МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ СИЛИКАТНЫХ КРАСОК ДЛЯ
РАЗМЕТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Москва
1986
Утверждены зам. директора
Союздорнии
кандидатом технических наук
В.М. Юмашевым
Одобрены Техническим
управлением
Минавтодора ТаджССР (письмо
№ 2/18-345 от 3.9.85)
Изложены сведения о
материалах для приготовления силикатных красок, требования к ним и способ разметки
дорожных покрытий.
Составы красок разработаны
на основе местных материалов.
Применение силикатной краски
позволит получить экономический эффект за счет снижения стоимости применяемых
материалов, сокращения расходов
силикатной краски и экономии энергетических ресурсов.
Стоимость краски в 8 - 10
раз ниже, чем применяемой в настоящее
время для разметки автомобильных дорог краски ЭП-51-55.
Предисловие
Для разметки дорожных
покрытий в СССР применяют эмаль ЭП-51-55 и нитроэмаль № 132 в растворе
легколетучих органических растворителей. Долговечность разметки, устроенной на основе эмали ЭП-51-55, - 3 - 4 мес, на нитроэмали № 132 - 1,5 - 2 мес, что приводит к
необходимости частого обновления разметок за сезон.
В связи с дефицитностью
органических красок и сокращением сырьевых источников остро встал вопрос о
необходимости замены органических красок водорастворимыми (применение последних
более оправдано и с экологической точки зрения).
«Методические рекомендации
по приготовлению и применению силикатных красок для разметки автомобильных
дорог» разработаны на основе результатов лабораторных исследований и
опытно-экспериментальных работ, выполненных в
Среднеазиатском филиале Союздорнии, по получению силикатных
красок на основе местных материалов и применению их для разметки покрытий
автомобильных дорог.
Стоимость силикатной краски
в 8 - 10 раз ниже, чем применяемой в настоящее
время для разметки автомобильных дорог эмали ЭП-51-55.
За счет снижения стоимости
применяемых материалов, сокращения расходов краски
и экономии энергетических ресурсов экономический эффект от применения 1 т
силикатной краски по сравнению с применяемой эмалью ЭП-51-55 составит 1000 руб.
«Методические рекомендации»
составили: канд. хим. наук А.Н. Куманикина, канд. техн. наук А.И.
Исмаилходжаев, инженеры М.Р. Устоев, И.М. Музафаров, В.И. Назаров.
1. Общие
положения
1.1. Силикатная краска для разметки автомобильных дорог представляет собой
суспензию пигментов и наполнителей в жидком калийном стекле: одна часть жидкого
калийного стекла с плотностью 1,15 и одна часть сухой минеральной составляющей.
1.2. Под разметкой понимаются надписи, полосы, фигуры и пр., наносимые на проезжую часть дорог с асфальто- и цементобетонным
покрытиями.
1.3. Разметка наносится строго в соответствии с ГОСТ 13508-74.
1.4. Белизна и размер разметочной полосы должны обеспечивать видимость на
расстоянии не менее 100 м под углом 3 - 4° (т.е. с высоты 1,5 м) и соответствовать ГОСТ
10807-78.
2.
Применяемые материалы и требования к ним
2.1. Сухая минеральная составляющая силикатных красок, представляющая собой смесь молотых минеральных пигментов и
наполнителей, должна удовлетворять следующим требованиям:
Содержание влаги Не
более 1,5 %
Тонкость помола (остаток на
сите с размером ячеек 0,08 мм) Не более 2 %
Удельная поверхность Не
менее 4000 см2/г
Цвет Белый, белый с кремовым оттенком
2.2. Жидкое калийное стекло должно удовлетворять следующим требованиям:
Внешний вид Жидкость
желтоватого или зеленоватого оттенка
Плотность Не
менее 1,3 г/см3
Содержание окиси калия 10,2 - 12,5 %
Содержание двуокиси кремния 20
- 26 %
Кремнеземистый модуль 2,5 - 4
2.3. Сухая составляющая силикатной краски должна быть такого состава (%):
Минеральный наполнитель
(песок кварцевый, гранит белый) 80 - 89
Окись титана 7
- 10
Борат кальция 0,5 - 1
2.4. Жидкое стекло с плотностью 1,3 необходимо разводить водой в соотношении 1:1 до плотности 1,15.
3.
Приготовление силикатной краски и требования к ней
3.1. Приготовление силикатной краски осуществляют в емкостях с
перемешивающим устройством.
3.2. В емкость загружают сухую пигментную часть и жидкое калийное стекло с
плотностью 1,15 в соотношении 1:1 и осуществляют тщательно перемешивание до
получения смеси однородной консистенции.
3.3. Краска, готовая к применению, должна удовлетворять следующим показателям:
Цвет Белый, оттенок не нормируется
Вязкость по воронке ВЗ-4 при
20 °С Не
менее 14 - 16 с
Укрывистость в пересчете на
сухую пленку Не
менее 150 г/м2
Время высыхания при 18 - 20 °С Не
более 20 - 30 мин
Стойкость пленки к действию
воды при 18 - 22 °С Не менее 24 ч
Стойкость пленки к действию
3 %-ного раствора хлористого
натрия при 18 - 22 °С Не
менее 24 ч
Период силикатизации Не
более 8 ч
Коэффициент истираемости 0,8 - 0,9
Прочность пленки при изгибе
по шкале гибкости Не
более 10 мм
3.4. Полученную краску через сито загружают в бак разметочной машины.
3.5. Приготовленная краска должна быть использована в течение 8 ч.
4.
Технология устройства разметки дорог силикатной краской
4.1. Разметку необходимо производить при сухой погоде и температуре
воздуха не ниже 20 - 25 °С.
4.2. Для разметки следует использовать разметочные машины (марки ДЭ-2, ДЭ-3 и др.) или краскопульт.
4.3. Перед заправкой краскопульт, баки, шланги надлежит тщательно промыть водой, проверить работу краскопульта, исправность компрессора, предохранительных, измерительных и пусковых приборов, прочность и надежность крепления шлангов. В каждом конкретном случае
должна быть отработана оптимальная высота поднятия краскопульта в целях
обеспечения равномерного нанесения краски на покрытие.
4.4. Общий объем краски должен быть в пределах 0,5 - 0,75 объема бака машины.
4.5. Проезжую часть размечают в один слой. Расход краски - 250 - 300 г. на
1 м2.
4.6. Разметочная машина должна двигаться вдоль намеченной мелом линии.
4.7. Через 3 - 5 мин после нанесения краски можно открывать движение.
4.8. Каждые 2 - 3 ч (после разового использования бачка машины) необходимо
тщательно промывать краскопульт, шланги и бачок водой.
5.
Контроль качества
5.1. Поставку и приемку красок следует проводить партиями. За партию
принимают укомплектованное жидким калийным стеклом количество сухой пигментной
части, не превышающее дневной выработки предприятия. В партию входят сухая
пигментная часть и жидкое калийное стекло в соотношении 1:1 по массе.
5.2. Компоненты краски необходимо поставлять в двухтарной упаковке
(отдельно сухую пигментную часть и жидкое калийное стекло).
5.3. Отбор проб сухой пигментной части для испытания должен проводиться по
ГОСТ 9980-80, а жидкого калийного стекла - по ГОСТ
13078-81.
5.4. Проверку качества сухой пигментной части, жидкого калийного стекла и готовой к применению краски необходимо
проводить один раз в смену.
5.5. Испытание красок и их составных частей следует проводить при
температуре 20 ± 2 °С.
5.6. Содержание влаги в сухой пигментной части следует определять по ГОСТ 21119.1-75.
5.7. Тонкость помола сухой пигментной части следует определять по остатку
на сите с размером ячеек 0,2 мм по ГОСТ 3584-73 после мокрого просеивания (ГОСТ 21119.4-75).
5.8. Наличие бората кальция в сухой пигментной части краски рекомендуется
определять следующим образом: в фарфоровый тигель засыпают 0,5 - 1 г высушенной пробы сухой пигментной части, затем добавляют 0,5 - 1 г фтористого кальция (или фтористого натрия); смесь смачивают
двумя-тремя каплями концентрированной серной кислоты и тщательно перемешивают
стеклянной палочкой. Полученную смесь на стеклянной палочке подносят к пламени
горелки, не касаясь его. При наличии бората кальция край пламени через
некоторое время окрашивается в светло-салатный цвет.
5.9. Внешний вид жидкого калийного стекла допускается определять путем его
просмотра в проходящем рассеянном дневном свете. Для этого жидкое стекло
наливают в 100-мл стеклянный колориметрический цилиндр и невооруженным глазом
отмечают оттенок стекла (желтоватый или зеленоватый).
5.10. Плотность жидкого калийного стекла следует определять в соответствии
с ГОСТ
13078-81.
5.11. Для того чтобы определить содержание окиси калия в жидком стекле, необходимо установить щелочность раствора жидкого стекла титрованием
соляной кислотой. С этой целью 1 - 2 г раствора жидкого калийного стекла
отвешивают на часовом стекле и переносят горячей водой в колбу вместимостью 250
мл для титрования. Воды в колбе должно быть не менее 100 мл. Раствор тщательно
взбалтывают.
Титрование начинают после
остывания колбы с раствором: прибавив две капли раствора бромкрезолового
пурпурового, титруют 0,1 н раствором соляной кислоты до желтой
окраски.
Количество окиси калия (К2О, %) определяют по формуле
где V -
количество 0,1 н раствора соляной кислоты, затраченное на титрование, мл;
0,0047 - коэффициент для пересчета количества 0,1 н раствора соляной
кислоты в окись калия, мл;
b - исходная навеска жидкого
калийного стекла, г.
Титрование проводят трижды и
берут среднее арифметическое значение двух близких определений.
5.12. Содержание двуокиси кремния в жидком калийном стекле следует
определять методом титрования соляной кислотой.
В колбу с раствором жидкого
стекла после определения щелочности добавляют 3 - 4 г кристаллического
фтористого натрия, две капли раствора бромкреозолового пурпурного, взбалтывают
и титруют 1 н раствором соляной кислоты до получения винно-красного цвета.
Предварительно в каждой
вновь полученной банке фтористого натрия определяют примесь двуокиси кремния.
Для этого в колбу доливают 10 мл дистиллированной воды и проводят титрование по
описанной выше методике.
Количество двуокиси кремния
(SiO2, %) определяют по формуле
где V1, V2 - количество 1 н раствора соляной кислоты,
затраченное на титрование соответственно пробы и примеси двуокиси кремния во
фтористом натрии, мл;
0,015 - количество двуокиси кремния, соответствующее 1 мл 1 н раствора
соляной кислоты, г;
b - навеска пробы, г.
Титрование проводят трижды и
берут среднее арифметическое значение двух близких определений.
5.13. Определение кремнеземистого модуля (М) жидкого калийного стекла проводят расчетным путем по формуле
где S, K - содержание соответственно
двуокиси кремния и окиси калия, %;
А -
отношение молекулярной массы окиси калия к молекулярной массе двуокиси кремния,
равное 1,5684.
Определение содержания окиси
калия, двуокиси кремния в жидком калийном стекле и кремнеземистого модуля
производят реже одного раза в месяц и при поступлении новой партии
силикат-глыбы.
5.14. Для определения цвета краски необходимо сравнить цвет исследуемой
краски с эталоном.
Жидкое калийное стекло
разбавляют водой до плотности 1,15. К 50 мл жидкого стекла при непрерывном
перемешивании добавляют 50 г сухой пигментной части.
Смесь перетирают в ступке,
наносят кистью на белую плотную бумагу и после высыхания сравнивают с эталоном.
5.15. Вязкость краски, готовой к применению, следует определять по ГОСТ 8420-74.
5.16. Кроющую способность краски определяют по ГОСТ 8784-75.
5.17. Чтобы установить время высыхания краски, необходимо на пластинку с
нанесенным покрытием толщиной 20 - 25 мк, после определенного времени высыхания
при температуре 18 - 20 °С, наложить полоску копировальной бумаги
шириной 15 мм окрашенной стороной книзу, поверх нее - деревянную пластинку
площадью 1 см2, а на пластинку - груз весом 200 г. Через 30 с все
снимают и по характеру отпечатка, полученного на пленке от
копировальной бумаги, делают заключение о времени высыхания. Время практического высыхания -
это промежуток времени с момента нанесения испытуемого
материала до момента, когда на образующейся пленке толщиной 20 - 25 мк не
останется цветного отпечатка от копировальной
бумаги после воздействия на нее груза, при
относительной влажности воздуха 60 - 65 %.
5.18. Водостойкость пленки рекомендуется определять следующим образом:
стальную пластинку, покрытую краской и высушенную, помещают на 2/3 высоты
покрытия в дистиллированную воду и выдерживают в ней 24 ч. Затем пластинку вынимают, с помощью
фильтровальной бумаги высушивают и выдерживают на
воздухе 1 ч, после чего определяют внешний вид и цвет пленки. Они должны оставаться, как правило, без изменений. Допускается
незначительное посветление пленки.
5.19. Стойкость пленки к действию 3 %-ного раствора хлористого натрия
следует определять так же, как и ее водостойкость,
но прежде чем просушить пластинку с помощью
фильтровальной бумаги, ее промывают водой. Внешний вид и цвет пленки должны остаться без изменения. Допускается
незначительное посветление пленки.
5.20. Для установления периода силикатизации краски необходимо определить время перехода краски из растворимого состояния в нерастворимое.
Испытание
проводят по ГОСТ 16976-71.
При этом вместо проявленной и закрепленной
фотобумаги используют копировальную
бумагу черного цвета. Испытание проводит через 8 ч после нанесения краски на плотную
белую бумагу. Результаты считают положительными, если на копировальной
бумаге не остаются отпечатки краски.
5.21. При определении коэффициента истираемости
необходимо использовать
метод, сущность которого заключается в сравнении износостойкости полученного образца
краски и эталонной эмали ЭП-51-55.
Для определения износостойкости
красок используют абразивный круг истираемости ЛКИ с 33 об./мин.
Испытуемую краску наносят на образец из
асфальтобетонной смеси (7×7 см) слоем 0,35 мм, закрепляют на приборе и
начинают испытание. Одновременно включают секундомер. Испытание считается
законченным при полном истирании поверхности образца.
Для сравнения в
этих же условиях определяют истираемость эмали
ЭП-51-55. Коэффициент истираемости эмали приняли равным единице (или 82
об./мин). Краска с коэффициентом, равным 0,8 - 0,9,
считается пригодной для разметки дорог.
Время
определения истираемости составляет 2 - 5 мин.
5.22. Прочность пленки при изгибе следует
определять по ГОСТ 6806-73.
6.
Упаковка, транспортирование и хранение
6.1. Упаковку, транспортирование и хранение сухой пигментной части следует
проводить в соответствии с ГОСТ 9980-80, жидкого калийного стекла ГОСТ 13078-81.
6.2. Сухую пигментную часть красок и жидкое калийное стекло необходимо
хранить в сухих закрытых помещениях в плотной упаковке.
Температура
хранения жидкого калийного стекла должна быть не ниже минус 5 °С.
6.3. Комплект краски должен
сопровождаться паспортами на сухую пигментную часть и на жидкое калийное
стекло, а также краткой инструкцией по применению красок.
В паспортах
указывают: наименование и адрес завода-изготовителя; номер партии и дату составления
паспорта; шифр стандарта; срок хранения.
7.
Техника безопасности
7.1. При приготовлении и хранении красок, а также при разметке дорог
необходимо руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве,
ремонте, содержании автомобильных дорог» (М.: Транспорт, 1978).
7.2. Ограждение места работы и расстановка дорожных знаков при разметке
дорог должны осуществляться в соответствии с «Инструкцией по ограждению мест
работы и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте
автомобильных дорог» ВСН 179-73, а также ГОСТ
10807-78, ГОСТ 13508-74, главой СНиП III-4-80.
7.3. Пешеходные переходы надлежит размечать сначала на одной стороне
проезжей части, затем на другой. Движение транспорта должно быть обеспечено в
обоих направлениях по свободной полосе.
7.4. Рабочие, занятые на разметке, должны быть ознакомлены с правилами
техники безопасности и противопожарной охраны, а также обеспечены
индивидуальными средствами защиты (очками, резиновыми перчатками).
7.5. При попадании краски или раствора калийного жидкого стекла на кожу необходимо
это место тщательно промыть водой.
В случае
попадания краски в глаза их надо немедленно промыть водой и 3 %-ным раствором
борной кислоты.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 1
1.
Общие положения. 2
2.
Применяемые материалы и требования к ним.. 2
3.
Приготовление силикатной краски и требования к ней. 2
4.
Технология устройства разметки дорог силикатной краской. 3
5. Контроль
качества. 3
6.
Упаковка, транспортирование и хранение. 6
7. Техника безопасности. 6
|