МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР
Государственный дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт ГИПРОДОРНИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ В МАЛЫХ И СРЕДНИХ МОСТАХ
Москва 1982
Министерство автомобильных дорог РСФСР Государственный дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт ПШРОДОРНИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ В МАЛЫХ И СРЕДНИХ МОСТАХ
Утверждены МинаЕтоцором РСФСР Протокол # 16 от 15 июня 1861 г.
Москва» 1962
Деформационные швы со стальным окаймлением устраивают на мостах дорог категории I, а также на дорогах других категорий, в составе движения которых преобладают грузовые автомобили и автобусы с нагрузкой на ось не менее 100 кН при расчетной суточной интенсивности более 500 авт.
2.6. Область применения конструкций швов, устраиваемых в эксплуатируемых автодорожных мостах при их ремонте, ограничивается величинами перемещений (длинами пролетных строений), районом расположения моста и технической категорией дороги. Деформационные швы закрытого типа устраивают при расчетном перемещении концов пролетных строений до 10 мм, а заполненного-до 20 мм (бетонные кромки) или 15 мм (асфальтобетонные кромки). Величину расчетных перемещений концов пролетных строений в уровне деформационных швов определяют по формуле
А = Л Т- сСд ■ zf, (2.1)
где л Т - перепад температур конструкций, равный ДТ^Т^*
- Т тиг ; оС0 - коэффициент температурного линейного удлинения dD = КГ® 1/град.;
? - длина пролетных строений*'.
2.7. За температуру Чтах принимают максимальную среднесуточную температуру воздуха tс » увеличенную на половину
средней амплитуда Ас суточного колебания температур1 2^.
Т max е to + */2 ^о*
Для массивных железобетонных конструкций с толщиной элементов стенок, плит, полок более 60 см Tl/T7ax- tc (в коробчатых пролетных строениях толщины стенок, толщины плит суммируют).
2.8. За температуру Imin принимают минимальную среднесуточную t нс» а Для массивных железобетонных конструкций - среднюю за пять наиболее холодных суток t ^ температуру воздуха3\
2.9. Территория РСФСР для применения конструкций деформационных швов может быть разделена на три строительно-климатические зоны (СКЗ) по минимальной среднесуточной температуре воздуха, L .
I - до -20;
П - до -40;
На -^H0 от - 20 до - 30 J
116 - £нс от - 30 до - 40;
Ш - ниже - 40:
Ша- £нс от -40 до “50:*
Шб-^нс ниже -50.
Ремонтировать деформационные швы возможно в районах с температурой t нс до -45°С. Материалы, технология ремонтных работ и предельные длины пролетных строений, в которых выполняют ремонт швов, для остальных районов СКЗ Ш должны согласоваться с базовым научно-исследовательским институтом. Карта районирования по СКЗ приведена в прилож. I.
2.10. Длины железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строений, в которых допускается применение тех или иных конструкций швов, даны в табл. 2.1. в зависимости от района расположения моста.
Таблица 2.1
Железобетонные пролетные строения |
СКЗ |
t нс. |
|
Длины пролетных строений, |
м |
|
|
|
°с |
ДО 9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
33 |
42 |
I |
-20 |
н |
Н |
н |
НА,М |
М |
М |
МБ |
МБ |
Па |
-25 |
н |
Н |
н |
НА,М |
М |
м |
МБ |
- |
-30 |
н |
Н |
н |
м |
М |
МБ |
МБ |
— |
|
-35 |
н |
н |
н |
м |
м |
МБ |
МБ |
|
Пб |
-40 |
н |
н |
м |
м |
м |
МБ |
— |
— |
Ша |
-45 |
н |
н |
м |
м
I |
МБ |
МБ |
- |
- |
|
II
бталежелезобетонные цролетные строения |
CR3 |
|
Длины пролетных строений. |
м |
|
г» |
|
|
|
|
|
иС |
до 12 |
18 |
24 |
33 |
I |
-20 |
н |
м |
МБ |
МБ |
|
-25 |
н |
м |
МБ |
|
Па |
-30 |
н |
м |
МБ |
- |
|
-35 |
н |
м |
МБ |
— |
116 |
-40 |
н |
м |
МБ |
- |
|
-35 |
н |
м |
МБ |
|
116 |
-40 |
н |
м |
МБ |
- |
Ыа |
—45 |
и |
МБ |
- |
- |
|
Б табл. 2 Л приняты обозначения:
Н - закрытые швы с непрерывным асфальтобетонным покрытием (рис. 1а);
НА. - то же, с армированным покрытием (рис. 16);
М - заполненные швы с мастикой (асфальтобетонные кромки, рис. 1в);
МБ-то же, с бетонными кромками или окаймлением (рис. 1г).
Предельные длины массивных железобетонных пролетных строений (например коробчатого сечения), в которых устраивают швы забытого и заполненного типов, могут быть увеличены по сравнению с данными табл. 2.1 на 25$. В цролетных строениях с цементобетонным покрытием устраивают швы заполненного типа по рис. 1г,д.
2. II. Над концами пролетных строений, опирающихся на неподвижные опорные части, устраивают деформационные швы: закрытого типа-
в железобетонных плитных и ребристых (массивных); пролетных строениях длиной до 21 (24) м;
б с талеже ле зобе тонных яролетных строениях длиной до 15 м: заполненного типа с асфальтобетонными кромками —
в железобетонных плитных и ребристых (массивных) пролетных строениях длиной до 33 (42) м; в сталежелезобетонных пролетных строениях длиной до 24 м (СКЗ 1,11а) и 23 м (СКЗ Пб, Ша); заполненного типа с бетонными кромками —
в сталежелезобетонных пролетных строениях длиной тю 42 м (СКЗ I, Па) и 33 м (СКЗ Пб и Ша).
2.12. Область применения различных материалов для заполнения деформационных швов приведена в табл. 2.2 для железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строений с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями в зависимости от района расположения моста.
Б табл.2.2 предусмотрено применение мастик :
РЕВ - резино-битумных вяжущих;
MEET - битумно-бутилкаучуковых мастик;
ПЕВ - полимерно-битумных вяжущих;
Т - тиоколовых герметиков.
Допускается применение того или иного материала, указанного г ячейках табл. 2,2 в графах слева и сверху. Марки материалов для заполнения швов и условия их применения приведены в разд, 4
Таблица 2.2
Железобетонные пролетные строения, цементобетогчые
покрытия |
СКЗ |
£нс, |
Длина пролетного строения, м |
|
|
|
°с |
до 12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
33 |
42 |
I |
“20 |
РБВ-2 |
РБВ-2 |
РБВ-2 |
РЕВ-2 |
РБВ-2 |
МЬП1-70 |
МЕЕГ-70 |
Па |
-25 |
РБВ-2 |
РЕВ-1 |
РЕВ-1 |
РБВ-1 |
МБЕГ-70 |
МЕЕГ-70 |
- |
|
-30 |
РЕВ-1 |
РЕВ-1 |
РБВ-1 |
МЕБГ-70 МЕБГ-70
1 МЕНГ-70 |
~ |
Пб |
-35 |
МБЕГ-7С
Ь |
3
ШЕГ-70 |
МЕБГ-70 |
МЕЕГ-7С |
МББГ-7 |
0 НЬБ |
- |
|
-40 |
МББГ-70
MEET-70 |
МБЕГ-70 |
ПБВ |
ПЕВ |
ПЕВ |
- |
Ша |
-45 |
МББГ-70 ПЕВ |
ПЕВ |
ПЕВ |
Т |
- |
- |
|
13 |
Асфальтобетонные покрытия |
скз |
о
о |
Длина пролетного строения „.м |
|
ДО 12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
33 |
42 |
1 |
“20 |
РЕВ-2 |
РЕВ-2 |
РЕВ-2 |
РЬВ-2 |
МНЕГ-70 - |
- |
Па |
-25 |
РБВ-2 |
РБВ-2 |
РБВ-2 |
РЕВ-1 |
МБЕГ-70 - |
— |
|
|
-SO |
РБВ-2 |
РЕВ-2 |
РЕВ-1 |
МББГ-
-70 |
— |
— |
— |
|
|
LO
СП
S |
РЕВ-1 |
РЕВ-1 |
МБЕГ-
-70 |
ПБВ |
- |
|
- |
|
|
-40 |
МББГ-
-70 |
ПБВ |
ПЕВ |
ПБВ |
— |
— |
— |
|
Ша |
-45 |
MEET—
-70 |
ПЕВ |
ПБВ |
- |
- |
- |
- |
|
Сталежелезобетонные пролетные строения |
СКЗ |
£цс |
Цементобетонные покрытия |
Асфальтобетонные покрытия |
|
°С |
до 12 |
18 |
24 |
33 |
ДО 12 |
18 |
24 |
1 33 |
I |
-20 |
РБВ-2 |
РБВ-2 |
МЕБГ-70 |
МЕЕГ-
-70 |
РБВ-2 |
РЕВ-2 |
“ | " |
Па |
-25 |
РЕВ-1 |
РБВ-1 |
МЕБГ-70 |
- |
МББГ-7С |
) МЕБГ-70 |
— |
— |
|
-30 |
РБВ-1 |
MEET—
^.70__ |
МБЕГ-70 |
|
ЛББГ-70 |
МБЕГ-70 |
- |
— |
По |
-зъ |
М>Ьг—
-70 |
МБЕГь-
-70 |
ПБВ |
- |
ПБВ |
ПЕВ |
- |
- |
|
-40 |
МБЕГ-
-70 |
ПБВ |
Т |
- |
ПЕВ |
ПЕВ |
- |
- |
Ша |
-45 |
ПБВ |
Т |
- |
- |
ПЕВ |
j |
- |
|
3. СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ
3.1. Виды работ. Работы по ремонту и содержанию деформационных швов входят в состав работ по содержанию, текущему ремонту и среднему ремонту искусственных сооружений. Их подраз» деляют на работы по содержанию моста (содержание швов и профилактические работы) и текущий ремонт (исправление небольших повреждений и ремонт отдельных элементов шва в пределах слоев
одежды мостового полотна). Работы по ремонту отдельных элементов шва в пределах слоев одежды мостового полотна (на участке, составляющем менее 30% от общей длины шва) относятся к содержаний мосте.
При среднем ремонте моста восстанавливают конструкции швов или заменяют их другими. При незначительных объемах восстановительных работ на длине, не превышающей Зи% общей длины швов -работы по восстановлению и замене существующей конструкции шва относятся к текущему ремонту мостов.
Перечень ремонтных работ наиболее распространенных дефектов деформационных швое и прилегающих участков пролетных строений приведен в табл. 3.1.
3.2. Содержание швов. Работы выполняемые для содержания швов в исправности в течение всего года;
а) очистка швов и прилегающих к ним покрытий и зазоров, лотков, концевых участков пролетных строений и опорных площадок от пыли, грязи, снега, сколка льда у тротуаров;
б) текущие, периодические и специальные осмотры швов, проводимые в цроцессе осмотра искусственных сооружений и в сроки, оговоренные соответствующими нормативными документами. В зависимости от вида осмотра его проводят мостовые мастера, главный инженер эксплуатационного подразделения, мостоиспытательные станции или специальные комиссии.
Результаты осмотра с перечислением выявленных дефектов и указанием объема ремонтных работ заносят в книгу искусственных сооружений. Перечень наиболее распространенных дефектов в деформационных швах приведен в табл. 3.1.
3.3. Профилактические работы: предупреждение разрушения швов и исправление мелких повреждений, постоянно возникающих в цроцессе эксплуатации искусственных сооружений, доводимые в течение всего года по мере необходимости.
К указанным работам относятся: а) ликвидация волн и наплывов в покрытии у шва; б) заделка выбоин и просадок в зоне шва;
в) заделка трещин и заливка швов мастикой; г) замена заполнения в швах тротуарных блоков.
3.4. Работы, выполняемые при текущем ремонте моста: а) замена заполнения швов; 6) ремонт покрытия, в том числе заделка
15
трещин, околов и раковин; в)ремонт защитного слоя; г) ремонт гидроизоляции шва; д) восстановление швов в пределах тротуаров.
Работы по текущему ремонту, как и по содержанию, планируют по укрупненным измерителям.
3.5. Средний ремонт моста. При восстановлении конструкций шва одновременно усовершенствуют узлы и детали. Эти работы включают: а) восстановление всех слоев одежды мостового полотна в зоне шва; б) восстановление или замена компенсаторов; в) заделка трещин, сколов и раковин в железобетонной плите проезжей части; г) восстановление или замена окаймления.
При замене швов могут быть применены конструкции:
а) более простые, рассчитанные на меньшие перемещения концов пролетных строений моста (закрытого типа вместо заполненного, заполненного типа вместо стального шва);
б) более сложные, рассчитанные на большие перемещения концов пролетных строений моста (заполненного типа вместо закрытого, швом с резиновым компеноатором К-8 вместо шва с мастичным заполнением) .
3.6. Вид работ устанавливают для каждого конкретного сооружения отдельно путем сравнения существующей конструкции шва с рекомендуемой к применению по табл. 2.1 для соответствующей длины пролетного строения и района расположения данного моста. Выбор мастики для заполнения швов рекомендуется определять по табл. 2.2 в зависимости от длины пролетных строений, типа покрытия и района расположения ремонтируемого моста.
Таблица 3.1
Л
пп |
Вид дефекта |
Причина дефекта |
Вид и метод ремонта |
Периодичность ремонтных
работ |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. |
Швы закрытого типа с непрерывны* |
I а/б покрытием |
Поперечные трещины в покрытии над швом (прямолинейного или криволинейного очертания) |
Растягивающие ус илия, действующие на покрытие при температурных перемеще-"ниях прилетных строений |
Содержание. Заделка трещин битумной мастикои или вяжущими с присыпкой леском |
I раз в год
(весной) |
Поперечные трещины в покрытии над осью шва и параллельно с двух сторон (прямолинейного или криволинейного очертания)
То же.
Неплотное опи-рание металлического компенсатора на основание
Вырубка поцы тия и защитного слоя у шва, подливка цемон тного раствора под компенсатор, зацепление компенсатора, восстаног-ление слоев проезжей части (гидроизоляции, защитного слоя,
ПШфЫТИЯ)
3.
Трещины в понятии произвольного очертания на отдельных участках с просадкой покрытия (участки овальной формы)
Сетка трещин в покрытии в зоне шва
6.
Образование бугров над швом с трещинами
Неудовлетворительное сцепление покрытия с защитным слоем, попадание воды под покрытие со стороны попереч ной трещины
Недостаточное уплотнение асфальтобетона, малая толщина покрытия, дефекта в защитном слое,низкое качество покрытия
Отсутствие сцепления покрытия с защитным слоем, попадание в трещины каменных материалов (развитие дефекта 3)
Недопустимые для данного типа шва перемещения концов пролетных строений
Содержание. Замена покрытия малыми картами, очистка и заливка поперечной трещины
Текущий ремонт. I раз в Замена покры- 4-5 лет тия картами или на всю длину шва, увеличение толщины пшфытия, поверхностный ремонт защитного слоя
Содержание. Замена покры тия малыми картами
Текущий ремонт. Переделка деформационного шва на шов заполненного типа, замена покрытия у шва I
7. Протекание воды через конструкцию шва (снизу компенсатор мокрый, влажная опорная площадка и шкафная стенка)
Разрушение компенсатора, продавливаете в зазор заполнения, обломков асфальтобетона
3_
Неудовлетворительная гидроизоляция
Недостаточное крепление компен сатора и неплотное его опирание на основание, большой зазор между торцами сопрягаемых пролетных строений, отсутствие заполнения в уровне защитного слоя
Текущий ремонт.! Снятие покрытия и защитного слоя, усиление гидроизоляции, восстановление слоев, замена заполнения петли компенсатора
Средний ремонт.I раз в Полное восста- 10 лет новление конструкции шва
ПЬзы закрытого типа с армированным асфальтобетонным
покрытием 1)
Продольные и поперечные трещины в покрытии, образующие сетку (на большей части длины шва)
Недостаточное уплотнение или малая толщина покрытия, отсутствие сцепления слоев покрытия
Текущий ремонт Замена асфальтобетонного покрытия
10.Две параллельные трещины вдоль оси шва (по краям отделяющей прокладки)
Недостаточное армирование (применение сетки с недостаточной прочностью) недостаточная длина
Текущий ремонт. Замена асфальтобетонного покрытия и армирующей сетки
анкерного участке сетки
^Проявляется одновременно с дефектами 2,5 и 7.
^Для швов этого типа характерны также дефекты 1,3,6,7,8.
Мелкие поперечные трещины в покрытии
Растягивающие усилия, действующие на покрытие, применение шва в районах, севернее допускаемых
4
Содержание. Очистка и заливка трещин
Швы заполненного типа в цролетных строениях с __асфальтобетонным покрытием^_
12. Частичный вынос мастики из зазора, загрязнение зазора
13; Разрушение мастики, образование бугров
Трещины в покрытии параллельно зазору с двух сторон
Применение в качестве заполнения недолговечных материалов, старение материала заполнения
Недопустимые для данного типа шва перемещения концов пролетных строений
Неполное опира-ние металлического компенсатора на нижележащий шов
2 раза в год
(весной z осенью)
Текущий ремонт.] Замена заполне-4-ния в уровне покрытия (заливка шва мастикой)
Текущий ремонт. Переделка шва
на шов с бетон-пет ними кромками
Текущий ремонт 1 раз в Вырубка покры- 5-ъ тия защитного слоя и изоляции у шва, заливка цементного раствора под компенсатор и его закрепление либо устройство неметаллического компенсатора, восстановление слоев, заливка шва мастикой
I) Для швов этого типа характерны также дефекты 5,7.
*) Проявляется, как правило, одновременно с потерей герметичности.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Долговечность проезжей части автодорожных мостов и путепроводов во многом зависит от состояния конструкций деформационных швов, своевременного и правильного выполнения ремонтных работ.
Многочисленные обследования эксплуатируемых малых и средних автодорожных железобетонных мостов показывают, что деформационные швы с заполнением мастиками разрушаются через 3-5 лет, а через 1-2 года в них нарушается герметичность. Появление и развитие дефектов в шве не только снижают долговечность проезжей части мостов, но и ухудшают условия движения (плавность, скорость, безопасность).
Оценка состояния конструкций деформационных швов, причины появления дефектов и пути устранения повреждений в существующей нормативно-технической литературе изложены крайне поверхностно. Многие существующие рекомендации по ремонтным работам противоречивы.
Отсутствие единых требований и рекомендаций по содержанию и ремонту деформационных швов приводит к тому, что не своевременно устраняют повреждения. В результате затрачиваются большие средства на капитальный ремонт.
В Гипродорнии разработана и проверена технология ремонта деформационных швое в малых и средних мостах, имеющих пролетные строения длиной до 33 м, установлен объем работ, выполняемый при текущем и среднем ремонтах искусственных сооружений, определены межремонтные сроки. Все эти вопросы нашли отражение в настоящих "Рекомендациях". Соблюдение требований, приведенных в "Рекомендациях", позволит увеличить межремонтные сроки по сравнению с существующими, сократить продолжительность ремонтных работ и затрат на эксплуатацию деформационных швов. Данные "Рекомендации" не применимы для районов со среднесуточной минимальной температурой воздуха до -45°С, что определено характеристиками применяемых при ремонте материалов. Для заполнения швов используют материалы на битумной основе, что делает реальным применение разработанных методов ремонте любыми
Разрушение кромок швов с ооразо-ванием выбоин
16. Продавливаете в зазор компенсатора, заполнения
и каменных материалов
Применение мастики с недопустимо низ кой температу рой размягчения, засорение зазора каменными материалами
Недопустимый зазор в покрытии
Текущий ре- I раз в монт 3-5 лет
Частичная замена мастики, ремонт кромок
Замена пок- I раз в рытия у швов, 4-8 лет замена мастики
Недостаточное крепление компенсатора, применение недолговечного материала для заполнения, большая ширина зазора
Средний ремонт.
Полное восстановление конструкции шва с усилением компенсатора или замена конструкции на соответствую щую рекомендациям (п, 3.5) типа в пролетных строениях
Швы заполненного _______ х .......
с бетонным покрытием (бетонным приливом)
Поверхностные дефекты покрытия (выкрашивание,
1 шелушение,раковины)
Низкое качество материалов, нарушение технологии, неудовлетворительный уход
Обычные методы ремонта цементобетонных покрытий
Недопустимый зазор в покрытии, попадание в зазор каменных материалов
Текущий ремонт. I раз в
Восстановле- 4-6 лет ние бетона с применением полимербе-тонных композиций
I) Для швов этого типа характерны также дефекты 7,12,16.
эксплуатационными организациями Минавтоцора РСФСР. Технологией предусмотрены работы по содержанию и ремонту деформационных швов двух типов - закрытого и заполненного, как наиболее распространенных на существующей сети мостов.
Предназначены для работников дорожно-эксплуатационной службы как практическое руководство по ремонтным работам.
Приведен перечень видов ремонтных работ, конструкции деформационных швов, материалы и механизмы, применяемые для ремонта и содержания швов.
Составлены инж. А.В.Бугуруслановым и канд.техн.наук Л.М.Гохманом (Союзцорнии) под руководством и при участии канд. техн.наук В.И.Шестерикова. В разработке принимала участие инж.
0.В.Николаева (Гипродорнии).
В основу положены результаты исследований авторов, а также данные, полученные в Союзцорнии, ЦНШС и других организациях. При составлении учтены результаты опытных работ, выполненных Гипродорнии в Мосавтодоре, Центрупродоре и Горгидромосте (г.Москва).
Замечания и предложения просим направлять по адресу: 109089, Москва л-89, наб.Мориса Тореза, 34, Гипродорнии,
Зам. директора по научной работе д-р техн.наук
I. ОЫЦИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
IЛ. Настоящие рекомендации могут быть использованы при ремонте и содержании конструкций деформационных швов в железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строениях, эксплуатируемых т автомобильных дорогах РСФСР малых и средних мостов и путепроводов, а также для ремонта швов в больших мостах с пролетными строениями длиной не более 33 м.
1.2. Объем требуемых ремонтных работ по устранению дефектов деформационных швов устанавливают по книгам искусственных сооружений, куда заносят результаты текущих, периодических и специальных осмотров. При планировании работ определяют методы их выполнения и объем требуемых материалов.
1.3. Все ремонтные работы следует вести в сухую погоду при температуре воздуха не ниже штос 5°С.
1.4. Движение автомобилей по отремонтированному участку моста разрешается через 1-3 сут в зависимости от применяемых материалов (но не раньше, чем через 24 ч после заполнения швов). Ремонтные работы выполняют с временным прекращением движения по одной половине проезжей части. При этом ширина полосы движения не должна быть меньше 3 м, а ширина ремонтируемого участка должна превышать половину ширины габарита моста.
1.5. Для заполнения деформационных швов применяют, как правило, резино-битумные (РЕВ), полимерно-битумные (ПЕВ) и битумно-бутилкаучуковые (MEET) мастики, и иногда тиоколовые герметики с различными добавками.
1.6. В деформационных швах закрытого и заполненного типа в основном следует применять мастики, выпускаемые промышленностью или на централизованных производственных базах и поставляемых потребителю в таре с приложением паспорта. Допускается применение мастик, приготовленных в условиях строительного объекта. Однако в каждом случае перед применением требуется проверить свойства этих материалов: относительное удлинение
4
при растяжении» температуры хрупкости я размягчения.
1.7. Для цриготовления мастик на основе битума в условиях строительного объекта следует применять составляющие материалы» отвечающие требованиям действующих нормативно-технических документов. Все материалы, заготовленные для ремонтных работ, долины иметь паспорта, подтверждающие соответствие их ГОСТам и техническим условиям,* указания о времени их изготовления. По истечении гарантийного срока хранения материалов не допускается применять их без проверки по всем показателям.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОНСТРУКЦИЙ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ В МАЛЫХ И СРЕДНИХ МОСТАХ
2.1. В пролетных строениях малых и средних мостов чаще других устраивают деформационные швы закрытого и заполненного типов. Различают две разновидности швов закрытого типа - с армированным и неармированным асфальтобетонным покрытием и три разновидности заполненного типа - с асфальтобетонными и цемен-тобетонннми кромками, с металлическим окаймлением (см.рис.I).
В швах закрытого типа зазор между сопрягаемыми пролетными строениями сверху закрыт асфальтобетонным покрытием проезжей части, уложенным без разрыва. В заполненных швах зазор герметизирован материалом, а покрытие выполнено с разрывом.
2.2. Деформационные швы закрытого типа содержат: металлический (или неметаллический) компенсатор, закрепленный на концах пролетных строений и предназначенный дая удержания заполнения;
гидроизоляционный слой, дополненный полиэтиленовой пленкой, стабилизированной сажей, и заведенный в петлю компенсатора;
уплотнитель зазора в уровне защитного слоя из пенопласта или дерева, предназначенный для предотвращения вдавливания покрытия в зазор;
заполнение в виде мастики или пасты, предназначенное обеспечить герметичность шва;
5
пш
Рис. I. Схемы разновидностей деформационных швов:
а - закрытого типа с непрерывным асфальтобетонным покрытием; б- то хе, с армированным покрытием; в - заполненного типа с мастичным заполнением при асфальтобетонном покрытии; г - то же, с цементобетонным покрытием <£) или бетонным приливом (II); д - то же, с металлическим оквймлением; I - асфальтобетонное покрытие; 2 - защитный слой;
3 - гидроизоляция; 4 - мастика; 5 - компенсатор;
6 - выравнивающий слой; 7 - арматура асфальтобетонного покрытия; В - цемевтооетонное покрытие;
9 - бетонный прилив; 10 - металлическое окаймление; II уплотнитель
армированное или неармированное асфальтобетонное покрытие, уложенное без разрыва.
Деформационные швы заполненного типа содержат: кошеясатор;
гидроизоляционный слой, дополненный полиэтиленовой пленкой;
уплотнитель в уровне защитного слоя (только при асфальтобетонном покрытии); заполнение; окаймление.
2.3. Металлический компенсатор вырезают из латунного листа толщиной 1,5-2,0 мм или оцинкованного железа толщиной 1,0-1,5 мм. Он имеет лотковую форму. В пролетном строении его закрепляют с помощью горизонтальных анкерных полос, соединяемых с продольной арматурой (рис. 2 а).
При реконструкции деформационных швов с асфальтобетонными кромками, в которых расчетные перемещения концов пролетных строений не превышают 15 мм, допускается устраивать неметаллический компенсатор, представляющий собой два слоя гидростеклоизола, склеенных между собой мастикой и приклеенных к выравнивающему слою (рис. 2 б). В случае применения неметаллического компенсатора в уровне защитного слоя устанавливают неизвлекаемый уплотнитель. Допускается оставлять в деформационном шве металлические компенсаторы иной формы и размеров, если они находятся в удовлетворительном состоянии. При этом дополнительно устраивают неметаллический компенсатор.
2.4. Уплотнитель, применяемый в швах закрытого и заполненного типов (см. рис. I a-в), может быть выполнен из доски повышенной влажности или пенопласта. Одновременно он является опалубкой для выравнивающего слоя (рис. 3).
2.5. Окаймление деформационных швов может быть выполнено из уголкового прокатного профиля или стальной полосы (рис. 4). Окаймление омоноличивают в бетонном приливе толщиной не менее 12 см. При меньшей толщине бетона над гидроизоляцией у шва анкере окаймления соединяют с оголенной арматурой плиты пролетного строения и гвдронзолируют (сы.разд. 5).
7
Рис-2. Металлический (э) и неметалличясгий (6) компенсаторы деформационных швон: т-лотковзя часть компенсатора; 2-пол->*) компенсатора; Э-анкарныа пол^гч: Д-армат^рт’* стержень; 5-гилростеклоизолятор; Р-гикроизоляционный слой; 7-полиэтилено-вся планка
8
Рис.З. Сечение уплотнителей для декорационных швов
Рис,4, Сечение окаймлений деформационных швов
1
Здесь и далее под этой величиной подразумевают длину, с которой в шве собираются перемещения.
2
По данным СНиП П-А.6-72.
3
Там же.