Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Методические рекомендации содержат основные положения по определению расчетной себестоимости эксплуатации машин в строительстве, а также обоснования выбора системы показателей, характеризующих эффективность механизации, ее состояние и использование.
Методы калькулирования расчетной себестоимости эксплуатации машин
Анализ использования строительных машин
Приложение 1. Определение расчетной себестоимости строительных машин
Приложение 2. Примеры расчета себестоимости эксплуатации строительных машин
Приложение 3. Средняя продолжительность работы машин в смену в зависимости от коэффициента сменности
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
01.01.1985 | Утвержден | ЦНИИОМТП | |
---|---|---|---|
Разработан | ЦНИИОМТП | ||
Издан | ЦНИИОМТП | 1985 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОССТРОЙ СССР
нейтральный научно-исследовательскип и ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ институт организации МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИОМТП)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАСЧЕТНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН И АНАЛИЗУ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МОСКВА- I'.tKo
УДК 69.002.5:69.003.13 Рекомендовано решением Научно-технического совета ЦНИИОМШ Госстроя СССР. Методические рекомендации по определению расчетной себестоимости эксплуатации машин и анализу их использования в строительстве. М., 1985.104 о.(Госстрой СССР. Центр, науч.-исслед. и проект-но-эксперим. ин-т организации, механизации и техн, помощи ctd-bv ЦНИИОМГП). Методические рекомендации содержат основные положения по определению расчетной себестоимости эксплуатации машин в строительстве, а также обоснования выбора системы показателей, характеризующих эффективность механизации, ее состояние я использование. Приведены основные исходные данные и формулы для расчета показателей себестоимости по статьям затрат. Методические рекомендации могут быть использованы при планировании себестоимости эксплуатации машин в управлениях механизаций и приравненных к ним подразделениях, для определения величины планово-расчетных цен за I маш.-ч работы машин, а также для определения показателей себестоимости при выполнении расчетов сравнительного экономического эффекта. приложениях приведены исходные данные для выполнения расчетов, определение и примеры расчета себестоимости эксплуатации строительных машин. Методические рекомендации подготовлены отделом технико-экономических исследований ЦНИИОМГП Госстроя СССР (Л.И.Бланк, Е.Е.Киев-ская, Л.С.Котова, Т.Г.Краузе, ВЛ.Бобрик, Г.А.Зорина, Р.И.Лешт). © Центральный М 30207-131-85 научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству Госстроя СССР (ЦНИИОМГП). 1985 |
Одним из основных условий совершенствования планирования и хозяйственного расчета в управлениях механизации и приравненных к ним подразделениях является правильное определение плановой себестоимости эксплуатации машин и планово-расчетных цен в соответствии с конкретными условиями их работы. Определяя экономический эффект от внедрения новых методов и средств производства строительных работ, при выборе вариантов механизации работ одним из основных и наиболее трудоемких элементов расчета является определение расчетной себестоимости машино-часа. Применение усредненных величин расчетной себестоимости эксплуатации чядин или сметных цен машино-часа в большинстве случаев искажает результаты расчета экономического эффекта или выбора вариантов механизации работ, поскольку на себестоимость I маш.-ч в значительной степени влияют такие переменные величины, как коэффициент сменности работы машин; расстояние и продолжительность их перебазировки; скорость передвижения; продолжительность работы на одном объекте; фонд рабочего времени, зависящий от климатических и метеорологических условий работы машин; количество звеньев рельсового пути на одном объекте; частота переоборудования машин л др. Кроме того, ряд необходимых исходных данных содержится в ноэматив-ных и литературных источниках, что затрудняет определение расчетной себестоимости эксплуатации машин, а произвольный выбор -тих источников снижает точность расчета. Настоящие методические рекомендации разработаны в цедл.. уксо-щевия и уточнения расчетов, снижения затрат- труда н 'времен, ;з их выполнение. Рекомендации целесообразно также использовать при разработке мшцто-расчетяых цзк за эксплуатацию машин, анализе себестсяксста их эксплуатации по статьям затрат и выявлении резервов уве.ц. :*.ккя прибили в управлениях механизации и приравненных к ним под.л.пилениях . i) настоящей работе приведены исходные данные дет опреде киля величин статей затрат на эксплуатацию наиболее распространенных видов крупных строительных машин. Если эти данные не соответствуют условиям эксплуатации машин в тех шга иных управлениях механизации, обсчет себестоимости по статьям затрат следует выполнять исходя из местных условий. 3 ! Г Т Ь • И i.px “ |
|
|
|
0,7 |
Продолжение табл. I | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0,5 |
23
т |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
28. |
Компрессоры передвижные с | ||||
электроприводом производительностью, м3/мин | |||||
0,25-0,5 |
3/0,555 |
- |
0,8 |
0,9 | |
1-2 |
3/0,555 |
- |
0,8 |
0,6 | |
3-5 |
3/0,555 |
- |
0,8 |
0,6 | |
29. |
То же, с приводом от двигателя внутреннего сгорания производительностью,м3/мин | ||||
5-6 |
4/0,625 |
- |
0,8 |
0,6 | |
7-9 |
4/0,625 |
- |
0,8 |
0,6 | |
30. |
Компрессоры стационарные с электроприводом 3-5 м3/мин |
2/0,493 |
- |
0,8 |
0,6 |
31. |
Компрессорные станции типа УКП-20, УКП-80 |
— |
- |
0,8 |
0,6 |
32. |
Копровые установки (без молота свайного) |
5/0,702 |
2/0,555 |
0,82 |
0,3 |
33. |
Копровые установки дизель-молоты, свайные с ударной | ||||
частью массой, кг | |||||
до 1800 |
6/0,79 |
- |
0,82 |
0,3 | |
2500 |
6/0,79 |
- |
0,82 |
0,3 | |
34. |
Краны автомобильные стреловые грузоподъемностью, т | ||||
4 |
5/0,702 |
- |
0,53 |
0,37 | |
6,3 |
6/0,79 |
- |
0,53 |
0,37 | |
10 |
6/0,79 |
- |
0,74 |
0,3 | |
16 |
6/0,79 |
- |
0,79 |
0,31 | |
35. |
Краны башенные с грузовым моментом, т*м | ||||
до 25 |
5/0,702 |
- |
0,41 |
0,9 | |
60 |
5/0,702 |
- |
0,41 |
0,9 | |
100 |
5/0,702 |
- |
0,41 |
0,9 | |
160 |
5/0,702 |
- |
0,41 |
0,9 | |
250 |
6/0,893 |
- |
0,41 |
0,9 | |
400 |
6/0,893 |
- |
0,41 |
0,9 | |
630 |
6/0,893 |
- |
0,41 |
0,9 | |
1000 |
6/0,955 |
- |
0,41 |
0,9 | |
1400 |
6/0,955 |
- |
0,41 |
0,9 |
24
25 |
г
збТ
37.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
26
?
Краны гусеничные грузоподъемностью, т
10
16
25
40
63
100
и
6/0,79
6/0,79
6/0,79
6/0,79
6/0,893
6/0,955
Краны шевмоколесные стреловые грузоподъемностью, т | |||||||||||||||||
38. |
| ||||||||||||||||
16 25 40 63 100 |
Краны на базе трактооов класса 10 т (T-IOOM,Т-130)
Лебедки электрореверсивные. однобарабанные с тяговым усилием 0,5-1 т
Лебедки фрикционные одноба-рабанные с тяговым усилием и,о-1#2о т
±о же, двухбаоабанные с говым усилием 1,25-5 т
То не, трехбарабанные говым усилием 3-5 т
Лебедки банные с
3-5
8-15
с тя-
монтажные однобара-| тяговым усилием, т|
6/0,79 6/0,835 6/0,835 6/0,955 6/0,955
6/0,79
2/0,493
2/0,493
3/0,555
3/0,555
2/0,493 2/0,493 |
|
Продолже ние табл.1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
27
Продолжение табл,!
Продолжение табл.1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
0,0061 0,0060
0,0981
0,1039
0,074
0,078
0,36 0,36
0,0038 0,0034 0-62,5 0,00?
0,0053 0,0055
0,0094
0,0124
0-62,5
0-62,5
0,48
0,64
0,26
0,26
0,26
0,007
0,0104
0,0069
0,0072
0,0082
0,26
0,26
0,26
0,28
0,28
0,0065
0,0065
0,0071
0,0062
0,0065
0,0004
0,0004
0,0144
0,0259
0-62,5
0-62,5
0,1181
0,1373
0,2025
0,1053
0,1192
0,1331
0,0952
0,1045
0,0007
0,0008
0-75,5
0-75,5
0-75,5
0-75,5
0-75,5
0-75,5
0-72
0-72
0-67,9
0-67,9
0,006 0,008 0,009 0,016 0,089 0,103 0,153 0,079 0,090 0,10 0,068 0,075 0,0005 0,0005 |
|
22,
29
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61
62
63
64
65
30
Растворонасосы производительностью, м3/ч
10 3/0,555
20 3/0,555
40 3/0,555
Растворосмеснтели вместимостью, л
30-65 3/0,555
125-250 3/0,555
4°0 4/0,625
800 4/0,625
1200 4/0,625
Скреперы прицепные с ковшом вместимостью 3-5 мэ, с тракторами класса 3 т (Т-74, Т-75, ДТ-75) 5/0.702
То ие, 8 м3 с тракторами класса 10 т (T-I00M и Т-13015/0,702
То же, 10 и3 с тракторами класса 15 т (Т-180 и Т-180Г)
То же, 15 м" класса 25 т ДЭГ-250М1
Скреперы самоходные с одноосным тягачом
с тракторами (ДЯГ-250 и
МАЗ-529Е
МоАЗ-546
БелАЗ-531
Тракторы пневмоколесные Т-40 и Т-40А
Тракторы "Беларусь" и МАЗ всех модификаций
Тракторы
Т-150, T-I5QK
К-700, K-70I, К-702
факторы гусеничные Т-74,
Тракторы T-I00M, Т-130 и их модификации
6/0,79
6/0,79
6/0,79 6/0.79 6/0,79
4/0,625
4/0,625
4/0,625
5/0,702
5/0,702
5/0,702
0,3
0,2
0,2
0,7
0,7
0,5
0,5
0,4
0,4
0,4
0.4
0.4
0,92
0,92
0,92
0,92
0,8
0,8
0,8
0,8
0,92 |
0,8 |
0,92 |
0,8 |
0,92 |
0,8 |
0,66 |
0,6 |
0,77 |
0,65 |
0,83 |
0,7 |
0,9 |
0.7 |
0,8 |
0,7 |
0,9 |
0.7 |
Продолжение табл.1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
31
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
66. |
Тракторы | ||||
Т-4, Т-4М |
5/0,702 |
- |
0,9 |
0,75 | |
-Т-140, Т-180 и T-I8QT |
6/0,79 |
- |
0,93 |
0,8 | |
ДЭГ-250, ДЭГ-25СМ |
6/0,79 |
- |
0,95 |
0,8 | |
67. |
Транспортеры ленточные, передвижные длиной, м | ||||
5 |
2/0,493 |
- |
0,82 |
0,6 | |
10 |
2/0,493 |
- |
0,82 |
0,6 | |
15 |
2/0,493 |
- |
0,82 |
0,6 | |
68. |
Транспортеры ленточные, звеньевые, длиной, м | ||||
до 40 |
2/0,493 |
- |
0,82 |
0,6 | |
80 |
2/0,493 |
- |
0,82 |
0,6 | |
свыше 200 |
2/0,493 |
- |
0,82 |
0,6 | |
69. |
Транспортеры шнековые, диаметром 300-500 мм. | ||||
длиной, м | |||||
до 8 |
2/0,493 |
- |
0,82 |
0,6 | |
до 16 |
2/0,493 |
- |
0,82 |
0,6 | |
до 32 |
2/0,493 |
- |
0,82 |
0,6 | |
70. |
Трубоочистные машины с | ||||
двигателем мощностью до 29,4 кВт (40 л.с J01I-I4, |
5/0,702 | ||||
0MI-8A |
- |
0,95 |
0,7 | ||
71. |
То же, 47,8-55.2 кВт | ||||
(65-75 л.с.) ОИЛ-Ю, |
5/0,702 | ||||
ОМ-521 |
- |
0,95 |
0,7 | ||
72. |
То же, 73,6-95,7 кВт (100-130 л.с.) ОМ-422 |
6/0,79 |
0,95 |
0,7 | |
73. |
То же, 128,8-147,2 кВт (175-200 л.с.) 0M-I2, |
6/0,79 | |||
0MH-I2I |
- |
0,95 |
0,7 | ||
74. |
ТрубОИЗОЛЯЦИОННЫе мятиин самоходные с двигателем | ||||
мощностью до 29 кВт (40 л.о.) |
5/0,702 |
_ |
0,95 |
0.7 | |
75. |
То же, 55 кВт (75 л.с.) ИМ-1422 н др. |
5/0,702 |
_ |
0,95 |
0,7 |
76. |
Трубоукладчики гусеничные грузоподъемностью, т | ||||
до 6,3 |
5/0,702 |
- |
0,95 |
0,42 | |
10-12,5 |
6/0,79 |
- |
0,95 |
0,42 |
32
Продолжение табл.I | |
S3 S3 |
0,66 |
0,0153 |
0,66 |
0,0169 |
0,40 |
0,0101 |
0,40 |
0,0112 |
33
|
35 |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
90. |
Элеваторы цепные, вертикальные с наибольшей высотой подъема, м 10 |
3/0,555 |
0,7 |
0,9 | |
18 |
3/0,555 |
_ |
0,7 |
0,9 | |
91. |
Элеваторы цепные, наклонные с наибольшей высотой подъема, м 10 |
3/0,555 |
0,7 |
0,9 | |
20 |
3/0,555 |
_ |
0,7 |
0,9 | |
92. |
Элеваторы ленточные, вертикальные, с наибольшей высотой подъема, м 17 |
3/0,555 |
0,7 |
0,9 | |
27 |
3/0,555 |
_ |
0,7 |
0,9 | |
93. |
Электросварочное оборудование - передвижные сварочные агрегаты с двигателем ГАЗ |
4/0,625 |
0,8 |
0,6 | |
ЗИЛ |
4/0,625 |
_ |
0,8 |
0,6 | |
94. |
То же, ЯАЗ мощностью 147,2176,6 кВт (200-400 л.с.) |
4/0,625 |
0,8 |
0,6 | |
95. |
То же, с двигателем мощностью до 55 кВт (75 л.с7) |
4/0,625 |
0,8 |
0,6 | |
96. |
Электросварочные агрегаты постоянного тока ПС-100 |
4/0,625 |
0,8 |
0,6 | |
ПС-300 |
4/0,625 |
_ |
0,8 |
0,6 | |
ПС-500 |
4/0,625 |
- |
0,8 |
0,6 |
Указаны средние коэффициенты сменности работы строительных мяпши сменность работы, то в расчете себестоимости эксплуатации машин ность рабочей смены (данные гр. 16) определяется по формуле
36
0,63
0,63
0,63
0,63
Продолжение табл. 1
0,0077
0,0082
0,0087
0,0086
0,63 0,081 0,63 0,0086
0,48 0,0074 0,48 0,0084
0,48 0,0084 0,48 0,0086
0,48
0,48
0,48
0,0052
0,0054
0,0056
10
0,010 0-62,5 0,0147 0-62,5
0,0160 0-62,5 0,0184 0-62,5
0,0121 0-62,5 0,0197 0-62,5
0,0422 0-62,5 0,0578 0-62,5
0,0609 0-62,5 0,0418 0-62,5
0,0175
0,0207
0,0238
0-62,5
0-62,5
0-62,5
II
0,006
0,009
0,010
0,0115
0,008
0,012
0,026
0,036
0,038
0,026
0,011
0,013
0,015
12
1.17
1.17
1.17
1.17
1.17
1.17
1.25
1.25
1.25
1.25
1.25
1.25
1.25
13
21,8
21,8
0,22 30,0 0,22 30,4
1.2 7,83
1.2 7,83
1.2 7,83
1.2 7,83
1.2 7,83
1.2 7,83
1.45
1.45
7.69
7.69
30.4 1,45
30.4 1,45
27.0
27.0
27.0
1.45
1.45
1.45
7.69
7.69
7.69
7.69
7.69
в 1982 г. Если в конкретной организации планом предусмотрена иная принимается плановый коэффициент сменности, а средняя продолжитель-
37
Поправочные коэффициенты к заработной плате за работу в холодное время года и фонд рабочего времени для строительных тдш
116,2 125,9 138.7 102.7 103.2 146.8 116.5 121,0 152.9 128.2
104.8 145.8 146.9 164,3 144,2 162,8 147.6 139.6 147,8 147,1 146,0 147.7 147.7
МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН Себестоимость эксплуатации машины включает следующие статьи затрат: заработная плата экипажа машины; заработная плата рабочих, выполняющих техническое обслуживание и текущий ремонт машины; ремонтные и эксплуатационные материалы; амортизационные отчисления; содержание рельсовых путей; переоборудование машины; перебазировка машины; устройство временных сооружений, необходимых для нормальной эксплуатации машины (например, рельсовых путей для самоходного башенного крана); накладные расходы. При определении расчетной себестоимости эксплуатации мошта затраты на одну ее перебазировку в себестоимость I маш.-ч включают только в том случае, если величина этих затрат, деленная на среднюю периодичность перебазировок (в маш.-ч), не превышает 10% расчетной себестоимости I маш.-ч. В противном случае затраты на одну перебазировку после добавления к ним накладных расходов калькулируют отдельно . Эго бывает главным образом при определении себестоимости перебазировки башенных, козловых, портальных кранов, шагающих экскаваторов и других громоздких машин, перебазировка которых осуществляется относительно редко, а стоимость монтажа и демонтажа весьма высока. Также отдельно калькулируют себестоимость устройства рельсовых путей для башенных, козловых, портальных кранов и др. При выполнении расчетов экономического эффекта в целях их упрощения затраты на перебазировку в себестоимость I маш.-ч не включают, а учитывают в расчете отдельно. Ниже изложен порядок определения расчетной себестоимости I маш.-ч эксплуатации машин по статьям затрат. (I) тр Заработную плату экипажа машины определяют в соответствии с его численностью и разрядом работы. Нормативный состав экипажа в одну смену определяется по ЕНиР 1969 г. с учетом последующих изменений и дополнений. В случае отсутствия данных ЕНиР численность 4 |
экипажа принимается на основе инструкций по эксплуатации машин, а разряды их работы - по ТКС (тарифно-квалификационному справочнику). При установлении надба&ок к заработной плате в соответствии с постановлением У 87 Совета Министров СССР и В1ДСПС от 24.01.1965 г. в расчет принимаются часовне тарифные ставки, увеличенные на средний размер надбавок. Часовые тарифные ставки в соответствии с установленным разрядом работы принимают по п. 4 Общей части ЕНиР 1969 г. и постановлением Госкомтруда СССР о введения внеразряцных часовых ставок для оплаты труда машинистов, работающих на особо сложных машинах. Для определения суммы заработной платы машинистов часовые тарифные ставки умножают на расчетный состав звена машинистов и, в случае необходимости (тяжелые и вредные условия труда, районы с особыми условиями труда - высокогорные и пр.), на поправочные коэффициенты к тарифным ставкам (п.п. 4 и 5 Общей части ЕНиР 1969 г.). Размер премии определяют в соответствии с действующим положением о премировании машинкстов-повременщиков (в среднем 25% от суммы заработной глатн по тарифу). При выполнений расчета для конкретной строительной организации определяют средний размер премий за базовый период с учетом планируемых организационно-технических мероприятий по улучшению эксплуатации машин. Размер доплаты за работу в ночное время (с 22 до 6 ч) устанавливают умножением суммы часовой заработной платы по тарифу на 1/7 (при восьмичасовой рабочей смене) и на среднее количество часов работы в ночное время, отнесенное к продолжительности эксплуатации машин в течение суток. Заработную плату рабочих.занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом, устанавливают в соответствии с нормативными затратами труда на эти работы, средними часовыми тарифными ставками при их выполнении и средним размером премии. Затраты труда ремонтных рабочих в человеко-часах на I маш.-ч работы машины рассчитывают на основе действующих в строи тельных министерствах и ведомствах нормативных документов по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин по формуле а Т, г. //• г0 0 = L=1. * — , ш Ч |
Продолжение табл. 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
Прадоонш табл. 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХШ. Донецко-Приднепровский район |
|
207.7 221,3 239.7 224,2 215,0 |
НУ. Бхный район | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
167,9
190.1
187.0
188.2
160.0
207,5
187.0
207.3
210.3
204.3
207.0
41
где Т иг- соответственно трудоемкость выполнения каждого ви-технического обслуживания, планового текущего
^^Же^шшнового ?еконта (устранение отказов ма-шшш/i чсл.—ч;
HL - количество технических обслуживании и текущего ое-монта за один ремонтный цикЬГ *екУчег° ре-
£0 - средняя периодичность отказов машины, маш.-ч
гь - количество резновидностей обслуживания и ремонта; ”и, ~ продолжительность ремонтного цикла, маш,-ч.
Если данные о продолжительности ремонтного цикла указаны в моточасах, то величина А^ определяется по формуле
«г
(2)
(2)
где tp - средний ресурс до первого капитального ремонта,
Кг ~ ^эффициенТаперевода мото,1асов в машино-часы (см.
В целях повышения точности расчета для конкретного парка машин управления и треста механизации следует использовать формулу |
J |
г*е ,^ч и," продолжительность первого и второго цикла, маш.-ч;
"i а Н'' - КГ:-етяес?во технических обслчжившшй и ремонтов'-о'
/ , - „ ответственно за первый и второй ремоытнш
У и Н ~ ДОДП_машин данной группы, соответственно не и— . шедших д прошедших первый капитальный ремонт."
В случае отсутствия в нормативных документах указанных данных для какого-либо вида машин можно пользоваться местными норма;®, -.отвержденными в установленном порядке.
Размер премии ремонтным рабочим назначают в соответствии с действующим положением о премировании (в среднем 2С$ от суммы заработной шиты по тарифу). При выполнении расчета для конкретной строительной организации принимают средний размер премии за базо-
6
вый период с учетом планируемых организационно-технических мероприятий по улучшению технической эксплуатации машин.
Среднегодовой поправочный коэффициент на зимние условия труда определяют в соответствии с Приложением 2 к Общей части ЕНиР 1969 г, по формуле
ср 12
где К. - поправочный коэффициент для каждого месяца холодного <- времени года.
Сумму доплат за работу в холодное время года устанавливают путем умножения суммы заработной платы по тарифу на среднегодовой поправочный коэффициент.
Заработную плату ремонтным рабочим на I маш.-ч работы определяют суммированием заработной платы по тарифу, премии и доплаты за работу в холодное время года по данным табл. 2.
Затраты на топливо, смазочные, эксплуатационные материалы и запчасти в организациях, имеющих на своем балансе машины, определяют на основании данных бухгалтерского учета о величине фактических затрат за прошедший год с учетом организационно-технических мероприятий на планируемый год в части экономии материалов и улучшения внутрисменного использования машин.
В тех случаях, когда величину этих фактических затрат на машино-час в базовом периоде установить невозможно, затраты на ремонтные, эксплуатационные материалы и запасные части определяют на основе коэффициентов к сумме основной заработной платы рабочих, за-, нятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом машин (табл.1,
гр. 12).
Затраты на электроэнергию определяют по формуле
где
(5)
Цэ - тариф на электроэнергию, руб./кВт‘ч (Цд = 0,03 руб.); Wj - часовой расход электроэнергии, кВт'ч.
Часовой расход электроэнергии определяют по формуле
W = Z V,. К ■
Э ЭС COL
кВт,
(6)
7
где
ния
/V3(- - номинальная модность I -го электродвигателя, кВт;
^ - количество установленных электродвигателей;
Ксп[- коэффициент спроса L -го электродвигателя (табл.13). Затраты на топливо для техники с двигателем внутреннего сгора-определякт по формуле
При расчета для конкретной организации принимают
планируемое количество машино-часов работы в год на одну среднесписочную машину каждого вида. В остальных случаях количество машино-часов работы в год определяют по формуле
где
т
S3T UTi Wri руд/кг , (7)
Цг1 - цена топлива L -го вида, руб./кг (табл. 12);
мг
где
W; - часовой расход топлива L -го вида на I маш.-ч работы машины, кг/маш.-ч;
т - количество видов топлива.
Значения определяются по формуле
WTL = 1,03 . ПГ3 t/M '9„ кг/маш.-ч, (8)
Ыы - номинальная модность двигателя, л.с. (табл.II,гр.2);
О.и - удельный,расход топлива при номинальной модности, г/л.с.ч (табл. II, гр. 37;
^к ~ коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования двигателя по модности (табл. II);
^оэ^фициеит использования двигателя по мощности |
Затраты на масло для гидросистемы определяются по формуле
$мг = Уг К Цмг Тм РУЙ-/шш--4* О)
где \/г - емкость гидросистемы, дм3;
- объемная масса масла для гидросистемы, кг/дм3 (табл.
Цмг - оптовая цена масла, руб./кг (табл. 12);
Кд - коэффициент доливок масла в гидросистему (принимается
- периодичность смены масла в гидросистеме, маш.-ч. Затраты на смазочные материалы для техники с электроприводом
или техники с приводом от двигателей внутреннего сгорания определяют на основе коэффициентов перехода от затрат на электроэнергию или топливо к затратам на смазочные материалы (табл.1, гр.13).
Амортизационные птчиолр-яия определяют согласно количеству машино-часов работы машины в год, а такие балансовой или расчетной стоимости машин и проценту амортизационных отчислений.
_<р
к 1 к..... + +
*пр *'с м
dn
'МО
маш.-ч,
(10)
где 93 - фонд рабочего времени в днях, определенный по данным климатологических справочников (таол. 2);
К - продолжительность рабочей смены (для 5-дневной недели) ПР в зависимости от коэффициента сменности (табл. I, гр. 16);
Ксм~ коэффициент сменности (табл. I, гр. 15);
Ъа - затраты рабочего времени на выполнение технического р обслуживания и ремонта (табл. I, гр. 8), дж/маш.-ч;
dn _ отношение затрат рабочего времени на одну пвребазиров
Z ку в днях к продолжительности работы машины на одном м0 объекте в машино-часах (табл. 3). При переездах строительных машин, смонтированных на шасси автомобиля, до 30 км в одну сторону эти затраты не учитываются.
Затраты рабочего времени на техническое обслуживание и ремонты мятнии в днях Фр, приходящиеся на I маш.-ч, определяют на основе действующих в строительных министерствах и ведомствах нормативных документов по организации технического обслуживания н ре
монтов строительных машин по формуле
Z
9)л = —
Б. И.
где
Б:
Ащ t0
(И)
- нормативная продолжительность выполнения технических обслуживании и ремонтов, дв (время на доставку машины в ремонт и его ожидание принимается эа 10 дней для те-куцего и 20 дней для капитального ремонта);
Б - продолжительность ликвидации одного отказа машины (по
Для трестов и управлений механизации продолжительность технического обслуживания и ремонта машин (планового и непланового) в днях следует определять по формуле (3), в которой т. заменяется на _ нормативной продолжительностью выполнения технических об-служиваний и ремонтов.
9
Ляя получения средней величины ©^на кладут группу ишт те зультатн расчетов, выполненных по формуле (3), следует ежегодно усреднять с учетом изменения доли малин различных типоразмеров входящих в одну группу. «еров, При внедрении организационно-технических мероприятий ойес С°КРаЧеШ1е «“^ьности нахоаден^ те^- ческом обслуживании и текущем ремонте без снижения их качества око^ектиоо^ТеЛЬН°СТИ Пре<5ывания ыатш в Ремонте необходимо * скорректировать и соответственно внести изменения в расчет вели чины на следующий год. расчет вели- ДО<=.«»*Г с да изготовителя (Кб«1,12 - для машин, перебазируемых н тированном состоянии; для остальных машин кД 09) о -HoSZ" "°И,3““,Ш“ ; соответсгаад орюм акортжмшомад отчадюим яо осноадш «садам навоадо п ”:1Г отр' »—— • I «XКоэффициент сменности работы машины определяется в за™ по вГ2ТНЫХ УСЛ0ВИЙ Раб0ТЫ В *авдов стР°ите-'!ьной орга-~ —адя ВДИМ.'Ч. —“1 p,te” ует*- вии На С0ДертаНИе псовых путей определим в ооответст вин с затратами труда на их устройство, стоимостью матеоимьн^ ресурсов и периодичностью ремонта. материальных ным <m?Z™mZtPllaJL0B И П6РИ0ДИЧН0СТЬ ремон^ принимают по дан-^отрУ^ =0 устройству, эксплуатации и переб^ издат. 1^0)!°ВЫХ ***** строительных башенных кранов" (М.; СтРой- Затраты труда на заработную плату устанавливают по ЕНиР. В °ТСуТСТВИЯ в ЕНиР соответствующих норм и расценок можно ис-пользовать ведомственные или местные нормы. Для конкретной органи-ции затраты на материалы определяют по фактическим затратам за ба!лГ ПеРИ0Д‘ ПрИ ЭT0*', как' правило* учитывается только расход алласта и износ элементов верхнего строения цути 3fPaT на -^одержание рельсовых т7е* производят по Ш |
Затраты на переоборудование машин - замену рабочего оборудования универсальных машин, подращивание башен кранов, перестановку самоподъемных кранов с одного горизонта на другой и пр. -включают заработную плату рабочих, стоимость расходуемых материалов и эксплуатации вспомогательных машин. Заработную плату определяют по ЕНиР. В случае отсутствия в них соответствующих норм и расценок можно использовать ведомственные или местные нормы. В затратах на материалы, необходимые для переоборудования машины, учитывают расход канатов, деревянных подкладок, шпал, а также амортизацию полиспастов, инвентарных козел и прочего инвентаря. Стоимость эксплуатации кранов, лебедок и других вспомогательных машин, необходимых при переоборудовании, устанавливают на основании нормативных затрат времени и стоимости машино-часов соответствующей машины. Расчет затрат на переоборудование определяют по данным т абл. 5. Накладные расходы на I маш.-ч эксплуатации машины при выполнении расчетов для конкретной строительной организации получают в соответствии со сметой накладных расходов, отнесенной к годовой программе работ (в прямых затратах). Во всех остальных случаях -умножением суммы заработной платы рабочхх на 0,3 ж суммы всех остальных затрат на 0,1. Калькулирование затрат на перебазировку «мчит зависит от степени мобильности машин и способов их перемещения. Последние можно разделить на три группы: перемещение своим ходом, перевозка машин без разборки (или с частичной разборкой) в кузове автомобиля, на большегрузном пржцепе-тяжеловозе и на буксире автомобиля; перевозка машин в демонтированном состоянии (узлами, монтажными элементами). Первыми двумя способами перебазируются строительные машины: на шасси автомобиля; яа шасси пневмоколесного трактора или специальном пневмоколесном шасси, которые: могут перемещаться со скоростью 20 км/ч и более. На основании "Правил дорожного движения", введенных в действие с I июня 1980 г. об ограниченности скорости для автокранов в населенных пунктах и вне их до 50 км/ч, принято, что средняя техническая скорость для автокранов грузоподъемностью до 10 т соота- II |
вжт 23 км/ч, а грузоподъемностью свыше 10 т - 21 км/ч.
Строительные машины на пневмоколесном шасси при транспортной скорости менее 20 км/ч, а также в крупных городах с интенсивным уличным движением перебазируют на расстояние более 5 км только на буксире автомобиля, а в остальных случаях - своим ходом.
Строительные машины на гусеничном или специальном шасси перебазируют на расстояние более 5 км, а также в крупных городах только на большегрузных прицепах (реже в кузове автомобиля), а в остальных случаях - своим ходом!
Затраты на перебазировку машин своим ходом калькулируют следующим образом.
Средни) скорость передвижения (табл. 6) определяют, умножая максимальную скорость машины на коэффициент, учитывающий переход от максимальной к средней скорости передвижения, а также затраты времени на подготовку к переезду на новый объект и приведение ее в рабочее состояние.
Этот коэффициент составляет для машин на пневмоколесном ходу-0,2; на гусеничном ходу - 0,15.
Расстояние перегона определяют как среднюю величину по тгяшпм учета перебазировок за прошедший год, а при расчете для конкретного объекта - по фактическим или проектным данным.
Для определения затрат времени на переезд в машино-часах расстояние делят на среднюю скорость передвижения.
Максимальная скорость определяется по нормативно-технической документации.
Заработную плату машинистов и ремонтных рабочих определяют, умножая продолжительность перебазировки в машино-часах на величину их заработной платы за I маш.-ч.
Остальные прямые затраты на перебазировку получают путем умножения их величины на продолжительность перебазировки в машино-чаоах.
Накладные расходы на перебазировку принимают в конкретной строительной организации по смете накладных расходов, отнесенной к годовой программе работ (в прямых затратах); во всех остальных случаях умножением суммы заработной платы машинистов и ремонтных рабочих за одну перебазировку машины на 0,3, а суммы остальных статей затрат - на 0,1.
12
Затраты на перебазировку машин, перевозимых без разборки (или с частичной разборкой) в кузове автомобиля, на буксире или прнце-пе-тяжеловозе (табл. 7), определяют следующим образом.
Расстояние перевозки и среднюю скорость передвижения определя-ют так же, как и в первом случае. Коэффициент, учитывающий снижение максимальной скорости, принимают равным при перевозке на буксире 0,25, а при перевозке на прицепе-тяжеловозе или в кузове автомашины - 0,15.
Затраты времени на погрузку машины на прицеп-тяжеловоз или в кузов автомашины и ее разгрузку определяют путем деления нормы вре мени, необходимой для выполнения этой работы, на количество такелажников в звене.
Общее время работы тягача В0 равно х 2
во =
' ср
\
пр
(12)
где Л - расстояние перевозки строительной машины, км;
у ср _ средняя скорость движения тягача, км/ч;
- время на погрузку и разгрузку машины, ч.
Затраты времени на демонтаж и монтаж определяют так же, как и затраты времени на погрузку и разгрузку машины.
При выполнении расчета для конкретной организации затраты времени на ожидание автотранспорта принимают в зависимости от состояния дорог, связи и пр. В остальных случаях в расчет принимается 2
Затраты труда экипажа машины получают делением расстояния перевозки на среднюю скорость передвижения плюс затраты времени на погрузку и разгрузку, демонтаж, монтаж и ожидание автотранспорта. Сумму этих затрат времени умножают на количество членов экипажа (в одну смену). Заработную плату экипажа определяют, умножая полученную величину на сумму часовой оплаты этого экипажа.
Затраты труда такелажников устанавливают умножением общего времени работы тягача на количество такелажников (по нормативному составу звена). Заработную плату определяют, умножая затраты труда на тарифную ставку среднего разряда работы.
13
Стоимость эксплуатации тягача Зэт равна
Зэт йо * Ча + 2<^ср • Дд) Кц руб.,
(13)
где 1^ _ цена I авто-ч (табл. Ю), руб.;
Цц - размер доплаты за пробег (табл. Ю), РУб.;
ЗМРаТ ВРеМ6НИ При ДеМ0НТаж и м°нта*Гп“ебази,
Накладные расходы определяют так же как и тт™ машины своим ходом. ’ КаК И ^ пеРебазировке
Затраты на перебазировку машин, перевозимых тч™ы» i " опрадедягт , следа», »ряц^ УМ“*
»п 1,0 “Р* °тсгтст-
— - Г ™7-Г‘е”ете "" ■
- >^Z .^Гее~Гк TJ7* ^W™"
*ei™“ 0 2 « 0»,е, «да sgjp
К
ср
Z KL ~ 1
" Т2-
+1.
(14)
Г18 к ‘ ' яж-авзуияк jbbtsi,*-
да дадаГ^Го””?''*^ "«*“
14
иашин, принимается в соответствии с утвержденной технологией их перебазировки.
Стоимость I маш.-ч каждой вспомогательной машины определяют расчетом.
Затраты времени вспомогательных машин на монтаж, демонтаж и перевозку данной строительной машины принимают по утвержденной технологии ее перебазировки.
Стоимость эксплуатации вспомогательных машин, участвующих в монтаже, демонтаже и перевозке, получают умножением стоимости I маш.-ч каждой машины на продолжительность ее работы при перебазировке строительной машины, и затем результаты суммируют.
Затраты на амортизацию монтажного оборудования и приспособлений определяют по каждой марке строительных машин или по группе однотипных машин, при перебазировке которых применяется один и тот же комплект оборудования и приспособлений ^канатов, полиспастов, лебедок, якорных рам, якорных балластов, козел и пр.).
Количество приспособлений или единиц оборудования принимают в соответствии с утвержденной технологией перебазировки. Стоимость каждого приспособления и оборудования определяют по прейскурантам оптовых цен или балансовой стоимости. Умножая эти величины, получают стоимость каждого вида приспособлений или оборудования.
Амортизационный срок зависит от количества перебазировок, которые могут быть выполнены с помощью данного приспособления (.оборудования) до его износа или непригодности (по техническим условиям) .
При отсутствии нормативных или фактических данных срок службы приспособлений устанавливают по аналогии с имеющимися нормами (но не менее 2 лет). При этом определяют количество пеоебазировок, которые будут выполнены при помощи такого приспособления за весь срок его службы.
Амортизационные отчисления на одну перебазировку получают делением стоимости каждого вида приспособления и оборудования на ра-: гетное число перебазировок за срок их службы.
Затраты на материалы определяют (в случае необходимости) по алькуляции. Исходными данными для ее составления служат нормы расхода материалов на одну перебазировку, утвержденные в установленном порядке.
15
Затраты на автотранспорт, необходимый для перевозки узлов (монтажных элементов) данной строительной машины зависят от числа рейсов в соответствии с технологией перебазировки и стоимостью каждого рейса, которую определяют так же, как и при перевозке строительных машин на большегрузном прицепе (прицепе-тякеловозе). Так не определяют и сумму накладных расходов) Величина прямых затрат на перебазировку машин, перевозимых узлами (монтажными элементами) в демонтированном состоянии определяется суммированием затрат на заработную плату монтажников,эксплуатацию вспомогательных машин и автотранспорта, а также амортизацию вспомогательного оборудования. Затраты на монтаж и демонтаж на I т массы машины приведены в табл. 8. Затраты на устройство, разборку и перевозку одного звена рель*-совых путей состоят из заработной штаты рабочих, затрат на эксплуатацию вспомогательных машин и автотранспорт, затрат на материалы и определяются в следующем порядке. Заработную плату рабочих принимают по ЕНиР. В тех случаях, когда в сборнике ЕНиР нет соответствующих расценок, можно пользоваться ведомственными или местными нормами. Поправочные коэффициенты на условия труда в холодное время года применяют так же, как и при определении заработной штаты монтажников при перебазировке машин. Затраты на эксплуатацию вспомогательных машин (автокраны, компрессоры для рыхления мерзлого грунта в зимнее время, сварочные агрегаты для устройства заземления) устанавливают так же, как и при перебазировке машин, перевозимых в демонтированном виде. Для вспомогательных машин, применяемых только в холодное время года, в расчет вводят коэффициент усреднения, который равен отношению’ числа месяцев в холодное время к числу месяцев в году. Затраты на материалы принимают в соответствии с их номенклатурой. количеством единиц каждого вида и прейскурантными ценами. Учитывают процент износа этих материалов. Затраты на автотранспорт зависят от веса верхнего строения пути, прейскурантной стоимости I т/км и расстояния перевозки. Накладные расходы определяют так же, как и при перебазировке машин. опредЙот?ТпоН?а^!Р9!СТВ°’ разборку и ^Рввозку рельсовых путей 16 |
пояснения к табл. I В таблице (граф* 2) ^едеН*Н^да"а- в Тарифно-квалификационномсправо строительных машин". мэшя »— — детализация н^еН°В“, п”а п0 указанным рекомендациям. ковша и ДР- Родственной надобности (например, когда экска- В случае производствен оаботают на значительном С Г"“ейТ,™»«я/п;ш»а.гь . расчет S.P.P.TKJ» удалении тех машин, которые в графе 3 не указаны, П0М!Тв^У^ТаГ^я по-о,дников машинистов проводится на .^^Гп.’.рГеГ. «ост. — граф» ■* 6)- . „ 9 определены на орнрнанш -Рекоиещашй по op JSX «сто -W™» ■ - ШИН"" зарплата ре— Е*»»™ - ~ —1да4* Коэффициенты »■(•< па топ- стоимости запасных част раФ® (ГОя4а 13) приняты в соот- — - *— « и рационализаторски* пре«л»«- ний" (М., 1978 ). „.„„„„я* (рпайа 14) даны на основе ЕМКО» ашртиэаци.инк ^ „.рт.аациотаых введенных в действие с I января 1975 года пор н отделений п. основан» фон» «арсДН.™ «■" №СР • 17 |
А
пп
I
4.
18
Исходные для выполнения расчетов по определению
Таблица I
Наименование
машин
Разряды работ Тчислитель) и часовая ставка машинистов (знаменатель)
Количе ство человек (числитель)и тарифная ставка помощника машиниста
(знаме
натель)
Коэффициент использования двигателя
данные
себестоимости
эксплуатации строительных машин
Автогрейдеры, л.с. до 120 свыше 120
ностьюГРуЗЧИКЖ гРУ30П°Д,ьем-до 2
3- 5
свыше 5 Асфальтоукладчики самоходные
дасти“2^ч Производитель-
1-3
4- 6
Бетоносмесители передвижные вместимостью, л
до 165
330
500
5/0,702
6/0,79
4/0,625 4/0,625 4/0,625 5/0,702
4/0,625
4/0,625
3/0,555
3/0,555
4/0,625
по по вре- мощ-мени ности
да
Коэффициент
перехода от
мото-ч
к
^аш.-ч
Кдвх
кдм)
-Цродол-
житель-
ность
ремонта
на
I маш.-ч работы
(??=
дн.маш
маШгЧ
трудо-емкость выполнения ТО и ТР чел г ч
ОрёДНйя|Уар
tp >'
р
маш.-ч
0,9 |
0,5 | |
0,9 |
0,5 | |
- |
0,7 |
0,37 |
- |
0,7 |
0,4 |
- |
0,75 |
0,4 |
0,78 |
0,46 | |
- |
0,6 |
0,5 |
““ |
0,6 |
0,5 |
— |
0,6 |
0,5 |
- |
0,6 |
0,5 |
- |
0,6 |
0,5 |
0,45
0,45
0,26
0,28
0,3
0,36
0,3
0,3
0,3
0,3
0,3
0,0104
0,0127
0,0041
0,0045
0,0054
0,0085
0,0058
0,0060
0,0038
0,0039
0,0043
тарифная ставка ремонтных рабочих, руб.-коп.
плата ремонтным рабочим за I маш*-ч рабо ты, РУб.
коэф-
фици-
ент
пере
хода
от
зарплаты ремонтным рабочим к затратам на за пас-ные части
Ко эф-fiop— фици-мы ент амор-пере-ч?иза-хода Пион-от Вых зат- от-рат члена ле-топ- нрй, либо % или эл. энергию к
-зат
ратам
на
сма
зоч
ные
мате
риалы
^оэф-
Ьици-
SHT
смен-
Про-долин-тель-ность смены в зависимости от величины
коэф
фици
ента
смен
ности,
ч
10
II
12
0,1795 0,2165 0,0343 0,0525 0,0801 0,1902 0,0103 0,0140 0,0073 0,0092 0,0126 |
|
0,19 0,19 0,2 25,6 0,2 25,6 0,2 25,6 19,0 19,0 |
13 14 15 16
18,1 13, б!
1.15
1.15
1.3
1.3
1.3
1.3
0,15
1.3
1.3
1,62
1,62
1,62
7.87
7.87
7.77
7.77
7.77
7.77
7.77
7.77
7.62
7.62
7.62 19