МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэролроект
РЕКОМЕНДАЦИИ по применению герметизирующих материалов для заполнения деформационных швов и трещин при ремонте аэродромных покрытий
ШНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Ааропроект
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕН!® ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДНЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ДШОРМАВДОНЖ ШВОВ И ТРЕЩИН ПРИ РЕМОНТЕ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
Москва 198?
УДК 625.717,089
Настоящие Рекомендации предназначены для использования при проведении работ по заливке швов бетонных покрытий я трещин в асфальтобетонных и бетонных покрытиях.
В работе указана область применения герметизирующих материалов по маркам в зависимости от дорожно-климатической зоны, изложены особенности технологии проведения работ в контроля качества, правила техники безопасности.
Рекомендации составили кандидаты технических наук Б.11. Слепая, А.П. Виноградов, Б.А. Виноградов, янж. В.Ф.1> зеева.
Рекомендации утверждены Министерством гражданской авиации 30 сентября 1986 г.
I. ОБЩЕ Ш10ШШ
1.1. Герметизирующие материалы типа резино-битумных вяжуща используют для заполнения швов, а также трещин в бетонных и асфальтобетонных покрытиях аэродромов.
1.2. Резино-битумное вяжущее получает на заводах путем смешения нефтяного битума (температура размягчение по К и Ш 65-70° С, пенетрация 25-3) с резиной дробленой (размер верен мельче I мм) (по ТУ 38 10436-82), вумароно-вой смолой и мягчителем.
1.3. Резино-битумное вяжущее выпускают кусками массой 10-15 кг; для предотвращение слипания каждый кусок досыпают тальком, асбестом или другими аналогичными материалами. Оно может быть упаковано в бумажные или полиэтиленовые мешки масоой до 35 кг.
1.4. Резино-битумное вяжущее следует хранить в складских помещениях, защищающих его от проникновения влаги, прямых солнечных лучей и посторонних предметов. При необходимости длительного хранения в летнее время резино-битумное вяжущее в кусках следует перелопачивать и посыпать таль-ши или другими средствами, предотвращающими слипание. Срок хранения резино-битумного вяжущего не должен превышать
12 месяцев.
1.5. Настоящие Рекомендации предназначены для использования аэродромными службами аэропортов при проведении работ по текущему ремонту искусственных покрытий аэродромов.
1.6. Работы по заполнению швов и трещин должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечить безопасную летную эксплуатацию в соответствии с требованиями "Наставлений по аэродромной службе”. Работы необходимо проводить в перерывах между полетами, рассчитывая перерывы так, чтобы резино-битумное вяжущее полностью остыло.
3
2. ПРШЕНЯЕШЕ МАТЕРИАЛЫ
2.1. Для проведения работ по заполнению швов в трещин в качестве герметизирующих материалов следует использовать резино-битумное вяжущее РБВ-25, РБВ-35, РЕВ-50 (ТУ 21-2741).
2.2. Ревино-битумное вяжущее используют для заливки «вов и трещин всех классов аэропортов, выбирая марку вяжущего в зависимости от климатической воны по СМ 2.05.08.85 для 1У-У, Ш-У я 1-У соответственно РЕВ-25, РВБ-35 и НБ-50.
3. РАЗОГРЕВ ГЕРМЕТШИРЛШГО МАТЕРИАЛА
3.1. Перед применением герметизирующего материала -резино-битумного вяжущего необходимо проверить его технологичность. Для определения технологичности из трех упаковочных мест отбирают по одной-двум пробам массой примерно 500 г. Пробы помещают в одну емкость (типа металлической банки), нагревают на электро- или газовой плитке при перемешивании (ложкой, шпателем или другим предметом) до температуры 180-200° С.
Вяжущее сяитают технологичным, если оно представляет собой однородную сме-ь, которая свободно выливается ив емкости и не содержит посторонних примесей.
3.2. Котел, предназначенный для разогрева резино-битумного вяжущего, должен быть снабжен термометрами с ценой деления, обеспечивающей возможность осуществления постоянного контроля за температурой материала с точностью ± 5° С.
Для определения температуры по всей глубине котла термометр должен быть укреплен на длинной деревянной рейке.
Не допускается нагрев резино-битумного вяжущего свыше 180-200° С.
Могут быть применены котлы, входящие в комплект ас-фальтосмесительной установки Д-645-2Г, которые выпускает Кременчугское объединение "Дормашина" или битумоплавильные котлы объемом 600 л, изготавливаемые Мордовским заводом дорожных машин, на одноосном прицепе.
3.3. Время выдерживания резино-битумного вяжущего при рабочей температуре I80-20CP С ве должно превышать 4 ч. Повторный разогрев и использование реанно-бжтуывого вяжущего не допусжаетоя.
3.4. Количество реаино-битуыного вяжущего, загружаемого в рабочий хотел для подогрева, рассчитывают из условия возможности использования его в течение 4 ч.
4. подгстшитвшш РАБОТЫ
4.1. Перед заливкой швов и трещин участки проведения работ следует тщательно очистить от пыли, грязи, посторонних предметов, используя для этого поливомоечиые машины (типа ПМ-130) и передвижные компрессорные установки на базе 3®-55; для очиотки швов и трещин от пыли и их продувки можно использовать также комплект ДС-67А.
4.2. Стенки швов и трещин неоОхо,”шо предварительно обработать органическими вяжущими материалами: вязким битумом (ГОСТ 22245-76) с температурой IQG-I6QP С, холоднш жидким битумом (ГОСТ 11955-82) или битумной эмульсией (ГОСТ 18659-81). Для обработки краев швов и трещин можно также использовать резино-битумное вяжушее, разжиженное керосином.
4.3. Температура вязких битумов при их применении должна соответствовать: для ВДВ. 130/200, EH 130/200 -100-130° С, для БВД 40/60, 6Q/90, 90/130, БН 40/60, 60/90, 90/130 - 130-160° С.
5. ЗАЛИВКА ШВОВ И ТРЫЩИ
5.1. Для заливки швов и трещин следует использовать комплект оборудования ДС-67А, который обеспечивает выполнение следующих операций: предварительную очистку швов и трещин от пыли сжатым воздухом, их подгрунтовку ж заполнение герметизирующим материалом. На шасси автомобиля установлены также бак для расходного запаса гврметяаярувдего материала, компрессор, оборудование для обогрева мастики.
5
Техническая характеристика оборудования ДС-67А
Тип............................навесное оборудование
на автомобиле УАЗ-452Д |
Производительность, ц/в смену... |
|
Вместимость бака для герметизирующего материала, даз........ |
........300 |
Вместимость бака для грунтовочной смеси, да3 ......... |
........ 60 |
Давление воздуха для продувки и грунтовки швов, МПа..........
Габаритные размеры (в транспортом положении), мм: |
|
длина ....................... |
....... 4525 |
ширина ...................... |
.......1930 |
высота ...................... |
|
Масса машины, кг: |
|
при порожних емкостях ....... |
....... 2200 |
при заправленных емкостях ... |
|
|
Разработчик - Минское НПО "Дормаш*. Изготовитель * Мингечаурский завод дорожных машин.
При отсутствии заливщика швов ДС-67А допускается использовать несерийные приспособления, имеющиеся и изготавливаемые в настоящее время авиапредпраятиями. В качестве образца можно привести малогабаритный заливщик швов а трещин, представленный на риоунке.
5.2, Шва и трещины заполняют ре зило-битумным вяжущим на 2-3 ж выше уровня нохфытия, с тем чтобы после его застывания и срезания выступающих мест обеспечить ровность покрытия. Выступающие над покрытием излишки вяжущего следует срезать острым горячим скребком*
5.3. В процессе производства работ необходимо следить аа качеством шва. Поверхность шва должна быть плотной, не иметь трещин, пористых участков и других повраждений. Резино-битумное вяжущее должно равномерно распределяться в залитом шве.
6
бид сберхц
Схема заливщика швов для битумной мастики: I - паяльная лампа; 2 - эжекционный патрубок; 3 - теплоизолированный наружный кожух; 4 - емкость для разогретой мастики; 5 - крышка емкости; 6 - выходной патрубок;
7 - сетка; 8 - клапан; 9 - сливкой патрубок; 10 - ручка; II - рукоятка управления клапаном
7
в. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
6.1. Работы, связанные с применением герметизирующих материалов дли заливки швов я трещин, должны проводиться с соблюдением положений "Типовой инструкции по охране труда аэродромных рабочих".
6.2. При проведении подготовительных работ не допускается курение, разведение открытого огня вблизи мест производства работ. Работа по равогреву резино-битумного вяжущего разрешается выполнять рабочим, прошедшим инструктаж, имеющим индивидуальные средства защиты.
6.3. Оборудование для разогрева резино-битумного вяжущего должно быть исправно, не иметь механических повреждений.
6.4. Емкости для разогрева резино-битумного вяжущего должны быть надежно закреплены. Место разогрева вяжущего должно быть хорошо освещено.
6.5. Во время производства работ по заливке швов комплектом ДС-67А следует строго придерживаться технологических правил, установленных инструкцией по эксплуатации комплекта.
6.6. При работе несерийными приспособлениями следует соблюдать особую осторожность при заливке передвижных кот-лоз жидкой горячей мастикой.
6.7. Ковши для ручной заливки должны заполняться равномерно; не допускается перелив через край горячей мастики. Ковш должен быть заполнен не более, чем на 3/4 высоты (объема) .
6.8. Рабочие, занятые заливкой швов и трещин, должны быть обеспечены спецодеждой и индивидуальными средствами заняты.
6.9. Рабочие, занятые работами по применению резинобитумного вяжущего, должны проходить специальный инструктаж (не реже одного раза в год) и медицинский осмотр (один раз в 6 месяцев).
6.10. К работе с резино-битумными вяжущими не допускаются лица, не достигшие 18 лет, беременные и кормящие женщины, лица, страдающие кожными и аллергическими заболеваниями.
8