Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

119 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство составлено к главам СНиП II-15-74 и II-91-77 и содержит основные положения по расчету и конструированию подпорных стен из монолитного и сборного железобетона с примерами расчета и необходимыми табличными значениями коэффициентов, облегчающих расчет, а также рекомендации по расчету стен подвалов промышленных и гражданских зданий.

  Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Материалы для подпорных стен

3. Типы подпорных стен

4. Внешние нагрузки и их воздействия

5. Определение активного давления грунта

6. Расчет подпорных стен

Расчет устойчивости положения стены против сдвига

Расчет устойчивости основания под подошвой стены

Расчет прочности скального основания

Расчет оснований по деформациям

Определение усилий в элементах конструкций

7. Конструктивные указания

Назначение предварительных размеров подпорных стен

Глубина заложения подошв подпорных стен и подготовка основания

Температурно-осадочные швы

Обратная засыпка

Дренаж, гидроизоляция, антикоррозионная защита

Расположение и габариты приближения

Армирование подпорных стен

8. Наружные стены подвалов

9. Учет сейсмического воздействия

Приложение 1. Примеры расчета подпорных стен

Пример 1. Расчет массивной подпорной стены

Пример 2. Расчет уголковой подпорной стены консольного типа

Пример 3. Расчет сборной железобетонной уголковой подпорной стены с анкерными тягами

Пример 4. Расчет уголковой подпорной стены с контрфорсами

Пример 5. Определение усилий в элементах щелевого паза

Пример 6. Определение эквивалентных нагрузок от подвижного транспорта

Приложение 2. Примеры расчета стен подвалов

Пример 7. Расчет массивной стены подвала постоянной толщины

Пример 8. Расчет тонкостенной железобетонной стены подвала переменной толщины

Пример 9. Расчет общей устойчивости стены подвала против сдвига по круглоцилиндрическим поверхностям

Приложение 3. Таблицы значений коэффициентов ?r

Приложение 4. Таблицы значений коэффициентов k

Приложение 5. Таблица значений тригонометрических функций

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИПром з Дания Госстроя СССР

Руководство

по проектированию подпорных стен и стен подвалов для промышленного и гражданского строительства

Москва 1984

центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений

(ЦНИИПРОМЗДАНИЙ) ГОССТРОЯ СССР

РУКОВОДСТВО

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПОДПОРНЫХ СТЕН И СТЕН ПОДВАЛОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1984

Рис. 6. График для определения интенсивности эквивалентной нормативной равномерно распределенной полосовой нагрузки от автодорожного транспорта при движении его вдоль подпорной стены

Таблица 2

Коэффициент

Нагрузки

надежности по нагрузке

Постоянные

Собственный вес конструкции Вес грунта в природном залегании Вес уплотненного грунта засыпки Вес дорожного покрытия проезжей части и тротуаров

Вес полотна железнодорожных путей на балласте

Временные

М (0,9)

1.1    (0,9)

1.1    (0,9) 1,5 (0,9)

1,3 (0,9)

Нагрузка от подвижного состава железных дорог

1,3

От колесной нагрузки в виде НК-80

1,1

От колонн автомобилей в виде нагрузки Н-30

1,4

Нагрузка от оборудования, складируемого материала, внутрицехового транспорта и равномерно распределенная нагрузка на территории

1,2

Примечание. Значения коэффициентов, указанные в скобках, принимаются при расчете конструкций на устойчивость положения, когда уменьшение постоянной нагрузки может ухудшить условия ра< боты конструкции.

10

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ ГРУНТА


Рис. 7. Схема к определению активного давления грунта

а — несвязного; 6 — связного


5.1, В случае когда поверхность грунта ограничена плоскостью и на призме обрушения отсутствует внешняя нагрузка, горизонтальная Or и вертикальная оп составляющие интенсивности активного давления несвязного грунта па глубине Н (рис 7, а) определяются,

исходя из предположения об образовании прямолинейной поверхности скольжения в призме обрушения, по формулам:

ог ~ у//Аг;    (3)

0B = artg(e+S),    (4)

где — коэффициент горизонтальной составляющей активного давления грунта;

11

“Кг —

cos (ф — е)__

cos е 1 +

/sin (<р + б) sin (ф — р) cos (е -f- б) cos (е — р)

Ф— угол внутреннего трения грунта, определяется по пп. 6.4—

6.6;

у— объемный вес грунта, определяется по пп. 6.4—6.6;

е—угол наклона задней грани стены к вертикали, принимается со знаком «плюс» при отклонении от вертикали в сторону стены;

р — угол наклона поверхности грунта к горизонту, принимается со знаком «плюс» при отклонении поверхности грунта от горизонтального положения вверх;

б—угол трения грунта на контакте со стеной; для стен с повышенной шероховатостью, например, со ступенчатой задней гранью, принимается равным ф; для стен с задней гранью, специально обработанной для придания ей шероховатости — 0,5ф; в остальных случаях, а также для мелкозернистых водонасыщенных песков и при наличии вибрационных нагрузок на поверхности засыпки принимается равным нулю.

При е=р=б—О

= tg? ^45° — - j- j.    (6)

Значения коэффициента Хг в зависимости от ф, е, р и б приведены в прил. 3.

5.2. Для связного грунта горизонтальная <тги вертикальная ав составляющие интенсивности активного давления грунта на глубине И (рис. 7,6) определяются по формулам:



(7)

(8)


a; = a;tg(e + 6).


где Ссг—интенсивность горизонтальных сил сцепления,

O’er — ck\


(9)

(10)


cos (в + б)

tg Ф [ COS 8 COS 6


1


COS 8 COS P COS (8 — P)


c — удельное сцепление грунта засыпки, определяется по пп. 6.4—6.6.

Примечание. Если значение kt вычисленное по формуле (10), меньше нуля, то принимается k—0.

При 8—р=б=0

* = 2УТГ= 2 tg (45°-.    (11)


Значения коэффициентов k в зависимости от ф, е, р и б приведены в прил. 4.

/    ГЩ

5.3. Горизонтальная Егг) и вертикальная Евв( составляющие активного давления грунта определяются по формулам: для несвязного грунта (с=0):

Ег = —агН;    (12)

Ев = ~овН>    (13)


12


для связного грунта (с#0):

£; = —а;(Н-йс);

< = Ya°(H-hc)'    (15)


(14)


где hc =


Opr

аг


Н.


(16)


Точка приложения горизонтальной составляющей давления грунта располагается от подошвы стены на расстоянии, равном: для несвязных грунтов

г = ~~ Н,    (17)

О

для связных грунтов

z'=--(H-hc).    (18)


5,4, При наличии на горизонтальной плоской поверхности засыпки сплошной равномерно распределенной нагрузки q (рис. 8, а) горизонтальная <Тдг и вертикальная одв составляющие интенсивности активного давления грунта от этой нагрузки на глубине Н для связных и несвязных грунтов определяются по формулам:

00Г “    (^9)

Од в = Ogr tg (е + 8).    (20)

Горизонтальная Eqr и вертикальная .Едв составляющие активного давления грунта от нагрузки q определяются по формулам:

ЕдГ = Oqr-H;    (21)

Eg в — ОдВ * Н.    (22)

Точка приложения горизонтальной составляющей давления грунта располагается от подошвы стены на расстоянии, равном:

г, = —Н-    <23>


5.5. В случае наличия на поверхности засыпки фиксированной равномерно распределенной нагрузки q (рис. 8, б) горизонтальная и вертикальная составляющие активного давления грунта от этой нагрузки определяются по формулам:

Eg? = Oqr *Нд\    (24)

ЕдВ ^ Одъ*Нд,    (25)


где Нд = Н


а

tge + tg0o


(26)


Угол наклона плоскости обрушения (сползания) к вертикали определяется по формуле

е0 = 45° — —-.    (27)


13


Рис. 8. Схема к определению активного давления грунта от равномерно распределенной нагрузки

а — при сплошной нагрузке; б — при фиксированной нагрузке, в — при полосовой нагрузке


Точка приложения горизонтальной составляющей давления грунта в этом случае располагается от подошвы стены на расстоянии, равном:

(28)

(29)

(30)

5.6. В случае наличия на поверхности засыпки полосовой равномерно распределенной нагрузки q (рис. 8, в) горизонтальная и вертикальная составляющие активного давления грунта от этой нагрузки определяются по формулам:

EqV = Оqv'hq\

EqB = (Jqvhqt

14

где


h.

b


tge+ tg 0O


(31)


Точка приложения горизонтальной составляющей давления грунта в этом случае располагается на расстоянии, равном:


а + 0,56

tg е н- tg е0


(32)


5 7. При наличии на призме обрушения равномерно распреде-ленной нагрузки интенсивности активного давления связного грунта оги а определяются по формулам:


а; = 0Г + адг - асг;    (33)

<V = ав + одв - осв.    (34)

5.8. Активное давление грунта для уголковых подпорных стен определяется, исходя из условия образования за стеной клиновидной симметричной (а при короткой задней консоли — несимметрич-* ной) призмы обрушения.

В случае образования симметричной призмы обрушения (рис. 9, а) активное давление грунта принимается действующим на наклонную плоскость, проведенную под углом 0О к вертикали.


Рис. 9. Схема к определению активного давления грунта на уголковые подпорные стены

я-при симметричной призме обручения; б - при несимметричной призме

обрушения


Вес грунта в контуре abed прибавляется к весу стены.

Расчет уголковых подпорных стен производится так же, как и массивных, принимая

8 = в0 = 45°---j и 6 = <р.

При короткой задней консолй, когда плоскость призмы обрушения пересекает заднюю грань стены, давление грунта определяется как для симметричной призмы обрушения, если расстояние от верха


15


стены до пересечения с плоскостью обрушения не превышает 0,25 высоты стены (от верха до подошвы).

Когда плоскость обрушения пересекает стену ниже 0,25#, давление грунта определяется отдельно для вертикальной стены и наклонной грани призмы обрушения (рис. 9,6).

5.9.    Наибольшая величина активного давления грунта при наличии на горизонтальной поверхности засыпки равномерно распределенной нагрузки q определяется при расположении этой нагрузки в пределах всей призмы обрушения, если нагрузка не имеет фиксированного положения.

5.10.    При определении расчетных усилий (изгибающих моментов и поперечных сил) в элементах подпорной стены расчетная схема нагрузок принимается согласно указаниям пп. 6.23—6.29.

6. РАСЧЕТ ПОДПОРНЫХ СТЕН

6.1.    Подпорные стены рассчитываются по двум группам предельных состояний:

по первой группе (по несущей способности) выполняют расчеты:

устойчивости положения стены против сдвига; устойчивости основания под подошвой стены (для нескальных грунтов); прочности скального основания (для скальных грунтов); прочности элементов конструкций и узлов соединения.

по второй группе (по пригодности к эксплуатации) выполняют расчеты:

оснований по деформациям; трещиностойкости элементов конструкций.

Расчет производится на 1 м длины стены.

6.2.    Расчеты производятся на расчетные нагрузки, которые определяются как произведение нормативных нагрузок на коэффициенты надежности по нагрузке, учитывающие возможное отклонение нагрузок в неблагоприятную сторону от нормативных значений и устанавливаемые в зависимости от группы предельного состояния.

6.3.    Коэффициенты надежности по нагрузке при расчете по первой группе предельных состояний должны приниматься по табл. 2, а при расчете по второй группе принимаются равными единице.

Коэффициенты надежности по нагрузке при определении вертикальных и горизонтальных составляющих давления грунта должны приниматься одинаковыми.

6.4.    Значения характеристик грунтов ненарушенного сложения определяются, как правило, на основе непосредственных испытаний грунтов и обозначаются:

нормативные — ун, срн и сн;

для pacnefoB по первой группе предельных состояний — уь ф! и ci;

для расчетов по второй группе предельных состояний — уп,

Фи и Сц.

Объемный вес грунта yi принимается из условия yi=yH(l+pi), а уц — из условия уп —ун(1-Ьрц)> где Р — показатель точности оценки среднего значения объемного веса грунта.

Для практических расчетов допускается принимать pi —рц—0,05, т. е. Yi=yn— 1,05ун.

Для, ф и с принимаются только их минимальные значения.

6.5.    При отсутствии непосредственных определений ф и с грунтов

16

ненарушенного сложения, нормативные значения их срн и сн допускается принимать по табл. 1 и 2 прил. 2 к СНиП II-15-74.

При этом расчетные значения этих характеристик принимаются по следующим зависимостям:


фН

ф, = — , ф„ = ф";

Аг

Сн


где kv—коэффициент надежности по грунту, принимается для песчаных грунтов 1,1, для глинистых— 1,15.

6.6.    Значения характеристик грунтов засыпки, уплотненных согласно главе СНиП III-8-76, устанавливаются по характеристикам тех же грунтов ненарушенного сложения и обозначаются:

для расчетов по первой группе предельных состояний — Yi* ф5

и с

/ *

для расчетов по второй группе предельных состояний — уп, фТ1

и с'п.

Соотношения между характеристиками грунтов ненарушенного сложения и характеристиками грунтов засыпки следующие:

Yi ~ 0,95 Yj I Yh ~

ф' = 0,9ф, ; ф'п = 0,9фп;

Cj — 0,5cj ,    C||=0,5cjj,

но не более 0,7 тс/м2; но не более 1 тс/м2. Примечание. Для песчаных грунтов засыпки

6.7.    При определении давления от собственного веса грунта при расчете по первой группе предельных состояний значения объемного

веса грунта Yi и Y i должны быть соответственно умножены на коэффициенты надежности по нагрузке в соответствии с табл. 2.


Расчет устойчивости положения стены против сдвига


6.8.    Расчет устойчивости положения стены против сдвига осуществляется по подошве стены (плоский сдвиг) и по ломаным поверхностям скольжения (глубинный сдвиг).

6.9.    Устойчивость подпорной стены против сдвига при нескальных грунтах (рис. 10) определяется по формуле


Туд

^сц


1,2,


(35)


где


Гсд—сдвигающая сила, равная сумме проекций всех сдвигающих сил, действующих на стену, на горизонтальную плоскость;

Туд—удерживающая сила, равная сумме проекций всех удерживающих сил на ту же плоскость;

1,2—коэффициент надежности против сдвига.


17


Рис. 10. Схема к расчету устойчивости подпорных стен против сдвига при горизонтальной подошве

а — для массивных стен; б —для тонкостенных, уголкового типа; / — первый случай; 2 — второй случай; 3 — третий случай

6.10. Сдвигающая и удерживающая силы определяются соответственно по формулам:

ТСд = Ер    (36)

Гуд = Л/1ё(Ф1 -Р)+Вс, +Еа,    (37)

где N — сумма проекций всех сил на вертикальную плоскость

N —    —    GCT + 2Grp + Ев + Eq в,    (38)

GCT — собственный вес стены;

SGrp— собственный вес грунта вне призмы обрушения (в контуре abed и над передней консолью в уголковых стенах) ;

В—ширина подошвы стены;

18

Ea — пассивное давление грунта;

(5— угол наклона поверхности скольжения к горизонту, принимается со зйаком «плюс» при отклонении поверхности скольжения от ‘горизонтального положения вниз и со знаком «минус» при отклонении вверх.

Коэффициент надежности по нагрузке для объемного веса грунта в уголковых подпорных стенах в пределах всего грунта засыпки принимается одинаковым.

6.11. Расчет устойчивости подпорной стены против сдвига с горизонтальной подошвой производится для трех значений угла р: Р=0; Р=0,5*ф1 и Р—q?i (рис. 10).

Рис. 11. Схема к расчету устойчивости подпорных стен против сдвига при наклонной подошве

/ — первый случай; 2 — второй случай; 3— третий случай; 4 — четвертый случай

При Р = 0 имеем случай плоского сдвига по подошве стены; при P = 0,5cpi и р=фх —имеем случай глубинного сдвига по ломаным плоскостям скольжения.

6.12.    Расчет устойчивости подпорной стны против сдвига с наклонной подошвой производится для четырех значений угла Р: Р = —а; р —0; Р = 0,5*ф1 и р = ф! (рис. П).

При р=--а — имеем случай плоского сдвига по наклонной подошве (а — угол наклона подошвы к горизонту); при р = 0; р = 0,5ф1 и р=фг — имеем случай глубинного сдвига.

6.13.    При сдвиге по подошве стены (р —0 — для стен с горизонтальной подошвой и р=—а — для стен с наклонной подошвой) характеристики грунта ф1 и ci по контакту подошва — грунт в формуле (37) определяются по пп. 6.4 и 6.5, но принимаются не более 30° для ф! и не более 0,5 тс/м2 для С[.

В случае глубинного сдвига угол внутреннего трения фг и удельное сцепление Ci принимаются как для грунта ненарушенного сложения.

6.14.    При глубинном сдвиге для стен с горизонтальной подошвой, в случае когда р = 0,5фь а также для стен с наклонной подошвой в случаях Р~0 и р—0,5фт, в формуле (38) необходимо дополнительно учесть вес грунта под подошвой стены в пределах призмы скольжения с коэффициентом надежности по нагрузке 0,9.

19

УДК 624.137.5.04 + 68.022.2

Рекомендовано к изданию решением секции несущих конструкций НТС ЦНИИПромзданий.

Руководство по проектированию подпорных стен и стен подвалов для промышленного и гражданского строительства/ ЦНИИПромзданий Госстроя СССР. — М.: Стройиздат, 1984— 117 с.

Составлено к главам СНиП П-15-74 и П-91-77 и содержит основные положения по расчету и конструированию подпорных стен из монолитного и сборного железобетона с примерами расчета и необходимыми табличными значениями коэффициентов, облегчающих расчет, а также рекомендации по расчету стен подвалов промышленных и гражданских зданий.

Для инженерно-технических работников проектных и строительных организаций.

Руководство разработано ЦНИИПромзданий Госстроя СССР (кандидаты техн. наук Н. А. Ушаков, А. М. Туголуков, инженеры И. Д. Залещанский, Ю. В. Фролов, С. В. Третьякова) — разд. 1—9, прил. 1—5 при участии институтов: НИИОСП им. Н. М. Герсеванова Госстроя СССР (д-р техн. наук Е. А. Со-рочан, кандидаты техн. наук А. В. Вронский, А. С. Снарский) — разд. 5 и 6; Киевского Промстройпроекта Госстроя СССР (инженеры В. А. Козлов, С. И. Савускан) — разд. 2, 3, 7, прил. 4; Гипроречтранса Минречфлота РСФСР (д-р техн. наук В. Б. Гуревич, канд. техн. наук В. Э. Даревский, инж. М. А. Орлова) — разд. Биби Фундаментпроекта Минмонтажспецстроя СССР (инженеры В. К. Демидов, М. Л. Моргулис, И. С. Рабинович) — разд. 6, 8, 9, прил. 2.

047(01)-84

р $202000000 589 Инструкт.-нормат,, II в>’П. — 115—83. 3202000000

© Стройиздат, 1984

6.16. Пассивное давление грунта определяется по формуле

= —- yh*K + lg— (К - 1),    (39)

где Хрц — коэффициент пассивного давления грунта, принимается по формуле

Xn = tg^45° + —-).    (40)

В случае сдвига стены по подошве принимается ^п=1.

Пассивный отпор грунта учитывается до Шубины расположения линии пересечения передней грани подошвы стены с предлагаемой плоскостью скольжения.

Коэффициент надежности по нагрузке для грунта при определении пассивного давления принимается равным о,9 при плоском и глубинном сдвиге.

6.16. Устойчивость подпорной стены против сдвига по скальному грунту определяется по формуле (35), где сдвцгающая снла тс д вычисляется по формуле (36), а удерживающая сила Гуц определяется по формуле

Гуд-2Рг/+£п,    (41)

где / — коэффициент трения подошвы по скальному грунту, принимается по результатам непосредствецярго жпыташя, во ве более 0,65.

Расчет устойчивости основания под Подошвой стены

П°Д подошвой стены про-

6.17. Расчет устойчивости основания изводится из условия

Ф

(42)

У    ,

где N — сумма проекций всех сил на вертикаЛЬНую плоскость;

Ф— несущая способность грунта, выраженная вертикальной силой;

£н— коэффициент надежности, устанавливаемый проектной организацией в зависимости от ответственности здания или сооружения, значимости последствий исчерпания несущей способности основания, степени изученности грунтовых условий; принимается не менее 1,2.

6.18. Несущая способность основания под подошвой стены на 1 м ее длины определяется по формуле

ф = в (А~ВуI + Bjhy'j + Dx Cj),    (43)

где В — приведенная ширина фундамента, выЧИСЛяемая по формуле

В=^В—2е;

В — ширина подошвы фундамента;

е— эксцентриситет приложения равнодействующей всех сил

(44)

г

2P1]i+27V£L 6 N    2Р*

20

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Руководство распространяется на проектирование гравитационных подпорных стен для промышленного и гражданского строительства, возводимых на естественных основаниях, а также на проектирование стен подвалов промышленных и гражданских зданий.

1.2.    Руководство не распространяется на проектирование подпорных стен магистральных дорог, гидротехнических сооружений, подпорных стен специального назначения (противооползневые, противообвальные и др.), а также на проектирование подпорных стен, предназначенных для строительства в особых условиях (на вечномерзлых, набухающих, просадочных грунтах, на подрабатываемых территориях и др.),

1.3.    Проектирование подпорных стен и стен подвалов должно осуществляться на основании:

чертежей генерального плана (горизонтальная и вертикальная планировка);

отчета об инженерно-геологических изысканиях;

технологического задания, содержащего данные о нагрузках и при необходимости особые требования к проектируемой конструкции, например, требования по ограничению деформаций и др.

1.4.    Конструкция подпорных стен и стен подвалов должна устанавливаться по данным сравнения вариантов, исходя из техникоэкономической целесообразности их применения в конкретных условиях строительства с учетом максимального снижения материалоемкости, трудоемкости и стоимости строительства, а также с учетом условий эксплуатации конструкций.

1.5.    Подпорные стены, сооружаемые в населенных пунктах, следует проектировать с учетом архитектурных особенностей этих пунктов.

1.6.    При проектировании подпорных стен и стен подвалов должны приниматься конструктивные схемы, обеспечивающие необходимую прочность, устойчивость и пространственную неизменяемость сооружения в целом, а также отдельных элементов его на всех стадиях возведения и эксплуатации.

1.7.    Элементы сборных конструкций должны отвечать условиям индустриального изготовления их на специализированных предприятиях.

Целесообразно укрупнять элементы сборных конструкций, насколько это позволяют грузоподъемность монтажных механизмов, а также условия изготовления и транспортирования.

1.8.    Для монолитных железобетонных конструкций следует предусматривать унифицированные опалубочные и габаритные размеры, позволяющие применять типовые арматурные изделия и инвентарную опалубку.

1.9.    В сборных конструкциях подпорных стен и стен подвалов конструкции узлов и соединений элементов должны обеспечивать надежную передачу усилий, прочность самих элементов в зоне стыка, а также связь дополнительно уложенного бетона в стыке с бетоном конструкции.

1.10.    Проектирование конструкций подпорных стен и стен подвалов при наличии агрессивной среды должно вестись с учетом дополнительных требований, предъявляемых главой СНиП Ш-23-76.

1.11.    Проектирование мер защиты железобетонных конструкций

3

от электрокоррозии должно производиться с учетом требований

СН 65-76 «Инструкция по защите железобетонных конструкций от коррозии, вызываемой блуждающими токами».

1.12.    При проектировании подпорных стен и стен подвалов следует, как правило, применять унифицированные типовые конструкции.

Проектирование индивидуальных конструкций подпорных стен и стен подвалов допускается в тех случаях, когда параметры и нагрузки для их проектирования превосходят параметры и нагрузки для типовых конструкций, либо когда применение типовых конструкций невозможно исходя из местных условий осуществления строительства.

1.13.    В Руководстве рассматриваются подпорные стены и стены подвалов при засыпке их однородным грунтом.

2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДПОРНЫХ СТЕН

2.1.    В зависимости от принятого конструктивного решения подпорные стены могут возводиться из железобетона, бетона, бутобетона и каменной кладки.

2.2.    Выбор материала для подпорных стен обусловливается технико-экономическими соображениями, требованиями долговечности, условиями производства работ, наличием местных строительных материалов и средств механизации.

2.3.    Железобетонные и бетонные подпорные стены рекомендуется проектировать из бетона проектной марки по прочности на сжатие:

для сборных железооетонных конструкций — М 200, М 300, М 400;

для монолитных железобетонных и бетонных конструкций — М 150, М 200.

Предварительно напряженные железобетонные конструкции следует преимущественно проектировать из бетона марки М300, М 400, М 500, М 600, Для бетонной подготовки следует применять бетон марки М 50 и М 100.

2.4.    Для кирпичных подпорных стен следует применять хорошо обожженный красный кирпич марки не ниже М 200 на растворе марки не ниже М 25, а при очень влажных грунтах — не ниже М 50. Применение силикатного кирпича не допускается.

2.5.    Бутовая и бутобетонная кладка для подпорных стен должна быть выполнена из камня марки не ниже 150—200 на портланд-цементном растворе марки не ниже 50.

2.6.    Для конструкций, подвергающихся попеременному замора-живанию и оттаиванию, в проекте должна быть оговорена марка бетона по морозостойкости.

Проектная марка бетона по морозостойкости для железобетонных конструкций подпорных стен назначается в зависимости от температурного режима их эксплуатации в соответствии с табл. 1. Температурный режим эксплуатации устанавливается исходя из значения расчетной зимней температуры наружного воздуха в районе строительства.

Требования к бутобетону и каменной кладке по морозостойкости предъявляются те же, что и к бетонным и железобетонным конструкциям.

4

Температурный режим эксплуатации подпорных степ

Минимальная проектная марка бетона по морозостойкости

Мрз 150

Мрз 75

Мрз 50

Ниже:

—40 °С от —20 °С до —40 °С вкл. от —5 °С до —20 °С вкл.

Примечание. Расчетная зимняя температура наружного воз-

духа принимается как средняя температура воздуха наиболее холодной пятидневки в зависимости от района строительства.

2.7.    Для армирования железобетонных конструкций, выполняемых без предварительного напряжения, следует применять стержневую горячекатаную арматурную сталь периодического профиля классов А-Ш и A-II по ГОСТ 5781-75. Для монтажной (распределительной) арматуры допускается применение горячекатаной арматуры класса A-I по ГОСТ 5781-75 или обыкновенной арматурной гладкой проволоки класса В-I по ГОСТ 6727-53*.

При расчетной зимней температуре ниже минус 30 °С арматурная сталь класса А-П марки ВСт5пс2 к применению не допускается.

2.8.    В качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных железобетонных элементов следует преимущественно применять термически упрочненную арматуру классов Ат-VI и At-V по ГОСТ 10884-78.

Допускается также применять горячекатаную арматуру классов A-V, A-IV по ГОСТ 5781-75 и термически упрочненную арматуру класса Ат-IV по ГОСТ 10884-81.

При расчетной зимней температуре ниже минус 30 °С арматурная сталь класса A-IV марки 80С к применению не допускается.

2.9.    Анкерные тяги и закладные элементы должны приниматься из прокатной полосовой стали класса С 38/23 (ГОСТ 380-71*) марки ВСтЗкп2 при расчетной зимней температуре до минус 30 °С включительно и марки ВСтЗпсб при расчетной температуре от минус 30 °С до минус 40 °С. Для анкерных тяг рекомендуется также сталь С 52/40 марки 10Г2С1 при расчетной зимней температуре до минус 40 °С включительно. Толщину полосовой стали следует принимать не менее 6 мм. Возможно также применение для анкерных тяг арматурной стали класса А-Ш.

2.10. В сборных железобетонных и бетонных элементах монтажные (подъемные) петли должны выполняться из арматурной стали класса A-I (марок ВСтЗсп2 и ВСтЗпс2) или из стали класса А-П (марка 10ГТ).

При расчетной зимней температуре ниже —40 °С применение для петель стали ВСтЗпс2 не допускается.

3. ТИПЫ ПОДПОРНЫХ СТЕН

3.1. Подпорные стены по конструктивному решению подразделяются на массивные и тонкостенные.

5

В массивных подпорных стенах их устойчивость на сдвиг при воздействии горизонтального давления грунта обеспечивается в основном собственным весом стены.

В тонкостенных подпорных стенах их устойчивость обеспечивается собственным весом стены и весом грунта, вовлекаемого конструкцией стены в работу.

Как правило, массивные подпорные стены более материалосмки я более трудоемки в возведении, чем тонкостенные, и могут применяться при соответствующем технико-экономическом обосновании (например, при возведении их из местных материалов, отсутствии сборного железобетона и т. д.).

3.2. Массивные стены могут возводиться из монолитного бетона, сборных бетонных блоков, бутобетона и каменной кладки.

По форме поперечного сечения массивные стены могут быть: с двумя вертикальными гранями (рис. 1, а);

Рис. 1. Массивные подпорные стены

а — с двумя вертикальными гранями; б — с вертикальной лицевой и наклонной тыльной гранью; в — с наклонной лицевой и вертикальной тыльной гранью; г — с двумя наклонными в сторону засыпки гранями; д — со ступенчатой тыльной гранью; е — с ломаной тыльной гранью

с вертикальной лицевой и наклонной тыльной гранью (рис. 1,6),

с наклонной лицевой и вертикальной тыльной гранью (рис. 1,е), с двумя наклонными в сторону засыпки гранями (рис. 1,г), со ступенчатой тыльной гранью (рис. 1,<?) с ломаной тыльной гранью (рис. 1,е).

3.3.    Стены с наклонными гранями (переменного сечения, утончающиеся кверху) менее материалоемки, чем стены с двумя параллельными гранями.

При наличии наклонной в сторону от засыпки тыльной грани в работу подпорной стены включается масса грунта, расположенного над этой гранью. В стенах с двумя наклонными в сторону засыпки гранями интенсивность горизонтального давления грунта уменьшается, но возведение стен такого сечения является более сложным.

Стены со ступенчатой тыльной гранью применяют главным образом при возведении массивных стен из сборных бетонных блоков.

3.4.    В промышленном и гражданском строительстве, как правило, применяются тонкостенные подпорные стены уголкового типа:

консольные (рис. 2, а), с анкерными тягами (рис. 2,6), контрфорсные (рис. 2, в).

Примечание. Другие типы подпорных стен (ячеистые, шпунтовые, из оболочек и др.) в настоящем Руководстве не рассматриваются.

3.5.    По способу изготовления тонкостенные подпорные стены могут быть монолитными, сборными и сборно-монолитными.

6

Рис. 2. Тонкостенные подпорные стены уголкового типа

а — консольные; б—с анкерными тягами; в — контрфорсные


3.6.    Тонкостенные консольные стены уголкового типа состоят из лицевых и фундаментных плит, жестко связанных между собой.

В сборных стенах лицевые и фундаментные плиты выполняются из готовых элементов. В сборно-монолитных — лицевая плита сборная, а фундаментная — монолитная.

В монолитных подпорных стенах жесткость узлового сопряжения лицевых и фундаментных плит обеспечивается соответствующим расположением арматуры.

В сборных и сборно-монолитных подпорных стенах жесткость сопряжения обеспечивается устройством щелевого паза (рис. 3, а) или петлевого (рис. 3, б) стыка.

3.7.    В сборно-монолитных тонкостенных подпорных стенах ли* цевая плита выполняется сборной, а фундаментная плита (не требующая подмостей и сложной опалубки) — монолитной.


Рис. 3. Сопряжение лицевых и фундаментных плит


б)



i

\


\


\


\


\


Л


дополнительная анкерная плита


а—с помощью щелевого паза; б —с помощью петлевого стыка


Рис. 4. Сборная конструкция подпорной стены с дополнительной монолитной анкерной плитой


Сборно-монолитные подпорные стены выполняются в том случае, когда размеры сборной фундаментной плиты недостаточны, и к ней присоединяется дополнительная монолитная анкерная плита (рис. 4), 3.8. Тонкостенные подпорные стены с анкерными тягами состоят из лицевых и фундаментных плит, соединенных гибкими стальными анкерными тягами (связями), которые создают в плитах дополни* тельные опоры, облегчающие их работу.

Сопряжение лицевых и фундаментных плит может быть шарнирным или жестким.


7


3.9. Тонкостенные контрфорсные подпорные стены состоят из трех элементов: лицевой плиты, жестко! о контрфорса и фундаментной плиты. При этом нагрузка от лицевой плиты частично или полностью передается на контрфорс.

4. ВНЕШНИЕ НАГРУЗКИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ

4.1.    Подпорные стены надлежит рассчитывать с учетом горизонтальных и вертикальных внешних нагрузок, расположенных на призме обрушения, включая нагрузки от подвижного состава железных дорог и транспортных единиц автомобильных и городских дорог, технологического оборудования, а также складируемого материала и др.

4.2.    Нормативные временные вертикальные нагрузки от подвиж-ного транспорта при расчете подпорных стен принимаются:

от подвижного состава железных дорог — в виде нагрузки СК;

от колесной нагрузки в виде НК-80;

от колонны автомобилей — в виде нагрузки Н-30;

от колонны автомобилей — в виде нагрузки Н-10.

Примечания: 1. СК — условная эквивалентная равномерно распределенная нормативная нагрузка от групп грузов, сосредоточенных на 1 м пути.

2.    Нормативная автомобильная колесная нагрузка НК-80 принимается состоящей из одной машины на колесном ходу.

3.    Нормативная автомобильная нагрузка Н-30 принимается состоящей из ряда следующих один за другим автомобилей весом по 30 тс.

4.    Нормативная автомобильная нагрузка Н-10 принимается состоящей из ряда следующих один за другим автомобилей весом по 10 тс, среди которых имеется один утяжеленный автомобиль весом 13 тс.

4.3.    При расположении подпорной стены вдоль железнодорожного пути эквивалентная нагрузка СК от подвижного состава железных дорог на уровне подошвы балластной призмы принимается в виде сплошной полосы шириной а и интенсивностью q (рис. 5, а)

Ширина полосы а принимается:

а — 2,7 + 2#б,    (1)

где Я б — толщина балластного слоя под подошвой шпалы, принимается равной 0,75 м, а при отсутствии балластного слоя Яб=0.

Интенсивность нормативной эквивалентной нагрузки (тс/м2) определяется по формуле

(2)

н _ СК _ 2К а    а

где СК — условная эквивалентная нагрузка, для расчета подпорных стен принимается равной 2/(;

К—класс нагрузки, принимается равным 14, при соответ* ствующем обосновании допускается снижение этой на-грузки до величины /(=10.

4.4. При расположении подпорной стены вдоль движения автотранспорта давление от колес приводится к эквивалентной нагрузку, равномерно распределенной на сплошной полосе шириной а, равной

0,8 м в случае колесной нагрузки НК-80 и 0,6 м в случае автомобильной нагрузки Н-30 (рис. 5, б и 5, в).

Интенсивность эквивалентной нормативной нагрузки <?н в пределах каждой полосы от НК-80 и Н-30 устанавливается по графику на рис. 6 в зависимости от расстояния между задней гранью стены II осью полосы.



а


л



6)


НК- 80

Г

1

А “1 *

0,8

* '

. 2,7



0,8    1,9    0,8

п*—ги


1 н-зо

Ъ—А

ж?

п

J А

0,6

1,9

»' ...........

л

Г


о,б а о,б

-it-


Шшт

Рис. 5. Схемы эквивалентных равномерно распределенных нагрузок

от подвижного транспорта при движении его вдоль подпорной стены

а — от подвижного состава железных дорог по схеме СК; б — от колесной нагрузки по схеме НК-80; в — от колонны автомобилей в виде нагрузки Н-30


4.5.    Коэффициенты надежности для подвижных временных нагрузок приведены в табл. 2.

Динамический коэффициент надежности для временной нагрузки принимается равным единице.

4.6.    Горизонтальные и поперечные нагрузки от центробежных сил, возникающих на криволинейных участках пути, в расчете подпорных стен не учитываются.

4.7.    При отсутствии конкретных нагрузок на призме обрушения подпорные стены (кроме подпорных стен, расположенных на косогорах) рассчитываются с учетом временной нормативной равномерно распределенной нагрузки интенсивностью 1 тс/м2, которая включает в себя автомобильную нагрузку Н-10.


9