Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

207 страниц

772.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ определяет организационно-технические мероприятия и порядок проведения предупредительных мероприятий на судне, подготовку и действия экипажа по борьбе за живучесть судна.

Переработанный и дополненный документ введен в действие с 01.01.1984 письмом Министерства морского флота № 33 от 29 марта 1983 года.

Оглавление

1. Организация экипажа и общие требования по борьбе за живучесть судна и охране человеческой жизни на море

   1.1. Схема управления судном

   1.2. Основные определения

   1.3. Общие положения организации борьбы за живучесть судна

   1.4. Оповещение по тревогам

   1.5. Обязанности экипажа по обеспечению живучести судна

   1.6. Расписание по тревогам

   1.7. Организация хранения и порядок использования аварийного, противопожарного снабжения я спасательных средств

   1.8. Доступ в запираемые помещения

   1.9. Производство на судне работ с применением открытого огня работ с нарушением водонепроницаемости корпуса

   1.10. Руководство всеми видами судовых тревог

   1.11. Действия экипажа по тревоге "человек за бортом"

   1.12. Организация эвакуации пассажиров и экипажа при угрозе гибели судна

2. Предупредительные мероприятия по обеспечению живучести судна

А. Мероприятия по обеспечению непотопляемости судна

   2.1. Основные положения

   2.2. Обеспечение водонепроницаемости корпуса судна

   2.3. Маркировка водонепроницаемых переборок, водогазонепроницаемых переборок и противопожарных закрытий, запорных устройств судовой вентиляции

Б. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

   2.4. Основные мероприятия по поддержанию противопожарного режима на судне

   2.5. Мероприятия по поддержанию противопожарного режима в судовых помещениях

   2.6. Мероприятия по обеспечению готовности к действию стационарных средств борьбы за живучесть судна

   2.7. Мероприятия по обеспечению защиты судна, экипажа и пассажиров от воздействия оружия массового поражения

3. Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна

   3.1. Общие требования

   3.2. Методика подготовки экипажа

4. Борьба за живучесть судна

Борьба экипажа за непотопляемость судна

   4.1. Основные положения

   4.2. Борьба с водой

   4.3. Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна

   4.4. Оперативный план по борьбе с водой, восстановлению остойчивости и спрямлению аварийного судна

Б. Борьба экипажа с пожарами

   4.5. Основные положения

   4.6. Способы тушения пожаров и выбор огнеспасательных средств

   4.7. Тушение пожаров в машинных помещениях

   4.8. Тушение пожаров в грузовых танках наливных судов

   4.9. Тушение пожаров в трюмах сухогрузовых и рефрижераторных судов

   4.10. Тушение пожаров в помещениях насосных отделений наливных судов

   4.11. Тушение пожаров жидкого топлива

   4.12. Тушение пожаров в жилых и служебных помещениях

   4.13. Тушение пожаров на открытых палубах и надстройках судна

   4.14. Тушение пожаров в фонарных, малярных и шкиперских кладовых

   4.15. Тушение пожаров электрооборудования

   4.16. Борьба с дымом и защита экипажа от воздействия высоких температур

   4.17. Методика составления оперативного плана по борьбе с пожаром

   4.18. Борьба за живучесть технических средств

   4.19. Борьба с паром

5. Особенности обеспечения живучести судна. вступающего в эксплуатацию, находящегося в ремонте, консервации (отстое)

   5.1. Вступающего в эксплуатацию

   5.2. Находящегося в ремонте в доке

   5.3. В период консервации и при отстое

6. Особенности борьбы за живучесть на специализированных суднах и при плавании в особых условиях

   6.1. На газовозах

   6.2. На танкерах

   6.3. На атомных судах

   6.4. При перевозке палубных грузов

   6.5. Пожарная безопасность при перевозке опасных грузов (МОПОГ)

   6.6. Рекомендации по борьбе за живучесть накатных судов (ро-ро и ро-флоу)

   6.7. Борьба со смещением грузов

   6.8. Мероприятия по обеспечению живучести судна при плавании в штормовых условиях

   6.9. Особенности борьбы за живучесть в штормовых условиях .

   6.10. Борьба с обледенением судна

   6.11. Мероприятия по обеспечению живучести судна, севшего на мель

Приложение 1. Перечень первичных мероприятий по борьбе за живучесть судов (типовой)

Приложение 2. Инструкция по организации спасения людей из помещений и отсеков судна при пожаре

Приложение 3. Маркировка дверей, крышек люков и горловин на судах согласно ГОСТ 5.2284-78

Приложение 4. Маркировка запорных устройств судовой вентиляции согласно ОСТ 5.2284-78

Приложение 4а. Маркировка электрооборудования

Приложение 5. Условные сигналы при работе в изолирующих противогазах

Приложение 6. Выбор способов тушения пожара и огнегасительных средств

Приложение 7. Информационная доска нагрузки и остойчивости’ судна

Приложение 8. Оперативный планшет контроля посадки, остойчивости и непотопляемости судна

Приложение 9. Знаки безопасности

Приложение 10. Цвета отличительных и предупреждающих знаков

Приложение 11. Условные обозначения

Приложение 12. Оперативный план

Приложение 13. Данные об основных показателях пожарной опасности веществ

Приложение 14. Типовые расписания по тревогам (бандероль-вкладыш) .

Приложение 15. Расчетные таблицы

Таблица 1. Количество забортной воды, поступающей в отсек судна через различные по площади пробоины, м3/ч

Таблица 2. Коэффициенты проницаемости в различных судовых помещениях

Таблица 3. Токсичные продукты в дымовых газах

Таблица 4. Интенсивность подачи воды на охлаждение переборок и палуб с наружной стороны аварийного помещения

Таблица 5. Расчет количества стволов в зависимости от диаметра спрыска и производительности водопожарных насосов и производительности водопожарных насосов

Таблица 6. Площади тушения пожара водой в зависимости от впрыска ствола

Таблица 7. Тушение пожара системой хладоинами

Таблица 8. Паротушение пожара

Таблица 9. Тушение пожара герметизацией

Таблица 10. Пенотушение пожара

Таблица 11. Углекислотное пожаротушение

Таблица 12. Расчет личного состава для обеспечения работы активных и пассивных средств пожаротушения на судне

Показать даты введения Admin

Страница 1

Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССР Н Б Ж С

РД 31.60.14-81

Страница 2

Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССР (НБЖС). РД 31.60.14—81 г. М.. В/О «Мор-техннформреклпма*. 1983, 200 с. + вкладыш-бандероль (приложение 14).

РАЗРАБОТАНО Одесским высшим инженерным морским училищем имени Ленинского комсомола.

Зам. начальника, руководитель темы доцент Н. А. Фролов. Ответственные исполнители: доцент М. А. Катунин, инженер Л. П. Лысаков, ст. инженер ЦНИИМФа Г. М. Смирнов; капитаны-настлпники В. Т. Лютый и канд. техн. наук П. О. Петров\ (ЧМП»Э II. М. Наклонов (НМП). В. Д. Никитин (Лат. ЛIП).

СОГЛАСОВАНО:

Главфлотом    В.    С.    Збаращенко

Отделом ВОХР    И. А.    Бедное

Вторым управлением    Л.    В.    Мурыгин

В/О «Мортехсудоремпром»    В. М.    Первое

Администрацией Северного морского пути К. Н. Чубаков

УТВЕРЖДЕНО Председателем В/О Мореплавание*

Б. С. Майнагашев

Страница 3

МИНИСТЕРСТВО

МОРСКОГО ФЛОТА    Руководителя* предприятий,

(ммммотелот)    организаций » учреждений

{ 0 частичном дополнении НЕЮ (РД. 31.60Л4-81)

На основании пункта б приказа Министре от 16 .12.86 I 216 до-поллвть раздел I.I2 "Организация эвакуации пассажиров и экипажа при угрозе гибели судна* НЕК (РД. 31.60.14-81) пункте* I.I2.20 следущего содержания: "В сложи их условиях осуществления аварийными партиями борьСЫ за живучесть судна (пожар, поступление забортной воды, потеря остойчивости и другие случаи), когда возникает явная угроза жизни и здоров» находящихся на борту людей, для спасения пассажиров я/жли не занятих в аваршИных партиях членов экипажа должна быть предусмотрена и осуществлена э веху алия этих людей с немалы) о уд о в их спасательных средств о четким соблюдением требований пунктов 1,12.13-1.12.17 настоящего раздела. Решение о такой эвакуации принимает капитан судна с учетом фактических условий и обстоятельств конкретного случая".

Заместитель Министра

О.А. Савин

Пмоткяа» • шгштг (ИХИ.П. Уаыгт -OTT.Q.H-    ^

•/O-Mofn

Пям> о+огт~«. 1ш> W.

имп«,Коимма1

УаияхаП.

tbtrwr*

м 19

1.0,03.

Тщяя JT7J.

Страница 4

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

Утверждаю. Зам. министра морского флота СССР Б. А. Юпицыи Н декабря 1981 г

Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССР

НБЖС

РД 31.60.14—81

МОСКВА В/О сМОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА* 1983

Страница 5

Министерство    РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИИ

.морского флота    И ОРГАНИЗАЦИИ ММФ

29 марта 1983 г.

№ 33

1 введении нового наставления по ■'Орьбс за живучесть судов ММФ

В связи со значительным увеличением количества специализированны* * еудоп, расширением номенклатуры перевозимых грузов, вступлением в силу Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, 1974 г. уСОЛЛС—74) и Протокола к ней от 1978 г., новых отраслевых стандартов. <асаюшнхся знаков безопасности, маркировки дверей, крышек и горловин маркировки запорных устройств судовой вентиляции, условных обозначений и др. :вести в действие с 1 января 1984 г. переработанное и дополненное Наставлс-ше по борьбе за живучесть судов ММФ (НьЖС).

Предлагаю принять указанное Наставление к руководству и исполнению .приложение).

Считать утратившим силу Наставление по борьбе за живучесть судов мор-<ого флота (НБЖС—70), утвержденное ММФ 20 апреля 1070 г.

Заместитель министра    Б.    А.    ЮНИЦЫН

ютавление по борьбе за жи-/честь судов Министерства )рского флота Союза ССР г!БЖС)

РД 31.60.14—81

Взамен Наставления по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССР (НБЖС—70)

Срок введения в действие установлен с I января 1984 г.

Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССР (НБЖС) является основным документом, определяющим органнза ционно-техннческнс мероприятия н порядок проведения предупредительных мероприятий на судне, подготовку и действия экипажа по борьбе за живучесть судна.

В НБЖС более подробно развиты положения Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР и других руководящих документов ММФ по обеспечению живучести судна.

Требования НБЖС обязательны для экипажей судов, работников паро-

• здетв, центральных проектно-конструкторских бюро, судоремонтных и судостроительных заводов и других организаций и учреждений ММФ, связанных : эксплуатацией флота, наблюдением за разработкой проектов на постройку, модернизацию и переоборудование судов и за их постройкой и ремонтом по заказам ММФ, а также судоремонтных и судостроительных верфей за рубежом

3

Страница 6

1. Организация экипажа и общие требования по борьбе за живучесть судна и охране человеческой жизни на море _

В этом разделе даны принципиальные основы организации борьбы за живучесть судна. Приведены схемы управления судном и наблюдения за морем и воздухом, сделаны описания командных постов и пунктов.

Рассмотрены общие положения организации в вопросах строжайшего выполнения противопожарного режима, мер профилактики, содержания в постоянной готовности средств борьбы за живучесть судна, регулярных тренировок экипажа в умении пользоваться противопожарным оборудованием, осушительными и балластными системами и аварийным снабжением по прямому назначению.

Рассмотрены вопросы эвакуации пассажиров и экипажа при угрозе гибели судна.

1.1.1. Командные пункты и посты

ГКП — главный командный пункт — место в ходовой и штурманской рубках, открытых частях ходового мостика, откуда капитан осуществляет руководство всеми подразделениями экипажа судна по борьбе за живучесть рудна. Указания и приказания подразделениям передаются по радиотрансляционной сети, через швартовную связь, с помощью портативных радиопередатчиков УКВ, по телефону и посыльными. Доклады с мест производятся по тем же линиям и средствам связи.

КП-1 — командный пункт управления ходовой вахтой на мостике. Командир — третий помощник капитана. Руководит постами: П-1 — вахтенный рулевой; П-2 — запасной пост управления рулем в румпельном отделении; П-3 — пост обслуживания электрорадионавигационными приборами; П-4 и П-5 — посты зрительного наблюдения за водой и воздухом (сектора 2—4 и 1—3). Непосредственное руководство с ГКП производится постами: П-б в радиорубке с вахтенным радистом на приемо-передающей судовой радиостанции; П-1 б — партией охраны порядка, безопас-

4

Страница 7

1.1. Схема управлении судном

Страница 8

ности и эвакуации, командир — старшин пассажирски)! помощник.

КП-У — командный пункт в МП (ЦПУ) — командир (главный) старший механик судна. Руководит постами: П-7 — ходовая вахта в МП, командир поста — четвертый механик; П-8—аварийная партия (группа) МП, командир поста — второй механик; П-9 — главный распределительный щит, командир поста — электромеханик.

КП-Х — командир — старшин помощник капитана, руководит постами; П-10 — носовая аварийная партия, группа разведки пожара и водотечности, командир поста — второй помощник капитана; П-11 — кормовая аварийная партия, группа разведки пожара и водотечности, группа водола-зоваквалангистов (там, где имеется зарегистрированная водолазная станция), командир — третий механик. П-12 — пункт медицинской помощи, пункт санитарной обработки, командир поста — судовой медик (врач): П-13 — пункт коллективной защиты экипажа от воздействия оружия массового поражения, командир поста — первый помощник капитана; П-14 — пищеблок, пост выдачи продуктов, запаса продуктов на спасательные шлюпки и сухого пайка, командир поста — помощник капитана по хозчасти или повар; П-15 — группа подготовки спасательных средств, командир поста — лицо командного состава, боцма‘н или старший матрос; П-16 — группа охраны порядка, безопасности и эвакуации (ОПБ), командир поста — пассажирский помощник капитана.

1.1.2. Схема зрительного наблюдения за водой и воздухом

Nt сек-

Сектор наблюдения

Судовой

номер

тора

I

От 5° л/б до 95° п/б

2

От 5° п/б до 95° л/б

3

От 85° п/б до 175° л/б

4

От 85s л/б до 175° п/б

При выставлении двух наблюдателен: первый — сектора № 1—3; второй — сектора № 2—4.

1.2. Основные определения

1.2.1. Живучестью судна называется его способность противостоять последствиям аварийных повреждений, возникновению и распространению пожаров, воздействию взрывов, сохранять и восстанавливать при этом в достаточной мере мореходные качества

б

Страница 9

и обеспечивать безопасность находящихся на борту люден, сохран иость грузов и судового имущества.

1.2.2.    Живучесть судна обеспечивается: непотопляемостью; пожаробезопасностью; живучестью технических средств; подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна; комплексом предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна.

1.2.3.    Непотопляемость судна — его способность выдерживать аварийные повреждения, приводящие к затоплению одного или нескольких отсеков, сохраняя при этом достаточный запас плавучести и остойчивости.

1.2.4.    Пожаробезопасностью судна называется его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров и их воздействию на судно и груз.

1.2.5.    Живучесть технических средств означает их способность сохранять и восстанавливать свои свойства при аварийных повреждениях и обеспечивать постоянную готовность к действию по прямому назначению.

1.2.6.    Под борьбой за живучесть судна понимаются своевременные энергичные, инициативные и квалифицированные действия его экипажа по обеспечению водонепроницаемости корпуса, предупреждению возникновения и распространения взрывов и пожаров, по борьбе с водой, пожарами, паром и дымом и по поддержанию в постоянной готовности к действию технических средств.

1.2.7.    Под машинными помещениями (МП) понимаются помещения, в которых находятся главные и вспомогательные энергетические установки, туннель гребных валов, коридор систем, механические мастерские и кладовые, расположенные в районах этих помещений, а также помещения холодильных и кондиционирования воздуха установок.

1.2.8.    Под водогазонепроницаемыми закрытиями понимаются крышки люков и горловин, двери и другие закрытия, установленные на конструкциях корпуса (борта, палубы, двойное дно, переборки), исключающие возможность затопления того или иного отсека или помещения забортной водой и распространения ее по судну, а также обеспечивающие газонепроницаемость помещения.

1.2.9.    Центральный пожарный пост (ЦГ1П) — помещение, где сосредоточены станции сигнализации обнаружения пожара и дистанционные пусковые устройства противопожарных систем, расположенные на мостике или в других постах управления, имеющих непосредственную связь с мостиком и круглосуточную вахту на ходу судна.

Под противопожарными закрытиями понимаются установленные на огнестойких и огнезадерживающих конструкциях корпуса двери и другие закрытия, исключающие распространение пожара и дыма по судну н создающие условия для безопасной эвакуации людей из судовых помещений и для успешной ликвидации пожара.

1.2.10.    Под наружными запорными устройствами-судовой вентиляции понимаются двери и крышки шахт, грибовидные голов-

7

Страница 10

ки, клинкеты, задвижки и другие устройства, установленные на воздухопроводах и обеспечивающие их перекрытие для герметизации помещений.

1.2.11.    К аварийному снабжению относятся аварийный инвентарь, аварийные материалы и переносные водоотливные средства (мотонасосы, погружные электронасосы, водоструйные эжекторы и т. п.), предназначенные для борьбы с аварийным поступлением воды внутрь судна.

1.2.12.    К противопожарному снабжению относятся: переносные активные средства борьбы с пожаром (аппараты, инвентарь и расходные материалы), предназначенные для: тушения пожара; обеспечения действий экипажа при тушении пожара; обеспечения систем пожаротушения расходными материалами, необходимыми для работы этих систем.

1.2.13.    К спасательным средствам относятся:    спасательные

средства коллективного пользования (спасательные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты и плавучие приборы) ; спасательные средства индивидуального пользования (жилеты, комбинезоны, куртки и круги).

1.2.14.    Под грузовыми операциями понимаются погрузка и выгрузка груза, передача (прием) груза (снабжения) на другие суда и операции с балластом.

1.2.15.    К работам с открытым огнем относятся работы с применением электросварки, автогенной (газовой) сварки и резки, переносных горнов, паяльных ламп и т. п.

1.3. Общие положения организации борьбы за живучесть судна

1.3.1.    Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа, регламентированной Уставом службы на судах Министерства морского флота Союза ССР, НБЖС и уточненной судовым Расписанием по тревогам.

1.3.2.    Отработка организации борьбы за живучесть судна является составной частью повседневной службы на судне, она направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств, аварийного, противопожарного снабжения и спасательных средств при авариях, возникновении взрывов и пожаров и повреждениях технических средств, в том числе при боевых повреждениях и в условиях воздействия на судно оружия массового поражения.

1.3.3.    Для осуществления мероприятий по борьбе за живучесть судна по распоряжению капитана судна могут привлекаться также лица, не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне (подменные и ремонтные бригады, практиканты и др.).

1.3.4.    Для герметизации судна, борьбы с водой, пожарами, паром, дымом, утечкой газа, для ликвидации поврежденйй техни-

8

Страница 11

чсских средств, защиты от оружия массового поражения (ОМП) и для спасания людей на судне, как правило, создаются:

при численности экипажа свыше 100 чел. — носовая аварийная партия, кормовая аварийная партия, аварийная партия машинного отделения;

при численности экипажа 50—100 чел. — носовая аварийная партия, кормовая аварийная партия, аварийная группа машинного отделения;

при численности экипажа 15—50 чел. — аварийная партия, аварийная группа машинного отделения;

при численности экипажа менее 15 чел. — аварийная группа.

Примечание. В отдельных случаях количество аварийных партий (групп) может быть определено судовладельцем в зависимости от типа, конструктивных особенностей судна, его технической оснащенности средствами дистанционного управления и численности экипажа.

1.3.5.    Командирами аварийных партий (групп) назначаются: при трех (двух) аварийных партиях командиром носовой партии — второй помощник капитана, кормовой — третий механик.

Примечание. При наличии в штате судна двух вторых помощников капитана командиром кормовой аварийной партии должен назначаться также второй помощник. Заместителями командиров аварийных партий назначаются третий и рефрижераторный (системный) механики;

при одной аварийной партии — второй помощник капитана, заместителем командира — третий механик; аварийной партии (группы) машинного отделения — второй механик;

на малых судах при одной аварийной группе борьба за живучесть судна ведется согласно Расписанию по тревогам под непосредственным руководством капитана судна.

В случае объединения усилий аварийных партий (групп) руководство ими осуществляет старший по должности или по указанию Главного командного пункта.

1.3.6.    Аварийные партии являются основными дегазационными отделениями (ОДО). Действия и обязанности ОДО определяются специальным расписанием.

1.3.7.    Кроме аварийных партий, на судне создаются:

пост медпомощи (ПМП) — санитарная группа, командир — судовой врач или лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей по общесудовой тревоге;

партия охраны порядка, безопасности и эвакуации (только на пассажирских судах), командир — помощник капитана по пассажирской части или лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей по общесудовой и шлюпочной тревогам;

группа подготовки спасательных средств коллективного пользования, командир — лицо командного состава, боцман или старший матрос.

1.3.8.    В порту при увольнении экипажа на берег на судне ежедневно создается стояночная аварийная партия (группа), способ-

9

Страница 12

ная обеспечить борьбу с водой, пожаром, дымом и паром до прибытия береговых пожарных команд или аварийных спасательных подразделений. При стоянке судна на рейде стояночная аварийная партия (группа) должна создаваться исходя из */з части экипажа, а при стоянке у причала — не менее ■/$ части экипажа.

Командиром стояночной аварийной партии (группы) является вахтенный помощник капитана, заместителем — вахтенный механик.

1.3.9. На аварийные партии возлагаются следующие задачи: герметизация судна; эвакуация люден, вынос раненых из аварийных помещений; постановка пластырей, заделка пробоин в корпусе судна, удаление воды из затопленных помещений и воды, скопившейся при тушении пожаров и от фильтрации; борьба с пожарами, паром, дымом; ликвидация повреждений трубопроводов, трубопроводов, электрокабелей, внутрисудовой связи; разборка завалов, образовавшихся в результате разрушений конструкций судна; перекачка жидких грузов; взаимодействие с береговыми пожарными командами, аварийно-спасательными подразделениями, экипажами судов на рейде и в порту.

Примечание. В случае, если во главе аварийных партий (групп) других судов прибыл капитан или старший помощник капитана одного из стоящих в порту советских судов, а руководство борьбой с пожаром на судне осуществляет младший (вахтенный) помощник капитана, то прибывший на борт капитан (старший помощник) обязан принять на себя общее руководство действиями экипажа аварийного судна и прибывших аварийных партий (групп) других судов.

1.4. Оповещение по тревогам

1.4.1.    Термин «короткий звук» означает сигнал продолжительностью около I с. Термин «продолжительный звук» означает сигнал продолжительностью от 4 до б с.

1.4.2.    Установлены следующие виды тревог: общесудовая; «Человек за бортом»; шлюпочная; «Радиационная опасность»; химическая тревога.

1.4.3.    Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана (по указанию капитана) в случаях:

необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению какой-либо предполагаемой опасности;

поступления внутрь судна забортной воды;

возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружения первых признаков пожара — дыма и запаха гари, газов;

других аварийных ситуаций.

Сигналом общесудовой тревоги является непрерывный звонок громкого боя в течение 25—30 с. При пожаре во время стоянки в порту сигнал общесудовой тревоги дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол.

Примечание. В случае возникновения пожара на судне или вблизи него во время стоянки, а также в других аварийных случаях вахтенный матрос самостоятельно объявляет тревогу, а с приходом вахтенного помощника капитана действует по его указанию.

10

Страница 13

1.4.4.    Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении его. Сигналом тревоги «Человек за бортом» являются три продолжительных звука звонком громкого боя или свистком, они дублируются по широковещательной трансляции; сигнал повторяется 4—4 раза.

1.4.5.    Шлюпочная тревога объявляется по указанию капитана судна при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость его оставления пассажирами и экипажем.

Сигнал шлюпочной тревоги — семь коротких и один продолжительный звук звонком громкого боя; сигнал повторяется 3— 4 раза.

1.4.6.    Сигнал тревоги «Радиационная опасность» — один короткий и два продолжительных звука звонком громкого боя, повторяющиеся 3 раза с интервалом 2 с.

1.4.7.    Сигнал химической тревоги — четыре коротких и один продолжительный звук звонком громкого боя, повторяющимся 3 раза с промежутком 2 с.

1.4.8.    Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревоги; общесудовая, химическая. «Радиационная опасность». «Человек за бортом», шлюпочная (на пассажирских судах при наличии иностранных пассажиров сигналы тревог дублируются на соответствующих иностранных языках). В случае пробоины, утечки газа или пожара по возможности указывается их место.

При отсутствии трансляции вид тревоги, место пробоины и пожара объявляются любыми средствами.

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы тревог подаются паровым свистком, тифоном или сиреной.

Отбой тревог объявляется голосом по трансляции.

Связь между ГКП и командирами аварийных партий (групп) должна осуществляться с помощью портативных станций УКВ, телефона, судовой трансляции, связных.

Примечание. На газовозах и судах, перевозящих опасные грузы, образующие взрывоопасные смеси, станции УКВ должны быть во озрывозашишен-но.ч исполнении.

1.4.9.    Учебные тревоги объявляются только по указанию капитана судна. Пассажиров необходимо заблаговременно предупреждать о времени проведения тревоги и правилах поведения во время учебных тревог. Объявление об этом должно быть сделано на русском и соответствующих иностранных языках в зависимости от рейса судна.

При объявлении учебных тревог по судовой трансляции вид тревоги должен предваряться словом «учебная».

На пассажирских (экспедиционных) судах должна быть информация для пассажиров с указанием их действий при объявлении общесудовой тревоги при пожаре в кзюте или обнаружении пожара или его признаков на судне, при обнаружении поступле-

П

Страница 14

пия воды или заливания воды через иллюминаторы или другие отверстия и другая информация, которую администрация судна считает необходимой. Информация должна быть написана на русском, английском и соответствующих иностранных языках в зависимости от рейса судна, оформлена в виде стенда и помещена в вестибюлях пассажирских помещений.

1.4.10. При взрыве на судне экипаж действует как при общесудовой тревоге. В судовых расписаниях должно быть предусмотрено выделение людей из состава аварийных партий для осмотра отсеков при взрыве или по команде «Осмотреть отсеки».

1.5. Обязанности экипажа по обеспечению живучести судна

1.5.1. Капитан судна отвечает за:

соблюдение на судне Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР; Правил Регистра СССР и других нормативных документов по обеспечению живучести и безопасности судна, людей, грузов, настоящего Наставления, приказов и распоряжений судовладельца;

выполнение требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море;

организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна и действия его по всем видам тревог.

Капитан судна обязан:

в совершенстве знать устройство и конструктивные особенности судна, теоретические основы борьбы за живучесть судна, Информацию о посадке и остойчивости судна, Информацию по аварийной посадке и остойчивости судна; уметь практически руководить борьбой за живучесть судна;

лично руководить подготовкой старшего командного состава к борьбе за живучесть судна;

контролировать выполнение на судне предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна, подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна и действия по тревогам;

давать старшему помощнику капитана и старшему (главному) механику задания на разработку планов общесудовых учений по борьбе за живучесть судна, людей, груза; лично руководить проведением общесудовых учений и их разбором;

руководить борьбой за живучесть судна через старшего помощника.

Примечание. Капитан может возглавить непосредственное руководег. во борьбой за живучесть судна, направив старшего помощника капитана для контроля или руководства действиями аварийной партии (группы) по ликвидации последствий аварии или пожара;

осуществлять общее руководство действиями аварийных партий (групп) других судов, прибывших на судно для оказания помощи, координируя их действия с борьбой экипажа за живучесть судна.

12

Страница 15

Примечание Во время стоянки судна в иностранных портах при ава-рнях, пожарах, утечке газа и смешении груза капитан должен действовать г соответствии с обязательными портовыми постановлениями (правилами):

осуществлять общее руководство экипажем по шлюпочной тре иоге и спасательной операцией по тревоге «Человек за бортом»: при приемке судна:

ознакомиться с документами по борьбе за живучесть, ознако миться с уровнем подготовки экипажа по борьбе за живучесть судна и действиям по всем видам судовых тревог, укомплектованностью судна аварийно-спасательным снабжением: перед выходом в рейс:

проверить и утвердить судовые расписания, проверить расчеты остойчивости, произведенные в Грузовой книге, и утвердить оперативные планы по борьбе с водой и пожарами; в рейсе:

регулярно контролировать отработку различных вариантов оперативных планов в зависимости от района плавания и особенностей принятых на борт судна грузов.

1.5.2.    Старший помощник капитана отвечает за: проведение сборов и учений согласно Международной конвен

цни по охране человеческой жизни на море;

подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна и действия по всем видам тревог.

1.5.3.    Старший помощник капитана обязан:

в совершенстве знать устройство и конструктивные особенности судна, теоретические основы борьбы за живучесть судна, Информацию по посадке и остойчивости, Информацию по аварийной посадке и остойчивости судна; уметь практически руководить борьбой за живучесть судна;

руководить составлением грузового плана с учетом обеспечения остойчивости и прочности судна; составлять оперативные планы по борьбе с водой, пожарами, утечкой газа и смещением груза;

составлять планы общесудовых учений по борьбе за живучесть и по защите судна от ОМП, регулярно отрабатывать различные варианты оперативных планов по борьбе с водой и пожарами, утечкой газа, смещением грузов и т. п.;

комплектовать судно аварийно-спасательным и противопожарным снабжением и спасательными средствами, организовать контроль за их хранением, уходом за ними и постоянной готовностью к немедленному использованию;

контролировать укомплектованность спасательных средств водой и провизией согласно существующим нормам;

контролировать выполнение (за исключением МП) предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна.

Примечание. Совместно со старшим механиком составлять Расписание по тревогам на весь экипаж, а при стоянке в портах стояночное расписание по общесудовой тревоге на сокращенный состав экипажа, составлять каютные карточки. В период эксплуатации корректировать расписания и каютные карточки; составлять расписания по эаведованням службы эксплуатации, быта и медико-санитарной службы;

13

Страница 16

укомплектовывать ГКГ1 документами в соответствии с п. 1.9 настоящего Наставления;

осуществлять постоянный контроль за поддержанием в надлежащем состоянии отличительной окраски аварийно-спасательного снабжения, спасательных средств, маркировки водогазонепроницаемых и вентиляционных закрытии, предупредительных надписей;

лично проводить инструктаж вновь поступающих на судно членов экипажа служб эксплуатации, быта и медико-санитарной по соблюдению предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна; об обязанностях по заведованиям; об обязанностях и действиях по тревогам;

по назначении на судно ознакомиться с документами по борьбе за живучесть, с уровнем подготовки экипажа по борьбе за живучесть судна и действиям по всем видам судовых тревог, с укомплектованностью судна аварийно-спасательным снабжением; перед выходом в рейс:

утвердить у капитана судовые расписания, оперативные планы по борьбе с водой и пожарами, утечкой газа и т. п.;

обеспечить подготовку судна к плаванию, приняв меры к надежному креплению судовых устройств, грузов, оборудования и другого имущества и предметов, размещенных в трюмах и на палубах;

руководить подготовкой судна к штормовому плаванию, и борьбой с обледенением;

произвести обход судна и убедиться в надежности закрытий трюмов, иллюминаторов, дверей, тамбучин, люков, капов и других отверстий на палубе и в бортах; во время плавания:

организовать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса и принимать надлежащие меры к ее обеспечению; по общесудовой тревоге находиться на ГКП. принимать доклады от командиров аварийных партий (групп) и ходовых вахт, непосредственно руководить борьбой за живучесть судна;

оценивать размеры и характер аварий, взрывов, пожаров и повреждений технических средств, используя документы по борьбе за живучесть, и докладывать обстановку и план действий капитану судна;

определять в соответствии с указаниями капитана судна задачи аварийным партиям, группам, ходовым вахтам;

контролировать выполнение распоряжений капитана; по шлюпочной тревоге:

осуществлять общее руководство спуском (сбрасыванием) на воду спасательных средств коллективного пользования и посадкой в них людей;

по тревоге «Человек за бортом» лично руководить спуском спасательной шлюпки и спасательной операцией.

1.5.3. Второй помощник капитана по общесудовой тревоге является командиром аварийной партии;

14

Страница 17

отвечает за подготовку аварийной партии к борьбе за живучесть судна в соответствии с задачами, возложенными на аварии ные партии п. 1.3.9 настоящего Наставления;

руководит действиями аварийной партии в закрепленных за ней районах судна или согласно указанию ГКП;

руководит по указанию ГКП приемом к борту судов и катеров, подошедших для оказания помощи судну, приемом людей, аварийного и противопожарного снабжения, спасательных средств, обеспечением работы водолазов за бортом судна'.

Второй помощник капитана обязан:

под руководством старшего помощника капитана производить расчеты оперативного плана по борьбе с водой;

на наливных судах непосредственно руководить балластнров кой и дебалластировкой судна;

следить за температурным и газовым режимами в грузовых помещениях.

1.5.4.    Третий помощник капитана по тревогам принимает обязанности вахтенного помощника капитана и обеспечивает.

навигационную безопасность плавания судна; производство световых и звуковых сигналов; проверяет задраивание водонепроницаемых закрытий, имеющих дистанционное управление с ГКП, а также герметизацию ГКП Третий помощник капитана отвечает за:

комплектацию герметических пеналов штурманским снабжением (генеральными картами района плавания, транспортиром, параллельной линейкой, циркулем-измерителем, двумя отточенными карандашами, записной книжкой-дневником), которые должны быть в каждой спасательной шлюпке.

1.5.5.    Четвертый помощник капитана по общесудовой тревоге выходит на ГКП и:

обеспечивает работу электронавигационных приборов; руководит группой подготовки спасательных средств коллективного пользования;

по общесудовым тревогам химической и «Радиационная опасность» является заместителем командира ПСО.

Примечание. При отсутствии в штате судна четвертого помощника капитана его обязанности возлагаются на третьего помощника или на другое лицо командного состава.

1.5.6.    Помощник капитана по пассажирской части по общесудовой и шлюпочной тревогам является командиром партии охраны порядка и безопасности.

Он непосредственно отвечает за:

подготовку партии охраны порядка и безопасности к борьбе за живучесть судна и действиям ее по общесудовой и шлюпочной тревогам;

соблюдение выполнения предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна подчиненными лицами и пассажирами;

15

Страница 18

организацию проверки надежности закрытия иллюминаторов в каютах пассажиров перед выходом судна в море, герметизацию судна по общесудовой тревоге согласно Расписанию по тревогам;

проведение учебного сбора пассажиров в течение 24 ч после выхода судна из порта и инструктаж пассажиров, принятых на борт в последнем порту захода;

наличие в каютах пассажиров каютных карточек установленного образца;

выполнение обязанностей заведующими пассажирскими помещениями согласно Расписанию по заведованиям;

проведение радиоинформации пассажиров о мерах противопожарной безопасности на судне при его выходе из основного порта и последующих портов захода;

проверку кают по шлюпочной тревоге, чтобы в них после оставления судна никого из пассажиров и экипажа не оставалось.

Примечание. При отсутствии в штате судна помощника капитана по пассажирской части его обязанности возлагаются на одно из лиц командного состава судна. На грузовых судах проверка кают и других помещений перед оставлением судна возлагается на первого помощника капитана.

1.5.7.    Помощник капитана по пожарной части: комплектует противопожарное снабжение и организует контроль за надлежащим его хранением,

организует и осуществляет контроль за несением на судне дозорной службы;

при тушении пожара руководит пожарными группами в соответствии с указаниями капитана или старшего помощника;

участвует в составлении планов общесудовых учений по борьбе за живучесть судна и разработке оперативных планов по борьбе с пожаром.

1.5.8.    Старший механик судна отвечает за: противопожарный режим в МП;

готовность к действию стационарных противопожарных средств пожаротушения;

подготовку к борьбе за живучесть состава службы технической эксплуатации (СТЭ).

Старший механик обязан:

лично руководить подготовкой судовых механиков и электромехаников, ходовой вахты в машине к борьбе за живучесть судна и действиям их по всем видам тревог, а также уметь руководить действиями аварийной партии (группы) и вахты по борьбе за живучесть МП;

контролировать выполнение в МП предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна и противопожарного режима;

обеспечить поддержание в надлежащем состоянии предупредительных надписей, маркировки водогазонепроницаемых и противо-

16

Страница 19

пожарных закрытий, запорных устройств судовой вентиляции, отличительной окраски предметов аварийного и противопожарного ч-набження в МП, маркировки трубопроводов, судовых систем и баллонов с газами по всему судну согласно приложениям настоящего Наставления;

лично проводить инструктаж вновь поступающих на судно подчиненных службы технической эксплуатации о соблюдении предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна, об обязанностях и действиях по тревогам, об обязанностях по заведо-ваниям.

Примечание. Проведение инструктажа оформляется записью в журнале инструктажа;

с назначением на судно и в дальнейшем перед каждым выходом в море проверять укомплектованность, исправность и готов-iHOCTb к немедленному действию аварийного и противопожарного имущества в МП и общесудовых систем пожаротушения.

Примечание. Все замечания по результатам этой проверки старший механик обязан доложить капитану судна и принять меры к немедленному устранению выявленных недостатков;

участвовать в составлении судового Расписания по тревогам; составлять и корректировать Расписание по заведованиям; совместно со старшим помощником капитана составлять планы общесудовых учений по борьбе за живучесть судна;

по общесудовой тревоге находиться на посту управления механической установкой, осуществлять общее руководство ходовой вахтой и аварийной партией (группой) МП; оценивать размеры и характер аварий, взрывов, пожаров и повреждений технических средств в машинных помещениях и докладывать на ГКП обстановку и соображения по плану действий, определять в соответствии с указаниями ГКП задачи аварийной партии (группы) МП и ходовой вахте в машине, обеспечить выход из машинных помещений всех людей перед запуском системы объемного пожаротушения машинных помещений, контролировать выполнение указаний ГКП;

по шлюпочной тревоге обеспечить выход из машинных помещений всех людей к спасательным средствам.

При вступлении в должность:

получить исчерпывающие сведения о конструктивных особенностях судна;

проверить обеспечение водонепроницаемости, пожаробезопасности и обеспечение средствами пожаротушения в целом и в МП;

ознакомиться с Расписанием по тревогам, ходом и особенностями подготовки аварийной партии (группы) машинных помещений к борьбе за живучесть судна и их действиям по тревогам;

ознакомиться с организацией объемного тушения пожара в машинных помещениях и другими системами пожаротушения.

1.5.9. Второй механик по общесудовой тревоге является командиром аварийной партии (группы) машинных помещений.

2 Заказ N» 1289

17

Страница 20

Второй механик отвечает за:

подготовку аварийной партии (группы) к борьбе за живучесть машинных помещений;

руководство действиями аварийной партии (группы) машинных помещений по ликвидации аварии, пожара, последствий взрыва;

исправное состояние и готовность к действию стационарных систем обеспечения живучести судна (пожаротушения, водоотлива, спрямления и т. д.); надежную работу и техническое состояние механической части рулевого устройства;

выполнение в машинных помещениях предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна и противопожарного режима;

подготовку ходовой вахты в машине к борьбе за живучесть судна и действиям по тревогам.

Второй механик обязан по указанию ГКП непосредственно руководить балластировкой и дебалластировкой судна (за нсклю чением наливных и специализированных судов).

1.5.10.    Третий механик по тревогам является командиром либо заместителем командира кормовой аварийной партии.

Третий механик отвечает за:

подготовку аварийной партии к борьбе за живучесть;

руководство действиями аварийной (кормовой) партии по ликвидации последствий аварий, пожара, взрыва;

надежную работу и .готовность к действию двигателей спасательных средств;

исправное состояние и готовность к действию пенных генераторов, переносных водоотливных средств, аварийного пожарного насоса, обеспечение средств балластировки;

осуществление контроля за герметизацией машинных помещений на главной палубе и надстройках, а также закрытий вентиляции.

1.5.11.    Четвертый механик по тревогам на ходу и на стоянке принимает обязанности вахтенного механика.

Четвертый механик обязан руководить действиями ходовой вахты по борьбе за живучесть средств в МП.

1.5.12.    Старший электромеханик по тревогам находится у главного распределительного щита и обеспечивает переключение потребителей электроэнергии.

1.5.13.    Начальник радиостанции по тревогам находится в радиорубке и действует по указанию капитана судна; отвечает за обеспечение спасательных средств переносной радиостанцией и аварийных партий портативными радиостанциями УКВ, проверяет готовность аварийного радиопередатчика.

1.5.14.    Судовой врач по общесудовой тревоге является командиром санитарной группы, разворачивает пост медицинской помощи (ПМП), а по тревогам химической и «Радиационная опасность» по указанию ГКП разворачивает пост санитарной обработки (ПСО) и является командиром ПСО.

18