Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

193 страницы

989.00 ₽

Купить РД 07-16-2008 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания определяют совокупность и последовательность действий по применению статистических методов на этапах подготовки, проведения и анализа результатов инспекций систем учета и контроля ядерных материалов, а также порядок использования технических средств измерений на ядерных установках всех типов и в пунктах хранения ядерных материалов за исключением ядерных установок военного назначения. Используемые технические средства измерений ядерных материалов могут находиться в собственности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, эксплуатирующей организации (лицензиата) и других организаций.

 Скачать PDF

Консультация по подбору ГОСТабесплатно

Зарегистрированы Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 27 октября 2008 г. Регистрационный N 586

Оглавление

I. Общие положения

II. Цели проведения инспекционных измерений

III. Принципы выполнения измерений ядерных материалов инспекторами службы

IV. Требования к инспекторам службы, осуществляющим измерения ядерных материалов с применением технических средств

V. Использование статистических методов при выборе ЗБМ и учетных единиц для инспекционных измерений

VI. Порядок использования технических средств при проведении инспекционных измерений

VII. Анализ результатов измерений

VIII. Использование технических средств

IX. Использование стандартных образцов

X. Использование методик выполнения измерений

XI. Планирование инспекций с инспекционными измерениями

Приложение N 1 Перечень сокращений и их расшифровка

Приложение N 2 Термины и их определения

Приложение N 3 Пример выбора ЗБМ на ядерной установке с ядерными материалами различных категорий для проведения измерений

Приложение N 4 Пример расчета объемов выборок, а также их пересчета в условиях недостатка/избытка времени на проведение инспекционных измерений ядерных материалов

Приложение N 5 Уран и его соединения. Методика выполнения измерений массовой доли изотопа урана-235 гамма-спектрометрическим методом с использованием гамма-спектрометра INSPECTOR с сцинтилляционным детектором на основе NAI и программы IMCA

Приложение N 6 Уран и его соединения. Методика выполнения измерений массовой доли изотопа урана-235 гамма-спектрометрическим методом с использованием гамма-спектрометра InSpector с германиевым детектором и программы IMCA

Приложение N 7 Уран и его соединения. Методика выполнения измерений массовой доли изотопа урана-235 гамма-спектрометрическим методом с использованием гамма-спектрометра U-PU InSpector и программы MGAU

Приложение N 8 Плутоний и его соединения. Методика выполнения измерений массовых долей изотопов плутония и изотопа америций-241 в плутонии гамма-спектрометрическим методом с использованием гамма-спектрометра U-Pu InSpector

Приложение N 9 Типовые формы протоколов измерений

Приложение N 10 Пример расчета контрольного допуска

Приложение N 11 Форма журнала приема (передачи) технического средства

Приложение N 12 Форма акта технического состояния

Приложение N 13 Рекомендации по частоте проведения инспекций с приборами неразрушающего контроля

Приложение N 14 Программа применения технических средств на 200_ год (пример)

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНСПЕКЦИЙ СИСТЕМ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

РД-07-16-2008


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНСПЕКЦИЙ СИСТЕМ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

УТВЕРЖДЕНЫ    ВВЕДЕНЫ    В    ДЕЙСТВИЕ

приказом Федеральной службы    с    01    декабря    2008    г.

по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 октября 2008 г. № 835

РД- 07- 16- 2008

10

инспектор должен провести измерение учетной единицы по наиболее точной методике выполнения измерений, доступной для использования.

43.    Если результат такого измерения также не совпадает с учетными данными в пределах контрольного допуска, инспектор сообщает представителю организации о подозрении на аномалию и требует провести изучение данной учетной единицы. В результате изучения должны быть установлены причины несоответствия результата измерения инспектора учетным данным для соответствующей учетной единицы. При этом либо устанавливается, что аномалия подтверждается и в организации создается комиссия по ее расследованию (в соответствии с нормативными документами предприятия), либо подтверждаются учетные данные и определяется отсутствие аномалии, при этом необходимо найти причину несовпадения результата инспекционного измерения (несоответствие условий измерения условиям применимости методики, неисправность прибора и т.д.).

44.    Вывод представителей организации о подтверждении учетных данных и отсутствии аномалии должен быть подтвержден результатами неразрушающего либо разрушающего контроля (при этом должны использоваться аттестованные методики измерений), или представлено обоснованное объяснение несовпадения результата инспекционного измерения с учетными данными. В случае несогласия инспектора с результатами расследования, проведенного организацией, инспектор может потребовать проведения арбитражных измерений в соответствии с отраслевым стандартом ОСТ 95-10571.

45.    Инспектор должен установить пломбировочное устройство на учетную единицу, для которой результат измерения указывает на возможность аномалии. Порядок применения пломбировочных устройств устанавливается соответствующими руководящими документами. Пломбировочное устройство устанавливается для подтверждения отсутствия несанкционированного доступа к материалу в период проведения расследования подозрения на аномалию. При проведении расследования вскрытие контейнера, отбор проб из него и анализ должны производиться в присутствии инспектора (для исключения возможности подмены ядерного материала) либо по согласованию с ним.

VIII. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

46.    При проведении инспекционных измерений инспекторы Службы могут использовать как приборы, находящиеся в распоряжении структурных подразделений Службы, так и приборы поднадзорных организаций - по взаимной договоренности. Весы также относятся к приборам неразрушающего контроля и могут использоваться для подтверждения количества ядерного материала и/или его характеристик.

47.    Для используемых приборов неразрушающего контроля должен выполняться требуемый контроль работоспособности, требования обеспечения качества измерений, другие требования к использованию приборов неразрушающего контроля ядерных материалов.

48.    При получении территориальными органами Службы технических средств приказом руководителя межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью назначаются лица, ответственные за их эксплуатацию и сохранность, выделяются необходимые помещения, а также определяется список инспекторов управления, которым разрешается работа с техническими средствами.

п

49.    Ответственные за эксплуатацию и сохранность технических средств должны вести Журнал приема (передачи) технических средств (приложение № 11).

50.    В процессе эксплуатации технических средств возможны неисправности и отказы. Возможные неисправности технических средств должны быть описаны в инструкции на соответствующий тип технического средства. Для контроля работоспособности технического средства необходимо, в соответствии с инструкцией по его эксплуатации или методикой проведения измерений, проводить калибровки и проверять состояние источников питания.

51.    О выявленных в результате проверки работоспособности неисправностях составляется акт технического состояния, в котором подробно описываются выявленные неисправности и характер их проявления. Акт технического состояния подписывается комиссией из трех человек и утверждается руководителем структурного подразделения (приложение № 12). Техническое средство вместе с соответствующим актом направляется в организацию, осуществляющую ремонт.

52.    Ремонт технических средств производится в центрах технической поддержки Службы и организациях-поставщиках (с учетом гарантийного срока технического средства).

IX. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ

53.    При проведении процедур градуировки и обеспечения качества измерений инспекторы Службы могут использовать как стандартные образцы, находящиеся в распоряжении ее структурных подразделений, так и стандартные образцы поднадзорных организаций - по взаимной договоренности.

54.    Необходимо, чтобы у стандартного образца был действующий сертификат о соответствующем уровне аттестации. При отсутствии стандартных образцов допускается использовать для процедур градуировки и обеспечения качества измерений образцы, выбранные из доступных образцов, находящихся в поднадзорной организации. Такие образцы должны иметь характеристики, определенные с точностью, превышающей точность соответствующей используемой методики измерений. Как правило, должны использоваться образцы с характеристиками, определенными при помощи масс-спектрометрического измерения, при этом необходимо, чтобы соответствующая методика измерений при помощи масс-спектрометра имела действующий сертификат об аттестации.

X. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ

55.    При проведении инспекционных измерений инспекторы Службы должны использовать По возможности методики выполнения измерений, имеющие государственный уровень аттестации, так как они могут применяться в любых поднадзорных организациях, независимо от ведомственной принадлежности. Также могут использоваться методики, имеющие отраслевой уровень аттестации (в организациях, принадлежащих данному ведомству) или аттестованные на уровне организации (только в пределах данной организации).

56.    При этом инспектор должен по возможности использовать методику выполнения измерений, используемую в системе учета и контроля инспектируемой организации для данного ядерного материала. Если методика, имеющаяся у инспектора, обеспечивает более точное измерение - инспектор должен стремиться использовать более точную методику выполнения измерений (или методику выполнения измерений с более высоким уровнем аттестации при совпадающей

12

точности). Также при выборе методики выполнения измерений следует учитывать время и точность измерения, характерные для проведения измерений соответствующими методиками выполнения измерений.

57.    При проведении измерений необходимо выполнять условия измерений, требуемые соответствующими методиками выполнения измерений. Также необходимо проводить все процедуры контроля качества измерений, контроля работоспособности и т.д., требуемые соответствующей методикой выполнения измерений.

XI. ПЛАНИРОВАНИЕ ИНСПЕКЦИЙ С ИНСПЕКЦИОННЫМИ ИЗМЕРЕНИЯМИ

58.    Планирование инспекций с инспекционными измерениями осуществляется соответствующими структурными подразделениями Службы, под надзором которых находится организация. В общем случае инспекции с использованием приборов неразрушающего контроля должны проводиться в каждой поднадзорной организации, обращающейся с ядерными материалами, доступными для проведения измерений средствами.

59.    Частота проведения инспекций в поднадзорных организациях, а также объем проведения измерений во время инспекции определяются в соответствии с Положением о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (РД-08-01-2003): должна проводиться одна инспекция в год состояния учета и контроля ядерных материалов в организации и одна в каждой ЗБМ. Рекомендуемая частота проведения инспекций с использованием приборов неразрушающего контроля приведена в приложении № 13. После составления плана инспекций на следующий год на его основе составляется Программа инспекций с применением ПНК на следующий год и направляется в Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой Ростехнадзора. Форма, по которой составляется Программа инспекций, приведена в приложении № 14.

13

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


(справочное)


ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА

ВОУ - высокообогащенный уран.

ЗБМ - зона баланса материалов.

МВИ - методика выполнения измерений.

НОУ - низкообогащенный уран.

ОСГИ - образцы спектрометрические гамма-излучения.

ПНК - прибор неразрушающего контроля.

СКД - средства контроля доступа.

СО - стандартный образец.

ТВС - тепловыделяющая сборка.

ТС - техническое средство.

УЕ - учетная единица.

УИВ - устройства индикации вмешательства.

ЯМ - ядерный материал.

14

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

(справочное)

ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ВЫБОРКА - учетные единицы с ядерными материалами, выбранные по определенному принципу, в определенном порядке.

ВЫСОКООБОГАЩЕННЫЙ УРАН - уран с обогащением не менее 20 % по изотопу уран-235.

ГРАДУИРОВКА. - процесс определения градуировочной характеристики (ГХ). ГХ -зависимость между значениями величин на входе и выходе средства измерений, полученная экспериментально.

ИЗМЕРЕНИЕ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ - измерение количества или изотопного состава ядерного материала.

ИНСПЕКЦИОННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ - проводимые в ходе инспекции измерения, результаты которых используются для проверки всех или некоторых количественных характеристик и (или) атрибутивных признаков ядерных материалов, учетных единиц, продуктов.

КАТЕГОРИЯ ЯДЕРНОГО МАТЕРИАЛА - количественная характеристика значимости ядерного материала с точки зрения учета и контроля ядерных материалов, определяемая в соответствии с Основными правилами учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05).

КОНТРОЛЬНЫЙ ДОПУСК - наибольшая допустимая величина модуля разности между значением результата инспекционного измерения и значением учетной характеристики ядерного материала.

НИЗКООБОГАЩЕННЫЙ УРАН - уран с обогащением менее 20 % по изотопу уран-

235.

ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ - отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины. Статистическая оценка погрешности служит мерой точности измеряемой величины.

СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ - система организационных и технических мероприятий, обеспечивающих определение и подтверждение на периодической основе присутствия ядерного материала в предписанных местах нахождения, незамедлительное расследование аномалий, потенциально или явно указывающих на утрату, хищение или несанкционированное использование ядерных материалов, своевременное представление информации и содействие в расследовании и возврате ядерных материалов.

СТАНДАРТНЫЙ ОБРАЗЕЦ - образец вещества (материала) с установленными в результате метрологической аттестации значениями одной или более величин, характеризующими свойство или состав этого вещества (материала).

СТРАТА - совокупность отдельных учетных единиц с одинаковыми или близкими физическими характеристиками и химическим составом ядерных материалов для осуществления статистической выборки при проведении инспекционных измерений.

СРЕДСТВО ИЗМЕРЕНИЯ - техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (пли) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.

15


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

(обязательное)

ПРИМЕР ВЫБОРА ЗБМ НА ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКЕ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ

Предположим, что инспектор должен сделать выбор из шести ЗБМ с ядерными материалами различных категорий. Чтобы ЗБМ первой категории проверялась чаще, чем остальные, а ЗБМ второй категории чаще, чем ЗБМ третьей и четвертой категорий и т. д. инспектор должен каждой ЗБМ назначить вес, равный числу физических инвентаризаций ядерных материалов в ЗБМ в течение календарного года. Например: в ЗБМ с ядерными материалами первой категории - 12, второй категории -4, третьей категории - 2 и четвертой категории - 1. После этого инспектор составляет таблицу:

Таблица

ВЫБОР ЗБМ НА ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКЕ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ_

N° ЗБМ

Наивысшая категория ядерного материала в ЗБМ

Вес

ЗБМ

Нарастающий итог веса ЗБМ

Результат, определяющий выбор ЗБМ

1

3

2

2

1 или 2

2

2

4

2 + 4 = 6

3,4, 5 или 6

3

4

1

6+1=7

7

4

1

12

7+ 12= 19

от 8 до 19

5

1

12

19+12 = 31

от 20 до 31

6

2

4

31+4 = 35

32, 33, 34 или 35

Нарастающий итог веса ЗБМ определяется как результат суммирования весов предыдущих ЗБМ с весом последующей ЗБМ.

Затем инспектор должен вызвать на микрокалькуляторе функцию RND, выдающую случайное число в пределах от 0 до 1 и полученный результат умножить на конечный нарастающий итог веса ЗБМ (в нашем примере это будет - 35). Далее он округляет полученное значение до ближайшего большего целого. Если результат округления окажется равным 1 или 2, то необходимо проверить ЗБМ № 1, если 3, 4, 5 или 6 - то ЗБМ № 2, если 7 - то ЗБМ № 3, а если от 8 до 19 - то ЗБМ № 4 и т. д.

16

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

(рекомендуемое)

ПРИМЕР РАСЧЕТА ОБЪЕМОВ ВЫБОРОК, А ТАКЖЕ ИХ ПЕРЕСЧЕТА В УСЛОВИЯХ

НЕДОСТАТКА/ИЗБЫТКА ВРЕМЕНИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ИНСПЕКЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В ЗБМ находится три страты ядерных материалов, в каждой из которых содержится 1000 учетных единиц. Определение страты приведено в приложении № 2. На практике в отдельные страты принято объединять ТВ С одной партии, либо однотипные ТВС; одинаковые в пределах технических условий учетные единицы для формирования критических (подкритических) сборок; партии одинаковых продуктов, на которые оформляется общий паспорт и т. д. В научно-исследовательских организациях, а также в организациях, где номенклатура используемых ядерных материалов велика, количество страт также может оказаться большим. В таких случаях инспектор, исходя из отведенного на измерения времени, может из всего списка страт выбрать случайным образом (с помощью функции RND) выбрать те, которые он будет исследовать. При этом возможно использование способа, описанного в приложении № 3 (назначение весов стратам производится инспектором исходя из поставленных перед ним задач, собственного опыта).

Первая и вторая страты представлены одинаковыми учетными единицами, содержащими металлический высокообогащенный уран в алюминиевой оболочке с номерами, выполненными электроискровым карандашом. Подобным образом выполнены учетные единицы третьей страты, содержащие металлический низкообогащенный уран. В каждой из учетных единиц, содержащих ВОУ и НОУ, находится по 1000 г урана 235U. Учетные единицы первой страты в данный межбалансовый период после использования в эксперименте были извлечены из критсборки, помещены в трубы как в контейнеры, трубы опечатаны после регистрации соответствующих учетных данных. Учетные единицы второй и третьей страт в данный МБП не использовались, и находились в опечатанных трубах с момента предыдущей инвентаризации. Таким образом, для первой страты вероятность обнаружения принимается равной 0,5 в соответствии с пунктом 22 настоящих Методических указаний, а для второй и третьей страт - равной 0,25, так как материалы второй и третьей страт находились еще и под системой наблюдения.

1) Как рассчитать объем выборки для инспекционных измерений в каждой из

страт?

Поскольку отношение G/x для первой и второй страт 8000/1000=8, а для третьей 70000/1000=70 и во всех случаях G/x < N (значение N для каждой из страт равно 1000), то для расчета объема выборки во всех случаях используем формулу (1) из пункта 24 настоящих Методических указаний.

В соответствии с формулой (1) и параметрами G и Р, установленными в п.п. 20 - 22 настоящих Методических указаний, для первой страты объем выборки составит: пт = 1000 [1-(1- о,5),000/8000] = 1000 [1-(0,5)|/8] = 1000-0,0830 = 83,0.

Для второй страты:

п2 = 1000 [1-(1- О,25)1000/8000] = 1000 [1-(0,75)1/8] = 1000-0,0353 = 35,3, но, округляя п2 до ближайшего большего целого, получаем п2 = 36,0

Для третьей страты:

17

n3 = 1000 [1-(1- 0,25)1000/70000] - 1000 [1-(0,75)1/70] = 1000-0,0041 = 0,4, но, округляя п3 до ближайшего большего целого, получаем пэ = 1,0

Всего должно быть подвергнуто инспекционным измерениям:

83 + 36 + 1 = 120 учетных единиц.

2)    Как пересчитать объем выборки для инспекционных измерений в каждой из страт в случае недостатка времени на проведение измерений?

Допустим, на проведение одного измерения требуется время toaHO изм, ~ 0,25 час, а все время, выделенное на проведение измерений во время инспекции, tBce изм ~ Ю час. За время, отведенное на проведение инспекционных измерений, можно проверить = 40 учетных единиц. Пересчитанные объемы выборок п* для проведения измерений в каждой страте должны быть уменьшены пропорционально времени, имеющемуся на проведение измерений, следующим образом: i»i* = [nj/Cn, + n2+n3)]-(t

ВСС ИЗМ. /t ОДНО ИЗМ.)*

Таким образом, получаем:

п,* = (83/120) * (10/0,25) = 27,66.

Округляя ni* до ближайшего большего целого, получаем ni* = 28,0.

Аналогично:

п2* = (36/120) -(10/0,25)= 12,0 и п3* = (1/120) • (10/0,25) = 0,33.

Округляя п3* до ближайшего большего целого, получаем n3* = 1.

Всего должна быть подвергнута инспекционным измерениям:

28 + 12 + 1= 41 учетная единица.

При этом достигнутые значения вероятности обнаружения недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов для страт составят:

для первой стратыР = 1 ~(j - n/Nf1^ = 1 -(1 -28/1000/sooo/l000^ = 0,20;

для второй стратыР = 1-(1-12/1000/т0/1000^ = 0,09;

для третьей стратыР = 1-(1 -1 /lOOO)[70000,mt>r = 0,07.

18

для первой страты Р = 1 -(l - n/NfGJ'^ = 1 -(1-139/1000/т1>/,т>Т = о,7; для второй страты Р = 1 -(1 - 60/1000j-8000!'00^ - о jдля третьей стратыР = 1 -(1 -2/1000/°/'1 = о,13.

19

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

(обязательное)

УРАН И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ МАССОВОЙ ДОЛИ ИЗОТОПА УРАНА-235 ГАММА-СПЕКТРОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАММА-СПЕКТРОМЕТРА INSPECTOR С СЦИНТИЛЛЯЦИОННЫМ ДЕТЕКТОРОМ НА ОСНОВЕ NAI И ПРОГРАММЫ IMCA

2

СОДЕРЖАНИЕ

I.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ................................................................................3

И.    ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ.................................3

III.    ПРИНЦИПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ИНСПЕКТОРАМИ СЛУЖБЫ.......................................................................4

IV.    ТРЕБОВАНИЯ К ИНСПЕКТОРАМ СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ

ИЗМЕРЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.................................................................................................5

V.    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ВЫБОРЕ ЗБМ И

УЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ ДЛЯ ИНСПЕКЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ............................6

VI.    ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ИНСПЕКЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ...............................................................8

VII.    АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ.........................................................9

VIII.    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.............................................10

IX.    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ..........................................11

X.    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ..........................11

XI.    ПЛАНИРОВАНИЕ ИНСПЕКЦИЙ С ИНСПЕКЦИОННЫМИ ИЗМЕРЕНИЯМИ......12

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА..............................................13

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ......................................................................14

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ПРИМЕР ВЫБОРА ЗБМ НА ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКЕ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ.................................15

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. ПРИМЕР РАСЧЕТА ОБЪЕМОВ ВЫБОРОК. А ТАКЖЕ ИХ ПЕРЕСЧЕТА В УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТКА/ИЗБЫТКА ВРЕМЕНИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ИНСПЕКЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ.............................................................16

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. УРАН И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ МАССОВОЙ ДОЛИ ИЗОТОПА УРАНА-235 ГАММА-СПЕКТРОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАММА-СПЕКТРОМЕТРА INSPECTOR С

СЦИНТИЛЛЯЦИОННЫМ ДЕТЕКТОРОМ НА ОСНОВЕ NAI И ПРОГРАММЫ IMCA .... 19

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6. УРАН И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ МАССОВОЙ ДОЛИ ИЗОТОПА УРАНА-235 ГАММА-СПЕКТРОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАММА-СПЕКТРОМЕТРА INSPECTOR С ГЕРМАНИЕВЫМ ДЕТЕКТОРОМ И ПРОГРАММЫ IMCA................................................................70

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7. УРАН И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ МАССОВОЙ ДОЛИ ИЗОТОПА УРАНА-235 ГАММА-СПЕКТРОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАММА-СПЕКТРОМЕТРА U-PU INSPECTOR И ПРОГРАММЫ MGAU.........................................................................................................126

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8. ПЛУТОНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ МАССОВЫХ ДОЛЕЙ ИЗОТОПОВ ПЛУТОНИЯ И ИЗОТОПА АМЕРИЦИЙ-241 В ПЛУТОНИИ ГАММА-СПЕКТРОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАММА-СПЕКТРОМЕТРА U-PU INSPECTOR....................................................155

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9. ТИПОВЫЕ ФОРМЫ ПРОТОКОЛОВ ИЗМЕРЕНИЙ................................................183

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10. ПРИМЕР РАСЧЕТА КОНТРОЛЬНОГО ДОПУСКА.............................................186

ПРИЛОЖЕНИЕ .Чн 11. ФОРМА ЖУРНАЛА ПРИЕМА ('ПЕРЕДАЧИ) ТЕХНИЧЕСКОГО СРЕДСТВА.............187

ПРИЛОЖЕНИЕ Ns 12. ФОРМА АКТА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ...............................................188

ПРИЛОЖЕНИЕ Ха 13 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧАСТОТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИЙ С ПРИБОРАМИ

НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ..............................................................189

ПРИЛОЖЕНИЕ К? 14. ПРОГРАММА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИА 200 ГОД (ПРИМЕР) .191

20


ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ № 5



0117


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Государственный научный метрологический центр ФГУП «Уральский научно-исследовательский институт метрологии»

СВИДЕТЕЛЬСТВО

об аттестации методики выполнения измерений

№ 223.13.17.103/2006


Методика выполнения измерений    массовой    доли изотопа урана-235 гамма-_

наименование измеряемой величины; объекта

спектрометрическим методом с использованием гамма-спектрометра Inspector с сцинтил-ляционным детектором на основе Nal и программы IMCA_

и метода измерений

разработанная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ФГУП «ВНИИНМ им. АА. Бочвара»

нмменомнис орпшюыим (предпритпи). риработишсА МВИ

и регламентированная в МВИ 223.13.17.103/2006 ГСИ. Уран и его соединения. Мето-

обоэначенис и наименоааиие документа

дика выполнения измерений массовой доли изотопа урана-235 гамма-_

спектрометрическим методом с использованием гамма-спектрометра Inspector с сцинтил-

ляционным детектором на основе Nal и программы IMCA_

аттестована в соответствии с ГОСТ Р 8.563.

Аттестация осуществлена по результатам метрологической экспертизы материалов по разработке МВИ


вил работ метрологическая экспертиза материалов по разработке МВИ. теоретическое или экспериментальное исследование МВИ. другие виды работ

В результате аттестации установлено, что МВИ соответствует предъявляемым к ней метрологическим требованиям и обладает следующими основными метрологическими характеристиками, приведенными в приложении.

диапазон измерений, характеристики погрешности измерений (неопределенность измерений) и (или) характеристики составляющих погрешности (при необходимости - нормативы контрола)

Приложение: метрологические характеристики МВИ на 9 листах.


Замдиректора по научной работе

Завлабораторией

Дата выдачи:    03.2006 г.

Срок действия:    03.2011г.

мп::

■. Медведевских Терентьев


Люсия, 620900. г. Екатеринбург, у». Красноармейская. 4 тея.:(343) 350-26-1 Я, факс: (343) 330-20-39. E-mail: иппт(ампит ги


3

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.    Методические указания по применению статистических методов при проведении инспекций систем учета и контроля ядерных материалов с использованием технических средств измерений (далее - Методические указания) определяют совокупность и последовательность действий по применению статистических методов на этапах подготовки, проведения и анализа результатов инспекций систем учета и контроля ядерных материалов, а также порядок использования технических средств измерений на ядерных установках всех типов и в пунктах хранения ядерных материалов (далее - ядерные установки) за исключением ядерных установок военного назначения. Используемые технические средства измерений ядерных материалов могут находиться в собственности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), эксплуатирующей организации (лицензиата) и других организаций.

2.    Методические указания разработаны на основе действующих в области использования атомной энергии нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов (постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 352), Положения о Федеральном службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401) с изменениями, внесенными в указанное Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404, а также Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) и Основных правил учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05).

3.    Методические указания обязательны для выполнения специалистами Службы (центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью), принимающими участие в инспекциях систем учета и контроля ядерных материалов на ядерных установках, программами проведения которых предусмотрено использование технических средств измерений для проверки наличия ядерных материалов.

4.    Используемые в Методических указаниях сокращения и их расшифровка приведены в приложении № 1.

5.    В Методических указаниях используются термины, установленные в Положении о системе государственного учета и контроля ядерных материалов и Основных правилах учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05), а также термины и их определения, приведенные в приложении № 2.

И. ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ

6.    Целями инспекционных измерений являются:

-    выявление недостачи/излишка порогового количества ядерного материала;

-    подтверждение фактического наличия ядерных материалов;

-    оценка состояния учета и контроля ядерных материалов.

7.    Для выявления недостачи/излишка порогового количества ядерного материала проверяют наличие всех учетных единиц и наличие ядерного материала в каждой учетной единице. При этом возможно применение статистической выборки для снижения объема инспекционных измерений. При отсутствии времени для измерения всей рассчитанной выборки допускается проводить меньшее (по

4

сравнению с рассчитанной выборкой) количество измерений. На основе результатов измерений делается вывод о наличии или отсутствии недостачи/излишка порогового количества ядерного материала с соответствующей вероятностью обнаружения.

8.    Подтверждение фактического наличия ядерных материалов проводится исходя из времени, отведенного на инспекционные измерения. В зависимости от категории ядерного материала, его состава, химической формы, других характеристик, требуемой точности измерения - выбираются одна или несколько методик выполнения измерений, один или несколько приборов неразрушающего контроля. На основе данных измерений делается вывод о фактическом наличии ядерного материала, измеренного в ходе инспекции. При выборе измеряемого ядерного материала необходимо учитывать условия его сохранности и достоверность данных о нем.

9.    Оценка состояния учета и контроля ядерных материалов при помощи инспекционных измерений заключается в определении отсутствия аномалий в учете и контроле ядерных материалов. При проведении таких измерений необходимо проанализировать возможные аномалии (ошибки, несовершенство) в учете и контроле данного вида ядерного материала. Методики проведения измерений и приборы неразрушающего контроля выбираются таким образом, чтобы максимально обеспечить определение наличия или отсутствия аномалии в учете и контроле выбранных ядерных материалов. Ядерные материалы для измерений выбираются исходя из оценки возможностей возникновения и обнаружения аномалий в их учете и контроле.

10.    Статистические методы при проведении инспекционных измерений применяются для обоснования выбора инспектируемой ЗБМ и учетных единиц, подлежащих инспекционным измерениям, а также для анализа результатов измерений.

III. ПРИНЦИПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ИНСПЕКТОРАМИ СЛУЖБЫ

11.    Принципы выполнения измерений ядерных материалов инспекторами Службы:

Ресурсная поддержка, обеспеченность всех работ, связанных с проведением измерений ядерных материалов необходимыми приборами, материалами, обеспечение доставки приборов и вспомогательного оборудования.

Организация совместного использования технических средств, находящихся в ведении инспекторского состава и в ведении поднадзорных организаций.

Дифференцированный подход к выбору объемов измерений и измеряемых характеристик ядерных материалов в зависимости от категорий ядерных материалов, достигнутого состояния системы учета и контроля на поднадзорном объекте, с учетом оснащенности инспекторского состава и поднадзорного объекта техническими средствами.

Независимость инспекторов Службы от персонала поднадзорного объекта при организации выбора ядерных материалов для измерений, при выборе методов измерений и измеряемых характеристик, при интерпретации результатов измерений и принятии решений на их основе. При этом проведение измерений не должно необоснованно ограничивать деятельность поднадзорных организаций.

5

Открытость для поднадзорных организаций информации о методиках, процедурах и результатах измерений ядерных материалов инспекторами Службы.

Ответственность, основанная на понимании каждым инспектором выполняемой задачи, заключается в осознании персональной ответственности и важности соблюдения требований, норм и правил, разграничение ответственности сторон, участвующих в проведении измерений. Всю полноту ответственности за надлежащее обращение с ядерными материалами несут эксплуатирующие организации. Ответственность за обеспечение надлежащего государственного надзора несут органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

12.    Указанные принципы реализуются поддержанием:

Профессионализма и компетентности. Подразумевают эффективную систему обучения и повышения квалификации инспекторов.

Контроля качества измерений. Обеспечение качества выполняемых измерений путем исполнения правил, норм, процедур и методик при проведении измерений.

13.    Соблюдение этих принципов при подготовке и проведении измерений ядерных материалов ведет к обеспечению надлежащего качества измерений и повышению вероятности обнаружения несанкционированного использования ядерных материалов, а также аномалий в учете и контроле ядерных материалов.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ИНСПЕКТОРАМ СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ИЗМЕРЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ

СРЕДСТВ

14. К работе с использованием технических средств допускаются инспекторы, имеющие документ, подтверждающий факт их обучения в специализированных центрах подготовки, и имеющие практические навыки по применению технических средств и навыки статистической обработки измерений.

15.    При применении технических средств инспекторы Службы обязаны:

-    использовать технические средства по назначению;

-    подготавливать технические средства к измерениям в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;

-эксплуатировать технические средства в соответствии с инструкциями по эксплуатации;

-    планировать организацию инспекционных измерений с осуществлением необходимых процедур по оформлению допуска к работе с ядерными материалами;

-    правильно оформлять результаты измерений ядерных материалов;

-    соблюдать требования нормативных документов по защите информации при оформлении результатов измерений и подготовке отчетных документов;

-соблюдать требования радиационной безопасности и правил охраны труда при проведении измерений ядерных материалов и обращении со стандартными образцами в соответствии с требованиями нормативных документов.

6

V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ВЫБОРЕ ЗБМ И УЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ ДЛЯ ИНСПЕКЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ

16.    Выбор инспектируемых ЗБМ из числа имеющихся на ядерной установке производится на этапе составления рабочей программы проведения инспекции с учетом типа применяемых технических средств измерений, времени и условий планируемых измерений, а также категории ядерных материалов. В случае наличия на ядерной установке нескольких ЗБМ с ядерными материалами различных категорий выбор инспектируемых ЗБМ необходимо проводить способом, изложенным в приложении № 3.

17.    Ядерный материал в ЗБМ, который может быть измерен с помощью применяемых инспектором технических средств измерений, проверяется полностью, если времени и других ресурсов достаточно для проведения инспекционных измерений всех учетных единиц. В противном случае проводятся измерения учетных единиц, отобранных случайным образом из общего числа учетных единиц в ЗБМ. При этом необходимо применять дифференцированный подход, учитывающий влияние трех факторов: категория ядерного материала, объем применения к нему СКД и масса ядерного материала в учетной единице.

18.    Для реализации указанного дифференцированного подхода учетные единицы распределяются по стратам, и составляется перечень учетных единиц, входящих в каждую страту, при этом объем выборки задается двумя величинами: G -пороговым количеством ядерных материалов в единицах массы и Р - вероятностью обнаружения недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов в безотносительных единицах.

19.    Для ядерных материалов категорий 1, 2 и 3* пороговое количество G должно приниматься равным:

-    3 кг - для плутония, урана-233;

-    8 кг - для урана-235.

Для урана с обогащением менее 20% (категория 4) пороговое количество G принимается равным 70 кг по урану-235.

20.    Вероятность обнаружения недостачи/излишка Р необходимо определять в соответствии с таблицей.

Категории ялерных материалов определяются в соответствии с Основными правилами учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05).

7


Таблица

Вероятность обнаружения недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов для расчета объема выборки подтверждающих измерений

Объем применения СКД к ядерному материалу

Вероятность обнаружения Р, %, не менее

Для категорий 1,2,3

Для категории 4

Только УИВ

50

30

Только система наблюдения

50

30

Одновременно два вида разнообразных СКД

25

9

Одновременно m видов разнообразных СКД

100 * (0,5)т

Ю0‘(0,3)т


21.    Если ядерные материалы представлены в форме учетных единиц, целостность которых при нахождении в ЗБМ в межбалансовом периоде обеспечена их конструкцией (например, неразборные тепловыделяющие сборки или диски, блочки, изделия с ядерными материалами, покрытые оболочками, в результате чего ядерные материалы не могут быть извлечены из них без нарушения целостности оболочек) и может быть подтверждена (например, визуальным осмотром, сравнением образов гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих ядерных материалов при расчете объема выборки для инспекционных измерений следует использовать значения вероятностей обнаружения, аналогичные применяющимся к ядерным материалам с УИВ.

22.    Перед расчетом объема выборки необходимо рассчитать величину отношения G/x.

23.    Расчет объема выборки (п) осуществляется следующим образом (см. пример расчета в приложении № 4):

при величине G/x <> N, объем выборки (п) рассчитывается по формуле

n=[4-(i-^r    «о

при величине G/x > N, объем выборки (п) рассчитывается по формуле

/i = |^a(i-(1-^i“1 j] ,    (2)

N - количество учетных единиц в страте;

х - средняя масса ядерного материала в одной учетной единице;

[ 1+ - в формуле означает округление до ближайшего большего целого числа.

24.    Если время, отведенное на проведение инспекционных измерений, не позволяет провести измерения ядерного материала в рассчитанном числе учетных единиц, то объемы выборок по каждой страте для проведения измерений уменьшаются пропорционально времени, отведенному для измерений. Решение об уменьшении объема выборки принимает инспектор, проводящий измерений. Объем выборок для проведения измерений может быть увеличен по решению инспектора также пропорционально, если время, отведенное на проведение инспекционных измерений, позволяет провести большее число измерений (см. пример расчета в приложении № 4). Если объем выборки не соответствует рассчитанному, то пересчету подлежит и значение вероятности обнаружения недостачи/излишка порогового

количества ядерных материалов для каждой страты по обратной формуле:

P = \-{\-n/N)[G,xf , или Р = 1 -    в    зависимости от значения G/x.    (3)

Пересчитанное значение вероятности обнаружения приводится в акте инспекции.

25.    Номера подлежащих измерению учетных единиц выбираются случайным образом из перечня проверяемых учетных единиц каждой страты. Случайный выбор производится с помощью функции RND микрокалькулятора или другим известным доступным способом с предварительным присвоением каждой учетной единице проверяемой страты порядкового номера от 1 до N.

26.    После выбора учетных единиц инспектор запрашивает у персонала ядерной установки необходимые данные о них (идентификатор учетной единицы, номер УИВ, массу брутто ядерного материала и ее погрешность, процентное содержание целевого изотопа ядерного материала и погрешность его определения).

VI. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНСПЕКЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ

27.    Подготовка к применению технических средств должна включать в себя следующие мероприятия:

-    изучение руководств, инструкций и методик проведения измерений;

-    проверку обеспечения требований радиационной безопасности при проведении работ со стандартными образцами;

-    определение типа технического средства для достижения требуемых целей инспекционных измерений;

-    проверку работоспособности технических средств и подготовку стандартных образцов для обеспечения градуировки технических средств;

-    подготовку бланков протоколов измерений;

-    подготовку рабочего места для проведения работ с техническими средствами на ядерной установке, включая обеспечение оптимальной геометрии измерений ядерных материалов, исключение влияния на результаты измерений расположенных рядом источников ионизирующего излучения, обеспечение электрического питания приборов и исключения радиоактивного загрязнения технических средств, а также защиту от вредных производственных факторов (обеспечение спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, дозиметрами).

28.    Градуировка проводится в соответствии с требованиями методики выполнения измерений.

29.    Для проведения градуировки технического средства по энергии используются стандартные у-источники комплекта ОСГИ или подходящие образцы ядерного материала.

30.    Порядок допуска инспекторов Службы к работе со стандартными образцами должен соответствовать требованиям Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99 (СП 2.6.1.799-99) и Норм радиационной безопасности НРБ-99 (СП 2.6.1.758-99).

31.    Перед выполнением измерений инспектор должен проверить наличие учетных единиц в установленных местах, целостность упаковок и состояние УИВ.

32.    Все измерения ядерных материалов должны производиться в присутствии ответственного представителя инспектируемой организации.

9

33.    Инспекторам Службы, осуществляющим измерения ядерных материалов на ядерных установках, запрещается вмешиваться в технологический процесс ядерной установки и самостоятельно перемещать ядерные материалы.

34.    В случае отказа персонала ядерной установки от предоставления выбранной для проведения измерения учетной единицы необходимо потребовать его аргументированного обоснования. При наличии аргументированного (документально подтвержденного) обоснования инспектор заменяет ранее выбранную учетную единицу на другую из той же страты. При отсутствии аргументированного (документально подтвержденного) обоснования инспектор вправе расценить это как утрату учетной единицы.

35.    Для проведения измерений ядерных материалов необходимо установить технические средства на организованном рабочем месте и провести измерения выбранных ядерных материалов в соответствии с планом проведения измерений и методиками выполнения измерений (приложения №№ 5-8).

36.    Результаты измерений должны быть оформлены протоколами (приложение

№9).

37.    В процессе проведения измерений необходимо проводить оперативный контроль качества измерений в соответствии с методиками выполнения измерений.

38.    Результат измерения характеристики каждой учетной единицы, а также погрешность инспекционного измерения (оинсп-) заносятся в протокол измерений Погрешность инспекционного измерения определяется по соответствующей методике выполнения измерений.

VII. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ

39.    На каждую измеренную учетную единицу предварительно запрашиваются у персонала ядерной установки учетные данные и соответствующие им погрешности учетных измерений, по которым определяются среднеквадратические погрешности учетных измерений (а^етн,)- Эти данные должны быть в наличии на ядерной установке в соответствии с требованиями пунктов 3.3.2 и 6.1.5 Основных правил учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05).

40.    Если значение погрешности учетного измерения неизвестно - оно принимается равным нулю.

41.    Значения контрольного допуска (К) для каждого результата измерений рассчитываются по формуле:

^ ~ ^yj^uHcn. ®учеты.    (4)

Где & - погрешность, приведенная к вероятности 0,67

Результаты расчета необходимо занести в протокол измерений. Протокол должен быть подписан инспектором, проводившим измерения, а в случае выявления аномалии и представителем администрации ядерной установки, присутствовавшим при проведении измерений.

Пример расчета контрольного допуска приведен в приложении № 10.

42.    При обнаружении значимых расхождений результатов измерений, проведенных инспектором, с учетными данными инспектируемой организации (три среднеквадратических отклонения), следует убедиться в исправности технического средства и правильности выполнения измерений. После этого необходимо повторно выполнить измерения. Если повторное измерение дало подозрение на аномалию,

1

   Как пересчитать объем выборки для инспекционных измерений в каждой из страт в случае излишка времени на проведение измерений?

Допустим, на проведение одного измерения требуется время t0JW0 ИЗм, ~ 3 мин, а все время, выделенное на проведение измерений во время инспекции, tBce изм ~ 10 час. За время, отведенное на проведение инспекционных измерений, можно было бы проверить 200 учетных единиц. Пересчитанные объемы выборок п* для проведения измерений в каждой страте могут быть увеличены пропорционально времени, имеющемуся на проведение измерений, следующим образом:

п,* = (83/120)-(10/0,05)= 138,33.

Округляя П]* до ближайшего большего целого, получаем щ* = 139.

п2* = (36/120)-(10/0,05) = 59,98.

Округляя п2* до ближайшего большего целого, получаем п2* = 60.

п3* = (1/120)-(10/0,05) = 1,66.

Округляя п3* до ближайшего большего целого, получаем п3* = 2.

Всего может быть подвергнута инспекционным измерениям:

139 + 60 + 2 = 201 учетная единица.

При этом достигнутые значения вероятности обнаружения недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов для страт составят: