КОНЦЕРН
«ЭЛЕКТРОМОНТАЖ»
ИНСТРУКЦИЯ
ПО МОНТАЖУ шинопюводов
ПЕРЕМЕННОГО ТОКА НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1000 В, ПОСТОЯННОГО ТОКА НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1200 В
«КЭНДИ* Москва. 1993
КОНЦЕРН «ЭЛЕКТРОМОНТАЖ»
ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ ШИНОПРОВОДОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА НАПРЯЖЕНИЕМ ДО ЮМ В,.ПОСТОЯННОГО ТОКА НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1ДО В
«КЭНДИ» Москва, 1993
|
Рис. 3. Контейнер для перевозки блоков шинопроводов |
Если у увлажненных секций и блоков сопротивление снизилось до значения менее 0,5 МОм, эти секции и блоки следует просушить.
4.14. Секции шинопроводов следует собирать в блоки длиной 9-12 м в зависимости от места и условий прокладки.
Блоки, состоящие из прямых и угловых секций, следует комплектовать таким образом, чтобы угловые секции были расположены на концах блоков.
4.15. Кроме сборки в блоки прямых секций в условиях МЭЗ рекомендуется выполнять блоки с приваренными шинами ответвительных секций, вертикальные участки трассы шинопровода и другие сложные узлы, габариты которых допускают использование автотранспорта при их перевозке; целесообразно также в условиях МЭЗ выполнять блоки с тройниковыми секциями.
4.16. Шины секций шинопроводов следует соединять сваркой или болтовыми сжимами.
Болтовые сжимы следует применять согласно проекту яри необходимости создания разъемных в процессе эксплуатации технологического оборудования и питающих электрических сетей соедидиненнй в местах, где по каким-либо причинам затруднено
10
произодство сварочных работ, а также для соединения присоединительной секции, устанавливаемой иа шкафах РУНН КТП, с магистралью.
При монтаже шинопроводов в помещениях с пыльной средой и в пожароопасных зонах класса II-I иИ-11 соединение шин стыкуемых секций следует выполнять только с помощью сварки, а изоляцию стыков - комплектом материалов У1569 в три слоя.
4.17. В условиях МЭЗ при сборке секций шинопровода в блоки сварка шин должна выполняться с двух сторон, высота наплавленного металла должна быть не менее 4 мм.
4.18. Сварку шин следует выполнять в среде аргона полуавтоматом ПРМ-4, ПРМ-4м и др., руководствуясь при этом Инструкцией по монтажу контактных соединений шин между собой я с выводами электротехнических устройств , 1993 г. (Взамен
) и Руководством по сварке цветных металлов в элект
ромонтажном производстве.
4.19. Перед началом сварки необходимо:
- совместить отверстия шин при правильном взаиморасположении (рис.4);
|
Рис. 4. Расположение шин при сварке секций шинопроводов |
1)
• проконтролировать расстояние между боковинами стыкуемых секций, что может быть выполнено с помощью алюминиевых крышек стыка, отверстия которых должны совпадать с отверстиями на концах боковин секций (расстояние между боковинами стыкуемых секций - 440 ±3 »);
- сжать попарно соединяемые шины секций с помощью специального кондуктора (рис. 5);
|
Рис. 5. Кондуктор для сжатия шин перед сваркой секций шинопровода: а - с ответвлением; б - без ответвления. |
- участки шин, на которых имеется открытая изоляция, закрыть асбестом или другим негорючим материалом с целью исключения попадания искр на изоляцию.
4.20. По окончании сварки шины следует пофазно изолировать оболочками, входящими в состав стыковочного комплекта и закрепляемыми на шинах с помощью кнопок (рнс. 6), или стеклолакотканью, входящей в комплект У1569 УТЗ и закрепляемой на шинах клеем 88 С А.
4.21. Сваренный и изолированный стык секций следует закрыть крышками, входящими в стыковочный комплект (табл.1), как показано на рис. 7.
12
Ишм
Рис. $. Изолирование сварного стыка с ответвлением изоляционной '^Палочкой, .входящей а состав стыковочного комплекта
(шттт |
|
Рис. 7. Сборка стыковочного коплекта при сварном соединении шии
(шины условно не показаны)
13 |
Таблица 1 |
Тип шинопровода |
Тип стыковочного комплекта |
Назначение |
ШМЛ41250Л |
У3167 УЗ |
Для сварного соединения с ответвлением |
У3169 УЗ |
Для сварного соединения шин без ответвления |
У3166УЗ |
Для болтового соединения шин с ответвлением |
У 3168 УЗ |
Для болтового соединения шин без ответвления |
ШМА 4 1600А |
У3367 МУЗ |
Для сварного соединения шин с ответвлением |
У3369 МУЗ |
Для сварного соединения шин без ответвления |
У3366 МУЗ |
Для болтового соединения шин с ответвлением |
У3368 МУЗ |
Для болтового соединения шин без ответвления |
ШМА42500Л |
У3467УЗ |
Для сварного соединения шин с ответвлением |
У3469УЗ |
Для сварного соединения шин без ответвления |
У3466 УЗ |
Для болтового соединения шин с ответвлением |
У3468УЗ |
Для болтового соединения шин без ответвления |
ШМА43200А |
У3667УЗ |
Для сварного я болтового соединения шин с ответвлением |
У3669 УЗ |
Для сварного соединения пит без ответвления |
УЭ668УЗ |
Для болтового соеданеыия шин без ответвления |
|
14 |
4.22. Сборку стыковочного комплекта необходимо производить в следующей последовательности:
а) проверить, чтобы швеллеры с пазами, установленные по концам соединяемых секций, находились в положении 1 (рис.7);
при необходимости перевести их в положение 1, ослабив боя* ты М8, находящиеся на секции;
б) прижать боковые крышки к боковинам соединяемых секций и передвинуть швеллеры в положение 2, надвинув их на отбортовки боковых крышек до упора, после чего затянуть болты М8;
в) закрепить верхнюю и нижнюю алюминиевые крышки на отбортовках боковин (нулевых проводников) соединяемых секций четырьмя болтами М 10x30, установив специальные и пружинные шайбы.
Контактные болты М 10x30 нулевого проводника (болты, крепящие алюминиевые крышки) н болты, крепящие стальные боковые крышки, должны быть надежно затянуты для обеспечения надлежащего контакта.
Перед установкой алюминиевых крышек контактные поверх* ности нулевого проводника должны быть подготовлены в соответствии с Инструкцией по монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств., 1993 г.
4.23. Болтовое соединение фазных шин на стыках секций следует выполнять с помощью болтового сжима У3335 МУЗ (рис.8) по одному на каждый стыкуемый пакет шин.
Оборку необходимо производ ить в следующей последовательности:
а) подготовить контактные поверхности - шины зачистить под слоем нейтральной смазки (вазелин КВ-3/109 ГОСТ 15975-70 и др.) - см. Инструкцию по монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств., 1993 г.
(ВШ*“ кУая? >■
б) совместить отверстия шин стыкуемых секций с обязательным соблюдением правильного взаимного расположения шин и расстояния между боковинами стыкуемых секций, равного 440±3 мм;
в) произвести сборку болтовых слшмов с одновременным изолированием шин оболочками, входящими в стыковочный комплект (табл. 1); каждый собранный болтовой сжим по количеству де-
15
талей ■ их взаиморасположению должен соответствовать сжиму, изображенному на рис. 8, причем при подсоединении в месте стыка ответвительной секции вместо трех шайб поз. 5 (в одном пакете шин) должны быть установлены соответствующие шины ответвительной секции;
г) затяжку болтового сжима следует производить в два приема: болтовой сжим затянуть до полного распрямления тарельчатых пружин-6, затем соединение ослабить поворотом ключа в обратную сторону на 60°.
|
Рис. в. Сжим болтовой У3335 МУЗ:
1 • шпилька; 2 • трубчатый изолятор; 3 - опорная шайба; 4 - изолятор; 5 - дистанционная шайба; 6 • пружина;
7 - гайка. |
4.24. Места стыков секций при соединении шин болтовым сжимом должны закрываться крышками, входящими в стыковочные комплекты; при этом необходимо выполнять требования п. 4.22.
4.25. Работы, выполняемые в монтажнной зоне, включают в
себя:
разгрузку и укладку блоков; установку опорных конструкций; подъем и установку секций (блоков); соединение блоков; проверку и испытание.
4.26. Укрупненные блоки шинопроводов следует доставлять на объекты централизованно, полностью скомплектованными линиями (включая крепежные изделия) в соответствии с графиком производства работ.
1б
4.27. Складировать блоки или секции шинопроводов следует ia свободной площадке в непосредственной близости от зоны прокладки шинопроводов.
4.28. Съем блоков на месте монтажа должен производиться с помощью траверс.
4.29. Монтаж секций шинопроводов следует начинать только после установки всех крепежных конструкций. Разметку мест установки необходимо выполнять в соответствии с проектной документацией или ППР от отметок чистого пола или осей здания.
4.30. Вне зависимости от срока хранения перед началом монтажа у всех секций и блоков необходимо проверить сопротивление изоляции мегаомметром на 1000 В; оно должно быть не ниже 0,5 МОм. Если у монтируемых секций и блоков сопротивление изоляции ниже 0,5 МОм, их необходимо просушить.
Таблица 2 |
Конструкция |
Тип конструкций для крепления шинопроводов |
Место установки шинопроводов |
ШМА4 1250 и 1600 А |
ШМА4 2500 и 3200А |
Кронштейн настенный |
У3391 МУЗ |
У3491 МУЗ |
На стенах и колоннах |
Стойка напольная |
У3392 МУЗ |
У3492 МУЗ |
Над полом |
Подвес |
У3393 МУЗ |
У3493 МУЗ |
На тросах |
Стойка |
У3394 МУЗ |
V3494 МУЗ |
ГЬшжюсуашку
мешдднвсдх
Фч* |
|
4.31. В зависимости от места установки и условий монтажа для крепления магистральных шинопроводов необходимо использовать конструкции по табл. 2.
4.32. Примеры установки магистрального шинопровода даны на рис. 9-12. Способы крепления опорно-поддерживающнх конструкций к строительным элементам следует принимать согласно типовым проектам ВНИПИ ТПЭП (см. приложение 1), а также ППР.
17
Рис. 9. Крепление шинопроаооа ш кронштейнах (стене, колоннах). |
|
|
Рис. 11. Крепление шинопровода на напольных стойках. |
4-4
\мшт&мйе pqatf#
Рис. 12. Крепление шинопровода на нижнем поясе металлических ферм.
19
И70
УДК 621.316.35.002.72(083.96.)
И70 Инструкция но монтажу шинопроводов переменного тока напряжением до 1000 В, постоянного тока напряжением до 1200 В
Самарское проектно-технологическое бюро концерна «Электромонтаж». - М.:, Кэнди, 1993,91 с.
Для инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих электромонтажных организаций, занимающихся монтажом комплектных шинопроводов.
Авторы-составители: В.Л. Медведков
Л.Н.Маркеева
ISBN 5-85528-027-6 © Концерн «Электромонтаж», 1993
4.33. Напольные стойки следует крепить к полу анкерными болтами М16.
4.34. Монтаж рекомендуется начинать со сложных узлов, вертикальных участков, подключения к КТП.
При этом следует стремиться к тому, чтобы стыки секций не попадали непосредственно на опорные или поддерживающие конструкции.
4.35. Расстояние между опорными конструкциями, на которых горизонтально располагается шинопровод без ответвительных секций или с ответвительными секциями, расположенными на расстоянии не более, чем 0,75 м от опоры, не должно превышать б метров.
Бели в пролете размешается более двух ответвлений, расстояние между опорными конструкциями должно быть сокращено до 3 м.
4.36. При пересечении шинопроводом температурного шва здания, а также на прямых участках линии шинопровода через каждые 50 м необходимо устанавливать секцию с компенсатором.
При установке секций с компенсатором, гибких секций, а также разделительной секции, опорные конструкции следует устанавливать под смежными секциями на расстоянии не менее 300 мм и не более 500 мм, считая от оси стыка секций; кроме того, под расширенную часть разделительной секции следует подвести дополнительную опорную конструкцию, изготовленную в МЭЗ.
4.37. Установленный на опоры блок или секция должны быть закреплены на опорах, только после этого следует поднимать следующий блок и состыковывать с уже установленным.
4.38. При стыковке блоков (как при горизонтальной, так и вертикальной проклд ке) соединение шин производится в основном с помощью сварки; болтовое соединение применяется только в местах, гае выполнение сварки невозможно, затруднено или по условиям эксплуатации необходимо выполнение разборных контактных соединений (не более 5% от общего количества соединений).
4.39. При стыковке блоков с помощью сварного соединения шин следует выполнять требования п.п. 4.18 - 4. 21, при этом в зоне монтажа сварку шин состыкованных блоков следует производить с одной стороны (по верхним ребрам шин); высота наплавленного металла должна быть не менее 8 мм.
4.40. Перед сваркой шин состыкованных блоков в зоне монтажа следует проверить прямолинейность их взаиморасположения (допуск - 5 мм).
При необходимости, для обеспечения прямолинейности, перед
20
Инструкция по монтажу шинопроводов переменного тока напряжением до 1000 В, постоянного тока напряжением до 1200 В
МИСС СССР
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В настоящей инструкции изложены указания по монтажу электрических сетей переменного тока напряжением до 1000 В, постоянного тока напряжением до 1200 В в производственных и электротехнических помещениях, выполняемых комплектными магистральными, распределительными, троллейными, осветительными и монотроллейными шинопроводами.
1.2. Требования инструкции распространяются на монтаж комплектных шинопроводов всех модификаций (по состоянию на 1 января 1992 г.), выпускаемых серийно заводами концерна «Электромонтаж» Минмонтажспецстроя СССР (см. приложение 1>.
1.3. Комплектным шинопроводом называется устройство, предназначенное для передачи и распределения электроэнергии, состоящее из голых и изолированных шин различного профиля, заключенных в защитную оболочку, со всеми относящимися к нему ответвительными устройствами, поддерживающими и крепежными конструкциями.
1.4. По назначению комплектные шинопроводы подразделяются на:
- магистральные переменного тока, предназначенные для передачи электроэнергии от цеховых подстанций до распределительных шинопроводов и силовых распределительных пунктов;
- ыагистральные постоянного тока, предназначенные для выполнения электрических соединений машинных или статических преобразователей с двигателями приводов и механизмов прокатных
Утвержден* Техническны Срок введения
днректороы концерна в действие
«Электромонтаж» 29 мая 1992 года 1 января 1993 г.
станов, а также для выполнения электрических сетей постоянного тока • промышленных установках;
- распределительные, предназначенные для передачи электроэнергии к электроприемникам;
* троллейные, предназначенные для передачи электроэнергии к подвижным электроприемникам;
- осветительные, предназначенные для передачи электроэнергии к светильникам и электроприемникам малой мощности;
- монотроллейные, предназначенные для передачи электроэнергии к оборудованию передвижных подъемно-транспортных механизмов.
1.5. В комплект поставки шинопроводов в соответствии с заказной спецификацией должны входить поддерживающие и крепежные конструкции для установки шинопроводов на строительных основаниях.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
2.1. Монтаж шинопроводов следует выполнять в соответствии с проектной документацией, СНиП и настоящей инструкцией.
2.2. Проектная документация должна быть выполнена с учетом требований стандартов ЕСКД, СПДС, СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства», СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства», ПУЭ-86, ВСН 381-85/ММСС СССР «Инструкция о составе и оформлении электротехнической рабочей документации для промышленного строительства*.
2.3. Проектная документация должна содержать:
- план сети шинопроводов объекта;
- необходимые разрезы с нанесением трассы прокладки шинопроводов, указанием отметок, видов прокладки (по стенам, колоннам и т.д.);
- рабочие чертежи нетиповых конструкций.
2.4. Проектная документация должна содержать технические решения, соответствующие современному уровню индустриализации электромонтажных работ с применением передовой технологии я предусматривать:
4
- применение комплектных крупноблочных узлов;
- максимальное использование типовых электроконструкцнй, деталей заводского производства.
3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
3.1. В состав подготовительных работ по монтажу шинопроводов входят:
- организация монтажных работ;
- подготовка монтажных работ.
3.2. Организация монтажных работ включает в себя:
- приемку, проверку и тщательное изучение рабочих чертежей и другой документации;
- проверку на соответствие проекта современным методам монтажа шинопроводов;
- разработку проекта производства работ (ППР), в котором должны быть детально отражены вопросы организации и технологии монтажа шинопроводов;
- разработку эскизов узлов, не разработанных в проекте;
- приемку строительной части объекта к монтажу, согласование в проекте организации строительства подъездных я разгрузочных площадок;
- выявление потребности в рабочей силе, механизмах н инструменте.
3.3. Основные этапы подготовки монтажных работ:
- заготовительные работы в мастерских электромонтажных заготовок (МЭЗ);
- доставка блоков шинопроводов, материалов, инструментов, приспособлений на объект монтажа;
- входной контроль монтируемых шинопроводов я конструкций к ним;
- организация рабочего места монтажников.
3.4. В процессе подготовительных работ в условиях МЭЗ следует выполнять заготовку блоков шинопроводов, а также изготовление нетиповых крепежных и других изделий.
3.5. Доставка изделий и материалов на место монтажа должна производиться централизованно, контейнерами.
3.6. До начала монтажа шинопроводы должны, как правило, храниться в заводской упаковке в помещении или под навесом. Хра
5
некие на открытом воздухе не должно превышать в общей сложности трех месяцев (хранение у изготовителя, транспортирование на открытых платформах и хранение у потребителя).
В исключительных случаях, когда шинопроводы подлежат длительному хранению на открытых площадках, следует проверить целостность упаковки и принять дополнительные меры, исключающие попадание влаги на секции. Хранение распакованных секций на открытых площадках и в зоне монтажа недопустимо.
3.7. Вскрывать упаковку следует перед сборкой секции в блоки в МЭЗ или на объекте в зоне монтажа на местах, которые специально оборудованы для сборки секций в блоки.
Смонтированные участки шинопровода на период строительных, отделочных и монтажных работ должны быть защищены от механических повреждений, попадания влага, краски и строительного мусора.
3.8. При распаковке следует проверять комплектность поставки и отсутствие после транспортирования и хранения механических повреждений кожуха, шин или изоляции. Поврежденные секции должны быть отремонтированы или заменены в зависимости от характера повреждений и назначения секции.
3.9. Условия хранения и транспортирования поступающих с заво-да-иэготовителя шинопроводов должны соответствовать ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды», ГОСТ 23216-78 «Изделия электротехнические. Общие требования к ранению, трвспортированию, временной противокоррозионной защите и упаковке», СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства» и инструкциям заводов-изготовигелей.
ЗЛО. Транспортировать блоки и секции шинопроводов на объект строительства следует на автомобилях с прицепом или удлиненным кузовом (полуприцепом) в специальных контейнерах, предохраняющих шинопроводы от механических повреждений.
4. МОНТАЖ МАГИСТРАЛЬНЫХ ШИНОПРОВОДОВ ПЕРЕМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО ТОКА
4.1. Монтаж магистральных шинопроводов рекомендуется выполнять в две стадии:
- подготовительные работы;
6
- работы в монтажной зоне.
4.2. Магистральные шинопроводы в зависимости от типа имеют разное поперечное сечение (см. рис. 1).
Рис. I. Поперечное сечение магистральных шинопроводов: а - ШМА4-1250 и ШМЛ4-1600 в середине прямой секции; б - ШМА4-1250 и ШМА4-1600 в стыке секций; в - ШМА4-2500 и ШМА4-3200 в середине прямой секции; г * ШМА4-2500 и ШМА4-3200 в стыке секций.
4.3. В процессе подготовительных работ должно быть выполнено следующее:
- разработан ППР (дм сложных объектов);
* выполнена заготовка блоков шинопроводов;
- выполнена заготовка нетиповых крепежных н других изделий;
- подготовлены необходимые дли монтажа шинопровода механизмы и приспособления;
- проверены сопротивления изоляция блоков;
- выполнены отверстия для прохода кабелей в съемных элементах ответвительных секций;
- произведена комплектация участков трассы необходимым набором секций, опорных конструкций, болтовых сжимов, стыковочных комплектов и т.п.
4.4. Заготовительные работы должны выполняться преимущественно в МЭЗ. При небольших объемах монтажа шинопровода сборка секций в блоки может выполняться непосредственно на строящемся объекте на специально огороженной площадке.
4.5. Распакованные секции следует укладывать узкой стороной на деревянные настилы (в рабочем положении - шина на «ребро»), при этом по вертикали не должно быть более 3-4 рядов; между рядами необходимо установить деревянные бруски или проложить картонные прокладки; с учетом этого требования должны укладываться секции (или блоки секций) в контейнеры для транспортирования их к месту монтажа, при этом должны быть приняты меры для исключения перемещения секций (или блоков) во время транспортирования.
4.6. Захват поднимаемых секций должен производиться за стержни диаметром 40-42 мм (или отрезки водогазопроводной трубы - труба 32 ГОСТ 3262-75), вставляемые в отверстия на концах шин; трос не должен касаться крышек шинопровода.
Захват секций за крышки недопустим.
4.7. Концы поднимаемых секций или блоков должны поддерживаться версв< (ными оттяжками во избежание разворота, а также для прицельной установки на опорные конструкции.
4.8. Сборку секций шинопровода в блоки следует производить на технологической линии, имеющей в своем составе:
- кантователи, позволяющие поворачивать блоки шинопровода длиной до 12 м для сварки стыков шин с двух сторон;
• сварочные посты с кондукторами для сварки стыков шин;
- инструменты и приспособления для окончательной сборки блоков шинопроводов и складирования их перед транспортированием к месту монтажа;
- грузоподъемные механизмы и чалочные приспособления (траверсы, захваты).
4.9. Съем блоков после сборки с кантователя или подставки должен производиться краном, кран-балкой или другим грузоподь-
8
емвым механизмом с помощью специальных траверс.
Возможная конструкция траверсы приведена на рис.2.
|
Рис. 2. Траверса для подъема блока шинопровода |
4.10. Снимаемые блоки следует укладывать в контейнеры (рнс.З) в 3-4 ряда по вертикали, между рядами необходимо прокладывать деревянные бруски, а верхний ряд прижать в целях исключения перемещения блоков во время транспортировки.
4.11. Контейнер должен обладать необходимой механической прочностью н иметь проушины для строповки при подъеме на транспортные средства.
4.12. При всех перевалочных работах по транспортировке (перемещению) секций иля блоков необходимо следить за тем, чтобы они находились в рабочем положении, т.е. исключить переноску и перевозку секций (или блоков) плашмл.
4.13. Перед монтажом у всех секций и блоков необходимо мегаомметром на напряжение 1000 В проверить сопротивление изоляции, которое должно быть не ниже 0,5 МОм.
9