Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

Купить Рекомендации — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ предназначен для предприятий и организаций гражданской авиации, осуществляющих проектирование мусоросжигательных пунктов и подготавливающих для этой цели исходные данные по объемам накопления и составу твердых отходов в аэропортах

 Скачать PDF

Оглавление

1. Твердые отходы в аэропортах и их классификация

2. Санитарная и пожарная опасность твердых отходов

3. Состав и объемы накопления твердых отходов в аэропортах

4. Требования к методу и процессу термического обезвреживания и уничтожения твердых отходов

5. Требования к конструкции мусоросжигательной печи

6. Теплотехнические свойства твердых отходов

7. Требования к проектированию пунктов сжигания отходов

8. Санитарно-защитная зона

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство гражданской авиации Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект

РЕКОМЕНДАЦИИ по проектированию пунктов уничтожения твердых отходов в аэропортах

Москва 1984

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт АЭРОПРОЕКТ

РЕКОМЕНДАЦИИ 00 ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПУНКТОВ УНИЧТОЖЕНИЯ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ В АЭРОПОРТАХ

Москва 1984

. I

2

_____ 3

4

Твердые строительные отхода Объем накопления:

среднесуточный, т/сут

3,2

2,5

1.5

среднегодовой, т/год

900

700

420

Отношение к общему объему отходов, %

30,2

(26,7)

30,0

(26,7)

32,7

Общий объем накопления:

среднесуточный, т/сут

10,3

(11,7)

8,0

(9,8)

4,6

среднегодовой, т/год

2980

(3370)

2320

(2620)

1285

Всего, %

100

100

100

Примечание. Цифры в скобках даны с учетом авкагородка.

4. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ И ПРОЦЕССУ ТЕРМИЧЕСКОГО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ

4.1.    Выбор метода обезвреживания и уничтожения твердых отходов (вывоз на свалку иди полигон, переработка в компост, захоронение, сжигание и т.д.) должен обусловливаться возможностями аэропорта, санитарно-гигиеническими требованиями, технико-экономической целесообразностью и другими факторами.

4.2.    Целесообразность термического метода обезвреживания и уничтожения отходов может бить оценена исходя из следующих критериев:

-    капитальные затраты на I ьг или тонну годового накопления отходов;

-    эксплуатационные затраты;

-    эффективность и окупаемость мероприятия по обезвре-

10

живанию ели уничтожению отходов;

-    возможность использования в народном хозяйстве как самих отходов (иди zx части), так и продуктов переработки;

-    уровень механизации процесса sarpy-зки твердой отходов и удаления золы (шлака) из печи;

-    санитарная оценка планируемого мероприятия с учетом требований охраны окрухахщей среды.

4.3.    Термический метод (сжигание) рекомендуется в слэ-дущих случаях: при содержании в отходах менее 30$ активного органического вещества, при отсутствии гарантированных потребителей отходов (полигонов, мусороперерабатываю-щкх заводов) в радиусе не более 15 км, в условиях повышенных санитарных требований к обезвреживанию отходов, особенно в аэропортах международных авиалиний и аэропортах, обеспечивающих полеты в южные районы страны.

4.4.    Цри проектировании пункта обезвреживания отходов в аэропорту следует учитывать следующие достоинства и недостатки метода сжигания отходов в сравнении с биотерми-ческны или $иаико-химнческим методами.

Метод скитания отходов характеризуется следующими факторами:

-    не требует большого земельного участка для размещения мусоросжигательного оборудования;

-    исключает необходимость транспортировки отходов на значительные расстояния к месту их сбора или переработки

и тем самым экономит транспортные расходы, снижает потребность в мусоросборной технике;

-    обеспечивает полное обеззараживание отходов, обладающих высокой инфицированвостью и повышенными санитарными требованиями к их обеззараживанию (отходы, образующиеся в гостинице, аэровокзальном комплексе, в пунктах службы быта, медицинских пунктах н т.д.);

-    обеспечивает ликвидацию производственных отходов АТБ, значительная часть которых не макет быть использована в качестве вторичного сырья или для приготовления удобрения;

-    вследствие высокой теплотворной способности сжигаемых отходов (до 14,65 МДж/кг) позволяет экономить расход

П

rasa на первом этапе сжигания за счет хорошей воспламеняемости отходов;

-    не требует больших затрат на охрану окружающей сре

да;

-    обеспечивает высокую степень механизации и автоматизации основных операций, а также снижение до минимума количества обслуживающего персонала.

К основным недостаткам метода уничтожения отходов сжиганием относятся:

-    сложность утилизации тепла от сжигания малых количеств отходов и неравномерности их горения;

-    необходимость создания высоких (до 1000°С) температур, а следовательно, более сложного и дорогого оборудования и автоматики терморегулирования процесса горения;

-    необходимость обеспечения эффективной очистки дымовых газов от вредных примесей и летучей золы.

4.5.    Технологически?, процесс термического уничтожения твердых отходов должен включать механизированную транспортировку отходов к станции, выгрузку отходов f бтякер-нако-иитель, механизированную подачу отходов к приемному бункеру мусоросжигательной печи, сжигание отходов в печи, механизированное удаление золы и шлака из печи.

4.5.    Транспортировка отходов к мусоросжигательной станции может быть обычной (с применением автомобилей-мусоровозов) или пневматической (вакуумной). Последний метод требует детального технико-экономического обоснования, не всегда исключает применение цусоровоэов, но успеаво может быть совмещен с вакуумной уборкой производственных помещений аэровокзала, АТБ и других служб аэропорта.

4.7. Вакуумная система сбора твердых отходов имеет ряд технических и санитарно-гигиенических преимуществ по сравнению с транспортированием отходов с помощью мусоровозов. К таким преимуществам относятся:

-    отсутствие контакта персонала с гниющими отходами;

-    исключение ручного труда при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах;

-    возможность полной автоматизации сбора отходов;

12

- сокращение площадей подъездных путев к мусороприем» нни камерам.

5. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНОЙ ПЕЧИ

5.1.    Современные мусоросжигательные установки должны удовлетворять следующим основным санитарно-гигиеническим требованиям:

-    полное обезвреживание высокоинфицированннх отходов;

-    минимальное содержание в золе органическое части отходов;

-    отсутствие в газовых выбросах и. в золе токсичных я ядовитых веществ;

-    герметичность приемного отделения и полное отсутствие контакта персонала аэропорта с отходами, предназначенными для сжигания.

5.2.    Конструкция установки должна обеспечивать:

-    равномерное и легкорегулируемое полное сжигание при стабильной температуре 900-1100°С независимо от состава

н размера отходов;

-    перемешивание отходов в процессе горения;

-    стерильность шлака и отсутствие в нем гнмщих остатков;

-    эффективность очистки дымовых газов от вредных примесей и летучей золы;

-    высокую степень механизации и автоматизации работы по загрузке отходов и удалению из печи золы и лишка;

-    снижение до минимума количества обслуживающего персонала;

-    простоту обслуживания и ремонта;

-    высокую изноео— и коррозионную устойчивость всех деталей конструкции;

-    потребность в небольших площадях производственных помещений и земельного участка;

-    возможность утилизации тепла от сжигания отходов.

5.3.    По производительности и необходимой санитарно-

защитной зоне мусоросжигательные установки можно разделить на следующие четыре группы (табл. 3).

Таблица 3

Вид установки

Средняя теплота сгорания отходов

Номинальная производитель ность, кг/ч

;СйИимальнш. размер еа~ нитарно-^а~ витной зоны, и

Дк/кг

кад/кг

Мелкая

12560

3000

До 100

100

Небольшая

12560

3000

100-500

150

Средняя

10470

2500

500-3000

200

Крупная

8370

2000

3000 я более

300

5.4. В зависимости от конструкции топочного устройства различают печи с топками без вурущего аффекта и топками с шурующим эффектом (табл. 4). Шуровка (перемешивание) должна обеспечивать азрацню слоя горящих отходов путем расшдаковкж спекшихся частей.

Таблица 4

Вид топки

Системы

с колосниковой решеткой

без колосниковой решетки

Без шурующего эффекта

Наклонные, горизонтальные, опрокидывающиеся, цепные механические

Шахтные, пламенные

С шурующим эффектом

Каскадные, валковые* качающиеся, щшшдри* чеекие и конические вращающиеся,переталкивающие (наклонные, горизонтальные)

Шаблонные, псевдо-■ сжиженные, иного-подонне, бар&бал-• яые (прямоточные, JpOгквоточныв, комбинированные)

5.5. 'Конструкция мусоросжигательной печи должна обеспечивать выполнение следующих последовательных стадий процесса сжигания отходов: сушку, горение, дожигание.

14

УДК 628.4.032

Рекомендации по проектированию пунктов уничтожения тверда отходов в аэропортах разработаны в ПШ и НИИ ГА Аэропроект, согласованы Управлением аварийно-спасательных работ и охраны аэропортов и утверждены Медико-санитарным управлением МГЛ 31 октября 1983 г.

Рекомедадии предназначены для предприятий и организаций гражданской авиации, осуществдяхцих проектирование мусоросжигательных пунктов и подготавливавцкх для этой цели исходные данные по объемам накопления и составу твердых отходов в аэропортах.

Рекомендации разработал канд.техн.ваух С.Э.Демеикевич.

I. ТВЕРДЫЕ ОТХОДЫ В АЭРОПОРТАХ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1.    В процессе эксплуатации я строительства производственных и вспомогательных зданий и сооружений аэропорта образуется значительное количество твердых отходов, имеющих различный морфологический и фракционный состав.

Изучение и учет твердых отходов имеет важное народо-хозяйственное значение и способствует качественному определенно объемов, состава я источников формирования вторичных оырьевых ресурсов в стране; выбору и разработке эффективных оредств и оистем сбора, удаления, обезвреживания и использования твердых бытовых и производственных отходов; составлению «локальных схем санитарной очистки и уборки территории аэропортов; нормированию объемов накопления, утилизация и обезвреживания твердых отходов; оценки возможных последствий экологического и санитарно-эпидемиологического воздействия отходов производства и потребления.

1.2.    Твердые отходы клаооифицируютоя по месту образования: отходы производства, отходы потребления и твердые продукты, уловленные на очистных вооружениях и установках.

1.3.    К отходам производства отвооятоя следующие:

-    промышленные (производственные) отходы - черный и цветной металлолом, древесина, бумага, текстильные отходы натуральных я синтетических тканей, пластыаооа всех видов, резина, кожа и кожезаменители, соли, щдакя, зола, лакокрасочные материалы, консистентные смазки, жиры и другие материалы, утратившие полностью или чаотично исходные потребительские свойства (химические и физические);

-    продукты физико-химической переработки сырья (полезных ископаемых), получение которых не является целью производственного процесса я которые могут быть в том или ином виде использованы в народном хозяйстве в качестве

3

топлива или сырья для яроизводетва других отраслей.

К отходам производства могут быть отнесены отходы производственных процессов авиационно-технических баз (АТБ), строительно-монтажных управлений, материально-технических и вещевых складов, складов горюче-смазочных материалов (тара), складов черных и цветных металлов и других служб гражданской авиации.

1.4. Отходы потребления - это бывшие в употреблении или в эксплуатации изделия и материалы, которые в результате физического или морального износа потеряли свои потребительские свойства, списанные в установленном порядке или выбрасываемые населением.

К отходам потребления относятся следующие:

-    бытовые отходы жилых зданий (авиагородков и поселков) - пищевые отходы, стекло, кожа, бумага, металл, тряпье, отходы от ремонта квартир и зданий, зола и шлак из отопительных устройств при местном отоплении, предметы до-машнего обихода (старая мебель, инвентарь и т.д.', бытовая пластмасса и изделия из синтетических материалов, комнатный и дворовый смет и др.;

-    отходы учреждений административного и общественного назначения - преимущественно бумага, дерево, текстиль, стекло, комнатный смет;

-    отходы торговых и складских помещений - бумага, деревянная, картонная и металлическая тара, упаковочный материал, смет и др.;

-    отходы предприятий общественного питания (столовые, кафе, рестораны, цехи бортового питания) - преимущественно пищевые отходы, кости, бумага, стекло, битая тара и посуда, смет;

-    строительные отхода - отхода строительных материалов, бетонных, железобетонных и деревянных конструкций, бой кирпича, стеклобой, мусор и другие;

-    отходы, образующиеся на территориях предприятий -смет с привокзальной площади и с искусственных покрытий перрона, мест стоянок, рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы, внутриаэропортовых автодорог и пешеходных

4

дорожек (продукты разрушения в истирания иохусотвенных покрытай, пыль, земхя, бумага, опаввая двства, отходы из урн в мусоросборннхов, ветошь я т.п.).

1.5.    Твердые продукты, уловленные на очяотных соору-хеняях в установках, - это разданного рода шламы, ил, осадки и взвеси, удаляемые из сооружений, установок и устройств по очистке технологических и вентиляционных газовоздушных смесей, выбрасываемых в атмосферу, а также по очистке и обезвреживанию хозяйственно-фекальных, производственных и поверхностных (ливневых, талых) сточных вод.

1.6.    Отходы производства и потребления делятся на используемые и неиспользуемые.

1.7.    К используемым отходам относятся твердые отходы, которые используются в народном хозяйстве в качестве топлива, кормов, удобрений или сырья (полуфабрикатов) для выработки определенных видав продукции как на самом предприятии, где образуются эти отходы, так и за его пределаг-ми (в других отраслях).

1.8.    Неиспользуемыми отходами считаются отходы (отбросы) , которые на современном уровне развития науки и техники не могут быть использованы в народном хозяйстве, либо их использование экономически нецелесообразно. Сюда же относятся отходы, которые не используются в аэропортах из-за отсутствия необходимых капитальных вложений на их переработку, потребителей продукции, изготавливаемой из этих отходов, организационно-технических мероприятий (технической документации, необходимого оборудования и т.д.) по их использованию и др.

2. САНИТАРНАЯ И ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ

2.1. Твердые отхода опасны в санитарно-гигиеническом и пожарном отношениях. Они являются благоприятной средой для развития патогенней микрофлоры, сдужат питательной средой для насекомых и грызунов, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний. Отходы с большим содержанием

S

органических ж пищевых продуктов быстро разлагаются, выделяя неприятный запах.

2.2.    В условиях достаточного снабжения кислородом начинается аэробное разложение твердых отходов, сопровождающееся саморазогреваяием внутренних слоев до температуры 70-90°С. Верхний слой отходов, как правило, быстро сохнет и легко воспламеняется.

2.3.    При больной увлажненности (85-95J6) и недостатке кислорода, что характерно для неорганизованного складирования отходов, начинается их анаэробное разложение с выделением сероводорода и более сложных соединений с резким неприятным запахом (индол, скатол н др.). Выделяющаяся при этом влага приводит к загрязнению почвы и грунтовых вод, попадает с поверхностным стоком ливневых и талых вод в поверхностные водоемы и активно их загрязняет.

2.4.    Примерно 65% твердых отходов, накапливаемых в крупных аэропортах, относятся к категории неутилизируе-шх (неиспользуемых) и делятся по гигиеническому принципу их обезвреживания и уничтожения на шесть категорий (табл.1).

2.5.    К самовозгорающимся относятся отходы второй и четвертой категорий. При их горении на открытом воздухе температура в горящей массе быстро поднимается до 400-600°С с активным газовым выделением. Тушение локального очага возгорания отходов целесообразно проводить огнетушителями.

Таблица I

Категория

Гигиеническая характеристика отходов по виду содержащихся в них загрязнений

Примерное годовое накопление, % к общему объему

Рекомендуемые метода обез-В1)вЖИВЭЛИЯ и уничтожения

. _ I

2

3

_ . 4

Первая

Инертные (зола, шлак, смет с искусственных покрытий, строительный мусор)

36

Использование при планировок ных и строительных работах

6

-I

2 _ __

_ -3

4 .....

Вторая

Биологически окисляемые и легко разлагающ!вся органические вещества (бумага,картон,отходи пищи, ошики,растительность)

29

Скитание или складирование на полигоне.

Третья

Слаботоксичные мадорас-творимые в воде {тлат очистных сооружений, отхода масляных лаков и красок, минеральные масла *)

5

То хе

Четвертая

Нефтемаелоподобнне (нефтепродукты ч» масла Ц, вршаолеявая ве-тшь» бензин, керосин)

28

Сжигание

Пятая

Токсичные со слабым загрязнением воздуха (отхода шгсроеиадевых и синтетических лакокрасочных покрытий» резина, пластмассовые изделия)

1.5

Высокотемпературное сжигание, складирование на специальном полигоне

Шестая

Токсичные ограниченного применения 1вещества и изделия, содержащие фенол, мышьяк, ртуть, сернистую и соляную кислоты, шшнида, соединения хрома, ядохимикаты)

0,5

Захоронение, обезвреживание на специальных установках

x)

Непригодные для дальнейшего использования.

2.6. Исходя из санитарно-гигиенической и пожарной опасности максимальный срок хранения твердых отходов в локальных мусоросборниках не должен превышать трое суток.

3. СОСТАВ И ОБЪЕМЫ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ В АЭРОПОРТАХ

3.1. Состав, свойства к объем накопления твердых отходов в аэропортах меняется в зависимости от климатических

7

условий, периодов года, степени благоустройства аэропортов, их пропускной способности и географического положения.

5.2.    Примерный морфологический состав отходов, образующихся в аэропортах, приведен ниже, а объем их накопления по классам аэропортов - в табл. 2.

3.3.    Среднесуточные нормы накопления твердых отходов на основных объектах аэропортов приведены в Нормах технологического проектирования аэропортов.

3.4.    Коэффициент, учитывающий неравномерность накопления отходов и представляющий собой отношение максимальной величины суточного накопления к среднесуточному за год, может быть принят для ориентировочных расчетов в аэропортах I - Ш классов равным 1,4, а в аэропортах ХУ и У классов-1,25.

3.5.    Относительная влажность отходов, собранных в открытые мусоросборники в дни снегопадов или дождя, в средней на 5-7% выше, чем в остальные дни. Средняя объемная масса накапливаемых в аэропорту отходов равна 0,2 - 0,35 т/мпри относительной влажности 45 - 65%.

Морфологвгческий состав отходов потребления и производства в аэропортах, %

Отходы потребления

Бумага, картон........................ 60

Пищевые отходы (непригодные для использования) . ........................... 8

Пластмассы............................ 13

Шлак, зола от котельных ............... 3

Мелкий мусор.......................... 16

Прочие................................ 10

Отходы производства

Лакокрасочные отхода .................. 5

Текстиль, лакоткань ................... 5

Резина, кожезаменители ................ 8

8

Полимерные материалы (в том числе

с металлическими включениями) ......... 22

Нефтепродукты, масла, смазка.......... 40

Дерево и древеснослоистые пластики ....    5

Прочие отходы ......................... 15

Твердые отходы сооружений для очистки производственных стоков

Шлам мусора........................... 40

Парафинированные нефтепродукты ........ 10

Песок................................. 25

Прочие................................ 25

Таблица 2

Показатели накопления

Аэропорт

1 класс

2

П-Ш

ХУ-У

выше

классы

классы

Твердые отхода потребления

Объем накопления:

среднесуточный, т/сут

4,2 (5,6)

3,1 (4,9)

1,3

среднегодовой, т/год

1210

(1600)

900

(1200)

365

Отношение к общему объему от

40,7

39,0

28,3

ходов, %

(47,5)

(45,8)

Твердые отхода производства

Объем накопления:

среднесуточный, т/сут

2,9

2,4

1,8

среднегодовой, т/год

870

720

500

Отношение в общему объему отхо

■ 29,2

31,0

39,0

ДОВ. %

(25,8)

(27,5) !

9