплений, ограждений и т. п.;

в)    надзор за правильной и безопасной эксплуатацией машин и механизмов, энергетических установок и механизированных транспортных средств;

г)    обеспечение в соответствии с действующими нормами рабочих соответствующей спецодеждой и защитными приспособлениями и контроль за соблюдением норм переноски тяжестей;

д)    инструктаж рабочих по безопасным методам и приемам работ.

1.64.    Начальники объектов (участков) и производители работ обязаны выполнять возложенные на них обязанности и предписания органов, контролирующих состояние безопасности работ.

1.65.    На горных мастеров, сменных инженеров и строительных мастеров возлагаются:

а)    обеспечение правильного и безопасного выполнения горных, строительных и монтажных работ, правильного и безопасного использования машин, механизмов, механизированного инструмента и прочих видов оборудования и строительного инвентаря, исправного состояния откаточных путей, настилов, крепей, стремянок, соблюдения чистоты проходов и рабочих мест, наличия и исправности предохранительных и защитных устройств, нормального освещения рабочих мест;

б)    проведение инструктажа рабочих по технике безопасности и производственной санитарии на рабочих местах;

в)    контроль за применением и правильным использованием инструмента, спецодежды и индивидуальных защитных приспособлений, а также за соблюдением норм переноски тяжестей;

г)    выполнение предписаний органов, контролирующих состояние безопасности работ;

18

д) выполнение возложенных на них обязанностей.

1.66.    Руководящий инженерно-технический персонал, осуществляющий технический надзор, имеет право остановить производственный процесс при возникновении опасности для здоровья и жизни работающих до устранения опасности.

1.67.    Бригадир, назначаемый приказом начальника строительно-монтажного управления, строительства или спецфор-мирования, обязан:

а)    до начала смены осмотреть рабочее место и при обнаружении угрозы для безопасного пребывания там людей принять меры к немедленному ее устранению;

б)    следить за тем, чтобы члены бригады точно выполняли требования безопасности и пользовались только исправным инструментом, оборудованием, приспособлением и спецодеждой;

в)    не допускать упрощения и изменения технологии производства работ без разрешения технического надзора (начальника смены или участка);

г)    не допускать к работе лиц в нетрезвом состоянии;

д)    немедленно сообщать начальнику смены о всех несчастных случаях на производстве в его бригаде.

Бригадир в течение смены не имеет права оставлять рабочее место бригады без разрешения начальника смены.

1.68.    Бригадир и каждый рабочий обязаны немедленно выполнять указания начальника смены об устранении замеченных нарушений правил безопасности.

1.69.    Все руководящие инженерно-технические и административно-хозяйственные работники в пределах порученного им участка обязаны обеспечить:

а)    трудовую дисциплину;

б)    соблюдение условий труда при работе женщин и подростков в соответствии с законодательством;

в)    соблюдение установленного порядка сверхурочных работ;

г)    соблюдение правил инструкций по безопасности;

д)    соответствие своих распоряжений правилам безопасности;

1.70.    Каждый работающий обязан;

а! выполнять требования безопасности и должностные инструкции;

б) заметив опасность, угрожающую людям или сооружению, принять меры к ее устранению и немедленно сообщить об этом бригадиру или представителю технического надзора.

1.71.    Несчастные случаи должны расследоваться и учитываться согласно действующей инструкции о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, на железнодорожном транспорте и транспортном строительстве.

19

Глава 2 СТРОИТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

2.1.    Расположение постоянных и временных дорог, проходов для людей, сетей энергоснабжения, водоснабжения, кранов, механизированных установок, складских площадок, санитарно-бытовых и производственных помещений, а также других устройств должно соответствовать строительному генеральному плану.

2.2.    Организация строительной площадки при сооружении метрополитенов, тоннелей и других подземных сооружений должна отвечать требованиям действующих строительных норм и правил «Техника безопасности в строительстве» Госстроя СССР.

2.3.    Площадка у портала тоннеля или ствола строящегося подземного сооружения должна иметь исправные подъездные пути для движения автотранспорта и строительных машин, а также безопасные проходы для людей. Ширина проходов и проездов должна соответствовать предусмотренной действующими нормами.

2.4.    При выполнении работ в лавиноопасных районах и на участках с возможной осыпью должны быть предусмотрены и осуществлены конкретные меры по защите от снежных лавин и камнепадов.

2.5.    Строительная площадка, участки работ, дороги, проезды, проходы, склады, подкрановые пути, места выполнения земляных работ, эстакады, места погрузки и разгрузки и т. п. должны быть освещены в соответствии с действующими указаниями по проектированию электрического освещения строительных площадок Госстроя СССР.

2.6.    На припортальной и околоствольной выработке должно быть выделено специально оборудованное и огражденное безопасное место для размещения рабочих до начала работы и на время выполнения взрывных работ.

2.7.    До начала основных работ должно быть обеспечено нормальное санитарно-бытовое обслуживание работающих и организовано общественное питание в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил «Техника безопасности в строительстве» Госстроя СССР и «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования».

2.8.    Временные здания и сооружения строительных площадок, мастерские, конторы, копры, эстакады, машинные и другие помещения, а также размеры санитарно-защитных зон

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие «Правила» являются переработанным и дополненным изданием «Правил безопасности на строительстве метрополитенов и тоннелей», выпущенных в 1961 г. При составлении их были учтены прогрессивные изменения, происшедшие за последние годы в технологии сооружения метрополитенов и тоннелей, механизации и автоматизации производственных процессов и организации работ.

«Правила» дополнены новыми разделами.

Глава 3. Сооружение метрополитенов и тоннелей закрытым способом разделами:

Раскрытие тоннельного профиля способами сплошного забоя и уступным.

Возведение монолитных бетонной, железобетонной и прессованной обделок.

Проходка перегонных тоннелей метрополитенов Щитами с горизонтальными площадками в песках с естественной влажностью или осушенных искусственным водопонижением.

Глава 5; Гидроизоляционные работы разделом: Термопластичная гидроизоляция с механизированным нанесением горячей битумной мастики.

Глава 9. Подземный транспорт разделом: Подземная транспортировка машинами с двигателями внутреннего сгорания.

Глава 13. Укладка пути и установка контактного рельса разделами:

Укладочная база.

Сварка и гибка рельсов.

Глава 14. Сооружение метрополитенов и тоннелей открытым способом разделами:

Подготовительные работы.

Монтаж обделок из сборного железобетона.

Глава 15. Специальные способы работ разделами:

Искусственное замораживание грунтов.

Искусственное водопонижение.

3

«Правила техники безопасности и производственной санитарии при строительстве метрополитенов и тоннелей» разработаны лабораторией сооружения тоннелей и метрополитенов отделения ТМ и сектором охраны труда Всесоюзйбго научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИС) Министерства транспортного строительства при консультации Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) МПС с учетом замечаний и предложений отдела охраны труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта, Главтоннельметро-строя, отдела по технике безопасности Министерства транспортного строительства, Главной Горнотехнической инспекции, Метрогйпротранса, Мосметростроя, Ленметростроя, Киевмет-ростроя, Бактоннельстроя, Тбилтоннельстроя и других заинтересованных организаций.

В разработке «Правил» принимали участие:

От ЦНИИС: И. М. Блиновский, А. И. Барышников, А. П. Богородский, Ф. М. Бочаров, А. Д. Бегун, А. Я. Войтен-ко, В. А. Гарбер, А. А. Гладков, А. Д. Глебов, А. А. Громов, Н. А. Губанков, Е. А. Демешко, М. Г. Дмитриев, Я. А. Дор-ман, В. В. Казаров, Б. В. Корякин, М. И. Куранчев, А. М. Листов, В. Л. Маковский, Э. А. Малоян, С. А. Орлов, В. С. Пикуль, В. И. Размеров, В. В. Скобунов, Б. Е. Славин, К. Д7 Троицкий, А. В. Чистяков, К. Б. Шляпин, В. В. Якобс.

От Технического управления Министерства транспортного строительства: Б. Н. Мамырин.

От Главтоннельметростроя:    М.    И.    Иванаев,

Ю. А. Кошелев, В. А. Корнеев.

От отдела охраны труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта: В. Н. Макаров.

От Горнотехнической инспекции Министерства транспортного строительства: В. Г. Домиников, Б. М. Зайченко, А. X. Полюшкин, Л. Г. Брусиловский.

От Метрогйпротранса: Е. А. Василенко, Н. С. Гаврилов, В. И. Гришаев, С. И. Жуков, А. С. Луговцов, И. И. Шевченко.

Мосметростроя: Н. Н. Ададуров, А. О. Белый. Богомолов, Б. П. Воронов, О.

О т ВНИИЖГ Главсанупра МПС: Я- С. Конь.

_ Н.    Зеге,    А.    М.    Круглов,

И. Н. Кушнир, В. Д. Полежаев, П. С. Сметанкин, В. В. Сидор -цев, И. А. Хабибулин, | А. А^Халтурин, П. П. Шахов.

От Г. м

4

От технической инспекции профсоюза на Мосметрострое: Д, М. Гродский, Ю. К. Святухин, Е. Г. Гридин, В. В. Истомин.

От отдела по технике безопасности Министерства транспортного строительства: Б. Л. Вучетич, В. И. Островский.

От Бактоннельстроя:    А. И. Абдулрагимов,

С. Н. Власов, Н. А. Нагиев.

От Ленметростроя: В. М. Капустин, Г. И. Калиновский, Ю. Ф. Соловьев.

От Киевдорстроя: Г. Ф. Калинченко, А. Л. Холодный.

От Тб ил то н нел ьс тро я: П. П. Пачулия, Н. Г. Чич-хиани.

От Московского военизированного горноспасательного отряда: А. И. Надеин.

Техническое оформление «Правил» выполнено Л. П. Емельяновой, Т. А. Лаврентьевой, Г. Б. Медведевой, М. П. Подколенным, К. И. Сутугиной, Г. И. Семеновым, Т. В. Липовка.

«Правила техники безопасности и производственной санитарии при строительстве метрополитенов и тоннелей» редактировали: И. М. Блиновский, А. И. Барышников, А. П. Богородский,' Г. М. Богомолов, С. Н. Власов, Б. П. Воронов, В. И. Гришаев, Е. А. Демешко, В. Г. Домиников, В. В. Каза-ров, М. И. Куранчев, Ю. А. Кошелев, В. А. Корнеев,В. Л. Маковский, Б. В. Корякин, А. С. Луговцов, А. М. Листов, В. Н. Макаров, В. И. Островский, А. X. Полю^икин, Ю. К. Святухин, Д. Д. Силин, В. В. Скобунов, Б. Е. Славин, А. А. Хабибулин, А. В. Чистяков, К. Б. Шляпин, В.В. Якобс.

С выходом настоящих «Правил» действие «Правил безопасности на строительстве метрополитенов и тоннелей», выпущенных в 1961 г., прекращается.

Заместитель директора ЦНИИС Г ХАСХАЧИХ

5

Правила техники безопасности н производственной санитарии при строительстве метрополитенов и тоннелей

СССР

Министерство

транспортного

строительства

Взамен «Правил безопасности на строительстве метрополитенов и тоннелей», утвержденных Министерством транспортного строительства 12 мая 1961 г. и президиумом ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта 26 апреля 1961 г

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие' «Правила» распространяются на все проектные, конструкторские и строительно-монтажные организации Министерства транспортного строительства, проектирующие и строящие транспортные тоннели, метрополитены и другие подземные сооружения.

1.2.    При выполнении проектных, конструкторских и строительно-монтажных работ, помимо настоящих «Правил», необходимо выполнять требования действующих строительных норм и правил Госстроя СССР «Техника безопасности в строительстве», а также требования отраслевых, межотраслевых правил и норм охраны труда и других нормативных документов, приведенных в приложении 1.

В соответствии с требованиями «Правил» и типовых инструкций строительно-монтажные организации должны разрабатывать инструкции по охране труда для рабочих конкретных профессий, занятых на строительстве, с учетом местных условий. Указанные местные инструкции должны быть согласованы с профсоюзными организациями, с соответствующими государственными инспекциями и утверждены главным инженером строительно-монтажной организации.

1.3.    В проектах организации строительства (ПОС) и производства работ (ППР) должны быть предусмотрены конкретные решения:

а) по созданию условий для безопасного и безвредного выполнения работ при различных способах сооружения метро-

Утверждены Министерством транспортного строительства 10 июня 1974 г., президиумом ЦК профсою-' за рабочих железнодорожного транспорта, протокол Ns 54 от 9 июля 1974 г.


Внесены Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС) Министерства транспортного строительства


Срок

введения—

1 июля 1975 г

политенов, транспортных тоннелей и других подземных коммуникаций на строительной площадке в целом и на каждом рабочем месте;

б)    по обеспечению безопасности работ при эксплуатации машин, механизмов и электрооборудования;

в)    по организации и монтажу эффективных вентиляционных систем для каждого этапа строительства;

г)    по безопасному производству работ зимой, а также при неблагоприятных климатических и инженерно-геологических условиях;

д)    по обеспечению требуемых действующими нормами уровней освещенности строительной площадки, горных выработок, рабочих мест, проходов, проездов и организации аварийного освещения;

е)    по санитарно-гигиеническому обслуживанию работающих на строительстве в соответствии с установленными нормами,

ж)    по обеспечению строительных объектов противопожарными устройствами и средствами пожаротушения.

Без указанной проектной документации производство каких-либо строительных и монтажных работ не допускается.

1.4.    Проектная документация на объекты строительства метрополитенов, тоннелей и других подземных сооружений должна разрабатываться специализированными проектными организациями с полным соблюдением в ней требований действующих строительных норм и правил и норм охраны труда, что должно быть удостоверено главным инженером проекта соответствующей записью в материалах проекта.

1.5.    Разработка индивидуальных проектов производства работ, привязка типовых проектов производства работ, составленных проектными организациями, производятся подрядными или субподрядными строительными, строительно-монтажными или по их заказу специализированными проектными организациями.

При этом проекты производства работ должны разрабатываться и привязываться непосредственно на строительной площадке с учетом местных условий.

1.6.    Рабочие чертежи оборудования, машин, механизмов, приспособлений и конструкций, а также проекты производства работ, выполняемые непосредственно строительными организациями, должны соответствовать требованиям действующих норм и правил охраны труда. Они должны быть согласованы с проектной организацией и горнотехнической инспекцией (ГТИ).

Обязанности главного инженера проекта в этом случае воз-

7

лагаются на главного инженера строительной организации или спецформирования.

1.7.    При внедрении новых способов работ, машин, механизмов и приспособлений, не предусмотренных настоящими «Правилами», впредь, до издания специальных нормативных документов, следует выполнять требования инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, разработанных организациями, внедряющими указанные новые средства и приемы работ.

Эти инструкции согласовываются с профсоюзными организациями, соответствующими государственными инспекциями и утверждаются главным инженером вышестоящей организа ции до начала выполнения работ.

1.8.    Мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии, принятые в проектной документации, должны быть доведены администрацией строительной организации непосредственно до сведения исполнителей и руководителей работ, а также лиц, осуществляющих надзор за работами.

1.9.    Организации, проектирующие объекты строительства, обязаны предусматривать во всех проектах способы безопасного производства горных, строительных и монтажных работ в соответствии с действующими правилами и нормами, а также систематически проверять их выполнение в порядке авторского надзора.

1.10.    Применяемые для работы оборудование, машины и механизмы, а также технологические тележки, леса, подмости, настилы, опалубка, лестницы, стремянки и другие приспособления должны быть исправны, соответствовать требованиям ГОСТ и правил и по своей конструкции обеспечивать безопасное и безвредное производство работ.

1.11.    На машины, механизмы и приспособления, а также инвентарные леса и люльки должны быть стандартный паспорт и индивидуальные номера, по которым они записываются в специальный журнал учета и периодического осмотра их технического состояния.

1.12.    Рабочие места и проходы должны полностью соответствовать требованиям, техники безопасности, нормам производственной санитарии и оборудоваться надежными защитными и предохранительными приспособлениями и ограждениями.

На рабочих местах могут находиться только лица, имеющие непосредственное отношение к выполняемой работе.

1.13.    В подземных выработках, на шахтных и строительных площадках, в производственных помещениях, на путях прохода, проезда и транспортирования конструкций и других

опасных местах с учетом местных условий должны быть вывешены плакаты, предупредительные надписи, дорожные знаки, указатели и сигналы, видимые днем и ночью.

1.14.    Все разветвления в выработках должны быть обеспечены освещенными указателями направления выхода на поверхность.

1.15.    Подземные выработки, состояние которых представляет опасность для людей, должны быть закрыты. Места входа в такие выработки, а также, в те из них, работа в которых временно приостановлена, должны быть закрыты решетчатыми перегородками или досками.

1.16.    Каждый забой подземной выработки должен быть снабжен аптечкой с набором медикаментов и средств оказания первой помощи и обеспечен надежной телефонной связью со стволом. Ствол должен быть обеспечен телефонной связью с конторой начальника строительно-монтажного управления (СМУ) или спецподразделения и медпунктом.

1.17.    Строительная организация, строящая подземные сооружения, должна иметь исполнительные чертежи, отражающие инженерно-геологические условия проходки, состояние горных выработок и их крепления, водоотлива и водоснабжения, вентиляции, освещения, заземления, снабжения сжатым воздухом, сигнализации и связи, теплоснабжения и энергетических коммуникаций.

1.18.    К строительству метрополитенов, тоннелей и других подземных коммуникаций допускаются лица не моложе 18 лет только после прохождения ими предварительного медицинского осмотра.

1.19.    При приеме на работу или переводе на другую работу (должность) проводятся: вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, обучение по охране труда и стажировка и первичная проверка знаний. Для работающих на транспортном строительстве проводятся периодическое инструктирование и обучение в соответствии с действующими инструктивными указаниями о порядке инструктажа и обучения по охране труда работников транспортного строительства.

1.20.    Администрация обязана выдать под расписку каждому рабочему инструкцию по охране труда.

Указанные инструкции разрабатываются руководителями строительных организаций и предприятий, участков, цехов и смен на основании утвержденных типовых инструкций с учетом местных условий.

1.21.    Рабочие комплексных бригад или совмещающие несколько профессий должны пройти инструктаж и обучение по

9

1

Здесь и далее под «лицами технического надзора» следует понимать мастера, прораба, начальника смены, начальника участка, механика смены, механика участка.

10

2

Здесь и далее под словами «соответствующие инспекции» следует понимать: техническую инспекцию профсоюза рабочих железнодорожного, транспорта, ГТИ, органы санитарного и пожарного надзора, котлонадзора, энергоиадзора.