Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

79 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Указания включают основные требования к проектной документации, народнохозяйственной, планировочной и прочей организации территорий, подлежащих районной планировке. Указания предназначены для санитарных врачей республиканских, краевых и областных СЭС, осуществляющих санитарный надзор за разработкой и реализацией схем и проектов районной планировки как промышленно развитых и развивающихся регионов, так и территорий нового освоения, сельскохозяйственных и санитарно-курортных районов.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Организация государственного санитарного надзора за районной планировкой

2. Методика подготовки санитарного задания

3. Методика оценки и согласования проектных решений

Приложение 1. Термины и определения

Приложение 2. Связь и соподчиненность документов, определяющих размещение и развитие производительных сил на территориях разного ранга

Приложение 3. Объекты районной планировки

Приложение 4. Примерная схема организации государственного санитарного надзора за районной планировкой

Приложение 5. Методическая схема гигиенической оценки и санитарного районирования территории

Приложение 6. Оценка степени благоприятности классов погод, вызывающих различные тепловые состояния человека

Приложение 7. Оценка климата по повторяемости погод момента

Приложение 8. Методика оценки и районирования территории по предпосылкам возникновения эндемических и природно-очаговых болезней человека

Приложение 9. Методика оценки потенциала самоочищения природной среды

Приложение 10. Методика оценки загрязнений атмосферного воздуха региона

Приложение 11. Методика оценки санитарного состояния водных объектов

Приложение 12. Методика оценки химического загрязнения почвы

Приложение 13. Методика оценки физических факторов

Приложение 14. Оценка территории по плотности населения

Приложение 15. Комплексная гигиеническая оценка территорий для целей их санитарного районирования в схемах районной планировки

Приложение 16. Методика гигиенической оценки перспективности развития населенных мест

Приложение 17. Оценка обоснованности установления санитарно-защитных зон в районе размещения вновь проектируемых расширяемых и реконструируемых объектов, являющихся источником загрязнения атмосферы

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

по предупредительному санитарному надзору за районной планировкой

МОСКВА — 19£Ю

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ССОР Р 1Л1Ш()Ь САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ >ПРАВЛЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по предупредительному санитарному надзору за районной планировкой

МОСКВА — 1990

административных районах, с ислыо его предотвращения. Для этого используются данные схем и проектов районной планировки соседних территорий и территории более высокого ранга в административном отношении.

1.6.7.    Согласование схемы (проекта) районной планировки должно оформляться в виде заключения, содержащего конетатациопиую часть, замечания, предложения и общее заключенно.

Заключение подписывается Главным государственным санитарным врачом республики (края, области) или его заместителем и передастся в головную проектную организацию (или заказчику). Заключение по схеме (проекту) имеет юридическую силу.

1.6.8.    В случае несогласия проектной организации или утверждающей схему (проект) районной планировки инстанции с заключением opianon санитарного надзора окончательное решение принимается вышестоящими органами — Минздравом союзной республики (по проектам) или Минздравом СССР (по схемам) в установленном порядке.

1.7.    Утвержденная Совмином республики схема (проект) районной планировки становится документом, па основе которого осуществляются все последующие виды проектных работ в пределах региона.

1.8.    Контроль за реализацией утвержденной схемы (проекта) районной планировки (по объему, номенклатуре, срокам, очередности, комплектности и т. д.) проводится в порядке предупредительного и текущего надзора. Периодичность контроля устанавливается областными (краевыми) СЭС с учетом местных условий, по не реже 1 раза в гол.

1.8.1. На этапе реализации схем и проектов районной планировки территориальные органы санэпидслужбы:

—    путем обследования на месте и лабораторного контроля территории, отдельных населенных пунктов, ознакомления с материалами но ходу выполнения проектно-строительных работ проверяют соблюдение намеченной народнохозяйственной и архитектурно-планировочной концепции освоения и развития территории, привязки отдельных населенных мест и наиболее крупных объектов, очередности нового жилищно-гражданского строительства, выполнение оздоровительных мероприятий, инженерного оборудовании и благоустройства;

—    участвуют в установленном порядке в приемке в экст плуатацию законченных строительством объектов;

10

рассматривают предложения и дают заключения по уточнению )i изменению отдельных положений проектно-сметной л оку мет ami и;

ведут документацию но проверке хода реализации схем н проектов районной планировки по формам» утвержденным Минздравом СССР.

1.8.2.    Дли осуществлении действенного контроля за реализацией схем п проектов районной планировки территориальные органы сапзииделужбы:

—    входят в состав градостроительного совета и межведомственных комиссий по охране окружающей среды;

-    консультируют головную проектную организацию по ппнепнчеекнм вопросам при осуществлении ею функций авторского надзора за районной планировкой (а в случае расположении пой организации в том же городе входит и состав научно-технического Совета проектного института);

—    ирштмат участие в ведении, так называемых, «исполнительных планов» районной планировки (ведущихся в управлении по делам строительства и архитектуры для контроля реализации схем);

-- устанавливают и поддерживают деловую связь с учреждениями и организациям иг осуществляющими архитектурный и технический контроль за районной планировкой.

1.8.3.    При выявлении в процессе надзора нарушений проектной документации органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие надзор, вносят предложения по данному вопросу в соответствующий исполком Совета народных депутатов и информируют об этом вышестоящую организацию санэиидслужбы, а в случае необходимости принимают меры к запрещению или приостановлению работ и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.

2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ САНИТАРНОГО ЗАДАНИЯ

2.!. «Санитарное задание» должно содержать гигиенические требования, определяющие в конкретном регионе;

целесообразность к условия развития ведущих народнохозяйственных объектов, использовании тех или иных зон pci иона для градостроительных целей;

—    необходимость регулирования роста и усовершенствования сложившихся систем расселения, развития отдельных

И

городов и поселков, щ планировочной структуры, систем обслуживания населения и г. н.;    '

—    выбор площадок для размещения новых и развития <у-ществующих крупных промышленных, энергетических, сельскохозяйственных, транспортных объектов и населенных мест, выделение специальных курортных и рекреационных зон,; необходимость совершенствования сложившейся системы организации массового отдыха;

—    осуществление крупных первоочередных мероприятий по< дхране и оздоровлению окружающей среды;

—    совершенствование транспортных и инженерных систем «.(водоснабжение, каиалнзование, санитарная очистка, тенлогазосиабжепие).

2.2.    Для подготовки «Санитарного задания» республиканская^'областная (краевая) СЭС должна*

получить от заказчика или головней проектной организации исходную информацию, необходимую для решения гигиенических вопросов: перспективные планы экономического развития региона, справки, научные, статистические отчеты, разработанные ранее для данного региона схемы (проекты) районной планировки, ТерКСОП, другие материалы,

—провести сбор, анализ и обобщение материалов, имеющихся в органах санэпидслужбы (в том числе подведомственных), за предшествующие годы (3—5 лет) о сложившейся в регионе санитарной и эпидемиологической ситуации, состоянии здоровья населения;

1 провести обследование региона, его отдельных территорий, при необходимости — совместно с проектной организацией;

‘ — использовать результаты исследований региона научными’ гигиеническими учреждениями и материалы организаций других ведомств (Госкомприрода, Госкомгидромет и

Др.)-

2.3.    «Санитарное задание» должно включать:

—    санитарное районирование территории, то есть расчленение. ее в зависимости от природных условий и санитарной ситуации на районы с разной степенью санитарных ограничений для дальнейшего промышленного, гражданского строительства н организации отдыха населения; санитарное районирование (графические материалы) могут быть выполнены проектными организациями и использованы для функционального зонирования территории и выделения участков,

12

ига которых требуется первоочередное проведение мероприятии но оздоровле!;ию окружающей среды;*

—    гигиеническую опенку перспективности развития суще-< тпукнцнх ппсслытих мест, возможности размещения новых к развития действующих народнохозяйственных объектов на освоенных (в сложившихся населенных пунктах) и новых территориях;

—    предложения по охране окружающей среды, максимальному использованию благоприятных природных факторов, улучшению условий проживания и отдыха населения па всей территории региона.

2.1. Методическая схема гигиенической оценки и санитарного районирования территории представлена в Приложении 5!М: и включает анализ:

—    специфики природных условий региона и отдельных его территории с точки зрении возможного прямого и косвенного их неблагоприятного воздействия на условия жизни и здоровье населения;

—    санитарной ситуации, сложившейся под влиянием народнохозяйственного развития, планировочной организации территории и природных условий, интенсивности и характера воздействия шфодиохознйудиениих объектов на окружающую среду, а также ыа здоровье населения;

—    перспектив развития народного хозяйства региона, отдельных его территорий, населенных мест.

2.5. Оценка природных условий необходима, в первую очередь, для санитарного районирования крупных территорий, особенно вновь осваиваемых, характеризующихся диском фортиоетыо, неблагоприятно влияющих на оркужающую среду if здоровье населении:

—    интенсивность и характер комплексного прямого воздействия метеорологических факторов на организм человека; .

—    наличие п раепроетршкчшость природно-очаговых болезней человека и местной краевой патологии;

* Эта часть работы может быть выполнена в рамках ТерКСОП и обязательно учтена в схеме (проекте) районной планировки.

** Подробная метод и if а п объем исследований изложены в «Методических рекомендациях по гигиеническому обоснованию размещения и развития производительных сил на территориях нового освоения и в промышленно развитых регионах». — М., 1983.

13

— показатели, характеризующие потенциальные возможности природной среды к самоочищению (ПСПС).

2.5.1.    Интенсивность и характер комплексного прямого воздействии мстеороло!ичегких фактором на человека определяются по повторяемое'»н погод момента, обусловливающих различные его тепловые состояния (Приложение 6). Дифференциация территории по природно-климатическим факторам и условиям проводится по карте сапитарио-клнма-тичедкого районировании (Приложение 7), в основу которой положена физиолого-гигиеническая классификации погодных комплексов, зональная специфика отдельных метеорологических факторов, определяющих дискомфортноегь среды, (ландшафтное зонирование, а также регламентированные районирования территории СССР (строительно-климатическое, режим ультрафиолетовой радиации и другие).

2.5.2.    Оценка и районирование территории но предпосылкам эндемических и природно-очаговых болезней проводит ся по методике, приведенной в приложении 8. Для это! о анализируются данные о наличии и возможностях возникновения и распространении природноочаговых инфекций и местной краевой патологии, связанной с аномалиями распределения* па территории региона биогенных элементов. На этой основе разрабатываются предложения по проведению противоэпидемических, мелиоративных и других мероприятий, обеспечивающих безопасность населения, особенно на первых этапах освоения новых территорий.

2.5.3.    Оценка потенциальной способности природной среды к самоочищению (ПСПС) осуществляется по методике, указанной в приложении 9. Она обязательна, в первую очередь, в регионах с дискомфортными и сложными природными условиями. Анализ ПСПС позволяет не только оценить влияние природных условий па формирование окружающей среды, по п прогнозировать со изменения в процессе предполагаемого проектом развития народного хозяйства. Результаты оценки используются для районирования территории региона по степени if характеру градостроительного освоения (с учетом сложившейся планировочной структуры, санитарной ситуации и перспектив развития народного хозяйства) .

2.6. Санитарная ситуация оценивается по состоянию воздушного бассейна, водных объектов, почв, интенсивности шума, наличию электромагнитных полей н т. д.

14

13 зависимости от размеров территорий, на которые распространяется проектная документация, меняется перечень оцениваемых объектов и степень детализации исходной информации и последующих проектных радений.

При подготовке «Санитарного задания» к схемам районной планировки анализируется влияние на окружающую среду основных, наиболее значимых источников загрязнения: ТЭЦ, ГРЭС, работающих на твердом и жидком топливе, крупных предприятий и комбинатов угольной, нефтяной, металлургической, химической, микробиологической, целлюлозо-бумажной промышленности, стройиндустрии, крупнейших животноводческих и птицеводческих комплексов, аэродромов, речных и морских портов, а также полей технических культур (хлопок и др.), где не регламентировано применение пестицидов.

13 «Санитарных заданиях» к проектам районной планировки дополнительно оценивается влияние на окружаю-юущ среду остальных промышленных, энергетических, сельскохозяйственных и транспортных объектов, кроме предприятий IV—-V класса санитарной вредности, расположенных в жилой застройке.

2.6.1. Оценка фактического состояния атмосферы проводится за последние 5 лот по основным ингредиентам, а также по любому комплексному показателю («К», «Р> и др.) с учетом концентраций ведущих и специфических загрязнителей. Методика анализа и оценки загрязнения атмосферы представлена в приложении 10.

Для оценки загрязнения атмосферного воздуха используются:

—• данные, полученные па стационарных пунктах наблюдения Госкомгидромета и СЭС;

— результаты подфакельных и маршрутных наблюдений СЭС с учетом специфики загрязнителей;

•— отчеты предприятий но форме 2-ТП (воздух).

2.0.2. Для характеристики санитарного состояния водных объектов анализируются результаты исследования качества поверхностных и подземных вод у существующих пунктов хозяйственно-питьевого и рекреационного водопользования за последние 5 лет, типичных для данного региона в гидрологическом отношении. Оценка проводится по методике, представленной в приложении II (табл. 11.1).

Оценка фактического состояния открытых водоемов и подземных горизонтов осуществляется во комплексу сани-

15

тарно-химических и бактериологических показателен. При этом учитывается и концентрация микроэлементов, особенно в районах с избыточным или недостаточным их содержанием.

Для оценки используются:

—    данные, получаемые на стационарных пунктах наблюдений Госкомгидромета и бассейновых инспекций;

—    данные контроля территориальных санэпидстанций на определенных створах открытых водоемов и в артсквпжинах;

—    данные лаборатории централизованных водопроводных и канализационных сооружений;

—    статистические отчеты крупных предприятий по форме 2-ТП (водхоз).

2.6.3.    Химическое загрязнение почвы (особенно в районах добычи и переработки полезших ископаемых) оценивается по наличию и размерам территорий, на которых формируются или сформировались биогеохнмические провинции, а в селнокохозяйственных районах — по интенсивности н длительности химической обработки сельскохозяйственных угодий. Методика оценки приведена в приложении 12.

2.6.4.    Оценка физических факторов па территории региона производится па основе анализа данных об их интснеив-цослшЛ границах территорий, подверженных воздействию ие-точтков шума (аэродромы, крупнейшие транспортные внегородские магистрали) и энергии электромагнитмых полей (радиоцентры, радиолокаторы, высоковольтные линии электропередач). Оценка может проводиться по методике, ука-заинойив приложении 13.

2.6.5.    Для опенки состояния окружающей среды региона необходим также анализ сложившейся планировочной о plan и-дни и баланса территории по совокупности показателей, характеризующих виды и формы расселения , плотность населения, агломератииность населенных пунктов, межселенные связи (приложение 14).

2(7. На основе пофакторного анализа, осуществляемого в соответствии с пи. 2.5 и 2.6 настоящих методических указаний; органы сапэпидслужбы совместно с научными гигиеническими учреждениями проводят комплексную гигиеническую юценку территории, которая служит основой для санитарного районирования региона, проводимого проектными организациями и представляемого в виде комплексных карт.

2.7Л. Комплексная гигиеническая оценка территории региона для санитарного районирования проводится по двум

16

группам факторов: природные и связанные с хозяйственной деятельностью человека. В число первых входит: потенциалы самоочищении атмосферы, водоемов и почвы, повторив-, мость классов ногод; в число вторых — степень загрязнения атмосферного воздуха, иодных объектов и почвы, наличие искусственных бногеохимических провинций (приложение 15);

При санитарном районировании выделяется не менее трех основных типов территории:

—    благоприятные для промышленного, гражданского строительства и рекреационного использования, то есть по своим санитарным ценностям соответствующие гигиеническим нормам и требованиям;

—    ограниченно благоприятные, которые требуют проведения обычных апробированных градостроительно-мелиоративных, технологических и организационно-технических мероприятий и средств корригирования среды;

—    неблагопрЬтпые, имеющие существенные отклонения от стандарта, устранением которых не обеспечивается реализация проектной гипотезы хозяйственного развития.

При определсин степени соответствия территории санитарно-гигиеническим регламентам решающими являются их лимитирующие значения.

27.2. Санитарное районирование, наряду с другими пока? зателями оценки территории, используемыми проектными организациями, и данными о перспективах экономического развития региона, служит основой для его функционального зо-, нирования, осуществляемого головной проектной организацией.    i

В схемах районной планировки должны быть выделены три типа народнохозяйственного использования территории, соответствующих основным функциональным зонам региона:

—    интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения;

—    умеренного (или экстенсивного) градостроительного освоения;

—    ограниченного .хозяйственного и градостроителього освоения.

В проектах районной планировки осуществляется болев; детальное членение зоны интенсивного градостроительного освоения с выделением подзон:

—    промышленного строительства,

—    градостроительства,

17

—    пригородного сельского хозяйства,

—    озелененных территории дли кратковременного и длительного отдыха населении и др.

2.7.3.    Результаты санитарного районировании repp in ори и используются учреждениями сапэпидслужбы для оценки правильности функционального зонирования территории в схемам (проектах) районной планировки п обоснования предложений но размещению и развитию иародиохозянствсипых объектов н населенных мои. При этом следует исходить щ следующих основных положений;

—    зона интенсивного градостроительного освоения должна формироваться, в первую очередь, из территорий, огие-сенных при комплексной опенке к благоприятным; в зону могут быть также включены территории, отнесенные к ограниченно благоприятным по сложившейся сайт аркой ситуации, при условии их оздоровления и доведения показателей, характеризующих состояние объектов окружающей среды, до уровней, присущих благоприятным для развития; территории неблагоприятные по санитарной ситуации, но благоприятные по природным условиям (Г1СПС) также могут перейти в группу благоприятных после полного оздоровления;

—    территории нового освоения ограниченно благоприятные по потенциалу самоочищения природной среды не рекомендуется относить к зоне интенсивного хозяйственного освоения;

—в зону умеренного (экстенсивного) освоения могут быть отнесены территории ограниченно благоприятные, а также неблагоприятные при условии их оздоровления и доведения показателе/i, характеризующих состояние объектов окружающей среды, до уровня ограниченно благоприятных для развития; к этой зоне могут быть отнесены также территории нового освоения с неблагоприятной по потенциалу самоочищения природной средой;

—    в зону ограниченною освоения включаются территории с любым потенциалом самоочищения природной среды; рекреационные территории этой зоны должны быть блат-приятными или ограниченно благоприятными по климатическим и курортным ресурсам и благоприятными по санитарной ситуации.

2.7.4.    В каждой функциональной зоне проецируемого региона устанавливается своп режим использования территории.

В попах интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения предусматривается развитие существующих' и размещение новых промышленных производств и городских

поселений, размещение основных резервных площадок для строительства транспортных и коммунально-складских сооружений, объектов пригородного сельского хозяйства.

В зонах умеренного (экстенсивного) освоения резко ограничивается (запрещается) размещение и развитие предприятий перерабатывающей промышленности, являющихся источниками интенсивного загрязнения окружающей среды. В этих зонах могут развиваться добывающие отрасли промышленности, а также сельское, лесное и рыбное хозяйство.

В зонах ограниченного хозяйственного и градостроительного освоения нс допускается размещение и развитие промышленного и крупного сельскохозяйственного производства; развитие населенных мест и размещение новых объектов траждапского строительства ограничивается потребностями рекреационного использования территорий, организацией заповедников, заказников и др.

При функциональном зонировании территорий сельскохозяйственных районов и областей должно быть предусмотрено территориальное разобщение жилых, рекреационных зон и полей продовольственных культур от полей технических культур, где не регламентируется применение средств повышения урожайности и защиты растений.

2.8. Для обоснования возможности и условий размещения новых и развитие действующих народнохозяйственных объектов в существующих населенных пунктах должна быть проведена гигиеническая оценка перспективности развития» последних. Она основывается на анализе ряда показателей:

—    величины (численности населения) населенного пункта;

—    обеспеченности резервными территориями для промышленного, гражданского строительства и организации отдыха населения, их качества;

—    планировочной организации населенного пункта (его

функционального зонирования);

—    водообеспеченност и;

—    состоянии атмосферного воздуха, водных объектов, почв;

—    условий водоотведения и каиалнзоваиня.

19

Методические указания разработаны коллективом авто ров:

Е. И. КорА|евская, проф., А. А. Добринский, к. м. и.; д. м. и.; Е. М. Черепов, В. М. Пивкии, к. а.; Н. Р, Kc-

К. М. И.; Г. В. Иванова, к. м. н.; сибород, д. м. и.; Л. С. Юдин; С.\Ф. Ионкини, к. м. п. (1*11111 Е. М. Трофимович, д. м. и. общей и ком. гиг. им. (Новосиб. филиал НПО «Гиг. А.^Н. Сысипа АМН СССР) и профпатологня»)

3. В. Левашова, И. В. Планкина (ГСЭУ Минздрава СССР);

И, С. Кирьянова, к. м. и. (Московский НИН гигиены им. Ф. Ф. Эрисмапа);

Е. М. Ратнер, к. м. и. (ВНИИ гиг. жслезиодор. гранен. МПС СССР);

В. X. Хасанов, к. м. и. (НИИ сапит., гиг. и нрофзаб. М3 УзССР);

Н, П. Гончаров, к. м. п. (НИИ кр. пятол. и гиг. КазССР);

Г. И. Муравьева, к. м. и. (ЦИУВ М3 СССР);

И* А. Сохошко, д. м. и. (Омский гос. мед. шит. М3 РСФСР).

Настоящие «Методические указания» включают основные требования к проектной документации, народнохозяйственной» планировочной и прочей организации территорий, подлежащих районной планировке. Конкретизация этих требований может осуществляться п региональных (республиканских) нормативно-методических документах.

«Методические указания» предназначены для санитарных врачей республиканских, краевых и областных СЭС, осуществляющих санитарный надзор за разработкой и реализацией схем и проектов районной нлаинроикн как промышленно развитых и развивающихся регионов, так и территорий нового освоения, сельскохозяйственных и саиоторио*ку-рортиых районов.

С введением данного документа «Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора г а разработкой и реализацией проектов и схем районной планировки» (№ 845-70 от 14 апреля 1970 года) утрачивают силу.

В качестве дополнительного обоснования могут быть использованы изменении п состоянии здоровья населения, связанные с загрязнением окружающей среды.

Методика анализа и оценочные таблицы представлены в приложении 16.

2.9.    При подготовке гигиенических рекомендации необходимо учесть следующие положения:

—    ДО внедрения мало и безотходных технологии, юьер-шейных санитарии технических систем не допускается развитие существующих и строительство новых предприятии 1,2 и 3 классов вредности в крупных и крупнейших городах (с численностью населения более 500 тыс. чел.), а также в больших городах, не имеющих четкого функционального зонирования или с размещением функциональных зон, не соответствующим нормам и требованиям, нс имеющих резервных территорий для промышленного, гражданского строительства и организации отдыха населении и не обеспеченных или ограниченно обеспеченных доброкачественной питьевой водой с учетом перспективной численности населения;

—    малые и средние города, отнесенные но перечисленным выше показателям к перспективным, но расположенные на водоемах с умеренно зш решенными поверхностными водами или характеризующиеся высокими уровнями загрязнения атмосферы, подлежат развитию лишь при условии улучшения функционального зонирования городских территорий и оздоровления окружающей среды;

—    при отсутствии условий для развития существующих населенных пунктов анализируются гигиенические качества новых площадок па резервных территориях; выбор осуществляется на основе санитарного районирования и комплексной оценки степени их благоприятности для промышленного и «гражданского строительства.

2.10. Перечисленные и и.и. 2.5 - 2.7 и 2.8—2.9 материалы используются для оформления «Санитарного задании». Оно должно состоять из копстатациониой части и гигиенических рекомендаций.

В Санитарном задании» следует выделить неотложные оздоровительные мероприятия для первой очереди строительства: вынос особо опасных для населения народнохозяйственных объектов за черту города, улучшение водоснабжения, инженерно-технических систем, другие меры улучшения окружающей среды.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Главного государе г-пенного санитарного врача СССР В. И. Чнбурисв № 4954 от 19 апреля 19В9 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

i*o предупредительному государственному санитарному надзору за районной планировкой

11ерспсктпш1ыо планы социально-экономического развития страны предусматривают дальнейшую интенсификацию произвола на, рост мощности промышленных, энергетических, сельскохозяйственных и транспортных объектов. Возрастающая в этих условиях опасность загрязнения окружающей среды требует комплексного решения экономических, градостроительных, технических и гигиенических задач, связанных (' размещением и развитием народнохозяйственных объектов, формированием на их базе систем населенных мест. Эта работа осуществляется учреждениями Госплана и Госстроя СССР и союзных республик на основе районной планировки .разных взаимоевязапшых градостроительных уровнен (рангов): от высших — страны в целом и союзных республик (генеральная и региональные схемы развития производительных сил и рассоления) до низших — иромузлон и населенных мест (приложение 2). Градостроительный уровень, размер и народнохозяйственная значимость территорий определяют круг задач и степень детализации проектных предложений.

Схемы и проекты районной планировки регламентируют размещение и развитие производительных сил на территориях республик, областей, краев, территориально-производственных комплексов (ТПК), административных районов (приложение 3). Они разрабатываются проектными организациями по соответствующим действующим строительным нормам’ и правилам и государственным стандартам.

Участие органов и учреждений санэпидслужбы в районной планировке регламентируется «Положением о государственном санитарном надзоре».

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКОЙ

1.1.    Органы и учреждения сапитарпо-э11идемнолоп1ческой службы участвуют во. всех этапах работ по районной планировке в порядке предупредительного санитарного надзора:

I    этап предпроектный (подготовительный),

II    этап — разработка схем и проектов районной планировки (основной),

III    этап — согласование законченных схем и проектов районной планировки,

IV    этап — реализация проектных предложений.

1.2.    При осуществлении государственного санитарного надзора за районной планировкой следует руководствоваться решениями и постановлениями советско-партийных директивных органов, санитарными нормами и правилами, инструктивно-методическими документами, распоряжениями и приказами Минздрава СССР и союзных республик, а также следующими гигиеническими принципами:

—    первоочередность (приоритетность) решения проблем охраны и оздоровления окружающей среды и целях сохранения и укрепления здоровья настоящего и будущего населения;

—    комплексный учет условий окружающей среды, социально-экономических особенностей и специфики развития народного хозяйства в аспекте их влияния на условия жизни! и здоровье населения;

—    обязательность решения гигиенических проблем расселения и рекреации населения, размещения производительных сил вне зависимости от профиля и специфики народнохозяйственного развития региона;

—-этаппость и преемственность решения *игисмических проблем и документах разного уровня — от генеральных и региональных схем развития производительных сил к схемам и проектам районной планировки, генпланам промузлов, городов ИТ. д.

1.3.    Функции различных учреждений санитарно-эпидемиологической службы в области предупредительного санитарного надзора за районной планировкой различаются в зависимости от их административно-территориального уровня, характера, размеров и административной подчиненности проектируемого региона.

4

Предупредительный санитарный надзор осуществляется

(см. приложение 2):

- республиканскими санэпидстанциями при разработке t хом районной планировки республик п целом, крупных ТПК республиканского аначепня, а также отдельных областей (в том числе автономных) и краев;

— областными санэпидстанциями при разработке схем районной плаппронки областей (краев) и проектов районной нланнронкн ТПК, административных районов в пределах споем области (края).

Конкретные виды деятельности при осуществлении государственного санитарного надзора за районвой планировкой представлены в приложении 4.

1.4. Республиканские и областные (краевые) СЭС должны регулярно получать необходимую информацию от соответствующих организаций (Совет Министров республики, обл(к|>ай)нсполком, Госплан, Госстрой) по районной планировке и принимать решение о подготовке санитарного задания к схеме (проекту) районной планировки территории, предполагаемым к разработке в ближайшие годы.

1.4.1.    Санитарное задание представляет собой документ, содержащий обоеппианные Предложения но охране и оздоровлению окружающей среды в связи с развитием производительных сил и расселением, обеспечению благоприятных условий труда, быта и отдыха настоящего и будущего населения региона, сохранению и укреплению его здоровья.

Примечание: При разработке ТерКСОП региона положения санитарного задания должны получить обоснование и развитие в рамках этого документа (как предпланового, предпроектного).

1.4.2.    Основные положения санитарного задания органы саиэпндглужбы представляют заказчику (обл(край)исполком, Совет Миииетрои или Госстрой республики) для включения в «Задание на проектирование схем (проектов) районной планировки». Органы государственного санитарного надзора оставляют за собой право уточнения отдельных положений санитарного задания в процессе разработки схем (проектов) районной планировки.

Для обеспечения нреемстнештстн и контроля санитарного надзора нижестоящая СЭС направляет конто представленных заказчику материалов вышестоящему органу санэпнд-службы.

5

В случаях невключении тех или иных принципиальных гигиенических требовании в состав «Задания па проектирование...» санэиидслужба имеет право включить -ли требования дополнительно в виде «особою миопии*, о чем уведомляет Госстрой союзной республики или Госстрой СССР, обдирай) исполком или Совет Министров республики, а также Минздрав республики, а при необходимости и Минздрав СССР,

1,5. Работа по уточнешо и дополнительному обоснованию положений санитарною задания должна продолжаться и па этапе ^разработки схем (проектов) районной планировки (она;>может осуществляться и в рамках ТерКСОП). Совместная работа санитарных врачей и проектировщиков па атомщ этапе позволяет осуществлять предварительное рассмотрение проектных предложений и исключает нереальную нагпрактике переработку в дальнейшем закопченной нроект-пой3докумептании.

I. 5.1. Органы и учреждения санэпидслужбы имеют право привлекать к подготовке санитарного задания и предварительному рассмотрению проектных предложений и оздоровительных мероприятии НИИ гигиенического профиля и ка-федрьГЧ'Игпопи медвузов при условии согласования их участия с вышестоящим органом санэпидслужбы и администрацией привлекаемого к работе учреждения. Эти гигиенические учреждения и подразделения могут работать с головной проектной организацией па хоздоговорной основе.

При отсутствии возможности использования научного потенциала гигиенических учреждений и отсутствии ЭГерКСОП региона часть работ но составлению санитарного задания передается для выполнения головной или подрядной проектной организации (все расчеты, анализ и картографи-результатов исследования) при условии представ-ледид, соответствующих матер на лов органами еанэиидслуж-bbiiuiучастии санитарных врачей в их анализе.

J. 5.2. Объем и сроки проведения этих работ Головной проектной организацией определяются программой, которая подготавливается па предпроектном этапе при участии органов санэпидслужбы и других организаций.

1.5.3. В целях повышения качества и эффективности санитарного надзора, своевременного внедрения гигиенических предложений в проектирование и строительство органы и упреждения санитарно-эпидемиологической службы поддерживают регулярную связь и контакты с соответствующими

G

проектными организациями, управлениями по делам строительства м архитектуры при Совмине республики, исполкомах областных (красных, районных) Соне гои, а также с местными органами и учреждениями министерств и ведомств, зниимыощимиеи вопросами районной нлиинровкн.

1.6. В соответствии с «Положением о государственном санитарном над.чорс в СССР» завершенные схемы и проекты районной планировки подложат обязательному согласованию.

Рассмотрение завершенных схем (проектов) районной планировки органами еанэпндслужбы имеет целью установить соответствие предлагаемых проектных решений нормам и санитарным правилам, техническим условиям и другим регламентирующим документам, а также рекомендациям санитарного задании и требованиям, наложенным в разделе 3 настоящих Методических указании.

1.6.1.    Для оценки проектных предложений используются:

—    материалы санитарного задания и согласованной ранее ТерКСОГТ региона;

—    представляемые проектной организацией прогнозы состояния атмосферного воздуха, водных объектов, почвы при размещен и и новых или расширении действующих народнохозяйственных объектов; расчетные данные об уровнях и распространении шума, распределении электромагнитных нолей и другие сведения;

—    гигиенические требования к размещению производительных сил;

—    нормативно-методические документы, а также результаты исследовании и прогнозные разработки проектных и гигиенических учреждений, основанные на изучении влияния на окружающую среду аналогичных предприятий в других регионах страны; результаты научно-проектных и технологических проработок других ведомств (с обязательными ссылками на использованные источники).

1.6.2.    В процессе рассмотрения схем и проектов районной планировки анализу подлежат:

—    полнота представленных проектных материалов;

—    достаточность и правильность учета местных природных условий и сложившейся санитарной ситуации для комплексной оценки и функционального зонирования территории;

—    перспективная планировочная структура региона, пространственная организация промышленного и сельскохозяй-

7

ственного производства, энергетического и др. строительства;

—    предложения но формированию перспективного расселения, ралвнтню населенных мест, территориальной организации межсслениого культурно-бытового и прочего обслуживания населения;

—    пространственная организация мест отдыха населения, курортн ы х то р р и то р и й;

—    перечень резервных площадок дли нромышлениот, гражданского, крупного сельскохозяйственного и рекреационного строительства;

*— предложения по охране и оздоровлению окружающей среды (атмосферного воздуха, водных объектов, почвы);

—    инженерная инфраструктура — организация транспортных связей, комплексное использование водных объектов, водоснабжение и водоотведение, санитарная очистка и Д£

1.6.3. Для определения полноты представленных проектных материалов рассматривается их состав, который определяется инструктивно-методическими документами Госстроя ССОР. Схема (проект) районной планировки должны включать «Основные положения», пояснительную записку (в одном или нескольких томах) и графические материалы соответствующего перечня п содержания.

Основное внимание при рассмотрении как схем, так и проектов районной планировки, должно быть обращено па анализ следующих (основных) графических материалов:

—    проектным план (основной чертеж);

—    схема комплексной опенки территории;

—    план современного исиользовани территории;

—    схема охраны природы;

—    схема размещения проектируемой территории в системе экономического района;

—    схемы, детализирующие проектные решения по водоснабжению к каналнзованик), организации транспортных связей, расселению и рекреации населения, специализации сельского хозяйства.

Необходимо рассмотреть и проанализировать, особенно в схемах районной планировки, дополнительные графические материалы и фрагменты наиболее освоенных или реко-медуемых к первоочередному освоению территории, выполняемые ц более крупном масштабе.

8

1.0.4. В схемах районной планировки согласованию подлежат иртпипшальпые решения по:

функциональному зонированию территории;

I,заимоуижп'ииому размещению основных крупных про-мы шлем пых, сельскохозяйственных; энергетических, транспортных объектов;

- расселеншо населения; перспективам развития групповых систем насоленных мест, городов-центров, систем и подсистем расселения;

организации межселенного обслуживания;

—    организации крупных зон отдыха и туризма, пригородных и зеленых зон городов, охранных зон, зон особого режима;

инженерному оборудованию (водоснабжению, каналм-зованпю и /ip ) н организации транспорта;

■ - охране окружающей среды.

1 .б.о. В проектах районной планировки анализу и согласованию подлежат конкретные решения но перечисленным в п. I'.G.4. вопросам на перспективу (расчетный срок) и первую очередь строительства.

При рассмотрении проектов районной планировки необходимо учитывать соответстние предлагаемых решении схемам районной планировки рассматриваемого региона, согласованным ранее Минздравами союзных республик.

Основное внимание в проектах районной планировки должно быть уделено:

—    взаимному размещению и развитию всех объектов народного хозяйства, населенных мест и рекреационных территории;

резервным территориям (площадкам) для нового строительства;

—    водоснабжению и водоотведению, очистке населенных мест;

организации отдыха и межселенного обслуживания населения (транспортного, культурно-бытового, рекреационного);

- конкретным мероприятиям по охране и оздоровлению о к р у >1 < а ю щ е и с р е л i >г,

I.G.G. В схемах и проектах районной планировки следует проанализировать возможность неблагоприятного влияния на состояние окружающей природной среды проектируемой территории народнохозяйственных объектов (городов), расположенных в смежных (пограничных) областях (краях) и

9