Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

124 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают порядок, сроки, методы и объемы освидетельствования Речным Регистром судов, находящихся в эксплуатации, с целью обеспечения условий безопасности их плавания, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности судов, а также содержат нормативы для определения технического состояния судна.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Виды, сроки, объемы освидетельствований. Определение технического состояния. Документы

3 Освидетельствование корпуса и надстройки

4 Освидетельствование механизмов

5 Освидетельствование и испытание котлов

6 Освидетельствование и испытание сосудов под давлением

7 Освидетельствование холодильных установок

8 Освидетельствование систем

9 Освидетельствование бытовых нагревательных установок

10 Освидетельствование судовых устройств и снабжения

11 Освидетельствование грузоподъемных устройств

12 Освидетельствование электрического оборудования

13 Освидетельствование средств радиосвязи и навигационного оборудование

14 Освидетельствование оборудования и устройств, обеспечивающих экологическую безопасность

Приложение 1. Указания по определению технического состояния корпусов судов в эксплуатации расчетным методом

Приложение 2. Методические указания по определению технического состояния металлических корпусов

Приложение 3. Методические указания по определению технического состояния механизмов

Приложение 4. Методические указания по определению технического состояния электрического оборудования

Приложение 5. Нормы зазоров в резинометаллических подшипниках гребных валов

Приложение 6. Нормы зазоров в гельмпортовых втулках

Приложение 7. Перечень документов Речного Регистра, составляемых при осуществлении классификационной деятельности

Приложение 8. Термины, относящиеся к общей терминологии Правил, и их определения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

российский речной регистр

ПРАВИЛА

1

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ

ПРАВИЛА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ (ПОСЭ)

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ (ПТНП)

«ПО ВОЛГЕ» МОСКВА 2002

УДК 629.12.002.001.33 (470)

Российский Речной Регистр. Правила (в 4-х томах). Т. 1.

В настоящий том включены Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река—море) плавания, Правила освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ), Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий (ПТНП).

Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания утверждено в установленном порядке, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 ноября 2002 г., регистрационный номер 3932 и введено в действие с 5 декабря 2002 г.

Правила освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ) и Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий (ПТНП) утверждены в установленном порядке и вводятся в действие с 31 марта 2003 г.

В связи с выходом настоящего тома теряют силу с 31 марта 2003 г.: Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания, ч. I «Классификация»; Правила технического надзора за судами в эксплуатации; Правила технического надзора за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий (Российский Речной Регистр. Правила. Т. 1 и т. 3. Марин Инжиниринг Сервис, Москва, 1995), а также дополнения и изменения этих Правил, опубликованные в Бюллетенях дополнений и изменений Правил Российского Речного Регистра № 1, 1998 г., и № 2, 1999 г.

Выпущено по заказу ФГУ «Российский Речной Регистр» Ответственный за выпуск В. Т. Огарков

ISBN 5-901916-04-2 ISBN 5-901916-05-0

© Российский Речной Регистр

лей, разрушение узлов судовых технических средств и т.п.

.6 Те хн ич е с ко е состояние -совокупность свойств регламентируемых Правилами элементов судна, характеризующих в данный момент времени степень их пригодности для эксплуатации и соответствия Правилам.

1.3 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.3.1    При всех видах освидетельствований инспектор обязан ознакомиться с актами предыдущих освидетельствований, а также использовать сведения об обнаруженных в эксплуатации износах, повреждениях и неисправностях, произведенных ремонтах и заменах оборудования по судовой документации (формулярам, судовым актам и актам приемки, эскизам, чертежам, ремонтным ведомостям, вахтенным журналам и т.п.).

1.3.2    При осуществлении классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания (далее — классификационная деятельность) Речной Регистр применяет метод выборочного контроля.

1.3.3    Объем проведенного освидетельствования, сведения о техническом состоянии элементов судна, сведения об измерениях, проведенных ремонтах и заменах должны быть отражены в актах освиде

тельствования, составляемых инспектором.

Акты и другая документация должны быть составлены на специальных бланках без пропусков требуемых сведений. Текстовая часть и эскизы должны давать ясное представление об обнаруженных дефектах, причинах их появления и мерах по устранению, изложенных в форме требований.

Акты и другую документацию инспектор обязан направлять в инспекцию в установленные сроки.

1.3.4    При изменении в результате ремонта зафиксированных ранее в документах Речного Регистра характеристик и параметров судна (район плавания, высота надводного борта, мощность энергетической установки, состав объектов судовой техники и снабжения и т.п.) необходимо внести соответствующие изменения в судовые документы Речного Регистра, а в инспекцию представить справку установленной формы для внесения изменений в документы, хранящиеся в инспекции.

1.3.5    Перечень водных бассейнов России, классифицированных по разрядам «Л», «Р», «О» и «М», приведен в приложении 1 к ч. I ПСВП.


2 Виды, сроки, объемы освидетельствований ...

2 ВИДЫ, СРОКИ, ОБЪЕМЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ. ДОКУМЕНТЫ

2.1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

2.1.1    При осуществлении классификационной деятельности Речной Регистр проводит следующие виды освидетельствований:

.1 первоначальное;

.2 очередное;

.3 классификационное;

.4 ежегодное;

.5 доковое;

.6 внеочередное.

2.1.2    Судовые котлы подвергаются:

.1 наружному освидетельствованию — ежегодно;

.2 внутреннему освидетельствованию

-    через 2-5-3 года;

.3 гидравлическому испытанию - через 10 лет.

2.1.3    Сосуды под давлением подвергаются:

.1 наружному освидетельствованию — ежегодно;

.2 внутреннему освидетельствованию

-    через 5 лет;

.3 гидравлическому испытанию — через 10 лет.

Сосуды под давлением с диаметром горловины менее 120 мм подвергаются гидравлическому испытанию через 5 лет.

2.2 ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

2.2.1    Первоначальное освидетельствование проводится:

.1 после постройки судна;

.2 после обновления, переоборудования, модернизации или ремонта, следствием которых явилось изменение его типа и назначения;

.3 при переклассификации судна (см. 2.9);

.4 при приеме на классификационный учет судна, не имеющего документов Речного Регистра, в том числе ранее находившегося на учете другого классификационного (надзорного) органа.

2.2.2    При первоначальном освидетельствовании проверяется соответствие элементов судна проекту и Правилам, выявляются их конструктивные особенности и техническое состояние для присвоения судну класса и выдачи судовых документов Речного Регистра.

2.2.3    Объем первоначального освидетельствования судна в эксплуатации устанавливается в зависимости от объема переоборудования, модернизации или ремонта, срока службы судна, технического состояния его элементов, наличия технической документации и т.п. и в общем случае должен быть не менее объема оче-


редного и классификационного освидетельствований.

Объем первоначального освидетельствования может быть уменьшен до объема ежегодного освидетельствования при наличии действующего свидетельства признанного Речным Регистром классификационного (надзорного) органа и технической документации, необходимой для проверки на соответствие Правилам.

2.2.4    При первоначальном освидетельствовании согласно 2.2.1.1 и 2.2.1.4 судну присваивается регистровый номер и выдаются документы Речного Регистра.

2.2.5    Присвоенный судну регистровый номер наносится на корпус судна (в верхней части форпиковой переборки в районе ДП со стороны форпика или в другом видном месте, мало подверженном изно-сам и повреждениям). Место нанесения регистрового номера согласовывается с инспекцией.

На металлических судах он может быть выбит, накернен или наплавлен, на пластмассовых — изготовлен из пластмассы и наклеен, на деревянных — вырезан или выжжен.

Место нанесения регистрового номера указывается в акте первоначального освидетельствования.

2.3 ОЧЕРЕДНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

2.3.1    Очередное освидетельствование проводится перед классификационным с целью определения технического состояния элементов судна. По результатам очередного освидетельствования предъявляются требования, после выполнения которых может быть возобновлен класс судна.

2.3.2    Подготовка судна к освидетельствованию и дефектация его элементов осуществляется в соответствии с указаниями 5.8 «Положения о классификации судов».

2.3.3    Периодичность очередных освидетельствований судов предопределяется периодичностью классификационных освидетельствований (см. 2.4.4).

2.4 КЛАССИФИКАЦИОННОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

2.4.1    Классификационное освидетельствование проводится после очередного освидетельствования на подготовленном к эксплуатации судне с целью возобновления класса и оформления нового классификационного свидетельства.

2.4.2    При классификационном освидетельствовании судовладелец представляет документы, подтверждающие объем и качество выполненных после очередного освидетельствования работ, результаты измерений параметров, акты об испытаниях элементов судна, сертификаты на замененные детали.

2.4.3    При классификационном освидетельствовании должно быть проверено выполнение требований, предъявленных при очередном освидетельствовании. Судно и его элементы следует проверить на соответствие требованиям Правил, при этом в применимых случаях проверяются особенности конструкции, технические характеристики, правильность функционирования, качество монтажа, состав, комплектность и другие свойства. После этого должны быть определены техническое состояние элементов судна и возможность возобновления класса судна и признания его годным к плаванию.

2.4.4    Судно предъявляется к классификационному освидетельствованию один раз в 5 лет, начиная от даты первоначального или последнего классификационного освидетельствования. Речной Регистр может изменить промежуток времени между классификационными (очередными) освидетельствованиями судна в целом, или укрупненных его элементов (корпуса, механизмов, электрооборудования), если это обусловлено динамикой изменения их технического состояния, связанной с возрастом судна, наработкой судовых технических средств, изменением условий плавания и т.п. По обоснованной просьбе судовладельца классификационные (очередные) освидетельствования укрупненных элементов судна могут проводиться в разные сроки.


2.5 ЕЖЕГОДНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

2.5.1    Ежегодное освидетельствование судна проводится в период между классификационными освидетельствованиями, включает в себя контрольную проверку технического состояния судна и имеет целью установить, что судно в достаточной степени отвечает условиям подтверждения класса.

2.5.2    При ежегодном освидетельствовании проводятся преимущественно наружные осмотры элементов судна, выполняются проверки в действии, объем которых определен в соответствующих разделах настоящих Правил.

2.5.3    По просьбе судовладельца суда смешанного плавания могут быть предъявлены к ежегодному освидетельствованию досрочно. При этом период между этим освидетельствованием и следующим не должен превышать 18 мес.

2.5.4    В год классификационного освидетельствования ежегодное освидетельствование не проводится.

2.6 ДОКОВОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

2.6.1    Доковому освидетельствованию подлежат все суда смешанного плавания, а также суда внутреннего плавания, которые признаны годными к эксплуатации с ограничениями, предусматривающими снижение внешних нагрузок на корпус судна (см. 2.14.5.1-2.14.5.8).

2.6.2    Доковое освидетельствование проводится перед третьим ежегодным освидетельствованием после первоначального или классификационного с таким расчетом, чтобы период между доковым и очередным освидетельствованиями не превышал 36 месяцев.

2.6.3    Доковое освидетельствование проводится с целью выявления возможных признаков потери общей прочности, недопустимых местных остаточных деформаций и нарушений целостности наружной обшивки. Проверяется также состояние элементов судовых устройств, распо

ложенных в подводной части корпуса, донно-бортовой арматуры и движитель-ного комплекса.

2.7 ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

2.7.1 Внеочередное освидетельствование проводится:

.1 после повреждений, без устранения которых не обеспечивается безопасность эксплуатации судна (см. 2.10);

.2 после устранения повреждений; при этом документы на годность к плаванию оформляются после выполнения всех требований, выставленных при освидетельствовании согласно 2.7.1.1;

.3 в случае выявления дефектов, угрожающих безопасности плавания, и при необходимости уточнения технического состояния или района плавания судна, а также для восстановления действия документов Речного Регистра, утративших силу;

.4 с целью контрольной проверки технического состояния экспериментальных объектов;

.5 для проверки готовности судна: к разовому перегону (переходу) вне установленного района плавания (см. 2.11), к перевозке организованных групп людей на непассажирских судах (см. 2.12), к перевозке крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов (см. 2.13);

.6 после выполнения требований, предъявленных при ежегодном освидетельствовании, в результате которого судно было найдено в негодном техническом состоянии. Срок до следующего ежегодного освидетельствования отсчитывается от даты предыдущего ежегодного освидетельствования;

.7 при постановке на классификационный учет и снятии с учета судов, имеющих действующие документы Речного Регистра;

.8 с целью предварительного определения технического состояния, а также решения вопросов, связанных с предстоящими освидетельствованиями судна;


.9 при обновлении, модернизации или ремонте судна без изменения его типа и назначения.

2.7.2 Объем внеочередного освидетельствования в каждом конкретном случае определяется инспектором с учетом цели и задач освидетельствования.

2.8 ОТСРОЧКА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

2.8.1    В отдельных случаях при наличии обоснованной просьбы судовладельца инспекция может отсрочить дату классификационного, очередного и ежегодного освидетельствований.

2.8.2    Классификационное и очередное освидетельствования судов внутреннего плавания могут быть отсрочены на срок до двух лет.

2.8.3    Классификационное и доковое освидетельствования судов смешанного плавания могут быть отсрочены на срок не более года.

2.8.4    Предусмотренные в 2.8.2 и 2.8.3 отсрочки освидетельствований для судов, перечисленных в 2.14.3, допускаются только при наличии расчетных обоснований достаточной прочности их корпусов для эксплуатации в течение заявленного судовладельцем срока.

2.8.5    Отсрочка классификационного (очередного) освидетельствования механизмов и электрооборудования не допускается, если входящие в их состав отдельные судовые технические средства выработали назначенный ресурс до списания.

2.8.6    Ежегодное освидетельствование судна может быть отсрочено вследствие занятости инспектора по письменному согласованию с инспекцией не более чем на два месяца.

2.8.7    При очередном освидетельствовании судна допускается не выполнять те виды проверок элементов судна, которые были проведены в необходимом объеме (включая также освидетельствования в доке или на слипе) не более чем за

12 месяцев до проводимого освидетельствования.

2.9 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СУДОВ В СВЯЗИ С ПЕРЕКЛАССИФИКАЦИЕЙ

2.9.1    При освидетельствовании и определении технического состояния корпусов переклассифицируемых судов следует руководствоваться технической документацией, разработанной в соответствии с указаниями 7.11 «Положения о классификации судов».

Для корпусов серийных судов, переклассифицируемых по просьбе судовладельца в сторону понижения класса, допускается применение индивидуальных нормативов остаточных толщин и параметров деформаций, назначенных с учетом снижения внешних нагрузок при эксплуатации судна после переклассификации.

Определение технического состояния других элементов переклассифицируемого судна производится в соответствии с нормами настоящих Правил.

2.9.2    Переклассификация судна оформляется актом первоначального освидетельствования, объем которого должен быть достаточным для подтверждения соответствия всех элементов судна требованиям Правил и согласованной с Речным Регистром технической документации, а также определения его технического состояния применительно к новому классу.

По результатам этого освидетельствования судну присваивается новый класс, назначаются условия и районы плавания, высота надводного борта, сроки следующих классификационного и ежегодного освидетельствований, оформляются и выдаются новые документы Речного Регистра, а ранее действовавшие — утрачивают силу и остаются на хранении у судовладельца.

При переклассификации судна в сторону понижения класса выдается новое классификационное свидетельство, а в остальные документы вносятся соответствующие изменения.


2.10 ВНЕОЧЕРЕДНОЕ

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СУДОВ

В СВЯЗИ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ И ОТКАЗАМИ СУДОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

2.10.1    О повреждениях судна судовладелец немедленно уведомляет инспекцию, в границах деятельности которой произошло повреждение, и предъявляет судно для освидетельствования независимо то того, привело повреждение к транспортному происшествию или нет. Инспекция может не проводить освидетельствование, если повреждение не привело к транспортному происшествию, выводу судна из эксплуатации и может быть устранено в судовых условиях в короткий срок (п. 5.11 «Положения о классификации судов»).

2.10.2    При получении уведомления от капитана судна или судовладельца о транспортном происшествии, повреждении судна или его элементов инспектор должен незамедлительно информировать инспекцию, а последняя — Главное управление об обстоятельствах и последствиях повреждений в соответствии с имеющимися сведениями.

2.10.3    Обстановка на судне, имевшая место в момент получения повреждения, должна быть сохранена до прибытия инспектора в той мере, в какой это не угрожает безопасности судна и находящихся на нем людей, а также не вызывает дальнейших разрушений.

2.10.4    До начала освидетельствования инспектор должен ознакомиться с содержанием первичного судового акта с изложением обстоятельств и причин повреждения и/или отказа судовых технических средств.

2.10.5    При освидетельствовании судна инспектор определяет характер повреждений и выявляет возможные причины, вызвавшие повреждения, устанавливает возможность сохранения класса в зависимости от технического состояния, а также условия, обеспечивающие безопасность дальнейшей эксплуатации судна, или возможность разового перехода к месту ремонта или разгрузки.

2.10.6    Если класс судна не может быть сохранен по причине негодного технического состояния судна, для получения разрешения на его разовый переход судовладелец представляет в инспекцию мотивированную просьбу с описанием мероприятий, обеспечивающих безопасный переход (перегон) до места разгрузки и/или ремонта.

В зависимости от фактического состояния судна с учетом района перехода и мероприятий судовладельца инспекция или инспектор могут оформить разрешение на разовый переход с перечислением выставляемых ограничений и, при необходимости, дополнительных требований.

2.10.7    Результаты внеочередного освидетельствования судна, на котором произошло повреждение, оформляются актом.

К акту освидетельствования должна быть приложена копия акта о транспортном происшествии, составленного комиссией судовладельца, и/или копия первичного судового акта, составленного лицами командного состава судна (судов).

2.10.8    В акте о внеочередном освидетельствовании поврежденного элемента судна необходимо указать следующие данные:

.1 исчерпывающие сведения о поврежденном судне или объекте, тип, назначение; автор и номер проекта; год и место постройки или капитального ремонта; место, дату и характер последнего ремонта; документально подтвержденные сведения об организации технического обслуживания объекта (соблюдение инструкции по эксплуатации, наличие и выполнение графика технических обслуживаний); вид, дату последнего освидетельствования и сведения о техническом состоянии по результатам этого освидетельствования;

.2 конструктивные особенности объекта;

.3 краткие сведения со ссылкой на акт транспортного происшествия или первичный судовой акт об обстоятельствах повреждения объекта освидетельствования, в том числе о месте, времени, варианте загрузки, направлении движения судна и т. д.;


.4 общее состояние на момент предъявления к освидетельствованию (местонахождение, потеря плавучести, нарушение прочности, повреждение отсеков, энергетической установки и т.д.);

.5 подробное описание повреждений с приложением необходимых рисунков, эскизов, схем, фотографий и др.;

.6 заключение о причинах повреждений;

.7 требования по устранению повреждений и дефектов;

.8 сведения, необходимые для уточнения причин повреждений;

.9 предложения по предупреждению аналогичных повреждений.

2.10.9    При освидетельствовании поврежденного корпуса в дополнение к данным 2.10.8 в акте необходимо:

.1 указать род груза, его размещение по длине и высоте, надежность закрепления груза, наличие излишних грузов или свободной поверхности жидкого груза;

.2 подтвердить наличие на судне или в пунктах грузовых работ Инструкции по загрузке и разгрузке и соответствие расположения груза этой Инструкции;

.3 перечислить установленные ранее ограничения условий эксплуатации и подтвердить их выполнение;

.4 указать гидрометеорологические условия (направление и скорость ветра, высоту волны по прогнозу и фактическую, соблюдение порядка получения прогнозов, положение судна относительно волны, характеристику ледовых условий и др.).

2.10.10    При освидетельствовании поврежденных объектов судовой техники в дополнение к данным 2.10.8 в акте необходимо указать:

.1 марку объекта, заводской номер, год и место постройки или капитального ремонта;

.2 количество часов работы до повреждения, в том числе после изготовления, последнего капитального, среднего, текущего ремонтов, наличие сертификата Речного Регистра или другого классификационного (надзорного) органа;

.3 режимы и условия работы с указанием основных параметров к моменту отказа;

.4 сведения об имевших место до происшествия неисправностях, выполненных ремонтах и техническом обслуживании (по вахтенным машинным журналам);

.5 данные о наличии и типе системы дистанционного или дистанционного автоматизированного управления, ее техническом состоянии, а также комплектности и исправности контрольно-измерительных приборов, световой и звуковой аварийно-предупредительной сигнализации и автоматической защиты;

.6 сведения о замене деталей в процессе эксплуатации.

2.10.11    При освидетельствовании поврежденного электрического оборудования в дополнение к данным 2.10.8 необходимо указать:

.1 состав электростанции, род тока, напряжение;

.2 результаты последнего измерения сопротивления изоляции перед повреждением и во время освидетельствования;

.3 состояние и настройку аппаратов автоматической защиты генераторов, электрических приводов, силовых кабелей, цепей освещения, автоматики и защиты от перегрузки, токов короткого замыкания, самовключения и т.д.;

.4 комплектность и исправность контрольно-измерительных приборов и световой сигнализации.

2.10.12    При освидетельствовании поврежденного грузоподъемного устройства в дополнение к данным 2.10.8 необходимо указать:

.1 массу груза, углы наклона, поворота стрелы и высоту подъема груза в момент отказа;

.2 данные о внешнем виде и техническом состоянии металлоконструкций и ответственных деталей грузоподъемного устройства;

.3 сведения о свойствах материала поврежденного элемента.

2.10.13    При освидетельствовании поврежденного котельного агрегата в допол-


нение к данным 2.10.8 необходимо указать:

.1 данные о наличии, типе системы автоматизированного управления, ее техническом состоянии, соответствии проекту и требованиям Правил, а также комплектности и исправности контрольноизмерительных приборов, световой и звуковой аварийно-предупредительной сигнализации и автоматической защиты;

.2 данные о техническом состоянии и соответствии требованиям Правил водоуказательных приборов, предохранительных клапанов, питательных средств, кранов продувания, системы водоподготовки;

.3 документально подтвержденные данные о соблюдении установленного водного режима работы котла, наличии и выполнении графика продувок и очистки котла, отбора проб для анализа котловой воды, а также результаты этого анализа по лабораторному журналу;

.4 сведения о свойствах материала поврежденного элемента котла.

2.10.14    При освидетельствовании поврежденного сосуда под давлением в дополнение к данным 2.10.8 необходимо указать данные о техническом состоянии:

.1 манометров, их комплектности, периодичности поверки;

.2 арматуры сосудов и трубопроводов, исправности и правильности регулировки предохранительных клапанов, наличии на них пломб, состоянии легкоплавких пробок, сепараторов и т.п.;

.3 стенок поврежденного сосуда, наличии коррозии внутренних и наружных поверхностей, надежности крепления сосудов.

2.10.15    При освидетельствовании поврежденной холодильной установки дополнительно к данным 2.10.8 необходимо указать:

.1 параметры работы установки перед отказом;

.2 данные о техническом состоянии компрессоров, насосов, испарителей, трубопроводов и их арматуры, предохранительных устройств;

.3 соответствие свойств применяемого хладагента паспортным данным, сведения о последних ремонтах, регулировках, испытаниях, применяемых деталях и материалах по документам, имеющимся у судовладельца.

2.10.16    Если причина повреждения, отказа не является очевидной, то последовательно анализируются все наиболее вероятные причины и сопутствующие им возможные внешние признаки, которые сопоставляются с имеющимися данными по внешнему проявлению повреждения (отказа) и значениями имевших место до повреждения параметров объекта. По результатам такого сопоставления можно установить предполагаемые причины происшествия.

Последовательность действий инспектора с целью установления причин повреждения (отказа) приведена на рис. 2.10.16.

2.10.17    Если причину повреждения, отказа на судне установить не удалось, то инспектор обязан потребовать проведения уточненного исследования с целью выявления конструктивных, производственных и эксплуатационных факторов (качество материала, технология изготовления и контроля изделия, техническое обслуживание и т. и.), которые могли послужить причиной повреждения (отказа).

2.10.18    Всю документацию по освидетельствованию поврежденного объекта после окончательного оформления инспектор должен немедленно направить в инспекцию в двух экземплярах.

2.10.19    Акты внеочередных освидетельствований в связи с повреждениями должны быть утверждены руководством инспекции и направлены в Е лавное управление в трехдневный срок со дня поступления в инспекцию.

2.10.20    По результатам освидетельствования судов после повреждений по техническим причинам необходимо проанализировать обстоятельства, вызвавшие повреждение, и предложить судовладельцу принять необходимые меры по предупреждению аналогичных повреждений.


СХЕМА УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИН ПОВРЕЖДЕНИЯ (ОТКАЗА)

Рис. 2.10.16


2Л0.21 Инспекция ведет учет и проводит анализ повреждений судов и судовых технических средств, произошедших по техническим причинам, а также учет всех случаев, связанных с повреждениями, которые повлекли за собой снижение технического состояния судна.

2Л1 ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СУДОВ ПРИ РАЗОВЫХ ПЕРЕГОНАХ ВНЕ УСТАНОВЛЕННОГО РАЙОНА ПЛАВАНИЯ

2Л1Л Судно, подлежащее разовому переходу через бассейны, существенно отличающиеся по условиям плавания от района, определенного классом судна

(см. 5.12 «Положения о классификации судов»), должно быть подготовлено судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей главы.

2Л1.2 Разовые переходы и перегоны (в дальнейшем — «перегоны») судов, как правило, допускаются без значительных конструктивных изменений судна. При решении вопроса о перегоне судна через бассейны более высокого разряда, чем это предусмотрено судовыми документами, должны быть установлены ограничения по ветро-волновому режиму в соответствии с основным символом класса судна.

2Л1.3 Для судна, подлежащего перегону в районе плавания, существенно отли-


2 Виды, сроки, объемы освидетельствований ...

чающемся от района плавания, предусмотренного классом судна, как правило, разрабатывается проект перегона. Разработка такого проекта обязательна для судов внутреннего плавания, предназначенных для перегона морем.

Проект перегона судов, независимо от района перегона и порта назначения, подлежит согласованию с инспекцией.

2.11.4    К перегону морем допускаются суда, признанные годными для плавания при назначенных условиях перегона и прошедшие докование (слипование) не ранее чем за 12 мес. до перегона. К перегону не допускаются суда с цементными заливками и другими временными заделками в корпусе.

2.11.5    Вопросы организации перегона не относятся к компетенции Речного Регистра, но они должны быть учтены при разработке проекта перегона.

2.11.6    Перевозка пассажиров на перегоняемых судах не допускается.

2.11.7    Для обеспечения благоприятного варианта нагрузки судов, не имеющих балластных цистерн достаточной вместимости, допускается прием грузов.

2.11.8    Если для удовлетворения требований Правил существенные изменения или дооборудование судна не требуются, вследствие чего разработка проекта перегона нецелесообразна, разрабатываются комплекс мероприятий по обеспечению безопасности перегона и инструкция для капитана. Указанные документы представляются на согласование в инспекцию.

2.11.9    В процессе разработки проекта перегона или перечня мероприятий судно может быть предъявлено инспектору для предварительного освидетельствования с целью уточнения требований по подготовке судна к перегону, а также для контроля объема ремонтных работ, если они предусмотрены.

2.11.10    Если для перегона требуется повышение надводного борта, остойчивости или прочности судна, должны быть предприняты все целесообразные и осуществимые меры для удовлетворения требова

ний Правил путем выбора благоприятной балластировки или загрузки судна, подкрепления корпуса или демонтажа затрудняющих перегон судовых конструкций и оборудования.

2.11.11    Если для полного соответствия требованиям Правил необходимы значительные конструктивные изменения, могут быть установлены дополнительные ограничения по ветро-волновому режиму, сезонности, использованию светлого времени суток (в дальнейшем — по погоде). Ограничения по погоде должны быть обоснованы расчетами прочности, остойчивости и надводного борта, при этом должен быть учтен опыт перегонов в этом районе однотипных или подобных судов.

При обосновании ограничений по погоде должна быть также учтена степень обеспечения общей мореходности, обусловленная размерениями судна и их соотношениями, наличием надстроек и мореходных образований корпуса, возвышением оконечностей над ватерлинией, наличием надстроек и рубок.

Для судов с немореходными образованиями корпуса (суда понтонного типа) ограничения по погоде необходимо устанавливать независимо от удовлетворения требованиям Правил по прочности, остойчивости и надводному борту и обосновывать с учетом опыта перегонов однотипных или подобных судов.

2.11.12    При балластировке судов для перегона или при загрузке судов, не имеющих балластных цистерн достаточной вместимости, должен быть выбран наиболее благоприятный вариант обеспечения прочности, остойчивости и надводного борта. Реализуемые одновременно балластировка и загрузка при перегоне должны обеспечивать достаточную осадку для предотвращения слеминга и требуемую степень погружения гребного винта.

2.11.13    К перегону морем своим ходом может быть допущено судно, скорость на тихой воде которого не менее 13 км/ч. При меньшей скорости судно следует перегонять на буксире или в сопровождении судна, способного в случае необходимости его буксировать.


Содержание

3

Пояснения

СОДЕРЖАНИЕ

В 2 Виды, сроки, объемы освидетельствований. Определение технического состояния. Документы

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ

1    Общие положения....................... 11

2    Порядок применения Правил ...    12

3    Рассмотрение и согласование

технической документации........    12

4    Техническое наблюдение...........    14

5    Освидетельствование судов в

эксплуатации............................... 15

6    Документы Речного Регистра....    16

7    Принципы классификации

судов............................................. 17

Приложения

1    Указания по определению вместимости....................................... 19

2    Характеристики нормативных

высот волн применительно к основному символу класса судна............................................. 19

ПРАВИЛА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

1 Общие положения

1.1    Область распространения...........    23

1.2    Определения и пояснения.........    23

1.3    Общие указания.......................... 24

2.1    Общие указания.......................... 25

2.2    Первоначальное освидетельствование ........................................ 25

2.3    Очередное освидетельствование    26

2.4 Классификационное    освиде -

тельствование............................... 26

2.5    Ежегодное освидетельствование    27

2.6    Доковое освидетельствование....    27

2.7    Внеочередное освидетельствование ............................................. 27

2.8    Отсрочка освидетельствований    28

2.9    Освидетельствование судов в

связи с переклассификацией.....    28

2.10    Внеочередное освидетельство

вание судов в связи с повреждениями и отказами судовых технических средств.................... 29

2.11    Внеочередное освидетельство

вание судов при разовых перегонах вне установленного района плавания................................ 32

2.12    Внеочередное освидетельство

вание в связи с перевозкой организованных групп людей на непассажирских судах................. 36

2.13    Внеочередное освидетельство

вание в связи с перевозкой на судах крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов................... 36

2.14    Определение технического состояния ........................................ 37

2.15    Документы................................... 38

3 Освидетельствование корпуса и надстройки

3.1    Общие указания........................... 40

3.2    Очередное освидетельствование    40


2.11.14    Двери, грузовые и прочие люки, горловины, иллюминаторы, вентиляционные, воздушные, измерительные трубы и другие отверстия в корпусе, надстройках и рубках на время перегона должны иметь закрытия, обеспечивающие непроницаемость.

2.11.15    Донно-бортовая арматура, не используемая при перегоне, должна быть закрыта штатными закрытиями, а при их отсутствии — заглушена.

2.11.16    Высота леерного ограждения или фальшборта на открытых палубах судов, перегоняемых с экипажем, должна удовлетворять требованиям Правил. Для перехода экипажа через открытые участки палуб на них должны быть установлены в достаточном количестве штормовые леера.

2.11.17    Суда, перегоняемые без экипажа, должны быть оборудованы устройствами приема людей с дежурной шлюпки буксировщика.

2.11.18    Рули на судах, буксируемых без экипажа, должны быть надежно раскреплены.

2.11.19    Снабжение судна якорями и якорными цепями должно по меньшей мере соответствовать району постоянной эксплуатации судна.

2.11.20    Выбор способа крепления буксирного каната на буксируемом судне относится к компетенции организации, осуществляющей перегон. Должны быть приняты меры для предотвращения повреждения корпуса и устройств буксирным канатом.

2.11.21    Спасательные средства судов, перегоняемых с экипажем на борту, должны соответствовать требованиям Правил для района перегона. Допускается замена спасательных шлюпок спасательными плотами с суммарной вместимостью, равной вместимости всех спасательных шлюпок.

На судах, перегоняемых в составе каравана, буксируемых или следующих в сопровождении судна, способного их буксировать, количество спасательных средств может быть уменьшено, однако вместимость спасательных средств коллективного

пользования должна быть достаточной для размещения всего экипажа.

2.11.22    Аварийное и навигационное снабжение перегоняемых судов должно соответствовать требованиям Правил для района перегона. Состав этого снабжения может быть уменьшен при перегоне в составе каравана, на буксире или в сопровождении судна, способного осуществлять буксировку. На судах, перегоняемых без экипажа, установка навигационного оборудования не требуется.

2.11.23    Сигнальные средства перегоняемых судов должны соответствовать требованиям Правил для района перегона.

Суда, перегоняемые без экипажа, должны быть снабжены сигнальноотличительными фонарями и сигнальными фигурами. Штатная работа сигнальноотличительных фонарей в темное время суток и выставление сигнальных фигур должны быть обеспечены на все время перегона.

2.11.24    Противопожарное снабжение судов должно соответствовать требованиям Правил для района перегона.

2.11.25    На судах, совершающих разовый переход, должны быть исправные штатные средства радиосвязи и навигации.

2.11.26    Суда, совершающие переход морем, должны быть снабжены: носимой морской УКВ-радиостанцией, радиолокационным ответчиком спасательных средств и аварийным радиобуем КОСПАС-САРСАТ.

2.11.27    Должна быть предусмотрена возможность откачки воды из отсеков судовыми насосами, насосами судна-буксировщика или судна сопровождения.

2.11.28    Двигатели, котлы, механизмы, оборудование и снабжение, крепление которых не рассчитано на условия перегона, должны быть дополнительно раскреплены.

2.11.29    На буксируемых самоходных судах гребные валы должны быть застопорены, если не предусмотрена работа главных двигателей.


Содержание

3.3

Классификационное освиде-

7 Освидетельствование холодильных

тельствование..............................

42

установок

3.4

Ежегодное освидетельствование

43

3.5

Общие указания по определе-

7.1

Общие указания...........................

72

нию технического состояния

7.2

Очередное освидетельствование

72

корпусов судов............................

43

7.3

Классификационное освиде-

3.6

Определение технического со-

тельствование...............................

73

стояния стальных корпусов.......

44

7.4

Ежегодное освидетельствование

74

3.7

Определение технического со-

7.5

Определение технического со-

стояния корпусов из легких

стояния.........................................

75

сплавов.........................................

48

3.8

Определение технического

8 Освидетельствование систем

состояния железобетонных

корпусов.......................................

50

8.1

Общие указания...........................

76

3.9

Определение технического

8.2

Очередное освидетельствование

76

состояния пластмассовых

8.3

Классификационное освиде-

корпусов.......................................

50

тельствование...............................

77

3.10

Определение технического со-

8.4

Ежегодное освидетельствование

77

стояния деревянных корпусов...

51

8.5

Гидравлическое испытание........

78

4 Освидетельствование механизмов

8.6

Определение технического со-

стояния.........................................

78

4.1

Общие указания..........................

52

4.2

Очередное освидетельствование

52

9 Освидетельствование бытовых

4.3

Классификационное освиде-

нагревательных установок

тельствование..............................

53

4.4

Ежегодное освидетельствование

54

9.1

Общие указания...........................

80

4.5

Определение технического со-

9.2

Освидетельствования..................

80

стояния.........................................

55

10 Освидетельствование судовых устройств

5 Освидетельствование и испытание котлов

и снабжения

5.1

Общие указания..........................

58

10.1

Общие указания...........................

81

5.2

Внутреннее освидетельствова-

10.2

Очередное освидетельствование

81

ние................................................

59

10.3

Классификационное освиде-

5.3

Гидравлическое испытание........

62

тельствование...............................

82

5.4

Наружное освидетельствование.

64

10.4

Ежегодное освидетельствование

82

5.5

Определение технического со-

10.5

Определение технического со-

стояния.........................................

65

стояния.........................................

84

6 Освидетельствование и испытание сосудов

11

Освидетельствование грузоподъемных

под давлением

устройств

6.1

Общие указания..........................

68

11.1

Общие указания...........................

85

6.2

Внутреннее освидетельствова-

11.2

Очередное освидетельствование

86

НИС ................................................

68

11.3

Классификационное освиде-

6.3

Гидравлическое испытание........

69

тельствование...............................

87

6.4

Наружное освидетельствование.

70

11.4

Ежегодное освидетельствование

87

6.5

Определение технического со-

11.5

Определение технического со-

стояния.........................................

70

стояния.........................................

87

Содержание

12 Освидетельствование электрического оборудования

12.1    Общие указания.......................... 90

12.2    Очередное освидетельствование    90

12.3 Классификационное    освидетельствование .............................. 92

12.4    Ежегодное освидетельствование    92

12.5    Определение технического состояния......................................... 94

13 Освидетельствование средств радиосвязи и навигационного оборудования

13.1    Общие указания.......................... 97

13.2 Классификационное    освидетельствование .............................. 97

13.3    Ежегодное освидетельствование    98

13.4    Определение технического состояния......................................... 98

14 Освидетельствование оборудования и

безопасность

14.1    Общие указания.......................... 99

14.2    Очередное освидетельствование 100

14.3    Классификационное освидетельствование .............................. 101

14.4    Ежегодное освидетельствование 101

14.5    Гидравлические испытания....... 102

14.6    Определение технического состояния......................................... 102

устройств, обеспечивающих экологическую

Приложения

1    Указания по определению тех

нического состояния корпусов судов в эксплуатации расчетным методом........................................ 103

2    Методические указания по    определению технического    со

стояния металлических корпусов................................................. 107

3    Методические указания по    определению технического    состояния механизмов................... 112

4    Методические указания по    определению технического    со

стояния электрического оборудования......................................... 119

5    Нормы зазоров в резинометал

лических подшипниках гребных валов............................................. 125

6    Нормы зазоров в гельмпортовых

втулках.......................................... 126

7    Перечень документов Речного

Регистра, составляемых при осуществлении классификационной деятельности..................... 127

8    Термины, относящиеся к общей

терминологии Правил, и их определения ..................................... 132

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ

1 Общие положения

1.1    Область распространения..........    139

1.2    Термины и их определения.......    139

1.3    Техническое наблюдение, осу

ществляемое Главным управлением ............................................. 140

1.4    Техническое наблюдение, осуществляемое инспекцией..........    141

2 Организационные положения по техническому наблюдению

2.1    Общие указания........................... 142

2.2    Услуги, оказываемые Речным

Регистром при техническом наблюдении за изготовлением материалов и изделий. Выдаваемые документы....................... 143

2.3    Заявки, договоры и соглашения

о техническом наблюдении........ 143

2.4    Порядок оформления сертификатов на материалы и изделия 144

2.5    Одобрение типового материала

или изделия.................................. 144

2.6    Признание организаций-изго-

товителей...................................... 145

2.7    Признание испытательных лабораторий ..................................... 146

2.8    Признание организаций, про

изводящих работы в соответствии с требованиями Правил....... 147

2.9    Техническое наблюдение, осу

ществляемое инспектором в организации................................. 148


Содержание


2.10

Техническое наблюдение, осуществляемое по поручению

Речного Регистра.........................

148

2.11

Техническое наблюдение, осуществляемое по поручению другой классификационной

организации.................................

149

3 Техническое наблюдение за разработкой технической документации

3.1

Общие указания..........................

150

3.2

Технические проекты судов.......

150

3.3

Рабочая документация................

152

3.4

Техническая документация на

материалы и изделия..................

153

3.5

Нормативно-технические до-

кументы........................................

153

3.6

Использование компьютерных

приложений.................................

154

4 Техническое наблюдение за постройкой и ремонтом судов

4.1

Общие указания..........................

156

4.2

Швартовные испытания.............

159

4.3

Ходовые испытания....................

159

4.4

Ревизия и контрольный выход

160

4.5

Особенности технического наблюдения за испытаниями го-

ловных судов...............................

161

4.6

Особенности технического наблюдения за испытаниями судовых технических средств и оборудования с использованием имитационных устройств

(методов)......................................

162

4.7

Особенности технического наблюдения за переоборудованием, модернизацией, обновлени-

ем и ремонтом судов..................

5 Корпус

164

5.1

Общие указания..........................

166

5.2

Техническое наблюдение за изготовлением узлов, секций и

блоков секций.............................

168

5.3

Техническое наблюдение за постройкой металлического кор-

пуса на стапеле............................

168


5.4

Техническое наблюдение за постройкой железобетонных

судов .............................................

169

5.5

Техническое наблюдение за по-

стройкой пластмассовых судов..

170

5.6

Техническое наблюдение за конструктивной противопо-

жарной защитой..........................

171

5.7

Техническое наблюдение за оборудованием помещений, закрытий, ограждений, трапов и элементов устройств, присоединяемых к подводной части

корпуса.........................................

171

5.8

Проверка готовности корпуса к

спуску на воду..............................

6 Механизмы

172

6.1

Общие указания...........................

174

6.2

Техническое наблюдение за

изготовлением..............................

175

6.3

Стендовые испытания.................

181

6.4

Техническое наблюдение за

монтажом на судне......................

182

6.5

Швартовные испытания.............

186

6.6

Ходовые испытания....................

188

7 Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением

7.1

Общие указания...........................

190

7.2

Техническое наблюдение за

изготовлением..............................

190

7.3

Техническое наблюдение за монтажом и испытаниями на

судне.............................................

191

7.4

Паровая проба котла...................

193

7.5

Проверка котлов в действии на швартовных и ходовых испыта-

ниях...............................................

193

7.6

Проверка в действии теплообменных аппаратов и сосудов

под давлением..............................

8 Холодильные установки

194

8.1

Общие указания...........................

196

8.2

Техническое наблюдение за изготовлением холодильного

оборудования...............................

196


1

Содержание

8.3 Техническое наблюдение за монтажом и испытаниями на судне............................................. 197

9 Судовые устройства и снабжение

9.1    Общие указания.......................... 200

9.2    Техническое наблюдение за

изготовлением............................. 200

9.3    Техническое наблюдение за

монтажом и испытаниями на судне............................................. 201

10    Грузоподъемные устройства

10.1    Общие указания.......................... 207

10.2    Техническое    наблюдение    за

изготовлением............................. 207

10.3    Испытания съемных деталей..... 207

10.4    Испытания    грузоподъемных

устройств на судне...................... 208

11    Электрическое оборудование

11.1    Общие указания.......................... 211

11.2    Техническое    наблюдение    за

изготовлением............................. 211

11.3    Техническое    наблюдение    за

монтажом на судне..................... 213

11.4    Швартовные испытания............. 214

8 Допускаемые значения сварочных деформаций обшивки и набора корпусных конструкций и отклонений при сборке кор

11.5    Ходовые испытания.................... 215

12 Средства радиосвязи и навигационное оборудование

12.1    Общие указания.......................... 218

12.2    Техническое наблюдение за

изготовлением............................. 218

12.3    Техническое наблюдение за

монтажом и испытаниями на судне............................................. 219

13 Оборудование экологической безопасности

13.1    Общие указания........................... 221

13.2    Техническое наблюдение за

изготовлением.............................. 221

13.3    Техническое наблюдение за

монтажом и испытаниями на судне............................................. 222

Приложения

1    Номенклатура объектов техни

ческого наблюдения, осуществляемого Речным Регистром....... 223

2    Перечень контрольных прове

рок объектов и технологических операций, обязательных для предъявления инспекции........... 236

3    Форма журнала технического

наблюдения.................................. 236

4    Форма извещения о вызове инженера-инспектора...................... 237

5    Форма построечного журнала.... 237

6    Форма карты разрешения на

отступление от чертежа, технологического процесса или технических условий........................ 238

7    Испытания корпуса на непроницаемость................................... 239

пуса судна..................................... 253

9 Типовой перечень технической документации, представляемой на рассмотрение Речному Регистру................................................ 255


ПОЯСНЕНИЯ

«Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река—море) плавания» является нормативно-правовым актом, определяющим порядок осуществления классификационной деятельности Российским Речным Регистром. Документ разработан на основе части I «Классификация» Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП), других Правил Российского Речного Регистра изд.1995 г. и Устава Российского Речного Регистра, утвержденного приказом Минтранса России от 17.06.02 № 82, с учетом положений Кодекса внутреннего водного транспорта.

«Правила освидетельствования судов в эксплуатации» (ПОСЭ) разработаны на основе Правил технического надзора за судами в эксплуатации изд.1995 г., текст Правил увязан с текстом Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река—море) плавания. В Правила помимо изменений и дополнений, введенных бюллетенями № 1 изд. 1998 г. и № 2 изд. 1999 г., внесены следующие основные изменения:

Исключено понятие «технический надзор» и указания по его осуществлению.

Исключен раздел 2 «Основные указания по проведению освидетельствований судов».

Введен новый раздел 2 «Виды, сроки, объемы освидетельствований. Определение технического состояния. Документы».

Текст бывшей главы 2.7 «Технический надзор за ремонтом, переоборудованием и модернизацией судов» переработан и включен в ПТНП (см. 4.7).

Введены указания, предусматривающие повышение требований к судам, имеющим значительный возраст (2.14.3 и др.).

Переработано приложение 1 «Указания по определению технического состояния

корпусов судов в эксплуатации расчетным методом».

Исключены бывшие приложения 5 «Периодичность поверки средств измерений» и 7 «Нормы зазоров в подшипниках гребных валов при заливке белым металлом».

Введены приложение 7 «Перечень документов Речного Регистра, составляемых при осуществлении классификационной деятельности» и приложение 8 «Термины, относящиеся к общей терминологии Правил, и их определения».

«Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий» (ПТНП) разработаны на основе Правил технического надзора за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий изд. 1995 г., текст Правил увязан с текстом Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река—море) плавания. В Правила помимо изменений и дополнений, введенных бюллетенями № 1 изд. 1998 г. и № 2 изд. 1999 г., внесены следующие основные изменения:

Номенклатура объектов технического наблюдения переработана, дополнена и вынесена в приложение 1.

Из Правил исключены бывшие приложения 1, 7 — 11 и 27 как содержавшие устаревшие материалы. Бывшие приложения 14—17 перенесены в часть I ПСВП, приложение 13 — в часть Ш ПСВП, приложения 23 — 26 — в часть IV ПСВП, приложения 18 — 22, 29 — 31 и 33 — в часть V ПСВП.

Правила дополнены приложениями 7 «Испытания корпуса на непроницаемость» и 9 «Типовой перечень технической документации, представляемой на рассмотрение Речному Регистру».


ПРАВИЛА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ (ПОСЭ)

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1    ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Настоящие Правила освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ) на основании «Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания» (далее — «Положение о классификации судов») устанавливают порядок, сроки, методы и объемы освидетельствований Речным Регистром судов, находящихся в эксплуатации, с целью обеспечения условий безопасности их плавания, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности судов, а также содержат нормативы для определения технического состояния судна.

1.1.2    Настоящие ПОСЭ не содержат требований относительно освидетельствований и испытаний, связанных с техническим наблюдением за применяемыми при ремонтах и заменах материалами и изделиями, выполнением сварки, клепки, термической обработки и т.п. В связи с этим при необходимости следует применять требования соответствующих частей ПСВП, ПССП или ПТНП.

1.2    ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1    Термины, относящиеся к общей терминологии Правил, и их определения приведены в приложении 8 к настоящим ПОСЭ.

1.2.2    В настоящих ПОСЭ использованы термины, которые нужно понимать следующим образом:

.1 Выборочный контроль — метод проведения освидетельствования

судна, при котором соответствие технического состояния его элементов требованиям Правил устанавливается по результатам выборочной проверки отдельных размеров, свойств, параметров и характеристик элементов.

Порядок и объем проведения предписанных при освидетельствовании осмотров, измерений и испытаний устанавливает в каждом случае инспектор.

.2 И з н о с — изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности конструкций и деталей в процессе их эксплуатации вследствие разрушения (изнашивания) поверхностного слоя рассматриваемого изделия при трении, а также вследствие коррозии, эрозии, загнивания и т.п.

.3 Неисправность — состояние объекта, при котором он не удовлетворяет хотя бы одному из требований нормативно-технических документов при сохранении работоспособного состояния, что может быть вызвано неправильной регулировкой, чрезмерными зазорами в сопряжениях,    отказом    контрольно-

измерительных приборов и т.п. и сопровождается в некоторых случаях шумом, стуком, повышенной температурой и т.д.

.4 Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта.

.5 П о в р е жд е н и е — термин, условно применяемый для описания последствий событий, повлекших за собой переход судна или технического средства из работоспособного технического состояния в неработоспособное или ограниченно работоспособное.

Повреждениями считаются разрывы и недопустимые деформации обшивки, настилов и набора корпуса, поломка дета-