Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

23 страницы

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на бортовое оборудование (БО), имеющее в своем составе электрические (электронные) блоки и устройства с проводными линиями связи, выход из строя или ложное срабатывание которых в отдельности или при множественном отказе в полете может привести к аварийной или катастрофической ситуации при ударе молнии в самолет (вертолет).

Оглавление

1. Общие положения

2. Отбор образцов

3. Испытательные установки, оборудование и аппаратура

4. Подготовка к испытаниям

5. Проведение испытаний

6. Оформление результатов испытаний

Приложение 1 (справочное). Термины и пояснения

Приложение 2 (справочное). Оформление типовой программы испытаний изделий на молниестойкость

Приложение 3 (справочное). Схемы установок для лабораторных испытаний БО на молниестойкость

Приложение 4 (справочное). Форма акта испытаний изделий на молниестойкость

Показать даты введения Admin

Страница 1

Иш. № дубликата_ изм

Иие. N; подлинника    5762    Н*

УДК [620.7 35.33+629.735.4 с]. С 18.05    Группа Д19

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

МШМИИИИИММИ«аЮ1а»>г^1ЦШИЯИИИИИИИМИВИИИИИМ11 w wra tti i ii in

OCT 1 01160-88

ОБОРУДОВАНИЕ БОРТОВОЕ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

На 24 страницах

Методы испытаний на молниестойкость

ОКСТУ 7540

Дата введения 01.07.89

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на бортовое оборудование (БО), имеющее в своем составе электрические (электронные) блоки и устройства с проводными линиями связи, выход из строя или ложное срабатывание которых в отдельности или при множественном отказе в полете может привести к аварийной или катастрофической ситуации при ударе молнии в самолет (вертолет).

Издание оФицма/оиое    Перепечатка    воспрещена

Страница 2

Инв. № дубликата__К    ,зм.

Инв N* подлинника    5762    N?    изэ.

ОСТ 101160    с.    2

Стандарт устанавливает методы, условия и нормы испытаний, проводимых и в лабораторных условиях, и на самолете (вертолете), по оценке молннестойкости БО к импульсным наводкам, индуцируемым в бортовых электрических цепях.

Стандарт но распространяется на БО, имеюшее электрическую проводную связь с наружными устройствами (антеннами, аэронавигационными огнями, маяками, фарами, элементами эпс-хтричесхой противообледенительной системы и пр.).

Пояснения к терминам, применяемым в стандарте, приведены в приложении 1.

1. ОБШИБ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Лабораторные испытания проводятся в соответствии с требованиями конструкторской документации, устанавливающей функциональные параметры и допустимые уровни воздействующих импульсов напряжения для отдельных изделий БО.

Натурныо испытания проводятся в соответствии с инструкциями на проведение наземных испытаний на самолете (вертолете).

1.2. Лабораторные испытания изделий DO проводятся на этапе предварительных и государственных испытаний.

Натурные испытания проводятся на этапе предварительных или государственных испытаний.

1.3.    Оборудование, испытательные установки и аппаратура, используемые для проведения лабораторных и натурных испытаний, должны отвечать требованиям настоящего стандарта, должны быть аттестованы в соответствии с ГОСТ 24555-81 и иметь эксплуатационную документацию.

1.4.    Разработчиком самолета (вертолета) в техническом задании (ТЗ)

на БО задаются требования к его моли нестойкости по одной из пяти указанных в п. 5.1.4 категорий жесткости.

Страница 3

ОСТ . . . 60-88

с. з

1.5.    Разработчиком БО проводятся лабораторные испытания на молннестой-

кость но >I- i-эанной категории жесткости, выдается cootbv. . ..юшее заключение с данными о параметрах наводок в контрольных (наиболее характерных) точках, указанных и программе испытаний.

1.6.    Разработчиком самолета (вертолета) проводятся натурные испытания, при которых уточняются электромагнитные условия на борту путем измерения ыаьодон в контрольных точках, указанных в програм'.'е чсг>’тл“ий.

При несоответствии электромагнитных условий на борту заданной в ТЗ категории жесткости (измеренные на борту наводки превышают измеренные при лабораторных испытаниях или заданные в ТУ) разработчик самолета (вертолета) обес-печиьае! конические мероприятия по снижению наводок в БО путем дополнительной экранировки жгутов, сокрашения'их длины, изменения трассировки и пр.).

1.7.    В случае обеспечения нормированных воздействий в соответствии с требованиями пп. 5.2.2, 5.2.4 и 5.2.5 моли нестойкость БО определяется при натурных испытаниях.

1.8. Приведенные в настоящем стандарте общие методы, условия и нормы испытаний могут использоваться при оденхе моли нестойкости электрического (электронного) оборудования, выход из строя которого не ведет к аварийкой или катастрофической ситуации, а также оборудования, имеющего гидравлические, пневматические и механические дублирующие системы, не подверженные воздействию молнии.

2. ОТБОР ОБРАЗЦОВ

2.1.    Лабораторные испытания проводятся на полностью собранных изделиях БО с имеющимися защитными устройствами за исключением случаев, когда отсутствие какого-либо элемента заведомо не может повлиять на стойкость изделий БО к импульсным наводкам. При этом допустимость отсутствия этого элемента должна быть обоснована и указана в программе испытаний.

Оформление программы испытаний приведено в приложении 2.

2.2.    Если проверяемое БО состоит из нескольких отдельных блохов, то допускается эти блоки испытывать отдельно, сохраняя необходимые межблочные связи и эквиваленты нагрузок отсутствующих блоков.

2.3.    Натурные испытания проводятся на специально выделенном самолете (вертолете) в аэродромных условиях на открытых стоянках или ангарах при климатических условиях, соответствующих месту и времени проведения испытаний.

Страница 4

<T 1 01160-88

а 4

2.4. Если испытуемый самолет (вертолет) размешается на открытой чiпиалке, испытания следует проводить при отсугс'гг-г»и дождя, тумана, изморози и мокрого снега, а также при отсутствии выпадения росы на оборудовании и уст-I оЛствах высоковольтной установки, измерительной аппаратуры и испытуемом БО.

3. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ. ОБОРУДОВАНИЕ И АППАРАТУРА

3.1.    Лабораторные испытания

3.1.1.    Испытания проводятся на установках, обеспечивающих генерацию ич{-пульоов напряжения с параметрами, соответствующими требованиям пп. 5.1.3.

3.1.2.    Приниципиальные схемы, характеристики и номиналы основных элементов установок, предназначенных для лабораторных испытаний БО на молниестой-кость и отвечающих требованиям п. 3.1.1, приводятся в приложении 3.

3.1.3.    Испытательная плошадка, на которую должны устанавливаться блоки ЕЮ, представляет собой металлическую (алюминиевую, медную или латунную^ пластину. Толшина медной и алюминиевой пластин должна быть не менее 0,25 мм. а латунной - не менее 0,50 мм.

Размеры пластины должны обеспечивать размещение на ней испытуемою оборудования и соединительных кабелей в соответствии с требованиями п. 4.1.4.

При изготовлении сборной испытательной плошадки отделы!ые элементы площадки должны быть соединены металлизированными перемычками с переходным сопротивлением не болео 600 мкОм.

3.1.4.    Все средство измерений должны быть поверены. Порядок проведения поверки средств измерений - в соответствии с ГОСТ 8.513-84.

3.2. Натурные испытания

3.2.1.    Натурные испытания проводятся с помощью установок, обеспечивающих протекание через испытуемый самолет (вертолет) импульсов силы тока с параметрами, соответствующими требованиям пп. 5.2.2 и 5.2.3.

3.2.2.    Для натурных испытаний используются вэрывомагнитные генераторы или генераторы импульсных токов с емкостными или емкостно-индуктивными накопителями энергии.

3.2.3.    Натурные испытания проводятся на плошадке, которая должна иметь контур заземления, отвечающий требованиям действующих правил устройства электроустановок.

Страница 5

ihb Ng дубликата     К.    хзм

не N? подлинника    5762    N«    изв.

ОСТ 1 01160-88 с. 5

3.2.4.    Для замыкания разрядного контура 'высоковольиая установка - испытуемый самолет (вертолет)' должен применяться обратный токопровол, ''оифигура-иия которого определяется модельными испытаниями на растекание силы тока молнии по корпусу самолета (вертолета).

3.2.5.    Контроль за работой и параметрами высоковольтной испытательной установки осуществляется с помощью входящих в ее состав серийной контрольно-

устройств (высоковольтных делителей напряжения, токовых шунтов и пр.).

Относительная погрешность измерений должна быть не более 10 %.

3.2.6.    При регистрации значений воздействующих на самолет (вертолет) импульсов силы тока в качестве датчиков могут быть использованы токовые шунты, воздушные тороидальные трансформаторы тока типа 'пояса Вэговского' с помехозащитным экраном и (или) другие устройства с относительной погрешностью измерения не более 10 %.

3.2.7.    Регистрация параметров наводок в выделенном для проверки ЕЮ производится при съеме сигнала наводки либо непосредственно с элементов бортовых цепей, либо через согласующие устройства.

3.2.8.    Регистрация значений воздействующих на самолет (вертолет) импульсов силы тока и наводок в бортовых цепях может осуществляться на серийных электронных осциллографах, приборах с цифровой индикацией сигналов или иной быстродействующей аппаратуре с шириной полосы пропускания не менее 2,5 МГц.

3.2.9.    Регистрирующая аппаратура может размешаться как на борту испытуемого самолета (вертолета), так и вне его.

3.2.10.    Передача сигналов к регистрирующей аппаратуре производится по коаксиальным высокочастотным каоелям с допо/иительным помехозащитным экраном с изоляционной оболочкой и (или) по волоконно-оптическим линиям связи с относительной погрешностью передачи сигналов, не превышающей 10 %.

3.2.11.    При передаче сигналов с борта испытуемого самолета (вертолета) ив регистрирующую аппаратуру, находящуюся вне борта, по кабельным линиям связи их вывод из самолета fвертолета) должен производиться только в одном месте с обшей металлизацией дополнительных помехозащитных экранов кабелей и корпуса самолета (вертолета).

3.2.12.    Для одновременной передачи сигналов с нескольких разнесенных по самолету (вертолету) то«ок измерений с выводом линий связи из самолета (вертолета) в нескольких Mi должны использоваться волоконно-оптические линии связи.

Страница 6

ОСТ 1 01160-88

3.2.13. Проверка работоыююх.^сти и регистрации функциональных перемотал., проверяемого БО до, в процессе и после испытаний проводится по ГОСТ 21653-70 и (или) НТД на испытуемое оборудование.

4. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

4.1.    Лабораторные испытания

4.1.1.    Испытуемое оборучоплнче перед испытаниями должно быть проверено на функционирование в соответствии с НТД. Значения функциональных характеристик должны быть отражены в акте (протоколе) готовности к испытаниям, приведенном в приложении 4.

4.1.2.    Испытательные установки перед началом испытаний должны быть прокалиброваны.

Калибровка установки для генерации воздействия импульсом типа 'длинная волна' (черт. 1) производится в режиме холостого хода с помощью электронного осциллографа или иного быстродействующего регистратора с шириной полосы пропускания не менее 2,5 МГц.

Осциллограф (регистратор) подключается к точке а схемы, представленной на черт. 4. При этом выход генератора отключается от испытуемого оборудования.

Изменяя напряжение источника питания, контролируемое по вольтметру, должен быть получен импульс, соответствующий пп. 5.1.3 и 5.1.4.

Значение напряжения и форма импульса фиксируются в протоколе калибровки.

Калибровка установки для генерации воздействий импульсами типа 'короткая волна' (черт. 2) и 'колебательная (затухающая) волна' (черт. 3) также производится в режиме холостого хода. Для этого в импульсный трансформатор (черт. 5> испытательной установки вместо соединительного кабеля испытуемого БО устанавливается одновитковая вторичная обмотка, подсоединенная к регистратору с шириной полосы пропускания не менее 50,0 МГц.

Изменением напряжения источника питания, контролируемого по вольтметру, должен быть получен импульс, соответствующий пп. 5.1.3. и 5.1.4.

*t. .l.O.    ;w.ui.bu<mIiuC<C£    iiO uC.. . - '-’ С* ГТ”С    Г

вотствни со штатным размещением на борту самолета (вертолета) и крепится к монтажным основаниям, включая амортизаторы, если они предусмотрены в конструкции. Если монтажные устройства снабжены металлизированными перемычками, то они должны быть соединены с испытательной площадкой (металлической плас-> иной).

Металлизация испытуемых блохов и соединительных жгутов должна производиться в соответствии с требованиями НТД. Если на оборудовании имеются наружные клеммы 'Заземление', подлежащие соединению с обшей клеммой 'Элект-

Страница 7

<в. N; дубликата_ N?    изм.

ч Nt подлинника    5762    N*    изв.

ОСТ 1 01160-88    с.    7

»

рическая масса' на борту, то они должны быть соединены с испытательной «лошадкой штатными металлизированными перемычками.    (

4.1.4.    Состав, длина и размещение соединительных кабелей испытуемого БО должны соответствовать требованиям НТД и штатному размещению на борту.

Жгуты соединительных кабелей размешаются над испытательной площадкой (металлической пластиной) на высоте не менее 50 мм. Для размещения жгутов над испытательной площадкой могут использоваться подставки только ио диалмы-рических материалов.

4.1.5.    Испытуемое БО и жгуты межблочной электропроводки должны быть препарированы для измерения наводок в контрольных точках, заданных разработчиком БО. Контрольные точки, метод и средства измерения наводок указываются в программе испытаний и должны выбираться таким образом, чтобы но влиять на функционирование оборудования.

4.1.6.    Испытательная площадка, а также подлежащие заземлению испытательные установки и измерительная аппаратура должны быть подсоединены к лабораторному контуру заземления.

4.1.7.    Перед проведением испытаний должны быть проведены указанные в программе испытаний организационные и технические мероприятия по технике безопасности, соответствующие требованиям действующих норм и правил устройства и эксплуатации электроустановок.

4.2. Натурные испытания

4.2.1.    Выделенное для испытаний БО и соединительный жгуты бортовой электропроводки должны быть препарированы для измерения наводок в заданных контрольных точках, которые определяются раээч ютчиуом самолета (вертолета) совместно с разработчиком ЕЮ.

Указанные точки измерения наводок при натурных испытаниях должны входить в число контрольных точек измерений наволок при лабораторных испытаниях согласно п. 4.1.5.

4.2.2.    Испытуемый самолет (вертолет) устанавливается на рабочей площадке, удовлетворяющей требованиям п. 3.2.3.

4.2.3.    Для исключения возможности электрического разряда на землю самолет (вертолет) должен быть изолирован от земли на максимально допустимое напряженно высоковольтной испытательной установки, для чего под колеса шасси или опоры подъемников, на которых может быть установлен самолет (вертолет), прокладываются изоляционные плиты из органического стекла, стеклотекстолита или помешаются специальные плошадки из опорных изоляторов.

Страница 8

4h8. Ns дубликата__N?    м.

<н*. Nt подлинника    5762    Ns    изв.

ОСТ 101160-88 С. 8

4.2.4.    На самолете (вертолете) перед ислытанияк<и должны быть проведены технические мероприятия, обеспечивающие пожаро- и вэрывобеэопасность.

4.2.5.    Высоковольтная испытателысая установка перед началом испытаний должна быть прокалибрована.

Калибровка осуществляется при включенных в разрядный контур испытуемого самолета (вертолета) токоформирукжг-Х и токоиэморительных устройств и обратного токопровода, конфигурация которого соответствует п. 3.2.4

При калибровке блоки электронного оборудования должны быть отключены от жгутов электропроводки в порядке, указанном в перечне, определяемом программой испытаний.

5. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

5.1.    Лабораторные испытания

5.1.1.    Испытания БО, если в НТД но оговорены иные климатические условия, проводятся при:

температуре воздуха от 10 до 30 °С;

относительной влажности от 4 5 до 80 %;

атмосферном давлении от 840 до 1060 гПа (от 630 до 800 мм рт. ст.).

Оборудование перед испытаниями должно быть выдержано в вышеуказанных условиях но менее 3 ч.

5.1.2.    Испытания проводятся на оборудовании с подключенным электропитанием. Подключение осуществляется через эквиваленты сети, соответствующие требованиям ГОСТ 11011-80.

5.1.3.    Устанавливается три типовых формы испытательных импульсов напряжения: длинная волна, короткая волна и колебательная (затухающая^ волна.

В испытательном импульсе типа 'длинная волна' время нарастания напряжения до максимального значения составляет (2,0+0,4) мкс, время спада по 50% уровня составляет (50+10) мкс.

В испытательном импульсе типа 'короткая волна' время нарастания напряжения до максимального значения составляет не более 0,1 мкс. время спада до нулевого значения составляет (2,0+0,4) мкс.

В испытательном импульсе типа 'колебательная (затухающая) волна' частота колобанкй составляет (1,0 + 0,2) МГц с затуханием в 2,7 раза от начального уровня в гонение 3-5 периодов.

Страница 9

ОСТ 1 01160-88 с. 9

I

5.1.4. Устанавливается пять режимов испытаний (категорий жесткости) в зависимости от ожидаемых электромагнитных условий эксплуатации БО при ударе молнии в самолет (вертолет).

Соответствие режимов испытаний условиям эксплуатации и уровням испытательных импульсов напряжения, указанных в п. 5.1.3, приведены в таблице.

Таблица

•»    •    Ч    "V/Т. *»Л*»Ц^ОЧ*Лт илгл

ИСПЫТАНИЯ

(категория

Условия эксплуатации оортоьых жгутов межблочных связей и оборудования

импульса напряжения

. в

на самолете (вертолете)

жесткости)

Длинная

волна

Короткая

волна

Колебательная волна

Отсеки с металлической обшивкей без отвер-

1

125

125

250

стий

Отсеки с моталлической обшивкой и сьемны-

2

ми или открываюшимися при технологических

операциях на земле металлическими элемен-

теми (люки, створки)

300

300

600

3

Отсеки с металлической обшивкой и откры-

ваюшимися в полете створками, диэлектричес-

KHsfH вставками, обтекателями

750

750

1500

4.

Отсеки с неметаллической обшивкой из ком-

позиционных и (или) диэлектрических мате-

2

€П

аз

п

риалов

1600

1600

3200

Б

1SC

••

5.

Эксплуатация оборудования предусмотрена

только в определенных заданных условиях

на борту конкретного самолета (вертолета)

-

-

-

Oi

о

г-

Примечание. Режим испытаний (категория жесткости) и уровни воздействий 5-й категории жесткости зависят от ожидаемых электромагнитных условий эксплуатации на борту конкретного самолета (вертолета) при ударе молнии и определяются расчетным и (или) экспериментальным путем.

ю

5.1.5. Предельно допустимые уровни импульсных воздействий должны быть

указаны в НТД на БО, поставляемое на испытания.

В случае отсутствия в НТД на БО допустимых уровней, а

также категорий

жесткости испытаний и данных об ожидаемых электромагнитных условиях на

t-

<9

Ж

К

*;

%

<

••

я

ж

ж

X

X

ж

«е

1

•«

борту допускается проводить испытания последовательно, начиная с 1-Я категории, для определения фактической моли нестойкости испытуемого БО.

аз

Z

X

•о

X

Страница 10

ОСТ 1 01160-88 с. 10

5.1.6.    На испытуемое БО. работающее в режимах, указанных в М1Д и программе испытаний, подаются серии импульсных напряжений со значениями, соответствующими пп. 5.1.3, 5.1.4 и таблице.

Оборудование подвергается воздействию импульсов типа 'длинная волна', коротхая волна' и 'колебательная волна' в соответствии с установленной категорией жесткости. Последовательность воздействий не регламентируется.

Попускается пооведение испытаний на отк.иоченноь* от электропитания оборудовании, если это не влияет на результаты испытаний, что должно быть отражено в программе испытаний.

5.1.7.    В каждой серии должно быть подано не менее чем по 30 импульсов положительной и отрицательной полярности после выхода на режим в соответствии с пп. 5.1.8 и 5.1.9.

5.1.6. В случае проведения испытаний импульсом типа 'длинная волна', испытательная установка подсоединяется к устройствам заземления испытуемого оборудования в соответствии со схемой, приведенной на черт. 4. Напряжение на источнике питания устанавливается равным значению, определенному при калибровке.

5.1.9.    При проведении испытаний импульсом типа 'короткая' и 'колебательная (затухающая) волна' через импульсный трансформатор, устанавливаемый на расстоянии не более 1,5 м от испытуемых блоков (устройств), прокладывается жгут соединительных кабелей испытуемого оборудования. После чего повышается напряжение источника питания установки. При этом контролируется напряжение на источнике питания и уровни наводок в контрольных точках. Напряжение источника питания увеличивается либо до значения, установленного при калибровке, либо до достижения уровня наводок, установленного в НТД на испытуемое оборудование, в зависимости от того, какое из этих значений будет достигнуто раньше.

5.1.10.    В процессе испытаний измеряются параметры наводок в контрольных точках испытуемого оборудования.

5.1.11.    Во время проведения испытаний выполняются мероприятия и требования-правил техники безопасности в соответствии с требованиями действующих норм и правил устройства и эксплуатации электроустановок определенного класса напряжений.

5.1.12.    В процессе испытаний производится контроль в объеме, необходимом для подтверждения работоспогоблости БО.

Страница 11

I

ОСТ 1 01160-88 с. И

0.2.. HaijbJntuv uCiiUl и и •• a

5.2.1.    Натурные испытания проводятся как нормированными импульсами силы тока (п. 5.2.2), так и ненормированными (ослаблениыми-нераэрушающими) (п. 5.2.3) с последующим приведением результатов испытания к нормированному воздействию.

Тип воздействия (нормированное или ненормированное) определяется разработчиком самолета (вертолета) исходя из допустимости выхода из строя БО и пов-пем'пения самолета (воотолета). возможных пои испытаниях с нормированным воздействием, а также с учетом технических характеристик испытательных высоковольтных установок.

Во время проведения испытаний с ненормированным воздействием приведение результатов измерений наводок к нормированному воздействию должно производиться с учетом возможных нелинейных зависимостей параметров наводок от параметров воздействующих на самолет (вертолет) испытательных импульсов силы тока (нелинейные характеристики полупроводниковых элементов, возникновение шунтирующих искровых пробоев, насыщение сердечников трансформаторов и пр.).

5.2.2.    Испытания с нормированным воздействием проводятся при пропускании через самолет (вертолет) униполярных апериодических импульсов силы тока с амплитудой 200 кА, скоростью нарастания переднего фронта импульса

100 кА/мкс, переносимым зарядом 4 Кл, что соответствует длительности импульса 20 мкс иа уровне 0,5 амплитудного значения силы тока.

57 G2

са

ж

СВ

X

*

=

X

ж

VO

ч

<

§

*

Z

т

( S

ГС

5.2.3.    При испытаниях с ненормированным воздействием параметры импульсов силы тока, протекающих через испытуемый самолет (вертолет), выбираются такими, чтобы была исключена возможность выхода из строя БО и обеспечивалась регистрация сигналов наводки в бортовых цепях:

-    амплитуда - 0.5 - 5,0 кА;

-    скорость нарастания переднего фронта импульса - 0,05 - 2,50 кА/мкс;

-    длительность импульса (иа уровне 0,5 амплитуды силы тока) - 20 -100 мкс.

5.2.4.    Возчюжныо пути протекания силы тока молнии по самолоту (вертолету), ог.редоляемыс модельными испытаниями на избирательность ударов молнии, должны моделироваться во время проведения испытаний.

5.2.5.    БО при испытаниях подключается к штатным бортовым источникам питания. В том случае, когда предусмотрены режимы работы оборудования от основных и аварийных источников питания, испытания должны проводиться для каждого режима питания.

Если используются нештатные источники питания, то должно быть экспериментально доказано, что их подключение не влияет на результаты испытаний и качество электроэнергии по ГОСТ '>705-81.

Страница 12

ОСТ 1 01160-88

С. 12

Экспериментальна проверка осуществляется путем измерения наводок в системе 'источник питания - потребитель'.

5.2.6.    Натурные испытания с ненормированным воздействием при отключенном от DO электропитанием проводятся при условии сохранения коммутационных связей и параметров нагрузки, соответствующих штатным режимам работы оборудования.

Измерение наводок в межблочных цепях проводится на штатных блоках либо

па Па JiusnuanontаЛ v. nf-uiiatOpaMrt nui j/jomI, COOl OdrCItt)iWuulMn оадш^ШМ

работы БО.

5.2.7.    Через самолет (вертолет) с БО, подключенным к источнику питания в соответствии с п. 5.2.5 и работающим в режимах, указанных в НТД и программе испытаний, пропускаются импульсы силы тока с параметрами, соответствующими пп. 5.2.2 и 5.2.3.

5.2.8.    При испытаниях с нормированным воздействием через самолет (вертолет) должно быть пропущено не менее чем по 30 импульсов силы тока положительной н отрицательной полярности по пути протекания испытательных импульсов силы тока и режиме работы БО в соответствии с п. 5.2.4.

5.2.9.    В процессе и после воздействия на самолет (вертолет) каждой серии импульсов силы тоха проводится проверка работоспособности БО в объеме, оговоренном в НТД.

5.2.10.    В процессе испытаний с ненормированным воздействием допускается иэмероние наводок при воздействии на самолет (вертолет) двух-трех импульсов силы тока каждой полярности, если результаты совпадают в пределах относительной погрешности ±10 %.

5.2.11.    По результатам испытаний с нормированным воздействием после проверки испытуемого БО на соответствие НТД выдается заключение о его стойкости к воздействию наводок от силы тока молнии.

5.2.12.    По результатам испытаний с ненормированным воздействием выдаются данные о параметрах наводок в БО. приеденные к воздействию на самолет (вертолет) нормированных импульсов тока.

6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

При оформлении результатов по проведенным испытаниям (отчеты и протоколы) должны быть указаны сведения, приведенные в приложении 4.

Страница 13

ОСТ 1 01160-88

С. 13

ПРИЛОЖЕНЫ- ]

Спраао'гно»

ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ

Т ермин

Пояснение

*    лазод:~    о:

молнии

Дублирующие гидравлические, пневматические и механические системы

Множественный отказ (при ударе молнии)

Электромагнитные условия эксплуа-тации оборудования на борту при ударе молнии в самолет (вертолет)

Испытательная установка

Ua«yo-»W'* •<» (ичяУ1ЮТув>/Мв' Т> бпПТОВМХ

электрических цепях межблочных связей напряжения, вызванные коночной проводимостью обшивки самолета (вертолета) и проникновением в него электромагнитного поля силы тока молнии

Системы, предназначенные для выполнения функций основных бортовых электрических систем в полном объеме или частично при выходе из строя последних. Указанные типы дублируюишх систем не имеют в своем составе проводных линий связи и электрических (электронных) устройств, в связи с чем эти системы не подвержены электромагнитному воздействию, в том числе и наводкам от силы тока молнии

Совокупность одновременных отказов нескольких устройств, функциональных систем, вызванных воздействием молнии на самолет (вертолет)

Совокупность (индуцирующих наводки в ЕЮ) составляющих электромагнитного поля силы тока молнии, протекающего по самолету (вертолету). Электромагнитные условия определяются экранирующими характеристиками корпуса самолета (вертолета), в также наличием и эффективностью дополнительных экранирующих устройств (металлических отсеков для бортовой электропроводки)

Устройство для генерирования испытательных импульсов силы тока и напряжения

Страница 14

Инв. Nt дубликата___■    изм

Инв. N» подлинника    5    62    |Nt    изв.

1160-68 С. 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное

ОФОРМЛЕНИЕ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ ИСПЫТАНИЙ ИЗДЕЛИЙ НА МОЛНИЕСТОЙКОСТЬ

Форма первой страницы программы

гриф секретное1 и (при необходимости)

Эхо. Nj_

УТВЕРЖДАЮ

(СОГЛАСОВАНО)

Руководитель предприятия, на базе

которого проводятся испытания

Личная    Расшифровка

подпись    подписи

Дата

_ I

обшее определение группы однотипных изделий

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

испытаний изделия (образца) _

сокращенное наименование

на моли нестойкость по ОСТ 1 01160-88 СОГЛАСОВАНО    СОГЛАСОВАНО

Представитель заказчика    Руководитель    головного    предприятия

Личная

Расшифровка

по направлению

подпись

подписи

Личная

Расшифровка

Дата

подпись

ПОДПИСИ

Дата

УТВЕРЖДАЮ

(СОГЛАСОВАНО)

Руководитель предприятия-разработчика

Личная    Расшифровка

подпись    подписи

Дата

Страница 15

Инв. N? дубликата___N«    изм

Инг Nt подлинника    5762    N*    изв.

ХГТ 101160-88 с. 15

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа должна содержать следующие рчч"гпы: обшие положения, цель испытаний, объект испытаний, место проведения испытаний, время и состав участников испытаний, испытательные установки и измерительная аппаратура, методика испытаний, оформление результатов испытаний, техника безопасности при проведении испытаний, материально-техническое обеспечение испытаний, особые мероприятия.

1. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Указываются: основание для проведения испытаний, требования к организации испытаний, возможность корректировки программы испытаний и процедуры испытаний (перерыв, окончание и ар.).

2. ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИЙ

Указываются: основная (проверка молниестойхости БО по ОСТ с заданной категорией жесткости и выдача заключения и сертификата) и промежуточные (измерение наводок в заданных контрольных точках, сравнение с допустимыми по НТД уровнями и пр.) цели испытаний.

3. ОБЪЕКТ ИСПЫТАНИЙ

Указываются: тип объехта испытаний (его номер, чертежи и другая конструкторская документация), особенности эксплуатации, схемы контролируемых цепей с указанием точек измерений наводок.

4. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ,

ВРЕМЯ И СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ИСПЫТАНИЙ

Указываются: место и сроки проведения испытаний, состав комиссии (бригады) .

Организация и обеспечение испытаний возлагаются на предприятие (организацию)-разработчика испытуемого БО.

В состав комиссии (бригады) входят представители предприятий-разработчиков отдельных блоков и изделий испытуемого БО, предприятия п/я В-8759, предприятия, на базе которого проводятся испытания.

5. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА

Указываются: наименование иип) испытательной установки и измерительной аппаратуры, их основные характеристики, сведения об аттестации и сроках поверки.

Страница 16

ОСТ 1 01160-88

С. 16

6. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

Методика испытаний должна соответствовать требованиям настоящего стандарта.

7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

По результатам испытаний составляется акт (протокол) в соответствии с приложением 4.

8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСПЫТАНИЙ

При проведении испытаний должны выполняться правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок заданного класса напряжения, положения действующих НТД и КД, а также инструкций по технике безопасности при обслуживании оборудования (при лабораторных испытаниях), самолетов и вертолетов (при натурных испытаниях), инструкций по пожаробезопасности и др.

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

|

ИСПЫТАНИЙ

Указывается перечень оборудования и материалов, необходимых для испытаний, в соответствии с приводимой таблицей.

Наименование оборудования, приборов и материалов

Код

Место

испытаний

Срок

поставки

Организация,

обеспечивающая

поставку

10. ОСОБЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В разделе указываются мероприятия в соответствии с действующей в отрасли документацией.

Программа испытаний подписывается представителями предприятий и организаций, утверждающих и согласующих данную программу.

Страница 17

Инв. N« дубликата__ I    --    W3M

Инв. Nt подлинника    5762__№    изв.

ОСТ 1 01160-88

с. 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное

СХЕ*

1. Поскольку импульсами, схемы пускаются, на чертов установок, рек кость.

1.1. Импульс Для испытаний' >чст испольэоваты емкости коидосато, зисторов ( R2H (R отношения:

\Ы УСТАНОВОК ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ БО НА МОЛНИЕСТОМКОСТЬ

становки для генорировиния указанных трох типов воздействия которых приведены на черт. 1-3, промышленностью не вы-. 4 и 5 приводятся схемы и основные характеристики элемен->мендуемых для лабораторных испытаний БО на молниестой-

юздействия типа 'длинная волна'

оборудования воздействием импульса типа 'длинная волна' мо-I генератор, представленный на черт. 4. Значения параметров >а (С), индуктивности (L) и сопротивлений формирующих ро-( ) выбираются такими, чтобы удовлетворялись следующие со-

R2 <Rg ,

(L)

сопротивление кобеля;

ViF -Щг = (2± 0,¥)'Ю~бС;

(2)

8 = J + \Zf-4

(3)

1m0.5fi3\/ft

(4)

RC~(7± 1,2 ) 10~5C.

(5)

1.2. Импульс воздействия типа 'короткая волна'

Испытания об рудования импульсом воздействия типа 'короткая волна' могут проводиться в со< гветствии с черт. 5. Значении параметров R2 L и С выбири-ются такими, что* ы они удовлетворяли следующим условиям:

R,<2

\f£;

= (2 - 0/f)-tQ~6С;

(6)

(7)

J * 0,5RZ W ~r .

(8)

Страница 18

Инв. Nf дубликата___Ns    изм.

Инв Nf подлинника    5762    Ns    мзв.

ОСТ 1 01160-88

С. 18

1.3. Импульс эзасйствия типа 'колебательная (затухающая) волна' Испытания обо удовиния проводятся в соответствии с черт. 5.

Параметры Яг и С выбираются такими, чтобы они удовлетворяли следую

щим соотношениям

2/г\Лс

SU±0.2) fO-GC;

(9)

2-~-~(3+5)/<ГбС.

(10)

Черт. 1

U,В

Черт. 2

Страница 19

ОСТ 1 01160-88

с. ю

периодов

Черт. 3

2

о

К контрольно-регп-стрируюшой аппаратуре

eg

сс

г-

Ю

ГО

3

2

3

3

с'

§

Обозначение на схоме

Наименование элемента (прибора)

Примечание

1. 2

Э '--монты (блоки) испытуемого 1)0

Штатное исполнение

3

X ут соединительных проводов и (или)

Штатное исполнение

к. 5елей межблочных связей

АТ

А тотрансформатор

-

Т

1 инсформатор

-

П

Р* трямитель

-

О раничиваюшнй розистор

Определяется типом

выпрямителя

V

В льтметр

Не регламентируются

Л рмкруюшие резисторы, конденсотор

R2 -- 3.0 Ом. *0,5 Оу.

С, 1.

»• катушки индуктивности

С - 1 00 мкФ.

L - 200 нГн

Черт. 4

Страница 20

ОСТ 1 01160-88

К контрольно-рогн-стрируюнгой аппаратуре

Обозначение на схеме

Наименование элемента (прибора)

Примечание

1, 2

Э; омснты (блоки) испытуемого ЕЗО

Штатное исполнен но

3

Ж: ут соединительный проводов и (или) кабелей межблочных связей

Штатное исполнение

4

Импульсный трансформатор

Ферритовые кольца типи 60 ВНП-2К размером 125x80x18 мм. 20 шт.

5

Импульсный измерительный трансфор-м 1 тор тока

АТ

Ai готронсформатор

-

Т

Трансформатор

-

В

Hi прямите ль

-

О) ромичиваюший резистор

-

V

В< льтметр

-

к

К< ммутатор (механичоскоо устройство, полупроводниковый прибор, разрядник и ф.)

Не регламентируются

Ф( рмируюшие резистор, конденсатор,

'Короткая волна'

C.L

катушка индуктивности Черт. 5

С а 3 мкФ, L * 1 мкГн, /?/^0,3 Ом

'Колебательная (затухающая) волна'

С ** 2300 пФ

- собственное сопротивление коммутатора и соединительных проводов

L * 2.5 мкГн