Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

59 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормативы времени предназначены для нормировщиков, технологов и других инженерно-технических работников, занятых разработкой технически обоснованных норм обслуживания, времени и выработки в условиях многостаночного обслуживания.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общая часть

Условные обозначения

2. Классификация многостаночного обслуживания

3. Проектирование многостаночного обслуживания

4. Расчет норм обслуживания, времени и выработки для рабочих мест, не связанных общим ритмом работы

5. Расчет норм времени и выработки

6. Примеры выбора числа обслуживаемых станков и расчета технически обоснованных норм времени и выработки при многостаночном обслуживании

7. Расчет норм обслуживания и расстановки рабочих при многостаночном обслуживании на станках, связанных общим ритмом работы (поточные линии)

8. Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦЕНТРАЛЬНОЕ 6ЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

ОБЩЕМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ВРЕМЕНИ для нормирования многостаночных работ на металлорежущих станках

МОСКВА ЭКОНОМИКА 1989

Сборник содержит методику и нормативы временя для расчета технически обо* снованных норм обслуживания, времени и выработки при многостаночном обслужи* ванян для условий крупносерийного, среднесерийного, мелкосерийного и единичного производства.

Настоящие нормативы раэваботаоы Центральным бюро нормптннон ни труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросом пн ormiitn ствуюших общемашиностроительных нормативов и межотраслевых методичнян* \н\ комендацяй.

Нормативы времени предназначены для нормировщиков, технологии н друшх инженерно-технических работников» занятых разработкой технически ottitimmtiittux норм времени, обслуживания, выработки в условиях многостаночного обслуживания.

Нормативы утверждены постановлением Государственного комптстн СССР по труду и социальным вопросам я Секретариата ВЦСПС от 10 ноибри 1987 г. № 695/30-49 и рекомендованы для применения на машиностроительных предприятиях.

С введением в действие настоящих нормативов отменяется сборник «Методика и нормативы времени для нормирования многостаночных работ на металлорежущих станках» (М.: НИИ труда, 1968, 1972, 1973).

Срок действия нормативов до 1994 г.

В конце сборника помещен бланк отзыоа, который заполняется предприятием, организацией н направляется в адрес ЦБНТ: 109028, Москва, ул. Солянка, д. 3, строение 3.

Обеспечение межотраслевыми нормативными материалами но труду осуществляется но Книготорговому бюллетеню или Аннотированному плану выпуска литературы издательства «Экономика» через книготорговую сеть па местах по заявкам предприятий и организаций.

2704040000—210 011(01)—89


О

КБ-59-90-88


© Издательство «Экономика», 1989

ISBN 5-282-00646—4

также определять величину свободного временя у рабочих, обслужи* вающих оборудование, в те периоды времени, когда все станки работают и не требуют обслуживания.

Для решения этой задачи можно воспользоваться отношением времени цикла к оперативному времени, которое в дальнейшем будет называться коэффициентом совпадения (Кс):

(2.2)

К Тм Туе 4- Т« 4- Тяе    Н

Tuc + fj    Н—Н0ж *

где Н—общее количество ставков, обслуживаемых рабочим (группой);

Нож—среднее количество станков, ожидающих обслуживания.

Значения Кс для станков 1—4-й группы приведены в табл. 2.1.

Для станков б-й группы ^«=>1.

Маршрутно-сторожевой метод обслуживания сочетает элементы маршрутного и сторожевого методов: рабочий следует по определенному маршруту, однако., эакончив обслуживание станка, он может вернуться к одному из станков, если на нем возникла необходимость в обслуживании.

Зоны обслуживания могут быть постоянными или постоянными с резервными. Наличие резервной зоны позволяет при временном отсутствия закрепленного рабочего обеспечить частичное использование имеющегося в ней оборудования.

С точки зрения функционального разделения труда возможны три варианта функций, осуществляемых многостаночником (рис. 2.1).

Остальные функции возлагаются на наладчиков: в первом варианте— дто техническое обслуживание рабочего места и подготовительно-заключительная работа, во втором — подготовительно-заключительная работа.

При первом и втором вариантах, когда функции разделены между многостаночником и наладчиком, должно быть организовано взаимодействие между ними, которое имеет особенно большое значение при нециклической системе обслуживания.

Выполнение многостаночником части функций наладчика, а наладчиком— части функций многостаночника способствует росту производительности труда, улучшению использования оборудования, пбвы-шению содержательности труда и квалификации многостаночника.

Таблице 2.1

Значения коэффициента совпадения (К.) и коэффициента суммарной занятости рабочих (Кэя )

Чисм

обслужи*

оаошх

стойко»

Кооффм*

КМ ИТ 90K9TOCTN

К»

Часлекяостъ рабочих а бригад»

1

3

э

4

S

К,

*1

кс

%

кс

К.

*3

к».

S

к«

2

0,10

0,15

0,20

0,25

0,20

0,29

0,38

0,47

1.01

1.02

1.04

1.06

Чкемимсо рабочих о бригада


Число

Обслужи*

мемкх

спмм


Кооффм-

«иеят

занятости

«э


К.


к,


S


к.


к.


0,30

0,35

0,40

0,45

060

0,65

ООО

0,05

070


0,10

0,15

0,20

025

0,30

035

0,40

0,45

0,50

0,55

0,60

0,05

0,70


0,10 0,15 0,20 0,25 0 30 0,35 0,40 0,45 0,50 0,55 060 0,05 0,70


0.10

0.15

0.20

0.25

0.30

0,35

0,40

0,45

0.50

0,55

0,60

0,05

0,70


0,55

0,62

0,09

0,75

080

084

088

092

094


0,29

0,44

0,57

069

0,78

080

0,93

0,97

1,01

1.03

0,97

0,09

0,99


0,38 055 0,09 0,70 0 87 092 0,95 0,97 0,99 0,99 1,00 1,00 1,00


0,48

0,67

0,80

0,89

0,94

0,97

0,98

1,09

1,00

1,00

1.00


1,09

1,12

1.Ю

1.20

1,25

1.30

1.30 1.42 1.49


1,01

1.92 1 05 1 09 1,16 1 22 I 29 I 39 I 49 1 00 1.55

1    98

2    12


1,04

1,09 I Ю I 20 1,38 I 52 I 68

1    85

2    03 2,22 2,41 2,01 2,80


1,05

М3

1.25

1,40

1,59

1,80

2,03

2,27

2,51

2,75

3,00


0,15

0,23

0,30

0,37

0,44

0,51

0,58

0.65

0,71

0,70

0,61

0,80

0,90


1.0 1.0 1,0 1,01 1.01 1 02 Г,оз I 05 1,06 1 08 1.И 1.14 1 17


0,2

0,3

0,4

0,49

058

0,60

073

080

0,85

0,89

0,93

0,95

0,97


1,0

tjn

1.01

1,02

1,04

кое

1,09 М3 1 18 1,23 1 29 1,30 1.44


0,13

0,20

027

ОЗЭ

0,40

0,40

0,53

0,59

065

071

077

062

086


1,0 Ю Ю Ю 1> Ml 1 01 1.01 1 02 I 03 1,04 106 I 08


0,25

0,37

0,49

0,60

0,70

0,78

0,85

0,90

0,94

0,96

0.98

0,99

1,00


1.0 1 м

I 02 1 05 108 1.13 I 18 1,20 1,34 I 43 1,53 I 64 1Л0


0,17

0,25

0,33

0,41

0,60

0,57

0,65

0.72

0,78

0,84

0,88

0,92

0,95


1.0

1,0

1.0

Ml

I 01

1.02 1,03 1,05 107 1,10 1 13 МО 1,23


0,13

0,19

0,25

0,31

0,38

0,44

0.50

0.55

0,62

0,68

0.74

0,79

0.84


1,0

1,0

1,0

1.0

1.0

1,0

1.0

ко

Mi

1.0!

1.02

1.03

1.04


О

0,10

0,15

0,20

0,55

0,70

0.81

1,07

1,10

1,36

0,30

0,44

0,58

1.01

1.02

1.04

0.20

0,30

0,40

1,00

1,00

1.01

0,15

0.23

0,30

1.0

1.0

1.0

12


Продолжен*

Численность рабочих

к бригам

Число

обслужи-

ими

етмш

Кооффи*

1

*

3

4

$

миатостм

к.

S

К*

S

к«

S

S

s

б

0,28

0,30

0,3$

0,40

046

060

0,66

0,00

006

0,70

0,95 090 099 1 00 l|00

1,68 1 84 2,12 2,41 2,70

0,69

079

0,87

092

096

098

099 099 I 00 1,00

1,08 1 14 I 21 1 31 1,41 1 64 1 07 1,81 Г,98 2,10

0,49 0 69 007 075 082 088 092 0,96 097 0,99

1.01 1 02 1,04 1,07

UI0

1,14 1 20 1,20 1 34 ||42

0,37 0,45 0,52 0,59 0,66 0,73 0,79 0,84 0 89 0,93

1.0 1.0 i,6i 1,01 1 02 1 03 1 05

l.W 1» 10 1.13

7

0,10 0,16 0,20 0 26 0,30 0,36 0,40 0,46 0,60 0,66 0,00 0,06 0,70

0,03 0,84 0,94 098 0,99 1 00 1,00

1.1

1,20 1.49 1 79 2,12 2,45 2,80

•0,35

0,51

066

078

087

093

090

0,96

099

1.0

1.0

1.91 1,03 1,00 1.12 1.21 1,32 1,46 1,00 1 76 1 93 2,10

0,23

036

048

067

007

076

084

089 094

090 098 0,99 1,00

1,00 1 00 1.01 1 02 1 04 1 07 1 12 1 17 1 25 I 33 I 43 163 ||б4

0,18 0,28 0 35 0,44 0 52 0,00 068 0,70 0,82 088 092 0,95 0,W

1,00

1.00

1,00

1,00

1,01

l.oi

1.03

1.04 1 07 1 10 114 1 20 1*25

0,14

0,21

028

0,35

0,42

0,49

0,58

0,03

0,09

0,75

0,81

0,88

©>l

1.00 1.00 1.00 1,00 1,00 1.01 1,01 1,01 1,01 1,02

1.04

1.05 1,08

8

0,10

0,16

0,20

0,26

030

036

0,40

0,46

0,50

0,66

0,00

0,06

0,70

0,71

090

0,97

0.99

1.0

М

1,13 1 34 1 65 202 2.41 2>

0,40 068 073 0,85 092 090 0 99 0,99 1,00 1,00

1.01

1,04

1,09

1,18

1,30

1,46

1,03

1.01

2*00

$.2

0,27 0 40 0 63 0,84 0,75 0 84 090 0 94 097 099 099 1,00 Г,00

1,00 1.01 1,02 I 03 1 07 1 12 1 19 1,27 1 37 1 49 1,61 1 74 1,87

0,2

0,3

04

o!$

0,59 008 070 0,83 0 89 093 0,96 0,98 0,99

T.oo

1.00

1.00

1.01

1.01

1.03

1.03 1,08 1 12 1.18 1.25 1.33 1.41

0,16

0,24

032

0,40

8:li

0,03

0,71

0,77

0,85

0,89

0,93

0,98

t.o

1,0

1.0

1.0

1.0

lM

1,01

1,02

1,03

1.05

1,08

М2

1.17

9

0,10

0,16

0,20

0,26

030

С,35

0,40

0,45

0,60

0,65

0,60

0,06

0,70

0,78

0,94

0,99

1,00

1,10

1,44

1 82

2|25

0,44

0,04

0,80

0,90

096

0,98

0,99

iloo

1,02

1,05

М3

1.25

1,41

1,00

1,8!

2,03

0,30 0,45 0,59 0,71 0 82 089 0,94 097 0,99 1,00 1,00 и»

1.0 l,6l 1 02 1.05 i.i

1* ie

1,27 1 39 1 52 1 60 u

tM

0,23 035 0,45 056 060 0,75 0 83 0,89 0,94 0,97 0,99 0,99 1,00

1.00

1.00

1.00

1.01

1.02

1.05

1.08

1.13

1.20

1.28

1.37

1.47

1.88

0,18

0,27

0,36

0,45

0,54

0,62

0,71

0,78

0,85

0,90

0,94

0,97

0,98

1.0

1.0

1.0

1.0

l.*l

1.01

1.02

1,04

1,07

i.l I.is 1.21 1.28

10

0,10

0,15

0,83

0,97

1.20 1,50 |

0,49

0,70

1,02

1.07

0,33 | 0,50

1,00

1,01

0,25

0,38

1.00    I

1.00    1

0,20

0,30

1.00

1.00

13

Численность щебени* » еритэм


Число

обслужи-

пошх

CtONROO


10


II


12


13


Коэффи

циент

ооиоюсти

«3


0,20 025 0 30 035 040 045 050 065 ООО 0,05 0,70

0,10 О 15 020 О 25 О 30 035 0,40 0,45 050 055 0,60 О 65 0,70


0,10

o;i6

0,20

025

0,30

0,35

040

0,45

0,50

055

060

0*65

0,10

0,15

0,20

0,25

0,30

0,35

0,40

0,45

0,50

0,55

0,60

0,10

0,15

0,20

0,25

0,Э0

0,35


S


1.0


0,88

098

1,00


0,02

0,99 I 00


0,95

1.00


0,97

1.06


к.


2,01


1,25

1.68

4.2


1.31

1,82

2,40


1,37

Г,96


1.45

2,!1


к.


к.


К.


К.


0,85

0,94

0,98

099

1,00


0,54

0,76 0,90 0 97 0,99 1,00 1,00


0,58

001

0,93

098

1,00

1,00


0,63 083 096 О 99 1,00


0,67

0,89

0,98

100


1.17

1,33

1,53

1.76

1,91


1,03 1 09 1 22 I 42 1 67 t!03

4,2


1,03 1 12 I 29 I 53

1    81

2    10


1,04 1 15 1 36 I 64

1 95


1,05 I 18 1 43 1 76


0,65

077

0,87

0,94

0,96

0,99

1,00

1.90


0,37

0,54

0,70

0.83

0,92

ООО

0,99

1,00

1,00


0,40

0,59

0,75

087

0,95

0,08

0,99

1,00


0,43

0.63

0,80

0,91

0,97

0,99

1,00

1.00


0,46

0,68

084

0,94

0. 98

1. W


1,03 I 08 U5 1 25 I 32 1.52 I 67 I 84


1.0 i,te I 05 I.H 1,20 1,33 1,49 1,66 1 84


1,00 1 02 1,06 1.И I 27 1,43 1,61 1 80


1,01

1,03

1,08

1,19

1.34

1.53

1.74

1.95


1.91

1,04

1.И 1.24 1,43 1 64


0,50 0,61 0,72 0,61 086 094 097 0,99 I 00 I 00


0,28 041 055 067 078 087 093 097 0,99 1,00 1 00


0,30 045 050 0,72 083 091 096 0,98 099 1 00 1 00


0,32 0 49 0,64 077 0,88

0    94

098

099 1.90

1    00 1.00

0,35 0 52 068 082 091 О>


1.91 1,02 1.94 1,07 III I 20 1.29 1,39 1,51 1,63


1,00

1.00 1,01 103 1,06 Ml I 19 I 28 1,40 I 52 1 65


1,00

I 00

1.91 I 94 1 08 1,15 1 25 1,67 1 51 I 65 1 80


1.90

1.91

1.92 1 05 1,12 1.21 1,33 ».47 1,63 1 79 1,95

1,00 I 01 1,03 1,07 1 15 1,27


0,40

0,50

0,60

0,69

0,74

0,84

0.00

0,94

0,97

0,99

1,00

0,22 0,33 0,44 055 0,65 0,75 0 83 0,69 0,94 097 099 1.00 1.00


0.24

0,36

0,48

0,59

0,70

0,80

0,88

0,93

097

099

1,00

1,00

0,26

039

052

0,64

0,75

0,85

0,92

0,96

0,98

0,99

1,00

0,28

0,42

0,56

0,69

0,80

0,89


,00

.00

.91

.02

.03

.97

.17

.24

.32

,00

00

.90

,91

02

.93

,05

,17

25

,34

,44

54


.00

,00

.00

,01

02

.05

.10

,16

24

34

56

.00

,00

.01

.91

.94

.97

.14

22

.32

,44

.00

.00

,01

.02

,05

.10


Численность рабочих в бригаде

Число

Кевффи*

цнент

1

а

3

4

5

пипа

станков

занятости

•<з

\

“с

S

К*

\

к«

S

кс

%

“e

0.40

wmm

мм

0,99

1.42

0,95

'•12

0.45

мм

мм

ММ

мм

1,00

1*S8

0,98

1.2»

14

0.50

0,99

1.4!

0.55

1,00

1.84

0,10

0,98

1,53

0,71

1,06

0,60

1.01

0,37

1.0

0,30

1.0

0.15

1,00

2,26

0,92

1.23

0,72

1 05

0,66

l,6l

0,45

1.0

020

0,99

1.52

0,88

1,14

0,72

1.04

0.89

l,6l

0.25

мм

1.00

1,88

0,96

1*30

0,66

i.i

0,73

1.03

1C

0.30

ем

мм

0,99

151

0,04

L2

0,84

1,07

до

0.35

мм

мм

мм

ijoo

1 *76

008

iM

0,92

1,14

0.40

мм

_

1,00

1 51

0,97

1.24

0 45

мм»

ММ

мм

мм

•м.

мм

1,00

l|60

0,99

1,37

0.50

1 00

1 81

0,55

1,00

1,65

О.Ю

0,99

1,62

0,75

1.07

0,53

1,01

0,40

1,00

0,32

1.00

0.15

0,95

1.27

0,76

1,06

060

1,01

0,48

1.0

0.20

мм

0,99

1.61

0,91

1.17

0,76

1.0»

0,63

1.01

0 25

__

мм

1,00

2,00

0,98

1 36

0.W

'•12

0,77

1,04

10

0.30

мм

мм

1 00

1,61

0,96

1.25

0.88

1.09

0.35

штт

мм

мм

мм

1,00

1,97

099

1.42

0,05

1.18

0 40

1 00

1 60

0.08

1.31

0,45

мм

мм

мм

Мм

l|00

1,90

•°

1,45

0,50

i,o

1,00

0,10

0,99

1,71

0,78

1,08

0,66

1.01

0,42

••52

0,37

i.oo

0,15

0 96

1,33

0,80

1 07

0,63

1,02

0,51

'•$2

0 20

в.

мм

1,00

1,71

0,94

1 21

080

1 06

0,67

1.08

0,25

мт

мм

j|oo

2,12

0,99

1 43

0,92

1.15

0,81

1.05

17

0,30

ш»

мм

«м

1,00

1 70

0.98

1.31

0,91

1.12

0,35

•тт

мм

_

1,00

1,98

1.0

1 60

0,07

1.23

0,40

тт

мм

мм

мм

мм

1.0

1,70

0,00

1 37

0,45

1.00

••52

0,50

1,00

1,70

0,10

1,0

1,8

0,82

0,69

1,02

0,45

1,00

0,36

1.0

0,15

0.98

1,39

0,83

1,09

0,66

1 02

0,64

l.to

0,20

мм

мм

i.o

1,80

0,96

1.26

0,84

1 08

0,70

1.02

18

0 25

•м

0,99

1,51

0,94

и»

0,84

1.07

0,30

мм

_

мм

мм

1,00

1,80

0,99

1,37

o.m

1.Ю

0,35

мм

мм

мм

мм

мм

мм

1.00

1.88

0,98

1.2?

0,40

1.00

*•25

0,46

1,00

1,62

0,10

1,00

1.0

0,85

1.12

0,62

1,02

0,47

1,00

0,38

'•2?

0,15

0,99

1,45

0,86

1.Н

0.70

1,03

0,57

'•21

0,20

мм

1,00

1,90

0,97

1,30

087

1.10

0,74

1.03

19

0,25

мм

мм.

1.00

1,59

096

1,24

0,87

i.oa

0,30

мм

•М

0.99

1,44

0,06

1,29

0,35

1.0

1,66

0,99

1.35

0,40

1.00

lf82

0,10

0,88

1,14

0,65

1,03

0,50

i.oo

0,40

1.»

0,15

мм

1.00

1,52

0,89

1.13

0,73

1.03

0,60

>•21

0,20

ММ

0,98

1,36

0,90

1,12

0,77

1.03

20

0,25

мм

мм

мм

1,00

1 67

0,97

1.28

0,90

1.0»

0,30

1,00

1,51

0,97

1.20

0,35

0,99

'•25

0,40

1,00

1.82

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МНОГОСТАНОЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

3.1. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МНОГОСТАНОЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Н

%

Для определения возможностей организации многостаночного обслуживания прежде всего устанавливается соотношение между временем занятости и оперативным временем исходя из норм, рассчитанных для каждой операции в отдельности с учетом мероприятий, направленных на обеспечение необходимых организационно-технических условий. На участках с переменной номенклатурой обрабатываемых деталей определяются средние значения показателей для участка:

(3.1)

(3.2)

где Тэ, —время занятости рабочего по операциям, выполняемым на данном участке, мин;

Топ—оперативное время по операциям, выполняемым на данном участке, мин;

Тис,—свободное машинное время по операциям, выполняемым на

данном участке, мин; ai—квартальная (или месячная), программа соответственно по -операциям (1«1, 2,..., к).

При большой номенклатуре обрабатываемых деталей можно ограничиться выборочным расчетом по некоторой их части с охватом основных типоразмеров.

На станочных поточных линиях по каждой операции определяется коэффициент занятости рабочего при работе на одном станке (К9|)

К,(*«=-£Ч    (3.3)

где Т,( —время занятости рабочего активной работой на одном станке в течение такта работы поточной линии, мин; t.—такт работы поточной линии, мин.

U--Т~,    (3.4)

где Фр—годовой» квартальный или месячный фонд времени одного рабочего, мин;

а—соответствующая фонду (Фр) программа выпуска деталей, шт.

ЗД. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Оптимальные формы организации труда и зоны обслуживания выбираются с учетом психофизиологических и экономических факторов. Преимущество следует отдавать такой организации труда, которая обеспечивает:

расширение трудовых функций, возможности для роста квалификации, устранение монотонности труда; ритмичность трудовых процессов; уменьшение расстояний переходов рабочих; снижение нервного напряжения у рабочих.

Экономическая оптимизация многостаночного обслуживания заключается в выборе таких форм организации труда и зон обслуживания, при которых достигаются наименьшие суммарные затраты на производство продукции.

При отсутствии ограничений исходя из наличных трудовых ресурсов и оборудования такому условию соответствуют наименьшие суммарные затраты на выполнение технологических операций на данном рабочем месте многостаночника.

При дефиците рабочей силы наиболее выгодными, как правило, будут организация труда и зоны обслуживания, обеспечивающие наиболее высокую производительность труда.

При дефиците оборудования, входящего в состав рабочих мест многостаночников, преимущество следует отдавать организации труда и зонам обслуживания, обеспечивающим более полное использование оборудования.

Возможные варианты разделения и кооперации труда представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

я|

I!

Форма мпо* гостаиочяого обслуживания

Осуществлено фупкцмП

Оперативные

работы

Подндлвдка

оборудования

Наладка

оборудования

1

2

3

Индивиду

альная

М

м

м

н

М

М

Н

Н

м

4

м

н

н

б

Бригадная,

МН

н

Н

в

звеньевая

МН

МН

Н

7

МН

МН

МН

Условные обозначения: М—рабочий-многостаночник; Н —наладчик; МН — рабЬчиА-миогостаночпик и наладчик.

Рассматривая приведенные варианты разделения и кооперации труда, следует отметить следующие их достоинства и недостатки. При осуществлении функции наладки и подналадки оборудования наладчиками (варианты 1 и 2) обеспечивается лучшее использование оборудования, чем при осуществлении этих функций рабочими-многостаноч-ииками. Кроме того, при такой организации труда лучше используется рабочая сила по квалификации: на высококвалифицированных рабочих, подготовленных для выполнения наладочных работ, не возлагается выполнение оперативной работы, не требующей высокой квалификации.

Вместе с тем, при таком разделении труда функции рабочих-опе-раторов ограничиваются выполнением простых элементов и не создаются предпосылки для роста квалификации этих рабочих.

Лучшим следует считать разделение труда, при котором многостаночник и наладчик имеют наряду с раздельными часть общих функ-

17

3 Заказ М 453

ций. Возможности выполнения одних и тех же функций двумя рабочими позволяют уменьшить простои оборудования вследствие совпадения необходимости обслуживания и улучшить использование рабочего времени. Вместе с тем освоение многостаночниками функций подналадки повышает содержательность их труда, создает возможности для роста квалификации.

При индивидуальной работе многостаночника неизбежны значительные простои станков, связанные с совпадением необходимости обслуживания одновременно нескольких станков. Коллективная форма многостаночного обслуживания позволяет в значительной мере снизить простои оборудования при совпадении необходимости обслуживания.

Индивидуальная организация труда рабочих-многостаночников может оказаться целесообразной при циклическом обслуживании станков, а также при нециклическом обслуживании, если наличный парк оборудования не позволяет создать зону обслуживания, достаточную для организации рабочего места бригады. В последнем случае целесообразно, чтобы один рабочий выполнял все функции оперативной работы, наладки и подиаладки оборудования.

В остальных случаях преимущество имеет коллективная форма организации труда.

Основным критерием рациональности системы многостаночного обслуживания служат затраты времени на обработку деталей, которые могут быть определены путем расчета по соответствующим нормативам.


з.з. выбор системы обслуживания

В условиях когда на всех станках в течение длительного периода времени выполняется одна и та же технологическая операция по обработке определенной детали, лучшие результаты дает циклическое обслуживание.

Если в условиях массового производства имеется группа станков и на каждом из них в течение длительного периода времени выполняется одна технологическая операция, но продолжительность операций на разных станках неодинакова, то возможно применение как циклической, так и нециклической системы обслуживания. Из трех возможных систем обслуживания—циклическая с простым циклом, циклическая со сложным циклом и циклическая (сторожевая) —оптимальный вариант выбирается на основе расчетов, проведенных методами технического нормирования.

Если время обработки деталей на станках имеет существенные различия fe>2)* то при циклическом обслуживании применяются

сложные циклы: к одним станкам за один цикл делается один подход, а к другим—два-три.

При определении оптимальности той или иной системы многостаночного обслуживания следует учитывать факторы, которые трудно поддаются расчету, но при прочих равных условиях могут рассматриваться как преимущества циклического обслуживания.

Во-первых, циклическое обслуживание создает предпосылки для ритмичности работы многостаночника и снижения нервного напряжения, что, в свою очередь, способствует росту производительности труда и снижению утомляемости.

Во-вторых, при циклическом обслуживании могут быть эффек-

тивно использованы замкнутые (кольцевые) маршруты многостаночника, сокращающие расстояние переходов.

В третьих, регулярные микропауэы в работе многостаночника создают лучшие условия для его отдыха.

Повышение эффективности производства в условиях нециклического обслуживания может быть достигнуто путем установления определенной последовательности подходов к станкам.

Если все станки по стоимости и загрузке равноценны, то первым обслуживается тот станок, на котором раньше закончилась машинная работа.

При различной стоимости или загрузке оборудования регламентация труда многостаночников в условиях нециклической работы заключается в установлении системы приоритетов в обслуживании станков.

Поскольку нециклическое обслуживание относится к станкам, не соязанным общим ритмом работы, приоритеты в обслуживании целесообразно устанавливать с учетом отношения времени обслуживания к потерям, связанным с простоем станка о ожидании обслуживания:

где Т*, н — вспомогательное неперекрываемое время, мии;

Сот —потери, связанные с простоем станка в ожидании обслуживания, в расчете на 1 мин.

Чем меньше величина Кож, тем выше приоритет данного станка.

В условиях серийного н мелкосерийного производства величина Те.,, рассчитывается как средняя величина по группе операций, преобладающих на данном станке.

Если в рабочее место многостаночника входят однотипные станки, то приоритет в обслуживании отдается более дорогим.

Пример. В табл. 3.2 приведены исхоДйЫе данные для установления приоритетов по группе зуборезных станков, обслуживаемых одним рабочим.

Таблица 3.2

м

и/И

Климе, (оаянио станка

Модель

стопка

Вспомомтедь-мое иепере-ярмвоомое •рема Тв м»

мии 9

Потери* сея* вашим с простоем стайке

0    ожидании обслуживания, в расчете „я

1    мии, коп.

кож

Группа

приоритете

1

Зубофреэериый

530ЭП

0.4

0,48

0.83

2

2

»

5303П

0,7

0,48

1,46

3

3

»

6303П

0,5

0,48

1.04

3

4

Зубострогальный

5С276П

0,8

3,09

0,26

1

5

Зубошлнфооальпый

5В633

0.7

1.91

0,37

I

В рассматриваемом примере станки в зависимости от величины Кож могут быть разделены на три группы по приоритету. К первой группе относятся станки № 4 и 5, ко второй —станок № 1, к третьей—№2 и 3.

Если в состав рабочего места включены недогруженные станки, то величину потерь, связанных с их простоем, можно принимать равной нулю. Такие станки по приоритету относятся к последней группе и составляют резервный фронт работы, который используется, когда рабочий свободен от обслуживания станков с более высоким приоритетом.

19

В практике работы машиностроительных предприятий часто встречается ситуация, когда в многостаночное рабочее место включены крупное (уникальное) оборудование с большим удельным весом свободного машинного времени в оперативном и дополнительный универсальный или полуавтоматический станок, позволяющий использовать свободное время рабочего в перерывах между обслуживанием основного оборудования. Загрузка дополнительного оборудования может быть достаточно полной, однако оснооной задачей при организации многостаночного рабочего места является обеспечение в первую очередь бесперебойной работы основного оборудования. В этих случаях организуется циклическая, со сложными циклами, система обслуживания.

Число циклов на дополнительном оборудовании за один цикл многостаночного обслуживания определяется расчетным путем.

3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ МНОГОСТАНОЧНИКОВ И ВЫБОР МАРШРУТА ОБСЛУЖИВАНИЯ

Эффективность многостаночного обслуживания в значительной мере зависит от планировки рабочих мест многостаночников. Время, затрачиваемое многостаночником на перемещение от станка к станку, при неправильном расположении оборудования может достигать значительных размеров. Уменьшение времени, затрачиваемого многостаночником на переходы, достигается за счет такого расположения оборудования, при котором маршрут рабочего будет оптимальным.

Оптимальный план размещения оборудования рабочего места многостаночника должен обеспечивать:

хорошую обозреваемость рабочего места, возможность одновременного наблюдения за всеми приборами и подвижными частями оборудования с любой точки маршрута;

свободную транспортировку к рабочему месту заготовок и полуфабрикатов;

максимальные удобства управления каждым станком многостаночного комплекса, замены инструмента;

благоприятные условия для уборки рабочих мест; свободный доступ к зонам, требующим профилактических осмотров, ремонта, технического обслуживания.

икттш

Наиболее распространенные варианты расположения оборудования и маршруты движения рабочего при многостаночном обслуживании приведены на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Варианты расположения оборудоеания и маршруты движения рабочего при многостаночном обслуживании

При циклическом обслуживании станков, расположенных линейно (! вариант планировки), рабочий-многостаночник по окончании цикла обслуживания всех станков совершает возвратный переход к первому станку.

20

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.    Настоящий сборник содержит методику и нормативы времени для расчета технически обоснованных норм обслуживания, времени и выработки при многостаночном обслуживании для условий крупносерийного, среднесерийного, мелкосерийного, единичного производстве и на поточных линиях.

1.2.    Приведенные о сборнике нормативы времени предназначены для нормирования многостаночных работ па металлорежущих стайках при различных формах организации труда.

1.3.    Общемашиностроительные нормативы времени для нормирования многостаночных работ на металлорежущих станках предназначены для:

определения целесообразного количества станков, обслуживаемых одним рабочим, звеном, бригадой;

определения норм времени на работы, выполняемые о условиях многостаночного обслуживания;

определения норм выработки в условиях многостаночного обслуживания.

Нормирование работ на автоматических линиях не предусматривается.

1.4.    Нормы времени при работе на одном стопке рассчитываются по соответствующим обтсмашипостроительным нормативам или более прогрессивным отраслевым..

1.5.    В мелкосерийном и единичном производстве планирование и подбор деталей при проектировании многостаночного обслуживания, учитывая большую трудоемкость выполнения данных работ, необходимо проводить с применением ЭВМ.*

1.6.    За основу при разработке сборника нормативов были приняты методические рекомендации НИИ труда «Развитие многостаночного обслуживания и расширение зон обслуживания в промышленности» (М.: НИИ труда, 1983), а также следующие общемашиностронтельные и отраслевые нормативные материалы:

1.    Общемашиностроительные нормативы времени вспомогательного, на обслуживание рабочего места и подготовительно-заключительного на работы, выполняемые на металлорежущих станках. Среднесерийное и крупносерийное производство. М.: НИИ труда, 1984,

2.    Определение нормативов времени на отдых и личные потребности (Межотраслевые методические рекомендации). М.: НИИ труда, 1982.

3.    Общемашиностроительные нормативы времени и режимов резания на работы, выполняемые на металлорежущих станках с программным управлением. М.: НИИ труда, 1980.

1*


3


При циклическом обслуживании и кольцевом расположении станков возвратные переходы отсутствуют. Следовательно, при количестве станков Н^З и циклическом обслуживании очевидно преимущество

кольцевых маршрутов.

При обслуживании двух станков следует располагать оборудование по III варианту планировки, так как в этом случае переходы рабочего от станка к станку отсутствуют.

Если рабочий обслуживает три станка, удобнее располагать оборудование в виде буквы П, так как переходы в этом случае .будут наиболее краткими.

При нециклическом обслуживании рабочий по окончании работы на одном из станков переходит к другому станку, включенному в рабочее место многостаночника. Среднее расстояние перехода мпого-станочиика от одного станка к другому (Ас* м) можно определить по формуле

Аср-оср.(1+*Ь2),    (3.6)

где аСр—среднее расстояние между двумя соседцими стайками, м;

Н — число обслуживаемых станков.

В табл. 3.3 приведены затраты времени на перемещение рабочего от станка к станку при многостаночном обслуживании за один цикл по усредненным данным, рассчитанные исходя из следующих условий: среднее расстояние между станками 2 м, за один цикл рабочий один раз подходит к каждому станку.

Таблица 3.3

Система обеду* жявания

Оорналты

расположении

оборудовали*

Число обслуживаемых станков

2

3

4

*

4

*

»

Время, мни

Циклическая

1

0,13

0,22

0,31

0,40

0,40

0,32

0,67

II

_

0,13

0,21

0,23

_

III

0,07

я»

я»

IV. V, VI

0,13

0,10

0,20

0,32

0,38

0,43

0,31

Нециклическая

/-VI

0,13

0,22

0,33

0,47

0,62

0,80

0*99

В условиях поточно-массового производства расположение станков в порядке последовательности технологического процесса затрудняет установление оптимального состава станков на рабочем месте многостаночника. Лучшие возможности для рациональной организации многостаночного обслуживания создаются на поточных линиях со свободным ритмом и непрерывно движущимся подвесным конвейером. Такие системы, применяемые на станочных поточных линиях, имеют ряд преимуществ при организации многостаночного обслуживания: во-первых, имеется возможность подобрать для рабочего места такой комплект оборудования, при котором обеспечивается оптимальная загрузка рабочего активной работой;

во-вторых, расположение межоперационных заделов иа конвейере устраняет необходимость их хранения на рабочем месте, облегчает передвижение многостаночника, рабочие места становятся компактней;

в-третьих, устраняется неблагоприятное влияние принудительного ритма на рабочего.

В настоящее время в результате роста фондовооруженности труда И дефицита рабочей силы распространение получает многостаночное обслуживание не только автоматического и полуавтоматического, но и универсального оборудования.

21

4.    Методика и нормативы времени для нормирования многостаночных работ на металлорежущих станках. М.: НИИ труда, 1973.

5.    Нормативы многостаночного обслуживания станков с ЧПУ и рекомендации по их применению. /Л.: НИИМаш, 1975.

6.    Разработка нормативных материалов для нормирования труда рабочих (Методические рекомендации). М.: НИИ труда, 1983.

7.    Отраслевые методические рекомендации и научно обоснованные нормативные материалы по развитию многостаночного обслуживания и расширению зон обслуживания но предприятиях Минстанкопрома. М.: НИИМаш, 1984.

8.    Методика и нормативы времени для нормирования многостаночных работ (токариме, токарно-револьверные и холодно-высадочные автоматы). Кисо: ЦНОТиУ, 1976.

9.    Методические рекомендации по нормированию многостаночных работ и нормативы многостаночного обслуживания на токарные и шлифовальные автоматы и полуавтоматы. М.: ВНИИПП, 1976.

10.    Отраслевые методические рекомендации и нормативные материалы по развитию многостаночного (многоагрегат-иого) обслуживания. Ростов-на-Дону: РостНИИТН, 1985.

11.    Паспортные данные металлорежущих станков. *

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

tip—норма временя в условиях многостаночного обслуживания, мни; т, —норма выработки;

Тш—штучное время при работе па одном станке, мин; тш—штучное время при многостаночном обслуживании, мин;

То—основное (технологическое) время при работе на одном станке, мин;

to —основное (технологическое) время при многостаночном обслужи* вании, мни;

Т, — вспомогательное время при работе на одном станке, мин; та — вспомогательное время при многостаночном обслуживании, мин; Тоь — оперативное время при работе на одном станке, мин; топ—оперативное время при многостаночном обслуживании, мин;

Тм — машинное время на одном станке, мин;

Т«—свободное машинное время, в течение которого рабочий свободен от ручной работы н активного наблюдения на данном станке, мин;

Тц —время цикла, мин;

Тп, — время цикла автоматической работы станка, мин;

Та — время занятости рабочего выполнением ручной, машинно-ручной работой, активным наблюдением за ходом технологического процесса, подходов к стайку, мин;

Та и—время занятости рабочего, перекрываемое машинным временем, мин;

Та. и —время занятости рабочего, неперекрываемое машинным временем, мин;

Та. и — вспомогательное неперекрываемое время, мин;

Та.и —вспомогательное перекрываемое время, мин;

Тя.с—время перерывов в работе станка вследствие ожидания обслуживания, отнесенное к одному циклу, мин;

«та» — время технического обслуживания рабочего места, % от оперативного времени при многостаночном обслуживании; р«*—время технического обслуживания рабочего места, % от основного времени при многостаночном обслуживании; атох —время технического обслуживания рабочего места, % от оперативного времени при работе на одном станке;

Ьтах—время технического обслуживания рабочего места, % от основного времени при работе на одном станке; аорт-время организационного обслуживания, % от оперативного при многостаночном обслуживании; а0рг—время организационного обслуживания, % от оперативного при работе на одном станке; вотд—время на отдых и личные потребности, % от оперативного при многостаночном обслуживании; а0тл —время на отдых и личные потребности, % от оперативного при работе на одном* станке;

Тп* — подготовительно-заключительное время при работе на одном стачке, мин;

5

Тп» — подготовительно-заключительное время при многостаночном обслуживании, мин; t* —станкоемкость операции;

Н — число станков, обслуживаемых одним рабочим;

N — число станков, входящих в рабочее место многостаночника, выполняющего последующие технологические операции;

Nn — необходимое число станков для выполнения производственной программы;

Ыф—фактическое наличие оборудования; п — число деталей в партии, шт.;

а—квартальная или месячная программа выпуска деталей, шт.;

Феи—сменный фонд времени, ч;

ФР—годовой, квартальный или месячный фонд времени рабочего, ч; ч—численность рабочих в звене, бригаде;

Аср—среднее расстояние перехода от одного станка к другому, м;

аер—среднее расстояние между двумя станками, м;

Сор—расходы, связанные с одной минутой работы основного рабочего-многостаночника при среднем лроцеите выполнения норм с учетом расходов на содержание вспомогательного и обслуживающего персонала, коп.;

Со—расходы, связанные с работой стайка в течение одной минуты, включая амортизационные расходы, стоимость ремонта и технического обслуживания, а также расходы на 9лектроэпергию, коп.;

г»—ритм работы данного многостаночного места;

t„—такт работы поточной линии;

Р —процент выполнения норм выработки;

Ке—коэффициент совпадения;

К»—коэ< к шциент занятости иа одном станке;

К**— коэффициент суммарной занятости;

Кд>— коэффициент нормальной занятости;

К»—коэффициент изменения стойкости режущих инструментов;

К* — коэффициент изменения времени технического обслуживания рабочего места в зависимости от увеличения периода стойкости режущего инструмента;

Кш—коэффициент изменения штучного времени при многостаночном обслуживании;

Кв —коэффициент выполнения норм, установленный для планового периода;

Кож—отношение времени обслуживания к потерям, связанным с простоем станка в ожидании обслуживания.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МНОГОСТАНОЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Оборудование классифицируется по степени автоматизации, которая оказывает наиболее существенное влияние на возможности внедрения многостаночного обслуживания и величину зоны обслуживания.

Первая группа—универсальное оборудование без автоматического выключения по окончании операции. На оборудовании первой группы многостаночное обслуживание может применяться при условии значительной величины непрерывного машинного времени.

Вторая группа—универсальное оборудование с автоматическим выключением по окончании обработки. При эксплуатации оборудования второй группы уменьшаются затраты времени, необходимые для

а

контроля за процессом обработки, снижается нервное напряжение у многостаночника, обеспечивается безопасность работы.

Третья группа—полуавтоматическое оборудование, на котором цикл обработки осуществляется в автоматическом режиме, а установка и снятие детали—вручную, уменьшается количество подходов для обслуживания.

Четвертая группа—автоматическое оборудование, на котором установка я фиксация каждой детали производится автоматически, а загрузка—периодически после завершения обработки определенного количества деталей.

Пятая группа—автоматическое оборудование с периодической загрузкой с помощью бункериых, кассетных и подобных им устройств в произвольные отрезки времени, позволяющей избежать совпадения необходимости обслуживания на нескольких станках и тем самым улучшить использование рабочего времени и оборудования.

По форме организации труда многостаночное обслуживание делится на три группы —бригадная, звеньевая и индивидуальная.

При бригадной форме организации труда определенная зона обслуживания закрепляется за бригадой в целом, при звеньевой. (групповой)—за звеном нлн группой рабочих, входящих в состав бригады, при индивидуальной — за каждым рабочим.

Рве. 2.1. Классификация многостаночного обслуживания по виду, системе, методам, зонам обслуживания и функциям многостаночников Условные обозначения:

ОП—оперативная работа;

ОРГ—организационное обслуживание рабочего места;

ТЕХ—техническое обслуживание рабочего места;

ПЭ—подготовительно-заключительная работа

Различают нециклическую и циклическую системы обслуживания. Нециклическая система характеризуется случайным потоком требований на обслуживание, а циклическая —постоянным потоком требований. При циклическом обслуживании рабочий последовательно выполняет приемы вспомогательной работы, переходя от станка к станку. При нециклическом обслуживании рабочий подходит к тому станку, на котором закончилась автоматическая работа, независимо от расположения станков на участке.

Циклическое обслуживание применяется на поточных линиях и на рабочих местах, где имеются станки с одинаковым или близким по

7

величине временем обработки детали. Рабочие места многостаночников, представляющие собой звенья поточных линий, могут иметь различную степень жесткости связи между станками. При жесткой связи межоперационные заделы отсутствуют и прекращение работы одного станка влечет за собой остановку других станков. При эластичной связи межоперационные заделы могут частично или полностью компенсировать прекращение работы одного из станков или неизбежность простоя других.

Метод обслуживания может быть сторожевым или маршрутным. При сторожевом методе рабочий» наблюдая за всеми станками, определяет необходимость их обслуживания. При этом возможны два варианта обслуживания:

беэ приоритетов, когда станки обслуживаются в порядке возникновения требований на обслуживание;

с приоритетами, когда очередность обслуживания определяется с учетом стоимости и степени загрузки станков.

При маршрутном методе рабочий обслуживает станки по заранее установленному маршруту.

В этих условиях в зависимости от выполняемых на отдельных станках операций возможны следующие варианты.

1. Обслуживание станков с одинаковой продолжительностью операций и одинаковым временем занятости (станки-дублеры). При этом могут быть следующие соотношения между занятостью рабочего и продолжительностью операции:

обслуживание станков с одинаковой продолжительностью операций и одинаковым временем занятости, кратным оперативному времени:


от


Условные обозначения:

бсломогателшое Оше на установку, снятие детали и управление станком; активное навеювение за работой станка:

1—1 машинное L—J броне


Ряс. 3.3. Маршрутное циклическое обслуживание станков с одинаковой продолжительностью операций и одинаковым временем занятости» кратным


V///A



переход от станка к станку;


времени, для случая 1 Та, - Т


оперативному

м **4 . H-Tf+i;


обслуживание станков с одинаковой продолжительностью операций и одинаковым временем занятости, не кратным оперативному времени:

^ Тоя;


обслуживание станков с одинаковой продолжительностью операций и одинаковым временем занятости» не кратным оперативному времени:

а, ^ Тои.


8


. Т« . Jl.

ft 1 Гм

jLL

"• pJjpT jF 1 ]

t £__fef к_I

d

-tf- tf i

УсеоОныо еКотаеншп Штгаттт Крона на устатку» ....сконто 9шт иупрабатестоит ШШИШ1 активное ка&ноОение sa ракш спаяна; нерехеК от танка к станку;


машинное броне; нерериО 8 работе станка


Рис. ЗЛ. Маршрутное циклическое обслужи* венке станков с одинаковой продолжатель* яостыо операций н одинаковым временем ва* нятоста, не кратным оперативному времени.

для случля н>^£.+ I# Дт»,>Т«|


T$ | г#.

jfl

a

я......H —I

A

n Г j

IB “ J

m_ f (

t I

a

I

d

П

j I

> Cl-.

-Cl.

ШоКнш оАтшуекшп г»}»»* Ьстмоеатмшоо Крена на установку. Ш5Ш снтие Кетат а уараШте станком;

Вншшн активное наКтоКони» оа работой тот


Е^тЯ переход от такт к станку;

EZZJ шишок Кронк;

сдоВоВное крот paBmto


Рае. U Маршрутное циклическое обслуживание станков с одинаковое продолжи* тельностыо операций и одинаковым вре* некем занятости, не кратным оперативному времени, для случаяН<-^+!,

Дт^о.


2. Обслуживание станков с различной продолжительностью операций и разным временем занятости.

Этот вариант является наиболее общим для многостаночного обслуживания.

В данном случае возникают кратковременные перерывы в работе станка и рабочего, зависящие от соотношения между суммарным временем занятости н максимальным оперативным временем. При этом возможно:

^T^<TW(W1; ^}T*k>TnW

где £Т,( — суммарное время занятости;

— максимальное оперативное время.


При значительных различиях оперативного времени могут применяться сложные циклы: к части обслуживаемых станков совершается один подход, к другой части —несколько подходов в течение одного цикла.


2 Эю» It до


9


Маршрутное нециклическое обслуживание имеет место, если поток требовании на обслуживание подчиняется закономерностям случайных процессов. При нециклическом обслуживании возникают такие моменты, когда на одном иля нескольких обслуживаемых станках закончилась машинная работа, в то время как рабочий занят обслуживанием другого станка. При атом станки в течение одних отрезков времени ожидают обслуживания, а в течение некоторых других рабочий имеет свободное время.


Условные оботтия: бремя измерения детали; EZZ3 трпоВот слот натку;

ЩЬстттеяыюе Времена устанеднд, снятие imam исправление стоялом;


сбоВодное Время радето; перерывы В раВоте впаяна;

машинное Время;



активное наВтеВение ва раВотой стаяла


Рмсг ВЛ. Нециклическое обслужимте тиков Время цикла (условного) можно определить как сумму


^«Т^ + Т.+ Тяс^Топ + Тяс,    (2.1)

где Тис—свободное машинное время, т. е. та часть машинного времени, которая не используется для перекрытия ручной, машинно-ручной работы и активного наблюдения за ходом технологического процесса на данном станке, мин;

Т*—время занятости рабочего выполнением ручной, машинно-ручной работы и активным наблюдением за ходом технологического процесса, мин;

Тле—время перерывов в работе станка вследствие ожидания обслуживания, отнесенное к одному циклу, мин;

Тол—оперативное время, мин.

Свободное машинное время и время занятости рабочего определяются так же, как и при обслуживании рабочим одного станка.

Время перерывов в работе станка вследствие ожидания обслуживания определено с использованием математической теории массового обслуживания, которая позволяет рассчитать значение времени простоев станка из-за ожидания обслуживания при совпадении необходимости одновременного обслуживания нескольких станков одним или несколькими рабочими. Теория массового обслуживания позволяет


Ю