Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

174 страницы

1240.00 ₽

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают порядок подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полета, а также общие правила выполнения авиационных работ.

Правила обязательны для исполнения:

физическими и юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими организацию, обеспечение и выполнение полетов гражданских воздушных судов;

экипажами воздушных судов и соответствующими подразделениями государственной и экспериментальной авиации в случае выполнения ими коммерческих воздушных перевозок;

экипажами воздушных судов независимо от их национальной и ведомственной принадлежности при полетах по воздушным трассам, местным воздушным линиям, установленным для гражданских воздушных судов маршрутам, включая маршруты зональной навигации, а также в районах гражданских аэродромов и районах выполнения авиационных работ;

экипажами гражданских воздушных судов Российской Федерации за пределами Российской Федерации, если законы страны по использованию его воздушного пространства и пребывания в ней не требуют иного.

При осуществлении полетов, связанных со спасанием жизни людей или стихийными бедствиями, специальных полетов особой государственной важности руководителям авиационных предприятий разрешается допускать отступления от требований, изложенных в настоящих Правилах.

 Скачать PDF

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 2008 г. Регистрационный N 12119.

С вводом в действие Правил на территории Российской Федерации не применяется приказ МГА СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 "Об утверждении и введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР" (НПП ГА-85).

Приказ, утвердивший Правила, признан утратившим силу согласно Приказа Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. N 128. Одновременно этим Приказом вводятся в действие Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"

Оглавление

I. Общие положения

II. Воздушные суда

III. Экипаж воздушного судна

IV. Аэродромы, аэропорты, вертодромы и посадочные площадки

V. Классификация полетов в гражданской авиации

VI. Минимумы

     Эксплуатационные минимумы аэродрома (вертодрома)

     Минимум командира воздушного судна

     Минимум вида авиационных работ

VII. Организация летной работы

     Планирование летной работы

     Летно-методическая работа

     Профессиональная подготовка членов экипажей воздушных судов

     Допуск летного состава к полетам

     Формирование экипажей воздушных судов

     Предварительная и предполетная подготовка членов летных экипажей

     Полеты с проверяющими в составе экипажа воздушного судна

     Проверки техники пилотирования, практической работы членов экипажа

     Разборы полетов

     Контроль полетов, анализ летной работы и безопасности полетов

VIII. Обеспечение полетов

     Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов

     Навигационное (штурманское) обеспечение полетов

     Метеорологическое обеспечение полетов

     Инженерно-авиационное обеспечение

     Аэродромное обеспечение

     Авиатопливообеспечение

     Светотехническое обеспечение

     Радиотехническое обеспечение

     Орнитологическое обеспечение

     Организационное обеспечение перевозок, авиационных работ

     Организационное обеспечение полетов

     Обеспечение авиационной безопасности

     Авиационное медицинское обеспечение

     Аварийно-спасательное обеспечение

IX. Воздушное пространство Российской Федерации. Организация и обслуживание (управление) воздушного движения в Российской Федерации

     Разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства

     Обслуживание (управление) воздушного движения

X. Правила полетов

     Правила полетов по приборам

     Правила визуальных полетов, включая полеты по минимальным условиям ПВП

     Общие правила вылета, прилета воздушных судов и определение запасного аэродрома

     Особенности принятия решения на вылет и прилет по ППП

     Особенности принятия решения на вылет и прилет по ПВП

     Правила установки шкалы давления барометрического высотомера

     Правила определения и выдерживания безопасных высот полета

     Правила вертикального эшелонирования

     Правила продольного эшелонирования

     Правила бокового эшелонирования

     Правила изменения эшелона (высоты) полета и пересечения воздушной трассы, МВЛ и маршрута полета

     Правила полетов по воздушным трассам, МВЛ и установленным маршрутам

     Правила определения минимального количества топлива на полет и аэронавигационного запаса топлива

     Особенности полетов в воздушном пространстве приграничной полосы Российской Федерации и при пересечении государственной границы Российской Федерации

     Особенности производства полетов в районе аэродрома (аэроузла) и на контролируемых аэродромах

     Особенности в правилах выполнения особо важных и специальных рейсов (полетов) на вертолетах

XI. Порядок выполнения полетов

     Буксировка, запуск, руление

     Взлет

     Набор высоты

     Выполнение полетов по воздушным трассам, МВЛ и маршрутам

     Снижение, заход на посадку и посадка

     Полеты на вертолетах

     Полеты на гидросамолетах

     Учебные и тренировочные полеты

     Полеты по перегонке воздушных судов, в том числе при групповых перелетах

     Испытательные, исследовательские и контрольные полеты (облеты)

XII. Особенности организации и выполнения полетов в авиации общего назначения

     Общие правила выполнения полетов сверхлегких летательных аппаратов

     Особенности полетов на аэростатах, дирижаблях и планерах авиации общего назначения

ХIII. Полеты в особых условиях

     Полеты в зонах сильного обледенения

     Полеты в зоне грозовой деятельности и сильных ливневых осадков

     Полеты в зоне сильной болтанки

     Полеты в зоне повышенной электрической активности атмосферы

     Полеты в условиях сдвига ветра

     Полеты в условиях пыльной бури

     Полеты в горной местности

     Полеты над малоориентирной местностью, пустынях и над водной поверхностью

     Полеты в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли

     Полеты в сложной орнитологической обстановке

     Полеты при поиске и спасании

XIV. Особые случаи в полете

     Попадание воздушного судна в опасное метеорологическое явление

     Отказ двигателя (двигателей)

     Отказ системы (систем) воздушного судна, приводящий к необходимости изменения плана полета, в том числе к вынужденной посадке

     Пожар на воздушном судне

     Потеря устойчивости, управляемости, нарушение прочности

     Потеря радиосвязи

     Потеря ориентировки

     Нападение на экипаж воздушного судна (пассажиров)

     Ранение или внезапное ухудшение здоровья члена экипажа воздушного судна (пассажиров)

     Вынужденная посадка вне аэродрома

     Отказ радиолокационных средств ОВД и РТО на аэродроме посадки

     Применение парашютов в аварийных случаях

XV. Международные полеты

XVI. Общие правила выполнения авиационных работ

     Авиационно-химические работы

     Воздушные съемки

     Лесоавиационные работы

     Строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы

     Транспортно-связные работы

     Авиационные работы в Арктике, Антарктике, на островах открытых морей и океанов

     Авиационные работы, проводимые с морских судов и морских буровых установок

     Авиационные работы с целью проведения санитарных мероприятий

     Авиационные экспериментальные и научно-исследовательские работы

Приложение N 1 Приборные скорости захода на посадку

Приложение N 2 Основные сокращения и условные обозначения, применяемые в воздушной навигации

Приложение N 3 Подбор и подготовка полетных карт

Приложение N 4 Максимальные приборные скорости полета при вылете по стандартному маршруту

Приложение N 5 Заправка, дозаправка, слив топлива из воздушных судов

Приложение N 6 Условия полета по правилам визуального полета

Приложение N 7 Минимальные запасы высот над препятствием для полета при минимальных условиях ПВП

Приложение N 8 Правила вылета и прилета воздушных судов

Приложение N 9 Тип захода на посадку

Приложение N 10 Истинные безопасные высоты полета

Приложение N 11 Порядок расчета безопасных высот полета

Приложение N 12 Правила входа в зону ожидания

Приложение N 13 Приборные скорости полета самолетов в зоне ожидания

Приложение N 14 Приборные скорости полета вертолетов в зоне ожидания

Приложение N 15 Фразеология, используемая при перехвате воздушного судна

Приложение N 16 Порядок передачи сигнала и сообщения о бедствии

Приложение N 17 Используемые в Правилах термины и определения

 
Дата введения15.09.2009
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия09.11.2009
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

17.07.2008УтвержденМинтранс России108
ИзданБюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти2008 г. (37)
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРИКАЗ

Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. № 108

Об утверждении Федеральных авиационных правил “Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации”

Зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2008 г. Регистрационный № 12119

В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, 3291; 2007, № 1 (ч. I), ст. 29; N° 27, ст. 3213; № 46, сг. 5554; № 49, ст. 6075; № 50, ст. 6244, 6245) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации приказываю:

1.    Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила “Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации”.

2.    Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 90 дней со дня официального опубликования.

3.    Не применять на территории Российской Федерации:

приказ МГА СССР от 8 апреля 1985 г. № 77 “Об утверждении и введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР” (НПП ГА-85);

Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА-86), утвержденное Министром гражданской авиации СССР 10 июля 1985 г.

Министр    И.Е. Левитин

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА “Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации”

I. Общие положения

1.1. Федеральные авиационные правила “Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации” (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1997 г. № 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации”1 (далее — Воздушный кодекс), Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 10842 (далее — Федеральные правила использования воздушного пространства Российской

^Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383.

^Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 40, ст. 4861.

19

Федерации), Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. № 136/42/51,    стандартами и рекомендуемой практикой

Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

1.2.    Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полета, а также общие правила выполнения авиационных работ.

1.3.    Настоящие Правила обязательны для исполнения:

физическими и юридическими лицами независимо от организационноправовых форм и форм собственности, осуществляющими организацию, обеспечение и выполнение полетов гражданских воздушных судов;

экипажами воздушных судов и соответствующими подразделениями государственной и экспериментальной авиации в случае выполнения ими коммерческих воздушных перевозок;

экипажами воздушных судов независимо от их национальной и ведомственной принадлежности при полетах по воздушным трассам, местным воздушным линиям, установленным для гражданских воздушных судов маршрутам, включая маршруты зональной навигации, а также в районах гражданских аэродромов и районах выполнения авиационных работ;

экипажами гражданских воздушных судов Российской Федерации за пределами Российской Федерации, если законы страны по использованию его воздушного пространства и пребывания в ней не требуют иного.

1.4.    При осуществлении полетов, связанных со спасанием жизни людей или стихийными бедствиями, специальных полетов особой государственной важности руководителям авиационных предприятий разрешается допускать отступления от требований, изложенных в настоящих Правилах.

1.5.    В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в приложении № 17 к настоящим Правилам.

1.6.    При осуществлении обеспечения и выполнении полетов используются единицы измерения, принятые в Российской Федерации.

При выполнении полетов в воздушном пространстве другого государства используются единицы измерения другого государства.

II. Воздушные суда

2.1.    Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

Сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации1 2.

2.2.    Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации3.

на облеты наземных систем и радиотехнических средств (РТС) — для контрольных полетов в целях проверки, настройки РТС и наземных посадочных и светотехнических систем;

на перегоночные — для полетов в целях ремонта (из ремонта) и видов технического обслуживания гражданских воздушных судов, а также к месту базирования или работы;

на демонстрационные — для показа авиационной техники и в целях обеспечения других массово-общественных мероприятий;

для поиска и спасания и обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5.4.    По условиям пилотирования и навигации полеты различаются на визуальные и полеты по приборам.

5.5.    По району выполнения полеты различаются:

на аэродромные — в районе аэродрома или аэроузла; на площадные — в зонах (районах) выполнения авиационных работ; на трассовые — по воздушным трассам и МВ Л; на внетрассовые — по маршруту вне воздушных трасс и МВ Л.

5.6.    По высоте полета полеты различаются:

на предельно малые высоты — до 200 м (включительно) над рельефом местности или водной поверхностью;

на малые высоты — выше 200 м и до 1000 м (включительно) над рельефом местности или водной поверхностью;

на средние высоты — выше 1000 м и до 4000 м (включительно) от уровня моря;

на большие высоты — выше 4000 м и до 12 000 м (включительно) от уровня моря;

на стратосферные — выше 12 000 м от уровня моря.

5.7.    По физико-географическим условиям полеты различаются: над равнинной и холмистой местностью;

над горной местностью; над пустынной местностью; над водным пространством;

в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли.

5.8.    По времени суток полеты различаются:

на дневные — в период между восходом и заходом солнца; на ночные — в период между заходом и восходом солнца; на смешанные — в случаях, когда при выполнении полетов в период от взлета до посадки воздушного судна происходит переход от дневного полета к ночному и наоборот.

VI. Минимумы

6.1.    Основными параметрами при определении минимумов выполнения полетов гражданских воздушных судов являются:

высота принятия решения (или минимальная высота снижения, MDA/H);

высота нижней границы облаков; видимость на ВПП (видимость).

Для сверхлегких воздушных судов в зависимости от особенностей летной эксплуатации типа летательного аппарата дополнительно учитывается степень атмосферной турбулентности и болтанки.

6.2.    В целях обеспечения безопасности полетов определяются следующие минимумы:

эксплуатационные минимумы аэродрома (вертодрома);

29

воздушного судна; командира воздушного судна; вида авиационных работ.

Эксплуатационные минимумы аэродрома (вертодрома)

6.2.1.    Эксплуатационные минимумы аэродрома подразделяются: для взлета;

для захода на посадку и посадки; для точного захода на посадку и посадки; для неточного захода на посадку и посадки; для захода на посадку и посадки с наведением.

6.2.2.    При предоставлении на категорированных аэродромах инструментальных данных о видимости на ВПП, измеренных в трех установленных точках замера, могут применяться:

для взлета — наименьшее значение; для посадки в ручном режиме:

первые последовательные две точки замера — не ниже приемлемого минимума;

третья точка — не менее 75 м;

для посадки в автоматическом режиме (посадка и пробег): первая точка — не ниже минимума; вторая точка — не менее 125 м; третья точка — не менее 75 м.

6.2.3.    Эксплуатационный минимум аэродрома устанавливается: параметрами для взлета:

минимальные дальность видимости на ВПП и/или видимость и при необходимости минимальная высота нижней границы облачности, при которых разрешается выполнять взлет на воздушном судне данного типа; параметрами для посадки:

при выполнении точного захода на посадку и посадки — выраженные в минимальных величинах видимости и/или дальности видимости на ВПП и абсолютной/огносительной высоты принятия решения (DA/H), соответствующие эксплуатационной категории и при которых разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа;

при выполнении захода на посадку и посадки с вертикальным наведением — выраженные в минимальных величинах видимости и/или дальности видимости на ВПП и абсолютной/относительной высоты принятия решения (DA/H) и при которых разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа;

при выполнении неточного захода на посадку и посадки — выраженные в минимальных величинах видимости и/или дальности видимости на ВПП, минимальной абсолютной/относительной высоты снижения (MDA/H).

При необходимости может устанавливаться минимальная высота нижней границы облачности, при которой разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа.

6.2.4.    Минимумы аэродромов для взлета и посадки рассчитываются в соответствии с утвержденным в установленном порядке руководством по всепогодным полетам.

6.2.5.    Эксплуатационные минимумы вертодрома устанавливаются: параметрами для взлета — выраженные в величинах дальности видимости на ВПП и/или видимости и при необходимости параметры облачности;

параметрами для посадки при выполнении точного захода на посадку и посадки — выраженные в величинах видимости и/или дальности видимости на ВПП и абсолютной/относительной высоты принятия решения (DA/H), соответствующие эксплуатационной категории;

30

параметрами для посадки при выполнении захода на посадку и посадки с вертикальным наведением — выраженные в величинах видимости и/или дальности видимости на ВПП и абсолютной/относительной высоты принятия решения (DA/H);

параметрами для посадки при выполнении неточного захода на посадку и посадки — выраженные в величинах видимости и/или дальности видимости на ВПП, минимальной абсолютной/относительной высоты снижения (MDA/H) и при необходимости параметрами облачности.

6.2.6. Тренировочные минимумы аэродрома могут устанавливаться: для взлета — минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и при необходимости высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнять взлет при тренировочных полетах на воздушном судне данного типа;

для посадки — минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых разрешается выполнять посадку при тренировочных полетах на воздушном судне данного типа.

Минимумы воздушного судна

6.3.    Для каждого типа (категории) воздушного судна устанавливаются минимумы воздушного судна для взлета и посадки, а также ограничения по скорости и направлению ветра.

6.3.1.    Минимумы воздушного судна для взлета предусматривают минимальные дальность видимости на ВПП и/или видимость, позволяющие безопасно производить взлет на воздушном судне данного типа.

6.3.2.    Минимумы воздушного судна для посадки предусматривают минимальные дальность видимости на ВПП и/или видимость и при необходимости минимальную высоту нижней границы облачности, позволяющие безопасно производить посадку на воздушном судне данной категории.

Минимум командира воздушного судна

6.4.    Минимум командира воздушного судна (пилота) определяется и устанавливается после прохождения им соответствующей подготовки и проверки:

для взлета — минимальные дальность видимости на ВПП и/или видимость, при которой командиру разрешается выполнять взлет на воздушном судне данного типа;

для посадки — минимальные дальность видимости на ВПП и/или видимость, а также минимальная высота нижней границы облачности, при которых командиру разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа.

Возможно сочетание минимальной высоты нижней границы облачности с высотой принятия решения (далее — ВПР), при которых командиру разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа;

для полета по ПВП и минимальным условиям ПВП — минимальная допустимая видимость и минимальная допустимая высота нижней границы облачности, при которых командиру разрешается выполнять визуальные полеты на воздушном судне данного типа.

Ограничения по скорости ветра для командира воздушного судна определяются после выполнения контрольных полетов в соответствующих условиях.

Минимум вида авиационных работ

6.5. Минимум вида авиационных работ установлен правилами выполнения авиационных работ определенных видов.

31

6.6.    Для обеспечения безопасности и эффективности полетов в сложных метеорологических условиях применяются категории точных заходов на посадку и посадок в соответствии с пунктом 10.2.6 настоящих Правил.

К полетам в сложных метеорологических условиях должны быть соответственно оборудованы и проверены аэродромы, оборудованы воздушные суда и подготовлены летные экипажи.

Применение минимума командира воздушного судна в условиях ниже установленных по I категории возможно только при условии наличия допуска в этих условиях у другого пилота (и, если это предусмотрено, — других членов летного экипажа).

6.7.    Взлет, полет по ПВП, посадка выполняются по наивысшему из минимумов аэродрома, воздушного судна или командира воздушного судна.

6.8.    При международных полетах для зарубежных аэродромов применяются минимумы для взлета и посадки, которые не должны быть менее минимумов, установленных государством, на территории которого расположен аэродром.

VII. Организация летной работы

7.1.    Организация летной работы как комплекс обязательных в коммерческой гражданской авиации и АОН (эксплуатанты) мероприятий и в части, касающейся других пользователей воздушного пространства по управлению летной деятельностью с целью достижения высокого уровня обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов, включает:

планирование летной работы; летно-методическую работу;

профессиональную подготовку членов экипажей воздушных судов;

допуск летного состава к полетам;

формирование экипажей воздушных судов;

предварительную и предполетную подготовку летных экипажей;

полеты с проверяющим в составе экипажа воздушного судна;

проверку техники пилотирования, практической работы членов экипажа;

разборы полетов;

контроль полетов, анализ летной работы и безопасности полетов.

7.1.1.    Организация летной работы определяется Руководством по организации летной работы.

7.1.2.    Организация летной работы в гражданской авиации осуществляется:

командно-летным составом уполномоченного органа в области гражданской авиации и его территориальных органов;

образовательными организациями (учреждениями) гражданской авиации, которые вправе обеспечивать первоначальную подготовку летного состава, бортоператоров и бортпроводников, а также их переподготовку; авиационными предприятиями, эксплуатантами; летными подразделениями авиационных предприятий, эксплуатантов и других организаций гражданской авиации, в структуре которых предусмотрены летные подразделения (летные экипажи).

Планирование летной работы

7.2.    При составлении планов организации и выполнения летной работы используются:

настоящие Правила и нормативные документы в сфере организации летной работы в гражданской авиации;

анализы организации летной работы и состояния безопасности полетов.

32

7.2.1.    В целях контроля организации, планирования, обеспечения и выполнения летной работы применяется летно-штабная документация, включая учет уровня квалификации пилота, штурмана, бортинженера и/или бортмеханика, а также учет того, каким образом этот уровень квалификации был достигнут.

Ведение летно-штабной документации осуществляется в установленном порядке.

7.2.2.    Для экипажей гражданских воздушных судов при планировании летной работы применяются установленные режимы рабочего времени и времени отдыха.

Для экипажей гражданских воздушных судов, выполняющих авиационные работы, а также учебные и тренировочные полеты, устанавливается предельное количество полетов в течение рабочего (служебного) полетного времени (полетной смены).

7.2.3.    Для планирования и учета летной подготовки применяются нормативы по количеству полетов (заходов на посадку), предусмотренные учебными программами и программами подготовки летного состава (ППЛС) по каждому типу воздушного судна, и полетному времени.

Летно-методическая работа

7.3.    Летно-методическая работа включает:

разработку и внедрение рациональных методов обучения летного состава;

обучение (привитие навыков) и совершенствование методической подготовки инструкторов и командно-летного состава;

обобщение, анализ и распространение передового опыт летной работы; создание, совершенствование и эффективное использование учебнометодической базы.

Оборудование учебно-методических баз (летно-методические и технические классы) авиационных предприятий, эксплуатантов обеспечивается их руководителями в обязательном порядке.

Профессиональная подготовка членов экипажей воздушных судов

7.4.    Профессиональная подготовка членов экипажей проводится в целях достижения и поддержания должного уровня знаний, навыков и умений, обеспечивающего безопасность и эффективность полетов, в том числе при действиях в особых случаях и аварийных ситуациях.

7.4.1.    Профессиональная подготовка летного состава предусматривает: первоначальную подготовку — в образовательных заведениях (учреждениях) гражданской авиации в соответствии с учебными планами и программами;

периодическую подготовку и повышение квалификации; переподготовку на другой тип воздушного судна; подготовку в летных подразделениях.

7.4.2.    Разделы (элементы) профессиональной подготовки состоят из: теоретической подготовки;

практических занятий на авиационной технике; подготовки на тренажерном устройстве имитации полета; летной подготовки на воздушном судне данного типа.

7.4.3.    Периодическая подготовка, повышение квалификации и переподготовка на другой тип воздушного судна летного состава, подготовка в летных подразделениях проводятся в установленных объемах и в установленные сроки.

Переподготовка на другой тип воздушного судна может проводиться в авиационном учебном центре.

33

2 Зак. 1757

Переподготовка на воздушное судно иностранного производства может проводиться в авиационном учебном центре иностранного государства.

7.4.4.    Тренажерная подготовка летного состава проводится с целью получения опыта и совершенствования практических навыков управления воздушным судном в различных условиях и особых случаях в полете на комплексном пилотажном тренажере (тренажерных устройствах имитации полета), соответствующем эксплуатируемым типам воздушных судов.

7.4.5.    Выдача разрешений на использование комплексных пилотажных тренажеров в целях приобретения опыта или проверки квалификации, если это необходимо для выдачи свидетельств или получения квалификационных отметок, осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации при условии, что они соответствуют требованиям международных стандартов, изложенных в приложении 1 к Конвенции о международной гражданской авиации “Выдача свидетельств авиационному персоналу”, Правилах аэронавигационного обслуживания “Подготовка персонала” (PANS-TRG, Doc 9868) и Техническом руководстве по критериям классификационной оценки пилотажных тренажеров ИКАО (Doc 9625).

7.4.6.    Подготовка членов летного экипажа на тренажерах осуществляется инструкторами, обладающими соответствующей летной подготовкой и опытом, имеющими квалификационную отметку инструктора в свидетельстве.

Процедуры, сроки прохождения тренировки на тренажерах и другие связанные с тренажерной подготовкой вопросы предусматриваются в ППЛС по каждому типу воздушного судна.

7.4.7.    При отсутствии тренажера(ов) или возможности отработки отдельных элементов программ на имеющихся тренажерах подготовка членов экипажей выполняется на воздушных судах без пассажиров и груза на борту по специальным программам.

Допуск летного состава к полетам

7.5. Допуск к самостоятельным полетам лиц летного состава, имеющих соответствующие свидетельства, осуществляется в соответствии с ППЛС по типам воздушных судов.

7.5.1.    Курсанты и слушатели авиационных учебных заведений (учреждений) гражданской авиации, не имеющие действующих свидетельств, при прохождении первоначальной летной подготовки, а также члены летного экипажа воздушного судна, не имеющие допуска к полетам на воздушном судне данного типа, при прохождении переподготовки включаются в состав летного экипажа в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебными программами.

7.5.2.    К выполнению полетов в гражданской авиации на нескольких типах воздушных судов могут быть допущены:

члены летных экипажей — не более двух типов;

члены кабинных экипажей — не более четырех типов;

лица командно-летного, инспекторского состава уполномоченного органа в области гражданской авиации и его территориальных органов, а также лица командно-летного состава авиационных предприятий, эксплуатантов (не ниже уровня заместителя командира летного отряда, старшего штурмана и бортинженера/бортмеханика летного отряда):

пилоты — не более трех типов;

штурманы — не более четырех типов;

бортинженеры/бортмеханики — не более двух типов.

7.5.3.    Допуск командира воздушного судна, пилота к самостоятельным полетам при переходе с одного вида шасси на другой (лыжи, колеса, поплавки) осуществляется в соответствии с ППЛС.

34

7.5.4.    Подготовку и проверку в рейсовых условиях (ознакомительный полет) командира воздушного судна и штурмана на получение допуска (маршрутной и аэродромной квалификации) к полетам по маршрутам и на аэродромы осуществляет пилот-инструктор; подготовку и проверку штурмана экипажа может выполнять штурман-инструктор, а второго пилота — командир воздушного судна при условии, что командир воздушного судна и штурман (при его наличии в составе летного экипажа) должны иметь действующий допуск к полетам на данный аэродром и по маршруту.

Срок действия допуска (квалификации) к полетам по маршруту и на аэродромы, где требуется применение особых навыков или знаний, не может превышать 12 месяцев, а допуск к полетам в районы и на аэродромы, расположенные в Арктике и Антарктике, не может превышать шести календарных месяцев.

Маршруты и аэродромы, где требуется применение особых навыков или знаний, определяет уполномоченный руководитель летного подразделения авиационного предприятия, эксплуатанта.

7.5.5.    Перед полетом командир воздушного судна, второй пилог и штурман должны иметь необходимую информацию о маршруте и аэродромах (назначения и запасных), их оборудовании и используемых процедурах.

Эксплуатант не вправе планировать командиру воздушного судна и членам экипажа выполнение полета по маршруту / участку маршрута и на аэродром, к которому они соответствующим образом не подготовлены / не имеют допуска.

7.5.6.    Маршрутная квалификация включает знания: рельефа, препятствий и безопасных высот; сезонных метеорологических условий;

метеорологического обеспечения, радиосвязи и средств УВД, видов обслуживания и процедур;

процедур поиска и спасания;

навигационных средств на маршруте и в зонах, через которые проходит полет.

7.5.7.    Аэродромная квалификация включает знания:

района аэродрома, основной топографии, препятствий, минимальных безопасных высот, светотехнического оборудования;

процедур отправления, прибытия, ожидания и инструментального захода, а также любых процедур, применяемых при полетах над густонаселенными районами.

7.5.8.    В зависимости от сложности маршрута и/или аэродрома применяются следующие методы подготовки:

для маршрутов и аэродромов, где не требуется применения особых навыков или знаний, — предварительная подготовка с применением соответствующей компьютерной программы подготовки, утвержденной в установленном порядке, с контролем готовности к полетам;

для маршрутов и аэродромов, где требуется применение особых навыков или знаний, а также районов и аэродромов, расположенных в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли:

предварительная подготовка с применением соответствующей компьютерной программы подготовки, утвержденной в установленном порядке, с контролем готовности к полетам;

тренировка на сертифицированном тренажере, имеющем соответствующую базу данных, включающую рельеф местности, или

выполнение ознакомительного полета под наблюдением инструктора (командира воздушного судна), или

35

выполнение ознакомительного полета в качестве обзервера (наблюдателя) на воздушном судне или тренажере (для командира воздушного судна).

Соответствующие правила допуска членов экипажей воздушных судов к полетам эксплуатант устанавливает в РПП.

7.5.9.    Допуск члена летного экипажа гражданского воздушного судна к полетам при перерыве в летной работе или в полетах на данном типе воздушного судна более 90 дней производится после тренировки на комплексном тренажере в объеме, установленном РПП эксплуатанта, а также летной тренировки в аэродромных или рейсовых условиях.

7.5.10.    Допуск члена кабинного экипажа гражданского воздушного судна к полетам при перерыве в полетах на данном типе воздушного судна более 90 дней определяется в РПП эксплуатанта.

7.5.11.    Лица командно-летного и инспекторского состава независимо от занимаемой должности при выполнении полетов командиром конкретного типа воздушного судна в течение первого года назначения на должность командира конкретного типа воздушного судна при перерыве в полетах более 30 календарных дней должны пройти тренировку в аэродромных или маршрутных (производственных) условиях.

7.5.12.    Порядок допуска к полетам после перерыва в летной работе или в полетах на данном типе воздушного судна более 30 дней устанавливается в РПП эксплуатанта с учетом квалификации, подготовленности и состава летного экипажа.

Формирование экипажей воздушных судов

7.6. Формирование экипажа воздушного судна проводится с учетом целей учебного задания, уровня подготовленности командира воздушного судна и членов летного экипажа.

7.6.1.    Особенности формирования экипажа воздушного судна эксплуатант предусматривает в РПП.

7.6.2.    Необходимость замены члена (членов) летного экипажа при использовании закрепленного метода экипажей определяется руководителем летного подразделения с учетом выполнения всех требований подготовки и условий допуска каждого члена экипажа воздушного судна.

При невозможности использования запланированного для выполнения полета (полетов) экипажа воздушного судна он должен быть заменен резервным, предусмотренным для таких целей планом работы (полетов) эксплуатанта.

В исключительных случаях возможна замена одного члена экипажа. Решение принимает руководитель летного подразделения, подписавший полетное задание, или вышестоящее уполномоченное должностное лицо.

7.6.3.    При необходимости выполнения полета (полетов) в условиях, к которым запланированный экипаж оказался не допущенным, руководитель летного подразделения вправе включать в день вылета в состав экипажа проверяющего с требуемым допуском (от пилота-инструкгора и выше).

7.6.4.    В случае производственной необходимости в полетное задание (в графе особых отметок) без права нахождения в кабине летного экипажа в установленном порядке могут быть включены:

лица инженерно-технического персонала;

диспетчер по обеспечению полетов;

уполномоченные сотрудники службы авиационной безопасности или органов внутренних дел.

36

Предварительная и предполетная подготовки членов летных экипажей

7.7. Каждому полету должна предшествовать соответствующая подготовка летного экипажа.

Подготовка к полетам состоит из предварительной и предполетной подготовок.

Процедуры и порядок проведения предварительной и предполетной подготовок эксплуатантом устанавливаются РПП.

Подготовку к полетам проходят все лица, входящие в состав летного экипажа, независимо от занимаемой должности и опыта летной работы.

7.7.1.    Предварительная подготовка является основным видом подготовки к полету и проводится под руководством командира летного подразделения или заместителя командира летного подразделения (для эксплуатанта) и завершается не позже чем за сутки до дня вылета.

Для проведения предварительной подготовки привлекаются соответствующие специалисты.

Предварительная подготовка проводится:

перед самостоятельным полетом командира воздушного судна на данном типе воздушного судна;

перед первым полетом командира воздушного судна по новой воздушной трассе, МВЛ, маршруту, району выполнения авиационных работ; перед полетом по специальному заданию; перед выполнением нового вида авиационных работ; при систематических полетах;

в случае истечения срока действия допуска к полетам по маршруту и на аэродромы (маршрутной и/или аэродромной квалификации);

в горной местности, а также в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли — один раз в три месяца;

по воздушным трассам или виду авиационных работ в равнинной и холмистой местности — на усмотрение командира летного подразделения в зависимости от квалификации и подготовленности членов летного экипажа; перед полетом на новые:

горные аэродромы и площадки — для пилотов и штурманов; аэродромы (площадки) в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли — для всех членов летного экипажа;

в случае, когда в течение более чем 12 предшествующих месяцев командир воздушного судна не совершил ни одного полета по рядом проходящему маршруту или над аналогичной местностью в таком установленном районе, на маршруте или аэродроме и не отрабатывал такие схемы на тренажере, предусмотренном для этой цели;

для маршрутов и аэродромов, где требуется применение особых навыков или знаний.

В исключительных случаях допускается проведение предварительной подготовки непосредственно перед вылетом, но с учетом требуемого объема и установленного режима труда и отдыха.

7.7.2.    Предварительная подготовка предусматривает: уяснение задачи (цели) предстоящего полета;

изучение особенностей выполнения полетов в предстоящий период и соответствующих изменений в документах аэронавигационной информации;

подбор и подготовку документации, необходимой для выполнения полета (полетов);

изучение особенностей эксплуатации авиационной техники, особенностей техники пилотирования и порядка взаимодействия членов экипажа с учетом ожидаемых или возможных условий полета;

контроль готовности экипажа к выполнению полета (полетов).

37

7.7.3.    Контроль готовности экипажа к выполнению полета предусматривает оценку знаний членов экипажа (каждого из них в части касающейся) по следующим вопросам:

намеченный маршрут; аэродромы: вылета, посадки и запасные; местность и минимальные безопасные абсолютные высоты; сезонные особенности метеорологических условий по маршруту и соответствующим аэродромам;

технические и навигационные средства и режимы их работы, особенности обеспечения и порядок обслуживания по маршруту и соответствующим аэродромам;

особенности поиска и спасания по маршруту и соответствующим аэродромам;

правила построения траекторий полета над густонаселенными районами и районами с высокой плотностью воздушного движения, а также схемы прибытия, вылета, полетов в зоне ожидания и захода на посадку по ПВП и ППП и применяемые эксплуатационные минимумы;

особенности и режимы работы светосигнальных средств, средств обеспечения захода на посадку.

Знания схем вылета, прибытия, полетов в зоне ожидания и захода на посадку могут быть продемонстрированы на соответствующем тренажере.

Командир летного подразделения или его заместитель, организующий предварительную подготовку экипажа, обеспечивает ее полноту и качество.

7.7.4.    В исключительных случаях при изменении задания на полет (полет по новому маршруту, воздушной трассе) не на аэродроме постоянного базирования предварительная подготовка проводится командиром воздушного судна и, как правило, накануне дня вылета с учетом соблюдения режима отдыха перед вылетом, рабочего времени и порядка проведения предварительной подготовки.

7.7.5.    К каждому полету или полетам на авиационных работах, в том числе тренировочным, проводится предполетная подготовка воздушного судна и его экипажа.

7.7.6.    Проведение предполетной подготовки экипажа организует командир воздушного судна с учетом целей предстоящего полета (полетов на авиационных работах) и тренировочных полетов, конкретной аэронавигационной и метеорологической обстановки, особенностей инженерно-технического обслуживания воздушного судна и других факторов, влияющих на безопасность и эффективность полетов.

Экипаж должен приступить к предполетной подготовке не позднее: одного часа до намеченного времени вылета в базовых аэропортах, перед началом выполнения авиационных работ, при смене экипажа (эстафете);

30 минут до намеченного времени вылета в промежуточных аэропортах при кратковременных стоянках.

7.7.7.    При предполетной подготовке воздушного судна каждый член летного экипажа и старший бортпроводник (бортпроводник, бортоператор) докладывают командиру воздушного судна о результатах осмотра воздушного судна и готовности к полету в соответствии с установленными процедурами.

Командир воздушного судна:

лично осматривает воздушное судно перед вылетом (эксплуатант такую процедуру предусматривает в РПП);

принимает доклады от каждого члена летного экипажа и старшего бортпроводника (бортпроводника, бортоператора) о результатах осмотра воздушного судна и готовности к полету;

проверяет по документам и приборам наличие необходимого количества топлива, а также взлетную массу и центровку воздушного судна.

38

2.3.    При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации гражданскому воздушному судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на гражданское воздушное судно.

Изображение Государственного флага Российской Федерации на гражданском воздушном судне обязательно.

Изображение флага субъекта Российской Федерации, а также товарные знаки могут наноситься дополнительно.

Государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов, а также порядок нанесения этих знаков и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации4.

2.4.    Каждому гражданскому воздушному судну, имеющему средства радиосвязи, присваивается позывной радиосигнал в порядке, установленном федеральными авиационными правилами5.

Все воздушные суда, на которых производятся ночные полеты, должны быть оборудованы рулежно-посадочными фарами, иметь внутреннее освещение кабин, аэронавигационные огни. Воздушные суда могут иметь проблесковые маяки и строевые огни, а вертолеты, кроме того, — контурные огни.

Воздушные суда должны быть оборудованы аппаратурой для регистрации параметров полета и работы авиационной техники в соответствии с эксплуатационной документацией.

2.5.    Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее — требования к летной годности и охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами6.

2.6.    Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.

Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

2.7.    Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.

2.8.    Гражданские воздушные суда в установленном порядке (на сверхлегкие летательные аппараты такой порядок не распространяется) оснащаются:

аппаратурой спутниковой навигации;

аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ (ELT).

Полеты с проверяющими в составе экипажа воздушного судна

7.8. Полеты с проверяющими (лица командно-летного, инспекторского и инструкторского состава) в составе экипажа планируются и осуществляются в установленном порядке в соответствии с:

планами летной работы эксплуатанта (летных подразделений) и учебных организаций (учреждений) гражданской авиации;

планами летной работы и проведения государственного контроля уполномоченного органа в области гражданской авиации и его территориальных органов.

7.8.1.    Проверяющие должны иметь:

действующий сертификат (свидетельство) специалиста гражданской авиации;

допуск к инструкторской работе на воздушном судне данного типа;

допуск к выполнению данного вида работ на воздушном судне данного типа;

минимум проверяющего (пилота) ниже или равный минимуму проверяемого командира воздушного судна (пилота) (если проверка или тренировка осуществляется с целью подтверждения или присвоения минимума);

класс специалиста гражданской авиации не ниже класса проверяемого.

При этом:

полномочия проверяющего из лиц командно-летного, инспекторского или инструкторского состава эксплуатанта определяются в задании на полет;

полномочия проверяющего из лиц командно-летного и инспекторского состава уполномоченного органа в области гражданской авиации и его территориальных органов (пилоты с инструкторским допуском на данном типе воздушного судна) и привлекаемых к процедурам сертификации эксплуатантов экспертов (по специальности пилот) устанавливаются инспекторским заданием;

проверяющий выполняет в полном объеме функции члена экипажа, рабочее место которого занимает.

Проверяющий при выполнении производственных полетов не вправе имитировать аварийную обстановку или отказы в работе систем, оборудования и приборов.

7.8.2.    Лицо командно-летного, инспекторского и инструкторского состава — пилот, включенный в состав экипажа в качестве проверяющего и занимающего рабочее место одного из пилотов (в зависимости от целей проверки), является старшим на воздушном судне и обеспечивает безопасность полета независимо от того, управляет ли он воздушным судном лично или передал управление проверяемому пилоту.

Если проверяющий не занимает кресло пилота, он также несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за правильность и объективность определения соответствия квалификационным требованиям уровня профессиональной подготовки и навыков проверяемого специалиста.

7.8.3.    При занятии проверяющим кресла пилота и в случае, если его минимум ниже минимума командира воздушного судна, полет может выполняться по минимуму проверяющего, за исключением минимумов ниже I категории.

В случае, если минимум проверяющего (пилота) выше минимума командира воздушного судна и предполагается заход на посадку при метеоусловиях, при которых проверяющий к полетам не допущен, проверяющий не может занимать кресло пилота.

39

Требования к бортовому оборудованию содержатся в приложении 6 к Конвенции о международной гражданской авиации и должны быть определены в соответствующих федеральных авиационных правилах.

2.9.    К выполнению полета допускается исправное воздушное судно, которое прошло необходимое техническое обслуживание, а его годность к эксплуатации подтверждена в установленном порядке.

2.10.    На каждом гражданском воздушном судне и у экипажа гражданского воздушного судна при производстве полетов должна быть следующая документация:

Судовые документы:

свидетельство о государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия); сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно);

разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;

соответствующие документы на каждого члена экипажа; документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации1.

2.11.    Использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанности получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

2.12.    Перечень судовых документов при выполнении международных полетов должен соответствовать перечню, предусмотренному в Сборнике аэронавигационной информации (далее — АИП) конкретной страны.

2.13.    Формуляры планера, двигателей и паспорта агрегатов должны находиться на борту воздушного судна в случаях:

перегонки для передачи другому физическому, юридическому лицу или эксплуатанту, а также для выполнения периодических видов технического обслуживания;

направления на ремонт, переоборудование, доработку и возвращения к месту постоянного базирования;

при полетах в район (перегонки) базирования для выполнения авиационных работ в отрыве от места постоянного базирования и возвращения к месту постоянного базирования.

2.14.    На воздушных судах должны находиться перечни минимального оборудования, разрешающие эксплуатацию воздушного судна с некоторыми неработающими системами или оборудованием.

При определении возможности обеспечения приемлемого уровня безопасности должна учитываться вероятность дополнительных отказов систем или оборудования.

Признаки отказов систем или оборудования для данного полета записываются в журнал технического состояния воздушного судна для информирования летного экипажа воздушного судна (далее — летный экипаж) и персонала технического обслуживания.

Статья 67 Воздушного кодекса.

22

Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Воздушного кодекса на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

2.15.    Эксплуатанты обязаны предоставлять уполномоченному органу, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также разработчику авиационной техники информацию о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации.

2.16.    В зависимости от приборной скорости пересечения порога ВПП при максимальной сертифицированной посадочной массе воздушного судна устанавливается категория воздушного судна (приложение № 1 к настоящим Правилам).

2.17.    По интенсивности создаваемой спутной турбулентности различаются:

тяжелые воздушные суда с максимальной взлетной массой 136 т и более;

средние воздушные суда с максимальной взлетной массой от 7 до 136 т;

легкие воздушные суда с максимальной взлетной массой 7 т и менее.

2.18.    Вертолеты различаются:

вертолеты с летно-техническими характеристиками класса 1, которые позволяют в случае отказа критической силовой установки выполнить посадку в зоне прерванного взлета или безопасно продолжить полет до соответствующей зоны приземления в зависимости от того, когда произошел отказ;

вертолеты с летно-техническими характеристиками класса 2, которые позволяют в случае отказа критической силовой установки безопасно продолжать полет, за исключением тех случаев, когда отказ имеет место до достижения характерной точки после взлета или после характерной точки до посадки, когда может потребоваться выполнение вынужденной посадки;

вертолеты с летно-техническими характеристиками класса 3, которые позволяют в случае отказа силовой установки в любой точке на траектории полета выполнить вынужденную посадку.

IIL Экипаж воздушного судна

3.1.    Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (боргоператоров и бортпроводников).

Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

Минимальный состав экипажа из числа лиц летного состава указывается в РЛЭ.

3.2.    В состав летного экипажа воздушного судна Российской Федерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска

23

к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации.

3.3.    Полет гражданского воздушного судна запрещается, если состав летного экипажа меньше минимально установленного РЛЭ или эквивалентным ему документом.

3.4.    Экипаж воздушного судна, управление которым в полете обеспечивается одним пилотом, если предусмотрено РЛЭ или эквивалентным ему документом, состоит из командира воздушного судна.

3.5.    Члены экипажа воздушного судна по состоянию здоровья должны соответствовать установленным требованиям.

3.6.    Каждый член экипажа обязан обладать знаниями, умениями и навыками, соответствующими его квалификации, на таком уровне, чтобы обеспечить безопасное выполнение полета с выполнением требуемых должностных обязанностей.

3.7.    При исполнении служебных обязанностей, связанных с выполнением полетов, члены экипажа воздушного судна должны иметь при себе действующие документы:

сертификат (свидетельство) специалиста;

медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства (сертификата) члена экипажа;

удостоверение члена экипажа воздушного судна для допуска в контролируемую зону аэропорта (аэродрома);

при международных полетах — паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина за пределами Российской Федерации.

Указанные документы члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц.

Предусматривается ношение членами экипажа воздушного судна при исполнении служебных обязанностей установленной эксплуатантом форменной (специальной) одежды.

3.8.    Права и обязанности командира и других членов экипажа воздушного судна определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности членов экипажа эксплуатантом вносятся в РПП.

3.9.    Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества .

3.10.    Командир воздушного судна имеет право:

принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и, по возможности, в соответствии с установленными правилами полетов;

* Пункт 2 статьи 57 Воздушного кодекса

24

в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам;

принимать решения о сливе топлива в полете, сбросе багажа, груза и почты, если это необходимо для обеспечения безопасности полета воздушного судна и его посадки. При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр лиц и объектов, указанных в статье 85 Воздушного кодекса;

принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна.

В случае вынужденной посадки воздушного судна командир воздушного судна руководит действиями лиц, находящихся на борту воздушного судна, до передачи своих полномочий представителям служб поиска и спасания воздушных судов7.

3.11.    Командир воздушного судна в пределах своей компетенции при выполнении полета обеспечивает:

выполнение положений настоящих Правил;

выполнение требований РЛЭ или эквивалентного ему документа и карт контрольных проверок на всех этапах полета;

уведомление в установленном порядке и в возможно короткие сроки о любом инциденте или происшествии с воздушным судном, которым он управляет;

ведение в установленном порядке бортового журнала воздушного судна.

3.12.    Второй пилот:

должен быть подготовлен к обеспечению безопасного завершения полета в случае, если командир воздушного судна по состоянию здоровья или по другим причинам не способен в полете выполнять свои обязанности;

выполняет маневр по уходу на второй круг в соответствии с РЛЭ или эквивалентным ему документом, если к моменту достижения высоты принятия решения командиром воздушного судна не было принято и не сообщено летному экипажу решение о выполнении посадки или об уходе на второй круг.

3.13.    Летчики — наблюдатели, бортоператоры, выполняющие специальные работы, а также другие специалисты, включенные в состав экипажа, подчиняются командиру воздушного судна и выполняют свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями и технологией выполнения полетов, в том числе и на определенном виде авиационных работ.

3.14.    Подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.

Подготовка пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может проводиться инструкторами, получившими соответствующее разрешение уполномоченного органа в области гражданской авиации1.

3.15.    В состав экипажа воздушного судна могут быть включены стажеры, при этом в состав летного экипажа — не более одного человека.

Стажер может выполнять функциональные обязанности члена экипажа, в должности которого он стажируется, под контролем члена экипажа, непосредственно занимающегося его стажировкой.

Стажер подчиняется командиру воздушного судна и члену экипажа, непосредственно занимающемуся его стажировкой.

Своевременность, полнота и правильность выполнения функциональных обязанностей и принимаемых стажером решений обеспечиваются членом экипажа, непосредственно занимающимся его стажировкой.

По согласованию с командиром воздушного судна стажер, включенный в состав летного экипажа, пользуется правами члена экипажа, в должности которого он стажируется, в той степени (объеме), которую определило ему лицо, занимающееся непосредственно его стажировкой.

3.16.    Все члены экипажа в том числе должны:

соблюдать предполетный отдых;

своевременно докладывать командиру воздушного судна обо всех отклонениях и неисправностях в работе авиационной техники и оборудования воздушного судна и давать рекомендации по их устранению;

проявлять заботу о пассажирах, принимать в установленном порядке меры по обеспечению их безопасности, сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации.

3.17.    Члены летного экипажа вправе требовать от наземного персонала, обслуживающего воздушное судно, пунктуального соблюдения установленных для указанного наземного обслуживания правил, в том числе от специалистов инженерно-авиационной службы — устранения неисправностей, включая приборное и навигационное оборудование воздушного судна.

3.18.    Если воздушное судно терпит или потерпело бедствие, командир воздушного судна и другие члены экипажа воздушного судна принимают все возможные меры по сохранению жизни и здоровья людей, находящихся на борту воздушного судна, а также по обеспечению сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества.

IV. Аэродромы, аэропорты, вертодромы и посадочные площадки

4.1.    Гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них, соответственно, в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственный реестр аэропортов Российской Федерации только при наличии сертификатов (свидетельств) годности.

Ведение указанных реестров возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации2.

4.2,    Порядок допуска к эксплуатации гражданских аэродромов, аэропортов или вертодромов, требования, предъявляемые к гражданским аэродромам, аэропортам и посадочным площадкам, порядок обязательной сертификации аэродромов и аэропортов, используемых в гражданской

авиации, их оборудование и перечень этого оборудования, размещение собственниками маркировочных знаков и устройств на зданиях и сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, расположенных в районе аэродромов, установлены федеральными авиационными правилами.

4.3.    Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушною пространства органами ЕС ОрВД, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.

4.4.    Соответствие гражданских аэродромов и вертодромов в период их эксплуатации установленным требованиям обеспечивает организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома, вертодрома.

Соответствие посадочной площадки установленным требованиям обеспечивает ее владелец.

4.5.    Требования, установленные федеральными авиационными правилами к гражданским аэродромам и аэропортам, обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов.

4.6.    Обслуживание воздушных судов в аэропортах предусматривается на единообразных условиях, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4.7.    Аэродромы гражданской авиации различаются:

по видам поверхности ВПП — аэродромы с искусственным покрытием (ИВПП), грунтовые (ГВПП), гидроаэродромы, снежные и ледовые;

по характеру использования — постоянные и временные, дневные и круглосуточного действия;

по назначению — учебные и другие;

по расположению и использованию летными экипажами при полетах по воздушным трассам и установленным маршрутам — базовые, промежуточные, вылета, назначения и запасные;

по высоте над уровнем моря и характеристике рельефа — горные и равнинные;

по допуску к эксплуатации по минимумам для посадки — категорированные и некатегорированные;

в зависимости от длины ВПП — классифицированные (А, Б, В, Г, Д и Е) и неклассифицированные (аэродромы, имеющие ВПП размером менее чем класс аэродрома класса Е).

4.8.    Аэродромы гражданской авиации могут использоваться в качестве запасных аэродромов в установленном порядке.

4.9.    Производство полетов в районе аэродрома организуется в соответствии с инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэронавигационным паспортом аэродрома).

27

При производстве полетов летными экипажами используются сведения, публикуемые в документах (сборниках) аэронавигационной информации.

Полеты гражданских воздушных судов на аэродроме, не имеющем утвержденной в установленном порядке инструкции по производству полетов в районе аэродрома или аэронавигационного паспорта аэродрома, выполняться не могут.

4.10.    Вертодромы подразделяются:

на вертодромы на уровне поверхности — расположенные на земной или водной поверхности;

на вертодромы, приподнятые над поверхностью, — расположенные на приподнятой над землей конструкции;

на вертопалубы — расположенные в водной акватории на плавающей или неподвижной конструкции.

КТА вертодрома устанавливается в случаях, когда вертодром не совмещен с аэродромом.

4.11.    Для эпизодических, сезонных полетов, выполнения авиационных работ и других целей могут использоваться посадочные площадки, размеры и условия на которых обеспечивают безопасный взлет и посадку воздушного судна соответствующего типа.

4.12.    Аэродромы (вертодромы, гидроаэродромы) и их средства в соответствии с опубликованными условиями их использования постоянно поддерживаются в состоянии пригодности для обеспечения полетов в течение установленных часов работы независимо от погодных условий.

У. Классификация полетов в гражданской авиации

5.1.    Полеты гражданских воздушных судов классифицируются в зависимости от принадлежности, назначения, условий пилотирования и навигации, района, высоты, физико-географических условий и времени суток.

5.2.    По принадлежности полеты различаются:

на используемые в целях коммерческой гражданской авиации (для предоставления услуг при выполнении коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ);

на используемые в целях авиации общего назначения.

5.3.    По назначению полеты различаются:

на транспортные — осуществление воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты;

по выполнению авиационных работ — авиационные работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей;

на учебные — для обучения курсантов и слушателей образовательных заведений (учреждений) гражданской авиации;

на тренировочные — для тренировки и квалификационной проверки летного состава гражданской авиации;

на исследовательские (научные) — для проведения научных и других исследований, отработки методик летного обучения в гражданской авиации;

на испытательные (контрольно-испытательные полеты) — для испытаний воздушных судов или установленных на них силовых установок и оборудования;

на облеты гражданских воздушных судов — для проверки по специальным программам работы систем и агрегатов воздушного судна, которые не могут быть проверены на земле;

28

1

Зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2002 г., регистрационный № 3615. ^Пункт 1 статьи 33 Воздушного кодекса.

2

^Пункт 2 статьи 33 Воздушного кодекса,

3

20

4

Пункт 6 статьи 34 Воздушного кодекса. ^Пункт 1 статьи 38 Воздушного кодекса.

5

^Статья 35 Воздушного кодекса.

6

21

7

Статья 58 Воздушного кодекса.

25

Статья 54 Воздушного кодекса.

^Пункт 1 статьи 41 Воздушного кодекса.

26