Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

375 страниц

Купить Книга 2 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит условия перевозки грузов в специализированных контейнерах, международные Конвенции, относящиеся к перевозке грузов в контейнерах, международные рекомендации по организации контейнерных перевозок, а также материалы справочно-информационного характера, касающиеся общей терминологии и классификации контейнеров.

 Скачать PDF

Дополнение к РД 31.11.21.18-96 "Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом".

Оглавление

1. Общие положения

     1.1 Термины и определения

     1.2 Классификация контейнеров

2. Перевозка грузов в специализированных контейнерах

     2.1 Типы и характеристики специализированных контейнеров

     2.2 Рекомендации по перевозке грузов в рефрижераторных контейнерах

     Приложение 2.2.1 Рекомендуемые режимы перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах

     Приложение 2.2.2 Температурные режимы перевозки грузов в контейнерах

     2.3 Рекомендации по использованию контейнеров-цистерн для перевозки опасных грузов

     Приложение 2.3.1 Перечень опасных грузов, перевозимых в контейнерах-цистернах

3. Международные конвенции

     3.1 Международная конвенция по безопасным контейнерам (КБК)

     3.2 Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров (КТК)

     3.3 Конвенция о международных смешанных перевозках грузов

4. Международные требования и рекомендации по организации контейнерных перевозок

     4.1 Развитие контейнерных перевозок и международная торговля

     4.2 Основные аспекты международной торговой операции

     4.3 Особенности таможенных процедур. Обзор международных конвенций, касающихся таможенных формальностей

     4.4 Структура контейнерного тарифа

     4.5 Критерии выбора вида транспорта для перевозки грузов в контейнерах внутри страны и требования к инфраструктуре

     4.6 Некоторые вопросы создания компаний по организации смешанных контейнерных перевозок

     4.7 Электронный обмен информацией

5. Нормативные акты государственного таможенного комитета России, касающиеся требований к контейнерам

     5.1 Правила оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами

     5.2 Инструкция о порядке допущения транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.02.2020
Дополняет:Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЗАО ЦНИИМФ
ИзданЗАО ЦНИИМФ1999 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЛУЖБА МОРСКОГО ФЛОТА

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Книга 2

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ • ЦНИИМФ • 1999

Издание подготовлено ЗАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ) в качестве дополнения к РД 31.11.21.18-96 "Правила перевозки грузов

в контейнерах морским транспортом".

Заместитель генерального директора по научной работе, канд. техн. наук

Ю.М. Иванов

Заведующий лабораторией, ответственный за подготовку издания

Т.И. Новикова

Старший научный сотрудник, канд. техн. наук

П.П. Горелый

Заведующий лабораторией, канд. техн. наук

Е.Б. Карпович

Ведущий инженер

А.О. Новиков

ISBN

©ЗАО ЦНИИМФ, 1999

© Издание официальное. Воспроизведение без разрешения Министерства транспорта РФ и ЦНИИМФ запрещено.

- - « -:'-S


Рис. 1.2.1 Универсальный контейнер

\\ ' w_ < aCHV^ i    ’.(■    -\V:.    *i*


-?> v,: : t'. •*> *, v . -" -'*j' ?■ :*'Г ; •’ v'£ ■ ■' ■ -    * ^    V

j

"^%ШЙ И



&&&&


Рис. 1.2.2 Контейнер со съемной крышей



Рис. 1.2.3 Вентилируемые контейнеры


12


Рис. 1.2.4 Контейнер, открытый сверху


Рис. 1.2.5 Контейнер на базе платформы


13


p


¥ * I i


* V

* * v


»


♦ »


*?&$$ v


^ ¥ » * *

X- J&v‘/'^«Йййль.


^'>yt+y


V


V*

V4w;

%..и»

>* * *

* - 'Л,*

9/ #S ЛЛ\

$ * * ^ > t * » * A


0u-«    _

fisasa»»





iv.;£


1W X %


.; 'Aji'.'V!; уУ// ^ >■


X ¥< ущ\., v. J%>

' >-*v    *

' '«/ ' ^ #

* ' ■/



i „ /    *    I .Wlv-Wy-^'1 ^ '*■'^-^Vv

<f I ,    '/    >*

:.f.    ••    •'    £Г*ч«

•■■V1 .. */лу'' Л'М

- .    :f‘^

VV    V    t

>X‘ / У

4v ’. .Л ’


<    ’j- * - *s 4    ;    ✓    ,

^    4    »    *    r

»*    V1-'    N r*V y, 1    -    4

i V^' ,А у 'V' %>

/ .i'VVSl.

A« *^/ Л    **    */    **4r.*S

>*^*v , \

»45J - Л-, . > &Л


feA* '■ ■ ”■,


•w


* 41

л: , '

J ► ^

/ ^ ,

7 1

* V * *

' I ' г < X '

f* ''■'''^ “• ! , > » *

-'Г

'<4.** ” V'', » * * * , 1*

■^'■> ^ “х

V"

: > . **,

* ' * f J X, f *' ; • '

t

•У ' .

*■    *v i* *>    ,    t. '    ^    v

" ,-’- ‘'"■r .,v,-‘ .- •• V ' -' • '-*<

■'v-V ***'. ^


v|


’ *.

i.    ;,<'V


sp^vv**&* '.-^ .•••••,• -    **;*$    ,

p>v,:    :^    :V,'    4-    *    *    ,*    '•• ’ *'    .-:    ./S.    *    -    -

#^' — - ^:;'...*.v : •;    ’ f У;    V

^'■’ '    -    N    У    ■    ,    (    '

.    *.*?'*"*    <:    s'.

J. «-    -    J&>    .t".    "

• *«»    Ш    f' :



. ...

_, - ^    'k

,;    ~-~t    '    _    ,>/    '    *•    ,    ,

fe-', ^ .' •>* Л4 V .    ->>    <-V    ^

^ « s.- *    -    ^    _    .    .    '

'Ss <%?£Ш

Ж. &$£&***    „ ; >..    '

<LW'>xV-.— -


П' ' •    ^.^-4-,



с *:Л:-.. VS

“    *♦*    /    J «    ^    ,ч

. ^ *• * ' . >.V *',*/'

*    «;    /* ,, ,v • 1

XT‘J\ - • -.' м •    ^    -Л-

4 И    x    s , VV* 'Л/- -    /

->* - ,V. ..<v Йл*.


рис 1 2-.6 Изотермические ко темн ер ы


14



Рис. 1.2.7 Контейнеры-цистерны


*шгзр.

f

У

■ i \

С- *<•£'

** ' ?; v J

щ

:

$

"vr-

чл'ч.'

щ

>•:

*    -,, *л

s< , S* Л ,*'■

;fV "* >** ^ 1% - У;,/< Ч


15


Рис. 1.2.8 Контейнер для навалочных грузов


Рис. 1.2.9 Контейнер со съемной боковой стенкой


16


2 ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ В СПЕЦИАЛИЗШЮВАННЫХ КОНТЕЙНЕРАХ

2.1 типк И ХАРАКТЕРИСТИКИ СП ЕЦИАЛИЗ И РОВ АННЫХ КОНТЕЙНЕРОВ

Специалюированные контейнеры (СК) предназначены для перевозки различными видами транспорта грузов ограниченной номенклатуры, однородных по своим физико-химическим свойствам и условиям перевозки, или отдельных видов тарно-штучных, сыпучих и жидких грузов, требующих особых условий перевозки. В таких контейнерах перевозятся различные грузы, в том числе металлы, удобрения, продовольственные, химические, строительные и другие грузы

По назначению специализированные контейнеры подразделяются на индивидуальные (предназначенные для определенного вида груза) и групповые (предназначенные для перевозки группы грузов, однородных по своим свойствам, условиям перевозки, перегрузки и хранения) По конструкции специализированные контейнеры можно разделить на три типа жесткие, мягкие и комбинированные. Специализированные контейнеры жесткой конструкции изготавливаются композитными или цельнометаллическими из стали и, в некоторых случаях, из сплавов алюминия

В зависимости от массы брутто специализированные контейнеры можно разделить на три группы мало-, средне- и крупнотоннажные. К малотоннажным относятся контейнеры массой брутто до 3 т, к среднетоннажным - от 3 т до 10 т, к крупнотоннажным - равной и выше Ют.

Большую группу специализированных контейнеров составляют изотермические контейнеры различных типов, в том числе: термоизолированные контейнеры, рефрижераторные контейнеры с расходуемым хладоносителем, рефрижераторные контейнеры с машинным охлаждением, отапливаемые контейнеры, рефрижераторные и отапливаемые контейнеры.

Изотермические контейнеры имеют теплоизолированные стенки, двери, пол и крышу, что обеспечивает ограничение теплообмена между внутренним пространством контейнера и внешней средой

Контейнеры для скоропортящихся грузов, в которых поддерживается постоянная температура, изготавливают закрытыми с дверыо в одной из торцевых стенок Со стороны другой торцевой стенки располагается отсек для оборудования Внутренняя поверхность контейнера выполняется по возможности гладкой, чтобы не допускать скопления

17

влаги, стойкой к воздействию пара и моющих средств, а также для возможности свободного доступа при мойке обычным методом. Для циркуляции воздуха на пол укладывается решетка, допускающая въезд в контейнер погрузчика с грузом. Контейнеры для перевозки мяса в тушах (полутушах, четвертинах) могут быть оборудованы продольными тельферами с передвижными крюками. В нижней части контейнеры оборудуются дренажной системой..-

Контейнеры-цистерны (в отечественных публикациях иногда употребляется термин "танк-контейнер" - "tank-container", "tank-tainer") предназначены для перевозки жидкостей, сжиженных газов и сыпучих грузов. Они изготавливаются закрытыми с люками вверху, внизу или на ее боковых поверхностях (по требованию заказчика).

В соответствии со стандартами ИСО контейнеры-цистерны делятся на ряд классов, наиболее общим из которых является класс ИМО 1 -- для перевозки опасных химических грузов. Класс ИМО 2 охватывает контейнеры-цистерны для относительно опасных грузов, класс ИМО 5 - газообразных грузов, класс ИМО 0 - пищевых продуктов и неопасных химических грузов, класс ИМО 7 является достаточно редким и контейнеры-цистерны этого класса используются для перевозки криогенных веществ.

Перечень грузов, требования к контейнерам-цистернам регламентированы Правилами морской перевозки опасных грузов (МОПОГ), международным Кодексом морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ), Правилами изготовления контейнеров российского морского Регистра судоходства.

Цистерну или ее отсеки проектируют и изготавливают таким образом, чтобы не допустить утечки или просыпи груза, а также остаточной деформации или повреждений, в результате которых она может стать непригодной для эксплуатации. -

Крепление цистерны к элементам рамы или опорным элементам контейнера должно выдерживать воздействие сил инерции самой цистерны и содержащегося в ней груза, возникающих при движении транспортного средства.

С целью предотвращения повышения внутреннего давления каждая цистерна или отсек оборудуются приборами для регулирования давления. При необходимости цистерны термоизолируются, а также могут быть установлены средства подогрева или охлаждения груза. При этом предусматриваются меры по обеспечению безопасности цистерны и ее содержимого при чрезмерном повышении температуры и напряжений. Проемы для вилочного захвата в нижней раме контейне-

18

ров-цистерн, как правило, не предусматриваются. Транспортирование таких контейнеров фронтальными погрузчиками считается опасным в связи с возможностью их опрокидывания от смещения центра тяжести под воздействием сил от перемещения груза, особенно при неполной загрузке.

В настоящее время в мировой практике расширяется применение контейнеров-цистерн, имеющих ряд конструктивных особенностей (например, малой вместимости для перевозки вязких химических грузов, со специальной внутренней обшивкой для перевозки кислот и перекиси водорода), рефрижераторных, с обогревом для высокоплавких битумных продуктов, а также для сыпучих и порошкообразных грузов.

Контейнеры для сыпучих грузов имеют несущую конструкцию, жестко закрепленную в каркасе. Контейнеры изготавливают закрытыми с загрузочными, разгрузочными и смотровыми люками. По требованию заказчика контейнер может быть оборудован устройствами для пневматической загрузки и разгрузки. Загрузочные люки в крыше располагаются таким образом, чтобы груз равномерно распределялся по объему контейнера. Контейнеры могут быть оборудованы пазами для вилочных захватов погрузчиков, а также лестницами (при высоте контейнера более 1200 мм).

Следует отметить, что для перевозки некоторых сыпучих и даже жидких грузов могупг использоваться универсальные контейнеры общего назначения при соответствующем их дооборудовании. Для перевозки порошкообразных грузов в универсальный контейнер помещают эластичный вкладыш, закрепляемый на стенках. Размеры вкладышей после заполнения соответствуют размерам контейнера. Вкладыши одноразового использования при разгрузке разрезаются.

Контейнеры доя перевозки грузов других видов, в том числе автомобилей, скота и т.п., бывают различных типов, однако, все они изготавливаются согласно требованиям ИСО.

Мягкие контейнеры (в отечественных публикациях иногда встречается термин "биг-бэг" - "big-bag") применяются, в основном, для перевозки продовольственных, химических, навалочных грузов и минеральных удобрений. В мировой практике используются мягкие контейнеры различной грузоподъемности (от 0,5 т до 12 т), различного конструктивного исполнения (закрытые, с открытым верхом, с днищем в виде поддона и т.п.), изготовленные из различных полимерных и других материалов. В российских портах, в основном, перегружаются мягкие контейнеры грузоподъемностью 0,5 т - 2,0 т.

19

Мягкие контейнеры имеют следующие обозначения:

МК-Л - мягкий контейнер многоразового использования из резинотекстильных материалов с несущими грузовыми элементами в виде лент;

MKO-G- мягкий контейнер многоразового использования из нетканых и тканых материалов с несущими грузовыми элементами в виде стропов;

МКР-С - мягкий контейнер разового использования из нетканых и тканых материалов с несущими грузовыми элементами в виде стропов;

МКР-М-мягкий контейнер разового использования из полиэтиленовых материалов без несущих грузовых элементов.

В соответствии с ГОСТ Р 50610* специализированные контейнеры массой брутто до 12,5 т включительно подразделяются на:

-СК-0 массой брутто 6,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры-платформы на базе платформы с ограждениями (полными и неполными), предназначенные для штучных, в том числе пакетированных, а также тяжеловесных грузов, не требующих укрытия при перевозке,

-    СК-1 массой брутто 3,2 (3,4), 5,0 (7,0) т - закрытые контейнеры преимущественно формы параллелепипеда или бункерного типа, а также цилиндрической формы, предназначенные для исслеживающихся или слабослеживающихся сыпучих грузов, требующих защиты от атмосферных осадков;

-    СК-2 массой брутто 3,2, 5,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры формы усеченного конуса, круглого или овального сечения, открытые или закрытые, предназначенные для сильно слеживающихся и смерзающихся грузов, в том числе концентратов руд;

-СК-3 массой брутто 3,2, 5,0 (6,0) т - закрытые контейнеры формы параллелепипеда, предназначенные для отдельных тарноштучных грузов, в том числе пакетированных, включая сыпучие в таре, требующих защиты от атмосферных осадков;

-    СК-3 ВМ массой брутто 5,0 (6,0), 12,5 т - закрытые контейнеры формы параллелепипеда, предназначенные для транспортирования и временного хранения взрывчатых материалов в соответствующей таре и упаковке,

-    СК-ЗИ, СК-ЗИМ массой брутто 5,0 (6,0), 10,0 (12,5) т - изотермические закрытые контейнеры, предназначенные для скоропортящихся продуктов;

ГОСТ Р 50610 Контейнеры специализированные. Типы, основные параметры и размеры.

20

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1 ОБЩИЕ,ПОЛОЖЕНИЯ......................................................................5

1.1    Термины и определения...............................v..............................5

1.2 Классификация контейнеров.......................................................8

2    ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

КОНТЕЙНЕРАХ................................................................................17

2 1 Типы и характеристики специализированных

контейнеров..............................................................................17

2.2    Рекомендации по перевозке грузов в рефрижераторных

контейнерах............................................................................33

Приложение 2.2.1 Рекомендуемые режимы перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах....................................40

Приложение 2.2.2 Температурные режимы перевозки грузов

в контейнерах...............................................43

2.3    Рекомендации по использованию контейнеров-цистерн

для перевозки опасных грузов....................................................44

Приложение 2 3 1 Перечень опасных грузов, перевозимых в

контейнерах-цистернах..................................60

3    МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ..............................................95

3.1    Международная конвенция по безопасным контейнерам

(КБК).......................................................................................95

3.2    Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров (КТК)......122

3.3    Конвенция о международных смешанных перевозках

грузов...........................................................................................170

4    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК............202

4.1    Развитие контейнерных перевозок и международная

торговля.......................................................................................202

4.2    Основные аспекты международной торговой операции.........205

4.3    Особенности таможенных процедур. Обзор междуна

родных конвенций, касающихся таможенных формальностей..........................................................................226

4.4    Структура контейнерного тарифа..............................................245

3

-    СК-ЗИВ массой брутто 5,0 (6,0), 10,0 (12,5) т - вентилируемые закрытые контейнеры, предназначенные для свежих плодов и овощей;

-СК-4Ц массой брутто 1,25 (1,0), 5,0 (7,0), 10,0 т- контейнеры-цистерны с прямоугольным каркасом или без него,, цилиндрической или вида параллелепипеда, либо смешанной формы, предназначенные для жидких неопасных грузов малой и средней вязкости;

-СК-5Ц массой брутто 1,25 (1,0), 5,0 (7,0), 10,0 т - контейнеры-цистерны с прямоугольным каркасом или без него, цилиндрической или вида параллелепипеда, либо смешанной фор\|ы, предназначенные для опасных жидких грузов (огнеопасных и взрывоопасных, ядовитых, особо агрессивных);

-СК-6Ц массой брутто 5,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры-цистерны с прямоугольным каркасом или без него, закрываемые или герметизированные емкости круглого, овального сечения или формы параллелепипеда, либо смешанной формы, предназначенные для вязких и высоковязких жидких грузов;

-    СК-8 массой брутто 3,0 (3,4), 5,0 т - контейнеры формы параллелепипеда или пирамидальной формы с раскрывающимися дверьми или откидными стенками, с жестко закрепленным или выдвижным стеллажом, предназначенные для пачек (пакетов) хрупких листовых материалов.

На каждом контейнере должны быть предусмотрены места для нанесения маркировки, включая следующие данные:

-    надпись "РФ";

-    сокращенное наименование (код) владельца;

-    маркировочный номер;

-    сокращенное наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;

-    месяц и год изготовления;

-    условное обозначение типа контейнера;

-максимальная масса брутто, собственная масса и внутренний объем.

По требованию заказчика могут наноситься и другие данные, например, знаки опасности (если контейнер предназначается для опасных грузов) по ГОСТ 19433*.

Примеры условных обозначений контейнеров приведены ниже:

-    специализированный закрытый контейнер массой брутто 6,0 т для штучных грузов - СК-3-5(6) ГОСТ Р 50610-93;

ГОСТ 19433. Грузы опасные. Классификация и маркировка.

21

4.5    Критерии выбора вида транспорта для перевозки грузов

в контейнерах внутри страны и требования к инфраструктуре.....................................................................287

4.6    Некоторые вопросы создания компаний по организации

смешанных контейнерных перевозок........................................303

4.7    Электронный обмен информацией............................................329

5 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ТРЕБОВАНИЙ К КОНТЕЙНЕРАМ....................................................345

5.1    Правила оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными

. печатями и пломбами.................................................................345

5.2    Инструкция о порядке допущения транспортных средств

(контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами................................................................353

4

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее издание представляет собой дополнения к Правилам перевозки грузов в контейнерах морским транспортом (РД 31.11.21.18-96). Книга 2 Правил содержит условия перевозки грузов в специализированных контейнерах, международные Конвенции, относящиеся к перевозке грузов в контейнерах, международные рекомендации по организации контейнерных перевозок, а также материалы справочноинформационного характера, касающиеся общей терминологии и классификации контейнеров

Дополнения к Правилам перевозки грузов в контейнерах морским транспортом подготовлены на основе последнего издания Рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов. Европейского Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов. Справочника ЮНКТАД по мультимодальным перевозкам и соответствуют стандартам ИСО, государственным стандартам Российской Федерации, а также правилам российского морского Регистра судоходства.

1.1 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ*

Грузовой контейнер - единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок, удобная для механизированной загрузки и разгрузки, погрузки и выгрузки, внутренним объемом, равным 1 м3 и более.

Крупнотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого равна Юти более.

Среднетоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого не менее3 т, но не более Ют.

Малотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого менее 3 т.

Универсальный контейнер - грузовой контейнер для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и тарно-штучных грузов.

Термины и определения приведены в соответствии с Международным стандартом ИСО 830 "Грузовые контейнеры. Терминология", ГОСТ 20231 "Контейнеры грузовые. Термины и определения"; ГОСТ 18477 "Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры" и Правилами изготовления контейнеров российского морского Регистра судоходства.

5

Специализированный контейнер - грузовой контейнер для грузов ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов.

Групповой контейнер — специализированный контейнер для группы грузов, однородных по физико-химическим свойствам и условиям перевозки.

Индивидуальный контейнер - специализированный контейнер для отдельного вида груза, имеющего специфические свойства.

Закрытый контейнер - грузовой контейнер, конструкция которого включает все основные элементы в сплошном исполнении с плотно закрывающимися дверьми и/или люками и обеспечивает защиту внутреннего пространства от воздействия внешней среды. Закрытый контейнер может иметь съемную или раскрывающуюся крышу или стенки.

Открытый контейнер - грузовой контейнер, в конструкции которого не предусмотрены один или несколько основных элементов' крыша, торцевые или боковые стенки или их части. Открытые места в таком контейнере, при необходимости, допускается закрывать брезентом, синтетической пленкой или другими материалами.

Контейнер-цистерна - специализированный контейнер, состоящий из каркаса (рамных элементов), цистерны или цистерн, укомплектованный арматурой и другими устройствами, с выгрузкой груза, как под действием силы тяжести, так и под давлением, и предназначенный для перевозки сжиженных газов, жидких или сыпучих грузов.

Цистерна - прочный непроницаемый сосуд имеющий люк (люки) для осмотра и отверстия для арматуры и средств контроля. Цистерны, предназначенные для транспортирования криогенных продуктов, могут не иметь люков для осмотра.

Отсек — герметичная секция цистерны, образованная стенками, днищами и/или непроницаемыми перегородками.

Контейнер для перевозки навалочных грузов без давления - контейнер, используемый для транспортировки и хранения навалочных и насыпных грузов и оборудованный устройствами для их погрузки/вы-грузки под действием силы тяжести.

Контейнер для перевозки навалочных грузов без давления типа "бокс" - контейнер прямоугольной конструкции, с дверным проемом как минимум на одной торцевой стенке, и выгрузкой под действием силы тяжести Допускается использование такого контейнера в качестве универсального

Контейнер для перевозки насыпных грузов без давления типа "хоппер" - контейнер без дверных проемов, имеющий устройства для выгрузки, расположенные в горизонтальной плоскости.

6

Контейнер-платформа - контейнер, имеющий только основание с полом, снабженное, кроме нижних угловых фитингов, верхними угловыми фитингами.

Контейнер-платформа с неполным верхом и нескладывающимися торцами - контейнер, имеющий основание с полом и нескладываю-щиеся торцевые стенки, снабженные верхними угловыми фитингами (верхние продольные балки отсутствуют).

Контейнер-платформа с неполным верхом и складывающимися торцами - контейнер, имеющий основание с полом и складывающиеся торцевые стенки, снабженные верхними угловыми фитингами (верхние продольные балки отсутствуют).

Контейнер-платформа с полным верхом - контейнер, имеющий основание с полом, верхние продольные балки и торцы, снабженные верхними угловыми фитингами, крышу или открытый верх.

Изотермический контейнер - специализированный контейнер, стенки, пол, крыша и двери которого покрыты или изготовлены из теплоизоляционного материала, ограничивающего теплообмен между внутренним объемом контейнера и окружающей средой.

Термоизолированный контейнер - изотермический контейнер, не имеющий средств охлаждения и /или отопления.

Рефрижераторный контейнер с расходуемым хладоносителем -изотермический контейнер, использующий источник холода (например, лед, сухой лед с регулируемой или нерегулируемой возгонкой, сжиженные газы с регулируемым или нерегулируемым испарением) и не требующий наружного энергоснабжения.

Рефрижераторный контейнер с машинным охлаждением - изотермический контейнер, имеющий холодильное оборудование (например, механический компрессор, абсорбционную установку и т.п.).

Отапливаемый контейнер - изотермический контейнер, имеющий отопительную установку.

Рефрижераторный и отапливаемый контейнер - изотермический контейнер, имеющий холодильную установку или расходуемый хладо-носитель и отопительную установку.

Мягкий контейнер - грузовой контейнер, способный изменять свою форму и габаритные размеры в период его загрузки и разгрузки.

Максимальная масса брутто грузового контейнера Масса брутто контейнера - сумма собственной массы грузового контейнера и допустимой массы груза, которая может быть загружена в грузовой контейнер.

7

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТЕЙНЕРОВ

В соответствии со стандартом ИСО 830 под грузовым контейне-ром понимается предмет транспортного оборудования:

-    имеющий постоянный характер и в силу этого достаточно прочный, чтобы быть пригодным для многократного использования;

-    специальной конструкции, позволяющей осуществлять перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов;

-    снабженный приспособлениями, позволяющими осуществлять его перегрузку, в частности, передачу с одного вида транспорта на другой;

-изготовленный таким образом, чтобы максимально облегчить процессы его загрузки-разгрузки,.

-    имеющий внутренний объем 1 м3 (35,3 куб. футов) или более.

Контейнеры классифицируются по следующим основным признакам:    виду транспорта, назначению, конструкции, техническим

параметрам

По виду транспорта контейнеры подразделяются на предназначенные для использования:

-    на всех основных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, морском и внутреннем водном) и

-    на воздушном транспорте

При классификации авиационных контейнеров должны быть сделаны особые ссылки на вид транспорта.

При морских перевозках в основном используются контейнеры серии 1 ИСО, имеющие ширину 2438 мм. Контейнеры высотой 2438 мм имеют обозначение 1C, IB, 1А, 1D; высотой 2591 мм - 1СС, IBB, 1АА; высотой 2896 - 1ВВВ, 1ААА; высотой менее 2438 мм -1СХ, 1ВХ, 1АХ и 1DX.

Кроме того, на морском транспорте при смешанных перевозках-могут использоваться авиационные/наземные (интермодальные) контейнеры.

По назначению контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные

Универсальные контейнеры - это общее определение, применимое для всех типов контейнеров, предназначенных для перевозки широкой номенклатуры генеральных грузов (сюда не входят авиационные и специализированные контейнеры).

S

В свою очередь, универсальные контейнеры подразделяются на контейнеры общего назначения и контейнеры особого назначения.

Контейнеры общего назначения полностью закрыты и пылеводонепроницаемы,, имеют жесткую крышу, жесткие торцевые и боковые стенки, а также дверь, расположенную, по крайней мере, в одной из торцевых стенок. В эту группу входят и контейнеры с открывающейся или со съемной крышей.

Контейнеры особого назначения имеют свои конструктивные особенности, позволяющие облегчить погрузку-выгрузку груза, либо обеспечивающие достижение особых целей, например, вентиляцию груза.

К этой группе относятся:

-    вентилируемые закрытые контейнеры;

-    контейнеры, открытые сверху;

-    контейнеры-платформы;

-    контейнеры на базе платформы.

Под вентилируемыми (проветриваемыми) понимают закрытые контейнеры, снабженные отверстиями для пассивной аэрации, либо оборудованные системой принудительной вентиляции для ускорения естественной конвекции воздуха в пределах внутреннего объема контейнера.

Контейнеры, открытые сверху, в отличие от контейнеров общего назначения, не имеют жесткой крыши, но могут быть снабжены гибкими раздвижными или съемными чехлами. Кроме того, они оборудованы откидными или съемными верхними торцевыми элементами или торцевыми дверями.

Контейнер-платформа представляет собой грузовую платформу тех же размеров, что и основание контейнера общего назначения, оборудованную верхними и нижними угловыми фитингами и не имеющую верхней рамы.

Контейнеры на базе платформы имеют такое же основание, как и контейнеры-платформы. Они могут иметь по периметру жесткую верхнюю раму, которая воспринимает продольную нагрузку между торцевыми балками крыши, или неполную верхнюю раму как с жестко закрепленными, так и со складными торцами.

Специализированные контейнеры предназначены для перевозки скоропортящихся, жидких, сыпучих, газообразных и других видов грузов. К таким контейнерам относятся:

-    изотермические контейнеры;

-    контейнеры-цистерны;

-    контейнеры для навалочных грузов;

-    контейнеры для других видов грузов.

9

В свою очередь, изотермические контейнеры подразделяются на:

-    термоизолированные контейнеры;

-    рефрижераторные контейнеры с расходуемым хладоносителем;

-    рефрижераторные контейнеры с машинным охлаждением;

-    отапливаемые контейнеры;

-    рефрижераторные и отапливаемые контейнеры.

Контейнеры-цистерны предназначены для перевозки различных

жидкостей, сжиженных газов и навалочных грузов. Они могут быть односекционные или иметь несколько секций.

К контейнерам для перевозки других видов грузов относятся различные типы контейнеров, предназначенные для перевозки особых грузов, например, автомобилей, скота и т.д., и изготовленные в соответствии с общими требованиями ИСО.

По конструкции (общему устройству) контейнеры могут быть крытые или открытые, водонепроницаемые и герметизированные, металлические и из полимерных материалов, с деревянными стенками и металлическим каркасом.

Универсальные контейнеры, перевозимые на подвижном составе всех основных видов транспорта, в зависимости от массы брутто, подразделяются на три категории:

-    крупнотоннажные массой брутто от 10 т и выше*;

-    среднетоннажные массой брутто от 3 до 10 т;

-    малотоннажные массой брутто менее 3 т.

Ниже на рис. 1.2.1- 1.2.9 представлены некоторые типы контейнеров.

Основные характеристики крупнотоннажных и среднетоннажных универсальных контейнеров приведены в Приложении 1.1 РД 31.11.21.18-96 "Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом" (книга 1).

10