Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

67 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации предназначены для использования организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации на профессиональной основе, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.

 Скачать PDF

Документ признан утратившим силу согласно Приказу Минрегиона РФ от 26 мая 2011 г. № 244, которым утверждены новые Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов.

Оглавление

1. Введение

2. Область применения

3. Термины и определения

4. Перечень используемых сокращений

5. Общие положения

6. Общий порядок подготовки и утверждения генерального плана

7. Задание на проектирование (градостроительное задание) генерального плана

8. Исходные данные для подготовки проекта генерального плана

9. Состав и содержание проекта генерального плана

10. Реализация генерального плана

11. Особенности разработки раздела «Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

12. Градостроительные ограничения и особые условия использования территорий

13. Общие рекомендации к оформлению проектов генеральных планов

14. Общие рекомендации к формам представления проектов генеральных планов на согласование и утверждение

15. Порядок хранения градостроительной документации

16. Приложения

 
Дата введения13.11.2010
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия25.05.2011
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

13.11.2010УтвержденМинрегион России492
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№    492

ПРИКАЗ

От “ 13 ”_ноября 20 10 г.

Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов

В целях реализации пункта 6 раздела I Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденного, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. №982-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №25, ст. 3220), приказываю:

1.    Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов.

2.    Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

3.    Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.П. Викторова.

Министр

Утверждены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от «13» ноября 2010 г. № 492

Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов

Оглавление    стр,

1.    Введение    2

2.    Область применения    2-3

3.    Термины и определения    3-6

4.    Перечень используемых сокращений    7

5.    Общие положения    8-14

6.    Общий порядок подготовки и утверждения генерального плана    15-17

7.    Задание на проектирование (градостроительное задание)

генерального плана    17-18

8.    Исходные данные для подготовки проекта генерального плана    18-19

9.    Состав и содержание проекта генерального плана    19-32

10.    Реализация генерального плана    32-35

11.    Особенности разработки раздела «Перечень основных факторов риска

возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»    35-39

12.    Градостроительные ограничения и особые условия

использования территорий    39-47

13.    Общие рекомендации к оформлению проектов генеральных планов    48-49

14.    Общие рекомендации к формам представления проектов генеральных

планов на согласование и утверждение    49-52

15.    Порядок хранения градостроительной документации    52-53

16.    Приложения    53-66

1

регулирования градостроительной деятельности, землепользования, охраны природных ресурсов, памятников истории и культуры и другую информацию, необходимую для разработки градостроительной документации;

-    картографическую информацию, включая топографические карты различных требуемых масштабов, ортофотопланы, аэро- и космические снимки, в том числе, цифровую картографическую информацию, представленную с необходимой точностью и имеющую достаточное для подготовки градостроительной документации содержание;

-    иную информацию, требование о предоставлении которой содержится в задании на проектирование, в том числе необходимую для разработки разделов, указанных в пункте 9.18 Рекомендаций.

5.15.    Состав и содержание исходной информации определяются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к генеральным планам поселений и городских округов.

5.16.    Источниками получения исходной информации для подготовки проектов могут являться:

информационная система обеспечения градостроительной деятельности;

автоматизированная информационная система    государственного    кадастра

недвижимости;

иные информационные государственные и    муниципальные    цифровые

информационные ресурсы, предоставляемые уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными организациями и физическими лицами;

аналитические и статистические доклады, обзоры и отчеты;

фонды картографической и геодезической информации;

материалы инвентаризации земель и недвижимого имущества;

материалы инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий и исследований;

программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, долгосрочных целевых программам (подпрограмм), реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (при их наличии).

5.17.    Получение исходной информации может быть обеспечено заказчиком путем заключения соответствующих соглашений и (или) направления запросов для получения необходимых сведений. Состав и содержание исходной информации, а также источники их получения устанавливаются в задании на проектирование.

10

5.18.    Полученная исходная информация могжет классифицироваться по: статусу;

актуальности;

достоверности.

5.19.    Исходная информация может иметь следующий статус: утвержденные нормативные правовые акты; рекомендации;

отчетная;

справочная.

5 20. Актуальность информации может устанавливаться в соответствии: со временем создания информации; со статусом информации.

5.21.    Достоверность исходной информации может определяться путем выявления сведений, предполагающих возможное изменение имеющейся информации или выявленными противоречиями в различных материалах.

5.22.    Предоставление информации может осуществляться в установленном законодательством порядке, в том числе:

в рамках исполнения утвержденных административных регламентов органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

в рамках соглашений, заключенных соответствующим органом местного самоуправления и организацией - источником информации; на договорной основе.

5.23.    Возможность и пути получения исходной информации могут устанавливаться до составления задания на проектирование (градостроительного задания) и отражаться в нем.

5.24.    Исходная информация в цифровом виде может включать: картографическую информацию;

статистическую информацию;

иную информацию (отчеты, статьи, письма и пр.).

5.25.    Картографическая информация может включать:

слои картографической основы, представленные в векторном виде; картографическую основу, представленную в растровом виде; базовые пространственные данные;

аэро- и космические снимки, представленные в растровом виде.

5.26.    Используемые цифровые топографические карты и цифровые планы территорий муниципальных образований должны отвечать требованиям государственных стандартов,

11

соответствующих нормативов, нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствующей сфере.

5.27.    При использовании для подготовки цифровых карт утверждаемых частей градостроительной документации, предназначенных для публичного распространения, исходных материалов, имеющих гриф секретности, следует руководствоваться требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны государственной тайны и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

5.28.    Формат и структура имеющихся у заказчика цифровых данных может согласовываться между заказчиком и исполнителем и указываться в задании на проектирование.

5.29.    При отсутствии цифровой картографической основы для подготовки градостроительной документации ее создание может осуществляеться до начала работ по подготовке градостроительной документации на основе соответствующих соглашений заказчика с исполнителем разработки проекта генерального плана или любой другой организацией, имеющей лицензию на выполнение (топографо-геодезических) картографических работ.

5.30.    Решения органов местного самоуправления, органы государственной власти

субъектов Российской    Федерации -    городов федерального значения Москвы

и Санкт-Петербурга о подготовке проектов или о внесении в них изменений подлежат опубликованию в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5.31.    Проект генерального плана содержит текстовые и графические материалы с определением обязательных (утверждаемых) положений и материалов по их обоснованию, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и заданием на проектирование.

5.32.    Подготовка проектов генеральных планов осуществляется на основании результатов инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических и иных инженерных изысканий), состав которых определяется в зависимости от предъявляемых заказчиком требований к проекту генерального плана и особенностей территории.

5.33.    Проекты генеральных планов, в том числе материалы по их обоснованию, подлежат опубликованию в порядке, установленном действующим законодательством.

5.34.    Проекты генеральных планов могут быть направлены по инициативе органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской

12

Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на государственную экспертизу. Направление проектов генеральных планов на государственную экспертизу или получение отрицательного заключения государственной экспертизы проекта не является препятствием для их утверждения.

5.35.    Проекты генеральных планов, проекты внесения в них изменений подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с участием населения муниципального образования. Проекты генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, проекты внесения в них изменений подлежат рассмотрению на публичных слушаниях в каждом внутригородском муниципальном образовании.

Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

5.36.    По договоренности между заказчиком и исполнителем проекта генерального плана в соответствующем контракте (договоре) на выполнение работ по разработке проекта генерального плана, за отдельную плату может быть предусмотрено участие исполнителя в организации и проведении публичных слушаний путем:

подготовки в согласованном виде и формате текстовых и графических материалов проектов генеральных планов, необходимых демонстрационных материалов для представления участникам публичных слушаний, организации выставок и экспозиций;

оказания содействия заказчику в подготовке календарного плана мероприятий в рамках публичных слушаний, протоколов публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний;

подготовки, организации и проведения циклов тематических радио- и телепередач, раскрывающих цели и задачи проекта, виды и содержание проектных решений по градостроительному развитию территорий;

подготовки статей по вопросам и проектным решениям, выносимым на публичное обсуждение, для их последующего опубликования в средствах массовой информации;

непосредственного участия специалистов исполнителя в собраниях и встречах с общественностью, средствами массовой информации, проводимых в процессе публичных слушаний.

5.37.    Генеральные планы учитываются в соответствующих ИСОГД. Требования к формированию градостроительной документации в качестве ресурса ИСОГД устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут уточняться в задании на подготовку градостроительной документации.

13

5.38.    Положения проектов генеральных планов, утвержденных в установленном порядке соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являются обязательными для соблюдения всеми субъектами градостроительных отношений.

5.39.    Утвержденные проекты генеральных планов передаются заказчиком соответствующим структурным подразделениям муниципальных образований, органам исполнительной власти уполномоченным в области градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, (органам архитектуры и градостроительства) для регистрации, хранения, использования в работе, а также для осуществления контроля за их реализацией на основе условий соответствующих контрактов (договоров) на их разработку.

5.40.    В случае если в городском округе, городском или сельском поселении имеется утвержденный до 1 января 2005 года генеральный план в границах муниципального образования, соответствующий нормам действующего законодательства Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности, правила землепользования и застройки целесообразно разрабатывать одновременно с проектами планировки с установлением точных границ территориальных зон и конкретных градостроительных регламентов их использования.

5.41. В случае если в городском округе, городском или сельском поселении имеется утвержденный до 1 января 2005 года генеральный план населенного пункта, и в нем не учтены вновь утверждённые границы муниципального образования, либо состав генерального плана населенного пункта не соответствует современному градостроительному законодательству Российской Федерации или генеральный план населенного пункта является документом ограниченного пользования и не соответствует современным требованиям по оформлению и содержанию, целесообразно в первую очередь организовать работы по внесению изменений в генеральный план городского округа, поселения, с целью определения стратегии его градостроительного развития, а затем разрабатывать правила землепользования и застройки в соответствии с очерёдностью освоения (развития) территорий, установленной генеральным планом.

14

6. Общий порядок подготовки и утверждения генерального плана

6.1.    Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке проекта внесения в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения, городского округа в форме постановления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования и принятыми на его основе муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления поселения, городского округа (рекомендуемое Приложение № 2).

В вышеупомянутом постановлении могут определяться: сроки подготовки проекта генерального плана, орган местного самоуправления, его структурное подразделение, уполномоченное выступать заказчиком работ по подготовке проекта генерального плана, координировать и контролировать ход выполнения работ исполнителем, порядок и сроки размещения заказа на выполнение работ по подготовке проекта генерального плана, порядок организации работ по сбору исходных данных для подготовки проекта генерального плана.

Постановлением о подготовке проекта генерального плана поселения, городского округа может быть образована комиссия по подготовке проекта генерального плана как коллегиальный и совещательный орган, обеспечивающий координацию и последовательность работ по подготовке проекта генерального плана, организующий взаимодействие с исполнителем данных работ и согласование необходимых проектных решений. На комиссию могут быть возложены и иные задачи в рамках подготовки проекта генерального плана. В состав комиссии могут входить представители заинтересованных органов местного самоуправления поселения, городского округа, государственных органов (по согласованию с ними), муниципальных предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с ними), представители местных общественных объединений и жители муниципального образования,

6.2.    Определение исполнителя разработки проекта генерального плана, предложений о внесении изменений в генеральный план осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.

6.3.    Исполнителем разработки проекта генерального плана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в соответствии с требованиями государственного (муниципального) контракта (договора) и задания на проектирование (градостроительного задания) генерального плана может осуществляться:

15

сбор исходных данных для проектирования,

обобщение полученных текстовых и графических материалов,

комплексная оценка территории поселения, городского округа и определение направлений ее градостроительного развития,

подготовка схемы современного использования территории поселения, городского округа,

подготовка основных проектных решений и их согласование с заказчиком, структурными подразделениями администрации муниципального образования, соответствующими муниципальными и немуниципальными предприятиями, учреждениями и организациями,

доработка с учетом согласованных решений и сдача текстовых и графических материалов проекта генерального плана и материалов по его обоснованию заказчику.

6.4.    Согласование проекта генерального плана поселения и городского округа осуществляется в порядке, установленном статьей 25 и 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований».

6.5.    Опубликование проекта генерального осуществляется в сети «Интернет» в соответствии с частью 4 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

6.6.    Организация и проведение публичных слушаний по проекту генерального плана осуществляются в соответствии с положениями статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа поселения, городского округа.

6.7.    Проведение государственной экспертизы проекта генерального плана органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, или подведомственным ему государственным учреждением, осуществляется по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления поселения, городского округа, объединений граждан в порядке, установленном статьей 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

6.8.    Утверждение генерального плана осуществляется представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа. Генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются законодательными

16

(представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

6.9. Описанный выше порядок подготовки и утверждения генерального плана в равной мере распространяется и на случаи внесения изменений в генеральный план.

7. Задание на проектирование (градостроительное задание) генерального плана

7.1.    Задание на проектирование (градостроительное задание) генерального плана может разрабатываться соответствующими органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по рекомендуемой форме (Приложение № 1 к Рекомендациям).

7.2.    В задание на проектирование (градостроительное задание) генерального плана целесообразно включать следующие основные сведения:

наименование заказчика;

наименование муниципального образования, его основные характеристики (местоположение, численность населения, территория, роль в системе расселения, основные виды ресурсов, профилирующие отрасли хозяйственного комплекса, административно-территориальная структура,    состояние    инженерно-транспортной    и социальной

инфраструктур, экологическая ситуация, другие специфические характеристики);

основание для подготовки документов территориального планирования;

кем и в какие сроки выдается исходная информация для подготовки проекта генерального плана;

состав подлежащих    передаче    материалов и услуг    по этапам

(если они предусматриваются);

требования к содержанию и форме представляемых материалов, этапы, последовательность и сроки выполнения работ;

требования к основным направлениям социально-экономического развития, архитектурно-планировочной и функциональной организации территории, организации инженерно-транспортной инфраструктуры и благоустройству территорий, охране окружающей среды, памятников природы, истории и культуры, инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны;

особенности и проблемы развития муниципального образования, вызывающие необходимость дополнительных специализированных работ и исследований (особенности природных условий, экологической, социально-экономической, демографической ситуации,

17

развития производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, охраны историко-культурного и природного наследия и т.п,);

состав участников подготовки проекта генерального плана, перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления по согласованию с которыми подготавливается и утверждается проект генерального плана, их взаимные обязательства и требования к подготовке соответствующих проекта генерального плана;

порядок согласования и государственной экспертизы проекта генерального плана (при необходимости).

8. Исходные данные для подготовки проекта генерального плана

Материалы исходной информации для подготовки (внесения изменений) проекта генерального плана в соответствии с заданием на проектирование (градостроительным заданием) могут содержать:

материалы информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; сведения об изученности объекта территориального планирования (охват его территории материалами изысканий различного масштаба, направленности и давности их создания или обновления; наличие архивных, исторических, литературных источников и т.д.), перечень ранее выполненных научно-исследовательских работ, градостроительной и проектной документации, прочих работ, учет которых целесообразен при подготовке проекта генерального плана;

данные о демографической ситуации и занятости населения;

сведения о социальной, транспортной, инженерной и производственной инфраструктурах, строительной базе;

материалы топографо-геодезической подосновы соответствующих масштабов с давностью их создания или обновления не более двух лет для территорий населенных пунктов и не более восьми лет для остальных территорий муниципальных образований, картографические и справочные материалы, материалы инженерно-геологических изысканий и исследований, а для курортов - материалы по оценке бальнеологических и курортологических ресурсов и медицинскому зонированию;

материалы социально-экономических прогнозов развития поселения, городского округа, сведения об имеющихся целевых программах и. программах социально-экономического развития;

18

сведения о современном использовании и состоянии территории, ее экономической оценке, кадастровой оценке земельных участков (в виде схем землепользования и табличного материала);

данные    обследований и прогнозов санитарно-гигиенического состояния

и экологической ситуации;

данные социологических и социально-экономических обследований; историко-архитектурные планы, проекты зон охраны памятников истории и культуры; материалы опорных и адресных планов, регистрационных планов подземных коммуникаций и атласов геологических выработок;

сведения об инвестиционных проектах, рыночной конъюнктуре и финансовом обеспечении;

материалы государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости);

иная информация, требование о предоставлении которой может содержаться в задании на проектирование (градостроительном задании) на подготовку проекта генерального плана, в том числе исходные данные для разработки разделов проекта генерального плана, предусмотренных пунктом 9.18 Рекомендаций.

9. Состав и содержание проекта генерального плана

9.1.    Генеральный план - документ территориального планирования, который может являться пространственным отображением стратегий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, программных документов развития городских округов и муниципальных районов и определять стратегию градостроительного развития поселения, городского округа. Генеральный план является градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, городских округов, установление и изменение границ населенных пунктов в составе поселений и городских округов, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

9.2.    В проектах генеральных планов целесообразно учитывать стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, программные документы

19

1. Введение

1.    Настоящие Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов (далее - Рекомендации) подготовлены во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 982-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 25, ст. 3220) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности, с учетом положений строительных норм и правил Российской Федерации и других нормативно-технических документов Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности и безопасности.

2.    Целью настоящих Рекомендаций является определение оптимального состава и содержания проектов генеральных планов городских и сельских поселений, генеральных планов городских округов, а также выработка методологических подходов по наиболее рациональным и эффективным способам их разработки.

3.    Задачи Рекомендаций:

определение оптимального состава частей и разделов проектов генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов (далее - проект генерального плана) -положений о территориальном планировании и материалов по обоснованию проектов;

определение методологических особенностей разработки проектов генеральных планов;

определение единых подходов к оформлению графических и текстовых материалов в составе проектов генеральных планов;

формулирование предложений по разработке проектов генеральных планов в качестве ресурса автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) городских округов.

2 Область применения

Настоящие Рекомендации предназначены для использования организациями

независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными

предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной

документации на профессиональной основе, федеральными органами исполнительной

власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами

местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование

развития территорий и использование земель для градостроительной деятельности, а также

2

развития городских округов и муниципальных районов, положения утвержденной градостроительной документации Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также схем территориального планирования муниципальных районов (в случае наличия указанной документации).

9.3.    Проект генерального плана содержит положения о территориальном планировании в виде пояснительной записки и соответствующие карты (схемы) -утверждаемая часть проекта.

9.4.    Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах (в текстовой форме), включают в себя:

цели и задачи территориального планирования;

перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

9.5.    К целям территориального планирования развития поселения или городского округа может быть отнесено обеспечение градостроительными средствами роста качества жизни населения, учета интересов юридических и физических лиц при определении назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, а также другие требования к развитию территории.

9.6.    Перечень мероприятий по территориальному планированию развития поселения может быть оформлен в виде текстового описания мероприятий, обеспечивающих достижение целей и реализацию задач территориального планирования развития поселения или городского округа и в табличной форме, в которой указано на последовательность выполнения первоочередных плановых мероприятий (на рекомендуемый расчетный период генерального плана от 3 до 10 лет) и мероприятий на расчетный период (на рекомендуемый расчетный период генерального плана не менее 20 лет).

9.7.    В составе проекта генерального плана в границах поселения, городского округа могут быть следующие карты (схемы):

проектный план;

карта (схема) планируемого размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа (объектов капитального строительства местного значения);

карта (схема) планируемого размещения автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа (объектов капитального строительства местного значения);

20

органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной

деятельности.

3. Термины и определения

Для целей Рекомендаций термины и определения используются в следующих значениях:

градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства;

территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;

градостроительная документация - обобщенное наименование документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, документов градостроительного зонирования муниципальных образований и документации по планировке территорий муниципальных образований, иных документов, разрабатываемых в дополнение к перечисленным, в целях иллюстрации или детальной проработки принятых проектных решений с проработкой архитектурнопланировочных решений по застройке территории, разрабатываемых на профессиональной основе;

задание на проектирование (градостроительное задание) - документ, содержащий требования к составу, содержанию и последовательности выполнения работ по разработке проектов генеральных планов, а также к их качеству, порядку и условиям выполнения в составе контракта (договора) на разработку проектов;

градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

градостроительное регулирование - деятельность органов государственной власти

и органов местного самоуправления по упорядочению градостроительных отношений,

возникающих в процессе градостроительной деятельности, осуществляемая посредством

принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, утверждения и реализации

3

документов территориального планирования, документации по планировке территории и правил землепользования и застройки;

градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;

нормативы градостроительного проектирования (федеральные, региональные и местные) - совокупность стандартов по разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, включая стандарты обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения, объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории), предусматривающих качественные и количественные требования к размещению объектов капитального строительства, территориальных и функциональных зон в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, объектам культурного наследия, элементов планировочной структуры, публичных сервитутов, обеспечивающих устойчивое развитие территорий;

муниципальный (государственный) заказчик - орган местного самоуправления, либо органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляющие размещение заказа для государственных (муниципальных) нужд на подготовку проектов документов территориального планирования;

застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта, подготовку документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

4

зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарнозащитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;

исполнитель - физическое или юридическое лицо, являющееся разработчиком проекта генерального плана на основании заключенного с заказчиком муниципального (государственного) контракта на подготовку такой документации и осуществляющее ее подготовку в соответствии с требованиями законодательства и условиями заключенного контракта;

красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);

объект капитального строительства (федерального, регионального и местного значения) - существующее и планируемое к строительству здание, строение, сооружение, а также объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;

5

строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары);

устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;

функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

6

4. Перечень используемых сокращений

ГО - гражданская оборона;

ЧС - чрезвычайные ситуации;

ИТМ - инженерно-технические мероприятия;

ДЗЗ - дистанционное зондирование Земли;

ИСОГД - информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;

СанПиН - санитарные правила и нормы;

СНиП - строительные нормы и правила;

ГОСТ - государственные стандарты.

7


5. Общие положения

5.1.    Градостроительная деятельность в части разработки градостроительной документации осуществляется с целью обеспечения планирования дальнейшего поступательного развития территории, ее рационального использования, привлечения инвестиций, обеспечения потребностей населения.

5.2.    При подготовке градостроительной документации необходимо руководствоваться

положениями законодательства в области регулирования градостроительной деятельности, нормативно-техническими документами в области градостроительства, федеральными, региональными    и местными нормативами градостроительного    проектирования,

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5.3.    Генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городских округов (далее - генеральные планы) являются документами территориального планирования муниципальных образований и являются обязательными для органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга при принятии ими решений и реализации таких решений.

5.4.    Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом

положений о    территориальном планировании, содержащихся    в документах

территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту генерального плана и с учетом предложений заинтересованных лиц.

5.5.    Проекты генеральных планов целесообразно разрабатывать с учетом программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, долгосрочных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (при их наличии). Примерная форма задания на проектирование (градостроительного задания) приведена в Приложении № 1 к настоящим Рекомендациям.

Органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут поручить подготовку задания на проектирование (градостроительного задания) соответствующим структурным подразделениям, органам исполнительной власти,

8

уполномоченным в области градостроительной деятельности (органам архитектуры и градостроительства).

5.6.    В задании на проектирование (градостроительном задании) целесообразно четко формулировать поставленные цели и задачи такой документации, требования к составу и содержанию проектов генеральных планов.

5.7.    В задании на проектирование (градостроительном задании) могут быть установлены этапы согласования всех проектных решений с заказчиком, в частности этап предварительного согласования основных проектных решений.

5.8.    В задание на проектирование (градостроительное задание) целесообразно включаеть требование по соблюдению нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.

5.9.    Задание на проектирование (градостроительное задание) при необходимости может включать в себя проведение предпроектных научно-исследовательских работ и инженерных изысканий.

5.10.    Изменение заказчиком задания на проектирование влечет за собой соответствующее внесение изменений в договорные отношения с исполнителем.

5.11.    В задание на проектирование (градостроительное задание) целесообразно включать требования к форматам и составу графических материалов, передаваемых заказчику в электронном виде.

5.12.    В соответствии с заданием на проектирование (градостроительным заданием) и в сроки, установленные соответствующим контрактом (договором), заказчику рекомендуется обеспечивать подготовку необходимой исходной информации для разработки проекта генерального плана.

Заказчик может заказать сбор исходной информации исполнителю разработки проекта генерального плана, обеспечив содействия исполнителю со своей стороны в сборе исходной информации. Условия подготовки исходной информации и финансирование этих работ излагаются в соответствующем контракте (договоре).

5.13.    Содержание и объем необходимой исходной информации определяются заказчиком проекта генерального плана. Заказчик может поручить определение объема и состава исходной документации соответствующим структурным подразделениям, органам исполни тельной власти уполномоченным в области градостроительной деятельности (органам архитектуры и градостроительства).

5.14.    Исходная информация для подготовки проекта генерального плана включает:

- нормативные правовые акты органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам

9