Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

313 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Сборник содержит нормативы оперативного времени на приемы, комплексы приемов и операции, связанные с подготовкой поверхности до покрытия и непосредственно на покрытие. Нормативы охватывают труд маляров, лакировщиков, окрасчиков

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общая часть

     1.18. Расчет нормы времени

Краткая характеристика деталей, сборочных единиц (узлов) и изделий, подвергающихся лакокрасочным покрытиям по группам сложности

     1.19. Примеры расчета норм времени для различных типов производств

2. Характеристика технологии покрытия изделия, применяемого оборудования, инструмента и материалов

3. Организация труда и рабочего места

4. Нормативная часть

Все типы производства

Карта 1. Механизированная загрузка и разгрузка конвейеров при помощи электроподьемников (мостовых кранов, кран-балок и др.)

Карта 2. Перемещение моста или тележки крана с грузом или без груза

Карта 3. Передвижение подъемника по монорельсу вручную

Карта 4. Перемещение ручных тележек с грузом и без груза

Карта 5. Перемещение деталей (сборочных единиц) по стеллажу

Карта 6. Передвижение рабочего с грузом и без груза в процессе работы

Карта 7. Загрузка конвейеров вручную с подноской груза

Карта 8. Разгрузка конвейеров вручную с подноской и укладкой

Карта 9. Разгрузка конвейеров вручную с подноской без укладки

Карта 10. Монтаж, демонтаж спецподвесок, спецприспособлений, загрузка, разгрузка корзин

Карта 11. Загрузка конвейеров вручную с перемещением или кантованием

Карта 12. Разгрузка конвейеров вручную с перемещением или кантованием

Карта 13. Загрузка, разгрузка ленточных транспортеров вручную

Карта 14. Загрузка деталей в тару, корзину совком или лопатой

Карта 15. Загрузка деталей в тару с укладкой вручную

Карта 16. Сборка деталей (сборочных единиц) на проволоку и разборка

Карта 17. Поворот деталей (сборочных единиц) на рабочем месте и конвейере 43 Карта 18. Обезжиривание, грунтование и окрашивание деталей (сборочных единиц) окунанием в ванну вручную

Карта 18. Обезжиривание, грунтование и окрашивание деталей (сборочных единиц) окунанием в ванну вручную

Карта 19. Окрашивание, грунтование поверхностей деталей (сборочных единиц) окунанием в ванну с краской при помощи электроподъемника

Карта 20. Загрузка деталей (сборочных единиц) в моечную машину

Карта 21. Промывание деталей (сборочных единиц) в моечной машине с передвижением деталей в тележке вручную

Карта 22. Промывание деталей (сборочных единиц) в моечной машине с автоматическим перемещением деталей по рольгангу

Карта 23. Промывание поверхности деталей (сборочных единиц) от различных загрязнений на вращающихся роликах

Карта 24. Промывание поверхностей деталей (сборочных единиц) на ультразвуковой установке

Карта 25. Промывание поверхности деталей (сборочных единиц) в ванне с помощью шланга

Карта 26. Резка бумаги для изоляции

Карта 27. Обвязывание (развязывание) при изолировании бумагой деталей (пакетов) шпагатом или закрепление липкой лентой, снятие изоляции

Карта 28. Обвязывание (развязывание) при изолировании деталей (пакетов) проволокой

Карта 29. Сушка деталей сжатым воздухом после лакирования

Карта 30. Окраска наружной поверхности труб и металлопроката кистью

Карта 31. Контроль качества окраски внешним осмотром

Карта 32. Разметка линий по шаблону для контрастного окрашивания

Карта 33. Изолирование поверхности бумагой для контрастного окрашивания после разметки. Снятие изоляции

Карта 34. Отдельные приемы работы

Массовое и крупносерийное производство

Карта 35. Промывание деталей (сборочных единиц) в ванне для удаления пыли и стружки теткой, ершом, салфеткой

Карта 36. Промывание деталей (сборочных единиц) в ванне от солидола, тавота щеткой, ершом, салфеткой

Карта 37. Промывание деталей (сборочных единиц) в ванне от масла щеткой, ершом, салфеткой

Карта 38. Протирка деталей (сборочных единиц) сухой салфеткой

Карта 39. Протирка деталей (сборочных единиц) салфеткой, смоченной в растворителе

Карта 40. Лакирование деталей (сборочных единиц) салфеткой, смоченной в лаке

Карта 41. Очистка от ржавчины поверхностей деталей (сборочных единиц) стальной щеткой, шлифовальной шкуркой

Карта 42. Очистка от пыли, стружки поверхностей деталей (сборочных единиц) щеткой перед окрашиванием вручную

Карта 43. Обдувка сжатым воздухом поверхностей деталей (сборочных единиц) для удаления пыли, стружки, обезжиривающих составов

Карта 44. Шпатлевание поверхности деталей (сборочных единиц) вручную

Карта 45. Зачистка шпатлеванной поверхности шлифовальной шкуркой вручную

Карта 46. Шлифование шпатлеванных и окрашенных поверхностей деталей (сборочных единиц) шлифовальной шкуркой вручную

Карта 47. Шлифование шпатлеванных и окрашенных поверхностей деталей (сборочных единиц) шлифовальной машинкой

Карта 48. Обвертывание деталей (сборочных единиц) бумагой

Карта 49. Изолирование в деталях (сборочных единицах) поверхностей, не подлежащих окраске. Средство изоляции - липкая лента шириной 20 мм. Поверхность-плоская

Карта 50. Снятие изоляции. Средство изоляции - липкая лента шириной 20 мм. Поверхность - плоская

Карта 51. Изолирование в деталях (сборочных единицах) поверхностей, не подлежащих окраске. Средство изоляции - липкая лента шириной 20 мм. Поверхность - цилиндрическая

Карта 52. Снятие изоляции. Средство изоляции - липкая лента шириной 20 мм. Поверхность - цилиндрическая

Карта 53. Изолирование в деталях (сборочных единицах) поверхностей, не подлежащих окраске. Средство изоляции - солидол, технический вазелин

Карта 54. Снятие изоляции. Средство изоляции -солидол, технический вазелин

Карта 55. Изолирование бумагой поверхности, покрытой солидолом или техническим вазелином

Карта 56. Снятие бумаги с поверхности, покрытой солидолом или техническим вазелином

Карта 57. Изолирование в деталях (сборочных единицах) поверхностей, не подлежащих окраске. Средство изоляции - гайка, болт

Карта 58. Снятие изоляции. Средство изоляции - гайка, болт

Карта 59. Изолирование в деталях (сборочных единицах) поверхностей, не подлежащих окраске, и снятие изоляции. Средство изоляции - заглушки, бумажные пробки, бумага

Карта 60. Изолирование цилиндрических поверхностей бумагой с закреплением шпагатом или липкой лентой и снятие изоляции

Карта 61. Изолирование деталей (сборочных единиц), не подлежащих окраске на изделии, и снятие изоляции. Средство изоляции - бумага

Карта 62. Морение кистью

Карта 63. Нанесение специальной мастики на поверхность деталей (сборочных единиц) пневматическим распылением

Карта 64. Нанесение специальной мастики на поверхность деталей (сборочных единиц) кисть»

Карта 65. Грунтование поверхностей деталей (сборочных единиц) кистью

Карта 66. Грунтование поверхностей деталей (сборочных единиц) пневматическим распылением

Карта 67. Грунтование поверхностей деталей (сборочных единиц) безвоздушным распылением

Карта 68. Окрашивание поверхностей деталей (сборочных единиц) безвоздушным распылением

Карта 69. Окрашивание поверхностей деталей (сборочных единиц) пневматическим распылением

Карта 70. Окрашивание поверхностей деталей (сборочных единиц) кистью

Карта 71. Окрашивание поверхностей деталей (сборочных единиц) валиком

Карта 72. Удаление подтеков в деталях (сборочных единицах) скребком после окрашивания (грунтования)

Карта 73. Удаление свежих подтеков с поверхности детали (сборочной единицы) кистью

Карта 74. Подкрашивание поврежденных мест кистью (после удаления подтеков)

Карта 75. Лакирование поверхностей деталей (сборочных единиц) пневматическим распылением

Карта 76. Нанесение знаков на детали (сборочные единицы) при помощи трафарета кистью

Карта 77. Нанесение знаков на детали (сборочные единицы) при помощи трафарета пистолетом распылителем

Карта 78. Перевод декалькомании на поверхность изделий вручную

Среднесерийное производство

Карта 79. Промывание деталей (сборочных единиц) в вахне от стружки и пыли щеткой, ершом, салфеткой

Карта 80. Промывание деталей (сборочных единиц) в ванне от солидола, тавота щеткой, ершом, салфеткой

Карта 81. Промывание деталей (сборочных единиц) в ванне от масла щеткой, ершом, салфеткой

Карта 82. Протирка деталей (сборочных единиц) сухой салфеткой

Карта 83. Протирка деталей (сборочных единиц) салфеткой, смоченной в растворителе

Карта 84. Лакирование деталей (сборочных единиц) салфеткой, смоченной в лаке

Карта 85. Очистка от ржавчины наружных поверхностей, деталей (сборочных единиц) стальной щеткой, шлифовальной шкуркой

Карта 86. Очистка от пыли, стружки поверхностей деталей (сборочных единиц) щеткой перед окрашиванием вручную

Карта 87. Обдувка сжатым воздухом поверхностей деталей (сборочных единиц) для удаления пыли, стружки, обезжиривающих составов

Карта 88. Шпатлевание поверхностей деталей (сборочных единиц) вручную

Карта 89. Зачистка шпатлеванной поверхности наждачной бумагой вручную

Карта 90. Шлифование шпатлеванных и окрашенных поверхностей деталей (сборочных единиц) шлифовальной шкуркой вручную

Карта 91. Шлифование шпатлеванных и окрашенных поверхностей деталей (сборочных единиц) шлифовальной машинкой

Карта 92. Обвертывание деталей (сборочных единиц) бумагой

Карта 93. Изолирование в деталях (сборочных единицах) поверхностей, не подлежащих окраске. Средство изоляции - липкая лента шириной 20 мм. Поверхность - плоская

Карта 94. Снятие изоляции. Средство изоляции -липкая лента шириной 20 мм. Поверхность -плоская

Карта 95. Изолирование в деталях (сборочных единицах) поверхностей, не подлежащих окраске. Средство изоляции - липкая лента шириной 20 мм. Поверхность- цилиндрическая

Карта 96. Снятие изоляции. Средство изоляции - липкая лента шириной 20 мм. Поверхность- цилиндрическая

Карта 97. Изолирование в деталях (сборочных единицах) поверхностей, не подлежащих окраске. Средство изоляции - гайка, болт

Карта 98. Снятие изоляции. Средство изоляции - гайка, болт

Карта 99. Изолирование в деталях (сборочных единицах) поверхностей, не подлежащих окраске. Средство изоляции - солидол, технический вазелин

Карта 100. Изолирование бумагой поверхности, покрытой солидолом или техническим вазелином

Карта 101. Снятие бумаги с поверхности, покрытой солидолом или техническим вазелином

Карта 102. Снятие изоляции. Средство изоляции - солидол, технический вазелин

Карта 103. Изолирование в деталях (сборочных единицах) поверхностей, не подлежащих окраске, и снятие изоляции. Средство изоляции -заглушки, бумажные пробки, бумага

Карта 104. Изолирование цилиндрических поверхностей бумагой с закреплением шпагатом или липкой лентой и снятие изоляции

Карта 105. Изолирование деталей (сборочных единиц), не подлежащих окраске на изделии, и снятие изоляции. Средство изоляции -бумага

Карта 106. Морение кистью

Карта 107. Нанесение специальной мастики на поверхность деталей (сборочных единиц) пневматическим распылением

Карта 108. Нанесение специальной мастики на поверхность деталей (сборочных единиц) кистью

Карта 109. Грунтование поверхностей деталей (сборочных единиц) кистью

Карта 110. Грунтование поверхностей деталей (сборочных единиц) пневматическим распылением

Карта 111. Грунтование поверхностей деталей (сборочных единиц) безвоздушным распылением

Карта 112. Окрашивание поверхностей деталей (сборочных единиц) безвоздушным распылением

Карта 113. Окрашивание поверхностей деталей (сборочных единиц) пневматическим распылением

Карта 114. Окрашивание поверхностей деталей (сборочных единиц) кистью

Карта 115. Окрашивание поверхностей деталей (сборочных единиц) валиком

Карта 116. Удаление свежих подтеков с поверхности детали (сборочной единицы) кистью

Карта 117. Удаление подтеков в деталях (сборочных единицах) скребком после окрашивания (грунтования)

Карта 118. Подкрашивание поврежденных мест кистью (после удаления подтеков)

Карта 119. Лакирование поверхностей деталей (сборочных единиц) пневматическим распылением

Карта 120. Нанесение знаков на детали (сборочные единицы) при помощи трафарета кистью

Карта 121. Нанесение знаков на детали (сборочные единицы) при помощи трафарета пистолетом-распылителем

Карта 122. Перевод декалькомании на поверхность изделий вручную

Укрупненные нормативы времени для мелкосерийного производства

Карта 123. Изолирование деталей и поверхностей, не подлежащих окраске на изделия, и снятие изоляции. Средство изоляции-бумага

Карта 124. Окрашивание поверхностей пистолетом-распылителем

Карта 125. Окрашивание поверхностей кистью

Карта 126. Окрашивание внутренней поверхности труб шомполом

Карта 127. Осмотр внутренней, поверхности с помощью переносной электрической лампочки

Карта 128. Поправочные коэффициенты к оперативному времени в зависимости от условий выполнения работ

Карта 129. Время на организационно-техническое обслуживание рабочего места

Карта 130. Время на отдых и личные потребности

Карта 131. Подготовительно-заключительное время

Приложения

Приложение 1. Площадь поверхностей стальных литых и штампованных деталей

Приложение 2. Площадь поверхности алюминиевых литых и штампованных деталей

Приложение 3. Формулы для определения средней толщины стенки литых и штампованных деталей

Приложение 4. Перевод минут в часы

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

Утверждены: Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС Постановление № 60/3-78 от 3 февраля 1988 г.

ОБЩЕМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ

НОРМАТИВЫ ВРЕМЕНИ на лакокрасочные покрытия

МОСКВА ЭКОНОМИКА 1990

ББК 65.9 (2)304.15 0-28

Сборник содержит нормативы оперативного времени на приемы, комплексы приемов и операции, связанные с подготовкой поверхности до покрытия и непосредственно на покрытие.

Нормативы времени утверждены постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1988 г. № 60/3-78 н рекомендованы для применения на машиностроительных предприятиях.

Срок действия нормативов до 1994 г.

С введением в действие настоящих нормативов отменяются Общемашиностроительные нормативы времени на лакокрасочные покрытия (М.: НИИ труда, 1979).

Общемашиностроительные нормативы времени разработаны Научно-производственным объединением по технологии машиностроения для животноводства и кормопроизводства (НПО РостНИИТМ) Министерства сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР при участии и под методическим руководством Центрального бюро нормативов по труду.

Сборник нормативов предназначен для нормирования труда рабочих, занятых выполнением лакокрасочных работ в цехах (участках) машиностроительных предприятий всех типов производства.

Нормативы охватывают труд маляров, лакировщиков, окрасчиков.

В конце сборника помещен бланк отзыва, который заполняется предприятием (организацией) и направляется в адрес ЦБНТ: 109028, Москва, ул. Солянка, д. 3, строение 3.

Обеспечение межотраслевыми нормативными и методическими материалами по труду осуществляется по заявкам предприятий и организаций через книготорговую сеть на местах. Информация об этих книгах публикуется в аннотированных тематических планах выпуска литературы издательства “Экономика” и книготорговых бюллетенях.

2801010000-159

О-КБ-59-102-88

011(01)-90

ISBN 5-282-00339-2

©Центральное бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (ЦБНТ), 1990


Детали, сборочные единицы и из* дслия сложной конфшурашш с большим количеством пересечений криволинейных и сферических поверхностей, многочислен-ными отверггиями, карманами и ребрами, усложняющими работу в значительной степени Большинство мест обработки малодоступно. Движение инстру ментов весьма 01раничено. Обра* ботка поверхностей, требующая высокою качества и квалификации рабочею

Корпусные детали, коробки передач. блоки моторов, картера, рамы вагонов, тракторов и автомобилей, а1регаты с установленными внутри них деталями и сборочными единицами. простые по форме изделия в сборе

Задний мост в сборе, передняя подвеска в сборе, окраска внутренних частей автомобиля в труднодоступных местах, крышки багажников автомобилей, кронштейны, изделия в сборе. Детали объемные литые, сварные и кованые с окнами, отверстиями, карманами, переходами и крупные по габаритам. трубы

Лицевые детали кузова автомобиля. крышка, капот, крышка багажника, двери



1.19. Примеры расчета норм времени для различных типов производств

1.19.!. ПРИМЕР. Подготовка к окраска поверхности крыла в сборе

Исходные данные:    тип    производства    -    массовое

изделие - крыло в сборе группа сложности -1 площадь поверхности - 3,2 м* масса -16 кг

п/п

Содержание приемов или комплексов приемов

Факторы, влияющие на продолжительность

кар

ты

пози

ции

Оператив

ное

время,

мин

ТОбС'

Тота* ^ от оперативного времени

Расчет нормы времени (Н^мин

Норма

времени,

мин

1

Промыть поверхность

Количество

25

0,370:5 =

детали в ванне с по-

деталей - 5

129

-

=0,074

4

мощью шланга

130

7

11

4+11

о

3

1

II

0,085

=0,085

2

Обдуть поверхность

S - 3,2 м1

43

77а

0,256

-

сжатым воздухом

129

-

4

130

7

11

4 + 11

°’25б'(1+-1«Г+-

0,294

= 0,294

Навеешь легальна

М - 16 кг

7

конвейер

на 2 крюка

129

L - 4 м

130

Грунтование Нанести

S — 3.2 м2

66

слой грунта на поверх

129

ность пневматическим

130

распылением

Окраска. Нанести слой

S-3.2 м2

69

краски на поверхность

129

пневматическим распы

130

лением

Повтори гь переход 5 один раз

Снять деталь с конвей

М - 16 Ki

8

ера и отложить на мес

с 2 крюков

129

то складировании

/—5 м

130


15д

0.208

4

4

13

77а

0.693

-

4

9

12

77а

0.89

-

4

9

0.89

12

15е

0.173

-

4

4

13

0,208

«0,243

4+12 0.693 • tl +    )    =

100

= 0,804

4 + 12

°-89 * tl*“Too_e

= 1,032

1.032


(1 +


4 + 13 100


4 + 13

°-|73М1 + "^Г> =

= 0.202


0,243

0,804

1.032

1.032

0,202


1.19.2. ПРИМЕР. Подготовка и окраска поверхности кабины

Исходные данные:    тип    производства    - среднесерийное

изделие - каркас кабины группа сложности - II

площадь поверхности наружной - 2,4 м3: внутренней - 2,1 м3 масса - 38 кг

N*

п/п

Содержание приемов или комплексов приемов

Факторы, влияющие на продолжительность

кар

ты

пози

ции

Оператив

ное

время.

мин

Т0бс* Тотл» ТПз, % от оперативного времени

Расчет нормы времени (Нрр), мин

Норма

времени,

мнн

1

Протереть наружную

S - 2,4 м1

83

256

0.743

поверхность салфет-

129

-

4

кой. смоченной в

130

7

10

растворителе

131

3

3

4+10+3

0,743 * 0 +~Тоо )"

0,869

= 0.869

2

Протереть внутреннюю

S - 2,1 м*

83

256

0,743 • 1,2 *

поверхность салфеткой.

128

26

=0,892

смоченной в раствори-

129

-

4

теле

130

7

10

131

3

3

4+Ю + З

0.892.(1* 1()0 )-

1,044

= 1,044

3

Протереть наружную

S - 2,4 м1

82

256

0,52

поверхность сухой

129

-

4

салфеткой

130

7

10

131

3

3

4 + Ю + З

0,52 - (1 * 100 > =

0,608

= 0,608

Шпатлевать наружную

S-0,18 м2

88

поверхность вручную

первый слой.

129

шпатлевание

130

частичное

131

Шлифовать шпатлеван*

S-0,18 м1

47

ную поверхность шли

шлифование

129

фовальной машинкой

сухое

130

131

Обдуть поверхность

S - 2,4 м2

87

сжатым воздухом

129

130

131

Кантовать каркас ка

L - 6 м

11

бины к конвейеру и

М - 38 кг

128

подвесить на конвейер

на 2 крюка

129

2 рабочих

130

131


15з

0,355

4

6

8

3

3

266

0,208

4

10

9

3

3

456

0,356

-

4

7

10

3

3

16г

0,389 * 0,8 • 2 =

44

= 0,622

4

5

13

3

3

MSSMI*1®1)-= 0.408

0,208

= 0,241

0.356 * (1 +

= 0,417

0,622

= 0,746


(1 +


4 + 9 + 3

too


4 + 10 + 3 100


0,408


0.241


0.417


(1 +


4+ 13 + 3 100 }


0,746


Продолжение

Содержание приемов

Факторы.

N*

Оперативное

1обс-

Расчет нормы времени.

Норма

п/п

или комплексов

влияющие

кар-

пози-

время.

*ОТЛ» *пз-

Вр), мин

времени.

приемов

на продолжи-

ты

ЦИИ

мин

# от one-

мин

тельность

ративною

времени

8

Грунтование. Нанести

S - 2,4 м1

110

45б

м

слой грунта на поверх-

наружная

по

44д

1.184

ность пневматическим

S - 2,1 м1

129

4

распылением

внутренняя

130

9

II

131

3

3

4 + 11 +3

2,284 • (1 +-) =

2,695

100

= 2.695

9

Окраска. Нанести слой

S - 2,4 м1

ИЗ

456

1.213

краски на поверхность

наружная

113

44д

1.307

пневматическим рас-

S-2.I м*

129

4

пилением

внутренняя

130

9

11

131

3

3

4 + 11 + 3

2.52 * (1 =

2,973

100

= 2.973

10

Удалить подтеки кистью

S - 0,2 м1

116

56

0.140

129

4

130

8

10

131

3

3

4 + 10+3

0.N0* о* ,*:■■ ) = 100

=0.164

0,164

11

Повторить переход 9

1.213

один раз

1.307

2,973

2,973

12

Снять кабину с конвейе-

М - 38 кг

12

16в

0,266 *0,8 *2 =

ра и кантовать к месту

с 2 крюков

128

44

= 0.426

складирования

L -5 м

129

-

4

2 рабочих

130

5

13

131

1

3

4+13+3 0,426 ' (1 + ) —

= 0,511

0,511

1.19.3. ПРИМЕР. Подготовка и окраска поверхности станины

Исходные данные:    тип    производства    - мелкосерийное

изделие - станина группа сложности - III

площадь поверхности наружной - 6,8 м2; внутренней - 2,6 м2 бригадная форма организации труда

п/п

Содержание приемов или комплексов приемов

Факторы, влияющие на продолжительность

кар

ты

пози

ции

Оперативное

время,

мин

Тобс»

Тотл* ^ оперативного времени

Расчет нормы времени (НВр), мин

Норма

времени,

мин

1

Изолировать места, не

S - 0,1 м2

53

14в;

0,206 * 1,3 =

подлежащие окраске,

наружная

18е

=0,268

солидолом

S - 0,12 м*

0,27 * 1,3=

внутренняя

=0,356

128

2

129

4

130

6

7

4 + 7

0.624 - (1 + 1(Ю)-

0,69

= 0,69

2

Подготовить (с час-

S - 6,8 м2

124

21в

19,7

точным шпатлеванием)

129

-

4

и окрасить наружную

130

7

9

4 + 9

поверхность

19 7 * а + 100 >-

22,26

= 22,26

3

Подготовить (счастич-

S - 2,4 м2

124

17е

14,58

ным шпатлеванием) и

129

-

4

окрасить внутреннюю

130

7

9

4 + 9

поверхность

14.58 - (И 100 ) -

16.47

= 16.47

ОС

Продолжение

N*

n/п

Содержание приемов или комплексов приемов

Факторы, влияющие на продолжительность

кар

ты

N*

пози

ции

Оперативное

время,

мин

Тобо Тотл*^ от оперативного времени

Расчет нормы времени (Нвр). мин

Норма

времени,

мин

4

Окрашивание. Нанести

S - 6.8 mj

69

91в

3,35 * 1,3 —

второй слой краски на

128

2

= 4,35

наружную поверхность

129

4

станины иневматичес*

130

7

9

4 + 9

ким распылением

435'(,+ ,00 ) =

4,92

= 4,92

5

Удалить попеки скреб*

S - U м!

72

59в

1.21 * 1,3 =

ком после окраски

128

2

= 1,57

129

-

4

130

6

7

4 + 7

1,57 * (1 + - ) =

1.74

100

= 1,74

6

Подкрасить поврежден*

S - 1.2 мг

74

60в

0,56 * 1,3 =

ныв места кистью

128

2

= 0.73

129

4

130

6

7

4 + 7

0,73 • (1 + 100 ) =

0,81

=0,81

7

Окрашивание Нанести

S - 2.4 м2

69

72с

1,68 * 1,3 =

2-й слой краски на

128

2

= 2,18

внутреннюю поверх*

129

-

4

ность пневматическим

130

7

9

л ♦ о

распылением

II

+

00

м

2,46

1

1

= 2.46


8

Повторить переход 4

один раз

9

Повторить переход 7

один раз

10

Снять изоляцию


S-0,1 м1 наружная S- 0,12 и* внутренняя


Итого


Всего:


Определяем

подготови

тельно-заклю

чительное

время


54

54

128

129

130

131

4,35

4,92

2,18

2.46

14в

0,332 * 1,3 =

18е

= 0,431

2

0,436 • 1,3 =

-

= 0,567

4

6

7

1.11

= 1.11

6

51,26

2,8

51.26*2.8

1.43

■ АЛ 1 »НЗ 100


57,84 + 1,43 —59,27


59,27


2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ ПОКРЫТИЯ ИЗДЕЛИЯ» ПРИМЕНЯЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ» ИНСТРУМЕНТА И МАТЕРИАЛОВ

2.1.    Один из распространенных и эффективных методов зашиты металлических изделий от коррозии» а изделий из древесины от разрушения — лако-красочные покрытия, которые наряду с защитными свойствами придают изделиям декоративный внешний вид и необходимый цветовой оттенок.

Получение лакокрасочного покрытия, обладающего одновременно защитными свойствами и хорошим внешним видом» определяется следующими условиями:

1)    качеством лакокрасочного материала;

2)    качеством подготовки поверхности под окраску;

3)    совершенством технологического процесса окрашивания изделий и его соблюдением;

4)    оснащенностью инструментами (пульверизатором» шпателями, кистями и др,);

5)    соответствующей организацией окрасочного участка или цеха.

2.2.    Для нанесения лакокрасочных материалов на поверхности изделий наибольшее распространение получили следующие методы.

2.2.1. Метод пневматического распыления без подогрева или с подогревом состоит в том» что лакокрасочный материал при помощи сжатого воздуха превращается в тонкую дисперсную массу» которая наносится на поверхность детали.

Пневматическое распыление применяется при окраске изделий» изготавливаемых из различных металлов, разных конфигураций и размеров (за исключением внутренних, не доступных для окраски полостей). Лакокрасочные материалы наносятся краскораспылителями различного типа. Краскораспылители классифицируются по характеру струи» определяемой формой факела» по размерам выходного отверстия и по способу подачи краски. Изделия для окраски, расположенные на столе» сетке или подвешенные на конвейере, покрываются лакокрасочными материалами пистолетом-распылителем на открытом месте или в специальных камерах прерывного и непрерывного действия.

Лакокрасочные материалы подают к распылителю из специальных бачков или периодически заливают вручную в стаканчик» укрепленный на распылителе. Компрессорная установка обеспечивает распылители сжатым воздухом.

Применяются следующие краскораспылители: КР-10, КРУ-1» СО-71» 0*37 А, КРП-6, КА-1 и другие.

20

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.    Настоящий сборник содержит нормативы оперативного времени на работы по подготовке поверхности к покрытию, непосредственно на покрытие, на работы, связанные с механизированной и ручной загрузкой конвейеров, перемещением и поворотом изделий в процессе работы, и др. в условиях массового, крупносерийного, среднесерийною и мелкосерийного типов производства.

1.2.    При внедрении бригадной (звеньевой, групповой) формы организации труда нормативы могут быть использованы для расчета норм обслуживания, комплексных норм времени (выработки) и численности. При коллективной форме организации труда1 комплексные нормы затрат труда могут быть получены на основе применения корректирующих коэффициентов к сумме операционных норм, рассчитанных для условий индивидуальной организации труда. Возможно использование корректирующих коэффициентов к сумме отдельных составляющих комплексной нормы, отражающих суммарное значение затрат времени по категориям этих затрат.

1.3.    При установлении на предприятиях норм времени на основе настоящих нормативов тарификация работ должна производиться по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, выпуск 2, утвержденному постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 16 января 1985 г. № 17/2-54.

1.4.    При разработке нормативов времени были использованы следующие материалы;

хронометражные и фотохронометражные наблюдения, проведенные на предприятиях;

материалы по практике применения действующих Обшемашинострои-тельных нормативов времени на лакокрасочные покрытия (М.: НИИ труда, 1979);

результаты анализа организации труда и мероприятий по ее совершенствованию;

прогрессивные отраслевые нормативы времени на лакокрасочные покрытия;

методические рекомендации по научной организации труда;

государственные стандарты (ГОСТы).

2.2.2.    Метод безвоздушного распыления состоит в том» что лакокрасочный материал подается к соплу распылителя под высоким давлением (4,9—24,5 МПа) и распыляется без помощи сжатого воздуха. Создание мелкодисперсного факела достигается за счет падения давления до атмосферного при выходе лакокрасочного материала из сопла распылителя со скоростью» превосходящей критическую для данной вязкости.

По сравнению с методом окраски пневматическим распылением метод безвоздушного распыления имеет следующие преимущества:

уменьшается расход лакокрасочных материалов на 15—30 %;

сокращается длительность цикла окраски и повышается производительность труда рабочих за счет невозможности утолщенных слоев эмали.

Недостаток данного метода состоит в трудности окраски изделий особо сложной конфигурации.

Безвоздушное распыление рекомендуется при окраске изделий, не требующих отделки выше II класса.

2.2.3.    Метод окунания заключается в том» что предназначенные для окрашивания изделия погружаются в ванну, наполненную соответствующим лакокрасочным материалом. Через определенный промежуток времени изделия вынимают и лишняя краска стекает с их поверхности.

Данный метод применяют для окраски изделий простой и средней конфигурации. Он имеет следующие преимущества: не требуется сложного оборудования и высококвалифицированных рабочих. Процесс может быть полностью механизирован, позволяет окрашивать не только наружные, но и внутренние поверхности изделий.

К недостаткам этого метода относятся: метод применяется для окраски изделий в один цвет со всех сторон; изделия должны иметь обтекаемую форму и гладкую поверхность; возможны подтеки; необходимы большие емкости для окунания.

Метод облива мало чем отличается от окраски окунанием. Преимуществом этого метода по сравнению с окунанием является возможность окрашивания крупногабаритных изделий.

2.2.4.    Метод электрического осаждения основан на использовании физического явления — переноса заряженных частиц краски в электрическом поле высокого напряжения» которое создается между системой электродов. Данный метод позволяет полностью механизировать и автоматизировать процесс окраски с одновременным улучшением качества и повышением защитных свойств покрытия. Процесс окраски механизирован и проходит без участия рабочих. При механизированных процессах окраски нормируются только вспомогательные работы.

2.2.5.    Метод порошкового напыления основан на принципе электризации частиц, находящихся в состоянии аэрозоля.

Сухая краска поступает в виде порошка и подается к соплу электростатического распьлителя. Перевод порошка в аэрозоли осуществляется пневматическим распылением.

21

1.5. Нормативная часть сборника состоит из пяти основных разделов.

1.5.1.    Нормативы оперативного времени на работы» связанные с механи* зированной и ручной загрузкой конвейеров» перемещением и поворотом изделий в процессе работы» и др. для всех типов производства.

1.5*2. Нормативы оперативного времени на работы по подготовке по* верхности к покрытию и непосредственно на покрытие для массового и крупносерийного производства.

1.5.3.    Нормативы оперативного времени на работы по подготовке по* верхности к покрытию и непосредственно на покрытие для среднесерийно* го производства.

1.5.4.    Укрупненные нормативы времени для мелкосерийного произвол* ства.

1.5.5.    Нормативы подготовительно*заключительного времени, времени на обслуживание рабочего места» отдых и личные потребности.

1.6.    Типы производства по окрасочным работам характеризуются еле* дующими признаками:

1.6.1.    Массовое и крупносерийное - предприятие в течение длительного времени выпускает изделия крупными сериями ограниченной и устойчивой номенклатуры» имеет высокий уровень специализации и автоматизации производства. Работа по лакокрасочным покрытиям производится при разделении труда рабочих: каждый рабочий в течение смены выполняет одну технологическую операцию и работает на одном рабочем месте.

Рабочее место обеспечено окрасочными материалами и деталями, подъем* ными транспортными средствами и средствами механизации труда.

1.6.2.    Среднесерийное производство - ограниченной номенклатурой выпускаемых изделий» освоенных предприятием и.выпускаемых в течение длительного времени средними сериями; рабочий в течение смены вычол* няет до пяти разных технологических операций с переходом на разные рабо* чие места и сменой средств труда» применяемых для выполнения отдельных операций; рабочее место обеспечено необходимыми материалами и средствами механизации труда.

1.6.3.    Мелкосерийное производство - широкой номенклатурой изготавливаемых изделий и малым объемом выпуска; в течение рабочей смены рабочий или комплексная бригада выполняет все окрасочные операции; изменение номенклатуры окрашиваемых изделий вызывает необходимость смены инструмента» приспособлений и применяемых лакокрасочных мате* риалов. Единичное производство как таковое для лакокрасочных работ практически отсутствует» так как оно по своей ограниченности и опре* делению (см. ГОСТ 3.1121-84 по закреплению операций) совпадает с мелкосерийным производством. Поэтому все лакокрасочные работы необходимо относить не ниже мелкосерийного производства, нормирование которого выделено в отдельный раздел сборника.

1.7.    При выполнении работ по окраске рабочий может работать в удобном, неудобном или очень неудобном положении.

4

Удобное положение характеризуется устойчивым равновесием тела (сидя или стоя, свободное движение рук с инструментом).

Неудобное положение - сидя или стоя на коленях с вытянутыми вверх руками, согнувшись, равновесие тела неустойчивое.

Очень неудобное положение - на коленях, спина согнута, сидя без опоры, лежа, работа на ощупь во всех положениях.

Во всех указанных положениях могут быть различные условия работы инструментом:

свободные - работа инструментом ничем не ограничена;

стесненные - работа инструментом затруднена из-за наличия близко расположенных выступающих частей деталей, узких мест и т.д.;

очень стесненные — работа инструментом производится в труднодоступном месте и требует осторожности из-за препятствий, затрудняющих обозрение места работы, вследствие чего рабочему приходится нагибаться, ложиться, влезать на что-либо.

В нормативной карте 128 приведены коэффициенты для различных условий выполнения работы.

1.8.    При погрузке или выгрузке грузов вручную рабочий должен брать за один прием двумя руками: при массе места до 0,5 кг — 3-4 места; от 0,5 до 5 кг - 2-3 места; более 5 кг - 1 место.

Если при однородном грузе и однородной таре масса отдельных мест (изделий, деталей, сборочных единиц и т.п.) неодинакова, оперативное время берется исходя из средней массы, которая определяется делением общей массы на количество мест.

1.9.    Измеритель ’’одно место** следует понимать как в случае, когда это место состоит из одной детали, так и в случае, когда это место состоит из нескольких деталей, которые рабочий берет за один прием при погрузке и выгрузке.

Приведенные в сборнике пределы числовых значений (расстояние перемещения, масса), в которых указано ”до’’ следует понимать включительно.

1.10.    При загрузке, разгрузке конвейеров вручную грузы могут быть удобными и неудобными. К удобным относятся грузы, не стесняющие передвижение рабочего. К неудобным относятся грузы громоздкие, длинномерные, разномерные, с выступами.

1.11.    При автоматизированных процессах лакокрасочных покрытий нормы времени рассчитываются на навешивание деталей на конвейер и снятие.

1.12.    При групповой обработке деталей (сборочных единиц) окунанием или другим способом при помощи корзин, этажерок, подвесок и т.п., когда нормативное время установлено на одно место или связку, для определения времени на одну деталь (сборочную единицу) необходимо нормативное время разделить на количество деталей на подвеске, в корзине и т.п.

5

1.13. В большинстве нормативных карт приведены эмпирические формулы» по которым рассчитаны нормативы времени с последующим округлением. Наличие формул позволит нормировать техпроцессы с применением

ЭВМ.


1.14.    Расчет нормы времени на обрабатываемую поверхность, свыше указанной в карте» следует производить по формулам "на каждый последующий ма’\ приведенным в нормативных картах.

1.15.    Нормативами предусмотрено выполнение работ одним рабочим. При выполнении работ двумя и более рабочими нормативное время следует устанавливать для каждого исполнителя.

1.16.    До введения на предприятиях настоящих нормативов необходимо провести организационно-технические мероприятия, обеспечивающие выполнение предусмотренных норм.

1.17.    На все виды работ, не предусмотренные сборником или имеющие узкоотраслевой характер, а также при внедрении на предприятиях более прогрессивных организации производства, труда, технологии лакокрасочных работ следует разрабатывать и вводить в установленном порядке местные нормативы времени.

1Л 8. Расчет нормы времени

1.18.1.    При определении норм времени используется карта технологического процесса, в которой определены порядок прохождения операций, применяемые способы и средства нанесения покрытия, характеристика материалов изделия и применяемых лакокрасочных материалов.

Размеры площади, подвергающейся лакокрасочным покрытиям, определяют по чертежам или расчетным путем с помощью соответствующих замеров.

Для определения площади поверхности литых и штампованных деталей сложной конфигурации рекомендуется пользоваться приложениями 1, 2, в которых площадь определена в зависимости от массы деталей и средней толщины стенки деталей.

Для определения группы сложности деталей рекомендуется пользоваться табл. 1 (см. с. 9).

1.18.2.    Расчет норм времени при индивидуальной организации труда производится по формулам:

для массового производства

VT«e(1 +

100

для крупносерийного, среднесерийного и мелкосерийного производства

Нвр^оп-О*

6

где Т0п - оперативное время;

а0бс - время обслуживании рабочего места, % от оперативного; а0тл - время на отдых и личные потребности, % от оперативного;


К - коэффициент, учитывающий условия выполнения работ; аПз — подготовительно-заключительное время, % от оперативного.

1.18.3. При покрытии дателей в электростатическом поле методом обпива и на всех автоматических агрегатах обезжиривания, бондериэации, фосфатирования, пассивирования и тд„ которые характерны для массового производства, основное время рассчитывается по формуле

где Т0 - основное время, мин;

/ — шаг подвесок конвейера, м;

VK — скорость движения конвейера, м/мин, установленная технологическим процессом для данного участка; п - число одновременно обрабатываемых изделий на подвеске.

При нанесении покрытий вручную нормы времени следует устанавливать по нормативным картам для “всех типов производства** и по картам для “массового и крупносерийного производства’*.

1.18.4. Расчет комплексной нормы времени определяется по формуле

где Нвр. -

1 ™ 1, 2, 3,..., п * HBpj “

Нвр.к = j^BPi • Кэф.чел,ч,

норма времени на изготовление i-й детали бригадокомп-лекта, чел.-ч;

количество деталей, входящих в бригадокомплект; находится по формуле

m

HBPi= j=j HBpj> чел.-ч,

где    ^BPj~    Н0Рма времени на выполнение j-й операции, чел.-ч;

j = 1,2, 3,.... ш - количество операций, необходимых для изготовления

j-й детали;

Кэф - коэффициент эффекта бригадной работы (Кэф < I).

Он отражает среднюю величину роста производительности, которая ожидается при переходе от индивидуальной к бригадной форме организации труда и которая должна быть учтена в комплексных нормах. Коэффициенты эффекта бригадной формы (К^) устанавливаются на уровне предприятия и применяются в течение срока, на который они рассчитаны, при условии, если не меняются условия производства.

7

Ниже в разделе 1.19 приведены примеры расчета норм времени.

1.18.5.    По данным нормативам рекомендуется нормировать и работы, выполняемые для различных климатических условий (тропические и др.). В данном случае нормирование производится по соответствующей технологии, разработанной на предприятии.

1.18.6.    В случаях когда при разгрузке конвейера рабочий теряет время на ожидание каждого следующего места груза вследствие больших интервалов между местами или медленного движения конвейера, время на разгрузку одного места определяют делением среднего расстояния между местами в метрах на скорость движения конвейера в м/мин.

В случаях когда по техпроцессу имеет место отклонение от содержания работ, принятого в нормативных картах, необходимо пользоваться нормативной картой 34.

1.18.7.    Обеспечение различных классов окраски (ГОСТ 9.032.074) достигается за счет шероховатости поверхности, запроектированной в технологическом процессе механической обработки, и за счет соответственно подобранных марок лаков и эмалей.

1.18.8.    При окрашивании поверхности рельефными и другими подобными эмалями время выдержки между слоями покрытий определяется по действующим на предприятии картам технологического процесса.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТАЛЕЙ, СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ (УЗЛОВ) И ИЗДЕЛИЙ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ЛАКОКРАСОЧНЫМ ПОКРЫТИЯМ ПО ГРУППАМ СЛОЖНОСТИ

Та блииа 1, лист 1

Группа

слож-

Описание

Примеры

ности


I    1. Детали листовые плоские, сбо

рочные единицы» клепаные или сварные из листовых деталей плоской формы, прямолинейного или криволинейного контура с отверстиями или без них, с выпуклой или вогнутой поверхносшо» с небольшими выступами» углублениями. отбортовками

2. Детали литые» имеющие плоские, сферические и конические поверхности


Листы обшивки, обтекатели крыши, двери» шасси, подставки, шиты» опоры, основания и борта платформ грузовых автомобилей, царги колонн


Станины и передние бабки металлорежущих станков, корпуса подшипников, барабаны колес, турбины» цилиндры, крышки и корпуса аппаратов

Цилиндрические корпуса стиральных машин» корпуса колясок мотоциклов, кожуха машин, цистерны, бачки, баки, бабки, брызговики, крылья грузовых автомобилей

Кузова автобусов и кабины грузовых автомобилей


3. Детали и сборочные единицы объемной формы, клепаные и собранные из листовых деталей с ребрами» выступами, отверстиями или без них


4. Изделия объемной формы, имеющие проемы, окна, ще-


Та блица 1, лист2

Группа

слож-

Описание

Примеры

ности

о


ли» окрашиваемые одновременно с наружной н внутрен* ней стороны одним видом лакокрасочного материала

Щитки, рамы, корпуса, мосты и балки кранов, ящики, наружные стены вагона с часто расположенными гофрами при площади гофр свыше 15 %, крышки, панели, контейнеры

Трансформаторы, радиаторы, коллекторы радиаторов, вентиляторы» рамы, рессоры, ободья колес автомобилей, панели приборов

II 1. Детали и изделия более сложной конфигурации, сборочные единицы, клепаные или сварные из листовой стали с отверстиями или без них, с выпуклой или вогнутой поверхностью

Тумбы и задние бабки станков» рычаги, штурвалы, коленчатые валы, корпуса приборов

2.    Сборочные единицы и агрегаты, сваренные из труб в сочетании с плоскими поверхностями прямолинейного и криволинейного контуров с выступами, углублениями. Отдельные места, малодоступные для свободной работы. Движение инструментов ограничено

3.    Глубокие штамповки, детали, сборочные единицы объемной формы, клепаные или собранные из отдельных деталей с ребрами» выступами» отверстиями

1

Болес полные и подробные данные см. Методические рекомендации по нормированию труда рабочих в условиях коллективных форм его организации и стимулирования. М.: Экономика, 1987.

3