Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

94 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 170) и определяют порядок и условия перевозки железнодорожным транспортом грузов наливом, в том числе опасных, в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, указанных в приложении 1 к Правилам

 Скачать PDF

Зарегистрирован в Минюсте России 19.06.03 г. № 4769.

Оглавление

1. Общие положения

2. Требования к цистернам и бункерным полувагонам

3. Налив и слив грузов

4. Оформление перевозочных документов

5. Специальные условия перевозок опасных грузов наливом в цистернах

6. Порядок действий при обнаружении неисправности цистерн

Приложение № 1. Алфавитный указатель перевозимых грузов наливом в вагонах- цистернах и в вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (кроме скоропортящихся)

Приложение № 2 Свидетельство о техническом состоянии вагона-цистерны для перевозки опасного груза

Приложение № 3 Расчет степени заполнения цистерн грузами, перевозимыми наливом

Приложение № 4 Образцы накладных

 
Дата введения30.06.2003
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия21.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

18.06.2003УтвержденМПС России25
ИзданЮридическая фирма Юртранс2003 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

СБОРНИК - КНИГА 1

Москва 2003

Знаки опасности и номер ООН располагаются на цистернах с обеих сторон правой нижней части котла, между днищем и хомутом котла.

Знаки опасности и номера ООН снимаются с цистерн после слива опасных грузов, очистки и промывки котла цистерн, следующих в регулировку.

Возврат порожних непромытых цистерн, направляемых после слива нефти и нефтепродуктов по регулировочному заданию по пересылочным накладным формы ГУ-27дс и ГУ-27дт также осуществляется на условиях перевозившегося в них опасного груза. Знаки опасности и номера ООН с таких цистерн после выгрузки не снимаются. Снятие знаков опасности и номеров ООН производится на промыво-пропарочных станциях (пунктах) по договору, заключенному с перевозчиком.

Если цистерны, после выгрузки не промываются, то при предъявлении их к перевозке грузополучатель должен обеспечить наличие на таких цистернах знаков опасности, а в перевозочных документах обязан указать, что цистерна порожняя из-под опасного груза (указать наименование груза), нс промыта, и проставить штемпеля, предусмотренные настоящими Правилами для груза, ранее перевозившегося в ней.

Эксплуатация цистерн на железных дорогах Российской Федерации, в том числе поступающих от железнодорожных администраций других государств, без знаков опасности, надписей, трафаретов и отличительной окраски не допускается.

2.8. Об отправлении цистерн с опасными грузами грузоотправитель уведомляет в письменной форме грузополучателя. В уведомлении указываются наименование груза, номера цистерн и накладных, дата погрузки.

3. Налив и слив грузов.

3.1. Налив и слив грузов, перевозимых в цистернах и бункерных полувагонах, производятся в специально обо-

рудованных и отвечающих требованиям безопасности местах необщего пользования.

Для обеспечения возможности налива нефтебитума в бункерные полувагоны во время атмосферных осадков (например, дождя и снегопада) фронты налива должны оборудоваться устройствами, предотвращающими попадание в бункер атмосферных осадков.

3.2.    Персонал, обеспечивающий слив, налив цистерн, бункерных полувагонов, обязан знать конструкцию и оборудование цистерн, бункерных полувагонов, а также предназначение их отдельных элементов, обеспечивать сохранность железнодорожного подвижного состава при производстве работ по сливу, наливу груза.

3.3.    Подготовка под налив специализированных цистерн проводится грузоотправителем, а при наличии возможности — перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.

3.4.    В пунктах массового налива нефтепродуктов предъявленные под налив цистерны, бункерные полувагоны перевозчик осматривает в коммерческом отношении до подачи цистерн под погрузку с представителями грузоотправителя одновременно на выставочных железнодорожных пугях или на путях промывочно-пропарочных предприятий.

Претензии не принимаются в отношении коммерческих неисправностей, предъявленных грузоотправителем после приема им цистерн и бункерных полувагонов для налива, и недостатки устраняются силами и за счет средств грузоотправителя.

3.5.    Налив светлых нефтепродуктов производится либо с применением шлангов (труб), доходящих до дна котла цистерны, либо используются другие способы налива, предотвращающие образование пены и статического электричества.

3.6.    В случае появления течи Груза из цистерны на железнодорожных пугях станции отправления грузоотправитель немедленно принимает меры к обеспечению сохранности груза, окружающей природной среды, в том числе

посредством перекачки груза в другую цистерну или емкость.

Порядок устранения течи на путях железнодорожной станции отправления (далее — станции) должен быть отражен в приложении к техническо-распорядительному акту станции.

3.7.    Не допускается наливать имеющий температуру выше 100°С груз в цистерны, оборудованных универсальным сливным прибором.

Температура наливаемого битума в бункерный полувагон не должна превышать 150"С.

3.8.    Налив грузов в цистерны не должен превышать грузоподъемность, указанную на котле цистерны.

Расчет степени заполнения цистерн производится в соответствии с приложением № 3 к настоящим Правилам.

Прием к перевозке груженой цистерны с неполным использованием ее вместимости или грузоподъемности разрешается перевозчиком при:

перевозке нефтепродуктов в адреса нескольких предприятий перевозчика, обслуживаемых одним из его филиалов;

утрате части груза в пути следования.

При наливе бункерных полувагонов бункера заполняются грузом с недоливом на 250 мм до верхних кромок их бортов.

3.9.    По окончании налива грузоотправитель обеспечивает:

правильность установки, соответствующей диаметру крышки, уплотнительной прокладки;

герметичное закрытие крышки загрузочного люка, бункера, сливо-наливной арматуры, заглушек;

пломбирование ЗПУ колпака цистерны в соответствии с Правилами пломбирования вагонов и контейнеров па железнодорожном транспорте;

удаление возникших при наливе груза загрязнений с наружной поверхности грузовой емкости вагона, рамы, хо-

довых частей, тормозного оборудования цистерны и бункерного полувагона.

В случае нарушения требований, изложенных в настоящем пункте, перевозчик имеет право не принимать от грузополучателей цистерны, бункерные полувагоны до устранения выявленных нарушений.

3.10.    Выгрузка битума из бункерного полувагона производится последовательно из каждого бункера. Одновременная выгрузка из двух и более бункеров полувагона не допускается во избежание опрокидывания полувагона.

3.11.    После слива (выгрузки) груза из цистерны, бункерного полувагона грузополучатель обеспечивает:

очистку бункерного полувагона от остатков груза, грязи, льда, шлама;

очистку наружной поверхности котла цистерны, бункера полувагона, рамы, ходовых частей, тормозного оборудования и восстановление до отчетливой видимос ти знаков, надписей и трафаретов на котле;

правильную постановку и закрепление без перекоса как по отношению к плоскости рамы, так и по отношению друг к дру1у бункеров полувагона;

снятие знаков опасности, если цистерна после перевозки опасного 1руза очищена и промыта и следует в регулировку;

установление в транспортное положение деталей сливо-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны, плотное закрытие клапана и заглушки сливного прибора;

наличие установленных на место уплотнительных прокладок, плотное закрытие крышки люка цистерны;

пломбирование порожней цистерны ЗПУ, если она в соответствии с настоящими Правилами должна возвращаться по полным перевозочным документам.

При нарушении требований, изложенных в настоящем пункте, перевозчик имеет право не принимать от грузополучателей цистерны, бункерные полувагоны до устранения выявленных нарушений.

4. Оформление перевозочных документов.

4.1.    При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель представляет на каждую цистерну, бункерный полувагон или группу таких вагонов транспорт!гую железнодорожную накладную (далее — накладная), заполненную в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте и настоящими Правилами.

4.2.    В графе «Наименование груза» накладной грузоотправителем указывается точное наименование [руза согласно Алфавитному указателю (приложение № 1 к настоящим Правилам) либо указываются номер разрешающего указания и номер аварийной карточки.

Если в Алфавитном указателе номер соответствующей грузу аварийной карточки отсутствует, то аварийная карточка, составленная грузоотправителем на предъявленный груз, прилагается грузоотправителем к накладной. В накладной в графе «Наименование груза» грузоотправитель в этом случае делает отметку «А. К. приложена».

4.3.    В верхней части накладной грузоотправитель проставляет штемпеля красного цвета, предусмотренные для данного груза, в графе 7 «Штемпеля на перевозочных документах», приложение № 1 к настоящим Правилам). На основании указашгых грузоотправителем в накладной штемпелей аналогичные штемпеля проставляются уполномоченным лицом перевозчика на станции отправления в вагонном лисге.

4.4.    При оформлении перевозочных документов на перевозку опасных грузов в собственных или арендованных цистернах грузоотправитель в графе 4 оборотной стороны накладной делает отметку «Вагон (котел) и арматура исправны и соответствуют установленным требованиям».

Грузоотправители, ответственные за пофузку наливных фузов в цистерны, бункерные полувагоны, делают на оборотной стороне накладной в фафе 1 отметку, которую заверяют подписью: «Груз погружен согласно Правилам перевозок фузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бун-

керного типа для перевозки нефгебитума железнодорожным транспортом».

4.5.    При перевозке нефтепродуктов маршрутами и группами вагонов по одной накладной паспорт качества (сертификат соответствия) прикладывается в количестве не менее 5 экземпляров, которые используются в случаях отцепки цистерн (например, при распылении, из-за технической неисправности).

4.6.    По полным перевозочным документам перевозятся порожние В собственных или арендованных цистерны и бункерные полувагоны.

При этом в графе накладной «Наименование груза» отправитель порожней цистерны указывает (после ее очистки): «Порожняя цистерна из-под перевозки_

(указывается полное наименование груза)

прибывшего по накладной №__со    станции

(указываются железнодорожная станция и владелец инфраструктуры) полностью слита, очищена, промыта и нейтрализована».

Если цистерна после слива конкретного груза не подлежит очистке внутри, то грузополучатель в графе «Наименование груза» указывает: «Порожняя цистерна из-под

перевозки_

(указывается полное наименование груза)

прибывшего по накладной_со    станции

(указываются железнодорожная станция и владелец инфраструктуры

неочищегшая_остаток,    кг».

При этом грузоотправитель проставляет в накладной соответствующие перевезенному в ней грузу штемпеля об опасности и номер аварийной карточки.

4.7. По пересылочным накладным перевозятся порожние цистерны, бункерные полувагоны, следующие в пунк-

ты налива нефти и нефтепродуктов по регулировочному заданию.

Перевозка порожних цистерн из-под слива светлых нефтепродуктов осуществляется по пересылочным накладным формы ГУ-27дс, а перевозка порожних цистерн из-под слива темных нефтепродуктов и бункерных полувагонов — по пересылочным накладным формы ГУ-27дт, оформленным в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов железнодорожным транспортом.

5. Специальные условия перевозок опасных грузов наливом в цистернах.

5.1.    Класс 2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением.

5.1.1.    Перевозка сжатых, сжиженных газов осуществляется в специализированных собственных цистернах, рассчитанных на перевозку грузов под давлением.

Газы, сжиженные методом глубокого охлаждения (например, азот, кислород), перевозятся под нормальным атмосферным давлением.

Устройство на цистерне, предназначенное для отвода из цистерны испаряющегося газа (газосброс), должно быть всегда открыто и обеспечивать беспрепятственное удаление испаряющегося во время перевозки груза.

5.1.2.    Наружная поверхность цистерн, предьявлясмыхдля перевозки такого груза, должна быть окрашена в светлосерый цвет. Вдоль котла цистерны с обеих ее сторон по средней линии наносятся отличительные полосы шириной 300 мм желтого цвета — для аммиака, защитного цвета — для хлора, черного цвета — для сернистого ангидрида, красного цвета — для бутана, бутилена, пропана и других горючих газов.

На котле цистерны грузоотправителем наносятся знаки опасности в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам.

На цистернах, имеющих газосброс должна быть нанесена надпись «Газосброс не закрывать».

5.1.3.    Не допускается налив в цистерны, которые не предназначены для перевозки таких грузов.

Наполнение цистерн сжиженными газами осуществляется в соответствии с нормами, установленными Госгортехнадзором России. Наполнение котла выше установленной нормы запрещается.

5.1.4.    Контроль за состоянием вентилей в условиях перевозки обеспечивается пользователем цистерн.

С котлов цистерн перед отправлением должны быть сняты манометр с трубкой и трехходовой кран. На отверстие для манометра необходимо поставить заглушку на резьбе.

В случае перевозки цистерн в сопровождении проводников манометр не снимается. Манометр и другие контрольно-измерительные приборы не снимаются также с цистерн, оборудованных запирающимся арматурным шкафом, в котором размещены эти приборы.

Дверь арматурного шкафа должна быть закрыта на ключ и опломбирована пломбой грузоотправителя.

Наружные двери арматурного тамбура грузоотправитель пломбирует ЗПУ.

5.1.5.    При наливе 1рузов класса 2 в цистерны, оборудованных тамбуром для проводников, и отправлении таких цистерн без сопровождения грузоотправитель защищает оконные стекла тамбура фанерой или другим материалом, закрывает тамбур на ключ, пломбирует двери тамбура своей пломбой.

5.1.6.    Грузополучатель сливает цистерну полностью. Давление в цистерне после слива должно быть не менее 0,05 МПа.

В накладной в графе «Наименование груза» 1рузоотпра-витель порожней цистерны указывает: «Цистерна порожняя из-под_слита

(указывается полное наименование груза)

Давление в котле_кгс/см2    (МПа)».

В верхней части накладной грузоотправителем и в вагонном листе перевозчиком обеспечивается проставление

штемпелей, предусмотренных настоящими Правилами для груженых цистерн.

5.2. Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости.

5.2.1. Котлы цистерн, предназначенных для перевозки ЛВЖ, должны быть окрашены: в светло-серый — для ди-метилдихлорсилана, метилтрихлорсилана в желтый цвет — для акролеина и акролеина ингибированного, метанола, в серый цвет — для сероуглерода.

Полосы шириной 500 мм наносится но осевой линии вдоль цилиндрической части с обеих сторон котла.

В правой части котла с обеих его сторон слева на расстоянии 50 мм от хомута в черной полосе оставляются «разрывы», образующие прямоугольники, которые окрашиваются в белый цвет. На площади данных прямоугольников размещается наименование груза (высота букв 150 мм).

Такие же прямоугольники с аналогичной надписью наносятся и в средней части обоих днищ под горизонтальной осью.

При предъявлении порожней цистерны к перевозке в графе накладной «Наименование груза» отправитель указывает: «Цистерна слита полностью, промыта, заполнена

азотом и герметично закрыта. Давление в котле_

кгс/см2 (МПа)».

5.2.2 Легковоспламеняющиеся жидкости (далее — ЛВЖ) относящиеся к подклассу 3.1 с температурой кипения 35°С и ниже, отмеченные в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке наливом в цистернах и бункерных полувагонах (кроме скоропортящихся), приложение № 1 к настоящим Правилам, отмеченные знаком ** перевозятся в специализированных собственных цистернах, рассчитанных на перевозку грузов под давлением и имеющих теневую защиту. Сливо-нативное устройство и предохранительный клапан должны быть смонтированы на крышке люка и закрыты предохранительным колпаком, который должен иметь приспособление для пломбирования ЗПУ.

5.2.3.    Сероуглерод перевозится в собственных цистернах с верхним сливным прибором.

Перевозка сероуглерода может осуществляться под избыточным давлением инертного газа (азота) от 0,1 до 0,3 кгс/см2. В этом случае цистерны оборудуются манометром, запорной арматурой и заполняются на 90% объема.

Величина избыточного давления указывается грузоотправителем в накладной под наименованием груза.

5.2.4.    Метанол перевозится в специализированных собственных или арендованных цистернах без нижнего сливного прибора, оборудованных предохранительным кожухом над крышкой люка.

Перевозка метанола в других цистернах, а также использование предназначенных для метанола цистерн не по назначению, не допускается.

5.2.4.1.    Перевозка метанола может также осуществляться под избыточным давлением инертного газа (азота) от 0,1 до 0,3 кгс/см2. В этом случае цистерны оборудуются манометром и запорной арматурой.

Метанол без наличия слоя азота перевозится железнодорожным транспортом с обязательным сопровождением груза в соответствии с правилами перевозки грузов в сопровождении железнодорожным транспортом.

Перевозка цистерн, как загруженных метанолом, так и в порожнем состоянии, под слоем азота обеспечивается в сопровождении проводников грузоотправителя (грузополучателя).

5.2.4.2.    После окончания налива метанола грузоотправитель выполняет требования, установленные подпунктом 3.10 настоящих Правил и дополнительно навешивает ярлык с отправительской маркировкой.

5.2.4.3.    При приеме груженой метанолом цистерны уполномоченное перевозчиком лицо (в случае, когда перевозчик одновременно является владельцем инфраструктуры,— работник станции отправления) проверяет соблюдение грузоотправителем требований, изложенных в подпункте 3.10 настоящих Правил. Ответственное за сопровождс-

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

СБОРНИК - КНИГА 1

Москва, 2003

ние лицо проверяет наличие и исправность ЗПУ на предохранительном кожухе колпака цистерны.

5.2.4.4. Перевозка метанола, а также порожних цистерн после его слива оформляется только специально предназначенной для этого груза накладной желтого цвета с черной полосой и соответствующими надписями об опасности такого груза (формы ГУ-27а и ГУ-276 — приложение № 4 к настоящим Правилам).

Оформление перевозочных документов на груженые метанолом цистерны разрешается только при наличии на оборотной стороне накладной в разделе «Результаты осмотра цистерны для перевозки метанола» результата осмотра цистерны, подписанного уполномоченным перевозчиком лицом (в случае, когда перевозчик одновременно является владельцем инфрастуктуры,— начальником станции или его заместителем) и представителем грузоотправителя.

В корешке дорожной ведомости на оборотной се стороне в одноименном разделе «Результаты осмотра цистерны для перевозки метанола» делается надпись следующего содержания: «В накладной отметку о результате осмотра груженой цистерны подписали (и указать должности и инициалы с фамилиями подписавших)».

5.2А5. При формировании поезда, в составе которого имеются цистерны с метанолом, перевозчик (в случае, когда перевозчик одновременно является владельцем инфраструктуры,— техническая контора станции отправления) проверяет наличие в натурном листе против номеров таких цистерн отметки «Метанол».

5.2A6. При поступлении цистерны с метанолом на станцию назначения грузополучателем обеспечивается:

охрана цистерны с момента ее приема от перевозчика; слив груза из цистерны, промывка цистерны водой до полного удаления запаха метанола, сушка до полного исчезновения воды и продувка цистерны азотом.

После проведения этой работы цистерна проверяется на станции назначения уполномоченным перевозчиком

УДК 656.2 ББК 39.28 С23


С23


Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Сборник — книга 1 — М.: Юридическая фирма «Юртранс*, 2003—712 с.


ООО «Юртранс»

125047, г. Москва, ул. пл. Тверской заставы, 7. Тел./факс: (095) 540-12-68 E-mail: urtrans@ramblcr.ru

Изд. лиц. № 070868 от 03.03.98 г.

Подписано в печать 15.10.03. Формат 60х901/. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Уел. печ. л. 44,5. Тираж 170000 экз. (2-й завод 80000 — 170000 экз.) Заказ № 7759 сю.

Отпечатано на Федеральном государственном унитарном предприятии Смоленский полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.


ISBN


5-88187-195-2


© Юридическая фирма «Юртранс» (верстка), 2003


ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ НАЛИВОМ В ВАГОНАХ-ЦИСТЕРНАХ И ВАГОНАХ БУНКЕРНОГО ТИПА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТЕБИТУМА 1

1. Общие положения.

1.1.    Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 170) (далее — Устав) и определяют порядок и условия перевозки железнодорожным транспортом грузов наливом, в том числе опасных, в вагонах-цистернах (далее — цистерны) и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (далее — бункерные полувагоны), указанных в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Опасные грузы, отмеченные в приложении № 1 к настоящим Правилам знаком 1, перевозятся только в сопровождении грузоотправителя или грузополучателя в порядке, установленном Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей.

1.2.    В отношении опасных грузов, перевозимых наливом в цистернах, наряду с общими условиями перевозки наливных грузов должны соблюдаться предусмотренные

настоящими Правилами и Правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов специальные условия перевозок в части классификации таких грузов, порядка получения разрешения на перевозку железнодорожным транспортом нового опасного фуза, порядка сопровождения таких грузов проводниками грузоотправителя, фузополучателя и требований нанесения знаков опасности на цистерны.

1.3. Перевозка не указанных в приложении № 1 к настоящим Правилам фузов возможна по решению перевозчика на основании ходатайства грузоотправителя. Указанные ходатайства направляются не позднее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты перевозки данных фузов. К ходатайству прилагаются два экземпляра характеристики груза но установленной форме (приложение № 3 к Правилам перевозок опасных фузов по железным дорогам).

В отношении опасного фуза дополнительно представляется аварийная карточка по форме, предусмотренной в приложении № 6 к Правилам безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными фузами при перевозке их по железным дорогам, стандарт или технические условия на предъявляемый к согласованию фуз, сведения о типе и модели вагона-цистерны, в котором предполагается перевозить опасный фуз, с обоснованиями за-вода-изготовителя о его пригодности для этой перевозки, о допущении к эксплуатации и согласие на такую перевозку Госгортехнадзора России. Характеристика и аварийная карточка подписываются фузоотправителем и заверяются печатью.

Предъявляемые к перевозке фузы должны отвечать требованиям соответствующих стандартов и технических условий на продукцию.

1.4 За искажение в транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) наименований фузов, особых отметок, сведений о фузах, об их свойствах, в результате чего снижена стоимость перевозок фузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность

движения и эксплуатации железнодорожного гранспорта, за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

1.5 Грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, владельцы инфраструктур несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов на особых условиях, с загрязнением окружающей среды, перерывами в движении поездов, и возмещают расходы на ликвидацию таких ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации

2. Требования к цистернам и бункерным полувагонам.

2.1. Для перевозки грузов наливом используются только предназначенные для этих целей технически исправные специализированных цистерны, бункерные полувагоны, принадлежащие перевозчикам, грузоотправителям, грузополучателям (далее — В собственных цистерны) или находящиеся у них в аренде цистерны перевозчика (далее — арендованных цистерны) согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

Цистерны, предназначенные для перевозок наливных грузов, должны соответствовать требованиям нормативных документов (ГОСТ, технические условия, правила технической эксплуатации) и быть подвергнуты испытаниям в объеме требований, предъявляемых к подвижному составу. В технических условиях на разработку конкретной модели цистерны указывается наименование груза или их (грузов) перечень, для перевозки которых предназначена данная цистерна.

Разрешение на перевозку опасного груза в цистерне, не предназначенной для его перевозки, выдается установленным порядком МПС России по согласованию с Гос-

гортехнадзором России на основании ходатайства грузоотправителя, грузополучателя с приложением сведений, указанных в пункте 1.3 настоящих Правил.

2.2.    Бункерные полувагоны могут использоваться только для перевозки вязкого нефтебитума и нефтяного кокса. Нс допускается перевозка в них нефтебитума твердых марок.

2.3.    Использование предназначенных для перевозки светлых нефтепродуктов цистерн под налив нефти, мазута, моторного топлива и других темных нефтепродуктов, а также масел, не разрешается.

Восьмиосные цистерны грузоподъемностью 120 и 125 тонн с емкостью котла 140 и 161 м3 (типы калибровки 61 и 71), имеющие трафарет «Бензин» и «Светлые нефтепродукты», а также четырехосные цистерны грузоподъемностью 68 тонн с емкостью котла 85,6 м3 (тип калибровки 66) и грузоподъемностью 60 тонн с емкостью котла 72,7 м3 (тип калибровки 53), имеющие трафарет «Бензин», используются только для перевозки бензина, керосина, дизельного топлива и других светлых нефтепродуктов.

2.4.    Не допускается выпуск на железнодорожный транспорт общего пользования цистерн, техническая документация (включая результаты испытаний) на производство которых не согласована с МПС России.

2.5.    Не допускается перевозка груза в цистернах, бункерных полувагонах в случае:

если до их планового ремонта и/или техтгического освидетельствования котла и арматуры осталось менее одного месяца;

отсутствия четкого номера вагона, табличек завода-из-готовитсля;

отсутствия или неисправности наружных (если она предусмотрена конструкцией вагона) лестниц, переходных мостиков, рабочих площадок и их ограждеггия;

течи котла цистерны, бункера полувагона, неисправности запорно-предохранительной и сливо-наливной- ар-

матуры, наличия пробоины паровой рубашки цистерны, бункерною полувагона;

трещины на крышках загрузочных и сливных люков; отсутствия или неисправности двух и более рядом стоящих откидных болтов для крепления загрузочного люка колпака цистерны, отсутствия проушины для пломбирования крышки люка установленным Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте типом запорно-пломбировочного устройства (далее — ЗПУ);

отсутствия на крышке загрузочного люка цистерны уплотнительной прокладки;

отсутствия знаков опасности, надписей, трафаретов и отличительной окраски.

Порожние цистерны, подаваемые под погрузку опасных грузов, предъявляются к техническому обслуживанию в течение суток начала пофузки, и делается соответствующая отметка в отдельной книге формы ВУ-14.

Одновременно фузоотправители представляют уполномоченному лицу перевозчика свидетельство о техническом состоянии цистерны для перевозки опасного фуза, включая техническую исправность котла, арматуры и универсального сливного прибора, гарантирующее безопасность перевозки конкретного опасного фуза (приложение № 2 к настоящим Правилам). Номер свидетельства отмечается в книге формы ВУ-14.

При техническом осмотре цистерны также проверяется правильность окраски котла и нанесения на нее владельцем (арендатором) специальных надписей и трафаретов.

2.6. Наряду со знаками опасности и надписями, табличками завода-изготовитсля цистерна должна иметь соответствующую отличительную окраску котлов.

Днища и рамы собственных цистерн окрашивают в зеленый цвет, если иное не указано в настоящих Правилах, по периметру котла наносится белая полоса шириной 300 мм.

На днищах собственных и арендованных цистерн наносится фафарет: «Срочный возврат на__

__.»> a

(указывается станция и владелец инфраструктуры приписки)

иод ним трафареты: «Аренда...» или «Собственность...» с указанием наименования арендатора или владельца цистерны.

Нанесение предусмотренных настоящими Правилами необходимых надписей и трафаретов, а также окраска, в том числе отличительная, котлов цистерн осуществляется:

собственных и арендованных цистерн — владельцем или арендатором цистерн;

цистерн перевозчика — перевозчиком.

2.7. При перевозке опасных грузов грузоотправителем наносятся на цистерны знаки опасносги и номера Организации Объединенных Наций (далее — ООН) и соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам и приложением № 6 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам.

Знаки опасности, наносимые на цистерны, должны иметь форму квадрата с размером стороны не менее 250 мм. На расстоянии 15 мм от кромок по периметру знака должна располагаться рамка черного цвета. В верхней части (углу) знака наносится символ опасности, в нижней (в противоположном углу) — номер класса, подкласса опасности. Между символом опасности и номером класса, подкласса опасности на знаке должен находиться прямоугольник белого цвета, в котором проставляется номер аварийной карточки. Символы и цифры на знаке опасности должны быть черного цвета. Высота цифр номера аварийной карточки должна быть не меньше 65 мм, номера класса, подкласса — 50 мм.

На вагоне под знаком опасности должен располагаться знак на оранжевой прямоугольной табличке размером не менее 120x300 мм, окаймленный по периметру черной рамкой шириной 10 мм, в котором указывается номер ООН цифрами высотой не менее 25 мм.

1

Утверждены приказом МПС России 18.06.03 г. № 25, зарегистрирован в Минюсте России 19.06.03 г., № 4769, вступил в силу 30.06.03 г. Источник публикации — «Российская газета», спецвыпуск № 119/2 от 20.06.03 г.