Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

77 страниц

471.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания предназначены для персонала ТЭС и территориальных акционерных обществ, несущих ответственность за организацию, выполнение работ по учету топлива и осуществляющих претензионную работу.

Заменяет РД 34.09.105-88 изд. 1988 г. СПО Союзтехэнерго

Отменены пункты: 1.1-1.16, 1.19, 1.21-1.23, 1.25-1.27, 2.1.1, 2.1.4-2.1.8, 2.1.10-2.1.17, 2.1.20, 2.1.22, 2.1.23, 2.2.1-2.2.4, 2.4.1-2.4.4, 2.5.1, 2.5.2, 2.5.4, 2.6.1-2.6.5, 2.6.9.1, 2.6.9.6, 2.6.10.1, 2.6.10.2, 2.6.10.6, 2.6.10.11-2.6.10.13, 2.7 1-2.7.7, 2.9.1-2.9.3, 2.9.6-2.9.11, 2.10, 2.11.1, 2.11.2, 2.11.4, 2.11.4.1, 2.11.4.2, 2.11.4.3, 3.1, 3.3-3.10; Приложения: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 26, 27, 29, 30 приказом НП "ИНВЭЛ" № 94/2 от 21.12.2009 г. Смотри: СТО 70238424.27.100.033-2009 "Хозяйство жидкого топлива ТЭС. Условия создания. Нормы и требования"; СТО 70238424.27.100.034-2009 "Хозяйство жидкого топлива. Прием, хранение, подготовка и подача мазута на ТЭС. Условия поставки. Нормы и требования"; СТО 70238424.27.100.035-2009 "Хозяйство жидкого топлива. Прием, хранение, подготовка и подача мазута на ТЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования".

Оглавление

1 Общие положения

2 Опреативный учет топлива

   2.1 Приемка твердого и жидкого топлива по количеству

   2.2 Приемка твердого и жидкого топлива по качеству

   2.3 Приемка газообразного топлива по количеству и качеству

   2.4 Топливо, переадресованное с других предприятий

   2.5 Списание естественных потерь топлива при перевозках

   2.6 Предъявление претензий поставщикам и перевозчикам топлива. Реокмендации по подготовке претензионных документов

   2.7 Отпуск топлива на сторону, хозяйственные и другие нужды

   2.8 Списание примесей и отходов топлива

   2.9 Количество и качество топлива, израсходованного на технологические цели (нужды)

   2.10 Инвентаризация остатков твердого топлива

   2.11 Учет движения твердого и жидкого топлива за месяц

3 Технический учет топлива

4 Бухгалтерский учет топлива

   4.1 Общие указания

   4.2 Первичные документы

   4.3 Регистры бухгалтерского учета, порядок их заполнения и ведения

   4.4 Расчеты с поставщиками за топливо

   4.5 Учет топлива в пути

   4.6 Учет неотфактурованных поставок топлива

   4.7 Калькулирование заготовления топлива

   4.8 Списание стоимости израсходованного топлива

   4.9 Организация учета топлива при автоматизированной обработке информации

Приложения

Показать даты введения Admin

Страница 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ

РД 34.09.105-96

ОРГРЭС Москва 1997

Страница 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ

РД 34.09.105-96

Москва

СЛУЖБА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ОРГРЭС

1997

Страница 3

Разработано АО "Фирма ОРГРЭС"    __

Исполнатслн Н.Л. АСТАХОВ. А.В. ЛЕБЕДЕВ. Г.С. ДРОНКИНА. 3 Г ФИЛАНОВСКИЙ Утверждено Российским акционерным обществом энергетики и электрификации "ЕЭС России" 12.05.96 г.

Первый вице-президент В.В. КУДРЯВЫЙ Согласовано с Департаментом науки и техники РАО "ЕЭС России" 01.04.96 г.

Начальник А.П. БЕРСЕНЕВ, с Департаментом эксплуатации энергосистем и электрических станции РАО "ЕЭС России" 29.04.96 г.

Начальник В.И. ГОРОДНИЦКИЙ

Методические указания разработаны АО "Фирма ОРГРЭС" по поручению Департамента науки и техники РАО "ЕЭС России" И являются собственное гыо РАО.

Перепечатка Методических указаний и применение их в других отраслях промышленности России, а также в странах ближнего зарубежья допускается исключительно с разрешения Собственника.

©СПО ОРГРЭС. 1997.

Подписано к печати 24.09.97    Формат    60*84    1/8

Печать офсетная    Уел.    печ.    л.    8,83    Уч.-изд.    л.    8.0    Тираж    590    эк    i.

Заказ    Издат.    97076

Производственная служба передового опыта эксплуатации эмсргопрсдприяпгий ОРГРЭС 105023, Москва, Семеновский пер., д. 15 Участок оперативной полиграфии СПО ОРГРЭС 109432, Москва, 2-й Кожуховский проезд. X 29. строение 6 Сверстано на ПЭВМ

Страница 4

УДК 621.311

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОПЛИВА    РД    U    09    105    %

НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ

Срок действия у стаиовлен с 01 01 1996 г ()о 01 01 2000 ?

Настоящие Методические указания (МУ) регламентируют вопросы организации работ по учету всех видов котельно-печного (технологического) топлива на тепловых электростанциях (ТЭС) и в районных котельных, устанавливают порядок и методы проведения этих работ. При этом районные котельные, исходя из местных условий, могут допускать отклонения от требований настоящих МУ с последующим согласованием их в вышестоящей организации.

Методические указания предназначены для персонала ТЭС и территориальных акционерных обществ (далее — энергообьединение), несущих ответственность за организацию, выполнение работ по учету топлива и осуществляющих претензионную работу.

К МУ приложен перечень нормативно-технических документов (приложение I), которыми необходимо руководствоваться в работе по учету топлива.

С выходом настоящих МУ утрачивают силу “Правила учета топлива на электростанциях: РД 34.09.105-88” (М.: СПО Союзтехэнерго, 1988) и Извещение об изменении № I "Правил учета топлива на электростанциях: РД 34.09.105-88" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1988).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Основным видом материальных ресурсов, расходуемых электростанциями на технологические нужды (на производство электроэнергии и тепла), является котельно-печное (технологическое) топливо. Топливо, расходуемое электростанциями на другие цели, рассматривается как вспомогательный материал.

1.2.    Все топливо, поступающее на ТЭС и расходуемое на технологические и другие нужды (цели), а также хранящиеся на складе и отпускаемое сторонним организациям, подлежит строгому учету.

Учет топлива включает:

определение его количества и качества в требуемом объеме и с требуемой точностью:

периодическую инвентаризацию;

предъявление претензий поставщикам и транспортным организациям при обнаружении расхождений по количеству и качеству топлива; при поступлении смерзшегося топлива и т.д.;

документальную регистрацию выполняемых операций.

13. Для ведения учета топлива электростанции должны быть оснащены необходимым оборудованием, устройствами и приборами по контролю его качества и количества. Учет топлива на крупных ТЭС следует осуществлять с помощью персональных компьютеров.

1.4.    Все операции по учету топлива оформляются документами, формы которых с примерами их заполнения приведены в приложениях.

Эти формы являются рекомендуемыми и в них могут быть внесены изменения с тем, чтобы они отраясали особенности конкретной электростанции и районной котельной.

1.5.    Поступлывк-, расходование, переадресовка (далее — движение) топлива на электростанции, а также остатки по результатам инвентаризации отражаются в формах первичной документации с учетом топлива госрсэсрва.

1.6.    Данше о количестве поступившего и израсходованного топлива и его остатках отража-ются в статистической государственной и ведомственной отчетности.

1.7.    Учет топлива подразделяется на оперативный, технический и бухгалтерский, каждый из которых ведется соответствующим и службами и подразделениями электростанции.

Оперативный учет отражает движение топлива в натуральном исчислении и включает: приемку топлива от поставщиков по количеству и качеству, определение его расхода на техиоло-

Страница 5

4

iiraccKiic нужды, ведение претензионной работы, а также периодическую инвентаризацию. Опера* швиый учет твердого м ЖИДКОГО топлива являекя функцией эксплуатационною персонала топ* швио-транспортого цеха (ТТЦ) или участка цеха, а ведении которого находится топливное хозяйство. я газообратного топлива — производственно-технического отдела (ПТО). Анализ качественных показателей топлива выполняется химическим цехом (лабораторией).

Организация приема, раэ<руэкн, хранения и подачи топлива на технологические нужды определяется п. 4.1 “Топливно-транспортное хозяйство” ПТЭ (I] и соответствующими местными ин-сфукинями.

Технический учет отражает расход топлива на технологические нужды в натуральном и условном исчислении, при этом определяется основной показатель, характеризующий эффект»* поел. тоитвоиспо.льзоваюи на электростанции, — удельный расход условного топлива на отпуск электрической энергии и тепла, а тахже размеры экономии (перерасхода) топлива в целом по электростанции. Технический учет должен выполняться ПТО.

Бухгалтерский учет представляет собой документальную регистрацию топлива в денежном и натуральном выражаот. а также контроль всех хозяйственных операций, связанных с движением топлива и расчетами с поставщиками. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией 'MctapocTHiaoiH или энсргообъслинсния, при этом бухгалтерии ТЭС подготавливают исходные ма-тсриаты.

1.8.    О1ветсгве101остъ за организацию и постановку учета топлива на электростанции несут се директор и главный бухгалтер.

1.9.    В договорах на поставку топлива, заключаемых, как правило, непосрсдслвсюю с пронзво-;игп* 1ямн (поставщиками) или посредниками, следует предусматривать конкретные положения по провслснню контроля количества и качества топлива как у поставщика, так и у потребителя, так как основным документом при рассмотрении споров в арбитражном суде является договор.

1.10.    На электростанции должен быть обеспечен контроль всего количества поступающею шердою, жидкого и газообразного топлива, а также качества газообразного топлива. Контроль качества твердого и жидкого топлива может осуществляться как периодически (при этом обаятельно в тех случаях, когда есть сомнения в соответствии качества топлива техническим условиям. ci анчар гам и условиям поставки), так и постоянно.

1.11.    Настройка и техническое обслу живание установленных на электростанции контрольно in* мерительных приборов, предназначенных для непрерывного и периодического определения количества и качества топлива (весов, расходомеров, влагомеров, радиоизотопных коииснтрациомс-ров. плотномеров, калориметров, автоматических отборников проб газа и мазута и др.), производятся цехом тепловой автоматики (ЦТАИ) или соответствующим ему другим подразделением по графику, разработанному в соответствии с требованиями завода-изготовителя или другими документами и утвержденному руководством электростанции.

1.12.    Предназначенные для коммерческих расчетов с поставщиками средства измерения (весы, уровнемеры, расходомеры, калориметры и др.), подлежащие аттестации и периодической поверке тсрр1ггормальными органами Госстандарта России, должны иметь в паспорте прибора клеймо юс* повертела и предъявляться на госповсрку в установленные сроки. На электростанции должен быть составлен согласованный с организациями Госстандарта России график поверки.

Ор1аниэация и порядок проведения поверки должны соответствовать ГОСТ 8.002*86 (2] и ГОСТ 8.513-84 (3).

1.13.    На все резервуары для приема и хранения жидкого топлива должны бьпъ составлены tpa-луировоянмс таблицы (см. п. 4.1.36 ПТЭ (ID*

1.14.    Контроль за соблюдением сроков периодической поверки средств измерений на электростанциях и правильностью веления поверок осуществляется метрологической службой элеклро-ciaiauni или экер I о объединения.

КоIпро.ль в энергообьединеиии эа правильностью учета твердого и жидкого топпгаа по количеству возлагается на топливно-транспортную службу, по качеству — на химическую службу, за правильностью учета газа по количеству и качеству — на службу ТАИ или метрологическую службу.

1.15.    Использование электростанциями методов измерений и оборудования, не предусмофен-нмх НТД. может быль допущено только после их аттестации и с разрешения метрологической службы эцергообъедмнения.

1.16.    Техническое обслуживание вагонных весов (надзор, ремонт) и их поверка (не реже одного

Страница 6

5

раза в полугодие) производятся службой ТАИ электростанции или мстрсло1ичакой службой энерго объедимеюзя.

Вагонные весы могут передаваться на техническое обслуживание (надзор, ремонт, поверку) железной дороге или другой специализированной организации.

1.17.    Автоматические конвейерные весы подвергаются поверке и настройке после каждого случая регулирования роликоопор на расстоянии менее 15 м от места установки весов, смены конвейерной ленты и переклейки стыков, изменения натяжения ленты; методы и средства поверки должны соответствовать ГОСТ 8.005-82 (4], МИ 1906-88 [5].

1.18.    Техническое обслуживание установок по механизированному отбору и разделке проб твердого топлива осуществляется ТТЦ, жидкого — ТТЦ или котельным цехом (КЦ), а газообразного — ЦТАИ.

1.19.    Отбор проб топлива вручную из вагонов, цистерн, резервуаров производится персоналом ТТЦ (участка) электросташши под методическим руководством химического цеха. Отбор проб твердого топлива в гракте топливоподачи пробоотборниками жидкого и газообразного топлива ит трубопроводов производится персоналом химического цеха.

1.20.    Обработка проб топлива и выполнение всех видов их анализов производятся химическим цехом (лабораторией) электростанции и в отдельных случаях химической службой энергоуправления в соответствии с РД 34.09.114-92 [6].

1.21.    Результаты анализов качества поступившего и поданного на сжигание топлива фиксируются в журналах. Журналы составляются химическим цехом по каждому виду топлива в отде.чь-НОСГО.

Ежемесячно, а также по требованию руководства элсктростаицш! или ПТО данные о качестве тоатива передаются в ПТО электростанции за подписью начальника химического цеха (лаборатории).

1.22.    Аналитические лаборатории химических цехов электростанций, химических служб энср-гообьединснин должны быть аттестованы в соответствии с МУ 34-70-101-85 (7) по тем показателям качеезва топлива, по которым ТЭС ведет претензионную работу с поставщзосами.

1.23.    Энсргообъслинсиия организовывают систематически}! надзор за проведением анализов проб топлива на электростанциях путем инспекторских проверок и обмена контрольными пробами между лабораториями электростанций. Периодичность проверок и их характер устанавливаются энергообъединением, но не реже одного раза в квартал.

1.24.    На районных котельных учет топтива производится по местным инструкциям, разработанным на основе настоящих МУ и утвержденным энергообъединением.

1.25.    Окончательным документом о движении топтива за месяц является акт по форме ТТ-22, утверждаемый директором электростанции.

1.26.    Сведения о движении топлива эя сутки, пятидневку или другой период являются оперативными.

1.27.    Электростанции, передающие по договору функции контроля топлива другой компетентной органи laioni, должны в договоре обусловить строгое выполнение настоящих МУ.

2. ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ ТОПЛИВА

2.1. Приемка твердого и жидкого топлива по количеству

2.1.1.    Масса твердою топлива, поступающего по железной дороге пли автотранспортом, определяется методом вэвсшипаш!я, а при поступлении водным лранспортом — по осадке судов.

Масса жидкого топлива, поступающего в цистернах по железной дороге или автотранспортом, определяется методом взвешивания млн обмера (объемно-массовым методом), а поступающего водным транспортом н по грубопроводам — путем обмера в резервуарах. При этом электростанция вправе применять метод определения массы, отличный от того, который использует поставщик. Определение массы мазута в железнодорожных цистернах мегодом взвешивания является предпочтительным.

2.1.2.    В случае приемки топлива иа месте олтрузки по количеству — взвеншванием и доставки твердого топлива железнодорожным транспортом без выхода на пути МПС или взвешивания ма-

Страница 7

ft

iviji > посгашника па наюнных весах с печатающим xcipoHciaoxi koinpoiMioe hiiieiiiiiitaimc 1011-niiia ни vicKipociaiiiuiii может не произволшъся.

2.1.3.    Ло установки собственных вагонных носов ллеклрос1анини .to 14.11.1 нтеншнап. ioiuiiho на носах ближайшей железнодорожнон cranium или о.щжл|inioiо предпрня ши.

2.1.4.    Для взвешивания юашна, посту лающи о по железной дорой*, на i icKipociaiiiliinx додж* нм быть установлены азлесюванпмс вагонные весы, обсспечинаюнию предо па noipeiniioeiii взвешивания наюпи (tuiciepina) н желешодорожном состипс птп педиком сослана (маршрут) н cooi-BeiciniiH с МИ 1953-88 (8). При в iHciiiiiHaiiiin должны соблюдаться ia но дек не iiiuipykiuiH по »кс-ллу литии HMioiiinax весов в чвеш скоростей прохождения насоиои н зизезери по и злзформс весов.

ipy ЮПОД1.0МНОС111 Hal оной (цпсюрн) и ц>.

Про.иючппедыпам способом определения массы порожних luiciepii янлясин их вiBciiiiiHaiiHo. Ec.ni же массу порожних luiciepii электростанция принимас! по ipa<|iapei>. ю взвешивание их прои1Нодп1ся обяlaie.ibiio в случае обнаружения в них битумных ociaivon.

2.1.5.    Масса огтриходусмого топлива рассч1пывас|си с учетом предо.папах расхождении, определяемых по РД 34.11.331-91 (9). разработанному в cooircicibiiii с МИ 1953-88 (8) и нормами естественной убыли при перевозках (приложение 2).

Предо панде расхождения и естественная убыль рассч1пываю1ся oi массы нетто, указанной в пак ла.ипах.

2.1.ft. Прнсмка топлива по количсс1яу может octiiiccih линчи по сослав) (Mapnipyiy) в целом, ipynnc ваюпон или по каждому вагон) (Штерне) в отде.пакчтн. о чем должно бы и. указано и договоре на поставку юашна.

2.1.7.    При приемке жидкою юатна об|.емпо-масс«>нил меюдом и (меряюi уровень мао hi. температуру. плотное», при температуре птмерення и при необходимое ш влажное». \iaiyia в со-oiBeiciBiin с МИ 2092-90 [10].

В ГОСТ 2ft97ft-Xft (И) укатано, что учешо-рнечетые операции c.ie.ixei протводии. по “еххо-мх " топливу. г.е. ia вычетом “ба.ыаста" (иода и tpynie примеси).

Эго положение следует обяlarvn.iio ограззгп. также и договоре на пос|анкх юатна.

Масса мазута п цистернах нычистяекя умножением обюма мазхла на ею плошосп..

Обт.ем Ttiaiima определяется при постуатеннн:

в железнодорожных цистернах с помощью измеринчи недолива ИНД-IM по МИ 22ftO-93 (I2j или мстрнпоком в соонзстсшип с фсбованпимн. пиоженн1ами в (аблинах ка:шбропкн железнодорожных цистерн (13];

в aRToiuiCTvpnax с помони.ю мсфппока и калибровочных таблиц аитоннслерн (лнюнпелер-ны должны 6i.rn. поверены 1сррпюриалы1мми органами Госстандарт России):

по трхбопроно.там или bo.uimm транспортом с ломопиао уровнемеров н 1радхт|ровочпы\ iau-.iiai резервуаров neKTpocraiauui, сослан клипах в соопч-клвин с МИ 1823-87 (L4) и РД 50-156-79 (15J (в период приемки топлива расходование его из резервуара не допускается, а iiixicpcimc уровня пропзно.ипся после отстоя его в течение нс менее 3 ч).

Плотность топлива определяется по ГОСТ 3900-85 jlft). отбор проб пронвводится по ГОСТ 2517-85 (17).

Предельная относительная погрешность njm и«мерсиик объемно-массовым меюдом прзпшма-ется в соответствии с ГОСТ 26976-Xft (11):

не более 0,8°« njm тмеренни массы нефтепродуктов в железнодорожных и анюм обиды пах цистернах грузоподъемностью до |00 i и О^’о при ipyioruubcMHociii imeicpn свыше 100 т;

не более 0.5° о при измерении массы нефтегтролукюн в резервуарах.

2.1.8.    Информация о подходе граислоршых средств с топливом и друшми ipy зами резтзефи-рустся в журнале по форме ТТ-1 (приложение 3). Журнал нвляекя операшниым документом ночи пашка смены железнодорожного участка ТТЦ пеклросгашиш или друюю лица, в oohihiiiiociti которого вменен учет подхода транспортных средсттз.

2.1.9.    Порядок подачи 31 уборки вагонов (шютерн), способы учета проеюя. мест приемки, а также формы приемосдаточной докумснташа! устанавлз|ваются договором на iKcaiyaiaiuuo подь-стднмх путей, на подачу зз уборку вагонов и позрузочно-ранруточные работы, заключаемым злсзаростазишями с железной дорогой зет другой организацией, ocyiiieeiH.iMioineii ipaiiuiopnm-лкспедшиюнное обслуживание.

Страница 8

7

2.1.10.    Приемосдатчик или другое лицо, выполняющее его функции, получает от транспортной организации (железной дороги, речного или морского пароходства и лр.) докумешы (накладные. коносамс1гты и др.) на тотьшво, которые сверяются с -иными фактически поданных под разтруз-ку транспортных средств (номера транспортных средств, их типы, грузоподъемность, виды груза и др.). Сверка данных поступивших транспортных средств и вида груза на местах прнема-елнчи может производиться также по ведомостям подачи и уборки вагонов или натурным листам, о чем должно быть указано в договоре сог .ясно п. 2.1.9.

Если на состав (группу вагонов) была выписана одна накладная, а в пути произошла утрата (отцепка) одного или нсско;п>кнх вагонов, то железнодорожной станцией примыкания об этом в накладной должна быть сделана соответствующая отметка (см. п. 2.6.11). Топливо, находящееся в прибывших вагонах, принимается в обычном порядке с отнесением результатов приемки к оставшемуся топливу.

2.1.11.    Результаты контроля взвешиванием количества прштягого твердого п жидкого топлива заносятся в ведомость учета тоашва и других грузов, прибывших в железнодорожных вагонах (цистернах) н принятых взвешиванием по форме ТТ-3 (приложение 4). Ведомость подписываемся весовщиком-прием кутком теш шитом, выполняющим ею фушаиш. Ведомость заполняется посменно или та сутки в целом и является оперативным докуме1ггом ,-тя контроля поступления транспортных средств с топшшом. При необходимости отбираются пробы мазута для определения ко-:шчества "балласта" в нем (воды, серы и т.п.), при этом делается соответствующая отметка в ip. 10 ведомости.

2.1.12.    Результаты контроля объемно-массовым методом количества гринятого жидкого топлива (мазута) заносятся в ведомость учета жидкого топлива, принятого обмером в железнодорожных цистернах по форме TT-S (приложение 5). Ведомость подписывается приемщиком топлива

Если одно и то же лицо являекя одновременно приемщиком и учетчиком готыива. ведомость допускается не заполнять.

2.1.13.    Подписанные лицами, ответственными за приемку топлива, ведомости по формам ТТ-3 и ТТ-5 передаются учетчику топлива, а отобранные при приемке топлива пробы — в химический цех.

2.1.14.    На основе данных, солержаишхся в ведомостях по формам ТТ-3, ТТ-5 и в транспортных Документах, результатов выполненных химическим цехом анализов проб учетчик топлива или другое лицо, уполномоченное выполнять его фунхнни. производит расчет массы оприходуемого топлива (с учетом допустимых предельных расхождений и норм естественной у были при перевозках), составляет форму ТТ-4 "Расчет массы твердого и жилкою топштва, принятого взвсшива1ш-ем” (приложение 6), форму ТТ-9 “Расчет массы жидкого топлива, принятого обмером в же те ню-дорожных цистернах" (приложение 7).

Форма ТТ-4 составляется в отдельности по каждому виду топлива н по каждому поставщику, а форма ТТ-9 — в отдельности по каждому поставщику.

Формы ТТ-4 и ТТ-9, составленные в двух экземплярах, подписываются начальником ТТЦ (участка), учетчиком и служат основанием для оприходовать топлива. На топливо, поступившее в выходные дни, ф ,)мы составляются в первый за выходным рабочий день. Первый экземпляр форм по реестру направляется в бухгалтерию с приложенными к ним транспортными и другими документами, второй экземпляр остается в ТТЦ (участке).

2.1.15.    Определение массы оприходуемого топлива производится в зависимости от фактического расхождения между массой топлива, определенной при приемке, и массой топлива, указанной в желешодорожной накладной:

2.1.15.1. При положительном или отрицательном значении фактического расхождения по абсолютному значению, нс превышающем допустимого предельного расхождеш.я, оприходуется масса тонтина, указанная в накладной.

Пример. На ТЭС поступило 10 четырехосных вагонов суммарной массой б-\тго до 1000 т. У поставщика масса топлива определялась условно. Топливо принималось повагонпм* взвешиванием груженого вагона в движении без расцепки на весах 1959ТС-200В. Масса порожнего вагона определялась по трафарету (п. 3.6) (9).

Вариант 1. Масса тот ива в вагоне № 3 по накладной — 72,0 з. а фактическая масса оказалась 73,2 т. Допустимое предельное расхождение в "прсделенни массы тотъшва ±1,26 т (1,75% по табл. 9) (91 больше фактического расхождения (+1,2т) и, следовательно, топливо оприходуется массой 72,0 т.

Страница 9

8

Вариант 2. Масса топлива в вагоне № 5 по накладной 72.0 т, а фактическая    71.0    i Факти

ческое расхождение в опреде lerani массы топлива (-1,0 т) по абсо нотному жачению меньше до-пустчою предельною расхождения (±1,26 т) и. следовательно, юптнно оприходуется ложе массой 72.0 т.

2 1 15.2 При положительном расхождешо!. превышающем допустимое предельное расхождение. а 1акже при отрицательном расхождении по абсолютному лначению, превышающем сумму допустимою предельного расхождения и норму естественной убыли при переволках, оприходуется масса топлива, определенная при приемке.

Пример. Исходные данные аналогичны да>01ым для примера к п. 2.1.15.1.

Вариант I Факличсская масса топлива в вагоне № 8 по рслультатам взвешивания 73,5 т, а по пакталион 72.0 т.

Факшчсскос расхождение в массе топлива составляет +1.5 т. превышает допустимое гтрсдсль-иос расхождеш1е ±1.26 л и. следовательно, является иллишками. Топливо в данном случае оприходуется в количестве 73,5 т. а ла излишки 1,5 т производится либо доплата поставщику топлива, шбо лш и пшики вычитаются при предъявлении претензии ил общей выявленной недостачи.

Вариант 2. Фактическая масса топлива в вагоне № 7 по результатам В1всшнваш|я 69,5 т. а по накладной — 72.0 т. Норма естественной убьыи при перевозках составляет - 0,43 т (0.6% по п. 1 приложения 2).

Фактическое расхождение в массе топлива (-2,5 т) по абсолютному значению превышает сумму допустимого предельного расхождения (1,26 т) и норму естественной убыли (0,43 т). которая равна 1,69 т.

В данном случае топливо оприходуется в количестве 69,5 т, естественная убыль в рашсрс 0.43 л подлежит списанию в установленном порядке, а недостача, равная 2.5 - 0,43 = 2,07 т. должна быть учтена при составлении сводной ведомости о недостаче и естественных потерях тоишна при перевозках по форме ТТ-24.

2.1.15.3. При отрицательном значении фактического расхождения по абсолютному лначению, не превышающем суммы допустимого предельного расхождения и нормы естественной убыли при перевозках, оприходуется масса топлива. утсазашзая в железнодорожной накладной, ia вычетом нормы естественной убьыи. которая списывается в установленном порядке.

Пример. Исходные данные аналогичны данным для примера к п. 2.1.15.1.

Фактическая масса топлива в вагоне № 4 по результатам взвешивания 70.4 л. а по накладной - 72.0 т.

Норма естественной убьыи составляет 0,43 т (см. вариант 2 примера в n. 2.1.15.2).

По абсолютному значению фактическое расхождение в массе топлива (-1,6 т) не превышает суммы допустимого предельного расхождения (1,26 т) и нормы ес tec шейной убыли при перевозках (0 43 |). которая равна 1,69 т.

В данном случае топливо оприходуется в количестве 72.0    0.43    = 71.57 |. а 0.43 т как естест

венная убыль списывается в установленном порядке.

2.1.15 4. Для наглядности результаты определения массы оприходуемою топлива сведены в ia6 I. I.

2.1.16. Результаты контроля количества жилкою топлива, посту пившею по трубопроводу или в о, и вам транспортом и принятого обмером в резервуарах, заносятся в форму ТТ-10 (приложение 8) При приеме тоншва в присутствии поставщика форма ТТ-10 должна быть нм подписана. Эза форма составляется в трех окземитярах: один — для буxiалrcpioi, другой поставщику и третий ос I ас гея в ТТЦ.

2 117. При обнаружении недостачи приемка топлива осуществляется комиссией с соблюдением требовании Инструкции Госарбитража СССР № П-6 (21) об участии представителя общественное-ш tickipocraншш и с составлением акта приемки твердого к жзикою топлива взвешиванием по форме ТТ-6 (приложение 9) и акта приемки жидкого топлива обмером н железнодорожных цистернах по форме ТТ-7 (приложение 10).

Эти акты составляются по каждой накладной или каждому поставщику в отдельноеш и утверждаются директором (заместителем) электростанции.

2.1.18. Сведения о недостаче тоншва из форм ТТ-4, ТТ-9 и ТТ-10 заносятся в сводную ведомость по форме ТТ-24 (приложение II).

2 I 19 Акты по формам ТТ-6, ТТ-7 и ТТ-10 являются основа1шем для полыновки претензионных и арб|пражт>1х документов (см. п. 2.6).

Страница 10

Таблица 1

9

Результаты ишможных вариантов определения массы оирмчоловашюго тсппшл

Показатель

Значение показателя дав пункта

M.IS.I

2.1.15.2

2.1.15 3

Вариант 1

Вариант 2

Вариа>гт 1

Вариант 2

Масса поступившего топлива

по накладной

72.0

72.0

72.0

72.0

72.0

по результатам взвешивания

73.2

71.0

73.5

695

70.4

Фактическое расхождение а массе

♦U

•1.0

+ 15

-25

•1.6

Допустимое предельное расхождение в массе

11.26

±1.26

11,26

±1.26

+1.26

Норма естественной убыли np.i г.-реастках

0.43

0.43

Сумма допустимого расхождение и нормы убыли

-

1.69

1.69

Списано на потери при перевозках

0.43

0.43

Недостача топлива

2.07

Излишки топлива

1.5

_

Масса оприходованного топлива

72.0

72.0

73.5

69 5

7. 57

2.1.20.    При приемке топлива с участием представителя поставщика или общественности электростанции определение массы оприходованного топлива производится так же, как и в п. 2.1.15. В случае отрицательного фактического расхождения, по абсолютному эначению превышающего сумму допустимого ||релелъного расхождения и норму естественной убыли при перевозках, поставщику предъявляются материальные претензии та недостач) топлива. Недостачей является фактическое расхождение, уменьшенное на норму естественной убыли при перевозка*. Естс-ствеш<ая убыль топлива списывается в установленном порядке.

2.1.21.    Если длительный опыт работы с данным поставщиком показывает, что жидкое топливо он поставляет сухим или со следами влаги то при приемке топлива допускается не гтроводшъ контроль его влажности.

2.1.22.    Масса оприходованного и израсходованною жидкого топлива во всех формах указывается дробью: в чистителе масса при фактической влажности, в знаменателе — “сухая масса", определенная расчетом (см. примеры в каждой форме)

Во всех статистических отчетах приход, расход и остатки жидкого топ.шва укатываются также двумя строчками: в верхней — при фактической влажности, а в нижней — по “сухой массе".

Масса торфа по его приходу , расходу и остаткам на складе указывается в первичных документах и статистических отчетах, также дробью: в числителе — при фактической влажное т, в знаменателе — при условной: фрезерным 40% кусковой 33%.

2.1.23.    При проведении приемо-сдаточных операций и обнаружении технических неисправное тей вагонов (цистерн), признаков недостачи, хищений топлива и другого составляются коммерческие акты (п. 26.11) в соотвстстыш с § II главы 4 "Праши перевозки грузов" (35] с приложение»! при необходимости актов по форме ТТ-6 или ТТ-7.

2.2. Приемка тгердого и жидкого топлива по качеству

2.2.1.    Приемка топлива по качеству заключается в контроле соответствия поступившего топлива ГОСТ и техническим условиям, предусмотренным в договорах в зависимости от вида гоп-лива и условий эксгпуаташти. по которым ведется претензионная работа (марка, зольность, влажность, содержание серы и др.).

2.2.2.    Способ контроля качества поступившего на электростанцию топлива указывается в договорах на его поставку.

Страница 11

10

2.2.3.    Контроль качества поступившего па электростанцию топлива производится путем отбора гроб и их химического мналитн.

Отбор проб твердого топлива производится ит фанспортных средств иди ит потока юплнва посте его выгру зки в соответствии с ГОСТ 10742-71 (18), ГОСТ 5396-77 (19), ГОСТ 11303-75 (20).

Отбор проб жидкого топлива производится из инстсрп (при поставке по железной дороге) и из трубопроводов перед приемными резервуарами (при поставке по трубопроводу) по ГОСТ 2517-85 (17).

2.2.4.    Отображало пробы в cootbcicibidi с действующими стандартами обрабатываюкя и анализируются по показателям, являющимся браковочными по условиям поставки топлива.

Результаты анализа эл!Х проб фиксируются химическим цехом в журнале по учету качества поступающего на электростанцию топлива и используются в претензионной работе (см. п. 2.6.10).

2.2.5.    Отбор проб твердого топлива для коммерческих расчетов с помощью штатных (станционных) пробоотборников производится в соответствии с Инструкцией Госарбитража СССР № П-7 (22) и РД 34.44.205-89 (23).

2.2.6.    Определение основного показателя качества утля — зольности при коммерческих расчетах может производиться с использованием радиационных методов в соответствии с ГОСТ 11055-78 (24) и Рекомендациями (25).

2.3. Приемка газообразного топлива по количеству и качеству

2.3.1.    Учет количества поданного на злектростанцшо (израсходованного) газа определяется договором на поставку и осуществляется по контрольно-измерительным приборам:

поставпотка {газонефтедобывающие, газомсфтспсрсрабатывающие организации (кроме дочерних предприятий Российского акционерного общества “Газпром'1, порядок рсалнза1ти газа которыми устанавливается этим акционерным обществом) и транспортные системы, обеспечивающие поставку газа газораспределительным организациям или потребителям) при непосредственном подключаош ТЭС к магистральному газопроводу (ст. 22 р. V Правил (26));

электростанции при подаче газа на злсктростанцию газосбытовыми (газораспределительными) организациями в соответствии с п. 8.2 Правил (27) и п. 1.18 Сборника распорядшелыаах документов по эксплуатации энергосистем (28).

2.3.2.    Расходомеры должш>1 устанавлива гься и эксплуатироваться на электростанциях в соответствии с РД 50-213-80 (29) и МИ 2204-92 (30). разработанными Госстандартом России.

Сужающие устройства для измерения расхода газа должны устанавливаться после фнлъфов очистки газа до регулирующих клапанов на вводном газопроводе каждого газораспрсдслительно-го пункта (ГРП) электростанции.

2.3.3.    Основная приведенная погрешность измерения дифференциальныч манометров-расходомеров не должна превышать 1,0%. До освоения на электр оста гатях дифференциалы ап х манометров с основной приведенной погрешностью 0.6% и 1,0% допускается применение дифференциальных манометров с основой приведаоюй погрешностью 1,5%, но при этом суммарная погрешность определения суточного расхода нс должна превышать 5% (погрешность определения расхода raia за декаду в этом случае нс превысит 2,6%, за месяц — 1.0%, за год — 0,3%).

2.3.4.    Расход газа учитывается в нормальных кубических метрах при стандартных условиях 20*С и 0,1 МПа (760 мм рт.ст.) в сухом состоянии в соответствии с ГОСТ 2939-63 (31) и ГОСТ 5542-87 (32). При этом поправки на средние за период значашя давления температуры и ПЛОТНОСТИ газа могут вводиться к измеренному его расходу как за сутки, так и »а каждый час (большую достоверность определения количества нзрасходоваююго газа обеспечивает почасовое введение поправок, о чем должна быть сделана соответствующая запись в договоре).

2.3.5.    При выполнении работ по контролю количества и качества гаюобразиого топлива рекомендуется учесть опыт, описанный в Информационном письме № 16-90 (33). При этом следует преимущественно использовать автоматические калориметры КСНГ фирмы АОЗТ “Теплофтн-ческие приборы" (г. Санкт-Петербург) или Юнкере, Юикалор Дессау (ФРГ) и плотомс-ры.

2.3.6.    Электростанциям, получающим газ из одного линейного маптстралы101 о газопровода с устойчивыми качесгвс10!ыми характеристиками, пг усмотрению знсргообьсдинсния разрешается организовать кошроль качества в одном пункте д,ы нескольких электростанций. в таких случаях необходимо проводить периодические сравне>.#л. качества по пробам, взятым на каждой электростанции.

Страница 12

II

2.3.7.    На основании данных о расходе газа за сутки (по расходомеру) в ПТО электростанции заполняется журнал учета расхода газа по форме ТТ-П (приложс>01с 12).

Журнал служит для контроля количества израсходованного газа по счетам, предъявляемым поставщиком к оплате, или для составления совместно с представителем поставщика акта-счета о расходе газа за месяц или за другой срок (пятидневку, декаду и др.), сев» такой порядок расчетов предусмотрен договором на поставку.

2.3.8.    Акт-счет для расчета с поставщиками составляется в двух экземплярах по форме ТТ-12 (приложение 13). один экземпляр передастся поставщику , другой — в бухгалтерию дтя окончательного расчета.

2.4. Топливо, переадресованное с других предприятий

2.4.1.    На электростанцию может поступить псреадрссовашюе топливо (ранее предназначавшееся другим предприятиям). Переадресовка топлива производится по указанию топпшпо-транспорт-ной службы эиср| ообьединензм или по дозоворснности между электростанциями. В первом случае переоформление железнодорожных и других документов выполняет энсрюобьслинсннс. а но втором — электростанция, получившая переадресованное топливо.

2.4.2.    Организация, переадресовавшая топливо, обязана заранее поставить об этом в известность участвующие стороны (элекгросгашоо1).

2.4.3.    Электростанция (ТТЦ). получившая переадресованное топливо, в тот же лень выписывает извещение о переадресовке по форме ТТ-8 (приложение 14) в двух экземплярах, о лют из которых бухгалтерия направляет предприятию, которому ранее предназначалось топливо, другой остается в бухгалтерии. Извещение является основанием дтя расчетов за полученное топливо.

2.4.4.    Приемка переадресованного топлива производится в обычном порядке, только в верхней части всех составляемых форм делается отметка: "Переадресованное топливо".

2.5. Списание естественных потерь топлива при перевозках

2.5.1.    Под естественной убылью топлива понимаются потери (уменьшение массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием воздействия мегеоролотзтчсских факторов и несовершенства существующих в данное время средств законы топлива от потерь при перевозках.

2.5.2.    Норма сстествстюй убыли — это предельно допустзсмыс значения безвозвратных потерь топлива, происходящих непосрсдствсшю при перевозках. Она применяется только я тех егтучиях, когда масса топлива по данным поставщика превышает массу топлива по данным потребителя (определенную в процессе приемки путем взвешивания, обмером в цистернах или резервуарах) на значение, большее допусгшмого предельного расхождения в опрсделстш массы топлива. До уста-но плен ия этого факта списаште топлива в пределах норм естественной убыли не допускается Не допускается также распространение норм сстестветоюй убыли на иевзвешеииую часть топлива маршрута (состава).

2.5.3.    Нормы естественной убыли топота при его перевозках приведены в приложении 2.

2.5.4.    Списание потерь от сстсствсшюй убылзз при перевозках производится только за отчетный месяц на ociioBaiooi ведомости по форме ТТ-24 (см. приложение II).

2.6. Предъявление претензий поставщикам и перевозчикам топлива.

Рекомендации по подготовке и оформлению претензионных документов

2.6.1.    Предъявление претензий при обнаружении несоответствия по количеству, качеству топлива и других нарушении договора поставки является обязанностью электростанции.

2.6.2.    Организация претензионной работы, порядок лрелъявлеютн претензий и исков, а также содержание прететиоюалх и исковых документов должны соогвстствова1ъ требованиям инструкций Госарбитража СССР № П6 (21), № П7 (22) и Положения (приложение 15).

2.6.3.    Претензии к поставщику и перевозчикам топлива должны направляться электростанцией нс позднее чем в месячный срок. В такой же срок после получения претензии поставцщк, перевозчик (груэоотпрявтпелъ) обязан мотивироваюсым письмом сообщить результаты ее рассмотрения получателю.

Страница 13

12

2.6.4.    В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензий или неполучения в срок ответа на претензию электростанция вправе предъявить иск в арбитражный суд.

2.6.5.    В соответствии с инструкциями Госарбитража СССР № П6 (п. 18) и № П7 (п. 20) приемка по количеству и качеству производится с участием представителя поставщика или представителя общественности, если иное нс оговорено в договоре.

2.6.6.    Представители общественности назначаются руководителем энергопредприятия или его заместителем из числа лиц, утвержденных решением профсоюзного комитета.

В качестве представителей общественности не должны привлекаться материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, руководители предприятий и их заместители, работники ОТК, бухгалтерии, работники юридической службы, претензионной группы.

Представитель общественности может участвовать в приемке топлива по количеству нс более двух раз в месяц, по качеству — участие не ограничено.

Представителю общественности, привлекаемому для участия в приемке, выдается заверенное печатью предприятия разовое удостоверение (приложение 16) за подписью руководителя предприятия или его заместителя. Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии топлива.

Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц и др.) не допускается. Для приемки продукции в выходные или праздничные дни удостоверение может быть выдано в последний предвыходной или предпраздничный день, на каждый день в отдельности без указания конкретной партии тоалива.

2.6.7.    Обучение представителей общественности правилам приемки топлива и ознакомление их с нормативными актами (стандартами, инструкциями Госарбитража СССР и др.) осуществляют руководитель претензионной группы и юрисконсульт предприятия.

2.6.8.    Распечатки результатов взвешивания топлива на железнодорожных весах и определения зольности топлива радиоизотопным методом являются официальными документами и могут быть использованы при подготовке претензионных материалов.

2.6.9.    Претензии к поставщикам по недостаче топлива:

2.6.9.1.    Потребитель должен потребовать от железнодорожной станции отметки на оборотной стороне накладной об исправности вагонов (цистерн) в соответствии с § 26 разд. 4 “Правил перевозки грузов” (35] (эта отметка может потребоваться в случае неудовлетворения претензий поставщиком и при необходимости предъявления исковых документов в арбитражный суд).

2.6.9.2.    Примерные формы акта о недостаче твердого и жидкого топлива приведены в приложениях 9 и 10.

2.6.9.3.    Примерная форма расчета стоимости недостающего твердого топлива приведена в приложении 17.

2.6.9.4.    Форма претензии о возмещении стоимости недостающего твердого топлива дана в приложении 18. После внесения в текст соответствующих изменений эта форма может быть использована для жидкого топлива.

2.6.9.5.    При предъявлении претензий о возмещении стоимости недостающего угля, мазута и торфа расчет взыскиваемой суммы должен быть произведен раздельно дтя каждого треста (объединения) грузоотправителя.

2.6.9.6.    Допускается предъявлять одну претензию на одну группу отправок, но нс более пяти погруженным отправителем на одну станцию назначения (§ 33 гл. 38 "Правил перевозки грузов" (351).

2.6.10.    Претензии к поставщикам по качеству топлива:

2.6.10.1.    На каждую партию отгружаемого твердого топлива поставщик обязан выслать в адрес электростанции удостоверение о его качестве, а на каждую партию жидкого топлива — паспорт его качества. В них указывается: марка, зольность, влажность, содержание серы, плотность, температура вспышки и другие показатели, по которым ведется претензионная работа (в зависимости от условий обеспечения надежной эксплуатации ТЭС и экологических требований). На газ поставщик должен представлять сертификат.

2.6.10.2.    При обнаружении расхождений между данными удостоверения (паспорта) о качестве топлива, превышающих оговоренные заключенным договором, следует оформить претензию поставщику.

Страница 14

13

2.6.10.3.    Форма акта об отборе контрольной пробы твердого топлива приведена в приложении 19. а форма этикетки на банке с контрольной пробой — в приложении 20.

Для лабораторных испытаний подготавливается три экземпляра пробы твердого или жидкого топлива: первый экземпляр поступает в лабораторию электростанции, второй — в лабораторию грузоотправителя (по его требованию), а третий — хранится в качестве контрольного на электро-станции (для контроля в нейтральной лаборатории).

Результаты анализа контрольной пробы твердого топлива оформляются по образцу приложения 21. В соответствии с изложенными выше документами составляется акт приемки твердого топлива по качеству (приложение 22).

Примерные формы претензии по поставке твердого топлива пониженного качества и расчета суммы претензии приведены в приложениях 23 и 24.

По аналогии оформляются документы и при приемке по качеству жидкого топлива.

2.6.10.4.    Если договором на поставку угля определение зольности потребителем предусмотрено радиационным методом (см. п. 2.2.6), то претешиототый документ должен быть скоррсктзгрован; к нему прилагаются:

копия акта аттестационного свидетельства средства измерений — протокола атгссташо! радиационного метода определения зольности;

акт о количестве топлива, прошедшего обработку золомером (указываются номера разфужен-ных железнодорожных вагонов). Акт подписывается представителями электростанции и общественности;

акт о зольности испытанного топлива с приложением обработанных диаграмм самописца или распечатки изотопного прибора (этот акт подписывается представителем ПТО, цеха КИП и утверждается главным инженером электростанции или его заместителем);

скорректированная форма расчета суммы претензии за пониженное качество твердого топлива (по типу приложения 24).

2.6.10.5.    Если договором на поставку топлива отбор проб для определения зольности производится у поставщика механическим проботборютком, то к претензионным документам прилагается копия акта об испытании пробоотборника в соответствии с РД 34.44.205-89 [23].

Примечание. Если конструкция механического пробоотборника на ТЭС прелусматрттваст выдачу двух лабораторных проб, то одна предназначается потребителю, а другая — для предъявления нейтральной организации, о чем должна быть сделана соотвегавуюшая запись в договоре на поставку топлива.

2.6.10.6.    Упомянутые в п. 2.6.10.3 формы после внесения в их текст соответствующих изменений могут быть использованы при подготовке претензионных документов по качеству жидкого топлива.

При приемке жидкого топлива обмером претензия за повышенное содчзжанис влаги не предъявляется, так как этот фактор учитывается в претензии за недостающее топливо.

2.6.11.    Претензии, возникающие при перевозках топлива по железной дороге, заканчиваются составлением с участием приемосдатчика ТЭС коммерческих актов или уплатой штрафов в соответствии со статьями 168, 170 Устава железных дорог СССР [34], разд. 3. 4. 7, 14, 30, 37, 38 "Правил перевозки грузов" [35] и другими статьями, разделами, а также изменениями к упомянутым выше документам.

Претензии к перевозчику могут предъявляться в основном в случаях:

прибытия на электростанции топлива в поврежденных вагонах (цистернах) и с признаками недостачи;

отсутствия одного или неско.льких вагонов (цистерн) при поступлении топлива по групповой или маршрутной накладной;

нарушения сроков поставки топлива;

перебора начисленных платежей за перевозку топлива и др.

2.6.12.    Претензии к поставщикам могут предъявляться также из-за следующих нарушений:

непринятия предусмотренных договором профилактических мер, в результате чего происходит

смерзание топлива (увеличиваются затраты на размораживание тоатива, ручную зачистку юн о-нов, оплату за псрспростой вагонов под разгрузкой и др.);

подачи топлива с попавшими в вагоны посторонними пред метами — металлом, желе моею-ном, древесиной (выводятся из строя дробилки, мельницы; имеют место случаи пореза лент и др.);

Страница 15

14

подачи мазута в неочищенных цистернах (увеличиваются расходы пара и ппрафы la перепро-«мой цистерн);

поступления неочищенных снаружи цистерн (оплата та очистку поверхностей цистерн и их перспростой).

Примером оформления такого документа по упомянутым случаям или нарушениям договора служит претензия о вотмещенин дополшгтельных laipai на вытру тку смертшегося угля (приложение 25).

2.6.13.    Претензии, возникающие при перевозке топлива в прямом смешанном железнодорожно-водном СОобШСТШИ, ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ:

управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом перевотки является желм-нолорожняя станция;

пароходству, когда конечным пунктом перевотки является порт (пристань).

Если по предъяв-ленной пароходству прстетии ответственной является жслетпая дорога, пароходство направляет претензию жслстной дороге, которой пртшаллеж|гг станция перевозки груза* и. наоборот, если претензия предъявлена железной дороге назначения, а ответственным является пароходство, то железная дорога направляет претензию в пароходство с соответствующими доку-менгамн и в сроки, итложенные в "Правилах перевозок грузов в прямом смешанном желешодо-рожно-водном сообщении" (36).

2.6.14.    Предметом гтретснз>01. вошикающей по газообра тому топливу, могут быть нарушение условий, изложенных в договоре на его подачу.

2.7. Отпуск топлива на сторону, хозяйственные и другие нужды

2.7.1.    Топливо сторонним организациям и друзим потребителям отпускается по указанию руководства ЭИерГООбъСДИНСТОТЯ или злектросташош.

2.7.2.    Документами на огттуск топлива на сторону являвшем накладная по типовой форме М-14 или М-15, а на хозяйственные нужды ipc6onainic по шпоной форме М-10 или М-11.

2.7.3.    Накладная на отпуск топлива выписывается ТТЦ в трех экземплярах и подписывается директором или замееппелем директора и главным бухтн-пером или уполномоченными лицами.

Первый экземпляр передается лицу, отпускающему топливо. После отпуска юплива нак;|ад-мая. подписанная получателем, передастся ТТЦ вместе с доверенностью по.лучагсля в бухт а.ггерню для выписки платежного требования.

Второй экземпляр накладной после проста влет и того на нем штампа бюро пропусков служит основанием для вывоза топлива с территории электростанции м подлежит сдаче из бюро пропусков в бухгалтерию не позднее следующего для после вывоза топлива.

Третий экземпляр накладной передастся по.лучатслю топлива.

2.7.4.    Отпуск топлива на хозяйственные нужды оформляется получателем с помощью требования по укатанным выше формам (см. п. 2.7.2) в двух экземплярах. Первый экземпляр с подписью получателя направляется в бухгалтерию, а второй — остается в ТТЦ.

2.7.5.    Топливо, израсходованное во время капитальных и средних ремонтов при опробованиях, регулировках и испытаниях оборудования, оформляется накладной по форме М-14 пит М-15 согласно актам на ремонты в двух экземплярах за подписями нача гмшков ТТЦ (участка), котельного (котлотурбипного) цеха. ПТО и ремонтной организации.

Первый экземпляр накладной с актом направляется в бухгалтерию, второй остается в ТТЦ.

2.7.6.    Топливо, израсходованное при опробовании, регулировках и испытаниях на вновь вводимое энергетическое оборудование до принята его по акту в эксплуатацию, списывается по акту. Стоимость этою топлива предъявляется по отдельному счету стротгтелыюй или пусконаладочной организации.

Израсходованное тоитиво оформляется по накладным М-15 с приложением акта, подписанного представителями алминмстрацшт электростанции и строительной (наладочной) организацией.

Первый экземпляр накладной с актом направляется в бухгалтерию ДЛЯ предъявления счета, второй — остается в ТТЦ.

Страница 16

15
2.8. Списание примесей и отходов топлива

2.8.1.    Отобранные ил твердого топлива посторонние примеси (порода, древесина, металл и др.) накапливаются. взвешиваются и отправляются на отвалы или в места хранения (сети в дальнейшем возможно их испоп.зованис).

Сведется о массе упомянутых примесей персонал ТТЦ заносит в журнал произвольной формы. В этом же журнале приводятся сведения об отходах, потерях массы угольного шлама при его хра-пенни, а также о массе мазутных остатков, извлекаемых при очистке резервуаров и других узлов мазутного хозяйства, из слитой волы при отстое мазута в резервуарах.

2.8.2.    Списаюсе массы примесей и отходов производится по акту произвольной формы. Ом подписывается начальником цеха (участка), учетчиком топлива и утверждается руководством электростанции.

2.8.3.    Если на элолростянции нс организован отбор и умет отходов, списание их не допускается.

2.8.4.    Основанием для списания потери массы шлама могут служить экспериментально установленные пределы потери cio влажности при хранении, утвержденные энергообьсдннсниом.

2.9. Количество и качество топлива, израсходованного на технологические цели (нужды)

2.9.1.    Использованным на технологииссхнс нужды (отпуск электроэнергии н тепла) является топливо, сожженное энергетическими установками электростанции, эа исключением его расходов, упомянутых в пп. 1.1, 2.7.6 и 1.15 Инструкции (37].

2.9.2.    Мчсса всею расходуемого на технолотнческие нужды топлива должна был, определена на основе измерений по показаниям весов, расходомеров, уровнемеров и tjl, а показатели его качества — на основе показаний автоматлтческих регистрирующих приборов (калориметры, плотномеры) или результатов анализа проб топлива, отобранных и разделанных с помощью соответствующих устройств [6].

2.9.3.    Количество и качество топлива по неуловлетворетшым претензиям включается в расход на технологические цели только в случае, если эти претензии отклонены по причинам технического характера (см. п. 4.4.6).

Количестве топлива

2.9.4.    Для взвешивания расходуемого твердого лоплзга электростанция должна быть оснащена конвейерными весами, обеспечивающими точность взвешивания нс ниже ±1,0%.

Количество расходуемого топлива, поступающего мс колее” (минуя склад), можег определяться по результатам взвешивания на вагонных весах.

2.9.5.    В целях уменьшения погрешности определения расхода твердого топлзза на технологические ну жды та месяц бункера сырого угля (БСУ) котлов к моменту составления акта по форме ТТ-22 должны быть заполнены до уровня, который был при составлении предыдущего акта.

2.9.6.    При определении расхода жидкого гоалива по изменению уровня в резервуарах для каждого нз них должна быть составлена калибровочная таблица в соответствии с п. 1.13.

Резервуары должны быть оборудованы уровнемерами, обеспечивающими погрешность измерения не более ±0,5 см при измерении по мосту и ±1,5 см при дистанционном измерении.

2.9.7.    При определении расхода жидкого топлива с применением сужающих устройств (расходомеров) последние должны быть установлены на напорных трубопроводах насосов и на трубопроводах рециркуляции.

Мстодчоса измерений и условия установки расходомсроп мазута должны соответствовать требованиям РД 34.11.326-91 (38].

2.9.8.    Для сопоставления расходов поступившего (практически “сухого") и израсходованного (обводненного при разогреве открытым паром во время слива) жидкого топлива нсполы)С|СЯ формула

В0«В—,

0 100 -

Страница 17

16

I до

В.. масса обводненного топлива, т;

В - масса поступившего топлива по приемному акту Сдо раинрева), т; W1, влажноегь поступившего топлива (до разогрева), %;

W$ влажность обводненного топлива, %.

Влажность обво;и1еююго топлива определяется по пробам, отобранным из резервуаров после перекачки в mix топлива, пли принимается как средняя влажность по суточным (сменным) пробам. отобранным от топлива, израсходованного на технологические нужды.

2.9.9.    На основании расчетов массы принятого топлива по формам ТТ-4, ТТ-9, ТТ-10, требовании и накладных по формам М-10, М-11, М-14 и М-15 на отпуск топлива на хозяйственные нужды ч на сторону, данных о количестве израсходованного на технологические нужды твердого н ЖИДКОГО топлива (по данным показаний вагонных и конвейерных весов, уровнемеров и расходомеров в начале или в конце суток или смены с учетом переключения схем подачи топлива на склад или со склада) учетчиком топлива составляются в двух экземплярах суточная ведомость учета жилкою топлива, израсходованного на технологические нужды по форме ТТ-20 (приложение 26) н суточная ведомость движения и остатков твердого и жидкого топлива по форме ТТ-21 (приложение 27). Один эыемпляр формы направляется на следующий день в бухгалтерию электростанции, а дрчой — в ПТО.

В эш\ ведомостях фиксируются сводные данные о поступлении и расходе топлива за сутки и об ос Iатках юплнва на электростанции по состоянию на 24li:4.

Сведения о расходе твердого топлива на технологические нужды берутся из сменного журнала ТТЦ пли in cnciuia’iMiofl справки пронзво.лыюй формы по усмотрению руководства цеха.

2.9.10.    Остатками топлива считается вес топливо, находящееся на складе (в ретсрвуарс), а 1акжс оприходованное, но не выгруженное на 24-ч.

2.9.11.    Определение расхода газообразного топлива на технологические нужды осуществляется в С001ВСЛСТВНН с РД 34.11.315-92 (39).

Качество топлива

2.9.12.    Качество сжигаемого топлива всех типов (твердого, жилкою, газообратного), расходуемою на тсхнолошчсскис ну жды, определяется путем анализа проб (сменных, суточных), отобранных hi всего потока топлива, или по показаниям приборов в соответствии с (6).

2.9.13.    Для отбора и обработки проб твердого топлива электростанции должны быть оснащены пробоотборными установками (пробоотборниками, машинами для подготовки лабораторных и аналитических проб и др.) в соответствии с РД 34.23.504-87 (40).

2.9.14.    Пробоотборную установку и конвейерные весы целесообразно располагать после молотковых дробилок на одном •• том же конвейере, через который проходит весь поток топлива, поступающий в котельное отделение.

2.9.15.    При вводе в эксплуатацию вновь смо1гтированной пробоотборной установки, а также после каждого случая внесения конструктивных изменений она должна быть испытана комиссией на представительность отбора и обработки проб. Акт испытаний утверждается главным инженером электростанции.

2.10. Инвентаризация остатков твердого и жидкого топлива

2.10.1.    В целях определения остатков топлива на конец месяца производится его инвентаризация.

Инвентаризация подразделяется на документальную, производимую на основе данных форм учета поступления, расходования и остатков топлива, и инструментальную, при которой остатки топлива на складах (в резервуарах) определяются путем измерений.

2.10.2.    Докумешальная (учетная) инвентаризация твердого и жидкого тоЛлива производится ежемесячно, инструментальная инвентаризация твердого топлива выполняется в конце последнего месяца каждого квартала в соответствии с МУ 34-70-050-83 (41) и Инструкцией по инвентаризации горфа (42), т.с. нс реже чем один раз в квартал.

Кроме того, в период, когда на складе электростанции находится наименьшее количество топ-

Страница 18

17

лива, производится сто контрольная инструментальная инвентаризация (при условии возможное™ формирования штабеля из оставшегося на площадке топлива).

2.10.3.    Инструментальная инвентаризация жидкого топлива производится ежемесячно в соответствии с МУ 34-70-152-86 (43].

2.10.4.    Для штабелей и резервуаров, а которых за период между инвентаризациями не было движения (подачи и отбора) топлива, по усмотрению комиссии допускается пользоваться данными предыдущей инвентаризации.

2.10.5.    Инструментальные инвентаризации проводятся комиссиями в составе:

заместителя директора электростанции (председатель комиссии);

начальника ПТО;

начальника ТТЦ (участка) или другого цеха, в ведении которого находится топливный склад;

главного бухгалтера (или заменяющего его лица — бухгалтера по учету топлива).

Примечание Директор электростанции может назначить председателем комиссии главного инженера, заместителя главного инженера по эксплуатации или начальника ПТО. В этом случае заместитель директора в работе комиссии не участвует.

2.10.6.    По результатам инструментальной инвентаризации топлива составляются не менее чем в двух экземплярах акты отдельно для твердого и жидкого топлива по формам ТТ-23а и ТТ-236 (приложения 28 и 29). Один экземпляр акта передастся в бухгалтерию.

При измерении массы твердого топлива а БСУ (см. п. 2.9.5) последняя прибавляется к остаткам, указанным в форме ТТ-23а.

2.10.7.    Инвентаризация остатков топлива после стихийного бедствия (урагана, ливня и др.) производится специальной комиссией, назначаемой руководством энергообъсдинсния.

2.11. Учет движения твердого и жидкого топлива за месяц

2.11.1.    По истечении каждого месяца (по состоянию на 24 ч последнего числа отчетного месяца) ТТЦ и ПТО с участием бухгалтерии составляют акт о движении и остатках топлива за месяц по форме ТТ-22 (приложение 30), являющийся основным документом, данные которого отражаются в статистической отчетности электростанции.

Примечание. Под словами “по состоянию на 24 я” подразумевается фиксация полученных заранее или с некоторым запозданием данных по инвентаризации и затем скорректированных сведениями о движении топлива на время отчетного месяца.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передастся в бухгалтерию (для контроля бухгалтерских проводок), а другой — в ПТО (для использования при составлении технической отчетности).

2.11.2.    Акт по форме ТТ-22 составляется на основе данных документальной и инструментальной инвентаризации юплива (в актах за первые два месяца каждого квартала отсутствует, как правило, данные инструментальной инвентаризации твердого топлива).

Данные документальной инвентаризации о приходе, расходовании и остатках топлива на складах определяются путем сводки суточных ведомостей по формам ТТ-20 и ТТ-2Г, акта произвольной формы на списание примесей отходов топлива, а также требований и накладных по формам М-10, М-11, М-14 и М-15.

2.11.3.    В результате сопоставления остатков топлива по данным документальной и инструментальной инвентаризации определяется его недостача или излишки, устанавливаются отчетные значения остатков топлива на складах и расхода его на технологические нужды.

2.11.4.    Учитывая, что нормы естественной убыли при хранении топлива на складах электростанций (в резервуарах) отменены настоящим МУ, отчетные значения остатков топлива на складах устанавливаются с учетом только погрешности инструментальной инвентаризации, относительное значение которой составляет для:

твердого топлива ±3% (41);

жидкого топлива в вертикальных резервуарах ±0,5% и в горизонтальных резервуарах ±1,3% (43].

2.11.4.1. Если абсолютное значение расхождения в остатках топлива по данным инструментальной и документальной инвешаризаций не превышает погрешности инструментальной инвентаризации, то за отчетные остатки топлива на складах принимаются данные инструментальной инеем тартании.

Страница 19

IX

Пример. Ос I и I vii minima no .данным мне ii>> Mein ;i;n.noii itiiKcinapn taiiiin составили 100000 i . Aoco.iioiiuix noipctiiiiocib iiiihciiiapiitiiiuui ±3000 i.

Вариант I. Осинки mniiiiia no данным докч метальной iiiihciilapnlaiuui cociлипли 102000 i. Поскольку no абсолютному значению расхождение между данными iiiihcii гари taiuiii (-2000 1) нс npciiMiiiaci .lonuniMoii noipcniiiociii (±3000 i). за отелные ocraivu топлива принимаимся данные .(OK>Mciri;uMioii iiHiiciriapinaiuiii (100000 i).

Вариант 2. OciaiKH топлива no данным доку метальной niinciriapiilaiuui составили 9X000 г. Поскольку расхождение мсжл> данными пнненiариlaiuui (+2000 i) не превышает допустимой no-ipeiiiiioem (±3000 т). за отчетные оааткн топлива принимаются данные лохумс1Ггалмюй шпзешн-pinaiuiii (100000 i).

2.11.4.2.    Если расхож.iciiiie n ociaivax гопдина по данным инстру метальной и документальной ntmeiiiарнlaiuui itsieei отрицательное значение и по абсолютом) шиченню превышает noipeiu-носп» инструментальной Hirneirrapinaiuin. то за отечные осинки юанша на складах принимается сумма результата ннстру метальной шпзетаризашш и абсолютного тначения позрешиости ин-сфу метальною измерения.

Разность между отчетными остатками тоалива на складе и результатом доку ментальной иниен-Tapinaiinii соозтзегсттзуел недостаче топлива.

Пример. Остатки топлива по данным инструментальной HitBcirrapiiiaiuiit cociавали 100000 а rioipenniocn. инструментальной ннвентарзпяции ±3000 т.

Остатки тоалива по данным док\ментальной инвентаршацпн составили 108000 т. По абсолютному значению расхождение в результатах документальной и инструметальной инвентаризациях (-8000 I) превышает допусшмое(±3000) г. За отчетные остатки тоалива на складах принимается сумма результата инструментальной инист аришши (100000 т) и абсолютного значения ее по-ipeiiiiiocTH (±3000 т), т.е. 100000 + 3000 = 103000 т. Недостача соответственно будет равна 103000 т - 108000 г = -5000 т.

В зависимости от выводов Hmeirrapmaiutoinioit комиссии недостача тоалива может быть целиком или полностью:

отнесена к расход)’ тоалива на технологические ну жды;

списана на удорожание топлива;

отнесена на виновных лиц.

В первом случае отчетное значение расхода топлива на технологические нужды определяется как сумма этого расхода по данным документальной niiBcinapmaioni и отнесенной к нему недостачи топлива.

На недостачу топлива, вызванную стихийными бедствиями (см. п. 2.10.7) составляется акт о списании, который утверждается руководством энергообъединения.

2.11.4.3.    Если расхождение в остатках топлива по данным ipicrpy метальной и документальной инвентаризации имеет положительное значение и превышает погрешность инвентаризации, то имеют место излишки топлива. Они равны разнице между расхождением в остатках и абсолют -ным значением погрешности инструментальной инвентаризации. Излишки топлива подлежат оприходованию па склад. В этом случае за отчетные остатки топлива на складе принимается разноса междч остячками по данным инстру метальной инвентаризации и абсолютным значением ее noipcniiiociii.

Пример. Остатки топлива по данным suicipy метальной inmeirrapmaiuin составили 100000 ч. Погрешность нисфу метальной nimeirrapi мании ±3000 т.

Остатки топлива по данным документальной iiinici парша пни составили 95000 г. Расхождение в остатках топлива (+5000 i) превышает абсолюпюс значение ипструмстальной иньен тартании (±3000 т). следоватедыю,имеют место излишки топлива, равные 5000    3000    = 2000 т. Omenn.ie

остатки топлива на складах равны 100000    3000    = 97000 г.

2.11.4.4.    Для нагля.и10С1И резулмазы определения отчетных остатков iопита на складах сведены в табл. 2.

2.11.4.5.    Факт обнаружения излишков или исдоаачи юпипза с1зидеге.дьспзчсг об имеющихся недостатках в учете топлива, которые следует выя1ипь и принять меры по их xcipaiiciniio. При этом для уточнения количества юплива. пзрасходонашю1 о на лехноло!ическис нужды, можем быль использован метод определения ею по обрашомч баллист котлов в cooiнеicihiiii с РД 34.08.552-93 (44).

Страница 20

Таблица 2

19

Результаты возможных вариантов определении отчетных остатков топлива на складе (т)

Значение показателя для пункта

Показатель

2.11.4.1

2.11.4.2

2.11.4.3

Вариант 1

Вариант 2

Остатки топлива иа складе по данным им вс нт ар из вини.

инструментальной

100000

100000

100000

100000

доку мент ал ьмой

.02000

98000

1080x10

95000

Расхождение а остатках топлива

-2000

♦ 2000

-8000

♦5090

Погрешность инструментальной иивентарюаинн

13000

±3000

13000

13000

Недостача топлива

-

-

-5000

-

Излишки топлива, оприходуемые на склад

-

-

-

♦ 2000

Отчетные остатки топлива на складе

100000

100000

103000

97000

3. ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ ТОПЛИВА

3.1.    Учет расхода натурального топлива на технологические ну жды ведется при той фактической влажности, с которой оно было подано в энергетическую установку для сжигания.

3.2.    В государственной статистической отчетности о работе тешовой электростанции по форме 6-ТП расход торфа укатывается при условной влажности, равной для кускового 33%, для фрезерного 40" <\

3.3.    Пересчет расхода В, и театотворной способности рабочей массы топтива Q£, влажностью W[ на массу влажностью производится по формулам:

100-W?

Bl = B| ’ 100-W* *

100- W*

QDt = (Q£i + 6 • К • W?).----- 6 ■ К • W? ,

и2 VmI    '    100    -W?    2

где К коэффициент пропорциональности; К = I при выражении QK в ккал/kr, К = 4,187 при выражении QE в кДж/кг.

3.4.    Технический учег топлива па электростанции ведется в условном исчислении на основе переданных в ПТО данных о количестве и качестве натурального топлива, израсходованного на тсхнолошчсскмс нужды.

3.5.    Пересчет натурального топоша Вн (твердого и жидкого в тоннах, газообразного в тысячах кубометров при нормальных условиях) в условное В т (в тоннах) про1пво;иггся по формуле

В.„ = В.

»

где QjJ -- теплота сгорания по данным химической лаборатории твердого и жидкого, ккалУкг (МДжТкг) или газообразного топлива при нормальных условиях, ккал/м'

(МДж/м );

Qyr — теплота сгорания условного топшва, равная 7000 ккал/кг (29,31 МДж/кг).