Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

106 страниц

Купить Рекомендации — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации распространяются на проектирование нового строительства и реконструкцию всех типов концертных залов в г. Москве.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Область применения, основные положения

2 Особенности концертных зрелищ и их виды

3 Функциональные особенности и типы концертных залов и зданий

4 Элементы здания концертного зала, обеспечение технологических требований

5 Рекомендуемые типы концертных залов для первоочередного строительства в г. Москве

6 Ссылки на нормативно-методическую литературу

Приложение 1 Расчетные показатели санитарных приборов и кабин для зрителей и персонала

Приложение 2 Рекомендуемые состав и площади обслуживающих помещений

Приложение 3 Дополнение к разделу "Типы концертных программ и их обеспечение"

Приложение 4 Дополнение к главе "Типы концертных залов"

Приложение 5 Дополнение к разделу "Основная игровая площадка"

Приложение 6 Приближение действия к зрителю

Приложение 7 Условия видимости

Приложение 8 Комплекс ММДМ

Приложение 9 Отечественные примеры концертных залов

Приложение 10 Зарубежные примеры концертных залов

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ МОСКОМАРХИТЕКТУРА

РЕКОМЕНДАЦИИ

по проектированию концертных залов

2004

Предисловие

1. Разработаны: ГУП МНИИП «Моспроект-4» и ЗАО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева; руководитель работы - доктор архитектуры А.В. Анисимов (МНИИП); авторы - кандидат архитектуры Н.И. Жемчужникова - научное руководство, редакция, разделы 1, 4.7- 4.11, подбор примеров (МНИИП); архитектор НЕ. Прянишников - научное руководство, редакция, разделы 2, 3, 4.5, подбор примеров, опрос экспертов (ЦНИИЭП); архитектор И.Д. Рябышева - введение, разделы 2, 3, 4.1- 4.4, (ЦНИИЭП); доктор архитектуры М.Р. Савченко - раздел 4.6 (ЦНИИЭП); консультанты кандидат архитектуры В.Д. Красильников, кандидат архитектуры С.В. Гнедовский, кандидат архитектуры М.М. Гаврилова (Товарищество Театральных Архитекторов)); при участии О.В. Монаховой (МНИИП); кагщидага технических наук С.М. Строгановой (ЦНИИЭП).

2. Подготовлены к изданию Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитекту-ры

3. Согласованы с Комитетом по культуре г. Москвы и Москомархитектурой.

4. Утверждены указанием Москомархитектуры от 27.04.04 г. № 16,

2

т.п ), предназначенных для программ одного профиля и масштабности (если число таких программ обеспечивает годовой цикл функционирования зала),

•    универсальных концертных, допускающих демонстрацию программ различных видов концертов одной масштабности;

•    универсальных зрелищных залах (театрально-концертных, киноконцертных, театрально-киноконцертных, спортивно-концертных, иирко-концертмых и др.), допускающих демонстрацию различных видов концертных программ и ряда программ других видов зрелищ одной масштабности;

•    многоцелевых залах (концергно - танцевальных, концертно - танцевально-банкетных, лекционно-концертных и др.), допускающих демонстрацию различных видов концертов и других видов зрелищ, а также досуговых и/или общественных видов деятельности (танцы, банкеты, собрания, елки и т.д.) одной масштабности.

3.2.2.    Узкоспециализированные типы концертных залов создаются для демонстрации концертных программ с весьма специфическими требованиями к организации зрелищного пространства и сценическому оборудованию, а также для уникальных программ или программ, исполнителями которых являются мало мобильные коллективы. Как правило, такой зал становится стационаром концертного коллектива.

3.2.3.    Универсальные концертные залы предназначены для демонстрации различных видов концертных программ (симфонических, эстрадных, народного искусства) и прежде всего сборных концертов.

3.2.4.    Универсальным зрелищным залам следует адресовать программы с близкими функциональными требованиями к зрелищному пространству. Имеется возможность менять архитектурную среду с помощью трансформируемых устройств (настраивать акустику зала как музыкальный инструмент, создавать нужный уклон пола, изменять профиль потолка и объем зала, менять тип демонстрационной площадки и её размеры и т.д.). Однако следует учитывать сложности трансформаций, существенные затраты, трудности дост ижения звукоизоляции, а также необходимость использовать при эксплуатации достаточно квалифицированные в техническом отношении кадры.

3.2.5.    В многоцелевых залах концертная программа из-за её уникальности оказывается сопутствующей функцией, а доминируют развлекательные (танцы и балы) или общественные виды деятельности (проведение собраний, конгрессов, фестивалей, съездов). К таким объектам относятся городские общественные и клубные залы. В прошлом к таким объектам относились здания сословных собраний (дворянских, благородных, купеческих).

3.2.6.    Привлекательно (правда редко используется) совмещение концертных и цирковых функций в одном здании. Такой зал со сценой-ареной возник еще до революции - цирко-концертный зал в Иваново-Вознесенске (не сохранился). Концертные и цирковые программы могут чередоваться в музыкальном центре в Утрехте, Нидерланды (см. рис. 4 и 5, приложения 10).

3.2.7.    Помимо специально построенных залов для демонстрации концертных программ используются другие объекты культуры:

13

•    помещения нам яти и кон культуры - салонные залы и залы-гостиные в дворцах-музеях и усадебных комплексах (Останкино, Кусково, театр Гонзаго в Архангельском и др.);

•    музейные экспозиции и выставочные залы картинных галерей («Декабрьские вечера» в Белом зале ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковской галерее, Музее им. М. Глинки, и др.);

•    клубные помещения творческих объединений (Белая гостиная Центрального дома архитекторов);

•    залы и аудитории системы дополнительного образования (Малый зал московской Консерватории, концертный зал училища им. Гнесиных).

3.2.8.    Все перечисленные типы залов имеют право на введение в разрабатываемую классификацию зрелищных залов и использование в качестве элементов зрелищной сети для демонстрации концертных программ.

3.2.9.    Рациональность функционирования концертных залов достигается правильностью выбора их назначения н вместимости, а также с помощью кооперирования холлов и других помещений, многоцелевого использования всех возможных помещений, эффектавной архитектурйо-планировочной схемы всего комплекса и зальных пространств в частности.

3.2.10.    Целесообразно создание новых типов концертных залов:

•    специализированных эстрадных залов, предназначенных для выступления джазовых и эстрадных оркестров в условиях естественной акустики;

•    специализированных залов народной вокально-инструментальной музыки и танцев.

3.2.11.    Необходимость создания специализированных эстрадных залов объясняется растущей популярностью этого жанра и развитием шоу-бизнеса, производством большого числа джазовых и эстрадных программ. Этот тип залов уже постепенно внедряется в организуемые в Москве развлекательные центры.

3.2.12.    Целесообразность создания специализированных залов народной музыки и танцев связана с одним из направлений развития туризма в столице -культурным туризмом. Туристов, прежде всего, интересует специфическое искусство страны пребывания, особенно, если страна многонациональна и многокультурна. Популярность этого направления подтверждается выделением в самостоятельный жанр этнической музыки, например, этнического рока. Создание такого типа специализированных концертных залов целесообразно в составе центров народного искусства.

3.2.13.    Предлагаемая классификация концертных залов приведена в табл.

3.2.1.

3.2.14.    При определении стоимости строительства залов разных типов рекомендуется использовать удельные показатели, приведенные в табл. 3.2.2.

14

Таблица 3.2.1.

Классификация концертных залов

Вилы залов

Вместимость, мест

Акустка

Тип демонстрационной площадки

1

Специализированные концертные залы

1.1

Филармонические для симфонических и гала концертов, органных концертов и т п.

500 - 2500

Естественная акустика, регулирование естественной акустики

Эстрада, тип А

1.2.

Эстрадные

500 -6000

звукоусиление

Эстрада, тип А

1.3.

Народной вокально-инструментальной музыки и танцев

900 -2500

Естественная акустика, звукоусиление

Эстрада, тин Б

1.4.

Музыкально

речевые

200 - 600

Естественная акустика, звукоусиление

Эстрада, тип А

2

Универсальные концертные залы

2.1.

Концертно-

театральные

500 - 2500

Естественная акустика, регулирование естественной акустики

Сцена-эстрада

2.2.

Прочие универсальные концертные (киноконцертные, спортивно-концертные и др.)

250 - 2000

Звукоусиление

Трансформируемая

сцена-эстрада

3

Универсальные залы

3.1.

Зрелищно -досуговые (банкеты, танцы, выставки)

250 - 2000

Естественная акустика, звукоусиление

Т рансформируемый зал с эстрадой

Примечания.

1.    Вес тины залов могут быть стационарными, полу стационарными и полностью транефор-мируемыми.

2.    Оборудование и сценография залов разрабатываются по специальной, индивидуальной программе.

15

Табл. 3.2.2.*

Удельные показатели стоимости строительства зданий концертных залов

Типы залов

Вместимость, мест

Стоимость строительства, тыс. руб. на 1 кв. м. общей площади

Концертные

1000

3.4

1200 -1600

3.3

2000

3.1

2500

3.0

Театрально-концертные

' 800- 1200

4.2

Летние (театры)

1600

1.4

1000

1.6

—Удельные показатели рассчитаны в ценах 1991 г. на основе данных МРР-3 1 02-97

16

4. ЭЛЕМЕНТЫ ЗДАНИЯ КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ.

Здание для демонстрации концертных программ должно включать основной концертный и дополнительный блоки. Основной блок состоит из демонстрационной площадки и зоны зрительских мест (зрелищного пространства) и сопутствующих групп помещений обслуживающих зрителей, демонстрацнон-ную площадку и коллектив артистов. Дополнительный блок состоит из помещений, выполняющих сервисные функции, необходимые для нормальной эксплуатации здания.

Разные виды концертов предъявляют различные и, подчас, противоречивые требования к организации зрелищного пространства и других групп помещений. Приводимыми в данном разделе требованиями, дифференцированными по видам концертов, руководствуются при проектировании специализированных залов, в том числе при формировании универсальных объектов и отдельных концертных блоков многофункциональных центров.

При проектировании универсальных залов следует опираться на наиболее жесткие требования, предъявляемые к концертному зрелищу, рассматривая в последствии возможность улучшения условий для остальных видов зрелищ, добиваясь создания комфортных условий для каждого из них.

При определении состава и параметров помещений концертных залов следует учитывать режим их функционирования, выявлять помещения большую часть времени недоиспользующиеся, перераспределять функциональные нафузки, оптимизировать количество и площади помещений комплекса.

4.1.    Зрелищное пространство.

4.1.1.    Зрелищное пространство является композиционным и функциональным ядром концертного зала. Оно состоит из двух функциональных зон: зрительного зала и игровой площадки, предназначенной для выступлений. Этот архитектурно-пространственный комплекс - наиболее ответственная, технологически оснащенная и дорогостоящая часть здания.

4.1.2.    В зрелищном пространстве происходит процесс демонстрации и восприятия концертной программы, которые предъявляют к нему жесткие функциональные требования.

4.1.3.    К числу наиболее важных функциональных требований к зрелищному пространству относятся:

*    сценографические;

*    акустические;

*    зрительного восприятия.

4.1.4.    Вне зависимости от общего композиционного решения зрительный зал и игровая площадка - это единый функциональный комплекс, который может представлять собою либо единое пространство (эстрада в зале), либо может быть визуально разделен на два смежных взаимопроникающих просфанства (сцена и зал). Также возможны промежуточные варианты (сцена-эстрада).

Сцена - это сценическое пространство, допускающее проведение театра-

17

Введение

Концерт - один из наиболее распространённых видов зрелища, который имеет сложную технологию, рассчитанную на непосредственный контакт актера со зрителем, проводится в различных но величине аудиториях. Концертные программы, как правило, не t вязании общим сюжсюм и формируются из отдельных номеров с преобладанием музыкальной основы. Концертное представление по характеру близко к цирковому или театрализованному, но отличается от них тем, что процессы подготовки и реализации программ отделены друг от друга в пространстве и времени и предполагают наличие стационаров и широкой сети гастрольных площадок - концертных залов.

Строительство специализированных зданий концертных залов довольно долгое время не велось, и этот вид строительства оставался вне поля зрения прикладной архитектурной науки. Ситуация изменилась в конце 60-\ годов прошлого века, когда началось строительство крупных залов для проведения общественных мероприятий. Частота их проведения была невелика и возникла идея проведения в этих залах популярных культурно-зрелищных программ для достижения рентабельного круглогодичного функционирования. Изучение специфики концертного зрелища началось 1ДИИИЭП им. Б.С. Мезенцева, результаты научных исследований были опубликованы в книге «Концертные залы», выпущенной «Стройиздатом» в 1975 году в серии «Архитектор>-проектировщику» [3.1]. Эта книга до сих пор являлась единственным пособием по проектированию зданий для концертной деятельности. Приведенные в кнш е основные рекомендации прошли проверку и нашли подтверждение на спроектированных и посгроенных в Москве и других городах России объектах. Однако всё же за 30 ле! произошли значительные изменения в технологии, функционировании и оснащении зданий концертных залов, что вызвало необходимость разработки нового нормативно-методического документа по их проектированию.

Рекомендации опираются на научный анализ произошедших изменений в проектировании и строительстве концертных залов (как у нас в стране, так и за рубежом) н определяют новый характер требований к организации архи 1ектурной среды, к функциональным, архшектурно-планировочным и объемнопространственным решениям, акустике, звукоизоляции, видимости при проектировании зданий концертных залов. Рекомендации опираются также на экспертный опрос специалистов по концертной деятельности.

5

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Область применения

|. и. 11астоящие Рекомендации распространяются на проектирование нового строительства и реконструкции всех типов концертных залов в г. Москве. Они разработаны в дополнение и развитие основных положений МГСН 4.17.98. «Культурно-зрелищные учреждения».

1.1.2.    Рекомендации предназначены для использования при проектировании и экспертизе проектной документации на строительство концертных залов, как самостоятельных объектов, так и объектов, входящих в состав общественных комплексов.

1.1.3.    Рекомендациями следует пользоваться при выборе типа концертного зала, определении состава и площадей его помещений, а также при разработке его функциональных и архитектурно-планировочных решений.

1.1.4.    Залы с вместимостью более 1200 мест рекомендуется проектировать по специально разработанным заданиям на проектирование с соответствующим научным и технико-экономическим обоснованием.

1.1.5.    Требования по проектированию функциональных блоков стационаров для подготовки концертных программ в данном документе не рассматриваются.

1.1.6.    Инженерно-технические требования к концертным залам как одному из типов культурно-зрелищных учреждений изложены в МГСН 4.17-98.

1.1.7.    Эмпирические показатели стоимости строительства концертных залов приведены в таблице 3,2.2.

1.2.    Основные положения

1.2.1.    В рекомендациях использован опыт проектной и научно-исследовательской практики, а также опыт эксплуатации ряда конкретных объектов. Рекомендации предусматривают возможность уточнения отдельных правил и требований в соответствии с конкретными условиями строительства, потребностями и возможностями инвесторов, заказчиков-застройщиков.

1.2.2.    В основе Рекомендаций - функциональные требования к организации архи тешу рн о-пространстве иной среды, предъявляемые, как технологией производства концертных зрелищ, и их видовых особенностей, так и возрастающими потребностями зрителей.

1.2.3.    При проектировании концертных залов и при выборе конкретных параметров объекта рекомендуется исходить из общепринятой нормы в соответствии с МГСН 4.17 -98, обеспечивающей необходимый минимум условий пребывания человека в здании, благоприятные условия видимости и восприятия концерта. Рекомендуется учитывать три возможных уровня комфорта: 3 -общепринятая норма, 2 - повышенный уровень комфорш, 1 - самый высший уровень комфорта. Это отражается в наборе услуг, в составе и параметрах помещений, что закрепляется в задании на проектирование. Для залов, как показывает практика, следует рекомендовать только 3-й уровень, т.е. не менее основною нормативною показателя, поскольку всякое увеличение параметров

6

зала (длина зала, ширина проходов и др.) ведет к ухудшению видимое] и или, при сохранении условий видимости, к сокращению его вместимосш.

1.2.4. В Рекомендациях разработана типология концертных залов, сформулированы требования к объемно-планировочной организации отдельных функциональных зон, определены состав и площади основных и сопутствующих концертным залам помещений.

7

2. ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТНЫХ ЗРЕЛИЩ И ИХ ВИДЫ

2.1. Общие свойства концерта

2.1.1.    Концерт - это зрелище с открытой, гибкой, публичной и весьма мобильной технологией, состоящее из отдельных номеров, в которых занято различное число артистов, где возможно чередование жанров, самостоятельных профамм, различных номеров, а также объединение малых и крупных коллективов разного профиля. Первоначально концертному зрелищу был свойственен соревновательный характер. В процессе эволюции из соревнования отдельных музыкантов концерт превратился в разнохарактерный вид представления. Со временем концертные зрелища пополнились профаммами с исполнителями другой природы (речевыми, пластическими), других жанров (эстрадного, литературного), стали использовать постановочные средства. В состав современной концертной профаммы входят, как сольные выступления и выступления сложившихся коллективов, относящиеся к самостоятельному виду искусства (выступления оркестра, хоровые капеллы, народные хоры, хореофафические и во-калыючшструментальные ансамбли и т.д.), так и номера из смежных видов сценических искусств (теагрального, циркового).

2.1.2.    Концерты подразделяются следующим образом.

По природе исполнения - вокальные, инструментальные, пластические, речевые. По жанру - филармонические, эстрадные, литературные, хореофафические и сборные (смешанные). По социальному назначению - обычные, праздничные, благотворительные. По содержанию - тематические и нетематические. По составу зрителей - детские и взрослые. По времени - утренние, дневные и вечерние или концертные марафоны (продолжающиеся в течение суток).

2.2. Виды концертов

2.2.1.    Формирование архитектурного пространства концертных зрелищ в основном определяют два параметра: жанр концерта (п. 2.1.2.) и сценография, т.е. набор применяемых приемов организации зрелища.

2.2.2.    По этим параметрам вся совокупность концертов может быть разделена на семь видов:

1.    Большие филармонические;

2.    Малые филармонические (камерные);

3.    Эстрадные;

4.    Хореографические;

5.    Народных ансамблей;

6.    Литературные;

7.    Сборные.

2.2.3.    Характеристика этих видов концертов приведена в таблице 2.2Л.

8

Характеристика видов концертов

Таблица 2.2.1.

Виды концертов

Характеристика

концерта

Основные исполнители

1

Большие

филармо

нические

Симфоническая инструментальная и вокальная музыка

Симфонические оркестры, хоровые капеллы, духовые оркестры, оперные вокалисты, органисты

2

Малые филармонические (камерные)

Камерная инструментальная и вокальная музыка

Камерные оркестры и инструментальные ансамбли, вокально-инструментальные ансамбли, камерные вокалисты, филармонические солисты инструментального исполнения

3

Эстрадные

Эстрадная инструментальная и вокальная музыка, юмор и сатира, танцевальные и цирковые номера, театрализованные представления легкого жанра ит.п.

Эстрадные оркестры и инструментальные ансамбли, эстрадные вокально-инструментальные ансамбли, солисты-вокалисты эстрадного жанра, цирковые артисты, apTiicibi оригинального жанра, артисты художественного слова, сатирики и юмористы, артисты мюзик-холла и эстрадного танца.

4

Хорешра-

фические

Народные, классические, характерные и современные танцы

Ансамбли: народного и классического танца, солисты классического, характерного, современного танцев, театр танца.

5

Народных

ансамблей

Народная вокально-инструментальная музыка и танцы

Народные хоры, ансамбли песни и танца

6

Литератур

Художественное

Артисты художественного слова, со

ные

слово

листы-инструменталисты

7~

Сборные

Включают номера всех видов концертов и исполнителей

2.2.4.    Каждый из этих видов концертов предъявляет свои специфические требования к организации зрелищного пространства (демонстрационная площадка и зона зрительских мест), а также к другим группам помещений концертных залов. В данных Рекомендациях приводятся дифференцированные требования с учетом видов концертов. Такой подход позволяет формировать концертные блоки (включая зрелищное пространство и все другие группы помещений) для определенного вида концерта, предусматривая при этом возможность универсализации залов и включения концертных блоков в многозальные комплексы.

2.2.5.    При проектировании концертных залов помимо специфических требований, предъявляемых к организации зрелищного пространства отдельными видами концертов, следует учитывать также их общие свойства:

9

•    Гфеобладание музыкальной основы;

•    ведущая роль инструментального состава исполни гелей (кроме хореографии и литературных);

•    ограниченное использование декораций (поэтому для концертов используются эстрады и с цены-эстрады);

•    демократичность зрелища, т.е. максимальная приближенность выступающих и зрителей друг к другу;

•    быстрая и ритмичная смена номеров;

•    использование световых эффектов и видеоэкранов.

2.2.6.    К общей характеристике концертов следует отнести ненужность резервных складов, использование для репетиций, в основном, игровой площадки. Хореографическим концертным коллективам, помимо прочего, требуются репетиционные залы. Для крупных концертных коллективов необходимы большие артистические уборные, которые могут использоваться для дополнительной распевки, настройки инструментов, разминки. Хореографические коллективы имеют в составе швей и сапожников, поэтому в обслуживающих помещениях следует предусматривать место (зоны) для ремонта обуви и костюмов. Также необходимы специальные складские помещения для временного хранения костюмов и прочего багажа.

2.2.7.    Разные виды концертов имеют с разную привлекательность для зрителя (масштабность зрелища), характеризуемую посещаемостью или единовременным числом посетителей. По этому критерию концертные программы делятся на следующие группы:

•    Крупнейшие - свыше 3000 зрителей;

•    Крупные - 1201 - 3000 зрителей;

•    Средние - 601 - 1200 зрителей;

•    Малые - до 600 зрителей;

•    Камерные - менее 200 зрителей.

10

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ II ТИПЫ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ И ЗДАНИЙ.

Основными качественными характеристиками концертных залов являются:

•    комфортность,

•    рациональность (в том числе функциональность и безопасность).

Комфортность удается максимально обеспечить в узкоспециализированных залах, рассчитанных на один вид концерта. Для этого необходимо удовлетворить функциональные требования программ этих концертов к объемнопространственной организации и параметрам зрелищного пространства (зрительному залу и демонстрационной площадке), а также к сценическому оборудованию.

Достижения рациональности возможно добиться при условии правильного выбора вместимости зала и видов концертных программ с соответствующей степенью привлекательности (масштабности), при правильной функциональной организации сооружения, соблюдении условий безопасности пребывания и эвакуации.

Отдельные концертные залы могут проектироваться с учетом иных целей: престижности и повышения уровня культуры, для привлечения значимых программ, обеспечения условий деятельности уникальною коллектива и др.

3.1. Новые направления проектирования концершых залов

3.1.1.    Музыкальная основа концертных программ предъявляет особо жесткие требования к акустике зала. Симфоническая музыка качественно звучит лишь в залах с естественной акустикой, а эстрадная может хорошо воеггрини-маться и в залах с искусственной акустикой.

3.1.2.    Ведущая роль инструментального состава исполни гелей концертных программ вызывает необходимость размещения их на демонстрационной площадке, а не в оркестровой яме (кроме хореографических программ), которая не является обязательным элементом концертною зала. Ограниченное использование декораций (или полное их отсутствие) допускает решение демоне грационной площадки в виде эстрады или сцены-эс грады,

3.1.3.    Гастрольная система функционирования концертной деятельности позволяет развести процессы подготовки и реализации программ. Для реализации программ используются концертные залы - гастрольные площадки, при выборе которых следует учитывать специфику реализуемой концертной программы.

3.1.4.    Для создания рациональной сети гастрольных площадок необходимы следующие тины концертных залов:

•    специализированные концертные, рассчитанные на один вид концерта;

•    универсальные концертные, рассчитанные на демонстрацию нескольких

видов концертов;

•    универсальные зрелищные, рассчитанные на концерты и другие виды

зрелищ;

II

* многоцелевые, рассчитанные не только на концерты, другие виды зрелищ, но и на досуговые мероприятия.

3.1.5.    Зарубежная и отечественная практика проектирования, строительства и эксплуатации показала, что повышения рациональности функционирования культурно-зрелищных объектов можно добиться путем предоставления посетителям возможности выбора зрелищных программ и попутных мероприятий, а также возможности самостоятельного формирования досуговых программ .

3.1.6.    Для достижения этой цели создаются зрелищные многозальные комплексы. Многозальные здания позволяют не только увеличивать рациональность функционирования, но и уменьшать капитальные вложения на строительство зданий за счет сокращения и кооперирования близких по функции групп помещений (артистических, зрительских, репетиционных ит.п.).

3.1.7.    Посещаемость зрелищных объектов существенно увеличивается при их размещении в центральной части города, при приближении остановок городского и внегородского транспорта, соседстве гостиниц, наличии парковок и главное, - при историко-культурной освоенности среды, являеющейся традиционным местом проведения досуга. Чем дальше от центра размещается зрелищный объект, тем степень его многофункциональности должна быть выше.

3.1.8.    Участок территории объекта должен допускать возможность развития комплекса. Организация и дизайн участка и особенно входной зоны должен соответствовать настрою посетителей перед посещением зрелища, так и после окончания его.

3.1.9.    В случае размещения объекта в районах новостроек следует обеспечить благоустройство и озеленение участка, формирование архитектурнопространственной и эстетико-культурной среды одновременно с вводом объекта в действие. При строительстве крупных комплексов, состоящих из нескольких зданий, очень важно определить целесообразную последовательность ввода его отдельных блоков. При проектировании крупного зрелищного здания следует учитывать последствия его ввода в действие, отнимающее программы соответствующей масштабности у объектов старой сети. В связи с этим возникает необходимость в корректировке сети для восстановления эффективности отдельных объектов, поиск для них новых программ (а, возможно, и другого профиля).

3.1.10.    При проектировании концертного зала необходимо системное рассмотрение сети объектов культуры района, микрорайона, что позволит решить следующие задачи:

•    повысить уровень обслуживания населения зрелищными (в том числе и концертными) программами;

•    обеспечить рациональность функционирования сети.

3.2. Типы концертных залов.

3.2.1. Мировая и отечественная практика свидетельствует, что концертные программы демонстрируются, как правило, в следующих типах залов:

• узкоспециализированных (филармонических, органных, хоровых и

П