Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Организация проведения и рассмотрения результатов оценки воздействия на окружающую среду

3 Содержание ОВОС

4 Оформление результатов проведения ОВОС

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

28.06.1991УтвержденМинистерство тяжелого машиностроения СССР
28.06.1991ПринятГоскомприроды СССР
РазработанГипротяжмаш

Interim Procedural Guidelines for Conducting Environmental Impact Assessment of the Activity of Heavy Industries for the Development of Feasibility Studies and Documentation for Construction, Rehabilitation, or Expansion

МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР

"СОГЛАСОВАНО"

Первый заместитель начальника
Главгосэкоэкспертизы:
Госкомприроды СССР

М.Д. Максименко

"28" июня 1991 г.

"УТВЕРЖДАЮ"

Первый заместитель
начальника отдела
создания мощностей и
социального строительства
Минтяжмаша СССР

А.И. Шачков

"28" июня 1991 г.

Временная инструкция
о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий тяжелого машиностроения при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения)

Москва - 1991 год

разработана Государственным институтом по проектированию предприятий тяжелого машиностроения (Гипротяжмаш) проектного объединения ПО "Союзтяжмашпроект"

Генеральный директор

ПО "Союзтяжмашпроект"                                                                   В.М. Ярцанкин

Главный инженер

ПО "Союзтяжмашпроект"                                                                   А Н. Савельев

Начальник ОРОиБР,

руководителе темы                                                                              В.В. Кубанцев

Главный специалист

технического отдела                                                                            М.В. Абрамов

Главный специалист

энергетического отдела                                                                      М.Н. Тер-Микаэлян

Главный инженер проекта                                                                 В.О. Меньшинин

Начальник группы ОРОиБР                                                                Л.В. Кузьменкова

В работе принимали участие специалисты ГПистроймаша (г. Брянск)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Временная инструкция*:

____________

*) Инструкция подлежит пересмотру или дополнению по мере наработки и утверждения новых законодательных и нормативных документов, регламентирующих процесс ОВОС и рассмотрение ее результатов: при государственной экологической экспертизе планово-проектной документации.

разработана:

в развитие "Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства новых и реконструкции, расширения и технического перевооружения народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной руководством Госкомприроды СССР 13 мая 1990 г.;

с целью организации проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о развитии предприятий тяжелого машиностроения;

в дополнение к действующим документам, регламентирующим порядок, объем и содержание проектных проработок на стадии ТЭО (ТЭР), проекта (рабочего проекта) тяжелого машиностроения;

предназначена для:

организаций-заказчиков документации, представляющих гарантии обществу экологической безопасности последствий реализации ТЭО (ТЭР) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения** предприятий тяжелого машиностроения;

____________

**) В дальнейшем ТЭО и проектов строительства предприятий.

организаций-разработчиков проектной документации и материалов ОВОС;

ведомственной экспертизы ТЭО (ТЭР), проектов и смет;

определяет:

порядок организации и проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения;

объем проработки вопросов оценки воздействия на окружающую среду на стадии ТЭО и проекта и в случае внесения изменений в ранее утвержденные проектные решения;

ответственность заказчиков и разработчиков за соблюдение правил проведения ОВОС;

принципы и критерии ОВОС ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения;

форму представления результатов ОВОС и их обсуждения с общественностью региона размещения нового или действующего предприятия тяжелого машиностроения при его реконструкции, расширении или техническом перевооружении.

1.2. ОВОС - это определение характера и уровня опасности всех потенциальных видов воздействия намечаемых к строительству предприятий на окружающую среду и здоровье населения, а также оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намечаемой деятельности.

1.3. ОВОС проводится в целях:

изучения взаимосвязей предлагаемых проектных решений с особенностями экологических условий, медико-биологической обстановки и социально-экономической инфраструктуры, сложившейся в районах размещения объектов тяжелого машиностроения;

обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития этих предприятий с развитием предприятий других отраслей;

обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности населения в районе размещения или эксплуатации предприятий тяжелого машиностроения;

разработки необходимых и достаточных мер по предотвращению отрицательных экологических последствий реализации ТЭО или проектов строительства новых, а также деградации окружающей среды в районах действующих (реконструируемых, расширяющихся) предприятий;

обеспечения восстановления нарушенных природных систем в результате предыдущей эксплуатации предприятий тяжелого машиностроения;

1.4. финансирование работ по подготовке рабочей документации и строительству объектов по ней допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по соответствующему ТЭО или проекту.

1.5. К основным принципам ОВОС относятся:

интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, экологических, экономических и других показателей проектных решений;

альтернативность (вариантность) проектных решений, обеспечивающих соблюдение экологических ограничений (требований);

учет в проектных решениях региональных особенностей территории, где размещается площадка намечаемого строительства или действующего предприятия, включая:

состояние экосистем и уровень их устойчивости к прогнозируемым воздействиям на окружающую среду;

состояние здоровья населения;

исторические, культурные, этнические и другие интересы населения региона;

перспективы социально-экономического развития региона.

1.6. В результате проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, реализации которых:

не представляет угрозы для здоровья персонала предприятия, населения и условий его жизнедеятельности при прямом, косвенном, кумулятивном и других видах воздействия предприятия и производимой им продукции с учетом отдаленных последствий;

не приведет к необратимым или кризисным изменениям в окружающей среде в период строительства, эксплуатации и ликвидации предприятий.

1.7. Ответственность за организацию и проведение ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий отрасли, а также за качество передаваемых разработчику исходных данных несет заказчик документации, который обеспечивает подбор компетентных исследовательских, проектных организаций и специалистов, финансирование необходимых для этого работ, включая, в частности, сбор соответствующей информации, проведение инженерно-экологических изысканий и научных исследований.

1.8. Разработчик документации отвечает перед заказчиком за полноту и качество проведения ОВОС и оформления полученных результатов.

1.9. Стоимость разработки материалов ОВОС определяется на основании рассчитанных трудозатрат и предусматривается дополнительно к смете расходов на разработку ТЭО или проекта строительства.

1.10. За искажение и сокрытие информации о возможных отрицательных последствиях должностные лица организаций-заказчиков и разработчиков документации привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

1.11. Неотъемлемой частью настоящей инструкции является "Пособие по обеспечению проведения ОВОС при подготовке ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения"*.

____________

*) В дальнейшем "Пособие"

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

2.1. Требование о проведении ОВОС формулируется заказчиком в задании на разработку ТЭО и проекта.

2.2. Для проведения ОВОС заказчик передает разработчику исходную информацию в соответствии с перечнем, приведенным в "Пособии".

2.3. На начальном этапе разработки ТЭО заказчик или по его поручению разработчик документации готовит "Заявление о намерениях", в котором излагает принципиальные решения о будущей хозяйственной деятельности и ожидаемых воздействиях на окружающую среду, и организует его предварительное обсуждение с территориальными органами власти и управления и представителями общественности региона. Обсуждение проводится с целью выявления экологически значимых позиций местного населения, экологических ограничений и условий ведения хозяйственной деятельности, обусловленных социально-экономическими, природными, историческими и иными особенностями территории. Полученная информация используется при разработке ТЭО и проекта и проведении ОВОС.

2.4. разработчик ТЭО или проекта систематизирует и анализирует исходную информацию, собирает дополнительные данные об экологических последствиях эксплуатации аналогичных предприятий отрасли или других ведомств, определяет направления дополнительных проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, необходимых для выполнения ОВОС (если такие требуются), проводит оценку воздействия и оформляет ее результаты в соответствии с требованиями раздела 4 настоящей Инструкции.

2.5. На основе результатов ОВОС заказчик и разработчик документации подготавливают "Заявление об экологических последствиях" (ЗЭП), передают его в Совет народных депутатов тех административно-территориальных образований, где намечается реализовать хозяйственную деятельность, и организуют обсуждение ЗЭП с представителями общественности. Итоги обсуждения оформляются протоколом. Форма ЗЭП приведена в "Пособии".

2.6. По результатам обсуждения при необходимости вносятся коррективы и изменения в ТЭО или проект, после чего ТЭО или проект передается в ведомственную, а затем на государственную экологическую экспертизу, которая является последним этапом ОВОС.

3. СОДЕРЖАНИЕ ОВОС

3.1. Сбор и анализ необходимой информации о:

возможных способах осуществления намечаемой деятельности и вариантах технологических процессов и оборудования (как правило, развитие предприятий отрасли должно планироваться с применением технологий, прошедших государственную экологическую экспертизу, а также результатов научно-исследовательских проработок, проводимых отраслью);

реальных альтернативах принимаемому решению;

социально-экономической инфраструктуре территории, на которой размещается предприятие;

состоянии окружающей среды для всех рассмотренных вариантов размещения предприятия;

демографических показателях и заболеваемости населения.

3.2. Определение источников, видов и объектов воздействия.

3.2.1. В качестве основных источников воздействия предприятий тяжелого машиностроения рассматриваются:

технологические процессы и производства;

вспомогательные объекты на территории предприятия, включая хранилища химически опасных веществ, топлива, отходов и др., энергетическое хозяйство;

транспорт для перевозки сырья и продукции.

3.2.2. Характерными для предприятий отрасли видами воздействия являются:

химическое загрязнение;

тепловое воздействие;

физическое воздействие (шум, вибрация, электромагнитное излучение);

изъятие природных ресурсов (отбор воды, изъятие земель, уничтожение растительности);

3.2.3. Объектами воздействия предприятий тяжелого машиностроения могут быть:

персонал предприятия;

население, проживающее в пределах зоны нормируемого воздействия;

отдельные элементы природной среды;

охраняемые территории и отдельные объекты (истерические, культурные, природные) и т.д.

3.3. Прогнозирование возможных изменений в окружающей среде от воздействий предприятий, которое проводится по выявленным экологически значимым позициям и включает в себя прогноз изменения качества и состояния окружающей среды, условий для воспроизводства растительного и животного мира, изменения ландшафта и т.д.

3.4. Оценка возможных последствий для окружающей среды, здоровья и условий жизни населения, вызываемых прогнозируемыми изменениями.

3.5. Оценка вероятных аварийных ситуаций и их последствий для окружающей среды и здоровья населения.

Как наиболее характерные для предприятий машиностроения рассматриваются:

технические ошибки персонала;

отказы технических систем;

пожар;

взрывы;

аварийные ситуации на соседних предприятиях (объектах) повышенного аварийного риска;

стихийные бедствия.

3.6. Определение мер и мероприятий по снижению (предупреждению отрицательных воздействий на окружающую среду и здоровье населения в условиях нормальной эксплуатации, и в аварийной ситуации, к которым относятся специальные технические средства по очистке газовых выбросов, сточных вод, организации водооборотных систем, переработке и хранению отходов производств и т.д.

В случае реконструкции, расширения или технического перевооружения предприятия анализируется эффективность ранее выполненных мероприятий по охране атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, рекультивации земель и т.п.

3.7. Определение остаточных воздействий на окружающую среду с указанием количественных показателей для нормируемых воздействий и методов контроля.

3.8. Анализ полноты и достаточности мер и мероприятий по предотвращению и снижению отрицательных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намеченных проектных решений.

В случае размещения предприятий тяжелого машиностроения с относительно незначительной численностью персонала в населенных пунктах (со сложившейся социально-демографической структурой, оценка социально-экономических последствий размещения (развития) объекта может даваться в общем виде, имея в виду, что такие предприятия не могут оказать заметного влияния на социальную инфраструктуру, условия жизни населения, его занятость и т.п.

3.9. Эколого-экономическая оценка проектных решений:

расчет полных общественных затрат на осуществление предлагаемых вариантов с учетом выявленных социально-экологических последствий;

дополнительные ("частные") оценки, такие как хозрасчетные выгоды, объем компенсационных выплат и затрат на ликвидацию или снижение отдельных отрицательных последствий и т.п.;

ориентировочные расчеты рентабельности объекта с учетом динамики цен на сырье, материалы, продукцию, изменения источников поставок исходного сырья и комплектации.

3.10. Анализ альтернативных вариантов осуществления хозяйственных решений и формирование новых (при необходимости).

3.11. Предложения по организации научных исследований, направленных на изучение экологических последствий вновь выявленных неизученных и ненормируемых воздействий.

3.12. На стадии ТЭО (ТЭР) на строительство новых, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий тяжелого машиностроения ОВОС проводится в объеме, предусмотренном разделом 3 настоящей Инструкции.

3.13. На стадии проекта (рабочего проекта) ОВОС в объеме раздела 3 настоящей Инструкции проводится в тех случаях, когда на предыдущей стадии проектирования оценка воздействия не выполнялась.

В других случаях ОВОС заключается в детализации и уточнении отдельных показателей уровней воздействия предприятий на окружающую среду и может ограничиваться объемом, предусмотренным СНиП 1.02.01-85 или экспертными оценками, о чем должна быть сделана соответствующая запись-обоснование.

4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС

4.1. Основные выводы и предложения о вариантах хозяйственной деятельности, базирующиеся на материалах ОВОС, излагаются в общей пояснительной записке ТЭО или проекта.

4.2. Результаты оценки воздействия на окружающую среду излагаются в отдельной брошюре и в следующей последовательности:

указывается наименование организаций, участвовавших в проведении и подготовке ее результатов;

в краткой форме приводится обоснование принимаемого решения по созданию предприятия (производства), даются ссылки на документы более ранних стадий, на основании которых разрабатывались данные проектные решения;

описываются существующее состояние окружающей среды и здоровья населения, а также существующая социально-экономическая структура района размещения нового или реконструируемого предприятия (производства);

приводятся общие сведения об альтернативах создаваемого (реконструируемого и т.д.) предприятия, включая источники, виды и характеристики его воздействия на окружающую среду;

перечисляются экологические ограничения, выявленные и учтенные при разработке проектных решений;

излагаются выявленные экологически значимые позиции различных групп населения (общественности, профессиональных сообществ и т.д.) по поводу проектируемого предприятия (производства);

описываются изменения в окружающей среде и прогнозируемые последствия реализации данных проектных решений в районе намечаемого размещения или расположения реконструируемого предприятия (производства) при их нормальной эксплуатации и в условиях аварийной ситуации;

приводится перечень мероприятий по предотвращению или снижению отрицательного воздействия создаваемого или реконструируемого предприятия (производства) на окружающую среду, здоровье людей и социально-демографическую структуру района размещения объекта*.

____________

*) Описание технических, технологических, организационных и других мер и мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с результатами ОВОС, приводится в разделе ТЭО или проекта строительства предприятия "Охрана окружающей среды".

4.3. К материалам ОВОС прилагаются:

документы согласования проектных решений с органами системы Минздрава СССР и органами государственного надзора, ответственными за соблюдение требований природоохранительного законодательства Союза ССР;

заключение ведомственной экспертизы ТЭО или проекта строительства предприятия;

материалы обсуждения ОВОС по ТЭО или проекту строительства с общественностью района размещения или эксплуатации предприятия (производства) с изложением основных разногласий.

4.4. Изложение результатов ОВОС завершается "Заявлением об экологических последствиях", которое подписывается заказчиком и разработчиком (генеральным проектировщиком) документации и включает:

титульный лист;

цель и необходимость реализации данных проектных решений;

описание наиболее значимых воздействий на окружающую среду и экологических последствий для условий жизни и здоровья населения в результате реализации выбранного варианта, в том числе и в аварийных ситуациях;

количественные оценки уровня потенциальной экологической опасности проектируемого предприятия (производства, мощности);

перечень основных мер и обязательств, гарантирующих создание, эксплуатацию и ликвидацию данного объекта в соответствии с природоохранными нормами и правилами.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Организация проведения и рассмотрения результатов оценки воздействия на окружающую среду. 3

3. Содержание овос.. 3

4. Оформление результатов проведения овос.. 4