Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

24 страницы

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на бортовое оборудование, имеющее в своем составе электрические (электронные блоки) и устройства с проводными линиями связи, выход из строя или ложное срабатывание которых в отдельности или при множественном отказе в полете может привести к аварийной или катастрофической ситуации при ударе молнии в самолет (вертолет).

Соответствует международному стандарту ИСО 7137 в части требований к молниестойкости БО (самолетов (вертолетов).

Оглавление

1. Общие положения

2. Отбор образцов

3. Испытательные установки, оборудование и аппаратура

   3.1 Лабораторные испытания

   3.2 Натурные испытания

4. Подготовка к испытаниям

   4.1 Лабораторные испытания

   4.2 Натурные испытания

5. Проведение испытаний

   5.1 Лабораторные испытания

   5.2 Натурные испытания

6. Оформление результатов испытаний

Приложение 1 (справочное). Термины и пояснения

Приложение 2 (справочное). Оформление типовой программы испытаний изделий на молниескойкость

Приложение 3 (справочное). Схемы установок для лабораторных испытаний БО на молниестойкость

Приложение 4 (справочное). Форма акта испытаний изделий на молниестойкость

Показать даты введения Admin

Страница 1

Я

г»

i

УДК [629.735.33+629.735.4 б]. 018.0 5

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

Группа Д19

ОБОРУДОВАНИЕ БОРТОВОЕ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ Методы испытаний иа мол н местом кость

ОСТ 1 01160-88

На 23 страницах

ОКСТУ 7540

Лате введения 01.07.89

Несоблюдинмв стандарта проследуйте я по закону

Настояний стандарт распростраяяотся на бортовое оборудование (БО), имеющем в своем составе электрические (алехтровныо) блоки и устройства с проводными линиями связи, выход из строя или ложное срабатывание которых в отдельности или при множественном отказе в полете может привести к аварийной или катастрофачоской ситуации при ударе молнии в самолет (вертолет).

Страница 2

Страница 3

Инг Ni дубликата__Hi    нзм.

Инг Nt подлинника    3762    Nt    изв.

ОСТ 101160-38 с. з

1.5.    Разработчиком БО проводя тем лабораторный испытания на молнкостой— кость по указанной категории жесткости, выдастся соответствующее заключение

с данными о параметрах наводок в контрольных (наиболее характерных) точках, указанных в программе испытаний.

1.6.    Разработчиком самолета (вертолота) проводятся натурные испытания, при которых уточняются электромагнитные условия на борту дутом измерения наводок о контрольных точках, указанных в программе испытаний.

При несоответствии электромагнитных условий иа борту заданной в ТЗ категории жесткости (измеренные на борту наводки превышают измеренные при лабораторных испытаниях или заданные в ТУ) разработчик самолета (вертолета) обеспечивает технические мероприятия по снижению наводок в БО путем дополнительной экранировки жгутов, сокрашеяня'нх длины, изменения трассировки и пр.).

1.7.    В случав обеспечения нормированных воздействий в соответствии с требованиями пп. 5.2.2, 5.2.4 и 5.2.5 модакестойжость БО определяется при натурных испытаниях.

1.8. Приведенные в настоящем стандарте общие методы, условия и нормы испытаний могут использоваться при опенке яошнестойкости электрического (электронного) оборудования, выход из строя которого не ведет к аварийной или катастрофической ситуации, а также оборудования, имеющего гидравлическио, пневматические и механические дублирующие системы, не подверженные воздействию моши1.

2. ОТБОР ОБРАЗЦОВ

2.1.    Лабораторные испытания проводятся на полностью собранных изделиях БО с имеющимися защитными устройствами за исключением случаев, когда отсутствие какого-либо элемента заведомо но может повлиять на стойкость изделий БО к импульсным наводкам. При этом допустимость отсутствия этого элемента должна быть обоснована и указана в программе испытаний.

Оформление программы испытаний ариведаю в приложении 2.

2.2.    Если проверяемое БО состоит но нескольких отдельных блоков, то допускается эти блоки испытывать отдели!о, сохраняя необходимые межблочные связи и эквиваленты нагрузок отсутствующих блоков.

2.3.    Натурные испытания проводятся на спопхапыю выделенном самолете (вертолете) в аэродромных условиях на открытых стоянках или ангарах при климатических условиях, соответствующих мосту и времени проведения испытаний.

Страница 4

Hhi. Hi дубликата___Ni    мзм.

Ни». ^подлинник!    3762    Ni    изв.

ОСТ 1 01160-88 а 4

2.4. Пая испытуемый самолет (вертолот) размещается на открытой площадке, испытания следует проводить при отсутствии дождя, тумана, изморози и мокрого слога, а также при отсутствии выпадения росы на оборудовании и устройствах высоковольтной установки, иамернтелиюЯ аппаратуры и испытуемом БО.

3. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, ОБОРУДОВАНИЕ И АППАРАТУРА

3.1.    Лабораторные испытания

3.1.1.    Испытании проводятся на установках, обеспечивающих генерацию импульсов напряжения с параметрами, соответствующими требованиям он. 5.1.3.

3.1.2.    Прннишшиалы1ис схемы, характеристики и номиналы основных элементов установок, предназначенных для лабораторных испытаний БО на мота нестойкость и отвечающих требованиям п. 3.1.1, приводятся в приложении 3.

3.1.3.    Испытательная площадка, иа которую должны устанавливаться блоки БО, представляет собой металлическую (алюминиевую, медную или латунную) пластину. Толиина медной и алюминиевой пластин должна быть не менее 0,25 мм. а латунной — не менее 0,50 мм.

Размеры пластины должны обеспечивать размещение на ней испытуемого оборудовании и соединительных кабелей в соответствии с требованиями п. 4.1.4.

При изготовлении сборной испьггателыюй площадки отдельные элементы площадки должны быть соединены метадляалроваш1ымк перемычками с переходным сопротивлением не более ООО мхОм.

3.1.4.    Нее средства кзморений должны быть поверены. Порядок проведения поверки средств измерений - в соответствии с ГОСТ 8.513-84.

3.2. Натурные испытания

3.2.1.    Натурные испытания проводятся с помощью установок, обеспечивающих протекание через испытуемый самолет (вертолет) импульсов силы тока с параметрами, соответствующими требованиям пп. 5.2.2 и 5.2.3.

3.2.2.    Для натурных испытаний используются вэрипомагиитпые генераторы ши генераторы импульсных токов с емкостными или емкостно-индуктивными накопит олями энергии.

3.2.3.    Натурные испытания проводятся на площадке, которая должна иметь контур заземления, отвечающий требованиям действующих правил устройства электроустановок.

Страница 5

Ина, Wi дубликат!    Ni    изм.

Ииа. Mt подлинника__5762__N»    НЭВ.

ОСТ 1 01160-88 с. 5

3.2.4.    Для замыкали я рвзршиого контура 'пысоководыая установка - испытуемый самолет (вертолет)' полжем применяться обратный то копровое, конфигурация которого определяется модельными испытаниями на растекание силы тока молнии do корпусу самолета (вертолета).

3.2.5.    Контроль за работой и параметрами высоковольтной испытательной установки осуществляется с помощью входящих в ОС состав серийной контрольно-регистрирующей и измерительной аппаратуры, а также специальных аттестованных устройств (высоковольтных делителей напряжения, токовых шунтов л пр.).

Относительная погрешность измерений должна быть ие более 10%.

3.2.6.    При регистрадам значений воздействующих на самолет (вертолет) им-цу/плов силы токо в качестве датчиков могут быть использованы токовые шунты, воздушные тороидальные трансформаторы тока типа 'пояса ЬЪговсхого* с помехозащитным экраном и (или) другие устройства с отиоентелыюй погрешностью намерения нс более 10 %.

3.2.7.    Регистрация параметров наводок в выделенном для проверки БО производятся при съеме сигнала наводки либо непосредственно с элементов бортовых цепей, либо чсрсо согласующие устройства.

3.2.8.    Регистрация оиаченжй воздействующих на самолет (вертолет) импульсов силы тока и наводок в бортовых цепях может осуществляться на серийных электронных осциллографах, приборах с цифровой индикацией сигналов или иной быстродействующей аппаратуре с шириной полосы пропускания вс мен со 2,5 МГц.

3.2.9.    Регистрирующая аппаратура может размешаться как иа борту испытуемого самолета (вертолете), таи и вне его.

3.2.10.    Передача сигналов к регистрирующей аппаратуре производятся но коаксиальным высоко частотным кабелям с дополнительным помехозащитным экраном с изоляционной оболочкой я (шли) по волоконно-оптическим ЛИНИЯМ связи с относительной погрешностью передачи сигналов, по превышающей 10 %.

3.2.11.    При поредачо сигналов с борта испытуемого самолета (вертолета) на регистрирующую аппаратуру, находящуюся вне борта, по каболънмм линиям связи их вывод из самолета (вертолета) должен производиться только в одном место с обшей металлизацией дополнительных помехозащитных экранов кабелей и корпуса самолета (вертолета).

3.2.12.    Для одновременной передачи сигналов с нескольких разнесенных по самолету (вертолету) точек измерений с вывалом линий связи яз самолета (вертолета) в нескольких местах должны использоваться волоконно-оптические линии связи.

Страница 6

Инг Nt дубликата Инй. Nt подлинника

ОСТ 1 01160-88 с. е

3.2.13. Проверка работоспособности и регистрации функциональных параметров проверяемого БО до, в процессе к после испытания проводится по ГОСТ 23653-76 и (или) НТД на испытуемое оборудование.

4. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

4.1.    Лабораторные испытании

4.1.1.    Испытуемое оборудование пород испытаниями должно быть проверено на функционирование в соответствии с НТД. Значения функционал! л их характеристик должны быть отражены в акте (протоколе) готовности к испытаниям, приведенном в приложении 4.

4.1.2.    Испытатель»ые установи перед началом испытаний должны быть про

калиброваны.

Калибровка установки для генерации воздействия импульсом типа 'длинная во/на' (черт. 1) производится в режиме холостого хода с помощью электронного осциллографа или иного быстродействующего регистратора с шириной полосы пропускания не менее 2,5 МГц.

Осциллограф (регистратор) подключается к точке а схемы, представленной на черт. 4. Пре атом выход генератора опишочавтси от испытуемого оборудования.

Изменяя напряжение источника питания, контролируемое по вольтметру, должен быть получен импульс, соответствующий пп. 5.1.3 и 5.1.4.

качение напрыж<м>я и форма импульса фиксируются в протоколе калибровки.

Калибровка установи для генерации воздействий импульсами типа 'короткая полна' (черт. 2) и 'колебателшан (оагухаюшоя) волю' (черт. 3) также производится в режиме холостого хода. Для итого в импульсный трансформатор (черт. 5) испытательной установи вместо соединительного кабеля испытуемого БО устанавливается одвоьнтковая вторичная обмотка, подсоединенная к регистратору с шириной полосы пропускания не менее 50,0 МГц.

Изменением напряжении источника питания, контролируемого по вольтметру.

S

Г'

ю

должен быть получен импульс, ооотвотствующшй пп. 5.1.3. к 5.1.4.

4.1.3. Испытуемое БО устанавливаете я на испытательной площадке в соответствия со штатным раэмешдеием на борту самолета (вертолета) н кропятся к монтажным основаниям, включая амортизаторы, если они предусмотрены в конструкции. Если монтажные устройства снабжены металлизированными перемычками, то они должны быть соединены с испытательной площадкой (металлической пластиной).

Моталлизапня испытуемых блоков и соединительных жгутов должна производиться в соответствии с требованиями НТД. Есш на оборудовании имеются наружные клеммы 'Заземление', подлежащие соединению с общей клеммой 'Элект-

Страница 7

Инв. Nt дубликата__ Н«    нам.

Инг Nt подлинника_    5762    Ni    изв.

ОСТ 1 01160-88 с. 7

рв ческа я масса' на борту, то они должны быть соединены с испытательной площадкой штатными металлизированными перемычками.

4.1.4.    Состав, длина в размещение соединительных кабелей испытуемого БО должны соответствовать требованиям НТД в штатному раэмешенюо на борту.

Жгуты соединительных кабелей размешаются над испытатолыюй площадкой (металлической пластиной) на высоте не менее 50 мм. Для размещения жгутов над испытательной площадкой могут использоваться подставки только из диэлектрических материалов.

4.1.5.    Испытуемое БО и жгуты межблочной электропроводки должны быть препарированы для измерения наводок в контроль»ых точках, заданных разработчиком БО. Контрольные точки, метод и средства измерения наводок указываются в программе испытаний и должны выбираться таким образом, чтобы но влиять на функционирование оборудования.

4.1.6.    Испытателыюя плошадка, а также подлежащие заземлению испытательные установки и измерительная аппаратура должны быть подсоединены к лабораторному контуру заземления.

4.1.7.    Перед проведа!вем испытаний должны быть проведены указанные в программе испытаний органнзатонные н технические мероприятия по технике безопасности, соответствующие требованиям действующих норм в правил устройства и эксплуатации электроустановок.

4.2. Натурные вспытвния

4.2.1.    Выделенное для испытаний БО ■ совой*игольные жгуты бортовой электропроводки должны быть препарированы для измерения наводок в заданных контрольных точках, которые определяются разработчиком самолета (вертолета) совместно с разработчиком ВО.

Указанные точки измерения наводок при натурных испытаниях должны входить в число контрольных точек измерений наводок при лабораторных испытаниях согласно п. 4.1.5.

4.2.2.    Испытуемый самолмт (вертолет) устанавливается на рабочей площадке, удовлетворяющей требованию* п. 3.2.3.

4.2.3.    Для исключения возможности электрического разряда на землю самолет (вертолет) должен быть изолирован от земли на максимально допустимое напряженно высоковольтной испытательной установки, для чего под колеса шасси или опоры подъемников, на которых может быть установлен само лот (вертолет), прокладываются взоляпконпые плиты из органического стекла, стеклотекстолита или помещаются специальные площадки из опорных изоляторов.

Страница 8

ОСТ 1 01160-88

С. 8

4.2.4.    На самолете (иортолето) перед испытаниями должны быть провод*мы технические мероприятия, обеспечивающие г.ожаро- и вэрывобсоопасиость.

4.2.5.    Бысокополлпая испытательная установка перед началом испытаний должна быть прокалибрована.

Калибровка осуществляется при включенных в разрядный контур испытуемого самолета (вертолета) ток сформирующих и тохоилмерителышх устройств н обратного токооровода, конфигурация которого соответствует и. 3.2.4

При калибровке блоки электронhoit> оборудования полнены быть отключены от жгутов электропроводки в порядке, указанном в перечне, определяемом программой испытаний.

Б. ПРОВЕДЕНИИ ИСПЫТАНИЙ

5.1.    Лабораторные испытания

5.1.1.    Испытания БО, если в НТД но оговорены иные климатические условии, проводятся при:

температуре воздуха от 10 до 30 °С;

относительной влажности от 45 ао 80 %;

атмосферном давлении от 840 до 1000 гПа (от 830 ао 800 мм рт. ст.).

Оборудование перед испытаниями должно быть выдержано в вышеуказанных условиях не менее 3 ч.

5.1.2.    Испытания проводятся на оборудовании с подключенным электропитанием. Подключение осуществляется через эквиваленты сети, соответствующие требовали ям ГОСТ 11011-80.

5.1.3.    Устанавливается три типовых формы испытательных импульсов наг ряжения: длинная водна, короткая во/и а и колебательная (затухающая) волна.

В испит отели юм импульсе типа 'длинная волю' время нарастания напряжения до максимального эначоиии составляет (2,0+0,4) мкс. время спада до 50 % уровня составляет (50+10) мкс.

В испытательном импульсе типа 'короткая волю' время нарастания напряжения до максимального значения составляет не более 0,1 мкс, время слада по нулевого значения составляет (2,0+ 0,4) мкс.

В испытательном импульсе типа 'колебагтелыюы (затухающая) волна' частота колебаний составляет (1.0+0.2) МГц с затуханием в 2,7 раза от начального уровня в течение 3-5 периодов.

Страница 9

Инв. Ni дубликата__Nt    шм.

Инв. Mi подлинника__3762__Ni    из».

ОСТ 1 01160-88

С. 9

5.1.4. Устанавливается пять режимов испытаний (категорий жесткости) в зависимости от ожидаемых электромагнитных условий эксплуатации БО оря ударе иожп в самолет (вертолет).

Соответствие режимов испытаний условиям эксппуаташи и уровням испытательных импульсов напряжения, указанных в а. 5.1.3, прмвиаины в таблице.

Т аблица

Режим

испытания

(категория

жесткости)

Условия эксплуатации бортовых жгутов межблочных связей и оборудовали* т-,~ на самолете (вертолете)

Тип в уровень испытательного импульса напряжения, В

Длинная

волна

Короткая

полна

Колебательная волна

4.

5.

Отсеки с металлической обшивкей без отверстий

Отсеки с металлической обливкой и съемными или открывающимися при технологичмских операциях на земле металлическими адемом-таыж (люки, створки)

Отсеки с металлической обшивкой и открывающимися в полете створками, диэлектрическими вставками, обтекателями

Отсеки с неметаллической обшивкой из композиционных и (или) диэлектрических материалов

Эксплуатация оборудования предусмотрена только в определенных заданных условиях на борту конкретного самолета (вертолета)

125

300

750

1600

125

300

750

1600

250

600

1500

3200

Примечание. Режим испытаний (категория жесткости) ■ уровни воздействий 5-й категории жесткости зависят от ожидаемых электромагнитных условий эксплуатации на борту конкретною самолета (вертолета) при ударе молнии и определяются расчетным и (или) эксперимснталЫ1ым путем.

5.1.5. Предельно допустимые уровни импульсных воздействий должны быть указаны в НТД на БО, поставляемое на испытания.

В случае отсутствия в НТД на БО допустимых урошей, а также категорий жесткости испытаний и данных об ожидаемых электромагнитных условиях на борту допускается проводить испытания последовательно, начиная с 1-й категории, для определения фактической молнместоЯхости испытуемого БО.

Страница 10

KH Sfl    Z9LS    IMNHHMtfVOU    щ    чнИ

*Ntn i||    ”    BXVxmrgAV    >м    ««И

ОСТ 1 01160-88    С . Ю

5.1.6.    На испытуемое ВО. работающею в режимах, указанных в НТД и программе испытаний, подаются серив импульсных напряжений со зтчвмяями, соотвот-стнующими ап. 5.1.3, 5.1.4 и таблице.

Оборудование подвергаете я воздействию импульсов типа 'длинная волна', короткая волна' в 'колебательная полна' в соответствии с установленной категорией жесткости. Последовательность воздействий не регламентируется.

Допускается проведение испытаний на отключошом от электропитания оборудовании, если это не влияет на результаты испытаний, что должно быть отражено в программе испытаний.

5.1.7.    В каждой серии должно быть подано не менее чем по 30 ммпуяллов положительной и о три нагольной полярности после выхода иа режим в соответствии

с нп. 5.1.8 и 5.1.9.

5.1.8.    В случае проведения испытаний импульсом типа 'длинная волна', испытательная установка подсоединяется к устройствам заземления испытуемо!-о оборудования в соответствия со схемой, приведенной на черт. 4. Напряжение на источнике питания устанавливается равным значению, определенному при калибровке.

5.1.9.    Пре проведении испытаний импульсом типа 'короткая' м 'колебательная (затухающая) волна* через импульсный трансформатор, устанавливаемый на расстояния не более 1,5 м от испытуемых блоков (устройств), прокладывается жгут соединительных кабелей испытуемого оборудования. После чего повышается напряжение источника питания установки. При этом контролируется напряжение на исто чинки инталия и уровни наводок в контрольных точках. Напряжение источника питания увеличивается либо до значения, установленного при калибровке, либо до достижения уровня наводок, установленного в НТД иа испытуемое оборудование, в зависимости от того, какое из ятях значений будет достигнуто раньше.

5.1.10.    В продоссе испытал*й измеряется параметры наводок в контрольных точках испытуемого оборудования.

5.1.11.    Во время проведения испытаний вьихолняотся мероприятия и требования-правил техники безопасности в соответствии с требованиями действующих норм и правил устройства и эксплуатации электроустановок определенного класса напряжений.

5.1.12.    В процессе испытаний производится контроль в объеме, необходимом для подтверждения работоспособности ЕЮ.

Страница 11

Инв. Ni дубликата__ N»    вам.

Ии>. *й подлинник!__ 5762__Nt    НЗВ.

ОСТ 101160-88 с. 11

5.2. Натурные испытания

5.2.1.    Натурные нспыттия проводятся как нормированных! и имиулъелми сипы тока (о. 5.2.2), так и ненормированными (ослобдетыми-нсраарушоющими) (а. 5.2.3) с последующим приведением результатов испытаний к нормированному воздействию.

Тип воздействия (нормированное или ненормированное) определяется разработчиком самолета (вертолета) исходя из допустимости выхода из строя БО и повреждения самолета (вертолета), возможных при испытаниях с нормированным воздействием, а такжо с учетом технических характеристик испытательных высоковольтных установок.

Во время проведения испытаний с ненормированным воздействием приведение результатов измерений наводок к нормированному воздействию должно производиться с учетом возможных нелинейных зависимостей параметров наводок от параметров воздействукядих на самолет (вертолет) вспытвтолышх импульсов сипи тока (нелинейные характеристики полупроводниковых элементов, возникновение шунтирующих искровых пробоев, насыщение сердечников трансформаторов и пр.).

5.2.2.    Испытания с нормированным воздействием проводятся при пропускании через самолет (вертолет) униполярных апериодичоских импульсов силы тока с амплитудой 200 кА, скоростью нарастания переднего фронта импульса

100 кА/мкс, переносимым зарядом 4 Кл, что соответствует длителшости импульса 20 мкс но уровне 0,5 амплитудного значения силы тока.

5.2.3.    При испытаниях с непормированньм воздействием параметры жмпу/и— сов силы тока, прото какчпхх мороз испытуемый самолет (вертолет), выбираются такими, чтобы была исключена возможность выхода из строя БО и обеспечивалась регистрация сигналов наводки в бортовых цепях:

-    амплитуда - 0,5 - 5,0 кА;

-    скорость нарастания переднего фронта импульса - 0,05 - 2,50 кА/мкс;

-    длительность импульса (на уровне 0,5 амплитуды силы тока) - 20 —

100 мкс.

5.2.4.    Возможные пути протокшпы силы тока молнии по самолету (вертолету), определяемые модельными испытаниями на избирательность ударов молнии, должны моделироваться во время проведения испытаний.

5.2.5.    БО при испытаниях подключается к штатным бортовым источникам питания. В том случае, когда предусмотрены режимы работы оборудования от основных и аварийных источников питания, испытания должны проводиться дня каждого режима питания.

Если используются нештатные источники питания, то должно быть экспериментально доказано, что их подключение не влияет на результаты испытаний и качество электроэнергии по ГОСТ 19705-81.

Страница 12

Инв. Ni дубликата__Hi    ш.

Hhi. Nt подлинника    5762    На    ИЗВ.

Экспериментальная проверка осуществляется путем измерения наводок в системе 'источник питания - потребитель'.

5.2.6.    Натурные испытания с ненормированным воздействием при отключенном от БО электропитанием проводится при условии сохранения коммутационных связей я параметров нах-рузки, соответствующих штатным режимам работы оборудования.

Измерение наводок в межблочных цепях проводится на штатных блоках либо на их эквивалентах с имитаторами нагрузки, соответствующим я заданным режимам работы БО.

5.2.7.    '{орез самолет (вертолет) с БО, подключенным к источнику питания в соответствии с п. 5.2.5 и работающим в режимах, указанных в НТД и программе испытаний, пропускаются импульсы силы тока с параметрами, соответствующими пп. 5.2.2 и 5.2.3.

5.2.8.    При испытаниях с нормированным воздействием через самолет (вертолет) должно быть пропущено но монее чем по 30 импульсов сипы тока положительной и отрицательной полярности по пути ггротекопия испытотслтлых импульсов силы тока и режиме работы БО в соответствии с п. 5.2.4.

5.2.9.    В процессе и после воздействия па самолет (вертолет) каждой серии импульсов силы тока проводится проверка работоспособности БО а обьсыо, оговоренном в НТД.

5.2.10.    В процессе испытаний с ненормированным воздействием допускается измерение наводок при воздействии на самолет (вертолет) двух-трех импульсов силы тоха каждой полярности, если результаты совпадают в пределах относительной погрешности +10 %.

5.2.11.    По результатам испытаний с нормированным воздействием после проперт испытуемого БО не соответствие НТД выдается заключим к и о его стойкости к воздействию наводок от силы тока мотив.

5.2.12.    По результатам испытаний с ненормированным воздействием выдаются данные о параметрах наводок в БО. прввсасвыыс к воздействию на самолет (вертолет) нормированных импульсов тока.

в. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

При оформлении результатов по проведенным испытаниям (отчеты и протоколы) должны быть указаны сведения, приведенные в приложении 4.

Страница 13

Ин>. Ni дубликата__Hi    и»м.

Инг Nt подлинника    S762_ N»    мзв.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ

Термин

Пояснение

Импульсные наводки от силы тока

Наводимые (индуцируемые) в бортовых

молвив

электрических цепях межблочных связей напряжения, вызванные коночной проподи-мостыо обшивки самолета (портопота) и проникновением в него электромагнитного

поля сипы тока молнии

Дублируюшие гидравлические, пиво-

Системы, предназначенные для выиом-

магические и механические системы

нсими функций основных бортовых электрических систем в полном объеме или частично при выходе из строи последних. Указанные типы дублирующих систем ив имеет в своем составе проводных линий связи и электрических (электронных) устройств, в связи с чем эти системы но подвержены элехтромапиггному воздействию, в том

числе и наводкам от силы тока молнии

Множественные отказ (при ударе

Совокупность одновременных отказов

молнии)

нескольких устройств, функциональных систем, вызванных воздействием молнии на самолет (вертолет)

Электромагнитные условия экештуа-

Совокупность (индуцируюшнх наоодкн

таили оборудования на борту при

в КО) составляющих электромагнитного поля

ударо молнии в самолет (вертолет)

силы тока молнии, протекающего по самолету (вертолету). Электромагнитные условия определяются экранирующими характеристиками корпуса самолета (вертолета), а также наличием и эффективностью дополнительных экранирующих устройств (мотелям ч вехи х отсеков для бортовой электропроводки)

Испытательная установка

Устройство для геиорировопия йены-

тотельных импульсов силы тока и иалря-

ження

Страница 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное

ОФОРМЛЕНИЕ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ ИСПЫТАНИЙ ИЗДЕЛИЙ НА молнипстойкостъ

Форма первой страницы программы

УТВЕРЖДАЮ

(СОГЛАСОВАНО)

Руководитот. предприйтия-разработчика

Лишая    Расшифровка

подпись    подписи

Дата

гриф секретности (при необходимости) Эка. »_

УТВЕРЖДАЮ

(СОГЛАСОВАНО)

Руководитель предприятия, на безо

которого проводятся испытания

Ли'ная    Рос шифровка

подпись    подписи

Дата

обтос определение группы однотипных падений

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

испытаний капели (образов) ___

сокращенное наимаюоание

на мошиостойхость по ОСТ 1 01160-88

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Представитель заказчика Личная    Расшифровка

ПОДПИСЬ    ПОДПИСИ

Руководитель головного предпрития по направлению

Личная    Расшифровка

ПОДПИСЬ    подписи

Дата

Дата

Страница 15

Им». Ni ду5.мката__N«    him.

Ин». Mt подлинника    S762     И»    из    Г

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа должна содержать следующие разделы: обшие положения, аоль испытаний, объект испытаний, место проведения испытаний, время ■ состав участков испытаний, и опыт отельные установки ■ измерительная аппаратура, методика игиыта-кнА, оформление результатов испытаний, техника безопасности ври проведении испытаний, матсрнально-'гсхпичосхос обеспечение испытаний, особые мороорвития.

1. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Указываются:основание дин проведения испытаний, требования к организации испытаний, возможность корректировки программы испытаний и процедуры испытаний (перерыв, окончание в up.).

2. ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИЙ

Указываются: основная (проверка моли нестойкости НО do ОСТ с заданной категорией жесткости и выдача заключения и сертификата) я промежуточные (измерение наводок в заданных контрольных точках, сравнение с допустимыми по НТД уровнями и пр.) пели испытаний.

3. ОБЪЕКТ ИСПЫТАНИЙ

Указываются: тип объекта испытаний (его номер, чертежи и другая конструкторская документация), особенности эксплуатации, схомы контролируемых цепей с указанием точек измерений наводок.

4. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ.

ВРЕМЯ И СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ИСПЫТАНИЙ

Указываются: место и сроки проведения испытаний, состав комиссии (бригады).

Организация и обеспечение испытаний возлагаются на предприятие (организацию) -разработчика испытуемого КО.

В состав комиссии (бригады) входят представители предприятий - разработчиков отдельных блоков а изделий испытуемого БО, предприятия п/я В-8750, предприятии, на баае которого проводятся, испытания.

5. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА

Указываются: наименование (тип) мотьггетегалой установки и измерительной аппаратуры, их основные характеристики, сведшая об аттестации ж сроках поверки.

Страница 16

в. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

Методика испытаний должна соответствовать требованиям настоящего стандарте.

7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

По результатам испытание составляется акт (протокол) ь соответствия с приложением 4.

8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСПЫТАНИЙ

При проведении испытаний должны въжюпнятъея правила Техники безопасности при эксплуатации электроустановок заданною класса ыапряжання, соложения действующих НТД и КД, а также инструкций по технике безопасности при обслуживании оборудовали (при лабораторных испытаниях), самолетов и вертолетов (при яагурных ислытаихах), инструкций по пожаробезопасности и яр.

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

Указывается перечень оборудования и материалов, необходимых для испытаний, в соответствии с приводимой таблицей.

Ю. ОСОБЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В разделе указываются мероприятия в соответствии с действующей в отрасли

дохумеитаиией.

Программа испытаний подписывается представителями предприятий и ор-гаинзаций, утверждающих и согласующих дойную программу.

Страница 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справочное

СХЕМЫ УСТАНОВОК ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ БО НА МОЛННЕСТОЙКОСТЬ

1. Поскольку установки для генерирования указанных трех «шов воздействия импульсами, схемы которых приведены «в черт. 1-3. иромышлаш остью кв выпускаются. не черт. 4 я 5 приводятся схемы к осношыо характеристики »лсыем-тов установок, рекомендуемых доя лабораторных испытаний БО на мотнестой-

1.1. Импульс воздействия типа 'длинная волна'

Дая испытания оборудования воздействием импульса типа 'длинная водна' может использоваться Генератор, прздставленный на черт. 4. Значения параметров см хостя хояд оса тора ( С ). индуктивности ( L ) и сопротивлений формирующих ро-ои сторон (    ) выбираются такими, чтобы удовлетворялись слодухицио со

отношения:

# (1)

соаротивлсиис кабеля;

S& — - (г±0,*) Ю-"С1

(2)

(3)

X‘0,s#3\/f;

(4)

RC=(7±1.2)10~5C.

(5)

1.2. Импульс воздействия типа 'короткая воша'

Испытания оборудования импульсом воздействия тица 'короткая волна' могут проводиться в соответствии с черт. 5. Значения параметров R2 L н С выбираются такими, чтобы они удовлетворяли следующим условиям:

*л<2 \/f ;    <в)

-^7^ I = (2±0&)/0'вС;

Vf-t*

(7)

(в)

Страница 18

1.3. Импульс воздействия типе 'колебательная (затухающая) полив' Испытания оборудования проводятся в соответствии с черт. 5.

Параметры R? L и С выбираются такими, чтобы они удовлетворяли следую

щим соотношениям:

2тг\/и

U±Q.2)/0~6C;

2j£=(3+5)/0-6C.

(9)

(Ю)

Страница 19

Hi изм.

Nt мае.

К коитролъно-рсги-стрируюшей аппаратуре

Обозначение мл схеме

Наименование деамшта >

(прибора)

Примечание

1. 2

Элементы (блоки) испытуемого 150

Штатное неполны! жо

3

Жгут соединительных проводои и (или)

Штатноо и споли сын о

кабелей межблочных связей

АТ

Автотрансформатор

-

Т

Трансформатор

-

В

Выпрямитель

-

*,

Ограничивающий резистор

Определяется типом

выпрямителя

V

Вольтметр

Не регламентируются

»

Формирующие резисторы, конденсатор

R2 «• 3.0 Ом. R5~0.5 Ом

CtL

и катушки индуктивности

С - 150 мкФ.

Черт. Л

L - 200 иГн

Страница 20

Им. Ni дубликат»    ______________    "-

Ии». Н» подлинник»    5782     |Nt    М3».

|\ BkKJn I    шг-

стрирующсй аппаратуре*

Обозначение ва схеме

Наименование элемента (прибора)

Примечание

1. 2

Элементы (блоки) испытуемого БО

Штатное исполнение

3

Жгут соединители! ый провесов и (или) кабелей межблочных связей

Штатное исполнение

4

Импульсный трансформатор

Ферритовые аьольоа типа 60 ВНП-2К размером 125x80x18 мм. 20 шт.

5

Импульсный измерительный трансформатор тока

-

АТ

Авто трлн (форматор

-

Т

Трансформатор

-

В

Выпрямитель

-

#/

Ограничивающий резистор

-

V

Вольтметр

-

к

Коммутатор (механическое устройство, полупроводниковый прибор, разрядник я пр.)

Не регламентируются

»2

Формирующие резистор, конденсатор.

'Короткая волна'

C.L

катушка индуктивности Черт. 5

С - 3 мкФ, L"* 1 мхГн, Rf~0.3 Ом

'Колебательная (затухающая) волна'

С^* 2300 пф

Яр - собственное сопротивление коммутатора и соедините juju ых ироводоь

L - 2.5 мхГн