Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

69 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

 
Добавлен в базу01.09.2013
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.07.10


РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Том 3


НД1Ч 2-020101-061

Российский морской регистр судоходства Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 8

2011

8.3.36

Rca-I form

ЛИСТ УЧЕТА ЦИРКУЛЯРНЫХ ПИСЕМ, ИЗМЕНЯЮЩИХ / дополняющих

НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

_Правила    классификации    и    постройки    морских    судов    (2011), Том 3_

Часть XVII "Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна", НД N 2-020101-061

(номер и название нормативного документа)

п/п

Номер циркулярного письма, дата утверждения

Перечень измененных и дополненных пунктов

1.

009-1,7-454ц от 02.02.2010

7.6.1.

11/05

1.2.3.5.2    Если конструктивный элемент выходит за границу района корпуса судна, то при определении размеров элемента должен использоваться наибольший коэффициент района корпуса судна.

1.2.3.5.3    Ввиду повышенной маневренности суда, имеющие пропульсивную установку в виде винторулевой колонки или гребного винта, установленного на гондоле, коэффициенты района корпуса судна для кормового ледового пояса St и кормового нижнего района S/9 подлежат специальному рассмотрению Регистром.

1.2.4 Требования к наружной обшивке.

1.2.4.1    Толщина наружной обшивки, мм, определяется по формуле

t = tnet + /iV,    (1.2.4    Л)

где tncl — требуемая толщина листа для восприятия ледовых нагрузок согласно 1.2.4.2, мм;

4 — надбавка на коррозию и абразивный износ согласно 1.2.11, мм.

1.2.4.2    Требуемая толщина наружной обшивки tneh мм, для восприятия расчетной ледовой нагрузки зависит от ориентации набора.

Рис. 1.2.4.2 Угол наклона Q набора наружной обшивки

В случае обшивки с поперечной системой набора (Q ^ 70°), включая всю днищевую обшивку, т. е. обшивку в районах корпуса В1^ Мь и Sb, нетто-толщина определяется по формуле

tnt„ = 500s((AF-PPFp-Pavg)/ayPl(l + .v/2 b), (1.2.4.2-1)

где Q, —наименьший угол между ватерлинией и линией первого уровня набора, как видно на рис. 1.2.4.2, град; j — расстояние между шпангоутами при поперечной системе набора или расстояние между продольными связями при продольной системе набора, м;

AF — коэффициент района корпуса судна в табл. 1.2.3.5.1; PPFp — коэффициент пикового давления в табл. 1.2.3.4.2;

Pavg — среднее давление на участке нагрузки согласно формуле (1.2.3.4.1), МПа;

В случае обшивки с продольной системой набора (Q ^ 20°), если Ъ ^ s, то нетто-толщина определяется по формуле

t,u; = 500s((AFPPFp-Pavg)/oyf’5/(l + .v/2/). (1.2.4.2-2)

В случае обшивки с продольной системой набора (Q ^ 20°), если b < s, то нетто-толщина определяется по формуле

t* - 5m(AFBPFpP^)!ayfH2b!s - (bjs)2f5/( 1 + .v/2/).

(1.2.4.2-3)

В случае обшивки с диагональной системой набора (70° > Q > 20°) должна использоваться линейная интерполяция.

Коэффициенты района корпуса судна {AF)

Таблица 1.2.3.5.1

Район корпуса судна

Район

Полярный класс

PCI

РС2

РСЗ

РС4

РС5

РС6

РС7

Носовой (В)

Везде

В

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

Носовой

промежуточный

т

Ледовый пояс

ВЦ

0,90

0,85

0,85

0,80

0,80

1,00*

1,00*

Нижний район

ВЦ

0,70

0,65

0,65

0,60

0,55

0,55

0,50

Днищевой

В1ь

0,55

0,50

0,45

0,40

0,35

0,30

0,25

Средний (М)

Ледовый пояс

Mt

0,70

0,65

0,55

0,55

0,50

0,45

0,45

Нижний район

М[

0,50

0,45

0,40

0,35

0,30

0,25

0,25

Днищевой

Mh

0,30

0,30

0,25

**

**

**

**

Кормовой (5)

Ледовый пояс

St

0,75

0,70

0,65

0,60

0,50

0,40

0,35

Нижний район

Si

0,45

0,40

0,35

0,30

0,25

0,25

0,25

Днищевой

Sh

0,35

0,30

0,30

0,25

0,15

**

**

* См. 1.2.3.1.3.

** Указывает, что ледовые усиления не требуются.

av — минимальный верхний предел текучести материала, Н/мм2;

Ъ — высота расчетного участка нагрузки, м, где Ъ ^ (/ — 5/4) для случая определяемого по формуле (1.2.4.2-1);

/ — расстояние между опорами шпангоутов, т. е. равно пролету шпангоута согласно 1.2.5.5, но без уменьшения на любые установленные концевые бракеты, м. Если установлен несущий стрингер, то длину / не требуется принимать большей, чем расстояние от стрингера до наиболее удаленной опоры шпангоута.


1.2.5 Набор. Общие положения.

1.2.5.1    Элементы набора судов полярного класса должны проектироваться на восприятие ледовых нагрузок, установленных в 1.2.3.

1.2.5.2    Термин «элемент набора» относится к шпангоутам и продольным ребрам жесткости, несущим стрингерам и рамным шпангоутам в районах корпуса, испытывающим ледовое давление (см. рис. 1.2.2.1). Если установлены несущие стрингеры, то их размещение и размеры должны соответствовать требованиям Регистра.

1.2.5.3    Прочность элемента набора зависит от способа его крепления на опорах. Жесткое закрепление имеет место, если элементы набора являются непрерывными на опоре или закреплены на опоре с помощью бракеты. В других случаях элемент считается свободно опертым, если нельзя показать, что закрепление обеспечивает достаточное ограничение вращению. Жесткое закрепление должно быть обеспечено на опоре каждого элемента, который оканчивается в пределах района ледовых усилений.

1.2.5.4    Детальное оформление пересечения элементов набора с другими элементами набора, включая листовые конструкции, а также детали закрепления концов элементов набора на опорах должны соответствовать требованиям Регистра.

1.2.5.5    Расчетный пролет элемента набора должен определяться на основе его теоретической длины. Если установлены бракеты, то расчетный пролет может быть уменьшен в соответствии с требованиями Регистра. Бракеты должны иметь конфигурацию, обеспечивающую устойчивость в упругой области и за пределом текучести.

1.2.5.6    При расчете момента сопротивления сечения и площади сдвига элемента набора должна использоваться нетто-толщина стенки, пояска (если имеется) и присоединенного пояска обшивки. Площадь сдвига элемента набора может включать тот материал, который относится к полной высоте элемента, т. е. площадь стенки, включая поясок (если имеется), но исключая присоединенный поясок обшивки.

1.2.5.7    Фактическая площадь сдвига Aw см2, элемента набора определяется по формуле

Aw = A*w„sin<pw/100,    (1.2.5.7)

где И — высота ребра жесткости, мм, см. рис. 1.2.5.7; twn — нетто-толщина стенки, мм;

Av77 — Av

tw — построечная толщина стенки, мм, см. рис. 1.2.5.7;

tc — надбавка на коррозию, мм, вычитаемая из построечной толщины стенки и пояска (согласно 3.10.4.1 части 11 «Корпус», но не менее ts. в соответствии с 1.2.11.3); фи; — наименьший угол между листом наружной обшивки и стенкой ребра жесткости, измеренный в середине пролета последнего — см. рис. 1.2.5.7. Угол <pw может приниматься равным 90° при условии, что наименьший угол составляет не менее 75°.

1.2.5.8 Если площадь поперечного сечения присоединенного пояска листа превышает площадь поперечного сечения балки набора, то фактический пластический момент сопротивления Zp, см3, определяется по формуле

2

Zp = Apntpn/20 +    + Afn(hf(sm(pw - ^^i^x)sфи,y10,

(1.2.5.8-1)

где h, tw„, tc и q>w — см. 1.2.5.7, a „s приведено в 1.2.4.2;

Ap„ — площадь поперечного сечения присоединенного пояска нетто, см2, (равна 10/5, но не должна приниматься более площади поперечного сечения балки набора); tp„ — нетто-толщина присоединенного пояска наружной обшивки, мм, (должна соответствовать tnet согласно 1.2.4.2);

hw — высота стенки балки набора, мм, см. рис. 1.2.5.7;

А/п — рабочая площадь поперечного сечения пояска балки набора, см2;

hfC — высота балки набора, измеренная до центра площади пояска, мм, см. рис. 1.2.5.7; bw — расстояние от плоскости, проходящей через середину толщины стенки балки набора до центра площади пояска, мм, см. рис. 1.2.5.7.

Если площадь поперечного сечения балки набора превышает площадь поперечного сечения присоединенного пояска, то нейтральная ось в пластической области располагается на расстоянии znm мм, над присоединенным пояском, определяемом по формуле

*па = (Ю0А/п+ htwn~~\000tpns)/2twm (1.2.5.8-2)

и фактический рабочий пластический момент сопротивления Zp9 см3, определяется по формуле


Правила классификации и постройки морских судов


-^77    ?p^’2wasiri(piv"b <

(iHw    %па) ^иа)^И7«8Шф

2000

+ Afn((hfc~~zna) sin<pw-Z?wcos<pw)/10.

(1.2.5.8-3)

1.2.5.9 В случае применения диагональной системы набора (70° > О > 20°, где Q определяется согласно 1.2.4.2) должна использоваться линейная интерполяция.

1.2.6 Набор. Бортовые и днищевые конструкции с поперечной системой набора.

1.2.6.1    Шпангоуты и флоры судов с поперечной системой набора (т. е. районы корпуса Шь, Мь и St) должны иметь такие размеры, чтобы совместное влияние сдвига и изгиба не превышало пластической прочности элемента. Пластическая прочность определяется величиной нагрузки в середине пролета, которая вызывает развитие пластического механизма.

1.2.6.2    Фактическая площадь сдвига шпангоута Aw см2, согласно 1.2.5.7, должна соответствовать условию Aw ^ Аь в котором

А, = m2-0,5LL-s(AF-PPFt-Pavg)l{0,5noy), (1.2.6.2)

где LL длина нагруженной части пролета; равна меньшей из а и

6, м;

а — пролет шпангоута согласно 1.2.5.5, м;

b — высота расчетного участка ледовой нагрузки согласно формуле (1.2.3.3.1-2) или (1.2.3.3.2-2), м;

5 — расстояние между балками основного набора, м;

AF— см. табл. 1.2.3.5.1;

PPFt— см. табл. 1.2.3.4.2;

Pavg — среднее давление в пределах участка нагружения согласно формуле (1.2.3.4.1), МПа; gv — минимальный верхний предел текучести материала, Н/мм2.

1.2.6.3 Фактический пластический момент сопротивления Zp балки набора с присоединенным пояском, согласно 1.2.5.8, должен соответствовать условию Zp^Zph где Zph см3, должен быть наибольшим, рассчитанным на основе двух видов нагрузки:

Л ледовая нагрузка действует в середине пролета шпангоута; и

.2 ледовая нагрузка действует вблизи опоры.

Zpt = 1003 LL-Y-s(AF PPF,- Pavg)a -ТД4СТ,,), (1.2.6.3.2)

где AF, PPFt, Pavg, LL, b, s, a and crv приведены в 1.2.6.2;

К = 1 — 0,5 (LL/a);

A i — наибольшее из A,a = 1/(1 +УУ2 + kjl 2[(1 -a\t5-1]);

Л,* = (1-1/(2агУ))/(0,275 + 1,44£°’7);

j= 1 для набора с одной свободной опорой вне районов ледовых усилений; j = 2 для набора без свободных опор; а, - AJAW\

А, — минимальная площадь сдвига шпангоута согласно 1.2.6.2, см2;

Aw — эффективная площадь сдвига шпангоута (рассчитывается согласно 1.2.5.7), см2; kw = 1/(1+2Лу„/ЛД где А/„ согласно 1.2.5.8;

kz = z}JZp, как правило;

kz = 0,0, если шпангоут имеет концевую бракету; zp = сумме отдельных пластических моментов сопротивления пояска и листа наружной обшивки по фактической установке, см3; z„ = (bft}„/4 + 6£#^„/4)/1000; bf— ширина пояска, мм, см. рис. 1.2.5.7; tf„ — нетто-толщина пояска, мм; trn = tf—tc (tc согласно 1.2.5.7);

tf— построечная толщина пояска, мм, см. рис. 1.2.5.7; tpn — нетто-толщина листа наружной обшивки, мм, (не должна быть менее tnet согласно 1.2.4); bejJ— эффективная ширина пояска листа наружной обшивки, мм; beff = 500 s;

Zp — эффективный рабочий пластический момент сопротивления шпангоута (рассчитывается согласно 1.2.5.8), см3.

1.2.6.4 Размеры шпангоута должны отвечать требованиям к устойчивости в 1.2.9.

1.2.7 Набор. Бортовые продольные связи (суда с продольной системой набора).

1.2.7.1    Бортовые продольные связи должны иметь такие размеры, чтобы совместное влияние сдвига и изгиба не превышало пластической прочности элемента. Пластическая прочность определяется величиной нагрузки в середине пролета, которая вызывает развитие пластического механизма.

1.2.7.2    Фактическая площадь сдвига шпангоута Aw согласно 1.2.5.7, должна соответствовать условию AW^AL, в котором

Al--= 1 ()()2(AFPPF,PavgyO,5b]«/(0,577cti'), см2, (1.2.7.2)

где AF —см. табл. 1.2.3.5Л;

PPFS— см. табл. 1.2.3.4.2;

Pavg — среднее давление в пределах участка нагрузки согласно формуле (1.2.3.4.1), МПа;

Ъ1 = кф2. м; к0 ~ 1 — 0,3/Ь';

Ъ' = b/s;

Ъ — высота расчетного участка ледовой нагрузки согласно формуле (1.2.3.3Л-2) или (1.2.3.3.2-2), м;

5 — расстояние между продольными связями, м;

Ь2 - />(1 — 0,256'), м, если Ъ' < 2;

Ъ2 = м, если Ъ' ^ 2;

а — продольный расчетный пролет согласно 1.2.5.5, м;

<JV — минимальный верхний предел текучести материала, Н/мм2.

1.2.7.3    Фактический пластический момент сопротивления Zp комбинации лист/ребро жесткости, согласно 1.2.5.8, должен соответствовать условию Zp ^ ZpL, в котором

ZpL = 1 ()(F(AF-PPFs Pai%,)b, а2А4/Нст, , см3, (1.2.7.3)

где AF, PPFX, Puva, bь a and gv приведены в 1.2.7.2;

А4= 1/(2 + С/[(1 —оа)05— 1]); аА ~ Al/Aw;

Al — минимальная площадь сдвига продольной связи согласно 1.2.7.2, см2;

Aw— эффективная площадь сдвига продольной связи (рассчитывается согласно 1.2.5.7), см2; kwi = 1/(1+2AfJAw\ где Afn согласно 1.2.5.8.

1.2.7.4    Размеры продольных связей должны отвечать требованиям к устойчивости в 1.2.9.


1.2.8    Набор. Рамные шпангоуты и несущие стрингеры.

1.2.8.1    Рамные шпангоуты и несущие стрингеры должны рассчитываться таким образом, чтобы выдерживать ледовые нагрузки согласно 1.2.3. Участок нагрузки должен располагаться в районах, где несущая способность указанных конструктивных элементов при совместном действии изгиба и сдвига минимальна.

1.2.8.2    Рамные шпангоуты и несущие стрингеры должны иметь такие размеры, чтобы совместное действие изгиба и сдвига не превышало предельное состояние, определяемое Регистром. Если указанные шнструктивные элементы образуют часть перекрытия, то должны использоваться соответствующие методы анализа. Если конфигурация конструкции такова, что указанные конструктивные элементы не являются частью перекрытия, то должен использоваться соответствующий коэффициент пикового давления PPF из табл. 1.2.3.4.2. Особое внимание следует уделить способности конструкции противостоять сдвигу в районе облегчающих вырезов и вырезов в районе пересечения конструктивных элементов.

1.2.8.3    Размеры рамных шпангоутов и несущих стрингеров должны отвечать требованиям к устойчивости в 1.2.9.

1.2.9    Набор. Конструктивная устойчивость.

1.2.9Л Для предотвращения местной потери

устойчивости стенки конструктивного элемента отношение высоты стенки hw к ее толщине twn для любого элемента набора не должно превышать:

Определение параметров для подкрепления стенки

(1.2.9.1-1)    b0Jtf„^ 155/af,


hu/twn^2S2/a°}:5;


(1.2.9.4.2)


для полосового профиля:

для полособульбового, таврового и углового профиля:

hjtwn^%05lof,    (1.2.9.1-2)

где hw — высота стенки;

tw„ — нетто-толщина стенки;

gv — минимальный верхний предел текучести материала, Н/мм2.

1.2.9.2 Для элементов набора, для которых невозможно выполнить требования 1.2.9Л (например, рамные шпангоуты или несущие стрингеры), требуется эффективное подкрепление их стенок. Прочные размеры ребер жесткости для подкрепления стенки рамной балки должны обеспечивать устойчивость элемента набора. Минимальная нетто-толщина стенки таких элементов twn набора, мм, определяется по формуле

twn=2,63 • 10"3(ciCTJ/(5,34 + 4(с,/с2)2))л(0,5), (1.2.9.2)

где ci = hw — 0,8/г, мм;

hw — высота стенки стрингера/рамного шпангоута, мм, (см. рис. 1.2.9.2);

h — высота элемента набора, проходящего через рассматриваемую связь (0 при отсутствии такого элемента набора), мм, (см. рис. 1.2.9.2); с2— расстояние между опорными конструкциями, ориентированными перпендикулярно рассматриваемой связи, мм, (см. рис. 1.2.9.2);

<7V — минимальный верхний предел текучести материала, Н/мм2.

1.2.9.3    Кроме того, подлежит выполнению следующее:

twn>0,35tpn(ayl235)°’5,    (1.2.9.3)

где су — минимальный верхний предел текучести материала, Н/мм2;

twn — нетто-толщина стенки, мм;

tp„ — нетто-толщина листа наружной обшивки в районе элемента набора, мм.

1.2.9.4    Для предотвращения местной потери устойчивости пояска сварных профилей должно быть выполнено следующее:

.1 ширина пояска bf, мм, должна быть не менее пяти нетто-толщин стенки twn;

.2 отстояние кромки пояска от стенки Ъоии мм, должно отвечать условию

где tf„ — нетто-толщина пояска, мм;

Су — минимальный верхний предел текучести материала, Н/мм2.

1.2.10 Листовые конструкции.

1.2.10.1    Листовые конструкции — конструкции, состоящие из листовых элементов, подкрепленных ребрами жесткости, примыкающие к наружной обшивке и подверженные ледовым нагрузкам. Настоящие требования распространяются на конструкции в пределах расстояния от борта внутрь судна, наименьшего из следующих:

.1 высота стенки смежного параллельного рамного шпангоута или стрингера; или

.2 2,5 высоты набора, пересекающего листовую конструкцию.

1.2.10.2    Толщина листов и размеры примыкающих ребер жесткости должны быть такими, чтобы обеспечить степень закрепления концов, необходимую для набора наружной обшивки.

1.2.10.3    Устойчивость листовой конструкции должна быть достаточной для противостояния ледовым нагрузкам согласно 1.2.3.


1.2.11 Надбавки на коррозию/абразивный износ и обновление стальной конструкции.

1.2.11.1    Для всех поверхностей наружной обшивки судов полярного класса рекомендуется защита от коррозии и абразивного износа, вызванного льдом.

Правила классификации и постройки морских судов


Нижняя

^Ледовая

с

1.2.11.2    Величины надбавок на коррозию/ абразивный износ /„ применяемые при определении толщины наружной обшивки для каждого полярного класса, приведены в табл. 1.2.11.2.

1.2.11.3    Суда полярного класса должны иметь минимальную надбавку на коррозию/абразивный износ ts = 1,0 мм применительно ко всем внутренним конструкциям в пределах районов ледовых усилений корпуса, включая листовые элементы, примыкающие к наружной обшивке, а также стенки и пояски ребер жесткости.

1.2.11.4    Обновление стальной конструкции требуется, когда замеренная толщина меньше

tnet + 0,5 ММ.

1.2.12 Материалы.

1.2.12.1    Категории стали для обшивки корпусных конструкций должны быть не ниже указанных в табл. 1.2.12.4 и 1.2.12.5, в зависимости от построечной толщины, символа полярного класса, назначенного судну, и группы связей конструктивных элементов, приведенного в табл. 1.2.12.1.

1.2.12.2    Группы связей, указанные в табл. 1.2.3.7-1 части II «Корпус», применимы к судам полярного класса независимо от их длины. Кроме того, группы связей наружных конструктивных элементов в надводной и подводной части судна и для элементов, примыкающих к надводной и подводной наружной обшивке судов ледового плавания, приведены в табл. 1.2.12.1. Если группы связей в табл. 1.2.12.1 настоящей части и табл. 1.2.3.7-1 части II «Корпус» различаются, то должна применяться более ответственная группа связей.

1.2.12.3    Категории стали для всей обшивки и примыкающего набора корпусных конструкций и выступающих частей, расположенных ниже уровня 0,3 м ниже нижней ватерлинии, как показано на рис. 1.2.12.3, принимаются по табл. 1.2.3.7-2 части П «Корпус» для группы связей из табл. 1.2.12.1, независимо от полярного класса.

Категории стали согласно 1.2.12.4

~:-, . , - , г~иатерлиния

Категории стали согласно 1.2.12.у    '

---------- *    0.3    м

Рис. 1.2.12.3 Требования к категории стали для надводной и подводной части наружной обшивки

Таблица 1.2Л 1.2 Надбавки на коррозию/абразивный износ наружной обшивки

Район корпуса

ts,

мм

Эффективная защита имеется

Эффективная защита отсутствует

РС1 -РСЗ

РС4 и РС5

РС6 и PC7

РС1 -РСЗ

PC 4 и РС5

РС6 и РС7

Носовой; носовой

3,5

2,5

2,0

7,0

5,0

4,0

промежуточный ледовый пояс Носовой проме-

2,5

2,0

2,0

5,0

4,0

3,0

жуточный нижний; средний и кормовой ледовый пояс Средний и кормовой

2,0

2,0

2,0

4,0

3,0

2,5

нижний; днищевой Другие районы

2,0

2,0

2,0

3,5

2,5

2,0

Группы связей конструктивных элементов полярных судов

Таблица 1.2.12.1

Конструктивные элементы

Группы связей

Наружная обшивка в пределах ледового пояса носового и носового промежуточного районов (В, 5/,-) корпуса

11

Все второстепенные и основные (согласно табл. 1.2.3.7-1 части 11 «Корпус») конструктивные элементы вне 0,4L средней части судна в надводной и подводной частях корпуса

1

Листовые материалы носовых и кормовых шпангоутов, кронштейна пера руля, пера руля, направляющей насадки гребного винта, кронштейнов гребного вала, ледового скега, ледового рога и других выступающих частей, подверженных ударным ледовым нагрузкам

11

Все внутренние элементы набора, примыкающие к надводной и подводной части обшивки, включая любой прилегающий внутренний элемент в пределах 600 мм от наружной обшивки

1

Открытая погодному воздействию обшивка и примыкающий набор в грузовых трюмах судов, которые по характеру эксплуатации имеют открытыми крышки грузовых трюмов при работе в условиях холодной погоды

1

Все специальные (согласно табл. 1.2.3.7-1 части 11 «Корпус») конструктивные элементы в пределах 0,2L от носового перпендикуляра в надводной и подводной частях корпуса

11



1.2.12.4    Категории стали для всей открытой наружному воздуху обшивки корпусных конструкций и выступающих частей, расположенных выше уровня 0,3 м ниже нижней ледовой ватерлинии, как показано на рис. 1.2.12.3, должны быть не ниже указанных в табл. 1.2.12.4.

1.2.12.5    Категории стали для всех внутренних элементов набора, примыкающих к открытой наружному воздуху обшивке, должны быть не ниже указанных в табл. 1.2.12.5. Это применимо ко всем внутренним элементам набора, а также к другим прилегающим внутренним конструкциям (например, переборки, палубы) в пределах 600 мм от открытой наружному воздуху обшивки.

1.2.12.6    Отливки должны иметь заданные свойства, соответствующие ожидаемым эксплуатационным температурам.

1.2.13 Продольная прочность.

1.2.13.1    Область применения.

1.2.13.1.1    Ледовые нагрузки следует объединять только с нагрузками на тихой воде. Суммарное напряжение должно сравниваться с допускаемыми нормальными и касательными напряжениями в различных районах по длине судна. Кроме того, должна быть также проверена местная устойчивость.

1.2.13.2 Расчетное вертикальное ледовое усилие в носу судна.

1.2.13.2.1 Расчетное вертикальное ледовое усилие в носу судна FIB, МЫ, должно приниматься равным:

FIB=rmn(FIBJ; FIBa\    (1.2.13.2.1-1)

где FIB i = 0,534Я?*,58ш°’2ле„) (DKhf*CFL\    (1.2.13.2.1-2)

Fib,2 = 1,20CF>;    (1.2.13.2.1-3)

Kj — параметр формы разрушения льда носом судна = K/Kh\ Лдля тупых носовых обводов:

К/ = (2СВ' еЬ1(\ +еь)Гtg (r,temr°-9(1+rf,);

Лдля клиновых носовых обводов (astem < 80°),    =    1    и

формула выше имеет упрощенный вид:

К/ = (tg(av/,./H)/tg2(y^,H))09;

Kh = 0,0\Awp, МН/м;

CFi — показатель класса по продольной прочности из табл. 1.2.3.2.1;

еь — показатель формы носа, который наилучшим образом описывает плоскость ватерлинии (см. рис. 1.2.13.2.1-1 и

1.2.13.2.1-2):

eh= 1,0 для простой клиновой формы носовых обводов; еь = 0,4 — 0,6 для ложкообразной формы носовых обводов; еь = 0 для формы носовых обводов десантного судна; приемлемо приближенное значение е/„ определенное простым подбором; уstem— угол наклона форштевня, измеренный между горизонтальной осью и касательной к форштевню в точке верхней ледовой ватерлинии, град, (угол наклона батокса на рис. 1.2.3.2.1.1.1, измеренный на диаметральной плоскости);

С - \ 1(2(1 в1В)е%

Таблица 1.2.12.4

Категории стали для открытой наружному воздуху обшивки

Группа связей 1

Группа связей II

Группа связей Ш

Толщина t, мм

РС1

РС5

РС6и РС7

PCI -

РС5

РС6 i

i РС7

РС1 -

РСЗ

РС4 i

i РС5

РС6 и РС7

MS

нт

MS

НТ

MS

НТ

MS

НТ

MS

НТ

MS

НТ

MS

НТ

/^10

в

АН

в

АН

в

АН

в

АН

Е

ЕН

Е

ЕН

в

АН

10 < /^15

в

АН

в

АН

D

DH

в

АН

Е

ЕН

Е

ЕН

D

DH

15 < г^20

D

DH

в

АН

D

DH

в

АН

Е

ЕН

Е

ЕН

D

DH

20 < 25

D

DH

в

АН

D

DH

в

АН

Е

ЕН

Е

ЕН

D

DH

25 < *<30

D

DH

в

АН

Е

ЕН2

D

DH

Е

ЕН

Е

ЕН

Е

ЕН

30 <?< 35

D

DH

в

АН

Е

ЕН

D

DH

Е

ЕН

Е

ЕН

Е

ЕН

35 < г<40

D

DH

D

DH

Е

ЕН

D

DH

F

FH

Е

ЕН

Е

ЕН

40 < *<45

Е

ЕН

D

DH

Е

ЕН

D

DH

F

FH

Е

ЕН

Е

ЕН

45 < *< 50

Е

ЕН

D

DH

Е

ЕН

D

DH

F

FH

F

FH

Е

ЕН

Примечания:!. Включает обшивку корпусных конструкций и выступающих частей, открытых наружному воздуху, а также забортных элементов набора, расположенных выше уровня 0,3 мм ниже наименьшей ледовой ватерлинии.

2. Категории D, DH допускаются для отдельного пояса бортовой наружной обшивки шириной не более 1,8 м от 0,3 м ниже наименьшей ледовой ватерлинии.


Таблица 1.2.12.5

Категории стали для всех внутренних элементов набора, примыкающих к открытой наружному воздуху обшивке

Толщина *,

мм

РС1 -

- PCS

РС6 и РС7

MS

НТ

MS

НТ

* < 20

в

АН

в

АН

20 <* < 35

D

DH

D

АН

35 <* < 45

D

DH

D

DH

45 < * < 50

Е

ЕН

Е

DH



В — теоретическая ширина судна, м;

LB — длина носовой части, используемая в уравнении у = B/2(x/LBy'\ м, (см. рис. 1.2.13.2.1-1 и 1.2.13.2.1-2);

D — водоизмещение судна, кт, но не менее 10 кт;

Awp — площадь ватерлинии судна, м2;

CFf — коэффициент класса по отказу в результате изгиба из табл. 1.2.З.2.1.

Если применимо, величины, зависящие от осадки, должны определяться на уровне ватерлинии, соответствующей рассматриваемому случаю нагрузки.

1.2.13*3 Расчетная вертикальная перерезывающая сила.

1.2.13.3.1 Расчетная вертикальная ледовая перерезывающая сила Fb МН, по длине эквивалентного бруса должна определяться по формуле

Fj = CjFjb,    (1.2.13.3.1)

где С/— коэффициент продольного распределения, принимаемый следующим образом:

Л положительная перерезывающая сила:

С/ = 0,0 между кормовым концом длины L и 0,6L от кормы; Cf = 1,0 между 0,9L от кормы и носовым юнцом длины L; .2 отрицательная перерезывающая сила:

Cf = 0,0 на кормовом конце длины L;

Сг = —0,5 между 0,2L и 0,6L от кормы;

Cf = 0,0 между 0,8L от кормы и носовым юнцом длины L.

Промежуточные значения должны определяться линейной интерполяцией.

1.2.13.3.2 Действующее вертикальное касательное напряжение та должно определяться по длине эквивалентного бруса аналогично 1.6.5.1 части II «Корпус» посредством замены расчетной вертикальной волновой перерезывающей силы на расчетную вертикальную ледовую перерезывающую силу.

1.2.13.4 Расчетный ледовый изгибающий момент MI, МНм действующий в вертикальной плоскости.

1.2.13.4.1 Расчетный ледовый изгибающий момент, действующий в вертикальной плоскости, по длине эквивалентного бруса должен определяться по формуле

М, = 0,1 CmLsmT°'2(ystem)F/B,    (1.2.13.4.1)

где L — длина судна (длина согласно 1Л.З части 11 «Корпус»), м;

у stem = см. 1.2.13.2.1;

FIB — расчетная вертикальная ледовая перерезывающая сила в носу, МН;

Сп7 — юэффициент продольного распределения для расчетного ледового изгибающего момента, действующего в вертикальной плоскости, принимаемого следующим образом:

Сп7 = 0,0 на кормовом конце длины L;

Сп7 = 1,0 между 0,5L и 0,7L от кормы;

Сп7 = 0,3 на 0,95L от кормы;

Сп7 = 0,0 на носовом конце длины L.

Правила классификации и постройки морских судов


Форштевень

Рис. 1.2.13.2.1-1 Определение формы носовой оконечности


Рис. 1.2.13.2.1-2

Иллюстрация влияния е* на форму носовой оконечности при В = 20 и = 16



Промежуточные значения должны определяться линейной интерполяцией. Если применимо, величины, зависящие от осадки, должны определяться для ватерлинии, соответствующей рассматриваемому случаю нагрузки.

1.2.13.4.2 Действующее напряжение при изгибе в вертикальной плоскости ста должно определяться по длине эквивалентного бруса аналогично 1.6.5.1 части II «Корпус» посредством замены расчетного волнового изгибающего момента, действующего в вертикальной плоскости, на расчетный ледовый изгибающий момент, действующий в вертикальной плоскости. Изгибающий момент, действующий на судно на тихой воде, должен приниматься как наибольший момент при прогибе.

1.2.13.5 Критерии продольной прочности.

1.2.13.5.1    Должны выполняться критерии прочности в табл. 1.2.13.5.1. Действующие напряжения не должны превышать допускаемые.

1.2.14    Носовые и кормовые шпангоуты.

1.2.14.1    Носовые и кормовые шпангоуты должны проектироваться согласно требованиям Регистра. Для судов полярных классов РС6 и РС7, требующих эквивалентности с ледовыми классами 1AS и 1А, требования Финско-шведских правил к ледовому классу для носовой и кормовой частей судна могут потребовать дополнительного рассмотрения.

1.2.15    Выступающие части.

1.2.15.1    Все выступающие части должны проектироваться для восприятия усилий, соответствующих месту их крепления к корпусной конструкции или положению в пределах района корпуса.

1.2.15.2    Определение величины нагрузки и критерии реакций конструкции должны соответствовать требованиям Регистра.

1.2.16    Местные конструктивные особенности.

1.2.16.1 Для передачи вызванных льдом нагрузок на

опорные конструкции (изгибающие моменты и

перерезывающие силы) местные конструктивные детали должны соответствовать требованиям Регистра.

1.2.16.2 Нагрузки на конструктивную связь в районе вырезов не должны вызывать потерю устойчивости. При необходимости конструкция должна быть подкреплена.

1.2.17    Прямые расчеты.

1.2.17.1    Прямые расчеты не должны применяться как альтернатива аналитическим процедурам, установленным в настоящей главе.

1.2.17.2    Если непосредственные расчеты используются для проверки прочности конструктивных систем, то нагрузки прикладываются на участке согласно 1.2.3.

1.2.18    Сварка.

1.2.18.1    Все сварные швы в пределах районов ледовых усилений должны быть непрерывными, двухсторонними.

1.2.18.2    Непрерывность прочностных характеристик должна обеспечиваться во всех конструктивных направлениях.

1.3 ТРЕБОВАНИЯ К МЕХАНИЗМАМ СУДОВ ПОЛЯРНЫХ КЛАССОВ

1.3.1    Область применения.

Требования данной главы относятся к главным пропульсивным установкам, рулевому устройству, аварийным и вспомогательным системам ответственного назначения, необходимым для обеспечения безопасности судна и жизнедеятельности команды.

1.3.2    Общие положения.

1.3.2.1 Представляемые чертежи и данные:

.1 детальное описание условий окружающей среды и требуемый полярный класс для механизмов, если он отличается от полярного класса судна;

Таблица 1.2.13.5.1

Критерии продольной прочности

Состояние отказа

Действующее

напряжение

Допускаемое напряжение при ctv/g„^ 0,7

Допускаемое напряжение при gv/g„ >0,7

Растяжение

<5а

П0,41(а„ + av)

Сдвиг

Та

Ча„/30-5

г|0,41(а„ + а г) /З0'5

Продольный изгиб

Оа

ас для обшивки и листа стенки ребер жесткости сг(Л,1 для ребер жесткости

та

тс

где аа — действующее напряжение при изгибе в вертикальной плоскости, Н/мм2; та — действующее касательное напряжение в вертикальной плоскости, Н/мм2; ov — минимальный верхний предел текучести материала, Н/мм2; аи — временное сопротивление материала при растяжении, Н/мм2; ас — критическое напряжение при сжатии согласно 1.6.5.3 части II «Корпус», Н/мм2; тс — критическое напряжение при сдвиге согласно 1.6.5.3 части II «Корпус», Н/мм2;

Л = 0,8.



Правша классификации и постройки морских судов

.2 детальные чертежи главной пропульсивной установки. Описания главной пропульсивной установки, рулевого устройства, аварийных и вспомогательных систем ответственного назначения должны включать эксплуатационные ограничения. Информация о функциях управления нагрузкой главной пропульсивной установки ответственного назначения;

.3 подробное описание размещения и защиты основных, аварийных и вспомогательных систем для предотвращения проблем, связанных с замерзанием, льдом и снегом и доказательства их способности функционировать в условиях окружающей среды, для которых они предназначены;

.4 расчеты и документация, удостоверяющие соответствие требованиям данной главы.

1.3.2.2 Проектирование систем.

1.3.2.2.1    Механизмы и обеспечивающие вспомогательные системы, с точки зрения пожарной безопасности, должны проектироваться, изготавливаться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями для «Машинных помещений без постоянной вахты». Любая система автоматики (например, управления, аварийной сигнализации, систем безопасности и индикации), обеспечивающая работу ответственно важных систем, должна эксплуатироваться в соответствии с этими же требованиями.

1.3.2.2.2    Системы, подверженные опасности повреждения вследствие замерзания, должны предусматривать осушение.

1.3.2.2.3    Одновинтовые суда полярных классов от РС1 до РС5 включительно должны быть оборудованы средствами, способными обеспечить достаточную работоспособность судна в случае поломки винта, включая механизм изменения шага винта.

1.3.3    Материалы.

1.3.3.1    Материалы, подверженные воздействию морской воды.

Материалы, подверженные воздействию морской воды, такие как лопасти винта, ступица винта, болты крепления лопастей, должны иметь удлинение не менее 15 % испытываемого образца, длина которого составляет 5 диаметров.

Испытания на ударный изгиб по методу Шарли (определение работы удара KV для остро надрезанного образца) должны проводиться для материалов, за исключением бронзы и аустенитных сталей. Испытываемые образцы, взятые из отливок лопастей, должны отбираться в наибольшем сечении лопасти. Среднее значение работы удара KV по методу Шарли при температуре —10 °С, взятое по трем испытаниям, должно быть равно 20 Дж.

1.3.3.2    Материалы, подверженные воздействию температуры морской воды.

Материалы, подверженные воздействию температуры морской воды, должны быть из стали

или из других одобренных пластичных материалов. Среднее значение работы удара KV по методу Шарли при температуре —10 °С, взятое по трем испытаниям, должно быть равно 20 Дж.

1.3.3.3 Материалы, подверженные воздействию низких температур воздуха.

Материалы ответственно важных узлов и деталей, подверженные воздействию низких температур воздуха, должны быть из стали или других одобренных пластичных материалов.

Значение работы удара KV по методу Шарпи должно быть определено для температуры на 10 °С ниже самой низкой расчетной температуры. Среднее значение указанной величины, взятое по трем испытаниям, должно быть равно 20 Дж.

1.3.4 Нагрузка при взаимодействии со льдом.

1.3.4.1    Взаимодействие гребного винта со льдом.

Настоящие требования относятся к открытым

винтам и гребным винтам в направляющей насадке, расположенным в корме судна с лопастями регулируемого или фиксированного шага. Ледовые нагрузки на носовые и тянущие винты подлежат специальному рассмотрению Регистром.

Предполагается, что указанные нагрузки имеют максимальное значение и однократны за весь период работы судна при нормальных условиях эксплуатации.

Данные нагрузки не распространяются на нерасчетные условия эксплуатации, например, на взаимодействие остановленного гребного винта со льдом.

Настоящие требования распространяются на винторулевые колонки ВРК (с зубчатыми передачами и с двигателем в гондоле) в части нагрузок, вызванных взаимодействием гребного винта со льдом. Однако ледовые нагрузки от удара льда о корпус ВРК в данных требованиях не рассматриваются.

Нагрузки, описываемые в 1.3.4, являются суммарными нагрузками (если не указано иначе) при взаимодействии гребного винта со льдом, действуют независимо (если не указано иначе) и предназначаются только для расчета прочности узлов и деталей. Каждый вариант нагрузки, приводимый в данном разделе, должен рассматриваться отдельно от других.

Fb представляет собой силу, изгибающую лопасть гребного винта в направлении, противоположном направлению движения судна, когда гребной винт фрезерует кусок льда, вращаясь в направлении переднего хода.

Ff представляет собой силу, изгибающую лопасть гребного винта в направлении движения судна, когда гребной винт взаимодействует с куском льда, вращаясь в направлении переднего хода.

1.3.4.2    Коэффициенты полярного класса.

В приведенной ниже табл. 1.3.4.2 даются расчетная толщина льда и коэффициенты ледовой прочности, которые должны использоваться для оценки ледовых нагрузок на гребной винт.


19


1.3.4.3 Проектные ледовые нагрузки для открытого гребного винта.

1.3.4.3.1    Максимальная сила, действующая на лопасть в направлении, противоположном направлению движения судна, Ту , кН:

для Z) < Dlimit\

Fh= -llSicAnDf^EAR/Zf^ [D]2;    (1.3.4.3.1-1)

для D ^ Dhmit\

Fb= -23Sic^nD]°’7[EAR/Zf'3(Hice)h4[Df, (1.3.4.3.1-2)

где DlimU = 0,85(//,■„,)1>4;

n — номинальная скорость вращения (при максимальной длительной мощности на чистой воде) для ВРШ и 85 % номинальной скорости вращения (при максимальной длительной мощности на чистой воде) для гребного винта с фиксированным шагом (независимо от типа двигателя привода).

Fb должна прикладываться как равномерно распределенное давление по площади на засасывающей поверхности лопасти для следующих случаев нагрузки;

.1 случай нагрузки 1: от 0,67? до конца лопасти и от входящей кромки лопасти до величины, равной 0,2 длины хорды;

.2 случай нагрузки 2; нагрузка, равная 50 % Ту, должна прикладываться на периферийную часть лопасти от радиуса 0,97? до конца лопасти;

.3 случай нагрузки 5: для реверсируемого гребного винта нагрузка, равная 60 % Ту, должна прикладываться на участок от 0,67? до конца лопасти и от выходящей кромки лопасти до величины, равной 0,2 длины хорды.

См. случаи нагрузок 1, 2 и 5 в табл. 1 приложения.

1.3.4.3.2    Максимальная сила, действующая на лопасть в направлении движения судна, Ту, кН:

Для D < DUmit\

Ff = 25§[EAR/Z\[D]2\    (1.3.4.3.2-1)

ДЛЯ D Dlimit'

Ff = 500 -~ Hice [EAR/Z] [£>]2,    (1.3.4.3.2-2)

n A)

U D )

где Dlimit = -—    Hkc;    (1.3.4.3.2-3)

a

d — диаметр ступицы винта, м;

D — диаметр винта, м;

EAR — дисковое отношение гребного винта;

Z — количество лопастей винта.

Ff должна прикладываться как равномерно распределенное давление на участок нагнетающей поверхности лопасти для следующих случаев нагрузки:

.1 случай нагрузки 3: от радиуса 0,67? до конца лопасти и от передней кромки лопасти до величины, равной 0,2 длины хорды;

.2 случай нагрузки 4: нагрузка, равная 50 % Ту, должна прикладываться на периферийную часть лопасти от радиуса 0,97? до конца лопасти;

.3 случай нагрузки 5: для реверсируемого гребного винта нагрузка, равная 60 % Ту, должна прикладываться на участок от 0,67? до конца лопасти и от выходящей кромки лопасти до величины, равной 0,2 длины хорды.

См. случаи нагрузок 3, 4 и 5 в табл. 1 приложения.

1.3.4.3.3    Максимальный момент, скручивающий лопасть относительно оси ее поворота.

Скручивающий лопасть момент относительно оси ее поворота Qsmax, кНм, должен рассчитывается для случаев нагрузки, описанных в 1.3.4.3.1 и

1.3.4.3.2 для Ту и Ту Если скручивающий лопасть момент относительно оси ее поворота меньше значения приведенного ниже, то применяется следующее минимальное значение по умолчанию:

fismax =0,257COJ,    (1.3.4.3.3)

где cqj — ширина лопасти на радиусе 0,7/? гребного винта, м;

F— Fh или F/, в зависимости от того, какое абсолютное значение

больше.

1.3.4.3.4    Ледовый максимальный момент сопротивления вращению гребного винта Qmax, кНм, (приложенный к валу в плоскости диска гребного винта);

для D < Dnmit\

Стах “ 105(1 — d/D)Sqice(P0yz>)°’16(f0yZ))06(wZ>)017Z)3;

(1.3.4.3.4-1)

ДЛЯ D

Стах = 202(1 -сШ)^с^Уо,7^

(1.3.4.3.4-2)

где Dlimit = 1,8Hice;

Се индекс прочности льда для ледового момента на лопасти; PQj — шаг гребного винта на радиусе 0,7/?, м;

/0,7 — максимальная толщина лопасти на радиусе 0,7/?, м; п — скорость вращения гребного винта на швартовном режиме, об/с. Если эта величина не известна, то она должна приниматься как указано в табл. 1.З.4.З.4.

Таблица 1.3.4.2

Полярный класс

Hice, м

йс.

с

qice

РС1

4,0

1,2

1,15

РС2

3,5

1,1

1,15

РСЗ

3,0

1,1

1,15

РС4

2,5

1,1

1,15

РС5

2,0

1,1

1,15

РС6

1,75

1

1

РС7

1,5

1

1

где Hice - толщина льда для расчета прочности механизмов;

Su.e ~ индекс прочности льда для ледовой силы лопасти;

SqiL.e - индекс прочности льда

для ледового

момента на

лопасти.


Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с 1 января 2011 г.

Настоящее четырнадцатое издание Правил составлено на основе тринадцатого издания 2010 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила изданы в пяти томах.

В первом томе содержатся: Общие положения о классификационной и иной деятельности, часть I «Классификация», часть II «Корпус», часть III «Устройства, оборудование и снабжение», часть IV «Остойчивость», часть V «Деление на отсеки», часть VI «Противопожарная защита».

Во втором томе содержатся: часть VII «Механические установки», часть VIII «Системы и трубопроводы», часть IX «Механизмы», часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением», часть XI «Электрическое оборудование», часть XII «Холодильные установки», часть XIII «Материалы», часть XIV «Сварка», часть XV «Автоматизация», часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика».

В третьем томе содержится часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна».

В четвертом томе содержится часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности нефтеналивных судов с двойными бортами».

В пятом томе содержится часть XIX «Общие правила по конструкции и прочности навалочных судов».

ISBN 978-5-89331-130-3

© Российский морской регистр судоходства, 2011


Для ВРШ шаг винта P0j должен соответствовать максимальной длительной мощности при работе в швартовном режиме. Если эта величина не известна, то -Р0,7 принимается как 0,7PQJn, где P0j„ — шаг винта для максимально длительной мощности на чистой воде.

1.3.4.3.5 Максимальный ледовый упор, воздействующий на гребной винт (осевые ледовые нагрузки на гребном винте, действующие на вал в месте посадки винта).

Максимальный положительный ледовый упор (максимальная ледовая осевая сила, действующая на гребной винт в направлении движения судна):

7>= 1,1 Ту.    (1.3.4.3.5-1)

Максимальный отрицательный ледовый упор (максимальная ледовая осевая сила, действующая на гребной винт в направлении, противоположном

движению судна):

Th - 1,1 Fh .    (1.3.4.3.5-2)

1,3,4,4 Расчетные ледовые нагрузки для гребных винтов в направляющей насадке.

1,3,4,4,1 Максимальная сила, действующая на лопасть в направлении, противоположном движению

судна Fb:

Для D < DlimU\

Fh= -9,5Sice(,EAR/Zf'\nD)°'1E>2-,    (1.3.4.4.1-1)

ДЛЯ D F Dlimit'

Fh= -66SiCe(EAR/Zf’\nD)07(Hice)h4D06, (1.3.4.4.1-2)

где Dlimit = 4Hice;

n принимается так же, как в 1.З.4.З.1.

Fh должна прикладываться как равномерно распределенное давление по площади на засасывающей поверхности лопасти для следующих случаев нагрузки (см. табл. 2 приложения):

.1 случай нагрузки 1: от 0,67? до конца лопасти и от передней кромки лопасти до величины, равной 0,2 длины хорды;

.2 случай нагрузки 5: для реверсируемого гребного винта нагрузка, равная 60 % Fb должна прикладываться на участок от 0,67? до конца лопасти и от выходящей кромки лопасти до величины, равной 0,2 длины хорды.

1.3.4.4.2    Максимальная сила, действующая на лопасть в направлении движения судна, Ту, кН:

ДЛЯ D <' Dlimit'

Ff=250(EAR/Z)D2;    (1.3.4.4.2-1)

для Z) ^ D,imit:

Ff = 500 -— Hice[EAR/Z][D]2, (1.3.4.4.2-2)

(1-—)

1 D ’

2

где Diimit= -—Hice, m.    (1.3.4.4.2-3)

a

(1_D ^

Ff должна прикладываться как равномерно распределенное давление на участок нагнетающей поверхности лопасти для следующих случаев нагрузки (см. табл. 2 приложения):

.1 случай нагрузки 3: от радиуса 0,67? до конца лопасти и от передней кромки лопасти до величины, равной 0,5 длины хорды,

.2 случай нагрузки 5: нагрузка равная 60 % Fh должна прикладываться на участок от 0,67? до конца лопасти и от выходящей кромки лопасти до величины, равной 0,2 длины хорды.

1.3.4.4.3    Ледовый максимальный момент сопротивления вращению гребного винта £>тах, кНм, (приложенный к валу в плоскости диска гребного винта):

для 77 ^ Dlimit\

Стах = 74(1 - d/D)SqicAPojlDf\tbjlDt%nDf11 D3;

(1.3.4.4.3-1)

ДЛЯ D ^ Dlimit'.

0тах= 141(1 — d/D)SqiceH]^l(POj/T))0,16(/o,7/7))0,6(«D)0,177)1 9,

(1.3.4.4.3-2)

где DUnu, = 1,8Hicc, м;

п — скорость вращения гребного винта при работе на швартовном режиме, об/с.

Если величина п не известна, то она должна приниматься согласно табл. 1.3.4.4.3.

Таблица 1.3.4.3.4

Тип винта

п

ВРШ

ВФШ с приводом от турбины или от электромотора ВФШ с приводом от дизельного двигателя

п„ 0,85 пп

где п„ — номинальная скорость вращения при максимальной длительной мощности на чистой воде.

Таблица 1.3.4.4.3

Тип винта

п

Винт регулируемого шага

Винт фиксированного шага с приводом от турбины или электромотора

Винт фиксированного шага с приводом от дизельного двигателя

п„

п„

0,85 п„

где п„ — номинальная скорость вращения при максимальной длительной мощности на чистой воде.


Настоящее четырнадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущим изданием (2010 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ XVII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ СИМВОЛА КЛАССА И СЛОВЕСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДНА 1 2

СОДЕРЖАНИЕ

Якорное устройство............

Швартовное устройство..........

Специальное устройство..........

Системы и трубопроводы.........

Измерительные устройства

и автоматизация..............

Противопожарная защита.........

Электрическое оборудование.......

Средства связи..............

Испытания ................

Отчетные документы...........

Требования по оборудованию судов

вертолетными устройствами.......

Общие положения.............

Конструкция вертолетных палуб......

Оборудование вертолетных палуб.....

Противопожарная защита.........

Системы и трубопроводы.........

Электрическое оборудование.......

Средства связи..............

Испытания................

Отчетные документы...........

Требования по оборудованию судов для обеспечения длительной эксплуатации

при низких температурах........

Общие положения.............

Расчетные температуры..........

Общие требования к конструкции судна. . Устройства, оборудование, снабжение . . . Остойчивость и деление на отсеки . . . .

Механические установки.........

Системы и трубопроводы.........

Палубные механизмы...........

Спасательные средства..........

Грузовые устройства............

Электрическое, радио- и навигационное

оборудование ...............

Материалы................

Испытания................

Отчетные документы...........

ЧАСТЬ XVII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ СИМВОЛА КЛАССА И СЛОВЕСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДНА

Требования к судам полярных классов .    6    5.5

Описание полярных классов и их применение .    6    5.6

Конструктивные требования к судам    5.7

полярных классов............. 6    5.8

Требования к механизмам судов полярных    5.9

классов.................. 17

Приложение............. 25    5.10

Технические требования к эскортным    5.11

буксирам................ 27    5.12

Общие положения............ 27    5.13

Технические требования......... 27    5.14

Эскортные испытания.......... 28    6

Отчетные документы........... 29

Требования по оборудованию судов на    6.1

соответствие знакам ECO и ECO-S в    6.2

символе класса............. 30    6.3

Общие положения............ 30    6.4

Классификация.............. 31    6.5

Применение требований международных    6.6

документов................ 32    6.7

Требуемая документация......... 32    6.8

Технические требования по присвоению    6.9

знака ECO в символе класса....... 34    7

Технические требования по присвоению

знака ECO-S в символе класса...... 40

Отчетные документы........... 43    7.1

Требования по оборудованию судов на    7.2

соответствие знаку ANTI-ICE в символе    7.3

класса.................. 44    7.4

Общие положения............ 44    7.5

Технические требования по назначению    7.6

знака ANTI-ICE в символе класса ....    44    7.7

Испытания................ 46    7.8

Отчетные документы........... 46    7.9

Требования по оборудованию нефтеналивных 7.10 судов для проведения грузовых операций    7.11

с морскими терминалами........ 47

Общие положения............ 47    7.12

Конструкция судна............ 47    7.13

Конструкция помещений......... 48    7.14

Устройство и закрытие отверстий ....    48

Правша классификации и постройки морских судов

1 ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ ПОЛЯРНЫХ КЛАССОВ

1.1 ОПИСАНИЕ ПОЛЯРНЫХ КЛАССОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

1.1.1    Область применения.

1.1.1.1    Требования к судам полярных классов применяются к стальным самоходным судам, за исключением ледоколов (см. 1.1.3), предназначенным для эксплуатации в полярных водах, покрытых льдом.

Требования настоящего раздела применяются к судам, контракт на постройку которых заключен 1 марта 2008 года или после этой даты.

Пр имечание. Под датой «контракта на постройку» понимается дата, на которую контракт на строительство судна подписан между будущим судовладельцем и судостроителем. Подробнее о дате «контракта на постройку» - см. 1.1.2 части I «Классификация».

1.1.1.2    Символы полярных классов, перечисленные в табл. 1.1.1.2, могут быть присвоены судам, соответствующим требованиям 1.2 и 1.3. Требования

1.2 и 1.3 являются дополнительными к требованиям Регистра к судам без ледовых усилений. Если корпус и механизмы соответствуют требованиям различных полярных классов, то и корпусу и механизмам присваивается в классификационном свидетельстве наименьший из этих классов. Соответствие корпуса или механизмов требованиям более высокого полярного класса также должно быть указано в классификационном свидетельстве в разделе «прочие характеристики».

1.1.1.3    К судам, которые должны получить символ класса Icebreaker (ледокол), предъявляются дополнительные требования, и они должны рассматриваться особо. «Ледоколом» называется любое судно, в функциональные задачи которого включены ледовая проводка и ледовое сопровождение и которое обладает достаточной мощностью и размерениями, позволяющими осуществлять интенсивные действия в водах, покрытых льдом, и

имеет классификационное свидетельство с таким символом класса.

1.1.2 Полярные классы.

1.1.2.1    В табл. 1.1.1.2 перечислены символы и описания полярных классов (PC). Полярный класс выбирает судовладелец. Описания полярных классов в табл. 1.1.1.2 предназначены для судовладельцев, проектантов и Администраций при выборе подходящего полярного класса, соответствующего требованиям, предъявляемым к судну в предполагаемых районах эксплуатации.

1.1.2.2    Символ полярного класса используется во всех главах настоящего раздела для передачи разницы функциональных возможностей и прочности судна.

1.1.3 Верхняя и нижняя ледовые ватерлинии.

1.1.3.1    Верхняя и нижняя ледовые ватерлинии, принятые в проекте, должны быть указаны в классификационном свидетельстве. Верхняя ледовая ватерлиния (ВЛВЛ) определяется максимальной осадкой в носовой, миделевой и кормовой частях судна. Нижняя ледовая ватерлиния (НЛВЛ) определяется минимальной осадкой в носовой, миделевой и кормовой частях судна.

1.1.3.2    Нижняя ледовая ватерлиния определяется с учетом балластного состояния при движении в ледовых условиях (например, принимая во внимание погружение гребного винта).

1.2 КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ ПОЛЯРНЫХ КЛАССОВ

1.2.1    Область применения.

1.2.1.1    Требования настоящего раздела применяются к судам полярных классов, указанным в 1.1.

1.2.2 Районы корпуса судна.

1.2.2.1    Корпус всех судов полярных классов подразделяется на районы, в зависимости от

Табли ца 1.1.1.2

Описание полярных классов

Полярный

класс

Описание льда

(на основании Номенклатуры морских льдов Всемирной метеорологической организации)

РС1

Круглогодичная эксплуатация во всех полярных водах

РС2

Круглогодичная эксплуатация в умеренных условиях многолетнего льда

РСЗ

Круглогодичная эксплуатация в двухлетних льдах, которые могут иметь включения многолетнего льда

РС4

Круглогодичная эксплуатация в толстом однолетнем льду, который может иметь включения старого льда

РС5

Круглогодичная эксплуатация в среднем однолетнем льду, который может иметь включения старого льда

РС6

Летне-осенняя эксплуатация в среднем однолетнем льду, который может иметь включения старого льда

РС7

Летне-осенняя эксплуатация в тонком однолетнем льду, который может иметь включения старого льда



величины ожидаемых в данном районе нагрузок. В продольном направлении выделены 4 района: носовой, носовой промежуточный, средний и кормовой. Носовой промежуточный, средний и кормовой районы подразделяются дополнительно в вертикальном направлении на днищевой, нижний районы и район ледового пояса. Протяженность каждого района корпуса показана на рис. 1.2.2.1.

1.2.2.2    Определения верхней ледовой ватерлинии (ВЛВЛ) и нижней ледовой ватерлинии (НЛВЛ) приведены в 1.1.3.

1.2.2.3    Во всех случаях, несмотря на рис. 1.2.2.1, граница между носовым и носовым промежуточным районами не должна располагаться в нос от точки пересечения линии форштевня с основной плоскостью судна.

1.2.2.4    Во всех случаях, несмотря на рис. 1.2.2.1, кормовую границу носового района не следует располагать более чем на 0,45L в корму от носового перпендикуляра (НП).

1.2.2.5    Границу между днищевым и нижним районами следует принимать в точке, где обшивка имеет наклон к горизонту 7°.

1.2.2.6    Если в ледовых условиях предполагается работа судна задним ходом, то кормовая оконечность судна должна проектироваться с учетом требований к носовому и носовому промежуточному районам корпуса судна.

1.2.3 Расчетные ледовые нагрузки.

1.2.3.1    Общие положения.

1.2.3.1.1    Для судов всех полярных классов расчетной моделью для определения размеров

связей корпуса, необходимых для противостояния ледовым нагрузкам, является боковое ударное воздействие на носовую часть судна.

1.2.3.1.2    Расчетная ледовая нагрузка характеризуется средним давлением PaVg, равномерно распределенным на прямоугольном участке высотой b и шириной w.

1.2.3.1.3    В пределах носового района судов всех полярных классов и в пределах носового промежуточного района ледового пояса судов полярных классов РС6 и РС7 параметры ледовой нагрузки являются функциями фактической формы носовой оконечности. Для определения параметров ледовой нагрузки Pavg, b и w требуется рассчитать следующие характеристики ледовой нагрузки для носовой части: коэффициент формы fa_, полное усилие бокового удара Fh погонную нагрузку Q, и давление Pt.

1.2.3.1.4    В других районах ледовых усилений параметры ледовой нагрузки Pavg, bNonBow и wNonBow определяются независимо от формы корпуса и основаны на фиксированном соотношении размеров участка нагрузки AR = 3,6.

1.2.3.1.5    Расчетные ледовые усилия, рассчитанные согласно 1.2.3.2, применимы только к судам с ледокольной формой корпуса. Расчетные ледовые усилия для других форм носовой оконечности подлежат специальному рассмотрению Регистром.

1.2.3.1.6    Судовые конструкции, не испытывающие непосредственно ледовых нагрузок, могут все же подвергаться инерционным нагрузкам от перевозимого груза и оборудования в результате

Для классов PCI, PC2, PCS, и РС4 х = 1,5 м

Для классов РС5. РС6 и PC7 х ~ 1,0 м х измеряется на кормовой границе носового района


0,04L в корму от точки с углом наклона

ВЛВЛ

НЛВЛ (нижняя ледовая ватерлиния) 1,5 м

Угол наклона, ватерлинии = 0°

,    -ч    Угол    наклона    ватерлинии    =    №

о = расстояние от кормового перпендикуляра


Угол наклона ватерлинии = 10°

при верхней ледовой ватерлинии (ВЛВЛ)



\


до наибольшей полушироты на. уровне ВЛВЛ


Рис. 1.2.2.1 Границы районов корпуса судна



Правила классификации и постройки морских судов

взаимодействия судна со льдом. Инерционные нагрузки, вызванные ускорениями, величины которых могут быть определены по согласованной с Регистром методике, должны учитываться при проектировании таких конструкций.

1.2.3.2 Характеристики бокового ударного воздействия.

1.2.3.2.1    Параметры, определяющие характеристики бокового ударного воздействия, отражены в коэффициентах класса, перечисленных в табл. 1.2.3.2.1.

1.2.3.2.1.1    Носовой район.

Угол наклона ватерлинии а

Нормальный угол наклона батокса у

Корпус/ Сечение А-А

Сечение В-В

1.2.3.2.1.1.1    В носовом районе усилие F, погонная нагрузка Q, давление Р и соотношение размеров участка нагрузки AR, в соответствии с моделью бокового ударного воздействия, являются функциями углов формы корпуса, измеренных на уровне верхней ледовой ватерлинии. Влияние этих углов учитывается с помощью расчета коэффициента формы носовой оконечности fa. Углы формы корпуса показаны на рис. 1.2.3.2.1.1.1.

Угол наклона шпангоута р Нормальный угол наклона

шпангоута ft'

Рис. 1.2.3.2.1.1.1 Определение углов наклона

Примечание. (3' — нормальный угол наклона шпангоута на уровне ВЛВЛ, град; а — угол наклона ВЛВЛ, град; у — уГОЛ наклона батокса на уровне ВЛВЛ (угол линии батокса, измеренный от горизонта), град; tg(3 = tgot/tg у; tgp' = tg p/cosot

1.2.3.2.1.1.2    Длина по ватерлинии носового района должна подразделяться на 4 участка равной длины. Усилие F, погонная нагрузка Q, давление Р и соотношение размеров участка нагрузки AR должны определяться на середине длины каждого участка (в расчете параметров ледовой нагрузки Pavg, h и w должны использоваться максимальные значения F, Q и Р).

1.2.3.2.1.1.3    Характеристики нагрузки в носовом районе определяются следующим образом;

.1 коэффициент формы fat принимается как:

fai=min (/а,-1; fat,2; faii3),    (1.2.3.2.1.1.3.1-1)

где/а,Л = (0,097 - ОЩх/L - 0,15)2) • аДР/)05;    (1.2.З.2.1.1.3.1-2)

/а,,2 = l,2C/V(sin(P/)-CFc • D0M)\    (1.2.3.2.1.1.3.1-3)

fa,, з = 0,60;    (1.2.3.2.1.1.3.1-4)

i — рассматриваемый участок;

L — длина судна, измеренная на уровне верхней ледовой ватерлинии, м;

х — расстояние от носового перпендикуляра до рассматриваемого сечения, м; а — угол наклона ватерлинии, град., (см. рис. 1.2.3.2.1.1.1); р' — угол наклона шпангоута в плоскости шпангоута, град.

(см. рис. 1.2.3.2.1.1.1);

D — водоизмещение судна, кт, но не менее 5;

CFc— см. табл. 1.2.3.2.1;

CFf— см. табл. 1.2.3.2.1;

.2 усилие F, МН:

F, = fai ■ CFc • D0M,    (1.2.3.2.1.1.3.2)

где i — рассматриваемый участок; fat — коэффициент формы участка /;

CFc— см. табл. 1.2.3.2.1;

D — водоизмещение судна, кт, но не менее 5;

,3 соотношение размеров участка нагрузки AR: AR( = 7,46*sin(P/)>l,3,    (1.2.З.2.1.1.3.3)

где i — рассматриваемый участок;

Р/ — угол наклона шпангоута на участке / в плоскости шпангоута, град;

,4 погонная нагрузка Q, МН/м;

Q, = HMCFD/ARf35,    (1.2.3.2.1.1.3.4)

где i — рассматриваемый участок;

Коэффициенты класса

Таблица 1.2.3.2.1

Полярный

класс

Коэффициент класса по отказу в результате разрушения

(CFc)

Коэффициент класса по отказу в результате изгиба

(CFf)

Коэффициент класса по размерам участка приложения нагрузки

(CFd)

Коэффициент класса по

водоизмещению (CFDIS)

Коэффициент класса по продольной прочности

(CFL)

РС1

17,69

68,60

2,01

250

7,46

РС2

9,89

46,80

1,75

210

5,46

РСЗ

6,06

21,17

1,53

180

4,17

РС4

4,50

13,48

1,42

130

3,15

РС5

3,10

9,00

1,31

70

2,50

РС6

2,40

5,49

1,17

40

2,37

РС7

1,80

4,06

1,11

22

1,81



9

1. Требования к судам полярных классов

Ft — усилие на участке /, МН;

CFd — см. табл. 1.2.3.2.1;

AR, — соотношение размеров /-го участка нагрузки;

где Fbow — наибольшее значение F, в носовом районе, МН; Qbow — наибольшее значение Qt в носовом районе, МН/м; PBow — наибольшее значение Р, в носовом районе, МПа.


.5 давление Р, МПа:

Pi = F*’22CFD2AR°’3,    (1.2.З.2.1.1.3.5)

где / — рассматриваемый участок;

Fi — усилие на участке /, МН;

CFD — см. табл. 1.2.3.2.1;

AR, — соотношение размеров /-го участка нагрузки.

1.2.3.2.2 Районы корпуса за пределами носового района.

1.2.3.2.2.1 В районах корпуса за пределами носового района усилие FNonBow и погонная нагрузка QNonBow> используемые при определении размеров участка нагрузки bNonBow., wNonBow и расчетного давления Pavg9 определяются следующим образом:

.1 усилие FNonBow МН:

FNonBow = 0,3 6CFcDF,    (1.2.3.2.2.1 Л)

где CFc— см. табл. 1.2.3.2.1;

DF — коэффициент водоизмещения судна:

DF = D°M при D < CFdis;

DF = CF°o% + 0,10(D-CFdav) при D > CFDIS;

D — водоизмещение судна, кт, но не менее 10;

CFdis — см. табл. 1.2.3.2.1;

.2 погонная нагрузка QnohBow> МН/м:

Яыопвоп. = 0,639FX'nBowCFD)    (1.2.3.2.2.1.2)

где FNonBow — усилие из формулы (1.2.3.2.2.1.1), МН;

CFd — см. табл. 1.2.З.2.1.

1.2.3.3 Расчетный участок нагрузки.

1.2.3.3.1 В носовом районе и носовом промежуточном районе ледового пояса для судов с символом класса РС6 и РС7 расчетный участок нагрузки имеет размеры — ширину wBow и высоту bBow м, определяемые как:

wBow = FBowl Q BowI    (1.2.3.3.1-1)

bBow ~ QBowlFBow»    (1.2.3.3.1-2)

1.2.3.3.2 В районах, не относящихся к 1.2.3.3.1, расчетный участок нагрузки имеет размеры — ширину wNonBow и высоту bNonBow> м, определяемые как:

^NonBow Fj\jonBow!Q]\jonBow,    (1.2.3.3.2-1)

ЬNonBow wNonBow/3&    (1.2.3.3.2-2)

где FNonBow — сила, определяемая по формуле (1.2.3.2.2.1.1), МН; QnohBow — погонная нагрузка, определяемая с использованием (1.2.3.2.2.1.2), МН/м.

1.2.3.4 Давление в пределах расчетного участка нагрузки.

1.2.3.4.1 Среднее давление Pavgy МПа, в пределах расчетного участка нагрузки определяется следующим образом:

Pavg = Fl(b-w),    (1.2.3.4.1)

где F — Fbow или FNonBow соответственно рассматриваемому району корпуса, МН;

Ъ — bsow или bNonBow соответственно рассматриваемому району корпуса, м; w — wBow или WNonBow соответственно рассматриваемому району корпуса, м.

1.2.3.4.2 В пределах участка нагрузки имеются районы повышенного давления. Как правило, районы меньшего размера имеют большие местные давления. Для учета концентрации давления на локализованных конструктивных элементах используются коэффициенты пикового давления, перечисленные в табл. 1.2.З.4.2.

1.2.3.5 Коэффициенты района корпуса судна.

1.2.3.5.1 С каждым районом корпуса судна связан коэффициент района, который отражает величину нагрузки, ожидаемой в этом районе. Этот коэффициент для каждого района приведен в табл, 1,2,3,5,1,

Таблица 1.2.3.4.2

Коэффициенты

сового давления

Конструктивный элемент

Коэффициент пикового давления (PPF,)

Обшивка

По поперечной системе набора

PPFp = (1,8 - s) ^ 1,2

По продольной системе набора

PPFp = (2,2- 1,2 5) ^ 1,5

Шпангоуты при поперечной системе набора

При наличии стрингеров, распределяющих нагрузку

PPFt = (1,6-5) > 1,0

При отсутствии стрингеров, распределяющих нагрузку

PPFt = { 1,8 -5) > 1,2

Стрингеры, воспринимающие нагрузку Бортовые и днищевые продольные связи Рамные шпангоуты

PPFS= 1, если Sw 5= 0,5 w PPFS “ 2,0 - 2,0-SJw, если Sw < 0,5w

где s — расстояние между шпангоутами или продольными связями, м; Sw — расстояние между рамными шпангоутами, м; w — ширина участка ледовой нагрузки м.



1

   Раздел 3: уточнено требование пункта 3.5.3.4.2.

2

   Раздел 7: внесены изменения в пункты 7.1.2, 7.3.1 и 7.3.2;

введены новые пункты 7.3.3 и 7.3.4 с учетом резолюции ИМО А.1024(26);

введен новый пункт 7.11.2.5, касающийся дополнительного навигационного оборудования ледоколов, судов с категориями ледовых усилений Агс4 — Агс9 и судов полярных классов с учетом резолюции ИМО А. 1024(26).