Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

66 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила распространяются на Эпм типа А с мощностью двигателей более 55 кВт, которые перевозят не более 12 пассажиров при условии, что все пассажиры обеспечены местами только для сидения; во время рейса удаляются от берега не более чем на 20 миль и от места убежища не более чем на 100 миль; эксплуатируются только в светлое время суток; имеют максимальную эксплуатационную массу не более 10 т.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Общие положения

Часть I. Классификация

Часть II. Корпус

Часть III. Устройства, оборудование и снабжение

Часть IV. Остойчивость (устойчивость)

Часть V. Запас плавучести и деление на отсеки

Часть VI. Противопожарная защита

Часть VII. Механические установки

Часть VIII. Системы и трубопроводы

Часть IX. Механизмы

Часть X. Теплообменные аппараты и сосуды под давлением

Часть XI. Электрическое оборудование

Часть XII. Холодильные установки

Часть XIII. Материалы

Часть XIV. Формирование корпуса

Часть XV. Автоматизация

Часть XVI. Спасательные средства, сигнальные средства, радиооборудование и навигационное оборудование

Приложение

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МАЛЫХ ЭКРАНОПЛАНОВ ТИПА А

Санкт-Петербург

1998

Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А утверждены в соответствии с действующим Положением и вступают в силу 1 января 1999 г.

Настоящие Правила разработаны на основе Правил классификации и постройки морских судов 1995 г., Правил по оборудованию морских судов 1995 г., Правил обеспечения безопасности судов с динамическими принципами поддержания 1990 г., Технических требований к маломерным судам ММФ при проведении технического надзора 1988 г., Международного кодекса безопасности высокоскоростных судов, принятого резолюцией ИМО MSC.(36)63 20 мая 1994 г., и основных положений проекта Международного кодекса безопасности экранопланов (документ ИМО DE 40/11/1).

ISBN 5-89331-025-Х

© Российский Морской Регистр Судоходства, 1998

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МАЛЫХ ЭКРАНОПЛАНОВ ТИПА А

Редакционная коллегия Российского Морского Регистра Судоходства

Ответственный за выпуск Е. Б. Мюллер Главный редактор Г. В. Шелкова Редактор Л. Е. Кудрявцева

Н/К

Подписано в печать    . Формат 60 х 84/8 Гарнитура Таймс. Печать офс.

Уел. печ. л. 3,6. Уч.-изд. л. 3,4. Тираж 300. Заказ № 58-И

ЧАСТЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1    Регистр может присвоить класс ЭПм с постройки, а также присвоить или возобновить класс ЭПм, находящемуся в эксплуатации.

1.2    Присвоение класса Регистра означает подтверждение Регистром соответствия ЭПм предъявляемым к нему требованиям и принятие ЭПм под надзор на установленный период.

1.3    Возобновление класса означает подтверждение Регистром соответствия технического состояния ЭПм присвоенному классу и продление надзора Регистра на определенный период.

1.4    Класс ЭПм присваивается или возобновляется Регистром на один год, однако в обоснованных случаях Регистр может присвоить или возобновить класс на иной срок.

1.5    Наличие у ЭПм действующего класса Регистра означает, что ЭПм находится под предусмотренным Правилами надзором Регистра за его техническим состоянием и полностью или в степени, признанной Регистром за достаточную, удовлетворяет тем требованиям Правил, которые на него распространяются в соответствии с назначением, условиями эксплуатации и символом класса. Класс ЭПм удостоверяется наличием на ЭПм действующего Классификационного свидетельства.

1.6    Классификационное свидетельство теряет силу, и действие класса приостанавливается в следующих случаях:

если ЭПм не был предъявлен к обязательному освидетельствованию в предписанный срок;

после аварийного случая, если в порту, в котором он произошел, или в первом порту, в который ЭПм зайдет после аварийного случая, он не будет предъявлен к освидетельствованию;

после введения не согласованных с Регистром конструктивных изменений и изменений в снабжении ЭПм;

при выполнении ремонта без надзора Регистра;

при эксплуатации ЭПм, имеющего массу, превышающую максимальную эксплуатационную, или при эксплуатации в условиях, не соответствующих требованиям, определяющим возможность присвоения данного класса.

1.7    При выявлении случаев, указанных в 1.6, а также в случаях, когда для выполнения требований, выставленных Регистром, для подтверждения или возобновления класса, или по иной причине, судовладелец выводит ЭПм из эксплуатации на продол

жительный период, Главным управлением Регистра может быть принято решение о приостановлении действия класса на срок до 6 месяцев. При этом освидетельствование такого ЭПм для подтверждения или возобновления класса может быть произведено только с разрешения Главного управления в согласованном с ним объеме.

1.8    Снятие класса означает прекращение надзора Регистра, когда возобновление класса или приостановление его действия не представляется Регистру возможным. Класс может быть снят Регистром также по желанию судовладельца.

1.9    Аннулирование класса означает прекращение осуществления Регистром надзора за ЭПм в связи с его гибелью или списанием.

РАЗДЕЛ 2. СИМВОЛ КЛАССА МАЛОГО ЭКРАНОПЛАНА ТИПА А

2.1    Основной символ класса ЭПм, построенного по Правилам и под надзором Регистра, состоит из знака КМ®.

2.2    Если ЭПм в целом, или его корпус, или его механическая установка, механизмы и оборудование были построены по правилам и под надзором другого, признанного Регистром классификационного органа, а затем ЭПм присваивается класс Регистра, то основной символ класса состоит из знака КМ*.

2.3    Если ЭПм в целом, или его корпус, или механическая установка, механизмы и оборудование были построены без надзора признанного Регистром классификационного органа или вообще без надзора классификационного органа, а затем ЭПм присваивается класс Регистра, то основной символ класса состоит из знака (КМ)*.

2.4    Если на ЭПм установлена система, обеспечивающая автоматическую или полуавтоматическую стабилизацию в пространстве, и ЭПм без этой системы не может двигаться в эксплуатационном режиме, то к основному символу класса добавляется знак Ас.

2.5    В символе класса знак района плавания не проставляется. В Классификационном свидетельстве указывается удаление от берега и места убежища, на которое спроектирован ЭПм, а в Свидетельстве о годности к плаванию — конкретная линия, линии или акватория, на которых разрешается его эксплуатация.

2.6    Если ЭПм отвечает требованиям части V «Запас плавучести и деление на отсеки» при затоплении любых двух или трех смежных отсеков по всей длине ЭПм при расчетных поврежде-


Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А

ниях борта, оговоренных в 4.3, то к основному символу класса добавляется знак деления на отсеки Ш или Щ соответственно.

2.7 Знаки в символе класса проставляются в следующей последовательности:

.1 основной символ класса — км®, км^ ИЛИ (КМ )★;

.2 знак деления на отсеки — Ш или Щ;

.3 знак автоматической стабилизации — Ас;

.4 словесная характеристика — ЭПм.

РАЗДЕЛ 3. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

3.1    Первоначальное освидетельствование.

3.1.1    Первоначальное освидетельствование производится с целью присвоения класса ЭПм, впервые предъявленному для классификации или для восстановления класса ЭПм, у которого класс был снят. При первоначальном освидетельствовании устанавливается соответствие ЭПм настоящим Правилам и его техническое состояние.

3.1.2    Объем освидетельствования каждый раз устанавливается Регистром на основе табл. 3.2.2.

3.2    Очередное освидетельствование.

3.2.1    Очередное освидетельствование производится с целью возобновления класса. При очередном освидетельствовании устанавливается соответствие технического состояния ЭПм условиям его эксплуатации, определяемым классом ЭПм.

3.2.2    Объем очередного освидетельствования приведен в табл. 3.2.2.

3.3 Внеочередные освидетельствования.

3.3.1    Внеочередные освидетельствования ЭПм или отдельных его механизмов, устройств, установок, оборудования или снабжения производятся при предъявлении к освидетельствованию во всех других случаях, кроме первоначального и периодических освидетельствований. Объем освидетельствований и порядок их проведения определяет Регистр в зависимости от назначения освидетельствования, возраста и технического состояния ЭПм.

3.3.2    Освидетельствованию после аварийного случая должен быть подвергнут ЭПм при повреждении его корпуса, механизмов, устройств, установок, оборудования, подлежащих техническому надзору Регистра.

Освидетельствование должно быть произведено в порту, в который он зайдет после аварийного случая. Это освидетельствование имеет целью выявить повреждения, согласовать объем работ по устранению последствий аварийного случая и определить возможность и условия сохранения класса.

3.3.3 Внеочередное освидетельствование производится по заявке судовладельца или страховщика в объеме , необходимом для выполнения их заявки.

3.4 Классификация экраноплана с классом другого классификационного органа и экраноплана без класса.

3.4.1 Регистр может присвоить класс ЭПм, который не классифицировался ранее или класс

Таблица 3.2.2

Объект освидетельствования

Объем

очередного

освидетель

ствования1

Корпусные конструкции и отсеки плавучести

ОМН

Надстройка или рубка

омн

Фундаменты механизмов и устройств

ОМ

Фальшборт и/или леерное ограждение

ОМ

Комингсы люков, крышки люков, двери и иллюминаторы

ОМН

Перо воздушного или водяного руля, их кронштейны

ОМН

Гельмпортовая труба

омн

Баллеры рулей, штыри, подшипники, детали соединения

ОМ

Рулевые приводы

ом

Якоря, клюзы, полуклюзы

ом

Якорные цепи и тросы

ом

Буксирное и швартовное устройства (стопоры.

с

кнехты, битенги, утки, киповые планки)

Конструктивная противопожарная защита.

с

средства тушения, снабжения и инструмент

Двигатели внутреннего сгорания

ОМРЕ

Валы, передачи и муфты, фланцевые соединения

ОМР

Движитель

СР

Механизмы подъема якоря, лебедка

ОМР

Осушительная система с трубами, арматурой.

СР

насосами

Топливные баки с воздушными трубами,

ОР

арматурой и системой замера уровня

Топливная система

СР

Система вентиляции

СР

Источники электроэнергии (аккумуляторы,

ОМР

навешенные генераторы, дизель-генераторы)

Щиты и пульты контроля управления и сигнализации

ОМР

Кабельная сеть

ОМР

Электроприводы ответственного назначения, освеще-

ОМР

ние, сигнально-отличительные фонари, электрические

нагревательные и отопительные приборы

Молниеотводные устройства и защитное заземление

СМ

Контрольная, пусковая, регулировочная аппаратура

СМР

Контрольно-измерительные приборы

СЕР

Оборудование автоматической стабилизации

ОМРЕ

Условные обозначения:

О — осмотр с обеспечением, при необходимости, доступа, вскрытия и демонтажа;

С — наружный осмотр;

М — замеры износов, зазоров, сопротивления изоляции и т.п.; Н — испытания давлением (гидравлические, пневматические); р — проверка в действии механизмов, оборудования и устройств, их наружный осмотр;

Е — проверка наличия действующих документов и/или клейма о поверке контрольных приборов соответствующими компетентными органами, если они подлежат таковой. ‘Объем освидетельствования спасательных средств, сигнальных средств, радиооборудования и навигационного оборудования —см. табл. 2.3 части I «Положения по надзору» Правил по оборудованию морских судов.


которого, присвоенный другим классификационным органом, утратил силу, при условии предъявления этого ЭПм к первоначальному освидетельствованию для присвоения класса.

3.4.2    ЭПм, который имеет действующий класс другого классификационного органа, может быть присвоен класс Регистра при условии предъявления этого ЭПм к первоначальному освидетельствованию для присвоения класса. При положительных результатах освидетельствования Регистр может присвоить ЭПм класс на период действия имеющегося Классификационного свидетельства.

3.4.3    При классификации ЭПм, имеющего класс другого классификационного органа, или ЭПм, класс которого, присвоенный другим классификационным органом, утратил силу, представляется следующая документация:

.1 последнее Классификационное свидетельство;

.2 акты инспектора классификационного органа о произведенных освидетельствованиях за период от последнего очередного освидетельствования для возобновления класса;

.3 спецификация;

.4 чертеж общего расположения;

.5 мидель-шпангоут;

.6 конструктивный продольный разрез;

.7 растяжка наружной обшивки;

.8 чертеж водонепроницаемых переборок;

.9 чертежи рулей;

.10 одобренная Информация об остойчивости во всех перечисленных в 1.2 режимах;

.11 чертежи противопожарных переборок;

.12 чертеж общего расположения машинного отделения;

.13 чертежи валов и передач;

.14 принципиальные схемы электрических сетей;

.15 принципиальные схемы главного и аварийного распределительных щитов;

.16 схемы расположения средств связи, аварийной и пожарной сигнализации;

.17 расчет общей и местной прочности корпуса ЭПм;

.18 расчеты прочности и программа обеспечения ресурса;

.19 расчет изгибно-крутильных колебаний передач к движителям или результаты натурных замеров.

3.4.4    При предъявлении к классификации ЭПм, не имеющего класса, следует представить техническую документацию в объеме, в каждом случае согласованном с Регистром.

3.5 Отсчет сроков периодических освидетельствований.

3.5.1 Отсчет сроков периодических освидетельствований ЭПм производится от даты выдачи Классификационного свидетельства.

3.5.2    Отсчет сроков периодических освидетельствований ЭПм, имеющего действующий класс другого классификационного органа и принятого к классификации Регистром, производится со дня выдачи Классификационного свидетельства органом, классифицировавшим этот ЭПм.

3.5.3    Отсчет сроков периодических освидетельствований ЭПм в эксплуатации производится от даты окончания очередного освидетельствования для возобновления класса, которой считается дата выдачи Классификационного свидетельства.

РАЗДЕЛ 4. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

4.1    Документация технического проекта экра-ноплана в постройке.

4.1.1    Общие указания.

До начала постройки ЭПм на рассмотрение Регистру должна быть представлена проектная техническая документация, позволяющая убедиться, что требования Правил Регистра применительно к этому ЭПм выполнены. Документация должна быть представлена в трех экземплярах с перечнями.

4.1.2    Общая документация.

.1 спецификация общесудовая (штампы об одобрении не ставятся);

.2 чертежи общего расположения с указанием путей эвакуации;

.3 перечень комплектующего оборудования и материалов с указанием основных технических данных, предприятия-изготовителя и наличия одобрения Регистром или другим компетентным органом (штамп об одобрении не ставится);

4.1.3    Документация по корпусу.

4.1.3.1 При последующем одобрении рабочих чертежей представляются:

.1 определение размеров связей конструкции корпуса;

.2 мидель-шпангоут и типовые поперечные сечения с указанием расстояний между основными связями продольного и поперечного набора, главных размерений ЭПм и их соотношений, символа класса ЭПм;

.3 конструктивный продольный разрез с указанием шпации, границ участков по длине ЭПм, положение непроницаемых переборок;

.4 растяжка наружной обшивки: для ЭПм из стеклопластика растяжка представляется, если обшивка имеет разную толщину;

.5 чертежи продольных и поперечных переборок;

.6 чертежи фундаментов под главные механизмы с конструкцией днища под ними и указанием типа и мощности двигателя;


Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А

.7 расчет внешних сил;

.8 расчет общей и местной прочности;

.9 расчет прочности конструкций специальных устройств;

.10 программа обеспечения ресурса;

.11 конструктивные чертежи специальных устройств;

.12 чертежи крепления специальных устройств к корпусу;

.13 конструктивный чертеж пилона;

.14 расчет вибрации корпуса ЭПм, крыла, оперений.

Дополнительно представляются:

.15 подробное описание технологического процесса изготовления корпуса, содержащее сведения о материалах, методах формования элементов корпуса, необходимых условиях выполнение которых требуется при постройке корпуса, а также анализ местной и общей прочности конструкции (только для ЭПм из стеклопластика);

.16 схема испытаний на непроницаемость корпусных конструкций;

.17 чертежи пневмобаллонов;

.18 программа швартовных и ходовых испытаний.

4.1.4    Документация по устройствам, оборудованию и снабжению.

4.1.4.1    При последующем одобрении рабочих чертежей представляются:

.1 схема расположения отверстий в конструкциях ЭПм;

.2 расчет прочности закрытых отверстий;

.3 чертеж общего расположения рулевого устройства, якорного, швартовного и буксирного устройств;

.4 расчет прочности рулевого устройства и расчеты якорного, швартовного и буксирного устройств;

.5 расчет внешних сил, действующих на органы управления;

.6 программа обеспечения надежности органов управления;

.7 чертежи органов управления;

.8 схема, описание метода и расчет времени эвакуации пассажиров.

4.1.4.2    Без последующего одобрения рабочих чертежей дополнительно представляется следующая документация:

.1 ведомость аварийного снабжения и его расположение;

.2 программа швартовных и ходовых испытаний.

4.1.5    Документация по остойчивости:

.1 теоретический чертеж, таблицы координат теоретического чертежа;

.2 гидростатические кривые;

.3 кривые площадей и статических моментов шпангоутов;

.4 расчеты и кривые плеч остойчивости;

.5 сводная таблица водоизмещений, положения центра тяжести, дифферента и начальной остойчивости для различных вариантов нагрузки;

.6 материалы по остойчивости (устойчивости) во всех режимах, подтверждающие выполнение требований части V настоящих Правил;

.7 материалы по остойчивости (устойчивости) при отказах в органах управления, их механизмах и системах питания механизмов;

.8 схема водонепроницаемых отсеков, обеспечивающих запас плавучести ЭПм;

.9 сводная таблица результатов проверки остойчивости по Правилам и диаграммы статической или динамической остойчивости.

4.1.6    Документация по делению на отсеки:

.1 расчеты аварийной посадки и остойчивости ЭПм, включая диаграммы статической остойчивости (штампы об одобрении не ставятся);

.2 схема деления ЭПм на отсеки, показывающая расположение всех водонепроницаемых конструкций и отверстий с указанием типа их закрытий.

4.1.7    Документация по противопожарной защите.

4.1.7.1    При последующем одобрении рабочих чертежей представляются:

.1 чертеж расположения противопожарных конструкций (включая двери);

.2 принципиальные схемы противопожарных систем;

.3 схемы сигнализации обнаружения пожара;

.4 расчеты противопожарных систем (штампы об одобрении не ставятся);

.5 схемы или описание изоляции, зашивки, отделки и покрытий палуб с указанием показателей пожарной опасности примененных материалов, а также расчет количества горючих материалов (штампы об одобрении не ставятся);

.6 исчерпывающие данные о показателях пожарной опасности примененных впервые материалов (штамп об одобрении не ставится);

.7 схема системы приема, хранения и выдачи топлива с температурой вспышки ниже 43°С;

.8 ведомость противопожарного снабжения;

4.1.7.2    Без последующего одобрения рабочих чертежей представляется документация, указанная в 4.1.7.1, и дополнительно:

.1 чертеж расположения противопожарных конструкций (включая двери) с указанием номеров допусков на них или данными об удовлетворительном проведении предписываемых огневых испытаний, чертежи узлов и деталей противопожарных конструкций типов А и В;


.2 чертежи изоляции, зашивки и палубных покрытий;

.3 схемы расположения противопожарного снабжения;

.4 ведомость запасных частей и инструментов;

.5 программа швартовных и ходовых испытаний.

4.1.8    Документация по механическим установкам.

4.1.8.1    При последующем одобрении рабочих чертежей представляются:

.1 чертежи расположения механизмов и оборудования;

.2 схема и описание дистанционного управления главными механизмами со сведениями об оборудовании дистанционных постов управления органами управления, приборами индикации и сигнализации, средствами связи и другими устройствами;

.3 чертежи и расчеты передач и валов;

.4 документы по движителю:

.4.1 чертеж общего вида движителя;

.4.2 чертежи лопасти, ступицы и деталей их крепления;

.4.3 схемы систем управления движителем и их описание;

.4.4 расчет прочности движителя.

4.1.8.2    Без последующего одобрения рабочих чертежей представляется документация, указанная в 4.1.8.1, и дополнительно:

.1 чертежи установки на фундаменты и узлов крепления главных механизмов;

.2 ведомость запасных частей;

.3 программа швартовных и ходовых испытаний.

4.1.9    Документация по оборудованию автоматизации.

4.1.9.1    При последующем одобрении рабочих чертежей представляются:

.1 перечень систем, устройств и элементов автоматизации;

.2 принципиальные и функциональные схемы систем АПС, включая схемы питания;

.3 перечень контролируемых параметров с указанием типов приборов, заводов-изготовите-лей, сведений о надежности и об одобрении приборов Регистром;

.4 функциональные и принципиальные схемы автоматизации систем главных двигателей (систем охлаждения, смазки, топливоподготовки и т.п.).

4.1.9.2    Без последующего одобрения рабочих чертежей представляется документация, указанная в 4.1.9.1, и дополнительно:

.1 функциональные и принципиальные схемы автоматизации систем, поднадзорных Регистру и

перечисленных в соответствующих частях Правил, не указанных в 4.1.9.1;

.2 программа швартовных и ходовых испытаний.

4.1.10    Документация по системам и трубопроводам.

4.1.10.1    При последующем одобрении рабочих чертежей представляются:

.1 документы по общесудовым системам:

.1.1 схема осушительной системы;

.1.2 схемы систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

.1.3 схемы воздушных, переливных и измерительных труб, систем дистанционного замера уровня в топливных баках;

.1.4 схемы систем гидравлики для приводов механизмов и устройств,

.1.5 расчеты систем: осушительной, вентиляции аккумуляторных помещений и закрытых помещений;

.2 документы по системам механических установок:

.2.1 схема топливной системы;

.2.2 схема масляной системы;

.2.3 схема системы охлаждения;

.2.4 схема газовыпускных трубопроводов.

4.1.10.2    Без последующего одобрения рабочих чертежей представляется документация, указанная в 4.1.10.1, в которой должны содержаться сведения по материалам, изоляции, изготовлению, монтажу, размещению, гидравлическим испытаниям и др., и дополнительно:

.1 чертежи газовыпускных трубопроводов;

.2 программа швартовных и ходовых испытаний.

4.1.11    Документация по электрическому оборудованию.

4.1.11.1 При последующем одобрении рабочих чертежей представляются:

.1 принципиальные схемы генерирования и распределения электроэнергии от основного и аварийного источников: силовых сетей, освещения (до групповых щитов) и сигнально-отличительных фонарей;

.2 принципиальные схемы и общий вид главного и аварийного распределительных щитов, пультов управления и других распределительных устройств нетипового исполнения;

.3 результаты расчета необходимой мощности судовых источников электрической энергии (штампы об одобрении не ставятся);

.4 результаты расчета сечения кабелей с указанием их типов, токов и защиты (штампы об одобрении не ставятся);

.5 результаты расчета освещенности помещений и пространств (штампы об одобрении не ставятся);


Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А

.6 принципиальные схемы внешних соединений приборов управления судном, телефонной связи и сигнализации обнаружения пожара;

.7 принципиальные схемы электроприводов ответственного назначения в соответствии с

1.3.2.1.5 части XI «Электрическое оборудование» Правил классификации и постройки морских судов;

.8 принципиальная схема трассы кабелей с указанием помещений, через которые она проходит;

.9 схема защитного заземления на ЭПм с неметаллическим корпусом;

.10 чертежи расположения оборудования и прокладки кабеля во взрывоопасных зонах и пространствах. Документация (сертификаты компетентных органов), подтверждающие возможность использования электрооборудования во взрывоопасных зонах и пространствах;

.11 результаты расчета емкости аккумуляторных батарей аварийного освещения, сигнальноотличительных фонарей, сигнализации обнаружения пожара и средств объемного пожаротушения;

.12 ведомость устанавливаемого на ЭПм электрического оборудования ответственного назначения с указанием технических характеристик и сведений об одобрении этого оборудования Регистром или другим компетентным органом.

4.1.11.2    Без последующего одобрения рабочих чертежей представляется документация, указанная в 4.1.11.1, и дополнительно:

.1 чертежи прокладки кабельных трасс и их проходов через водонепроницаемые переборки, палубы и платформы;

.2 схемы цепей освещения от групповых распределительных щитов;

.3 ведомость запасных частей;

.4 программа швартовных и ходовых испытаний;

.5 чертежи расположения и установки электрического оборудования во всех помещениях и пространствах ЭПм;

.6 конструктивные сборочные чертежи (только для нетиповых изделий): постов и пультов управления, специальных щитов, распределительных силовых и осветительных щитов;

.7 принципиальные схемы внешних соединений и чертежи установки и размещения устройств для измерения неэлектрических величин (измерителей уровня, давления, температуры и т.п.).

4.1.12 Документация по оборудованию ЭПм — в соответствии с частью I «Положения по надзору» Правил по оборудованию морских судов.

4.2    Техническая документация переоборудуемого или восстанавливаемого экраноплана.

4.2.1 До начала переоборудования или восстановления ЭПм следует представлять Регистру

на рассмотрение техническую документацию по тем частям корпуса, механизмов и оборудования, которые подлежат переоборудованию или восстановлению.

4.2.2 При установке на ЭПм в эксплуатации новых механизмов или устройств, которые существенно отличаются от первоначальных и на которые распространяются требования Правил, необходимо предъявлять Регистру на рассмотрение дополнительную техническую документацию новых установок, связанных с этими механизмами или устройствами, в объеме, требуемом для ЭПм в постройке (см. 4.1).

4.3 Рабочие чертежи дли экраноплана в постройке.

4.3.1    Общая часть:

.1 ведомости (перечни) аварийного, противопожарного и друг ог о снабжения с указанием основных технических характеристик и мест его расположения на ЭПм; ведомости запасных частей и специнстру-ментов. Представляются по всем разделам, где это регламентируется Правилами;

.2 программы швартовных и ходовых испытаний.

4.3.2    Документация по корпусу:

.1 чертежи форштевня и ахтерштевня (если устанавливаются);

.2 чертежи узлов основного корпуса;

.3 чертежи фундаментов под главные механизмы, оборудование и устройства, включенные в номенклатуру;

.4 схема испытаний корпуса на водонепроницаемость;

.5 схема разбивки корпуса на секции;

.6 описание принципиального технологического процесса стыкования частей корпуса, разработанного на основе признанных или согласованных с Регистром методов выполнения подобных работ.

4.3.3    Документация по устройствам, оборудованию и снабжению:

.1 чертежи общих видов узлов и деталей закрытий отверстий в корпусе;

.2 чертежи общих видов узлов и деталей рулевого устройства, средств активного управления ЭПм, якорного, швартовного, буксирного устройств, леерного ограждения.

4.3.4    Документация по остойчивости.

Предварительная Информация об остойчивости и расчетные материалы, на основании которых она составлена (если эти материалы не вошли в состав документации, представляемой в соответствии с 4.1.5).

Предварительная Информация об остойчивости представляется для одобрения тому подразделению Регистра, которое проводило рассмотрение и одобрение технического проекта.


4.3.5    Документация по делению на отсеки.

Предварительная Информация об аварийной посадке и остойчивости и расчетные материалы, на основании которых она составлена (если эти материалы не вошли в состав документации, представляемой в соответствии с 4.1.6).

4.3.6    Документация по противопожарной защите:

.1 чертеж расположения противопожарных конструкций (включая двери);

.2 чертежи узлов и деталей противопожарных конструкций;

.3 чертежи изоляции, зашивки и палубных покрытий;

.4 конструктивные чертежи и расчеты отдельных типовых узлов и оборудования систем пожаротушения и сигнализации;

.5 схемы противопожарных систем;

.6 пожарные планы согласно 1.4 части VI «Противопожарная защита» Правил классификации и постройки морских судов (насколько это целесообразно и применимо на ЭПм).

4.3.7    Документация по системам и трубопроводам:

.1 чертежи судовых систем:

.1.1 осушительной;

.1.2 топливной;

.1.3 масляной;

.1.4 охлаждения;

.1.5 газовыпускной;

.1.6 гидравлики;

.1.7 вентиляции помещений, конструкции заслонок и устройств для перекрытия вентиляционных и других отверстий, необходимых для обеспечения пожарной безопасности ЭПм (если применяются на ЭПм);

.1.8 воздушных, переливных и измерительных труб, систем дистанционного замера уровня в топливных баках.

4.3.8    Документация по механическим установкам:

.1 чертежи установки и крепления главных механизмов;

.2 чертежи оборудования топливных и масляных цистерн;

.3 чертежи глушителей и искрогасителей выхлопных труб;

.4 чертежи передач и валов;

.5 чертежи движителя.

4.3.9    Документация по системам и устройствам автоматизации:

установочные и конструктивные чертежи блоков систем и устройств автоматизации, датчиков, сигнализаторов, приборов, а также щитов и пультов управления и контроля.

4.3.10    Документация по электрическому оборудованию:

.1 схемы основного и аварийного освещения (от распределительных устройств);

.2 чертежи прокладки кабельных трасс и их проходов через водонепроницаемые переборки, палубы и платформы;

.3 конструктивные сборочные чертежи (только нетиповых изделий), включающие:

.3.1 распределительные щиты;

.3.2 посты и пульты управления;

.3.3 специальные щиты;

.4 схемы и чертежи установки и размещения устройств для измерения неэлектрических величин (измерителей уровня, давления, температуры и т.п.);

.5 чертежи расположения и установки электрического оборудования во всех помещениях и пространствах ЭПм;

.6 корректированные чертежи и схемы, предусмотренные в 4.1.11.1.

4.3.11    Документация по оборудованию ЭПм — в соответствии с частью I «Положения по надзору» Правил по оборудованию морских судов.

4.4 Отчетная (эксплуатационная) документация экраноплана.

4.4.1 После постройки, испытаний и сдачи ЭПм в эксплуатацию Регистру для сведения должна быть представлена отчетная (эксплуатационная) документация.

Объем документации и порядок ее представления должны быть согласованы с Регистром.


Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А

ЧАСТЬ II. КОРПУС

РАЗДЕЛ 1. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1    Общие положения.

1.1.1    Область распространения.

.1 Настоящая часть Правил устанавливает требования и нормы, которым должны удовлетворять конструкции и прочность корпуса ЭПм из полимерных композитных материалов.

.2 Размеры связей, обеспечивающих прочность корпусов ЭПм, и конструкции, которые не регламентируются настоящими Правилами, являются предметом специального рассмотрения Регистром.

1.1.2    Объем надзора.

.1 Общие положения о надзорной деятельности соответствуют 1.3 Общих положений Правил.

.2 Надзору Регистра подлежат все конструкции, регламентируемые настоящей частью Правил.

1.1.3    Определения и пояснения.

Определения и пояснения соответствуют

части XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика» Правил классификации и постройки морских судов.

1.1.4    Обозначения:

L — длина ЭПм между перпендикулярами, м; В — ширина ЭПм, м;

d — осадка ЭПм на тихой воде без хода, м;

А — весовое водоизмещение, т;

V — эксплуатационная скорость на воде, м/с; /о — отстояние центра тяжести ЭПм от кормового перпендикуляра, м;

I — момент инерции площади поперечного сечения корпуса ЭПм относительно нейтральной оси, см22;

S — статический момент части площади расчетного поперечного сечения, расположенной выше рассматриваемой связи, относительно нейтральной оси, см2-м;

mh — распределение массы ЭПм по его длине, т/м; /гз% — высота волны 3%-ной обеспеченности, м; hmax — максимальная высота волны (высота волны 0,5%-ной обеспеченности), м;

S - суммарная толщина борта и продольных переборок на уровне, где определяются касательные напряжения, см;

.у — толщина конструктивного элемента, мм; а — расстояние между соседними ребрами жесткости (короткая сторона пластины), см;

/ — длина ребра жесткости, см; g = 9,81 м/с2 — ускорение силы тяжести; р = 0,104 т-с24 — плотность воды.

1.2 Расчетные нагрузки.

1.2.1 Внешние нагрузки, действующие на корпус ЭПм и его отдельные конструкции.

должны определяться расчетными или экспериментальными методами для наиболее тяжелых условий эксплуатации, оговоренных техническим заданием на проектирование. В качестве расчетных нагрузок принимаются ожидаемые максимальные значения внешних сил и их моментов за весь срок эксплуатации.

1.2.2 Расчет внешних нагрузок.

1.2.2.1    В качестве внешних сил, действующих на ЭПм, рассматриваются:

.1 аэродинамические силы, определяемые с учетом изменения скорости движения и эффективных углов атаки, влияния поддува, а также возможных горизонтальных и вертикальных порывов ветра;

.2 гидроаэродинамические и иные силы на несущих плоскостях воздушного крыла, закрылков и пневмоопорах, возникающие при контакте с волной или твердым препятствием;

.3 силы сопротивления, обусловленные вязким трением воды или суши;

.4 силы сопротивления закрылка (с учетом амортизаторов);

.5 силы тяги двигателей;

.6 распределенная весовая нагрузка.

1.2.2.2    Внешние нагрузки, действующие на ЭПм и его отдельные конструкции, определяются для условий эксплуатации, оговоренных техническим заданием. Рассматриваются следующие расчетные случаи:

.1 установившееся прямолинейное движение в экранном режиме с различными курсовыми углами к волнению с расчетной высотой волны;

.2 движение в режимах глиссирования и взлета/посадки на волнении с расчетной высотой волны;

.3 установившееся прямолинейное движение в экранном режиме на регулярном волнении в условиях порывистого ветра, соответствующего наихудшим допускаемым условиям погоды, а также без ветра;

.4 качка от воздействия волн и ветра, соответствующих критическим проектным условиям погоды при движении в водоизмещающем режиме на малой скорости;

.5 движение в амфибийном режиме с наездом на различные виды препятствий.

1.2.2.3    Волновая поверхность рассматривается в двух вариантах:

.1 нерегулярное волнение в виде следующей суммы цилиндрических волн синусоидального профиля различной длины и высоты:


пакета волн, содержащего расчетные волны 0,5%-ной обеспеченности и 46%-ной обеспеченности

A5<«%=123VW,

кв46%=кват-Лк,

где hBn —высота волны 3%-ной обеспеченности;

Ah — превышение волны, определяемое по формуле

Ah = Q,15hBv/,

и регулярного волнения с высотой волны hB=Q,8hB}%;

.2 двумерное морское волнение, рассчитанное с использованием спектрального метода.

1.2.2.4    Рассматривается несколько вариантов по величине и направлению действия порыва ветра, оговоренных техническим заданием.

1.2.2.5    Виды препятствия при движении по суше: береговой уступ, кочка, канава.

1.2.2.6    Определение расчетных усилий для проверки общей прочности конструкции ЭПм.

.1 При определении расчетных усилий для проверки общей прочности конструкции динамическая реакция ЭПм на внешнее возмущение рассматривается как уравновешенная система всех внешних сил, включая массово-инерционные силы.

.2 Динамическое нагружение представляется в виде эпюр экстремальных значений следующих расчетных параметров:

.2.1 распределение вертикальных и горизонтальных перегрузок по длине ЭПм в продольном и поперечном направлениях;

.2.2 эпюры изгибающих моментов и перерезывающих сил от динамических нагрузок при продольном изгибе (прогиб, перегиб), поперечном изгибе (прогиб, перегиб) и кручении конструкции ЭПм в целом;

.2.3 эпюры изгибающих и крутящих моментов и перерезывающих сил по оси жесткости крыла;

.2.4 эпюры изгибающих моментов и перерезывающих сил по оси жесткости кормового крыла;

.2.5 эпюры изгибающих моментов и перерезывающих сил по оси жесткости киля в плоскостях наименьшей и наибольшей жесткости;

.2.6 эпюры изгибающих моментов и перерезывающих сил на консольных частях пневмобаллона;

.2.7 эпюры изгибающих моментов и перерезывающих сил носовой части корпуса при изгибе в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

.2.8 эпюры изгибающих моментов, перерезывающих сил и крутящего момента на консоли трансмиссии.

1.2.2.7    Определение расчетных усилий для проверки местной прочности конструкции ЭПм.

.1 Для проверки местной прочности нижней плоскости крыла и закрылка определяются гидродинамические нагрузки, действующие на режимах, при которых существуют контакты с волновой поверхностью:

.1.1 гидродинамическое давление на нижней плоскости крыла при плоском ударе о воду, обусловленном силами глиссирования. Пятно удара перемещается в зависимости от скорости движения, углов дифферента (тангажа) и крена;

.1.2 гидродинамическое нагружение закрылка в диапазоне углов отклонения, предусмотренных методикой пилотирования;

.1.3 гидродинамическое давление на ящик выдвижного руля.

.2 Определение аэродинамического давления:

.2.1 аэродинамическое давление на кабину определяется в соответствии с нормами летной годности гражданской авиации;

.2.2 среднее аэродинамическое давление на несущие поверхности ЭПм определяется в экранном режиме в условиях порывистого ветра (скорость порыва оговаривается техническим заданием), а также в водоизмещающем или амфибийном режиме без хода (на стоянке) при нормируемом ветровом порыве.

1.2.2.8    Внешние нагрузки, определенные по принятой методике расчета, считаются эксплуатационными. Для получения расчетных значений вводится коэффициент безопасности /= 1,5.

1.2.2.9    Расчетные нагрузки должны быть уточнены и откорректированы по результатам мореходных испытаний головного ЭПм, на основании которых должны быть окончательно установлены эксплуатационные ограничения.

1.3 Прочность.

1.3.1 Требования к прочности.

.1 Настоящие нормы прочности устанавливают требования для расчета и проверки прочности конструкций корпуса и специальных устройств ЭПм. Выполнение этих норм обязательно при проектировании, постройке и переоборудовании ЭПм.

.2 Отступления от настоящих норм прочности или применение иных нормативов при расчете основных конструкций могут быть допущены по согласованию с Регистром при наличии достаточных обоснований, подтвержденных экспериментальной проверкой и опытной эксплуатацией ЭПм.

.3 Расчеты прочности, выполняемые в соответствии с настоящими нормами, должны быть доступны для исчерпывающей проверки всех заключенных в них исходных данных. Расчеты,


Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А

выполняемые на ЭВМ, должны производиться по программам, имеющим допуск Регистра. Регистр может потребовать выполнения контрольных расчетов по любой программе.

Регистр не проверяет правильность выполнения вычислительных операций при расчетах, в том числе по программам, имеющим допуск Регистра.

.4 Расчеты прочности конструкций корпуса и специальных устройств должны выполняться для проверки окончательно установленных размеров конструкций и устройств, толщин формируемых конструкций и панелей с учетом используемого материала.

.5 Расчеты прочности, представляемые Регистру, должны включать:

.5.1 расчеты внешних нагрузок для общей и местной прочности корпуса;

.5.2 расчеты внешних нагрузок для прочности специальных устройств;

.5.3 расчет общей прочности корпуса;

.5.4 расчет местной прочности корпуса;

.5.5 расчет прочности специальных устройств;

.5.6 отчеты по результатам экспериментальных исследований прочности узлов и соединений корпуса и специальных устройств.

.6 Расчеты общей и местной прочности корпуса, а также прочности специальных устройств должны подтвердить, что при действии расчетных нагрузок наибольшие нормальные и касательные напряжения, а также наибольшие напряжения в пневмобаллонах не превышают допускаемых величин, приведенных в 1.5.2, при сохранении целостности конструкции и неизменяемости ее формы (кроме пневмобаллонов).

.7 Кроме проверки прочности конструкций по напряжениям, там, где это требуется настоящими нормами или условиями работы конструкции, должна быть произведена проверка устойчивости как всей конструкции в целом, так и ее отдельных элементов.

Устойчивость шпангоутов и стрингеров по отношению к расчетным напряжениям от общего поперечного изгиба должна быть обеспечена не менее чем с двукратным запасом.

.8 Расчет прочности в общем случае должен включать:

.8.1 определение величин и характера расчетных нагрузок;

.8.2 определение в зависимости от напряженного состояния наибольших нормальных и касательных напряжений в сечениях конструкции для принятых расчетных нагрузок;

.8.3 назначение норм для опасных напряжений;

.8.4 определение запаса прочности относительно норм допускаемых напряжений.

1.3.2 Расчеты прочности.

Расчеты статической прочности ЭПм, конструкция которого состоит из трехслойных панелей, выполняются по предельному состоянию.

Запасы прочности заложены в коэффициентах безопасности. Коэффициент безопасности принимается равным 1,5.

При проверке прочности расчетные напряжения сравниваются с разрушающими.

Различаются разрушающие напряжения для зоны растяжения и зоны сжатия.

Разрушающие нормальные напряжения для трехслойных панелей, несущие слои которой выполнены из углепластика, принимаются равными:

в зоне растяжения

^    _ ]У _КМ.

^разр -*м^в г

в зоне сжатия

<7разр = Я2аГ,

где Кх =0,88; У = 0,5; с£м — предел прочности композитного материала со смешанной схемой укладки, в которой применяются слои с ориентацией 0°, +45° и 90°, должен рассчитываться по формуле

<?г = I^i er,cos4 ос,-/ = I п

где сг/— предел прочности однонаправленного слоя с нулевым углом ориентации; п — количество слоев;

ttj — количество слоев /-го угла ориентации; а, — угол ориентации однонаправленного слоя.

Разрушающие нормальные напряжения для трехслойных панелей, несущие слои которой выполнены из стеклопластика, принимаются равными для слоев с ориентацией 45°: в зоне растяжения

<Тразр = (^ + С)/2,

где <тв, Og° — пределы прочности монослоя стеклопластика при растяжении вдоль и поперек основы;

в зоне сжатия

<Тразр = (Л + ^в)/2,

где <т?в„ <т?в — пределы прочности монослоя стеклопластика при сжатии вдоль основы и поперек основы.

В зоне сжатия не допускается общей потери устойчивости трехслойных панелей, т.е.

где <7кр — критические напряжения сжатия в несущих слоях трехслойной панели.

Если критические напряжения сжатия панели меньше разрушающих, определенных как доля от


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................. 5

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел 1. Область распространения...... 7

Раздел 2. Определения и пояснения...... 7

Раздел 3. Условия обеспечения безопасности. 9

Раздел 4. Общие требования......... 9

Раздел 5 Документы.............. 9

ЧАСТЬ L КЛАССИФИКАЦИЯ

Раздел 1. Общие положения..........11

Раздел 2 Символ класса малого экраноплана

типа А................11

Раздел 3. Классификационные освидетельствования............12

Раздел 4. Техническая документация.....13

ЧАСТЬ II. КОРПУС

Раздел 1. Принципы проектирования.....18

Раздел 2. Общие требования к

конструкции корпуса ........ 21

ЧАСТЬ III. УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ

И СНАБЖЕНИЕ

Раздел 1.    Общие положения..........25

Раздел 2.    Рулевое устройство.........25

Раздел 3.    Якорное устройство.........26

Раздел 4.    Швартовное и буксирное

устройства..............26

Раздел 5.    Сигнальные мачты.........27

Раздел 6.    Устройство и оборудование

помещений.............27

Раздел 7.    Аварийное снабжение........27

ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ (УСТОЙЧИВОСТЬ)

Раздел 1. Общие положения..........28

Раздел 2. Общие технические требования... 28

Раздел 3. Опыт кренования..........29

Раздел 4. Отступления от Правил.......29

Раздел 5. Условия достаточной остойчивости

(устойчивости)...........29

Раздел 6. Перегон экранопланов.......29

Раздел 7. Общие требования к остойчивости

(устойчивости)...........29

Раздел 8. Остойчивость (устойчивость)

при эксплуатации..........29

ЧАСТЬ V. ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ И ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

Раздел 1. Общие положения..........32

Раздел 2. Запас плавучести в неповрежденном состоянии..........33

Раздел 3. Величина надводного борта .... 33 Раздел 4. Требования к плавучести и

остойчивости после повреждения . 33

ЧАСТЬ VI. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

Раздел 1. Общие положения......... 35

Раздел 2. Конструктивная противопожарная

защита..................... 35

Раздел 3. Средства пожаротушения.....36

ЧАСТЬ VII. МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Раздел 1. Общие положения......... 36

Раздел 2. Передачи и валы.......... 36

Раздел 3. Движители............. 36

ЧАСТЬ VIII. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

Раздел 1. Общие положения......... 37

Раздел 2. Осушительная система.......37

Раздел 3. Топливная система......... 37

Раздел 4. Газовыпускная система.......39

Раздел 5. Система вентиляции........ 39

Раздел 6. Система гидравлики........40

ЧАСТЫХ. МЕХАНИЗМЫ

Раздел 1. Общие положения.........40

Раздел 2. Двигатели..............40

Раздел 3. Механические и гидравлические приводы....................41

ЧАСТЬ X. ТЕПЛООБМЕННЫЕ АППАРАТЫ И СОСУДЫ ПОД ДАВЛЕНИЕМ......41

ЧАСТЬ XI. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Раздел 1. Общие положения.........42

Раздел 2. Общие требования.........42

Раздел 3. Основной источник электрической

энергии...............43

Раздел 4. Аварийный источник электрической

энергии...............43

Раздел 5. Распределение электрической энергии . 43

Раздел 6. Аккумуляторы...........44

Раздел 7. Запасные части...........45

ЧАСТЬ XII. ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ.................45

ЧАСТЬ XIII. МАТЕРИАЛЫ........45

ЧАСТЬ XIV. ФОРМИРОВАНИЕ КОРПУСА

Раздел 1. Общие положения.........45

Раздел 2. Технология.............46

Раздел 3. Контроль..............48

ЧАСТЬ XV. АВТОМАТИЗАЦИЯ

Раздел 1. Область распространения.....48

Раздел 2. Определения и пояснения.....48

Раздел 3. Объем надзора...........49

Раздел 4. Техническая документация.....49

Раздел 5. Системы стабилизации.......49

Раздел 6. Посты управления экранопланом . 49


<7В, то за критерий достаточной прочности в зоне сжатия принимаются <7кр панели.

Расчетные касательные напряжения в трехслойных панелях сравниваются с разрушающими

^разр Тв,

где тв — предел прочности при сдвиге монослоя при условии, что не наблюдается общей потери устойчивости трехслойных панелей при сдвиге, т.е. тра3р < tk,,.

Разрушающие напряжения в металлических конструкциях принимаются равными:

^Тразр

где К = 0,9 — коэффициент концентрации в районе сварных швов или в заклепочных соединениях.

Общая прочность конструкций специальных устройств проверяется в сечениях, ослабленных вырезами, на самые максимальные расчетные нагрузки.

Общая прочность корпуса ЭПм проверяется не менее чем в трех поперечных сечениях для случаев прогиба и перегиба.

В тех конструкциях специальных устройств, где жесткости поперечных сечений на изгиб и сдвиг постоянны по их длине, проверка прочности проводится по одному или двум сечениям. Местная прочность элементов конструкции проверяется на местные нагрузки, при этом расчетные напряжения сравниваются с разрушающими. Прочность стыковочных узлов, представляющих соединение отдельных конструкций специальных устройств ЭПм, должна обеспечивать передачу усилий от одной конструкции к другой. Расчетные напряжения, полученные в элементах стыковочных узлов, сравниваются с разрушающими.

1.3.3 Для корпуса и специальных устройств должна быть обеспечена необходимая величина эксплуатационного ресурса основных (типовых) узлов и соединений.

Ресурс конструкций, отличающихся от типовых, может определяться с учетом проводимых в процессе эксплуатации осмотров и ремонтов. Периодичность осмотров таких конструкций должна быть согласована с Регистром.

РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ КОРПУСА

2.1    Общие указания.

2.1.1    Приведенные ниже требования относятся к корпусам из полимерных композитных материалов (ПКМ).

2.1.2    В конструкции, как правило, используется смешанная система набора. Для крыла применяется продольная система набора, для

корпуса и плиты под центральный пневмобаллон — поперечная система набора.

Все балки рамного набора, шпангоуты, стрингеры, переборки, а также подкрепления в районах действия сосредоточенных усилий (фундаменты под пилон, главные двигатели и др.) должны устанавливаться непосредственно на обшивку.

2.1.3    Размеры связей корпусных конструкций должны определяться на основании расчетов общей и местной прочности.

2.1.4    Изменения формы или сечения связей в конструкциях корпуса должны выполняться плавными. Все вырезы должны иметь скругленные углы и гладкие кромки.

2.1.5    По длине корпуса должно предусматриваться плавное изменение размеров профилей и конструктивных элементов продольных связей.

2.1.6    Необходимо обеспечивать непрерывность возможно большего числа основных продольных связей. В районах окончания продольных связей следует обеспечивать плавность изменения их сечений. При нарушениях непрерывности связей, в том числе при резком изменении их направления, должна предусматриваться соответствующая перевязка конструкций.

2.1.7    В одном поперечном сечении корпуса не должно заканчиваться более двух расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости основных продольных связей палуб, бортов и днища.

2.1.8    В районах окончания основных продольных связей палуб, бортов и днища уменьшение их высоты должно предусматриваться на длине, не меньшей 1,5 высоты связи, если в настоящих Правилах отсутствуют другие указания.

Концы продольных связей должны доводиться до ближайшей поперечной связи и с ней соединяться.

2.1.9    Прямоугольные вырезы в палубе, бортах и продольных переборках следует располагать большей стороной вдоль длины ЭПм. Радиус скругления углов прямоугольных вырезов должен быть не менее 0,15 меньшей стороны выреза.

2.1.10    Конструктивное оформление элементов крыла, скегов и пневмобаллонов, имеющих контакт с поверхностью воды (земли) на переходных режимах движения, выбирается из условия обеспечения их работоспособности в пределах предусмотренного срока службы.

2.2 Виды соединений.

2.2.1 Соединение балок набора.

.1 Соединение балок набора должно выполняться встык. При этом расстояние между стыками полок и стыками стенок следует принимать не менее половины высоты балки.

Соединения внахлест не допускаются.


Содержание


ЧАСТЬ XVI. СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, РАДИООБОРУДОВАНИЕ И НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Раздел 1. Общие положения..........51

Раздел 2. Спасательные средства.......51

Раздел 3. Сигнальные средства........51

Раздел 4. Радиооборудование.........52

Раздел 5. Навигационное оборудование ... 54

ПРИЛОЖЕНИЕ. Типовая инструкция

по обеспечению безопасности малых экранопланов типа А в эксплуатации ....    59


ВВЕДЕНИЕ

1.    Международные конвенции, ратифицированные в отношении обычных судов, Международный кодекс безопасности высокоскоростных судов1 и Правила, действующие в соответствии с этими конвенциями, не могут быть применены к малым легким судам-экранопланам, обладающим сверхвысокими относительными скоростями основного эксплуатационного режима, которым является полет в непосредственной близости от водной поверхности.

Необходимость обеспечения уровня безопасности данных судов не ниже, чем у водоизмещающих или обычных высокоскоростных судов и понимание того, что увеличение прочности корпуса приведет к неоправданному росту его массы и мощности главных двигателей, не гарантируя при этом безопасности пассажиров при столкновении, потребовали разработки новых подходов к обеспечению безопасности, создания Правил классификации и постройки малых экранопланов типа А2.

2.    При разработке Правил была принята следующая концепция применения малого экра-ноплана типа А3 как высокоскоростного транспортного средства с динамическими принципами поддержания:

.1 Основным эксплуатационным режимом ЭПм является полет над поверхностью воды или иной опорной поверхностью (экраном) в зоне аэродинамического влияния этой поверхности.

.2 ЭПм спроектирован таким образом, что при любых маневрах и любых внешних воздействиях, предусмотренных в процессе нормальной эксплуатации, он не может увеличивать высоту полета за пределы высоты действия «эффекта экрана».

.3 ЭПм обладает амфибийными качествами — способностью движения над поверхностью суши, льда, снега и т.д.

.4 ЭПм обладает способностью преодолевать уклоны суши для выхода на специально оборудованные площадки или пологий берег для осуществления погрузочно-разгрузочных операций, базирования, мелкого ремонта, технического обслуживания, заправки и для схода с таких площадок.

.5 Переход ЭПм в основной эксплуатационный режим движения и обратно в обычных условиях эксплуатации осуществляется на водной поверхности. Для амфибийного ЭПм переход в особый, амфибийный, режим и обратно может осуществляться над поверхностью, которая не является водной.

.6 Мореходность ЭПм зависит от его размеров и ограничивается главным образом условиями

погоды (балльностью ветра и волнения), при которых осуществимы безопасные взлет и посадка судна на воду.

.7 Безопасность эксплуатации дополнительно обеспечивается естественной устойчивостью полета ЭПм в достаточно широком диапазоне изменения крена, дифферента, высоты полета и скорости, а также способностью произвести посадку на воду в любой фазе полета или самостоятельно выйти на пологий берег и сойти с берега на воду.

.8 Для обеспечения повышенных взлетно-посадочных или амфибийных качеств газовые струи основных или дополнительных движителей могут направляться под крыло для создания дополнительной весовой разгрузки ЭПм за счет повышения давления воздуха в зоне между крылом и экраном (статическая воздушная подушка).

.9 Для обеспечения выхода на берег и снижения перегрузок при взлете-посадке на волнении на днище ЭПм и скегов могут устанавливаться различные амортизирующие устройства.

.10 ЭПм обладает скоростью основного эксплуатационного режима, значительно превышающей скорость обычных судов и скорость наиболее быстроходных высокоскоростных судов. В результате этого все суда могут рассматриваться для него как неподвижные объекты, что делает их маневрирование для расхождения с ЭПм неэффективным. Поэтому при полете в основном эксплуатационном режиме, а также при взлете и посадке ЭПм необходимо заранее предусмотреть такие действия, которые не помешают плаванию других судов.

.11 Во всех режимах движения на воде ЭПм подчиняется правилам расхождения судов Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72).

.12 ЭПм не имеет средств заднего хода. Это должно быть учтено при расхождении судов. Осуществление резкого торможения в случае необходимости осуществляется посадкой на воду, остановкой или поворотом на воде, либо другими безопасными способами.

.13 Безопасность ЭПм после повреждения при движении на воде обеспечивается конструктивными и организационно-техническими мероприятиями, соответствующими основным принципам Правил обеспечения безопасности судов с динамическими принципами поддержания1 и Кодекса ВСС. Повреждения ЭПм в результате столкновения с препятствием при движении в воздухе не рассматриваются и должны быть исключены обеспечением ЭПм соответствующими техничес-

1 Далее — «Правила СДПП»


Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А


кими возможностями по своевременному обнаружению препятствий, изменению высоты и направления полета, посадки на воду и маневрирования в горизонтальной плоскости и т.д., а также соответствующими организационно-техническими мероприятиями.

3. Ни одно положение настоящих Правил не должно служить причиной, сдерживающей дальнейшее развитие ЭПм. Правила подлежат пересмотру и корректировке по мере накопления опыта их применения при проектировании, постройке и эксплуатации ЭПм.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ 1. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1    Настоящие Правила распространяются на ЭПм типа А4 с мощностью двигателей более 55 кВт, которые:

.1 перевозят не более 12 пассажиров при условии, что все пассажиры обеспечены местами только для сидения;

.2 во время рейса удаляются от берега не более чем на 20 миль и от места убежища не более чем на 100 миль;

.3 эксплуатируются только в светлое время суток;

.4 имеют максимальную эксплуатационную массу не более 10 т.

1.2    Объем требований к ЭПм, которые не подпадают под действие 1.1, определяется в каждом конкретном случае Российским Морским Регистром Судоходства5.

1.3    На ЭПм распространяются Общие положения о надзорной деятельности в той мере, в какой они применимы к подобного рода судам, если это не оговорено иначе настоящими Правилами.

1.4    Правила классификации и постройки морских судов распространяются на ЭПм в той мере, в какой это оговорено в каждой части настоящих Правил.

1.5    На ЭПм, которые к моменту вступления в силу настоящих Правил находились в постройке или в эксплуатации, требования Правил распространяются в той мере, в какой это целесообразно и практически возможно.

РАЗДЕЛ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

В настоящих Правилах приняты следующие определения:

Амортизирующее устройство — устройство, обеспечивающее снижение вертикальных перегрузок на взлетно-посадочных режимах ЭПм и его амфибийные качества.

Амфибийный режим — особый режим амфибийного ЭПм, когда он движется над поверхностью, не являющейся водной (например, суша, лед, снег, болото и т.д).

Базовый порт — конкретный порт, указанный в путевом наставлении по эксплуатации и имеющий:

доступ к средствам, оснащенным надлежащим оборудованием для спасания и выживания;

доступ к службам технического обслуживания ЭПм, оснащенным соответствующим оборудованием.

Водоизмещающий режим — состояние покоя или движения, при котором масса ЭПм полностью или в преобладающей степени поддерживается гидростатическими силами.

Водоизмещение порожнем — водоизмещение ЭПм, в метрических тоннах, без груза, топлива, смазочного масла, пресной и питьевой воды в цистернах, без расходуемых запасов, а также без пассажиров и экипажа и их вещей.

Воздушное крыло — профилированная пластина или объемная конструкция, предназначенная для создания аэродинамической подъемной силы с использованием эффекта экрана и формирования статической и динамической воздушной подушки.

Высота действия «эффекта экрана» — высота, определяемая отношением площади несущего воздушного крыла (крыльев), использующего эффект экрана к его (их) размаху.

Государство базового порта — государство, в котором расположен базовый порт.

Длина экраноплана L — наибольшая длина, м, водонепроницаемой оболочки жесткого корпуса.

Закрылок — элемент, являющийся неотъемлемой частью или продолжением воздушного крыла и используемый для регулирования гидродинамической и/или аэродинамической подъемной силы крыла.

«Закрытое воздействию моря» означает, что вода не проникает внутрь судна при ветроволновых условиях, вплоть до критических проектных условий.

Значительная высота волны — средняя высота одной трети самых высоких волн, наблюдаемых за определенный период.

Критические проектные условия — установленные предельные условия, выбранные для проектных целей, которые ЭПм должен выдерживать в водоизмещающем режиме. Такие условия должны быть более жесткими, чем наихудшие допускаемые условия с теми соответствующими проектными запасами, которые обеспечивают достаточную безопасность в условиях выживания.

Максимальная скорость — скорость в режиме полета, развиваемая при максимальной длительной мощности энергетической установки при максимальной эксплуатационной массе на тихой воде.

Максимальная эксплуатационная масса — наибольшая масса, до которой Регис-


Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А


тром разрешается эксплуатация ЭПм в экранном режиме.

Малый экраноплан типа А — высокоскоростное судно, подпадающее под действие 1.1, масса которого в основном эксплуатационном режиме (экранном) поддерживается подъемной силой, развивающейся на воздушном крыле (крыльях), использующем аэродинамическое влияние близости поверхности воды или иной опорной поверхности (эффект экрана), и не предназначенное для эксплуатации за пределами высоты действия «эффекта экрана».

Машинные помещения — помещения, в которых расположены двигатели внутреннего сгорания суммарной мощностью более 55 кВт, электрогенераторы, установки жидкого топлива, главная двигательная установка, главная электрическая установка, и подобные помещения, а также шахты, ведущие в такие помещения.

Место сбора — место, где в случае аварийной ситуации пассажиры могут собраться, получить инструкции и подготовиться к оставлению ЭПм, если это необходимо. Пассажирские помещения могут служить местом сбора, если в них все пассажиры могут быть проинструктированы и подготовлены к оставлению ЭПм.

Место убежища — любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия ЭПм в случае возникновения обстоятельств, угрожающих его безопасности.

Наихудшие допускаемые (заданные) условия — оговоренные окружающие условия, в пределах которых предусматривается эксплуатация ЭПм при выдаче ему Классификационного свидетельства. При этом должны приниматься во внимание такие параметры, как наибольшая допускаемая сила ветра, значительная высота волны (включая неблагоприятные сочетания длины и направления бега волн), минимальная температура воздуха, видимость и глубина моря, обеспечивающие безопасную работу, и такие другие параметры, которые может потребовать Регистр в зависимости от проекта ЭПм для данного района эксплуатации.

Орган стабилизации — орган, создающий силы, необходимые для стабилизации и управления положением ЭПм в пространстве (рули направления и высоты, закрылки и элероны, поворотные пилоны и т.д.).

Пассажир — всякое лицо, за исключением: капитана и членов экипажа или иных лиц, работающих либо выполняющих на ЭПм какие-либо обязанности, связанные с деятельностью ЭПм, и ребенка не старше одного года. Переходный режим — режим между

водоизмещающим и режимом глиссирования.

Полет — состояние движения ЭПм в воздухе после отрыва от поверхности воды или иной опорной поверхности.

Посты управления — помещения, в которых расположено судовое радиооборудование, или навигационное оборудование, или аварийный источник энергии и аварийный распределительный щит, или в которых сосредоточены средства управления системами пожаротушения или сигнализацией обнаружения пожара, или в которых расположены другие средства, необходимые для безопасной эксплуатации ЭПм, такие как системы управления движением, громкоговорящей связи, стабилизации и т.п.

Пост управления с постоянной вахтой — пост управления, в котором непрерывно несет вахту ответственный член экипажа во время нормальной эксплуатации ЭПм.

Расчетная высота полета на волнении — высота полета в экранном режиме с эксплуатационной скоростью на волнении, соответствующем наихудшим допускаемым условиям, указываемая в документации.

Расчетная высота полета на тихой воде — высота полета в экранном режиме с эксплуатационной скоростью на тихой воде, указываемая в документации.

Режим глиссирования — режим нормальной эксплуатации ЭПм на поверхности воды, при котором гидродинамические силы глиссирования существенно или преимущественно поддерживают массу ЭПм.

Режим взлета-посадки — режим между режимом глиссирования и экранным режимом.

Рубка управления — выгороженное помещение, из которого осуществляются навигация и управление ЭПм.

С к е г — присоединенная к воздушному крылу или выполненная как его часть продольная вертикальная или наклонная профилированная пластина или объемная конструкция, служащая для уменьшения индуктивного аэродинамического сопротивления воздушного крыла и ограничения статической и динамической воздушной подушки.

Температура вспышки — температура вспышки, установленная путем испытания с использованием аппарата с закрытым тиглем, указанного в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов.

Ширина экраноплана В — ширина, м, в самой широкой части теоретической водонепроницаемой оболочки жесткого корпуса.

Экранный режим — основной эксплуатационный режим полета судна вблизи поверхности воды или иной опорной поверхности в


диапазоне высот действия «эффекта экрана».

Эксплуатационная (рабочая) скорость — 90% максимальной скорости.

РАЗДЕЛ 3. УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1 Необходимый уровень безопасности ЭПм в эксплуатации обеспечивается совместным выполнением требований настоящих Правил, регламентирующих обеспечение безопасности техническими средствами, предусмотренными на самом ЭПм, и организационно-технических и режимных мероприятий, приведенных в приложении к настоящим Правилам.

Комплекс организационно-технических и режимных мероприятий обеспечивается судовладельцем.

РАЗДЕЛ 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1    Головной ЭПм должен быть испытан по одобренной Регистром программе, содержащей проверки в объеме, достаточном для подтверждения надежности ЭПм и безопасности его эксплуатации при наихудших допускаемых условиях.

Программа должна предусматривать проверки поведения ЭПм, его механизмов и систем при согласованных с Регистром имитациях аварийных случаев, отказов, ошибок в управлении, а также определение при необходимости внешних нагрузок, на которые рассчитываются конструкции. Эти испытания должны проводиться в присутствии инспектора Регистра.

4.2    По результатам испытаний должны также быть назначены критические проектные условия (высота волны, скорость ветра и т.д.), при которых ЭПм при вынужденных обстоятельствах может осуществлять движение в водоиз-мещающем режиме при соблюдении правил хорошей морской практики. Такие параметры и рекомендации по управлению в водоизмещаю-щем режиме должны быть указаны в инструкции по эксплуатации.

4.3    О всех случаях нарушения устойчивости хода ЭПм, т.е. о появлении необычных углов крена и дифферента, потере управляемости и появлении других ненормальностей в поведении ЭПм судовладелец обязан известить инспекцию Регистра, осуществляющую надзор.

4.4    Все замены на ЭПм материалов, конструкций, механизмов, приборов и другого оборудования, поднадзорных Регистру, должны быть согласованы с Регистром.

4.5    Регистр может освободить ЭПм от выпол

нения какого-либо требования настоящих Правил, если будет доказано, что это затрудняет усовершенствование ЭПм. При этом должен быть обеспечен уровень безопасности, не меньший, чем предусматривается настоящими Правилами.

4.6 Если ЭПм, на котором не выполняется какое-либо требование настоящих Правил, предназначен для международных рейсов, то обеспечиваемый уровень безопасности должен быть признан достаточным Регистром и Адми-нистра-цией страны, в порты которой будет заходить ЭПм.

РАЗДЕЛ 5. ДОКУМЕНТЫ

5.1    Регистр выдает на ЭПм, плавающие под флагом Российской Федерации, Классификационное свидетельство, Свидетельство на оборудование и снабжение и Свидетельство о годности к плаванию.

5.2    Документом, подтверждающим выполнение требований частей I — XV настоящих Правил, является Классификационное свидетельство. В Классификационном свидетельстве указываются параметры наихудших допускаемых условий, при которых разрешается движение ЭПм в экранном режиме, параметры критических проектных условий, предельное удаление от берега и места убежища и, если необходимо, другие ограничения.

5.3    Документом, подтверждающим выполнение требований, указанных в части XVI «Спасательные средства, сигнальные средства, радиооборудование и навигационное оборудование», является Свидетельство на оборудование и снабжение.

5.4    Документы, указанные в 5.1, выдаются на один год.

5.5    Документом, подтверждающим комплексное выполнение судовладельцем организационно-технических и режимных мероприятий, указанных в приложении, является Подтверждение о готовности судовладельца к эксплуатации экраноплана (см. приложение), представляемое Регистру судовладельцем. Это Подтверждение должно ежегодно возобновляться.

5.6    Если какое-либо из организационно-технических и режимных мероприятий, указанных в приложении, не выполняется, Подтверждение теряет силу.

Подтверждение о готовности судовладельца к эксплуатации экраноплана должно быть возобновлено после устранения причин, по которым предыдущее Подтверждение утратило силу.

5.7    При наличии действующих документов,


Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А

указанных в 5.1 и 5.5, Регистр выдает на каждый ЭПм Свидетельство о годности к плаванию.

В Свидетельстве о годности к плаванию указываются конкретная линия, линии или акватория, где разрешена эксплуатация ЭПм с учетом погодных условий и удаления от берега и места убежища, а также другие ограничения, указанные в Свидетельствах, перечисленных в 5.1.

5.8 Свидетельство о годности к плаванию,

выданное Регистром на ЭПм, в дополнение к указанному в 1.4.14 Общих положений о надзорной деятельности, теряет силу:

.1 если Подтверждение о готовности судовладельца к эксплуатации экраноплана утратило силу;

.2 если судовладелец не выполнил требование

4.3 или 4.4.


1

Далее — «Кодекс ВСС».

2

" Далее — «Правила».

3

Далее — «ЭПм».

4

   Согласно классификации ИМО, отраженной в проекте Международного кодекса ЭП (DE 40/11/1).

5

   Далее — «Регистр».