Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

54 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ устанавливает:

1) организацию и порядок проведения аттестации специализированных инспекций аналитического контроля (СИАК) Минприроды России;

2) организацию и порядок проведения аккредитации лабораторий (центров, служб) в том числе СИАК, осуществляющих количественный химический анализ для целей контроля за загрязнением и состоянием природной среды;

3) порядок инспекционного контроля за деятельностью аттестованных СИАК и аккредитованных аналитических лабораторий;

предназначен для:

4) аттестации СИАК в системе метрологической службы Минприроды России;

5) аккредитации экоаналитических лабораторий, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) Госстандарта России;

6) инспекционного контроля за деятельностью аттестованных СИАК и аккредитованных экоаналитических лабораторий

 Скачать PDF

Оглавление

1. Область применения

2. Общие положения

3. Критерии аттестации СИАК и аккредитации экоаналитических лабораторий

4. Организация и порядок проведения аттестации специализированных инспекций аналитического контроля

5. Аккредитация экоаналитических лабораторий

6. Проверка соответствия СИАК критериям аттестации и экоаналитических лабораторий критериям аккредитации

7. Инспекционный контроль

Приложения

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

27.12.1993УтвержденМинистерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ
30.12.1993УтвержденГосударственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии
РазработанУНИИМ
РазработанЦентральная специализированная инспекция Минприроды России
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФВДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

АТТЕСТАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНСПЕКЦИЙ АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ МИНИСТЕРСТВА ОХРАНЫ ОКРУЛСАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АККРЕДИТАЦИЯ ЭКОАНАЛИТИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ

Москва, Екатеринбург 1994

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ


УТВЕРЖДАЮ


Заместитель Председателя Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификат—


Заместитель Министра охраны окружающей среды


зрссш

keffi'-y,

i & J к■ - у

ч

\

Ш/Ш

./ (г

Vе х

у

1А.А.Аверченков

"30"


1993г.

1993г.


РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

АТТЕСТАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНСПЕКЦИЙ АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ МИНИСТЕРСТВА ОХРАНЫ ОКРУЖАЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АККРЕДИТАЦИЯ ЭКОАНАЛИТИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ

Москва, Екатеринбург 1993 год

зулътатов КХА).

3.4.4.    Наличие измерительных систем, средств измерении (СИ), в том числе стандартных образцов (СО), аттестованных смесей (АС), вспомогательного оборудования, необходимых для проведения КХА в закрепленной области деятельности и соблюдения требований по их применению, эксплуатации и МО.

3.4.5.    Наличие необходимых химических реактивов, веществ, материалов и соответствие их качества требованиям нормативных документов (НД).

3.4.6.    Наличие системы внутрилабораторного и внешнего контроля точности результатов КХА, отвечающего требованиям РД 50-674-88.

3.4.7.    Наличие достаточного по количеству и квалификации персонала.

3.4.8.    Соответствие помещения требованиям, предъявляемым к аналитическим лабораториям.

3.5.    Для обеспечения технической компетентности з^аналитической лаборатории условия, перечисленные в п.3.4 настоящего документа, должны быть дополнены требованием наличия в лаборатории системы обеспечения качества КХА, реализующей принципы, нормы, правила, требования Системы обеспечения единства измерений, и документально изложенной в виде “Руководства по качеству", отвечающего требованиям Приложения В настоящего документа.

3.6.    Экспериментальную проверку технической компетентности аттестуемой или аккредитуемой з^аналитической лаборатории в выполнении КХА проводят с применением образцов для контроля (аттестованных смесей, стандартных образцов), анализируемых в виде шифрованных проб (контрольные измерения), реализуя внутрилаборатор-ную форму проведения внешнего контроля.

3.7.    При использовании в аттестуемой СИАК неаттестованных методик КХА экспериментальная проверка должна предусматривать охват показателей, определяемых с применением этих методик.

Примечание.

Экоаналитическая лаборатория, претендующая на аккредитацию, должна использовать методики КХА, аттестованные в соответствии о требованиями ГОСТ 8.010-90.

3.8.    Результаты экспериментальной проверки признают удовлетворительными, если полученные значения оценок погрешности контрольных измерений соответствуют нормативам контроля, установленным для заданного плана контроля.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНСПЕКЦИЙ АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

4.1.    Организация работ по аттестации СИАК

4.1.1.    Аттестацию СИАК проводят в соответствии, с годовым планом, формируемым центральным органом по аттестации о учетом предложений органов по аттестации, представляемых в центральный орган не позднее 1 октября текущего года*

4.1.2.    План аттестации должен содержать перечень аттестуемых СИАК, с указанием органов по их аттестации, сроков проведения и вида аттестации:

(1)    первичной -для неаттестованных СИАК (действующих, вновь создаваемых);

(2)    периодической - для аттестованных СИАК, проводимой не реже 1 раза в три года.

4.1.3.    План аттестации должен включать все СИАК, результаты анализов которых используются при государственном контроле, учитывать сроки переаттестации СИАК, а также расширение области осуществляемого ими аналитического контроля.

4.1.4.    План аттестации СИАК утверждает начальник ЦСИ .(ЦБОМС АК) Минприроды России.

4.1.5.    Центральный орган по аттестации направляет утвержденный план в органы по аттестации, которые не позднее 1 декабря текущего года извещают СИАК о сроках их аттестации.

Примечание.

Допустимо проведение внеплановой аттестации аттестованной СИАК при грубых нарушениях ею метрологических правил и норм, выявленных на стадии инспекционного контроля.

4.1.6.    Проверку состояния МО АК аттестуемых СИАК проводят комиссии, формируемые и утверждаемые органами по аттестации по принадлежности СИАК. В состав комиссии должны быть включены представители ЦБОМС АК (при аттестации базовых СИАК) или БОМС АК (при аттестации прикрепленных СИАК). В комиссию могут быть включены представители метрологических и аналитических служб аттестованных СИАК, а также метрологических НИИ и территориальных органов Госстандарта России. Не допускается включать в состав комиссии представителей аттестуемой СИАК и руководящего подразделения по охране окружающей природной среды по непосредственной административной подчиненности СИАК. Рекомендуемая численность комиссии - 4-6 человек (в зависимости от объема работ).

11

4.2. Порядок проведения аттестации СИАК.

4.2.1.    В соответствий с плановыми сроками аттестуемая (ЖАК направляет в соответствующий орган по аттестации проект Паспорта СИАК (требования к Паспорту и рекомендуемая форма приведены в Приложениях Г и Д).

4.2.2.    Аттестация СИАК предусматривает следующие этапы:

(1)    рассмотрение документов, представленных СИАК в орган по аттестации;

(2)    формирование комиссии по проверке СИАК;

(3)    проверка СИАК комиссией;

(4)    оформление документов по итогам аттестации.

Примечание.

В обоснованных случаях (см.п.4.2.12 и раздел б) периодическая аттестация, внеплановая аттестация могут быть проведены по сокращенной процедуре.

4.2.3.    Орган по аттестации знакомится с содержанием Паспорта, оценивает объем работы по проверке МО аналитического контроля и формирует комиссию.

4.2.4.    Комиссия проводит проверку аттестуемой СИАК в соответствии о разделом 6 настоящего документа.

4.2.5.    По результатам проверки комиссия составляет акт в соответствии с Приложением Е и представляет его в орган по аттестации.

4.2.6.    На основе акта комиссии орган по аттестации дает оценку состояния МО АК в установленной области деятельности СИАК.

4.2.6.1.    При отсутствии замечаний уровень состояния МО АК признают удовлетворительным.

4.2.6.2.    Неудовлетворительная оценка дается, если установлено одно из следующих грубых нарушений МО АК:

(1)    неудовлетворительное качество контрольных измерений (результатов КХА образцов для контроля);

(2)    систематическое получение текущих результатов ЮСА на основе единичных определений;

(3)    использование более 25Z неаттестованных методик КХА (о неустановленными характеристиками погрешности);

(4)    применение неповеренных аналитических весов и разновесов;

(5)    использование нестандартизованных и неповеренных аналитических приборов при реализации неаттестованных методик КХА, предусматривающих их применение;

$5) отсутствие СО и-АС для градировки, поверки СИ и контроля точности результатов КХА;

(7) отсутствие системы внутрилабораторного контроля точности (характеристик погрешности) результатов КХА.

4.2.6.3. Условно удовлетворительная оценка дается, если выявленные нарушения не относятся к перечисленным в п.4.2.6.2.

4.2.7.    При удовлетворительной или условно удовлетворительной оценке орган по аттестации выносит решение об аттестации СИАК, при неудовлетворительной - о приостановлении контрольно-аналитической деятельности СИАК, оформляя это решение в соответствии с требованиями Приложения И.

4.2.8.    На основании принятого решения орган по аттестации СИАК выписывает "Свидетельство об аттестации" по форме Приложения К или "Заключение о приостановке контрольно-аналитической деятельности" по форме Приложения Л, регистрирует его (их) в ЦБОМС АК Минприроды, при положительном решении согласует Паспорт аттестованной СИАК. Продолжительность оформления итогового документа ("Свидетельства ..." или "Заключения ...") не должна превышать двух недель после окончания работы комиссии по проверке СКАК.

4.2.S. Орган по аттестации направляет в СИАК акт проверки, решение органа по аттестации, итоговый документ, согласованный Паспорт аттестованной лаборатории.

4.2.10.    По получении "Свидетельства об аттестации" и согласованного Паспорта начальник аттестованной СИАК утверждает Паспорт.

4.2.11.    По получении "Заключения о приостановке контрольно- аналитической деятельности" неаттестованная СИАК в недельный срок составляет план мероприятий по устранению выявленных нарушений и направляет его в 2-х экземплярах в орган по аттестации. Один экземпляр плана, утвержденного начальником органа по аттестации, возвращается в СИАК, другой остается в органе по аттестации (для контроля). Результаты выполнения плана мероприятий оперативно доводятся до сведения органа по аттестации и принимаются во внимание при назначении нового срока аттестации СИАК.

4.2.12.    По истечении срока аттестации продление "Свидетельства об аттестации специализированной инспекции аналитического контроля" на новый период может быть оформлено на основании заключения органа по аттестации без проведения периодической аттестации, если он располагает официальной информацией, подкрепленной положительными результатами инспекционного контроля об удовлетво-

рительном состоянии МО АК СИАК.

4.3. За деятельность» аттестованных СИАК органы по их аттестации организуют инспекционный контроль (см.раздел 7 настоящего документа).

5. АККРЕДИТАЦИЯ ЭКОАНАЛИТИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ

5.1.    Порядок аккредитации зкоанадитических лабораторий.

5.1.1.    Аккредитация экоаналитической лаборатории предусматривает следующие этапы:

(1)    предварительное согласование заявок аккредитации с органами Минприроды России (по п.5.1.3.);

(2)    экспертиза документов (по п.5.1.2.), представленных лабораторией в орган по аккредитации;

(3)    формирование комиссии по проверке технической компетентности (при необходимости - независимости) лаборатории в заявленной области аккредитации;

(4)    проверка лаборатории комиссией, включая экспериментальную проверку точности результатов КХА, получаемых в лаборатории;

(5)    оформление материалов по итогам аккредитации.

5.1.2.    Лаборатория, претендующая на аккредитацию, готовит следующие документы:

(1)    проект "Положение об аккредитованной лаборатории", которое должно определять функции, права, обязанности, ответственность лаборатории, ее взаимодействие с другими организациями при выполнении зкоанадитических работ, а также иные аспекты деятельности аккредитованной лаборатории;

(2)    проект "Паспорта аккредитованной лаборатории", который составляют в соответствии с требованиями Приложения Г в виде форм Приложения Д (допускается в проект Паспорта аккредитуемой лаборатории включать формы, подготовленные на стадии ее аттестации, при кх соответствии требованиям настоящего документа);

(3)    "Руководство по качеству" лаборатории, отвечающее требованиям Приложения В:

(4)    образец протоколов КХА, которые аккредитуемая лаборатория предполагает выдавать заказчику (требования к протоколу КХА приведены в Приложении М).

5.1.3.    При готовности документов по п.5.1.2 экоаналитическая лаборатория, претендующая на аккредитацию, оформляет официальную заявку по форме Приложения Н, которую предварительно согласует с

территориальным органом Минприроды России шш ЦСй Минприроды России (для СМАК согласование с ЦСИ обязательно). Заявитель представляет заявку в 3-х экземплярах на согласование вместе с проектом "Положения об аккредитованной лаборатории". Рассмотрение заявки производится в течение недели. При необходимости, от заявителя могут быть затребованы и другие материалы, перечисленные в п.5.1.2. Один экземпляр заявки остается в согласующем органе, два экземпляра возвращаются заявителю вместе с проектом "Положения об аккредитованной лаборатории". При отказе в согласовании согласующий орган сообщает заявителю причины отказа.

Примечание.

Территориальный орган Минприроды России согласует заявки на аккредитацию экоаналитических лабораторий, претендующих на выполнение работ, относящихся к компетенции этого органа. Заявки на аккредитацию прочих экоаналитических лабораторий согласует ЦЕОМС АК (ЦСИ).

5.1.4.    Лаборатория, претендующая на аккредитацию, направляет согласованную заявку в орган по аккредитации. Копия заявки (без сопроводительной документации) направляется для сведения в Госстандарт России.

5.1.5.    К заявке прилагаются документы, перечисленные в п.5.1.2, (проект Паспорта - в 2-х экз.), а также информация о графиках проверки лаборатории со стороны соответствующего территориального органа Минприроды России (при наличии такого контроля), акт и свидетельство об аттестации (для аттестованных лаборатории) .

5.1.6.    Орган по аккредитации проводит (организует проведение) экспертизу представленных материалов. Продолжительность экспертизы - не более месяца со дня получения материалов. По результатам экспертизы орган по аккредитации принимает решение о возможности аккредитации, устанавливает сроки проведения проверки лаборатории. Отказ в проведении аккредитации должен быть обоснован, но не содержать конкретных рекомендаций, выполнение которых гарантирует аккредитацию.

5.1.7.    Орган по аккредитации формирует комиссию по проверке лаборатории и направляет ее в аккредитуемую лабораторию.

5.1.7.1. Состав комиссии формируется о учетом специализации лаборатории с привлечением высококвалифицированных специалистов специально уполномоченных государственных органов Российской Фе-

дерации в области охраны окружающей природной среды (Минприроды России, Росгидромета, Роскомнедр, Роскомрыболозства, Росксмвода), Госсанэпиднадзора России, метрологических НИИ (по специализации), территориальных органов Госстандарта России и обязательным участием экспертов-аудиторов Системы и представителей МС АК Минприроды России (по территориальной принадлежности или ЦСИ, для СИАК -только ЦСИ).

5.1.7.2.    Состав комиссии по проверке аккредитуемой СИАК утверждает руководитель Центрального органа по аккредитации в Системе - начальник Главного управления технической политики в области метрологии Госстандарта России (по представлению органа по аккредитации). Для остальных экоаналитических лабораторий состав комиссии утверждает орган по аккредитации.

5.1.7.3.    Состав утвержденной комиссии доводится до сведения аккредитуемой лаборатории и всех участвующих в комиссии специалистов .

5.1.8.    Члены комиссии до начала проверки знакомятся с заявкой на аккредитацию и результатами экспертизы представленных материалов.

5.1.9.    Комиссия проводит проверку лаборатории на соответствие критериям в заявленной области аккредитации в соответствии с разделом 6 настоящего документа. По результатам проверки комиссия составляет акт по форме Приложения Ж и представляет его в орган по аккредитации и в аккредитуемую лабораторию.

5.1.10.    На основе акта комиссии орган по аккредитации принимает решение об аккредитации лаборатории или об отказе в аккредитации.

5.1.10.1. При положительном решении орган по аккредитации согласует Паспорт аккредитуемой лаборатории, оформляет аттестат аккредитации по форме Приложения П (при аккредитации на техническую комплектность) или Приложение Р (при аккредитации на техническую компетентность и независимость), согласует область аккредитации с органом Минприроды России, согласовавшим заявку на проведение аккредитации, и представляет на утверждение в Госстандарт России.

Примечание.

Согласующий орган Минприроды России ведет журнал учета лабораторий, которым согласованы заявки на аккредитацию и области аккредитации.

5.1.10.2. При отказе в выдаче аттестата аккредитации орган по аккредитации сообщает заявителю причины отказа, но не устанавливает никаких условий, при выполнении которых готов выдать аттестат аккредитации лаборатории.

5.1.11.    Аккредитованная лаборатория вносится в Государственный Реестр Системы и ей выдается аттестат аккредитации. Лаборатория считается аккредитованной с даты регистрации аттестата аккредитации. Продолжительность оформления аттестата аккредитации не должна занимать более 10 дней с момента принятия решения о его выдаче. По получении аттестата аккредитации и согласованного Паспорта руководитель аккредитованной лаборатории утверждает Паспорт лаборатории.

5.1.12.    Оплата работ по аккредитации проводится заявителем по тарифам, утвержденным в установленном порядке, или (при их отсутствии) по расценкам, установленным органом по аккредитации, исходя из объема работ.

5.1.13.    Орган по аккредитации организует инспекционный контроль за деятельностью аккредитованной лаборатории (см.раздел 7 настоящего документа), сообщает аккредитованной лаборатории необходимую информацию о формах контроля и определяет размер оплаты за осуществление контроля, исходя из объема работ. Для аккредитованных СИАК орган по аккредитации согласует процедуру инспекционного контроля с органом по аттестации СИАК (о учетом1 проводимого им инспекционного контроля за деятельностью аттестованных СИАК).

5.1.14.    По истечении срока действия аттестата аккредитации орган по аккредитации по заявке лаборатории, поданной в установленном порядке (см.п.5.1.3 - 5.1.5), организует повторную аккредитацию в объеме, определенном органом по аккредитации по результатам рассмотрения заявки и данных инспекционного контроля за деятельностью этой аккредитованной лаборатории.

Примечание.

Для сохранения статуса аккредитованной лаборатории заявка на повторную аккредитацию должна быть подана не позднее, чем за 3 месяца до окончания срока действия аттестата аккредитации.

5.1.15.    Для расширения области аккредитации, закрепленной аттестатом аккредитации, лаборатория направляет в орган по аккредитации заявку, на основании которой проводится дополнительная (в части расширения области аккредитации) аккредитация в порядке, установленном п.п. 5.1.6 - 5.1.11 настоящего документа. При поло-

жительных результатах дополнительной аккредитации лаборатории выдается новый аттестат аккредитации взамен ранее действовавшего с сохранением ранее установленного срока действия аттестата.

5.1.16.    Орган по аккредитации аннулирует аттестат аккредитации или приостанавливает его действие на определенный срок при отрицательных результатах инспекционного контроля, при невыполнении аккредитованной лабораторией своих финансовых обязательств перед органом по аккредитации, при выявлении фактов, которые расцениваются органом по аккредитации как наносящие ущерб авторитету Системы.

Примечание.

Лаборатория может в течение 15 дней опротестовать решение по любым вопросам аккредитации в комиссии по апелляциям Госстандарта России.

5.1.17.    Приостановленный аттестат аккредитации может быть возобновлен после устранения причин, вызвавших его приостановку. Если эти причины не устраняются в течение срока приостановки, аттестат аннулируется.

5.1.18.    Орган по аккредитации имеет право сузить область аккредитации лаборатории, если произошли изменения, влияющие на ее соответствие критериям аккредитации. В этом случае лаборатории выдается новый аттестат взамен ранее действовавшего.

5.1.19.    Информация о выданных и аннулированных (приостановленных) аттестатах аккредитации в 3-х дневный срок направляется органом по аккредитаций в органы Минприроды России, согласовавшие заявку, а также в орган Госстандарта России, ведающий учетом аккредитованных лабораторий. При приостановке (аннулировании) аттестата аккредитации лаборатория не может быть привлечена к выполнению функций по п.2.7.1 настоящего документа.

5.1.20.    В случае изменения правового положения аккредитованной лаборатории, ее наименования, смены руководства и других изменений, не влияющих на выполнение работы в области аккредитации, орган по аккредитации по заявлению руководителя лаборатории вносит соответствующие изменения в аттестат аккредитации.

5.1.21.    Ежегодно, не позднее 25 декабря текущего года. Центральный орган по аккредитации - Главное управление технической политики Госстандарта России в области метрологии направляет в ЦЕОМС АК Минприроды России - (ЦСИ) информацию о всех аккредитованных зкоаналитических лабораториях, внесенных в Реестр Системы.

5.2. Права и обязанности аккредитованной экоаналитической лаборатории.

5.2.1.    Аккредитованная лаборатория имеет право в рамках, определенных аттестатом аккредитации:

(1)    выполнять экоаналитические работы для целей государственного контроля (по договорам с соответствующими органами Минприроды России, см. п. 2.8); для целей производственного контроля, получения базовой экоаналитической информации (см. п. 2.7.1) и выдавать соответствующие документы с результатами КХА;

(2)    выполнять арбитражные анализы в системе природоохранного аналитического контроля;

(3)    выполнять анализы, результаты которых используются при проведении работ в рамках международных соглашении;

(4)    привлекаться к проведению инспекционного контроля за деятельностью других аккредитованных экоаналитических лабораторий;

(5)    проводить анализы для аттестации СО, АС, методик КХА для целей природоохранного аналитического контроля;

(6)    ссылаться на факт аккредитации лаборатории в Системе в выдаваемых документах и рекламных материалах;

(7)    участвовать в разработке и корректировке нормативных документов Системы;

(8)    устанавливать расценки на проведение экоаналитических работ и услуг.

5.2.2.    Аккредитованная лаборатория обязана:

(1)    постоянно поддерживать свое соответствие критериям аккредитации;

(2)    сообщать органу по аккредитации об изменениях, влияющих на ее соответствие критериям аккредитации;

(3)    при ссылках на факт своей аккредитации указывать область аккредитации;

(4)    оперативно информировать органы государственного контроля Минприроды России, производственного контроля предприятий, учреждений и организаций о превышениях нормативных значений контролируемых показателей;

(5)    обеспечивать доступ в помещение лаборатории уполномоченным представителям аналитической и метрологической служб Минприроды России для наблюдения за проведением КХА для природоохранных целей;

(6)    предоставлять органу по аккредитации возможность осущест-

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗРАБОТАН Уральским научно-исследовательским институтом метрологии Госстандарта России, Центральной специализированной инспекцией Минприроды России

Исполнители: ПаневаВ.И., Заборская Е.Ю.

ВНЕСЕН Главным управлением нормативно-правового регулирования Минприроды России

ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

влять инспекционный контроль за деятельностью лаборатории и своевременно оплачивать расходы, связанные с его проведением;

(7)    вести регистрацию всех выполняемых работ для природоохранного аналитического контроля;

(8)    предоставлять органу по аккредитации, ЦСЙ, территориальному органу Минприроды России запрашиваемую информацию;

(9)    вести учет предъявляемых претензии по результатам анализа и инспекционного контроля;

(10)    не использовать права аккредитованной лаборатории по истечении срока действия аттестата аккредитации.

5.2.3. Руководитель аккредитованной лаборатории утверждает протоколы КХА и несет ответственность за объективность и достоверность результатов КХА.

6. ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ СИАК КРИТЕРИЯМ АТТЕСТАЦИИ И ЭКОАНАЛИТИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ КРИТЕРИЯМ АККРЕДИТАЦИИ .

6.1.    Проверку соответствия СИАК критериям аттестации осуществляют комиссии по аттестации, сформированные в соответствии с п. 4.1.6.

6.2.    Проверку соответствия экоаналитических лабораторий критериям аккредитации осуществляют комиссии по аккредитации, сформированные в соответствии с п.5.1.7.

6.3.    Комиссия организует свою работу в двух направлениях:

(1)    экспериментальная проверка технической компетентности в выполнении КХА в закрепленной (заявленной) области деятельности лаборатории;

(2)    проверка наличия и соблюдения условий, необходимых для получения достоверной количественной информации, получаемой в закрепленной (заявленной) области деятельности.

6.4.    Экспериментальную проверку технической компетентности в выполнении КХА (экспериментальная проверка) осуществляют путем контроля характеристик погрешности результатов анализа шифрованных проб.

6.5.    Для проведения экспериментальной проверки комиссия выполняет следующие виды работ.

6.5.1. На основе сведений, представленных в проекте Паспорта лаборатории, определяет перечень методик, подлежащих контролю. При выборе методик исходят из необходимости всесторонней проверки компетентности лаборатории а выполнении анализов в закрепленной

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Область применения....................................5

2. Общие положения................. 6

3.    Критерии аттестации СИАК и аккредитации

экоаналитических лабораторий .........................9

4.    Организация и порядок проведения аттестации специализированных инспекций аналитического

контроля.......... ,........,..11

4.1.    Организация работ по аттестации СИАК...............И

4.2.    Порядок проведения аттестации СИАК..................12

5.    Аккредитация экоаналитических    лабораторий............14

5.1.    Порядок аккредитации экоаналитических

лабораторий................. ..................14

5.2.    Права и обязанности аккредитованной экоанали-

тической лаборатории....... 19

6.    Проверка соответствия СИАК критериям аттестации и

экоаналитических лабораторий критериям аккредитации..................................... 2Q

7.    Инспекционный контроль ......... .23

Приложение А. Перечень органов по аккредитации экоаналитических лабораторий..............26

Приложение Б. Перечень документов, рекомендуемых для осуществления экоаналитическои деятельности и соблюдения предъявляемых к ней требований.........................27

Приложение В. Требования к "Руководству по

качеству"...............................30

Приложение Г. Требования к содержанию и оформлению Паспорта аттестованной (аккредитованной) экоаналитической лаборатории.......31

Приложение Д. Паспорт аттестованной (аккредитованной) экоаналитической лаборатории____..32

Приложение Е. Требования к содержанию и оформлению акта комиссии по проверке аттестуемой СИАК.............................43

Приложение Ж. Содержание акта комиссии, по проверке аккредитуемой экоаналитической лаборатории....................44

Решение органа по аттестации СИАК Свидетельство об аттестации СИАК .

Приложение И. Приложение К. Приложение Л.

Приложение м. Приложение Н. Приложение П,

Приложение Р.

Приложение С.

45

46

47

Заключение о приостановлении контрольно- аналитической деятельности

Требования к протоколу КХА.............48

Заявка на аккредитацию.................49

Аттестат аккредитации аналитической лаборатории на техническую компетентность............................ 50

Аттестат аккредитации аналитической лаборатории на техническую компетентность и независимость ......... .51

Требования к содержанию акта отбора проб...... .....52

УДК 389.1:543.069:502*3

Дата введения 01.01.94

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий документ:

устанавливает:

(1)    организацию и порядок проведения аттестации специализированных инспекций аналитического контроля (СИАК) Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (далее Минприроды России);

(2)    организацию и порядок проведения аккредитации лабораторий (центров, служб) в том числе СИАК, осуществляющих количественный химический анализ (КХА) для целей контроля за загрязнением и состоянием природной среды (далее эко аналитические лаборатории);

(3)    порядок инспекционного контроля за деятельностью аттестованных СИАК и аккредитованных экоаналитических лабораторий;

предназначен для:

(4)    аттестации СИАК в системе метрологической службы (МС) Минприроды России;

(5)    аккредитации экоаналитических лабораторий, независимо от их ведомственной принадлежности и Форш собственности, в Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (далее Госстандарт России);

(6)    инспекционного контроля за деятельностью аттестованных СИАК и аккредитованных экоаналитических лабораторий;

учитывает:

(7)    основные положения следующих документов:

’•Система аккредитации аналитических лабораторий (центров)" Госстандарта России

РД 50-194-80 "Аттестация аналитических лабораторий предприятий и организаций"

разработано:

(8)    с учетом "Положения о метрологической службе Минприроды России".

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.    Аттестацию СИАК и аккредитацию экоаналитических лабораторий проводят с целью обеспечения гарантии качества (достоверности) аналитической информации, являющейся основой для выводов и заключений природоохранного аналитического контроля и принятия решений по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей природной среды.

2.2.    Аттестация СИАК является формой ведомственного контроля метрологического обеспечения (МО) деятельности СИАК и представляет собой комплексную оценку состояния метрологического обеспечения аналитического контроля (МО АК) как в отдельно взятой СИАК, так и в сети СИАК Минприроды России в целом (на основе анализа и обобщения результатов аттестации).

2.3.    Аккредитация экоаналитических лабораторий в рамках Сис^ темы аккредитаций аналитических лабораторий (центров) (далее Система) является формой признания на государственном уровне технической компетентности (при необходимости и независимости) экоаналитических лабораторий в проведении КХА конкретных объектов окружающей среды, источников их загрязнения по конкретным группам загрязняющих веществ и (или) конкретными методами для конкретных групп веществ (объектов).

2.4.    Аттестацию СИАК организуют и проводят органы по аттестат ции, функции которых возложены на центральную базовую и базовые организации метрологической службы аналитического контроля (ЦБОМС АК и БОМС АК) Минприроды России. ЦВОМС АК Минприроды России -Центральная специализированная инспекция (ЦСИ) является центральным органом по аттестации и осуществляет аттестацию базовых СИАК, определенных структурой службы аналитического контроля Минприроды России. БОМС АК Минприроды России являются органами по аттестации и осуществляют аттестацию прикрепленных к ним СИАК.

2.5.    Аккредитацию экоаналитических лабораторий проводят органы по аккредитации, перечень которых приведен в Приложении А. Органы по аккредитации СИАК координируют свою деятельность с ЦБОМС АК Минприроды России - ЦСИ. Органы по аккредитации прочих экоаналитических лабораторий координируют свою деятельность с ЦБОМС АК, БОМС АК или территориальными подразделения МС аналитического контроля (МС АК) Минприроды России. Орган по аккредитации должен выступать гарантом компетентности аккредитованных в Системе лабораторий и стабильности их результатов КХА.

2.6.    СКАК подлежат обязательной аттестации и могут быть аттестованы на срок, не превышающий трех лет.

2.7.    В зависимости от рода деятельности зкоаналитические лаборатории подлежат обязательной или добровольной аккредитации.

2.7.1,    Обязательной аккредитации в Системе подлежат:

(1)    СИАК, при возложении на них функций органа по проведению арбитражных анализов в системе природоохранного аналитического контроля, при проведении экоаналитических работ в рамках международных соглашений;

(2)    зкоаналитические лаборатории, кроме СИАК, претендующие на выполнение арбитражных анализов, работ для целей государственного, производственного экоаналитичеокого контроля, осуществляемого на договорных основах, получения базовой экоаналитической информации (например, для включения в экологический паспорт, составления томов ЦЦБ и др.).

(3)    зкоаналитические лаборатории, в том числе СИАК, претендующие на выполнение анализов для целей экологической сертификации.

Примечание.

Аккредитованная лаборатория участвует в вышеперечисленной деятельности в пределах, ограниченных ее областью аккредитации.

2.7.2.    При выполнении экоаналитических работ, не включенных в п.2.7.1, аккредитация лабораторий, осуществляющих эти работы, носит добровольный характер.

2.8.    Привлечение к государственному контролю аккредитованных экоаналитических лабораторий, не уполномоченных государством на данный род деятельности, осуществляется по согласованию с ЦСИ или с соответствующим территориальным органом Минприроды России.

2.9.    Зкоаналитическая лаборатория может быть аккредитована на срок, не превышающий трех лет. Конкретный срок устанавливает орган по аккредитации.

2.10.    Аттестованная СИАК и аккредитованная зкоаналитическая лаборатория должны удовлетворять критериям, изложенным в разделе 3 настоящего документа.

2.11.    Обязательным этапом аттестации и аккредитации экоаналитических лабораторий является экспериментальная проверка их технической компетентности в проведении КХА в закрепленной или заявленной области деятельности.

2.12.    Итогом аттестации СИАК является официальный документ: "Свидетельство об аттестации специализированной инспекции анали

тического контроля" или "Заключение о приостановлении контрольно-аналитической деятельности специализированной инспекции аналитического контроля".

2.13.    Итогом положительных результатов аккредитации экоанали-

тической лаборатории является официальный документ:    "Аттестат

аккредитации лаборатории". При отрицательных результатах аккредитации экоаналитическая лаборатория получает извещение об отказе в аккредитации.

2.14.    Аккредитация аттестованной СИАК по усмотрению органа по аккредитации может быть проведена по результатам ее аттестации.

2.15.    Аттестованные СИАК, аккредитованные экоаналитические лаборатории подлежат инспекционному контролю с обязательным проведением активного (на основе эксперимента) внешнего контроля качества их работы.

2.15.1.    Инспекционный контроль аттестованных СИАК в течение всего срока действия свидетельства об их аттестации организуют органы по аттестации.

2.15.2.    Инспекционный контроль аккредитованных экоаналитичес-ких лабораторий в течение всего срока действия аттестатов их аккредитации организуют органы по аккредитации.

2.15.3.    По усмотрению органа по аккредитации для аккредитованной СИАК допустимо ограничиться проведением инспекционного контроля, осуществляемого органом по аттестации СИАК, при условии согласования плана контроля о органом по аккредитации.

Примечание.

Орган по аттестации СИАК доводит до сведения органа по аккредитации информацию о результатах инспекционного контроля и несет ответственность за объективность ее представления.

2.16.    Методическое и организационное руководство работами по аттестации СИАК, ответственность за их аккредитацию (в рамках установленной для Минприроды России компетенции) возложены на ЦБОМС АК Минприроды России.

2.17.    Научно-методическое и организационное руководство работами по аккредитации экоаналитических лабораторий возложено на Уральский НИИ метрологии Госстандарта России.

2.18.    Перечень документов, рекомендуемых для осуществления экоаналитической деятельности и соблюдения предъявляемых к ней требований, приведен в справочном Приложении Б.

3. КРИТЕРИИ АТТЕСТАЦИИ СКАК И АККРЕДИТАЦИИ ЭКСАН/ЛИТИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ

3.1.    Положительные решения при аттестации (ЗНАК принимают при их соответствии критериям аттестации, при аккредитации зкоанали-тических лабораторий - при их соответствии критериям аккредитации.

3.2.    Критериями аттестации СИАК являются;

(1)    наличие и соблюдение условий, обеспечивающих получение результатов КХА в закрепленной области деятельности СИАК с необходимой точностью (с допускаемыми погрешностями, если нормы погрешностей заданы, при отсутствии норм - с приписанными погрешностями, не превышающими установленные в методиках КХА по результатам их метрологической аттестации, при отсутствии последних и заданных норм - с погрешностями, принятыми для процедуры внешнего контроля, проводимого для целей аттестации СИАК в условиях отсутствия аттестованных методик КХА);

(2)    положительные результаты экспериментальной проверки технической компетентности в выполнении КХА.

3.3.    Критериями аккредитации в ^аналитических лабораторий являются:

(1)    наличие и соблюдение условий, обеспечивающих техническую компетентность (при необходимости - независимость) лаборатории в заявленной области аккредитации и их соответствие требованиям правил Системы;

(2)    положительные результаты экспериментальной проверю; тех* нической компетентности лаборатории.

3.4.    Условиями, обеспечивающими получение результатов КХА в закрепленной области деятельности СКАК с необходимой точностью, являются:

3.4.1.    Наличие нормативных документов, регламентирующих методики КХА, необходимых для выполнения СКАК закрепленных за вей функций, и их соответствие требованиям ГОСТ 8.010-90.

3.4.2.    Наличие руководств по отбору и хранению проб, регламентирующих процедуры получения представительных проб и неизменность их состава.

3.4.3.    Наличие методик приготовления аттестованных смесей, необходимых для метрологического обеспечения КХА с учетом всех метрологических функций их применения (градуировки используемых средств измерений, их аттестации и поверки, контроля точности ре-