МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ОСНОВАНИЯМИ ИЗ ТОЩЕГО БЕТОНА
Утверждены замдиректора Союэдоркин канд.техн.наук В.М. Юмашевым
Одобрены Главным управлением капитального строительства Ленгорнсполхома (Nj8/9S-18 от 18.04.85)
Москва 1986
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ОСНОВАНИЯМИ ИЗ ТОЩЕГО БЕТОНА. Союздорнии. М., 1986.
Предложены типы нежестких дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями и бетонными основания -ми, запроектированные исходя из новых принципов конструирования. Даны специальные требования к то шему бетону, указания по проектированию его состава и технологии строительства.
Табл.4.
© Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт, 1986
Для тощего бетона применяют шебеночно-песчаные, гравийно-песчаные и щебеночно-гравийно-песчаные смеси.
Щебень из природного камня, щебень из шлака, щебень из гравия, гравий, природный песок, а также песок из отходов дробления горных пород должны удовлетворять требованиям соответственно ГОСТ 8267-82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 10260-82, ГОСТ 8268 - 82, ГОСТ 8736-77. Марка щебня по пластичности частиц, образующихся в нем при истирании, - Пл. 1 (ГОСТ25607-83).
3.4. Зерновой состав смесей должен удовлетворять требованиям табл.2.
При этом для обеспечения сдвигоустойчивости незатвердевшего материала и минимальной усадки в про -цессе твердения и эксплуатации допускается число пластичности отсева из частиц мельче 0,14 мм выше 2 (марка каменного материала по пластичности, в соответствии с ГОСТ 25607-83, - Пл.1).
Если применяемый для приготовления тощего бетона щебень удовлетворяет требованиям ГОСТ 8267-82, а зерновой состав песка - ГОСТ 8736-77, соотв етс тв и е зернового состава смеси требуемому по табл.2 необязательно.
3.5. Для бетонных смесей с зернами до 70 мм, а также для составов с повышенным содержанием крупных зерен (в пределах требований табл. 2), применяют лег-коуплотняемый щебень осадочных пород с прочностью на сжатие не более 60 МПа.
3.6. Для затворения тощего бетона следует приме -нять воду, соответствующую ГОСТ 23732-79.
Количество воды для затворения назначают из условия обеспечения оптимальной влажности бетонной смеси (ориентировочно 5-8% массы сухого заполнителя ) . Жесткость тощего бетона должна быть 90-120 с с тем, чтобы обеспечивать уплотнение ее не менее чем до 100% максимальной плотности, устанавливаемой в лаборатории.
to
Таблица 2 |
Номен
клатуру-
НОЯ
круп
ность
зерен
смеси,
мм |
|
|
|
Содержание |
%, зерен мельче |
мм |
|
|
70 |
40 |
20 |
10 |
5 |
2,5 |
1,25 |
0,63 |
0,28 |
0,14 |
0,071 |
70-0 |
95-100 |
68-80 |
37-67 |
26-57 |
19-51 |
16-46 |
13-40 |
11-32 |
8-23 |
4-14 |
0-5 |
40-0 |
|
95-100 |
58-80 |
36-66 |
25-56 |
18-50 |
15-43 |
12-35 |
8-25 |
4-15 |
0-5 |
20-0 |
|
|
95-ЮС |
56-80 |
35-66 |
25-56 |
18-49 |
15-41 |
10-29 |
5-17 |
0-5 |
10-0 i |
|
|
|
90-100 |
54-80 |
34-66 |
25-56 |
18-47 |
13-33 |
7-19 |
0-5 |
|
Таблица 3 |
Марка цемента по ГОбт 10178-76 |
Максимально допускаемый расход цемента, кг, на 1 м3 тощего бетона марок |
75 |
100 |
150 |
300 |
120 |
180 |
240 |
400 |
по |
160 |
210 |
500 |
100 |
140 |
180 |
|
3.7. Расход цемента не должен превышать приве * денного в табл.З.
Если по данным подбора состава для получения про, ектной марки тошего бетона расход цемента превышает приведенный в табл.З, то необходимо улучшать каменные материалы (провести обогащение, дробление, промывку) или их заменять.
3.8. Чтобы снизить водопотребность, улучшить структуру пор, отрегулировать сроки схватывания и твер -дения тошего бетона, применяют поверхностно-актив -ную добавку - сульфитно-дрожжевую бражку по ОСТ 81-79-74. Ориентировочное количество добавки -0,5-1% массы цемента.
В качестве ускорителя твердения бетона при производстве работ зимой применяют хлористый кальций (ГОСТ 450-77) с расходом до 3% массы цемента.
4. Проектирование состава тощего бетона
4.1. Состав тощего бетона проектируют расчетно -экспериментальным методом, определяя оптимальное содержание в 1 м бетона заполнителей, цемента, до -бавки ПАВ (при необходимости) и воды. Перед подбором смеси следует проверить качество всех компонентов в соответствии с пп. 3.3-3.7.
При проектировании состава:
рассчитывают соотношение масс крупного и мелкого заполнителей (далее условно крупный заполнитель будем называть щебнем, а мелкий - песком);
назначают оптимальную влажность и эксперимен тально определяют максимальную плотность смеси инертных заполнителей;
назначают ориентировочный расход цемента и экспериментально устанавливают зависимость прочности от его содержания;
уточняют состав тощего бетона по результатам испытания контрольных образцов.
13
4.2. Для расчета расхода щебня и песка предвари -тельно устанавливают:
зерновые составы щебня и песка; насыпную плотность щебня;
плотность зерен крупнозернистых каменных материа
лов;
плотность скелета песка; пустотность щебня.
Эти показатели определяют при испытании проб, отобранных с питателей цементобетонного смесителя или из штабелей на цементобетонном заводе.
4.3. Если в щебне содержится более 5% песчаных зерен,образовавшихся при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и складировании, а в песке - более 5% гравийных (щебеночных) зерен, то, исходя из их фактических зерновых составов, устанавливают оптимальное соотношение масс щебня и песка таким, при котором с учетом возможного разброса в составах реальные гранулометрические кривые наилучшим образом вписались в диапазон показателей оптимальных смесей (см.табл.2). Для этого средний зерновой состав подобранной смеси (по теории вероятности - его матема -тическое ожидание) должен максимально приближаться к эталонному (табл.4) с показателями, соответствующими середине этого диапазона.
Оптимальное содержание крупной составляющей X (доли единицы) в двухкомпонентной смеси устанавли -вают по формуле
ос=
где
t - порядковый номер размерной фракции составленной смеси;
Kt,mt,Ct - содержание этой фракции соответственно в крупной и мелкой составляющей и в эталонной смеси (по табл.4), %.
Таблица 4 |
Номенклатурная крупность зерен смеси, мм |
Содержание, %, |
зерен фракции, |
мм |
|
|
120-70 |
70-40 |
о
СЧ
1
О
ЧГ |
20-10 |
10-5 |
5-2,5 |
2,5-1,25 |
со
со
о
1
со
сч
•—< |
0,63-0,28 |
тГ
о
1
СО
сч
о |
0,14-0,071 |
мельче
0,071 |
70-0 |
3 |
27 |
18 |
10 |
7 |
4 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
2 |
40-0 |
|
3 |
28 |
18 |
10 |
7 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
2 |
20-0 |
|
|
3 |
29 |
18 |
10 |
7 |
6 |
8 |
8 |
9 |
2 |
10-0 |
|
|
|
5 |
28 |
17 |
9 |
8 |
10 |
10 |
11 |
2 |
|
Оптимальное соотношение масс щебня и песка уста -навливают по формуле ос
04 i-x
4.4. Если в щебне содержится менее 5% песчаных зерен, а в песке - менее 5% гравийных (щебеночных) зерен, либо до подачи в бетонный смеситель эти фракции отсеивают от исходных материалов, то ориентировочный расход крупного заполнителя (Що) в смеси тощего бетона можно определить по формуле
4 ООО ПК t ^
J°Kp
где Л - пустотность щебня, доли единицы;
К - коэффициент раздвижки щебеночного каркаса растворной частью (рекомендуется назначать в пределах 1,5-1,65);
плотность соответственно насыпного щебня и его зерен.
15
4.5. Ориентировочный расход мелкого заполнителя (песка) устанавливают по формуле
По = 1000JV п ,
где Рп - плотность скелета песка, уплотненного под статической нагрузкой 30 МПа,
и определяют оптимальное соотношение масс щебня и песка.
По
4.6. Количество воды в тощей бетонной смеси назначают из условия достижения максимальной плотности скелета уплотненного бетона (в пересчете на массу сухих материалов). Ориентировочно оптимальную влажность шебеночно-песчаной смеси ( Wc) назначают в зависимости от средней плотности зерен ( Рср )» устанавливаемой по формуле
При Лр “ 2,6 г/см3 W0 = 5%; при 2,55 г/смэ< < 2,6 г/см3 W0= 6%; при 2,5 г/см3<Др< 2,55 г/см3 W0~l%; при 2,4 г/смэ< др< 2,5 г/см3 W0=8%.
Если в щебеночно-песчаной смеси содержится более 5% частиц мельче 0,071мм (см.п.3.4), то оптимальную влажность увеличивают на 2%.
4.7. Для уточнения расхода щебня и песка в соот -ветствии с установленными показателями приготавливают смесь инертных материалов, в соответствии с оптимальной влажностью добавляют воду и изготовляют цилиндрические образцы. Уплотняют тощие бетонные смеси, как и асфальтобетонные, комбинированным методом по ГОСТ 12801-84, кроме операций по нагреву
16
УДК 625.855.3:625.731.2
Предисловие
В последние годы в практику дорожного строительства внедряют комбинированные дорожные одежды с асфальтобетонным покрытием и цементобетонным основанием. Наряду с положительным опытом строительст в а. и эксплуатации таких дорожных одежд наблюдается в определенных условиях их преждевременное разруше -ние, а выполнение предложений по утолщению конструктивных слоев приводит к неэкономичным решениям. Внедрение комбинированных дорожных одежд сдерживают также действующие нормативы по ограничению движения строительных автотранспортных средств по не -затвердевшему бетону.
Обобщение опыта применения комбинированных дорожных одежд на основе экспериментально-теоретиче -ских исследований по сопротивлению конструктивных слоев воздействию автомобильных нагрузок позволило разработать новые принципы проектирования и строи -тельства, допускающие образование трещин в основа -нии и исключающие их в асфальтобетонном покрытии.
Дорожные одежды рекомендуемых типов с оптималь» ным сочетанием толщин асфальто- и цементобетонных слоев применяют с 1976 г. в дорожном строитель с т ве г.Ленинграда: тресты "Лендорстрой"и "Лендорстрой-2* ежегодно укладывают 50-80 тыс.м3 с экономическим эффектом до 1 руб. на 1 м^. Опытно-производственное строительство таких дорожных одежд проведено трестами "Севзапдорстрой" и "Камдорстрой".
Настоящие "Методические рекомендации по применению технологичных конструкций нежестких дорожных одежд с основаниями из тощего бетона" разработали кандидаты технических наук А.О.Салль, П.И.Теляев
(Ленинградский филиал Союздорнии), Л.А.Марков ( Со-юздорнии), В.Л.Корюков и инж.В.В.Киселев (Белдорнии).
Замечания и предложения просим направлять по адресу: 143900, Московская обл., Балашиха-6, Союздор -нии или 191065, Ленинград, Д-65, ул.Герцена, 19, Ленинградский филиал Союэдорнии.
1. Общие положения
1.1. "Методические рекомендации" содержат указания по проектированию и строительству дорожных одежа с основаниями из тощего бетона на дорогах 1-1У категорий, а также по проектированию составов и приготовлению бетонных смесей.
1.2. Комбинированные дорожные одежды с асфальтобетонными покрытиями и цементобетонными основаниями перспективны, что обусловлено следующим:
традиционные щебеночные и гравийные основания уменьшают эксплуатационную надежность дорожных одежд и не обеспечивают требуемого уровня индустриализации скоростного строите ьетва; для таких оснований более эффек -тнвны смеси, обработанные вяжущими;
из-за дефицита битума практически исключается возможность повсеместной замены неукрепленных ос -нований асфальтобетонными и во взаимосвязи с предыдущим условием возникает необходимость расширить применение цемента в строительстве дорожных одежд, включая основания. Уменьшение толщины асфальтобе -тонных слоев при комплексном укреплении материалов основания цементом и битумом не избавляет от обще • го перерасхода битума на устройство нежесткой дорожной одежды (см. "Указания по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими" СН 25-74 и "Инструкцию по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 46-83) и по -этому не решает задачи экономии битума;
в большинстве районов страны отсутствуют кондиционные каменные материалы, необходимые для строи -тельства устойчивых против эрозии цементоб етон н ых покрытий; допуски к материалам для асфальтобетонных покрытий более широки, - это расширяет область применения комбинированных дорожных одежд;
5
при практикуемом строительстве дорог без устройства объездов, а также с дополнительными слоями основания из одномерных песков с пониженной сдвигоус-тойчивостью необходимы конструкционные материалы, обеспечивающие проезд построечного транспорта по све-жеуложенному основанию; цементогрунт и виброуплот -ненный высокомарочный бетон этому требованию не удовлетворяют (СНиП 111-40-78).
1.3. К нежестким .относятся дорожные одежды, слои которых устраивают из асфальтобетона и из обработанных вяжущими материалов пониженной жесткости. Жесткость слоя основания из низкомарочного цементобетона толщиной 12-22 см уменьшается в процессе строительства и эксплуатации дороги в результате образования сетки тонких трещин от совместного воздействия повторных автомобильных нагрузок и температурно-усадочных напряжений. При этом в основании создается устойчивая трещиновато-блочная структура с блоками 0,5-1,5 м.
1.4. Под тощим бетоном понимается дорожный бетон марок 75, 100, 150, состав которого подбирается из условия достижения в результате уплотнения катками вибрационного и статического действия максимальной плотности, сдвигоустойчивости смеси в незатвердев -шем состоянии, минимальной усадки при небольшом расходе цемента и воды.
По основанию из свежеуложенного тощего бетона допускается пропускать строительный транспорт для проведения дальнейших работ по устройству нежесткой дорожной одежды, а при определенных условиях - тран -зитное автомобильное движение с расчетной интенсив -ностью, приведенной к автомобилю группы А, до 200 авт./сут.
Для устройства такого основания применяют широко доступные машины и механизмы; устанавливать рельс-формы не обязательно. Тощий бетон укладывают без
6
швов расширения. Из способов ухода за твердею ш им материалом допускается поливка водой.
Применение подобранных зернистых смесей с ограниченным содержанием пылевато-глинистых частиц, полученных путем смешения материалов в установке, обеспечивает более широкую пространственную однород -ность и долговечность уложенных в конструкцию материалов по сравнению с цементогрунтами. Повышенные ровность и жесткость оснований из тощего бетона позволяют сократить до двух число вышеукладываемых асфальтобетонных слоев.
1.5. Нежесткие дорожные одежды с основаниями из тошего бетона имеют более высокую несущую способность и поэтому рекомендуются для дорог, на которых ожидается проезд грузовых автомобилей с осевой нагрузкой не менее 100 кН, включая дороги в сельской местности, по которым предполагается нерегулярн ы й подвоз тяжелых грузов при капитальном строительстве.
1.6. "Методические рекомендации по применению технологичных конструкций нежестких дорожных одежд с основаниями из тошего бетона" дополняют "Методические рекомендации по проектированию и строительству дорожных одежд с асфальтобетонными покрытия м и на основаниях из бетона разных марок" (М., 1971 ) и развивают "Инструкцию" ВСН 46-83, ГОСТ 8424-72 и главу СНиП Ш-40-78.
2. Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд с основаниями из тощего бетона
2.1. При конструировании верхних слоев дорожи о й одежды из монолитных материалов необходимо преду -смотреть, чтобы трещины основания не копировались в покрытии, для чего следует общую толщину асфальто -
7
бетонных слоев назначать приблизительно такой ж е, как и цементобетонного основания, или между асфальтобетонными слоями и цементобетонным основанием предусматривать трещинопрерывающую прослойку. Со -ответственно предложены два типа дорожных одежд (табл.1).
Таблица 1
Материал слоя |
Толщина слоя, см, на дороге категории |
|
Ы1 |
_in |
1У |
1-й тип дорожной одежды |
|
Двухслойный асфальтобетон |
14 |
12 |
10 |
Тощий бетон |
16 |
14 |
12 |
Щебень, песчано-щебеночная (гравийная) смесь |
14-26 |
14-22 |
14-18 |
Песок |
По расчету ветствии с ВСН 46-83 |
Ь COOT- |
|
2-й тип дорожной одежды |
Двухслойный асфальтобетон 12
Щебень, укрепленный цементно-пес- 10 чаной смесью по способу пропитки
Конструкция 1-го типа рекомендуется при изготовлении цементобетона и устройстве нижележащего неукрепленного основания из одних и тех же местных каменных материалов (щебень местный, в том числе малопрочных пород, песчано-щебеночные (гравийные) сме си ).
Конструкция 3-го типа рекомендуется при ограниченных поставках щебня и приготовлении тощего бетона из
местных песчано-щебеночных (гравийных) смесей при повышенном содержании в смесях пылевато-глинист ых частиц.
2.2. Толшины асфальтобетонных слоев, основания из тощего бетона в. конструкции 1-го типа и трешинопре-рываюшей прослойки из щебня, обработанного цементно-песчаной смесью по способу пропитки, в конструкции 2-го типа назначают по табл Л. Двухслойный асфальтобетон предусматривает верхний слой из плотного ас -фальтобетона минимальной конструктивной толщиной 4 см для дорог I-II категорий и Зсм для дорог КМУка; тегорий и нижний слой из пористого асфальтобетона. При соответствующем технико-экономическом обосно -вании в нижнем слое допустима замена пористого асфальтобетона высокопористым (по ГОСТ 9128-84), при этом толщину слоя следует увеличивать в 1,2 раза.
Толщины оснований из щебня и песчано-шебеночной (гравийной) смеси в конструкции 1-го типа и из тощего бетона в конструкции 2-го типа назначают по ре -зультатам расчета прочности подстилающих слоев на сдвиг. Общую толщину дорожной одежды, включая допол-нительные песчаные слои, устанавливают по расчету прочности на сдвиг нижележащих грунтов земляного полотна в соответствии с ВСН 46-83; расчетный модуль упру -гости слоя из тощего бетона принимают 1200 МПа.
Примеры проектирования дорожных одежд со слоя -ми из тощего бетона приведены в прил.1.
2.3. Дополнительные слои основания, кроме общих функций дренирования и морозозащиты, выполняют функции технологического слоя, по которому обеспечива -ется проезд построечного транспорта, укладочных и уплотняющих машин при устройстве основания из тощего бетона.
При укладке основания на подстилающие слои из одномерных песков с плотностью скелета в уплотненном состоянии менее 1,8 г/см3 предусматривают защитные
9
слои. Толшина этИЧ слоев из гравийно- и шебеночно -песчаной смесей, отсевов из магматических пород или крупных песков оптимального состава - 8-12см. Щебеночно-песчаный слой можно устраивать путем втапли-. вания в песок крупного щебня с расходом 8 м3 на ЮОм^ поверхности.
Защитные слои можно устраивать укреплением верхней части песчаного слоя (5-8 см) вяжущими: демен -том (2-4%), активной золой уноса (10-15%), битумной эмульсией (3-5%).
3. Требования к материалам для тощего бетона
3.1. Для устройства основания применяют тощий бетон, как правило, марки 75 по пределу прочности при сжатии. Бетон марок 100 и 150 целесообразно использовать при укладке материалов в сложных погодных уо ловиях (атмосферные осадки, отрицательные темпера -туры) и при необходимости пропуска по дороге в процессе строительства интенсивного автомобильного движения (от 50 до 200 тяжелых автомобилей группы Л в сутки); повышение при этом расхода цемента требует технико-экономического обоснования с учетом эконо -мии на строительстве объездных дорог.
Так как расчет прочности слоя из тощего бетона на растяжение при изгибе (для нежестких дорожных одежд) не проводится, требований к пределу прочности на растяжение при изгибе не предъявляют.
3.2. Марка тощего бетона для нежестких дорожных одежд по морозостойкости должна быть не ниже MP3 15 для дорог в 1У и У дорожно-климатических зонах, MP3 25 - во II и в III зонах и MP3 50 - в I зоне. Морозостойкость определяется по ГОСТ 10060-76.
3.3. В качестве вяжущего для приготовления тощего бетона применяют цемент марки 300 и выше, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 10178-76.