Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

77 страниц

471.00 ₽

Купить РД 34.09.105-96 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания предназначены для персонала ТЭС и территориальных акционерных обществ, несущих ответственность за организацию, выполнение работ по учету топлива и осуществляющих претензионную работу.

 Скачать PDF

Отменены пункты: 1.1-1.16, 1.19, 1.21-1.23, 1.25-1.27, 2.1.1, 2.1.4-2.1.8, 2.1.10-2.1.17, 2.1.20, 2.1.22, 2.1.23, 2.2.1-2.2.4, 2.4.1-2.4.4, 2.5.1, 2.5.2, 2.5.4, 2.6.1-2.6.5, 2.6.9.1, 2.6.9.6, 2.6.10.1, 2.6.10.2, 2.6.10.6, 2.6.10.11-2.6.10.13, 2.7 1-2.7.7, 2.9.1-2.9.3, 2.9.6-2.9.11, 2.10, 2.11.1, 2.11.2, 2.11.4, 2.11.4.1, 2.11.4.2, 2.11.4.3, 3.1, 3.3-3.10; Приложения: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 26, 27, 29, 30 приказом НП "ИНВЭЛ" № 94/2 от 21.12.2009 г. Смотри: СТО 70238424.27.100.033-2009 "Хозяйство жидкого топлива ТЭС. Условия создания. Нормы и требования"; СТО 70238424.27.100.034-2009 "Хозяйство жидкого топлива. Прием, хранение, подготовка и подача мазута на ТЭС. Условия поставки. Нормы и требования"; СТО 70238424.27.100.035-2009 "Хозяйство жидкого топлива. Прием, хранение, подготовка и подача мазута на ТЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования".

Оглавление

1 Общие положения

2 Опреативный учет топлива

     2.1 Приемка твердого и жидкого топлива по количеству

     2.2 Приемка твердого и жидкого топлива по качеству

     2.3 Приемка газообразного топлива по количеству и качеству

     2.4 Топливо, переадресованное с других предприятий

     2.5 Списание естественных потерь топлива при перевозках

     2.6 Предъявление претензий поставщикам и перевозчикам топлива. Реокмендации по подготовке претензионных документов

     2.7 Отпуск топлива на сторону, хозяйственные и другие нужды

     2.8 Списание примесей и отходов топлива

     2.9 Количество и качество топлива, израсходованного на технологические цели (нужды)

     2.10 Инвентаризация остатков твердого топлива

     2.11 Учет движения твердого и жидкого топлива за месяц

3 Технический учет топлива

4 Бухгалтерский учет топлива

     4.1 Общие указания

     4.2 Первичные документы

     4.3 Регистры бухгалтерского учета, порядок их заполнения и ведения

     4.4 Расчеты с поставщиками за топливо

     4.5 Учет топлива в пути

     4.6 Учет неотфактурованных поставок топлива

     4.7 Калькулирование заготовления топлива

     4.8 Списание стоимости израсходованного топлива

     4.9 Организация учета топлива при автоматизированной обработке информации

Приложения

 
Дата введения01.01.1996
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

12.05.1996УтвержденРАО ЕЭС России
РазработанАО Фирма ОРГРЭС
ИзданСПО ОРГРЭС1997 г.

Procedural Guidelines for Organization of Fuel Metering at Thermal Power Stations

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ

РД 34.09.105-96

ОРГРЭС Москва 1997

Москва


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ

РД 34.09.105*96


СЛУЖБА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ОРГРЭС


1997


10

2.2.3.    Контроль качества поступившего на электростанцию топлива производится пугем отбора проб и их химического анализа.

Отбор проб твердого топлива производится из транспортных средств или из потока юплива после его выгрузки в соответствии с ГОСТ 10742-71 [18], ГОСТ 5396-77 [19], ГОСТ 1 1303-75 [20].

Отбор проб жидкого топлива производится из цистерн (при поставке по железной дороге) и из трубопроводов перед приемными резервуарами (при поставке по трубопроводу) по ГОСТ 2517-85 [17].

2.2.4.    Отобранные пробы в соответствии с дейсгвующими стандартами обрабатываюкя и анализируются по показателям, являющимся браковочными по условиям поставки топ.лива.

Результаты анализа этих проб фиксируются химическим цехом в журнале по учегу качеезва поступающего на электростанцию топлива и используются в претензионной работе (см. п. 2.6.10).

2.2.5.    Отбор проб твердого топлива для коммерческих расчетов с помощью штатных (станционных) пробоотборников производится в соответствии с Инструкцией Госарбитража СССР № П-7 [22] и РД 34.44.205-89 [23].

2.2.6.    Определение основного показателя качества угля — зольности при коммерческих расчетах может производиться с использованием радиационных методов в соответствии с ГОСТ 11055-78 [24] и Рекомендациями [25].

2.3. Приемка газообразного топлива по количеству и качеству

2.3.!. Учет количества поданного на электростанцию (израсходованного) газа определяется договором на поставку и осуществляется по контрольно-измерительным приборам:

поставщика [газонефтедобывающие, газонефтеперерабатывающие организации (кроме дочерних предприятий Российского акционерного общества “Газпром”, порядок реализации газа которыми устанавливается этим акционерным обществом) и транспортные системы, обеспечивающие поставку газа газораспределительным организациям или потребителям] при непосредственном подключении ТЭС к магистральному газопроводу (ст. 22 р. V Правил [26]);

электростанции при подаче газа на электростанцию газосбытовыми (газораспределительными) организациями в соответствии с п. 8.2 Правил [27] и п. 1.18 Сборника распорядительных документов по эксплуатации энергосистем [28].

2.3.2.    Расходомеры должны устанавливаться и эксплуатироваться на электростанциях в соответствии с РД 50-213-80 [29] и МИ 2204-92 [30], разработанными Госстандартом России.

Сужающие устройства для измерения расхода газа должны устанавливаться после фильтров очистки газа до регулирующих клапанов на вводном газопроводе каждого газораспределительного пункта (ГРП) электростанции.

2.3.3.    Основная приведенная погрешность измерения дифференциальных манометров-расходомеров не должна превышать 1,0%. До освоения на электростанциях дифференциальных манометров с основной приведенной погрешностью 0,6% и 1,0% допускается применение дифференциальных манометров с основой приведенной погрешностью 1,5%, но при этом суммарная погрешность определения суточного расхода не должна превышать 5% (погрешность определения расхода газа за декаду в этом случае не превысит 2,6%, за месяц — 1,0%, за год — 0,3%).

2.3.4.    Расход газа учитывается в нормальных кубических метрах при стандартных условиях 20°С и 0,1 МПа (760 мм рт.ст.) в сухом состоянии в соответствии с ГОСТ 2939-63 [31] и ГОСТ 5542-87 [32]. При этом поправки на средние за период значения давления температуры к плотности газа могут вводиться к измеренному его расходу как за сутки, так и ia каждый час (большую достоверность определения количества израсходованного газа обеспечивает почасовое введение поправок, о чем должна быть сделана соответствующая запись в договоре).

2.3.5.    При выполнении работ по контролю количества и качества газообразного топлива рекомендуется учесть опыт, описанный в Информационном письме Mb 16-90 [33]. При этом следует преимущественно использовать автоматические калориметры КСНГ фирмы АОЗТ “Теилофиэн-ческие приборы” (г. Санкт-Петербург) или Юнкере, Юикалор Дессау (ФРГ) и плотномефы.

2.3.6.    Электростанциям, получающим газ из одного линейного магистральною газопровода с устойчивыми качественными характеристиками, пс усмотрению энергообъединения разрешается организовать контроль качества в одном пункте для нескольких электростанций. В таких случаях необходимо проводить периодические сравнек*л. качества по пробам, взятым на каждой электростанции.

11

2.3.7.    На основании данных о расходе газа за сутки (по расходомеру) в ПТО электростанции заполняется журнал учета расхода газа по форме ТТ-11 (приложение 12).

Журнал служит для контроля количества израсходованного газа по счетам, предъявляемым поставщиком к оплате, или для составления совместно с представителем поставщика акта-счета о расходе газа за месяц или за другой срок (пятидневку, декаду и др.), если такой порядок расчегов предусмотрен договором на поставку.

2.3.8.    Акт-счет для расчета с поставщиками составляется в двух экземплярах по форме ТТ-12 (приложение 13), один экземпляр передается поставщику, другой — в бухгалтерию для окончательного расчета.

2.4. Топливо, переадресованное с других предприятий

2.4.1.    На электростанцию может поступить переадресованное топливо (ранее предназначавшееся другим предприятиям). Переадресовка топлива производится по указанию топливно-транспортной службы энерз ообъединения или по договоренности между электростанциями. В первом случае переоформление железнодорожных и других документов выполняет энерг ообъедииение, а во втором — электростанция, получившая переадресованное топливо.

2.4.2.    Организация, переадресовавшая топливо, обязана заранее поставить об этом в известность участвующие стороны (электростанции).

2.4.3.    Электростанция (ТТЦ), получившая переадресованное топливо, в тот же день выписывает извещение о переадресовке по форме ТТ-8 (приложение 14) в двух экземплярах, один из которых бухгалтерия направляет предприятию, которому ранее предназначалось топливо, другой остается в бухгалтерии. Извещение является основанием для расчетов за полученное топливо.

2.4.4.    Приемка переадресованного топлива производится в обычном порядке, только в верхней части всех составляемых форм делается отметка: “Переадресованное топливо".

2.5. Списание естественных потерь топлива при перевозках

2.5.1.    Под естественной убылью топлива понимаются потери (уменьшение массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием воздействия метеорологических факторов и несовершенства существующих в данное время средств защиты топлива от потерь при перевозках.

2.5.2.    Норма естественной убыли — это предельно допустимые значения безвозвратных потерь топлива, происходящих непосредственно при перевозках. Она применяется только в тех случаях, когда масса то ниш а по данным поставщика превышает массу топлива по данным потребителя (определенную в процессе приемки путем взвешивания, обмером в цистернах или резервуарах) на значение, большее допустимого предельного расхождения в определении массы топлива. До установления этого факта списание топлива в пределах норм естественной убыли не допускается Не допускается также распространение норм естественной убыли на невзвешенную часть топлива маршрута (состава).

2.5.3.    Нормы естественной убыли топлива при его перевозках приведены в приложении 2.

2.5.4.    Списание потерь от естественной убыли при перевозках производится'только за отчетный месяц на основании ведомости по форме ТТ-24 (см. приложение 11).

2.6. Предъявление претензии поставщикам к перевозчикам топлива. Рекомендации по подготовке и оформлению претензионных документов

2.6.1.    Предъявление претензий при обнаружении несоответствия по количеству, качеству топлива и других нарушений договора поставки является обязанностью электростанции.

2.6.2.    Организация претензионной работы, порядок предъявлений претензий и исков, а также содержание претензионных и исковых документов должны соответствовать требованиям инструкций Госарбитража СССР № П6 [21], № П7 [22] и Положения (приложение 15).

2.6.3.    Претензии к поставщику и перевозчикам топлива должны направляться электростанцией не позднее чем в месячный срок. В такой же срок после получения претензии поставщик, перевозчик (грузоотправитель) обязан мотивированным письмом сообщить результаты ее рассмотрения получателю.

12

2.6.4.    В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензий или неполучения в срок ответа на претензию электростанция вправе предъявить иск в арбитражный суд.

2.6.5.    В соответствии с инструкциями Госарбитража СССР № П6 (п. 18) и № П7 (п. 20) приемка по количеству и качеству производится с участием представителя поставщика или представителя общественности, если иное не оговорено в договоре.

2.6.6.    Представители общественности назначаются руководителем энергопредприятия или его заместителем из числа лиц, утвержденных решением профсоюзного комитета.

В качестве представителей общественности не должны привлекаться материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, руководители предприятий и их заместители, работники ОТК, бухгалтерии, работники юридической службы, претензионной группы.

Представитель общественности может участвовать в приемке топлива по количеству не более двух раз в месяц, по качеству — участие не ограничено.

Представителю общественности, привлекаемому для участия в приемке, выдается заверенное печатью предприятия разовое удостоверение (приложение 16) за подписью руководителя предприятия или его заместителя. Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии топлива.

Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц и др.) не допускается. Для приемки продукции в выходные или праздничные дни удостоверение может быть выдано в последний предвыходной или предпраздничный день, на каждый день в отдельности без указания конкретной партии топлива.

2.6.7.    Обучение представителей общественности правилам приемки топлива и ознакомление их с нормативными актами (стандартами, инструкциями Госарбитража СССР и др.) осуществляют руководитель претензионной группы и юрисконсульт предприятия.

2.6.8.    Распечатки результатов взвешивания топлива на железнодорожных весах и определения зольности топлива радиоизотопным методом являются официальными документами и могут быть использованы при подготовке претензионных материалов.

2.6.9.    Претензии к поставщикам по недостаче топлива:

2.6.9.1.    Потребитель должен потребовать от железнодорожной станции отметки на оборотной стороне накладной об исправности вагонов (цистерн) в соответствии с § 26 разд. 4 "Правил перевозки грузов” [35] (эта отметка может потребоваться в случае неудовлетворения претензий поставщиком и при необходимости предъявления исковых документов в арбитражный суд).

2.6.9.2.    Примерные формы акта о недостаче твердого и жидкого топлива приведены в приложениях 9 и 10.

2.6.9.3.    Примерная форма расчета стоимости недостающего твердого топлива приведена в приложении 17.

2.6.9.4.    Форма претензии о возмещении стоимости недостающего твердого топлива дана в приложении 18. После внесения в текст соответствующих изменений эта форма может быть использована для жидкого топлива.

2.6.9.5.    При предъявлении претензий о возмещении стоимости недостающего угля, мазута и торфа расчет взыскиваемой суммы должен быть произведен раздельно для каждого треста (объединения) грузоотправителя.

2.6.9.6.    Допускается предъявлять одну претензию на одну грушу отправок, но не более пяти погруженным отправителем на одну станцию назначения (§ 33 гл. 38 "Правил перевозки грузов” [35]).

2.6.10.    Претензии к поставщикам по качеству топлива:

2.6.10.1.    На каждую партию отгружаемого твердого топлива поставщик обязан выслать в адрес электростанции удостоверение о его качестве, а на каждую партию жидкого топлива — паспорт его качества. 6 них указывается: марка, зольность, влажность, содержание серы, плотность, температура вспышки и другие показатели, по которым ведется претензионная работа (в зависимости от условий обеспечения надежной эксплуатации ТЭС и экологических требований). На газ поставщик должен представлять сертификат.

2.6.10.2.    При обнаружении расхождений между данными удостоверения (паспорта) о качестве топлива, превышающих оговоренные заключенным договором, следует оформить претензию поставщику.

13

2.6.10.3.    Форма акта об отборе контрольной пробы твердого топлива приведена в приложении 19, а форма этикетки на банке с контрольной пробой — в приложении 20.

Для лабораторных испытаний подготавливается три экземпляра пробы твердого или жидкого топлива: первый экземпляр поступает в лабораторию электростанции, второй — в лабораторию грузоотправителя (по его требованию), а третий — хранится в качестве контрольного на электростанции (для контроля в нейтральной лаборатории).

Результаты анализа контрольной пробы твердого топлива оформляются по образцу приложения 21. В соответствии с изложенными выше документами составляется акт приемки твердого топлива по качеству (приложение 22).

Примерные формы претензии по поставке твердого топлива пониженного качества и расчета суммы претензии приведены в приложениях 23 и 24.

По аналогии оформляются документы и при приемке по качеству жидкого топлива.

2.6.10.4.    Если договором на поставку угля определение зольности потребителем предусмотрено радиационным методом (см. п. 2.2.6), то претензионный документ должен быть скорректирован; к нему прилагаются:

копия акта аттестационного свидетельства средства измерений — протокола аттестации радиационного метода определения зольности;

акт о количестве топлива, прошедшего обработку золомером (указываются номера разгруженных железнодорожных вагонов). Акт подписывается представителями электростанции и общественности;

акт о зольности испытанного топлива с приложением обработанных диаграмм самописца или распечатки изотопного прибора (этот акт подписывается представителем ПТО, цеха КИП и утверждается главным инженером электростанции или его заместителем);

скорректированная форма расчета суммы претензии за пониженное качество твердого топлива (по типу приложения 24).

2.6.10.5.    Если договором на поставку топлива отбор проб для определения зольности производится у поставщика механическим проботборником, то к претензионным документам прилагается копия акта об испытании пробоотборника в соответствии с РД 34.44.205-89 [23].

Примечание. Если конструкция механического пробоотборника на ТЭС предусматривает выдачу двух лабораторных проб, то одна предназначается потребителю, а другая — для предъявления нейтральной организации, о чем должна быть сделана соответствующая запись в договоре на поставку топлива.

2.6.10.6.    Упомянутые в п. 2.6.10.3 формы после внесения в их текст соответствующих изменений могут быть использованы при подготовке претензионных документов по качеству жидкого топлива.

При приемке жидкого топлива обмером претензия за повышенное содержание влаги не предъявляется, так как этот фактор учитывается в претензии за недостающее топливо.

2.6.11.    Претензии, возникающие при перевозках топлива по железной дороге, заканчиваются составлением с участием приемосдатчика ТЭС коммерческих актов или уплатой штрафов в соответствии со статьями 168, 170 Устава железных дорог СССР [34], разд. 3, 4, 7, 14, 30, 37, 38 “Правил перевозки грузов*’ [35] и другими статьями, разделами, а также изменениями к упомянутым выше документам.

Претензии к перевозчику могут предъявляться в основном в случаях:

прибытия на электростанции топлива в поврежденных вагонах (цистернах) и с признаками недостачи;

отсутствия одного или нескольких вагонов (цистерн) при поступлении топлива по групповой или маршрутной накладной;

нарушения сроков поставки топлива;

перебора начисленных платежей за перевозку топлива и др.

2.6.12.    Претензии к поставщикам могут предъявляться также из-за следующих нарушений:

непринятия предусмотренных договором профилактических мер, в результате чего происходит

смерзание топлива (увеличиваются затраты на размораживание топлива, ручную зачистку ши о-нов, оплату за перепростой вагонов под разгрузкой и др.);

подачи топлива с попавшими в вагоны посторонними предметами — металлом, желе циклоном, древесиной (выводятся из строя дробилки, мельницы; имеют место случаи пореза лент и др.);

14

подачи мазута в неочищенных цистернах (увеличиваются расходы пара и штрафы та перепро-стой цистерн);

поступления неочищенных снаружи цистерн (оплата за очистку поверхностей цистерн и их nq^enpocTovi).

Примером оформления такого документа по упомянутым случаям или нарушениям договора служит претензия о возмещении дополнительных затрат на вьпрузку смерзшегося угля (приложение 25).

2.6.13.    Претензии, возникающие при перевозке топлива в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются:

управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

пароходству, когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань).

Если по предъявленной пароходству претензии ответственной является железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге, которой принадлежит станция перевозки груза*, и, наоборот, если претензия предъявлена железной дороге назначения, а озвстствсниым является пароходство, то железная дорога направляет претензию в пароходство с соответствующими документами и в сроки, изложенные в “Правилах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении’* [36].

2.6.14.    Предметом претензии, возникающей по газообра тому топливу, могут быть нарушение условии, изложенных в договоре на его подач>.

2.7. Отпуск топлива на сторону, хозяйственные и другие нужды

2.7.1.    Топливо сторонним организациям и другим потребителям отпускается по указанию руководства энергообъединсиия или электростанции.

2.7.2.    Документами на о туск топлива на сторону являю гея накладная по типовой форме М-14 или М-15, а на хозяйственные н\жды гребование по типовой форме М-10 или М-11.

2.7.3.    Накладная на отпуск топлива выписывается ТТЦ в трех экземплярах и подписывается директором или заместителем директора и главным бухгалтером или уполномоченными лицами.

Первый экземпляр передается лицу, оттекающему топливо. После отпуска топлива накладная, подписанная получазелем, передается ТТЦ вместе с доверенностью получателя в бухгалтерию для выписки платежного требовашгя.

Второй экземпляр накладной после проставленного на нем штампа бюро пропусков служит основанием для вывоза топлива с территории электростанции и подлежит сдаче из бюро протеков в бухгалтерию не позднее следующего дня после вывоза топлива.

Третий экземпляр накладной передается получателю топлива.

2.7.4.    Отпуск топлива на хозяйственные нужды оформляется получателем с помощью требования по указанным выше формам (см. п. 2.7.2) в двух экземплярах. Первый экземпляр с подписью получателя направляется в бухгалтерию, а второй — остается в ТТЦ.

2.7.5.    Топливо, израсходованное во время капитальных и средних ремонтов при опробованиях, регулировках и испытаниях оборудования, оформляется накладной по форме М-14 пли М-15 согласно актам на ремонты в двух экземплярах за подписями начальников ТТЦ (участка), котельного (котлотурбинного) цеха, ПТО и ремонтной организации.

Первый экземпляр накладной с актом направляется в бухгалтерию, второй остается в ТТЦ.

2.7.6.    Топливо, израсходованное при опробовании, регулировках и испытаниях на вновь вводимое энергетическое оборудование до принятия его по акту' в эксплуатацию, списывается по акту . Стоимость этого топлива предъявляется по отдельному счету строшедьной или пусконаладочной организации.

Израсходованное топливо оформляется по накладным М-15 с приложением акта, подписанного представителями администрации электростанции и строительной (наладочной) организацией.

Первый экземпляр накладной с актом направляется в бухгалтерию для предъявления счета, второй — остается в ТТЦ.

15

2.8. Списание примесей и отходов топлива

2.8.1.    Отобранные из твердого топлива посторонние примеси (порода, древесина, металл и др.) накапливаются, взвешиваются и отправляются на отвалы или в места хранения (если в дальнейшем возможно их использование).

Сведения о массе упомянутых примесей персонал ТТЦ заносит в журнал произвольной формы. В этом же журнале приводятся сведения об отходах, потерях массы угольного шлама при его хранении, а также о массе мазутных остатков, извлекаемых при очистке резервуаров и других узлов мазутного хозяйства, из слитой воды при отстое мазута в резервуарах.

2.8.2.    Списание массы примесей и отходов производится по акту произвольной формы. Он подписывается начальником цеха (участка), учетчиком топлива и утверждается руководством электрост акции.

2.8.3.    Если на электростанции не организован отбор и учет отходов, списание их не допускается.

2.8.4.    Основанием для списания потери массы шлама могут служить экспериментально установленные пределы потери его влажности при хранении, утвержденные энергообъединением.

2.9. Количество и качество топлива, израсходованного на технологические цели (нужды)

2.9.1.    Использованным на технологические нужды (отпуск электроэнергии и тепла) является топливо, сожженное энергетическими установками электростанции, за исключением его расходов, упомянутых в пп. 1.1, 2.7.6 и 1.15 Инструкции [37].

2.9.2.    Масса всею расходуемого на технологические нужды топлива должна быть определена на основе измерений по показаниям весов, расходомеров, уровнемеров и т.д., а показатели его качества — на основе показаний автоматических регистрирующих приборов (калориметры, плотномеры) или результатов анализа проб топлива, отобранных и разделанных с помощью соответствующих устройств [6].

2.9.3.    Количество и качество топлива по неудовлетворенным претензиям включается в расход на технологические цели только в случае, если эти претензии отклонены по причинам технического характера (см. п. 4.4.6).

Количество топлива

2.9.4.    Для взвешивания расходуемого твердого топлива электростанция должна быть оснащена конвейерными весами, обеспечивающими точность взвешивания не ниже ±1,0%.

Количество расходуемого топлива, поступающего “с колес” (минуя склад), может определяться по результатам взвешивания на вагонных весах.

2.9.5.    В целях уменьшения погрешности определения расхода твердого топлива на технологические нужды за месяц бункера сырого угля (БСУ) котлов к моменту составления акта по форме ТТ-22 должны быть заполнены до уровня, который был при составлении предыдущего акта.

2.9.6.    При определении расхода жидкого топлива по изменению уровня в резервуарах для каждого из них должна быть составлена калибровочная таблица в соответствии с п. 1.13.

Резервуары должны быть оборудованы уровнемерами, обеспечивающими погрешность измерения не более ±0,5 см при измерении по месту и ±1,5 см при дистанционном измерении.

2.9.7.    При определении расхода жидкого топлива с применением сужающих устройств (расходомеров) последние должны быть установлены на напорных трубопроводах насосов и на трубопроводах рециркуляции.

Методика измерений и условия установки расходомеров мазута должны соответствовать требованиям РД 34.11.326-91 [38].

2.9.8.    Для сопоставления расходов поступившего (практически “сухого”) и израсходованного (обводненного при разогреве открытым паром во время слива) жидкого топлива используе^я формула

100 -W*

100-W?

16

i де

Во масса обводненного топлива, т;

В - масса поступившего топлива по приемному акту (до разогрева), т; Wp    влажноегь поступившего топлива (до разогрева), %;

WS влажность обводненного топлива, %.

Влажносгь обводнешюго топлива определяется по пробам, отобранным из резервуаров после перекачки в них. топлива, или принимается как средняя влажность по суточным (сменным) пробам, отобранным от топлива, израсходованного на технологические нужды.

2.9.9. На основании расчетов массы принятого топлива по формам ТТ-4, ТТ-9, ТТ-10, требовании и накладных по формам М-10, М-11, М-14 и М-15 на отпуск топлива на хозяйственные нужщл и на сторон}, данных о количестве израсходованного на технологические нужды твердого и жидкого топлива (по данным показаний вагонных и конвейерных весов, уровнемеров и расходомеров в начале или в конце суток или смены с учетом переключения схем подачи топлива на склад или со склада) учетчиком топлива составляются в двух экземплярах суточная ведомость учета жидкою топлива, израсходованного на технологические нужды по форме ТТ-20 (приложение 26) и суточная ведомость движения и остатков твердого и жидкого топлива по форме ТТ-21 (приложение 27). Одан экземпляр формы направляется на следующий день в бухгалтерию электростанции, а другой — в ПТО.

В Э1и\ ведомостях фиксируются сводные данные о поступлении и расходе топлива за сутки и об ооатках топлива на электростанции по состоянию на 24^.

Сведения о расходе твердого топлива на технологические нужды берутся из сменного журнала ТТЦ или in специальной справки произвольной формы по усмотрению руководства цеха.

2.9.10.    Остатками топлива считается все топливо, находящееся на складе (в резервуаре), а 1акже оприходованное, но не выгруженное на 24—ч.

2.9.11.    Определение расхода газообразного топлива на технологические нужды осуществляется в соответствии с РД 34.11.315-92 [39].

Качество топлива

2.9.12.    Качество сжигаемого топлива всех типов (твердого, жидкого, газообразного), расходуемою на технологические нужды, определяется путем анализа проб (сменных, суточных), отобранных т всего потока топлива, или по показаниям приборов в соответствии с [6].

2.9.13.    Для отбора и обработки проб твердого топлива электростанции должны быть оснащены пробоотборными установками (пробоотборниками, машинами для подготовки лабораторных и аналитических проб и др.) в соответствии с РД 34.23.504-87 [40].

2.9.14.    Пробоотборную установку и конвейерные весы целесообразно располагать после молотковых дробилок на одном г том же конвейере, через который проходит ве5сь поток топлива, поступающий в котельное отделение.

2.9.15.    При вводе в эксплуатацию вновь смонтированной пробоотборной установки, а также после каждого случая внесения конструктивных изменений она должна быть испытана комиссией на представительность отбора и обработки проб. Акт испытаний утверждается главным инженером электростанции.

2.10. Инвентаризация остатков твердого и жидкого топлива

2.10.1.    В целях определения остатков топлива на конец месяца производится его инвентаризация.

Инвентаризация подразделяется на документальную, производимую на основе данных форм учета поступления, расходования и остатков топлива, и инструментальную, при которой остатки топлива на складах (в резервуарах) определяются путем измерений.

2.10.2.    Документальная (учетная) инвентаризация твердого и жидкого топлива производится ежемесячно, инструментальная инвентаризация твердого топлива выполняется в конце последнего месяца каждого квартала в соответствии с МУ 34-70-050-83 [41] и Инструкцией по инвентаризации торфа [42], т.е. не реже чем один раз в квартал.

Кроме того, в период, когда на складе электростанции находится наименьшее количество топ-

17

лива, производится его контрольная инструментальная инвентаризация (при условии возможное™ формирования штабеля из оставшегося на площадке топлива).

2.10.3.    Инструментальная инвентаризация жидкого топлива производится ежемесячно в соответствии с МУ 34-70-152-86 [43].

2.10.4.    Для штабелей и резервуаров, в которых за период между инвентаризациями не было движения (подачи и отбора) топлива, по усмотрению комиссии допускается пользоваться данными предыдущей инвентаризации.

2.10.5.    Инструментальные инвентаризации проводятся комиссиями в составе:

заместителя директора электростанции (председатель комиссии);

начальника ПТО;

начальника ТТЦ (участка) или другого цеха, в ведении которого находится топливный склад;

главного бухгалтера (или заменяющего его лица — бухгалтера по учету топлива).

Примечание Директор электростанции может назначить председателем комиссии главного инженера, заместителя главного инженера по эксплуатации или начальника ПТО. В этом случае заместитель директора в работе комиссии не участвует.

2.10.6.    По результатам инструментальной инвентаризации топлива составляются не менее чем в двух экземплярах акты отдельно для твердого и жидкого топлива по формам ТТ-23а и ТТ-236 (приложения 28 и 29). Один экземпляр акта передается в бухгалтерию.

При тмерешш массы твердого топлшш в БСУ (см. п. 2.9.5) последняя прибавляется к остаткам, указанным в форме ТТ-23а.

2.10.7.    Инвентаризация остатков топшта после стихийного бедствия (урагана, ливня и др.) производится специальной комиссией, назначаемой руководством энергообъединения.

2.11. Учет движения твердого и жидкого топлива за месяц

2.11.1.    По истечении каждого месяца (по состоянию на 24 ч последнего числа отчетного месяца) ТТЦ и ПТО с участием бухгалтерии составляют акт о движении и остатках топшта за месяц по форме ТТ-22 (приложение 30), являющийся основным документом, данные которого отражаются в статастической отчетности электростанции.

Примечание. Под словами “по состоянию на 24 ч” подразумевается фиксация полученных заранее или с некоторым запозданием данных по инвентаризации и затем скорректированных сведениями о движении топлива на время отчетного месяца.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию (для контроля бухгалтерских проводок), а другой — в ПТО (для использования при составлении технической отчетности).

2.11.2.    Акт по форме ТТ-22 составляется на основе данных документальной и инструментальной инвентаризации топлива (в актах за первые два месяца каждого квартала отсутствует, как правило, данные инструментальной инвентаризации твердого топлива).

Данные документальной инвентаризации о приходе, расходовании и остатках топлива на складах определяются путем сводки суточных ведомостей по формам ТТ-20 и ТТ-2Г, акта произвольной формы на списание примесей отходов топлива, а также требований и накладных по формам М-10, М-11, М-14 и М-15.

2.11.3.    В результате сопоставления остатков топлива по данным документальной и инструментальной инвентаризации определяется его недостача или излишки, устанавливаются отчетные значения остатков топлива на складах и расхода его на технологические нужды.

2.11.4.    Учитывая, что нормы естественной убыли при хранении топлива на складах электростанций (в резервуарах) отменены настоящим МУ, отчетные значения остатков топлива на складах устанавливаются с учетом только погрешности инструментальной инвентаризации, относительное значение которой составляет для:

твердого топлива +3% [41];

жидкого топлива в вертикальных резервуарах ±0,5% и в горизонтальных резервуарах ±1,3% [43].

2.11.4.1. Если абсолютное значение расхождения в остатках топлива по данным инструментальной и документальной инвентаризаций не превышает погрешности инструментальной инвентаризации, то за отчетные остатки топлива на складах принимаются данные инструментальной инвентаризации.

IK

Пример. Ос i a itch ion.шва по данным ппе гр\метальной иниетари шцпп сосганплн 100000 г. Досолю тая noipcniHocib пнпсшариlaiuni ±3000 i.

Вариант I. Ocianai lon.nma по данным док\мои 1альной инветартации сосшвплп 102000 i. Поскольку по абсолютном) шачению расхождение межд\ данными пнвенгартаций (-2000 i) не превышай дотсгимой пшрешиосш (±3000 i), за отоные ос га пси топлива принимаю 1ся данные документальной инвенгартании (100000 i).

Вариант 2. Осинки топлива по данным док\метальной инветартации составили 98000 г. Поскольку расхождение междх данными инветартации (+2000 т) не превышает доп\сшмой по-1 репп юс in (±3000 г), за отчетные осштки тоатива принимаются данные документальной пнвентн-ри ыции (100000 i).

2.11.4.2.    Если расхождение в ослагках топлива по данным ннстр\метальной и документальной пнвешари1ации hmcci отрицательное шачение и по абсолютному значению превышает погрешность инструментальной инвентаризации, то за отчетные остатки топлива на складах принимается сумма результата инструментальной инвентаризации и абсолютного значения погрешности инструментального измерения.

Разность между отчетными остатками топлива на складе и результатом документальной инвентаризации соответствует недостаче топлива.

Пример. Остатки топлива по данным инструмеш'альной инвенгартании составили 100000 т. Погрешность инструментальной инветартации ±3000 т.

Остатки тоатива по данным документальной инвентаризации составили 108000 т. По абсолютному значению расхождение в результатах документальной и инструментальной инвентаризациях (-8000 3') превышает доп\стимое(±3000) т. За отчетные остатки тоатива на складах принимается сумма результата инструментальной инвентаризации (100000 т) п абсолютного значения ее погрешности (±3000 т), т.е. 100000 + 3000 = 103000 т. Недостача соответственно будет равна 103000 т - 108000 т = -5000 т.

В зависимости от выводов инвентаризационной комиссии недостача тоатива может быть целиком или полностью:

отнесена к расхода топлива на технологические нужды;

списана на удорожание тоатива;

отнесена на виновных лиц.

В первом случае отчетное значение расхода топлива на технологические нужды определяется как сумма этого расхода по дашолм документальной инвентаризации и отнесенной к нем\ недостачи топлива.

На недостачу тоатива, вызванную стихийными бедствиями (см. п. 2.10.7) составляется акт о списании, который утверждается руководством энергообъединения.

2.11.4.3.    Если расхождение в остатках топлива по данным ф1струметальной и документальной инвентаризации имеет положительное значение и превышает погрешность инвентаризации, то имеют место излишки тоатива. Они равны разнице между расхождением в остатках и абсолютным значением погрешности инструментальной инвентаризации. Излишки топлива подлежат оприходованию на склад. В этом случае за отчетные остатки тоашва на складе принимается разноса межд\ остатками по данным инструмешалыюй инвентаризации и абсолютным значением ее тмрешности.

Пример. Остатки топлива по данным инструментальной инвентаризации составили 100000 т. Погрешность ипегру’ментальной инпентартацни ±3000 г.

Остатки тоатива по данным документальной инветартации составили 95000 т. Расхождение в остатках тоатива (+5000 i) превышает абсолютное шачение инструметашлюй инвентаризации (±3000 т), следовательно,имеют место т.лишки топлива, равные 5000    3000    = 2000 т. Отчетные

остатки тоатива на складах равны 100000    3000    =    97000    г.

2.11.4.4.    Для наглядатеш рецльииы определения отчетных остатков тплива на складах сведены в табл. 2.

2.11.4.5.    Факт обнаружения и киников или недекмачи гоатива свачете.гьствует об имеющихся недостатках в учете тоатива, которые следхет выявтъ и принять меры по их \ с гранению. При этом для уточнения количества юплнва, и {расходование! о на технологические н\жды, мождч быть использован метод определения ею по ображом\ балансу котлов в cooibcic гвпп с РД 34.08.552-93 [44].

19

Результаты возможных вариантов определения отчетных остатков топлива на складе (т)

Таблица 2

Показатель

Значение показателя для пункта

2.11

.4.1

2.П.4.2

2.11.4.3

Вариант 1

Вариант 2

Остатки топлива на складе по данным

инвентаризации:

инструментальной

100000

100000

100000

100000

документальной

102000

98000

108000

95000

Расхождение в остатках топлива

-2000

+2000

-8000

+5000

Погрешность инструментальной инвентаризации

±3000

±3000

±3000

+3000

Недостача топлива

-5000

Излишки топлива, оприходуемые на склад

+ 2000

Отчетные остатки топлива на складе

100000

100000

103000

97000

3. ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ ТОПЛИВА

3.1.    Учет расхода натурального топлива на технологические нужды ведется при той фактической влажности, с которой оно было подано в энергетическую установку для сжигания.

3.2.    В государственной статистической отчетности о работе тепловой электростанции по форме 6-ТП расход торфа указывается при условной влажности, равной для кускового 33%, для фрезерного 40° а.

3.3.    Пересчет расхода Bj и теплотворной способности рабочей массы топлива Q{J, влажностью на массу влажностью производится по формулам:

100-W?

В, = В, •--    ;

2    1    100-wf

100 - W?

Qh2 = (QSi +6-K-W?).------6-К- W5,

vH2 VXH|    12    100-W?    2

где К коэффициент пропорциональности; К = 1 при выражении QE в ккал/кг, К = 4,187 при выражении QE в кДж/кг.

3.4.    Технический учет топлива на электростанции ведется в условном исчислении на основе переданных в ПТО данных о количестве и качестве натуральною топлива, израсходованного на технолошческие ну жды.

3.5.    Flq^ecneT натурального топлива Вн (твердого и жидкого в тоннах, газообразного в тысячах кубометров при нормальных условиях) в условное В..т (в тоннах) производится по формуле

О = D

В)ГГ В" QyT

где qp _ теплота сгорания по данным химической лаборатории твердого и жидкого, ккал/кг (МДж/кг) или газообразного топлива при нормальных условиях, ккал/м

(МДж/м3);

Qyr — теплота сгорания условного топлива, равная 7000 ккал/кг (29,31 МДж/кг).

Разработано АО "Фирма ОРГРЭС"    ___________

Исполнители Н.Л. АСТАХОВ, А.В. ЛЕБЕДЕВ, Г.С. ДРОНКИНА.ЕгГфИЛАНОВСКИЙ Утверждено Российским акционерным обществом энергетики и электрификации "ЕЭС России" 12.05.96 г.

Первый вице-президент В.В. КУДРЯВЫЙ Согласовано с Департаментом науки и техники РАО "ЕЭС России" 01.04.96 г.

Начальник А.П. БЕРСЕНЕВ, с Департаментом эксплуатации энергосистем и электрических станций РАО "ЕЭС России" 29.04.96 г.

Начальник В.И. ГОРОДНИЦКИЙ

Методические указания разработаны АО "Фирма ОРГРЭС" по поручению Департамента науки и техники РАО "ЕЭС России" й являются собственностью РАО.

Перепечатка Методических указаний и применение их в других отраслях промышленности России, а также в странах ближнего зарубежья допускается исключительно с разрешения Собственника.

©СПО ОРГРЭС, 1997,

Подписано к печати24.09.97    Формат 60x84 1    /8

Печать офсетная    Уел.    неч.    л.    8,83    Уч.-изд.    л.    8,0    Тираж    590    эк    ч.

Заказ №    Издат.    №    97076

Производственная служба передового опыта эксплуатации энергопредприятий ОРГРЭС 105023, Москва, Семеновский пер., д. 15.

Участок оперативной полиграфии СПО ОРГРЭС 109432, Москва, 2-й Кожуховский проезд, д. 29, строение 6 Сверстано на ПЭВМ

20

Пересчет прошводигся за каждый из периодов (I сут, 3-5 сут, декада), да я которых химической габорагорней производится определение теплоты сгорания топлива по накопительной пробе. В целом ш месяц расход условного топлива определяется суммированием расходов за отдельные периоды в соответствии с [6].

3.6.    В расход условного топлива, огиесешюго на отпуск электроэнерпти и тепла, включается вес топливо, израсходованное на технологические нужды, согласно данным формы ТТ-22.

3.7.    Все виды горючих материалов (стружка, опилки, сучья, щепа, коксовая мелочь, мазутные присадки и др.), расходуемые как топливо для обеспечения отпуска электроэнергии и тепла, должны учитываться при расчете удельных расходов условного топлива.

3.8.    Не допускается списание на технологические нужды всех видов естественной убыли и не-, производственных потерь топлива.

3.9.    Удельные расходы условного топлива в целом по электростанции, а также по отдельным группам оборудования (энергоблокам) определяются по прямому балансу.

Если на электростанции нет непосредственных измерений расхода топлива на каждый котел и гриппу копов, то топливо распределяется между ними пропорционально соответствующим значениям расходов топлива, определенных по обратному балансу согласно [44].

3.10.    Рез>льтаты гехничсского учета топлива отражаются в отчетах статистической государст-венной и ограслсвой отчетности.

4. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОПЛИВА1 4.1. Общие указания

4.1.1.    Тщательное ведение бухгалтерского учега топлива обеспечит исполнение задач, изложенных в п. 1.7 настоящих МУ.

4.1.2.    Учет топлива в бухгалтерии энергопредприятая может осуСцесгвлятъся как ручным спо*-собом, так и с применением средств вычислительной техники.

4.1.3.    Приведенные выходные, вспомогательные формы ведомостей и журналов для ведения ручным способом бухгалтерского учета являются рекомендуемыми и могут был» изменены в за-внсимости от сжигаемых видов топлива.

4.1.4.    Необходимую информацию для заполнения ведомостей, журналов организации у чем а топлива бухгалтерия в соответствии с графиком документооборота получает or соответствующих подразделений электростанции (ТТЦ, ПТО).

4.1.5.    Первичные документы, поступающие в бухгалтерию по регистру, подлежат обязательной регистрации и контро,по на правильность их оформления (заполнение всех необходимых реквизитов и кодировки информации при машинной обработке документов).

4.1.6.    Документы, неправильно оформленные*, возвращаются бухгалтерией для исправления. Исп])явления должны быть оговорены и подписаны Правомочными лицами и не позднее следующего дня возвращены в бухг алтерию.

4.2. Первичные документы

4.2.1.    Документы по приходу топлива:

расчеты приемки количества топлива, поступившего по железной дороге или другим транспортом, по формам ТТ-4, ТТ-9 с приложением к ним соответствующих транспортных доку мен юв;

акт приемки топлива, поступившего по трубопроводу или водным транспортом по форме ТТ-10;

акты счетов за газ по форме ТТ-12;

извещение о получении переадресованного топлива по форме ТТ-8.

4.2.2.    Документы по оплате за топливо

4.2.2.1. Оплата за топливо, поступающее на электростанцию, может* производиться либо п\ гем перечисления авансовых сумм на расчегный счет поставщика — предоплата за топливо, либо пугем оплаты платежного требования, выставляемого поставщиком топлива с расчетною счета электростанции.

Переработка гл 4 выполнена с участием бухгалтера ТЭЦ-22 Мосэнерго Л П. Орловой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИЙ УЧЕТА ТОПЛИВА    РД    14    09    105 96

НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ

Срок действия у стаповлен с 01 01 1996 г до 01 01 2000 ?

Настоящие Методические указания (МУ) регламентируют вопросы организации работ по учету всех видов котельно-печного (технологического) топлива на тепловых электростанциях (ТЭС) и в районных котельных, устанавливают порядок и методы проведения этих работ. При этом районные котельные, исхода из местных условий, могут допускать отклонения от требований настоящих МУ с последующим согласованием их в вышестоящей организации.

Методические указания предназначены для персонала ТЭС и территориальных акционерных обществ (далее — энергообъединение), несущих ответственность за организацию, выполнение работ по учету топлива и осуществляющих претензионную работу.

К МУ приложен перечень нормативно-технических документов (приложение 1), которыми необходимо руководствоваться в работе по учету топлива.

С выходом настоящих МУ утрачивают силу “Правила учета топлива на электростанциях: РД 34.69.105-88" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1988) и Извещение об изменении № 1 "Правил учета топлива на электростанциях: РД 34.09.105-88" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1988).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Основным видом материальных ресурсов, расходуемых электростанциями на технологические нужды (на производство электроэнергии и тепла), является котельно-печное (технологическое) топливо. Топливо, расходуемое электростанциями на другие цели, рассматривается как вспомогательный материал.

1.2.    Все топливо, поступающее на ТЭС и расходуемое на технологические и другие нужды (цели), а также хранящиеся на складе и отпускаемое сторонним организациям, подлежит строгому учету.

Учет топлива включает:

определение его количества и качества в требуемом объеме и с требуемой точностью;

периодическую инвентаризацию;

предъявление претензий поставщикам и транспортным организациям при обнаружении расхождений по количеству и качеству топлива; при поступлении смерзшегося топлива и т.д.;

документальную регистрацию выполняемых операций.

1.3.    Для ведения учета топлива электростанции должны быть оснащены необходимым оборудованием, устройствами и приборами по контролю его качества и количества. Учет топлива на крупных ТЭС следует осуществлять с помощью персональных компьютеров.

1.4.    Все операции по учету топлива оформляются документами, формы которых с примерами их заполнения приведены в приложениях.

Эти формы являются рекомендуемыми и в них могут быть внесены изменения с тем, чтобы они отражали особенности конкретной электростанции и районной котельной.

1.5.    Поступление, расходование, переадресовка (далее — движение) топлива на электростанции, а также остатки по результатам инвентаризации отражаются в формах первичной документации с учетом топлива госрезерва.

1.6.    Данные о количестве поступившего и израсходованного топлива и его остатках отражаются в статистической государственной и ведомственной отчетности.

1.7.    Учет топлива подразделяется на оперативный, технический и бухгалтерский, каждый из которых ведется соответствующими службами и подразделениями электростанции.

Оперативный учет отражает движение топлива в натуральном исчислении и включает: приемку топлива от поставщиков по количеству и качеству, определение его расхода на техноло-

4

i ическне нужды, ведение претензионной работы, а также периодическую инвентаризацию. Оперативный учет твердого и жидкого топлива является функцией эксплуатационною персонала топливно-транспортного цеха (ТТЦ) или участка цеха, в ведении которого находится топливное хозяйство, а газообразного топлива — производственно-технического отдела (ПТО). Анализ качественных показателей топлива выполняется химическим цехом (лабораторией).

Организация приема, разгрузки, хранения и подачи топлива на технологические нужды определяется п. 4.1 “Топливно-транспортное хозяйство” ПТЭ [1] и соответствующими местными инструкциями.

Технический учет отражает расход топлива на технологические нужды в натуральном и, условном исчислении, при этом определяется основной показатель, характеризующий эффективность топливоиспользования на электростанции, — удельный расход условного топлива на отпу ск электрической энергии и тепла, а также размеры экономии (перерасхода) топлива в целом по электростанции. Технический учет должен выполняться ПТО.

Бухгалтерский учет представляет собой документальную регистрацию топлива в денежном и натуральном выражении, а также контроль всех хозяйственных операций, связанных с движением топлива и расчетами с поставщиками. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией электростанции или энергообъединения, при этом бухгалтерии ТЭС подготавливают исходные материалы.

1.8.    Ответственность за организацию и постановку учета топлива на электростанции несут ее директор и главный бухгалтер.

1.9.    В договорах на поставку топлива, заключаемых, как правило, непосредственно с производителями (поставщиками) или посредниками, следует предусматривать конкретные положения по проведению контроля количества и качества топлива как у поставщика, так и у потребителя, так как основным документом при рассмотрении споров в арбитражном суде является договор.

1.10.    На электростанции должен быть обеспечен контроль всего количества поступающего твердого, жидкого и газообразного топлива, а также качества газообразного топлива. Контроль качества твердого и жидкого топлива может осуществляться как периодически (при этом обязательно в тех случаях, когда есть сомнения в соответствии качества топлива техническим условиям, стандартам и условиям поставки), так и постоянно.

1.11.    Настройка и техническое обслуживание установленных на электростанции контрольно-измерительных приборов, предназначенных для непрерывного и периодического определения количества и качества топлива (весов, расходомеров, влагомеров, радиоизотопных концентрациоме-ров, плотномеров, калориметров, автоматических отборников проб газа и мазута и др.), производятся цехом тепловой автоматики (ЦТ А И) или соответствующим ему другим подразделением по графику, разработанному в соответствии с требованиями завода-изготовителя или другими доку-м ст ам и и утвержденному руководством электростанции.

1.12.    Предназначенные для коммерческих расчетов с поставщиками средства измерения (весы, уровнемеры, расходомеры, калориметры и др.), подлежащие аттестации и периодической поверке территориальными органами Госстандарта России, должны иметь в паспорте прибора клеймо гос-повернтеля и предъявляться на госповерку в установленные сроки. На электростанции должен быть составлен согласованный с организациями Госстандарта России график поверки.

Организация и порядок проведения поверки должны соответствовать ГОСТ 8.002-86 [2] и ГОСТ 8.513-84 [3].

1.13.    На все резервуары для приема и хранения жидкого топлива должны быть составлены градуировочные таблицы (см. п. 4.1.36 ПТЭ [1]).

1.14.    Контроль за соблюдением сроков периодической поверки средств измерений на электростанциях и правильностью ведения поверок осуществляется метрологической службой электростанции или энергообъединения.

Контроль в энергообъединении за правильностью учета твердого и жидкого топлива по количеству возлагается на топливно-транспортную службу, по качеству — на химическую службу, за правильностью учета газа по количеству и качеству — на службу ТАИ или метрологическую службу.

1.15.    Использование электростанциями методов измерений и оборудования, не предусмотренных НТД, может быть допущено только после их аттестации и с разрешения метрологической слу жбы энергообъединения.

1.16.    Техническое обслуживание вагонных весов (надзор, ремонт) и их поверка (не реже одного

5

раза в полугодие) производятся службой ТАИ электростанции или метрологической службой энер го о бъединения.

Вагонные весы могут передаваться на техническое обслуживание (надзор, ремонт, поверку) железной дороге или другой специализированной организации.

1.17.    Автоматические конвейерные весы подвергаются поверке и настройке после каждого случая регулирования роликоопор на расстоянии менее 15 м от места установки весов, смены конвейерной ленты и переклейки стыков, изменения натяжения ленты; методы и средства поверки должны соответствовать ГОСТ 8.005-82 [4], МИ 1906-88 [5].

1.18.    Техническое обслуживание установок по механизированному отбору и разделке проб твердого топлива осуществляется ТТЦ, жидкого — ТТЦ или котельным цехом (КЦ), а газообразного — ЦТАИ.

1.19.    Отбор проб топлива вручную из вагонов, цистерн, резервуаров производится персоналом ТТЦ (участка) электростанции под методическим руководством химического цеха. Отбор проб твердого топлива в тракте топливоподачи пробоотборниками жидкого и газообразного топлива из трубопроводов производится персоналом химического цеха.

1.20.    Обработка проб топлива и выполнение всех видов их анализов производятся химическим цехом (лабораторией) электростанции и в отдельных случаях химической службой энергоуправления в соответствии с РД 34.09.114-92 [6].

1.21.    Результаты анализов качества поступившего и поданного на сжигание топлива фиксируются в журналах. Журналы составляются химическим цехом по каждому виду топлива в отдельности.

Ежемесячно, а также по требованию руководства электростанции или ПТО данные о качестве топлива передаются в ПТО электростанции за подписью начальника химического цеха (лаборатории).

1.22.    Аналитические лаборатории химических цехов электростанции, химических служб энергообъединений должны бьпъ аттестованы в соответствии с МУ 34-70-101-85 [7] по тем показателям качества топлива, по которым ТЭС ведет претензионную работу с поставщиками.

1.23.    Энергообъединения организовывают систематический надзор за проведением анализов проб топлива на электростанциях путем инспекторских проверок и обмена контрольными пробами между лабораториями электростанций. Периодичность проверок и их характер устанавливаются энергообъединением, но не реже одного раза в квартал.

1.24.    На районных котельных учет топлива производится по местным инструкциям, разработанным на основе настоящих МУ и утвержденным энергообъединением.

1.25.    Окончательным документом о движении топлива за месяц является акт по форме ТТ-22, утверждаемый директором электростанции.

1.26.    Сведения о движении топлива зр сутки, пятидневку или другой период являются оперативными.

1.27.    Электростанции, передающие по договору функции контроля топлива другой компетентной организации, должны в договоре обусловить строгое выполнение настоящих МУ.

2. ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ ТОПЛИВА
2.1. Приемка твердого и жидкого топлива по количеству

2.1.1.    Масса твердого топтива, поступающего по железной дороге или автотранспортом, определяется методом взвешивания, а при поступлении водным транспортом — по осадке судов.

Масса жидкого топлива, поступающего в цистернах по железной дороге или автотранспортом, определяется методом взвешивания или обмера (объемно-массовым методом), а поступающего водным транспортом и по грубопроводам — путем обмера в резервуарах. При этом электростанция вправе применять метод определения массы, отличный от того, который использует поставщик. Определение массы мазута в железнодорожных цистернах методом взвешивания является предпочтительным.

2.1.2.    В случае приемки топлива на месте отгрузки по количеству — взвешиванием и доставки твердого топлива железнодорожным транспортом без выхода на пути МПС или взвешивания ма-

6

учла \ поставщика па ваюпиых весах с печатающим чслройстном кошролыюс в шешпвампе юп-лива па электростанции может не производиться.

2.1.3.    До четаповки собственных вагонных весов элекгросл акция должна в тетивам. юплнво на весах ближайшей железнодорожной станции или ближайшею гтредпрпя гпя.

2.1.4.    Для взвешивания топлива, поступающею по железной дорою, па -иекгросл акциях должны быть установлены аттестованные вагонные весы, обеспечивающие предо гы noi рсшпосiи в ше-шивапия вагона (цистерны) в железнодорожном составе шли целиком сослана (маршрчга) в соог-вслепиш с МИ 1933-88 [8]. При взвешивании должны соблюдаться заводские шилрчкции по же* ллчагации ваюниых весов в части скорослей прохождения ваюнов и цисгерн по п тформе весов. ip\ юподьечностн вагонов (цистерн) и др.

Предпочгшельным способом огтределегшя массы порожних цпелерн являйся п\ в шепшваппе. Если же массу порожних цистерн электростанция принимает по фафарету, ю вшеншвниие их производится обязалелыю в случае обнаружения в них битумных осла псов.

2.1.5.    Масса оприходуемого топлива рассчитывается с учетом предельных расхождений, определяемых по РД 34.11.331-91 [9], разработанному в соотвегствии с МИ 1953-88 [8] и нормами естественной хбыли при перевозках (приложение 2).

Предельные расхождения и естественная 'убыль рассчитываю гея о г массы нелло, ука шиной в накладных.

2.1.6.    Приемка топлива по количеству может осушес гвляться по сославу (маршругу) в целом, группе вагонов шли по каждому вагону (цистерне) в отдельности, о чем должно бьпь у кашпо в договоре на поставку юолива.

2.1.7.    При приемке жидкою топлива обьемно-массокым мелодом и (меряют уровень магу га, температуру, плотное п> при температуре измерения и при необходимости влажносль магута в соответствии с МИ 2092-90 [10].

В ГОСТ 26976-К6 [11] указано, что учето-расчетные операции следуei производить по “сухо-му” топливу, т.е. (а вычетом “балласта'* (вода н другие примеси).

Эго положение следует обягательно отразить также в договоре на поставку i оплшш.

Масса мазута в цистернах вычислялся умножением обьема магута на его плошосп».

Объем топлива определяется при поступлении:

в железнодорожных цистернах с помощью измерителя недолива ИНД-1 М по МП 2260-93 [12j или метрштоком в соответствии с требованиями, шложеннымп в таблицах калибровки железнодорожных цистерн [13];

в автоцистернах с помощью метригюка и калибровочных таблиц авлоцпелерн (авюцпелер-ны должны бьпь поверены территориальными органами Госстандарта России);

по трубопроводам пли водным транспортом с помощью уровнемеров и 1радунровочпых таблиц резервуаров здектросташши, составленных в соответствии с МИ 1823-87 [1.4] и РД 50-156-79 [1,5] (в период приемки топлива расходование его из резервуара не допускается, а игмеренпе уровня производится после отстоя его в лечение не менее 3 ч).

Плотность топлива определяется по ГОСТ 3900-85 [16], отбор проб проп (водится по ГОСТ 2517-85 [17].

Предельная относительная погрешность при измерении объемно-массовым мегодом принимается в соответствии с ГОСТ 26976-86 [11]:

не более 0,8% при измерении массы нефтепродуктов в железнодорожных п агиомобилгагых цистернах грузоподъемностью до 100 г и 0,5% при грулогюдьсмносгп цислерн свыше 100 т;

не более 0,5° о при измерении массы нефтепродуктов в резервуарах.

2.1.8.    Информация о подходе транспортных, средств с топливом и другими грудами регистрируется в журнале по форме ТТ-1 (приложение 3). Журнал является операшнпым документом на-чалышка смеша железнодорожног о участка ТТЦ электростанции или друг ог о лица, в обя ганиосгзг которого вменен учег подхода транспортных средств.

2.1.9.    Порядок подачи и уборки вагонов (цистерн), способы уюта прослоя, месла приемки, а также формы приемосдаточной документации устанавливаются договором на эксплуагацню подъездных путей, на подачу и уборку вагонов и погрузочно-разгру точные работы, шктючасмым электростанциями с железной дорогой или другой организацией, осушес гв гяющей гранспоршо-экспедиционное обслуживание.

7

2.1.10.    Приемосдатчик или другое лицо, выполняющее его функции, получает от транспортной организации (железной дороги, речного или морского пароходства и др.) документы (накладные, коносаменты и др.) на топливо, которые сверяются с »нными фактически поданных под разгрузку транспортных средств (номера транспортных средств, их типы, грузоподъемность, виды груза и др.). Сверка данных поступивших транспортных средств и вида груза на местах приема-сдачи может производиться также по ведомостям подачи и уборки вагонов или натурным листам, о чем должно быть указано в договоре согхасно п. 2.1.9.

Если на состав (группу вагонов) была выписана одна накладная, а в пути произошла утрата (отцепка) одного или нескольких вагонов, то железнодорожной станцией примыкания об этом в накладной должна быть сделана соответствующая отметка (см. п. 2.6.11). Топливо, находящееся в прибывших вагонах, принимается в обычном порядке с отнесением результатов приемки к оставшемуся топливу.

2.1.11.    Результаты контроля взвешиванием количества принятого твердого п жидкого топлива заносятся в ведомость учета топлива и других грузов, прибывших в железнодорожных вагонах (цистернах) и принятых взвешиванием по форме ТТ-3 (приложение 4). Ведомость подписывается весовщиком-приемщиком или лицом, выполняющим ею функции. Ведомость заполняется посменно или за сутки в целом и является оперативным документом для контроля поступления транспортных средств с топливом. При необходимости отбираются пробы мазута для определения количества “балласта” в нем (воды, серы и т.п.), при этом делается соответствующая отметка в гр. 10 ведомости.

2.1.12.    Результаты контроля объемно-массовым методом количества гринятого жидкого топлива (мазута) заносятся в ведомость учета жидкого топлива, принятого обмером в железнодорожных цистернах по форме ТТ-5 (приложение 5). Ведомость подписывается приемщиком топлива

Если одно и то же лицо является одновременно приемщиком и учетчиком топлива, ведомость допускается не заполнять.

2.1.13.    Подписанные лицами, ответственными за приемку топлива, ведомости по формам ТТ-3 и ТТ-5 передаются учетчику топлива, а отобранные при приемке топлива пробы — в химический цех.

2.1.14.    На основе данных, содержащихся в ведомостях по формам ТТ-3, ТТ-5 и в транспоршых документах, результатов выполненных химическим цехом анализов проб учетчик топлива или другое лицо, уполномоченное выполнять его функции, производит расчет массы оприходуемого топлива (с учетом допустимых предельных расхождений и норм естественной убыли при перевозках), составляет форму ТТ-4 “Расчет массы твердого и жидкого топлива, принятого взвешиванием” (приложение 6), форму ТТ-9 “Расчет массы жидкого топлива, принятого обмером в железнодорожных цисгернах” (приложение 7).

Форма ТТ-4 составляется в отдельности по каждому виду топлива и по каждому поставщику, а форма ТТ-9 — в отдельности по каждому поставщику.

Формы ТТ-4 и ТТ-9, составленные в двух экземплярах, подписываются начальником ТТЦ (участка), учетчиком и служат основанием для оприходования топлива. На топливо, поступившее в выходные дни, ф рмы составляются в первый за выходным рабочий день. Первый экземпляр форм по реестру направляется в бухгалтерию с приложенными к *шм транспортными и другими документами, второй экземпляр остается в ТТЦ (участке).

2.1.15.    Определение массы оприходуемого топлива производится в зависимости от фактического расхождения между массой топлива, определенной при приемке, и массой топлива, указанной в железнодорожной накладной:

2.1.15.1. При положительном или отрицательном значении фактического расхождения по абсолютному значению, не превышающем допустимого предельного расхождение оприходуется масса топлива, указанная в накладной.

Пример. На ТЭС поступило 10 четырехосных вагонов суммарной массой брутто до 1000 т. У поставщика масса топлива определялась условно. Топливо принималось повагонпьг взвешиванием груженого вагона в движении без расцепки на весах 1959ТС-200В. Масса порожнего вагона определялась по трафарету (п. 3.6) [9].

Вариант L Масса топлива в вагоне № 3 по накладной — 72,0 т, а фактическая масса оказалась 73,2 т. Допустимое предельное расхождение в определении массы топлива ±1,26 т (1,75% по табл. 9) [9] больше фактического расхождения (+1,2т) и, следовательно, топливо оприходуется массой 72,0 т.

8

Вариант 2, Масса топлива в вагоне № 5 по накладной 72,0 т, а фактическая 71,0 i Факта* ческое расхождение в спреде юнии массы топлива (-1,0 т) по ебсо потному значению меньше допустимою предельного расхождения (±1,26 т) и, следовательно, ютиво оприходуется тоже массой 72,0 т.

2 1 15.2 При положительном расхождении, превышающем допустимое предельное расхождение, а 1акже при отрицательном расхождении по абсолютному значению, превышающем сумму допустимою предельного расхождения и норму естественной убыли при перевозках, оприходуется масса топлива, определенная при приемке.

Пример. Исходные данные аналогичны данным для примера к п. 2.1.15.1.

Вариант 1 Фактическая масса топлива в вагоне № 8 по результатам взвешивания 73,5 т, а по нактащюи 72,0 т.

Фактическое расхождение в массе топлива составляет +1,5 т, превышает допустимое предельное расхождение ±1,26 т и, следовательно, является излишками. Топливо в данном случае оприходуется в количестве 73,5 т, а за излишки 1,5 т производится либо доплата поставщику топлива, тибо эта и шишки вычитаются при предъявлении претензии из общей выявленной недостачи.

Вариант 2. Фактическая масса топлива в вагоне № 7 по результатам взвешивания 69,5 т, а по накладной — 72,0 т. Норма естественной убыли при перевозках составляет - 0,43 т (0,6% по п. 1 приложения 2).

Фактическое расхождение в массе топлива (-2,5 т) по абсолютному значению превышает сумму допустимого предельного расхождения (1,26 т) и норму естественной убыли (0,43 т), которая равна 1,69 т.

В данном случае топливо оприходуется в количестве 69,5 т, естественная убыль в размере 0,43 л подлежит списанию в установленном порядке, а недостача, равная 2,5 - 0,43 = 2,07 т, должна быть учтена при составлении сводной ведомости о недостаче и естественных потерях топлива при nq>eB03Kax по форме ТТ-24.

2.1.15.3. При отрицательном значении фактического расхождения по абсолютному значению, нс превышающем суммы допустимого предельного расхождения и нормы естественной убыли при перевозках, оприходу ется масса топлива, указанная в железнодорожной накладной, за вычел ом нормы естественной убыли, которая списывается в установленном порядке.

Пример. Исходные данные аналогичны данным для примера к п. 2.1.15.1.

Факлнческая масса топлива в вагоне № 4 по результатам вшешивания 70,4 т, а по накладной - 72,0 т.

Норма естественной убыли составляет 0,43 т (см. вариант 2 примера в п. 2.1.15.2).

По абсолютному значению фактическое расхождение в массе топлива (-1,6 т) не превышает суммы допустимого предельного расхождения (1,26 т) и нормы собственной убыли при перевозках (0    i), которая равна 1,69 т.

В данном случае топливо оприходуется в количестве 72,0    0,43 = 71,57 i, а 0,43 т как естест

венная убыль списывается в установленном порядке.

2.1.15 4. Для наглядности результата! определения массы оприходуемою топлива сведены в ia6 I. 1.

2.1.16. Результаты контроля количества жидкою топлива, поступившею по трубопроводу или во,шым транспортом и принятого обмером в резервуарах, заносятся в форму ТТ-10 (приложение 8) При приеме топлива в присутствии поставщика форма ТТ-10 должна быта им подписана. Эза форма составляется в трех экземплярах: один —- для бух1алгерии, другой поставщику и третий остается в ТТЦ.

2 117. При обнаружении недостачи приемка топлива осуществляется комиссией с соблюдением требовании Инструкции Госарбитража СССР № П-б [21] об участии представителя общественности э icK кроет акции и с составлением акта приемки твердого и жидкою топлива взвешиванием по форме ТТ-6 (приложение 9) и акта приемки жидкого топлива o6Mq)oM в железнодорожных цис-iepnax по форме ТТ-7 (приложение 10).

Эта акты составляются по каждой накладной или каждому поставщику в отдельности и ут-Bq^iaioTca директором (заместителем) электростанции.

2.1.18. Сведения о недостаче топлива из форм ТТ-4, ТТ-9 и ТТ-10 заносятся в сводную ведомость по форме ТТ-24 (приложение 11).

2 1 19 Акты по формам ТТ-6, ТТ-7 и ТТ-10 являются основанием для подюювки претензионных и арбитражных документов (см. п. 2.6).

9

Результаты возможных вариантов определения массы оприходованного топлива

Таблица 1

Значение

показателя для пункта

Показатель

2.1.

15.1

2.1.

15.2

2.1.15 3

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Масса поступившего топлива: по накладной

72,0

72,0

72,0

72,0

72,0

по результатам взвешивания

73,2

71,0

73,5

69,5

70,4

Фактическое расхождение в массе

+ 1,2

-1,0

+ 1,5

-2,5

-1,6

Допустимое предельное расхождение в массе

±1,26

±1,26

±1,26

±1,26

+ 1,26

Норма естественной убыли при перевозках

0,43

0,43

Сумма допустимого расхождения и нормы убыли

-

1,69

1,69

Списано на потери при перевозках

0,43

0,43

Недостача топлива

2,07

Излишки топлива

1,5

-

Масса оприходованного топлива

72,0

72,0

73,5

69 5

7. 57

2.1.20.    При приемке топлива с участием представителя поставщика или общественности электростанции определение массы оприходованного топлива производится так же, как и в п. 2.1.15. В случае отрицательного фактического расхождения, по абсолютному значению превышающего сумму допустимого предельного расхождения и норму естественной убыли при перевозках, поставщику предъявляются материальные претензии за недостачу тоггшва. Недостачей является фактическое расхождение, уменьшенное на норму естественной убыли при перевозках. Естественная убыль топлива списывается в установленном порядке.

2.1.21.    Если длительный опыт работы с данным поставщиком показывает, что жидкое топливо он поставляет сухим или со следами влаги то при приемке топлива допускается не проводить контроль его влажности.

2.1.22.    Масса оприходованного и израсходованного жидкого топлива во всех формах указывается дробью: в числителе масса при фактической влажности, в знаменателе — “сухая масса”, определенная расчетом (см. примеры в каждой форме)

Во всех статистических отчетах приход, расход и остатки жидкого топлива указываются также двумя строчками: в верхней — при фактической влажности, а в нижней — по “сухой массе”.

Масса торфа по его приходу, расходу и остаткам на складе указывается в первичных документах и статистических отчетах, также дробью: в числителе — при фактической влажности, в знаменателе — при условной: фрезерный 40%, кусковой 33%.

2.1.23.    При проведении приемо-сдаточных операций и обнаружении технических неисправное тей вагонов (цистерн), признаков недостачи, хищений топлива и другого составляются коммерческие акты (п. 2.6.11) в соответствии с § 11 главы 4 “Правил перевозки грузов” [35] с приложением при необходимости актов по форме ТТ-6 или ТТ-7.

2.2. Приемка твердого и жидкого топлива по качеству

2.2.1.    Приемка топлива по качеству заключается в контроле соответствия поступившего топлива ГОСТ и техническим условиям, предусмотренным в договорах в зависимости от вида топлива и условий эксплуатации, по которым ведется претензионная работа (марка, зольность, влажность, содержание серы и др.).

2.2.2.    Способ контроля качества поступившего на электростанцию топлива указывается в договорах на его поставку.