Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

24 страницы

Купить ОСТ 1 01160-88 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на бортовое оборудование, имеющее в своем составе электрические (электронные блоки) и устройства с проводными линиями связи, выход из строя или ложное срабатывание которых в отдельности или при множественном отказе в полете может привести к аварийной или катастрофической ситуации при ударе молнии в самолет (вертолет).

  Скачать PDF

Соответствует международному стандарту ИСО 7137 в части требований к молниестойкости БО (самолетов (вертолетов).

Оглавление

1. Общие положения

2. Отбор образцов

3. Испытательные установки, оборудование и аппаратура

3.1 Лабораторные испытания

3.2 Натурные испытания

4. Подготовка к испытаниям

4.1 Лабораторные испытания

4.2 Натурные испытания

5. Проведение испытаний

5.1 Лабораторные испытания

5.2 Натурные испытания

6. Оформление результатов испытаний

Приложение 1 (справочное). Термины и пояснения

Приложение 2 (справочное). Оформление типовой программы испытаний изделий на молниескойкость

Приложение 3 (справочное). Схемы установок для лабораторных испытаний БО на молниестойкость

Приложение 4 (справочное). Форма акта испытаний изделий на молниестойкость

Показать даты введения Admin

УДК [629.735.33+629.735.45], 018.05    Группа    Д19

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ


ОСТ 1 01160-88

ОБОРУДОВАНИЕ БОРТОВОЕ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

На 2 3 страницах

Методы испытаний на молниестойкостъ


ОКСТУ 7540


Мн9. № дубликата    I    II    Ws    изм.


г-

(0


ЕС


Дата введения 01.07.89


'Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на бортовое оборудование (БО), имеющее в своем составе электрические (электронные) блоки и устройства с проводными линиями связи, выход из строя или ложное срабатывание которых в отдельности или при множественном отказе в полете может привести к аварийной или катастрофической ситуации при ударе молнии в самолет (вертолет).


Издание официальное


Перепечатка воспрещена


* pi ---- —-

OCT 1 01160-88 C. 2

Стандарт устанавливает методы, условия и нормы испытаний, проводимых и в лабораторных условиях, и на самолете (вертолете), по оценке молниестойкости ВО к импульсным наводкам, индуцируемым в бортовых электрических цепях.

Стандарт не распространяется на ВО, имеющее электрическую проводную связь, с наружными устройствами (антеннами, аэронавигационными огнями, маяками, фарами, элементами электрической противообледенительной системы и пр.).

Пояснения к терминам, применяемым в стандарте, приведены в приложении 1.

1. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Лабораторные испытания проводятся в соответствии с требованиями конструкторской документации, устанавливающей функциональные параметры и допустимые уровни воздействующих импульсов напряжения для отдельных изделий ВО.

Натурные испытания проводятся в соответствии с инструкциями ва проведшие наземных испытаний на самолете (вертолете).

1.2.    Лабораторные испытания изделий ВО проводятся на этапе пред-варителшых и государственных испытаний.

Инв. Na дубликата ______ Nt    изм.

Инш, Nt яодлккняка__5762__to    waa.j

Натурные испытания проводятся на этапе предварительных или государственных испытаний.

1.3.    Оборудование, нспытатольвые установки и аппаратура, используемые для Проведения лабораторных и натурных испытание, должны отвечать требованиям настоящего стандарта, должны быть аттестованы в соответствии с ГОСТ 24555-81 и иметь эксплуатационную документацию.

1.4.    Разработчиком самолета (вертолета) в техническом задании (ТЗ)

иа ВО задаются требования к его молниестойкости но одной из пяти указанных в п. 5.1.4 категорий жесткости.


OCT 1 01160-88 c. 11

X

А

OI

А

П

да

5.2. Натурные испытания

5.2.1.    Натурные испытания проводятся как нормированными импульсами сипы тока (п. 5.2.2), так и ненормированными (ослабленными-неразрушающими) (и. 5.2,3) с последующим приведением результатов испытаний к нормированному воздействию.

Тип воздействия (нормированное или ненормированное) определяется разработчиком самолета (вертолета) всходя на допустимости выхода из строя БО и повреждения самолета (вертолета), возможных при испытаниях с нормированным воздействием , а также с учетом технических характеристик испытательных высоковольтных установок.

Во время проведения испытаний с ненормированным воздействием приведение результатов измерений наводок к нормированному воздействию должно производиться с учетом возможных нелинейных зависимостей параметров наводок от параметров воздействующих на самолет (вертолет) испытательных импульсов сипы тока (нелинейные характеристики полупроводниковых элементов, возникновение шунтирующих искровых пробоев, насыщение сердечников трансформаторов и пр.).

5.2.2.    Испытания с нормированным воздействием проводятся при пропускании через самолет (вертолет) униполярных апериодических импульсов силы тока с амплитудой 200 кА, скоростью нарастания переднего фронта импульса

100 кА/мкс, переносимым зарядом 4 Кл, что соответствует длительности импульса 20 мкс на уровне 0,5 амплитудного значения силы тока.

5.2.3.    При испытаниях с ненормированным воздействием параметры импульсов силы тока, протекающих через испытуемый самолет (вертолет), выбираются такими, чтобы была исключена возможность выхода из строя БО и обеспечивалась регистрация сигналов наводки в бортовых цепях:

-    амплитуда - 0,5 — 5,0 кА;

-    скорость нарастания переднего фронта импульса - 0,05 - 2,50 кА/мкс;

-    длительность импульса (на уровне 0,5 амплитуды силы тока) — 20 —

100 мкс.

<N

CD

Г-

Ю

5.2.4.    Возможные пути протекания сипы тока молнии по самолету (вертолету), определяемые модельными испытаниями на избирательность ударов молнии, должны моделироваться во время проведения испытаний.

cd

k

co

ad

5.2.5.    БО при испытаниях подключается к штатным бортовым источникам питания. В том случае, когда предусмотрены режимы работы оборудования от основных и аварийных источников питания, испытания должны проводиться для каждого режима питания.

Если используются нештатные источники питания, то должно быть экспериментально доказано, что их подключение не влияет на результаты испытаний и качество электроэнергии по ГОСТ 19705-81.

«ни


Экспериментальная проверка осуществляется путем измерения наводок в системе 'источник питания - потребитель".

5.2.6.    Натурные испытания с ненормированным воздействием при отключенном от БО электропитанием проводятся при условии сохранения коммутационных связей и параметров нагрузки, соответствующих штатным режимам работы оборудования.

Измерение наводок в межблочных цепях проводится на штатных блоках либо на их эквивалентах с имитаторами нагрузки, соответствующими заданным режимам работы БО.

5.2.7.    Через самолет (вертолет) с БО, подключенным к источнику питания в соответствии с п. 5.2.5 и работающим в режимах, указанных в НТД и программе испытаний, пропускаются импульсы силы тока с параметрами, соответствующими mi. 5.2.2 и 5.2.3.

5.2.8.    При испытаниях с нормированным воздействием через самолет (вертолет) должно быть пропущено не менее чем по 30 импульсов сипы тока положительной и отрицательной полярности по пути протекания испытательных импульсов силы тока в режиме работы БО в соответствии с п. 5.2.4.

5.2.9.    В процессе и после воздействия па самолет (вертолет) каждой серии импульсов сипы тока проводится проверка работоспособности БО в объеме, оговоренном в НТД.

Инв. Ns дубликата_Ns изм.

Ин». Ns подлинника__S762__Ns    изв.

5.2.10.    В процессе испытаний с ненормированные воздействием допускается измерение наводок при воздействии на самолет (вертолет) двух-трех импульсов силы тока каждой полярности, если результаты совпадают в пределах относительной погрешности +10 %.

5.2.11.    По результатам испытаний с нормированным воздействием после проверки испытуемого БО на соответствие НТД выдается заключение о его стойкости к воздействию наводок от силы тока мотив.

5.2.12.    По результатам испытаний с ненормированным воздействием выдаются данные о параметрах наводок в БО, приведенные к воздействию на самолет (вертолет) нормированных импульсов тока.

6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

При оформлении результатов по проведенным испытаниям (отчеты и протоколы) должны быть указаны сведения, приведенные в приложении 4.

ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ


Термин


Пояснение


Импульсные наводки от сипы тока молнии


Дублирующие гидравлические, пневматические и механические систолы


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное


Инв. Ns дубликата_Na мзм.

[ Инв. На подлинника    S762_ Ni    нза.


Множественный отказ (при ударе


Электромагнита ые условия эксплуатации оборудования на борту при ударе молнии в самолет (вертолет)


Испытательная установка


Наводимые (индуцируемые) в бортовых электрических цепях межблочных связей напряжения, вызванные конечной проводимостью обшивки самолета (вертолета) и проникновением в него электромагнитного поля сипы тока молнии

Системы, предназначенные для выполнения функций основных бортовых электрических систем в полном объеме или частично при выходе из строя последних. Указанные типы дублирующих систем не имеют в своем составе проводных линий связи и электрических (электронных) устройств, в связи с чем эти системы не подвержены электромагнитному воздействию, в том числе и наводкам от силы тока молнии

Совокупность одновременных отказов нескольких устройств, функдионапьных систем, вызванных воздействием молнии на самолет (вертолет)

Совокупность (индуцирующих наводки в БО) составляющих электромагнитного поля силы тока молнии, протекающего по самолету (вертолету). Электромагнитные условия определяются экранирующими характеристиками корпуса самолета (вертолета), а также наличием и эффективностью дополнительных экранирующих устройств (металлических отсеков для бортовой электропроводки)

Устройство для генерирования испытательных импульсов силы тока и напряжения


УТВЕРЖДАЮ

2

сэ

ж

«•

»

«9

Ж

*•

(СОГЛАСОВАНО)

Руководитель предприятия-разработчика

Личная    Расшифровка

подпись    подписи

Дата

СОГЛАСОВАНО

Представитель заказчика

Личная    Расшифровка

ПОДПИСЬ    подписи

Дата

ОФОРМЛЕНИЕ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ ИСПЫТАНИЙ ИЗДЕЛИЙ НА МОЛНИЕСТОЙКОСТЬ

Форма первой страницы программы


обшее определение группы однотипных изделий


ТИПОВАЯ ПРОГРАММА испытаний изделия (образца)

сокращенное наименование на молниестойхость по ОСТ 1 01160—88


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное

гриф секретности (при необходимости)

Эка. №_

УТВЕРЖДАЮ

(СОГЛАСОВАНО)

Руководитель предприятия, на базе

которого проводятся испытания

Лишая    Расшифровка

подпись    подписи

Дата

i

СОГЛАСОВАНО

Руководитель головного предприятия по направлению

Личная    Расшифровка

подпись    подписи

Дата



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа должна содержать следующие разделы: общие положения, цель яспц. таний, объект испытаний, место проведения испытаний, время и состав участников во-питаний, испытательные установки и намервтеншая аппаратура, методика испытаний, оформление результатов испытаний, техника безопасности при проведении испытаний, материалгно-техннчесхое обеспечение испытаний, особые мероприятия.

1. ОБШИБ ПОЛОЖЕНИЯ

Указываются: основание дня проведения испытаний, требования к организации испытаний, возможность корректировки программы испытаний в процедуры испытаний (перерыв, окончание и пр.).

2. ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИЙ

Указываются: основная (проверка мошнестойкости -ВО по ОСТ с веданной категорией жесткости и выдача заключения и сертификата) и промежуточные (измерение наводок в заданных контрошлых точках, сравнение с допустимыми по НТД уровнями я пр.) дели испытаний.

3. ОБЪЕКТ ИСПЫТАНИЙ

Инв. Ni дубликата__На    изм.

Инв. Н; подлинника___ 5762    №    изв.

Указываются: тип объекта испытаний (его номер, чертежи и другая конструкторская документация), особенности эксплуатации, схемы контролируемых цепей с указанием точек измерений наводок,

4. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ,

ВРЕМЯ И СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ИСПЫТАНИЙ

Указываются: место и сроки проведения испытаний, состав комиссии (бригады).

Организация и обеспечение испытаний возлагаются на предприятие- (организацию) -разработчика испытуемого ВО.

В состав комиссии (бригады) входят представители предприятий—разработчиков отдельных блоков и изделий испытуемого ВО, щэедприятия п/я В—8759, предприятия, на базе которого проводятся, испытания.

5. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА

Указываются: наименование (тип) испытательной установки и измерительной аппаратуры, их основные характеристики, сведения об аттестации и сроках по—

6. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

Методика испытаний должна соответствовать требованиям настоящего стандарта.

7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

По результатам испытаний составляется акт (протокол) в соответствии с приложением 4.

8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСПЫТАНИЙ

При проведении испытаний должны'лыюшягься правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок заданного класса напряжения, положения действующих НТД и КД, а также инструкций по технике безопасности при обслуживании оборудования (при лабораторных испытаниях), самолетов и вертолетов (при натурных испытаниях), инструкций по пожаробезопасности и др.

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

Инв. W« дубликата    Ht    мзм.

Ин». И» подлинника__,    5762__Я»    изв.

Указывается перечень оборудования и материалов, необходимых для испытаний, в соответствии с приводимой таблицей.

Ю. ОСОБЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В разделе указываются мероприятия в соответствии с действующей в отрасли

документацией.

Программа испытаний подписывается представителями предприятий и организаций, утверждающих и согласующих данную программу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное


СХЕМЫ УСТАНОВОК ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ БО .НА МОЛНИЕСТОЙКОСТЬ


1. Поскольку установки для генерирования указанных трех типов воздействия импульсами, схемы которых приведены на черт. 1-3, промышленностью не выпускаются, на черт. 4 и 5 приводятся схемы и основные характеристики элементов установок, рекомендуемых для лабораторных испытаний БО на мопниеетой— кость.


1.1. Импульс воздействия типа 'длинная волна'

Для испытания оборудования воздействием импульса типа 'длинная волна' может использоваться генератор, представленный на черт. 4. Значения параметров емкости кондесатора ( С). индуктивности ( L ) и сопротивлений формирующих резисторов ( Ауи    ) выбираются такими, чтобы удовлетворялись следующие со

отношения:


R3^ /?2 ^ R& ,

(11

сопротивлшие кабеля;

^ - (2±0,?)-/0~вС;

(2)

(3)

s^\/r-

(4)

RC-(7±1,2) 10~sС.

(5)


1.2. Импульс воздействия типа 'короткая волна'

Испытания оборудования импульсом воздействия типа 'короткая волна' могут проводиться в соответствии с черт. 5. Значения параметров RZL и С выбираются такими, чтобы они удовлетворяли следующим условиям:

R2<2 \/~;    (в)


я\/Гс

2\fiZ72


(2±0&)Ю-вС;


С7)


*’45Яг\/£.


(8)


1.3. Импульс воздействия типа 'колебательная (затухающая) волка' Испытания оборудования проводятся в соответствии с черт. 5.

(9)

Параметры RZL и С выбираются такими, чтобы они удовлетворяли следующим соотношениям:

= и±0,2)-!0~6С;

2n?=(3+5)-/0~6C.    <10>

и2


К контрольно-реги-стрируюшей аппаратуре

Обозначение на схеме

Наименование элемента; (прибора)

Примечание

1. 2

Элементы (блоки) испытуемо го БО

Штатное исполнение

3

Жгут соединительных проводов и (или)

Штатное исполнение

кабелей межблочных связей

АТ

Автотрансформатор

-

Т

Трансформатор

-

В

Выпрямитель

-

*<

Ограничивающий резистор

Определяется типом

выпрямителя

У

Вольтметр

Не регламентируются

&Z * ^5 >

Формирующие резисторы, конденсатор

R3 ~ 3,0 Ом, Л^=0,5 Ом

CtL

и катушки индуктивности

С = 150 мкФ,

L = 200 нГн

Черт. 4

XS.    »—

стрируюшей аппаратуре


Инв. Ni дубликата_______    Hi    изм.

Инв. Nt подлинника__5762    Nt    изв.


Обозначение на схеме

Наименование элемента (прибора)

Примечание

1, 2

Элементы (блоки) испытуемого БО

Штатное исполнение

3

Жгут соединительный проводов и (или) кабелей межблочных связей

Штатное исполнение

4

Импульсный трансформатор

Ферритовые кольпн чина 60 ВНП-2К размером 125x80x18 мм, 20 шт.

5

Импульсный измерительный трансформатор тока

-

АТ

Автотрансформатор

-

Т

Трансформатор

-

В

Выпрямитель

-

*1

Пгрдн11Ч111у<км111ТЙ резистор

-

V

Вольтметр

-

К

Коммутатор (механическое устройство, полупроводниковый прибор, разрядник

В Пр.)

Не регламентируются

й2

Формирующие резистор, конденсатор,

'Короткая волна'

C.L

катушка индуктивности Черт. 5

С = 3 мкФ, L*** 1 МкГн, Я,*»0.3 Ом

'Колебательная (затухающая) волна'

С4» 2300 пф

Rg - собственное сопротивление коммутатора и соединительных проводов

L = 2,5 мкГн


ОСТ 1 01160-88 с. з

1.5. Разработчиком БО проводится лабораторные испытания на мопкиестой-кость по указанной категории жесткости, выдается соответствующее заключение с данными о параметрах наводок в контрольных (наиболее характерных) точках, указанных в программе испытаний.

1*6. Разработчиком самолета (вертолета) проводятся натурные испытав ния, при которых уточняются электромагнитные условия на борту путем измерения наводок в контрольных точках, указанных в программе испытаний.

При несоответствии электромагнитных условий на борту заданной в ТЗ категории жесткости (измеренные на борту наводки превышают измеренные при лабораторных испытаниях или заданные в ТУ) разработчик самолета (вертолета) обеспечивает технические мероприятия по снижению наводок в БО путем дополнительной экранировки жгутов, сокращения'их длины, изменения трассировки и пр.).

1.7. В случае обеспечения нормированных воздействий в соответствии с требованиями пп. 5.2.2, 5.2.4 и 5.2.5 можиестойкость БО определяется при натурных испытаниях.

Инв. Ni дубликата    Nt    нам.

ИнМ11|подлннни*а _ 5762    Nc    ш.

1.8. Приведенные в настоящем стандарте общие методы, условия и нормы испытаний могут использоваться при оценке молниестойкости электрического (электронного) оборудования, выход из строя которого не ведет к аварийной или катастрофической ситуации, а также оборудования, имеющего гидравлические, пневматические и механические дублирующие системы, не подверженные воздействию мотив.

2. ОТБОР ОБРАЗЦОВ

2.1.    Лабораторные испытания проводятся на полностью собранных изделиях ЕО с имеющимися защитными устройствами за исключением случаев, когда отсутствие какого-либо элемента заведомо не может повлиять на стойкость изделий БО к импульсным наводкам. При этом' допустимость отсутствия этого элемента должна быть обоснована и указана в программе испытаний.

Оформление программы испытаний приведено в приложении 2.

2.2.    Если проверяемое БО состоит из нескольких отдельных блоков, то допускается эти блохи испытывать отдельно, сохраняя необходимые межблочные связи и эквиваленты нагрузок отсутствующих блоков.

2.3.    Натурные испытания проводятся на специально выделенном самолете (вертолете) в аэродромных условиях на открытых стоянках или ангарах при климатических условиях, соответствующих месту и времени проведения испытаний.

ФОРМА АКТА ИСПЫТАНИЙ ИЗДЕЛИЙ НА МОЛНИЕСТОЙКОСТЬ


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель предприятия-раэработ чика

Личная    Расшифровка

подпись    подписи

Дата


СОГЛАСОВАНО

Представитель заказчика № _

Личная    Расшифровка

подпись    подписи

Дата


ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Справочное


гриф {при необходимости)

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель предприятии, на базе которого проводились испытания

Личная    Расшифровка

ПОДПИСЬ    ПОДПИСИ

Дата


СОГЛАСОВАНО Руководитель головного предприятия

ПО нЯПряРЯяН1т

Личная    Расшифровка

подпись    подписи

Дата


АКТ (протокол)

испытаний изделия (образна) ___

сокращенное наименование


на молниестойкость


Инв. N9 дубликата    №    мам.

Инв. Ni подлинника__5762    _____    ^    нзв.


дата составления


место составления


В период с_по    _______ проведены испытания изделия (образна)

по программе    _

на

место проведения испытаний, предприятие (организация)

За время испытаний по программе'выполнено (наработано) экспериментов (режимов).

1. Сведения о методике, объеме и результатах всех проведенных испытаний и проверок, включая дополнительные_


2. Результаты сопоставления полученных данных по параметрам, показателям и характеристикам образца с требованиями ТЗ и КД__


ОСТ 1 01160-88 а 4

Z

п

ж

в!

<0

п

«

2.4. Если испытуемый самолет (вертолет) размещается ка открытой площадке, испытания следует проводить при отсутствии дождя, тумана, изморози и мокрого снега, а также при отсутствии выпадения росы на оборудований и устройствах высоковольтной установки, измерительной аппаратуры и испытуемом БО.

3. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, ОБОРУДОВАНИЕ И АППАРАТУРА

3.1.    Лабораторные испытания

3.1.1.    Испытания проводятся на установках, обеспечивающих ген ер алию импульсов напряжения с параметрами, соответствующими требованиям пп. 5.1.3.

3.1.2.    Приншшпиальные схемы, характеристики и номиналы основных элементов установок, предназначенных для лабораторных испытаний БО на молниестой— кость я отвечающих требованиям п. 3.1.1, приводятся в приложении 3.

3.1.3.    Испытательная площадка, на которую должны устанавливаться блоки БО, представляет собой металлическую (алюминиевую, медную или латунную) пластину. Толокна медной и алюминиевой пластин должна быть не менее 0,25 мм. а латунной - не менее 0,50 мм.

Размеры пластины должны обеспечивать размещение на вей испытуемого оборудования и соединительных кабелей в соответствии с требованиями п. 4.1.4.

При изготовлении сборной испытательной площадки отдельные элементы площадки должны быть соединены металлизированными перемычками с переходным сопротивлением не более 600 мкОм.

3.1.4.    Все средства измерений должны быть поверены. Порядок проведения поверки средств измерений - в соответствии с ГОСТ 8.513-84.

3.2. Натурные испытания

Инв. Na дубликата__

Инв. N* подлинника    6762

3.2.1.    Натурные испытания проводятся с помощью установок, обеспечивающих протекание через испытуемый самолет (вертолет) импульсов силы тока с параметрами, соответствующими требованиям пп, 5,2.2 и 5.2.3.

3.2.2.    Для натурных испытаний используются взрывомагнитные генераторы шв генераторы импульсных токов с емкостными или емкостно-индуктивными накопителями энергии.

3.2.3.    Натурные испытания проводятся на площадке, которая должна иметь контур заземления, отвечающий требованиям действующих правил устройства электроустановок-

ОСТ1 01160-88

С. 5

3.2.4.    Дпя замыкания разрядного контура 'высоково льная установка - испытуемый самолет (вертолет)' должен применяться обратный токопровод, конфигурация которого определяется модельными испытаниями на растекание сипы тока молнии по корпусу самолета (вертолета).

3.2.5.    Контроль за работой и параметрами высоковольтной испытательной установки осуществляется с помощью входящих в ее состав серийной контрольно— регистрирующей и измерительной аппаратуры, а также специальных аттестованных устройств (высоковольтных делителей напряжения, токовых шунтов и пр.).

Относительная погрешность измерений должна быть не более 10 %.

3.2.6.    При регистрации значений воздействующих на самолет (вертолет) импульсов сипы тока в качестве датчиков могут быть использованы токовые шунты, воздушные торошальные трансформаторы тока типа 'пояса Роговского' с помехозащитным экраном и (или) другие устройства с относительной погрешностью измерения не более Ю %.

3.2.7.    Регистрация параметров наводок в выделенном для проверки БО производится при съеме сигнала наводки либо непосредственно с элементов бортовых цепей, либо через согласующие устройства.

3.2.8.    Регистрация значений воздействующих ва самолет (вертолет) импульсов силы тока и наводок в бортовых цепях может осуществляться на серийных электронных осциллографах, приборах с цифровой индикацией сигналов или иной быстродействующей аппаратуре с шириной полосы пропускания не менее 2,5 МГц. -

3.2.9.    Регистрирующая аппаратура может размешаться как на борту испытуемого самолета (вертолета), так и вне его.

3.2.10.    Передача сигналов к регистрирующей аппаратуре производится по коаксиальным высокочастотным кабелям с дополнительным помехозащитным экраном с изоляционной оболочкой и (или) по волоконно-оптическим ЛИНИЯМ связи с относительной погрешностью передачи сигналов, не превышающей 10 %.

см

СО

г-

ю

3.2.11.    При передаче сигналов с борта испытуемого самолета (вертолета) на регистрирующую аппаратуру, находящуюся вне борта, по кабельным линиям связи их вывод из самолета (вертолета) должен производиться только в одном месте с общей металлизацией дополнительных помехозащитных экранов кабелей и корпуса самолета (вертолета).

*-

Ю

Ж

Инв. Na дубл Инв. Ht подли

3.2.12. Для одновременной передачи сигналов с нескольких разнесенных по самолету (вертолету) точек измерений с выводом линий связи из самолета (вертолета) в нескольких местах должны использоваться волоконно-оптические линии связи.

ОСТ 1 01160-88 с. 6

3.2.13. Проверка работоспособности и регистрации функциональных параметров проверяемого БО до, в процессе и после испытаний провалится по ГОСТ 21653-76 и (или) НТД на испытуемое оборудование.

4. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

4.1.    Лабораторные испытания

4.1.1.    Испытуемое оборудование перед испытаниями должно быть проверено на функционирование в соответствии с НТД. Значения функпиональпых характеристик должны быть отражены в акте (протоколе) готовности к испытаниям, приведенном в приложении 4.

4.1.2.    Испытательные установки перед началом испытаний должны быть прокалиброваны.

Калибровка установки для генерации воздействия импульсом типа 'длинная волна' (черт. 1) производятся в режиме холостого хода с помощью электронного осциллографа или много быстродействующего регистратора с шириной полосы пропускания не менее 2,5 МГц.

Осциллограф (регистратор) подключается к точке а схемы, представленной на черт. 4. При атом выход генератора отключается от испытуемого оборудования.

Изменяя напряжение источника питания, контролируемое по вольтметру, должен быть получен импульс, соответствующий пп. 5.1.3 и 5.1.4.

Значение напряжения и форма импульса фиксируются в протоколе калибровки.

Инв. Ni дубликата    Wi    изм.

Инг Nt подлинника_    3762    №    изв.

Калибровка установки для генерации воздействий импульсами типа 'короткая волна' (черт. 2) и 'колебательная (затухающая) водаа' (черт. 3) также производится в режиме холостого хода. Для этого в импульсный трансформатор (черт. 5) испытательной установки вместо соединительного кабеля испытуемого БО устанавливается одновитковая вторичная обмотка, подсоединенная к регистратору с шириной полосы пропускания не менее 50,0 МГц.

Изменением напряжения источника питания, контролируемого по вольтметру, должен быть получен импульс, соответствующий пп. 5.1.3. и 5.1.4.

4.1.3.    Испытуемое БО устанавливается на испытательной площадке в соответствии со штатным размещением иа борту самолета (вертолета) и крепится к монтажным основаниям, включая амортизаторы, если они предусмотрены в конструкции. Если монтажные устройства снабжены металлизированными перемычками, то они должны быть соединены с испытательной площадкой (металлической пластиной).

Металлизация испытуемых блоков и соединительных жгутов должна производиться в соответствии с требованиями НТД. Если на оборудовании имеются наружные кошмы 'Заземление', подлежащие соединению с обшей клеммой 'Элект-

ОСТ 1 01160-88 С. 7

рическая масса' на борту, то они должны быть соединены с испытательной площадкой штатными металлизированными перемычками*

4.1,4* Состав, длина и размещение соединительных кабелей испытуемого БО должны соответствовать требованиям НТД и штатному размещению на борту.

Жгуты соединительных кабелей размещаются над испытательной площадкой (металлической пластиной) на высоте не менее 50 мм. Для размещения жгутов над испытателвдой площадкой могут использоваться подставки только из диэлектрических материалов.

4.1.5.    Испытуемое БО и жгуты межблочной электропроводки должны быть препарированы для измерения наводок в контрольных точках, заданных разработчиком БО. Контрольные точки, метод и средства измерения наводок указываются в программе испытаний и должны выбираться таким образом, чтобы не влиять на функционирование оборудования*

4.1.6.    Испытателшая площадка, а также подлежащие заземлению испытательные установки и измерительная аппаратура должны быть подсоединены к лабораторному контуру заземления.

4.1.7.    Перед проведением испытаний должны быть проведены указанные в программе испытаний организационные и технические мероприятия по технике безопасности, соответствующие требованиям действующих норм и правил устройства и эксплуатации электроустановок,

Ино. N; дубликата __________    Na    мзм.

Инг N» подлинника_    5762__На    изв.

4.2. Натурные испытания

4.2.1.    Выделенное для испытаний БО и соединительные жгуты бортовой электропроводки должны быть препарированы для измерения наводок в заданных контрольных точках, которые определяются разработчиком самолета (вертолета) совместно с разработчиком БО.

Указанные точки измерения наводок при натурных испытаниях должны входить в число контрольных точек измерений наводок при лабораторных испытаниях согласно п. 4.1.5.

4.2.2.    Испытуемый самолет (вертолет) устанавливается на рабочей площадке, удовлетворяющей требованиям п. 3.2.3.

4.2.3.    Для исключения возможности электрического разряда на землю самолет (вертолет) должен быть изолирован от земли на максимально допустимое напряжение высоковольтной испытателшой установки, для чего под колеса шасси или опоры подъемников, на которых может быть установлен самолет (вертолет), прокладываются изоляционные плиты из органического стекла, стеклотекстолита или помещаются специальные площадки из опорных изоляторов.


ОСТ 1 01160-88 с. а

4.2.4.    На самолете (вертолете) перед испытаниями должны быть проведены технические мероприятия, обеспечивающие пожаро- и взрывов езопаспость.

4.2.5.    Высоковольтная испытательная установка перед началом испытаний должна быть прокалибровала.

Калибровка осуществляется при включенных в разрядный контур испытуемого самолета (вертолета) токоформирующих и токоиамерительных устройств и обратного токопровода, конфигурация которого соответствует п. 3.2.4

При калибровке блоки электронного оборудования должны быть отключены от жгутов электропроводки в порядке, указанном в перечне, определяемом программой испытаний.

5. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

5.1.    Лабораторные испытания

5.1.1.    Испытания ЕЮ, если в НТД ие оговорены иные климатические условия, проводятся при:

температуре воздуха от 10 до 30 °С;

относительной влажности от 45 цо 80 %;

атмосферном давлении от 840 до 1060 гПа (от 630 до 800 мм рт. ст.).

Оборудование перед испытаниями должно быть выдержано в вышеуказанных условиях не менее 3 ч.

Инв. Nil дубликата    Hs    изм.

Инв, Hi подлинника__5762__На    изв.

5.1.2.    Испытания проводятся на оборудовании с подключенным электропитанием. Подключение осуществляется через эквиваленты сети, соответствующие требованиям ГОСТ 11011-80.

5.1.3.    Устанавливается три типовых формы испытательных импульсов напряжения: длинная волна, короткая волна и колебательная (затухающая) волна.

В испытательном импульсе типа "длинная волна' время нарастания напряжения до максимального значения составляет (2,0+0,4) мкс, время спада до 50 % уровня составляет (50+10) мкс.

В испытательном импульсе типа "короткая волна' время нарастания напряжения до максималмого значения составляет не более 0,1 мкс, время спада до нулевого значения составляет (2.0+0.4) мкс.

В испытательном импульсе 'типа "колебательная (затухающая) волна* частота колебаний составляет (1,0+0,2) МГц с затуханием в 2,7 раза от началыгаго уровня в течемие 3-5 периодов.

ОСТ 1 01160-88

5.1.4. Устанавливается пять режимов испытаний (категорий жесткости) в зависимости от ожидаемых электромагнитных условий эксплуатации БО при ударе молнии в самолет (вертолет).

Соответствие режимов испытаний условиям эияцуаташн и уровням испытательных импульсов напряжения, указанных в п. 5.1.3, приведены в таблице.

Таблица

Режим

испытания

(категория

жесткости)

Условия эксплуатации бортовых жгутов межблочных связей и оборудования

9и.-пчв-на самолете (вертолете)

Тип и уровень испытательного импульса напряжения, В

Длинная

волна

Короткая

волна

Колебательная волна

1

Отсеки с металлической обшивкей без отвер—

стий

125

125

250

2.

Отсеки с металлической обшивкой и съемны—

ми или открывающимися при технологических

операциях на земле металлическими элемен—

теми (люки, створки)

300

300

600

3

Отсеки с металлической обшивкой и откры—

веющимися в полете створками, диэлектричес-

кими вставками, обтекателями

750

750

1500

4.

Отсеки с неметаллической обшивкой из ком—

позиционных и (или) диэлектрических мате-

Ж

СВ

риалов

1600

1600

3200

П

со

ж

о*

£

5.

Эксплуатация оборудования предусмотрена

только в определенных заданных условиях

на борту конкретного самолета (вертолета)

-

-

-

Примечание. Режим испытаний (категория жесткости) и

уровни воздейст-

вий 5—й категории жесткости зависят от ожидаемых электромагнитных условий

эксплуатяпии на Сорту конкретного самолета (вертолета) при ударе молнии

В

р~

определяются расчетным и (или) эксдерименталшым путем.

ю

5.1.5. Предельно допустимые уровни импульсных воздействий должны быть

указаны в НТД на БО, поставляемое на испытания.

В случае отсутствия в НТД на БО допустимых урошей, а

также категорий

жесткости испытаний и данных об ожидаемых электромагнитных условиях на

СО

И*

ж

ас

борту допускается проводить испытания последовательно, начиная с 1—й катего-

со

ж

ж

ж

X

X

рии,

для определения фактической молниестойкосга испытуемого БО.

ж

«в

>%

ч

о

с

м

м

СВ

ж

SE

СВ

X

ОСТ 1 01160-88 С. 10

5.1.6.    На испытуемое ВО, работающее в режимах, указанных в НТД и программе испытаний, подаются серии импульсных напряжений со значениями, соответствующими пи. 5.1.3, 5.1.4 и таблице.

Оборудование подвергается воздействию импульсов типа 'длинная волна', короткая волна' и 'колебательная волна' в соответствии с установленной категорией жесткости. Последовательность воздействий не регламентируется.

Допускается проведение испытаний на отключенном от электропитания оборудовании, если это не влияет на результаты испытаний, что должно быть отражено в программе испытаний.

5.1.7.    В каждой серии должно быть подано не менее ищи но 30 импульсов положительной и отрицательной полярности после выхода на режим в соответствии с пп. 5.1.8 и 5.1.9.

5.1.8.    В случае проведения испытаний импульсом типа 'длинная волна', вс— пытательная установка подсоединяется к устройствам заземления испытуемого оборудования в соответствии со схемой, приведенной на черт. 4. Напряжение на источнике питания устанавливается равным значению, определенному при калибровке.

Инв. Ni дубликата_—    Ни    нзм.

Ин». На подлинника    5762_ На    язв.

5.1.9.    При проведении испытаний импульсом типа "короткая' й 'колебательная (затухающая) волна' через импульсный трансформатор, устанавливаемый на расстоянии не более 1,5 м от испытуемых блоков (устройств), прокладывается жгут соединительных кабелей испытуемого оборудования. После чего повышается напряжение источника питания установки. При этом контролируется напряжение на источнике питания и уровни наводок в контрольных точках. Напряжение источника питания увеличивается либо до значения, установленного при калибровке, либо до достижения уровня наводок, установленного в НТД на испытуемое оборудование, в зависимости от того, какое из этих значений будет достигнуто раньше.

5.1.10.    В процессе испытаний измеряются параметры наводок в контрольных точках испытуемого оборудования.

5.1.11.    Во время проведения испытаний вьшолняотся мероприятия и требования -правил техники безопасности в соответствии с требованиями действующих норм и правил устройства и эксплуатации электро установок определенного класса

5.1.12. В процессе испытаний производится контроль в объеме, необходимом для подтверждения работоспособности ЕЮ.