МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ аЕДЕРАЩИ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОР1.1АТИВОВ ПО ТРУДУ
УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ВРЕМЕНИ И ТЕХНОЛОГИЯ НА РАБОТЫ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ И КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В АВТОТРАНСт-ПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ., ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УЧАСТКАХ (ЦЕХАХ) ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Москва
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ оВДЕРАЦПК
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БИРО НСР1.1АТИВ0В ПО ТРУДУ
УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ВРЕМЕНИ И ТЕХНОЛОГИЯ НА РАБОТЫ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ И КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УЧАСТКАХ (ЦЕХАХ) ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Моске£
Производственная структура участка ремонта, обкатки и испытания двигателя
Участок ремонта двигателей
Раэборочно-моечное |
|
Отделение ремонта |
|
отделение |
|
двигателей |
|
|
Отделение по обкатке испытанию двигателей |
Слесарь по ремонту автомобилей П разряда |
Разборка, |
Подразборка, |
мойка |
мойка двига- |
узлов |
теля, про- |
|
мывка масля- |
|
ных каналов |
Слесарь по ремонту автомобилей У разряда
Обкатка и испытание двигателей после ремонта
Слесарь по ремонту автомобилей - Ш разряд Слесарь по ремонту автомобилей - 1У разряд Слесарь по ремонту автомобилей - У разряд |
Разборка двигателей на узлы и детали, разборка, ремонт, сборка и испытание масляных и водяных насосов, впускных трубопроводов |
Дефектовка деталей, сборка головок блока, установка на двигатель отдельных узлов, разборка и сборка коленчатого вала |
Сборка шатунно-поршневой группы, установка на двигатель распределительного и коленчатого валов, проверка шатунных и коренных подшипников после обкатки |
12
теля) выполняются на рабочем месте постоянными исполнителями.
ВЕНШЯЦИ0 ПРИ РЕМОНТНЫХ РАБОТАХ Необходимым условием здоровья и высокопроизводительного труда является обеспечение чистоты воздуха и нормальных санитар-но~гигиенических4условий в рабочих помещениях. В воздухе рабочей зоны производственных помещений цехов и мастерских могут находиться предельно допустимые концентрации вредных веществ. Поэтому все закрытые помещения цехов и мастерских должны иметь возможность естественного проветривания, а там, где в воздухе содержатся испарения масел, нефтепродуктов и растворов моечной установки, предусматривается вытяжная вентиляция с воздухообменом от I до 10 раз в час в зависимости от объема помещения.
ОСВЕЩЕННХТЬ РАБОЧИХ МЕСТ Высокую рассеянность света, благоприятную для нормальных условий труда, создает естественное освещение (окна в наружных стенах). Поэтому необходима регулярная очистка и мойка стекол, своевременная побелка и покраска потолков и стен.
При ремонте оборудования используется комбинированное освещение. Светильники располагаются так, чтобы луч света лампы не падал в глаза рабочему, но хорошо освещал рабочее место.
Для освещения отдельных узлов и деталей применяются ручные переносные светильники или поворотные светильники на кронштейнах. Светильники имеют арматуру, предохраняющую глаза рабочих от ослепления, а сами светильники - от механических повреждений. Освещенность производственных помещений и рабочих мест при люминесцентном освещении должна быть не менее 200 лк.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЙ
И ИНСТРУМЕНТА
МЧ Наименование оборудования, 1 п/п!приспособлений, инструмента' |
[Модель 1 'или ТИПТ |
Габаритная техническая характеристика |
I |
' 2 ! |
3 ! |
4 |
I. |
Установка для наружной мой- |
Мод. |
Передвижная, производи- |
|
ки деталей |
2067-П |
тельность 6 л/мин |
|
|
|
800 х 800 х 500 |
2. |
Установка для мойки дета- |
Тайфун |
2020 х 1260 х I5C0 |
|
лей |
ПНР |
|
3. |
Ванна для мойки деталей в |
Мод. |
650 х 520 х 980 |
|
керосине |
|
|
4. |
Кран для смены агрегатов |
"РАСО" |
Передвижной гидравличес |
|
грузовых автомобилей |
Мод. |
КИЙ, С ПОВОРОТНОЙ ПОДЪ'- |
|
|
П 208 |
емной стрелой; гру^о- |
подъемность 250 кг 1840 х 850 х 850
5. Тележка для перевозки |
Нестан |
|
двигателей |
дартная |
|
б. Кран-балка подвесная |
НКМ-203 |
Грузоподъемность I т |
7. Электропогрузчик |
Серия |
Грузоподъемность 15 кн |
|
02 |
(1,5 тс) |
8. Колонка маслораздаточная |
"РАСО" |
Стационарная, с автомат |
с насосной установкой |
Мод. |
ческой насосной установ |
|
367 М.З. |
кой, 265 х 350 х 1200 |
|
|
470 х 525 х 1590 |
9. Прибор для определения |
"РАСО” |
Переносной, пневматичес |
технического состояния |
Мод. |
кий, рабочее давление |
I |
t 2 |
| 3 |
! 4 ! |
|
цилиндро-поршневой группы автомобильных двигателей |
К469М |
воздуха поддерживаемое редуктором прибора 1,6 кгс/см^
258 х 175 х 132 220 х 140 х 178 |
10. |
Компрессор |
"РАСО"
Мод.
179 |
Ручной с фиксацией стрел' ки манометра. Наибольшее значение измеряемого
р
давления 10 кгс/см 365 х 70 х 170 |
и. |
Компрессометр для карбю- |
"РАСО" |
Переносной с фиксацией |
|
раторных двигателей ре- |
Мод. |
максимального давления |
|
гистрирущий |
К 181 |
на бумажном бланке 335 х 150 х 60 |
12. |
Стенд для сборки и раз- |
"РАСО" |
Стационарный, с электро- |
|
борки ЛГ -образных двига- |
Мод. |
механическим приводом |
|
телей 3M3-53, ЗиЛ-130А |
Р-642 |
1260 х 470 х 1164 |
13. |
Стенд для сборки и раз- |
Мод. |
Стационарный, с электро- |
|
борки двигателей легковых автомобилей |
P-64I |
механическим приводом 475 х 390 х 986 |
14. |
Стенд для разборки и |
"РАСО" |
Стационарный, с электро- |
|
сборки дизельных двигате- |
Мод. |
механическим приводом |
|
лей ЛМЗ-236, 238, 740 и |
Р-770 |
1870 х 1000 х 1020 |
|
741 |
СР-776) |
(1840 х 1000 х 1020) |
15. |
Верстак слесарный |
ОРГ-1468 |
1600 х 780 х 865 |
16. |
Тиски слесарные |
П-140 |
ГОСТ 4045-16 |
т |
I |
! 2 |
’ 3 ,! |
4, |
17. |
Ванна для нагрева масла |
Нестан- |
- |
|
|
дартная |
|
18. |
Шкаф для инструмента и |
2245 |
1200 х 560 х 1200 |
|
приспособлений |
|
|
19. |
Стол для дефектовки |
Собствен- |
|
|
|
ного из- |
|
|
|
готовления |
|
20. |
Плита |
гост |
630 X 630 |
|
|
10105.75 |
|
21. |
Дефектоскоп магнитный |
ПНД-Ю |
660 х 500 |
22. |
Подставка под оборудова- |
Нестан- |
- |
|
ние |
дартная |
|
23. |
Подставка под двигатель |
То же |
- |
24. |
Ларь для отходов |
и |
- |
25. |
Стеллаж для деталей и узлов |
|
- |
26. |
Стеллаж для ремфонда |
_н _ |
660 х 500 |
27. |
Стеллаж для коленчатых валов |
|
- |
28. |
Стенд для сборки колен- |
Собствен- |
- |
|
валов |
ного из- |
|
|
|
готовления |
|
29. |
Стенд для разборки колен- |
То же |
- |
|
чатых валов |
|
|
30. |
Стенд для испытания на |
t! |
|
|
герметичность масляных каналов коленчатого вала 31. Стеад для испытания водя-
I !
ной рубашки блока цилиндров на герметичность
32. Стенд для испытания масляных каналов блока цилиццров на герметичность
33. Стенд для испытания головки блока цилиндров на герметичность
34. Стенд для испытания гидромуфты привода вентилятора
35. Стенд для испытания фильтра центробежной очистки масла
36. Стенд для испытания масляных насосов
37. Стенд для испытания водяных насосов
38. Стенд для испытания двигателей
39. Приспособление для разборки, сборки головки блока цилиндров
40. Станок для шлифовки клапанов
41. Приспособление для разборки, сборки масляных насосов |
! 3
Собственного изготовления
То же
I»
По чертежам КамАЗ То же
— И— —н_
P-I08 870 X 575 х 430
Собствен- По чертежам ЯМЗ
ного из- |
42. Приспособление для разборки, сборки узлов масляного |
готовления То же |
I |
! 2 |
! 3 1 |
4 |
|
насоса |
|
|
43. |
Приспособление для разборки, |
Собствен- |
По чертежам КамАЗ |
|
сборки поршня с шатуном |
ного из- |
|
|
|
готовления |
|
44. |
Пресс ручной |
ОКС-72-2 |
Р = 30 кН |
45. |
Приспособление для разборки, |
Собствен- |
По чертежам КамАЗ |
|
сборки гидромуфты привода |
ного из- |
|
|
вентилятора |
готовления |
|
46. |
Приспособление для разборки. |
То же |
- |
|
сборки водяного насоса |
|
|
47. |
Точильно-шлифовальный |
3B.63IA |
1000 X 665 х 12 30 |
|
станок |
|
|
48. |
Станок настольно-сверлиль- |
2MII2 |
130 х 355 х 820 |
|
ный |
|
|
49. |
Пресс гидравлический |
P-3I7 |
1470 х 640 х 2090 |
18
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ I. УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ (НОРМЫ) ВРЕМЕНИ НА РЕМОНТ КАРБЮРАТОРНЫХ |
|
ДВИГАТЕЛЕЙ М-412Э |
1 и 24Д |
|
|
|
! !
JMP !Наименование агрегата! п/п! узла или детали ! |
Содержание работ |
! Оборудование,}^ ® инструмент, ^л°в ,приспособления}^ $ |
о! !Норма времени ! Разряд ! в чел-час |
6Н раооты jM_4I2 |
! Z4R |
I ! 2 ! |
3 |
! 4 ! |
5 |
! 6 ! 7 |
! 8 |
Снятие |
приборов и узлов, установленных на двигателе |
|
|
|
I. Кронштейны передней |
Отверзть гайки, снять |
Головки сменные |
2 |
Слесарь, 0,03 |
0,05 |
опоры двигателя |
кронштейны передней опоры |
13, 17 мм, воро- |
|
2 |
|
|
(подвески) |
ток, ключи гаеч- |
|
|
|
|
|
ные |
|
|
|
2. Кронштейн монтажный |
Установить монтажный |
То же |
I |
То же, 0,02 |
- |
|
кронштейн, завернуть гайки |
|
|
2 |
|
3. Двигатель в сборе |
Установить двигатель на |
Кран-балка, |
I |
2 0,05 |
0,05 |
|
стецц |
стенд |
|
|
|
4. Генератор |
Отвернуть болты (гайки). |
Ключи гаечные |
I |
3 0,04 |
0,05 |
|
снять генератор и кронш- |
12, 13, 14, 17 |
|
|
|
|
тейн |
мм, отвертка |
|
|
|
|
!_3_
I !_2
5. Вентилятор
6. Шланги водяные
7. Шланги подогрева впускной трубы
8. Па труб ок водяной рубашки выпускной
9. Насос водяной
Головки сменные I
10, 12 мм, вороток Отвертка, ключ 2
для хомутов
Слесарь, 0,03 0,04 2
То же, 0,03 2
Головки сменные I
12
, 13 мм, отвертка
Головки сменные I
12, 13, 14 мм, отвертка, вороток, скребок Отвертка, ключ I
гаечный II мм
Отвернуть болты, снять вентилятор и шкив вентилятора Отсоединить стяжные хомуты, снять перепускной и подводящий шланги и термостат Отсоединить стяжные хомуты, снять отводящий' и подводящий шланги подогрева Отвернуть гайки, снять выпускной патрубок водяной рубашки и термостат (24Д) Отвернуть болты (гайки), снять водяной насос и прокладку
Отвернуть болт, снять вытяжную трубу вентиляции картера
I ! |
2 |
! 3 ! |
4 |
' 5 |
» 6 |
* 7 |
' ё' |
II. |
Указатель уровня масла |
Вынуть указатель уровня масла, вывернуть трубку и штуцер |
Ключ гаечный 13 мм, ключ трубный |
I |
Слесарь,
2 |
0,03 |
0,03 |
12. |
Стартер |
Отвернуть гайки, снять стартер |
Ключи гаечные 17, 19 мм |
I |
То же,3 |
0,04 |
0,05 |
13. |
Держатели проводов |
Отверзть гайки, снять держатель проводов высокого напряжения |
Головка сменная 10 мм, вороток, ключ гаечный |
I |
2 |
0,02 |
|
14. |
Трубка вакуумного регулятора |
Отвернуть гайки (болт), снять трубку вакуумного регулятора |
Ключ гаечный 10 мм |
I |
2 |
0,03 |
0,03 |
15. |
Свечи зажигания |
Вынуть из гнезд провода высокого напряжения, вывернуть свечи, установить заглушки |
Ключ для свечей |
4 |
2 |
0,04 |
0,04 |
16. |
Распределитель зажигания и про-вода |
Отвернуть гайку (винт), снять распределитель зажигания с проводами высокого на- |
Отвертка, ключи гаечные 12, 13 мм |
I |
3 |
0,02 |
0,02 |
|
пряжения |
3
I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
I.I. Укрупненные нормативы (нормы) времени
на работы по ремонту автомобильных двигателей рекомендованы для нормирования труда рабочиХ-сдельщиков^ а также для установления нормированных заданий рабочим-повременщикам на централизованных специализированных производственных участках автотранспортных предприятий и мастерских всех отраслей народного хозяйства.
Укрупненные нормативы (нормы) времени на работы по ремонту автомобильных двигателей могут быть использованы при расчете комплексных норм при внедрении бригадной формы организации и стимулирования труда в соответствии с Методическими рекомендациями по нормированию труда рабочих в условия»' коллективных форм его организации и стимулирования (М., Экономика, 1987 г.).
В сборник включены нормативы (нормы) времени на ремонн двигателей внутреннего сгорания моделей М-412, ?4Д, ГАЗ-52,
ЗиЛ-157Д, 3M3-53, ЗиЛ-130, ЗиЛ-375, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238 ФМП, ЯМЗ-740.
Ремонт двигателей и его узлов выполняется в том ,случае, когда невозможно восстановить их эксплуатационные показатели регулировочными работами.
Для успешного и качественного выполнения работ и в целях сокращения трудовых затрат ремонт двигателей целесообразно проводить в специализированных производствах, оснащенных современным и высокоэффективным оборудованием, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инструментами.
Все работы по ремонту должны выполняться в строгом соответствии с техническими условиями.
Привод ра:лреде-лителя зажигания
Отвернуть гайки, снять привод распределителя зажигания
Фильтр тонкой очистки топлива
Насос топливный
Датчик аварийного давления масла
Ослабить стяжные хомуты, отвернуть гайки, снять бензопровод
Ослабить стяжные хомуты, отвернуть гайку, снять фильтр в сборе
Отвернуть гайки (болты), снять топливный насос и прокладку
Отвернуть гайки, снять карбюратор, прокладки и экран подогрева
Вывернуть датчик аварийного давления масла
_4 !
Ключ гаечный 13 мм, головка сменная 13
мм, вороток, отвертка
Ключ для хомутов, отвертка, ключи гаечные 12, 13 мм Отвертка, ключи гаечные 12, 13, 14 мм
5 ! б ! 7 ! 8
I Слесарь, 0,02 0,02 3
Головки сменные 12, I 2 0,02 0,03
13, 14 мм, коловорот, отвертка
Ключи гаечные 12, I 2 0,04 0,05
13, 14 мм, отвертка
Ключ гаечный 19 мм I 2 - 0,02
4
1.2. В основу разработки Укрупненных нормати
вов (норм) времени положены:
- Руководства по текущему ремонту автомобилей (цеховые работы) , разработанные Центральным проектно-технологическим бюро по внедрению новой техники и научно-исследовательских работ на автомобильном транспорте (Центравтотех);
- результаты фотохронометражных наблюдений, приведенные нормативно-исследовательскими организациями и предприятиями;
- результаты анализа организации труда и технологии производства работ.
Укрупненные нормативы (нормы) времени рассчитаны по формуле
Нвр * Топ (I + , где
Нвр - норма времени на операцию, чел.-ч;
Топ - оперативное время на данную операцию.
К =« Тпз + Тобс + Тотд, где Тпэ - подготовительно-заключительное время на выполненный объем работ;
Тобс - время на обслуживание рабочего места;
Тотд - время на отдых и личные надобности.
В сборнике время на обслуживание рабочего места принято 2,5%, на подготовительно-заключительные работы - 3,5%, на отдых, физкультпаузы и личные надобности - 6,0% от оперативного времени.
1.3. Наименование профессий и разряды работ в настоящем сборнике указаны в соответствии е Цдиным тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск I, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", утвержденный постановлением Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30; выпуск 2, разделы "Слесарные и слесарно-сборочные работы", "Кузнечно-прессовые и термические работы", Утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по тру* ду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 10 января 1985 г. № 17/2-54).
1.4. При внесении изменений в тарифно-квалификационный справочник разряды работ, указанные в данном сборнике, должнл соответственно изменяться.
1.5. Выполнение работ рабочими не тех разрядов, которье указаны в настоящем сборнике, а также недостатки в организации труда и производства не могут служить основанием для каких-шС о изменений норм времени.
1.6. На работы, не предусмотренные сборником, устанавливаются местные нормы времени методом технического нормирования.
1.7. До введения укрупненные норм времени необходи
мо привести организационно-технические условия на рабочих местах в соответствие с запроектированными и проинструктирс зать рабочих.
1.8. При наличии на предприятиях норм более прогрессивных чем это предусмотрено в сборнике, должны использоваться действующие более прогрессивные нормы.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Двигатель является основным агрегатом автомобиля, качество ремонта которого во многом определяется технико-эксплуатационными показателями автомобиля.
Ремонт двигателей осуществляется слесарями по ремонту авто-
6
мобилей, объединенными в специализированные и комплексные бригады. Основой для определения численности состава бригад является плановый объем работ.
Разборка двигателя на составные элементы производится до стадии, позволяющей замену дефектных узлов или деталей в соответствии с маршрутом ремонта.
Для успешного и качественного выполнения операций по ремонту двигателя и в целях сокращения трудовых затрат ремонт двигателя и его узлов должен выполняться в строгом соответствии с техническими условиями и производится на специализированных участках (цехах) автотранспортных предприятий, оснащенных современным оборудованием, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инструментом.
Перемещение деталей, узлов, материалов, инструментов и приспособлений на рабочих местах допускается на расстояние до 30 м и входит в обязанность рабочих, занятых ремонтом двигателей.
Для снятия и установки деталей и узлов двигателя свыше 30 кг используется подъемный механизм.
Ремонт двигателя осуществляется по технологической схеме, приведенной на рисунке I.
Организация рабочего места определяется наличием и размещением необходимого оборудования, приспособлений и специализированного инструмента, а также расположением участков с учетом их взаимосвязи с другими производственными подразделениями и размерами ремонтируемых деталей и узлов.
Планировка участка ( цеха ) ремонта двигателей приведена на рисунке 2.
Производственная структура участка (цеха) ремонта, обкатки
Схема технологического ремонта двигателя |
|
ПЛАНИРОВКА УЧАСТКА (ЦЕХА) РЕМОНТА ДВИГАТЕЛЕЙ
Рис, 2
1. - Шкаф для приборов и приспособлений
2. - Аптвяха
3. - Стеллаж
4. - Стеллаж-вертушка для валов
5. - Стеллаж вертушка для нормалей
6. - Ящик для отходов и ветоши
7. - Мойка деталей керосином
8. - Пресс гидравлический
9. - Подставка для разборки двигателей
10. - Огнетушитель
9.
II- Пастил
II.- Раковина-умывальник
13- Стеллаж
14- Стол для деталей 13- Кран-балка
16- Верстак для дефектовки и контроля деталей
17- Приспособление для правки и проверки шатунов
18- Станок для шлифовки клапанов
19- Верстак слесарный
20- Стенд для разборки и сборки головок блока цилиндров
21- Пресс настольный
22- Стол конторский
23- Саул
аЛ- Берса ак-тележка инструментальная
25- Стенд для разборки и сборки двигателей
26- Станок для расточки цилиндров
10
и испытания двигателей приведена на рисунке 3.
Выбор типовых конструкций оргоснастки производят согласно анализу организации рабочих мест с учетом обеспечения благоприятных условий труда на рабочих местах.
Двигатель и его узлы, поступающие на разборку, должны быть очищены от грязи и вымыты в моечной установке. Очистка деталей двигателя от нагара и накипи производится различными механическими способами или физико-химическим воздействием на поверхность деталей.
Все детали после мойки контролируют и сортируют. Дефектовка сборочных единиц и деталей производится в соответствии с картами дефектовки. Выбраковка узлов (при наличии дефектных деталей) производится по номенклатуре ремкомплектов. Детали разбраковываются на негодные, подлежащие ремонту и годные без ремонта.
Наружным осмотром устанавливается общее техническое состояние узла или детали, выявляются внешние дефекты.
Скрытые дефекты узлов устанавливаются путем их испытания на специальных стендах.
Геометрические размеры деталей устанавливаются посредством их измерения специальным или универсальным измерительным инструментом.
Перед сборкой двигатель и его узлы комплектуются деталями, прошедшими процесс дефектовки, а также восстановленными или новыми. Сопрягаемые детали, признанные годными к эксплуатации, необходимо не обезличивать. Затем детали поставляют непосредственно на рабочее место.
Все виды слесарных работ при ремонте двигателя (замена кривошипно-шатунного механизма, разборка и сборка узлов двига-