Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54
"О государственном строительном
надзоре в Российской Федерации"
(с изменениями от 16 февраля
2008 г., 10 марта 2009 г., 4 февраля, 25 апреля 2011 г., 3 февраля 2012 г., 5
июня, 20 июля 2013 г., 29
апреля 2014 г.)
В соответствии со статьей 54 Градостроительного
кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении
государственного строительного надзора в Российской Федерации.
2. Федеральными органами исполнительной власти,
уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного
надзора, являются:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору - при строительстве, реконструкции объектов, указанных в
пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного
кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении
которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента
Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти
и объектов федеральных ядерных организаций;
Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная
служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской
Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами
Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного
строительного надзора.
2.1. Государственный строительный надзор за строительством,
реконструкцией, осуществляемыми на территории г. Москвы, в части уникальных
объектов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего постановления, до 1
января 2013 г. осуществляется уполномоченным на это органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
2.2. Федеральный государственный строительный надзор при
строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций
осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии
"Росатом".
3. Установить, что Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение
государственного строительного надзора в Российской Федерации.
4. Пункт утратил силу
согласно постановлению Правительства РФ от 10 марта 2009 г. № 204.
Председатель
Правительства Российской Федерации
|
М.
Фрадков
|
|
|
Москва
|
|
1
февраля 2006 г.
|
|
№
54
|
|
Положение об осуществлении государственного строительного надзора в
Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54)
(с изменениями от 16 февраля 2008 г., 10 марта
2009 г., 4 февраля, 25 апреля 2011 г., 3 февраля 2012 г., 5 июня, 20 июля 2013
г., 29
апреля 2014 г.)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления
государственного строительного надзора в Российской Федерации.
При осуществлении государственного строительного надзора,
организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей применяются положения Федерального закона "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом
особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи
54 Градостроительного
кодекса Российской Федерации.
2. Государственный строительный надзор осуществляется:
а) при строительстве объектов капитального строительства,
если проектная документация на их строительство подлежит государственной
экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного
кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией
или ее модификацией, на которую получено положительное заключение
государственной экспертизы;
б) при реконструкции объектов капитального строительства,
если проектная документация на осуществление реконструкции объектов
капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии
со статьей 49 Градостроительного
кодекса Российской Федерации.
3. Задачей государственного строительного надзора является
предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а
также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком
или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о
градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и
проектной документации.
4. Предметом государственного строительного надзора является
проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных
материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства,
а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных
нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении
энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта
капитального строительства приборами учета используемых энергетических
ресурсов;
б) наличия разрешения на строительство;
в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного
кодекса Российской Федерации.
4.1. В случае отсутствия технических регламентов предметом
государственного строительного надзора является проверка соответствия
выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких
работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и
нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны
окружающей среды, требованиям в отношении энергетической эффективности и
требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства
приборами учета используемых энергетических ресурсов, требованиям
государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению
объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности,
требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике, нормам и правилам
безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и
государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых
актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве,
реконструкции объектов капитального строительства (далее - нормы и правила).
5. Государственный строительный надзор осуществляется
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление
федерального государственного строительного надзора, Государственной
корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление
регионального государственного строительного надзора (далее - органы
государственного строительного надзора).
Если при строительстве, реконструкции объектов капитального
строительства предусмотрено осуществление государственного строительного
надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного
строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный
надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор,
государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального
строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и
требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых
энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным
кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.
6. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные
на осуществление федерального государственного строительного надзора,
осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции объектов, указанных
в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного
кодекса Российской Федерации, за исключением объектов федеральных ядерных
организаций.
Государственная корпорация по атомной энергии
"Росатом" осуществляет федеральный государственный строительный
надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных
организаций.
7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного
надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных,
кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального
строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено
осуществление государственного строительного надзора.
8. Государственный строительный надзор осуществляется
органом государственного строительного надзора с даты получения им в
соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного
кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи
заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального
строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных
нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в
отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности
объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических
ресурсов (далее - заключение о соответствии).
Все документы, составленные либо полученные при
осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в
дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок
формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований,
предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
9. Государственный строительный надзор осуществляется в
форме проверок.
10. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых
строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта
капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических
регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых
актов и проектной документации подлежит соблюдение:
а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки
земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов,
конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического
обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и
оборудования;
б) при реконструкции - требований к выполнению работ по
подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае
изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также
замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта
капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких
конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций
элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к
выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков
(частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или)
первоначально установленных показателей функционирования таких объектов
(мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение
границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
в) подпункт признан
утратившим силу согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. №
80;
11. Проверки проводятся должностным лицом (должностными
лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на
основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного
строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее -
должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии
с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части
6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской
Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
12. Программа проверок разрабатывается должностным лицом
органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных
особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его
строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других
факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических
регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной
документации.
13. Для определения соответствия выполняемых работ
требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых
актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении
энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта
капитального строительства приборами учета используемых энергетических
ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора
проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных
пунктом 10 настоящего Положения;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения
общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ
(далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации,
составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей
инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных
журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) устранение выявленных при проведении строительного
контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений
соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и
правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее -
нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до
составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ,
установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными
нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований
в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности
объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических
ресурсов.
Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением
(назначением) органом государственного строительного надзора экспертизы,
обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых
строительных материалов.
14. При выявлении в результате проведенной проверки
нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора
составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или
подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством
Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания
об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка
на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт,
проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается
срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта
капитального строительства.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа
государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.
15. Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на
основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной
проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения
проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также
копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в
зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской
Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры
акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения
проверки документы остаются в деле органа государственного строительного
надзора.
16. После завершения строительства, реконструкции объекта
капитального строительства органом государственного строительного надзора
проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и
принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче
такого заключения.
17. Орган государственного строительного надзора выдает
заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта
капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых
работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных
правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении
энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта
капитального строительства приборами учета используемых энергетических
ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о
соответствии.
В целях получения заключения о соответствии в отношении
объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых
осуществлялись в период с 30 декабря 2004 г. по 1 января 2007 г., но разрешения
на ввод в эксплуатацию которых не получено, заявитель вправе представить органу
государственного строительного надзора документы, подтверждающие соответствие
результатов строительства и строительных материалов требованиям
законодательства, исполнение которых подлежало проверке при осуществлении
государственного контроля (надзора) в случае, если проведение такого контроля
(надзора) было предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В этом случае подготовка заключения о соответствии или
уведомления об отказе в выдаче такого заключения осуществляется органом
государственного строительного надзора с учетом указанных документов, а сами
документы прилагаются к заключению о соответствии или отказу в выдаче
заключения о соответствии.
Органы государственного строительного надзора по запросу
федеральных органов исполнительной власти безвозмездно предоставляют им
информацию о выданных заключениях о соответствии построенных,
реконструированных объектов капитального строительства, содержащую сведения о
лице, которому выдано заключение, дате утверждения заключения, наименовании и
адресе (почтовом или строительном) объекта капитального строительства, в
отношении которого осуществлялся государственный строительный надзор, или об
отказе в выдаче заключения о соответствии.
18. Орган государственного строительного надзора отказывает
в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции
объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия
выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных
правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении
энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта
капитального строительства приборами учета используемых энергетических
ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о
соответствии.
19. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче
такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику
или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или
заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения.
Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать
обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и
правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.
20. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче
такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается
должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим
проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа
государственного строительного надзора.
Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе
в выдаче такого заключения передается застройщику или заказчику, второй
экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого
заключения остается в деле органа государственного строительного надзора.
21. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии
может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.
22. Государственный строительный надзор при строительстве,
реконструкции объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных
установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ),
опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений осуществляется в
комплексе с проверками и инспекциями, предусмотренными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в
сфере обеспечения безопасности указанных объектов.
23. Сведения, полученные в ходе осуществления
государственного строительного надзора, подлежат обобщению и включению в
создаваемые органами государственного строительного надзора информационные
системы государственного строительного надзора.
24. Должностные лица органов государственного строительного
надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:
а) беспрепятственно посещают объекты капитального
строительства во время исполнения служебных обязанностей;
б) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика
представления результатов выполненных работ, исполнительной документации,
общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ,
конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб)
применяемых строительных материалов;
в) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика
проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых
строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного
контроля, но не было осуществлено;
г) составляют по результатам проведенных проверок акты, на
основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий
и (или) специальный журналы;
е) составляют протоколы об административных правонарушениях
и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры
обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке
и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях;
ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
25. Органы государственного строительного надзора и их
должностные лица в случае ненадлежащего осуществления государственного
строительного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Приложение
к Положению об осуществлении
государственного строительного
надзора в Российской Федерации
Критерии отнесения объектов капитального строительства к особо
опасным, технически сложным и уникальным объектам
Приложение утратило силу
согласно постановлению Правительства РФ от 10 марта 2009 г. № 204.