Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

19 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положение определяет порядок осуществления классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания федеральным государственным учреждением "Российский Речной Регистр".

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Порядок применения Правил

3 Рассмотрение и согласование технической документации

4 Техническое наблюдение

5 Освидетельствование судов в эксплуатации

6 Документы Речного Регистра

7 Принципы классификации судов

Приложение 1. Указания по определению вместимости

Приложение 2. Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19

российский речной регистр

ПРАВИЛА

1

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ

ПРАВИЛА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ (ПОСЭ)

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ (ПТНП)

«ПО ВОЛГЕ» МОСКВА 2002

УДК 629.12.002.001.33 (470)

Российский Речной Регистр. Правила (в 4-х томах). Т. 1.

В настоящий том включены Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река—море) плавания, Правила освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ), Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий (ПТНП).

Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания утверждено в установленном порядке, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 ноября 2002 г., регистрационный номер 3932 и введено в действие с 5 декабря 2002 г.

Правила освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ) и Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий (ПТНП) утверждены в установленном порядке и вводятся в действие с 31 марта 2003 г.

В связи с выходом настоящего тома теряют силу с 31 марта 2003 г.: Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания, ч. I «Классификация»; Правила технического надзора за судами в эксплуатации; Правила технического надзора за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий (Российский Речной Регистр. Правила. Т. 1 и т. 3. Марин Инжиниринг Сервис, Москва, 1995), а также дополнения и изменения этих Правил, опубликованные в Бюллетенях дополнений и изменений Правил Российского Речного Регистра № 1, 1998 г., и № 2, 1999 г.

Выпущено по заказу ФГУ «Российский Речной Регистр» Ответственный за выпуск В. Т. Огарков

ISBN 5-901916-04-2 ISBN 5-901916-05-0

© Российский Речной Регистр

Положение о классификации судов ...

2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ

2.1.    Суда, материалы и изделия, техническая документация которых представляется на согласование Речному Регистру после вступления в силу правил или изменений, внесенных в правила, должны отвечать требованиям этих правил и изменений. К судам в постройке, материалам и изделиям, техническая документация на которые согласована Речным Регистром до вступления в силу правил, применяется та редакция правил, которая действовала на момент согласования этой документации, если иное не указано в соответствующих частях или разделах правил.

2.2.    На суда в эксплуатации распространяются требования той редакции правил, по которой они были построены, если в последующих изданиях правил и бюллетенях дополнений и изменений к правилам, выпущенных после издания правил, не указано иное.

2.3.    Восстановление или переоборудование судна в эксплуатации должно быть осуществлено в соответствии с требованиями вновь изданных правил в той мере, насколько это целесообразно и технически обосновано.

2.4.    Речной Регистр в отдельных случаях может допускать применение конструкций, материалов и изделий, а также принимать решения, которые в той или

иной мере не отвечают требованиям правил, при условии, что ему будут представлены необходимые обоснования (расчеты, результаты экспериментальных исследований, опыта эксплуатации и другие данные), доказывающие, что указанные конструкции, материалы, изделия или принимаемые решения являются с точки зрения безопасности не менее эффективными, чем те, которые регламентированы правилами.

2.5.    Если конструкция судна, его элементов или примененные материалы не могут быть признаны достаточно проверенными в эксплуатации, Речной Регистр может предложить проведение специальных испытаний, сократить сроки между периодическими освидетельствованиями, увеличить объем этих освидетельствований или наложить ограничения на условия эксплуатации судна. Ограничения снимаются после получения удовлетворительных результатов испытаний в процессе эксплуатации.

2.6.    Речной Регистр имеет право при невыполнении требований, указанных в правилах, запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и технических средств, а также не выдавать или аннулировать ранее выданные им разрешающие эксплуатацию судов документы.


3. РАССМОТРЕНИЕ И СОГЛАСОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

3.1. Речной Регистр рассматривает и согласовывает техническую документацию на постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление и ремонт изделий и изготовление материалов для установки на судах (технические проекты, рабочую документацию, технические условия, стандарты и другие нормативно-технические документы), а также согласовывает компьютерные программы, используемые для целей проектирования и при эксплуатации судов.

Типовые перечни технической документации, представляемой на согласование в Речной Регистр, приводятся в правилах.

3.2.    Техническая документация разрабатывается и представляется на рассмотрение до начала постройки (изготовления) объекта.

Документы представляются Речному Регистру в виде подлинников, дубликатов или копий. Документы должны содержать все необходимые данные для проверки выполнения требований правил.

3.3.    В случае применения принципиально новых решений Речному Регистру могут быть представлены на рассмотрение техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, а также опытноконструкторские и научно-исследователь-


Положение о классификации судов ...


ские проработки. Такие документы согласованию не подлежат. По результатам их рассмотрения составляется письмо-заключение (отзыв) Речного Регистра.

3.4.    Согласование технической документации любым структурным подразделением Речного Регистра действительно для всех иных подразделений Речного Регистра. Это согласование может быть (при наличии оснований) отменено или изменено только подразделением, согласовавшим документацию, а также вышестоящим (по подчиненности) структурным подразделением.

Техническая документация, согласованная одним из подразделений Речного Регистра, принимается другими подразделениями для осуществления технического наблюдения без дополнительного согласования, если по условиям производства в конкретной организации не требуется корректировка этой документации.

3.5.    Изменения, вносимые в ранее согласованную техническую документацию, должны быть согласованы с тем структурным подразделением Речного Регистра, которое рассматривало техническую документацию.

3.6.    Изменения, вносимые в рабочую документацию в процессе ее разработки, согласовывает та инспекция Речного Регистра (далее — инспекция), которая согласовала рабочую документацию.

Все отступления от согласованной рабочей документации, возникшие в процессе постройки судна, изготовления, ремонта изделия или изготовления материала для установки на судах, согласовываются инспекцией, ведущей наблюдение за постройкой судна, изготовлением или ремонтом изделия или изготовлением материала соответственно. Однако за этой инспекцией сохраняется право передавать те или иные отступления принципиального характера на согласование тому подразделению Речного Регистра, которое рассматривало проект.

3.7.    Речной Регистр не проверяет правильность выполнения вычислительных операций при расчете, в том числе по со

гласованным с Речным Регистром программам, а рассматривает конечные результаты расчетов. Расчеты должны выполняться в соответствии с указаниями правил или методиками, согласованными с Речным Регистром.

В отдельных случаях Речной Регистр может провести дополнительную экспертизу достоверности конечных результатов расчетов.

3.8.    При наличии в технической документации решений, отличающихся от регламентируемых правилами (отступлений), проектная организация представляет перечень таких решений с изложением их существа и технических обоснований. В своем заключении по проекту Речной Регистр сообщает о принятых решениях по представленному перечню. Отступления, не внесенные в перечень, согласованными не считаются, и Речной Регистр может потребовать их устранения на любой последующей стадии проектирования, постройки или изготовления объектов.

3.9.    Вся документация, представляемая в Речной Регистр на рассмотрение, является конфиденциальной и может передаваться третьей стороне только с письменного согласия ее владельца.

3.10.    Срок действия согласования Речного Регистра на техническую документацию судна составляет не более 6 лет. По истечении этого срока или в том случае, когда перерыв между датами согласования документации и начала постройки превышает 3 года, документация подлежит корректировке с целью учета изменений в правилах, произошедших за указанное время. В обоснованных случаях Речной Регистр может продлить срок действия технической документации без ее корректировки. Объем корректировки должен быть согласован с Речным Регистром.

3.11.    Согласование технической документации на ремонт, модернизацию и переоборудование судов осуществляется, как правило, без ограничения срока.

Согласование стандартов и других нормативных документов, за исключением технических условий на материалы и изделия, Речной Регистр выполняет на срок


Положение о классификации судов ...


их действия. Технические условия согласовываются на 6 лет. По окончании срока действия документация подлежит согласо

ванию с Речным Регистром, в ходе кото рого проверяется ее соответствие требова ниям действующих правил.


4. ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

4.1.    Техническое наблюдение является составной частью классификационной деятельности и включает в себя поэтапные проверки выполнения правил в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов и их элементов, изготовления и ремонта изделий (механизмов, оборудования, устройств, предметов снабжения) и изготовления материалов для установки на судах.

К элементам судна относятся регламентируемые правилами структурные части судна: корпус, надстройки, судовые устройства, оборудование, предметы снабжения, средства противопожарной защиты, двигатели, котлы, системы, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, палубные механизмы, электрическое оборудование, радио- и навигационное оборудование, холодильные установки, средства автоматизации, грузоподъемные устройства, оборудование экологической безопасности.

4.2.    Техническое наблюдение Речного Регистра осуществляется по заявкам организаций на договорной основе.

4.3.    Номенклатура объектов технического наблюдения, объем и методы проверок, измерений и испытаний устанавливаются правилами и в каждом случае подлежат уточнению при заключении договора с учетом конкретных условий производства. К договору прилагается перечень контрольных проверок объектов и технологических операций, обязательных для предъявления инспекции после контроля персоналом организации и оформления им соответствующих документов.

4.4.    Организация обеспечивает представителю Речного Регистра (далее — инспектор) необходимые условия для осуществления технического наблюдения, а именно:

1) представляет необходимую для работы техническую документацию, в том

числе документы контроля качества продукции, а также необходимый инструмент и спецодежду;

2)    готовит объекты к проведению проверок в необходимом объеме;

3)    обеспечивает безопасность проведения инспектором технического наблюдения;

4)    обеспечивает присутствие должностных лиц, уполномоченных предъявлять инспектору объекты к проверкам;

5)    своевременно извещает инспектора о времени и месте проведения проверок и испытаний объектов.

При несоблюдении организацией условий проведения технического наблюдения инспектор вправе отказаться от проверок и участия в испытаниях, письменно мотивировав свой отказ.

4.5.    Речной Регистр может поручить техническому персоналу организации проведение контрольных испытаний или части их с целью проверки соответствия материалов и изделий правилам.

В этом случае права и обязанности организации и Речного Регистра устанавливаются соглашением сторон.

4.6.    Материалы и изделия (объекты технического наблюдения, см. и. 4.3 настоящего Положения) допускаются к установке на судах только при наличии документов Речного Регистра или документов другой классификационной организации, выданных по поручению Речного Регистра. При отсутствии такого поручения возможность признания сертификатов другой классификационной организации является предметом специального рассмотрения Речным Регистром.

4.7.    По согласованию с Главным управлением Речного Регистра вместо выдачи документов Речного Регистра допускается подтверждение документов организации-изготовителя на материалы и изде-


Положение о классификации судов ...

лия массового выпуска, включая сменнозапасные части, путем подписания их инспектором и постановки его личного штампа.

4.8. Новые и впервые предъявляемые Речному Регистру типовые материалы и

изделия должны быть одобрены Речным Регистром для применения по назначению с оформлением сертификата об одобрении типового материала или изделия в установленном правилами порядке.


5. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

5.1.    Освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя как минимум:

проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований;

наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания;

оформление и выдачу документов Речного Регистра.

5.2.    Каждое судно, указанное в пункте 1.5 настоящего Положения, ставится на классификационный учет инспекции:

1)    после постройки судна;

2)    после смены пункта приписки и перехода в связи с этим в район деятельности другой инспекции;

3)    при переходе в класс Речного Регистра из класса другой классификационной организации;

4) если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете какой-либо инспекции;

5) при смене судовладельца.

5.3.    Снятие судна с классификационного учета инспекции производится:

1)    при списании;

2)    при передислокации к новому пункту приписки в районе деятельности другой инспекции;

3)    при переходе в класс другой классификационной организации;

4)    в том случае, когда судно не предъявлялось к освидетельствованию более двух лет при отсутствии обоснованной просьбы судовладельца;

5) при смене судовладельца.

Снятие судна с учета инспекции, за исключением случая, указанного в и.и. 4 пункта 5.3, производится по заявке судовладельца, в которой должна быть указана причина снятия судна с учета.

5.4.    Судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете Речного Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно Речным Регистром.

5.5.    Освидетельствование судов, за исключением вызовов при аварийных случаях, осуществляется по предварительным заявкам, направляемым инспектору или в инспекцию не менее чем за сутки до освидетельствования.

Инспектор может отказаться от освидетельствования, если судно или его элемент окажутся не подготовленными к освидетельствованию. В этом случае инспектор должен в письменной форме (в акте или извещении) изложить причины отказа.

5.6.    При всех видах освидетельствований инспектор уполномочен принимать решения в соответствии с правилами.

Решения, отличающиеся от регламентированных правилами, должны быть согласованы с начальником инспекции.

5.7.    На судне должен храниться акт о проверке судовладельцем перед началом навигации пригодности судна к эксплуатации.

5.8.    Все работы, связанные с подготовкой к освидетельствованию и испытаниям элементов судна, производимые перед предъявлением судна к освидетельствованию, а также работы, необходимые для определения технического состояния элементов судна (полная или частичная разборка конструкции, вскрытие еланей, зашивки и изоляции, определение параметров износов и деформаций, расчеты, из-


Положение о классификации судов ...

мерения и т.п.) выполняются силами и/или за счет судовладельца.

В обоснованных случаях судовладелец может, а в предписанных правилами случаях обязан поручить дефектацию того или иного элемента судна организации, имеющей свидетельство о признании на соответствующий вид деятельности, выданное Речным Регистром.

В случае расхождения результатов выборочного контроля, проведенного инспектором, с данными измерений, представленных судовладельцем, инспектор вправе потребовать проведения всех необходимых измерений повторно.

5.9.    При освидетельствовании судовладелец обеспечивает присутствие лиц командного состава, ответственных за состояние проверяемых элементов судна.

Регулировку и пломбирование предохранительных клапанов котлов и сосудов под давлением выполняет судовладелец.

5.10.    При всех видах освидетельствований судовладелец и/или командный состав судна сообщают инспектору обо всех замеченных дефектах, случаях отказов элементов судна в период между предыдущим и проводимым освидетельствованиями, а также об изменениях в составе оборудования и снабжения и ремонтах, проведенных в этот же период, предъявляют необходимые документы, акты предыдущих освидетельствований, техническую документацию и предписанные правилами акты проверок и испытаний элементов судна.

5.11.    О повреждениях судна судовладелец незамедлительно уведомляет инспекцию, в границах деятельности которой произошло повреждение, и предъявляет судно для освидетельствования независимо от того, привело повреждение к транспортному происшествию или нет . Ин

спекция может не проводить освидетельствование, если повреждение не привело к транспортному происшествию, выводу судна из эксплуатации и может быть устранено в судовых условиях в короткий срок.

5.12.    Судно, подлежащее разовому переходу через бассейны, существенно отличающиеся от района плавания, предусмотренного классом судна, подготавливается судовладельцем к такому переходу в соответствии с требованиями правил под техническим наблюдением Речного Регистра с оформлением им свидетельства на разовый переход.

5.13.    Не пассажирское судно может быть признано Речным Регистром пригодным для перевозки организованных групп людей (доставка к месту работы и обратно) по заявке судовладельца при условии специального дооборудования такого судна в соответствии с требованиями правил, наличии информации об остойчивости и непотопляемости судна.

5.14.    Судно может быть признано Речным Регистром пригодным для перевозки грузов, не предусмотренных судовыми документами, если судовладелец представит техническую документацию, подтверждающую возможность безопасной перевозки данного груза и содержащую описание дополнительных конструктивных мер, способов закрепления груза, дополнений к инструкции по загрузке и разгрузке, а также к информации об остойчивости и непотопляемости судна.

5.15.    Всякие изменения, касающиеся материалов, изделий и конструкции судна, на которые распространяются требования правил, согласовываются с Речным Регистром до их реализации.


6. ДОКУМЕНТЫ РЕЧНОГО РЕГИСТРА

6.1. При осуществлении классификационной деятельности Речной Регистр выдает документы, предписанные законодательством Российской Федерации и правилами.

6.2. Документы Речного Регистра выдаются на основании положительных результатов освидетельствования объекта.


Положение о классификации судов ...


17

6.3.    Речной Регистр может признавать полностью или частично документы, выданные другими классификационными организациями.

6.4.    При оформлении документов, выдаваемых Речным Регистром, допускается использование только установленных Главным управлением образцов бланков, штампов и печатей.

6.5.    В случае несогласия с решением инспектора судовладелец или организация

могут апеллировать к начальнику инспекции. Решение начальника инспекции может быть обжаловано в Главном управлении Речного Регистра с представлением обоснований и копии решения начальника инспекции. Решение Главного управления может быть обжаловано в федеральном органе исполнительной власти в области транспорта или арбитражном суде.


7. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ СУДОВ

7.1.    Класс судна определяется совокупностью условных символов, присваиваемой судну при его классификации и характеризующей конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в соответствии с правилами исходя из требований безопасности.

7.2.    Классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов.

7.3.    Внутренние водные бассейны, включая устьевые участки с морским режимом судоходства, классифицируются по разрядам «Л», «Р», «О» и «М» в зависимости от их ветро-волнового режима исходя из следующих условий:

1) в бассейнах разрядов «Л», «Р» и «О» волны 1%-ной обеспеченности высотой соответственно 0,6, 1,2 и 2,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени;

2) в бассейнах разряда «М» волны 3%-ной обеспеченности высотой 3,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.

Устьевые участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей. В этих участках допускается эксплуатация судов всех типов в соответствии с правилами и классом судна.

Перечни внутренних водных бассейнов России в зависимости от их разряда, а также морские районы, в которых допускается эксплуатация судов смешанного

(река-море) плавания, и условия эксплуатации судов устанавливаются правилами.

7.4.    Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы «Л», «Р», «О» и «М», определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором допускается его эксплуатация.

Основными символами в формуле класса судов смешанного (река—море) плавания являются буквенные сочетания «О ПР», «М-ПР» и «М-СП», определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.

Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна приведены в приложении №2 к настоящему Положению.

7.5.    В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса в формуле класса дополняется следующими символами:

1)    для судов, построенных под техническим наблюдением Речного Регистра или другой признанной Речным Регистром классификационной организации, — символом , который ставится перед основным символом, например, «>ЗЮ»;

2)    непосредственно после основного символа класса вносится допускаемая при эксплуатации высота волны в метрах с точностью до первого знака после запятой, например, «>$<01,5».

Для высокоскоростных судов: глиссеров, судов на подводных крыльях (СПК),


IS

Положение о классификации судов ...

судов на воздушной подушке (СВП), а также экранопланов ограничения по высоте волны записываются в виде дроби, в числителе которой указывается высота волны при движении судна в водоизме-щающем состоянии, а в знаменателе — в эксплуатационном режиме. После дроби указывается тип судна по принципу движения, например, «*Р 1,2/0,8 глиссер», «*02,0/1,2 СПК», «*02,0/1,5 СВП», «*Р 1,2/0,4 экраноплан»;

3)    для судов, имеющих специальные ледовые усиления, после значения высоты волны записываются заключенные в скобки слово «лед» и толщина мелкобитого зимнего льда в сантиметрах, установленная Речным Регистром при согласовании проекта судна, например, «*0 (лед 20)». В формулу класса ледоколов вносится слово «ледокол»;

4)    для судов, оборудованных средствами автоматизации в соответствии с правилами, после всех символов, указанных в подпунктах 1—3 данного пункта, вносится буква «А», например, «*02,0 (лед 20) А»;

5)    если судно или его отдельные элементы не в полной мере соответствуют правилам, не проверены практикой эксплуатации, но допущены Речным Регистром к эксплуатации как экспериментальные с целью их изучения и проверки, в формулу класса перед символом * вносится символ «Э», например, «Э*О2,0 (лед 20) А».

При удовлетворительных результатах испытаний, эксплуатации и освидетельствований судна с экспериментальным классом символ «Э» из формулы класса может быть исключен.

7.6. Речной Регистр может исключить или изменить в формуле класса тот или иной символ при изменении или нарушении условий, послуживших основанием введения в формулу класса данного символа.

7.7.    Речной Регистр присваивает класс судну при первоначальном освидетельствовании, подтверждает, возобновляет или восстанавливает его при других видах освидетельствований. Присвоение, возобновление или восстановление класса судну удостоверяется выдаваемым на судно классификационным свидетельством.

7.8.    Класс судна, эксплуатируемого постоянно в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.

7.9.    Судно внутреннего плавания, имеющее годное техническое состояние, может быть признано пригодным к эпизодическому плаванию (нерегулярной эксплуатации) в бассейне более высокого разряда при условии выполнения дополнительных требований по конструкции, надводному борту, оборудованию, снабжению, а также ограничений по району плавания, ветро—волновому режиму, сезонности, ледовым условиям и т.п.

7.10.    Речной Регистр по заявке судовладельца проводит переклассификацию судов в случае необходимости изменения основного символа класса в формуле класса или типа и назначения судна.

7.11.    Работы по подготовке судна к переклассификации с повышением класса и/или в связи с изменением типа и назначения судна должны проводиться в соответствии с технической документацией, согласованной с Речным Регистром, и под его техническим наблюдением. Расчеты и проверки должны выполняться в соответствии с правилами, действующими на момент разработки технической документации по переклассификации, и должны быть ориентированы на новые условия эксплуатации в связи с изменением внешних нагрузок, технических характеристик (осадка, водоизмещение, высота надводного борта), рода перевозимого груза и т. и.


Положение о классификации судов ...


ПРИЛОЖЕНИЕ Mb 1


УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВМЕСТИМОСТИ


Под вместимостью понимается валовая вместимость судна.

Валовая вместимость судов внутреннего плавания GT в регистровых тоннах определяется по формуле:

GT = V / 2,83 ,

где V - валовая вместимость, м3, определяемая путем обмера всех помещений судна или подсчитываемая по формуле:

V = LBlb + LBa{H -Т) + ХМ ,

где L a В - длина и ширина судна по конструктивной ватерлинии, м;

И - высота борта, м;

Т - осадка судна по конструктивную ватерлинию, м;


S — коэффициент полноты водоизмещения;

а — коэффициент полноты конструктивной ватерлинии;

I, b, h — соответственно средние длина, ширина и высота надстроек или рубок, м.

В валовую вместимость не включаются объемы рулевой рубки, камбузов, туалетов, всех световых люков и сходных мелких рубок.

Валовая вместимость судов смешанного (река — море) плавания определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении № 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.


ПРИЛОЖЕНИЕ М 2


ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМАТИВНЫХ ВЫСОТ ВОЛН ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОСНОВНОМУ СИМВОЛУ КЛАССА СУДНА


Основной символ класса

Нормативная высота волны; м

Обеспеченность высот волн, %

Суммарная повторяемость, %

«Л»

0,6

1

<4

«Р»

1,2

1

<4

«О»

2,0

1

<4

«м»

3,0

3

<4

«О-ПР»

2,0

3

<5

«М-ПР»

2,5

3

<5

«М-СП»

3,5

3

<5


Генеральный директор Российского Речного Регистра



Н.А. Ефремов


Официальное издание

РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР

ПРАВИЛА Том 1

Лицензия ИД № 05085 от 18.06.2001 г. (По Волге)

Подписано в печать 16.12.2002 Формат 70x100 716. Печать офсетная.

Уел. печ. л. 19,2. Тираж 3000 экз. Заказ № 4980

Издательство «По Волге»

Москва, Ленинградское шоссе, д. 59 Тел.: 459-79-17

Отпечатано в ОАО «Типография «Новости» 107005, г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 46

Содержание

3

Пояснения

СОДЕРЖАНИЕ

В 2 Виды, сроки, объемы освидетельствований. Определение технического состояния. Документы

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ

1    Общие положения....................... 11

2    Порядок применения Правил ...    12

3    Рассмотрение и согласование

технической документации........    12

4    Техническое наблюдение...........    14

5    Освидетельствование судов в

эксплуатации............................... 15

6    Документы Речного Регистра....    16

7    Принципы классификации

судов............................................. 17

Приложения

1    Указания по определению вместимости....................................... 19

2    Характеристики нормативных

высот волн применительно к основному символу класса судна............................................. 19

ПРАВИЛА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

1 Общие положения

1.1    Область распространения...........    23

1.2    Определения и пояснения.........    23

1.3    Общие указания.......................... 24

2.1    Общие указания.......................... 25

2.2    Первоначальное освидетельствование ........................................ 25

2.3    Очередное освидетельствование    26

2.4 Классификационное    освиде -

тельствование............................... 26

2.5    Ежегодное освидетельствование    27

2.6    Доковое освидетельствование....    27

2.7    Внеочередное освидетельствование ............................................. 27

2.8    Отсрочка освидетельствований    28

2.9    Освидетельствование судов в

связи с переклассификацией.....    28

2.10    Внеочередное освидетельство

вание судов в связи с повреждениями и отказами судовых технических средств.................... 29

2.11    Внеочередное освидетельство

вание судов при разовых перегонах вне установленного района плавания................................ 32

2.12    Внеочередное освидетельство

вание в связи с перевозкой организованных групп людей на непассажирских судах................. 36

2.13    Внеочередное освидетельство

вание в связи с перевозкой на судах крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов................... 36

2.14    Определение технического состояния ........................................ 37

2.15    Документы................................... 38

3 Освидетельствование корпуса и надстройки

3.1    Общие указания........................... 40

3.2    Очередное освидетельствование    40


Содержание

3.3

Классификационное освиде-

7 Освидетельствование холодильных

тельствование..............................

42

установок

3.4

Ежегодное освидетельствование

43

3.5

Общие указания по определе-

7.1

Общие указания...........................

72

нию технического состояния

7.2

Очередное освидетельствование

72

корпусов судов............................

43

7.3

Классификационное освиде-

3.6

Определение технического со-

тельствование...............................

73

стояния стальных корпусов.......

44

7.4

Ежегодное освидетельствование

74

3.7

Определение технического со-

7.5

Определение технического со-

стояния корпусов из легких

стояния.........................................

75

сплавов.........................................

48

3.8

Определение технического

8 Освидетельствование систем

состояния железобетонных

корпусов.......................................

50

8.1

Общие указания...........................

76

3.9

Определение технического

8.2

Очередное освидетельствование

76

состояния пластмассовых

8.3

Классификационное освиде-

корпусов.......................................

50

тельствование...............................

77

3.10

Определение технического со-

8.4

Ежегодное освидетельствование

77

стояния деревянных корпусов...

51

8.5

Гидравлическое испытание........

78

4 Освидетельствование механизмов

8.6

Определение технического со-

стояния.........................................

78

4.1

Общие указания..........................

52

4.2

Очередное освидетельствование

52

9 Освидетельствование бытовых

4.3

Классификационное освиде-

нагревательных установок

тельствование..............................

53

4.4

Ежегодное освидетельствование

54

9.1

Общие указания...........................

80

4.5

Определение технического со-

9.2

Освидетельствования..................

80

стояния.........................................

55

10 Освидетельствование судовых устройств

5 Освидетельствование и испытание котлов

и снабжения

5.1

Общие указания..........................

58

10.1

Общие указания...........................

81

5.2

Внутреннее освидетельствова-

10.2

Очередное освидетельствование

81

ние................................................

59

10.3

Классификационное освиде-

5.3

Гидравлическое испытание........

62

тельствование...............................

82

5.4

Наружное освидетельствование.

64

10.4

Ежегодное освидетельствование

82

5.5

Определение технического со-

10.5

Определение технического со-

стояния.........................................

65

стояния.........................................

84

6 Освидетельствование и испытание сосудов

11

Освидетельствование грузоподъемных

под давлением

устройств

6.1

Общие указания..........................

68

11.1

Общие указания...........................

85

6.2

Внутреннее освидетельствова-

11.2

Очередное освидетельствование

86

НИС ................................................

68

11.3

Классификационное освиде-

6.3

Гидравлическое испытание........

69

тельствование...............................

87

6.4

Наружное освидетельствование.

70

11.4

Ежегодное освидетельствование

87

6.5

Определение технического со-

11.5

Определение технического со-

стояния.........................................

70

стояния.........................................

87

Содержание

12 Освидетельствование электрического оборудования

12.1    Общие указания.......................... 90

12.2    Очередное освидетельствование    90

12.3 Классификационное    освидетельствование .............................. 92

12.4    Ежегодное освидетельствование    92

12.5    Определение технического состояния......................................... 94

13 Освидетельствование средств радиосвязи и навигационного оборудования

13.1    Общие указания.......................... 97

13.2 Классификационное    освидетельствование .............................. 97

13.3    Ежегодное освидетельствование    98

13.4    Определение технического состояния......................................... 98

14 Освидетельствование оборудования и

безопасность

14.1    Общие указания.......................... 99

14.2    Очередное освидетельствование 100

14.3    Классификационное освидетельствование .............................. 101

14.4    Ежегодное освидетельствование 101

14.5    Гидравлические испытания....... 102

14.6    Определение технического состояния......................................... 102

устройств, обеспечивающих экологическую

Приложения

1    Указания по определению тех

нического состояния корпусов судов в эксплуатации расчетным методом........................................ 103

2    Методические указания по    определению технического    со

стояния металлических корпусов................................................. 107

3    Методические указания по    определению технического    состояния механизмов................... 112

4    Методические указания по    определению технического    со

стояния электрического оборудования......................................... 119

5    Нормы зазоров в резинометал

лических подшипниках гребных валов............................................. 125

6    Нормы зазоров в гельмпортовых

втулках.......................................... 126

7    Перечень документов Речного

Регистра, составляемых при осуществлении классификационной деятельности..................... 127

8    Термины, относящиеся к общей

терминологии Правил, и их определения ..................................... 132

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ

1 Общие положения

1.1    Область распространения..........    139

1.2    Термины и их определения.......    139

1.3    Техническое наблюдение, осу

ществляемое Главным управлением ............................................. 140

1.4    Техническое наблюдение, осуществляемое инспекцией..........    141

2 Организационные положения по техническому наблюдению

2.1    Общие указания........................... 142

2.2    Услуги, оказываемые Речным

Регистром при техническом наблюдении за изготовлением материалов и изделий. Выдаваемые документы....................... 143

2.3    Заявки, договоры и соглашения

о техническом наблюдении........ 143

2.4    Порядок оформления сертификатов на материалы и изделия 144

2.5    Одобрение типового материала

или изделия.................................. 144

2.6    Признание организаций-изго-

товителей...................................... 145

2.7    Признание испытательных лабораторий ..................................... 146

2.8    Признание организаций, про

изводящих работы в соответствии с требованиями Правил....... 147

2.9    Техническое наблюдение, осу

ществляемое инспектором в организации................................. 148


Содержание


2.10

Техническое наблюдение, осуществляемое по поручению

Речного Регистра.........................

148

2.11

Техническое наблюдение, осуществляемое по поручению другой классификационной

организации.................................

149

3 Техническое наблюдение за разработкой технической документации

3.1

Общие указания..........................

150

3.2

Технические проекты судов.......

150

3.3

Рабочая документация................

152

3.4

Техническая документация на

материалы и изделия..................

153

3.5

Нормативно-технические до-

кументы........................................

153

3.6

Использование компьютерных

приложений.................................

154

4 Техническое наблюдение за постройкой и ремонтом судов

4.1

Общие указания..........................

156

4.2

Швартовные испытания.............

159

4.3

Ходовые испытания....................

159

4.4

Ревизия и контрольный выход

160

4.5

Особенности технического наблюдения за испытаниями го-

ловных судов...............................

161

4.6

Особенности технического наблюдения за испытаниями судовых технических средств и оборудования с использованием имитационных устройств

(методов)......................................

162

4.7

Особенности технического наблюдения за переоборудованием, модернизацией, обновлени-

ем и ремонтом судов..................

5 Корпус

164

5.1

Общие указания..........................

166

5.2

Техническое наблюдение за изготовлением узлов, секций и

блоков секций.............................

168

5.3

Техническое наблюдение за постройкой металлического кор-

пуса на стапеле............................

168


5.4

Техническое наблюдение за постройкой железобетонных

судов .............................................

169

5.5

Техническое наблюдение за по-

стройкой пластмассовых судов..

170

5.6

Техническое наблюдение за конструктивной противопо-

жарной защитой..........................

171

5.7

Техническое наблюдение за оборудованием помещений, закрытий, ограждений, трапов и элементов устройств, присоединяемых к подводной части

корпуса.........................................

171

5.8

Проверка готовности корпуса к

спуску на воду..............................

6 Механизмы

172

6.1

Общие указания...........................

174

6.2

Техническое наблюдение за

изготовлением..............................

175

6.3

Стендовые испытания.................

181

6.4

Техническое наблюдение за

монтажом на судне......................

182

6.5

Швартовные испытания.............

186

6.6

Ходовые испытания....................

188

7 Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением

7.1

Общие указания...........................

190

7.2

Техническое наблюдение за

изготовлением..............................

190

7.3

Техническое наблюдение за монтажом и испытаниями на

судне.............................................

191

7.4

Паровая проба котла...................

193

7.5

Проверка котлов в действии на швартовных и ходовых испыта-

ниях...............................................

193

7.6

Проверка в действии теплообменных аппаратов и сосудов

под давлением..............................

8 Холодильные установки

194

8.1

Общие указания...........................

196

8.2

Техническое наблюдение за изготовлением холодильного

оборудования...............................

196


1

Содержание

8.3 Техническое наблюдение за монтажом и испытаниями на судне............................................. 197

9 Судовые устройства и снабжение

9.1    Общие указания.......................... 200

9.2    Техническое наблюдение за

изготовлением............................. 200

9.3    Техническое наблюдение за

монтажом и испытаниями на судне............................................. 201

10    Грузоподъемные устройства

10.1    Общие указания.......................... 207

10.2    Техническое    наблюдение    за

изготовлением............................. 207

10.3    Испытания съемных деталей..... 207

10.4    Испытания    грузоподъемных

устройств на судне...................... 208

11    Электрическое оборудование

11.1    Общие указания.......................... 211

11.2    Техническое    наблюдение    за

изготовлением............................. 211

11.3    Техническое    наблюдение    за

монтажом на судне..................... 213

11.4    Швартовные испытания............. 214

8 Допускаемые значения сварочных деформаций обшивки и набора корпусных конструкций и отклонений при сборке кор

11.5    Ходовые испытания.................... 215

12 Средства радиосвязи и навигационное оборудование

12.1    Общие указания.......................... 218

12.2    Техническое наблюдение за

изготовлением............................. 218

12.3    Техническое наблюдение за

монтажом и испытаниями на судне............................................. 219

13 Оборудование экологической безопасности

13.1    Общие указания........................... 221

13.2    Техническое наблюдение за

изготовлением.............................. 221

13.3    Техническое наблюдение за

монтажом и испытаниями на судне............................................. 222

Приложения

1    Номенклатура объектов техни

ческого наблюдения, осуществляемого Речным Регистром....... 223

2    Перечень контрольных прове

рок объектов и технологических операций, обязательных для предъявления инспекции........... 236

3    Форма журнала технического

наблюдения.................................. 236

4    Форма извещения о вызове инженера-инспектора...................... 237

5    Форма построечного журнала.... 237

6    Форма карты разрешения на

отступление от чертежа, технологического процесса или технических условий........................ 238

7    Испытания корпуса на непроницаемость................................... 239

пуса судна..................................... 253

9 Типовой перечень технической документации, представляемой на рассмотрение Речному Регистру................................................ 255


ПОЯСНЕНИЯ

«Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река—море) плавания» является нормативно-правовым актом, определяющим порядок осуществления классификационной деятельности Российским Речным Регистром. Документ разработан на основе части I «Классификация» Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП), других Правил Российского Речного Регистра изд.1995 г. и Устава Российского Речного Регистра, утвержденного приказом Минтранса России от 17.06.02 № 82, с учетом положений Кодекса внутреннего водного транспорта.

«Правила освидетельствования судов в эксплуатации» (ПОСЭ) разработаны на основе Правил технического надзора за судами в эксплуатации изд.1995 г., текст Правил увязан с текстом Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река—море) плавания. В Правила помимо изменений и дополнений, введенных бюллетенями № 1 изд. 1998 г. и № 2 изд. 1999 г., внесены следующие основные изменения:

Исключено понятие «технический надзор» и указания по его осуществлению.

Исключен раздел 2 «Основные указания по проведению освидетельствований судов».

Введен новый раздел 2 «Виды, сроки, объемы освидетельствований. Определение технического состояния. Документы».

Текст бывшей главы 2.7 «Технический надзор за ремонтом, переоборудованием и модернизацией судов» переработан и включен в ПТНП (см. 4.7).

Введены указания, предусматривающие повышение требований к судам, имеющим значительный возраст (2.14.3 и др.).

Переработано приложение 1 «Указания по определению технического состояния

корпусов судов в эксплуатации расчетным методом».

Исключены бывшие приложения 5 «Периодичность поверки средств измерений» и 7 «Нормы зазоров в подшипниках гребных валов при заливке белым металлом».

Введены приложение 7 «Перечень документов Речного Регистра, составляемых при осуществлении классификационной деятельности» и приложение 8 «Термины, относящиеся к общей терминологии Правил, и их определения».

«Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий» (ПТНП) разработаны на основе Правил технического надзора за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий изд. 1995 г., текст Правил увязан с текстом Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река—море) плавания. В Правила помимо изменений и дополнений, введенных бюллетенями № 1 изд. 1998 г. и № 2 изд. 1999 г., внесены следующие основные изменения:

Номенклатура объектов технического наблюдения переработана, дополнена и вынесена в приложение 1.

Из Правил исключены бывшие приложения 1, 7 — 11 и 27 как содержавшие устаревшие материалы. Бывшие приложения 14—17 перенесены в часть I ПСВП, приложение 13 — в часть Ш ПСВП, приложения 23 — 26 — в часть IV ПСВП, приложения 18 — 22, 29 — 31 и 33 — в часть V ПСВП.

Правила дополнены приложениями 7 «Испытания корпуса на непроницаемость» и 9 «Типовой перечень технической документации, представляемой на рассмотрение Речному Регистру».


ПОЛОЖЕНИЕ

О КЛАССИФИКАЦИИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ

Общие положения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1Л. Настоящее Положение определяет порядок осуществления классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания (далее — классификационная деятельность) федеральным государственным учреждением «Российский Речной Регистр» (далее — Речной Регистр).

1.2.    В своей классификационной деятельности Речной Регистр руководствуется настоящим Положением, разрабатываемыми и издаваемыми им правилами, содержащими требования к судам при их проектировании, постройке, ремонте и эксплуатации, а также к материалам и изделиям, предназначенным для установки на судах, и иными нормативнотехническими актами (далее — правила).

1.3.    Целью классификационной деятельности Речного Регистра является обеспечение технической безопасности плавания судов, указанных в и. 1.5 настоящего Положения, в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов.

1.4.    Для достижения цели, указанной в

1.3 настоящего Положения, классификационная деятельность включает в себя разработку и издание правил, рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, постройкой судов с присвоением им класса, а также подтверждение, возобновление и восстановление класса на основании результатов предписанных правилами освидетельствований за весь период эксплуатации каждого судна до его списания с оформлением и выдачей соответствующих документов.

1.5.    Объектами классификационной деятельности Российского Речного Реги

стра являются самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходные суда вместимостью (приложение № 1 к настоящему Положению) не менее чем 80 т, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река-море) плавания (пункт 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации1).

1.6.    По заявкам организаций Речной Регистр может осуществлять классификационную деятельность применительно к объектам, не перечисленным в п. 1.5 настоящего Положения.

1.7.    Работы, выполняемые Речным Регистром в рамках классификационной

деятельности, осуществляются на возмездной основе.

1.8.    Организации, занимающиеся проектированием, постройкой, переоборудованием, модернизацией и ремонтом судов, изготовлением и ремонтом изделий и изготовлением материалов для установки на судах, выполняющие работы, результаты которых используются Речным Регистром при проведении освидетельствований, а также испытательные лаборатории получают от Речного Регистра свидетельство о признании, удостоверяющее, что данная организация изготавливает продукцию, выполняет работы и/или оказывает услуги в соответствии с требованиями правил.

Освидетельствования организаций с этой целью проводятся Речным Регистром один раз в два года.


1

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001