РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ РЕЧНЫХ ПОРТОВ
сТРАНСПОРТ» 1885
УТВЕРЖДЕНО
Министерством речного флота РСФСР 19 ноября 1982 г*
РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ РЕЧНЫХ ПОРТОВ
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1985
5,6. Коэффициенты неравномерности перевозок грузов определяются для реконструируемых портов на основе анализа объема отправления я прибытия грузов по порту по месяцам за те же 3 отчетных года, которые приво-дятся в форме 1, а для реконструируемых портов для перегрузки новых: видов грузов и для вновь проектируемых портов — на основе анализа объе-ма отправления и прибытия грузов за тот же период по одному из действующих портов, который по условиям работы и грузообороту приближается к проектируемому.
Расчет отчетного коэффициента неравномерности отправления, прибытия или перевозок отдельных видов грузов проводится в следующем порядке:
на основе установленной длительности навигации определяется среднее количество месяцев по перевозкам грузов за отчетные годы
^ср.мес — Гнав, '30.5. (7)
где Гнав—длительность навигации;
30,5 — среднее количество суток в месяце;
рассчитывается количество грузов, перевозимых в среднехМ за один месяц
тл I
Qcр.мес “ Онав/ / ^ср.мес* (8)
т
где 2 0наВ£ — общий объем перевозок отдельных видов грузов за навига-
i=i
циго, т;
находится коэффициент неравномерности перевозок грузов
К ~ Qmax;Qcp.Mec* (Щ
где Qmax — максимальный объем перевозок за месяц.
5.7. Пассажирские линии на расчетный срок для проектируемого порта по видам сообщения, частота отправления и типы пассажирских судов принимаются по бассейновым схемам развития речного транспорта или устанавливаются на основе перспективного пассажнрооборота и анализа существующих расписаний работы пассажирского флота. Перечень и основные характеристики пассажирских линий и судов на перспективу составляются по форме б.
Основные характеристики принятых типов пассажирских судов — мощность, пассажировместимость, габаритные размеры, осадка — принимаются но данным Сетки типовых транспортных и рейдовых судов Министерства речного флота РСФСР, Справочника по серийным транспортным судам МРФ или по утвержденным техническим проектам судов.
Форма 1
ГРУЗООБОРОТ ПОРТА
за отчетные 19_и 19_гг. по плану на 19_г., на расчетный 19_г.
соображения на 19_г. |
Виды грузов |
19^. г. (отчет) |
19—г, (отчет) |
19 _г, (отчет) |
19 __г. (план) |
19.„г. (расчетный |
19„г. (соображения) |
| Всего |
В том числе |
Всего |
В том числе |
( Всего |
В том числе |
Всего |
В том числе |
Всего |
В том числе |
Всего | |
В' том числе |
причалы
Мннреч-
флота |
причалы необщего пользования |
причалы
Минреч-
флота |
причалы необщего пользования 1 |
причалы
Минреч-
флота |
причалы необще-1 ю пользования |
причалы
Минреч-
флота |
1 причалы необще-^ го пользования | |
причалы
Минреч-
флота |
причалы необще- 1 го пользования ; |
причалы
Мтшреч-
флота |
ЧГ W
'©3
8*
*§
*2
3s
CV о И и
25 |
всего |
из них перевалка |
!
всего |
из них перевалка |
о
(-*
0
О
са |
из них перевалка |
всего |
из них пе-1 ревалка i |
всего |
i
из них перевалка |
всего |
из них перевалка 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
1. Отправление
Хлебные грузы и т. д. (по номенклатуре годового плана) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
Итого сухогрузов
Лес в плотах Нефтегрузы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего отправит ленне |
|
|
|. |
|
, |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение формы 1 |
Виды грузов |
19_г. (отчет) |
19_г. (отчет) |
19_г. (отчет) |
19_г. (план) |
19_г. (расчетный) |
19„Гн (соображения) |
о
и*
и
а
CQ |
В том числе |
о
с_
<и
(У
СО |
В том числе |
о
и
СУ
CJ
СО |
В том числе |
о
Uf
CJ
(У
га |
В том числе |
о
и
су
СУ
И
18 |
В том числе |
о
и
<У
и
со |
В том числе |
причалы
Минреч-
флота |
■
о
ю Э
О *
<и Я *§
Ц
я R
& О
к g |
причалы
Минреч-
флота |
CL)
о 5 о 5 щ Я, И g
*2
Ц
я K
О и |
причалы
Минреч-
флота |
<У
VQ Я g я
2 а я о
3 2 S ч
то О Я В
я
а о В Ь- |
причалы
Минреч-
флота |
0)
& я
"8 Я
8!
3 СО
4 g
II
fto
С Ьч |
причалы
Минреч-
флота |
CD
\о я о я
й> ей
В я „ о
3 со
4 £
га Ч &Н О Я К
&£ |
причалы
Минреч-
флота |
d>
ёВ
О В я §
я 2
Ч е * §
Он о В и,
25 |
о
(а
СУ
и
« |
а>
К tu
SS
Я т
ей <п <У К Он |
о
с-
СУ
ffl |
о»
К Я X w
« <у Я Oh |
о
Ьн
О)
CJ
И |
СУ
В Я
X и Я Ч Я «J
о
(Г) 0)
Я о- |
о
U
Щ
СУ
в |
01
В я
X g
в ^
я 5 в
« <У
в о- |
о
Сч
О)
и
в |
CJ
С Я
<-ч _ щ ТО
0Q
га <и В Он |
о
ЬН
си
CJ
я |
i
В Я
х g
Ss
и CJ
я о. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
12 |
13 |
14 |
16, |
16 |
17 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
2. Прибытие
Хлебные грузы и г, д. (по номенклатуре годового плана) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
■ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого сухогрузов
Лес в плотах Нефтегрузы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего прибытие
3. Общий грузооборот |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
■ ' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 2
РАЙОНИРОВАНИЕ ГРУЗООБОРОТА ПОРТА ЗА 19__г,
И НА РАСЧЕТНЫЙ 19 г.
Виды грузов |
19_г. (отчетный) |
19_г* (расчетный) |
Всего |
В том числе |
Ё
а>
CJ
£3 |
В том числе |
Причалы МРФ |
Причалы
необщего
пользования |
Причалы МРФ |
Причалы
необщего
пользования |
Р
о
К |
Из них |
Итого
1 |
Из них |
Итого |
Из них |
1 Итого |
Из них |
Район
(участок) |
Район
(участок) |
Наименование клиента |
Наименование клиента |
Район
(участок) |
Район
(участок) |
Наименование клиента |
^ Наименовало кве клиента |
Итого |
В том числе пе- 1 ревалка 1 |
Итого |
В том числе перевалка |
Итого |
В том
числе пе-1 ревалка |
о
сЗ
н
51 |
£ з
ggg
н Й м
-л И О
CQ я о, |
1 |
2 |
з- |
4 |
б |
6 |
7 |
8 |
9 |
: 10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 17 |
18 |
1. Отправление
1. Хлебные грузы и т. д. (по номенклатуре годового плана) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого сухогрузов
Лес в плотах Иефтегрузы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого отправление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение формы 2 |
Виды грузов |
19„г. (отчетный) |
19—г. (расчетный) |
Всего |
В том числе |
Всего |
В том числе |
Причалы МРФ |
Причалы не общего пользования |
Причалы МРФ |
Причалы
необщего
пользования |
Итого |
Из них |
Итого |
Из них |
Итого |
Из них |
Итого |
Из них |
Район
(участок) |
Район
(участок) |
Наименование
клиента |
| Наименование клиента |
Район
(участок) |
Район
(участок) |
Наименование
клиента |
Наименование
клиента |
1 Итого |
о
С ей
ч- м S щ t-£ п ей ь и и „ К О» CQ в* рч |
о
и
о
н
£ |
В том числе перевалка |
Итого |
<и _
_с*
3 CD г* О |-1 (в ь У fl „ К О PG SP СЬ |
Итого |
[ В том числе не-1 | ревалка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
2. Прибытие
1. Хлебные грузы и г. д. (по номенклатуре годового плана) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого сухогрузов
Лес в плотах Нефтегрузы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого прибытие Общий грузооборот |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 3
ПАССАЖИРООБОРОТ ПОРТАпо отправлению за отчетные 19..,, 19... и 19.А гг. по плану на 19... г. и на расчетный 19... г.
|
19 ... г.
(отчет) |
С ^ . и
. CJ
. а*
о о |
19 ... г. (отчет) |
19 ... г, (план) |
н • tr _ ■
2£я
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. На судах транспортных линий
Из них на скоростных судах
В том числе:
на судах транзитных линий, из них на скоростных судах на судах местных линий, из них на скоростных судах на судах пригородных линий, из них на скоростных судах, на судах внутригородских линий, из них на скоростных судах на планируемых переправах
II. На судах туристских линий
Из них на скоростных судах
III. На судах экскурсионных и прогулочных линий
Из них на скоростных судах
IV. Всего пассажиров
Из них на скоростных судах |
|
|
|
|
|
Примечания. 1, К перевозкам на туристских судах относятся перевозки пассажиров (туристов) по специальному туристскому маршруту и расписанию с продолжительностью рейсооборота более 24 ч.
2. К перевозкам на экскурсионных и прогулочных судах относятся перевозки пассажиров, совершаемые на судах с целью отдыха и ознакомления с памятными, исто* рическими и другими достопримечательными местами, с продолжительностью поездки не более 24 ч.
3. К скоростным судам относятся суда, имеющие среднюю техническую скорость 30 км/ч и более.
4. Пассажирооборот порта по отправлению приводится с учетом перевозок пассажиров в судах других пароходств.
15
Форма 4
ТИПЫ СУДОВ, ПРИНИМАЕМЫЕ В СУДООБОРОТЕ ПОРТА НА РАСЧЕТНЫЙ 19,,. г.
Виды флота и типы судов |
№ проекта судна |
Мощность, i кВт |
Грузоподъемность, т |
Габаритные размеры, м |
Высота борта рас-1 четная, м |
Осадка, м |
са
к
ч
Ч |
, Ширина |
с грузом
i |
порожнем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
I. Сухогрузный |
Самоходный грузовой:
1.2.
И т. д.
Несамоходный грузовой;
1.2.
И т. д,
II. Наливной
Самоходный грузовой:
1.
2.
И т. д.
Несамоходный грузовой:
1.2.
И т. д. i
Ш. Буксирный
1.2.
Ит.д.
16
СУДООБОРОТ ПОРТА НА РАСЧЕТНЫЙ 19_г.
01
Наименование грузов отправления |
Количество, тыс. т |
Наименование грузов прибытия |
Количество, тыс. т |
Тип судна |
Грузоподъемность, т |
Судооборот за навигацию |
строитель
ная |
эксплуата
ционная |
Отправление |
Прибытие |
6
и
Р. Л
t-i я |
1
*
о
о *5 Ея |
Итого |
Груже
ный |
Порож
ний |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
П |
12 |
13 |
|
14 |
Суточный судооборот
Прибытие |
|
Итого |
о
5§
V а
и 2 * о
Я о 03 °
п 5 ®
'ty1 1Й 4>
2аа 3 <у « MSU
ПЕРЕЧЕНЬ ПАССАЖИРСКИХ ЛИНИЙ И ХАРАКТЕРИСТИКА СУДОВ НА )9_л
Форма 6 |
Наименование
линий |
Характеристика линий |
Характеристика судов |
Вид сооб* щений |
[ Частота отправления |
Период работы линий, сут |
Продолжи* тельность стоянки судов у причалов, ч |
Типы судов |
№ проекта судна |
Мощность,
кВт |
Пассажиро-
вместнмость,
мест |
Габаритные размеры, м j Осадка, м |
Длина 1 Ширина |
Высота 1 I борта 1 с грузом порожнем расчетная 1 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 ! |
9 |
10 | 11 |
12 1 13 | 14 |
L
2.
3.
4.
5.
n И т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
] |
|
|
1
1 |
|
6. ТЕХНОЛОГИЯ и МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Общие положения
6.1. В технологической части проекта порта должны разрабатываться технологические схемы производства перегрузочных работ; определяться состав, типы и количество перегрузочного оборудования и приспособлений, количество и специализация причалов, длина причального фронта, вместимость и площади складов по видам грузов, количество, протяженность и оснащение грузовых фронтов для обработки железнодорожных вагонов и автомобилей; штаты персонала (по специальностям и должностям), занятого на перегрузочных работах.
6.2. Технологическая часть проекта разрабатывается по следующим исходным данным:
виду и классу груза (количество марок, фракций, сортов, сортиментов и др.), массе одного грузового места;
транспортной характеристике каждого из видов грузов (физико-химическим свойствам, гранулометрическому составу, способу перевозки — навалом или в таре, виду упаковки, сведениям о пакетах или контейнерах);
длительности эксплуатационного периода навигации по каждому виду (классу) груза, ограничения работы причалов по погодным условиям (количество суток);
направлению грузопотоков (прибытие или отправление); расчетному навигационному грузообороту по видам грузов; коэффициентам неравномерности перевозок (грузопотоков) по каждому виду (классу) груза;
требованиям к работе порта в условиях продленного периода навигации; типам транспортного флота с указанием о долевом распределении перевозок по типам судов и видам грузов, эксплуатационной грузоподъемности и условиях перевозок (одиночными судами, составами, составами с закрепленной тягой, теплоходами с приставками, обязательность зачистки, промывки трюмов и т. д.);
режиму работы причалов и складов (количество смен и рабочих часов в каждой смене);
виду и характеристикам средств наземного транспорта (вагоны, автомобили, прицепы, тягачи и т. д.);
требованиям к хранению (открытым, закрытым условиям складирования, температурному режиму, объему межнавигационного хранения) по каждому виду груза;
видам и объемам зимней загрузки порта;
требованиям к комплексному обслуживанию ф-тота, видам и объемам работ;
требованиям к кооперированию работы порта с производственной деятельностью других предприятий (судоремонт, базы снабжения и т. д.); особым требованиям к охране внешней среды;
перечню вариантов технологических решений, подлежащих обязательной разработке.
6.3. Для действующих портов при их расширении, реконструкции или техническом перевооружении исходные данные должны быть дополнены материалами, перечисленными в п. 3.2 настоящего Руководства.
6.4. На основе анализа исходных данных выполняется экспертная оценка возможных технологических решений и выбираются варианты технологических схем, намечаемых для последующей разработки.
6.5. Технологические решения по причалам должны обеспечивать комплексную механизацию перегрузочных работ, безопасные условия труда производственного персонала, сокращение количества ручных операций, ускорение обработки флота, вагонов и автомобилей по сравнению с действующими нормами, сохранность грузов, а также защиту окружающей среды от загрязнения. Они должны базироваться на применении прогрессивного оборудова-18
ния и передовых методов производства перегрузочных работ, а также типовых технологических процессов и соответствовать требованиям технических условий погрузки, выгрузки и размещения грузов в судах, вагонах, автомобилях и на складах.
6.6. Оптимальный вариант технологии и механизации перегрузочных работ следует выбирать путем сравнения технико-экономических показателей вариантов технологических решений. Оптимальный вариант определяется по минимуму приведенных затрат в причалы и транспортный флот за время его обслуживания в порту при условии выполнения требований, изложенных в п« 6.5 настоящего Руководства.
6.7. Количество причалов, их механовооруженность, показатели складского хозяйства и необходимую штатную численность производственного персонала следует рассчитывать по каждому из видов грузов проектного грузооборота.
Сводные расчетные показатели по порту в целом определяются путем суммирования данных по отдельным видам грузов с учетом возможности их совместной перегрузки, размещения и хранения на соответствующих причалах.
6.8. При разработке проекта технологии и механизации производства перегрузочных работ с различными видами грузов необходимо пользоваться следующими руководящими техническими материалами:
государственными стандартами или техническими условиями на соответствующие виды грузов;
техническими условиями погрузки и размещения в судах и на складах соответствующих видов грузов;
правилами перевозки грузов, а в случае необходимости транспортными характеристиками грузов, предоставляемыми грузовладельцами (или изготовителями грузов);
правилами безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях Минречфлота РСФСР [45];
Требованиями техники безопасности при проектировании портов и пристаней на внутренних водных путях [46];
Санитарными правилами проектирования промышленных предприятий
[38];
Правилами пожарной безопасности на речном транспорте РСФСР [52];
другими руководящими и нормативными материалами по отдельным видам грузов, в том числе:
Отраслевыми нормами времени и выработки на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы для баз и складов Госснаба СССР (черные металлы, подшипниковая и бумажная продукция) [85];
Руководством по организации работ на складах цемента в строительстве [86];
главой СНиП «Склады нефти и нефтепродуктов» [27];
Правилами приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов на бункеровочных базах [79];
Противопожарными нормами проектирования складов лесных материалов [31].
Определение количества причалов и кордонных перегрузочных машин
6.9. Расчет количества причалов для каждого из вариантов их механо-вооруженности следует проводить по формуле
(10)
где QHas — навигационный грузооборот, т;
&н — коэффициент неравномерности перевозок;
19
УДК 627.215.2.001.63 (083.96)
Руководство по проектированию речных портов. Минречфлот РСФСР — М.: Транспорт, 1985. — 143 с.
Руководство по проектированию речных портов разработано Гипрореч-трансом по заданию Главного управления капитального строительства Мин-речфлота в составе системы нормативных документов по проектированию портовых объектов.
Руководство по проектированию речных портов предназначено для проектных организаций в качестве руководящего документа при разработке проектов портов, портовых районов и пристаней общего пользования, а также портов и отдельных причалов промышленных предприятий министерств и ведомств на внутренних водных путях РСФСР.
Руководство рассмотрено и одобрено Научно-техническим советом Мин-речфлота.
Руководство по проектированию речных портов составлено в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
С введением в действие настоящего Руководства утрачивают свою силу «Указания по проектированию водно-транспортных узлов и портов на внутренних водных путях РСФСР»; утвержденные Минречфлотом 29.08.66 г.
Заведующий редакцией О. Г. Ивлиев Редактор Т. В. Бирюкова
Выпущено по заказу Министерства речного флота РСФСР
3605020000-166 049(01)-85
© Главное управление капитального стро^ нтельства Минречфлога РСФСР, 1985
Тн&ъ—эксплуатационная длительность навигации, сут;
*.ф — суточный фонд рабочего времени причала. Для шестидневной рабочей недели и семичасового рабочего дня £ф=21 ч, для пятидневной рабочей недели и восьмичасового рабочего дня не должен превышать 23 ч;
Ф — коэффициент учета дополнительных работ, не предусмотренных нормами, для смены длительностью 7 ч ф=1,1; р — коэффициент, учитывающий время на техническое обслуживание перегрузочных машин и принимаемый для кранов, работающих в грейферном режиме, перегружателей, поточно-транспортных систем и вилочных погрузчиков 1,25, а для кранов, работающих в крюковом режиме,— 1,20;
Лк — количество кордонных перегрузочных машин, занятых на погрузке (выгрузке) одного судна, ед.;
£ — коэффициент снижения производительности машин, одновременно занятых на погрузке (разгрузке) судна, учитывающий взаимные помехи в их работе.
Для поворотных стреловых кранов коэффициент £ принимается по табл. 4.
Таблица 4 |
№ проекта судна |
Грузоподъемность, т |
|
Значение С при числе кранов («к ). обрабатывающих одно судно |
|
2 1 |
з 1 |
4 1 |
5 |
507 и 1565 |
5000 |
1,00 |
0,95 |
0,90 |
0,80 |
1787 |
3750 |
1,00 |
0,95 |
0,90 |
0,80 |
791 |
2700 |
1,00 |
0,90 |
0,80 |
— |
11 |
2000 |
1,00 |
0,90 |
0,80 |
— |
461Б |
2800 |
|
|
|
|
|
576, 781 |
2000 |
|
|
|
|
|
559Б, 567 и ЛБК |
1800 |
|
1,00 |
0,95 |
0,85 |
— |
459 |
1500 |
|
|
|
|
|
Р-19, 942 |
1000 |
г |
|
|
|
|
Финский
276 |
1000
700 |
1,00 |
0,90 |
|
|
461 и 943 |
600 |
0,95 |
0,90 |
— |
— |
898 и 944 |
300 |
0,90 |
— |
— |
— |
|
Для неповоротных кранов или специальных перегрузочных машин коэффициент £ необходимо определять отдельным расчетом. При одновременной работе двух кранов в одном трюме с люком длиной до 16 м необходимо также учитывать требования, приведенные в общих положениях Единых комплексных норм выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и на пристанях (ЕКНВиВ) [50];
qCu — сменная производительность одной машины, т/см, принимается по Единым или Ведомственным комплексным нормам выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и на пристанях (ЕКНВиВ и ВКНВиВ), по местным прогрессивным нормам или определяется отдельным расче-
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Руководство по проектированию речных портов предназначается для проектных организаций в качестве руководящего документа при разработке проектов портов, портовых районов и пристаней общего пользования, а также портов и отдельных причалов промышленных предприятий министерств и ведомств на внутренних водных путях РСФСР.
Примечание. Порты, портовые районы, пристани и отдельные причалы в дальнейшем именуются «портами».
1.2. Настоящим Руководством устанавливаются требования к составу основных исходных данных для проектирования порта, принципиальным технологическим и планировочным решениям, определению параметров основных элементов порта (территории, акватории, причалов и их механовооруженности, складов, водных подходов, сооружения, зданий, инженерных сетей, подъездных и внутрипортовых железных и автомобильных дорог), а также к организации строительства и освоения проектных мощностей, системе управления работой порта и оценке экономической эффективности его строительства (реконструкции).
1.3. Выполнение требований настоящего Руководства является обязательным при разработке проектов новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих портов.
Отступления от требовании настоящего Руководства допускаются в исключительных случаях только при наличии соответствующего технико-экономического обоснования по согласованию с Минречфлотом РСФСР.
1.4. При проектировании портов, кроме требований настоящего Руководства, следует выполнять требования строительных норм и правил, государственных стандартов, норм и правил органов государственного надзора, а также других нормативных документов (приложение 1).
1.5. Порты, сооружаемые в зонах распространения вечно мерзлых грунтов, в сейсмических районах, на просадочных грунтах и в районах с карстовыми образованиями, следует проектировать с учетом дополнительных требований, предъявляемых к строительству сооружений в указанных выше условиях.
1.6. Проектирование в составе порта баз и причалов комплексного обслуживания флота, служебных причалов, причалов по приему с судов хозяйственно-бытовых стоков и сухого мусора, узлов магистральной связи, производственного телевидения, караульного помещения ВОХР, а также помещений для размещения персонала сторонних организаций осуществляется только при условии соответствующих требований в задании на проектирование.
1.7. В случае, когда в задании на проектирование предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию порта, сооружения или их очередей отдельными пусковыми комплексами, в проекте (рабочем проекте) должны определяться эти пусковые комплексы, в состав которых включаются объекты основного производственного, вспомогательного и обслуживающего назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутри-
3
площадочных коммуникаций и очистных сооружений, обеспечивающие выпуск продукции (оказания услуг) в установленном заданием на проектирование объеме и нормальные санитарно-бытовые условия для работающих, а также включаются объекты, связанные с защитой окружающей природной среды.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТОВ
2.1. Порты классифицируются по категориям в зависимости от среднесуточного грузо- и пассажирооборота согласно данным, приведенным в табл. 1,
Таблица 1 |
Категория порта |
Среднесуточный грузооборот, уел. т |
Среднесуточный пассажирооборот, уел. пасе. |
1 |
Более 15 ООО |
Более 2 000 |
II |
3 501—15 000 |
501—2 000 |
III |
751—3 500 |
201—500 |
IV |
750 и менее |
200 и менее |
|
22. Грузооборот в условных тоннах определяется путем умножения грузооборота в тоннах по каждому виду груза на соответствующие коэффициенты перевода, принимаемые по табл. 2.
Таблица 2 |
Вид груза |
Коэффициент перевода грузооборота в условные тонны |
Вид груза |
Коэффициент перевода гру* зооборота в условные тонны |
Тарно-штучные, упако |
4,6 |
Камень строительный |
1,3 |
вочные |
|
Гравий и щебень |
1,3 |
Универсальные контейнеры |
3,1 |
Песок и песчано-грл-Еийная смесь, выгружае |
0,6 |
Металлогрузы, оборудование, железобетон |
3,4 |
мые средствами гидромеханизации |
|
ные детали конструкции |
1,0 |
То же, выгружаехмые |
0,8 |
Уголь каменный |
другими средствами ме |
|
Руда |
1,1 |
ханизации |
4,6 |
Лесные грузы в паке |
2,5 |
Цемент насыпью |
тах |
|
Зерновые грузы насы |
2,5 |
То же, в непакетиро- |
3,0 |
пью |
|
ванном виде
Соль. Минеральные удобрения насыпью |
2,1 |
Нефтегрузы наливом |
1,1 |
2.3. Пассажирооборот (уел. пасс.) устанавливается путем умножений пассажирооборота по каждому виду сообщений на соответствующие коэффициенты перевода, принимаемые по табл. 3.
4
Таблица 3
.Характеристика пассажирооборота
Коэффициент перевода пассажирооборота в условные пассажиры
1. Пассажиры местные
2. То же, транзитные
3. Пассажиры пригородные и внутригородские
2.4. При реконструкции или расширении действующего порта его категория определяется с учетом фактического и проектируемого грузооборота.
2.5. При размещении грузовых и пассажирских причалов в общем причальном фронте категорию порта следует определять по наибольшему значению грузо- или пассажирооборота.
3. ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОРТА
3.1. Для проектирования порта требуются следующие основные исходные данные:
схема развития бассейна, водно-транспортного узла, предприятия или обосновывающие материалы с необходимыми расчетами, подтверждающими целесообразность проектирования строительства, реконструкции или расширения предприятия;
утвержденный акт выбора площадки, составленный в соответствии с требованиями Инструкции по разработке проектов и смет для промышленного строительства;
архитектурно-планировочное задание (АПЗ); материалы инженерных изысканий в составе:
топографического плана площадки строительства порта в масштабах 1 : 500 или 1 : 1000, трасс подъездных путей и внешних инженерных сетей в масштабах от 1 :500 до 1 :2000 (в зависимости от необходимой детализации) ;
гидрографических и топографических планов водных подходов в масштабах 1 : 1000 или 1 : 2000 на мелководных участках, 1 : 5000 или 1 : 10000 на участках с большими естественными глубинами (для трассирования водных подходов и расстановки навигационных знаков). На нешлюзованных участках рек рельеф дна на гидрографических планах следует изображать в изобатах от существующего проектного уровня воды, утвержденного в установленном порядке;
инженерно-геологической характеристики площадки с описанием оползневых, эрозионных и других процессов, с расчетными показателями физико-механических свойств грунта, расчетными и замеченными уровнями грунтовых вод и выходами их на поверхность (родники) с оценкой агрессивности их по отношению к бетонам и металлам;
гидрологической характеристики площадки с указанием максимальных годовых уровней и расходов воды обеспеченностью 1, 2, 3, 5, 10 и 25%, минимальных уровней и расходов воды обеспеченностью 95, 97 и 99% за многолетний период в годовом разрезе, а также по отдельным периодам (навигационному, зимнему, с учетом продления навигации); минимального я максимального уровней весеннего ледохода, скорости и направления течений, ледового режима; краткой климатологической характеристики; ветроволнового режима акватории порта и водных подходов с составлением «ро-
5
зы ветров», характеристики твердого стока, влекомых наносов, Деформации русла и берегов, распределением расходов по рукавам.
3.2. При разработке проекта реконструкции или расширения действующего порта дополнительно к данным, указанным в п. 3.1 настоящего Руко* во детва, требуются следующие материалы:
топографический план порта в масштабе 1 : 500 или 1 : 1000 с нанесением всех зданий, сооружений, инженерных сетей с указанием отметок территории, дна акватории причалов, рейдов и водных подходов, головок рельсов железнодорожных и крановых путей, полов зданий у входов и осе» проездов с твердым покрытием;
строительная и эксплуатационная характеристики существующих зданий и сооружений производственного и вспомогательного назначения;
типы и конструкция покрытий грузовых площадок, проездов, автодорог и характеристика их технического состояния; паспорт порта;
исполнительные чертежи гидротехнических сооружений и крановых путей; количество имеющегося оборудования и его качественная характеристика; перечень и краткая характеристика применяемых в порту технологических процессов производства перегрузочных работ;
штатное расписание и структура управления порта;
отчетные технико-экономические и эксплуатационные показатели (грузооборот, стоимость основных фондов, себестоимость перегрузочных работ и уровень прибыли по видам грузов);
ограничения по территориальному размещению вновь проектируемых объектов.
4. ГРУЗООБОРОТ И ПАССАЖИРООБОРОТ
4.1. Современный грузооборот порта принимается по статистическим данным Минречфлота РСФСР, а его распределение между отдельными грузовыми районами (участками) — по данным соответствующего порта.
Грузооборот приводится за пятилетний период, в том числе за последние два года и по плану на год составления проекта по форме 1, а его распределение по районам (участкам)— за последний отчетный год по форме 2. Перечень грузов принимается по номенклатуре годового плана, установленной Минречфлотом РСФСР. При анализе отчетного грузооборота выявляются основные причины его изменения.
Отчетные данные о перевалке грузов с железнодорожного транспорта на водный и с водного на железнодорожный с указанием объемов перевалки по отдельным видам грузов принимаются по статистическим материалам Минречфлота РСФСР (по прямым смешанным железнодорожно-водным перевозкам), а распределение перевалочных операций по районам (участкам) — по данным порта.
При наличии в порту операций по перевалке грузов с речных судов на морские и в обратном направлении приводятся объемы перевалки по видам грузов по каждому направлению.
4.2. Современный пассажирооборот порта (без приписных пунктов) принимается по статистическим данным Минречфлота РСФСР, а его распределение по типам судов — по данным соответствующего порта.
Пассажирооборот приводится за три последних года и по плану (общему отправлению) на год составления проекта по форме 3.
4.3. Исходя из пассажирооборота по отправлению и численности населения района или города, обслуживаемого рассматриваемым портом, за 3 отчетных года устанавливается фактический коэффициент подвижности населения по типам судов (см. форму 3), т. е, среднее количество поездок на одного жителя, и среднегодовое изменение этого показателя,
6
Коэффициент подвижности населения
£ф— Пф/Н, (1)
где Пф — пассажирооборот (по отправлению) за отчетный год;
Н — численность населения района или города, обслуживаемого данным портом.
Среднегодовое изменение коэффициента подвижности населения за отчетные годы
где &3>ф — фактический коэффициент подвижности населения за последний отчетный год;
&(1)Ф — то же, за первый отчетный год;
Т=3 — отчетный период времени, г.
Полученное среднегодовое изменение коэффициента подвижности населения используется при определении его значения на расчетный срок с учетом анализа причин, вызвавших это изменение.
При проектировании пассажирских перевозок в порту, где ранее они не осуществлялись, определение среднегодового изменения коэффициента подвижности населения за отчетные годы принимается но одному из действующих портов, который по условиям обслуживания населения приближается к проектируемому.
4.4. При анализе отчетного пассажирооборота порта выявляются основные причины его изменения.
4.5. При определении перспективного грузооборота порта за основу принимаются данные схемы развития речного транспорта бассейна. При этом дополнительно уточняется современное состояние и перспективы развития народного хозяйства районов непосредственного и перевалочного тяготения с целью уточнения народнохозяйственных требований к транспорту. В том случае когда в процессе указанного уточнения выявляются новые, не предусмотренные в схеме грузопотоки, по ним выполняются сравнительные расчеты транспортных издержек по методике и нормативам ИКТП J71] для решения вопроса о целесообразности передачи этих грузопотоков па речной транспорт.
4.6. На основе анализа отчетного грузооборота, данных схемы и их уточнения определяется грузооборот порта на расчетный срок, а также даются соображения о его динамике на более отдаленную перспективу (5— 10 лет после расчетного срока).
Составляется корреспонденция перевозок грузов на расчетный срок по связям с проектируемым портом.
Примечание. Расчетный срок указывается в задании на проектирование и является сроком полного освоения перспективного грузооборота. Он устанавливается исходя из сроков строительства порта и освоения проектных мощностей, определяемых соответственно по действующим Нормам продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений и Временным укрупненным нормам сроков освоения лроектных производственных мощностей для вновь вводимых в эксплуатацию объектов речных портов {84].
4.7. Перспективный грузооборот так же, как и отчетный, дается по отдельным видам грузов по номенклатуре годового плана.
В составе грузооборота приводятся данные по объемам перевалки грузов с железной дороги на воду и с воды на железную дорогу и, при необходимости, с речных -судов на морские и в обратном направлении, а также указывается количество грузов, перевозимых в контейнерах, в том числе в
7
крупнотоннажных, отправление и прибытие порожних контейнеров (в тоннах). Приводится характеристика основных видов грузов по способу их: перевозки — в таре, пакетами, навалом (с указанием видов, фракций, марок, насыпной плотности), а также требования к транспортировке и хранению^ грузов.
По тарно-штучным грузам указывается вид упаковки, единичная масса и габаритные размеры. Эти характеристики даются по государственным стандартам, техническим условиям и данным предприятий.
4.8. Районирование перспективного грузооборота следует выполнять <г учетом следующих положений:
районирования современного грузооборота;
сопоставления возможных вариантов размещения портовых районов па планировочным и технологическим условиям и выбора из них оптимального;
тяготения к порту отдельных предприятий и организаций в районе месторасположения порта.
Перспективный грузоборот порта распределяется между отдельными его районами (участками), а также причалами основной клиентуры по форме 2.
4.9. При определении перспективного пассажирооборота порта за основу принимаются данные схемы развития речного транспорта бассейна, а также анализируется отчетный пассажирооборот и выявляю гея дополнительные предпосылки развития пассажирских перевозок в рассматриваемом порту.
Основными предпосылками развития пассажирских перевозок являются: прирост населения; увеличение подвижности населения района или города, обслуживаемого данным портом; организация зон массового отдыха трудящихся; увеличение частоты движения судов на линиях; пополнение флота скоростными судами.
4.10. Уточняемый пассажирооборот порта на перспективу определяется исходя из численности населения района или города, обслуживаемого данным портом, и коэффициента подвижности населения. Перспективная численность населения устанавливается по данным районных планировок областей и генеральных планов развития городов.
Перспективный коэффициент подвижности населения на расчетный год
*Р = *ф) + д*Ф;* (3)
где t — количество лет от последнего отчетного года до расчетного года.
С учетом конкретных условий развития перевозок на перспективу, в частности организации зон массового отдыха населения, новых пассажирских линий, увеличения частоты движения судов на линиях, пополнения флота скоростными судами и т. д., коэффициент подвижности населения может быть откорректирован в сторону его увеличения.
4.11. Уточненный перспективный пассажирооборот порта на расчетный
год
(4)
где Нп — перспективная численность населения района или города, обслуживаемого данным пор то Му на расчетный год.
5. ТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ И СУДООБОРОТ
5.1. При определении судооборота порта на расчетный срок проводится анализ проектного грузооборота, корреспонденции перевозок грузов, отправляемых из порта и прибывающих в порт, современной и перспективной схемы освоения этих перевозок с целью выбора оптимальных типов судов и установления возможности их обратной загрузки. При выборе оптимальных
8
типов судов учитываются также условия перевозок грузов — в открытом шли закрытом тоннаже и условия судоходства на участках водных путей, корреспондирующих с портом.
5.2. При выборе оптимальных типов судов и составлении их характеристики необходимо руководствоваться следующими материалами: Сеткой типовых транспортных и рейдовых судов Министерства речного флота РСФСР J72], проектами новых типов судов, утвержденными Минречфлотом РСФСР, а также Справочником по серийным транспортным судам МРФ [73].
Характеристики принятых судов приводятся по форме 4.
5.3. По отчетным материалам пароходства и порта составляется краткая характеристика организации перевозок грузов и пассажиров и приводятся данные о типах судов.
Организация перевозок на перспективу принимается ло данным проектной схемы организации перевозок грузов и пассажиров в бассейне с необходимым ее уточнением в случае изменения перспективного грузо-пассажиро-оборота (п.п. 4.6, 4.11 настоящего Руководства).
5.4. Условия судоходства на участках водных путей, корреспондирующих с портом (нормируемые габариты судовых ходов и подходов к порту, ветроволновой режим), принимаются исходя из программы нормируемых габаритов пути по схемам развития речного транспорта отдельных бассейнов, .анализа отчетных данных метеорологической службы и бассейновых управлений пути.
Длительность навигации для местных перевозок в районе порта следует устанавливать по отчетным данным исходя из среднего значения ее за 5 по--следних лет.
Для транзитных перевозок длительность навигации по отправлению или прибытию следует устанавливать также по отчетным данным за тот же период по маршрутам следования грузов с учетом мероприятий по продлению навигации. При этом расчетная продолжительность навигации принимается по конечному пункту маршрута с меньшей продолжительностью навигации. В тех случаях, когда одно или два из отчетных значений резко отличаются от ряда соответствующих отчетных показателей (отличие от среднего значения более чем на 5%), фактическое значение длительности навигации допускается брать не по пяти, а соответственно по четырем или трем годам из пяти.
5.5. Для определения расчетного навигационного судооборота перспективный грузооборот распределяют ло направлениям перевозок грузов и принятым типам судов. Расчетный навигационный судооборот порта по прибытию и отправлению груженых и порожних судов устанавливают по видам грузов с учетом типов судов и их обратной загрузки
где т — количество видов грузов;
Qh*bj—навигационный грузооборот по каждому виду груза, т;
Дэкс^—эксплуатационная грузоподъемность судна, принятого для перевозки каждого вида груза, т.
Судооборот в наиболее напряженные сутки по каждому виду груза
(6)
где кк — коэффициент неравномерности прибытия, отправления или перевозок грузов;
Гяа»—длительность навигации по отправлению или прибытию, в сутках. Суточный судооборот порта следует составлять по форме 5.
9