Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

75 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации разработаны для г. Москвы и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий учреждений начального и среднего профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности

 Скачать PDF

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Общая часть

4. Функционально-планировочные требования к проектированию

5. Примеры планировки основных профилирующих учебно-производственных помещений

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ МОСКОМАРХИТЕКТУРА

РЕКОМЕНДАЦИИ

по проектированию учреждений начального и среднего профессионального образования

Выпуск 2

Профилирующие

учебно-производственные

помещения

2008

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ МОСКОМАРХИТЕКТУРА

РЕКОМЕНДАЦИИ

по проектированию учреждений начального и среднего профессионального образования

Выпуск 2

Профилирующие

учебно-производственные

помещения

2008

- мастерские: народных промыслов, гостиничного сервиса, художественной росписи металла, изготовления кукол и др.

Подобные лаборатории и мастерские в силу их нетипичности настоящими Рекомендациями не рассматриваются.

3.6. Для специализированных лабораторий и учебно-производственных мастерских предпочтительной является вместимость 12 мест. В отдельных случаях (ограниченные условия строительства реконструкция и т.п.) допускается вместимость лабораторий и мастерских - 25 мест. Отдельные мастерские и лаборатории (кузнечная, информационных технологий и др.) могут иметь вместимость 8 рабочих мест.

4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПРОЕКТИРОВАНИЮ.

4.1.    При проектировании профилирующих учебно-производственных помещений учреждений начального и среднего профессионального образования (принятии объемно-планировочных и конструктивных решений, определении параметров внутренней среды, обеспечении условий эвакуации людей и расстановки оборудования) следует руководствоваться требованиями СНиГ! 31 -03-2001 и СанПиН 2.4.3 Л186-03.

4.2.    Проектирование учебно-производственных мастерских и специализированных лабораторий следует осуществлять при соблюдении требований защиты от шума, определяемых С11и11 23-03-2003.

4.3.    В структуре зданий учреждений начального и среднего профессионального образования, лаборатории общепрофессионального и специального циклов (специализированные лаборатории) рекомендуется размещать в едином блоке (зоне) с кабинетами и лабораториями общеобразовательного цикла, поблизости от помещений соответствующих кафедр.

4.4.    Специализированные лаборатории, оснащенные тяжелым крупногабаритным оборудованием (металловедения, строительных материалов, мате-

10

риаловедения, сопротивления материалов, технологии машиностроения и др.) рекомендуется размещать в блоке с учебно-производственными мастерскими.

4.5.    При специализированных лабораториях следует предусматривать лаборантские площадью 32м2.

4.6.    Учебно-производственные мастерские следует размещать в отдельном блоке (зоне) здания совместно с производственно-вспомогательными помещениями, складскими и санитарно-бытовыми помещениями со стороны учебного полигона (если таковой имеется).

4.7.    При выборе размещения учебно-производственных мастерских на различных этажах зданий колледжей, следует руководствоваться техническими условиями на установку и эксплуатацию используемого в них оборудования, а также - требованиями СанПиН 2.4.3.1186-03.

4.8.    В стесненных условиях функционально-планировочной организации колледжей токарная и фрезерная учебно-производственные мастерские могут быть объединены в единую механическую мастерскую.

4.9.    Лаборатории с тяжелым оборудованием и учебно-производственные мастерские не следует размещать в подвалах и цокольных этажах зданий, а также - над учебными помещениями.

4.10.    Рекомендуемое размещение профилирующих учебно - производственных помещений в общей системе помещений учреждений начального и среднего профессионального образования показано на Рисунке 1.

4.11.    Основные эргономические требования проектирования специализированных лабораторий и учебно-производственных мастерских приведены на Рисунке 2 настоящего выпуска Рекомендаций.

4.12.    Расстояние между рядами столов в специализированных лабораториях рекомендуется принимать не менее 0,7 м.

4.13.    Расстояние между первым рядом столов и доской в специализированных лабораториях и учебно-производственных мастерских рекомендуется принимать от 2,4 до 2,7 м.

11

4.14.    Минимальные расстояния между сборочными столами и верстаками специализированных лабораторий и учебно-производственных мастерских следует принимать по таблице Приложения 3 к настоящему выпуску Рекомендаций.

4.15.    Минимальные расстояния между столами и от станков до стен помещений в учебно-производственных мастерских, следует принимать по Таблице Приложения 4 к настоящему выпуску Рекомендаций.

4.16.    Условия размещения в специализированных лабораториях и учебнопроизводственных мастерских студентов-инвалидов должны соответствовать требованиям СП 35-101-2001 и СП 35-104-2001.

4.17.    Проектирование специализированных лабораторий, оснащенных персональными электронно-вычислительными машинами (компьютерами), следует руководствоваться требованиями СанПиП 2.272.4.1340-03.

4.18.    Помещения специализированных лабораторий рекомендуется разделять на функциональные зоны:

- преподавателя;

теоретических занятий; лабораторно-практических занятий; зону хранения.

4.19.    Зона преподавателя оборудуется меловой (магнитной маркерной, интерактивной) доской, имеет место для размещения наглядных материалов и пособий, оборудуется рабочим столом преподавателя, специальным демонстрационным столом, компьютером, проекционными устройствами, пультом дистанционного управления техническими средствами и зашториванием окон.

Зона преподавателя должна иметь удобную связь с лаборантской.

4.20.    Зона теоретических занятий должна включать рабочие столы студентов и некоторую свободную часть пола для удобной эвакуации. Расстановка столов, в зависимости от пропорций размера и вместимости лабораторий, может быть трехрядной, а при блокировке столов - двухрядной или однорядной. Столы размещаются перпендикулярно стене, имеющей оконные проемы.

12

4.21.    Зона лабораторно-практических занятий предназначается для размещения учебных машин, механизмов, устройств и т.д. и работы с ними студентов. В зависимости от видов используемого оборудования, рабочие места студентов в этой зоне могут также оснащаться лабораторными столами и табуретами.

4.22.    В зависимости от видов технологического оборудования и специфики лабораторных работ, зона лабораторно-практических занятий может подразделяться на подзоны тяжелого оборудования и легкого (особо точного) оборудования.

4.23.    В целях шумозащиты, защиты от вибрации, изоляции термических процессов, подзону тяжелого оборудования рекомендуется отделять от других функциональных зон лабораторий шумозащитной перегородкой.

4.24.    Зона хранения организуется на площади лаборантской. В этой зоне, как правило, размещаются пристенные стеллажи, шкафы, шкафы-перегородки, предназначенные для хранения демонстрационных материалов и пособий, химических веществ и препаратов, приборов и технических средств.

4.25.    Примеры зонирования помещений специализированных лабораторий показаны на Рисунках 3 и 4 настоящего выпуска Рекомендаций.

4.26.    Помещения учебно-производственных мастерских рекомендуется разделять на функциональные зоны:

-    преподавателя (мастера);

-    коллективного инструктажа;

-    учебно-производственную;

-    временного складирования.

4.27.    Зона преподавателя включает рабочее место мастера со столом и стулом; демонстрационную тумбу высотой 1 м для размещения типичных устройств, аппаратов приборов и т.д., используемых и изучаемых по данной специальности, оснащается меловой (магнитной, маркерной, интерактивной) доской и электрораспределительным щитом, позволяющим оперативно осуществ-

13

лять включение и отключение имеющихся в мастерской станков и оборудования.

В учебно-производственных мастерских, работа в которых сопряжена с высоким уровнем шума (слесарной, слесарно-сборочной, токарной, фрезерной, столярной и т.д.), зону преподавателя (мастера) рекомендуется размещать за прозрачной звукозащитной перегородкой, которая должна достигать потолка помеещния.

4.28.    Зона коллективного инструктажа оборудуется скамейками или ученическими столами и стульями и размещается перед рабочим местом преподавателя (мастера).

4.29.    Организация учебно-производственной зоны зависит от видов оборудования, особенностей производственного процесса, условий освещения и др. факторов, неодинаковых для мастерских, относящихся к различным дисциплинам.

На площади учебно-производственной зоны может выделяться место для сборки узлов и деталей, оснащаемое электроталью (слесарная, столярная мастерские и др.).

4.30.    Зона временного складирования предназначена для хранения инструментов, приспособлений и инвентаря. Она оснащается шкафами или стеллажами, имеет некоторую свободную площадь пола.

4.31.    Примеры зонирования помещений учебно-производственных мастерских и планировки зон преподавателя и зоны коллективного инструктажа в учебно-производственных мастерских приведены на рис. 5, 6 и 7 настоящего выпуска Рекомендаций.

4.32.    Площадь специализированных лабораторий следует принимать из расчета:

-    не менее 4,0 м на 1 учебное место при вместимости лаборатории - 12

мест;

-    не менее 3,0 м на 1 учебное место при вместимости лабораторий 25

мест.

14

4.33. Площадь учебно-производственных мастерских следует принимать из расчета удельных показателей, приведенных в таблице Приложения 5 к настоящему выпуску Рекомендаций.

5. ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВКИ ОСНОВНЫХ ПРОФИЛИРУЮЩИХ УЧЕЕНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

5.1.    В настоящем разделе приведены примеры планировки профилирующих учебно-производственных помещений, состав которых определен с учетом:

-    степени распространения лабораторий и учебно-производственных мастерских в колледжах г.Москвы (см. таблицы Приложений 1 и 2);

-    значимости для различных дисциплин вопросов техники безопасности обучения;

-    социально-экономической значимости различных профессий для системы городского хозяйства г.Москвы.

5.2.    Для отдельных лабораторий и мастерских примерами их планировки предусмотрены места для студентов-инвалидов 1, обучение которых возможно по перечню профессий и специальностей, приведенному в Приложении 6 к настоящему выпуску Рекомендаций.

Специализированные лаборатории

5.3.    Лабораторные столы и универсальные стенды лабораторий физической, коллоидной и аналитической химии следует оснащать подводками электричества, горячей и холодной воды, бытового горючего газа, сжатого воздуха, азота, вакуума. Разводку названных коммуникаций рекомендуется осуществлять в зоне потолка (подвесного потолка) лабораторных помещений.

5.4.    Электротехнические панели лабораторий электротехники и электроники должны иметь подводки переменного и постоянного тока, заземления,

5.5.    В лабораториях основ автоматизации и контрольно-измерительных приборов, информационных технологий, электротехники и электроники следует устанавливать кондиционеры.

5.6.    Высота лабораторий, оснащенных крупногабаритным оборудована ем, должна быть не менее 4,2 м.

5.7.    Примеры планировки специализированных лабораторий учреждений начального и среднего профессионального образования приведены на рис. 8-21 настоящего выпуска Рекомендаций.

Учебно-производсгвенные мастерские

5.8.    Учебно-производственные мастерские оснащаются учебно-производственным оборудованием с учетом обеспечения каждому обучаемому (студенту) самостоятельного рабочего места.

5.9.    В учебно-производственных мастерских следует предусматривать шкафы для хранения спецодежды, размеры и количество которых определяются по СНиП 2.09.04-87*.

5.10.    В учебно-производственных мастерских должны быть предусмотрены не менее 2-х умывальников с горячей и холодной водой.

5.11.    Слесарные и столярные верстаки в учебно-производственных мастерских рекомендуется располагать перпендикулярно к стене, имеющей световые проемы.

5.12.    Для уменьшения риска травм от случайно вылетевших из патрона деталей, токарные и фрезерные станки в учебно-производственных мастерских следует размещать под углом 30° к стене, со световыми проемами.

5.13.    При одновременном боковом и верхнем освещении мастерских допускается свободное размещение в них столярных и слесарных верстаков.

5.14.    Каждое рабочее место обучаемого (студента) в учебнопроизводственных мастерских должно иметь индивидуальное искусственное

освещение.

16

5.15.    Тяжелое металлорежущее оборудование, прессы, молоты и наковальни в учебно-производственных мастерских следует устанавливать на специальные вибропоглощающие подушки, не связанные с конструкциями пола и несущими конструкциями здания.

5.16.    В электрогазосварочных мастерских учебно-производственная зона оборудуется электрогазосварочными кабинами высотой не менее 2,0 м. выполненными из невоспламеняющихся материалов и зашторенными несгораемой тканью. Каждая кабина оборудуется вытяжной вентиляцией принудительного действия.

При электрогазосварочной мастерской следует предусматривать лабораторию для механических испытаний и контроля качества сварных швов, площадью не менее 12 м2.

5.17.    В учебно-производственных мастерских каменщиков необходимо предусматривать подвод и отвод технической воды.

5.18.    Учебно-производственную авторемонтную мастерскую следует размещать на 1 этаже здания. Каждый ремонтный пост должен иметь отдельные ворота для въезда и выезда автомобиля.

5.19.    Учебно-производственная поварская мастерская, в соответствии с назначением используемого в ней оборудования, подразделяется на зоны: теоретических занятий, производственную зону, зону сервировки и разделки, зону дегустации приготовленных блюд.

Поварскую мастерскую рекомендуется размещать поблизости от обеденного зала столовой колледжа.

5.20.    Отделочные мастерские (малярно-штукатурные) следует оборудовать кабинами, стенками и щитами для тренировочного нанесения штукатурки, шпаклевки и краски. В зоне мастерских, предназначенной для приготовления и нанесения красочных составов, необходимо предусматривать принудительную вентиляцию с выбросом воздуха из помещения наружу через маслоулавливающие фильтры.

17

5*21. В радиомонтажной и электрогазосварочной учебно - производственных мастерских рабочие места студентов оборудуются местными вытяжными устройствами.

5.22.    Учебно-производственные мастерские плиточников оборудуются тренировочными кирпичными стенками различной конфигурации и кирпичными макетами арок и ворот.

5.23.    Для учебно-производственных мастерских каменщиков, плиточников и маляров-штукатуров целесообразно предусматривать отдельный выход (выходы) на улицу в хозяйственную зону участка.

5.24.    Полы в учебно-производственных мастерских следует предусматривать:

в мастерской каменщиков и других мастерских с тяжелым оборудованием

- бетонные;

поварской мастерской - из керамической плитки;

столярной - деревянные (досчатые или брусчатые);

швейной - из линолеума.

5.25.    Примеры планировки помещений учебно-производственных мастерских учреждений начального и среднего профессионального образования приведены на рис. 21-34 настоящего выпуска Рекомендаций.

5.26.    Учебно-производственные участки учебных полигонов для защиты от неблагоприятных погодных воздействий целесообразно закрывать навесами или легкими сооружениями (ангарами), возводимыми из легких, эффективных строительных конструкций.

Производственно-вспомогательные помещения

5.27.    К производственно-вспомогательным относятся помещения, не используемые непосредственно в учебном процессе, но необходимые для обеспечения выпуска продукции учебно-производственными мастерскими, решения сопутствующих общехозяйственных и инженерно-технических задач. К ним относятся:

18

-    ремонтная мастерская;

-    заточная мастерская;

-    заготовительная мастерская;

-    отдел технического контроля;

-    комнаты мастеров;

-    помещения обслуживания хозрасче тной деятельности;

-    сушильные камеры;

-    компрессорные;

-    трансформаторные.

5.28.    Состав и площади производственно-вспомогательных мастерских зависят от величины и оснащения учебно-производственных мастерских и определяется по нормам технологического проектирования предприятий соответствующих отраслей народного хозяйства.

5.29.    Площадь помещения отдела технического контроля следует прини-мать из расчета 0,04 м на одно рабочее место в учебно-производственной мае-терских, но не менее 15м.

5.30.    Площадь комнаты (комнат) мастеров следует принимать из расчета 4,0 м2 на одного преподавателя (мастера), но, не менее 12 м2. Кроме того, следует предусматривать отдельную комнату старшего мастера площадью 12-18м2.

5.31.    Состав и площади помещений организационно-финансового обеспечения хозрасчетной деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования следует принимать по таблице Приложения 10 к первому выпуску настоящих Рекомендаций (Общие требования. Общие и общеобразовательные помещения) как для помещений:

~ отдела маркетинга с информационно-аналитической группой;

-    кабинета бизнес - проектов;

-    кабинета программистов-бухгалтеров

19

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.    Разработаны ОАО "Институт общественных зданий" (канд.арх. Рождественский Д.А. - научный руководитель, канд.арх. Гарнец А.М., инж. Сига-чева Л.В., при участии канд. арх. Сафронова Е.В., инж. Кротюка В.Ф., арх. Одинцовой О.Л.) с участием Департамента образования г.Москвы (канд.экон.наук Потапов А.С, канд.пед. наук Александров А.Е.).

2.    Подготовлены к утверждению и изданию Управлением городского заказа разработки документации по территориальному планированию и планировке территории Москомархитектуры.

3.    Согласованы с Департаментом образования г.Москвы, Москомархи-тектурой.

4.    Утверждены Приказом Москомархитектуры № 67 от 25.07.2008 г.

Настоящие Рекомендации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Москомархитектуры.

5.32.    Площадь сушильных камер, компрессорных и трансформаторных следует принимать по результатам технологического расчета с учетом условий установки и эксплуатации используемою в них оборудования.

5.33.    Примеры планировки основных производственно-вспомогательных помещений приведены на рис. 40 настоящего выпуска Рекомендаций.

Санитарно-бытовые помещения

5.34.    К санитарно-бытовым относятся помещения гардеробных, душевых, умывальных, уборных.

5.35.    Площадь гардеробных следует принимать из расчета на 1 рабочее место в учебно-производственных мастерских:

-    0,15 м - для хранения уличной одежды;

-    0,4 м - для хранения рабочей одежды.

Гардеробные могут предусматриваться общими для нескольких мастерских или отдельными для каждой.

5.36.    Количество сантехприборов в умывальных и душевых помещениях следует определять из расчета: I умывальник на 30 и 1 душевая сетка на 15 рабочих мест в учебно-производственных мастерских.

5.37.    Количество сантехприборов в уборных следует принимать из расчета: 1 унитаз на 30 работающих в мастерских женщин и один унитаз и один писсуар на 40 работающих в мастерских мужчин.

5.38.    Площади санитарно-бытовых помещений следует принимать по СНиП 2.09.04-87*.

5.39.    Примеры планировки санитарно-бытовых помещений приведены на Рис. 41 настоящего выпуска Рекомендаций.

Складские помещения

5.40.    К складским помещениям относятся: склад заготовок и материалов, склад готовой продукции, инструментальная кладовая.

20

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендации по проектированию учреждений начального и среднего профессионального образования состоят из двух выпусков:

Выпуск 1. Общие требования. Общие и общеобразовательные помещения.

Выпуск 2. Профилирующие учебно-нроизводственные помещения.

Настоящий, второй выпуск Рекомендаций содержит специальные требования к проектированию учреждений начального и среднего профессионального образования (колледжей), зависящие от их отраслевой принадлежности. В нем рассматриваются вопросы проектирования только профилирующих учебных помещений:    специализированных учебных лабораторий, учебно-

производственных мастерских, сопутствующих им вспомогательных, складских и санитарно-бытовых помещений.

Особая новизна настоящего выпуска Рекомендаций состоит в том, что официальным рекомендательным документом вопросы проектирования профилирующих помещений учреждений профессионального образования в нем рассматриваются впервые.

В настоящем выпуске также впервые учитывается современная потребность колледжей в использовании учебно-производственных мастерских во внеучебное время в производственно-коммерческих целях. Такая возможность, в частности, обеспечивается:

рекомендуемыми расчетными показателями площади учебнопроизводственных мастерских, приближенными к реальным производственным помещениям;

-    рекомендуемым составом оборудования, мастерских обеспечивающим полный технологический цикл производства продукции;

-    специальными помещениями при мастерских, создающими условия для организационно-финансового сопровождения их хозрасчетной деятельности.

Настоящие Рекомендации также предусматривают возможность обучения в колледжах по доступным специальностям студентов-инвалидов с недостатками опорно-двигательного аппарата.

3

Настоящий выпуск Рекомендаций ориентирован на максимально высокий уровень компьютеризации учебно-производственного процесса московских колледжей. Он не содержит требований к размещению участку, общим функциональным группам помещений, объемно-планировочным решениям, инженерному оборудованию и внутренней среде зданий учреждений начального и среднего профессионального образования, которые были изложены в предыдущем, первом Выпуске настоящих Рекомендаций

Представленные в настоящем выпуске Рекомендаций рисунки содержат примерные схемы планировки помещений и взаимосвязи их основных планировочных зон. При реальном проектировании в соответствии с конструктивнопланировочным решением конкретного вновь строящегося или реконструируемого здания колледжа, размеры помещений, их пропорции и вместимость могут быть изменены.

Рекомендации по проектированию учреждений начального и среднего профессионального образования. Выпуск I. Общие требования. Общие и общеобразовательные помещения / Д.А. Рождественский, Л.В. Сигачева, А.Е. Александров и др. // Правительство Москвы, Москоархитектура.-М., 2006-60с

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.    Область применения......................................................... 8

2.    Нормативные ссылки......................................................... 8

3.    Общая часть.................................................................. 8

4.    Функционально-планировочные требования

к проектированию............................................................... 10

5.    Примеры планировки основных профилирующих учебно-

производственных помещений: .......................................... 15

Специализированные лаборатории .................................... 15

Учебно-производственные мастерские.............................. 16

Производственно-вспомогательные помещения.................. 18

Санитарно-бытовые помещения................................... 20

Складские помещения................................................... 20

Приложение 1. Классификация специализированных лабораторий по изучаемым дисциплинам и принадлежности к колледжам различных отраслей народного хозяйства (видов экономической

деятельности)..................................................................... 22

Приложение 2. Классификация учебно-производственных мастерских по изучаемым дисциплинам и принадлежности к колледжам различных отраслей народного хозяйства (видов экономической

деятельности).................................................... 25

Приложение 3. Минимальные расстояния между сборочными столами и верстаками специализированных лабораторий

и учебно-производственных мастерских.................................... 28

Приложение 4. Минимальные расстояния между станками и от станков до стен помещений учебно-производственных

мастерских.............. 28

Приложение 5. Рекомендуемые удельные показатели площади

учебно-производственных мастерских................................ 29

Приложение 6. Перечень основных профессий и специальностей московских колледжей, доступных для обучения студентов-инвалидов ...    30

Приложение 7. Термины.    31

Рис. 1. Размещение профилирующих учебно-производственных помещений в структуре колледжа............................................. 32

5

Рис. 2. Рекомендуемые эргономические параметры проектирования

учебно-производственных помещений....................................... 33

Рис. 3. Зонирование специализированных лабораторий на примере лаборатории дорожных машин................. 34

Рис. 4. Зонирование специализированных лабораторий на примере лаборатории строительных материалов и деталей........................ 35

Рис. 5. Зонирование учебно-производственных мастерских на примере

мастерской по ремонту кранового оборудования..................... 36

Рис. 6. Примеры планировки зоны преподавателя (мастера)

и зоны коллективного инструктажа учебно-производственных

мастерских........................................................................ 37

Рис. 7. Зонирование учебно-производственных мастерских на примере слесарной (слесарно-сборочной) мастерской с размещением зоны преподавателя (мастера) за прозрачной звукозащитной

перегородкой..................................................................... 38

Рис. 8. Пример планировки лаборатории технических средств

обучения на 12 мест......................................................... 39

Рис. 9. Пример планировки лаборатории информационных

технологий на 8 мест............................................................ 40

Рис. 10. Пример планировки лаборатории материаловедения

на 12 мест........................................................................... 41

Рис. 11. Пример планировки лаборатории электротехники

и электроники на 25 мест...................................................... 42

Рис. 12. Пример планировки лаборатории метрологии, стандартизации

и сертификации на 25 мест............. 43

Рис. 13. Пример планировки лаборатории промышленного электрооборудования на 12 мест .................................................... 44

Рис. 14. Пример планировки лаборатории технической

механики на 12 мест................. 45

Рис. 15. Пример планировки лаборатории основ автоматизации и контрольно-измерительных приборов на 12 мест........................ 46

Рис. 16. Пример планировки лаборатории гидравлики и пневматики на

25 мест.......................... 47

Рис. 17. Пример планировки лаборатории металловедения

на 25 мест........................................................................... 48

Рис. 18. Пример планировки лаборатории сопротивления

материалов на    12 мест ............................................................ 49

Рис. 19. Пример планировки лаборатории физической, коллоидной и

аналитической химии на 12 мест...................... 50

Рис. 20. Пример планировки лаборатории технологии машиностроения

на 12 мест..................................................................... 51

Рис. 21. Пример планировки лаборатории строительных материалов и

деталей на 25 мест.................................................... 52

Рис. 22. Пример планировки учебно-производственной слесарной (слесарно-сборочной) мастерской на 25 мест....................... 53

6

Рис. 23. Пример планировки учебно-производственной слесарной (слесарно-сборочной) мастерской на 12 мест с размещением зоны преподавателя (мастера) за прозрачной звукозащитной перегородкой............ 54

Рис. 24. Пример планировки учебно-производственной электромонтажной мастерской на 12 мест................................................ 55

Рис. 25. Пример планировки учебно-производственной токарной

мастерской на 25 мест............................................................ 56

Рис. 26. Пример планировки учебно-производственной токарной мастерской на 12 мест с размещением зоны преподавателя (мастера) за

прозрачной звукозащитной перегородкой............ 57

Рис. 27. Пример планировки учебно-производственной фрезерной мастерской на 12 мест с размещением зоны преподавателя (мастера) за

прозрачной звукозащитной перегородкой........................ 58

Рис. 28. Пример планировки учебно-производственной электросварочной мастерской на 12 мест............................................ 59

Рис. 29. Пример планировки учебно-производственной радиомонтажной мастерской на 12 мест................................................ 60

Рис. 30. Пример планировки учебно-производственной столярной мастерской на 25 мест............................................................ 61

Рис. 31. Пример планировки учебно-производственной столярной мастерской на 12 мест с размещением зоны преподавателя (мастера) за

прозрачной звукозащитной перегородкой........................ 62

Рис. 32. Пример планировки учебно-производственной кузнечной мастерской на 6 мест.......................................... 63

Рис 33. Пример планировки учебно-производственной мастерской по

техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на 12 мест.........    64

Рис. 34. Пример планировки учебно-производственной отделочной

(малярно-штукатурной) мастерской .......... 65

Рис. 35. Пример планировки учебно-производственной мастерской по

ремонту кранового оборудования на 25 мест........................... 66

Рис. 36. Пример планировки учебно-производственной поварской мастерской на 25 мест................................................... 67

Рис. 37. Пример планировки учебно-производственной мастерской каменщиков на 25 мест............................. 68

Рис. 38. Пример планировки учебно-производственной мастерской каменщиков на 12 мест ......................... 69

Рис. 39. Пример планировки учебно-производственной мастерской

плиточников на 12 мест................................ 70

Рис. 40. Пример планировки производственно-вспомогательных

помещений................ 71

Рис. 41. Примеры планировки санитарно-бытовых

помещений........................................................ 72

Рис. 42, Примеры планировки складских    помещений..................... 73

7

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1Л. Рекомендации разработаны для г.Москвы и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий учреждений начального и среднего профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.2. Рекомендации устанавливают основные требования к размещению в структуре здания, планировке и технологическому оснащению основных учебно-производственных и сопутствующих им вспомогательных помещений, колледжей, всех отраслей московского городского хозяйства.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. В настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие документы:

СНиП 31-03-2001 «Производственные здания».

СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в оборудованных учреждениях начального профессионального образования».

СИиП 23-03-2003 «Защита от шума».

СП 35-010-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения».

СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

СНиП 2.09.04-87* «Административные здания».

3. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

3.1. Состав профилирующих учебно-производственных помещений учреждений начального среднего профессионального образования зависит от

8

расчетного контингента обучаемых (студентов), состава изучаемых специальностей, содержания учебных планов и программ и определяется расчетом по учебным планам при разработке Задания на проектирование.

3.2.    Профилирующие учебно-производственные помещения учреждений начального и среднего профессионального образования подразделяются:

-    по видам осуществляемой в них деятельности; по изучаемым дисциплинам.

3.3.    По видам осуществляемой деятельности профилирующие учебнопроизводственные помещения подразделяются на:

-    специализированные лаборатории (общепрофессионального и специального циклов) *;

-    учебно-производственные мастерские;

-    производственно-вспомогательные помещения;

-    санитарно-бытовые помещения;

-    складские помещения.

3.4.    По изучаемым дисциплинам подразделяются только специализированные лаборатории и учебно-производственные мастерские.

Соответствующая классификация этих помещений и потребность в них колледжей различной отраслевой принадлежности приведены в таблицах Приложений 1 и 2 к настоящему выпуску Рекомендаций.

3.5.    В таблицах Приложений I и 2 приведены наиболее распространенные, в колледжах г. Москвы, массовые специализированные лаборатории и учебно-производственные мастерские, однако, в отдельных учебных учреждениях встречаются и другие единичные виды лабораторий и мастерских как, например:

~ лаборатории: театральной светотехники; звукооператорского мастерства; фотостудия и др.;

В учреждениях начального и среднего профессионального образования также имеются лаборатории общеобразовательного цикла.

9

1

Под студентами-инвалидами в настоящих Рекомендациях подразумеваются студенты с недостатками опорнодвигательного аппарата.

15