Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

271 страница

Купить РД ГМ 01-02 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В руководящем документе изложены основные требования и рекомендации по защите механического оборудования и специальных стальных конструкций гидротехнических сооружений от коррозии на стадиях проектирования, изготовления и монтажа, а также восстановления противокоррозионной защиты при ремонтах.

 Скачать PDF

Вышел взамен РД ГМ 065-94.

Оглавление

1 Введение

2 Учет требований ПКЗ при проектировании МО и СК ГТС. Планирование работ

3 Подготовка поверхности металла перед нанесением противокоррозионных покрытий

4 Лакокрасочные материалы

5 Выбор систем защитных лакокрасочных покрытий

6 Погодные условия и их влияние на проведение противокоррозионных работ

7 Технология нанесения лакокрасочных покрытий

8 Защита комбинированными покрытиями

9 Электрохимическая защита

10 Климатические параметры, контролируемые при противокоррозионных работах

11 Техника безопасности и противопожарные мероприятия

Приложения

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Руководящий документ

по защите от коррозии механического оборудования и специальных стальных конструкций гидротехнических сооружений РД ГМ—01—02

Руководящий документ по защите от коррозии механического оборудования и специальных стальных конструкций гидротехнических сооружений РД ГМ-01-02

ГИДРОМОНТАЖ


Москва

2002


жание вредных примесей по границам зерен в удельном объеме стального фрагмента, прокатанного до относительно малых толщин, чем в удельном объеме толстого проката.

Присутствие окалины усиливает язвенный характер коррозии. Средняя скорость коррозии стали в воде без окалины не превышает 0,5-0,7 мм/год. С окалиной скорость коррозии Ст. 3 увеличивается во времени несколько медленнее, чем без окалины, но образовавшиеся язвы могут достигать глубины до 3-4 мм уже через 2-3 года.

2. Учет требований ПКЗ при проектировании МО и СК ГТС. Планирование работ

2.1. Общие положения

При проектировании МО и СК для гидросооружений необходимо обеспечить заданную их прочность и максимальную продолжительность безремонтной эксплуатации.

Общий ресурс МО и СК во многом зависит от комплекса противокоррозионных мероприятий, реализованных на стадиях проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации.

К таким мероприятиям относятся:

—    правильный выбор проектных и конструкторских решений, позволяющих максимально снизить коррозионную нагрузку на МО и С К, что достигается совместной работой конструкторов и специалистов по коррозии;

—    разработка технологии ПКЗ с привлечением специализированной организации; соблюдение технологических требований при строгом контроле со стороны заказчика и авторского надзора при выполнении ПКЗ.

Примечание. Основным конструкционным материалом для изготовления МО и СК ГТС являются углеродистая и низколегированные стали. При проектировании в расчет принимаются только прочностные характеристики сталей и не учитывается их противокоррозионная стойкость.

Практика показывает, что почти все марки применяемых сталей корродируют примерно с одинаковой скоростью, поэтому в РД ГМ-01-02 при выборе схемы ПКЗ МО и СК марки сталей с точки зрения их сравнительной коррозионной стойкости не рассматриваются.

2.2. Основы рационального проектирования

Рациональное проектирование (на стадиях рабочих чертежей КМ и КМД) с целью повышения долговечности МО и СК заключается в том, чтобы изначально в проекте конструкции не было зало-

11

жено причин, способствующих возникновению коррозии и ее развитию, а именно:

—    элементы конструкции должны быть спроектированы так, чтобы их формы не создавали потенциально опасных для коррозии участков;

—    конструкции должны быть легко обтекаемыми водой (для погруженных в воду постоянно) и хорошо продуваемыми воздухом (для находящихся в атмосфере);

—    поверхности МО и СК должны быть доступными для нанесения защитных покрытий;

—    поверхности МО и С К, подвергающиеся воздействию агрессивной среды, не должны иметь резких искривлений или острых ребер, на которых трудно сформировать качественные защитные покрытия;

—    острые кромки, образующиеся в процессе обработки металла, должны быть закруглены, вокруг отверстий и вдоль обрубленных краев заусенцы удаляются (рис. 2.1);

Острая кромка    Скошенная    кромка    Закругленная    кромка

(плохо)    (лучше)    (хорошо)

Рис. 2.1. Обработка острых кромок. 1 — Металл; 2 — покрытие

—    в конструкциях, перемещающихся относительно друг друга, места контактов должны проектироваться с учетом исключения механических повреждений защитных покрытий;

—    при создании конструктивных форм необходимо учитывать, что на элементах конструкций не должны скапливаться гигроскопичная пыль, конденсат, вода, т.е. следует избегать застойных зон, пазух, карманов, щелей и т.д. (рис. 2.2, 2.3)

В элементах конструкций для предотвращения накапливания воды, загрязнений и продуктов коррозии должны применяться дренажные отверстия, желоба и разрывы для стока и максимально возможные зазоры (рис. 2.2В, рис. 2.3 и 2.4);

Отверстие для стока воды



Ребро


Рис. 2.2. Уменьшение коррозионных нагрузок на узлы конструкции: А — за счет пространственного расположения элементов конструкций;

Б — выборка в ребре для стока воды; В — отверстие для стока


Рис. 2.3. Предотвращение задерживания воды в соединении “фасон-ка”—уголки


13


Плохо

Хорошо

Менее 20 мм    Более 20    мм

Рис. 2.4. Увеличение опасных зазоров (щелей)


Сплошная сварка



Рис. 2.5. а — плохо, б — лучше, в — хорошо


—    сварные соединения более предпочтительны, чем болтовые (рис. 2.5)

Рис. 2.6. Конструкции сварных соединений: а — плохо, б — хорошо


—    прерывистая и точечная сварка, а также сварка внахлест не должны применяться за исключением тех мест, где риск коррозии незначителен (рис. 2.6);

— следует избегать использования составных сечений из уголков (т.н. спаренные уголки) и швеллеров, в которых образу-

14


ются щели, недоступные для возобновления защитных покрытий и где возможно возникновение нарастающего давления, вызванного образованием продуктов коррозии, которые могут разрушать фрагмент конструкции (см. рис. 2.4, 2.7, 2.8);

Коррозия в элементе из тонколистовой стали (деформация стали)

Рис. 2.7. Некоторые виды коррозионных разрушений

—    элементы, где есть риск развития коррозии и которые после монтажа будут недоступны для осмотра и ремонта, должны быть запроектированы с использованием материалов, устойчивых к коррозии, или при изготовлении должна быть нанесена защитная система покрытий, сохраняющая свою эффективность на все время службы конструкции. Иногда в таких случаях могут применяться и допуски на коррозию;

—    узкие промежутки, щели и стыки внахлест — потенциальные места усиленной коррозии, возникающей от скопления влаги и грязи, включая остатки абразивов, которые использовались при подготовке поверхности. Коррозии такого вида можно избежать способом герметизации, например, накладками (рис. 2.8);

15



уъ/А


Рис. 2.8. Герметизация щели в узле со спаренными уголками


~ конструкции сварных швов должны способствовать получению качественной сварки: полный провар, отсутствие пористости, отсутствие зазоров и гладкая поверхность шва (рис. 2.9);


Пленка

краски

Выступающие части (трудно окрашивать)

Гладкая сварная поверхность


Недостаточно плоская сварка

Скопившаяся грязь

Рис. 2.9. Влияние вида поверхности сварного соединения на развитие коррозии


— выбирая и рассчитывая конструктивную форму, необходимо принимать во внимание не только коррозионную активность


эксплуатационной среды, но также и другие ее особенности, например, скорость потока воды и наличие абразивных частиц;

—    выбирая толщину проката (особенно листового), следует учитывать относительно повышенную скорость коррозии стали толщиной менее 12 мм (см. п.1.6);

—    избегать усиления конструкций с применением накладок.

2.3. Разработка проекта (технологического регламента) противокоррозионной защиты

Основой для разработки проекта ПКЗ является указание автора проекта МО и С К в виде записи на сборочных чертежах, содержащее основные условия эксплуатации, влияющие на развитие коррозионных процессов, а именно:

—    климатический район, в котором находится ГТС;

—    характер и интенсивность коррозионного воздействия сред на МО и СК.

Эти условия регламентируются настоящим РД ГМ-01-02 и СНиП 2.03.11-85 “Защита строительных конструкций от коррозии”.

Кроме того, необходимо указывать площадь поверхности защищаемой конструкции.

Данные для разработки проекта ПКЗ в соответствии с РД ГМ-01-02 и СНиП 2.03.11-85

Условия эксплуатации:

Климатический район: тропический район (“Т”)

Воздействие среды:

— пресная вода при больших скоростях потока (IV)

Площадь поверхности окраски одного изделия..............................кв.м

Всех изделий по данному заказу...........................................кв.м

Площадь поверхностей, подлежащих обетонированию, одного изделия.......кв.м

Всех изделий.............................................................кв.м


Пример записи на чертежах:

ПКЗ.


17

В соответствии с указанной записью выбирается схема противокоррозионной защиты (см. раздел 5) и разрабатывается проект

2 - 7577

Поскольку каждой записи могут соответствовать несколько схем защитных покрытий, а требования к покрытию не ограничиваются только соответствием его той или иной климатической зоне и воздействию среды, Исполнитель работ с привлечением специализированной организации разрабатывает проект ПКЗ и согласовывает его с Заказчиком.

В проекте ПКЗ учитываются следующие факторы:

—    заданная Заказчиком долговечность покрытия;

—    сроки выполнения, время года и погодные условия в период производства работ;

—    агрессивность эксплуатационной среды (вода или воздух);

—    совместимость выбранного покрывного материала с заводской грунтовкой или краской, состояние грунта и краски, наличие коррозии и окалины;

—    особенности производственного процесса: работа на высоте с подвесных люлек, стесненность, работа вблизи действующего оборудования и т.п.;

—    общий объем и фронт работ;

—    наличие на объекте магистрали сжатого воздуха, компрессоров и специального оборудования и абразивного материала;

—    особые требования заказчика: защита МО от обрастания, мероприятия по защите окружающей среды, колер покрытия;

—    экономическая целесообразность выбираемой схемы ПКЗ и финансовые возможности Заказчика.

18

2.4. Планирование работ по противокоррозионной защите МО и СК

Заказчик

А. Планирование противокоррозионных работ на заводе-изготовителе

Проектная организация

Определяет коррозионные факто-^ ры, воздействующие на МО и СКГТС в процессе эксплуатации (климатический район, воздействие среды, условия эксплуатации).

-►Определяет завод-изготовитель и -►специализированную организацию |по разработке проекта ПКЗ._


За казч и к, з авод-из гото витель :


Специализированная организация по ПКЗ

|

j Подбирает ЛКМ, определяет степень подготовки поверхности либо выдает схему консервации и последующей расконсервации. В необходимых случаях по договору с за-j водом и (или) заказчиком осуществляет авторский надзор, консуль-

^ W.

j тирует исполнителя, решает вопрос ; с поставкой ЛКМ и участвует в составлении гарантийных обязательств.

Составляют график изготовления и поставки МО и СК с указанием способа доставки (ж/д транспортом, морем и т.д.) и определяют время нанесения ПКЗ.

За вод-изготов ител ь

Выполняет работы по подготовке поверхности и нанесению грунтовки или производит консервацию. Предоставляет Заказчику документацию по выполненной ПКЗ и со-ответствующие тарантийные обязательства по качеству.

2*

19

“Руководящий документ по защите от коррозии механического оборудования и специальных стальных конструкций гидротехнических сооружений”

РД ГМ-01-02, Москва, 2002 г.

Авторский коллектив: Редреев С.Е., Бойко И.А., Андреев Э.М., Бабкина З.Ф.

Под общей редакцией Билева Е.А.

Коллектив авторов выражает благодарность специалистам ОАО “Трест Гидромонтаж”, СПКТБ “Ленгидросталъ”, СПКТБ “Мос-гидросталъ”, ОАО “Чеховский завод Гидросталь” и других организаций за помощь в подготовке РД ГМ 01-02, а также лично И.О. Рыбаку, В А. Дмитриеву, С.В. Леенсону и AM. Орловскому за просмотр рукописи и ценные замечания.

Все замечания и предложения по содержанию руководящего документа просим направлять по адресу:

123423, Москва, Карамышевская наб., д. 37, ОАО “Трест Гидромонтаж”, УПТК; тел./факс (095) 946-2839, тел. 191-6575, 191-8172; E-mail: info@uptk.ru.

ISBN 5-85297-062-X

Б. Планирование противокоррозионных работ на строящемся гидротехническом сооружении



20


Министерство энергетики Российской федерации Акционерное общество открытого типа

УТВЕРЖДАЮ


«Трест Гидромонтаж»

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

по защите гидромеханического оборудования и металлоконструкций гидротехнических сооружений от коррозии

СОГЛАСОВАЛО

РД ГМ-01-02

Начальник Управления иаучно-технатесжого 1 энергстша!

Москва 2002 г

РД ГМ-01-02 “Руководящий документ по защите от коррозии механического оборудования и специальных стальных конструкций гидротехнических сооружений” разработан ОАО “Трест Гидромонтаж” взамен РД ГМ-065-94 с учетом основных положений СНиП 2.03.11-85 “Защита строительных конструкций от коррозии” (с изменениями 1996 г.), СНиП 3.04.03-85 “Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии” и ГОСТ 15150-69 “Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды”.

В РД ГМ-01-02 изложены основные требования и рекомендации по защите механического оборудования и специальных стальных конструкций гидротехнических сооружений от коррозии на стадиях проектирования, изготовления и монтажа, а также восстановления противокоррозионной защиты при ремонтах.

Рекомендации РД ГМ-01-02 базируются на использовании новейших лакокрасочных материалов, технологий и оборудования, появившихся в последние годы. Старые материалы, по которым имеется положительный опыт применения, также рассматриваются в Документе.

РД ГМ-01-02 дает рекомендации по временной защите элементов механического оборудования и специальных стальных конструкций, подлежащих заделке в бетон.

РД ГМ-01-02 предназначен для организаций и предприятий, занимающихся проектированием, изготовлением, монтажом и ремонтом (в период эксплуатации) механического оборудования и специальных стальных конструкций гидротехнических сооружений, а также для специализированных организаций, занимающихся разработкой технологических процессов и проектов противокоррозионной защиты гидротехнических сооружений.

РД ГМ-01-02 может быть также использован любыми другими организациями и предприятиями, которые нуждаются в надежной и долговременной защите от коррозии металлических конструкций и оборудования.

1. Введение

1.1. Определения. Термины. Сокращения

В тексте РД приняты следующие сокращения наиболее часто встречающихся терминов:

МО — механическое оборудование

СК — специальные стальные конструкции

ГТС — гидротехнические сооружения

Л КМ — лакокрасочные материалы

ПКЗ — противокоррозионная защита.

Механическое оборудование гидротехнических сооружений — совокупность устройств, необходимых для пропуска воды при эксплуатации ГТС.

Состав МО:

—    затворы всех типов, штанги затворов, сороудерживающие решетки, шлюзовые ворота и другие подвижные конструкции;

—    закладные части (пазовые конструкции затворов и решеток), другие металлические конструкции и детали, заделываемые в бетон;

—    подъемно-транспортные механизмы, предназначенные для маневрирования подвижными конструкциями (подъемные краны, стационарные подъемники, в том числе гидроподъемники).

—    захватные балки;

—    решеткоочистные машины;

—    компенсаторы трубопроводов.

Основные С К:

—    трубопроводы, облицовки и уравнительные резервуары;

—    эстакады;

—    подкрановые балки;

—    мосты шоссейные, железнодорожные и служебные;

—    металлические каркасы здания ГЭС, других зданий и сооружений.

5

Указанные МО и СК ГТС эксплуатируются, как правило, в условиях повышенной влажности, при постоянном либо периодическом погружении в воду. Вода может иметь различную степень агрессивности и иметь различную скорость потока. Эти условия предъявляют определенные требования к противокоррозионной защите, защите от абразивного износа и обрастания.

Термин противокоррозионная защита (в дальнейшем ПКЗ) подразумевает комплекс мероприятий, направленных на повышение долговечности и надежности МО и СК ГТС при длительной эксплуатации в средах различной агрессивности.

1.2. Понятие об агрессивности среды

Для ГТС основными факторами, определяющими агрессивность среды, являются:

—    параметры климата в месте расположения объекта: холодный, умеренный, тропический (ГОСТ 16350-80, ГОСТ 9.039-74 и ГОСТ 24482-80);

—    зоны влажности: сухая, нормальная, влажная или мокрая (СНиП II-3-79);

—    условия эксплуатации конструкции или оборудования: на воздухе, в воде, в воде и на воздухе попеременно;

—    для воздушных сред: агрессивность газов в зависимости от их вида и концентрации, наличие солей, аэрозолей и пыли, степень их гигроскопичности;

—    для водных сред: показатель pH, концентрация кислорода, суммарная концентрация сульфатов и хлоридов, жесткость (см. ниже), наличие биологических факторов, скорость потока и наличие в нем абразивных частиц.

На основе анализа перечисленных факторов и их комбинаций можно определить степень агрессивности среды: неагрессивная, слабоагрессивная, среднеагрессивная и сильноагрессивная.

Часть из приведенных факторов относятся к понятию “климатические условия эксплуатации” и обозначаются следующим образом:

—    умеренный климат (У);

—    умеренный и холодный (УХЛ);

—    холодный (ХЛ);

—    тропический влажный (ТВ);

—    тропический сухой (ТС);

—    тропический (Т);

—    любой, кроме очень холодного (О);

—    умеренный морской (М);

—    тропический морской (ТМ);

—    тропический морской и умеренно холодный (ОМ);

—    любой (В)1.

В РД ГМ-01-02 указанные выше климатические условия усреднены и сведены:

по климату — к трем основным районам (ГОСТ9.104-79):

—    районы с умеренным климатом “У”

(колебания температуры от -45 до +45°С)

—    районы с холодным климатом “ХЛ”

(колебания температуры от -64 до +38°С)

—    районы с тропическим климатом “Т”

(колебания температуры от -9 до +50°С) и по условиям эксплуатации (ГОСТ 9.032-74*), из которых для гидросооружений имеют практическое значение следующие группы:

—    группа 1 “Воздействие открытой атмосферы (солнечная радиация, атмосферные осадки)”;

—    группа 4/1 “Постоянное воздействие пресной (речной) воды или ее периодическое воздействие (вода-воздух)”;

—    группа 4/2 “Воздействие морской воды длительное или периодическое (вода-воздух)”.

Для МО и С К ГТС первостепенное значение имеют условия эксплуатации в пресной воде, имеющей различные параметры, в разной степени активно влияющие на коррозионные процессы стали: жесткость (содержание карбонатов), которая зависит от самых разных причин: дебита притоков промышленных и бытовых загрязнений, характера стока, природы подстилающих пород; показатели жесткости могут изменяться в пределах 250-500 мг/л;

В скобках приводятся условные обозначения.

7

солесодержание пресных вод, которое обычно колеблется в широких пределах (100-1000 мг/л). Значения pH этих вод близки к нейтральному значению;

содержание кислорода повышается летом (5-10 мг/л) и снижается зимой (1,5-5 мг/л). Это связано с уменьшением конвективного перемешивания в зимний период и зависит от солесодержа-ния, а именно: больше хлоридов в воде — меньше кислорода; концентрация ионов С1~ и SO может изменяется от десятков до сотен мг/л;

удельное сопротивление; для пресных вод — в пределах 18-125 Ом/м;

временная жесткость — важнейший коррозионный показатель для естественных вод. Это связано с тем, что при высоком содержании в воде ионов кальция и магния на поверхности металла образуются сплошные плотные и прочные пленки карбоната кальция и гидрата окиси магния, препятствующие доступу кислорода (деполяризатора) к металлу и тормозящие коррозионные процессы. Пониженные концентрации кальция и магния смягчают воду и способствует ускорению коррозии.

1.3. Виды коррозионного разрушения

На МО и СК ГТС наблюдаются практически все основные виды коррозии: атмосферная коррозия в условиях влажной воздушной среды различной агрессивности, подводная коррозия при полном, неполном или переменном погружении, подземная коррозия или разрушение в грунтах.

В особую группу выделяют виды коррозии при воздействии механических нагрузок: коррозию под напряжением при одновременном воздействии коррозионной среды и постоянных или переменных нагрузок и коррозионное растрескивание.

Различают и такие специфические виды коррозии:

—    коррозия при трении, развивающаяся при одновременном воздействии среды и трения;

—    фреттинг-коррозия при колебательном перемещении двух металлических поверхностей относительно друг друга в условиях коррозионной среды;

—    коррозионная кавитация или разрушение при ударном воздействии жидкой среды;

—    коррозионная эрозия;

—    контактная коррозия металлов, имеющих различные потенциалы в данной среде;

—    коррозия блуждающими токами за счет посторонних источников постоянного тока.

Как самостоятельный вид коррозии может рассматриваться биокоррозия, инициаторами или стимуляторами которой являются микроорганизмы, грибковые образования, бактерии и пр.

По ГОСТ 5272-80 коррозия подразделяется на ряд видов с характерными особенностями локализации развития.

Местная (неравномерная) коррозия характеризуется разрушением отдельных участков поверхности металла, в т.ч. с образованием питтингов и язв, а сквозная — образованием перфораций.

Подповерхностная (расслаивающая) коррозия начинается с поверхности, но развивается преимущественно в направлении пластической деформации металла (например, вдоль текстуры прокатки).

Ножевая коррозия — локализованное разрушение металла в зоне сплавления и термического влияния сварных соединений, имеющее вид порезов.

Избирательная коррозия характеризуется разрушением одной структурной составляющей или неметаллических включений в стали.

Щелевая коррозия — усиление процесса разрушения стали в зазорах двух металлов или при неплотном контакте стали с коррозионно-инертным материалом.

На скорость и характер протекания коррозионных процессов на стали, кроме среды, оказывают влияние и некоторые металлургические факторы.

Влияние толщины проката на скорость коррозии стали.

Тонколистовая сталь (меньше 12 мм) корродирует с относительно большей скоростью, чем толстолистовая, что подтверждается многочисленными наблюдениями за скоростями коррозии конструкционных сталей на гидросооружениях.

При равных других условиях данное явление можно объяснить относительно большей концентрацией дефектов структуры стали: скопления дислокаций (несовершенств структуры металла), содер-

9