Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

47 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1 Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава и его оборудования

2 Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава на линии

3 Уборка и экипировка подвижного состава

4 Формирование подвижного состава перед выпуском на линию и его приема в депо

5 Требования безопасности при эксплуатации подвижного состава на линии

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

04.11.1992ПринятЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий12
17.11.1992УтвержденКонцерн Росгорэлектротранс95
РазработанАкадемия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова
РазработанАО Проекткоммундортранс
РазработанКонцерн Росгорэлектротранс
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

КОНЦЕРН «РОСГОРЭЛЕКТРОТРАНС»

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ГОРОДСКОМ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТЕ

РАЗДЕЛ II

ТРАМВАЙНЫЕ ВАГОНЫ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ, ДЕПО И РЕМОНТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

Брянск — 1996

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНЦЕРН «РОСГОРЭЛЕКТРОТРАНС»

Согласованы:

Постановлением президиума ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунальнобытовых предприятий № 12 от 4 ноября 1992 г.


Утверждены:

Приказом президента концерна « Росгорэлектротранс»

№ 95 от 17.11.92 г.


ПР АВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ГОРОДСКОМ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТЕ

РАЗДЕЛ II

ТРАМВАЙНЫЕ ВАГОНЫ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ, ДЕПО И РЕМОНТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

Брянск — 1996

канаты не раскрутились н пряди их не ослабли;

отдельные проволоки не лопнули;

концы каната закреплены надежно и прочно;

ушко петли (коуш) не протерлось;

канат достаточно смазан маслом или специальной мазью.

1.1.5.4.    Цепи не должны иметь лопнувших, вытянутых или протертых звеньев и должны соответствовать поднимаемому грузу.

1.1.5.5.    При частом поднятии однородных грузов (например, колесных пар, электродвигателей, тележек, рельсов и т. п.) надлежит применять специальные захваты, изготовленные и испытанные в соответствии с требованиями, предьявляемыми к грузоподъемным приспособлениям.

При одиночных подъемах груз следует обвязывать канатом, тросом или цепью, причем угол между стренгами (частями цепи или каната, идущими к крюку) не должен превышать 90°.

1.1.5.6.    Канат (трос) не должен огибать острые углы поднимаемого груза; если избежать этого нельзя, под канат или трос должна быть уложена на огибаемый угол прокладка из твердой породы дерева с закругленными краями.

1.1.5.7.    Крюки, кольца, цепи, которыми захватывают груз (электродвигатель, тележку, колесную пару), не должны быть растянутыми; крюки должны иметь загнутые концы достаточной длины и прочности, цепь должна иметь заваренное прочное кольцо для навески на крюк подъемника.

1.1.5.8.    При наличии на одной цепи или канате подъемного механизма пары крюков груз должен зацепляться таким образом, чтобы нагрузка на каждый из них была примерно одинаковой.

1.1.5.9.    Во избежание косого натчжения цепей или канатов в начальный период поднятия груза крюк подъемного механизма следует установить на одной вертикали с центром тяжести гру-за.

1.1.5.10.    При опускании груза торможение механизма подъемника должно производиться равномерно (без толчков). При обнаружении ненадежности тормоза работа на данном механизме должна быть прекращена.

1.1.5.11.    При подъеме груза блоком (талью) рабочий не должен находиться под ним.

Он располагается со стороны той ветви цепи, к которой прилагает свое усилие при подъеме груза. При этом нельзя допускать натяжения этой ветви цепи в сторону.

10

1.1.6.    Ручные и передвижные подъемники для работ в смотровых канавах под вагонами (троллейбусами)

1.1.6.1.    Перед началом работы бригадир обязан осмотреть все механизмы передвижного подъемника, к которому предъявляются следующие требования:

ходовые части (колеса или ролики, станина и рельсовый путь) должны быть в полной исправности;

тележка подъемника должна свободно, без заедания передвигаться по рельсам;

у ручного подъемника подъемный винт не должен быть погнут, резьба гайки и винта не должна быть изношена, стол подъемника не должен иметь качки, и механизм для движения стола должен работать исправно.

1.1.6.2.    При работе на передвижном подъемнике необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

при опускании тягового электродвигателя или других агрегатов следует подводить стол подъемника под снимаемый груз так, чтобы последний устанавливался на середину стола;

во избежание неустойчивого положения агрегата на столе подъемника стол должен иметь специальное приспособление, предупреждающее сдвиг или скатывание агрегата.

1.1.6.3.    При перемещении груза на тележке подъемника стол последнего должен быть поставлен в крайнее нижнее положение. Если передвижение подъемника с грузом осуществляется вручную, то должны участвовать двое рабочих, которые находятся сзади тележки и плавно передвигают ее. Передвижение подъемника производить медленно.

Резко ускорить движение или тормозить, а также останавливать движущийся подъемник подкладыванием твердых предметов под колеса запрещается.

1.1.6.4.    Пол канавы, на котором производится работа с помощью передвижного подъемника, должен быть свободен от деталей и других предметов, поддерживаться в чистоте, не быть сырым и скользким.

1.1.7.    Ремонт электрического оборудования подвижного состава

1.1.7.1. Согласно ПТЭ и ПТБ электроустановок потребителей не могут быть допущены в качестве электромонтеров и рабочих к работе с электроустановками:

лица, не достигшие 18-летнего возраста;

лица, имеющие увечья и болезни (стойкой формы), мешающие производственной работе.

11

Лица из электротехнического персонала должны после соответствующей теоретической и практической подготовки пройти проверку знаний и иметь удостоверение на допуск к работам в электроустановках и группу по электробезопасности ие ниже III.

1.1.7.2.    Все работы по ремонту и осмотру электрического оборудования подвижного состава должны производиться при отключенном автоматическом выключателе и при опущенных токоприемниках, которые должны быть зафиксированы специальными захватами (при работе по системе многих единиц на всех вагонах).

Во всех случаях должен быть вывешен плакат «Токоприемни ки не ставить, работают люди». Плакат выставляется на видное место у контроллера управления и на заднем борту (на лестнице) у троллейбуса.

1.7.7.3.    Перед началом работы работающий должен убедиться в том, что ремонтируемый электроаппарат отключен, а токоприемники оттянуты от контактных проводов. После временного отсутствия на рабочем месте работающий обязан вновь убедиться, что аппарат, подлежащий ремонту, отключен, токоприемники оттянуты от контактных проводов и плакат висит.

1.1.7.4.    При ремонте вагонов с колесными парами на подрези-ненных колесах необходимо проверять наличие и исправность шунтов на бандажах и дисках колес.

1.1.7.5.    Работа на крыше вагона или троллейбуса, а также осмотр и ремонт электрооборудования, расположенного на крыше подвижного состава, должны производиться только при опущенных токоприемниках.

Работающим запрещается производить постановку на контактный провод токоприемников, находясь на крыше.

1.1.7.6.    Ремонт токоприемников трамвайного вагона или троллейбуса должен производиться только при снятом напряженки с контактных проводов.

1.1.7.7.    Проверку электропроводки и аппаратуры на подвижном составе на обрыв или заземление допускается производить электрической лампой, звонком от напряжения 12—42 В или мегомметром.

При проверке сопротивления изоляции электрооборудования запрещается прикасаться голыми руками к незаземленным частям проверяемого оборудования.

1.1.7.8.    На подвижном составе с косвенной системой управления допускается производить проверку секвенции контакторов и реле, катушки которых питаются от сети 600 В, без снятия токоприемника с контактного провода.

Автоматический выключатель при этом должен быть обязательно отключен. Работник, производящий проверку секвенции, дол-12

жен работать в диэлектрических перчатках. Во время проверки секвенции контакторов запрещается кому-либо находиться в канаве под вагоном или троллейбусом.

1.1.7.9.    Запрещается включать контроллер управления для проверки работы тяговых электродвигателей или контроллера при снятых дугогасительных камерах, а также при открытом кожухе контроллера.

1.1.7.10.    Зачистку коллектора необходимо производить специальным приспособлением с удлиненной ручкой и при обесточенном двигателе. Приспособление должно устанавливаться на коллекторе по направлению вращения якоря. После зачистки коллектора, а также осмотра тяговогб электродвигателя люк в полу должен быть закрыт.

1.1.7.11.    По окончании ремонта или осмотра электроаппаратуры защитные кожуха должны быть обязательно установлены на место. Кожуха неисправные, ненадежно удерживающиеся на месте, устанавливать запрещается.

1.1.7.12.    На трамвайных вагонах и троллейбусах смена высоковольтных плавких предохранителей должна производиться только при отключенном автоматическом выключателе и при опущенных токоприемниках.

1.1.7.13.    Подача низковольтного и высоковольтного напряжения при формировании поездов по системе многих единиц должна производиться только при помощи межвагонного штепсельного соединения при опущенных и закрепленных токоприемниках. Соединение выполняется последовательно от прицепных вагонов к головному.

1.1.7.14.    Испытательная установка для проверки электрической прочности изоляции электрических машин должна иметь сетчатое ограждение. Входная дверь должна быть сблокирована с первичной цепью трансформатора, чтобы подача высокого напряжения была возможна только при закрытом ее положении.

Электроды следует присоединять в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом коврике; допуск посторонних лиц на испытательную станцию запрещается.

1.1.7.15.    Испытательная установка должна снабжаться электрической, сигнализацией. Когда первичная цепь испытательного трансформатора разомкнута, должна гореть зеленая лампа, а при включении этой обмотки должна загораться красная лампа. Вход внутрь огражденной части установки допускается только при горящей зеленой лампе.

1.1.7.16.    Металлические части ограждения, а также один из высоковольтных электродов должны быть надежно заземлены.

23

1.1.7.17.    В случае необходимости осмотра и проверки электрооборудования под напряжением 600 В работающий должен пользоваться защитными средствами. При работе с электрооборудованием напряжением до 1000 В основным защитным средством являются специальные диэлектрические перчатки. Длина перчаток, должна быть не менее 350 мм.

При работе в диэлектрических перчатках их края нельзя подвертывать. Перчатки необходимо надевать поверх рукавов.

В качестве дополнительных средств защиты применяются диэлектрические брты или галоши и диэлектрические резиновые коврики.

1.1.7.18.    Диэлектрические галоши, перчатки, коврики и инструмент с изолированными рукоятками должны периодически подвергаться осмотрам и испытаниям в соответствии с Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

1.1.7.19.    Защитные средства (диэлектрические перчатки, коврики, галоши), а также инструмент должны перед работой осматриваться. Коврики, перчатки и галоши, изолирующая опрессовка рукояток инструмента не должны иметь отверстий, трещин и других повреждений. Коврики, перчатки и галоши, не имеющие клейма, свидетельствующего об испытании их на диэлектрическую прочность, использовать нельзя.

1.1.8. Ремонт механического оборудования трамвайных вагонов и троллейбусов

1.1.8.1. При снятии балок тележек с колесных пар и при навешивании их на колесные пары необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

если поднятие балок или опускание их производится при сохранении ее горизонтального положения, то балка должна быть на дежно захвачена цепями не менее чем в четырех местах; при этом цепи не должны скользить по балкам рамы, должны быть одинаково натянуты и не иметь перехлестных звеньев; при поднятии или опускании балка должна сохранять устойчивое положение (не колебаться);

если снятие или навешивание балки производится поднятием одной ее стороны (конца), то противоположная сторона должна прочно опираться на две подставки, установленные с таким расчетом, чтобы обе они нагружались одновременно и одинаково, подставки выполняются из металла или дерева твердых пород с металлической окантовкой;

14

при поднятии балки за один конец запрещается стоять с той стороны ее, которая опирается на подставки.

1.1.8.2.    Снятые для ремонта балки тележки укладывают на низкие прочные подставки (тумбы, козлы) или на специальную передвижную (монтажную) тележку с устойчивым упором по меньшей мере в четырех основных точках. Опорные поверхности подставок должны быть деревянными во избежание скольжения балок.

1.1.8.3.    Запрещается без применения подъемных механизмов передвигать балку тележки по тумбам или козлам.

1.1.8.4.    Запрещается пальцами проверять совпадение отверстий при сборке рессорного подвешивания и частей тормоза на тележке или под кузовом; для этой цели следует применять короткий ломик (бородок) с оттянутым (конусным) концом.

1.1.8.5.    Следует направлять шкворень в отверстие шарового пятника на балке тележки при помощи специального захвата, находясь при этом сбоку кузова.

1.1.8.6.    При перекатывании колесных пар необходимо надевать на руки рукавицы во избежание порезов.

Для предупреждения схода колесной пары с рельсов и падения в канаву следует ее перекатывать медленно, находясь сбоку от нее, наблюдая за тем, чтобы она не перекашивалась в рельсовой колее. Особую осторожность необходимо проявлять при перекатывании колесных пар с изношенными ребордами бандажей.

1.1.8.7.    При правке боковых щитков или боковой обшивки кузова необходимо надевать защитные очки.

1.1.8.8.    При удалении заклепок и самонарезных винтов для предотвращения ранений рабочих, находящихся вблизи данного участка работ, необходимо этот участок выгородить переносными щитами или ширмами.

1.1.8.9.    Во время работы внутри кузова вагона или троллейбуса при открытых люках в полу необходимо соблюдать осторожность во избежание падения в них. Сбрасывать что-либо через люк в полу категооически запрещается.

1.1.8.10.    Запрещается при смене подшипника скольжения наружной осевой буксы, когда она поднята домкратом, отыскивать задир шейки оси прощупыванием рукой.

1.1.8.11.    Выемку пружины из буферного хомута сцепного прибора следует производить с помощью приспособления, исключающего возможность внезапного выброса пружины до ее полного разжатия.

1.1.8.12.    При продувке воздухопровода необходимо прикрывать выдувное отверстие какой-либо емкостью (ведром) со специальной упорной стенкой для струи или фартуком.

15

1.1.8.13.    При опробовании сжатым воздухом тормозов или других пневматических приборов следует предупредить работающих вблизи возгласом: «Берегись, даю воздух!».

1.1.8.14.    Разъединять сцепные рукава или другие приборы, находящиеся под давлением сжатого воздуха, строго запрещается.

Необходимо предварительно выпустить из них воздух.

1.1.8.15.    Проверка герметичности пневмоаппаратов должна производиться при давлении сжатого воздуха, не превышающем установленного для них предела.

1.1.8.16.    Разборку тормозных цилиндров следует производить с помощью приспособлений, обеспечивающих безопасную выемку пружины из цилиндра.

1.1.9. Шиномонтажные работы

1.1.9.1.    Монтаж и демонтаж шин производят только в шиномонтажном цехе (участке) с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента.

1.1.9.2.    Колеса в ремонт должны поступать чистыми и сухими.

1.1.9.3.    Транспортировка покрышек к рабочим местам должна производиться на специальных тележках, перекатывание их по полу запрещается.

1.1.9.4.    Во избежание ранения рук при осмотре покрышек необходимо работать только в рукавицах.

1.1.9.5.    Запрещается производить демонтаж одного из сдвоенных колес троллейбуса без применения домкрата, путем наезда вторым колесом на доску, кирпич или другой предмет.

1.1.9.6.    При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, осуществляется съемником. Запрещается выбивать лиски кувалдой.

1.1.9.7.    При выпуске воздуха колесо следует класть плашмя, выпуклостью диска вверх и отвертывать золотник только через отверстие в диске.

1.1.9.8.    При осмотре и ремонте покрышек следует пользоваться исправными приспособлениями и инструментом (пневматическим гидравлическим или ручным борторасширителем, ножом, щупом, крючком, шилом, распорками, дужками и др.).

1.1.9.9.    До начала осмотра покрышки необходимо убедиться в том, что борторасширитель установлен прочно и не может соскользнуть.

1.1.9.10.    Удаление посторонних предметов из покрышек необходимо производить отверткой или клещами и не применять для этой цели ножи.

16

1.1.9.11.    Монтажу подлежат только исправные, соответствую* щие по размерам и типам покрышки, камеры, ободные ленты, ободья, разъемные закраины и стопорные кольца.

1.1.9.12.    Запрещается монтаж на троллейбусы шин, не предусмотренных для них типоразмеров.

1.1.9.13.    Перед монтажом шины необходимо проверить состояние обода; нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной, имеющей вмятины, трещины и заусенцы.

Обод, закраина и стопорное кольцо должны иметь правильную форму, тщательно очищены и окрашены.

В процессе эксплуатации следует систематически проверять осевое биение обода.

1.1.9.14.    Ободья, диски,, бортовые и замочные кольца, клинья бездисковых колес, а также покрышки и камеры перед монтажам подлежат обязательной проверке ОТК.

1.1.9.15.    Перед сборкой колеса работающий должен;

осмотреть диск, чтобы удостовериться в отсутствии трещин и

других неисправностей;

проверить состояние замочного кольца;

проверить состояние камеры шины в местах ее вулканизации;

проверить состояние вентиля.

1.1.9.16.    Надевание шины вручную на диск производится двумя рабочими.

1.1.9.17.    Надев на обод шину, проверяют положение вентиля и заправку бортов покрышки.

1.1.9.18.    Установка пружинных замочных колец должна выполняться с помощью специальной лопатки.

Применение кувалд запрещается.

1.1.9.19.    Накачка шин должна производиться в местах, оборудованных защитными ограждениями, обеспечивающими безопасность работающим в случае разрыва покрышки или камеры или вылета замкового кольца.

1.1.9.20.    Во время накачки шин работающий должен вести постоянное наблюдение:

за манометром, не допуская повышения давления в шине выше установленной нормы;

за состоянием замочного кольца, которое должно равномерно войти в паз диска — заподлицо с кромкой бортового кольца.

1.1.9.21.    Шланг, подающий сжатый воздух, должен быть снабжен специальным наконечником, обеспечивающим нажатие на иглу золотника для свободного поступления воздуха в камеру.

17

1.1.9.22.    Манометры, контролирующие давление в шинах при накачке, должны быть опломбированы,

2 Зек. 5014.

1.1.9.23.    Запрещается производить накачку при отсутствии Пломб и с. просроченным сроком испытания манометра.

1.1.9.24.    Категорически запрещается собирать колесо, если:

диск или обод имеет трещину и другие неисправности;

замочное кольцо неправильно выгнуто, неплотно прилегает и

устанавливается с большим усилием;

вулканизация покрышки или камеры плохо выполнена;

слабо укреплен на камере вентиль;

не отремонтированы местные повреждения (пробои, порезы — сквозные и несквозные покрышки имеют застрявшие в протекторе гвозди, стекла и др.);

покрышка имеет пробег сверх установленной нормы.

1.1.9.25.    Шероховка внутренних участков покрышек должна производиться на специальном стенде или верстаке с применением распорок бортов.

1.1.9.26.    Для расширения бортов покрышки необходимо пользоваться борторасширителем.

1.1.9.27.    При ремонте покрышек следует пользоваться специальными ножами.

1.1.9.28.    Лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), а не на себя.

Работать нужно только с ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.

1.1.9.29.    Необходимо соблюдать особую осторожность при заточке и правке ножей. Ручная заточка ножей должна производиться на брусках, заправленных в деревянную колоду с удобной ручкой.

1.1.9.30.    Ножи для вырезки поврежденных участков и обрезки краев манжет необходимо перед применением смачивать водой.

1.1.9.31.    Нерабочая часть ножа на машинах, применяемых для среза скосов краев манжет, должна быть ограждена. При выполнении операций вручную пользуются специальной болванкой с закругленным верхом.

1.1.9.32.    Обрезки резины следует складывать в специальный металлический ящик.

1.1.9.33.    Столы для промазки клеем материалов должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией.

1.1.9.34.    Для удобства нанесения клея внутри покрышек следует применять специальные распорки или механизмы (спредеры).

1.1.9.35.    Для намазки клея вручную следует пользоваться кистью, ручка которой должна иметь отражатель, предохраняющий руку от загрязнения.

1.1.9.36.    Расслоение покрышек для изготовления манжет следует производить на специальном станке.

18

1.1.10.    Вулканизационные работы

1.1.10.1.    К вулканизационным работам допускаются лица, прошедшие специальное обучение и получившие удостоверение на право самостоятельного производства этих работ. Рабочему, обслуживающему вулканизационный аппарат, запрещается допускать к работе на нем других лиц.

Помещение вулканизационной является взрывопожароопасным. Оборудование должно быть во взрывобезопасном исполнении.

1.1.10.2.    В помещении с вулканизационным аппаратом запрещается хранить бензин, масло и другие легко воспламеняющиеся материалы. На рабочем месте допускается хранение бензина и клея, не превышающих сменной потребности.

1.1.10.3.    Пол вокруг вулканизационного аппарата и испытательной ванны должен быть покрыт деревянными решетками.

1.1.10.4.    В помещении вулканизационной запрещается работать с огнем, а также производить работы, вызывающие появление искр.

1.1.10.5.    Рабочие столы следует обшить листами оцинкованного железа.

1.1.10.6.    Станки для шероховки покрышек и камер должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией для отсоса пыли, надежно заземлены и иметь ограждения привода и образивно-го круга, а также защитный экран со стеклом.

1.1.10.7.    Прежде чем приступить к работе на шероховальном станке, рабочий должен убедиться в полной исправности шерохо-вального инструмента. Работу по шероховке следует проводить только в защитных очках, с завязанными (застегнутыми) рукавами и при включенном местном отсосе.

1.1.10.8.    При шероховке местных повреждений шероховальным инструментом щетку необходимо осторожно и слегка прижимать к зачищаемой поверхности.

1.1.11.    Аккумуляторные работы

1.1.11.1.    К работе с аккумуляторами могут быть допущены лица, прошедшие медицинский осмотр.

Допуск подростков к работам по ремонту и зарядке аккумуляторных батарей запрещается.

Мастерские по ремонту кислотных аккумуляторов должны отвечать требованиям ПУЭ.

19

1.1.11.2.    Все аккумуляторные работы производят в спецодежде и в резиновых перчатках, а также пользуются другими средствами индивидуальной защиты (фартуком, защитными очками).

Т

Правила техники безопасности на городском электротранспорт те разработаны Академией коммунального хозяйства им. К. Д-Памфилова, акционерным обществом «Проекткоммундортранс», концерном «Росгорэлектротранс» Российской Федерации на основе требований современного развития городского электротранспорта, а также с учетом действующих ГОСТов системы стандартов безопасности труда, новых законодательных актов по охране труда и технике безопасности.

Правила техники безопасности на городском электротранспорте состоят из следующих разделов:

Раздел I. «Общие вопросы охраны и безопасности труда».

Раздел II. «Трамвайные вагоны, троллейбусы, депо и ремонтные мастерские».

Раздел III. «Путевое хозяйство трамвая».

Раздел IV. «Контактные сети. Устройства СЦБ и связи».

Раздел II «Трамвайные вагоны, троллейбусы, депо и ремонтные мастерские» настоящих Правил представляет собой переработанный и дополненный вариант ранее действовавших Правил техники безопасности на городском электротранспорте. В нем рассмотрены основные требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава в депо, ремонтных мастерских и на линии, а также требования безопасности при выполнении работ на различных участках. Изложены порядок и правила формирования подвижного состава перед выпуском на линию, безопасной эксплуатации его на линии и приемка в депо, а также правила безопасности для водителей при работе на линии и маневровых работах.

В данный раздел Правил не включена глава «Основные требования по охране труда на предприятиях (в организациях) городского электротранспорта», имевшаяся в предыдущем издании (1976 г.), так как эти вопросы нашли отражение в разделе ^Общие вопросы охраны и безопасности труда» настоящих Правил.

Раздел II «Трамвайные вагоны, троллейбусы, депо и ремонтные мастерские» Правил распространяется на все предприятия и организации городского электротранспорта и обязателен для всех работников горэлектротранспорта.

С выходом этого раздела Правил техники безопасности на городском электротранспорте теряет силу ранее изданный (1976 г.) раздел II «Трамвайные вагоны, троллейбусы, депо и ремонтные мастерские», а также раздел IV «Организация движения трамвая и троллейбуса» (1978 г.).

1.1.11.3.    При выполнении работ аккумуляторщики должны застегивать или завязывать рукава куртки поверх перчаток и носить брюки навыпуск.

1.1.11.4.    Аккумуляторные батареи должны ремонтироваться в специально предназначенном для этого помещении. Ремонт кислотных и щелочных аккумуляторных батарей в одном помещении запрещается.

1.1.11.5.    В помещении аккумуляторной мастерской должны быть обособленные участки:

для ремонта (переборки и сборки) аккумуляторов;

для их зарядки;

для приготовления электролита.

1.1.11.6.    На дверях аккумуляторного помещения должны быть надписи: «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Курение запрещается».

1.1.11.7.    Двери помещения аккумуляторной должны открываться наружу и запираться самозапирающимися замками, допускающими открывание их с внутренней стороны без ключа. Помещение аккумуляторной должно быть постоянно заперто.

1.1.11.8.    Полы аккумуляторной мастерской должны быть на бетонном основании с щелочеупорным покрытием — метлахские плитки с заполнением швов щелочеупорным материалом.

1.1.11.9.    Стены, потолки, полы, двери и оконные рамы, вентиляционные короба (с наружной и внутренней сторон), подмостки, металлические конструкции зарядного помещения, электролитной, аккумуляторной мастерской должны окрашиваться щелочеупорной краской.

1.1.11.10.    Помещение аккумуляторной мастерской должно быть отапливаемым и вентилируемым,

1.1.11.11.    Помещения и шкафы для зарядки аккумуляторных батарей должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Отсос газов из помещений для зарядки должен производиться как из верхней, так и из нижней зон. Электрооборудова ние местных вытяжных устройств (вентиляционные агрегаты, освещение и т. п.) должно имгть взрывозащищенное исполнение.

Для вентиляции должны быть предусмотрены отдельные каналы. Выводить вентиляцию в другие вентиляционные системы запрещается.

При прекращении работы вентиляционных установок зарядка аккумуляторов должна автоматически отключаться.

1.1.11.12.    В каждом аккумуляторном помещении должны быть: стеклянная или фарфоровая кружка с носиком (или кувшин) вместимостью 1,5—2 л для составления электролита и доливки его в сосуды.

20

1.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

1.1.    Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава в депо и ремонтных мастерских

1.1.1.    Общие положения

1.1.1.1.    Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава необходимо выполнять в соответствии с действующей системой и эксплуатационно-ремонтной документацией, разработанной за-водом-изготовителем, а также инструкциями по техническому обслуживанию и ремонту трамваев и троллейбусов, Правилами технической эксплуатации трамваев и троллейбусов.

1.1.1.2.    Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава должно производиться в специально отведенных местах (постах), оснащенных исправными механизмами, обеспечивающими безопасность труда при производстве технологических операций.

1.1.1.3.    Подвижной состав, направляемый на посты технического обслуживания и ремонта, должен быть вымыт, очищен от пыли, грязи и снега.

1.1.1.4.    Для исключения произвольного перемещения вагонов и троллейбусов при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава контактная сеть должна быть секционирована.

1.1.1.5.    У поста технического обслуживания и ремонта крыше-вого оборудования должны быть установлены лестницы, имеющие огражденные площадки с откидывающейся панелью для перехода на крышу трамвайного вагона (троллейбуса).

1.1.1.6.    При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава рабочему запрещается:

работать неисправным инструментом или пользоваться неисправным оборудованием;

работать без спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, соответствующих условиям и характеру труда;

3

работать без освещения и в необходимых случаях без ограж* дения рабочего места;

пользоваться электроприборами и электроустройствами при наличии на них открытых токоведущих частей или неисправной изоляции;

брать незащищенными руками неизолированные или с поврежденной изоляцией провода электроустановок;

загромождать материалами, инструментом проходы; зажигать огонь и курить в местах, не предназначенных для курения;

работать с засученными рукавами и без головного убора. Одежда должна быть плотно застегнута, не мешать движениям.

1.1.1.7. Работающим в производственных помещениях депо, а также на территории депо и открытых стоянках подвижного состава запрещается:

работать, стоять или проходить в проеме ворот, когда в нем стоит или движется вагон (троллейбус);

стоять или проходить между подвижным составом и опорой или иным сооружением на междупутье во время движения или перед началом движения вагона (троллейбуса);

входить и выходить из вагона (троллейбуса) или специального подвижного состава на ходу и находиться на подножках во время движения;

находиться на крыше движущегося подвижного состава; прыгать с крыши одного вагона (троллейбуса) на крышу другого;

влезать на крышу, когда вагон (троллейбус) стоит в проеме ворот;

класть на округленные края крыши инструменты или детали. Работа у края крыши должна производиться с лестницы, надежно установленной и снабженной нескользящими наконечниками;

подниматься на крышу вагона или троллейбуса, неся на себе какую-либо тяжесть. Поднятие и спуск тяжелых предметов должны производиться с использованием грузоподъемных механизмов или приспособлений;

перепрыгивать через смотровую канаву или переходить по случайно положенным доскам;

входить в канаву и выходить из нее во время движения по ней вагона (троллейбуса);

производить работы на торцовых частях вагона (троллейбуса), стоящих на канаве, без перекрытия канавы надежным переходным мостиком;

садиться на край канавы вблизи стоящего на канаве вагона (троллейбуса);

4

при работе в канаве класть на край канавы или головку рельсов инструмент и материал;

работающие в смотровых канавах обязаны надевать защитные каски. Работа в смотровой канаве без каски запрещается.

1.1.1.8.    Передвижение подвижного состава на территории депо н в цехах, а также обкатка его после ремонта должны производиться только водителями, имеющими допуск к выполнению данного вида работ.

1.1.1.9.    Всякие передвижения подвижного состава, в том числе и установка его на ремонтные места, при неисправности тормозной системы или рулевого управления должны производиться только при помощи жесткого буксира при опущенных токоприемниках буксируемого вагона (троллейбуса) в соответствии с «Типовой инструкцией по производству маневровых работ на территории трамвайных и троллейбусных депо». Сцепка трамвайных вагонов при маневровых работах производится в соответствии с «Инструкцией. по сцепке вагонов».

1.1.2. Подъемка подвижного состава в депо и ремонтных мастерских

1.1.2.1.    Общие положения

1.1.2.1.1.    Все применяемые при подъеме подвижного состава и их частей подъемные устройства (краны, домкраты всех видов, тали, лебедки, тельферы), а также вспомогательные приспособления (цепи, канаты, крючки, кольца, траверсы) должны удовлетворять соответствующим действующим техническим условиям, государственным стандартам, правилам и нормам безопасности труда.

1.1.2.1.2.    На каждом домкрате должна быть укреплена табличка с указанием предельной грузоподъемности, номера домкрата и даты его следующего испытания.

Пользоваться домкратом, не имеющим такой таблички, а также домкратом, очередное испытание которого просрочено, запрещается.

1.1.2.1.3.    Периодическое техническое освидетельствование подъемных машин и механизмов и вспомогательных приспособлений производится в зависимости от их типа инспекцией Госгортехнадзора или администрацией предприятия, в ведении которых находятся эти подъемные механизмы и приспособления. Результаты освидетельствования крана заносятся в его паспорт, а других грузоподъемных механизмов в журнал учета и осмотра (см. раздел I Правил).

5

1.1.2.1.4.    Подъем подвижного состава должен производиться под общим руководством мастера или бригадира, назначенного приказом по предприятию в качестве ответственного лица за безопасность работ при подъеме.

1.1.2.1.5.    Работа бригады должна производиться организованно, каждый рабочий должен знать общие правила безопасности работы и быть проинструктирован о порядке работ и беспрекословно и точно исполнять распоряжения бригадира.

1.1.2.1.6.    Перед установкой вагона (троллейбуса) для подъема каждый домкрат должен быть тщательно осмотрен и проверен лицом, ответственным за безопасность подъемных работ, который обязан удостовериться, что:

масса предназначенных к подъему грузов не превышает обозначенную на кранах, домкратах и других подъемных механизмах предельную грузоподъемность;

стойки н нижние рамы домкратов не расшатаны;

стяжные болты затянуты, металлические части не имеют трещин и надломов;

механизмы домкрата легко и без заедания вращаются и смазаны;

грузоподъемный винт совершенно прямой, не заедает в гайке, износ резьбы винта и гайки не превышает 20% сечения;

траверса (опора гайки и петля подъемного винта) не имеют трещин и большой выработки в своей рабочей части;

кроме рабочей гайки, домкрат имеет предохранительную (страхующую) гайку, укрепленную на расстоянии не более 5 мм от рабочей гайки;

о замеченных неисправностях бригадир должен сообщить администрации и до устранения неисправностей никаких работ по подъемке не производить.

1.1.2.1.7.    Места подъемки вагонов (троллейбусов) должны быть освещены настолько (150—200 лк), чтобы рабочие, обслуживающие подъемник, ясно видели все части подъемника и приспособлений, район действия подъемника и всех участвующих в подъемке рабочих.

1.1.3. Подъем подвижного состава домкратами

1.1.3.1. Перед началом работы токоприемник вагона (троллейбуса) должен быть отсоединен от контактного провода и надежно закреплен (поставлен на крючок, заведен под лиру).

Кузов вагона, подлежащего подъему, должен быть полностью откреплен от тележек.

6

1.1.3.2.    На аппарате управления в кабине водителя и на заднем борту (на лестнице у троллейбуса) вывесить плакат «Не включать, работают люди!» или «Токоприемники не ставить, работают люди!». Затормозить стояночным тормозом.

1.1.3.3.    Пробным пуском проверить работу демкратов.

1.1.3.4.    Расстановка домкратов должна точно соответствовать местам подъема кузова, предусмотренных заводом-изготовителем.

1.1.3.5.    Электрическая схема управления домкратами должна обеспечивать равномерный подъем и опускание вагона всеми четырьмя домкратами.

1.1.3.6.    Запрещается нахождение людей в кузове и производство работ на нем или под ним до установки его на козлы.

1.1.3.7.    Подъем кузова без применения деревянных прокладок на опорной части подъемника запрещается.

1.1.3.8. 'При выкатке тележки из-под вагона не разрешается:

находиться в канаве под поднятым кузовом или под выкатываемыми тележками;

использовать домкрат в качестве опорной точки для лома При выкатке тележки;

задевать тележкой домкрат.

1.1.3.9.    При установке кузова на тумбы или козлы необходимо наблюдать за тем, чтобы они правильно были установлены на полу и кузов опирался на всю плоскость подставленной опоры.

1.1.3.10.    При электрических домкратах бригадир должен находиться у пускового пульта и следить за равномерным поднятием вагона (троллейбуса), т. е. всех четырех углов.

1.1.3.11.    Все электрические домкраты должны быть снабжены устройством для автоматического отключения электродвигателя перед достижением вагоном (троллейбусом) крайних — верхнего и нижнего — положений.

1.1.4. Реечные, винтовые и гидравлические домкраты

1.1.4.1. При работе на реечных, винтовых и гидравлических домкратах необходимо соблюдать следующие правила безопас* ности:

во время работы домкрат должен быть установлен в устойчивом положении на твердом основании, и под домкрат подведена специальная Подкладка из твердых пород древесины прямоугольного или в необходимых случаях клиновидного сечения;

домкрат должен плотно опираться на подкладку, а последняя в свою очередь — на основание;

при подъеме вагона (троллейбуса) домкраты устанавливаются с небольшим наклоном в сторону вагона;

7

поднимать и опускать вагон (троллейбус) при помощи домкратов следует медленно, действуя одновременно обоими домкратами, следя за тем, чтобы вагон (троллейбус) не наклонился в сторону и не нарушил устойчивость домкратов;

1.1.4.2.    При работе с реечным домкратом груз следует опирать одновременно на оба рога головки домкрата. Запрещается поднимать домкратом троллейбус одним концом головки домкрата.

Если груз опирается на рога металлической частью, то для предупреждения скольжения на головку домкрата необходимо положить подкладку из дерева твердых пород.

1.1.4.3.    При подъеме груза реечным домкратом собачка обязательно должна быть накинута на храповик и надежно с ним сцеплена, с ненакинутой на храповик собачкой или неисправными собачкой и храповиком пользоваться домкратом запрещается.

1.1.4.4.    При опускании груза реечным домкратом собачку необходимо откинуть с храповика, но рукоятку ни в коем случае из рук не выпускать.

1.1.4.5.    Перед началом работы с реечным или винтовым домкратом необходимо произвести тщательный наружный осмотр домкрата, а также испытать работу его механизмов. Испытание домкратов производится согласно заводской инструкции.

1.1.4.6.    Реечный домкрат должен удовлетворять следующим требованиям:

зубчатая рейка не должна быть погнута, зубцы рейки не должны иметь трещин, надломов и большого износа;

головка на зубчатой рейке должна иметь два исправных рога и обладать свободным вращением вокруг своей оси, но не должна иметь боковой качки;

лапа зубчатой рейки не должна быть отогнута к на рабочей части должна иметь исправную насечку для предупреждения скольжения груза при его подъеме;

нижняя рама корпуса домкрата должна быть снабжена упорными пиками (шпильками) для предупреждения скольжения домкрата по полу (или по подставке) во время работы;

домкрат со стальным корпусом не должен иметь лопнувших швов сварки или помятых стенок кропуса;

деревянный корпус домкрата на своих концах должен иметь прочные стальные хомуты, плотно обхватывающие корпус, корпус нс должен иметь трещин, надломов или загнивших мест;

стальная доска домкрата, на которой укрепляются механизмы, должна быть надежно прикреплена к корпусу домкрата;

домкрат должен иметь исправное храповое колесо и откидную собачку, свободно вращающуюся на своей оси, рукоятка должна

8

плотно сидеть на квадрате и не быть погнута, храповое колесо не должно иметь поврежденных зубьев и должно без качки сидеть на квадрате;

все части механизмов домкрата в действующих местах должны быть хорошо смазаны.

Реечным домкратом, не удовлетворяющим выше указанным требованиям, работать запрещается.

1.1.4.7.    Винтовой домкрат должен удовлетворять следующим требованиям:

зубья на храповом колесе, если оно имеется, должны быть целы и не изношены;

трещотка должна работать в обе стороны без заеданий и толчков, собачка трещотки должна свободно, но без качки, вращаться на валике;

подъемный винт в своей верхней части должен иметь вращающуюся головку, снабженную насечкой, предохраняющей груз от скольжения;

салазки винтового домкрата не должны быть погнуты и не должны отделяться от тумбы;

движущиеся части механизма домкрата должны быть хорошо смазаны.

Винтовым домкратом, не удовлетворяющим вышеуказанным требованиям, работать запрещается.

1.1.4.8.    Гидравлические домкраты должны удовлетворять следующим требованиям:

при опускании вагона (троллейбуса) запорный клапан гидравлического домкрата открывать медленно и осторожно;

домкрат должен быть заполнен маслом;

масло заливается только через фильтр;

рукоятка плунжера масляного насоса должна плотно входить в гнездо коромысла;

при поднятии груза масло не должно вытекать из домкрата наружу.

1.1.5. Подъемники поворотные, блоки, лебедки

1.1.5.1.    Приступая к подъему груза, бригадир, распоряжающийся подъемом, обязан удостовериться в исправности канатов, тросов, цепей, крюков, зажимов и в надежности крепления груза.

1.1.5.2.    Пеньковые канаты (веревки) не должны иметь поврежденных прядей.

1.1.5.3.    Проволочные канаты не должны иметь следующих повреждений:

9