МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ШЛАКОСИЛИКАТНОГО СОСТАВА ДЛЯ РАЗМЕТКИ ПОКРЫТИЙ АВТОДОРОГ
Москва, 1990
министерство Азтомокагш:: дорог гс^ср
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИГОТОВЛЕНИИ И ПРИМЕНЕНИЙ ШЛАКО-СИЛИКАТНОГО СОСТАВА лля РАЗМЕТКИ ПОКРЫТИИ АВТОДОРОГ
УДл о25.746.533.35
ПР^ДЛСЛОЬ>Ь
Настоящие "Рекомендации по приготовлению и применению шлако-силикатного состава для разметки покрытии автодорог" разраоотаны ДАЛ при оАСЛ на основе результатов лабораторных исследовании и опытно-производственной проэерки способа.
Приведенные в "Рекомендациях" составы на шлако-силикатьои основе включают шлаковые компоненты (транслированный доменнчй и гранулированный феррохромовый), стекло жидкое, плав соды калъционированной и воду, а также при желании напонитечь -мелкий светлый песок. Сказанные компоненты являются дешевым и недефицитными, учитывая фактически неоольшои расход состава при разметке покрытий дорог. Стоимость 1 км разметочной линии при использовании шлало-силикiTHoro состава не превышает 7,5 р., что на много ниже стоимости разметочной линии при использовании эмали оП-Р1 (32,5 р.).
1. ОШЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие "Рекомендации'’ излагают основные положения приготовления и применения для разметки дорожных покрытий шлакосиликатных составов.
1.2. Применение разметочього материала на основе шлакощелочного вяжущего позволит снизить острую . ехватку маркировочных материалов в дорожном хозяйстве страны и увеличить срок службы разметочных линий на проезжей части автомобильных дорог по сравнению с маркировочными линиями из широко применяемых сейчас органических и силикатных красок.
1.3. Введение в состав разметочного материала шлако-щелочного вяжущего замедляет процесс разрушения маркировочных линий под воздействием погодных факторов, механического воздействия колес автомобилей, а также исключает необходимость использования дорогостояшего компонента других разметочных материалов -двуокиси титана.
г. ИСХОДНОЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
2.1. Исходными материалами для приготовления шлако-силикатного состава являются.
плав соды кальцинированной, соответствующий ТУ 6-u3-47^-8d ; жидкое стекло» удовлетворяющее требованиям ГОСТ 13076-81 ; тонкомолотый гранулированный феррохромовыи шлак по МТУ 1411-64 ,
гранулированный доменный шлак ; вода.
При необходимости в состав разметочного материала может включаться наполнитель - песок природный, белого цвета или песок гранитный, мраморный с наибольшей крупностью зерен до 0,313 мм.
2.2. Расход компонентов настолько незначителен (суммарно 12-15 кг на 1 км разметочной линии), что их получение не вызовет затруднений. Шлаковые компоненты в таком количестве абсолютно недефицитны. Тонкомолотый гранулированным феррохромовый шлак в качестве отхода производства образуется, в частности,
на Челябинском металлургическом комбинате. Доменный гранулированный шлак» в частности, на Новолипецком металлургическом 4
комбинате.
жидкое стекло изготовляют на основе природного сульфата натрия на заводах, входящих в управления местной промышленности.
Ь качестве щелочного компонента можно использовать плав соды кальцинированной, образующийся на ПО"Азот" в г.|Декино Тульской области (отход производства капролактама).
1аким образом, эти два компонента также абсолютно недефицитны .
с.>. Гак как сроки схватывания разработанных составов разметочногс материала на основе илако-щелочного вяжущего небольшие, то это обстоятельство заставляет сделать вывод о целесообразности Приготовления материала на месте работ в емкостях с перемешивающим устройством. Производство разметочного материала ведут небольшими порциями с тем, чтобы маркировочная машина успевала выработать весь материал до ьачала схватывания загруженной в ее буйкер массы, Учитывая малый расход разметочного материала, его приготовление можно легко выполнить вручную.
2.4. Перед приготовлением шлако-силикатного состава шлаковые компоненты подвергают помолу в шаровой мельнице. Тонкость помола шлаков должна удовлетворять следующим требованиям:
остаток на сите с размером ячеек 0,071 мм не более 10 % уаельная поверхность не менее 2700 см^/г
2.5. Приготовление разметочного материала ведут в следующей последовательности:
а) готовят сухую минеральную составляющую, которая приготовлена заблаговременно, затарена в бумажные храфт-мешки и хранится в условиях, исключающих попадание влаги. Срок хранения - аналогично сроку хранения цемента. Сухая минеральная составляющая должна быть такого состава, масс %
шлак феррохромовый 64-80
шлак доменный гранулированный 20-21
песок кварцевый гранитный 0-15
б) готовят 6 £-ный раствор содощелочного плава, растворяя
его в воде (на I массовую долю содощелочного плава 15,7 массовых долей воды). Приготовленный раствор хранят в щелочестойких
5
емкостях (стекло, пластмассы, керамика).
в) в емкость, оборудованную мешалкой с ручным приводом, заливают жидкое стекло в количестве, требуемом для приготовления одной партии шлако-силикатного состава (рис. 2.0.
Расход жидкого стекла, % на 100 % ШСС масс Рис. 1Л
г) в эту же емкость заливают воду в количестве, определяемом по зависимости.
где - количество воды, масс. % от массы жидкого
стекла, отдозированного ранее ,
JLc - плотность жидкого стекла, г/см^ определенное ареометром или пикнометрическим методом.
Затем в эту же емкость приливают раствор содощелочного плава, расход которого составляет i/Ь дол» от массы всего жидкого компонента (жидкое стекло, вода, раствор содощелочного плава). Андкик компонент перемешивается мешалкой в течение 1-2 миь до получения однородной консистенции.
6
д) в емкость подают сухую минеральную составляющую, масса которой в 1,5 раза превышает массу приготовленной жидкой составляющей и состав окончательно перемешивают в течение 3-5 мин.
белый, с серым оттенком
не менее 15 с
не более 150 г/м^ не более 40 мин 1.8-С,:*
d.c. Шлако-силикатный состав, готовый к применению, должен быть однородным, не содержать посторонних включений и примесей, и удовлетворять следующим показателям: цвет
вязкость по воронке В5-4 при со °С
укрывистость в пересчете на сухую пленку время высыхания при 16-20 °С коэффициент истираемости
2.7. Приготовленный ШСС через сито загружают в бак разметочной машины. Приготовленный шлако-силикатныи состав должен быть использован в течение 1,5- 2,0 ч с момента приготовления.
Пример
3
Используется жидкое стекло с J3 * 1,30 г/'см . Готовят 3U кг ШСС (из расчета использования его в течение 2 ч). В емкость загружают 20 % жидкого стекла (см.рис.2.1) или 6 кг,
доливают воду щ -/L*Lr_kIL - 0,2) -100 = 80 % от массы
v 0,15
жидкого стекла, т.е. 4,8 кг и 1,2 кг 6 1-ного раствора содощелочного плава (30 * 4 : 10 - (6 + 4,8)* 1,2).
3. ТЕХНОЛОГИЯ НАНЕСЕНИЯ РАЗМЕТОЧНОЙ ЛИНИИ НА ПОКРЬТИЕ
3.1. Разметку следует производить при сухой или влажной (не мокрой) погоде и температуре воздуха не ниже + 5°С.
3.2. Для разметки используют разметочные машины (марки ДЭ-2, ДЭ-3 и др.) или краскопульт.
3.3. Перед заправкой машины крскопульт, баки и шланги следует тщательно промыть водой, проверить исправность и надежность крепления шлангов.
Проезжую часть размечают в один слой. Расход ШСС 200-- 250 г/м2.
7
3.4. Разметочная машина должна двигаться вдоль намеченной мелом линии.
3.5. После разового использования бачка разметочной машины краскопульт, шланги и бачок тщательно промывают водой.
З.ь. Применение данного разметочного материала рекомендуется на дорогах местного значения (Ш техническая категория и ниже).
4. ЭКОНОМИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ШЛАКО-СИЛИКАТНОГО СОСТАВА ДЛЯ РАЗМЕТКИ
покрути;: автомобильных дорог
4Л. Эффективность ШСС определяется его низкой себестоимостью, возможностью применения традиционного разметочного оборудования и упрощением технологии (не пожаровзрывооласен).
4.2. На производство I т ШСС расходуется, феррохромового и доменного гранулированного шлака - 0,6 т
по цене 6,5 р за 1 т (принято для шлака гранулированного тонкомолотого по СНиП а.У-4-82 ССРСЦ чЛУ) ;
жидкое стекло - 0,2 т по цене 74,5 р. за I т (СНиП 1У-4-62 ССРСЦ, чЛ) ;
содовый компонент - 0,005 т по цене 40 р за 1 т.
Таким образом, 1 т ШСС стоит.
(0,6x6,50 + 0,2x74,50 + 0,005x40,0)хХ,2- 22,8 р. где 1,2 - коэффициент, учитывающий стоимость приготовления ШСС,
4.3. За эталон была принята эмаль Э11-51. Расход ШСС на 1 км автомобильной дороги составляет 12,5 кг, расход эмали ЭП-Ы - такой же (СНиП 1У-2-82, ССРСЦ ч.1У, при ширине разметочной линии 0,1 м и соотношении штриха и промежутка 1:1).
|
Показатели |
Шлако-сили- : катный : состав |
ЭП-51 |
|
1 4 |
Э |
3 |
1. Расход на |
I км, кг |
12,5 |
12.5 |
2. Стоимость |
материала на 1 км дороги, р. |
0.3 |
25,6 |
2
3 |
3. Затраты труда на I км дорАи, чел.-ч |
3,25 |
3,25 |
4. Маркировочная машина, м.-ч |
0,88 |
0,88 |
5. Стоимость использования маркировочной машины при нанеоении разметочной |
линии на I км дороги, р. |
5,84 |
5,84 |
6. Приведенная стоимость, р. |
7,5 |
32.5 |
7. Объем разметки покрытия, км |
1000,0 |
1000,0 |
8. Экономия затрат при разметке |
1000 км, тыс.р. |
25,0 |
- |
|
Годовой экономический эффект от применения составов разметочного материала с использованием местных материалов и отходов промышленности может составить:
Э* (32*5- 7,5) х 1000* 25000 (двадцать пять тысяч) р.