Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

414 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Для персонала тепловых электростанций, тепловых сетей и энергосистем. Пособие поможет специалистам в изучении Правил при приеме на работу и при подготовке к очередной проверке знаний.

 Скачать PDF

В пособии приведены пояснения к разделу 4 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229

Оглавление

Предисловие

4.1. Топливно-транспортное хозяйство

     Твердое топливо

     Жидкое топливо

     Особенности приема, хранения и подготовки к сжиганию жидкого топлива газотурбинных установок

     Газообразное топливо

4.2. Пылеприготовление

4.3. Паровые и водогрейные котельные установки

4.4. Паротурбинные установки

4.5. Блочные установки тепловых электростанций

4.6. Газотурбинные установки (автономные и работающие в составе ПГУ)

4.7. Системы управления технологическими процессами

4.8. Водоподготовка и водно-химический режим тепловых электростанций и тепловых сетей

     Водоподготовка и коррекционная обработка воды

     Химический контроль

     Нормы качества пара и воды

4.9. Трубопроводы и арматура

4.10. Золоулавливание и золоудаление

     Золоулавливающие установки

     Системы золошлакоудаления и золоотвалы

4.11. Станционные теплофикационные установки

4.12. Тепловые сети

4.13. Контроль за состоянием металла

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанОАО Фирма ОРГРЭС
ИзданИздательство НЦ ЭНАС2004 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПОСОБИЕ изучения

ПРАВИЛ

ТЕХНИЧЕСКОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ

СТАНЦИЙ

И СЕТЕЙ

ТЕПЛОМЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ

тш@шшш1Ю1ю<ю1и©1шя1 ©т

Москва «Издательство НЦ ЭНАС»

Инвентаризация твердого и жидкого топлива производится с целью определения фактических остатков, естественных и непроизводственных потерь топлива, а также проверки правильности учета поступающего топлива и его расхода. Контрольную инвентаризацию следует проводить в период, когда на топливных складах электростанции находится наименьшее количество топлива, что позволяет уменьшить величину абсолютной погрешности измерений.

Инвентаризация топлива производится, как правило, комиссией под председательством заместителя директора электростанции в следующем составе: начальник ПТО, начальник ТТЦ (участка) или другого цеха, в ведении которого находится топливный склад, главный бухгалтер (или замещающее его лицо по учету топлива).

Председателем комиссии по инвентаризации директор ТЭС может назначить главного инженера, заместителя главного инженера по эксплуатации или начальника ПТО и тогда заместитель директора в работе комиссии не участвует.

Инвентаризация топлива после стихийного бедствия (ураган, ливень и т. д.) производится специальной комиссией.

В зависимости от выводов инвентаризационной комиссии в случае выявления недостачи топлива последняя может быть частично или полностью:

отнесена к расходу на технологические нужды;

списана на удорожание топлива;

отнесена на виновных лиц.

Недостача, вызванная стихийными бедствиями, списывается по акту, утвержденному руководством энергопредприятия.

На ТЭС должен осуществляться постоянный или периодический (при возникновении сомнений) контроль качества топлива в соответствии с «Методическими указаниями по контролю качества твердого, жидкого и газообразного топлива»: РД 34.09.114-92. Целесообразно в договорах на поставку топлива указать по согласованию с поставщиком повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые при отклонении показателей качества топлива от условий договора.

Отбор проб твердого топлива должен проводиться в соответствии с ГОСТ 10742-75, а жидкого топлива (мазута) - в соответствии с ГОСТ 2517-85. При этом порядок отбора проб (с вызовом представителя поставщика) необходимо осуществлять в соответствии с требованиями, которые должны быть записаны в договоре на поставку топлива.

Как правило, следует отбирать три образца пробы: один - для лаборатории электростанции, другой - для лаборатории поставщика, а последний, в качестве арбитражного, должен храниться на электростанции.

В случае недопустимых расхождений между данными анализа проб в лабораториях ТЭС и поставщика производится анализ арбитражной пробы в нейтральной лаборатории, выбранной по согласованию между поставщиками и электростанцией. Результаты анализа арбитражной пробы являются окончательными.

В договоре на поставку топлива следует указать максимально допустимые расхождения между результатами анализов на ТЭС и у поставщика, которые не должны превышать максимально допустимой погрешности измерений, устанавливаемой в соответствующих стандартах и методиках выполнения измерений.

При несоответствии качества топлива стандартам, требованиям договора на поставку топлива или показателям, приведенным в сопроводительных документах, а также при недостаче топлива по количеству электростанция предъявляет претензии поставщику в соответствии с «Методическими указаниями по учету

10

топлива на электростанциях». При этом следует помнить, что предъявление претензий электростанциями, с одной стороны, повышает их прибыль, а с другой -дисциплинирует поставщика топлива.

4.1.4.    Средства измерений, используемые для учета топлива (весы, лабораторные приборы и другие измерительные устройства), подлежащие государственному контролю и надзору, должны поверяться в сроки, установленные действующими государственными стандартами.

Средства измерений, используемые для учета топлива и не подлежащие поверке, подлежат калибровке в соответствии с графиком, утверждаемым техническим руководителем энергообъекта.

В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» №4871-1 от 27.04.93 все средства измерений, используемые для определения количества и качества топлива, на основании которых осуществляются взаиморасчеты с поставщиками топлива, подлежат государственному метрологическому контролю и надзору органами Госстандарта России. Поверка этих средств измерений выполняется органами Госстандарта в соответствии с графиком, составленным на энергопредприятии и утвержденным органом Государственной метрологической службы. Результаты поверки удостоверяются поверительным клеймом и свидетельством о поверке, форма которых и порядок нанесения устанавливаются Госстандартом РФ. При выполнении измерений количества и качества топлива для взаиморасчетов с поставщиками следует использовать только методики выполнения измерений, аттестованные Госстандартом России. Сами средства измерений, показания которых используются для коммерческих расчетов, должны пройти испытания типа и быть внесены в Госреестр.

Средства измерений, используемые для учета количества и качества топлива на технологические нужды и для контроля за экономичной работой оборудования, подлежат калибровке в соответствии с упомянутым выше законом. Калибровку этих средств измерения должны проводить метрологические службы энергопредприятий в соответствии с графиком калибровки, утвержденным техническим руководством этого предприятия. Периодичность калибровки устанавливается метрологической службой энергопредприятия по согласованию с топливно-транспортным цехом (или соответствующим подразделением, в чьем ведении находится топливно-транспортное хозяйство). Результаты калибровки удостоверяются отметкой в паспорте, калибровочным знаком, наносимым на средства измерения, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

4.1.5.    Аппаратура контроля, автоматического и дистанционного управления, технологических защит, блокировки и сигнализации, пожаротушения, разгрузочных и размораживающих устройств, агрегатов и систем топливоподачи, хозяйств жидкого и газообразного топлива, а также средства диспетчерского и технологического управления должны быть в исправности и периодически по графику проверяться.

К обслуживанию аппаратуры, используемой в топливно-транспортном хозяйстве, предъявляются те же требования, что и к остальной аппаратуре на электростанции. Она должна обеспечивать контроль за состоянием и режимами работы

11

оборудования, защиту его от повреждений, управление этим оборудованием. Исправное состояние аппаратуры контроля, автоматического и дистанционного управления, защит и блокировок достигается качественным монтажом, квалифицированной наладкой, проведением нормативного технического обслуживания и капитального ремонта, правильной настройкой авторегуляторов, правильным выбором уставок защит, соблюдением инструкций по эксплуатации. Исправное состояние аппаратуры имеет особое значение в связи с постоянной тенденцией сокращения численности персонала топливно-транспортных цехов.

Твердое топливо

4.1.6.    Эксплуатация хозяйств твердого топлива должна быть организована в соответствии с положениями действующих правил и инструкций.

Топливно-транспортное хозяйство ТЭС представляет собой сложный комплекс сооружений, систем, машин, механизмов и устройств, предназначенный для приема, хранения и обеспечения своевременной и бесперебойной подачи подготовленного твердого топлива в бункера сырого угля (БСУ) котельного отделения. Центром (ядром) этого комплекса является тракт топливоподачи, по которому разгружаемое топливо подается на склад и в БСУ. Тракт топливоподачи представляет собой, как правило, автоматизированную поточно-транспортную технологическую систему последовательно расположенных машин, устройств и механизмов, установленных в соответствующих зданиях и сооружениях (узлы пересыпки, галереи и т. д.). При транспортировании топлива по тракту топливоподачи осуществляется его очистка от посторонних включений (древесина, металл и т. д.) и подготовка к сжиганию, т. е. дробление до заданного фракционного состава. Кроме этого, на тракте топливоподачи может выполняться подсушка твердого топлива, его усреднение или смешение различных марок и видов в заданной пропорции.

Для обеспечения правильной эксплуатации систем машин и механизмов тракта топливоподачи и обучения персонала на каждой ТЭС в соответствии с п. 1.7.9 должна быть разработана «Инструкция по эксплуатации топливоподачи», которая утверждается техническим руководителем энергообьекга. При разработке этой инструкции, выполняемой, как правило, специализированной организацией, имеющей право на выполнение этой работы, следует руководствоваться «Типовой инструкцией по эксплуатации топливоподач»: ТИ 34-70-044-85 с учетом требований, изложенных в технической документации заводов - изготовителей машин и механизмов, проектной документации, а также с учетом реальных условий эксплуатации.

4.1.7.    Для облегчения выгрузки топлива, особенно смерзшегося, и очистки железнодорожных вагонов энергопредприятия должны иметь специальные размораживающие устройства, механические рыхлители, вагонные вибраторы и т. и. Процессы дробления крупных кусков и смерзшихся глыб топлива, а также закрытия люков полувагонов должны быть механизированы с использованием дробильно-фрезерных машин, дискозубчатых дробилок, люкоподъемников и других механизмов.

12

Для перевозки угля и сланца часто используются полувагоны (гондолы) с расположенными внизу разгрузочными люками. Для перевозки торфа применяются специальные полувагоны (хопперы).

Основным типом оборудования для механизации разгрузки полувагонов с углем являются вагоноопрокидыватели. Наиболее совершенны и просты в эксплуатации четырехопорные роторные вагоноопрокидыватели.

Надвиг полувагонов и установка их на вагоноопрокидыватель осуществляется локомотивом или специальными устройствами - электротолкателями, устройствами непрерывного надвига вагонов, тележками и т. п. Наиболее совершенными механизмами являются электротолкатели и устройства непрерывного надвига, поставляемые вместе с вагоноопрокидывателем и управляемые его машинистом. Для улучшения процесса выгрузки смерзшегося топлива из полувагонов на вагонооп-рокидывателе установлены вибраторы, которые включаются автоматически после окончания поворота и остановки вагона в опрокинутом состоянии.

Откатка порожних полувагонов чаще всего производится с помощью маневрового устройства, поставляемого вместе с вагоноопрокидывателем; в некоторых случаях они выталкиваются очередным груженым полувагоном и за счет уклона железнодорожных путей (горки) поступают к месту сбора порожняка.

Производительность вагоноопрокидывателя зависит от многих факторов: его конструкции, грузоподъемности выгружаемых полувагонов, фракционного состава топлива, его сыпучих свойств и смерзаемости, а также производительности топливоподающего тракта. Техническая производительность вагоноопрокидывателя составляет 30 опрокидываний в 1 ч, но в эксплуатации она не превышает 10-16 опрокидываний в 1 ч.

В зимнее время для облегчения выгрузки топлива из полувагонов следует применять размораживающие устройства (тепляки), в которых топливо разогревается на глубину 10-12 мм, достаточную для его разгрузки из вагона и устранения ручной зачистки последнего после опрокидывания. Наиболее распространены конвективные тепляки, в которых разогрев ставки на 8,16 или 20 полувагонов со смерзшимся топливом осуществляется воздухом, подогретым в калориферах до 100-130 °С; длительность разогрева составляет от 1 до 3 ч.

Более совершенными, позволяющими ускорить процесс разогрева или уменьшить в 1,5-2 раза вместимость тепляка, являются комбинированный тепляк (предложенный ВТИ), использующий наряду с комбинированным разогревом темное инфракрасное излучение труб, по которым пропускается пар давлением 5-16 кгс/см(0,5-1,6 МПа), а также радиационные тепляки, разработанные Сибтехэнерго, с электронагревательными элементами типа «Инфрасиб». Конвективные тепляки могут быть как проходного, так и тупикового типа, а радиационные - типа «Инфрасиб», как правило, только проходного типа. Последние устанавливаются на пути надвига перед вагоноопрокидывателем, что позволяет существенно снизить простой вагонов при размораживании, и при этом отсутствуют дополнительные маневровые работы. Кроме этого, радиационные тепляки имеют ряд других преимуществ: меньшие капитальные затраты при строительстве, отсутствие инерционности при работе, простота управления и т. д. В связи с этим радиационные электрические тепляки являются наиболее перспективными.

На ряде ТЭС до сих пор находятся в эксплуатации тепляки, использующие тепло продуктов сгорания реактивных авиадвигателей, отработавших свой летный моторесурс. Они располагаются вблизи здания вагоноопрокидывателя и требуют значительно меньше места для своего сооружения, чем конвективные тепляки, а их

13

разогрев осуществляется без дополнительных маневровых работ. Капитальные затраты на сооружение тепляков с реактивными двигателями незначительны, пусковые операции просты, что обеспечивает быстрое включение тепляка в работу. Обычно такие тепляки рассчитываются на 4-6 вагонов. К их недостаткам относятся небольшой (около 1 ООО ч) срок службы авиадвигателей, большие расходы на топливо и необходимость специальных мер по борьбе с шумом и загазованностью, поэтому тепляки с авиадвигателями целесообразно применять при непродолжительном (1-2 мес. в году) периоде использования в качестве временных или дополнительных к конвективным теплякам.

Для дробления крупных кусков и смерзшихся глыб топлива на решетках приемных бункеров под вагоноопрокидывателем применяются различные типы дробильно-фрезерных машин (ДФМ). Их применение позволяет ускорить разгрузку и механизировать процесс устранения зависания топлива на решетках бункеров. Кроме этого, использование ДФМ дает значительную экономию капитальных вложений за счет уменьшения заглубления здания вагоноопрокидывателя, так как отпадает необходимость установки дробилок предварительного дробления (валково-дисковых, дискозубчатых и др.). В настоящее время наиболее перспективными являются ДФМ-20У конструкции Уралтехэнерго, цикл работы которых превышает цикл работы вагоноопрокидывателя и, следовательно, исключается возможность простоя вагонов.

Для разгрузочных устройств электростанций относительно небольшой мощности со щелевыми бункерами, а также для ТЭС, имеющих разгрузсараи, целесообразно использовать следующие механизмы и устройства или их комплекс для облегчения разгрузки полувагонов:

размораживающее устройство, обладающее, однако, несколько большей глубиной разогрева (20-30 мм), чем для вагоноопрокидывателей;

бурорыхлительную машину типа БРМ-80 или бурорыхлительную машину, устанавливаемую в разгрузочном сарае таким образом, чтобы рыхление производилось при всех или нескольких открытых люках полувагонов (с условием непрерывного удаления выгружаемого топлива);

накладные вибраторы ВНИИ железнодорожного транспорта, осуществляющие зачистку полувагонов от остатков топлива;

люкозакрыватели с электротельферами для невзрывоопасных топлив и пневмоприводом для взрывоопасных;

дробильно-фрезерную машину, передвигающуюся вдоль всего разгрузочного устройства.

Для механизации разгрузки полувагонов на эстакадах топливных складов применяются портальные тележки, на которых монтируются мостики (с них производится открытие и закрытие люков), накладные вибраторы и люкозакрыватели. Тележки имеют возможность передвигаться вдоль всего фронта выгрузки топлива.

4.1.8. При эксплуатации вагоноопрокидывателей, размораживающих устройств, рыхлительных установок и других устройств должна быть обеспечена их надежная работа с соблюдением указаний организаций железнодорожного транспорта о сохранности железнодорожных вагонов.

Размораживающие устройства должны эксплуатироваться в соответствии с режимной картой.

14

Одним из основных условий предотвращения аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте является исправное состояние железнодорожного парка. Применяемые для разгрузки и зачистки вагонов от остатков топлива буро-рыхлительные и вибрационные машины и механизмы должны быть допущены к эксплуатации соответствующими органами МПС. При приемке в постоянную эксплуатацию тепляков, бурорыхлительных и вибрационных машин после наладки производятся испытания в присутствии представителей МПС (от вагонной службы и станции примыкания). Аэродинамический и тепловой режимы работы тепляков должны исключить возможность нагрева деталей вагонов выше предельно допустимых температур. Невыполнение этих требований может привести к выплавлению парафина у целого ряда парафинированных деталей и прокладок, появлению трещин на прорезиненных тканях соединительных рукавов, воспламенению масла, отпуску металла у роликовых подшипников или загоранию краски.

При эксплуатации вагоноопрокидывателей должны быть использованы амортизаторы, обеспечивающие правильную боковую и вертикальную привалку вагона при его опрокидывании.

При эксплуатации бурорыхлительных и виброштыревых машин установка ограничителей и концевых выключателей должна обеспечивать зазор не менее 100 мм между бортом вагона и штырями или зубьями бура при любом положении вагона. У виброзачистных и виброрыхлительных машин возмущающая сила не должна превышать 9 тс (88,3 кН) ввиду опасности повреждения сварных швов в основании стоек кузова вагона.

4.1.9. Хранение топлива на складе должно быть организовано в соответствии с положениями действующей инструкции по хранению углей, горючих сланцев и фрезерного торфа на открытых складах электростанций.

Склад топлива должен располагаться на площадке, не затопляемой паводковыми и грунтовыми водами или защищенной от них. Территория склада должна быть спланирована с уклоном не менее 0,005 и снабжена дренажными устройствами.

Лучшим основанием для склада топлива считается естественный грунт, укатанный с добавлением штыба или шлака крупностью 100-150 мм. Твердые основания - бетонные, асфальтированные или мощеные - для складов топлива на ТЭС, как правило, не применяются.

Все топливо, поступающее на резервный склад для длительного хранения, должно в возможно более короткие сроки укладываться в штабель по мере выгрузки из вагонов. Хранение выгруженного топлива в бесформенных кучах не разрешается, так как происходящее при этом окисление приводит к самовозгоранию топлива.

Уголь и сланцы должны укладываться в штабеля любой правильной геометрической формы (полусфера, усеченная пирамида и др.). Если по местным условиям возникает необходимость закладки нескольких штабелей, то разрывы между ними определяются из габаритных размеров самого склада и технических характеристик складских механизмов и условий их эксплуатации, но при этом разрывы должны быть не менее б м.

Штабеля (караваны) фрезерного торфа должны иметь определенные габаритные размеры, а также спланированную поверхность откосов с уклоном, достаточ-

15

ным для беспрепятственного стока ливневых вод. Разрывы между штабелями торфа и расстояния от складов топлива до жилых строений, производственных зданий и т. п. должны соответствовать СНиП П-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования» с учетом последующих изменений, внесенных Госстроем. Оформление штабеля фрезерного торфа должно производиться немедленно после окончания его закладки.

Условия приемки топлива, укладки его в штабеля, надзор за штабелями и отбор из них топлива должны соответствовать «Типовой инструкции по хранению ископаемых углей, горючих сланцев и фрезерного топлива на открытых складах электрических станций».

Правильное оформление штабелей топлива позволяет избежать лишнего увлажнения и размыва штабеля осадками, предохраняя тем самым от проникновения в него воздуха через разрыхленные откосы.

В пояснении к п. 4.1.2 отмечалось влияние различных характеристик топлива на условия его подачи, размола, сгорания, работу систем золоулавливания, золо- и шлакоудаления. Поэтому угли различных марок должны храниться в отдельных штабелях, если они сжигаются в различных котельных или котлах. В других случаях допускается совместное хранение углей различных марок, например, при работе котельных агрегатов на смешанном топливе. Горючие сланцы, как правило, хранятся отдельно от углей в самостоятельных штабелях.

Укатка топлива при закладке в штабеля является наиболее часто применяемым на практике способом предотвращения его окисления и самовозгорания. Особое внимание следует обратить на укладку нижней и средней частей откосов. Уплотнение слоев топлива в штабелях и поверхности штабелей и откосов производится: крутых откосов - катками, горизонтальных поверхностей штабелей и пологих откосов - гусеницами тракторов или тракторами с прицепными катками.

Для бурых и легко возгорающихся каменных углей, склонных к окислению, а также сланцев рекомендуется следующий режим укатки: толщина слоя 1-1,5 м, удельное давление - до 4 кгс/см2 (0,4 МПа).

Угли, не склонные к окислению и самовозгоранию, могут закладываться на длительное хранение без уплотнения, но с послойной планировкой после каждых двух метров высоты штабеля. Два верхних слоя штабеля всех углей и сланцев должны подвергаться укатке через каждые 0,5 м, причем верхний слой и откосы должны уплотняться после предварительной досыпки мелкого топлива на поверхность штабеля.

Кроме этого, как показал опыт эксплуатации, для снижения возможности самовозгорания топлива при его хранении на складе очень эффективным является установка подпорных стенок по периметру склада или установка легких жалюз-ных стенок для снижения ветрового напора. В обоих случаях уменьшается также и механический унос твердого топлива со склада.

Основным методом эксплуатационного контроля за состоянием штабеля является внешний осмотр, который производится по графику с периодичностью, зависящей от группы топлива по склонности к окислению, в соответствии с требованиями, изложенными в «Типовой инструкции по хранению углей, горючих сланцев и фрезерного торфа»: РД 34.44.101-96.

Внешними признаками самонагревания и самовозгорания топлива в штабелях являются: появление за ночь влажных пятен на поверхности штабеля, близкой к очагу самовозгорания, и исчезновение их утром, быстрое высыхание после дождя или обильной росы отдельных мест с образованием сухих пятен; образо-

16

ванне солевых налетов на поверхности штабеля; появление проталин на снежном покрове.

Для эксплуатационного контроля штабелей торфа применяется систематическое измерение температуры при помощи термощупа или термометров, помещенных в специальную металлическую оправу.

Мероприятия по ликвидации очагов самовозгорания - дополнительное уплотнение и выборка из штабеля (для угля и сланца), вывозка из штабеля (для торфа), а также своевременное сжигание топлив в котельной производятся в соответствии с «Типовой инструкцией по хранению...»

4.1.10. Механизмы и оборудование топливных складов должны быть в рабочем состоянии, обеспечивающем их техническую производительность.

В случаях перерыва в поступлении топлива на электростанцию потребность котельной в нем должна обеспечиваться его подачей со склада. Поэтому от степени подготовки к работе оборудования и механизмов склада зависит надежность эксплуатации всей электростанции, особенно в осенне-зимний период, когда более вероятны задержки подачи топлива по железной дороге, а также затруднена выгрузка смерзшегося топлива. Основные складские механизмы при количестве 2 и более (кран-перегружатель, роторный укладчик-заборщик и др.), как правило, не резервируются аналогичными механизмами. На электростанциях, для которых достаточен только один механизм (кран-перегружатель, роторный укладчик-заборщик, гусеничный или железнодорожный кран), он должен быть резервирован вспомогательными погрузочными средствами, например бульдозерами или кранами на гусеничном ходу.

При подаче топлива со склада только бульдозерами и (или) скреперами резерв должен быть не менее 30 % расчетного числа машин.

В отличие от механизмов тракта подачи топлива, которые стационарно расположены в определенной последовательности, так что необходимое изменение производительности одного из них сразу же сказывается на работе всего тракта топли-воподачи, механизмы угольных складов не имеют такой связи, поэтому эксплуатационный персонал должен следить за ними с особой тщательностью.

В летние месяцы и при снижении нагрузки электростанции все механизмы складов должны быть отремонтированы в соответствии с графиком и подготовлены к бесперебойной работе в период максимального расхода топлива.

Для безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных работ и операций по укладке штабелей в ночное время должно быть обеспечено общее освещение, которое позволяет также вести наблюдение за состоянием топлива. Для ремонта или осмотра механизмов может предусматриваться местное или временное освещение.

Пожарный водопровод на угольных складах должен обеспечить тушение распыленной водой поверхностных очагов горения на штабеле, а также угля, изъятого из штабеля и разбросанного на свободной площадке слоем не более 0,5 м, а на торфяных складах - тушение открытых складов.

Автодороги на подъездах к периметру склада или штабеля должны быть соединены с автодорогами общего пользования, чтобы обеспечить возможность своевременного прибытия пожарных автомашин. В связи с этим за состоянием автодорог необходимо организовать регулярный контроль.

17

4.1.11.    Работа грузоподъемных кранов, мостовых перегружателей при наличии трещин в металлоконструкциях, неисправных тормозах, противоугонных устройствах, концевых выключателях и ограничителях перекосов не допускается.

Важное значение для надежной и безопасной работы кранов-перегружателей, грузоподъемных кранов, роторных укладчиков-заборщиков имеет целостность металлоконструкций и рамы машины, исправное состояние тормозов, концевых выключателей и противоугонных устройств. В качестве последних применяются различные конструкции приспособлений, осуществляющие захват за подкрановые рельсы в случае самопроизвольного или под действием ветра передвижения крана-перегружателя.

Каждая опора крана-перегружателя, роторного укладчика-заборщика имеет индивидуальный привод механизма передвижения. Из-за ряда причин, например неравномерного износа ходовых механизмов, может произойти относительный сдвиг опор - отставание одной опорной ноги относительно другой. Применяемые на кранах-перегружателях ограничители перекоса опорных ног вначале подают сигнал о наличии перекоса выше допустимого предела, а затем, в случае его увеличения до предельного значения, отключают привод механизма передвижения.

Проверка состояния (обследование) металлоконструкций выполняется в соответствии с графиком, утвержденным техническим руководителем энергопредприятия, как правило, специальными организациями, имеющими право на проведение этой работы.

4.1.12.    Резервные механизмы и оборудование (вагоноопрокидыватели, нитки системы конвейеров, дробилки и др.) должны работать поочередно в соответствии с графиком, утвержденным техническим руководителем.

При переводе электростанции на сезонное сжигание газообразного или жидкого топлива одна нитка топливоподачи должна быть в постоянной готовности к работе.

Для обеспечения надежной работы тракта топливоподачи и беспрерывной подачи топлива в БСУ, а также исключения простоя вагонов при их выгрузке ряд машин и механизмов в топливно-транспортном хозяйстве резервируется. Так, например, основной тракт подачи топлива в котельное отделение всегда имеет две нитки.

При эксплуатации следует обеспечить поочередную работу дублированных механизмов через равные промежутки времени. Это обеспечивает равномерный износ основных и резервных механизмов и машин в период между капитальными ремонтами. Кроме того, длительный простой в резерве (больше недели), как правило, ослабляет внимание эксплуатационного персонала к техническому состоянию резервного оборудования.

В связи с этим, а также для поддержания надежности топливоснабжения на сезонное сжигание газообразного или жидкого топлива одна нитка топливоподачи должна быть в постоянной готовности к работе. Для контроля ее исправности следует практтювать контрольное опробование по специальному графику.

18

4.1.13.    Устройства для подготовки и транспортирования твердого топлива должны обеспечивать подачу в котельную дробленого и очищенного от посторонних предметов топлива.

Рабочая нитка системы топливоподачи должна эксплуатироваться при проектной производительности, рассчитанной на минимальное время загрузки бункеров котельной.

Для обеспечения надежной работы пылеприготовительных установок и исключения их поломки в БСУ должно подаваться топливо, очищенное от посторонних включений (металл, щепа, порода и т. д.) и раздробленное до определенной крупности, предусмотренной проектом. Такая подготовка топлива к сжиганию осуществляется при транспортировке его по тракту топливоподачи. При этом для очистки его от посторонних включений используются различные машины и механизмы: грохоты, магнитные сепараторы и т. д., а для дробления - соответствующие дробилки: диско-зубчатые, валково-дисковые, кольцевые, ДФМ и т. д. Очистка и дробление топлива, как правило, осуществляется в 2-3 ступени.

При эксплуатации работающая нитка топливоподачи должна работать с проектной производительностью, т. е. следует не допускать ее неполной загрузки или длительной работы на холостом ходу. Помимо экономии электроэнергии работа механизмов при минимальной производительности уменьшает длительность их пребывания в рабочем состоянии, а следовательно, уменьшается их износ, так как последний пропорционален продолжительности работы оборудования. Кроме того, следует также отметить, что в результате работы оборудования на пониженной производительности или холостом ходу не обеспечен отбор представительной пробы топлива автоматическими пробоотборниками. Это может привести к нарушению точности показаний конвейерных весов, а также к сокращению времени, которое обслуживающий персонал может использовать на поддержание оборудования и помещений топливоподачи в надлежащем техническом состоянии.

4.1.14.    Механизмы топливоподачи должны управляться автоматически либо дистанционно с центрального щита управления системы топливоподачи.

При эксплуатации должна быть обеспечена надежная работа блокировок, устройств защиты, сигнализации и аварийного останова для бесперебойной, надежной и безопасной работы системы топливоподачи (останов конвейеров при пробуксовке лент, переполнении течек, неправильном выборе схемы, останове одного механизма и др.).

Механизмы топливоподающего тракта представляют собой единую технологическую поточно-транспортную систему, что предопределяет необходимость управления ими с одного центрального щита управления (ЦЩУ) топливоподачи. Наиболее распространены следующие виды управления механизмами топливоподающего тракта: автоматическое; дистанционное; местное.

19

УДК 621.311.2/1.004.2(0.7) ББК 31.38 П62

Пособие для изучения «Правил технической эксплуатации электрических

П62 сетей» (тепломеханическая часть). - М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 416 с.: ил.

ISBN 5-93196*498-3

В пособии приведены пояснения к разделу 4 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229.

Для персонала тепловых электростанций, тепловых сетей и энергосистем. Пособие поможет специалистам в изучении Правил при приеме на работу и при подготовке к очередной проверке знаний.

УДК 621.311.2/1.004.2(0.7) ББК 31.38

ISBN 5-93196-498-3

О Макет, оформление.

ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», 2004

Основными режимами управления являются автоматический или дистанционный. В первом случае пуск и останов всех механизмов и машин выбранной технологической линии, а также сблокированных вспомогательных систем и механизмов (аспирация, металлоотделение, отбор проб и т. д.) осуществляются с ЦЩУ путем нажатия кнопки «Пуск» или «Останов». При этом автоматически включаются все защиты и блокировки, предусмотренные проектом.

Во втором случае пуск и останов всех машин и механизмов выбранной технологической линии, а также сблокированных с ними вспомогательных систем и механизмов осуществляются с ЦЩУ путем нажатия кнопок «Пуск» и «Останов» последовательно для каждого включаемого в работу устройства. При этом пуск машин и механизмов должен осуществляться начиная с последнего, а останов -начиная с первого по ходу топлива механизма (питателя или конвейера) с выдержкой времени, необходимой для схода топлива. При дистанционном пуске некоторые защиты и блокировки могут быть исключены.

Местное управление, как правило, используется для прокрутки и проверки работы отдельных механизмов в процессе наладки или после ремонта, а также, при необходимости, для аварийного останова.

На рис. 4.1.1 показана схемная расстановка элементов автоматики на ленточном конвейере. В случае грузовой тележечной натяжки устанавливаются датчик вытяжки ленты и обрыва грузов для горизонтальной натяжной станции и датчик вытяжки ленты - для вертикальной.

Вспомогательные системы и механизмы, как правило, имеют автоматическое или местное управление, так как их пуск и останов осуществляются либо по месту, либо автоматически по блокировке одновременно с пуском основных машин и механизмов.

Для надежной и безаварийной работы топливоподающего тракта предусматриваются основные защитные и запретные блокировки:

запрещающая пуск механизмов без включения в помещении предупредительного звукового сигнала;

Рис. 4.1.1. Расстановка элементов автоматики на ленточном конвейере:

1 -датчик к реле скорости; 2 - датчик завала пересыпной течки; 3 - датчик схода конвейерной ленты; 4 - тросовый аварийный останов

Предисловие

Настоящее издание Пособия по изучению Правил технической эксплуатации (ПТЭ) электрических станций и сетей Российской Федерации в части раздела 5 «Тепломеханическое оборудование электростанций и тепловых сетей» отличается от предыдущего (М., Изд-во НЦ ЭНАС, 1999) тем, что оно приведено в соответствие с новым изданием ПТЭ, утвержденным Минэнерго России приказом от 19.06.2003 г. № 229.

Авторами Пособия являются специалисты ОАО «Фирма ОРГРЭС».

Изучение Пособия очень важно для персонала электростанций, тепловых сетей и энергосистем при приеме на работу, переводе на другую должность и при подготовке к очередной проверке знаний ПТЭ. Основательное знакомство с Пособием полезно для работников проектных институтов, заводов, выпускающих и эксплуатирующих тепломеханическое оборудование, поскольку это позволит им своевременно избежать ошибок, которые нередко являются следствием недостаточного учета особенностей энергетической отрасли и требований эксплуатации. Очень полезно изучение Пособия для выпускников вузов и техникумов энергетических специальностей.

Замечания и предложения по настоящему изданию Пособия следует направлять по адресу: 105023, Москва, Семеновский пер., д. 15, ОАО «Фирма ОРГРЭС».

3

4.1. ТОПЛИВНО-ТРАНСПОРТНОЕ ХОЗЯЙСТВО

4.1.1. При эксплуатации топливно-транспортного хозяйства должны быть обеспечены:

бесперебойная работа железнодорожного транспорта энергообъекта и механизированная разгрузка железнодорожных вагонов, цистерн, судов и других транспортных средств в установленные сроки;

приемка топлива от поставщиков и контроль его количества и качества;

механизированное складирование и хранение установленного запаса топлива при минимальных потерях; своевременная и бесперебойная подготовка и подача топлива в котельную или центральное пылеприготовительное отделение; предотвращение загрязнения окружающей территории пылью (угольной, сланцевой, торфяной) и брызгами нефтепродуктов.

Задачи эксплуатационного персонала топливно-транспортных хозяйств значительны и ответственны в общей технологической цепи выработки электроэнергии и тепла тепловыми электростанциями (ТЭС). При этом в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования требования к уровню эксплуатации топливнотранспортного хозяйства ТЭС существенно повышаются, так как его работа в значительной степени определяет величину прибыли энергопредприятия и существенно влияет на технико-экономические показатели, в первую очередь на удельные расходы топлива. Это обусловлено следующими основными причинами:

до 8-12 % в себестоимости вырабатываемой энергии (электрической и тепловой) приходится на долю погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых при приемке топлива. Кроме этого, нарушение сроков выгрузки топлива из железнодорожных цистерн, вагонов, судов и других транспортных средств, а также плохая очистка этих средств после выгрузки или их повреждение ведут к необходимости уплаты больших штрафов. В связи с этим для ускорения процессов выгрузки необходимо обеспечить механизацию этих процессов, а оборудование и устройства должны работать с номинальной производительностью строго в соответствии с инструкциями по эксплуатации, чтобы исключить повреждение транспортных средств. Неравномерность прибытия топлива на электростанцию может вызвать значительные затруднения в работе разгрузочных устройств и топливоподающего тракта и ведет к увеличению эксплуатационных затрат топливно-транспортного цеха в связи с измененными объемами переработки топлива при его подаче на склад и в котельное отделение. В договоре на поставку топлива следует оговорить график от-

4

грузки топлива с учетом мощности складов и хранилищ для жидкого топлива и ожидаемых графиков производства энергии и, соответственно, потребления топлива (месячных, квартальных и др.);

стоимость топлива, как правило, составляет 60-75 % себестоимости вырабатываемой энергии, а потери топлива при его хранении на резервном складе и проведении погрузочно-разгрузочных работ могут достигать 6-10 % в год от массы топлива, проходящего через склад, в результате его механического уноса и снижения качества при хранении. Поэтому необходимо вести строгий учет количества и качества топлива при его приемке в соответствии с «Методическими указаниями по учету топлива на тепловых электростанциях»: РД 34.09.105-96, а также строго соблюдать требования «Типовой инструкции по хранению углей, горючих сланцев и фрезерного торфа»: РД 34.44.101-96. Одним из основных моментов при учете топлива является своевременное оформление претензий к его поставщикам и перевозчикам при выявлении недостачи, пониженного качества топлива, засоренности топлива посторонними предметами, смерзшегося топлива, повреждения транспортных средств и т. д. Предъявление претензий энергопредприятиями, чьи имущественные и прочие права нарушаются, является их обязанностью;

нарушение непрерывной и бесперебойной подачи топлива в котельную или центральное пылеприготовительное отделение, а также его некачественная подготовка, т. е. плохая очистка от посторонних предметов (металл, древесина и т. д.), и подача в бункер сырого угля (БСУ) топлива несоответствующего фракционного состава приводят к выходу из строя и повреждению пылеприготовительных установок (питателей, мельниц), снижению нагрузки и даже остановке котлоагрегатов, что ведет к увеличению ремонтных затрат и удельных расходов топлива. Для исключения аварийных ситуаций и обеспечения качественной подготовки топлива на тракте топливонодачи необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и ремонт оборудования в соответствии с инструкциями по эксплуатации и требованиями настоящих Правил.

Выбросы от пыления при проведении погрузочно-разгрузочных работ и хранении топлива на открытом резервном складе являются составной частью выбросов ТЭС в соответствии с «Отраслевой инструкцией по нормированию вредных выбросов в атмосферу для тепловых электростанций и котельных»: РД 34.02.303-91. Снижение этих выбросов может быть обеспечено при соблюдении требований «Типовой инструкции по хранению углей, горючих сланцев и фрезерного торфа»: РД 34.44.191-96, а это, соответственно, ведет к уменьшению платы за выбросы, т. е. к увеличению прибыли энергопредприятия.

4.1.2.    Качество поставляемого на электростанции топлива должно со

ответствовать государственным стандартам и техническим условиям.

В договорах с поставщиками в зависимости от вида топлива должны быть оговорены марка, зольность, влажность, содержание серы, температура вспышки, низшая теплотворная способность, плотность, содержание ванадия и другие показатели, по которым ведется претензионная работа.

Котельное оборудование и оборудование топливно-транспортного хозяйства (машины, механизмы и устройства), а также технологическая схема топливнотранспортного хозяйства ТЭС проектируются и рассчитываются на сжигание топ-

5

лива с определенными физико-химическими свойствами (качественными показателями), которые определяются действующими ГОСТ, ТУ или договорами на его поставку, из чего вытекает необходимость правильного определения марки топлива, поставляемого на ТЭС.

Поскольку в рыночных условиях хозяйствования основным документом при разрешении споров в Госарбитраже является договор на поставку топлива, то в нем необходимо особо тщательно определить требования к качеству (в первую очередь к тем его показателям, по которым проводится претензионная работа), методам контроля его у поставщика и потребителя, порядку приемки топлива по качеству у потребителя и разрешению спорных вопросов. Все это должно быть изложено в отдельном разделе договора «Учет качества топлива».

Ниже приведены основные требования к показателям качества, которые могут быть указаны в этом разделе договора на поставку топлива:

для твердого топлива - ГОСТ и ТУ, определяющие технические требования к качеству топлива, марка топлива, группа по зольности и предельное ее значение, максимальная массовая доля влаги, низшая теплота сгорания, максимальная массовая доля минеральных примесей, содержание летучих, максимальное содержание серы, класс по крупности и максимальные размеры кусков, отсутствие в топливе посторонних включений и т. д. Кроме этого, для кузнецких углей следует указать группу окисленности, а для торфа - минимальное значение влажности;

для жидкого топлива - марка топлива, максимальная массовая доля воды, зольность, максимальные массовые доли механических примесей и серы, минимальная температура вспышки (в закрытом и открытом тиглях), максимальная вязкость при 50 °С, низшая теплота сгорания, максимальная температура застывания и т. д., а для жидкого топлива газотурбинных установок - содержание ванадия, натрия, калия, кальция, свинца;

для газообразного топлива - низшая теплота сгорания газа, максимальная доля серы и т. д., а для газотурбинных установок - пределы изменения теплоты сгорания и плотности газа, содержание механических примесей и конденсатов.

Все указываемые в договорах на поставку топлива характеристики оказывают большое влияние на работу оборудования и, в конечном итоге, существенно влияют на величину прибыли, получаемой ТЭС.

Так, повышение зольности сверх определенного предела вызывает шлакование котла, снижение его паропроизводительности и т. д., усиливает абразивный износ оборудования, осложняет работу системы золошлакоудаления, а кроме этого, увеличиваются выбросы золы в атмосферу и количество золошлаковых остатков, удаляемых на золоотвалы, что, в свою очередь, приводит к повышению затрат ТЭС (оплата за выбросы, плата за землю под золоотвалом).

От содержания летучих зависит тип размольного оборудования и горелочных устройств, а также объем мероприятий по пожаровзрывобезопасности. Содержание летучих оказывает влияние на устойчивость горения топлива, в особенности при сниженных нагрузках.

Класс крупности (или гранулометрический состав) углей и сланцев определяет выбор и условия эксплуатации дробильного оборудования. При поступлении недопустимо крупных кусков топлива приходится использовать ручной труд грузчиков для дробления угля и пропуска его через приемные решетки разгрузочных устройств или сооружать специальные дробильно-фрезерные и другие машины, заменяющие ручной труд.

Вопрос о влиянии посторонних включений в топливе (металла и древесины) и борьбе с ними рассмотрен в пояснении к п. 4.1.13.

6

Максимальное значение влажности топлива оговаривается в договорах на поставку по следующим соображениям:

повышение содержания влаги в топливе требует дополнительного тепла на сушку пыли перед ее подачей в топку;

беспрепятственное прохождение топлива по тракту топливоподачи зависит от сыпучести топлива, которая, прежде всего, является функцией влажности. При определенном значении влажности топливо полностью теряет сыпучие свойства;

влажность оказывает решающее влияние на склонность топлива к слеживанию и зависанию в бункерах, а также к забиванию пересыпных коробов в узлах пересыпки топливоподачи;

от влажности зависит смерзаемость топлива при длительном пребывании на морозе в вагонах и на открытых складах. При определенном значении влажности для каждой марки топлива последнее не смерзается при любой длительности пребывания на сильном морозе.

Группа окисленности для кузнецких углей указывается в связи с тем, что они залегают на небольшой глубине и подвергаются сильному окислению. Окисленные угли не спекаются, имеют высокую влажность (до 25-30 %), низкую теплоту сгорания горючей массы (Qr6 < 6 ООО ккал/кг), повышенное содержание кислорода (до 15 %) и склонность к шлакованию топочной камеры из-за резкопеременной характеристики температур плавления золы.

В связи со склонностью торфа к самовозгоранию, а также из-за опасности взрывов сухой пыли торфа в договорах на его поставку оговаривается минимальное значение влажности по соображениям пожаробезопасности при эксплуатации котлов и трактов топливоподачи.

Повышенное содержание серы в жидком топливе вызывает затруднения в эксплуатации, связанные с высоко- и низкотемпературной коррозией поверхностей нагрева котлов и загазованностью окружающей среды. К жидкому топливу, используемому для газотурбинных установок (ГТУ), предъявляются повышенные требования в отношении содержания воды, механических примесей и ряда химических элементов (ванадия, натрия, калия, кальция и свинца), так как продукты сгорания этого топлива проходят через проточную часть газовых турбин и оказывают большое влияние на надежность и сроки службы деталей, работающих при высоких температурах. Повышенное содержание указанных выше химических элементов ухудшает условия работы топливной системы регулирования.

Щелочные металлы, а также ванадий и свинец, которые содержатся в топливе, вызывают коррозию деталей турбины. Образующиеся в процессе сжигания топлива окислы и сульфаты этих металлов растворяют защитный окисный слой на поверхности лопаток или создают условия для его перерождения в пористую, проницаемую пленку, не защищающую основной металл от кислорода.

Для обеспечения надежной эксплуатации ГТУ свойства их топлив должны соответствовать ГОСТ 10433-75.

Для обеспечения требуемого качества топлива для ГТУ большое значение имеет доставка его на электростанцию с использованием всегда одних и тех же предназначенных только для этого топлива железнодорожных цистерн-вертушек.

Цистерны для перевозки жидкого топлива для ГТУ должны тщательно очищаться и подготавливаться под налив так же, как и для дизельного топлива. Топливо для ГТУ должно подаваться в цистернах с нижним сливом, поскольку только такие цистерны приспособлены к приему на электростанциях с системой закрытого слива. Эти условия должны быть оговорены в договорах на поставку топлива.

7

4.1.3. Должен быть организован строгий учет всего топлива при поступлении на энергообъект, расходовании на технические нужды, а также хранении на складах в соответствии с положениями действующих правил.

При учете поступающего топлива должно быть обеспечено: взвешивание всего твердого топлива, поставляемого по железной дороге, автомобильным или конвейерным транспортом, или определение его количества по осадке судов либо обмер при поступлении водным транспортом;

взвешивание всего поставляемого жидкого топлива или обмер; определение количества всего сжигаемого газообразного топлива по приборам;

инвентаризация твердого и жидкого топлива; периодический, а при наличии приборов постоянный контроль качества топлива.

Все топливо, поступающее на ТЭС, расходуемое на технологические нужды, хранящееся на складе и отпускаемое на сторону, подлежит строгому учету, так как от этого существенно зависит величина прибыли, получаемой энергопредприятием (см. п. 4.1.1). Кроме того, только при точном определении количества и качества поступающего и расходуемого топлива можно правильно определить его фактический удельный расход на выработку электроэнергии и тепла. В связи с этим при выборе средств измерений следует стремиться к получению минимально допустимых значений погрешностей измерений.

Количество и качество топлива, поступающего на электростанцию, не всегда соответствует данным, указанным в перевозочных документах и в документах поставщиков (железнодорожной накладной, паспорте, сертификате), вследствие недогрузов, естественных потерь, неправильного определения поставщиком массы топлива, показателей качества и ряда других причин. В связи с этим на каждой электростанции должна быть организована проверка всего количества поступающего топлива, а также постоянный периодический контроль его качества.

В договоре на поставку топлива обязательно должен быть раздел «Учет количества топлива», в котором указывается, какие методики исполнения измерений, аттестованные Госстандартом РФ, используют соответственно поставщик и потребитель для определения количества топлива. В этом же разделе должен быть изложен порядок приемки у поставщика топлива (по количеству), разрешения спорных вопросов, а также правила определения недостачи или излишка количества топлива и его естественной убыли.

Для определения массы «нетто» твердого топлива и мазута, поступающих по железной дороге или автомобильным транспортом, на электростанции могут использоваться железнодорожные вагонные и автомобильные весы различных систем (рычажные, электронные с тензометрическими датчиками для взвешивания на ходу и т д.). При отсутствии вагонных весов на ТЭС допускается определять массу «нетто» топлива на вагонных весах железнодорожной станции примыкания или радом расположенного промышленного предприятия. Определение массы «нетто» топлива на вагонных весах следует выполнять в соответствии с методами, изложенными в МИ 1953-88, при этом выбор той или иной методики определяется типом весов, технологической схемой станции примыкания и экономической целесообразностью.

8

При отсутствии вагонных весов прием поступающего твердого топлива может производиться при согласовании с поставщиком по ленточным весам. В этом случае в разделе «Учет количества топлива» договора на поставку топлива указываются методика и периодичность поверки ленточных весов.

Определение массы «нетто» жидкого топлива, поступающего по железной дороге в цистернах, может осуществляться объемно-массовым методом (обмером). Выполнение измерений и определение массы «нетто» жидкого топлива в этом случае следует выполнять в соответствии с МИ 2092-90 при измерении высоты налива метрштоком или по МИ 2260-93 при измерении высоты налива измерителем уровня недолива (ИНД-1М).

При поступлении твердого и жидкого топлива на ТЭС водным транспортом его масса «нетто» определяется по осадке судов или обмером.

При поступлении на электростанцию жидкого топлива по трубопроводу его масса «нетто» может определяться объемно-массовым методом (обмером) в приемных резервуарах, которые подлежат поверке региональными органами Госстандарта РФ не реже 1 раза в 5 лет, или с использованием других средств измерений (расходомеров, автоматических вискозиметров и т. д.) в соответствии с методиками измерений, аттестованными Госстандартом РФ.

Учет количества газообразного топлива, поступающего на электростанцию в соответствии с «Правилами поставки газа потребителям Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ № 1445 от 31 декабря 1994 г., осуществляется по контрольно-измерительным приборам стороны, передающей газ, т. е. поставщика. Однако не исключается возможность учета количества газообразного топлива и по приборам потребителя. Пересчет количества поданного газа ведется на условия, соответствующие требованиям стандарта: при температуре газа +20 °С и давлении 760 мм рт. ст. Качество газообразного топлива также может определяться по приборам как поставщика, так и потребителя. В договоре на поставку газообразного топлива в соответствующих разделах следует обязательно указать, по каким приборам (поставщика или потребителя) ведется учет количества и качества газа, а также методики выполнения измерений. Последние должны быть аттестованы Госстандартом РФ.

С целью упрощения разрешения спорных вопросов по результатам определения качественных показателей топлива в договоре на поставку топлива целесообразно определить нейтральную лабораторию, результаты анализов которой будут признаваться безоговорочно обеими сторонами.

Для определения расхода топлива на технологические нужды необходимо вести: учет количества твердого топлива, подаваемого в котельное отделение, который осуществляется по показаниям конвейерных весов;

учет количества жидкого топлива, подаваемого в котельное отделение, который осуществляется либо по показаниям расходомеров, либо путем определения разницы уровней в расходных резервуарах за данный промежуток времени с последующим пересчетом согласно методике на массу«нетто» объема израсходованного топлива, определяемого по калибровочным таблицам.

Кроме того, не реже 1 раза в квартал должна производиться инвентаризация твердого и жидкого топлива в соответствии с требованиями, изложенными в «Методических указаниях по инвентаризации угля и горючих сланцев на электростанциях»: МУ 34-70-050-83, «Типовой инструкции по хранению углей, горючих-слан-цев и фрезерного торфа»: РД 34.44-96 и «Методических указаниях по организации учета топлива на тепловых электрических станциях»: РД 34.09.105-96.

9